Меню

Для проверки своего предположения проведите следующий контрольный опыт

Какие типы скелетов встречаются в животном мире?

Скелет человека — совокупность костей организма, пассивная часть опорно-двигательного аппарата.

Типы скелетов – наружный (хитиновый, кремневый), внутренний, хрящевой, костный.

1. Какие функции выполняет скелет? На какие части он подразделяется?

Функции – опора, передвижение и защитная. Различают скелет головы — череп, скелет туловища, к которому прикрепляются пояса конечностей — плечевой и тазовый, и кости свободных конечностей — рук и ног.

2. Докажите, что в движении участвуют не только мышцы, но и кости.

Кости скелета человека выполняют функции длинных и коротких рычагов, приводимых в движение мышцами. В результате части тела обладают способностью к передвижению.

3. Как классифицируют кости по форме?

Длинные, короткие и плоские кости.

4. Нарисуйте схему строения трубчатой кости.

5. За счёт чего кости растут в длину и в ширину?

Надкостница обеспечивает рост кости в толщину и ее срастание при переломе. Около головок длинных костей у детей имеются хрящевые прослойки, где происходит формирование костной ткани. За счет этих участков кость растет в длину. Постепенно костная ткань полностью вытесняет хрящевую, и рост кости заканчивается.

6. Как устроено компактное вещество кости?

Надкостница прилегает к компактному веществу кости. Компактное вещество кости пронизано мельчайшими костными канальцами, по которым проходят сосуды и нервы. Вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество, имеющее форму костных пластинок. Костные пластинки в несколько слоев окружают полость канальца, образуя цилиндры, вложенные один в другой. Костные клетки располагаются позади каждого ряда. Они соединены между собой, образуя единую систему.

7. Чем кости ребёнка отличаются от костей.

У детей в костях процент органических веществ больше, поэтому они более гибкие и упругие, менее ломкие, но легче поддаются искривлению. С возрастом кости становятся более хрупкими, так как в них увеличивается процентное содержание минеральных солей.

8. Приведите примеры неподвижных, пол у подвижных и подвижных соединений костей.

Неподвижно соединены кости черепа, кроме нижней челюсти. Полуподвижное соединение осуществляется с помощью хрящей. Так соединены между собой позвонки, а также 10 пар ребер с грудиной. Подвижные соединения костей называют суставами.

9. Как устроен сустав?

Сустав образуют две или несколько костей, соединенных друг с другом прочными тяжами — связками из соединительной ткани. Одна из костей образует суставную головку, другая – суставную впадину. Головка и впадина покрыты гладким суставным хрящом. Это облегчает движение костей. Сустав находится в суставной сумке. Ее стенки выделяют суставную жидкость, уменьшающую трение костей при движении и осуществляющую питание суставного хряща, в котором нет кровеносных капилляров.

Внутри суставной сумки давление меньше, чем в окружающем воздухе. Чему это содействует: улучшению подвижности или повышению прочности сустава? Что произойдет, если герметичность суставной сумки будет нарушена?

10. Для проверки своего предположения проведите следующий контрольный опыт. Возьмите стакан, приложите его ко рту и втяните в себя воздух так, чтобы стакан присосался к лицу. Теперь нажмите на кожу углов рта и впустите атмосферный воздух. Почему присосавшийся стакан отпадает?

Низкое давление внутри суставной сумки препятствует расхождению суставных поверхностей, укрепляя сустав. При повреждении суставной капсулы (сумки) воздух попадает в полость сустава, вследствие чего суставные поверхности немедленно расходятся. Стакан отпадает, так как нарушена герметичность.

источник

06.04.2019
Открываем физику для 7 класса в режиме тестирования.

28.03.2019
Отредактировали предметы 4 класса в актуальный формат

26.03.2019
Отредактировали предметы 6 класса в актуальный формат

22.03.2019
Отредактировали предметы 11 класса в актуальный формат

17.03.2019
Открываем обществознание, английский и географию для 7 класса

08.03.2019
Открываем биологию для 7 класса.

07.03.2019
Открываем математику 7 класса.

06.03.2019
Открываем русский язык и историю для 7 класса.

07.03.2019
Обновили каталоги по русскому языку для 6 класса. Задания с деепричастиями перенесли в 7 класс.

Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха и появившимися ростками. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил в каждый из них несколько одинаковых семян гороха и залил водой из одной бутылки так, чтобы семена были полностью в воде. Оба стакана Артём поставил на стол под лампу дневного освещения, но один из них заслонил от лампы картонной коробкой с вырезанными отверстиями. Затем Артём наблюдал за появляющимися в обоих стаканах ростками.

С помощью какого эксперимента Артём может выяснить, влияет ли наличие почвы в стакане на скорость прорастания семян? Опиши этот эксперимент.

Ответ: В ответе может быть дано такое описание эксперимента. В один стакан нужно насыпать немного семян и залить их водой, в другой стакан — семян и земли и полить их водой. Стаканы поставить рядом, чтобы были одинаковая освещённость и одинаковая температура.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание эксперимента.

Николай решил сравнить скорости прохождения горячей и холодной воды через слой почвы. Для этого он взял два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Николай изготовил фильтры и положил их в воронки. Затем он насыпал в обе воронки одинаковое количество почвенной смеси для комнатных растений и поставил под каждую воронку стакан. В одну воронку он налил 50 мл горячей воды, а в другую — такое же количество холодной воды и стал наблюдать за появлением воды в каждом из стаканов.

Если Николай захочет сравнить скорости прохождения воды через одинаковые слои песка и глины, какой эксперимент ему нужно провести? Опиши этот эксперимент.

Для выполнения эксперимента нужно взять два одинаковых стакана и две одинаковые воронки. В первую воронку положить слой песка, а во вторую воронку точно такой же слой глины. Далее в обе воронки налить одинаковое количество воды, а затем наблюдать за скоростью наполнения водой каждого стакана.

Миллилитры в начальной школе не изучаются. Эту единицу измерения не стоит использовать в проверочной работе.

Маша решила сравнить скорость прохождения воды через слой песка и слой глины. Для этого она взяла два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Маша изготовила фильтры и положила их в воронки. Затем она насыпала в одну из воронок две столовые ложки речного песка, а в другую —столько же истолчённой глины и поставила под каждую воронку стакан. В каждую воронку она налила по 50 мл холодной водопроводной воды и стала наблюдать за появлением воды в каждом из стаканов.

Если Маша захочет сравнить скорости прохождения горячей и холодной воды через слой почвы, какой эксперимент ей нужно провести? Опиши этот эксперимент.

В ответе может быть дано такое описание эксперимента: в обе воронки надо насыпать одинаковое количество почвы. Затем в одну воронку надо налить холодной воды, а в другую — такое же количество горячей воды и после этого измерять и сравнивать количество воды в стаканах под воронками.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание эксперимента.

Олег проводил опыт, определяющий плавучесть предметов. Он решил выяснить, зависит ли способность предмета держаться на плаву от материала, из которого сделан этот предмет. Для этого он взял пластмассовое яблоко и таких же размеров поделку из пластилина, изображающую яблоко, и поочередно помещал их в сосуд с обычной водой. Яблоко из пластмассы держалось на плаву, а поделка из пластилина опустилась на дно.

6.1. Сравни условия проведения описанного эксперимента. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

Форма предметов, опускаемых в сосуд: одинаковая / различная

Материал, из которого сделаны предметы: одинаковый / различный

6.2. По результатам эксперимента сделай вывод о том, зависит ли плавучесть предмета от материала, из которого он сделан.

6.3. Если бы Олег захотел выяснить, влияет ли размер предмета на его плавучесть, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент

Нужно взять два предмета разного размера, но сделанные из одного материала. Опустить в воду и наблюдать, тонет ли какой-то из двух предметов сильнее, чем второй, или они находятся на одном уровне.

Дмитрий проводил опыт, чтобы выяснить, влияет ли вес предмета на его способность держаться на плаву. Он взял два одинаковых по форме и размеру бруска: один деревянный, другой, более лёгкий, из пенопласта — и поместил их в сосуд с водой. Деревянный брусок плавал, но почти весь находился под водой. Брусок из пенопласта также плавал и почти весь находился над водой.

Если бы Дмитрий захотел выяснить, влияет ли форма предметов на их плавучесть, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В ответе может быть дано такое описание эксперимента: взять два одинаковых по весу, но разных по форме предмета, например кубик и дощечку из дерева. Наблюдать, насколько они погружены в воду.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание эксперимента.

Варя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли влажность на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый по десять одинаковых семян гороха. Во второй стакан она предварительно поместила мокрую тряпочку. Оба стакана Варя оставила в классе на столе.

Если бы Варя захотела выяснить, влияет ли наличие почвы на прорастание семян, с помощью какого эксперимента она смогла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Взять два одинаковых стакана и семена одинаковых растений. В один из стаканов положить почву, второй стакан нужно оставить пустым. В каждый стакан затем положить семена. Когда семена начнут прорастать, посчитать количество проросших семян в каждом стакане и сравнить результаты.

Катя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли почва на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый из них десять одинаковых семян гороха. При этом в один стакан она насыпала немного почвы. Затем в каждый из стаканов она налила одинаковое небольшое количество воды. Стаканы Катя оставила в классе и стала наблюдать. Вскоре семена в стаканах проросли.

Если бы Катя захотела выяснить, влияет ли наличие влаги на прорастание семян, с помощью какого эксперимента она смогла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Взять два одинаковых стакана и семена одинаковых растений. В один из стаканов налить воды, второй стакан нужно оставить пустым. В каждый стакан затем положить семена. Когда семена начнут прорастать, посчитать количество проросших семян в каждом стакане и сравнить результаты.

Ученики 4-го класса проводили опыты по проращиванию семян петрушки. Они хотели выяснить, влияет ли воздух в почве на скорость их прорастания. В один стакан ребята поместили почву, взятую со школьной клумбы, во второй — глину и посадили в оба стакана одинаковое количество семян петрушки, регулярно поливая их одинаковым количеством воды. Затем поставили оба стакана на подоконник и стали наблюдать за появляющимися ростками.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли вода и скорость прорастания семян, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Взять два одинаковых стакана с почвой и семена одинаковых растений. В каждый стакан затем посадить семена. Поливать один стакан регулярно, а второй стакан оставить без полива. Посчитать количество появившихся ростков и сравнить результаты.

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли количество воды на скорость, с которой вещество растворяется в этой воде. Ребята взяли два стеклянных стакана, в каждый стакан насыпали по столовой ложке крупной соли. В один стакан налили холодной воды, чтобы она только покрыла соль, а в другой — полный стакан воды той же температуры и перемещали содержимое стаканов до полного растворения соли.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли температура воды на скорость, с которой вещество полностью растворится в воде, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Взять два одинаковых стакана, положить одинаковое количество соли. В один стакан налить холодной воды, а во второй стакан — столько же, но горячей воды. Посмотреть, в каком стакане соль растворится быстрее.

Ученики 4-го класса проводили опыты по проращиванию семян фасоли. Они хотели выяснить, как влияет вода на скорость их прорастания. В два стакана ребята посадили в почву, взятую со школьной клумбы, одинаковое количество семян фасоли. В один стакан они посадили семена, которые предварительно подержали некоторое время в воде, а во второй — сухие семена. Затем ученики поставили оба стакана на подоконник и, регулярно поливая почву, стали наблюдать за появляющимися ростками.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания семян, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В два одинаковых стакана с почвой посадить одинаковые семена. Один стакан поставить на подоконник, другой — в темное место. По окончании эксперимента посчитать, сколько семян взошло в каждом стакане и сравнить результаты.

Ученики 4-го класса проводили наблюдения, чтобы определить, как почва влияет на рост и жизнедеятельность деревьев. Они наблюдали за двумя деревцами сосны, одно из которых было посажено в почву в школьном парке, а второе — в кадку, в которую насыпали такую же почву. Кадку установили у входа в здание школы. Оба деревца ребята регулярно поливали.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли вода на рост и жизнедеятельность деревьев, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Посадить два одинаковых дерева в одинаковую почву. Одно дерево регулярно поливать, а другое дерево оставить без полива. По окончании эксперимента сравнить высоту деревьев, а также внешний вид.

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли площадь поверхности, с которой испаряется вода, на скорость испарения. Ребята взяли два сосуда одинакового объёма: высокую узкую пробирку и низкую широкую плошку. Оба сосуда поставили нагревать на спиртовки.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли объём воды на скорость испарения, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Взять два сосуда одинаковой формы, но в один стакан налить больший объем воды, а в другой — меньший. Подогревать каждый сосуд на спиртовке и измерять время, за которое вода испарится в каждом сосуде. Сравнить результаты.

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли температура воды на скорость, с которой одно и то же вещество растворится в воде. Ребята взяли два стеклянных стакана, в один стакан налили холодной воды, в другой — такое же количество горячей воды. В каждый стакан они бросили по кусочку сахара и перемещали содержимое стаканов до полного растворения сахара.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли количество вещества на скорость, с которой это вещество растворится в воде, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В одинаковые стаканы налить одинаковое количество воды одинаковой температуры. В один стакан положить два кусочка сахара, а в другой — один. Сравнить, за какое время сахар полностью растворится в каждом стакане.

Читайте также:  Дождь идет а мы скирдуем дождь прошел а мы домой

Ученики 4-го класса хотели выяснить, влияет ли количество вещества на скорость, с которой оно растворяется в в воде. Ребята взяли два стеклянных стакана, в один стакан насыпали столовую ложку крупной соли, а в другой — две столовые ложки.В оба стакана они налили одинаковое количество холодной воды из-под крана и перемешали содержимое каждого стакана до полного растворения соли.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли количество воды на скорость, с которой вещество растворяется в этой воде, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В одинаковые стаканы положить одинаковое количество соли. В первый стакан налить воды больше, чем во второй. Сравнить время, за которое соль полностью растворится в каждом стакане.

Ученики 4-го класса проводили опыты по проращиванию семян чечевицы. Они хотели выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания семян. В два блюдца ребята положили одинаковое количество семян и налили воду так, чтобы она прикрыла семена. Одно блюдце они поставили на подоконник, второе — в тёмный шкафчик и стали наблюдать за появляющимися ростками.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли температура окружающей среды на скорость прорастания семян, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Положить одинаковое количество семян на блюдце и залить водой. Поставить одно блюдце в теплое место, а другое — в холодное место. Посчитать по окончании эксперимента количество ростков в каждом блюдце и сравнить результаты.

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств почвы. Они хотели выяснить, одинаковое ли количество перегноя содержится в разных почвах. Ребята взяли два одинаковых по размеру комочка почвы: один — со школьной клумбы, второй — с берега реки. Оба образца они стали нагревать на спиртовках.

Если бы ученики захотели выяснить, одинаковое ли количество солей содержится в образцах почвы, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Положить одинаковое количество почвы и подогреть на спиртовке. Сравнить количество золы, оставшейся по окончании эксперимента. Чем больше золы, тем больше солей содержится в почве.

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли температура окружающей среды на скорость, с которой вода из твёрдого состояния полностью переходит в жидкое. Ребята взяли два стеклянных стакана и в каждый положили по одинаковому кубику льда. Один стакан они оставили на парте, другой поставили на батарею.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли масса льда на скорость, с которой лёд полностью переходит в жидкое состояние, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В один стакан положить два кусочка льда, а во второй — один. Поставить оба стакана на стол и засекать время, за которое лед полностью растает в каждом стакане. Сравнить результаты.

Василий проводил опыт для изучения свойств плавающих предметов. Чтобы выяснить, как зависит глубина погружения в воду плавающего предмета от его веса, он взял глубокую керамическую тарелку и поместил её в сосуд с водой. Тарелка плавала по поверхности воды. После этого он положил в тарелку кусочек пластилина и обнаружил, что тарелка глубже погрузилась в воду.

Если бы Василий захотел выяснить, зависит ли глубина погружения плавающего предмета от температуры воды, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В один сосуд налить горячей воды, а во второй — холодной. Погрузить в каждый одинаковые тарелки. Сравнить уровень погружения тарелок в каждом сосуде.

Алексей проводил наблюдения за появлением плесени на ягодах крыжовника, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить влияние температуры на развитие плесени, он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое по два десятка свежих ягод. Одно блюдце он поместил в тёмный шкаф, а другое убрал в холодильник и стал наблюдать. Через несколько дней Алексей обнаружил, что сначала плесень появилась на ягодах в тёмном шкафу, а спустя ещё некоторое время — на ягодах в холодильнике.

Если бы Алексей захотел выяснить, влияет ли влажность на развитие плесени, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Одно блюдце с ягодами положить в сухой шкаф, а во второе блюдце с ягодами добавить немного воды и положить в шкаф. Наблюдать за тем, в каком блюдце ягоды быстрее покроются плесенью.

Виктор проводил наблюдения за растворением веществ в воде. Чтобы выяснить, влияет ли температура воды на скорость растворения сахара, он поставил рядом три одинаковых стакана с водой разной температуры. В первом стакане температура воды была 10 °С; во втором – 40 °С; в третьем – 60 °С. В каждый из стаканов Виктор опустил по одному одинаковому кусочку сахара и стал наблюдать за их растворением.

Если бы Виктор захотел выяснить, зависит ли скорость растворения сахара от количества сахара в стакане, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В два стакана с одинаковым объемом воды и одинаковой температуры положить разное количество сахара (один кусочек и два кусочка). Измерить время, за которое сахар полностью растворится в каждом стакане. Сравнить полученные результаты.

Артём проводил наблюдения за появлением плесени на плодах вишни, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить, как влияет предварительная обработка ягод на скорость появления плесени, он взял два десятка свежесобранных плодов вишни, половину из которых аккуратно помыл и высушил. В одно блюдце Артём положил немытые плоды, а в другое — предварительно обработанные, то есть вымытые и высушенные. Оба блюдца он поместил в шкаф и стал наблюдать. Через некоторое время Артём обнаружил, что сначала плесень появилась на немытых плодах и лишь спустя ещё некоторое время – на предварительно обработанных.

Если бы Артём захотел выяснить, влияет ли количество плодов вишни на развитие плесени, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

На одно блюдце положить две−три вишни, а на другое — 10. Оба блюдца поставить в шкаф. Наблюдать, на плодах в каком блюдце плесень появится быстрее.

Ученики 4-го класса проводили опыты по проращиванию семян тыквы. Они хотели выяснить, как влияет вода на прорастание семян. На два блюдца ребята положили одинаковое количество тыквенных семян. В одно блюдце они налили воду так, чтобы она прикрыла семена. Семена в другом блюдце оставили без воды. Оба блюдца поставили на подоконник и стали наблюдать за семенами.

Если бы ученики захотели выяснить, как влияет освещённость на прорастание семян, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Взять два блюдца и в каждое положить одинаковое количество одинаковых семян. Одно блюдце поставить в темный шкаф, а второе — на подоконник. По окончании эксперимента посчитать количество ростков в каждом блюдце и сравнить результаты.

Ученики 4-го класса проводили опыты: они хотели выяснить, как влияет вода на скорость роста и жизнедеятельность растений. Школьники поставили рядом на подоконник два горшка, в каждом из которых пророс побег нарцисса. В одном горшке ребята поливали цветок каждый день, во втором — один раз в неделю.

Если бы ученики захотели выяснить, как влияет освещённость на скорость роста и жизнедеятельность нарциссов, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В два одинаковых горшка с почвой посадить нарциссы. Один нарцисс поставить на подоконник, а второй – в темный шкаф. Регулярно поливать растения. ПО окончании эксперимента измерить высоту каждого цветка и сравнить результаты.

Ученики 4-го класса хотели выяснить, все ли вещества растворимы в воде. Ребята взяли две стеклянные колбы, в одну колбу насыпали столовую ложку сахарного песка, а в другую — столовую ложку песка с берега моря. В обе колбы они налили одинаковое количество холодной воды из-под крана, а затем взболтали содержимое колб.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли температура воды на растворимость морского песка, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В две одинаковые колбы насыпать одинаковое количество морского песка. В одну колбу налить холодную воду, а в другую — горячую. Взболтать содержимое. Наблюдать, растворяется ли вещество в колбах или нет. Сравнить результаты.

Ученики 4-го класса проводили эксперимент, чтобы определить, как температура влияет на скорость прорастания семян. Ребята положили в два стакана семена гороха и налили воду так, чтобы она только покрывала семена. Один стакан они поставили в холодное тёмное место, второй — в тёплое тёмное место и стали наблюдать за появляющимися ростками.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли воздух на скорость прорастания семян, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В два одинаковых стакана положить одинаковые семена и залить водой, чтобы она слегка их покрыла. В первый стакан капнуть несколько капель подсолнечного масла, а второй оставить просто с водой. Оба стакан поставить на подоконник. Наблюдать, в каком стакане раньше появятся ростки, а затем сравнить их количество.

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли объём воды на скорость, с которой вода из жидкого состояния полностью переходит в газообразное. Ребята взяли две колбы с мерными делениями. В одну колбу налили воды в два раза больше, чем в другую. Обе колбы учитель поставил нагревать на спиртовках.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли температура на скорость, с которой вода полностью переходит в пар, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Взять две одинаковые колбы. В одну налить горячую воду, а в другую — холодную. Нагревать обе колбы на спиртовке, измеряя время, за которое вода полностью испарится в каждой колбе. Сравнить результаты эксперимента.

Ученики 4-го класса проводили опыты: они хотели выяснить, как влияет освещённость на рост и жизнедеятельность растений. Школьники поставили один горшок с проросшими листочками тюльпана на подоконник, а второй такой же горшок — в тёмный шкаф. Оба цветка ребята регулярно поливали.

Если бы ученики захотели выяснить, как влияет вода на рост и жизнедеятельность тюльпанов, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В два горшка посадить одинаковые тюльпаны и поставить на подоконник. Одно растение регулярно поливать, а второе оставить без полива. Сравнить внешний вид и высоту тюльпанов в конце эксперимента.

Ученики 4-го класса проводили опыты, чтобы определить, как влияет вода на рост и жизнедеятельность растений. Они наблюдали за двумя клумбами с одинаковыми цветами у входа в здание школы. Цветы на одной клумбе ребята регулярно поливали, растения на другой клумбе получали воду только за счёт атмосферных осадков.

Если бы ученики захотели выяснить, как влияет почва на рост и жизнедеятельность растений, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Один цветок посадить в хорошую удобренную почву с клумбы, а вторую — в песок. Поливать растения регулярно. По окончании эксперимента сравнить внешний вид и высоту растений.

Ученики 4-го класса проводили опыты по проращиванию семян фасоли. Они хотели выяснить, влияет ли воздух на скорость их прорастания. В два стакана ребята положили одинаковое количество семян фасоли, налили в каждый стакан воду так, чтобы она прикрыла семена. В один из стаканов поверх воды тонким слоем ученики налили растительное масло и стали наблюдать за появляющимися ростками.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли наличие почвы в стакане на скорость прорастания семян, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В один из стаканов с семенами насыпать почвы, а второй стакан оставить пустым. По окончании эксперимента посчитать количество ростков в каждом стакане. Сравнить результаты.

Ученики 4-го класса хотели выяснить, с одинаковой ли скоростью растворимые вещества растворяются в воде. Ребята взяли два стеклянных сосуда и налили в каждый из них одинаковое количество холодной воды. В один сосуд они насыпали столовую ложку пищевой соды, а в другой — столовую ложку стирального порошка. Содержимое обоих сосудов взболтали до полного растворения веществ в воде.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли перемешивание содержимого сосудов на то, с одинаковой ли скоростью сода и стиральный порошок полностью растворятся в воде, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

В два стакана налить одинаковое количество воды и насыпать равное количество стирального порошка. Содержимое первого стакана перемешивать, а второго — нет. Наблюдать, в каком стакане вещество полностью растворится быстрее.

В жаркий солнечный день Андрей решил провести опыт с нагреванием воды. Он взял две ёмкости: высокий металлический кувшин и широкую металлическую миску, налил в них одинаковое количество холодной воды одинаковой температуры, закрыл крышками, вынес на улицу и поставил обе ёмкости рядом друг с другом на солнце.

Сравни условия нагревания воды в ёмкостях в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

Предположим, что Андрей захотел выяснить, влияет ли материал, из которого сделана ёмкость, на скорость нагревания воды в ней. С помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно налить одинаковое количество холодной воды одинаковой температуры в две ёмкости одинаковой формы, но сделанные из различных материалов (например, в керамическую и металлическую кружки). Затем необходимо поставить обе ёмкости рядом друг с другом на солнце, закрыв их крышками, и через некоторое время измерить температуру воды в каждой из них.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

В жаркий солнечный день Карина решила провести опыт с испарением воды. Она взяла две различные по форме ёмкости: металлическую кружку и металлическую миску, налила в них одинаковое количество тёплой воды одинаковой температуры, вынесла на улицу и поставила обе ёмкости рядом друг с другом на солнце.

Сравни условия испарения воды в ёмкостях в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

Если бы Карина захотела выяснить, влияет ли температура окружающего воздуха на скорость испарения воды, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно налить одинаковое количество воды одинаковой температуры в две одинаковые ёмкости. Затем одну ёмкость надо поставить на освещённое солнцем место, а другую — в прохладное место (в тень). После этого наблюдать, как будет меняться объём воды в каждой из ёмкостей.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

В жаркий солнечный день Алексей решил провести опыт с нагреванием воды. Он взял две одинаковые ёмкости – металлические кастрюли, налил в них различное количество холодной воды одинаковой температуры, закрыл крышками, вынес на улицу и поставил обе кастрюли рядом друг с другом на солнце. Через некоторое время Алексей измерил температуру воды в обеих кастрюлях. В кастрюле с меньшим количеством воды температура воды оказалась выше.

Читайте также:  Игровой уголок в детском саду для девочек

Если бы Алексей захотел выяснить, влияет ли форма ёмкости на скорость нагревания воды в ней, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно налить одинаковое количество холодной воды одинаковой температуры в две ёмкости из одинакового материала, но разной формы (например, в высокий бидон и широкую кастрюлю) и поставить обе ёмкости рядом друг с другом на солнце. Через некоторое время измерить температуру воды внутри каждой ёмкости.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

При засушивании фруктов влага из них испаряется и фрукты теряют вес. Мария решила провести опыт с засушиванием яблок. Она взяла несколько яблок, нарезала их кусочками одинаковой толщины и разделила получившиеся кусочки на две одинаковые по весу части. Каждую часть Мария разложила на отдельном подносе и поставила подносы рядом друг с другом на стол в углу комнаты. Она регулярно переворачивала кусочки яблок на обоих подносах. Первый поднос Мария ежедневно переносила на подоконник, освещённый солнцем, на несколько часов, а второй всё время оставался на столе.

Если бы Мария захотела выяснить, влияет ли толщина кусочков на скорость засушивания яблок, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно взять несколько одинаковых яблок, разделить их на равные по весу части, одну часть порезать на тонкие кусочки, другую — на толстые. Затем положить обе части на разные подносы и поставить подносы рядом друг с другом в сухом месте. После взвешивать яблоки на каждом подносе и сравнивать полученные величины.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

В жаркий солнечный день Софья решила провести опыт с испарением воды. Она взяла две одинаковые ёмкости — металлические кастрюли, налила в них одинаковое количество тёплой воды одинаковой температуры, вынесла их на улицу и поставила обе кастрюли рядом друг с другом на солнце. В одну из кастрюль Софья добавила ложку растительного масла. Через некоторое время Софья обнаружила, что в кастрюле, в которую было добавлено масло, воды осталось больше, чем в другой кастрюле.

Если бы Софья захотела выяснить, влияет ли добавление сахара на скорость испарения воды, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно налить одинаковое количество воды одной и той же температуры в две ёмкости из одинакового материала, причём в одну из ёмкостей с водой добавить сахар. Затем надо поставить обе ёмкости рядом друг с другом в тёплое место, например на солнце. После этого наблюдать, как будет меняться объём воды в каждой из ёмкостей.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

Алина решила провести опыт с выращиванием газона. Она выделила для посадки два расположенных рядом одинаковых участка земли, не заслонённых от солнца кустами или деревьями. На обоих участках Алина сняла слой почвы, насыпала небольшой слой песка, чтобы вода не задерживалась на поверхности, и сверху насыпала разрыхлённую почву. При этом на одном из участков Алина добавила в почву удобрения, а на другом нет. Затем она равномерно посеяла на каждом из участков семена травы одного сорта и стала наблюдать за её ростом.

Если бы Алина хотела выяснить, влияет ли частота полива травы на её рост, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно одинаково подготовить два соседних участка земли с одинаковой освещённостью, например положить слой песка, а затем слой почвы. Затем посеять на обоих участках семена травы одного сорта и после этого поливать оба участка с разной частотой (например, один участок только утром, а другой утром и вечером). Наблюдать за высотой и густотой травы на этих участках.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

Андрей решил провести опыт с кипячением воды. Он взял две одинаковые ёмкости — металлические кастрюли, налил в них с помощью мерного стакана одинаковое количество воды: в первую кастрюлю горячую; во вторую холодную. Затем Андрей закрыл обе кастрюли одинаковыми крышками и поставил на две одинаковые конфорки электроплиты, включив одновременно одинаковый режим нагревания на обеих конфорках. Через непродолжительное время закипела вода в первой кастрюле, а ещё через некоторое время — во второй.

Если бы Андрей захотел выяснить, влияет ли наличие соли в воде на время её закипания, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно налить одинаковое количество воды одной и той же температуры в две ёмкости из одинакового материала, причём в одну из ёмкостей с водой добавить соли. Затем надо поставить обе ёмкости на конфорки, обеспечить одинаковый режим нагревания и наблюдать, когда закипит вода в каждой ёмкости.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

Вера проводила наблюдения за прорастанием семян. Чтобы выяснить, как влажность влияет на прорастание семян, она взяла два стакана, положила в каждый стакан по 10 одинаковых семян гороха. На дно одного из стаканов она положила влажную тряпочку. Оба стакана Вера оставила в классе на столе и каждый день смачивала тряпочку в одном стакане небольшим количеством воды. Через несколько дней семена в стакане с влажной тряпочкой проросли, а в другом стакане остались без изменений.

Если бы Вера захотела выяснить, влияет ли наличие почвы на прорастание семян, с помощью какого опыта она смогла бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно взять два стакана, положить в каждый стакан мокрую тряпочку и по 10 одинаковых семян гороха. При этом в один стакан насыпать немного почвы, присыпав ею семена. Стаканы поставить рядом, чтобы была одинаковая освещённость и одинаковая температура. Наблюдать за прорастанием семян в обоих стаканах.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

В жаркий солнечный день Тимур решил провести опыт с нагреванием воды. Он взял две ёмкости одинаковой формы и одного размера — металлическую и керамическую кружки, налил в них одинаковое количество холодной воды одинаковой температуры, закрыл крышками, вынес на улицу и поставил обе кружки рядом друг с другом на солнце. Через некоторое время Тимур обнаружил, что вода в металлической кружке имеет более высокую температуру.

Если бы Тимур захотел выяснить, влияет ли прозрачность стенок ёмкости на скорость нагревания воды, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно налить одинаковое количество холодной воды одной температуры в две ёмкости одинаковой формы, сделанные из одинакового материала, но такие, что стенки одной ёмкости прозрачны, а другой нет (например, взять две стеклянные банки и стенки одной из них закрасить краской). Затем необходимо поставить обе ёмкости рядом друг с другом на солнце, закрыв их крышками, и через небольшие промежутки времени измерять температуру воды в каждой ёмкости.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

Михаил проводил наблюдения за появлением плесени на ягодах крыжовника, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить влияние температуры на развитие плесени, он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое блюдце по 10 свежих ягод. Одно блюдце он поместил в кухонный шкаф, а другое убрал в холодильник и стал наблюдать. Через несколько дней Михаил обнаружил, что сначала плесень появилась на ягодах в кухонном шкафу, а спустя ещё некоторое время – на ягодах в холодильнике.

Если бы Михаил захотел выяснить, влияет ли освещённость на развитие плесени, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Взять два одинаковых блюдца и положить на каждое одинаковое количество свежих ягод. Одно блюдце поставить в тёмный шкаф, а другое — на стол у окна или на подоконник.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

Владислав проводил наблюдения за растворением веществ в воде. Он взял два одинаковых стакана, налил в них одинаковое количество воды: в один стакан горячую, в другой холодную. В каждый стакан он положил по одному кусочку сахара. Оба стакана Владислав поставил на стол и стал наблюдать за растворением сахара.

Если бы Владислав захотел выяснить, влияет ли количество сахара на скорость его растворения в воде, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно налить одинаковое количество воды одинаковой температуры в два одинаковых стакана. Затем положить в стаканы сахар: в один стакан один кусочек, в другой несколько кусочков. Наблюдать, в каком из стаканов сахар растворится быстрее.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

Никита проводил наблюдения за появлением плесени на плодах сливы, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить, как влияет освещённость на развитие плесени, он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое блюдце по 10 одинаковых свежих плодов. Одно блюдце он поместил в кухонный шкаф, а другое оставил на кухонном столе у окна и стал наблюдать. Через несколько дней Никита обнаружил, что сначала плесень появилась на плодах в кухонном шкафу, а спустя ещё некоторое время — на плодах, которые были на столе.

Если бы Никита захотел выяснить, влияет ли количество плодов на развитие плесени, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно взять два одинаковых блюдца и положить на них разное количество плодов сливы (например, на одно пять плодов, а на другое — десять). Поставить блюдца рядом друг с другом. Наблюдать, в каком из блюдец плоды начнут плесневеть раньше.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

Степан решил провести опыт с таянием льда. Он достал из морозильника одинаковые кусочки льда, приготовленные с помощью специальной формы, и положил несколько кусочков в кастрюлю с холодной водой и столько же кусочков в кастрюлю с таким же количеством горячей воды. Через некоторое время лёд в горячей воде растаял. Позже растаял лёд в холодной воде.

Если бы Степан хотел выяснить, зависит ли скорость таяния льда, погружённого в воду, от количества этой воды, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно приготовить кусочки льда из пресной воды, взять две одинаковые кастрюли, налить в них воду одинаковой температуры, причём в одну кастрюлю налить немного воды, в другую — много. После этого нужно достать из морозильника несколько кусочков льда, положить одинаковое количество кусочков в каждую кастрюлю и сравнить время до полного таяния льда в каждой кастрюле.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

Тимофей проводил наблюдения за плавучестью предметов. Он взял две одинаковые по размеру ёмкости, налил в каждую из них одинаковое количество воды одинаковой температуры. В одной из ёмкостей он растворил в воде столько поваренной соли, что вода стала солёной на вкус. В каждую ёмкость Тимофей опустил по одному яйцу одинакового размера и увидел, что в пресной воде яйцо опустилось на дно ёмкости, а в солёной осталось на плаву.

Если бы Тимофей захотел выяснить, влияет ли форма предмета на его плавучесть, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно взять два предмета разной формы из одинакового количества одного материала (например, кусочек пластилина в форме шарика и сделанную из такого же кусочка пластилина лодочку) и опустить их в одну ёмкость с водой. Наблюдать, какой предмет тонет, а какой держится на плаву.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

Карина решила провести опыт с выращиванием газона. Она выделила для посадки два расположенных рядом одинаковых участка земли. Один из участков весь день освещался солнцем, а другой был заслонён от солнца кустами и деревьями. На каждом из участков Карина сняла слой почвы, насыпала небольшой слой песка, чтобы вода не задерживалась на поверхности, и сверху насыпала специальный садовый грунт. После этого Карина равномерно посеяла на каждом из участков семена травы одного сорта. Во время опыта уход за участками был одинаковым.

Если бы Карина хотела выяснить, зависит ли рост травы от того, насколько часто её стригут, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно одинаково подготовить два соседних участка земли с одинаковой освещённостью, например положить слой песка, а затем слой почвы или специального садового грунта. Затем посеять на обоих участках траву одного сорта и поливать оба участка одинаково. После этого дождаться вырастания травы и в течение определённого времени постричь траву на участках разное количество раз (например, на одном участке один раз, на другом три раза). По окончании этого периода времени наблюдать за ростом и густотой травы на этих участках.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

Олеся решила провести опыт с кипячением воды. Она взяла две одинаковые по форме ёмкости — металлические кастрюли, налила в них с помощью мерного стакана одинаковое количество холодной воды одинаковой температуры. Затем Олеся закрыла одну из ёмкостей крышкой, а другую оставила открытой и поставила на две одинаковые конфорки электроплиты, включив одновременно одинаковый режим нагревания на обеих конфорках. Через непродолжительное время закипела вода в первой кастрюле, а ещё через некоторое время — во второй.

Если бы Олеся захотела выяснить, влияет ли исходная температура воды на время её закипания, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.

Нужно налить одинаковое количество воды, имеющей различную температуру, в две ёмкости из одинакового материала и одинаковой формы (например, в одну холодную воду, а в другую горячую). Затем надо закрыть обе ёмкости одинаковыми крышками и поставить их на две одинаковые конфорки электроплиты, включив одновременно одинаковый режим нагревания на обеих конфорках.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

источник

156 В эксперименте на животном область мозгового вещества почек была подвергнута избирательному охлаждению.

Вопросы: 1. Как охлаждение отразится на составе вторичной мочи? 2. Как охлаждение отразится на количестве вторичной мочи?

1. Реабсорбция натрия в прямых канальцах и петле Генгле нефрона, проходящих через мозговое вещество почки, включает процессы его активного транспорта с участием Na + /K + – насосов. Следова­тельно, охлаждение мозгового вещества почки приведет к умень­шению реабсорбции натрия и снижению секреции калия.

2. Уменьшение выхода натрия в межклеточную жидкость мозгово­го вещества почки снизит ее концентрационную способность, поскольку повышенная осмотическая реакция межклеточной жидкости мозгового вещества необходима для выхода воды из собирательных трубочек. Следовательно, количество вторичной мочи увеличится.

157 Находящиеся в плазме крови вещества при прохождении крови через почки.

Вопросы: 1. У какого из указанных веществ почечный клиренс предположи­тельно наименьший, а у какого наибольший? 2. Какое из веществ будет быстрее выводиться из плазмы крови? 3. Если концентрация фармакологического препарата (например, антибиотика) должна поддерживаться в плазме крови на посто­янном уровне, какой почечный клиренс — высокий или низ­кий — должен быть у данного препарата?

Читайте также:  Настойка из замороженной черной смородины на спирту

1. Почечный клиренс — это гипотетический объем плазмы, из ко­торого почка в единицу времени полностью удаляет какое-либо вещество. Клиренс тем выше, чем больше вещества, содержа­щегося в плазме крови, переходит в мочу. В наибольшей степе­ни кровь будет очищаться от вещества, которое фильтруется, не реабсорбируется и секретируется, меньше всего — от фильтрую­щегося и реабсорбирующегося вещества.

2. Быстрее всего плазма крови очищается от вещества, имеющего высокий почечный клиренс.

3. Относительно постоянная концентрация в плазме крови будет поддерживаться при приеме препарата, имеющего низкий по­чечный клиренс.

158 Суточное выведение белка с мочой в норме составляет около 150 мг/сутки. У обследуемого А проба мочи на белок с индикаторной полоской дала положительную реакцию, у обследуемого В – индикаторная полоска показала наличие следов белка. Для прояснения ситуации было проведено определение белка в моче суточного сбора. Результаты приведены.

Вопросы: 1. Почему нельзя было сделать заключение о степени протеинурии только на основании пробы с индикаторной полоской? 2. В чем смысл суточного сбора мочи? 3. У какого из обследуемых протеинурия превышает норму?

1. Потому что белок в крови может быть обнаружен в физиологических условиях после принятия с пищей большого количества яичного белка, мышечной нагрузки, переохлаждения, психических напряжений.

2. Смысл суточного сбора мочи в оценке функционирования почек, выявлении патологии.

159 Количество креатинина, выделяющегося с мочой, соотносится с массой мышц, и вследствие этого, достаточно постоянно, т.е. не зависит от величины суточного диуреза. В норме скорость выделения креатинина составляет 20-25 мг/кг массы тела/сутки для мужчин 15-20 мг/кг массы тела/сутки. При обследовании спортивным врачом 17-летнего юноши массой 70 кг в пробе мочи объемом 700 мл содержится 700 мг креатинина и 300 мг белка.

Вопросы: 1. Является ли эта порция мочи суточной? 2. Есть ли основание предположить у обследуемого заболевание почек? 3. Какое дополнительное обследование надо провести?

1. Нет, потому что средний суточный диурез составляет 1200-2000 мл.

2. Есть, потому что в норме белок не присутствует в моче, недостаточный диурез, снижено выведение креатинина

3. Можно провести расчет скорости клубочковой фильтрации

160 Известно, что у вещества А почечный клиренс равен 56 %, у веще­ства В— 99%.

Вопросы: 1. Какое из них можно применить для оценки величины почечного кровотока? 2. Какой еще показатель необходимо знать для расчета почечного кровотока? 3. Какова объемная скорость кровотока через почки?

1. Клиренс, равный 99 %, говорит о том, что плазма крови практиче­ски полностью очищается от вещества, проходя через почки, т.е. клиренс равен величине плазматока. Таким веществом является парааминогиппуровая кислота, которая свободно фильтруется, секретируется с помощью переносчика органических кислот в прок­симальных канальцах, но не реабсорбируется в пределах нефрона.

2. Для расчета почечного кровотока нужно знать еще величину гематокрита.

3. Через почки проходит около 20 % объемного кровотока, т.е. око­ло 1 л/мин.

161 На экспертизу привезли человека, который утверждал, что не слышит звуков. Однако анализ ЭЭГ, зарегистрированной от височных областей коры мозга, помог отвергнуть ложное утверждение обсле­дуемого.

Вопросы: 1. Что увидел врач на ЭЭГ при включении звонка? 2. Почему врач регистрировал ЭЭГ от височных областей мозга? 3. Волны какой частоты и амплитуды появились на ЭЭГ при вклю­чении звонка?

1. Реакцию десинхронизации.

2. Корковый отдел слухового анализатора локализируется в височ­ной доле коры (поля 41, 42).

3. Бета-волны: амплитуда 25 мкВ, частота 14—30 Гц.

164 Если надеть на испытуемого призматические очки, то в зритель­ном поле произойдет кажущееся смещение объективов. Это приведет к различным нарушениям сенсомоторной координации: например, человек не сможет точно положить палец на предмет, который он видит. Од­нако если носить очки достаточно долго, то произойдет перестройка, и приблизительно через несколько часов ошибки такого рода почти полностью исчезают.

Вопросы: 1. Какой отдел анализатора играет основную роль в такой пере­стройке? 2. Принимают ли участие в этом процессе другие области коры головного мозга? 3. Какой механизм лежит в основе указанной перестройки?

1. Центральный (корковый) отдел зрительного анализатора.

2. Да. Ассоциативные области коры.

3. Обучение происходит под влиянием обратной афферентации от «результата».

162 Обездвиженной эфирным наркозом лягушке произвели односто­роннее разрушение полукружных каналов с левой стороны. После того, как лягушка оправилась от наркоза, ее опустили в ванночку с водой.

Вопросы: 1. В какую сторону будет плавать лягушка? 2. В состав какого анализатора входят полукружные каналы? 3. Что является специфическим раздражителем для рецепторов полукружных каналов? 4. Как можно охарактеризовать основные функции вестибулярного аппарата?

1. В сторону разрушенных полукружных каналов (влево).

2. В состав вестибулярного анализатора.

3. Угловое ускорение в начале и в конце вращательных движений («моментальная угловая скорость»).

4. Вестибулярная сенсорная система:

а) информирует ЦНС о положении головы и ее движениях;

б) обеспечивает поддерживание позы (вместе с двигательными ядрами ствола и мозжечка);

в) обеспечивает ориентацию в пространстве (корковый отдел — постцентральная извилина).

163 Если лягушку поместить на стол, ритмически наклоняющийся каждые 5 с, животное будет делать компенсаторные движения, на­правленные на сохранение нормальной пространственной ориентации. Эти компенсаторные движения продолжаются в течение длительного времени, не затухая. В основном эта реакция опосредована через по­лукружные каналы. Однако если перерезать зрительный нерв, реакция затухает.

Вопросы: 1. Какой механизм распространения возбуждения в ЦНС лежит в основе указанного явления? 2. Как называются зоны коры головного мозга, в которые поступа­ют возбуждения от разных анализаторов? 3. Может ли стимуляция в сфере одной сенсорной модальности влиять на чувствительность другой?

1. Дивергенция и конвергенция.

2. Ассоциативные области коры.

3. Да. Ассоциативные области занимают около 80 % всей поверх­ности коры больших полушарий. Нейроны ассоциативных об­ластей коры обладают мультисенсорными функциями. Здесь происходит интеграция различной сенсорной информации. Ас­социативная кора окружает проекционную зону, обеспечивая взаимосвязь между различными анализаторными системами.

167 Человек обратился к врачу с жалобами на боль елевой руке, лопат­ке, эпигастральной области. После сбора анамнеза и осмотра больной был направлен на обследование к кардиологу.

Вопросы: 1. Почему при заболевании сердца человек может ощущать боль в указанных областях? 2. Каков механизм отраженной боли? 3. По каким волокнам передается ноцицептивная афферентация?

1. За счет «отраженной боли».

2. Отраженная боль охватывает участки периферии, иннервируемые тем же сегментом спинного мозга, что и затронутый вну­тренний орган (ноцицетивная стимуляция). Одна из причин от­раженной боли — конвергенция ноцицептивных афферентов от кожи и внутренних органов на одних и тех же нейронах, дающих начало восходящим ноцицептиным трактам (спиноталамические). Другая причина — ветвление первичных ноцицептивных афферентов в спинальных нервах с образованием двух или более коллатералей, так что одно волокно иннервирует и поверхност­ную, и внутреннюю структуру.

3. В передаче ноцицептивной афферентации участвуют два типа волокон (высокопороговых):

а) тонкие миелинизированные (А5). Скорость проведения воз­буждения — 2,5—20 м/с.

б) немиелинизированные (С). Скорость проведения возбужде­ния в среднем 1 м/с ( + , из-за чего повышается пороговый уровень деполяризации, и чувствитель­ность рецепторов снижается.

170 Имеются три утверждения: а) “свойства мышцы можно вывести, исходя из свойств отдельного мышечного волокна”, б) “свойства почки можно вывести, исходя из свойств отдельного нефрона”, в) “свойства мозга можно вывести, исходя из свойств отдельного нейрона”.

Вопросы: 1. Какое из утверждений справедливо? 2. В каком случае количества элементов в системе приводит к появлению в ней нового качества (свойства), которое не было присуще ни одному отдельно взятому элементу?

1. Справедливо утверждение “в”

2. Новое свойство появляется в результате взаимодействия элементов (взаимодействие нейронов в мозге).

169 Известно, что при выработке условных рефлексов сила условного раздражителя не должна превышать силу безусловного раздражителя. В противном случае условный рефлекс выработать не удастся.

Вопросы: 1. Почему должна быть такая последовательность раздражителей? 2. Какое будет поведение у собаки при сильном условном раздражителе и при слабом безусловном раздражителе?

1. Условный рефлекс всегда формируется на основе врожденного безусловного раздражителя.

2. У собаки возникает ориентировочно-исследовательская реакция.

168 На опыты по изучению пищевых условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна из них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обоих собак пищевые условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, пищевые условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было.

Вопросы: 1. Какой процесс в ЦНС вызвал исчезновение пищевых условных рефлексов? 2. Как называется данный процесс в данной ситуации? 3. Какой фактор вызвал исчезновение условных рефлексов?

173 У собаки выработан пищевой условный рефлекс на световой раз­дражитель в камере с двусторонним подкреплением. С одной стороны в камеру подавалась вода, а с другой стороны подавалась пища.

Вопросы: 1. В какую сторону и в зависимости от чего побежит собака при включении условного раздражителя? 2. Как называется состояние мозга, которое формирует соответ­ствующее поведение? 3. Как изменится поведение экспериментальной собаки при по­явлении рядом другой собаки?

1. Собака побежит к еде или к воде в зависимости от мотивации го­лода или жажды.

2. Состояние мозга, формирующее поведение, называется мотивацией.

3. При появлении другой собаки у экспериментального животного возникнет ориентировочно-исследовательская реакция.

172 У собаки выработали условный пищевой рефлекс (выделение слюны) на условный раздражитель в виде светящегося круга. При включении раздражителя в виде светящегося эллипса также выделялась слюна (пища не предъявлялась). После нескольких включений светящегося эл­липса слюна перестала выделяться.

Вопросы: 1. Что произошло с условным рефлексом при включении светяще­гося эллипса? 2. Можно ли восстановить условный рефлекс при включении све­тящегося эллипса. 3. Как изменится поведение собаки, если постепенно светящийся эллипс приближать по форме к светящемуся кругу?

1. Условный эффект при включении эллипса затормозился.

2. Если после включения эллипса давать животному пищу, то услов­ный эффект восстановится.

3. У собаки может возникнуть срыв высшей нервной деятельности.

171 Для проверки предположения о наличии у животного цветового зре­ния провели следующий эксперимент. Вырабатывали пищевой условный рефлекс на свет зеленой лампы мощностью 150 Вт. Результат был положительный.

Вопросы: 1. К какому виду торможения относится дифференцировочное тор­можение? 2. Можно ли утверждать о наличие у животного цветового зре­ния?

1. Дифференцировочное торможение относится к внутреннему торможению.

2. Однозначно нельзя, так как животное может различать лампы по яркости.

178 Студента утром разбудил будильник, и он рассказал, что видел сон.

Вопросы: 1. В какую стадию сна проснулся студент? 2. Что характерно для этой стадии сна? 3. Как эту стадию сна можно обнаружить у спящего человека?

1. Студент проснулся в парадоксальную стадию сна.

2. В эту стадию сна человек видит сны.

3. Парадоксальную стадию сна можно обнаружить при регистрации ЭЭГ, когда появляется β-ритм.

176 Студент поехал в институт, но при входе в метро обнаружил, что забыл деньги и проездной.

Вопросы: 1. Какое состояние возникло у студента в первый момент? 2. Какая стадия формирования поведения возникла в ЦНС?

1. У студента возникли отрицательная эмоция вследствие рассогласования аппарата акцептора результатов действия.

2. В ЦНС формируется стадия афферентного синтеза для решения вопроса “Что делать и как делать?”.

174 Собака в течение суток не получала пищу и воду. Затем ее ввели в комнату, в одном углу которой для нее была приготовлена пища, а в другом вода.

Вопросы: 1. Каково наиболее вероятное поведение животного? 2. Какая мотивация будет доминировать и почему?

1. Собака прежде всего отправится к чашке с водой.

2. Мотивация жажды будет доминирующей, так как при жажде воз­никает опасность изменения осмотического давления плазмы крови.

179 На остановке автобуса люди ждут транспорта, которого долго нет.

Вопрос: 1. Какое поведение можно наблюдать: а) у человека с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности (холерик); б) у человека с сильным, уравновешенным и малоподвижным типом высшей нервной деятельности (флегматик); в) у человека с сильным, уравновешенным и подвижным типом высшей нервной деятельности (сангвиник); г) у человека со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолик)

1. Будет возмущаться, предлагать всем жаловаться

2. Спокойно стоять и ждать пока не прейдет транспорт

3. Немного подождет и пойдет на метро или пешком

4. Будет у всех спрашивать “Что же делать?”.

177 Студент посетил все лекции, успешно сдавал зачеты и на экзамене получил отличную оценку.

Вопросы: 1. Какое состояние возникло у студента после сдачи экзамена? 2. Каков системный механизм возникновения данного состоя­ния?

1. У студента возникла положительная эмоция.

2. Процесс согласования в аппарате акцептора результата дей­ствия.

175 Студент собирается ехать в институт на занятия, но замок в его квартире сломался, и он не смог выйти из нее до вечера.

Вопросы: 1. Какое состояние возникло у студента в первый момент? 2. Какая стадия формирования поведения возникла в ЦНС?

1. У студента возникла отрицательная эмоция вследствие рассогласования в аппарате акцептора результатов действия.

2. В ЦНС формируется стадия афферентного синтеза для решения вопроса “Что делать и как делать?”.

181 Человек в результате травмы головы потерял способность пред­видения будущих событий.

Вопросы: 1. Какая стадия системной архитектоники психической деятель­ности нарушена? 2. Где локализуется в мозге механизм предвидения?

1. Нарушено формирование акцептора результатов действия.

2. Механизм предвидения является функцией целого мозга.

183 Человек в результате травмы головы потерял способность адек­ватно оценивать результаты деятельности.

Вопросы: 1. Как обозначается механизм оценки результатов деятельности? 2. Где локализуется механизм оценки результатов деятельности?

2. Обратная афферентация от параметров результата поступает к акцептору результата деятельности, в состав которого входят нейроны различных структур головного мозга.

180 Молодой человек с детства имел желание стать врачом. После окончания школы он провалился на вступительных экзаменах в институт. Пошел работать медбратом. На следующий год опять не поступил. Призвали в армию, после которой поступил на подготовительное отделение и через год сдал экзамены и был зачислен в медицинский институт.

Вопросы: 1. Какое состояние ЦНС заставляло человека двигаться к намеченной цели? 2. Как это состояние называется? 3. На основе каких механизмов формируется?

1. В ЦНС формируется социальная мотивация, определяющая стремление человека к получению образования.

2. Формируется на основе поступления в ЦНС большого количества афферентных возбуждений при действии раздражителей из окружающей среды.

182 У человека в результате травмы головы поражено левое полушарие головного мозга.

Вопросы: 1. Какие функции при этом нарушаются? 2. Какие центры расположены в левом полушарии у правшей?

1. Нарушаются речь и движения правых конечностей.

184 Человек в результате травмы головы потерял способность адек­ватно оценивать обстановку.

Вопросы: 1. Какая стадия системной архитектоники психической деятель­ности нарушена? 2. Где локализуется механизм оценки ситуации?

2. Механизм оценки является функцией целого мозга.

источник

Adblock
detector