Меню

Почему не было в университете

Нам там не место

Почему студенты-отличники бросают вузы после первой сессии

  • В лицеях и гимназиях нас подготовили почти ко всему: ЕГЭ, ДВИ (дополнительные вступительные испытания), перечневые олимпиады, олимпиады всероссийские и международные. Непрерывная интеллектуальная деятельность, амбиции, знания, бессонные ночи. Было тяжело, но мы видели перед собой ясную цель — ​поступление в избранный, престижный, непременно «топовый» вуз — ​и трудности на пути к этой цели были нам втайне приятны.

    В лицеях и гимназиях нас не подготовили только к болезненному разочарованию, случившемуся с нами после выпуска. Задолго до первой сессии или по просьбам родителей дотерпев до конца первого курса, мы, олимпиадники, стобалльники и медалисты, забрали документы из тех самых избранных, престижных и непременно «топовых» вузов.

    Это случилось и со мной, и с моими близкими друзьями. Мы выбрали разные университеты, но чувства разделяем общие. Мы просто не можем найти себе место в выбранном университете или не можем найти университет, в котором для нас было бы место.

    «Когда я пришла в лицей, я была абсолютно «голой». Я не знала совсем ничего, только какие-то базовые вещи. В лицее я научилась думать по-другому. Я очень сильно изменилась, для меня открылся новый мир, в котором мне было очень хорошо. Я ожидала, что в вузе меня ждет такой же переворот сознания. Но этого не случилось». (Геля, многократный победитель олимпиад, ушла из НИУ ВШЭ)

    Университетская действительность, по контрасту с действительностью лицейской, показалась нам серой. Мы вдруг осознали, что все самое лучшее уже произошло с нами в школе. Мы словно уже пережили пик нашего интеллектуального развития и теперь оказались в тупике.

    На лекциях и семинарах мы больше не чувствовали своей принадлежности к процессу «добычи» знаний, одногруппники из коллег превратились в малознакомых соседей по парте, а любимые дисциплины перестали вызывать прежний восторг. Все казалось нам уже слышанным, пройденным и выглядело как жалкий отголосок яркой школьной деятельности.

    Мы привыкли к активной работе на семинарах, где в дискуссии хотел участвовать каждый и в споре рождалась истина. Мы привыкли к преподавателям, которые «жили» своим предметом и «заражали» нас своей воодушевленностью. Мы привыкли к интенсивной учебе, где каждый день приходилось в той или иной форме доказывать свой прогресс.

    Мы не привыкли учиться по шаблону, вписывать себя в рамки одного учебника и «зазубривать» информацию только для того, чтобы сдать экзамен. Мы не привыкли к «невовлеченности» студентов и педагогов в образовательный процесс.

    «С первым вузом у меня не сложилось. Учеба была построена странно и распределена неравномерно. Многие предметы были совсем не нужны или повторяли друг друга. Преподаватель мог прийти на занятие и спросить, что он сейчас ведет. По большинству предметов мы читали только учебники. Семинары чаще всего проходили в форме докладов — ​можно было получить нормальную оценку на зачете, не зная ничего, кроме текста своего доклада. Важные предметы проходили без экзаменов и давались неоправданно легко. Я не чувствовала никакого развития. Мне казалось, что я постоянно деградирую». (Саша, призер Всероссийской олимпиады, ушла из МГИМО)

    В лицеях и гимназиях нас научили нести ответственность за свой выбор. Осознав свою неудовлетворенность, мы начали усердно рефлексировать и искать причины разочарования.

    «Возможно, причина не в том, что я выбрала неправильный факультет или неподходящее учебное заведение. Проблема в том, что университетские знания не меняют меня, а лишь накладываются на фундаментальные лицейские». (Геля, ушла из НИУ ВШЭ)

    Но неужели именно такие чувства должно вызывать высшее образование? Если вузы в своем нынешнем состоянии не могут оправдать вложенные в поступление усилия и удовлетворить наши амбиции, то под сомнением оказывается и необходимость в высшем образовании вообще.

    В лицеях и гимназиях мы поверили в модель классического (гумбольдтовского) университета. Он задумывался как элитарное место, в которое попадал очень небольшой процент населения. На основе этой модели и были созданы нынешние ведущие российские школы. Порог вхождения в вуз сейчас, напротив, резко снизился. Массовый университет не в силах удовлетворить потребности выпускников «гумбольдтовских» школ и дать нам то окружение, которое так нравилось нам в лицее.

    «Я не удовлетворен своим вузом. Я скучаю по лицею, по вечной конкуренции ума и амбиций. Картина, которую я наблюдаю каждый день в своем университете, комична до боли. Сплошная карикатура. Дело не только в качестве обучения, но и в общей атмосфере полной умственной разрухи. Лучшие школы страны подразумевали набор туда исключительно умных и настроенных ребят. Общий интеллектуальный уровень вуза же сейчас так понизился, что никакого желания оставаться там нет». (Семен, окончил лицей № 1535)

    Современная университетская среда с ее немотивированными преподавателями и студентами, устаревшими и «сухими» учебными программами вызывает у нас отторжение. Мы чувствуем себя лишними в этом образовательном звене.

    И, быть может, это характеризует не нас, а ту среду, которая сделала нас такими? Может, мы — ​«лишние», потому что невыгодны и неудобны этой среде? «Лишний человек не знает, что ему надо, что ему хочется, но он твердо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так горда и довольна сытая посредственность». (В.Г. Белинский)

    Мы не хотим выступать в роли обвинителей этой системы. Мы просто очень растеряны и хотим найти ответы на закономерные вопросы. Это наше желание зачастую вызывает непонимание у взрослых. Наши родители, люди другого поколения, воспринимают эту тенденцию как патологию и губительную эпидемию.

    Мы, безусловно, отличаемся от вас. Наши ожидания и требования выше. Мы знаем, что можем получить лучшее, и поэтому не удовлетворяемся посредственным. При этом мы хуже вас справляемся с неожиданными неудачами и разочарованиями, мы не хотим ждать и терпеть. Мы верим, что в постоянном стремлении к лучшему и рождается удовлетворение, но забываем, что удовлетворение невозможно без смирения.

    В лицеях и гимназиях нас научили искать выход из трудных ситуаций. Таким выходом стал для нас gap year* и самообразование. Мы сделали остановку в учебной деятельности, поставили «пробел» в нашей биографии и теперь заполняем этот пропуск самостоятельно. Этот год нужен нам, чтобы забыть, как хорошо было в школе, снова заскучать по учебе и свыкнуться с тем, что открывать новое теперь будут не нам, а мы сами себе.

    А что потом? Многие из наших старших «лицейских друзей» уже пережили этот этап, и их опыт особенно важен для нас.

    «У меня тоже был сильный диссонанс. Университет, он в каком-то смысле похож на вокзал. Вы все едете в каком-то направлении и ненадолго встретились. Главное в этом вокзальном беспорядке — ​не потерять себя». (Настя, призер Всероссийской олимпиады, МГУ)

    Мы не знаем, что будет потом. Пока мы стоим на перроне, ждем свой поезд и стараемся не потерять себя и друг друга в этой вокзальной суете.

    Анна Кулакова,
    18 лет, ушла из МГУ

    *Gap year — год, свободный от учебы и посвященный путешествиям, волонтерской работе и т.п.

    Друзья!

    Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

    «Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

    Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

    источник

    История студентки, которая плохо училась, или почему из ВУЗа не отчисляют двоечников

    Я преподаватель психологии в ВУЗе. Пишу свои впечатления, о студентах.

    Как преподаватель постоянно встречаюсь со студентами которые плохо учатся. Они не скрывают, что поступают на психологию не для того, чтобы стать психологами, а для получения диплома о высшем образовании. Психологию выбирают как правило как наиболее интересную специальность, где нет математики и других точных наук.

    Маша (имя изменено) как раз была такой студенткой. Поступила на коммерческое место (в ВУЗе есть бюджетные места, туда поступают на конкурсной основе, как правило очень сильные в учебе студенты). Она была достаточно симпатичной, следила за своей внешностью, носила стильную одежду.

    В ВУЗе есть болонская (европейская) система оценивания. Ее суть, что студенты набирают баллы – А-5, В-4, С-4 с минусом, D -3 и Е-3 с минусом, F – 2. Эта система, как я понимаю, сделана для того, чтобы плохо обучающиеся студенты получали «Е» и их не выгоняли с ВУЗа. Кстати в Европе, устроится на работу с таким дипломом, где есть оценки «Е» устроится невозможно. У нас же при приеме на работу нужен диплом, а оценки не смотрят, поэтому некоторые студенты спокойно относятся к этому. Тем более психология, специальность не высоко оплачиваемая, и очередь туда не стоит, всегда есть свободные места.

    Чтобы заработать баллы на «Е» нужно посещать все занятия, семинары и практические и хотя бы делать рефераты или презентации, которые достаточно прочитать. Не секрет, что большого ума, реферат или презентацию сделать не нужно.

    Так вот Маша, была как раз такая студентка. Все четыре года, она сидела на задней парте, разговаривала со своей подружкой, смотрела\играла на телефоне. У строгих преподавателей с какого-то раза пересдавала зачеты и экзамены. Никакой активности в ВУЗе не проявляла. Она обладала мягким, женственным характером, никогда не спорила с преподавателями, была вежливой и тактичной. Всегда признавала свои ошибки и старалась их исправить.

    Как правило, с такими студентами преподаватели не связываются, не хотят зря терять свое время. Большинство ставит таким студентам «Е» (три с минусом).

    С большим трудом, Маша закончила ВУЗ и все вздохнули спокойно.

    К своему огромному удивлению, встретив ее на улице, узнаю, что она устроилась психологом в одну из воинских частей. Конечно говорит что тяжело, что высокая ответственность и зарплата низкая, но в целом, для начала она довольна.

    Никто не ожидал, что через несколько месяцев, с ее воинской части к нам поступило благодарственное письмо, где нас благодарят, за отлично подготовленного специалиста.

    Что интересно, Маша одна из немногих, а главное самая первая пошла работать психологом.

    Читайте также:  Почему все короллы 2008 года

    Из своего богатого педагогического опыта, очередной раз, делаю вывод, что от того как ты учишься, твой профессиональный успех не зависит. Я знаю множество случаев, когда студенты, которые плохо учатся, добиваются больших успехов в жизни.

    Конечно, я считаю, что в идеале, лучше хорошо учиться и добиться успеха. Но жизнь сама расставляет все на свои места.

    Поэтому, дорогие родители, оставьте своих детей в покое. Пусть самостоятельно пробивают свою дорогу в жизни.

    И раскрою секрет учебы в ВУЗе.

    Если вы будете посещать все занятия, не будете наглыми в отношении преподавателей, делать хотя бы какой-то минимум из того, что требуют преподаватели – вы однозначно закончите ВУЗ и получите свой долгожданный диплом (если вы не знаете математики, то на тех специальностях где она есть такой подход не пройдет).

    Кому понравилась эта статья ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!

    источник

    Не ходите в университет, или Почему я бросил учёбу

    Университет больше не является безопасным способом устроить свою жизнь. Хорошая новость в том, что есть способ получше.

    «Как ушёл? Почему?!» — эту фразу я слышу каждый раз, когда пытаюсь ответить на вопрос о том, почему я сейчас не в университете. «У тебя, наверное, что-то плохое произошло, из-за чего тебе пришлось уйти, да?» Конечно, ведь просто так никто из университета не уходит, верно? Или нет?

    Понимая, что, кроме такой реакции, мой уход больше ничего не вызовет, я стараюсь не отвечать на этот вопрос или уходить от дискуссий, ведь каждый считает своим долгом сказать мне, что я поступил неверно. Со временем я понял, что нет смысла стыдиться своего решения, особенно если я считаю, что поступил на 100% правильно.

    Поэтому я хочу рассказать вам, почему университет в его теперешнем состоянии — это не то, что нужно мне, вам и вашим детям.

    Мы хотим быть как остальные

    Вспомните, что происходит в школах с детьми, которые носят очки или стараются хорошо учиться. В лучшем случае их не примут в компанию «крутых», в худшем — главной целью этой компании станет сделать их жизнь невыносимой. Но, конечно, как там любят говорить? «Они же дети, они не понимают». Ну да, не понимают.

    Итак, с самого детства мы хотим быть такими же, как остальные. А что делают «все остальные» после школы? Стараются попасть в университет. Желательно на бюджет. Если это удаётся, цель-максимум выполнена. Если нет, то родителям придётся потратить тысячи долларов на ваше обучение или же выбрать учебное заведение попроще — техникум или модный колледж, который, по сути, является тем же техникумом.

    Начинается то время, о котором говорят как о самом лучшем времени в жизни человека, подразумевая под этим, конечно же, не учёбу. А скорее то, что вы будете пить (много), общаться с противоположным полом и иногда ходить на занятия, стараясь высидеть хотя бы половину. Перечитав этот абзац, я понял, что звучит он не так уж плохо.

    И большинству этого достаточно. Они забывают о том, сколько времени уходит в пустоту, сколько денег тратится на учёбу, которая не приносит никакой пользы. Я, к примеру, учился не в самом дорогом вузе Украины, и за это время только на учёбу было потрачено 7 000 долларов. Думаю, это самая большая инвестиция моих родителей в меня. Оправдалась ли она? Увы.

    Учёба в университете — это не единственный путь

    Сколько курсов я мог бы посетить на эти деньги? Курсов настоящих профессионалов, которые посвятили своему делу десятки лет, которые обожают то, что они делают, и готовы делиться полезными знаниями. Сколько книг можно было купить? Буду заканчивать с банальными вопросами, вы и так знаете ответ.

    Учёба в университете больше не гарантирует профессионального успеха в будущем.

    Одна из причин этого заключается в мотивации. Когда мы делаем то, что нам нравится, мы руководствуемся внутренней мотивацией. То есть нам нравится сам процесс. Деньги, поощрение или похвала отходят на второй план. Ведь, согласитесь, гораздо приятнее заниматься делом и получать удовольствие не только от вознаграждения, но и от самого процесса.

    К сожалению, университет идёт совсем другим путём. Учёба подразумевает скуку, монотонность и отсутствие интереса, и всё это ради эфемерной цифры в бумажном журнале. А если эти эфемерные цифры будут хорошими, то через пять лет вы сможете получить эфемерную красную пластиковую бумажку. Для этого стоит жить.

    Это сродни тому, когда долго пьёшь колу и забываешь, что жажду можно утолять водой. Или когда долго ездишь на машине и забываешь, что дойти от работы до кафе можно и пешком. Так же и с университетом.

    Мы забываем, что сам процесс обучения, а потом и работы может быть приятен.

    У меня есть друг, который тоже ушёл из университета. Четыре года обучения в вузе дали возможность понять, что ему хочется чего-то другого. В его случае это дизайн. Всего полгода интенсивного самообучения, несколько неудачных попыток устроиться на работу, и он всё-таки работает веб-дизайнером. Это ещё не компания его мечты, но однозначно одна из ступеней на дороге к ней. Такой пример очень вдохновляет.

    Самообразование не означает того, что вы должны закрыться в комнате и не контактировать с другими людьми. Семинары, конференции, люди с похожими интересами — у вас есть огромное количество способов общаться с интересными людьми, а главное — учиться. Когда обучаешься не для награды в будущем, а просто потому что это нравится, сам процесс безумно вставляет.

    Я наконец смог сформулировать то, что мне больше всего не нравится в университете:

    В учёбе в университете нет страсти.

    Более того, если ты приходишь туда со своей страстью, у тебя её наверняка отобьют. Университеты в их текущем состоянии убивают желание учиться. Это касается даже медицины, которую так любят приводить в пример защитники стандартного образования. В моём городе медицинский университет уже давно заслужил репутацию самого взяточнического учебного заведения. Вспомните об этом, когда придёте на приём к молодому специалисту.

    Разве не будет более логичным самому выбирать интересные предметы? Но нет, финансисту нужно учить философию, медику — историю экономической мысли, а архитектору — химию. Расширяем кругозор — так это называется? Я не хочу расширять свой кругозор бесполезными знаниями, умноженными на субъективизм преподавателя.

    Учась самостоятельно, вы можете сами выбирать свой путь.

    Хотите выучить английский язык? Можете составить программу, которая будет включать в себя просмотр фильмов в оригинале с субтитрами, чтение английских книг, изучение новых слов из статей в интернете и использование Duolingo. Это гораздо лучше, чем каждый день сидеть с учебником Голицинского, от которого со временем начинают появляться приступы тошноты.

    С появлением таких сервисов, как Coursera, становится понятно, что в текущей системе образования нужно что-то менять. Самообразование даёт возможность почувствовать, что ваши знания полезны и пригодятся в реальной жизни. Вы не всегда будете идти вперёд, иногда придётся что-то кардинально менять, но это всё равно в тысячу раз лучше.

    Получение университетской корочки — это уже давно не безопасный и далеко не самый интересный жизненный путь. Не пытайтесь быть похожим на других, будьте особенным и забудьте о том, что университет — это единственный путь. Есть и другие.

    источник

    Вечные студенты: почему люди бросают обучение в университетах?

    Maria Dolgopolova

    Студенты, бросившие свои вузы, рассказали T&P, почему они разочаровались в идее высшего образования, правда ли работать полезнее, чем учиться, и как они будут учить своих собственных детей.

    Лена Шабунина, бросала Волгоградский государственный университет два раза, сейчас учится в

    В первый раз я бросила ВолГУ на первом курсе факультета управления и региональной экономики по специальности «реклама». При этом наш набор по этой специальности был первым в ВолГУ, так что преподаватели с кафедры открыто говорили, что наша программа до конца не разработана и никто не знает какие предметы нас ждут впереди.

    Конечно, я хотела работать по специальности, но когда увидела свое расписание, сразу потеряла к обучению всякий интерес. Я попросила родителей дать мне второй шанс — и решила поступать в этот же вуз заочно на журналистику. Поступила, проучилась полтора года и в четвертую сессию получила хвост. На тот момент я уже жила в Москве и работала на «Винзаводе», поэтому времени и желания учиться в волгоградском вузе у меня было очень мало. После того, как в очередной раз я простояла полжизни у кабинета преподавателя, все ему сдала и со спокойной душой уехала, а потом обнаружилось, что поставить заслуженное он мне в зачетку забыл, я поняла, что, наверное, пора завязывать с этим вузом. Я абсолютно не жалею о принятых тогда решениях. Уверена, что не доучилась бы. Годом раньше, годом позже.

    Светлый образ высшего образования разрушился напрочь после рекламы. На журфаке я уже понимала, что пришла лишь за корочкой. Я разочаровалась в образовательной программе — совершенно не продуманной и построенной на устаревших форматах. На мой взгляд, образовательную программу нужно делать, опираясь на те знания, которые студенту действительно пригодятся в будущей профессии, а не на основы, заложенные еще черт знает когда. Ну не зря же в ГИТИСе чуть ли не каждый год дополняют и модернизируют учебную программу! Здорово, когда тебя учат практики, которые знают не из учебника, что и как происходит в данной профессии. Учиться у теоретика — скучно, нудно и бесполезно.

    Проблемы нашего образования кроются еще в школе, а может даже и в детском саду. В школе по русскому и литературе я очень часто спорила с преподавателем и получала по несколько двоек за урок! «Вот, в моей методичке написано так, значит ты должна считать так», — говорила учительница. В школе нет возможности самому о думать и принимать решения, пусть и не правильные, но свои.

    Читайте также:  Почему вредно загорать на солнце

    Я считаю, что самое главное в высшем образовании — это выбирать самому и осознанно. Нужно понимать, зачем ты сюда пришел, тогда будет интересно слушать лекции. Своему ребенку я не буду ничего навязывать, и не считаю, что он должен определиться с будущей профессией в 17 лет.

    Алина Рябинина, бросала учебу в трех петербургских вузах, сейчас работает фотографом

    Моя история началась с того, что я после школы ушла из дома, но по настоянию мамы поступила в СПбГУ на факультет менеджмента по специальности «управление персоналом» на платное отделение. Учеба стоила каких-то баснословных денег, а учиться именно в этом вузе я не хотела. Сейчас я уже не помню, пришла ли я хотя бы на один экзамен, но помню, что точно решила не продолжать учебу. На тот момент мне хотелось минимизировать родительский контроль, что послужило основной причиной.

    Спустя два года я пришла к тому, что хочу снова попробовать начать получать высшее образование и поступила в ФИНЭК на вечернее отделение. Я отучилась там два года, продолжая работать. Основной моей работой на тот момент была должность менеджера по рекламе и PR в одной питерской компании, и я активно развивалась в этом направлении.

    В сентябре 2008 года я устроилась на новую работу в компанию с гораздо более высокими требованиями к своим сотрудникам. Это был принципиально другой уровень моего профессионального развития, так что я переводом поступила в Институт бизнеса и права на маркетинг. На тот момент я уже четко понимала, что образование мне нужно больше для корочки, тем не менее, я провела полгода в досдаче экзаменов из-за разницы в академических программах и бумажной волоките. В конце осени 2008 грянул кризис, и за три дня до нового 2009 года меня сократили, как и половину рекламного отдела, без выплаты компенсаций. В феврале 2009 я узнала, что беременна. Это послужило еще одним хорошим оправданием для себя, чтобы приостановить учебу. О том, что я не доучилась, я не жалею. Я получила от своей учебы в вузах отличный опыт, а это самое ценное.

    Я лояльно отношусь к нашему высшему образованию. Для кого-то это единственный способ скоротать пять-шесть лет, сидя на шее у родителей и изображая бурную деятельность. Кто-то и правда верит в то, что только институт даст ему необходимые знания и так называемую базу, хотя такие выпускники обычно сильно разочаровываются от своей невостребованности. Образование играет очень важную роль, но в первую очередь, это общее развитие, умение учиться, умение добывать информацию и структурировать ее. Но знания можно получать и из книг, журналов, интернета, тренингов, семинаров и курсов, которые ты выбираешь в зависимости от того, в чем нуждаешься в данный конкретный момент, и от того, каким способом именно ты лучше усваиваешь информацию.

    Чтобы российское высшее образование стало привлекательно, необходимо приглашать интересных преподавателей из Европы, США и других стран — хотя бы для проведения краткосрочных курсов, активно развивать техническое оснащение институтов, перестать учить студентов по советским учебникам. Но самое главное — это ликвидировать коррупцию среди преподавателей. Сейчас почти нет студентов из семей со средним достатком и выше, которые бы боялись сессии: все зачеты и экзамены можно купить, рефераты и курсовые скачать. Можно и не учить.

    И нельзя забывать о том, что у ребенка, даже самого маленького, должно быть право выбора. И любой его выбор должен встречать поддержку вне зависимости от того, как нам, родителям, мечтается. В то же время у него должен быть максимум информации о возможностях образования, о том, какие знания и навыки он может получить в каждом конкретном месте, какие есть варианты помимо высшего образования и что это образование ему даст. Опять-таки очень многое зависит от способностей и склонностей ребенка, от того, какой он хочет видеть свою жизнь в перспективе и чем заниматься. Если, допустим, мой сын будет очарован спортом и ему будет мечтаться только о том, как выиграть чемпионат мира по гольфу, то я не стану его заставлять получать высшее юридическое.

    Василий Семендий, бросил один самарский вуз, чтобы поступить в другой самарский вуз, сейчас работает по специальности

    Я променял изучение прикладной математики и информатики в Самарском государственном аэрокосмическом университете на специальность «комплексная защита объектов информатизации» в Самарском техническом университете. Тогда я пришел к выводу, что учу слишком много математики и слишком мало того, чего действительно хотелось бы, а то из интересного, что преподают, мягко выражаясь, уже оторвано от реальности. В одну из сессий, работая над матанализом, я ощутил самую натуральную ненависть к себе, за то что трачу время на неинтересные вещи. На следующий день пошел в институт оформлять документы.

    Я активно занимаюсь самообразованием. Занимаюсь каждый божий день. Во-первых, это входит в мое понятие об интересной жизни, а , расширяю рамки возможных сфер деятельности. Если пробежаться по сферам моих интересов, то это экономика, управление, информационные технологии, кодексы законов, комментарии к ним и применительная практика. Для души все остальное: археология и история, медицина, химия, физика, астрономия, генетика… Много. Но здесь больше кусками, стараюсь выбрать то, что поинтересней и больше склоняюсь в сторону естественных наук.

    В технической сфере люди в большинстве вузов изучают устаревшие технологии, из-за чего компании, которые принимают потом этих специалистов на работу, вынуждены тратить время и деньги на их обучение практически с нуля. Нужно представителей работающих предприятий просить рекомендовать то, что стоит изучать их будущим сотрудникам. И необходимо обратить внимание на летнюю практику. Большинство проходит ее кто-где и , а должны делать это в профильных компаниях и предприятиях, работая там, а не перебирая бумажки, и главное — по своей специальности.

    Я бы поставил крест не на российском высшем образовании, а на людях, которые им сейчас рулят. Судя по тому, что сейчас пока там происходит, я буду учить ребенка сам. Да, я серьезно рассматриваю вариант обучения ребенка на дому.

    источник

    Что тебя ждет в универе: 10 неприятных сюрпризов

    Страшилки от студентов и экс-студентов.

    Текст: Ольга Свирина · 22 августа 2019

    Старая поговорка «Надейся на лучшее, готовься к худшему» работает практически всегда. А в случае с вузом – особенно. Помимо увлекательных семинаров и убойных вечеринок с однокурсниками тебя могут ждать гораздо менее приятные вещи. Поэтому лучше быть во всеоружии.

    ВОЗМОЖНО, БУДУТ ТЕ, КТО ПОСТУПИЛ ПО БЛАТУ

    Кажется, количество бюджетных мест в вузах страны стремится к нулю, а истории о волшебном поступлении на бюджетное отделение ты слышишь разве что от друзей друзей. Вне зависимости от того, станешь ли ты студенткой бюджетного или платного отделения, поступление все равно отнимет у тебя массу сил.

    В отличие от племянника декана, дочки заведующего кафедрой или абитуриента, которому повезло с обеспеченными родителями. Этот экспонат может делать все, что ведет прямиком к отчислению, но все равно чудесным образом будет оставаться студентом вуза все 4 года. И ты, практически сделав тройное сальто, чтобы оказаться в стенах универа, будешь ненавидеть его и всю систему образования.

    «Конечно, это то, о чем не принято говорить вслух, но мы догадывались, что среди нас есть непростые детки, которые поступили в универ не так, как мы. Мы им слегка завидовали, чего уж тут скрывать», – Ангелина, филфак, РУДН.

    Как быть?

    Нужно понять одну простую вещь: люди «со связями», которые занимают чужое место, еще не раз встретятся на твоем пути, а ненавидеть их – лишь трата энергии впустую.

    В РАСПИСАНИИ ПОЯВЯТСЯ СОВЕРШЕННО НЕНУЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

    О, это успокаивающее всех на свете студентов слово «кругозор»! Конечно, знать множество занимательных фактов из совершенно разных областей науки – очень полезно. Особенно, если ты планируешь принять участие в интеллектуальном шоу на ТВ, или, скажем, выжить во время зомби-апокалипсиса. Но в большинстве своем пара семестров общеобразовательных предметов, очень отдаленно связанных с твоей профессией, так и останутся где-то в глубинах подсознания.

    «У нас была экология, на которую половина студентов не ходила, а другая половина спала на последних рядах в аудитории. Конечно, можно сказать, что журналист должен быть подкован во всех сферах, но данный предмет мне абсолютно ничего не дал», – Виктория, МГУ, журфак.

    «Самые отвратительные и ненужные предметы – это БЖД или ОБЖ, которое уже всех достало в школе и КСЕ – дикая смесь физики, математики, биологии и астрономии. Мы, гуманитарии, просто сходили с ума», – Ангелина, филфак, РУДН.

    Как быть?

    Надеяться и верить, что все это тебе действительно понадобится. Когда-нибудь.

    «Такие дисциплины были на первых двух курсах, разве что. Не сказать, чтобы это были ненужные предметы. Я имею в виду экономику и информатику. Я считаю, что все, чему учат, когда-нибудь может пригодиться», – Дарья, филфак, МПГУ.

    БУДУТ «ОКНА» МЕЖДУ ПАРАМИ

    Как слишком длинные, так и слишком короткие. Уверены, деканат очень старается, составляя расписание на семестр, чтобы угодить и студентам, и преподавателям. Но когда ты видишь первую пару в 9 утра, а третью – в 2 часа дня, появляется стойкое желание вообще не приезжать в универ.

    «Окна обязательно были каждый год в каком-то из семестров. Самое неприятное, когда окна приходились на пятницу и под конец учебного дня. Усидеть в универе было очень сложно, многие сбегали, ну и я бывала в числе этих бесстрашных», – Дарья, филфак, МПГУ.

    «Окна – это просто кошмар, особенно если учесть, что пары длятся полтора часа. И попадались они нам, как говорится, редко, но метко. Иногда окна совпадали с обедом, и это значило, что два с половиной часа пройдут впустую. В одном из семестров одна преподавательница отменила свою пару, и у нас получилось два окна + обед.

    Читайте также:  Почему меняется тема в контакте

    «Чем мы только не занимались, чтобы скоротать время: ели, делали домашку, сплетничали, ходили в кино (но в основном, просто ели и сплетничали)», – Ангелина, филфак, РУДН.

    Другая неприятная особенность твоего вузовского расписания – это пары в разных филиалах, расположенных в противоположных частях города. И чтобы успеть доехать на них вовремя, придется очень постараться.

    «Окна были 2–3 раза в неделю, когда пары проходили в двух разных филиалах университета. За 45 минут нужно было добраться с одной станции метро до другой, а находились они не очень близко (Сухаревская – Петровско-Разумовская) + трамвай до самого здания универа. Мы успевали, как могли» , – Ксения, филфак, РУДН,

    Как быть?

    Собраться всей группой и обсудить с деканатом (или преподавателем) возможность передвинуть пары на другое время.

    БУДУТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ СО СТРАННЫМИ «ФИШКАМИ»

    Возможно, различного рода чудиков ты встречала и в школе, но в стенах вузов их концентрация зашкаливает. Одни закрывают дверь в аудиторию и не впускают студентов спустя ровно две минуты после начала пары. Другие, вместо того, чтобы читать лекцию, рассказывают о своей жизни. Третьи заставляют в двойном размере отработать пару, даже если ты пропустила ее по болезни. Четвертые наводят на тебя ужас одним своим появлением в коридоре. Пятые, напротив, вызывают безудержный смех. Радует лишь то, что некоторые «причуды» преподавателей действительно идут тебе на пользу.

    «У нас большинство преподов были с причудами. Был философ, который недавно защитил диссертацию “Действие психотропных и наркотических веществ на изучение философии”, и, судя по лекциям, он так и не бросил их принимать. Историк каждую пару начинал с фразы “Человечество – ошибка эволюции”. Преподаватели по специальности часто напоминали: “Остановитесь и задумайтесь, а не дерьмо ли вы делаете”», – Света, журфак, ВШЭ.

    « Ох, у нас на филфаке было много таких. Взять, например, препода по теории языка, который носил носки разных цветов. А еще очень неприятная преподавательница по педагогике заставляла писать контрольные работы, за которые большинство получали плохие оценки. При этом ответы были почти точь-в-точь, как в ее лекциях. А препод по истории литературы XIX века во время лекции, прохаживаясь по аудитории, мог ни с того ни с сего подойти к кому-то из студентов и задать какой-нибудь вопрос, а то и заставить рассказать стихотворение Пушкина или Батюшкова. Вот так нежданчик », – Дарья, филфак, МПГУ.

    «У нас был препод, который постоянно травил байки на своих занятиях, причем они все как-то соприкасались с темой, которую он освещал. Но почему-то его истории из жизни я запомнила лучше лекций», – Ангелина, филфак, РУДН.

    Как быть?

    Искать уникальный подход к каждому. И рассказывать веселые истории о сумасшедших преподах своим друзьям вне универа.

    ВОЗМОЖНО, БУДЕТ СЛОЖНО СОВМЕЩАТЬ РАБОТУ И УЧЕБУ

    Поработать в студенческие годы в магазине/кафе/ассистентом в офисе – это святое. Кажется очевидным, что преподаватели должны входить в положение работающего студента, даже если он учится на дневном. Но, увы, так бывает не всегда. Немногие одобряют пропуск пар – работа, по их мнению, не является уважительной причиной. Ты услышишь что-то вроде «Хочешь работать – переводись на заочное» или «Это не моя проблема». А деньги-то все равно нужны…

    «Я какое-то время я работала в магазине. После пар или в выходной день. Совмещать было тяжеловато. Как-то пропускала пары – бывало и такое. В основном это были лекции. А там у нас не отмечают. Если часто пропускала семинары по неуважительной причине, то это могло усложнить сдачу зачета или экзамена», – Анастасия, филфак, МГУ.

    « Я была фрилансером, поэтому занятия пропускать не приходилось. Но в моей группе многие работали – причем официально с 9.00 до 17.00. Им приходилось брать специальное разрешение на свободное посещение, и отношение преподов к этому было диаметрально противоположное: одни поддерживали, давали какие-то задания, делали поблажки, а другие наоборот были резко против совмещения работы и учебы, и добиться от них хорошей оценки было практически нереально », – Ангелина, филфак, РУДН.

    «Я с первого курса стажируюсь и работаю по профессии. На первых двух курсах проблем с этим вообще не было, а потом ввели балльно-рейтинговую систему, и стало сложнее совмещать. Преподаватели должны ставить баллы не только за сданные рефераты и контрольные, но и за посещения семинаров и лекций. Поэтому нужно было приходить на пары, чтобы отметиться, и оттуда с ноутбука спокойно работать. Меня такая схема вполне устраивала», – Виктория, МГУ, журфак.

    Как быть?

    Поднапрячься и найти идеальную схему работа–универ, которая не скажется на твоих оценках. Учись распоряжаться своим временем.

    ТЕБЯ БУДЕТ ДО ЖУТИ ПУГАТЬ ПЕРСПЕКТИВА «ВЫЛЕТЕТЬ»

    Первый курс – самый волнительный. Даже если в школе ты была круглой отличницей, 5 пар в расписании и тонны материала, который надо выучить, наводят ужас практически на всех.

    «Я очень боялась вылететь! Особенно, в первые годы обучения, когда была юной и наивной. Вообще отчислением стали пугать сразу, но потом, как выяснилось, это были пустые слова – я не могу вспомнить, чтобы кого-то официально отчислили из универа. У кого были проблемы с учебой, те переводились на вечерку, некоторые меняли направление профиля. Но до реального прощания с универом не доходило ни разу» , – Ангелина, филфак, РУДН.

    « Когда на первом курсе меня отправили на пересдачу, я была просто в ужасе. Сразу представила себя за кассой в “Макдаке” и ревела часа два. Естественно, потом я стала гораздо спокойнее, научилась распоряжаться своим временем и не заваливать экзамены. Все приходит с опытом. Если ты, правда, хочешь учиться, все будет хорошо. У меня было несколько знакомых, которых отчислили из университета, но у них были большие проблемы с учебой. Они не закрыли летнюю сессию даже после начала зимней», – Виктория, журфак, МГУ.

    Как быть?

    Все просто – не лениться, быть активной на различных семинарах и не оттягивать подготовку к сессии. И еще один ценный навык – научиться забалтывать преподов во время устной сдачи (если, конечно, тебе совсем не повезло с билетом).

    ТЫ МОЖЕШЬ ОСОЗНАТЬ, ЧТО ПОСТУПИЛА НЕ НА ТУ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

    После 11-го класса не всегда отчетливо представляешь, что тебе интересно и кем ты хочешь стать в будущем. Спустя год учебы в универе ты можешь понять, что этот факультет совершенно не для тебя, что ты совершила огромную ошибку, и теперь будешь мучиться еще 4 года! О, нет!

    Как быть?

    Твой вариант – перевестись на другую специальность. Проще всего сделать это в стенах своего же вуза. Придется досдать некоторые предметы, повозиться с документами и заставить деканат тебя возненавидеть. Но это будет стоить того.

    «У нас на факультете была одна девочка, которая ушла с журфака и поступила на химфак. Я не знаю, что сподвигло ее так круто поменять вектор. Вообще, факультет журналистики дает очень много возможностей узнавать новое и пробовать себя в разных сферах, поэтому мало кто захотел бросить факультет. Большинство студентов смогли найти то, что интересно именно им», – Виктория, журфак, МГУ.

    «На первом курсе от нас ушла девочка – она перевелась на математический факультет в Петербург. У нас было гуманитарное направление, так что либо эта девочка поняла свою ошибку, либо резко решила сменить направление. А может, просто захотела уехать в Питер», – Ангелина, филфак, РУДН.

    «Одна девочка искала себя и переходила на разные специальности 3 раза. И в итоге в свои 25 лет она, наконец, окончила универ в первый раз! Ура-а-а-а. » – Ксения, филфак, РУДН.

    ЗА ВСЕМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ПРИДЕТСЯ БЕГАТЬ

    Если в школе математичка бегала за тобой, потому что знала, что ты можешь лучше, в университете ТЫ будешь бегать за преподавателями, чтобы пересдать экзамен, получить задание, обсудить свою дипломную работу. Ты обнаружишь, что большинство преподов безучастны в формировании твоего светлого будущего. Ты для них – еще одна безымянная девочка в огромном потоке студентов.

    «Честно говоря, большинству преподов плевать на твои оценки – ставят то, что заслужил. Правда, попадаются и такие, которые могут как-то помочь, дать дополнительное задание. А есть и те, от которых помощи не дождешься. Есть и такая категория преподов, которым не хочется возиться с зачетами и пересдачами, и поэтому они максимально стараются сделать так, чтобы все натянули на твердую тройку – такой тип преподов мой самый любимый», – Ангелина, филфак, РУДН.

    «Это зависит от самого преподавателя. Есть такие, которые лишний раз напомнят тебе про то, что ты должен сдать работу или зачет. А есть и те, кому все равно. В универе больше свободы, чем в школе, ты уже сам себе хозяин. Соответственно и за оценки свои ты должен беспокоиться сам. У преподавателя, таких как ты не один класс, в котором он знает всех поименно, а целый курс. В медицинском например, на курсе тысяча человек. Преподаватели не могут всем напоминать об их хвостах», – Виктория, журфак, МГУ.

    Как быть?

    Чтобы как-то завоевать внимание преподавателя, тебе надо выделиться, – но определенно НЕ срывом лекции, а знаниями. А за остальными бегать, бегать и еще раз бегать. Хотя, в некоторых универах преподавательский состав – просто сказка!

    «Из-за специфики факультета журналистики у нас очень дружеская атмосфера, гораздо лучше, чем в школе. Тут ты также можешь в любое время обратиться к преподавателю. Мы пишем им после полуночи в соцсетях, задаем вопросы по заданиям, и они практически всегда отвечают. В столовой они сначала выпьют с тобой кофе, а потом напомнят о том, что ты так и не сдал газету», – Света, журфак, ВШЭ.

    источник

    Adblock
    detector