Меню

Почему не было узбекской армии

«Зарница» в Миссисипи: почему узбекской армии не пригодится опыт Пентагона

Военный обозреватель Александр Хроленко рассуждает для Sputnik, какой опыт военные ведомства из Узбекистана и США могут перенять друг у друга.

Министр обороны Узбекистана Абдусалом Азизов и другие представители военного ведомства по приглашению американской стороны впервые участвуют в учениях Национальной гвардии «Южный удар» на военной базе Кэмп-Шелби (штат Миссисипи, США).

Ежегодные маневры «Южный удар» проводятся для отработки совместных действий американских войск на суше, на воде и воздухе. Трудно сказать, пригодится ли Министерству обороны Узбекистана американская стратегия и тактика (определенный пессимизм внушают 18 безуспешных лет Пентагона в соседнем Афганистане). И, безусловно, узбекский опыт военного строительства и эффективного сдерживания международных террористических организаций может быть полезен Национальной гвардии США.

Президент страны Шавкат Мирзиёев в минувшем году утвердил новую Оборонную доктрину Республики Узбекистан, и расходы на оборону достигли 4% ВВП, или 1,4 миллиарда долларов, проведены масштабные преобразования в области военного строительства.

Ташкент дистанцируется от военно-политических союзов, не предусматривает участия узбекской армии в военных действиях за рубежом и размещение на узбекской территории иностранных военных баз. Оборонительная доктрина и вооруженный нейтралитет, вроде бы, сужают поле международного военного и военно-технического сотрудничества, но к Соединенным Штатам это не относится.

Взаимодействие на берегах Миссисипи

Министр обороны Узбекистана Абдусалом Азизов впервые наблюдает за военными маневрами непосредственно на территории США, однако тесные рабочие контакты с американскими коллегами установлены гораздо ранее.

Делегация США во главе с командующим Национальной гвардией штата Миссисипи генерал-майором Дженсоном Бойлсом побывала с официальным визитом в Министерстве обороны Узбекистана осенью 2018 года. Стороны обсудили ВТС и новейшие подходы в области подготовки военных кадров командного и штабного звена.

Детали и планы военно-технического сотрудничества двух стран пока не раскрыты. И все же, наверняка Вашингтону есть что предложить Ташкенту в области высокотехнологичных и дорогостоящих вооружений, а Пентагону есть чему поучиться у Минобороны Республики Узбекистан – недорого, и в практической плоскости. Полагаю, успешный опыт узбекской армии будет чрезвычайно полезен неудачникам из Пентагона.

Боевая подготовка

Если американские рейнджеры не первое десятилетие по разным (корыстным) причинам настойчиво «прессуют» слабовооруженных аборигенов в разных точках планеты с применением космических спутников и ударных беспилотников, то армия Узбекистана настойчиво занимается реальной боевой подготовкой – по новым методикам, с современным вооружением. Войска республики приведены в постоянную боевую готовность, то есть могут без раскачки выполнить приказ командования – в любое время года, днем и ночью, на равнине и в горах (а это самое сложное).

Заметим, в борьбе с международным терроризмом, к примеру, в соседнем Афганистане, американский опыт ограничивается ковровыми бомбардировками и 18-летним сидением в глубоко эшелонированной обороне, за высокими стенами военных баз. Даже переброску личного состава и грузов Пентагон осуществляет преимущественно по воздуху. Полагаю, тактика ковбойских наскоков и дальнейшей самоизоляции от вездесущего противника (реально контролирующего большую часть территории Афганистана) вряд ли когда-либо будет востребована Министерством обороны Узбекистана.

источник

Что делает армию Узбекистана сильнейшей в Центральной Азии

Какое вооружение поставляет Россия для стран СНГ и почему у Узбекистана «льготные условия», разбирался для Sputnik военный обозреватель Александр Хроленко.

Россия занимает второе место в мире по производству и экспорту вооружений. Российское оружие завоевало 30% мирового рынка. Несмотря на санкции, «Рособоронэкспорт» в 2018 году заключил свыше 1100 контрактов на сумму более 20 миллиардов долларов (на 25% больше, чем годом ранее), продал за рубеж продукции на 13,7 миллиардов долларов, имеет портфель заказов на 50 миллиардов долларов. Российский ОПК обеспечен работой на годы вперед. Представительства «Рособоронэкспорта» расположены более чем в 50 странах мира.

Наибольшим спросом пользуются авиатехника, средства ПВО, ракетные и артиллерийские комплексы. Немаловажные факторы конкурентоспособности российского оружия и боевой техники – высочайшее качество, превосходные боевые характеристики, выгодные цены, целевое кредитование Москвы, а также расчеты со странами СНГ в рублях.

Высокий интерес иностранных заказчиков вызывают истребители Су-30, учебно-боевые самолеты Як-130, боевые вертолеты Ми-28НЭ и Ка-52, военно-транспортные вертолеты Ми-171Ш и Ми-17В-5. Многие российские разработки не имеют аналогов в мире: ЗРС С-300 и С-400, ЗРК «Викинг», ЗРПК «Панцирь-С1», оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-Э», переносной зенитный ракетный комплекс «Верба», самоходная артиллерийская установка «Спрут». Российское оружие в условиях боевой эксплуатации надежно и эффективно. И страны постсоветского пространства в первом полугодии 2019 года подтвердили особый статус российской оборонной продукции.

Из доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) следует, что крупнейшие рынки сбыта российской оборонной продукции – Индия (27%) и Китай (14%), а на постсоветском пространстве – Азербайджан, Белоруссия, Казахстан. Данные SIPRI несколько расходятся с реальностью. Рассмотрим несколько направлений.

Узбекский выбор

Ранее Sputnik сообщал о значительных поставках российского оружия Ташкенту. Началась реализация 12 контрактов, по которым Узбекская армия получит новые ударные вертолеты Ми-35М, сверхманевренные истребители Су-30СМ, бронетранспортеры (БТР-82А), радиолокационные комплексы.

Ударные вертолеты Ми-35 идеально приспособлены для эксплуатации в суровых условиях пустынной и горной местности, обладают огромной огневой мощью, уникальной живучестью, и значительно расширят возможности боевой поддержки сухопутных войск. Эта винтокрылая машина – результат глубокой модернизации проверенного во многих горячих точках планеты боевого вертолета Ми-24.

Узбекистан стал единственной страной СНГ вне зоны ОДКБ и Таможенного союза с подобными привилегиями. Это позволяет республике с оборонным бюджетом около 1,5 миллиарда долларов (4% ВВП) ускоренно, до 2020 года модернизировать вооруженные силы и значительно повысить их боеспособность. Результат налицо. Узбекская армия по праву считается сильнейшей в Центральной Азии. В мировом рейтинге мировой мощи республика занимает 48-ю позицию из 133, это значительно выше Казахстана (55-е место) и Азербайджана (58 место).

Армения – неприступный бастион

Удачно складывается оборонный пасьянс Еревана, и главным поставщиком вооружений и безопасности для Армении остается Россия.

Вскоре Армения получит 12 истребителей Су-30СМ, которые обеспечат господство в воздухе, укрепят военно-политическую стабильность на Южном Кавказе. Проект оценивается примерно в 300 миллионов долларов.

Сверхманевренный Су-30СМ создан для господства в воздухе, по боевым характеристикам близок пятому поколению (Су-57 и F-35). Способен нести 8 тонн ракетно-бомбового вооружения: различные сочетания управляемых ракет для воздушного боя на средних дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 килограмм, контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами.

В номенклатуре вооружения имеются, к примеру, ракеты «воздух – земля» Х-59МК2 дальностью до 300 километров и противорадиолокационные ракеты Х-58Э дальностью до 200 километров. Истребитель Су-30 СМ может в любое время суток и независимо от погодных условий уничтожать летательные аппараты противника, наземные цели, проводить воздушную разведку, выдавать целеуказания другим самолетам – на скоростях от 1350 км в час (у земли) до 2125 км в час, на высотах свыше 17 тысяч метров.

Ереван усилен не имеющими аналогов в мире ракетными комплексами «Искандер-М», тяжелыми огнеметными системами ТОС-1А «Солнцепек», системами залпового огня, зенитными ракетными комплексами. Часть вооружений поставляется Армении безвозмездно, в рамках совместного оборонного строительства (к примеру, два дивизиона зенитных ракетных комплексов С-300ПС).

Военные расходы республики за год выросли более чем на 17% (518 миллионов долларов), и к 2020 году достигнут 600 миллионов долларов. На этом поле работают и льготные российские кредиты.

Казахстанская стратегия

Холдинг «Вертолеты России» в начале года подписал контракт с компанией «Казахстан инжиниринг» и Авиаремонтным заводом №405, в соответствии с которым будет организована сборка вертолетов Ми-8АМТ и Ми-171 в Казахстане. Мощь, надежность и неприхотливость российских винтокрылых машин известны во всем мире. В Казахстане эксплуатируются около 200 военных и гражданских вертолетов.

Читайте также:  Изжога от растительного масла почему

На территории Казахстана также разворачивается производство модернизированной версии легкого многоцелевого самолета Ил-103М. Соответствующее соглашение подписали недавно Авиакомплекс им. С.В. Ильюшина и Казахстанский авиационный завод. Совместное предприятие появится в 2019 году, а поставка серийной продукции начнется в 2022-м.

После распада Советского Союза казахскому ОПК достались в наследство 196 оборонных предприятий (некоторые из них входили в сотню крупнейших в мире). Здесь производились советские торпеды, ракеты морского базирования, компоненты систем противоракетной обороны, вооружение для танков, системы наведения, радиоэлектронное оборудование, огромное количество артиллерийских систем и боевых машин пехоты. Закономерно ВТС России и Казахстана в наши дни вышло на уровень стратегического партнерства, несмотря на политику диверсификации поставщиков вооружений.

Таджикский рубеж

В мировом рейтинге военной мощи Таджикистан за несколько месяцев поднялся на две ступени, занимает 94 место, и все же остается самой уязвимой для террористических группировок страной постсоветского пространства. Протяженность горячей таджикско-афганской границы превышает 1300 километров, а в северных провинциях Афганистана сосредоточено 5 тысяч боевиков. На этом тревожном фоне Россия обязалась до 2025 года инвестировать в модернизацию таджикской армии 200 миллионов долларов, и только в начале года передала Душанбе партию вооружения и военной техники на 9 миллионов долларов.

В рамках ВТС Москва безвозмездно передала Душанбе свыше 300 единиц бронетанковой техники, артиллерийские установки, вертолеты Ми-8 и Ми-24, средства противовоздушной обороны и связи, топографическое оборудование.

Даже краткий обзор позволяет понять стратегическую значимость надежного российского оружия и ВТС для сохранения независимости, стабильности, безопасности многих государств и народов на постсоветском пространстве. Капризным американским и западноевропейским вооружениям на нашей суровой почве прижиться нелегко.

источник

Узбекская армия — ни числа, ни умения

Вооруженные силы Узбекистана возникли в конце 1991 года после распада СССР. Верховным главнокомандующим является президент Ислам Каримов. Руководство армией осуществляет Министерство обороны. В 2000 году в ходе реформирования вооруженных сил Республики Узбекистан на основе Генерального штаба был образован Объединенный штаб вооруженных сил – единый командный орган по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности страны.

Общая численность вооруженных сил Узбекистана – 68 тысяч, из которых 45 тысяч приходится на сухопутные войска. Также в состав вооружённых сил входят военно-воздушные силы и войска ПВО, специальные войска и Национальная гвардия.

Состав, цели и задачи

Вооруженные силы Узбекистана комплектуются по призыву и на добровольной основе. Призывной возраст – 18 лет. Срок службы – один год для имеющих среднее образование и девять месяцев для людей с высшим образованием. Целью объявлено создание профессиональной армии, формируемой добровольцами-контрактниками. В настоящее время число добровольцев, стремящихся служить в вооруженных силах, значительно превышает количество вакансий, так что контрактников отбирают на конкурсной основе. Это связано с высоким уровнем безработицы в Узбекистане, значительная часть населения которого уезжает в поисках работы в соседние страны.

Уязвимым местом остается низкий уровень зарплаты военнослужащих. У большинства он не превышает 100 долларов в месяц. Немалая часть офицеров, из числа этнических узбеков, в 90-е годы предпочла дослуживать в Российской армии, где зарплата значительно выше. При этом уровень образованности и боевой подготовки военнослужащих в Узбекистане считается наиболее высоким в Центральной Азии. Вооруженные силы страны в данном отношении превосходят ВС Казахстана, Туркмении, Киргизии и Таджикистана. В армии Узбекистана распространены коррупция и хищение военного имущества. Командный состав, по данным узбекских источников, более чем на 90% составляют этнические узбеки.

Численность мужского населения страны в возрасте от 16 до 49 лет в 2010 году была 7.887.000 человек, из которых годными к военной службе считались 6.566.000. Ежегодно призывного возраста достигают 306,4 тысячи мужчин.

Военные расходы – 3,5 % ВВП. По соотношению обменных курсов валют это составляло в 2012 году 1,8 млрд. долларов, а по паритету покупательной способности – 3,6 млрд. долларов.

Военная доктрина Узбекистана, принятая в 1995-м году и подвергшаяся некоторым изменениям в 2000-м, провозглашает что «Республика Узбекистан:

— не применит свои вооруженные силы против другого государства, кроме случаев отражения нападения на Республику Узбекистан или другие государства, связанные с Узбекистаном соответствующими договорами о взаимной военной помощи;

— никому не угрожает и не считает своим противником ни одно государство мира и не имеет ни к одному из них ни территориальных, ни иных притязаний и готова со всеми странами строить отношения на основе международного права, взаимного учета интересов безопасности;

— придерживается безъядерных принципов: не размещать, не производить и не приобретать ядерного оружия».

Особое внимание Военная доктрина Узбекистана уделяет безопасности Центрально-Азиатского региона. В ней подчеркивается следующее: «В настоящее время между многими странами этого региона по существу отсутствуют границы в их классическом понимании. В таких условиях возникший в любой из этих стран конфликт грозит охватить весь регион.

При негативном развитии военно-политической обстановки в мире, и прежде всего в Центрально-Азиатском регионе, перед Республикой Узбекистан может актуально встать вопрос об обеспечении собственной безопасности».

В качестве потенциальных угроз Военная доктрина рассматривает:

«- высокий уровень концентрации вооруженных группировок в различных регионах мира;
— неослабевающую напряженность политической ситуации в мире;
— приверженность отдельных государств или блоков государств к проведению своей политики с позиции силы;
— стремление некоторых государств к наращиванию группировок вооруженных сил вблизи границ других государств;
— нестабильность политической обстановки в сопредельных странах и возможность ее эскалации;
— действия некоторых государств по усилению своего влияния на обстановку в странах Центрально-Азиатского региона;
— террористические акты, осуществляемые в регионе экстремистскими политическими организациями, незаконными воинскими формированиями, а также их деятельность, направленную на разжигание националистических настроений и религиозной нетерпимости».

Военная доктрина Узбекистана утверждает: «Главными военно-стратегическими задачами Республики Узбекистан являются:

в мирное время – поддержание обороноспособности государства на уровне необходимой достаточности, гарантирующей территориальную целостность республики, пресечение возможных провокаций и посягательств на ее суверенитет, обеспечение постоянной всесторонней готовности ее вооруженных сил для отражения агрессии как самостоятельно, так и во взаимодействии с вооруженными силами государств – участников Договора о коллективной безопасности;

в случае войны – гарантированное отражение агрессии, нанесение решительного поражения агрессору, как своими силами, так и совместно с военным потенциалом других государств, связанных с Республикой Узбекистан соответствующими договорами».

При этом важнейшее значение в строительстве вооруженных сил придается поддержанию боевого потенциала группировок войск мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального (регионального) масштаба.

Относительно сотрудничества Военная доктрина предлагает укреплять отношения с Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом, Японией, Китаем, Содружеством Независимых Государств и НАТО. Узбекистан надеется приобрести по дешевке часть вооружения и боевой техники после эвакуации союзных войск из Афганистана.

15 мая 1992 года Узбекистан подписал Договор о коллективной безопасности, вступивший в силу в 1994 году, но в 1999-м отказался продлевать его на очередной пятилетний срок. Однако 16 августа 2006 года в Сочи было принято решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

14 июня 2009 года Узбекистан отказался подписать соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, 28 июня 2012-го Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства своей страны в ОДКБ, а 19 декабря 2012 года официально приостановил членство в ОДКБ. С этого момента Узбекистан является нейтральным государством.

В конце августа 2012-го был принят закон «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан», которым закреплена невозможность присоединения государства к каким-либо военно-политическим блокам. Кроме того, в стране запрещено размещать военные базы иностранных государств.

Читайте также:  Почему включается автоответчик на айфоне

В настоящее время один узбекский военный наблюдатель имеется в миссии ОБСЕ в Косове, а на территории Узбекистана дислоцируются 163 германских военнослужащих и несколько самолетов С-160 для обеспечения операции НАТО в Афганистане.

Сухопутные войска

Узбекские сухопутные войска насчитывают до 45 тысяч человек. Состоят из одной танковой, 11 моторизированных, одной легкой горной, одной воздушно-десантной, трех воздушно-штурмовых и четырех инженерных бригад, а также шести артиллерийских и одной ракетной бригады. Они разделены на четыре особых военных округа и одно командование:
Юго-Западный – штаб в Карши;
Восточный – штаб в Фергане;
Центральный – штаб в Джизаке;
Северо-Западный – штаб в Нукусе;
Оперативное командование – Ташкент.

В каждом округе есть одна полностью укомплектованная бригада (мотострелковая, танковая или десантно-штурмовая). Остальные бригады укомплектованы не полностью.

Вся боевая техника советского производства. Наибольшая концентрация сухопутных войск – в районе Ташкента и Термеза. Четыре инженерные бригады насчитывают около пяти тысяч человек.

На вооружении сухопутных войск 70 танков Т-72, 100 Т-64, 170 Т-62, а также 13 БРДМ-2, шесть БРМ-1К, 120 БМД-1, девять БМД-2, 270 БМП-2, 50 БТР-Д, 24 БТР-60, 25 БТР-70, 210 БТР-80.

Артиллерия имеет 18 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика», 17 152-мм САУ 2С3 «Акация» и 2С5 «Гиацинт-С», 48 203-мм 2С7 «Пион». Буксируемая артиллерия представлена 60 122-мм гаубицами Д-30, 140 152-мм пушками 2А36 «Гиацинт-Б», пятью 120-мм минометами 2Б11, 19 120-мм минометами 2С12 «Сани» и 18 120-мм М-120.

Противотанковое вооружение представлено 36 100-мм противотанковыми пушками МТ-12 и неизвестным числом ПТ РК «Малютка» и «Фагот».

На вооружении стоят реактивные системы залпового огня: 36 БМ-21 «Град», 24 БМ-21 «Град-1», 48 БМ-27 «Ураган» и пять тактических ракетных комплексов «Точка».

В Узбекистане имеются следующие военные вузы:
— Академия вооруженных сил Республики Узбекистан;
— Ташкентское высшее общевойсковое командное училище (ТВОКУ);
— Ташкентское высшее военно-техническое училище МВД Республики Узбекистан;
— Специальный факультет Министерства обороны Республики Узбекистан;
— Высший военный таможенный институт;
— Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище;
— Джизакское высшее военное авиационное училище;
— Чирчикское высшее военное танковое командное инженерное училище.

Войска ВВС и ПВО

Военно-воздушные силы и войска ПВО Узбекистана насчитывают около 17 тысяч человек. Они были созданы указом президента от 12 ноября 1992 года. ВВС состоят из одного полка истребителей, одного полка истребителей-бомбардировщиков, одного полка штурмовиков, одного полка транспортной авиации, нескольких эскадрилий учебной авиации, одного полка штурмовых вертолетов, одного полка транспортных вертолетов.

Основные военно-воздушные базы находятся в районе городов Чирчик, Карши, Ташкент, Нукус, Джизак, Каган, Термез, Навои.

В войска ПВО входят две зенитные ракетные бригады и одна отдельная истребительная авиационная эскадрилья, на вооружении которых 45 зенитных ракетных комплексов С-75, С-125, С-200 и семь истребителей Су-27.

На вооружении ВВС 30 самолетов МиГ-29 и МиГ-29 УБ, 26 Су-17МЗ и Су-17УМЗ, 23 Су-24, 25 Су-27 и Су-27УБ (семь из них – в составе ПВО), 20 Су-25 и Су-25БМ, 264 Ан-12 и Ан-12ПП, 11 Су-24МП, 13 Ан-26 и Ан-26РТР, один Ан-24, один Ту-134, пять чехословацких Л-39 «Альбатрос».

Кроме того, имеется 26 вертолетов Ми-6, 52 Ми-8, два Ми-22, 29 Ми-24, один Ми-26. На вооружении самолетов и вертолетов ракеты Х-25, Х-58, Х-23, Х-28, Р-27, Р-73, Р-60.

Авиатехника ремонтируется на Ташкентском авиационном заводе.

Специальные войска

Специальные войска Узбекистана состоят из бригады специального назначения (или бригады быстрого реагирования), созданной на основе Чирчикской команды специального назначения. Она насчитывает до 5 тысяч человек.

Национальная гвардия

На службе в Национальной гвардии Узбекистана одна тысяча человек. Ее подразделения охраняют основные стратегические объекты в Ташкенте.

Войска Министерства внутренних дел и Службы национальной безопасности

Внутренние войска МВД Узбекистана насчитывают около 20 тысяч человек, сведенных в четыре-пять бригад. В состав МВД входит отдельный батальон спецназначения «Барс». Пограничные войска Комитета по охране государственной границы Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана насчитывают несколько тысяч человек и включают Термезскую речную флотилию. В СНБ также имеются отряд спецназа «Ц» и отряд спецназа «ОК Ташкент».

Вот, собственно, и вся армия!

Руководство Узбекистана заявляет, что республика не применит свои вооруженные силы против другого государства. При этом тут же следуют оговорки – кроме случаев отражения нападения на страну. Однако Узбекистан граничит с весьма неспокойными соседями.

Если предположить, что нападение произойдет со стороны афганских талибов, то, вероятнее всего, воинственные моджахеды разгонят узбекскую армию за неделю, а то и раньше. При возникновении конфликта с соседями по бывшему Союзу за землю и воду, скорее всего, будет классический вариант войны на истощение.

источник

Почему армия Узбекистана стала сильнейшей в Центральной Азии

Военный обозреватель Александр Хроленко пишет, что оборонная доктрина Узбекистана демонстрирует оборонительный характер, открытость внешней политики республики и приоритет конструктивных отношений с ближайшими соседями

По данным Global Firepower, Узбекистан стал мощнейшей военной державой в Центральной Азии в 2015 году и удерживает этот статус на 48-й позиции мирового рейтинга с большим отрывом от соседей по региону — Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана.

Страна планирует и дальше наращивать военную мощь.

Расходы Узбекистана на оборону в 2018 году составят около 4 процентов ВВП и более 1,4 миллиарда долларов. Численность ВС РУз — около 60 тысяч человек.

Доктрина демонстрирует оборонительный характер, открытость внешней политики республики, приоритет конструктивных отношений с ближайшими соседями, курс на эффективное военно-политическое взаимодействие с другими государствами. При этом Узбекистан дистанцируется от военно-политических союзов и коалиций (не предусмотрены участие узбекской армии в военных действиях за рубежом и размещение на территории страны иностранных военных баз).

Президентский наказ

В течение года президент Мирзиёев анализировал состояние боеготовности и боеспособности вооруженных сил, наблюдал за учениями на Каттакурганском полигоне, посещал подразделения Министерства обороны и пограничных войск в Юго-Западном, Восточном и Ташкентском военных округах. Он выявил ряд системных проблем — оснащения войск, кадровые, социальной защиты военнослужащих, организации военно-патриотического воспитания молодежи. По многим решения уже приняты. Указ президента от 12 декабря 2017 года определил эффективные меры коррекции.

На недавнем совещании Мирзиёев предупредил военачальников, что 2018-й станет для всех годом больших испытаний, а ранее назначил новых начальника Генерального штаба и командующих военными округами. Кроме того, были уволены или понижены в должностях более 70 старших офицеров, не отвечающих современным требованиям.

Основную угрозу национальной безопасности представляют сегодня экстремисты и террористы, которые могут проникать в республику из Афганистана и с территорий сопредельных государств СНГ.

Большая часть границы с Афганистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном проходит в труднодоступных горных районах. В подобных условиях подразделения и части узбекской армии должны действовать автономно, быстро и эффективно. Поэтому принципиально изменена система управления родами и видами войск. На важнейших операционных направлениях границы появились мобильные и самодостаточные подразделения, в первую очередь батальоны Сил специальных операций, Корпуса по борьбе с терроризмом.

Для повышения эффективности и огневой мощи этим подразделениям приданы вертолетные бригады. Центром оперативно-стратегического управления стал Объединенный штаб.

Вооружение и ВТС

Для мирного развития Узбекистана в нестабильном регионе требуются дальнейшее реформирование вооруженных сил, повышение боеготовности и боеспособности войсковых частей. Модернизация армии продолжается. Войска оснащаются новейшими видами вооружениями. Акцент — на закупку средств ПВО и вертолетов, бронетанкового вооружения, артиллерийских систем и средств связи.

Исторический визит в Узбекистан в 2014 году российского президента Владимира Путина позволил реструктурировать узбекистанский долг России и открыл для обеих стран новые возможности в сфере ВТС. Россия и Узбекистан эффективно укрепляют безопасность в Центральноазиатском регионе.

В ближайшие десятилетия Россия останется главным поставщиком стрелкового оружия и техники в Узбекистан. Так, в конце 2017 года РУз заключила с Рособоронэкспортом контракт на покупку 12 ударных вертолетов Ми-35. Крепнут контакты в военно-образовательной сфере — сегодня сотни узбекских офицеров проходят обучение в российских профильных вузах.

Читайте также:  Почему выскакивают шишки на голове

Узбекистан подписал план военного сотрудничества на 2018 год с Азербайджаном. Планируются поставки бронетехники из Казахстана. В сфере военного образования успешно развивается сотрудничество с Китаем.

Кадровая политика

Усилена социальная защита военнослужащих, членов их семей и ветеранов. В регионах сдано 28 жилых домов, то есть более 520 семей военнослужащих получили современные просторные квартиры. В ближайшие месяцы новоселье справят еще 720 семей. Эта программа продолжится, ежегодно жильем будут обеспечиваться около 1 500 семей военнослужащих.

Президент Мирзиёев поставил перед профильными ведомствами задачу трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас (призывники служат 12 месяцев). При поступлении в вузы для них предусмотрены льготы. Правительство принимает дополнительные меры поддержки. Государственная забота об армии приносит плоды. Среди молодежи республики престиж военной службы очень высок.

Четверть века назад кадровая ситуация в узбекской армии была сложной. Разделение Советского Союза привело к массовому оттоку значительной части офицеров (в начале 1990-х местные военные кадры составляли 0,6 процента от общего числа в республике), и Генштабу пришлось почти заново создавать систему подготовки офицерского состава (впрочем, на основе опыта советского военного строительства).

Информация — тоже оружие. Минувшей осенью у Министерства обороны Узбекистана появился свой сайт, а в декабре военное ведомство впервые провело в Ташкенте военно-патриотическую акцию под девизом «Национальная армия — школа мужества, стойкости и подвига молодежи».

источник

Хочешь мира — готовься: как узбекская армия стала сильнейшей в ЦА

Узбекистан широко и торжественно отмечает сегодня, 14 января, один из главных государственных праздников — День защитников Родины.

Александр Хроленко, военный обозреватель.

По данным Global Firepower, Узбекистан стал мощнейшей военной державой в Центральной Азии в 2015 году и удерживает этот статус на 48-й позиции мирового рейтинга с большим отрывом от соседей по региону — Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана. А в перспективе планирует наращивать военную мощь.

Расходы Узбекистана на оборону в 2018 году составят до 4% ВВП и более 1,4 миллиарда долларов.

Численность ВС Узбекистана составляет около 60 тысяч человек.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 9 января подписал закон «Об Оборонной доктрине Республики Узбекистан». Документ с учетом развития ситуации в мире и регионе декларирует основные направления оборонной политики Узбекистана, раскрывает задачи вооруженных сил, программу развития ОПК.

Доктрина демонстрирует оборонительный характер, открытость внешней политики республики, приоритет конструктивных отношений с ближайшими соседями, курс на эффективное взаимодействие с другими государствами. При этом Узбекистан дистанцируется от союзов и коалиций (не предусмотрено участие узбекской армии в военных действиях за рубежом и размещение на узбекской территории иностранных военных баз).

В течение года президент Мирзиёев анализировал состояние боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, наблюдал за учениями на Каттакурганском полигоне посещал подразделения Министерства обороны и пограничных войск в Восточном и Ташкентском военных округах. И выявил ряд системных проблем — оснащения войск, кадровых, социальной защиты военнослужащих, организации воспитания молодежи. По многим проблемам решения уже приняты. Указ Президента от 12 декабря 2017 года определил эффективные меры коррекции.

На недавнем совещании Мирзиёев предупредил военачальников, что 2018 год станет для всех годом больших испытаний, а ранее назначил новых начальника Генерального штаба и командующих военными округами. Кроме того, были уволены или понижены в должности более 70 старших офицеров, не отвечающих высоким современным требованиям.

Укрепление оборонного потенциала страны стало одним из приоритетных направлений Стратегии действий по дальнейшему развитию Узбекистана. На основе Стратегии в 2017 году проведены масштабные преобразования в области военного строительства. С учетом геостратегического расположения страны кардинально пересмотрены структуры и задачи военных округов. Обновлена структура всех соединений и частей Министерства обороны. Приоритетом стала боевая подготовка. Войска находятся в постоянной готовности к выполнению поставленных задач, занимаются по новым методикам.

Основную угрозу национальной безопасности представляют сегодня экстремисты и террористы, которые могут проникать в республику из Афганистана и территорий других сопредельных государств СНГ.

Большая часть границы с Афганистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном проходит в труднодоступных горных районах. В подобных условиях подразделения и части узбекской армии должны действовать автономно, быстро и эффективно. Поэтому принципиально изменена система управления родами и видами войск. На важнейших операционных направлениях границы появились мобильные и самодостаточные подразделения, в первую очередь, батальоны Сил специальных операций, Корпуса по борьбе с терроризмом. Для повышения эффективности и огневой мощи этим подразделениям приданы вертолетные бригады. Центром управления стал Объединенный штаб.

Для мирного развития Узбекистана в нестабильном регионе требуется дальнейшее реформирование вооруженных сил, повышение боеготовности и боеспособности войсковых частей. Модернизация армии продолжается. Войска оснащаются новейшими вооружениями. Акцент — на закупку средств ПВО и вертолетов, бронетанкового вооружения, артиллерийских систем и средств связи.

Для ускорения модернизации армии и создания собственного комплекса (ОПК) президент Мирзиёев намерен широко привлекать зарубежную помощь. Активно развивается взаимодействие с зарубежными партнерами — реализуются 13 «дорожных карт» сотрудничества (ВТС).

Исторический визит в Узбекистан в 2014 году российского президента Владимира Путина позволил реструктурировать узбекский долг России, и открыл для двух стран новые возможности в сфере ВТС. Россия и Узбекистан эффективно укрепляют безопасность в регионе.

В ближайшие десятилетия Россия останется главным поставщиком стрелкового оружия и техники в Узбекистан. Так, в конце 2017 года Узбекистан заключил с Рособоронэкспортом контракт на покупку 12 ударных вертолетов Ми-35. Крепнут контакты в сфере — сегодня сотни узбекских офицеров проходят обучение в российских профильных вузах.

Узбекистан подписал план военного сотрудничества на 2018 год с Азербайджаном. Планируются поставки в Узбекистан бронетехники из Казахстана. В сфере военного образования успешно развивается сотрудничество с Китаем.

Высококвалифицированные кадры снимают многие проблемы национальной безопасности. С учетом переоснащения войск современным вооружением особое внимание в республике уделено подготовке профессиональных офицеров, владеющих современными технологиями боевых действий и иностранными языками (включая русский). Люди — основа оборонного потенциала страны.

Усилена социальная защита военнослужащих, членов их семей и ветеранов. В регионах сданы 28 жилых домов, то есть более 520 семей военнослужащих получили современные, просторные квартиры. В ближайшие месяцы новоселье справят еще 720 семей. Эта программа продолжится, ежегодно жильем будут обеспечиваться около 1500 семей военнослужащих.

Президент Шавкат Мирзиёев поставил перед профильными ведомствами задачу по трудоустройству военнослужащих, уволенных в запас (призывники служат 12 месяцев). При поступлении в вузы для них предусмотрены льготы. Правительство принимает дополнительные меры поддержки. Государственная забота об армии приносит свои плоды. Среди молодежи республики престиж военной службы очень высок.

Четверть века назад кадровая ситуация в узбекской армии была сложной. Разделение Советского Союза привело к массовому оттоку значительной части офицеров (в начале 1990-х местные военные кадры составляли 0,6% от общего числа в республике), и Генштабу пришлось почти заново создавать систему подготовки офицерского состава (впрочем, на основе опыта советского военного строительства). Тогда в Узбекистане действовали три высших учреждения — Ташкентское высшее общевойсковое командное училище, Чирчикское высшее танковое училище и Самаркандское высшее военное автомобильное училище. Впоследствии появились новые военные вузы, и Академия Вооруженных Сил Узбекистана, которая отвечает за подготовку высшего командного состава, координирует разработку военных стратегий и доктрин.

Информация — тоже оружие. Минувшей осенью у Министерства обороны Узбекистана появился свой сайт, а в декабре военное ведомство впервые провело в Ташкенте акцию под девизом «Национальная армия — школа мужества, стойкости и подвига молодежи».

источник