Меню

Древесные растения произрастающие в местности с постоянным направлением

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Объяснение: внешний слой стебля – кора. Она состоит из кожицы, пробки и луба.

Выберите два верных ответа из пяти.

Какие признаки служат сходными для живых и неживых объектов природы?

2. Изменение температуры тела

5. Перемещение в пространстве

Объяснение: общими признаками для живой и неживой природы являются изменения температуры тела (лягушка греется на солнце, камень нагревается) и перемещение в пространстве (животные активно передвигаются, пыль летает в воздухе).

Какое число тРНК приняли участие в синтезе белка, который включает 130 аминокислот? В ответе запишите соответствующее число.

Объяснение: реакция тРНК – аминокислота специфична, то есть каждая аминокислота соответствует одна молекула тРНК. Поэтому для синтеза белка, состоящего из 130 аминокислот требуется 130 молекул тРНК.

Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания строения функций изображенного органоида клетки. Определите два признака, “выпадающие” из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Расщепляет биополимеры на мономеры

2. Накапливает молекулы АТФ

3. Обеспечивает фотосинтез

4. Относится к двумембранным

5. Обладает полуавтономностью

Объяснение: на рисунке изображен хлоропласт. Основная фнкция хлоропластов – фотосинтез, при этом хлоропласт имеет две мембраны (так как раньше был свободно живущим организмом), поэтому и обладает полуавтономностью (имеет собственную молекулу ДНК и аппарат синтеза белка).

Лизосомы расщепляют полимеры на мономеры. Митохондрии накапливают молекулы АТФ.

Установите соответствие между характеристиками и видами гаметогенеза.

Характеристики

А. Образуется одна крупная половая клетка

Б. Образуются направительные клетки

В. Формируется много мелких гамет

Г. Питательные вещества запасаются в одной из четырех клеток

Д. Образуются подвижные гаметы

Виды гаметогенеза

Объяснение: оогенез (овогенез) – процесс созревания женских половых клеток. При этом в ходе двух делений мейоза образуется одна крупная половая клетка (яйцеклетка), в ней накапливаются питательные вещества, и еще образуются направительные клетки. Сперматогенез – процесс образования мужских половых клеток, при этом формируется много подвижных гамет – сперматозоидов.

Определите соотношение генотипов у потомства при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с желтыми плодами при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Объяснение: скрестим два гетерозиготных растений тыквы:

F1: 1АА (25%) : 2Аа (50%) : 1аа (25%).

При полном доминировании соотношение генотипов 1:2:1.

Записываем в порядке убывания: 211.

Приведенные ниже понятия, кроме двух, используют для описания фенотипической изменчивости. Определит эти два понятия, “выпадающие” из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Объяснение: фенотипическая (модификационная) изменчивость – это способность организмов приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, происходящие модификации не затрагивают генотип, то есть изменения происходят в пределах нормы реакции. Исходя из значений изменений, можно нарисовать вариационную кривую (график среднеквадратичного отклонения).

Установите соответствие между особенностями онтогенеза и группой животных.

Особенности онтогенеза

В. Материнский организм размножается путем митоза

Г. Образуют цисты в неблагоприятных условиях

Д. Развитие начинается с зиготы

Объяснение: одноклеточные животные (Простейшие) чаще всего размножаются делением (митозом), а в неблагоприятных условиях инцистируются (образуют цисты). Многоклеточные организмы развиваются из зиготы (оплодотворенной яйцеклетки – то есть имеют гаметы). Процесс развития многоклеточного животного называется эмбриогенез.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Споры бактерий, в отличие от спор грибов,

1. Служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий

2. Выполняют функцию питания и дыхания

3. Образуются в результате полового размножения

4. Обеспечивают расселение на новые места

5. Образуются путем митоза

6. Образуются из материнской клетки путем потери воды

Объяснение: бактерии размножаются не при помощи спор, а делением пополам. Бактерии могут долгое (неограниченное время) время находиться в состоянии спор, переживая таким образом неблагоприятные условия среды. Так же служат для расселения на новые места (так как очень легкие и могут переноситься ветром). Образуются из материнской клетки путем потери воды.

Установите соответствие между характеристиками организмов и царствами.

Характеристики

А. В состав клеточной стенки входит хитин

Б. Тип питания автотрофный

В. Образуют органические вещества из неорганических

Г. Запасным питательным веществом является крахмал

Д. В природных системах являются редуцентами

Е. Тело состоит из мицелия

Царства организмов

Объяснение: растения – автотрофы (фототрофы), то есть они образуют органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии. В клетках запасают крахмал (пример – картофель).

Грибы – гетеротрофы, то есть они разлагают органические вещества до неорганических, то есть в природных сообществах являются редуцентами (деструкторами). Они не имеют тканей. Все клетки однообразны. Плодовое тело состоит из мицелия.

Установите, в какой последовательности расположены систематические группы животных, начиная с наибольшей.

Объяснение: располагая таксоны, начиная с наибольшего.

(Класс Млекопитающие пропущен)

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какое влияние оказывает парасимпатическая нервная система на организм человека?

1. Увеличивает частоту сокращений сердца

2. Активизирует слюнообразование

3. Стимулирует выработку адреналина

4. Усиливает образование желчи

5. Увеличивает перистальтику кишечника

6. Осуществляет мобилизацию функций органов при стрессе

Объяснение: во время стресса активизируется симпатическая нервная система, а парасимпатическая нервная система это воздействие гасит, при этом активизируется слюноотделение, усиливается образование желчи и перистальтика кишечника.

Установите соответствие между характеристиками и типами тканей.

Характеристика

А. Способна накапливать жир

Б. Некоторые клетки содержат гемоглобин

В. Ее клетки длинные с поперечной исчерченностью

Г. Обладает сократимостью и возбудимостью

Д. Межклеточное вещество хорошо развито

Е. Клетки плотно прилегают друг к другу

Типы тканей

Объяснение: мышечная ткань образована вытянутыми, плотно прилегающими друг к другу клетками (то есть имеют мало межклеточного вещества), имеющими поперечную исчерченность (за счет сократительных белков), способны возбуждаться и сокращаться при помощи отростков нервных клеток.

Соединительные ткани имеют большое количество межклеточного вещества, могут накапливать жир (образуя адипоциты – клетки жировой ткани), эритроциты (красные кровяные клетки) содержат гемоглобин.

Установите последовательность процессов мочеобразования, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.

3. Поступление крови в мальпигиев клубочек

4. Скопление первичной мочи на дне капсулы нефрона

Объяснение: мочеобразование начинается с поступления крови в мальпигиев клубочек, затем фильтруется плазма крови (из нее выходит лишняя вода, соли и т.д.), далее первичная моча скапливается на дне капсулы нефрона и далее происходит реабсорбция – из первичной мочи обратно всасываются вода и вещества, которые еще могут быть использованы организмом.

Выберите из текста три предложения, которые описывают экологический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Популяция служит единицей микроэволюции. 2. Свободное скрещивание обеспечивает обмен генами между популяциями. 3. Репродуктивная изоляция популяций может происходить в пределах одного и того же ареала по разным причинам. 4. Изолированные популяции с разными мутациями адаптируются к условиям разных экологических ниш в пределах прежнего ареала. 5. Примером такого видообразования служит образование видов лютика, которые приспособились к жизни в поле, на лугу, в лесу. 6. Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.

Объяснение: экологическое видообразование – это образование новго вида в результате освоения популяцией нового местообитания в пределах ареала данного вида или в результате возникновения различий в образе жизни. Предложения 3, 4, 5 описывают экологический способ видообразования. Обращаем внимание на фразы “репродуктивная изоляция в пределах одного и того же ареала”, “изолированные популяции с разными мутациями по-разному адаптируются”, “разные виды лютика приспособились жить в поле, на лугу, в лесу”.

Установите соответствие между характеристиками и критериями вида Прыткая ящерица.

Характеристики

В. Тело веретеновидной формы

Г. Различия в окраске самцов и самок

Д. Обитание на опушках лесов, в оврагах и садах

Критерии вида

Объяснение: морфологический критерий описывает внешнее строение организма (длина, форма, окраска тела).

Экологический критерий описывает образ жизни, поведение, взаимодействие с окружающей средой и организмами (зимнее оцепенение, особенности обитания и питания).

Выберите три верных ответа из шести.

К естественным биогеоценозам относят

3. Заливной разнотравный луг

Объяснение: торфяное болото, заливной разнотравный луг и сосняк-зеленомошник – естественные биогеоценозы (созданы природой).

Пшеничное поле, вишневый сад, банановая плантация – искусственные экосистемы (созданы человеком).

Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают.

Б. Жук-плавунец и головастик

В. Личинка стрекозы и малек рыбы

Г. Инфузория-туфелька и бактерии

Типы межвидовых отношений

Объяснение: конкуренция возможна только между сходными видами (за похожие пищевые потребности, территорию), такими как белка и клест, карась и карп. Между всеми остальными видами – хищничество (гидра ест циклопа, паук-плавунец ест головастика, мальки рыб едят личинок стрекозы, инфузория-туфелька ест бактерий).

Установите последовательность процссов полового размножения и развития пресноводной гидры, начиная с образования половых клеток.

Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Появление в водоемах молодых гидр нового полового поколения

2. Образование зиготы и развитие защитной оболочки

3. Образование осенью гамет у взрослой гидры

4. Зимовка зародыша и его развитие весной

5. Оплодотворение сперматозоидами яйцеклеток других особей

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл гидры.

Начинаме жизненный цикл с образования гамет (половых клеток у взрослой гидры), затем происходит оплодотворение, образуется зигота, вокруг нее развивается защитная оболочка. Зародыш зимует и начинает развиваться весной и, наконец, в водоемах появляются гидры нового поколения.

Рассмотрите рисунок с изображением клеточного деления и определите его вид, набор хромосом в исходной клетке и какие специфические клетки образуются у растений в результате такого деления.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

Объяснение: на рисунке изображен мейоз 2, так как набор хромосом уменьшается вдвое: был 1n2c, стал – 1n1c. У растений в результате мейоза образовались споры (а у животных – половые клетки).

Проанализируйте график “Вариационная кривая изменчивости числа цветков в соцветии хризантемы”. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании представленных данных.

Утверждения:

1. Большинство растений имеют семь краевых цветков в соцветиях

2. Большинство соцветий имеет одинаковое число краевых цветков

3. Максимальное число краевых цветков у соцветий равно 20

4. Наибольшее число соцветий имеют максимальное значение признака

5. Хризантему относят к семейству сложноцветных

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

Объяснение: большинство растений имеют семь краевых цветков в соцветиях (примерно 525 растений). Большинство соцветий имеют одинаковое число краевых цветков (7). Максимальное число краевых цветков – 15, а не 20. Наибольшее число соцветий имеют не максимальное (150, а среднее (7) значение признака. Хризантему действительно относят к семейству сложноцветные, но эта информация не представлена в задании.

Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления. Какая форма изменчивости имеет место в данном случае?

Объяснение: данные формы кроны (флагообразная и нормальная) находятся в пределах нормы реакции (то есть в зависимости от условий среды они могут образовывать различные формы крон, не изменяя свой генотип. Такая форма изменчивости называется фенотипической (или модификационной).

Строение молекулы какого мономера изображено на представленной схеме?

Что обозначено буквами А, Б, В?

Назовите виды биополимеров, в состав которых входит данный мономер.

Объяснение: на рисунке изображен мономер РНК (рибонуклеиновой кислоты).

А – азотистое основание (урацил)

Б – рибоза (углевод, моносахарид)

В – остаток фосфорной кислоты

Данный мономер входит в состав всех видов РНК (рРНК, иРНК, тРНК).

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Внутренние органы у млекопитающих располагаются в полости тела, которая разделена диафрагмой на 2 отдела: грудной и брюшной. 2. В грудном отделе расположены легкие, сердце и печень, в брюшном – желудок, кишечник и др. 3. Легкие имеют альвиолярное строение, в альвеолы поступает воздух из гортани. 4. Переваривание пищи происходит в желудке под действием ферментов поджелудочной железы. 5. Питательные вещества всасываются в кровь и лимфу через ворсинки кишечника.

Объяснение: предл. 2 – печень располагается не в грудном, а в брюшном отделе.

Предл. 3 – воздух в альвеолы поступает из бронхиол (в них воздух поступает из бронхов, в бронхи из трахеи, а в трахею из гортани).

Предл. 4 – переваривание пищи в желудке происходит под действием ферментов, которые вырабатываются стенками желудка, ферменты поджелудочной железы выбрасываются в тонкий кишечник.

Одиночные и колониальные коралловые полипы ведут прикрепленный образ жизни. Какие особенности строения определяются их образом жизни? Приведите не менее трех особенностей. Ответ поясните.

Объяснение: рассмотрим строение кораллового полипа. Коралловый полип имеет лучевую (радиальную) симметрию, что позволяет образовывать большое количество щупалец, при помощи которых можно ловить добычу, а еще чувствовать со всех сторон появление опасности. Для защиты они имеют стрекательные клетки, которые парализуют добычу (вспомним, как нас жалили медузы на море). Добыча перваривается в кишечной полости.

Читайте также:  Гладиолусы надо выкапывать на зиму или нет

Одна из глобальных проблем современного состояния биосферы – опустынивание ландшафтов. Какие антропогенные вмешательства этому способствуют? Приведите не менее трех примеров вмешательств человека.

Объяснение: опустыниеи вание ландшафтов происходит из-за дефицита воды (использование воды для сельскохозяйственных нужд), вырубки леса, перепас скота – оголение или изреженность территории пастбищ от растительности за счет увеличения голов скота (в общем виде можно назвать это – использование площадей под агроценозы; внесение минеральных удобрений, что приводит к засолению почв; чрезмерное орошение).

У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

Объяснение: гаметы хламидомонады гаплоидны (n). Гаметофит тоже гаплоиден (n), так как гаметы растений образованы при помощи митоза из гаметофита. Споры гаплоидны (n). Они образуются из диплоидного спорофита путем мейоза (2n).

При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (а) растения с грушевидными плодами (в) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 – высоких с грушевидными плодами; 40 – карликовых с округлыми плодами; 14 – карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырех фенотипических групп.

Р: АаВв (высокое растение с округлыми плодами) х аавв (карликовое растение с грушевидными плодами)

F1: АаВв – высокое растение с округлыми плодами (12)

Аавв – высокое растение с грушевидными плодами (39)

ааВв – карликовое растение с округлыми плодами (40)

аавв – карликовое растение с грушевидными плодами (14)

По-видимому, гены А и в и а и В сцеплены. Это объясняет формирование двух фенотипических групп (высокое растение с грушевидными плодами и карликовое растение с округлыми плодами). Образование двух других фенотипических групп возможно при небольшом проценте кроссинговера между хромосомами (высокое растение с округлыми плодами и карликовое растение с грушевидными плодами).

Вариант 6. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ 2018. Г.С. Калинова, Л. Г. Прилежаева.

источник

В экзаменационной работе используются разные типы заданий со свободным ответом. Во второй части задания ЕГЭ 35 задание с двумя элементами ответа относятся к заданиям повышенного уровня сложности, предполагают развернутый ответ с двумя элементами и оцениваются от 0 до 2 баллов максимально. Это практикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в практических ситуациях.

Практика проведения ЕГЭ по биологии и анализ ответов испытуемых позволили выявить наиболее часто допускаемые, типичные ошибки. В ходе исследований были не только выявлены и классифицированы ошибки, но и установлены причины. По которым школьники их допускают.

1. Невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению.

2. Отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание.

3. Неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ.

4. В заданиях со свободным ответом использование второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу.

Примеры практикоориентированных заданий в материалах ЕГЭ разных лет

1. Инсулин гормон белковой природы – регулирует содержание сахара в крови, при недостатке в организме человека его вводят в виде инъекций. Почему его нельзя принимать в форме капель или таблеток? (1. В органах пищеварения инсулин в таблетках или каплях с до аминокислот, которые всасываются в кровь. 2. Регуляторную функцию инсулин проявляет только сохраняясь в виде белка)

2. Из клубня картофеля вырезали кубик и поместили в дистиллированную воду. Как изменяться размеры этого кубика? Ответ поясните. (1.Размеры кубика из клубня картофеля немного увеличатся. 2.Из-за разности концентрации растворов в клетках и окружающей среде, вода начнет поступать в клетки, увеличивая их объем.)

3. Для получения лекарственных препаратов используют некоторые бактерии и плесневые грибы. Какие особенности этих организмов лежат в основе их использования? (1.Некоторые бактерии и грибы в процессе своей жизнедеятельности выделяют антибиотики и гормоны. 2.Они не требовательны к условиям жизни и быстро размножаются)

4. Почему врачи рекомендуют использовать в пищу йодированную поваренную соль? Объясните какие нарушения возникают в организме при недостатке йода? (Йод необходим для синтеза гормона тироксина в организме человека. 2.При недостатке йода в пище уменьшается выработка гормона тироксина, развивается заболевание щитовидной железы)

5. Какие особенности питания и образа жизни земноводных позволяет привлекать их для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений? Как называется такой способ борьбы? (1.Земноводные ночные хищники, питаются слизнями, насекомыми и их личинками. 2.Такой способ борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений называется биологическим)

6. Назовите возможные причины концентрации кислорода в нижних слоях атмосферы в настоящее время. (1.Сокращение зеленого покрова земли в результате вырубки лесов и гибель фитопланктона из-за загрязнения Мирового океана. 2.Увеличения объема расходования кислорода в промышленности и при использовании транспортных средств)

7. Растение кукуруза имеет два типа соцветий початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? (Початок состоит из женских цветов, в которых образуются плоды зерновки. 2.Метелка состоит из мужских цветов, которые участвуют в оплодотворении)

8. Крахмал – полисахарид, накапливающийся в клетках растений. Какую он функцию выполняет и как его можно обнаружить в клетках картофеля? (1.Крахмал является запасным питательным веществом, выполняя энергетическую функцию. 2.Его можно обнаружить, если нанести на срез картофеля капельку йода – появится синяя окраска)

9. Почему в популяциях сохраняются вредные генные мутации. Каково значение этих мутаций для эволюции? (1.Многие генные мутации являются рецессивными и сохраняются в генофонде популяции у гетерозигот 2.В измененных условиях вредные рецессивные мутации могут оказаться полезными и привести к возникновению новых адаптаций или появлению новых видов)

10. По каким признакам можно определить венозное кровотечение? (При венозном кровотечении кровь имеет темно-красный цвет. 2. Кровь вытекает из раны ровной струей. Без толчков.)

11. Почему в настоящее время к экологическим проблемам относят кислотные дожди и озоновые дыры? Ответ обоснуйте. (1.Кислотные дожди обедняют видовой состав экосистем вызывая гибель ряда видов. 2.Озоновые дыры пропускают ультрафиолетовое излучение, что вызывает вредные мутации у растений и животных)

12. Объясните, почему лейкоциты играют важнейшую роль в иммунных реакциях организма. Где они образуются? (1.Лейкоциты вырабатывают антитела и участвую в фагоцитозе. 2.Они образуются в красном костном мозге, тимусе, селезенке и лимфатических узлах)

13. В какой области научно-практической деятельности человек применяет анализирующее скрещивание и с какой целью? (1. Применяет анализирующее скрещивание в селекции растений и животных. 2.При выведении новых сортов растений и животных, если необходимо выяснить генотип доминатной особи)

14. К каким глобальным изменениям на Земле может привести “парниковый эффект”? Приведите 2 примера. (1.Повышение температуры воздуха, изменение климата. 2.К таянию ледников и затоплению части суши, уменьшению биоразнообразия)

15. Яйценоская порода кур легорн несет яйца почти круглый год – свыше 300 яиц в год, в отличие от диких банкивских кур. Как селекционеры добились таких результатов. Ответ поясните. (1.Селекционеры отбирали кур с высокой яйценоскостью (результат искусственного отбора) 2.Кур с высокой яйценоскость скрещивали между собой, для закрепления этого наследственного признака)

16. Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления. Какая форма изменчивости имеет место в данном случае. (1.Флагообразная крона формируется под воздействием внешних условий (ветра) и объясняется модификационной изменчивостью. 2.При вегетативном размножении с помощью черенков генотип не меняется, при отсутствии ветра формируется нормальная крона).

17. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации? (Ферменты теряют свою активность при повышении уровня радиации. Объясните, почему?) (1.Большенство ферментов – белки. 2.Под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента)

18. Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы. Возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию? (1.В скотомогильнике было захоронение животных, инфицированных сибирской язвой. 2.Споры сохраняются длительное время жизнеспособность, попав в благоприятные условия организм человека или животного, вызывают заболевание.)

19. В древней Индии подозреваему в преступлении прелагали проглотить горсть сухого риса. Если ему не удавалось, виновность считалось доказанной. Дайте физиологическое обоснование этому процессу. (1.Глотание – сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка. 2.При сильном волнении резко тормозиться слюноотделение, во рту становиться сухо, и глотательного рефлекса не возникает.)

20. В настоящее время в птицеводстве нашли широкое применение гетерозиготные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач. Как их выводят? (1.Бройлерные цыплята отличаются интенсивным ростом, они быстро набирают массу. 2.Бройлерных цыплят получают при скрещивании чистых линий, у гибридов первого поколения проявляется эффект гетерозиса)

21. Составьте пищевую цепь, используя все названные объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумент третьего порядка в составленной цепи. (1.Перегной – комнатная муха – паук-крестовик – большая синица – ястреб. 2.Консумент третьего порядка – большая синица.)

22. В чем особенность питания сапрофитных бактерий? Почему при их отсутствии жизни на Земле была бы невозможна? (1.Сапрофиты бактерии – редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических. 2.Разлагая органические вещества, они обеспечивают круговорот химических элементов в биочсфере.)

23. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными? (1. Щука и окунь являются хищниками, питаются сходной пищей. 2.Обитают в одном водоеме, нуждаются в сходных условиях жизни, взаимно угнетают друг друга.)

24. Объясните, какие изменения в составе крови происходят в капиллярах малого круга кровообращения у человека. Какая кровь при этом образуется? (1.В крови увеличивается содержание кислорода, уменьшается содержание углекислого газа. 2.Кровь из венозной превращается в артериальную.)

25. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб? (1.Уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними. 2.Большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб.)

26. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему? (1.В соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет плазмолиз, и клетки потеряют тургор. 2.Нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.)

27. Какие особенности сустава делают его прочным? (1.Внутрисоставные связки стягивают суставные поверхности костей. 2.Кости в суставе объедены суставной сумкой, внутри которой поддерживается давление ниже атмосферного.)

28. Смородину, выращиваемую на приусадебных участках, как правило, размножают вегетативным способом. Какая часть растения обычно при этом используется и какие корни и корневая система при этом развиваются? (1.Смородину размножают стеблевыми черенками или отводками. 2.На черенках или отводках развиваются придаточные корни, которые формируют мочковатую корневую систему.)

29. Растения в течении жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните. (1.Испарение, обеспечивающие передвижение воды и растворенных веществ и защиту от перегрева. 2.Фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества.)

30. Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения. (1.У голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет цветков и плодов, а семена развиваются на чешуйках шишек. 2.Орешек – плод покрытосеменных растений, а название “кедровые орешки” условно. Оно связано стем, что семена сибирской сосны имеют плотные деревянистые покровы, выполняющие защитные функции)

31. Какие растения могут вызывать заболачивание леса. Объясните почему? (1.Заболачивание вызывают мхи, например сфагнум. 2.У сфагнума имеются клетки, которые способны накапливать много воды.)

32.Чем объяснить, что у некоторых цветковых растений пыльца созревает раньше, чем раскрывается рыльце пестика? (1.Созревание пыльцы раньше пестика объясняется приспособлением растений к самоопылению или опылению ветром. 2.Если бы было наоборот опыление не происходило.)

33.Если к свежему препарату с клетками листа элодеи добавить немного соленой воды или спирта, то клетки несколько сморщатся. Почему? (1.Наступит явление плазмолиза. Вода из клетки станет уходить в соленый раствор, т.к. там воды меньше, чем в клетке. 2.Клетка сморщится.)

34.В естественных условиях луга обычно зарастают лесом. Объясните, почему в условиях постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. (1.В условиях постоянного ведения сельского хозяйства луга постоянно выкашиваются людьми, что сопровождается уничтожением подроста деревьев и кустарников. 2.На лугах происходит постоянный выпас домашнего скота, который уничтожает подрост, приводит к вытаптыванию растений.)

35.Бактерии-сапрофиты играют важную роль в природе. Объясните почему. (1.Сапрофиты – редуценты, они разрушают органические вещества до минеральных, участвуют в круговороте веществ в биосфере. 2.Выполняют роль санитаров, так как разлагают трупы, продукты жизнедеятельности организмов.)

Читайте также:  Создавая проект ландшафтного дизайна участка архитектором не были учтены

36.В лабораториях для борьбы с вредными насекомыми специально разводят насекомых – наездников, которых затем выпускают на поля. Как называется этот способ борьбы и в чем его сущность? В чем состоит роль наездников? (1.Это биологический способ борьбы, он заключается в использовании естественных врагов насекомых – их паразитов. 2.Самки наездников откладывают свои яйца в тела личинок и куколок вредителей сельскохозяйственных культур, вызывая их гибель)

37. Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объёму выпитой за это же время жидкости? (1. Часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 2. Часть воды испаряется через органы дыхания и через потовые железы.)

38. В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? (1. Лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 2. лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определённые антигены.)

39. В листьях растений интенсивно протекает фотосинтез. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. (1. Фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 2. По мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.)

40. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах? (1.Первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот; 2. Матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.)

41. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы. Почему их называют “придонными фильтрами”? (1. Беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками; 2. Пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов.

42. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ растению? Ответ поясните. (1. Из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; 2. Восходящему току растения способствует корневое давление, оно возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

43. В ХVII веке голландский учёный Ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. (1. Масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза; 2. В процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ)

44. Если к свежему препарату с клетками листа элодеи добавить немного соленой воды или спирта, то клетки несколько сморщатся. Почему? (1.Наступит явление плазмолиза. Вода из клетки станет уходить в соленый раствор, т.к. там воды меньше, чем в клетке. 2.В результате клетка сморщится.)

45. Все клетки растения содержат одинаковое количество хромосом. Только в половых клетках хромосом в два раза меньше. Как можно объяснить этот факт, зная об опылении растений. (1. После опыления происходит оплодотворение, в котором участвуют гаметы 1n, 2. При слиянии гамет образуется зигота 2n из которой развивается новое растение.)

46.К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары на территории России? (1. К полному уничтожению некоторых видов животных и растений. 2.К изменению структуры биогеоценоза, нарушению облика ландшафта.)

“Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха”.
Дейл Карнеги

Успехов Вам в подготовке к ЕГЭ!

1.Научно-популярный журнал “Биология для школьников”. ООО “Школьная пресса”

2.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2007 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2011

3. 2.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2008 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2012

4. 3. 2.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2009 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2013

5.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2010 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2014

6.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2010 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2015

7.Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова. Биология Решение сложных заданий Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Москва “Интеллект-Центр” 2014

источник

Известно, что в практике с/х перед посевом семян проверяют их на всхожесть. Объясните, как и зачем это делают.

1) для определения всхожести семян определённое их число (100) помещают в оптимальные для прорастания условия и подсчитывают процент проросших семян;

2) всхожесть определяют для установления качества посевного материала, от которого зависит урожай растения.

Почему мхи относят к высшим споровым растениям?

1. произошла дифференциация клеток, появились ткани

2. тело разделено на органы: стебель и листья

В каких формах проявляются движения у растений? Ответ:

1. изгибы растений в сторону света – фототропизм

2. движения стебля вверх, а корня вниз под действием силы земного притяжения -геотропизм

3.движение растений под влиянием химических веществ или механических воздействий – хемотропизм.

Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления.

1) флагообразная крона формируется под воздействием внешних условий (ветра) и объясняется модификационной изменчивостью;

2) при вегетативном размножении с помощью черенков генотип не меняется, при отсутствии ветра формируется нормальная крона.

Какой тип листа изображён на рисунке? Какие части листа обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они выполняют?

1) простой лист с сетчатым жилкованием и прилистниками;

2) 1 — листовая пластинка, выполняет функции фотосинтеза, газообмена, транспирации, у некоторых растений -вегетативного размножения;

3)2-жилки обеспечивают транспорт веществ, опору листа.

Назовите части цветка, обозначенные на схеме цифрами 1, 2, 3, и объясните их функции.

1)1- тычинки – орган полового размножения, образуют пыльцу, участвующую в опылении;

2) 2 – завязь пестика, участвует в половом размножении, содержит семязачаток с яйцеклеткой (женской гаметой);

3) 3 – чашелистики и лепестки венчика (околоцветник), служат для защиты тычинок и пестика, участвуют в привлечении насекомых (опылении).

Назовите части древесного стебля, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и укажите функции, которые они выполняют.

1)1- пробка (покровная ткань), выполняет защитную функцию;

2) 2 – луб (лубяные волокна и ситовидные трубки), выполняет механическую функцию и проведение органических веществ;

3) 3 – камбий (образовательная ткань), обеспечивает рост дерева в толщину.

Назовите вегетативный орган растения представленный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1 и 2, и выполняемые ими функции. Какую роль выполняет этот вегетативный орган в жизни растения?

1) луковица – укороченный видоизменённый побег, участвует в вегетативном размножении, накапливает питательные вещества;

2) 1 – донце, видоизменённый стебель, от которого растут придаточные корни и на нём образуются почки;

3) 2 – сухой чешуевидный лист; защищает луковицу от высыхания и повреждений.

По каким признакам растения семейств Лилейные и Злаки относят к классу Однодольные? Укажите не менее 4-х признаков.

2) мочковатая корневая система;

3) простые листья с параллельным или дуговым жилкованием;

4) цветок трехчленного типа с простым околоцветником.

Какие части зародыша семени фасоли обозначены на рисунке цифрами 1 и 2, какие функции они выполняют?

1)1- корешок, почечка (зародышевый стебель и листья), 2 -семядоли;

2) корешок развивается в главный корень, из почечки развивается побег;

3)семядоли – обеспечивают проросток питательными веществами.

источник

1. Объясните, почему для сохранения ценных признаков гибридных растений используют вегетативное, а не семенное размножение.

при вегетативном размножении дочерние организмы сохранят
все признаки материнского организма, так как это бесполое
размножение;

при семенном размножении возникает комбинативная
изменчивость, признаки не сохраняются, так как это половое
размножение

2. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.

])в солёном растворе клетки корня потеряют воду, произойдёт плазмолиз, и клетки потеряют тургор;

2) нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет

3.Семена сибирской сосны называют «кедровыми орешками». Верно ли такое название с научной точки зрения? Ответ поясните.

орешек – плод покрытосеменных растений;

2)у голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет плодов

4. Определите класс цветкового растения, изображённого на рисунке. Обоснуйте Ваш ответ. Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и объясните их роль в жизни растения.

1)класс Двудольные, сетчатое жилкование листьев, цветок
пятичленного типа;

2)А – цветок – генеративный орган, который обеспечивает
образование плодов и семян (половое размножение);

3)Б – видоизменённый побег – ус (столон) обеспечивает

вегетативное размножение и расселение

5. Как изменится скорость транспирации у подсолнечника в жаркий ветреный день, по сравнению с безветренной погодой (влаги в почве достаточно)? Ответ поясните.

1)в жаркий день транспирация усиливается за счёт высокой
температуры;

2)ветер препятствует скоплению паров воды у поверхности листа,
повышая транспирацию

6. Докажите, что клубень картофеля является видоизменённым побегом. Приведите не менее трёх доказательств.

1)клубни имеют почки – глазки;

2)на поперечном срезе клубень повторяет строение стебля (кора, древесина, сердцевина);

3)на свету клубень зеленеет и способен к фотосинтезу

7. К какому классу цветковых относят растение, изображённое на рисунке? Ответ обоснуйте. Назовите органы, обозначенные буквами А и Б, и укажите их значение в жизни растения.

1)класс двудольные, цветок четырёхчленного типа, сетчатое
жилкование листьев;

2)А – кочан – это видоизменённый побег (почка), накапливает
питательные вещества, обеспечивает зимовку, развитие

двулетнего растения на второй год;

3)Б – плод – стручок, обеспечивает распространение и защиту
семян

8. Какие преимущества и недостатки имеют растения с мелкими семенами?

– образуют большое количество семян;

– легко распространяются ветром;

– имеют небольшой запас питательных веществ и проростки имеют мало шансов к выживанию.

9. К какому трофическому уровню относят водоросли в пресноводном водоёме? Ответ обоснуйте.

1)водоросли относятся к первому трофическому уровню –
продуцентам;

2)водоросли участвуют в синтезе органических веществ из
неорганических, обеспечивая питание себе и всем организмам
последующих уровней

10. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

1)семена содержат большой запас питательных веществ и при
прорастании имеют больше шансов к выживанию;

2)образуют небольшое число семян;

3)ограничены возможности в распространении в связи с
утяжелением

11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Они интенсивно растут только в первые годы жизни. 5. Растения по типу питания автотрофные организмы.

6. Они размножаются и распространяются только с помощью семян.

ошибки допущены в предложениях:

1)3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют
углекислый газ;

2)4 – растения растут в течение всей жизни;

3)6 – не все растения размножаются семенами, существует
размножение спорами и вегетативными органами

12. Объясните, каковы основные причины «цветения воды» в водоемах.

1) интенсивное освещение и прогревание воды приводит к бурному размножению водорослей;

2) загрязнение водоемов сточными водами приводит к массовому размножению синезелёных (цианобактерий).

13. Из семян одного растения пастушьей сумки вырастили потомство. Потомки отличались друг от друга и от материнского растения размерами, числом цветков и листьев на побеге. Объясните возможные причины этого явления.

1) одна из возможных причин – наследственная изменчивость, обусловленная комбинациями признаков или мутациями при половом размножении;

2) другая возможная причина – наследственная модификационная изменчивость, обусловленная влиянием факторов внешней среды.

14. Известно, что в практике сельского хозяйства перед посевом семян проверяют их всхожесть. Объясните, зачем и как это делают.

1) всхожесть определяют для получения высокого урожая растений;

2) для определения всхожести семян определённое их число (100) помещают в оптимальные для прорастания условия и подсчитывают процент проросших семян.

15. По каким признакам семейства Лилейные и Злаки относят к классу Однодольные?

2) мочковатая корневая система;

3) простые листья с параллельным или дуговым жилкованием;

4) цветок трехчленного типа с простым околоцветником.

16. Какая связь существует между испарением воды и передвижением минеральных веществ в растении?

1) в результате испарения воды листьями ее содержание в клетках растений уменьшается, а концентрация клеточного сока – увеличивается, и возрастает осмотическое давление;

2) за счет осмотического давления вода с растворенными в ней солями поступает из корня и стебля в листья.

17. Растение кукурузы имеет два типа соцветий: початок и метёлку. Почему плоды образуются только в початке и почему не весь початок иногда заполнен зёрнами?

Читайте также:  Мариновать капусту быстро и вкусно со свеклой

1) початок состоит из женских цветков, в которых образуются зерновки;

2) не все цветки початка опыляются и оплодотворяются, поэтому часть початка будет пустозёрной.

18. Известно, что опытным путем на свету трудно обнаружить дыхание растений. Объясните, почему.

1) на свету в растении наряду с дыханием происходит фотосинтез, при котором углекислый газ используется;

2) в результате фотосинтеза кислорода образуется гораздо больше, чем используется при дыхании растений.

19. Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду. Какие изменения произойдут в его клетках через некоторое время? Ответ поясните.

2) из-за разности концентрации растворов в клетках и в окружающей среде вода начнет поступать в клетки.

20. Объясните, почему при нанесении пероксида водорода на срез сырого картофеля активно выделяется кислород, а при нанесении на срез вареного картофеля выделения кислорода не наблюдается.

1) расщепление пероксида с выделением кислорода связано с действием белка-фермента (каталазы), содержащейся в сыром картофеле;

2) при варке фермент денатурирует и пероксид не расщепляется.

21. Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления.

1) флагообразная крона формируется под воздействием внешних условий (ветра) и объясняется модификационной изменчивостью;

2) при вегетативном размножении с помощью черенков генотип не меняется, при отсутствии ветра формируется нормальная крона.

22. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

1) передвижение воды и минеральных веществ осуществляется по сосудам древесины;

2) вода и минеральные вещества от корней по стеблю к листьям передвигаются в результате корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды;

3) передвижение органических веществ из листьев во все органы происходит по ситовидным трубкам луба.

23. Известно, что механическим насосом можно накачать воду примерно на высоту 10 м. Объясните, за счет чего вода поднимается по стволам деревьев на десятки метров, например, у эвкалипта до 100 м.

1) под действием корневого давления;

2) за счет испарения воды с поверхности листьев.

24. Многие декоративные кустарники ежегодно обрезают. С какой целью это делают?

1) обрезание верхушки побегов стимулирует ветвление кустарника;

2) развитие боковых побегов увеличивает крону и позволяет придать ей желаемую форму.

25. Опишите особенности царства Растения. Приведите не менее 4-х признаков.

1) наличие в клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез;

2) наличие на поверхности клетки прочной оболочки из клетчатки, которая придает ей форму;

3) наличие вакуолей, заполненных клеточным соком;

4) растут в течение всей жизни и практически не перемещаются с одного места на другое.

26. Крахмал – полисахарид, накапливающийся в клетках растений. Объясните, какую функцию он выполняет и как его можно обнаружить в клетках картофеля.

1) он является запасным питательным веществом и выполняет энергетическую функцию;

2) его можно обнаружить, если нанести на срез клубня картофеля каплю йода – появляется синяя окраска.

27. Из клубня картофеля вырезали кубик и поместили в концентрированный раствор поваренной соли. Как изменятся размеры кубика через час? Ответ поясните.

1) размеры кубика уменьшатся;

2) из-за разности концентрации в клетках и в окружающей среде вода начнет поступать из клеток в раствор, кубик сморщится.

28. Гидропоника – выращивание растений без почвы: корни растений закрепляются в гравии или песке и омываются водным раствором минеральных веществ. Почему нельзя в этом случае использовать дистиллированную воду? Ответ поясните.

1) в дистиллированной воде отсутствуют минеральные вещества;

2) в отсутствии минерального питания растения прекратят рост и скорее всего погибнут.

29. Из семян одного боба гомозиготного растения гороха, посеянных на одном поле, выросли взрослые растения, которые отличались друг от друга по внешним признакам: высоте стебля, числу и размерам листьев, развитости корневой системы. Объясните это явление.

1) различия растений обусловлены влиянием факторов внешней среды (интенсивностью освещенности, количеством влаги, температурой, взаимным влиянием растений и др.);

2) это проявление модификационной изменчивости.

30. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните, почему?

1) в солёном растворе клетки теряют воду, идёт плазмолиз;

2) клетки съёживаются, тургор падает, растение увядает.

31. Объясните, почему при помещении листа элодеи в раствор 10% хлористого натрия, содержимое ее клеток (протопласт) отходит от клеточной стенки.

1) концентрация соли снаружи клетки выше, чем ее концентрация внутри;

2) вода поступает из клетки в окружающий раствор;

3) объем цитоплазмы уменьшается и протопласт отходит от клеточной стенки.

32. Объясните, почему садоводы размножают многие растения вегетативным способом (черенкованием, корневищами, клубнями и т.д.).

1) вегетативное размножение позволяет сохранить свойства сорта;

2) растения, появившиеся путем вегетативного размножения, развиваются быстрее, чем особи, появившиеся из семян;

3) некоторые растения не образуют семян (некоторые сорта роз).

33. Чем отличаются растения от животных? Назовите не менее трех признаков.

1) растения ведут прикрепленный образ жизни и растут в течение всей жизни;

2) клетки растений содержат пластиды, хлорофилл, клеточную стенку из целлюлозы, вакуоли с клеточным соком;

3) растения – автотрофы, продуценты, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии и выделять кислород.

34. По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее 3-х признаков.

1) грибы – гетеротрофы, не способны к фотосинтезу;

2) грибы отличаются клеточным строением: не имеют хлоропластов, клеточная стенка содержит хитин, запасное питательное вещество – гликоген;

3) тело грибов образовано гифами.

35. В чем выражается приспособленность цветковых растений к совместному проживанию в лесном сообществе? Укажите не менее 3-х примеров.

1) ярусное расположение, обеспечивающее использование растениями света;

2) неодновременное цветение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений;

3) различные формы отношений между растениями и другими организмами (симбиоз, паразитизм, конкуренция и др.).

36. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

1) у папоротников появились корни;

2) у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;

3) в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.

37. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

1) непосредственно повреждают органы и ткани растений;

2) загрязняют почву, уменьшают плодородие;

3) понижают продуктивность растений.

38. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

1) для фотосинтеза необходимы лучи красной и синей части спектра;

2) в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

39. Какие приспособления к жизни на суше сформировались у растений в процессе эволюции? Приведите не менее трех примеров.

1) расчленение тела на вегетативные органы и наличие различных тканей;

2) совершенствование проводящей системы, обеспечивающей быстрое передвижение веществ в растении;

3) независимость процесса полового размножения от воды.

40. Если во время цветения яблонь стоит холодная дождливая погода, то снижается урожай яблок. Объясните причины.

1) яблоня – насекомоопыляемое растение, а в холодную дождливую погоду насекомые не летают;

2) не происходит опыления, оплодотворения и образования плодов.

41. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трех доказательств.

1) в размножении участвует одна особь;

2) потомки являются копиями родительской особи;

3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).

42. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы. 2. В клетках высших растений имеются центриоли. 3. Синтез АТФ у растений осуществляется в лизосомах. 4. Запасным питательным веществом в клетках растений является гликоген. 5. Способ питания большинства растений – автотрофный.

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – в клетках высших растений центриоли отсутствуют;

2) 3 – в растительных клетках синтез АТФ идет в митохондриях и хлоропластах;

3) 4 – запасным питательным веществом является крахмал.

43. Каковы строение и функции семян у цветковых растений?

1) строение семени: кожура, зародыш, эндосперм (иногда недоразвит);

2) семена обеспечивают размножение растений;

3) обеспечивают расселение и перенесение неблагоприятных условий.

44. Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения.

1) орешек – плод покрытосеменных растений;

2) у голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет плодов, поэтому название «кедровые орешки» условно из-за плотного деревянистого покрова.

45. Почему без растений жизнь в современном виде на Земле была бы невозможна?

1) растения в процессе фотосинтеза образуют органические вещества – пищу для других организмов;

2) они поддерживают постоянство газового состава атмосферы, выделяя кислород на свету и поглощая углекислый газ.

46. У растения традесканции на одном из побегов листья оказались с белыми пятнами, то есть часть клеток листьев была лишена хлорофилла. При размножении этого растения семенами все потомство имело зеленые листья, а потомство, выращенное из черенков побега с белыми пятнами, также имело листья с подобным изменением. Объясните это явление, используя знания о закономерностях изменчивости.

1) причина появления побегов с пятнистыми листьями – соматическая мутация;

2) соматические мутации передаются потомкам при вегетативном размножении и связаны с цитоплазматической изменчивостью;

3) в основе семенного размножения лежит половой процесс, а в гаметах эта мутация отсутствует, поэтому растения зеленые.

Дата добавления: 2015-06-15 ; просмотров: 8953 . Нарушение авторских прав

источник

В разделе Школы на вопрос ребята, скиньте пожалуста ЕГЭ по биологии 2010, хотя бы какие вопросы были. ррр. ..ррр заданный автором Паросиловой лучший ответ это Часть А.
Вопросы разные, но в целом предсказуемые (если Вы знакомы со спецификацией). Однако часть А многим показалась сложнее В и даже С. Были весьма каверзные вопросы, в которые приходилось вчитываться, например:
На какой стадии развития зародыша начинается органогенез?
1) митотическое деление зиготы
2) формирование двухслойного зародыша
3) появление первых бластомеров
4) появление нервной трубки.
Довольно много было вопросов на генетику и экологию.
Часть В.
На удивление лёгкая. Всех вопросов не помню, но вот некоторые:
В1. Чьи клетки имеют клеточную стенку?
1) Животные
2) Растения
3) Человек
4) Грибы
6) Вирусы
6) Бактерии
В8. В каком порядке шло усложнение кровеносной системы у хордовых?
А) Птицы
Б) Земноводные
В) Пресмыкающиеся
Г) Рыбы
В3. Надо было распределить признаки между низшими и высшими растениями.
В6. Продуценты и редуценты, распределение признаков между ними.
С1. При исследовании хромосомного набора больного выяснилось, что длина одной из хромосом изменена. Какой метод исследования генетического аппарата клетки применён? Какой тип мутации произошёл в клетке?
С2. Найти ошибки в высказываниях. Дано 5 предложений о популяциях, например:
Генофонд популяций одного вида всегда одинаков.
Лягушки, целое лето жившие в глубокой луже, считаются популяцией.
И ещё 3 предложения со сходными утверждениями.
С3. Что такое близорукость? Где проецируется изображение при близорукости? Чем отличается врождённая форма близорукости от приобретённой?
С4. К чему привело возникновение 4-камерного сердца у птиц и млекопитающих?
С5. К каким последствиям приведёт вставка лишнего нуклеотида между 7-ым и 8-ым нуклеотидами?
С6. Генетическая задача. Дана родословная, в ней отражён механизм наследования признака. Необходимо выяснить характер его проявления (доминантный/рецессивный) и генотипы 1-ого и 2-ого поколений.
Теперь о том, что было у других.
В части В встречались вопросы на вакцины и лечебные сыворотки, признаки лишайников.
С1 – отличительные признаки царства бактерий.
С5 – задачи на цитогенетику: построение иРНК и тРНК по ДНК и воспроизведение аминокислотной последовательности.
С6 – условие мне рассказывали довольно сумбурно, на эмоциональном подъёме, но, если я правильно всё поняла, задача не из лёгких: на наследование, сцепленное с полом. Хотя, конечно, надо видеть саму задачу, чтобы судить о сложности.
Обобщая всё вышесказанное: варианты были хоть и разные, но некоторые задачи повторялись. И ничего неожиданного на ЕГЭ не было.

Ответ от Наталька))[активный]

С1 какую природу имеют ферменты и почему снижается их активность, если повышен уровень радиации
С2 надо было исправить ошибки в тексте. текст был про популяции
С3 функции кожи, объяснить их
С4 какие ароморфозы происходили на начальном этапе биологической эволюции на Земле
С5 надо было достроить иРНК и написать аминокислотный состав, если известно ДНК
С6 была какая-то странная задача . там были всякие квадратики и кружочки, надо было определить генотипы потомства и родителей
В части В были вопросы про насекомых и паукообразных, про мутации, про кровеносные сосуды

источник

Adblock
detector