Меню

Вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства

Классификация земельных участков частично основывается на их целевом предназначении. От назначения земли зависят и виды ее дозволенного использования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что в 2019 году представляет собой земельный участок со статусом ЛПХ? Приобретая участок земли, необходимо точно представлять себе цель его использования.

В зависимости от своего статуса земля может иметь различное предназначение. Что такое участок ЛПХ в 2019 году?

Участок ЛПХ, что это значит? В законодательстве РФ отсутствует достаточно четкое описание термина «ЛПХ», применяемого по отношению к земельным участкам.

Согласно имеющимся нормам участок категории ЛПХ представляет собой земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства.

Такой вид разрешенного использования документально подтвержден и выступает основным. Все земли в России разделены на категории в соответствии с целевым назначением.

Лидирующие позиции занимают земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения. Земельные территории данных категорий в свою очередь делятся по видам возможного использования.

Уникальность земельного участка ЛПХ в том, что он может относиться как к землям населенных пунктов, так и к землям сельскохозяйственного назначения.

В зависимости от своего месторасположения участок ЛПХ может быть:

Приусадебным В случае нахождения в пределах населенного пункта. При этом категория участка определяется как «земли населенных пунктов»
Полевым При размещении за пределами поселения. Категория в такой ситуации соответствует «землям сельскохозяйственного назначения»

В чем цель деления земель по категориям? Виды использования земли всецело зависят от присвоенного ей статуса.

Категория земель используется для определения видов деятельности, которые допустимо осуществлять на конкретной территории.

На основании категории и вида использования разрешается или запрещается строительство, с/х производство, садоводство, промышленное применение и прочее.

Землями сельскохозяйственного назначения именуются земельные территории с плодородными почвами, расположенные за границами поселений и предназначенные для нужд с/х производства.

Используются такие территории:

  • для ведения личных подсобных хозяйств;
  • под садоводство и огородничество;
  • для сенокоса и выпаса скота;
  • под дачное строительство и т.п.

Индивидуальная жилищная застройка для таких земель предусмотрена условно. Как правило, требуется соблюдение определенных условий или изменение категории земли.

К землям населенных пунктов причисляются земельные территории внутри поселения. Они предназначены для застройки в соответствии с генеральным планом населенного пункта и для развития поселения.

Основные виды использования:

  • застройка;
  • индивидуальное строительство;
  • ведение личного подсобного хозяйства.

Таким образом, назначение земельного участка со статусом ЛПХ определяется исходя из присвоенной категории.

Аббревиатура ЛПХ расшифровывается как личное подсобное хозяйство. Таким термином обозначается форма деятельности граждан, направленная на производство сельхозпродукции и последующую ее переработку.

Но для соответствия деятельности статусу ЛПХ должны соблюдаться некоторые условия. А именно:

Отсутствие наемных работников И выполнение всех работ членами семьи
Отсутствие предпринимательской деятельности Хотя допускается реализация излишков производства
Участок предоставлен именно под ЛПХ О чем свидетельствует ответствующая отметка в документах

Назначение земли ЛПХ зависит от ее месторасположения. Участок внутри населенного пункта считается приусадебным.

Следовательно, на нем можно возвести жилой дом и иные строения. Одновременно с этим разрешается производство сельхозпродукции в личных целях.

Полевой участок ЛПХ, то есть находящийся за пределами поселения, можно использовать только для производства с/х продукции.

Капитальное строительство на полевых участках запрещено, хотя допускается возведение сооружений, используемых при производстве.

Использование земельных участков ЛПХ регламентируется ФЗ № 112 от 7.07.2003. В ст.2 Закона «О личном подсобном хозяйстве» определено, кто может использовать такие земли.

Производством с/х продукции вправе заниматься только собственник со своей семьей. Земли ЛПХ в основном принадлежат государству и муниципалитетам.

Участки могут выделяться на бесплатной основе, сдаваться в аренду или продаваться. Каждый вариант предоставления земли предполагает свой порядок.

В бессрочное безвозмездное пользование земля предоставляется только определенным категориям граждан.

В указанном законе предопределены все возможные нюансы использования земель ЛПХ:

  • допустимый размер участка;
  • разрешенные виды использования;
  • порядок возникновения прав и т.д.

Участок со статусом ЛПХ станет оптимальным решением для граждан, которые решили заняться производством сельскохозяйственной продукции и ее переработкой с целью продажи.

Землю можно купить или арендовать, в обоих случаях права использования одинаковы. А вот регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или юрлица совсем не требуется.

Для продажи излишков продукции не понадобится кассовый аппарат, патент или иной вариант взаимодействия с налоговыми органами.

Фермеру достаточно получить в местной администрации справку. На ее основании оформляется разрешение на продажу продуктов, подтверждающее соответствии санитарным и иным нормам.

Основным преимуществом ЛПХ как раз и является то, что вся полученная от реализации продукции выручка налогообложению не подлежит.

По закону деятельность, связанная с ведением личного подсобного хозяйства, не относится к предпринимательству.

Кроме прочего в п.13 ст.217 НК РФ сказано, что с доходов ЛПХ не взимается подоходный налог, если соблюдаются такие условия:

  • площадь участка не превышает максимально допустимого значения;
  • наемные работники не привлекались ни на одном этапе производства.

Однако нужно учитывать, что от налогообложения продукции владельцы земель ЛПХ освобождаются лишь при условии наличия надлежащей записи в учетной документации местной администрации.

В частности местные органы власти должны зарегистрировать факт ведения личного хозяйства и выдать соответствующую справку.

В ней указываются данные о конкретном хозяйстве, в том числе площадь участка и виды выпуска/переработки продукции.

В ст.4 ФЗ № 112 определено, для каких целей могут использоваться земли ЛПХ. Виды использования определены исходя из местонахождения участка.

Приусадебный земельный участок ЛПХ, расположенный внутри населенного пункта, по своему назначению схож с участком ИЖС.

Здесь можно построить жилой дом с возможностью регистрации в нем. Также допускается возведение бытовых, производственных и иных сооружений.

При этом обязательным требованием является соблюдение санитарных, пожарных, строительных экологических норм, градостроительных регламентов и иных требований.

Кроме того на приусадебном участке позволено производство сельхозпродукции для личных целей, с возможностью реализации излишков.

Можно на такой земле разводить скот и домашнюю птицу. Подобный вариант идеален для создания небольшого фермерского хозяйства с постоянным проживанием на его территории.

Для полевого участка ЛПХ допускаются аналогичные виды использования касательно производства с/х продукции. Также можно использовать землю только под животноводство или выращивание с/х культур.

Отличие полевого участка от приусадебного в полном запрете на капитальное строительство. Любая размещенная здесь постройка должна иметь временный характер.

К примеру, разрешение на строительство бани на участке ЛПХ полевого типа не потребуется, если здание сооружается без закладки фундамента.

В противном случае имеет место нецелевое использование земель и, как следствие, применение штрафных санкций.

По ст.33 ЗК РФ и п.4 ст.4 ФЗ № 112 минимальная и максимальная площадь участка, предоставляемого гражданам из государственного или муниципального земельного фонда, определяется нормативам местных органов власти.

То есть в разных регионах допустимые пределы могут существенно различаться. В основном порядок установления норм зависит от общего объема неиспользуемых земель в пределах района/округа и от степени их востребованности.

Вместе с тем п.5 ст.4 ФЗ № 112 устанавливает, что максимальная площадь участка ЛПХ, находящегося в собственности или пользовании на ином основании у граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, не должна превышать 0,5 га.

И тут же делается оговорка, что субъект РФ своим распоряжением вправе увеличить допустимый максимальный размер участка, но не больше, чем в пять раз.

На основании указанных норм минимальный размер участка не имеет точного определения.

А вот предельный размер установлен достаточно четко на уровне 2,5 га, но максимальная площадь зависит от региональных норм.

Прежде строительство жилого дома на любом участке кроме ИЖС сопровождалось различными сложностями.

Какой срок регистрации права собственности на недвижимое имущество в 2019 году через МФЦ, читайте здесь.

Хотя возведение капитальных сооружений допускалось и на землях ЛПХ, но когда дело доходило до регистрации в построенном доме, владелец сталкивался с невозможностью ввода в эксплуатацию или присвоения адреса.

В нем подтверждалось, что дома, возведенные на участках ЛПХ могут признаваться пригодными для проживания.

Значит, в таком доме можно оформить постоянную регистрацию. Но норма касается только земель ЛПХ с категорией земель населенных пунктов.

Планируя строительство жилого дома на участке ЛПХ, следует заранее позаботиться о документах для регистрации права собственности.

Вновь построенный объект должен быть поставлен на кадастровый учет. Для этого после завершения строительства потребуется обратиться в БТИ для оформления технического плана на здание.

На его основании данные об имуществе вносятся в Кадастр, и только потом регистрируется право собственности.

Помимо кадастрового паспорта для регистрации дома потребуются такие документы:

  • правоустанавливающий документ на земельный участок;
  • разрешение на строительство (для незавершенного объекта);
  • акт о вводе в эксплуатацию.

До 2019 года построенный на приусадебном участке ЛПХ дом еще можно зарегистрировать без разрешения на строительство. Для этого можно воспользоваться «дачной амнистией».

От заявителя потребуется только документы на землю и технический паспорт здания. В дальнейшем такие строения будут признаваться самостроем.

Важно! При регистрации права собственности на построенный объект разрешение на строительство не требуется при наличии акта о вводе в эксплуатацию.

Но ст.51 Градостроительного Кодекса указывает на необходимость наличия разрешения на строительство.

Ч.1 ст.9.5 КоАП устанавливает ответственность для нарушителей этой нормы. За строительство без разрешения налагается штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей.

Причем налагаться такое взыскание может неоднократно в продолжение всего строительного процесса.

Выдачей разрешений на строительство дома занимается местная администрация на основании обращения гражданина и предоставленных документов.

В первую очередь необходимо запросить в архитектурном отделе местной администрации ГПЗУ (градостроительный план земельного участка). Выдается документ в течение тридцати дней.

Следующим этапом становится создание СПОЗУ (схема планировочной организации земельного участка). На схеме показано, как будут располагаться строения с учетом всех норм и требований.

План можно составить самостоятельно, начертив схему застройки на копии кадастрового плана, или заказать специалистам.

Далее в архитектурную службу муниципалитета или в орган госстройнадзора и экспертизы подается пакет документов, включающий в себя:

  • заявление о выдаче разрешения;
  • правоустанавливающая документация на участок;
  • ГПЗУ;
  • СПОЗУ.

В течение десяти дней документы изучаются, и при соответствии нормам выдается разрешение на строительство.

Действительно оно в течение десяти лет и сохраняет свою силу даже при смене владельца. Разрешение привязано к конкретному участку, а не к гражданину.

Как уже упоминалось, регистрация жилого дома осуществляется на основании акта о вводе в эксплуатацию.

После получения разрешения на строительство можно начинать застройку. Как только все объекты будут достроены, следует вновь обратиться в администрацию.

Для приема здания формируется комиссия. Она проверяет готовый объект на предмет соответствия утвержденному плану застройки и нормам жилищного строительства.

Если недочетов не выявлено составляется акт о вводе дома в эксплуатацию. На его основании регистрируется право на дом.

Однако не следует забывать и о документах на сам участок. Право владения землей должно быть соответствующим образом зарегистрировано.

Если участок приобретается у частного лица, то проблем с оформлением не возникает. Другое дело – получение земли от муниципалитета.

Для получения участка ЛПХ из государственного или муниципального фонда гражданин должен самостоятельно найти подходящий участок неиспользуемой земли.

О правах собственности на участках, его категории и прочих характеристиках можно узнать в открытом доступе, на публичной карте Росреестра.

После выбора участка нужно получить в администрации предварительное постановление о выделении надела с отображением всех значимых данных.

На основании постановления гражданин самостоятельно ставит участок на кадастровый учет.

Затем нужно обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении участка (на льготных основаниях, в аренду, за выкуп).

Вещное право на земельный участок регистрируется в Росреестре при предъявлении документа, полученного от администрации. Это может быть:

  • акт о предоставлении участка в бессрочное безвозмездное пользование;
  • договор долгосрочной аренды;
  • договор купли-продажи.

Один из наиболее популярных вопросов относительно участков ЛПХ касается возможности получения субсидии от государства.

Развитие ЛПХ относится к числу главных направлений государственной политики. В законодательстве перечислены направления, на которые выдаются субсидии:

  • разведение КРС;
  • закупка новой техники;
  • процедура искусственного осеменения КРС;
  • приобретение ветеринарных препаратов;
  • покупка ГСМ;
  • приобретение удобрений.

Для получения субсидии собираются такие документы:

  • заявление о предоставлении субсидии;
  • выписка из похозяйственной книги (выдается администрацией);
  • документы, подтверждающие расходы на развитие ЛПХ;
  • документы на используемый транспорт;
  • перечень скота;
  • акты выполненных работ.

Величина предоставляемой субсидии зависит от региона. В каждом субъекте РФ размер господдержки устанавливается индивидуально.

Гражданин, ведущий ЛПХ и планирующий получение субсидий, должен поставить свое хозяйство на учет в местных органах управления.

Для этого предоставляется паспорт заявителя-владельца и документы на владение землей. Со слов владельца ЛПХ записываются сведения о видах деятельности, количестве скота и сельхозтехники и т.д.

Ежегодно информация в похозяйственной книге подтверждается и при необходимости дополняется.

Регистрация в доме, возведенном на приусадебном участке ЛПХ, разрешена. Но возможность постоянной прописки допускается только в доме, соответствующем нормам индивидуального жилого строительства.

В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ понятие индивидуального жилого дома применимо к любому соответствующему зданию, независимо от того, к какой категории принадлежит земельный участок.

Это жилой, отдельно стоящий дом. Максимальное количество этажей равно трем, но допускается наличие четвертого мансардного этажа.

В доме может проживать только одна семья. Также указывается, что общая площадь такого дома не должна превышать 1 500 000 квадратных метров.

Читайте также:  Подготовка почвы под картофель осенью рекомендации специалистов

Если участок не превышает 1 200 квадратов, то на нем может размещаться только один жилой дом.

Соответствие возведенного дома нормам ИЖС проверяется на момент введения объекта в эксплуатацию специальной комиссией.

Возможностью увеличения участок ЛПХ могут воспользоваться собственники земель. Прирезка земли осуществляется на основании ФЗ № 171 от 23.06.2014.

Положение этого норматива позволяет оформить в собственность «ничьи» земли. Фактически речь идет о неиспользуемых государственных землях.

Официально процесс именуется «перераспределением земельных участков». Для осуществления прирезки необходимо, чтобы имеющийся участок состоял на кадастровом учете и имел четкие границы (межевание).

Образуемый участок должен соответствовать таким требованиям:

  • составные части относятся к одной категории земель;
  • новый участок не выходит за границы поселения;
  • не затрагивается территория общего пользования;
  • не затронуты границы застройки.

Прирезать сколько угодно земли не получится. Новый участок не должен превосходить предельно допустимого размера, установленного в регионе.

Видео: отличия ЛПХ от ИЖС


При превышении нормы необходимо образование отдельного участка и выкуп его по кадастровой стоимости.

Для оформления перераспределения в местную администрацию подается:

Заявление о перераспределении земель
Выписка из ЕГРН На основной участок или правоустанавливающие документы
Схема расположения будущего участка на кадастровом плане соответствующей территории Заказывается у кадастрового инженера

Обращение рассматривается в течение тридцати дней. При положительном решении участок ставится на кадастровый учет и с заявителем заключается соглашение о перераспределении земельных участков.

источник

Участок ЛПХ (личное подсобное хозяйство) может быть двух типов — полевым или приусадебным.

Приусадебный участок находится в границах поселения и относится к категории земель населенных пунктов.

Полевой ЛПХ находится за пределами поселения и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В вопросе строительства – это два совершенно разных понятия.

Рассмотрим подробнее, что можно строить на землях ЛПХ в зависимости от ВРИ и категории земельного участка.

Постройки, которые можно возводить на ЛПХ, определяются местным градостроительным регламентом и правилами застройки и землепользования.

  • жилой дом;
  • хозяйственные (подсобные, бытовые) помещения;
  • некапитальные строения.

Прежде чем начинать строительство необходимо заказать градостроительный план надела (ГПЗУ). Сделать это можно в отделе архитектуры по месту регистрации участка.

На его основе составляется схема планировочной организации надела (СПОЗУ), где необходимо указать расположение всех планируемых строений, за исключением некапитальных (постройки без фундамента).

Участок ЛПХ подразумевает одновременное наличие дополнительного вида разрешенного использования, под понятие которого попадает возможность строительства объектов типа гаража, бани, сарая и т.д.

Отдельное разрешение на постройку этих объектов брать не нужно, но в СПОЗУ необходимо указать их наличие.

Важно, чтобы все строения не нарушали СНиП, градостроительного регламента, правил застройки и землепользования, противопожарных правил и т.д.

  • Расположение объекта не ближе 5 метров от дороги и не ближе 3 метров от проезда.
  • Расположение объекта не ближе 1 метра от границы участка (забора).
  • Расположение объекта на необходимой дальности от строений на соседнем участке, а именно:
  • не ближе 6 метров друг от друга каменных (кирпичных) строений;
  • не ближе 10 метров друг от друга каменного и деревянного строений;
  • не ближе 16 метров друг от друга деревянных строений.

При этом расстояние измеряется от самой выступающей части строений.

Данные расстояния не обязательно выдерживать внутри границ одного участка, но примыкающая к кирпичному дому деревянная хозяйственная постройка не считается его продолжением и расстояние до построек соседнего участка должно быть выдержано как от кирпичного дома, так и от деревянного сарая.

На приусадебной земле ЛПХ (находится в составе земель населенных пунктов) можно строить все, без исключений, объекты, что указаны выше.

На приусадебном ЛПХ допускается возведение одного жилого дома, не разделенного на отдельные квартиры с общим количеством этажей не более трех. В расчет не берутся цокольные (подвальные этажи).

Подробную информацию читайте в отдельной статье.

Под хозяйственными постройками следует понимать строения с количеством этажей не более одного, которые предназначены для обслуживания жилого дома и земельного надела.

Информацию о них необходимо заранее указывать в СПОЗУ, но проект на каждый объект в отдельности составлять не нужно.

Если решение о строительстве гаража, бани, сарая и т.д. было принято после составления СПОЗУ – ничего страшного нет.

На объект также не нужно брать дополнительное разрешение, но при составлении следующего СПОЗУ (документ действителен в течение 10 лет) его необходимо там указать.

Согласно действующему законодательству максимальная площадь таких построек на участках более 10 соток составляет 200 квадратных метров в сумме.

При участке от 6 до 10 соток допускается возведение хозпостроек общей площадью до 100 м. кв.

При участке менее 6 соток допускается возведение хозяйственных построек общей площадью до 50 м. кв.

Данные ограничения носят скорее рекомендательный, чем обязательный характер и на практике не проверяются. Но при этом очень важно выдерживать нормы СНиП, ПЗЗ и другое.

Без дополнительных согласований допускается устройство колодцев и бурение скважин на первый водоносный горизонт.

В ином случае необходимо оформлять лицензию на артезианскую скважину.

Без ограничений и дополнительных согласований полевой ЛПХ можно обгораживать забором, а также ставить на нем передвижной вагончик (бытовку), который в любое время можно поднять и увезти.

Также, по согласованию с администрацией на полевом ЛПХ можно возводить некапитальные строения, то есть строения, не имеющие фундамента – теплицы, курятники и т.п.

Здесь же есть спорный вопрос о возможности возведения зданий на бетонных плитах.

То есть, положив бетонные плиты можно возводить большие постройки, типа ангаров. Под разряд капитальных строений они попадать не будут, так как у них нет фундамента, а бетонные плиты можно поднять и увезти. На практике же не факт, что такая постройка будет одобрена.

В решении данного вопроса очень много зависит от местной администрации и ее понимания действующего законодательства.

Какая бы постройка не была возведена на полевом ЛПХ, она не сможет получить почтового адреса.

В отношении скважин ситуация ровно та же, что и на приусадебном ЛПХ.

Согласно Федеральному закону № 112 на указанных земельных наделах можно заниматься ведением личного подсобного хозяйства.

  • развод скота, пчел, домашней птицы и иных животных;
  • выращивание садовых и огородных культур;
  • цветоводство;
  • использование земли под пашу и сенокос и др.

Заниматься указанным имеет право гражданин (физлицо) сам или вместе со своей семьей в своих, не коммерческих целях.

В то же время продавать товар, выращенный и созданный на этом участке можно. Более того, при определенных условиях он не облагается налогом.

При необходимости возвести жилой дом необходимо обращаться за разрешением к местной администрации.

Для этого в обязательном порядке необходимо предоставить:

  • свидетельство, подтверждающее, что гражданин владеет земельным наделом;
  • копию гражданского паспорта указанного гражданина;
  • СПОЗУ;
  • ГПЗУ;
  • заявление на имя главы местной администрации.

Дополнительно могут потребоваться иные документы, полный перечень которых указан в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

На полевом ЛПХ необходимо брать разрешение на все виды строений (забор и передвижной вагончик таковыми не считаются).

Без отдельного разрешения на приусадебном ЛПХ можно построить все объекты, попадающие под понятие хозяйственных и подсобных помещений (указаны выше).

Смотрите видеоматериал, в котором эксперты рассказывают о возможностях строительства на участках личного подсобного хозяйства и разбирают юридические тонкости.

Таким образом, ЛПХ участки делятся на приусадебный и полевой.

На первом без каких-либо ограничений можно возводить постройки личной надобности:

  • жилой дом,
  • хозяйственные помещения
  • и другое.

На втором можно по согласованию с местной администрацией возводить некапитальные постройки.

Отдельное разрешение на приусадебном ЛПХ необходимо брать лишь для строительства дома, все остальное можно строить без дополнительного согласования, но все постройки должны быть возведены с соблюдением СНиП и ПЗЗ.

источник

Намереваясь приобрести земельный участок, следует чётко представлять, какими параметрами он должен обладать, чтобы идеально подойти под конкретные задачи: размещение дома, ведение подсобного хозяйства или создание фермерского хозяйства. В настоящей статье речь пойдёт об участке ЛПХ как об одном из наиболее часто встречающихся видов использования земельного участка.

Законодательство не содержит чёткого определения участка ЛПХ.

Из Закона о ЛПХ следует, что участок ЛПХ – это земельный участок с документально подтверждённым видом разрешённого использования земли – «для ведения ЛПХ», который был приобретён и (или) предоставлен гражданину для ведения ЛПХ.

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) – форма деятельности гражданина и членов его семьи, направленной на производство сельскохозяйственной продукции и её переработку.

Чтобы такая деятельность подпадала под определение ЛПХ, она должна соответствовать следующим критериям:

  1. Извлечение прибыли не планируется (именно поэтому деятельность официально признана непредпринимательской – со всеми вытекающими последствиями в виде возможности не вести бухгалтерскую отчётность и не платить налоги).
  2. Наёмных работников нет, все работы выполняются исключительно силами одной семьи (или и вовсе одного человека).
  3. Продукция производится для личного пользования, то есть для удовлетворения личных потребностей, при этом не запрещено продавать излишек продукции в любом объёме.
  4. Участок земли, на котором ведётся деятельность, предоставлен или приобретён именно для ведения ЛПХ и имеет отметку об этом в документах.

Земли в Российской Федерации делятся на категории, в зависимости от целевого назначения, в том числе выделяют земли сельскохозяйственного назначения (далее – земли сельхозназначения) и земли населенных пунктов.

Земли каждой из этих 2 категорий подразделяются далее по виду использования земельного участка. Участок ЛПХ уникален тем, что может относиться как к землям сельхозназначения, так и к землям населённых пунктов.

Участок ЛПХ называется полевым, если находится за пределами границ населенного пункта, в этом случае участок попадает в категорию земель сельхозназначения. [/box]

От того, находится ли участок ЛПХ в границах населённого пункта или за их пределами, зависит разрешённое законодательством его использование:

  1. На приусадебном земельном участке можно выстроить жилой дом и любые другие строения (с соблюдением правил, одинаковых для всех – строительных, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих, а также можно производить сельхозпродукцию (любую: сажать растения, разводить животных и птицу, поставить пасеку). В жилом доме, выстроенном на приусадебном земельном участке, можно зарегистрироваться по месту жительства, а также возможно получить имущественный налоговый вычет.
  2. На полевом земельном участке можно только производить сельхозпродукцию и возводить для этого некапитальные строения (без фундамента). Жилой дом строить запрещено, а если он будет построен, его могут обязать снести. Естественно, о прописке в таком доме и речи не идёт.

Участок ЛПХ может быть предоставлен в собственность или приобретён.

Если земля выдаётся органами местного самоуправления или государством, то размер участка (минимальный и максимальный) будет ограничен нормами, установленными органами местного самоуправления. Так, во Владимире может быть предоставлен участок от 0,04 га до 0,15 га. В городе Чебоксары – от 1200 до 1500 кв. м.

У одной семьи (одного ЛПХ) в собственности (или на ином праве) может находиться ограниченное количество земли, по общему правилу – 0,5 га. Региональное законодательство может увеличить это количество, но не больше чем в 5 раз. Во Владимирской области участок ЛПХ может быть размеров до 2,5 га, в Чувашской Республике – не должен быть больше одного гектара.

ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) – вид использования земельного участка, при котором гражданин либо самостоятельно выстраивает себе дом на этом участке, либо дом строится целиком и полностью за его. При этом построенный дом имеет законодательно установленные ограничения по этажности (не более 3) и составу проживающих (одна семья).

И ЛПХ, и ИЖС предназначены для некоммерческого использования, т.е. не предполагают извлечения прибыли.

Тем не менее различия имеются:

  1. На любом участке ИЖС разрешено строительство жилого дома с дальнейшим оформлением регистрации по месту жительства. На участке ЛПХ возведение жилого дома разрешено, только если участок находится в границах населённого пункта (регистрация по месту жительства в таком доме также возможна).
  2. Земельный налог на участок ИЖС намного выше, чем аналогичный налог на земли сельхозназначения. По этому параметру приусадебный земельный участок не отличается принципиально от участка ИЖС (размер процентной ставки либо одинаков, либо отличается незначительно – например, ставка земельного налога в городе Владимире составляет 0,3% и для участков ИЖС, и для участков ЛПХ), и только полевой земельный участок без права строительства обойдётся дешевле.
  3. На участке ИЖС разрешено выращивание сельскохозяйственных культур. На участке ЛПХ можно заниматься не только растениеводством, но и животноводством в любых масштабах.
  4. На участке ИЖС строительство жилого дома является обязанностью владельца (как минимум в течение 3 лет работы следует начать, иначе владельца можно будет привлечь к ответственности за нецелевое использование земли), в то время как на участке ЛПХ строительство жилого дома является лишь правом владельца.

Выбор между участками ЛПХ и ИЖС зависит от целого ряда условий:

  1. Категория земли и основная цель использования. Под строительство жилого дома пригоден либо участок ИЖС, либо участок ЛПХ из земель населённых пунктов; под растениеводство – и ИЖС, и ЛПХ; под животноводство – только ЛПХ.
  2. Местонахождение участка и наличие инженерных сетей. При предоставлении участка ИЖС органы местного самоуправления обязаны обеспечить необходимым набором инфраструктуры: дороги, расчищаемые зимой, электроэнергия, водоснабжение, газификация, общественный транспорт, больницы, магазины, школы – все по нормам, установленным законодательством. Владелец участка ЛПХ рискует оказаться в ситуации, когда именно ему придётся платить за создание сетей инженерно-технического обеспечения, органы местного самоуправления такой обязанности не несут. Поэтому, если инженерных сетей поблизости от участка нет, его низкая цена в большей части случаев обернётся огромными расходами на проведение инженерных коммуникаций, и это следует учитывать.
  3. Затраты на содержание. При ЛПХ такие затраты будут меньше (разумеется, если не потребуется проводить коммуникации), для участков ИЖС – значительно выше, особенно в части затрат на цены на газ и электричество.
Читайте также:  Рецепт моченых яблок антоновки в домашних условиях

При выборе участка ЛПХ следует учесть:

  1. Размер участка. Он должен укладываться в пределы максимального размера общей площади земельных участков (0,5 га, если законом субъекта РФ указанная площадь не увеличена).
  2. Расположение участка. Для приусадебного земельного участка важно наличие коммуникаций, для полевого – подъездных путей, для любого участка ЛПХ – пригодность участка к использованию, которое предполагается для разведения сельскохозяйственных животных, выращивания растений и пр.
  3. Специальные программы по поддержке ЛПХ, принятые органами местного самоуправления, т.е. те, что принимаются помимо мер государственной поддержки. Если такие программы есть, этот момент может стать решающим при выборе между двух участков ЛПХ, расположенных в границах разных населённых пунктов.

Граждане могут вести ЛПХ с момента государственной регистрации прав на земельный участок и автоматически прекращают его ведение в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется ЛПХ. Регистрация личного подсобного хозяйства не нужна.

Однако для получения различных субсидий в интересах гражданина, ведущего ЛПХ, поставить ЛПХ на учёт в органах местного самоуправления, где на ЛПХ заведут похозяйственную книгу. При постановке на учёт потребуется предъявить паспорт (паспорта членов семьи, если имеются) и правоустанавливающие документы на земельный участок (вид разрешённого использования земли – «для ведения ЛПХ»).

В похозяйственную книгу со слов владельца ЛПХ заносятся сведения:

  • о лицах, которые ведут ЛПХ;
  • о площади, занятой различными посадками сельскохозяйственных культур;
  • о количестве сельхозживотных, птицы и пчёл;
  • о транспортных средствах и сельхозтехнике.

Указанные сведения вносятся в момент первичной регистрации, а в дальнейшем – ежегодно по состоянию на 1 июля путём обхода хозяйств представителями органов местного самоуправления и в иные даты по инициативе членов ЛПХ.

Преимущества:

  1. Ведение ЛПХ не является предпринимательской деятельностью, то есть не требуется оформление ИП.
  2. Не нужно уплачивать подоходный налог (НДФЛ) при соблюдении следующих условий:
    • размер участка не больше установленного законодательством;
    • работают в ЛПХ только члены семьи, труд наемных работников не используется.
  • Сочетание высокой ставки земельного налога на участки ЛПХ в границах населённого пункта и запрета на строительство жилых домов на участках ЛПХ за пределами таких границ. То есть каждый стоит перед выбором: либо запрещено строить, либо высокие налоги.

Планируя строить жилой дом на участке ЛПХ, нужно чётко представлять себе, какие документы потребуются затем для получения свидетельства о праве собственности.

После истечения срока «дачной амнистии» по общему правилу помимо документа на земельный участок понадобится документ, подтверждающий факт создания жилого дома и содержащий его описание, то есть либо разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта в эксплуатацию, либо разрешение на строительство (для незавершённого строительством объекта).

Разрешение на строительство не требуется при регистрации права на дом, но его всё-таки лучше получить. Градостроительный кодекс РФ (ч. 1 и 2 ст. 51) по-прежнему предусматривает необходимость строить, только имея разрешение на строительство, а Кодекс об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 9.5) устанавливает ответственность за строительство объекта капстроительства без разрешения.

На нарушителя, физическое лицо, накладывается штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей, причём такой штраф может быть наложен неоднократно на протяжении всего срока строительства.

Для получения разрешения на строительство в местную администрацию подаётся заявление о выдаче разрешения и три документа к нему:

  1. Правоустанавливающий документ на землю.
  2. Градостроительный план участка, его нужно предварительно получить в той же администрации, написав заявление о выдаче, документы для оформления администрация собирает самостоятельно, градостроительный план выдаётся бесплатно в течение тридцати дней с момента подачи заявления.
  3. Схема планировочной организации, которая изготавливается застройщиком по мере способностей – обычно на копии кадастрового плана ручкой вычерчивается предполагаемая схема застройки.

При наличии этих 3 документов разрешение на строительство выдаётся не позднее, чем через 10 дней после подачи заявления.

источник

Как определить соответствие ВРИ участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства виду использования по Классификатору

По причине вступления в силу в 2015 году нового Классификатора ВРИ, по которому участкам присваивается вид использования, однозначно идентифицируемый на всей территории России, наименование ВРИ по Классификатору может отличаться от того, что установлен градостроительным регламентом, а потому для ряда задач (для изменения ВРИ, присвоения ВРИ новым образуемым участкам, при проведении регистрации объектов недвижимости в ЕГРН и т.д.) требуется установление соответствия прежнего ВРИ с видом использования земельного надела по Классификатору.

Если же вид разрешённого использования земельного участка был установлен до утверждения Классификатора ВРИ, он остаётся действительным, независимо от того, соответствует он или нет Классификатору. И это полностью согласуется с ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 11 статьи 34 ФЗ №171 от 23.06.2014 г.). В этом случае ВРИ замене не подлежит, если только у собственника не возникнет надобность в этой замене. А изменить вид разрешённого использования земельного участка можно будет уже только в соответствии с Классификатором ВРИ.

Вид разрешённого использования земельного участка – параметр градрегламента, требующий соответствия с Классификатором ВРИ

Понимание требований градостроительных регламентов, позволяющими, к тому же, оценить возможности изменения ВРИ участка при необходимости, и правильность определения изменённого ВРИ по Классификатору становятся обязательными условиями верных решений.

Сам же градостроительный регламент устанавливается в соответствии с возможностями территориальной (функциональной) зоны, в которую включатся целые группы участков с примерно одинаковым назначением:

  • в жилую зону попадают участки как для многоэтажного, среднеэтажного строительства, так и участки для малоэтажного для жилищного строительства (ИЖС);
  • в зону сельскохозяйственного использования включаются как участки для сельхозпроизводства, крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ). фермерского хозяйства (ФХ), крестьянского хозяйства (КХ), для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), дачного хозяйства, садоводства, огородничества и предназначенные для большого ряда других целей.

Функциональные зоны, градостроительные градрегламенты, ВРИ ЗУ, возможность или невозможность застройки участков являются результатом территориального планирования земель каждого муниципального образования.

Территориальное планирование проводится по установленным в муниципальных образованиях Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ), а по итогам планирования создаются генеральные планы территорий муниципальных поселений и схемы зонирования, позволяющие использовать земельные ресурсы всех поселений максимально эффективно и без отступления о правил.

Если отступления, всё же, объективно необходимы (например, изменение ВРИ или изменение предельных параметров строительства), то проводятся они в строгом порядке, не допускающим существенного искажения общей градостроительной картины территории и, самое главное, с исключением опасности для людей и окружающей среды, и при условии публичного согласования с общественностью.

В связи с изложенным, имеет смысл рассмотреть вопрос об использовании участков с учётом требований Классификатора ВРИ, исключившего отнесение земельных участков к той или иной категории земель, установленные Земельным кодексом РФ (статья 7) и изменившего привычные наименования видов их использования.

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – вид разрешённого использования земельного участка, установленный градостроительным регламентом для территориальной зоны Ж и её подзоны Ж2, где разрешена застройка индивидуальными жилыми домами.

Земли населённых пунктов объединяют абсолютно все земельные участки, находящиеся в границах каждого конкретного города, посёлка или деревни. Они объединены в категорию земель, называемую «землями населённых пунктов». Эта категория включает участки, входящие во все функциональные зоны, установленные, в соответствии с ПЗЗ, для территории каждого поселения.

В новом Классификаторе ВРИ возможность индивидуального жилищного строительства включена в раздел с кодом 2.0 – Жилая застройка земель населённых пунктов, то есть тех территорий, что находятся в пределах населённых пунктов, но никоим образом за их границами.

Возможность строительства жилого дома фигурирует в разделе 2.0 Классификатора в его подпунктах, имеющих следующие коды:

  • код 2.1 – малоэтажная жилая застройка допустима на участках для ИЖС, на которых разрешено размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не выше 3-х надземных этажей) с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур и размещением гаражей и подсобных сооружений;
  • код 2.2 – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, на котором разрешено:
    1. размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше 3-х надземных этажей);
    2. производство сельскохозяйственной продукции;
    3. размещение гаража и иных вспомогательных сооружений;
    4. содержание сельскохозяйственных животных;

Таким образом, строительство индивидуальных жилых домов возможно на участках с видом использования «малоэтажная жилая застройка», а также на приусадебных участках для личного подсобного хозяйства (ЛПХ), находящихся в зоне жилой застройки населённого пункта.

Нетрудно заметить, что на участках с прежним видом использования «для ИЖС», который, по Классификатору ВРИ называется «малоэтажная жилая застройка», разведение и содержание сельскохозяйственных животных не допустимо, так эта возможность присутствует только на участках, использование которых, так или иначе, связано с сельскохозяйственными целями. Приусадебный же участок ЛПХ на территории населённого пункта – это разновидность участков для личного подсобного хозяйства. Использование таких участков регулируется ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Информация об особенностях таких участков изложена ниже.

Получить полное представление о нормах застройки и о планировании территории земельного участка для ИЖС, а также для участка ЛПХ, расположенного в границах населённого пункта, можно здесь, но абсолютно точные требования к застройке каждого конкретного участка указываются в его градостроительном плане (ГПЗУ). Этот документ готовится отделом по архитектуре и градостроительству местного муниципалитета.

Планируя строительство жилого дома на участке ИЖС, равно как и на участке для ЛПХ, расположенном в границах населённого пункта, нужно знать, что введён упрощённый порядок возведения/реконструкции жилых домов на участках ИЖС, ЛПХ, а также садовых и дачных участках – 2018 – с ним можно ознакомиться здесь.

По ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (№ 112-ФЗ от 07.07.2003 г. в редакции 2016 г. статья 4), для ведения ЛПХ могут использоваться участки, расположенные:

  • в границах населённого пункта – приусадебный земельный участок, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов;
  • за пределами границ населённого пункта – полевой земельный участок, используемый исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

По новому Классификатору ВРИ, участки ЛПХ вошли в 2 разных раздела:

  • код 2.2 раздела с кодом 2.0 «Жилая застройка» – приусадебные участки ЛПХ (на землях населённых пунктов);
  • код 1.16 раздела с кодом 1.0 «Сельскохозяйственное использование» полевые участки ЛПХ (на землях сельскохозяйственного назначения).

Использование приусадебных участков ЛПХ на землях населённых пунктов уже рассмотрено выше, поэтому предстоит проанализировать ситуации с полевыми участками.

Так же, как и в законе об ЛПХ, в Классификаторе ВРИ указывается, что на полевых участках ЛПХ можно заниматься только производством сельхозпродукции и на них не допускается возведение объектов капитального строительства.

Закон регламентировал максимальный размер общей площади приусадебных и полевых участков ЛПХ, которые могут находиться одновременно на праве собственности или ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавлен в размере 0.5 га. По решениям местных властей, он может увеличен в 5 раз, то есть общая площадь не должна превышать 2.5 га.

Хозяйствование на участке ЛПХ, в соответствии с ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Вести ЛПХ может собственник участка как самостоятельно, так и совместно с проживающими с ним членами семьи. Произведённая и переработанная при этом продукция становится личной собственностью людей, занимающихся ведением ЛПХ, и используется ими для личных потребностей, а её реализация не относится к предпринимательской деятельности.

К имуществу, используемому для ведения личного подсобного хозяйства, относятся:

  • приобретённый для ведения ЛПХ участок,
  • жилой дом,
  • производственные, бытовые и иные здания,
  • строения и сооружения, в том числе теплицы,
  • сельскохозяйственные животные,
  • пчёлы и птица,
  • сельскохозяйственная техника,
  • инвентарь,
  • оборудование,
  • транспортные средства,
  • иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Ни новый Классификатор ВРИ, ни закон об ЛПХ не разрешают возведение жилого дома и капитальных хозяйственных построек на самом участке. По всей видимости, их придётся строить в ближайшем населённом пункте, а в хозяйстве бывать наездами.

Учитывая, что по Градостроительному кодексу РФ (пункт 17 статьи 51), не требуется получение разрешения на строительство:

  • гаража на участке, предоставленном для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (а участки ЛПХ именно таковыми и являются),
  • объектов, которые не относятся к капитальным строениям (навесов и других построек);
  • строений и сооружений вспомогательного использования,

можно, как вариант, рассмотреть возможность строительства на полевом участке ЛПХ построек не на фундаменте, а на сваях. Такие постройки не связаны тесно с землёй, а значит, не могут быть отнесены ни к капитальным объектам, ни к объектам недвижимости. Нежилые вспомогательные постройки, навесы и сооружения, не относящиеся к объектам капитального строительства запретительным санкциям не подлежат.

Исключение ВРИ КФХ, сельхозяйственное производство, сельскохозяйственное использование из Классификатора

Такие виды использования участков, как:

  • крестьянско-фермерское хозяйство,
  • крестьянское хозяйство,
  • фермерское хозяйство,
  • сельскохозяйственное производство,
  • сельскохозяйственное использование

новым Классификатором ВРИ исключены, точнее, они объединены в нём в один раздел 1.0 «Сельскохозяйственное использование» и представлены в ином формате – без употребления названия категории земель (земли сельскохозяйственного назначения) и с иными наименованиями, детализирующими хозяйственную деятельность, которую можно вести на участках:

  • код 1.1 – растениеводство, предусматривающее хозяйственную деятельность, связанную с выращиванием сельскохозяйственных культур;
  • код 1.2 – выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, предусматривающеее хозяйственную деятельность на сельскохозяйственных угодьях, связанную с производством:
    1. зерновых,
    2. бобовых,
    3. кормовых,
    4. технических, масличных, эфиромасличных,
    5. иных сельско-хозяйственных культур;
  • код 1.3 – овощеводство, предусматривающее хозяйственную деятельность на сельскохозяйственных угодьях, связанную с производством:
    1. картофеля,
    2. листовых,
    3. плодовых,
    4. луковичных и бахчевых сельскохозяйственных культур, в том числе с использованием теплиц;
  • код 1.4 – выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, предусматривающее хозяйственную деятельность, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанную с производством:
    1. чая,
    2. лекарственных культур,
    3. цветочных культур.
  • код 1.6– выращивание льна и конопли, предусматривающее хозяйственную деятельность, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанную с выращиванием льна, конопли;
  • код 1.7 – животноводство, предусматривающее хозяйственную деятельность, связанную с производством продукции животноводства, в том числе:
    1. сенокошение,
    2. выпас сельскохозяйственных животных,
    3. разведение племенных животных,
    4. производство и использование племенной продукции (материала),
    5. размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельско-хозяйственной продукции;
  • код 1.8 – скотоводство, предусматривающее хозяйственную деятельность, в том числе на сельскохозяйственных угодьях:
    1. связанную с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей);
    2. сенокошение,
    3. выпас сельскохозяйственных животных,
    4. производство кормов,
    5. размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельско-хозяйственных животных;
    6. разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала);
  • код 1.9 – звероводство, предусматривающее хозяйственную деятельность:
    1. связанную с разведением в неволе ценных пушных зверей;
    2. размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции;
    3. разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала);
  • код 1.10 – птицеводство, предусматривающее хозяйственную деятельность:
    1. связанную с разведением домашних пород птиц, в том числе водоплавающих;
    2. размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных,
    3. производство, хранения и первичной переработки продукции птицеводства;
    4. разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала);
  • код 1.11 – свиноводство, предусматривающее хозяйственную деятельность:
    1. связанную с разведением свиней;
    2. размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства,
    3. хранения и первичной переработки продукции;
    4. разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала);
  • код 1.12 – пчеловодство, предусматривающее хозяйственную деятельность, в том числе на сельскохозяйственных угодьях:
    1. по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых;
    2. размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведениях иных полезных насекомых;
    3. размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства.;
  • код 1.13 – рыбоводство, предусматривающее хозяйственную деятельность:
    1. связанную с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры);
    2. размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры);
  • код 1.14 – научное обеспечение сельского хозяйства:
    1. осуществление научной и селекционной работы,
    2. ведения сельского хозяйства для получения ценных, с научной точки зрения, образцов растительного и животного мира;
    3. размещение коллекций генетических ресурсов растений;
  • код 1.15 – хранение и переработка сельскохозяйственной продукции: размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;
  • код 1.17– питомники:
    1. выращивание и реализация подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян;
    2. размещение сооружений, необходимых для указанных видов сельскохозяйственного производства;
  • код 1.18 – обеспечение сельскохозяйственного производства, предусматривающее размещение:
    1. машинно-транспортных и ремонтных станций,
    2. ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники,
    3. амбаров,
    4. водонапорных башен,
    5. трансформаторных станций,
    6. иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства.
Читайте также:  На листьях герани появились светлые пятна на

Замена наименований видов использования участков не означает, что деятельность крестьянского-фермерских, крестьянских, фермерских хозяйств или хозяйств, занимающихся сельскохозяйственным производством, прекращена вместе с названиями ВРИ.

ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№74 от 11.06.2003 г.) не утратил своего значения, но претерпел некоторые изменения, связанные с требованием государственной регистрации фермерского хозяйства, если оно занимается коммерческой деятельностью (ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 446 от 28.12. 2013 г.).

Если собственник участка для КФХ занимается фермерской деятельностью с целью получения коммерческой выгоды, то он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а группа лиц, ведущая КФХ, – как юридическое лицо.

Введение Классификатора ВРИ упростило возможность выбора конкретной деятельности, возможно, даже сочетающей несколько вариантов.

Разрешённое использование земельных участков, установленное в соответствии с Земельным кодексом РФ до дня утверждения Классификатора ВРИ, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия Классификатору (пункт 11 статьи 34 ФЗ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

Мажорное впечатление от нового Классификатора ВРИ омрачают проблемы, связанные с возможностью возведения строений, приспособленных под жильё, на участках, попадающих по своему назначению в раздел 1.0 «Сельскохозяйственное использование».

В частности, ранее допустимое строительство дома фермера, занимающегося, например, разведением птицы или кролиководством (а, в принципе, мало ли какой разрешённой законом деятельностью), становится невозможным. Приходится как-то выкручиваться, изыскивать различные варианты, хотя бы для временного обустройства – и называть в документах строение, планируемое под жильё, нежилым (административно-бытовым или бытовым зданием, складом, административно-складским зданием, теплицей, если её организовать, к примеру, на мансарде), понимая, что с пропиской в таком строении ничего не получится.

По сути, возник дисбаланс интересов – с одной стороны, интересов государства, стремящегося решить сразу 3 глобальные задачи:

  1. обеспечить максимальную защиту сельхозземель,
  2. сформировать стабильный продовольственный рынок страны,
  3. снизить остроту жилищной проблемы,

с другой же стороны, интересов собственников участков, на которых производится сельхозпродукция для этого самого продовольственного рынка, пусть даже для личного потребления, и которым удобнее находиться на самом участке, построив на нём жилой дом и постоянно заботится и о птице, и о животных, занимаясь попутно выращиванием овощей и фруктов. То ли дело у фермеров на Чукотке, Ямале, Сибири, Дальнем Востоке и Крайнем Севере, постоянно перевозящим свои чумы и яранги вслед за оленями, перегоняемыми на новые пастбища 🙂

Можно, конечно, предположить, что, по сложившейся традиции, ожидания собственников фермерских участков когда-нибудь оправдаются, лишь бы не по цене «налоговых атак» за благо предоставления разрешения на строительство жилых домов. А до этих пор многим из них придётся искать возможности, заложенные градостроительными регламентами, и пытаться уточнить возможность изменения ВРИ своих участков на те виды их использования в территориальной зоне, что допускают строительство жилья.

В немалой части ситуаций придётся пребывать в ожидании, когда, как обещано законодателями, к 2020 году будут откорректированы ПЗЗ муниципалитетов, а установленные по ним виды разрешённых использований участков будут приведены в соответствие с Классификатором (пункты 12, 13 статьи 34 ФЗ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

Привычные ВРИ земельных участков «для дачного хозяйства», «дачное строительство» и «для огородничества» увидеть в Классификаторе ВРИ невозможно. Их там нет. В разделе Классификатора 1.0 «Сельскохозяйственное использование» присутствует только вид «садоводство», имеющий код 1.5, в соответствии с которым на участке возможна малоэтажная жилая застройка (размещение дачных и садовых домов, размещение гаражей и подсобных сооружений) и осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием:

  1. многолетних плодовых и ягодных культур,
  2. винограда,
  3. иных многолетних культур,

причём без уточнения того, каким именно является участок – для индивидуального садоводств, в составе ДНП или СНТ.

Смятение от формулировки Классификатора исчезнет, если обратить внимание на определение садового земельного участка в ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (№ 66-ФЗ от от 15.04.1998 г. в редакции от 03.07.2016 г.), где в статье 1 говорится, что:

  • садовый земельный участок – это участок, используемый для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нём и хозяйственных строений и сооружений;
  • огородный земельный участок – тот, что используется для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);
  • дачный земельный участок – такой, что используется в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);

В отношении садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, которыми могут быть:

  • садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество,
  • садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив,
  • садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство,

в законе говорится, что они представляют некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В итоге, получается, что расхождения с Классификатором ВРИ, в общем-то, и нет, так как задачи дачников и огородников, связанные с выращиванием овощей, фруктов, ягод, бахчевых и сельскохозяйственных культур, отражены в видах использования с кодами 1.2-1.6, причём с включением права возведения некапитальных строений, к котором относится и садовый дом для временного или сезонного проживания, и хозяйственные постройки.

Возможность строительства жилого строения без права регистрации проживания в нём или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений на дачном участке (а это участки для дачного хозяйства или дачного строительства) также отражена в Классификаторе ВРИ, причём без выделения того обстоятельства, является ли этот участок индивидуальным или входит товарищество.

ВРИ по Классификатору (код 2.1), обеспечивает размещение дачных домов и садовых домов в составе ВРИ «малоэтажная жилая застройка»:

  • размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше 3-х надземных этажей);
  • выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур;
  • размещение гаражей и подсобных сооружений.

Предложенная в 2016 году Министерством экономического развития корректировка ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», принятого 20 лет назад, вылилась в разработку нового законопроекта «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве». В начале мая 2017 года он прошёл первые чтения в Государственной Думе. Готовится для для обсуждения на вторых чтениях.

Что планируется ввести по новому закону:

  • разрешение на прописку в построенных на участках капитальных строениях, что раньше выполнялось лишь по решению суда;
  • изъятие заброшенных участков у нерадивых дачников с долевым распределением земли среди добросовестных участников садоводческих объединений и с приоритетом её предоставления ветеранам военных действий;

Важным изменением должно стать сокращение числа форм дачных объединений – с 9 до 2-х возможных:

  • садовое некоммерческое товарищество (СНТ), с правом возведения капитальных жилых домов на участках, входящих в состав СНТ, причём, если СНТ находится в черте населённого пункта, то с обеспечением возможности прописки в жилом доме;
  • огородническое некоммерческое товарищество (ОНТ), с правом возведения исключительно хозяйственных построек на участках для огородничества и, естественно, без возможности прописки в этих строениях.

Для строительства садового дома, предназначенного для сезонного пребывания, получение разрешения на строительство, не потребуется. Когда дом будет возведен и введён в эксплуатацию, его необходимо поставить на кадастровый учет и зарегистрировать.

Возможность строительства жилого дома на садовом участке становится реализацией решений, принятых Конституционным судом РФ, который признал возможность постоянной регистрации граждан по месту их жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках.

Для участников товариществ, по законопроекту, планируется установить 3 вида взносов:

  1. вступительные,
  2. членские;
  3. целевые – с определением перечня целевых расходов, на покрытие которых могут использоваться те или иные сборы.

По законопроекту, общее имущество и земля делятся между садоводами или дачниками пропорционально площади их участков. В случае признания товарищества банкротом и последующей ликвидации долги товарищества должны делиться между его членами в этом же порядке. Взыскать же эти долги можно будет только в рамках стоимости той доли, которая досталась садоводу от развалившегося товарищества.

Законопроект, конечно же, при условии его принятия, должен вступить в силу 1 января 2018 года. Если некоммерческие организации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства были созданы до этого срока, то их перерегистрация не потребуется. Учредительные документы таких садоводств будут откорректированы при первом изменении учредительных документов, но не позже 31 декабря 2020 года.

  • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
  • С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться здесь.
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.
  • Упрощённый порядок возведения/реконструкции жилых домов на участках ИЖС, ЛПХ, а также садовых и дачных участках – 2018 – с ним можно ознакомиться здесь.
  • С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться здесь.
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться здесь.
  • Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать здесь
  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь
  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно здесь

источник

Adblock
detector