Меню

Для капустной белянки в отличие от азиатской саранчи характерен следующий цикл развития

Здравствуйте , уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой и еще трех последующих статьях разбираются некоторые ответы на вопросы открытого банка заданий ФИПИ ЕГЭ по биологии по разделу «Организм как биологическая система».

В статьях из этого раздела представлены ответы лишь на те вопросы, которые вызывали затруднения у учащихся.

Понятно, что в основном это вопросы из Части 2 тестовых заданий, но есть и «заковыристые» вопросы и из части 1.

В этом разделе для учащихся затруднительными оказались вопросы, связанные с формами бесполого и полового размножения. Например, надо помнить, что партеногенез — это особая форма полового размножения, который присущ для дафний, тлей, пчел.

Серьезные проблемы возникают при ответе на вопросы об индивидуальном развитии организмов. Большинство плохо знают чередование поколений у растений, смену гаметофита и спорофита в цикле их развития; затрудняются сравнивать стадии развития зародыша животных (бластулы, гаструлы, нейрулы); определять последовательность процессов, происходящих при гаметогенезе.

Особенно сложными оказались задания по генетике, в которых требовалось определить хромосомный набор генома, его отличие от генотипа, число аллелей в гаметах, формулирование и применение закона чистоты гамет, соотношение потомков при моно- и дигибридном скрещиваниях.

Чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок, как репетитор биологии по Скайпу, рекомендую перед началом изучения генетики повторить материал о мейозе, как особом типе деления клеток, поскольку он лежит в основе образования гамет и наследования признаков. И совсем не лишним, считаю, приобрести мою платную книжицу: «Как быстро научиться решать задачи по генетике».

К какому способу размножения относят партеногенез?
1) половому
2) вегетативному
3) почкованию
4) с помощью спор.

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Р: XBXB * XbY G: XB….Xb,Y F: XBXb — черепаховая кошечка, XBY — черный котенок.

Близкородственное скрещивание в селекции животных используют для:
1) закрепления желательных признаков
2) улучшения признаков
3) увеличения гетерозиготных форм
4) отбора наиболее продуктивных животных.

Явление гетерозиса связано с:
1) новой комбинацией генов
2) изменчивостью генов
3) модификационной изменчивостью
4) хромосомными перестройками.

Отбор, проводимый по генотипу, называется:
1) естественным
2) бессознательным
3) индивидуальным
4) методическим.

Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.
1) хромосомные:
Г) поворот участка хромосомы на 180 градусов
2) генные:
А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка Е) удвоение нуклеотидов в ДНК
3) геномные:
Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке Д) изменение числа хромосом по отдельным парам.

Для определения генотипа особи её скрещивают с особью, имеющей рецессивные гены. Такое скрещивание называют:
1) анализирующим
2) моногибридным
3) дигибридным
4) межвидовым.

В селекции животных практически не используют:
1) массовый отбор
2) неродственное скрещивание
3) родственное скрещивание
4) индивидуальный отбор.

При неполном доминировании происходит следующее расщепление признаков по генотипу в F2:
1) 3 : 1
2) 1 : 1
3) 9 : 3 : 3 : 1
4) 1 : 2 : 1.

Какой-то «кривой» вопрос. И при полном доминировании будет происходить расщепление признаков по генотипу в F2 1 : 2 : 1.

Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия – рецессивным сцепленным с полом геном. Укажите генотип женщины-альбиноса, гемофилика.
1) АаХНY или ААХHY
2) АаХHХH или АА ХHХH
3) ааХhY
4) ааХhХh .

Мутации отличаются от модификаций тем, что они:
1) сохраняются у потомков при отсутствии вызвавшего их фактора
2) возникают одновременно у многих особей в популяции
3) всегда имеют адаптивный характер
4) обусловливают определенную изменчивость.

Частота кроссинговера между двумя генами определяется:
1) доминантностью одного из генов
2) доминантностью обоих генов
3) различием в доминантности генов
4) расстоянием между генами.

Роль рецессивных мутаций в эволюции состоит в том, что они:
1) проявляются в первом поколении
2) являются скрытым резервом наследственной изменчивости
3) как правило, вредны для организма
4) затрагивают гены клеток тела, а не гамет.

Различия между однояйцевыми близнецами обусловлены:
1) влиянием внешней среды на фенотип
2) разным типом наследования
3) разными генотипами близнецов
4) множественным действием гена.

При самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель – А) доля карликовых форм равна:
1) 25 %
2) 50 %
3) 75 %
4) 0 %.

Что характерно для партеногенеза ?
1) нарушение постэмбрионального развития
2) развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки 3) гибель сперматозоидов после проникновения в яйцеклетку
4) развитие яйцеклетки за счет генетического материала сперматозоидов.

При скрещивании кроликов с мохнатой и гладкой шерстью все крольчата в потомстве имели мохнатую шерсть. Какая закономерность наследо­вания проявилась при этом?
1) независимое распределение признаков
2) неполное доминирование
3) единообразие гибридов первого поколения
4) расщепление признаков.

Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% – с зелеными семенами (рецессивный при­знак).
1) АА х аа
2) Аа х Аа
3) АА х Аа
4) Аа х аа.

Если гены, отвечающие за развитие нескольких признаков, расположены в одной хромосоме, то проявляется закон:
1) расщепления
2) сцепленного наследования
3) неполного доминирования
4) независимого наследования.

Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют:
1) эмбриональным
2) постэмбриональным
3) с полным превращением
4) с неполным превращением.

Полиплоидия – одна из форм изменчивости:
1) модификационной
2) мутационной
3) комбинативной
4) соотносительной.

Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:
1) центрифугирования
2) гибридологического
3) цитогенетического
4) биохимического.

У гибридной особи половые клетки содержат по одному гену из каждой пары – это формулировка:
1) гипотезы чистоты гамет
2) закона расщепления
3) закона независимого наследования
4) промежуточного наследования.

Почему соматические мутации не передаются по наследству при половом размножении?
1. Чтобы мутации передавались по наследству при половом размножении они должны произойти в половых клетках (яйцеклетках или сперматозоидах).
2. Со­ма­ти­че­ские му­та­ции воз­ни­ка­ют в клет­ках тела и со смер­тью ор­га­низ­ма они ис­че­за­ют.

Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)?
1) 100% белые
2) 25% белых особей и 75% чёрных
3) 50% белых особей и 50% чёрных
4) 75% белых особей и 25% чёрных.

Установите правильную последовательность действий селекционера по выведению нового сорта.
В) отбор исходного материала
А) гибридизация
Г) размножение гибридных особей
Б) искусственный отбор.

Мутацию считают хромосомной, если:
1) число хромосом увеличилось на 1-2
2) один нуклеотид в ДНК заменяется на другой
3) участок одной хромосомы перенесен на другую
4) произошло выпадение участка хромосомы
5) участок хромосомы перевернут на 180 градусов
6) произошло кратное увеличение числа хромосом.

Чистая линия растений – это потомство:
1) гетерозисных форм
2) одной самоопыляющейся особи
3) межсортового гибрида
4) двух гетерозиготных особей.

Для капустной белянки, в отличие от азиатской саранчи, характерен следующий цикл развития:
1) яйцо -> личинка -> куколка -> взрослое насекомое
2) яйцо -> куколка -> личинка -> взрослое насекомое
3) взрослое насекомое -> яйцо -> личинка
4) взрослое насекомое -> личинка -> куколка -> яйцо.

Мутации могут быть обусловлены:
1) новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет
2) перекрестом хромосом в ходе мейоза
3) новыми сочетаниями генов в результате оплодотворения
4) изменениями генов и хромосом.

Районы, где сосредоточено наибольшее разнообразие сортов растений, считают местами их происхождения, так как они:
1) расположены на равнинах
2) сосредоточены в долинах рек
3) соответствуют современным регионам развитого земледелия
4) соответствуют древним очагам земледелия.

Цитогенетический метод изучения наследственности человека состоит в исследовании:
1) хромосомных наборов клеток
2) наследования признаков у близнецов
3) наследования признаков в ряде поколений
4) типа наследования рецессивных генов.

При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
1. Так как в первом поколении все потомство получилось одинаковое (единообразное, первый закон Менделя), значит, скрещивались гомозиготы и у потомства проявился доминантный признак.
2. А — красные плоды, а — желтые плоды. B — шаровидные плоды, b — грушевидные плоды. Родители AABB, aabb. P AABB x aabb G AB ab F1 AaBb красные шаровидные 100%.
3. Во втором поколении при скрещивании дигетерозигот AaBb * AaBb получим обычную решетку Пеннета 4 х 4 и расщепление по фенотипу будет 9:3:3:1.

При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки.
1. Генотипы родителей: белый гладкий кролик – aabb; черный мохнатый кролик — АаВb.
2. Генотипы потомства: черные мохнатые — АаВb, черные гладкие — Aabb, белые мохнатые — ааВb, белые гладкие — aabb.
3. Анализирующее дигибридное скрещивание.

Чем объяснить постоянство числа хромосом у особей одного вида?
1) диплоидностью организмов
2) процессом деления клеток
3) гаплоидностью организмов
4) процессами оплодотворения и мейоза. Правильнее был бы ответ «мейозом и оплодотворением». При ответе особенно внимательно надо прочесть сам вопрос, в котором речь идет не о постоянстве числа хромосом у особи, а именно у «особей одного вида».

Какая болезнь человека – результат генной мутации?
1) синдром приобретенного иммунодефицита
2) грипп
3) серповидноклеточная анемия
4) гепатит/

При скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной в F1 доля гетерозигот составит:
1) 25%
2) 50%
3) 75%
4) 100%.

Микроорганизмы используются в промышленном производстве:
1) витаминов
2) муки
3) минеральных солей
4) дистиллированной воды
5) лекарственных препаратов
6) гормонов.

Определите правильную последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца.
1) личинка → взрослая особь → куколка
2) куколка → личинка → взрослая особь
3) личинка → куколка → взрослая особь
4) куколка → взрослая особь → личинка.

Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1 : 2 : 1, то это следствие:
1) неполного доминирования
2) полного доминирования
3) взаимодействия генов
4) сцепленного наследования.

Для восстановления способности к воспроизведению у гибридов выведенных методом отдаленной гибридизации:
1) получают полиплоидные организмы
2) их размножают вегетативно
3) получают гетерозисные организмы
4) выводят чистые линии.

Нитрифицирующие бактерии относят к:
1) хемотрофам
2) фототрофам
3) сапротрофам
4) гетеротрофам

При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью со­ставили 25%. Каковы генотипы родителей?
1) АА х аа
2) Аа х АА
3) Аа х Аа
4) АА х АА

Сперматозоиды млекопитающих отличаются от спермиев цветковых растений
1) гаплоидным набором хромосом
2) крупными размерами
3) подвижностью
4) наличием запаса питательных веществ.
У голосеменных растений тоже как и у цветковых спермии неподвижные.

Изменение окраски тела у богомола – это пример изменчивости
1) цитоплазматической
2) географической
3) модификационной
4) мутационной.

При генной мутации происходит:
1) замена одного нуклеотида в ДНК на другой
2) конъюгация гомологичных хромосом и обмен генами между ними
3) выпадение нескольких нуклеотидов в молекуле ДНК
4) вставка нескольких нуклеотидов в молекуле иРНК
5) изменение сочетаний генов отцовского и материнского организмов
6) появление в генотипе лишней хромосомы.

Каковы генотипы родителей, если известно, что при скрещивании мышей с длинными (В) ушами получено потомство как с длинными, так и с короткими ушами?
1) bb x Bb
2) bb x BB
3) Bb x Bb
4) BB x BB.

К какому виду мутаций относят изменение структуры ДНК в митохондриях?
1) геномной
2) хромосомной
3) цитоплазматической
4) комбинативной.

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.
1. Светловолосый голубоглазый мужчины имеет генотип ааbb. Светловолосая гетерозиготная кареглазая женщина имеет генотип ааВb.
2. Генотипы детей ааВb и ааbb — светловолосый кареглазый и светловолосый голубоглазый.

Полиплоидные сорта пшеницы – это результат изменчивости:
1) хромосомной
2) модификационной
3) генной
4) геномной.

Эффект гетерозиса проявляется вследствие:
1) увеличения доли гомозигот
2) появления полиплоидных особей
3) увеличения числа мутаций
4) перехода рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние.

Знания центров происхождения культурных растений используются селекционерами при
1) создании средств химической защиты от вредителей
2) определении числа мутантных генов у сорта
3) подборе исходного материала для получения нового сорта
4) изучении дрейфа аллельных генов в популяциях.

Какой стадии эмбрионального развития животного соответствует строение взрослой пресноводной гидры?
1) бластуле
2) гаструле
3) нейруле
4) зиготе.

У млекопитающих животных и человека в процессе оплодотворения происходит:
1) слияние ядер сперматозоида и яйцеклетки
2) формирование у зародыша трёх зародышевых листков
3) деление яйцеклетки
4) передвижение сперматозоидов в половых путях.
Не только у класса млекопитающих животных, а у всех многоклеточных животных и растений (только у семенных растений не сперматозоиды, а неподвижные спермии) в процессе оплодотворения происходит слияние ядер сперматозоида и яйцеклетки с образованием зиготы.

У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.
1. Генотипы родителей: самка ХАY, самец XAXa.
2. XAXA,XAXa -петушки; XAY и XaY(мертвые) курочки.
3. Вероятность гибели эмбрионов равна 25%.

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
1. Генотипы родителей: AaBb самцы, aabb самки.
2. G: гаметы самца AB,ab и самки ab. Хотя генотип самцов и дигетерозиготен, они образуют всего по два типа гамет, так как изучаемые признаки являются сцепленными. Никаких других гамет не будет, так как сказано, что кроссинговера не происходит.
3. В F1 будут выводиться мушки с генотипами AaBb и aabb, то есть как и родительские особи с серым телом, нормальными крыльями и с черным телом, укороченными крыльями.

В результате гаметогенеза число образующихся сперматозоидов во много раз превышает число яйцеклеток, что повышает:
1) жизнеспособность оплодотворенных яйцеклеток
2) вероятность оплодотворения
3) жизнеспособность сперматозоидов
4) скорость дробления зиготы.

К какому типу изменчивости относят проявление коротконогости у овец?
1) цитоплазматической
2) комбинативной
3) мутационной
4) модификационной.

Индивидуальный отбор, в отличие от массового, более эффективен, так как он проводится:
1) по генотипу
2) под влиянием факторов окружающей среды
3) под влиянием деятельности человека
4) по фенотипу.

Читайте также:  Баклажаны морковь лук на зиму рецепты приготовления

Примерами полового размножения животных являются:
1) почкование гидры
2) нерест рыб
3) деление обыкновенной амебы
4) регенерация дождевого червя
5) партеногенез ящериц
6) развитие рабочего муравья из зиготы.

Существенное влияние на развитие потомства оказывают возникшие у родителей:
1) модификационные изменения
2) соматические мутации
3) генные мутации
4) возрастные изменения.
Задуманный авторами ответ «генные мутации» тоже не верный. Если эти мутации произошли в соматических клетках, то это никак не отразится на потомстве. А правильного ответа «мутации в гаметах» здесь нет.

Схема ААВВ х ааbb иллюстрирует скрещивание:
1) моногибридное
2) полигибридное
3) анализирующее дигибридное
4) анализирующее моногибридное.

Наличие в гамете одного гена из каждой пары аллелей – это цитологическая основа:
1) хромосомной теории наследственности
2) закона сцепленного наследования
3) закона независимого наследования
4) гипотезы чистоты гамет.

Как называют мутацию, при которой происходит поворот участка хромосомы на 180°?
1) хромосомная
2) генная
3) геномная
4) комбинативная.

Селекционеры используют методы клеточной инженерии с целью получения:
1) эффективных лекарственных препаратов
2) гибридных клеток и выращивания из них гибридов
3) кормового белка для питания животных
4) пищевых добавок для продуктов питания.

В браке женщины с большими глазами и прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо детей, половина из которых имела большие глаза и римский нос. Определите генотип матери, если большие глаза (A) и римский нос (B) – доминантные признаки.
1) Aabb
2) АaBВ
3) ААВВ
4) AaBb.
Совершенно не нужная информация о фенотипе потомства, так как для генотипа матери с прямым носом (bb) ничего другое, кроме ответа 1) и не подходит.

Изменение фенотипа небольшой части особей в популяции является следствием:
1) саморегуляции
2) колебания численности популяций
3) стабилизирующей формы отбора
4) мутационного процесса.

К половому способу размножения относят процесс:
1) партеногенеза у пчёл
2) почкования у дрожжей
3) спорообразования у мхов
4) регенерации у пресноводной гидры.

Хромосомная болезнь человека – синдром Дауна – была изучена с помощью метода:
1) генеалогического
2) близнецового
3) цитогенетического
4) биохимического.

Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими ко­робочками (b), скрестили с растением, имеющим пурпурные цвет­ки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.
1. Генотипы родителей: Aabb и AaBb.
2. Генотипы потомства: 3A-Bb, 3A-bb, 1aaBb, 1aabb.
3. Независимое наследование признаков.

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а другой гетерозиготен по этому гену. Какова вероятность рождения детей с этим признаком?
1. Генотипы родителей аа и Аа.
2. Генотипы и фенотипы потомства: аа (есть малые коренные зубы) и Аа (отсутствуют малые коренные зубы).
3. Вероятность рождения детей без малых коренных зубов равна 50%.

Органогенез – это процесс формирования в онтогенезе:
1) зародышевых листков
2) зачатков органов и тканей
3) бластулы
4) гаструлы.

При половом размножении животных:
1) взаимодействуют, как правило, разнополые особи
2) половые клетки образуются путем митоза
3) споры являются исходным материалом при образовании гамет
4) гаметы имеют гаплоидный набор хромосом
5) генотип потомков является копией генотипа одного из родителей
6) генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей .

Выпадение участка хромосомы, в отличие от перекреста хроматид в мейозе, – это:
1) конъюгация
2) мутация
3) репликация
4) кроссинговер.

При получении чистых линий у растений снижается жизнеспособность особей, так как:
1) рецессивные мутации переходят в гетерозиготное состояние
2) увеличивается число доминантных мутаций
3) уменьшается число мутаций
4) рецессивные мутации переходят в гомозиготное состояние.

Какой из перечисленных методов широко используется в селекции растений и животных?
1) отбор по экстерьеру
2) массовый отбор
3) получение полиплоидов
4) скрещивание организмов .

Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, проявляющееся после 35 – 40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения резус-отрицательных детей с хореей Гентингтона.
1. Генотипы родителей: отец AaBb, мать aabb.
2. Генотипы и фенотипы потомства: AaBb,Aabb,aaBb,aabb — здоровые резус-положительные, здоровые резус-отрицательные, больные резус-положительные, больные резус-отрицательные.
3. Вероятность рождения резус-отрицательных детей с хореей Гентингтона равна 25%.

Норма реакции признака:
1) передаётся по наследству
2) зависит от окружающей среды
3) формируется в онтогенезе
4) зависит от количества хромосом.

Грибы-сапротрофы, в отличие от грибов-паразитов, питаются органическими веществами:
1) мёртвых организмов, всасывая их всей поверхностью тела
2) синтезированными из неорганических
3) живых организмов, принося им вред
4) разлагая их до неорганических.
Прежде чем «всосать органические вещества мертвых организмов всей поверхностью тела» (имеется ввиду клетками мицелия) грибы-сапротрофы осуществляют внеклеточное пищеварение. Выделяя ферменты в окружающую среду, грибы расщепляют органические вещества полимеры до мономеров, а лишь затем «всасывают» их.

**********************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

источник

40 вопросов с выбором ответа и на соответствие помогут подготовиться к зачету и экзамену.

Из оплодотворенной яйцеклетки растений образуется

1) семя 2) зародыш 3) эндосперм 4) околоплодник

Признак бесполого размножения животных –

1) развитие зародыша из зиготы

2) развитие особи из соматических клеток

3) появление потомства с удвоенным набором хромосом

4) появление потомства с уменьшенным вдвое набором хромосом

Бластомеры образуются в процессе

1) оплодотворения 2) гаметогенеза 3) дробления 4) органогенеза

Как называют размножение, осуществляемое путем слияния гамет?

1) бесполым 2) вегетативным 3) половым 4) партеногенезом

В ходе эмбрионального развития органогенез приводит к образованию

1) зародышевых листков 2) трехслойного зародыша

3) двуслойного зародыша 4) систем органов зародыша

При половом размножении, в отличие от бесполого, потомство имеет

1) признаки одного из родителей 2) признаки обоих родителей

3) уменьшенный вдвое набор хромосом 4) увеличенный вдвое набор хромосом

Какой стадии эмбрионального развития животного соответствует строение взрослой пресноводной гидры?

1) бластуле 2) гаструле 3) нейруле 4) зиготе

При партеногенезе развитие организма происходит из

1) зиготы 2) неоплодотворённой яйцеклетки 3) сперматозоида 4) соматической клетки

К какому способу размножения относят партеногенез?

1) половому 2) вегетативному 3) почкованию 4) с помощью спор

Для капустной белянки, в отличие от азиатской саранчи, характерен следующий цикл развития:

1) яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое

2) яйцо → куколка → личинка → взрослое насекомое

3) взрослое насекомое → яйцо → личинка

4) взрослое насекомое → личинка → куколка → яйцо

Эмбриональный период у земноводных заканчивается

1) рассасыванием хвоста 2) заменой наружных жабр внутренними

3) выходом личинки из яйца (икринки) 4) появлением передних конечностей

Бесполое размножение осуществляется у

1) цветковых растений семенами 2) птиц с помощью яиц

3) гидр почкованием 4) папоротникообразных на заростках

Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМНОЖЕНИЯ СПОСОБ

А) осуществляется видоизменёнными побегами 1) вегетативное

Б) осуществляется с участием гамет 2) половое

В) дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими

Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений

Д) новый организм развивается из зиготы

Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

Чем зигота отличается от гаметы?

1) двойным набором хромосом 2) одинарным набором хромосом

3) образуется в результате мейоза 4) образуется в результате митоза

Способ размножения малины с помощью корневых отпрысков называют

1) фрагментацией 2) почкованием 3) генеративным 4) вегетативным

Развитие с полным превращением характерно для

1) саранчи 2) тлей 3) пауков 4) бабочек

Установите последовательность этапов эмбриогенеза у ланцетника.

1) впячивание группы клеток внутрь бластулы 2) формирование третьего слоя зародыша

3) появление эктодермы и энтодермы 4) образование систем органов

У человека бластула, в отличие от гаструлы, образуется в результате

1) оплодотворения 2) мейоза 3) дробления зиготы 4) миграции клеток

Для большинства млекопитающих характерен тип постэмбрионального развития –

1) полное превращение 2) прямое 3) непрямое 4) неполное превращение

Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой организмов, для которой она характерна.

ОСОБЕННОСТЬ ОНТОГЕНЕЗА ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

А) развитие из трёх зародышевых листков 1) Кишечнополостные

Б) нервная система диффузного типа 2) Кольчатые черви

В) размножение путём почкования

Г) развитие организма из двуслойного зародыша

Что характерно для партеногенеза ?

1) нарушение постэмбрионального развития

2) развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки

3) гибель сперматозоидов после проникновения в яйцеклетку

4) развитие яйцеклетки за счет генетического материала сперматозоидов

Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют

1) эмбриональным 2) постэмбриональным

3) с полным превращением 4) с неполным превращением

Верны ли следующие суждения?

Оплодотворение – процесс слияния ядер сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающийся объединением генов отцовского и материнского организмов и образованием зиготы.

Форму полового размножения без оплодотворения, при котором дочерний организм развивается на основе генетической информации одного из родителей, называют партеногенезом.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

А) болевые рецепторы 1) эктодерма

Б) волосяной покров 2) мезодерма

Установите последовательность этапов эмбрионального развития животных.

1) появление мезодермы 2) формирование двух зародышевых листков

3) образование бластомеров 4) образование тканей и органов

В развитии насекомых с полным превращением, в отличие от насекомых
с неполным превращением, есть стадия

1) яйца 2) куколки 3) личинки 4) взрослого насекомого

В результате гаметогенеза число образующихся сперматозоидов во много раз превышает число яйцеклеток, что повышает

1) жизнеспособность оплодотворенных яйцеклеток 2) вероятность оплодотворения

3) жизнеспособность сперматозоидов 4) скорость дробления зиготы

На какой стадии развития насекомые активно питаются и растут, но не способны к размножению?

1) яйца 2) личинки 3) куколки 4) взрослого насекомого

Бесполое размножение широко распространено в природе, так как способствует

1) росту численности популяции

2) возникновению изменений у особей вида

3) появлению мутационной изменчивости

4) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям

Примерами полового размножения животных являются

1) почкование гидры 2) нерест рыб

3) деление обыкновенной амебы 4) регенерация дождевого червя

5) партеногенез ящериц 6) развитие рабочего муравья из зиготы

Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов?

А. Период развития организма с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек называют постэмбриональным.

Б. Явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, называется эмбриональной индукцией.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В половом размножении растений участвуют

1) споры 2) вегетативные почки 3) гаметы 4) соматические клетки

Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют

1) эмбриогенезом 2) филогенезом 3) онтогенезом 4) ароморфозом

Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.

ОРГАН, ТКАНЬ ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

Определите правильную последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца.

1) личинка → взрослая особь → куколка 2) куколка → личинка → взрослая особь

3) личинка → куколка → взрослая особь 4) куколка → взрослая особь → личинка

У большинства животных с прямым развитием из яйца появляется организм,

1) по строению похожий на родителей 2) значительно отличающийся от родителей

3) способный к автотрофному питанию 4) содержащий много рецессивных генов

Гаструла – это стадия развития зародыша

1) однослойного 2) двухслойного 3) многослойного 4) четырехслойного

Какое размножение используют для быстрого получения урожая плодово-ягодных культур?

1) вегетативное 2) почкование 3) с помощью спор 4) половое

Верны ли следующие суждения о размножении организмов?

Размножение – способность организмов воспроизводить себе подобных, благодаря которой осуществляется смена и преемственность поколений.

Размножение – увеличение числа особей данного вида за счёт миграции их с другой территории.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

У взрослого организма увеличение числа соматических клеток происходит в результате

1) дробления 2) митоза 3) мейоза 4) гаструляции

источник

Название A13 Для капустной белянки характерен следующий цикл развития
Родительский файл Reshyonnye_zadania_Ot_chasti_A_do_S.rar
Анкор Решённые задания. От части А до С.rar
Дата 18.08.2013
Размер 2.72 Mb.
Формат файла
Имя файла a13.pdf
оригинальный pdf просмотр
Тип Документы
#5993
страница 1 из 4
Каталог yrodiina
Полное содержание архива Решённые задания. От части А до С.rar:

1. a1.pdf
1426.43 Киб.
A1 Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
2. a10.pdf
1250.78 Киб.
A10 Плесень, поселившуюся на хлебе, относят к организмам 1 паразитическим
3. a11.pdf
1983.68 Киб.
A11 По какому признаку можно отличить плод яблоко от луковицы
4. a12.pdf
2141.55 Киб.
A12 Гаметофит доминирует в цикле развития
5. a13.pdf
2783.01 Киб.
A13 Для капустной белянки характерен следующий цикл развития
6. a14.pdf
2041.35 Киб.
A14 Какие особенности организации кистепёрых рыб позволяют считать их предками наземных позвоночных?
7. a15.pdf
1797.33 Киб.
A15 Обезвреживание ядовитых веществ, попавших вместе с пищей в пищеварительный канал
8. a16.pdf
2719.42 Киб.
A16 Если в пробирку с кровью добивать 2%-ный раствор NaCl, то эритроциты
9. a17.pdf
1141.57 Киб.
A17 Впервые применил прививку 1 Э. Дженнер 2 Л. Пастер
10. a18.pdf
1487.5 Киб.
A18 Какой отдел мозга регулирует координацию движений 1 продолговатый мозг
11. a19.pdf
1227.42 Киб.
A19 При гриппе, ангине, кори микробы вызывают воспаление уха, поражая прежде всего
12. a2.pdf
1135.79 Киб.
A2 о единстве органического мира свидетельствует 1 круговорот веществ
13. a20.pdf
1406.95 Киб.
A20 Географическим барьером, препятствующим скрещиванию особей разных популяций вида
14. a21.pdf
1489.78 Киб.
A21 Естественный отбор это 1 сложные отношения между организмами и неживой природой
15. a22.pdf
1270.23 Киб.
A22 Развитие у отдельных людей большого числа сосков пример
16. a23.pdf
1786.74 Киб.
A23 Среди ныне живущих на Земле животных шимпанзе считают ближайшим родственником
17. a24.pdf
1290.88 Киб.
A24 Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между
18. a25.pdf
1487.48 Киб.
A25 Основную часть биомассы суши составляют
19. a26.pdf
1742.26 Киб.
1 популяционными волнами
20. a27.pdf
978.12 Киб.
A27 При расщеплении нуклеиновых кислот образуются молекулы
21. a28.pdf
1682.32 Киб.
A28 в жизни каких организмов большую роль играют хлоропласты 1 клубеньковых бактерий
22. a29.pdf
1547.33 Киб.
A29 Сущность мейоза состоит в 1 образовании клеток с диплоидным набором хромосом
23. a3.pdf
2314.44 Киб.
A3 Цитоплазма выполняет функцию скелета клетки за счет наличия в ней
24. a30.pdf
1020.48 Киб.
Закон гомологических рядов, открытый Н. И. Вавиловым (1920) закон, согласно которому изменчивость близких по происхождению родов и видов растений осуществляется общим
25. a31.pdf
1300.3 Киб.
Закон гомологических рядов вывел Вавилов
26. a32.pdf
817.46 Киб.
A32 к одному отряду с землеройкой относится
27. a33.pdf
1472.91 Киб.
A33 Поступление питательных веществ путем фагоцитоза происходит в клетках
28. a34.pdf
1504.09 Киб.
A34 Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены
29. a35.pdf
1156.78 Киб.
Закон биогенной миграции атомов (или закон Вернадского): согласно которому миграция
30. a36.pdf
955.85 Киб.
A36 Недостаток кальция и фосфора наблюдается в костях детей 1 часто болеющих гриппом
31. a4.pdf
1520.61 Киб.
A4 в процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают
32. a5.pdf
958.16 Киб.
A5 Растения, грибы, животные это эукариоты, так как их клетки
33. a6.pdf
1095.16 Киб.
A6 в результате второго деления сперматогенеза образуются 1 две дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хро​
34. a7.pdf
1080.51 Киб.
A7 Метод, использованный Г. Менделем в научных исследованиях
35. a8.pdf
2338.2 Киб.
A8 Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от
36. a9.pdf
1535.13 Киб.
A9 Различия по фенотипу у особей с одинаковым генотипом свидетельствуют о возникновении у
37. b1.pdf
1262.23 Киб.
B1 Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?
38. b2.pdf
1531.33 Киб.
B2 Грибы, как и растения: 1 растут в течение всей жизни
39. b3.pdf
1211.72 Киб.
B3 Клетки цветкового растения отличаются от клеток организма животного наличием
41. b5.pdf
1446.34 Киб.
Особенности компонентов
42. b6.pdf
1713.62 Киб.
B6 Установите соответствие между особенностью строения и функции ткани человека и ее
43. b7.pdf
1183.96 Киб.
Функции компонентов
44. b8.pdf
1339.6 Киб.
B8 Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы
45. c1.pdf
1740.55 Киб.
C1 Что служит матрицей для синтеза и-рнк?
46. c2.pdf
2122.78 Киб.
C2 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их
47. c3.pdf
1191.77 Киб.
C3 Какие особенности внешнего строения отличают большинство змей от ящериц?
48. c4.pdf
2430.93 Киб.
C4 Почему нельзя сжигать весной прошлогоднюю траву и растительный опад?
49. c5.pdf
1878.67 Киб.
Тимин, цитозин в двухцепочечной молекуле ДНК
50. c6.pdf
678.33 Киб.
C6 По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака

A13 Для капустной белянки характерен следующий цикл развития

1) яйцо –> личинка –> куколка –> взрослое насекомое

2) яйцо –> куколка –> личинка –> взрослое насекомое

3) взрослое насекомое –> яйцо –> личинка

4) взрослое насекомое –> личинка –> куколка –> яйцо

Капустная белянка – бабочка, поэтому размножение с полным превращением.

Правильный ответ указан под номером: 1

A13 Дыхальца насекомых расположены на

Дыхальца находятся под крыльями.

Правильный ответ указан под номером: 3

A13 Заражение человеческой аскаридой происходит при

3) несоблюдении норм личной гигиены

4) заражении ран и порезов

Аскарида не имеет промежуточного хозяина, поэтому можно заразиться съев не промытые овощи

Правильный ответ указан под номером: 3

A13 Секреторную функцию выполняет ткань

Железистый эпителий выполняет секреторную функцию

Правильный ответ указан под номером: 4

A13 У личинки насекомого отсутствует способность к

3) самостоятельному питанию

А,В,Г – признаки присущие личинкам насекомых.

Правильный ответ указан под номером: 2

A13 Сложность строения клеток простейших связана с тем, что это

1) паразитические организмы

2) одноклеточные организмы

Одна клетка выполняет все функции целого организма.

источник

Сперматозоид животных, в отличие от яйцеклетки,

содержит в цитоплазме много белков и жиров

имеет гаплоидный набор хромосом

образуется в результате митоза

имеет большое количество митохондрий

В процессе сперматогенеза

образуются мужские половые клетки

образуются женские половые клетки

уменьшается вдвое число хромосом

образуются четыре половые клетки из одной

образуется одна половая клетка

образуются клетки с диплоидным набором хромосом

К какому способу размножения относят партеногенез?

Бесполое размножение широко распространено в природе, так как способствует

росту численности популяции

возникновению изменений у особей вида

появлению мутационной изменчивости

приспособлению организмов к неблагоприятным условиям

Какой способ деления клеток наблюдается при дроблении зиготы?

Гаструла – это стадия развития зародыша

Что характерно для партеногенеза ?

нарушение постэмбрионального развития

развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки

гибель сперматозоидов после проникновения в яйцеклетку

развитие яйцеклетки за счет генетического материала сперматозоидов

Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют

При партеногенезе развитие организма происходит из

Для капустной белянки, в отличие от азиатской саранчи, характерен следующий цикл развития:

яйцо ® личинка ® куколка ® взрослое насекомое

яйцо ® куколка ® личинка ® взрослое насекомое

взрослое насекомое ® яйцо ® личинка

взрослое насекомое ® личинка ® куколка ® яйцо

Чем объяснить постоянство числа хромосом у особей одного вида?

процессами оплодотворения и мейоза

Партеногенез – это половое размножение путем

почкования взрослой особи

развития особи из неоплодотворенной яйцеклетки

Партеногенетическое развитие особи – это

репродукция путём почкования

способ половой репродукции

разновидность вегетативного размножения

разновидность бесполого размножения

Определите правильную последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца.

личинка → взрослая особь → куколка

куколка → личинка → взрослая особь

личинка → куколка → взрослая особь

куколка → взрослая особь → личинка

Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют

Бесполое размножение осуществляется у

цветковых растений семенами

папоротникообразных на заростках

Комбинативная изменчивость признаков проявляется при размножении

Набор генов в дочернем организме значительно отличается от набора генов в родительских организмах при размножении

Размножение, осуществляемое путем слияния гамет, называют

Восстановление диплоидного набора хромосом в клетке происходит при

Сперматозоиды млекопитающих отличаются от спермиев цветковых растений

гаплоидным набором хромосом

наличием запаса питательных веществ

Какой стадии эмбрионального развития животного соответствует строение взрослой пресноводной гидры?

У млекопитающих животных и человека в процессе оплодотворения происходит

слияние ядер сперматозоида и яйцеклетки

формирование у зародыша трёх зародышевых листков

передвижение сперматозоидов в половых путях

В результате гаметогенеза число образующихся сперматозоидов во много раз превышает число яйцеклеток, что повышает

жизнеспособность оплодотворенных яйцеклеток

скорость дробления зиготы

Примерами полового размножения животных являются

деление обыкновенной амебы

регенерация дождевого червя

развитие рабочего муравья из зиготы

Неклеточные формы, способные размножаться только проникнув в клетку-мишень, – это

Значение оплодотворения состоит в том, что в зиготе

увеличивается запас питательных веществ и воды

увеличивается масса цитоплазмы

вдвое увеличивается число митохондрий и хлоропластов

объединяется генетическая информация родительских организмов

Какая стадия эмбрионального развития позвоночных животных представлена множеством неспециализированных клеток?

источник

Тестовое задание для проведения итоговой оценки знаний

Итоговая контрольная работа за II полугодие.

А1. К какому способу размножения относят партеногенез:

в)почкованию г) с помощью спор.

А2.у особи с генотипом Аавв образуются гаметы:

А3. При мутационной изменчивости нарушается структура молекулы:

а) рибосомной РНК б) дезоксирибонуклеиновой кислоты

в) аденозинтрифосфорной кислоты в) транспортной РНК

А4. Пределы модификационной изменчивости признака называют:

в) нормой реакции г) генофондом

А5. Гаструла – это стадия развития зародыша:

а) однослойного б) двухслойного

в) многослойного г) четырехслойного

А6. Частота кроссинговера между двумя генами определяется:

а) доминантностью одного из генов б) доминантностью обоих генов

в) различием в доминантности генов г) расстоянием между генами

А7. Определите правильную последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца:

а) личинка → взрослая особь → куколка

б) куколка → личинка → взрослая особь

в) личинка → куколка → взрослая особь

г) куколка → взрослая особь → личинка

А8. Какое животное размножается почкованием:

а) белая планария б) пресноводная гидра

в) дождевой червь г) большой прудовик

А9. Дальтонизм – рецессивный ген, сцепленный с полом. Укажите генотип женщины с нормальным зрением, отец которой – дальтоник:

А10. Каково соотношение фенотипов в F 1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа):

в) 1 : 1 : 1 : 1 г) 9 : 3 : 3 : 1

В1.Выберите варианты правильных ответов и укажите их по порядку.

Примерами полового размножения животных являются:

3. деление обыкновенной амебы

4. регенерация дождевого червя

6. развитие рабочего муравья из зиготы

В2. Установите соответствие между причиной мутации и её видом .

Причины мутации Виды мутаций

А) замена одного триплета нуклеотидов 1) генная

Б) увеличение числа хромосом в ядре

В) перестройка последовательности соединения нуклеотидов в процессе транскрипции

Г) исчезновение отдельных нуклеотидов в стоп-кодоне

Д) увеличение числа гаплоидных наборов хромосом в несколько раз

В3. Установите последовательность этапов эмбриогенеза у ланцетника

1. впячивание группы клеток внутрь бластулы

2. формирование третьего слоя зародыша

3 появление эктодермы и энтодермы

4. образование систем органов

С1. Почему соматические мутации не передаются по наследству при половом размножении?

С2. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном X В , рыжая – геном X b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

А1. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как способствует:

а) росту численности популяции б) возникновению изменений у особей вида

в) появлению мутационной изменчивости г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям

А2. У особи с генотипом ааВВ образуются гаметы:

А3. Мутации отличаются от модификаций тем, что они:

а) сохраняются у потомков при отсутствии вызвавшего их фактора

б) возникают одновременно у многих особей в популяции

в) всегда имеют адаптивный характер

г) обусловливают определенную изменчивость

А4. Поворот участка молекулы ДНК на 180 ° − это мутация:

в) хромосомная г) аутосомная

А5. Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют:

а) эмбриональным б) постэмбриональным

в) с полным превращением г) с неполным превращением

А6. Если гены, отвечающие за развитие нескольких признаков, расположены в одной хромосоме, то проявляется закон:

а) расщепления б) сцепленного наследования

в) неполного доминирования г) независимого наследования

А7. Для капустной белянки, в отличие от азиатской саранчи, характерен следующий цикл развития:

а) яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое

б) взрослое насекомое → яйцо → личинка

в) яйцо → куколка → личинка → взрослое насекомое

г) взрослое насекомое → личинка → куколка → яйцо

А8. Размножение, осуществляемое путем слияния гамет, называют:

а) бесполым б) вегетативным

А9. Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:

а) 44 аутосомы + XY б) 23 аутосомы + X

в) 44 аутосомы + ХХ г) 23 аутосомы + Y

А10. Каково соотношение по генотипу у гибридов, полученных от скрещивания гетерозиготного и гомозиготного (аа) растений:

В1. Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом .

Характеристика размножения Способ размножения

А) происходит без образования гамет 1) бесполое

Б) участвует лишь один организм 2) половое

В) происходит слияние гаплоидных ядер

Г) образуется потомство, идентичное исходной особи

Д) у потомства проявляется комбинативная изменчивость

Е) происходит с образованием гамет

В2. Выберите три варианта ответа и укажите их в порядке.

При генной мутации происходит:

1. замена одного нуклеотида в ДНК на другой

2. конъюгация гомологичных хромосом и обмен генами между ними

3. выпадение нескольких нуклеотидов в молекуле ДНК

4. вставка нескольких нуклеотидов в молекуле иРНК

5. изменение сочетаний генов отцовского и материнского организмов

6. появление в генотипе лишней хромосомы

В3 Установите последовательность этапов эмбрионального развития животных:

Б. формирование двух зародышевых листков

В. образование бластомеров

Г. образование тканей и органов

С1 В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.

С2. При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки.

источник

1. Разнообразие организмов

Задания с решениями

1. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

Объяснение: бактерии – прокариотические живые организмы, грибы – эукариотические живые организмы, лишайники – симбиоз двух организмов (гриба и водоросли), соответственно, тоже живые, а вирусы – находятся на границе живого и неживого, так как вне живого организмы они не проявляют никаких признаков жизни, а внутри клетки начинают активно копировать свою ДНК и синтезировать свои белки за счет системы биосинтеза белка зараженного.

Правильный ответ – 1.

2. Как называют организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания?

Объяснение: по отношению к кислороду все живые организмы делятся на аэробов (дышат кислородом) и анаэробов (дышат не кислородом), а разделение на авто- и гетеротрофов относится к типам питания. Правильный ответ – 1.

3. Прокариоты – это организмы,

1. Клетки которых не имеют оформленного ядра

2. Содержащие в клетках одно или несколько ядер

3. Состоящие из одинаковых клеток и не имеющие тканей

4. Которые не имеют клеточного строения

Объяснение: прокариоты (бактерии и сине-зеленые водоросли) не имеют имеют оформленного ядра и мембранных органелл. Правильный ответ – 1.

4. Вирусы выделяют в особую группу, так как они

1. Не имеют клеточного строения

2. Не содержат нуклеиновых кислот

3. Являются возбудителями заболеваний

4. Внутриклеточные паразиты

Объяснение: вирусы находятся на границе живого и неживого, вне клетки они не проявляют признаков жизни, а внутри клетки начинают активно копировать свою нуклеиновую кислоту и синтезировать белки за счет клеточного аппарата хозяина. Правильный ответ – 1.

5. Бактериофаг – вирус, который паразитирует в клетках

Объяснение: вирусы подразделяются на собственно вирусы (вирусы животных, растений, грибов, человека) и бактериофаги (вирусы бактерий). Правильный ответ – 4.

Задания для самостоятельного решения

1. К прокариотам относятся

2. Бактерии и синезеленые водоросли

2. Растения, грибы, животные – это эукариоты, так как их клетки

1. Не имеют оформленного ядра

4. Имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо

3. Какой из указанных организмов следует отнести к прокариотам?

4. В состав вирусов, как и бактерий, входят

1. Нуклеиновые кислоты и белки

4. Вода и минеральные соли

5. К автотрофным организмам относят

2. Болезнетворные бактерии

3. Хемосинтезирующие бактерии

4. Многоклеточных животных

6. Внутриклеточные паразиты, которые вне клетки существуют в форме кристаллов, – это

7. К гетеротрофным организмам относятся

8. К какой группе по типу питания относятся почвенные бактерии гниения?

9. Хемотрофное питание характерно для некоторых

10. Для клеток большинства автотрофов, в отличие от клеток гетеротрофов, характерен процесс

11. Генетический материал окружен капсидом у

12. Бактерии, паразитирующие в других организмах, по способу питания относят к

13. Какой организм по способу питания относят к гетеротрофам?

14. Какой признак у грибов и растений является сходным?

2. Наличие хитина в клеточной стенке

15. Нитрифицирующие бактерии получают энергию путем окисления аммиака и азотистой кислоты, поэтому по способу питания их относят к

16. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен.

Признак организма Царство

А. По способу питания автотрофы 1. Растения

Б. Имею вакуоли с клеточным соком 2. Животные

В. Клеточная стенка отсутствует

Г. В клетках имеются пластиды

Д. Большинство способно передвигаться

Е. По способу питания гетеротрофы

17. Сходство грибов и животных состоит в том, что

1. У них гетеротрофный способ питания

2. У них автотрофный способ питания

3. Клеточная стенка грибов и покровы членистоногих содержат хитин

4. В их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

5. В их клетках отсутствуют хлоропласты

6. Их тело состоит из тканей

18. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов.

Особенность питания Группа организмов

А. Захватывают пищу путем фагоцитоза 1. Автотрофы

Б. Используют энергию, освобождающуюся 2. Гетеротрофы

при окислении неорганических веществ

В. Получают пищу путем фильтрации воды

Г. Синтезируют органические

вещества из неорганических

Д. Используют энергию солнечного света

Е. Используют энергию, заключенную в пище

19. Установите соответствие между грибом и характером его питания

А. Пеницилл 1. Сапротрофный

Б. Фитофтора 2. Паразитический

20. Установите соответствие между одноклеточным организмом и царством, к которому его относят

Одноклеточный организм Царство

В. Обыкновенная амеба 3. Растения

Г. Инфузория-туфелька 4. Животные

21. Установите между тканью и ее принадлежностью к организмам животных или растений

Б. Эпителиальная 2. Растения

22. Установите соответствие между тканью и ее принадлежностью к организмам животных или растений

Б. Эпителиальная 2. Растения

23. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина

1. Прикрепление вируса к оболочке клетки

2. Проникновение ДНК вируса в клетку

3. Растворение участка оболочки клетки

5. Встраивание ДНК вируса в ДНК клетки-хозяина

6. Формирование новых вирусов

2. Воспроизведение организмов

Задания с решениями

1. Как называют процесс слияния мужской и женской половых клеток?

Объяснение: опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика; онтогенез – это индивидуальное развитие организма с момента развития до смерти; гаметогенез – процесс образования половых клеток (оогенез и сперматогенез); оплодотворение – процесс слияния половых клеток. Правильный ответ – 4.

2. В результате какого процесса при половом размножении восстанавливается диплоидный набор хромосом в клетках тела потомства?

Объяснение: половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом, который восстанавливается до двойного при слиянии половых клеток во время оплодотворения. Правильный ответ – 4.

3. Какое размножение характерно для хвойных растений?

Объяснение: хвойные растения, в основном, представлены голосеменными, у которых, в качестве органов размножения, образуются шишки с семенами. Правильный ответ – 2.

4. В результате какого процесса формируется генотип потомства?

Объяснение: генотип потомства состоит из генотипа папы и мамы и образуется при оплодотворении при слиянии мужской и женской половых клеток. Правильный ответ – 4.

5. Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?

Объяснение: преемственность – это передача чего-либо из поколения в поколение, что на Земле, безусловно, обеспечивается при помощи размножения. Правильный ответ – 3.

Задания для самостоятельного решения

1. У червей-паразитов со сменой хозяев половое размножение происходит в

1. Организме основного хозяина

2. Организме промежуточного хозяина

2. Размножение, осуществляемое путем слияния гамет, называют

3. При половом размножении, в отличие от бесполого, потомство имеет

1. Признаки одного из родителей

2. Признаки обоих родителей

3. Уменьшенный вдвое набор хромосом

4. Увеличенный вдвое набор хромосом

4. В ходе полового размножения организмов у потомков наблюдается

1. Полное воспроизведение родительских признаков и свойств

2. Перекомбинация признаков и свойств родительских организмов

3. Сохранение численности женских особей

4. Преобладание численности мужских особей

5. При партеногенезе развитие организма происходит из

2. Неоплодотворенной яйцеклетки

6. Бесполое размножение осуществляется у

1. Цветковых растений семенами

4. Папоротникообразных гаметами

7. Каково значение вегетативного размножения?

1. Способствует быстрому увеличению численности особей

2. Ведет к появлению комбинативной изменчивости

3. Увеличивает численность гетерозиготных особей

4. Приводит к разнообразию особей в популяции

8. Признак бесполого размножения животных –

1. Развитие животных из зиготы

2. Развитие особи из соматических клеток

3. Появление потомства с удвоенным набором хромосом

4. Появление потомства с уменьшенным вдвое набором хромосом

9. В основе бесполого размножения животных лежит процесс

10. Партеногенез характерен для

11. При половом размножении растений у потомства

1. Сочетаются признаки обоих родителей

2. Изменяется хромосомный набор

3. Появляются новые мутации

4. Число хромосом увеличивается в два раза

12. Как называют размножение, осуществляемое путем слияния гамет?

13. Верны ли следующие суждения о половом размножении?

А. При половом размножении, как и при бесполом, не появляется генетического разнообразия популяций

Б. Один из способов полового размножения – партеногенез – развитие потомства из неоплодотворенной яйцеклетки

14. При половом размножении животных

2. Половые клетки образуются путем митоза

3. Споры являются исходным материалом при образовании гамет

4. Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом

5. Генотип потомков является копией генотипа одного из родителей

6. Генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей

15. Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом.

Характеристика размножения Способ размножения

А. Происходит без образования гамет 1. Бесполое

Б. Участвует лишь один организм 2. Половое

В. Происходит слияние гаплоидных ядер

Г. Образуется потомство, идентичное

Д. У потомства проявляется

Е. Происходит с образованием гамет

16. Установите соответствие между особенностью генетического материала потомства и способом размножения, в процессе которого она формируется.

Особенность генетического материала Способ размножения

А. Не содержит перекомбинированных хромосом 1. Половое

Б. В аутосомах происходит кроссинговер 2. Вегетативное

В. Является родительской копией

Г. Представлен сочетанием аллелей родителей в зиготе

3. Онтогенез и его закономерности

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти.

Задания с решениями

1. Для капустной белянки характерен следующий цикл развития:

1. Яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое

2. Яйцо → куколка → личинка → взрослое насекомое

3. Взрослое насекомое → яйцо → личинка

4. Взрослое насекомое → личинка → куколка → яйцо

Объяснение: капустная белянка – насекомое, значит для нее характерно развитие с превращением, как правило, у бабочек такое развитие проходит через следующие стадии: яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое. Правильный ответ – 1.

2. Эмбриональный период у земноводных заканчивается

1. Выходом личинки из яйца (икринки)

2. Заменой наружных жабр внутренними

4. Появлением передних конечностей

Объяснение: эмбриональный развитие лягушки происходит только внутри икринки, затем из нее выходит головастик и развитие идет с превращением (в конце концов получается полноценная лягушка). Правильный ответ – 1.

3. Как называют одну из стадий зародышевого развития позвоночного животного?

Объяснение: бластула – стадия однослойного многоклеточного зародыша. Правильный ответ – 3.

4. Установите последовательность этапов эмбрионального развития животных

2. Формирование двух зародышевых листков

3. Образование бластомеров

4. Образование тканей и органов

Объяснение: для начала на этапе бластулы образуются бластомеры, далее формируются два зародышевых листа, затем появляется мезодерма, из которой образуются ткани и органы. Правильная последовательность – 3214.

Задания для самостоятельного решения

1. Определите правильную последовательность стадий постэмбрионального развития насекомых с полным превращением

1. Яйцо → личинка → взрослое насекомое

2. Яйцо → куколка → взрослое насекомое

3. Личинка → куколка → взрослое насекомое

4. Личинка → взрослое насекомое

2. Бластомеры образуются в процессе

3. Наружный скелет гаструлы образован клетками

4. Чем зигота отличается от гаметы?

1. Двойным набором хромосом

2. Одинарным набором хромосом

3. Образуется в результате мейоза

4. Образуется в результате митоза

5. Какой стадии эмбрионального развития животного соответствует строение взрослой пресноводной гидры?

6. Верны ли следующие суждения об онтогенезе?

А. Развитие организма с превращением ослабляет конкуренцию между родителями и потомством

Б. Следствием непрямого развития животных служит проявление родителями заботы о потомстве

7. Установите последовательность этапов эмбриогенеза у ланцетника

1. Впячивание группы клеток внутрь бластулы

2. Формирование третьего слоя зародыша

3. Появление эктодермы и энтодермы

4. Образование систем органов

8. Установите соответствие между насекомым и типом его развития

А. Медоносная пчела 1. С неполным превращением

Б. Майский жук 2. С полным превращением

9. Установите последовательность процессов эмбрионального развития позвоночных животных

1. Образование бластомеров в процессе дробления зиготы

2. Закладка зачатков органов зародыша

3. Слияние яйцеклетки и сперматозоида

4. Развитие нервной пластинки

5. Формирование двух зародышевых листков

10. В процессе сперматогенеза

1. Образуются мужские половые клетки

2. Образуются женские половые клетки

3. Уменьшается вдвое число хромосом

4. Образуются четыре половые клетки из одной

5. Образуется одна половая клетка

6. Образуются клетки с диплоидным набором хромосом

11. Установите последовательность этапов онтогенеза ланцетника

12. Установите соответствие между отрядом насекомых и типом развития его представителей

Отряд насекомых Тип развития

А. Прямокрылые 1. С неполным превращением

Б. Перепончатокрылые 2. С полным превращением

4. Закономерности изменчивости. Мутации и их причины.

Задания с решениями

1. Свойство организмов приобретать новые признаки – это

Объяснение: свойство организма приобретать новые признаки (при помощи мутаций) называется изменчивостью. Правильный ответ – 4.

2. Причина модификационной изменчивости признаков – изменение

Объяснение: модификационная изменчивость – это изменения организма, вызванные изменениями условий среды. Носит адаптивный характер. Правильный ответ – 2.

1. Направленные изменения генотипа и фенотипа

2. Случайные (спонтанные) изменения генотипа особи

3. Приспособительные изменения фенотипа, не затрагивающие фенотип

4. Изменения фенотипа под влиянием внешних факторов

Объяснение: мутации – изменения генотипа под влиянием внешней или внутренней среды. Правильный ответ – 2.

4. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,

1. Имеет обратимый характер

2. Передается по наследству

3. Имеет массовый характер

4. Не связана с изменениями хромосом

Объяснение: мутационная изменчивость – это наследственная изменчивость, обусловленная мутациями, а модификационная изменчивость – это ненаследуемые изменения генотипа под воздействием окружающей среды, поэтому, правильный ответ – 2.

5. Комбинативная изменчивость признаков проявляется при размножении

Объяснение: комбинативная изменчивость возникает при перекресте хромосом при кроссинговере во время мейоза (то есть во время сперматогенеза или оогенеза), то есть при половом размножении. Правильный ответ – 1.

Задания для самостоятельного решения

1. Мутации могут быть обусловлены

1. Новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет

2. Перекрестом хромосом в ходе мейоза

3. Улучшением рациона питания животных

4. Обработкой растений колхицином

2. Признак модификационной изменчивости –

1. Неадекватна изменениям условий среды

2. Имеет индивидуальный характер

3. Связана с изменением генотипа

4. Ограничена нормой реакции

3. Верны ли следующие суждения о роли наследственной изменчивости в эволюции?

А. Наследственная изменчивость увеличивает гетерозиготность, генетическую неоднородность особей в популяции.

Б. Наследственная изменчивость затрагивает генотип и передается по наследству.

4. Верны ли следующие суждения о модификационной изменчивости?

А. Модификационная изменчивость возникает у организмов под влиянием условий среды и способствует формированию разнообразных фенотипов

Б. Модификационная изменчивость – результат реакции организма на изменяющиеся условия среды, приводящий к изменению генотипа

5. Норма реакции связана с

1. Мутационной изменчивостью

2. Фенотипической изменчивостью

6. Появление черной окраски семян в результате мутации у многих злаков (ржи, пшеницы, ячменя и др.) может служить иллюстрацией

1. Правила экологической пирамиды

3. Закона гомологических рядов в наследственной изменчивости

4. Синтетической теории эволюции

7. К какому виду мутаций относят изменение числа хромосом ядра клетки?

8. Мутационная изменчивость, которая передается по наследству, возникает в многоклеточном организме в

4. Многоклеточном веществе

9. Какая изменчивость возникает у организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды?

10. Замена нуклеотида в молекуле иРНК в процессе транскрипции является причиной

2. Изменения аминокислотного состава в полипептиде

3. Неполного доминирования признаков

11. Генные мутации у потомства чаще проявляются в браках –

12. Появление дрозофил с белыми глазами (альбинизм) – результат

4. Модификационной изменчивости

13. Модификационная изменчивость ограничена

14. Полиплоидия – одна из форм изменчивости

15. Случайная встреча гамет при оплодотворении – это источник изменчивости

16. Разнообразие подвозных и надводных листьев стрелолиста – пример

1. Модификационной изменчивости

3. Комбинативной изменчивости

4. Различия в генотипах разных клеток

17. Кратное геному увеличение числа хромосом – это

18. Сезонное изменение окраски перьев белой куропатки – это пример изменчивости

19. Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении?

20. Использование какого закона облегчает поиски наследственных отклонений у сельскохозяйственных животных и растений?

1. Гомологических рядов в наследственной изменчивости

2. Зародышевого сходства позвоночных животных

3. Сцепленного наследования признаков

4. Расщепления признаков по фенотипу

21. Соматические мутации у человека

2. Служат основной оогенеза

3. Повышают интенсивность обмена веществ

4. Не наследуются потомством

22. Верны ли следующие суждения о комбинативной изменчивости?

А. Причиной комбинативной изменчивости являются различные сочетания родительских генов при оплодотворении

Б. Причиной комбинативной изменчивости служит взаимодействие генотипа с факторами среды обитания

23. Верны ли следующие суждения об изменчивости организмов?

А. Увеличение яйценоскости кур при улучшении их рациона кормления – пример мутационной изменчивости

Б. Замена нескольких нуклеотидов при репликации ДНК приводит к появлению хромосомных мутаций

24. Верны ли следующие суждения об изменчивости организмов?

А. Независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе лежит в основе комбинативной изменчивости

Б. В результате перестановки нуклеотидов в иРНК проявляется модификационная изменчивость

25. Какими свойствами характеризуется модификационная изменчивость?

1. Имеет массовый характер

2. Имеет индивидуальный характер

5. Ограничена нормой реакции

6. Размах изменчивости не имеет пределов

26. Мутацию считают хромосомной, если

1. Число хромосом увеличилось на одну-две

2. Один нуклеотид в ДНК заменяется на другой

3. Участок одной хромосомы перенесен на другую

4. Произошло выпадение участка хромосомы

5. Участок хромосомы перевернут на 180 градусов

6. Произошло кратное увеличение числа хромосом

27. Установите соответствие между характером мутации и ее видом

Характер мутации Вид мутации

А. Замена одного триплета 1. Генная

нуклеотидов другим 2. Геномная

Б. Увеличение числа хромосом в ядре

В. Нарушение последовательности

нуклеотидов в процессе репликации

Г. Исчезновение отдельных нуклеотидов в ДНК

Д. Увеличение наборов хромосом в несколько раз

28. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом

Характеристика мутации Тип мутации

А. Включение двух лишних 1. Хромосомная

нуклеотидов в молекулу ДНК 2. Генная

Б. Кратное увеличение числа 3. Геномная

В. Нарушение последовательности

аминокислот в молекуле белка

Г. Поворот участка хромосомы

Д. Уменьшение числа хромосом

Е. Обмен участками негомологичных хромосом

29. Комбинативная изменчивость обусловлена

2. Случайной встречей гамет при оплодотворении

3. Рекомбинацией генов при кроссинговере

4. Утратой части хромосомы

5. Репликацией ДНК в интерфазе

6. Независимым расхождением негомологичных хромосом в мейозе

30. Модификационная изменчивость, в отличие от мутационной,

1. Характерна для группы особей вида

2. Носит адаптивный характер

3. Передается по наследству

4. Обусловлена изменениями генетического материала

5. Ограничена нормой реакции

6. Бывает полезной, вредной, нейтральной

Задания взяты из сборника задания для подготовки к ЕГЭ под редакцией Г. С. Калиновой.

КОПИРОВАНИЕ ЛЮБОЙ ИНФОРМАЦИИ С САЙТА ЗАПРЕЩЕНО ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

источник

Adblock
detector