Меню

Древовидные пионы листья которых облетают на зиму со временем превращаются

Подготовка к ЕГЭ. Задание 18.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1 Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.

2 Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

3 Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.

4 За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.

5 В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях.

6 В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

7 Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

8 Привлекает внимание каменная стенка (1) у подножия (2) которой (3) цветут дельфиниум и шалфей.

9 Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) он создал лучшие свои оперы.

10 В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.

11 Банковский кредит – выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.

12 Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

13 Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

14 Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.

15 Лецитин является веществом (1) дефицит (2) которого (3) влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти.

16 Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.

17 Перед наступлением устойчивых холодов (1) обязательно укрывают плетистые розы (2) однолетние побеги (3) которых (4) нельзя обрезать.

18 Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям.

19 Мы оказались на лугу (1) трава (2) на котором (3) стояла до самых плеч.

20 В XVIII столетии при европейских императорских дворцах (1) существовали оркестровые и хоровые капеллы (2) для руководства (3) которыми (4) приглашались выдающиеся музыканты.

21 В нескольких шагах от дома (1) течёт чистая река (2) берега (3) которой (4) покрыты мягкой густой травой.

22 Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

23 Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провёл бóльшую часть своей жизни (4) была неузнаваема.

24 Через двадцать лет Марина Цветаева (1) с улыбкой вспоминала знаменитую декларацию московских футуристов (2) авторство (3) которой (4) было приписано одному Маяковскому.

25 Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

26 Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

27 Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

28 Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

29 Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.

30 В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

31 В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично. С самого раннего возраста

32 Самое гигантское животное на земном шаре (1) питается всякой мелочью (2) вес (3) которой (4) составляет всего доли грамма.

33 Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.

34 Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.

35 В «Фаталисте» (1) Печорин рассказывает о происшествии (2) свидетелем (3) которого (4) он был.

36 В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1) разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский диплом.

37 Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет.

38 В японских садах (1) часто используются камни (2) причудливая форма (3) которых (4) напоминает о вечности.

39 Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.

40 Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

41 Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась.

42 Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы.

43 Срезанная сирень (1) стебли (2) которой (3) расщепляют и очищают от коры (4) долго стоит в вазе.

44 Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

45 Одним из самых капризных растений считается камелия(1) бутоны (2) которой (3) могут опасть в любой момент.

46 В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

47 Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.

48 Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.

49 Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.

50 В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях.

51 Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) перед стихами (3) которого (4) он испытывает истинное преклонение.

52 На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только на вертолёте или при помощи гусеничной техники.

источник

Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Гринёв (1) попадает в самый центр восстания (2) предводителем (3) которого (4) оказался таинственный вожатый.

Ваш ответ № 2? Правильно! (Именно в этом месте предложения проходит граница между главной и придаточной частью, и поэтому здесь мы ставим запятую.)

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении».

Сложноподчинённое предложение всегда состоит из главной и придаточной части.

Придаточное предложение к главному присоединяется с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Место придаточного предложения может быть различным: оно может находиться пе­ред главным, после или внутри него.

Граница между главным и придаточным предложением обычно находится перед под­чинительным союзом или союзным словом, которые всегда располагаются в придаточной части и начинают её. Однако в задании подобраны такие сложноподчинённые предложения (преимущественно с придаточным определительным), в которых придаточная часть начина­ется чуть раньше союзного слова, поэтому запятая в них ставится не перед союзным словом КОТОРЫЙ, а перед словом, начинающим придаточную часть.

  1. Ученье тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость (Д.С. Лихачёв).
  2. Нужно выработать особое отношение к явлениям, действие которых сказывается на нашей психике разрушительно (Д.С. Лихачёв).

В первом примере союз КОГДА начинает придаточную часть, поэтому перед ним ста­вится запятая, как на границе главного и придаточного предложения.

Во втором примере придаточная часть начинается со слова «действие», поэтому перед ним ставится запятая, как на границе главного и придаточного предложения.

■ Для выполнения этого задания используйте следующий алгоритм:

  1. Выделите грамматическую основу предложения.
  2. Определите границу главной и придаточной части.
  3. Произнесите предложение с найденной пунктуацией вслух, это поможет определить неверно найденное решение этого задания или, наоборот, подтвердить правильный выбор ответа.

Как правило, в этом задании представлены сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, в них придаточная часть НЕ начинается со слова КОТОРЫЙ, поэтому запятая перед ним не ставится.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма изящна.

Задание № 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.

Задание № 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о новой прекрасной жизни (1) для создания (2) которой (3) нам надо (4) ещё две­сти, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать.

Задание № 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предме­том его серьёзного увлечения.

Задание № 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описа­на в древнеиндийских сказаниях.

Задание № 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают спо­собностью (4) удерживать огромное количество влаги.

Задание № 7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первым этапом деловых бесед или переговоров (1) может быть ознакомительная встреча (2) в процессе (3) которой (4) уточняется предмет переговоров, а также реша­ются организационные вопросы.

Задание № 8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диа­метр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам.

Задание № 9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка.

Задание № 10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которо­го (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.

источник

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 1. Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.

2. Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

3. Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.

4. За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.

Читайте также:  Сколько соли для соления огурцов на литр банки

5. В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях.

6. В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

7. Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

8. Привлекает внимание каменная стенка (1) у подножия (2) которой (3) цветут дельфиниум и шалфей.

9. Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) он создал лучшие свои оперы.

10. В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.

11.Банковский кредит — выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.

12. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

13. Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

14. Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.

15. Лецитин является веществом (1) дефицит (2) которого (3) влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти.

16. Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.

17. Перед наступлением устойчивых холодов (1) обязательно укрывают плетистые розы (2) однолетние побеги (3) которых (4) нельзя обрезать.

18. Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям.

19. Мы оказались на лугу (1) трава (2) на котором (3) стояла до самых плеч.

20. В XVIII столетии при европейских императорских дворцах (1) существовали оркестровые и хоровые капеллы (2) для руководства (3) которыми (4) приглашались выдающиеся музыканты.

21. В нескольких шагах от дома (1) течёт чистая река (2) берега (3) которой (4) покрыты мягкой густой травой.

22 .Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

23. Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провёл бóльшую часть своей жизни (4) была неузнаваема.

24. Через двадцать лет Марина Цветаева (1) с улыбкой вспоминала знаменитую декларацию московских футуристов (2) авторство (3) которой (4) было приписано одному Маяковскому.

25. Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

26.На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только на вертолёте или при помощи гусеничной техники.

27. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным.

28. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях.

29. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке.

30. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.

31. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.

32. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.

33. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.

34. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.

35. И папа прочёл заметку о том, что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.

36. Среди предложений 39- 43 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале? (42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть.

37. Среди предложений 13 — 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. . (13)Города — груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников. (16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой.

38. Среди предложений 1 — 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. (1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день.(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

(3)- Говорят, она улыбается, — сказал мальчик. — (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.

(5)- Коли уж на то пошло, никому неизвестно, какой сейчас год, — проговорил кто-то.

39. Среди предложений 39 — 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. (39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

40. Среди предложений 31 — 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных (31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:

(33)- Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.

(34)Вася думал вслух, не переставая играть:

(35)- Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…

источник

Столичный учебный центр
г. Москва

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сложноподчинённое предложение Петрова Е.Ю.

Повторим СПП: состоит из нескольких грамматических основ; они не равноправны; есть главное и подчинённое ему придаточное предложение; они соединены подчинительными союзами и союзными словами. Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Подчинительные союзы: изъяснительные — что, чтобы, как.. причинные — так как, так что… временные — когда, лишь, едва.. сравнительные — как, будто, словно.. уступительные — хотя, хоть, пускай целевые — чтобы, дабы… условные — если, если бы, коли, . следствия — так что..

Союзные слова: который, какой, чей, какой, где, куда. откуда, отчего, сколько… Частицы : ли, лишь

Место придаточного предложения Всегда надо точно знать, чего хочешь. Когда идёшь над бездной, смотри в лазурь и свет. Приученный к мысли, что полна бочка не грохочет, он был молчалив.

Виды придаточных предложений: определительные — (какой?) изъяснительные – (падеж. вопросы) обстоятельственные –(места, времени, условия, причины, цели, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения, уступки).

Придаточное определительное предложение Около дома посадите астры, нежные цветы которой украшают сад до ноября. Извилистые дорожки, плавные линии которых манят в глубину участка, делают сад загадочным.

Виды связи: последовательное подчинение; Прости, что не сумел сказать, что буду смел. параллельное подчинение. Когда наступает март, в воздухе пахнет весной, что уже не за горами.

Виды связи: однородное подчинение; Я вижу, как буря бушует и молнию гасит ручей. неоднородное подчинение. Мне надо узнать, в чем дело, чтобы принять решение. (Что? и с какой целью?)

Стечение двух союзов и когда…то который если… то что если…то так что когда…то что хотя…но что когда…то Она решила, что если не спадет температура, то вызовет врача на дом. Она решила, что, если не спадет температура, вызовет врача на дом.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьёзного увлечения. 1) 1,2,4 2) 2 3) 1,3 4) 2,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях. 1) 1,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты. 1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 1,2,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения. 1) 1,3,4 2) 2 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение. 1) 1,3 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны. 1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 2,3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую берёзовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами. 1) 1,2,3 2) 2,3 3) 3 4) 1,2

Среди предложений 3-19 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Напишите номер этого сложного предложения. (З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7)Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы? (10)Выслушав её, я призадумался. (П)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым. (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» — это прочно затверженная формула. (17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих — и это во всех областях жизни.

Читайте также:  Чем посыпать компостную кучу для быстрого перегнивания

Среди предложений 14-21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений. (14)Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил. (15)Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16)Да и просто мягкой и доброй почвой. (17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить — о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей. (21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.

источник


Правила вступительного испытания по русскому языку,

проводимого университетом самостоятельно

Вступительное испытание по русскому языку в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева и его филиале проводится в форме тестирования.

Экзаменационные задания соответствуют в определенной степени структуре ЕГЭ по русскому языку. Результаты оцениваются по стобалльной шкале.

Задания вступительных испытаний по русскому языку – 2012 г.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 содержит заданий (А1 – А16) на орфографию.

Часть 2 включает заданий (В1 – В10) на пунктуацию.

В первых двух частях из представленных вариантов ответа только один вариант является правильным.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1 – А16) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пор…дниться, ф…нарь, т…атральный, к…снуться

2) к…мментарий, об…ятельный, заг…рать, упр…влять

3) к…вычки, пок…зался, отд…лённый, выр…стает

4) изд…лека, оч…ровательный, ст…рпеть, прогл…тить

А2 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

1) А, Г 2) А, В 3) А, В, Г 4) В, Г

А3 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…землиться, пр…звание, пр…обретённый

2) не…тмеченный, з…щищённый, н…зревший

3) во…хождение, и…коренить, бе…думный

4) обез…яна, раз…ярённый, комп…ютер

А4 В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А?

1) к…лейдоскоп, мет…морфоза, эвк…липт, ам…ральный

2) ст…тистика, эт…жерка, ультр…мариновый, п…стамент

3) к…раван, к…нцерт, п…нтомима, гр…циозный

4) п…радокс, тр…мплин, г…рмония, ш…мпиньон

А5 В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

4) дез…нфекция

А6 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?

1) А, Б 2) А, В 3) А, Г 4) А, В, Г

А7 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) без…ядерный, под…ячий, с…езжающий

2) ра…торгнуть, бе…путный, и…чезнуть

3) пр…творил (калитку), пр…клонил (колени), пр…обрёл

4) с…трудник, нес…мненный, з…меняющий

А8 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

^ Когда льня (1)ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка(2)ыми сельскими ткачихами на стари(3)ых станках.

А10 В каком ряду предложений НЕ со словами пишется раздельно?

1) Им (не)чем было гордиться. Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки. Трудно обладать (не)дюжинной силой.

2) Теперь ему (не)куда спешить. Легко попасть в (не)лепое положение. (Не)откуда ему ждать помощи.

3) Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый. Мы вошли в (не)большую светлую комнату.

4) Мост через речку (не)построен. Документ (не)подписан. Так он в полном одиночестве простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.

А11 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный луч, и Байкал ТОТ(ЧАС) отразил в себе его нежный свет.

2) На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет поднимавшиеся из вод моря горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.

3) Музыка Шопена бередила воспоминания, от её звуков, ТАК(ЖЕ) как и в детстве, перехватывало горло и хотелось, ЧТО(БЫ) люди были счастливы.

4) Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запечатлён художник.

А12 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

В каком ряду во всех словах пропущена буква У?

1) щекоч…щий лицо ветер, звуки слыш…тся

2) стены руш…тся, движ…щаяся артиллерия

3) молнии блещ…т, колыш…щиеся ветки

4) листья держ…тся, трепещ…щие флаги

Прочитайте текст и выполните задания А14, А15
  1. … (2)Один – метод муравья, который тащит в свой муравейник всё, что попадётся ему по дороге. (3)Это «ползучий» эмпиризм. (4)Второй – метод паука, который вытягивает нить из самого себя. (5)Это рационалистическая схоластика. (6)… метод пчелы, которая собирает в свой улей нектар разных цветов и превращает их в мёд, — это метод самого Бэкона, метод индукции.

А14 Какое предложение должно быть под номером 1?

1) Метод индукции существенно отличается от метода «проб и ошибок».

2) Функциональный метод прежде всего предполагает анализ единиц разных уровней языка.

3) Френсис Бэкон считал, что есть три метода научного познания.

4) Источником познания, по Бэкону, является не только опыт, но и размышления.

А15 Какое слово или сочетание слов может быть в начале предложения 6?

А16 Какое значение имеет слово МЕТОД в предложении 2?

2) способность совершать поступки

3) способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо

4) распорядок дел, действий

Часть 2

При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (В1 – В10) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

В1 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

^ Ветер перешёл в ураган ( ) и царство тишины превратилось в кромешный ад.

1) Предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Предложение сложное, перед союзом И запятая не нужна.

3) Предложение сложное, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

В2 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

^ В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.

1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4

В3 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

^ В жаркий июльский полдень (1) словно (2) всё замерло в городе. Даже деревья (3) казалось (4) стояли понурые и неподвижные, точно изнемогающие от нестерпимого жара.

1) 1, 2, 3, 4 2) 3 3) 3, 4 4) 1, 3

В4 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

2) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

3) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.

4) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

В5 Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

^ Вина его велика и заключается в следующем ( ) он образован, умеет говорить и думать лучше многих, а люди, как известно, не терпят превосходства над собой.

1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

4) Ставится двоеточие, вторая часть дополняет первую, раскрывая утверждение, содержащееся в ней.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

^ Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

^ На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил её на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

^ Книга (1) может быть (2) интересной и скучной.

Погода (3) может быть (4) испортится уже к вечеру.

1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

В9 Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

^ Ветер подул с гор ( ) будет дождь.

1) Ставится запятая в сложном предложении.

2) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

3) Ставится тире, второе предложение заключает в себе неожиданный результат, смену событий.

4) Ставится тире, второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом.

В10 Прочитайте текст и выполните задание.

На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны – они могут вызвать заболевания. Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.

2) В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.

3) Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.

4) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.

Прочитайте текст и напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора почитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. Кто-то помог ему на поле боя. И сам он спасал других. Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны.

Шёл 1942 год. Однажды, вернувшись в лагерь, партизаны одного из отрядов Белоруссии принесли раненого Степана Несынова. Осколок задел бедро, прошил тело. Фельдшер отряда Александр Вергун, осмотрев раненого, сказал: нужна операция. Сделать её в лесу невозможно. Все поняли, что Степан обречён. Ему было двадцать лет.

Перед опасностью все равны на войне. Глядя на раненого товарища, беспомощно распластанного на плащ-палатке, партизаны думали о том, что такое могло случиться с любым из них. И боль товарища переживали, как свою собственную.

Никто ещё не знал в лагере, что командир М.К. Бажанов и комиссар А.И. Авдеев, склонившись над картой, стали прочерчивать маршрут из партизанского отряда к линии фронта. Чтобы из-под Орши добраться до передовой, нужно было пройти по районам Витебской и Смоленской областей.

Из всех добровольцев отобрали шестерых отважных ребят: Павла Маркина, Виктора Правдина, Сергея Щербакова, Алексея Андреева, Ивана Головенкова. Старшим группы шёл Борис Галушкин.

В партизанском отряде спешно собрались в дорогу. Готовили носилки: к двум жердям прикрепили палатку. Укладывали в вещмешки патроны и сухари. Раненый Степан попросил положить рядом с ним гранату, привязал к кольцу шпагат. Если будут окружать враги, он сам дёрнет за кольцо… Отправляясь в путь, никто не знал, какие придётся преодолеть трудности и испытания.

Партизаны всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов. Поэтому, когда взяли на плечи раненого, почувствовали, как ослабли. Часто сменяли друг друга. Несли носилки, буквально шатаясь от усталости, местами, подняв их над собой, пробирались по пояс в болоте. Шли только по ночам. Выбирали самые глухие места в лесу.

«Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, — рассказывает Виктор Александрович Правдин. – Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе. К тому же многие из нас из-за плохого питания заболели куриной слепотой. Все предметы и расстояния в сумерках представлялись нам искажёнными. Мы часто падали. Даже роняли носилки. Степан переносил всё мужественно». В пути рану обрабатывали с помощью спирта и марганцовки, бинты кипятили над костром, нередко набрав в котелок болотной воды. Потом на бинты пошли нательные рубашки.

Маленький подвижный гарнизон в любой момент был готов принять бой… Чуть не попали в окружение к немцам, остановившись на ночь в одной из деревень… С боем пересекли железную дорогу и спаслись, отчаянно отстреливаясь, только в болотах, скрывшись в темноте.

Партизаны вышли к своим в одном из районов Калининской области на девятнадцатый день пути.

На войне не раз происходили случаи, которые выходили за рамки обычных представлений о возможностях человеческой воли и его телесных сил. Хирурги военного госпиталя установили, что состояние ран у Степана Несынова за время трудной дороги не ухудшилось, а улучшилось. Не случилось зарожения крови и загноения. И это несмотря на болотную грязь, холод, тряску.

В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей. Они готовы были превозмочь и казавшуюся непосильной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. Воля к жизни соединилась с волей к Победе.

Спустя годы В.А. Правдин скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу».

Экзаменационные вступительные испытания по русскому языку

источник

Задание № 18 из ФИПИ.doc — Тренировочные задания № 18 ЕГЭ по русскому языку «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях» (11 класс)

Задание № 18 из банка ФИПИ. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(­ы), на месте которой(­ых)
в предложении должна(­ы) стоять запятая(­ые).
Вариант 1.
1. Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших
его красных боров.
2. Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4)
представляет собой сокровищницу знаний.
3. Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.
4. Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно
из почётных мест принадлежит князю Олегу.
5. Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним
боком большая русская печь.
6. Роман (1) стержнем (2) которого (3) является любовная история Маши Мироновой и Петра
Гринёва (4) стал подлинно историческим произведением.
7. Немного позже (1) Чурсины позвонили по телефону (2) номер (3) которого (4) они узнали в
справочной службе (5) и отменили вызов врача.
8. Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого
является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4)
призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.
9. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов
поступков героя и раскрытие его души.
10.
Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение (1) главными
действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ
современной автору России.
11. Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3)
он не любил.
12. Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого
производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.
13. В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма
города­государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского
искусства.
14. За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или
под зиму.
15. В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный

момент истории.
16. Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.
17. Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании
зимы.
18. Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было
известно всему городу.
19. Мы оказались на лугу (1) трава (2) на котором (3) стояла до самых плеч.
20. Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась.
21. Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4)
приобретают особое значение в японском саду.
22. В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании
академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей
поэта.
23. Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3)
выходят в океан на огромных исследовательских судах.
24. Самое гигантское животное на земном шаре (1) питается всякой мелочью (2) вес (3) которой
(4) составляет всего доли грамма.
25. Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию
(2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
26. Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях
науки и искусства (4) основал первый российский университет.
27. Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно
спокойным.
28. Одним из самых капризных растений считается камелия (1) бутоны (2) которой (3) могут
опасть в любой момент.
29. С самого раннего возраста (1) А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле,
нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

1
2
2
1
1
14
25
13
2
2
14
13
1
2
1
Задание № 18 из банка ФИПИ. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(­ы), на месте которой(­ых)
в предложении должна(­ы) стоять запятая(­ые).
Вариант 2.
1. В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3)
которого (4) даётся во всех деталях.
2. Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3)
вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках
русского реалистического пейзажа.
3. В 80­е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по­
прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.
Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей
4.
натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом
(3) которой (4) было изображение обычного дня героя.
5. Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2)
которого (3) он создал лучшие свои оперы.
6. Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4)
удерживать огромное количество влаги.
7. Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) перед стихами (3)
которого (4) он испытывает истинное преклонение.
8. В «Фаталисте» (1) Печорин рассказывает о происшествии (2) свидетелем (3) которого (4) он
был.
9*. Банковский кредит – выдаваемая на какой­либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой
(3) возможен расход (4) на определённую потребность.
10. Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был
достаточно неопределённым.
11. Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через
которые (4) отняла у нас много времени.
12. Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4)
оказываются женщина или ребёнок.

13. Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем
превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.
14. Срезанная сирень (1) стебли (2) которой (3) расщепляют и очищают от коры (4) долго стоит в
вазе.
15. Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый
директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
16. В японских садах (1) часто используются камни (2) причудливая форма (3) которых (4)
напоминает о вечности.
17. Через двадцать лет Марина Цветаева (1) с улыбкой вспоминала знаменитую декларацию
московских футуристов (2) авторство (3) которой (4) было приписано одному Маяковскому.
18. В XVIII столетии при европейских императорских дворцах (1) существовали оркестровые и
хоровые капеллы (2) для руководства (3) которыми (4) приглашались выдающиеся музыканты.
19. Привлекает внимание каменная стенка (1) у подножия (2) которой (3) цветут дельфиниум и
шалфей.
20. Перед наступлением устойчивых холодов (1) обязательно укрывают плетистые розы (2)
однолетние побеги (3) которых (4) нельзя обрезать.
21. В нескольких шагах от дома (1) течёт чистая река (2) берега (3) которой (4) покрыты мягкой
густой травой.
22. На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4)
можно только на вертолёте или при помощи гусеничной техники.
23. В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни
(3) которого (4) даётся во всех деталях.
24. В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3)
которого (4) ему небезразлично.
25. Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провёл бóльшую часть своей жизни (4)
была неузнаваема.
26. В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1)
разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский
диплом.
27. Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4)
были распахнуты, как будто тянулись к людям.
28. Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают
сад загадочным.
29. Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в
комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.

источник