Меню

Почему выключатель света снаружи туалета

Почему в америке выключатели света ставят внутри “Cанузла”, а у нас снаружи. Правильно ли это?

То что у них выключатели в санузле это правильно, так раньше и у нас делали,по крайней мере до начала массового строительства жилья, это вообще правильно, ведь вы же не делаете выключатели для прихожей в подъезде? Правильно? А заходите в квартиру и включаете свет в прихожей, и в каждой комнате тоже есть свои выключатели. Почему же у них так а у нас иначе.

Вопрос тут сложнее чем может показаться.За годы моей работы в коммиссии мы не раз вступали в ожесточённые споры по этой темет с колегами и пришли к определённым выводам..

Всё дело в том что санузел у нас не считается комнатой, хотя например всем известно слово Ванная комната, однако у нас при постройке типового жилья эту комнату( то есть жилую площадь), превратили в санузел(то есть нежилую площадь), фактически ванная комната прератилась в подсобное нежилое помещении вроде кладовки, а вот для таких помещений как раз и предусмотрено типовыми инструкциями, размещение выключателей снаружи помещения.

То есть получается так ,-Есть комната, например “Ванная”(жилое помещение изначально с окнами и естественным освещением), а есть подсобное нежилое помещение без естественного освещения, у нас именуемое санузлом. Вот для таких помещений и предусмотрено размещение выключателей снаружи.

Это нормально но свидетельствует о пренебрежении к комфорту людей, от проектировщиков и инициаторов этих идей, которые естественно руководствовались благими целями сделать жильё доступным и массовым. Короче подешевле. Результат экономии таков что бедность и серость воспринимается нормой.

У американцев же понятие Ванной комнаты осталось и как в нормальной Комнате выключатели расположены внутри комнаты.

У меня всё надеюсь вам было познавательно изучить этот вопрос.

PS. Оговорюсь что у нас под санузлом понимается совмещённая ванна и туалет. А вот туалет отдельный уже санузлом являться не может если там нет источника воды для умывания когда же он там присутствует то это уже являет ванной комнатой.

источник

Выключатели света: где логичнее устанавливать

Как сейчас принято устанавливать выключатели в комнатах, санузлах, на кухне: ПЕРЕД входом в помещение, или в самом помещении сразу ПОСЛЕ входа?? В комнатах – вроде внутри на высоте прим.90см. А вот свет на кухне: до входа на кухню (там арка без двери)?? Или уже внутри – как в комнатах??

В ванну, туалет, снаружи, в кухне как удобнее
В комнатах в коридоре внутри.
Обьяснения простое, вы когда в туалете или в ваной свет всигда горит, выходите выключаете,
В комнате по другому, приходите включаете свет спать ложитесь выключаете и фсе внутри происходит. В прихожой тож самое.
Удачи!

А еще ингода делают “самый главный выключатель” около кровати, который выключает свет во всей квартире. Разумеется, если в квартире живет один человек, или двое, которые спят в одной кровати.

Возле кровати ставят на “самый главный”, а проходной..

у себя сделали так: в гостиной – внутри, в детской – снаружи (типа папа щелкнул выключателем – спокойной ночи). В кухне как у вас проем без двери сделан, выключатель – внутри и как теперь кажется ошибочно.. На кухне вечно кто-нибудь забудет свет выключить – снаружи мне было бы удобнее.

Мне удобно когда выключатель общего света установлен справа или слева от дверного проёма, в непосредственной близости. С санузлом понятно написали.

2Dima100 , пульт ду купить и щёлкать пограммы по всему дому. Не обязательно в приделах видимости излучателя. Ну и выключатели соответствующие.

у себя сделали так: в гостиной – внутри, в детской – снаружи (типа папа щелкнул выключателем – спокойной ночи).
С уважением, Сергей.

А ребенок подрастет, захочет ночью в туалет, и ищи дверной проем в темноте ;-Р

lamaster написал :
А ребенок подрастет, захочет ночью в туалет, и ищи дверной проем в темноте ;-Р

А у нас в окна все равно свет от фонаря уличного освещения частично попадает

Да и не дело это ночью по туалетам ходить

Помню на архитектуре прикалывались: зона ночной активности человека – санузел..

источник

Выключатели — внутри санузла или снаружи?

Нет правила, по которому выключатели следовало бы размещать внутри санузла или снаружи него. Несколько раз уже после завершения выполнения дизайн-проекта заказчики у меня спрашивали, как сделать лучше. Пару раз просили перенести выключатели снаружи санузла внутрь.

Это касается не только санузла, но и кладовки, постирочной или гардеробной.

Я считаю, что тут ответ достаточно простой. Если свет в помещении включается по датчику движения, то выключатель стоит размещать внутри, если не по датчику — то снаружи.

Вообще, всё, что касается удобства использования выключателей, легко проверять, задав себе вопрос «Как быстро разберётся в этом гость?» Если гость будет нажимать на все клавиши и смотреть, что включается, чтобы просто включить хоть какой-то свет в комнате, то выключатели продуманы плохо. А если он сразу понимает, на что нажать, то хорошо.

Если датчика движения для включения света нет, то правильнее сначала включить свет, а потом входить уже в светлое помещение. Ещё по положению и подсветке выключателя видно, включен ли в санузле свет, если он не импульсного типа. У санузла выключатель, гость его включает и спело заходит, всё логично.

Я считаю, крайне удобным свет по датчикам движения в проходных помещениях, санузлах, кладовках. Зашёл — свет загорелся. Но тут есть несколько сложностей:

  • У многих людей очень негативный опыт работы со светом по датчикам движения. У меня самого в подъезде светильник с датчиком, который при моём появлении обычно гаснет, а не загорается. Причины повсеместной установки таких неудачных решений — ниже.
  • Большинство строительных бригад и электриков имеют очень общее понимание того, как грамотно сделать свет с датчиками движения. Самое простое — купить готовый светильник или китайский датчик и поставить где незаметнее.
  • Сделать возможность простого отключения функции датчика движения — это уже схема, над которой придётся подумать. За подумать электрикам обычно не платят, платят проектировщикам (мне). Нет датчика движения вообще — не надо думать, что гораздо удобнее.

Свет по датчику движения в коридоре или на лестнице — это очевиднейшая вещь. Там, в отличие от санузла, человек долго не задерживается. А ставить выключатели у каждого выхода их комнаты в коридор или на лестничный холл крайне неудобно. И не просто выключатели, а переключатели, так как включим свет с одного места, а выключим с другого.

Вывод такой: если свет в помещении включается по датчику движения, то есть, сам, как только человек туда входит, то выключатель света (если он вообще нужен), стоит разместить внутри помещения. Гость открывает дверь, заходит — свет загорается, выключатель уже искать не надо. Зачем тогда выключатель там вообще? Чтобы включить свет в обход датчика движения, параллельно датчику.

Схему подключения выключателя в санузле для работы совместно с датчиком движения и вытяжкой я приводил в статье Управление светом и вытяжкой в санузле.

Кстати, делать выключатель вытяжки санузла снаружи санузла — тоже неудачное решение вне зависимости от того, работает ли там свет по датчику движения. Потому что, если выключатель снаружи, то гость его нажмёт в попытке включить свет. Уж свет в санузле должен точно с первой попытки правильно включаться. Так что, для вытяжки либо вообще не нужен выключатель (работа автоматическая по таймеру, слаженно со светом), либо он внутри санузла, включается вручную. Причём вытяжка должна включаться не на постоянку, а на определённое время (позволяет сделать любая вытяжка с таймером), чтобы включенная ночью вытяжка не оставалась работать до утра, а проработала 10 минут и остановилась.

Кстати, пару раз слышал мнение о том, что выключатели в мокрых зонах лучше не ставить. Не о саунах речь, конечно, а о санузлах. Я решительно против этой паранойи. Нужно очень постараться, чтобы залить воду в выключатель. Если хочется перестраховаться, можно не вести туда ноль (коммутировать кабели за светильником), можно поставить специальную мембрану от воды (видел, выпускается) или присиликонить рамку к стене (уже не так удобно — сложнее снять в случае необходимости). И для розеток нормально установленные автомат и УЗО (не обязательно 10мА, можно 30) на ванную не дадут возникнуть проблеме.

  • Если свет включается не по датчику движения — то выключатель света снаружи.
  • Если свет включается по датчику движения — то выключатель внутри.
  • Выключатель вытяжки санузла, если он вообще есть, то всегда внутри.

И, чёрт возьми, соблюдайте единообразие в направлении нажатия кнопок выключателей. Например, нажатие наверх включает, нажатие вниз выключает. Для импульсных выключателей пусть нажатие будет в любую удобную вам сторону, но всегда в одну. Часто встречаю такое, что все выключатели поставлены вразнобой.

источник

Американские плинтуса

Посмотрим на хваленный американский плинтус. По сути это плинтус и молдинг над ним. Плинтус, молдинг и часть стены окрашиваются в один цвет и выглядит как одно целое.

Плинтус может состоять из нескольких деталей. Все они крепятся к стене самостоятельно. Таким образом можно задать любую форму, выбирая различные элементы.

Широкой частью плинтуса могут послужить остатки от ламината или нарезанная полосами фанера. Узкий деревянный плинтус у основания пола зафиксирует половое покрытие. Молдинг сверху, создаст красивый переход на стену. Три части образуют единый элемент, который останется покрасить в белый цвет.

Белый плинтус может иметь различную форму, от простой широкой рейки, до конструкции, состоящей из нескольких элементов.

Есть нюанс. Белый цвет предательски покажет даже самую маленькую щель. Щелка, даже самая маленькая, способна испортить задуманное. Для того, что-бы избежать этого, необходимо заполнить все щели герметиком, который подходит под окрашивание. Необходимо сгладить и убрать все излишки еще до его полного высыхания Что бы не испачкать стены и пол, используйте малярный скотч.

Для удобной стыковки в углах, можно применить деревянный брусок, сечение которого будет немного шире самого плинтуса.

Что бы торцы не выпирали, можно рассмотреть несколько вариантов для их подгонки.

Если плинтус переходит в наличник двери , то возможен вариант, как на фото ниже.

Если во время монтажа широкого плинтуса на его пути стоит препятствие в виде розетки или выхода кабеля из стены, то это возможно красиво оформить, как на фото ниже.

Материалы для широкого плинтуса можно приобрести в любом строительном магазине. На фото примеры из магазина ЛЕРУА МЕРЛЕН, но этот погонаж можно купить не только там.

В магазине прикладывайте одно изделие к другому и выбирайте для себя форму особенного, своего плинтуса.

Такие детали интерьера, которые сделаны по особенному, с любовью, вносят особую атмосферу уюта. Атмосферу на столько приятную, что невозможно не полюбить такой интерьер.

Элементы, из которых можно собрать плинтус, на фото представлены как основные и не все. На самом деле их в продаже на много больше.

Из представленных выше элементов возможно собрать не только плинтус, можно оформить стены, окна, дверные проемы.

Не сдерживайте себя, творите на здоровье )

Читайте также:  Western union почему не работает

ист — гугл, инстаграмм яндекс и на фото

Кисловка

Кисловка — входит в состав Заречного сельского поселения.

Население около 3000 чел. Село расположено на реке Кисловка (левый приток Томи). Добраться до деревни можно на автобусе № 150.

Фельдшерско-акушерский пункт. Дом культуры. Средняя школа. Детский сад. Межшкольный учебный комбинат. Музей образования Томского района. Станция юных техников. Научно-производственная база научно-исследовательского института торфа. ЗАО «Овощевод». В районе Кисловки, рядом с деревней Головина расположен спортивный аэродром ДОСААФ.

Кисловский бор является зоологическим памятником природы, здесь имеется значительное поселение муравьёв. Рядом с Кисловкой также имеется ботанический памятник природы, где растёт редкий вид — можжевельник обыкновенный. В деревне есть озеро, по некоторым данным, самое чистое в Томском районе (из обследованных)

В 1776 году в списке населенных мест Томского округа Западно-Сибирского края появилась деревня Кисловка, которая расположилась в 7-ми километрах юго-западнее города Томска. Есть предположение, что основателем деревни стал крестьянин- переселенец по фамилии Кислов. Место выбрал он повыше, чтобы не бояться паводка. Рядом находилась живописная речка с чистой и быстрой водой. А кругом – лес, ну просто сказочный, да и до города рукой подать. Деревня соседствовала с татарскими селами Абытай, Кызыл- Kаш и Эушта (ныне Черная Речка, Тахтамышево и Тимирязево), но это не пугало его. Земель свободных было много, а богатый лес кормил, защищал, одевал и грел всех одинаково. Крестьяне строили небольшие избы из толстых сосновых бревен, покрывали их тесом, и жили в основном своим трудом, рассчитывая лишь на натруженные руки и выносливую лошадку. Они выращивали картофель и другие овощи, держали скот, охотились, собирали орехи, грибы и ягоды, гнали смолу и деготь. Позже стали держать пчел. Говорят, сам Евграф Кухтерин, один из богатейших томских купцов, имел в Кисловке заимку. Выгоден был и дровяной промысел. Чаще всего все излишки удачно продавались на Татарском базаре в Томске (Московский тракт), и крестьяне жили по тем временам зажиточно.

Со слов старожилов, до 1890 года в деревне действовал лазарет для ссыльных. Их лечили здесь перед отправкой в Нарым.
В 1896 году в Кисловке создается первая в Сибири детская летняя оздоровительная колония. Под наблюдением врачей дети занимались здесь сельскохозяйственным трудом. Для этого в Кисловской колонии была развернута ферма с различными отраслями (полеводство, молочное хозяйство, огородничество, ягодное хозяйство, пасека).
После революции 1917 года жизнь круто изменилась.

В 1929 году в Кисловке создается колхоз «Вторая пятилетка». В колхозе жизнь постепенно налаживалась. Здесь появились молочная ферма, кузница, конюшня, магазин, начальная школа. Дальше желающие учились в деревне Тахтамышево, где располагалась единственная в округе семилетняя школа колхозной молодежи, после окончания которой можно было продолжить обучение в городе Томске. В Кисловке проживало много грамотных людей, молодежь одевалась на городской манер. Сходить в Томск пешком по прямой дороге через лес было обычным делом для многих кисловчан.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. В числе 129 тысяч человек, ушедших из Томска и районов области, было около 50 кисловчан, 23 из которых погибли. В колхозе остались только женщины, дети, старики и инвалиды. Им приходилось выполнять тяжёлую физическую работу, так как из техники был всего один старый трактор, который все время ломался. Лошадей было мало, коров использовали в качестве тяговой силы, работали в любую погоду, иногда пахали даже ночью, а сеяли, как в старину, вручную, горстями разбрасывая семена.

После войны Кисловка постепенно опустела: остались всего 3 двора. Причиной исчезновения деревни явилась проводимая в 50-60-х годах в Томской области политика укрупнения колхозов и превращения их в совхозы, якобы для облегчения управления. Границы новых совхозов формировали произвольно, без учета природных, производственных, поселенческих факторов. Иные хозяйства в то время охватывали до пятидесяти населенных пунктов. Кисловка, наряду с десятками других деревень, вошла в число «неперспективных». Возможно, сказалась и некоторая отдаленность Кисловки от ближайшей дороги (Московский тракт), и плохая связь с соседними деревнями из-за лежащих между ними болот. Кисловские земли и колхозное имущество перешли совхозу «Тахтамышевский», в составе которого в 1965 году было 9 колхозов. Из-за отсутствия школы, магазина и медпункта кисловчане стали один за другим разбирать свои избы и перевозить их в ближайшие села (Черная речка, Тахтамышево и Тимирязево), а кто-то, распродав все, уехал в Томск.

В 1968 году в Кисловке оставалось 8 человек. Все они были старше 60 лет. Лишь летом некоторые томичи приезжали сюда отдохнуть на лоне природы, а студенты биолого-почвенного факультета Томского университета проходили здесь практику (делали гербарии, собирали травы, изучали почву и растения). На рубеже 70-х годов руководство Томской области начало последовательно претворять в жизнь курс на специализацию и индустриализацию сельского хозяйства. Выращивание картофеля, овощей сосредоточивалось вокруг Томска, где возникли специализированные хозяйства – совхозы «Степановский», «Тахтамышевский». Наметились существенные сдвиги в животноводстве. С 1966 по 1979 год в Томской области было построено скотных дворов более чем на 50 тысяч голов, свинарников – на 40 тысяч голов. Приоритет отдавался созданию крупных, технически оснащенных комплексов. Строительство одного из них планировалось на месте опустевшей деревни Кисловка.

В 1977 году в Кисловке появляются первые строители.22 февраля 1982 года создается животноводческий совхоз «Чернореченский» ( первый директор — А.К. Винтер). Осенью этого же года проходит заселение первых пятиэтажных жилых домов и начинает курсировать рейсовый автобус с табличкой «Кисловка – Томск-1». В 1985 году на территории Кисловки Сибирский научно-исследовательский институт торфа (СибНИИТ) во главе с А.Е. Труновым строит здание лабораторного корпуса, производственную базу, цех мицелия и цех гуматов. Основной задачей института торфа является создание высокоэффективных удобрений за счет получения их из торфа, которым богата область. Это позволяет уберечь природу от загрязнения и одновременно дает возможность увеличить плодородие почв. Научные исследования проводятся в Томске, а лабораторные анализы и испытания в полевом стационаре выполняются в Кисловке силами местных специалистов.

Современная Кисловка напоминает собой маленький городок, где в дружбе и согласии живут 2800 жителей более 18-ти национальностей: русские, татары, украинцы, немцы, поляки и другие. Здесь есть все для нормальной жизни: современные благоустроенные пятиэтажные жилые дома и коттеджи, школа и детский сад, учреждения дополнительного образования, Дом культуры, магазины, предприятия сферы обслуживания, амбулатория и т.д. Сегодня в Кисловке действуют около 20 предприятий малого бизнеса, и все большее количество граждан регистрируются в качестве предпринимателей.

А ещё у Кисловки особое географическое положение. С одной стороны город Томск с его стремительной жизнью, высокими зданиями, огромным количеством машин и людей на улицах, постоянно куда-то спешащих…. С другой стороны – сама Кисловка, где течёт размеренная и спокойная жизнь. Благодаря хорошо отлаженной автотранспортной связи в нашем сознании давно стерлись границы между городом Томском и его пригородом Кисловкой. Томичи едут к нам на свои дачи или просто побродить в сосновом бору, а кисловчане ежедневно спешат в город: кто на работу, кто на учебу, а кто на концерт или футбольный матч.

По материалам брошюры «Мы из Кисловки»

Большое Зоркальцево

Зоркальцево — село в Томском районе Томской области, административный центр Зоркальцевского сельского поселения. Население — 1248 человек.

Широта: 56°31’60» Северной Широты
Долгота: 84°43’60» Восточной Долготы
Высота над уровнем моря: 115

Населённый пункт был основан Матвеем Зоркальцевым, приехавшим из села Спасского (ныне Коларово), предположительно в 1734 году. В 1890 г. купцом В. Н. Вытновым открыта одноклассная церковноприходская школа (ныне Зоркальцевская средняя школа)[3].

Село расположено на реке Порос, к югу от Шегарского тракта, в 20 км от г. Томска. Несколько раз в день через село проходят рейсовые автобусы до Томска, Мельникова.

В конце XVII века, он по реке отправляется на северо-запад от Томска, где и основал село названное в его честь. Здесь, оседает и переходит в сословие государственных крестьян.
Первые сведения о селе Зоркальцево встречаются в книге немецкого историка Герхарда Фридриха Миллера «Описание Томского уезда Тобольской провинции Сибири». В октябре 1734 года он проезжал через село как участник Сибирской экспедиции.
В старину через село проходил Нарымский тракт и бытует легенда, что именно в нём останавливался на ночлег прадед Пушкина арап Петра Великого — Абрам Петрович Ганнибал, когда его отправили в ссылку в Иркутск. В 1821 году был построен храм (Богородице-Одигитриевская церковь), и дом священника, которые соединяются между собой подземным ходом. Существует легенда, что в нём отступающая в этих местах армия адмирала Колчака спрятала золото.

В 1859 году казённое село Зоркальцево находилось при реке Порос на 4 участке тракта. В селе насчитывалось 32 двора.
Во второй половине XIX века Томская губерния втягивается в орбиту капиталистического развития. В Томске строятся предприятия, судоходство на Томи и Оби, растёт число лавок, кипит торговля. Село Зоркальцево, удобно расположенное недалеко от Томска (12 вёрст), привлекает внимание томских купцов.
В 1869 году купец II гильдии Вытнов Василий Никифорович построил здесь винокуренный завод Петровский № 3 (в 1894 году его переоборудовал). Горный инженер по профессии, он создал торговый дом «В. Вытнов с сыном Петром». Производительность Зоркальцевского завода была 180 683 ведра спирта в год.

В 1878 году село крестьян входило в Нелюбинскую волость в 12 верстах от Нелюбино. В селе насчитывалось 8 дворов, 30 отдельных жилищных изб: 38 жилищных строений. Имелись в селе:
Церковь; Питейный дом.
В 1885 году насчитывалось в селе 35 дворов.
В 1886 году купец I гильдии Валгусов С. С. построил мукомольную мельницу на реке Порос, там, где находится современный мост, остатки её существуют до сих пор.
2 февраля 1890 года по инициативе и деньги купца Валгусова Семёна была открыта одноклассная церковно-приходская школа. Здание школы было деревянным, вмещало до тысячи детей. Купец Валгусов завещал школе проценты с капитала в 1000 рублей, которые лежали на счете в банке. В 1890 году в школе обучалось 45 крестьянских детей, обучение было бесплатным.
В 1893 году уже насчитывалось 46 крестьянских двора и 2 некрестьянских.

В селе имелись:
Церковь;
Церковно-Приходская школа;
Молочная лавка;
Крупчатая мельница;
Винокуренный завод;
2 частных питейных заведения.

На 1899 год в селе было 37 крестьянских двора и 7 некрестьянских. В селе насчитывалось удобной земли 4693 десятины, неудобной земли 298 десятин. В селе числились следующие заведения:
Церковь деревяная;
Церковно-Приходская школа;
Питейное заведение;
Крупчатая мельница;
Мукомольная мельница;
Винокуренный завод с телефоном.

В 1911 году в селе уже числилось 64 двора. Во владении селения состояло 4991 десятина земли. В селе находились:
Церковь деревяная;
Церковно-Приходская школа;
Казённая винная лавка;
4 молочные торговые лавки.

В 1918 году были национализированы: спиртзавод Вытнова П. В., мельница Валгусова, они стали государственными предприятиями. В период НЕПа 1921—1929 года в селе существовали 2 типа коллективных хозяйств: коммуна и ТООЗ.
В годы коллективизации в 1930 году в Зоркальцево возник колхоз «Завет Ильича».
Сегодня в селе имеются улицы: Кедровая, Комсомольская, Лесная, Мира, Молодёжная, Октябрьская, Рабочая, Советская, Совхозная, Трактовая. Переулки: Клубный, Подгорный.

В 2011 году в селе имеются:
Школа;
Клуб;
Библиотека;
Детский сад;
Почтовое отделение;
Филиал Сбербанка;
Сельскохозяйственное предприятие АО «Курьер» — ранее АОЗТ «Октябрь».

Читайте также:  Почему молоко вредно для здоровья

Кроме села Зоркальцева, в Зоркальцевское сельское поселение входят также:
Село Нелюбино;
Деревня Поросино;
Деревня Берёзкино;
Деревня Борики;
Деревня Петровский Участок;
Деревня Петрово;
Деревня Кудринский Участок;
Деревня Коломино;
Деревня Быково, Попадейкино;
Деревня Кайдаловка;
Посёлок 86-й квартал.

Недалеко от Зоркальцева находится коттеджный посёлок Слобода «Вольная».
В селе ежегодно, в честь основателя села, проводится международный фестиваль-конкурс «Праздник топора».
Планируется создать сельскохозяйственный оптово-розничный комплекс Томской области в целях поддержки местных сельхозпроизводителей. Проект намерено реализовать ЗАО «Терминал». В составе комплекса, который планируется разместить близ Зоркальцево, будут построены овощехранилище, склады, предприятие по обслуживанию транспорта, база реализации сельхозпродукции.

В селе Зоркальцево Томской области в воскресенье, 29 января 2017г состоялось освящение православного храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Храм, отнятый у церкви в 1933 году, в 1987 был передан вновь созданной православной сельской общине в полуразрушенном аварийном состоянии. Для его восстановления потребовалось проведение конструкторских изысканий, проектных и дизайнерских работ, поиск благотворителей и исполнителей сложных работ. Всего над возрождением храма трудилось более 350 человек. Параллельно с этими работами совершались регулярные богослужения сначала в построенной на территории церкви часовне, а с 2009 года и в пригодной для службы части храма. Почти ежегодно, а иногда и несколько раз в году, службы совершал правящий архиерей.

Кирек (поворот от Курлека)

Деревня Кирек — с 1977 года нежилой населённый пункт в Томском районе Томской области, в 77 км от Томска, 37 км от Курлека и в 7 км от деревни Березовая Речка. Расположена на высоком берегу озера Кирек с восточной стороны.

Деревня Кирек основана в 1864 году. По данным переписи 1926 года деревня имела 54 двора (хозяйств), в которых проживали 247 человек. Преимущественное население — татары. Ближайшая школа была раньше расположена в 7 км, в соседнем селе Берёзовая Речка. В настоящее время в дачном селе Кирек не более 10 дворов и одна недавно выстроенная деревянная Кирекская мечеть. До 2004 года на месте нынешней мечети стояла старая мечеть. Коренное население построило нынешнюю мечеть методом народной стройки.

Дачники летом выращивают на подворьях картофель, морковь, ягоды и другие овощи. Но любители подлёдного лова на озере Кирек используют свои дачные поселения круглогодично. С южной стороны озера выстроен егерский кордон фирмы ООО «Трио». Егерская служба кроме функции водоохраны и промысловой заготовки водорастворимого лечебного ила-сапропеля предполагает развивать рекреационную деятельность в Обь-Томском междуречье.

Урочище Кирек находится в окружении угодий Томского госзаказника. Само озеро Кирек объявлено памятником природы за наличие в озере месторождения лечебных грязей. Берега озера Кирек покрыты сосновым лесом. В Киреке водятся линь, чебак, щука, окунь. Славится озеро не только чистой теплой водой, но и 7-метровым слоем сапропелевого целебного ила и лечебных грязей. В состав донных отложений озера входят три типа сапропелей: органический, карбонатный и торфосапропелевый. Является государственным памятником природы областного значения.

Озеро имеет площадь 49 га и вытянутую с северо-востока на юг форму. Длина озера 1,45 км, ширина 0,4 км, при средней глубине 2,7 м. Озеро слабо проточное. Из озера вытекает ручей Кирек, впадающий в реку Таган (приток Оби). Озерная вода слабощелочная с минерализацией 0,2 г/л; солевой состав представлен в основном гидрокарбонатами.

Донные отложения озера представляют собой мощные залежи сапропелей, неравномерно распределённых по мощности слоя. Запасы сапропеля в озере Кирек составляют 2 млн м³. Товики.

Волшебное село Петухово

Село Петухово — село в Томском районе. Расположено в верховьях реки Басандайка, в 30 км от Томска. Село отметило 380-летие основания.

Село — прототип для книги «Москва-Петушки»

Из местного фольклора: «ТОМСК — расшифровывается как Таёжно Отдаленное Место Ссылки Каторжан». Вы, конечно, читали книжку «Москва-Петушки». Так вот, это о нас писано, только писатель многое напутал: Томск обозвал Москвой, нас — какими-то Петушками, да и в остальном тоже много приврал. Но ему это простительно, выпивши был. А потому мы решили исправить ошибки классика и рассказать подлинную историю села Петухово. Уж поверьте, мы того достойны. Ехать к нам нужно по Богашевсвому шоссе, а не доезжая самолетов свернуть направо и ехать еще столько же, на сей раз по лесу. Мы — последнее село на трассе, дальше нас люди не живут, автобусы не ходят, — дальше тайга да зверь дикий. Собственно тайга и вокруг нас, но здесь она «облагорожена» человеком — в меру потоптана, порублена, поругана. Правда за нами есть еще одна деревенька Сухарево, но там всего четыре семьи и вообще, о них мало кто знает, поэтому те не в счёт.

Самый страшный зверь в округе

Время нынче перевернутое и если раньше село кормило город, то нынче все наоборот, город село подкармливает. И потому в любом селе главное, это дорога и регулярное сообщение. Слава богу, в Петухово с этим проблем нет: автобус в хорошую погоду делает четыре ходки в день, иногда три, иногда две — от настроения водителя и его автобуса зависит. А не желаешь на автобусе, езжай на электричке. В обоих случаях, чуть меньше часа и ты в городе. Но электричкой у нас редко кто пользуется — не престижно, да и идти нужно более трёх километров до станции, причём, лесом. А народ нынче пугливый пошел: перестройкой надорван, путчами да дефолтами постоянно испытываем, телевизорами да газетами каждодневно терроризируемый, — в итоге, всего боится, даже собственного леса, роднее которого ему ничего нет. А между тем, по лесу, в том числе и ночному, ходить намного безопаснее, чем по улицам любого нашего города Томска. Ну, кого в лесу бояться? Дикого зверя? Так он весь в глубь ушел, только чтоб с человеком не встречаться, а если и увидит кого из двуногих, так бежит без оглядки. Сколько хожу, редко-редко кого встречал. Лису как-то видел, вышла на дорогу, хвостом крутнула и опять в лес; правда зайцев много бегает, зимой следов видимо не видимо, другой раз прямо перед автобусом шмыгают. А больше никого нет. Но если б и были, что с того? Как говорит знакомый охотник: «Страшнее человека зверя нет».

А бродит по лесам сибирским действительно страшный зверь — клещ. Во всяком случае, так утверждает наша пресса. Так запугали народ, что по весне боязно газету в руки взять. Какой год не могу с друзьями в лес сходить, все запуганы. Но с другой стороны, может это и хорошо. Ведь леса-то наши ни кто не охраняет. Я специально узнавал, за весь наш район отвечает один инвалид, да и тот на проржавелой «Ниве». Так что дай волю этим городским, ничего от леса не оставят, в два-три года все истребят-повытопчат — тем более, что теперь моден стал здоровый образ жизни. Вот букашки-козявки, комары, мошки да клещи и объединились, встали на защиту родного леса. Кроме них он ни кому больше не нужен. Только жалко, что выросло уже целое поколение горожан, не знающее, что такое настоящий лес, опыт общения которых с природой ограничивается Городским садом, аквариумными рыбками, да кошкой с собакой. Недавно к нам в гости знакомая девушка приезжала, так она уже консерваторию окончила, а живую козу первый раз в жизни видела. Я как узнал об этом, мне аж поплохело.

«Золотое дно»

Покупая билет до Петухово, вовсе не удивляйтесь вопросу кассира: «Вам в Петухово? Это которое золотое дно?» Почему его так именуют, я до сих пор не зная. Ну, с «дном» еще можно разобраться, жить на селе действительно тяжело: работы нет, все обезденежели, очерствели. Но все равно, до городских нам далеко. С городскими нас сравнивать никак нельзя, мы от них всем отличаемся, даже… котами. Взять, скажем, городских котов, те встретившись где-нибудь в подворотне, бьются жутко, как в последний раз. А для деревенских котов, которые друг друга все в лицо знают, драка это скорее ритуал, поорут-поорут для приличия да и разойдутся по своим хвостатым делам. Городские же бьются чуть не до смерти. Там так положено, забьешь ближнего, сам выживешь — таков извечный закон города.
То, что мы «дно», говорит и наша главная беда — беспробудное пьянство. Правда, на Руси в последние столетия слишком много пили, и чем труднее жили, тем больше пили. Поэтому каждое село у нас пьёт по-разному. Скажем Петухово — село бедное, работы нет, до города далеко, поэтому к нам намного больше спирта завозят, чем нашим соседям. Скажем, у нас две точки по продаже хлеба и пять точек, торгующих самопальным спиртом. А что поделаешь, а ничего не поделаешь. Если нет работы, человеку подсовывают пойло, ему постоянно предлагают себя чем-то занимать, чтоб обратно в животное не превратиться. Вон в соседнее село, что поближе к городу, завод пустил автобус рабочих привозит-уводит, у людей работа появилась, так пол села сразу пить бросило. А то кричат: спивается Россия, что делать?! Да ничего не нужно делать, дайте нам просто возможность трудиться и спасать никого не нужно, сами всех спасём, да еще и китайцев с американцами за пояс заткнём. Но ведь ни кто не даст.

А может мы и правда «золотые»?! Потому что какая красотища кругом! Село наше окружено девственным Петуховским кедрачом и поэтому воздух у нас всегда кристально чист. К нам когда городские приезжают, так с непривычки за голову хватаются, а кто и в обморок падает, медики это называют отравление чистым кислородом. А ведь я сначала ругал себя, что так далеко от города дом купил. Но как выяснилось, это самое минимальное расстояние, только после нас настоящая чистота начинается и счастливое человеческое житье-бытье. Одно слово, «Золотое дно».

Чудо сибирской природы

Однажды в московском поезде белорус-попутчик сказал: «Приходилось мне и по пальмам лазить, и по баобабам, но кедра сибирского ни разу даже не видел». Помню, я тогда удивился, что ему дался наш кедр — сосна-сосною. А как пожил в кедровом бору, так и понял, что это за чудо-дерево. В конца лета до первого снега все село следит, будет ли ночью ветерок, и если что, утречком, с самого ранья все село бежит в лес с мешками да корзинами — собирать с земли дары небес. Успеешь — наберешь, припозднишься — все соседу достанется. И детишки и 80-летние старухи тащат из Петуховского кедровника мешки с шишками. Нашелушат орех, сдадут излишки, остатками всю зиму подкармливаются. Недавно слышал, что область наша вошла в Книгу рекордов Гинесса по количеству сданного кедрового ореха. Но мы этим не гордимся — это не гордость, а беда наша. Потому что не от хорошей же жизни сельчане по деревьям лазить стали как белки да обезьяны, просто нет иной возможности выжить. Так что всем кедр хорош, и кормит, и деньгой одаривает, вот только плохо, от постоянных щёлканий зубы растут вкривь и вкось (шутка). Так что, если увидите в городе кого с кривыми зубами, бедно одетого, не смейтесь над ним, это наш, петуховский приехал за заработками.

Читайте также:  Мтс почему нет входящих сообщений

Но кедр, это что?! У нас и ягоду в огороде мало кто не сажает. А зачем, если в лесу ее видано не видано — и тебе тут малина, и смородина, и кислица, и земляника. Бери ведро, да знай не ленись. Есть у нас и грибы, но гриб он зверь хитрый, его места нужно знать. А места эти потаённые, их ни кто просто так не откроет. У нас у каждой семьи есть свои грибные места и все их в тайне держат, передавая как величайшую ценность из рода в род, от отца к сыну. А то телевизор посмотришь, там всё гадают, как так возможно, что русская деревня всё жива. Что только с ней не делают, и голодом морят, и работы лишили, и трудиться разучили, и спаивают — а она все жива. Чем не чудо. Мы же давно заметили, чем голоднее год, ну, скажем, правители над нами очередной эксперимент испытывает, тем больше чудес своих природа на нас обрушивает. Поэтому уже давно не мы о природе заботимся, а она о нас, горемычных.

Достопримечательности села

Радости деревенские в селе и за околицей
А разве не великая радость, просто выйти в чисто поле, вдохнуть свежий воздух, экзотических птичек послушать, на закат посмотреть, на травке поваляться. Вон иностранцы, кучу долларов платят, едут к черту на кулички, чтобы то же самое увидеть да почувствовать, — а у нас все под боком, только за огород выйдешь, сразу лес начинается, а за ним самая настоящая сибирская тайга, которой конца и края нет.

Главная наша рукотворная радость, а за одно и гордость, это Петуховская старинная церковь, единственная на всю округу. Если раньше каждое село имело свою церковь, то нынче иметь церковь, большая роскошь для села, а сельская церковь пережившая советскую культурную революцию, это уже настоящая реликвия. Вот только заколоченная она стоит и это при живом-то батюшке. Приехал он, послужил в гордом одиночестве, да и плюнул. Он-то думал, селяне бросят все и побегут сломя голову в открывшуюся церковь креститься да Богу молиться. Ан не тут-то было, разучился русский народ в Бога веровать, это ж сколько лет из него эту блажь церковную выкорчевывали и надо сказать, выкорчевали окончательно. А нынешние батюшки все нетерпеливые пошли, им надо чтоб сразу и толпы. А то, что эти толпы нужно сначала воспитать в вере, любви и послушании с самых ранних лет, чтобы они встали на путь веры. Ты сначала воскресную школу открой, с детишками несколько лет поработай, а потом и сокрушайся, если будет над чем. Но сказать им об этом некому, сами же они люди гордые, возвышенные, да и у нас давно не бывают.
Несколько лет назад, видно за грехи наши, пронесся над селом смерч, задел верхушку горы, где церковь стоит. Саму церковь не порушил — только кресты посбрасывал, а за церковью вековые кедры срезал будто бритвой, там теперь поле чистое, картошку сажают. Вроде как предупреждение нам было: если не уверуете, в следующий раз все порушит. Но народ нынче слеп, знамения читать разучился, вот — ждём нового урагана.

Писательский домик
Рядом с церковью стоит еще одна достопримечательность села Петухово — писательская дача, единственное, кстати сказать, каменное здание села нашего. В былые досоветские времена славилось Петухово городскими дачами, сегодня только одна осталась, и не кого-нибудь, а «местного Астафьева», как он сам себя именует. Теплится в редкие летние вечера огонек в ее оконцах на благо всей местной литературы, которой, по правде сказать, давно уже нет.

Памятник конюху
Рассказывать о Петухово и обойти нашу главную достопримечательность — дело немыслимое. Уже не одно десятилетие стоит в селе самобытный памятник, и не кому-нибудь в кепке с перстом указанным в светлое будущее, а представителю от народа — то есть собственно тому, кому и должны памятники ставить — в данном случае, конюху. Уж не знаю, есть ли где в мире нечто подобное. Нас приучили, что установка памятников — это прерогатива сугубо государственная, народ к этому делу ранее никогда не подпускали. А тут, может быть впервые за всю историю нашего государства памятник установил сам народ. И это замечательно, потому что только такие памятники неподвластны времени, только они переживут все революции и перестройки, — потому что они вне времени.
Кого-то может спросить: А на какие такие средства русскому народу воздвигать памятники, если он испокон веков живет в нищете? В том-то и дело, что средства на постройку памятника использовались самые что ни на есть подножные: дюжина старых тележных колес, да пара грубо обтесанных бревен — вот и все затраты. Имеется у памятника и надпись, причем в стихах: жил мол добрый конюх, лошадей любил очень, но вот помер конюх и плачут по нему кони. Таков недолгий сказ. А если поподробнее. Жил в Петухово не очень добрый человек, обижал доброго конюха, воровал у того коней и так, по мелочам, конюх ему все прощал, но вот помер конюх, и совесть проснулась у обидчика — стал он в церковь ходить, да только это не помогало, не умел он молиться, пошел к людям, хотел им служить, да люди от него отвернулись, и тогда решил он сотворить рукотворную молитву: взял топор, срубил памятник — конюху память, людям радость, а ему искупление. Таков недолгий сказ.

Сейчас живёт он в Германии или Израиле, как и все, кто родине не нужен. Но раз в год обязательно наведывается в родное Петухово, рассказать, как хорошо там жить, местного живительного воздуха глотнуть, а за одно и памятник подправить — все-таки главное творение рук своих. А в последний свой приезд он пообещал, что поставит еще в селе нашем дюжину памятников. А почему нет? Глядишь лет через… к нам не хуже Петушков экскурсии водить будут.

Два новых памятника появились в деревне Петухово: бывшему местному учителю и бывшему управляющему. Итого их стало 5 — по числу памятников на душу населения эта вымирающая деревня теперь является местом исключительным. Практически все они дело рук бывшего жителя Петухова, а ныне гражданина Германии — Владимира Удонова. Почти каждый год он приезжает в Петухово в длительный отпуск. Гостит бывший петуховец, а ныне гражданин Германии Владимир Удонов вот в этой хомуталовке. Раньше здесь хранились хомуты, седла и собирались у конюха поговорить местные старики. ИШ: 23.00.28 — ну давай, хомуталовка, грей Владимира Борисовича. Низкая маленькая избушка — два метра на два. Здесь есть печка, стол и старый диван — как говорит, Владимир: все, что нужно для счастья. Жена и дочери предпочитают проводить отспуск в Европе, у него же один путь: Ольсбург — Петухово.Владимир Удонов, бывший житель Петухово: «Вот моя испания: хомуталочка, Петухово, я пройду по деревне, поговорю с людьми, сделаю себе заряд на целый год, то есть свою родину не меняю. Я постоянно на 3-4- месяца приезжаю, правда в германии создаются проблемы: выехал из страны и потерялся».Девять лет назад Владимир с семьей уехал на постоянное место жительство в Германию. В Петухово родился, здесь похоронены отец и мать, на окраине деревни был когда-то отчий дом, теперь сгорел. Сильная ностальгия по родным местам вылилась у Владимира в необычное увлечение. Он решил увековечивать в Петухово память тех людей, которых любил и помнит. Памятники делает из подручных материалов и дерева. Серп и молот в память о бывшем управляющем Петухово Алексее Попове. Поставлен недалеко от дома, где когда-то тот жил. В десяти шагах от этого места еще один памятник — директору школы, что была здесь раньше, Геннадию Круглову. Он у Владимира преподавал историю. Сейчас от старой школы осталась только небольшая двухэтажная часть. Теперь в ней общежитие. А ведь в лучшие времена училось здесь до 200 ребятишек. Но деревня постепенно вымирает. Вот и улица Школьная практически опустела, летом есть хотя бы дачники, зимой свет горит в редких окнах.Любовь Круглова, бывшая учительница Петуховской школы: «Вот на том краю несколько домов осталось и на этом. Опустела наша улица, все из-за того, что совхоз распался».Так что бывшая учительница бывшему ученику благодарна за эту память. И интересуется новыми планами. Михаил Петрович Кононов — ветеран войны. Тоже патриот Петухово, но в отличии от Владимира, говорит, родную деревню бросить бы не смог, когда-то его просили переехать по работе в Корнилово, и то не поехал. Конюху Баранову посвящены несколько памятных мест, здесь когда-то находился петуховский табун, в табуне было до 200 лошадей. Владимир с другими мальчишками помогал их пасти, с тех пор к лошадям особая любовь. Когда уезжал из России в Томске у него было 5 собственных коней и карета. Карета продана, но телегу петховского конюха он сохранил.

Дорога до Петухова:

Из покон веков так повелось, что дорога на Руси это гораздо больше, чем дорога. Она и кормит, и поит, она и по миру пустить может. За все 380-летнее существование села Петухово существовала была у него стандартная русская дорога — земля да камень. Ежегодно, в распутицу, размывало ее, и жизнь в селе замирала на несколько недель — не выехать, ни въехать. Ни скорая, ни пожарная, ни тем более милиция к нам пробиться уже не могли. Но, тьфу-тьфу, до беспредела не доходило. Подворовывать, конечно, друг у друга подворовывают, но воруют обычно по-мелочам, по большому у нас и воровать нечего, а поэтому на месте и разбираются, — а по сему у нас даже участкового нет. Он как в прошлом году (2009 году) уволился, так нового и не подобрали — а кто к нам поедет? Мы же и без него не плохо живем. У нас так и говорят: советской власти в Петухово нет, она до нас не дошла, она где-то в Белоусово затормозилась, а это предпоследнее село, — так что в Петухово советской власти отродясь и не было.

Но дорогу нам все же сделали, даже асфальтом ее покрыли, — сами удивляемся, за что нам такая честь. Правда, как только начали ее катать, так сразу поползли слухи, что якобы это вовсе не для нас, а просто рядом ядерное захоронение делать собираются. Теперь ждём худшего, потому что на Руси слухи — это самая достоверная информация и рано или поздно они обязательно сбудутся. Да и не верит ни кто, что наше родимое государство будет на нас родимых просто так тратиться.
Но дорогу нам так и не проложили. Её ложили, ложили, но так и не доложили. Кинули на полпути. Говорят потому, что захоронение отложили до лучших времен. Прямо и не знаем, радоваться этому или печалиться.

источник

Adblock
detector