Меню

Почему не было крестного хода

Ели мясо мужики, пивом запивали. Историк – о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым

Великорецкий крестный ход, который проходит в эти дни в Кировской области, считается одним из самых древних и многолюдных, однако немногие знают, что изначально он представлял собой отнюдь не «смиренное моление». Традиция ежегодно проходить полторы сотни километров из Кирова в село Великорецкое и обратно появилась не так давно. Мы попросили кандидата исторических наук, доцента ВятГУ Владимира Коршункова рассказать, как формировалась эта религиозная традиция и почему крестный ход стал столь массовым.

Откуда взялись обнимашки с соснами

– Я стал жить в Кирове в 1984 году, тогда крестного хода ещё не было, но были, скажем так, неканонические религиозные практики на берегу реки Великой. Я застал времена, когда там стоял пенёк, напоминавший ярко украшенную рождественскую ёлку. На нём горели свечки, люди клали монетки и конфеты. Возлагали на пень руку и, держась за него, обходили по кругу раза три. Когда я впервые там побывал в середине 90-х годов, я тоже сначала увидел что-то вроде дремучего язычества. Но потом я узнал об обрядах, которые бывали там в XIX веке, когда люди в том месте искали «ноздреватый камень» и некую волшебную траву – от «уроков» (сглаза). Это зафиксировано в письменных источниках. В самом селе проходила ярмарка, и при тамошней церкви в большом количестве резали баранов, говоря, что это «Николе на жертву». Часть мяса и принесённые женщинами холсты отдавали в пользу священнослужителей. Ещё в церкви подавали так называемые пометки – записки о здравии рогатого скота! Хотя обычно подают о здравии (или за упокой) людей.

Как подобные обряды воспринимались в XIX веке?

– Тогдашняя интеллигенция, которая всё это видела, относилась к этому с совершенным непониманием. На самом деле, всё это очень любопытно, но это, конечно, не древнерусское язычество, восходящее к культу Перуна или Велеса. И не удмуртское, марийское либо коми-зырянское язычество. Это то, что учёные называют народным православием, а я бы назвал неканоническими проявлениями православной религиозности. С течением времени эти обрядовые действия могут меняться. В конце XX века, как я видел, на берегу реки Великой люди искали уже не «ноздреватый камень», а камушки с изображением, напоминающим Богородицу или Николая Чудотворца. Выдирали из земли гибкие сосновые корешки, чего не было прежде. Ещё я там заметил особое такое общение с соснами, что растут на косогоре: стволы приобнимали, а ещё прикусывали хвою – видимо, от зубной боли.

А пролезание под корнями сосен и обнимашки с ними – это зачем?

– Пролезание под корнями и обнимание стволов – всё же разные действия. Пролезание относится к так называемой пронимальной магии. В народном православии так принято: если рядом с каким-то священным местом есть проём, желательно там пролезть. Для здоровья, как иногда говорят. Пролезали, к примеру, под иконами. А обнимание сосен – это уже новейшая практика, такого, кажется, не было в XIX веке. Видимо, это связано с представлением, что можно от дерева «зарядиться энергией». Вам как журналисту лучше об этом спросить у тех людей, которые совершают подобные действия. Но, кстати, церковь борется с этим. И разукрашенного пенёчка с подношениями на нём сейчас нет – убрали. И пролаз под корнями засыпали. Зато крест водрузили, икону повесили. Борьба церкви против всех этих пней да корней, против современных неканоничных обрядов и установка на их месте главных символов православия – всё такое напоминает борьбу за христианизацию, которая проходила на Руси тысячелетие тому назад. Интересно, что эта борьба, как мы видим на примере Великорецкого празднования, завершилась победой канонического христианства только в XXI веке.

– Это результат деятельности церкви как института. Церковь обратила внимание на неортодоксальные дела и символы. И стала наводить порядок.

Вы сказали, что эти неканонические проявления религиозности не относятся к язычеству. Тогда как они появились?

– Это порождается, упрощённо говоря, коллективным бессознательным. Простой народ христианство не очень-то понимает, там сложные каноны и догматы. А вот что надо креститься определённым образом, целовать святыню, к чему-то прикладываться, где-то стоять, где-то на колени опускаться – то есть совершать определённые физические действия и усилия – сей порядок всякому понятен. С точки зрения простого, нерефлексирующего человека телесный контакт со святостями (поцелуй, прикосновение) приближает к Богу. Я думаю, многие верующие люди в сложной монотеистической религии что-то одно понимают и принимают, а что-то иное – не очень. Психологически это объяснимо: обычно мы подмечаем только то, что нас интересует, а остальное можем совершенно искренне не воспринимать. Если провести психолого-религиоведческое исследование, то, наверное, выяснится, что в рай многие верующие люди действительно верят (и надеятся, что они-то туда попадут), но ад воспринимают метафорически. Мол, как вообще может существовать ад с чертями-кочегарами, огнями да сковородками?

Известно ли, насколько древние все эти обряды, которые совершаются на реке Великой?

Давайте уточним: долгого пешего пути большого количества паломников, как сейчас, в старину не было. Икону отправляли на лодке по рекам Вятке и Великой. В 30-х годах XVIII века просвещённый вятский епископ Лаврентий Горка запретил крестный ход, видимо, из-за таких особенностей, которые он принял за языческие. Вообще в эпоху Петра I, Анны Иоанновны всякие отступления от канонического православия очень жестоко карались. В XVIII веке нет подробных и точных описаний того, что происходило на Великорецком празднестве. Известно лишь, что хождение было под запретом с 1734 по 1738 годы. Потом местные жители написали петицию, прося его возобновить. А с 1778 года путь чудотворной иконы в Великорецкое стал сухопутным, а не речным.

Без хоругвей, но с пивом

Зачем церковным властям понадобилась такая трансформация?

– Видимо, это было связано с тем, что всё ещё творились какие-то, с точки зрения церкви, «непотребства». Соответствующий указ о том, что ход станет таковым, был подписан епископом Лаврентием II в 1777 году. Кажется, епископ полагал, что если крестный ход будет двигаться по суше, а не по воде, всё будет проходить более канонично.

Что за «непотребства» могли случаться во время путешествия иконы по реке?

– Руководителем путешествия был специальный струговой староста (от слова «струг» – большая лодка). Это не священник, а кто-то типа церковного старосты или, по-нашему, завхоза. Каждый год он просил у епархии огромные суммы на организацию движения. Нужно было отремонтировать лодки, да ещё и прокормить людей, которые поплывут на них вместе с иконой. И суммы эти всё время увеличивались. Как мы можем догадаться, люди во время путешествия питались не сухими лепёшками. Они там ещё и пивом напивались, ведь это праздник, и, конечно, ели мясо, если только это время не приходилось на пост. В указе, изданном Лаврентием II, есть знаменательные слова о том, что всё это больше напоминает пиршество, а не смиренное богомоление. Так что с 1778 года начали ходить посуху, то есть икону везли на телеге. И это, опять-таки, не было многолюдным шествием паломников. Паломники могли сходиться в Великорецкое из разных мест, и вот там уже несколько дней было празднование. Правда, и после того, как крестный ход начался по суше, благолепия особенно-то не прибавилось.

Проводы Великорецкого образа на реку Великую, 1911 год. Источник фото: velikoretsky-hod.ru

И почему же вы делаете такой вывод?

– Известно ещё несколько исторических источников, которые помогают нам узнать об этом. Прежде всего, очередной отчёт вятского губернатора императору в 1839 году. Тогда самому Николаю I пришлось вмешаться в организацию хода. Губернатор включил в отчёт упоминание о нашем праздновании: на нём, мол, происходят некоторые «неустройства». Вообще-то такие вещи любое начальство старается не афишировать. Видимо, случалось такое, что невозможно было скрыть, либо у губернатора были не слишком хорошие отношения с епископом. Николай I получил отчёт, прочитал про неустройства и написал в ответе: если это древнее церковное установление, его надо поддерживать и продолжать, но всё неподобающее требуется искоренить. И было решено привлекать для охраны правопорядка на празднестве полицию! Она должна была наблюдать, чтобы всё шло чинно-благородно.

– Видимо, нет. В 1869 году вновь зашла речь о скандальной ситуации в Великорецком. В этот год в либеральной петербургской газете «Голос» вышла анонимная статья, написанная явно каким-то интеллигентом, который побывал на реке Великой. Автор писал, что вроде бы это уважаемый православный праздник, а там тако-о-е происходит… Епархиальная пресса стала всё это опровергать. Началась прямо-таки пропагандистская кампания: дескать, это древний благочестивый обычай и всё у нас хорошо – ни драк, ни пьянства нет. В епархиальной прессе появлялись статьи, написанные высокопоставленными церковными деятелями нашей епархии, о вятских крестных ходах вообще и о Великорецком ходе в частности.

Вы упомянули пиры на берегу реки Великой. Они были как-то связаны с крестным ходом?

– Ну, судя по всему, в селе Великорецком на празднике издавна пили пиво, резали баранов и ели мясо (если только на это время не приходился Петровский пост, который в разные годы начинается в различное время). Часть мяса отдавали священнослужителям. По-моему, это напоминает старинный северно-русский обычай, который называется братчиной. Это когда в день религиозного праздника (обычно летнего, как и в нашем случае) со всей волости люди сходились к церкви или часовне с почитаемой иконой и на этом месте пировали. Такие братчины известны с древнерусских времён и упоминаются в былинах. Они были способом социального взаимодействия людей определённой волости: соседи могли увидеться, познакомиться, что-то важное обсудить. На братчинах рассуживали тяжбы, принимали обязательные для всех решения. В общем, это был важный социальный институт на русском севере. И Великорецкий праздник некогда проводился наподобие братчины.

А причём тут святой Николай Чудотворец?

– В Великорецком был давний культ Николая Чудотворца. Что ж тут удивительного? Это самый популярный святой в православном христианстве вообще и в Вятском крае в частности.

Обряды взамен проповедей

Крестные ходы проводились по всей стране. Неужели только у нас они сопровождались такими странными действиями?

– Называть то, что происходило в XVIII – XIX веках крестным ходом, не очень правильно. Крестный ход – это когда несколько раз в год «поднимают иконы» и выносят за пределы церковного здания. Священство в облачении вместе с прихожанами идёт, допустим, к проруби на реке в праздник Крещения Господня. Пришли на место, провели обрядовые действия и вернулись обратно. По времени это недолго, по протяжённости – недалеко. Бывают крестные ходы по какому-то конкретному случаю – в память о давнем событии, вроде избавления от нашествия врагов или прекращения скотского падежа. Но они тоже были не слишком далеко: вокруг города, из одной городской церкви в другую, из городского собора – в часовню за городом. Нам важно уточнить терминологию: прежде это действо не было крестным ходом. У нас есть хорошие специалисты-священники: Александр Балыбердин, Сергий Гамаюнов, Андрей Дудин. Надеюсь, они согласятся: то, что происходило в XVIII – XIX веках, называется путешествием иконы (регулярно, на несколько дней из центра Вятского края на место её явления), а не обычным в православии крестным ходом. Если и были паломники, шедшие за телегой, на которой везли икону, то совсем немногочисленные. Паломники сходились уже в само село Великорецкое из разных окрестных мест. А сейчас, в наши дни, движение тысяч паломников во главе со священниками – да, похоже на крестный ход. Только очень уж протяжённый. Когда же он в таком виде появился? Ответ может показаться странным: по-настоящему-то – лишь после крушения советской власти, в начале 1990-х годов!

Читайте также:  Город пекин запретный город почему

В день празднования на реке Великой в 2018 году насчитывалось более 50 тысяч паломников. Фото: Сергей Юферов

Вот это понимание, что нужно пройти долгий пеший путь, укрепить свою веру неким трудным испытанием, чем оно порождено?

– Нынешние паломники встраиваются в уже имеющийся религиозный институт – крестный ход. А сам этот институт формируется организующей волей церковного начальства. В конце концов, именно оно решило, чтобы не просто шла толпа верующих, а чтобы были хоругви и иконы, чтобы всё это возглавляли священники в облачении, был определённый порядок движения. Напечатали для паломников памятку, в прессе теперь вовремя появляются объявления, где состоится сбор, когда выход и так далее. Обо всём заботится церковь (при участии светских властей), а верующие принимают это, и в итоге слаженно шествуют тысячи паломников.

То есть на протяжении веков государство в лице церкви само пыталось сконструировать религиозную традицию?

– Можно сказать, что традиция путешествия иконы или крестного хода – социальный конструкт. Современные учёные почти во всём видят такого рода конструкты. Но это же вполне естественно, чтобы в столь масштабном действе проявлялась организующая воля. Я не очень согласен только с тем, что «государство в лице церкви»: в Российской империи, да и сейчас, церковь – союзница государства и чуть ли не его филиал, но всё же не до такой степени слияния.

Почему именно наш крестный ход стал самым массовым?

– Это действительно один из самых популярных и известных крестных ходов в России. Люди идут с разными целями. Некоторые не очень убеждённо верующие люди идут в крестный ход, чтобы испытать себя. Может быть, с точки зрения церкви, это лучше, чем путь из Керчи в Вологду или восхождение на Эверест: всё-таки человек идёт к святыне, да? Но, безусловно, большинство паломников – искренне и глубоко верующие люди. Другое дело, как они веру понимают. Вопрос о массовости крестного хода, скорее, переводится в другой вопрос: почему у большого количества людей вера зачастую проявляется в некоем, я бы сказал, простодушном действии. Например, отстоял ты длиннющую очередь, чтобы поклониться святыне, и тебе за этакую стойкость воздастся. Ну, что ж, народ у нас такой – нововоцерковлённый. Нынешний народ вообще-то не очень религиозен. А многие из тех, кто причисляет себя к верующим, – неофиты. Православная вера понимается такими людьми упрощённо, как нечто чрезвычайно систематизированное, упорядоченное и догматичное. Хотя христианство может давать человеку свободу, оно не сводится к исполнению чётко установленных обрядов: ведь ты можешь молиться где угодно, ты вовсе не обязан ненавидеть чужих, даже наоборот. А у нас, если ты православный, то почему-то предполагается, что ты будешь чураться иудеев, мусульман, атеистов, либералов… Это обычная российская непросвещённость.

На ваш взгляд, в чём причина такой непросвещённости?

источник

Крестный ход

Что такое Крестный ход

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.

Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Крестный ход — молитвенное шествие с иконой

Читайте также:  Почему вылезают окна с рекламой

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход проводится и на Пасху

Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это — символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху — один из самых сложных видов колокольного звона, который называют «трезвоном». Если вы слышали выражение «трезвон колоколов», то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме «трезвонят» далеко не всегда.

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.

150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

Крестный ход для верующих

Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет «милости, а не жертвы». Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.

Крестный ход. Читать на Правмире:

Крестный ход. Видео:

Великорецкий Крестный ход

Молитвенное шествие на Пасху. Валаам

Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

источник

Слезоточивый газ, скорая, задержания – что происходит на Крестном ходу УПЦ КП

В Киеве участников Крестного хода Украинской православной церкви Киевского патриархата не впускали в здание Апелляционного окружного суда в понедельник, 11 ноября. Между силовиками и представителями КП произошли столкновения. Об этом сообщил корреспондент “Вести.ua” с места событий.

В рамках Крестного хода УПЦ КП участники выступают против ликвидации властью их церкви. Они начали свое шествие от Европейской площади до Кабинета министров. Затем они прошли к Офису президента и Апелляционному окружному суду.

По приблизительным данным, в шествии приняли участие около 200 человек. Также, по данным корреспондента, сам Филарет не пришел на марш.

По состоянию на 13:39: один из п редставителей КП заявил, что они останутся под Офисом президента до тех пор, пока президент не встретится с Филаретом. Сейчас проходит молебен. Большинство участников шествия разошлись.

По состоянию на 13:22: корреспонденту “Вести.ua” стало известно, что уже 5 человек задержаны – два священника и трое прихожан. По данным УПЦ КП, они находятся в Печерском суде.

По состоянию на 12:40: корреспонденту “Вести.ua” сообщили о 4 задержанных. Из них – священнослужитель Юрий Манзар и его парафиянин из Днепра.

По состоянию на 12:38: пострадавшим от распыления слезоточивого газа участникам шествия вызвали скорую медицинскую помощь.

По состоянию на 12:33: после столкновений в суде участники шествия возвращаются к Офису президента.

Также по словам корреспондента “Вести.ua”, решение суда уже есть, но никто его не знает, так как представителей КП не впускали в зал заседаний. Это и послужило причиной конфликта.

По состоянию на 12:29: к зданию суда подъехали несколько автозаков и автобус с силовиками.

По состоянию на 12:18: журналистов не пускают на заседание суда, так как те опоздали. Участники шествия начали молиться.

По состоянию на 12:15: нескольких священников задержали. Об этом заявили представители УПЦ КП.

По состоянию на 12:00: участников шествия и журналистку телеканала ZiK распылили слезоточивый газ.

Накануне Филарет призвал прийти и поддержать это мероприятие.

“Чем вызван этот ход? Вызван тем, что пришло время, когда хотят окончательно уничтожить Киевский патриархат, чтобы в Украине не было больше ни Киевской патриархии, ни патриарха”, – сказал он в своем обращении к прихожанам церкви.

Филарет также пояснил, что власть хочет ликвидировать Киевский патриархат после получения томоса об автокефалии так называемой Православной церковью Украины.

“Но какой томос? Томос об автокефальной митрополии. А почему не в статусе патриархата? Задумывались ли вы над этим, почему томос митрополии, а не патриархата? А потому что патриархат не может подчиняться другому патриархату, а митрополия может”, – добавил он.

Напомним, Окружной административный суд Киева 4 сентября полностью удовлетворил заявление Украинской православной церкви Киевского патриархата об обеспечении ее иска о запрете митрополиту Черкасскому Православной церкви Украины Иоанну осуществлять какие-либо действия относительно регистрации ликвидационной комиссии УПЦ КП. После суд принял новое решение по вопросу ликвидации УПЦ КП.

источник

Великорецкий крестный ход. Взгляд «изнутри»

- Отец Герман, этот крестный ход уже седьмой по счету, в котором вы являетесь не просто паломником, а одним из основных организаторов. Расскажите, что такое крестный ход, какова его цель?

— В первую очередь, крестный ход — это молитва, это движение к месту явления иконы святителя Николы. Трудный путь, который мы совершаем, нам помогает усерднее и искреннее обращаться к Богу, отказаться от суеты, идти и думать в первую очередь о молитве. Трудности телесные усложняют путь, но это можно преодолеть. Цель крестного хода — духовное совершенствование, единение с Богом, уход от мирской суеты. Нужно постараться, чтобы крестный ход стал памятным на весь грядущий год, стал именно духовным подвигом.

— Как проходит подготовка? Наверное, многие вопросы по организации переходят из года в год?

— Основные мероприятия переходят из года в год, но к каждому крестному ходу мы готовимся особенно: прорабатываем мероприятия, обновляем их, пересматриваем маршрут, вносим коррективы в движение, стараемся учесть пожелания участников. Чтобы крестный ход был полезен и для общественности, каждый год силами участников крестного хода проводим выступление в доме престарелых. Проводим лекции, вечер памяти владыки Андриана Четвергова в Великорецком, певческий вечер, где участники крестного хода могли бы духовно объединиться.

— Как организуются богослужения во время крестного хода?

— В крестном ходе действует обычный порядок церковных богослужений. К обычной каждодневной службе присовокупляем полиелеос святителю Николе. Надолго запоминается, что народ идет и почти постоянно поет величание святителю Николе. Вспоминаются слова из литейной стихеры: Отче Николае, аще и мирская страна молчит, но мир, весь тобою просвещенный, мирными благоухании и чудес множеством достойно взывает похвальные песни. Так идем и славим святителя Николу все пять дней крестного хода. Совершаем литургию в Великорецком, также совершаем литургию по возвращении 14 августа, на память Происхождения Животворящего Креста Господня.

— В этом году многие участники отметили такое новшество, как использование усилителя звука во время богослужения. Насколько это необходимо?

— Да, в этом году мы первый раз использовали усилитель. Планировали его для проповедей, стали использовать для сказывания ектении, в тех молитвах, которые читают не хором, а по одному. Так звуки молитвы были слышны не только идущим рядом, но и тем, кто в отдалении. Данное новшество является неоднозначным в оценке: кому-то нравится, кому-то не нравится. Я остался не очень доволен и считаю, что в этом нет острой необходимости. Многие благодарили, но понимаю, что многим это пришлось не по душе. Мы будем стараться сдержанно использовать данную возможность, хотя бы, например, во время движения по городу.

— С каждым годом все больше молодежи участвует в Великорецком крестном ходе, приезжают со всей России и других стран. Удается ли найти с молодежью общий язык?

— Наш крестный ход отличается большим количеством молодежи. В 2002 году больше было старшего и среднего поколения. С тех пор численность паломников увеличивается за счет более активного участия молодежи. Бывают проблемы, но, с другой стороны, мы радуемся тому, что молодежь участвует. Мы понимаем, что она искренне надеется стать духовно совершеннее. Стараемся объединять молодое поколение вокруг молитвы.

— В наше время все привыкли к комфорту в быту. Как крестноходцу правильно подготовиться к некоторым лишениям, которые неизбежно ждут его в пути?

— Это один из самых сложных вопросов для каждого участника, ведь далеко не все ходят в походы. Самое главное, человек должен настроиться на определенные лишения: где-то смириться и потерпеть, где-то суметь сориентироваться в сложившейся обстановке. Мы проходим по городу и лесу, организовать комфортное пребывание на временных стоянках, конечно, не представляется возможным.

— Какие условия для соблюдения гигиены созданы в пути следования?

— В Красном, Мурыгино и Великорецком есть туалеты, при храме можно воспользоваться душем. В Мурыгино и Великорецком протекает река. В этом году было прохладно, но в предыдущие годы многие довольно активно пользовались этими, так сказать, естественными благами. Кто-то договаривается со знакомыми христианами, у которых есть баня. Мы, со своей стороны, делаем всё возможное, но возможности наши не безграничны.

Читайте также:  Почему возникает желтуха при гепатите

— Еще один острый вопрос, который поднимается из года в год — мусор. Как решается вопрос уборки мусора на местах стоянок крестного хода?

— К сожалению, участники иногда позволяют себе оставлять мусор на привалах. Это очень грустно, за это иногда нам высказывают упреки. В городе есть общественные урны, и мы должны ими пользоваться. Когда идем по лесу, неприемлемо разбрасывать мусор под каждой елкой. Нужно донести его до организованного места сбора мусора. Самое главное, чтоб народ понимал, что недопустимо оставить за собой мусор и спокойно уйти. У нас нет возможности за всеми всё собирать, в данном случае участники крестного хода должны осознавать личную ответственность за сохранение природы в чистоте.

— Паломники приезжают заранее, их необходимо где-то разместить на ночлег. Бывают ли сложности с размещением?

— Размещение – это острый вопрос. Паломники начинают прибывать 8 августа с обеда, на двенадцати сотках общины становится тесно. Хочется разместить всех в максимально комфортных условиях, но наши возможности скромны. Стараемся в церковном доме и помещении храма разместить тех, кто постарше. Молодежь размещаем в палатках, которые мы приобрели в этом году. Слава Богу, в этом году все разместились. Может, кому-то хотелось лучше, но для нас это крайне сложно.

— Как решается проблема с размещением в Великорецком? В этом году в палатках было очень холодно.

— Великорецкое – это место, где мы являемся пользователями — мы приходим на землю Юрьянского района. Раньше была возможность размещаться в двух зданиях больничного городка. В этом году одно из них было закрыто, так как оно находится в аварийном состоянии. В палатки народ не очень хочет идти из-за холода. Проблемой является то, что молодежь не всегда адекватно относится к взрослому поколению. Нынче в палатках спали те, кто постарше, и те, кто в преклонном возрасте, а молодежь заняла лучшие места в теплом доме. Это неправильно. Это и наша организаторская недоработка, и неуважение молодежи к старшим. Надо понимать, что в Великорецком ради двух ночей мы здание строить не будем, на строительство нет средств. Мы можем продумать количество палаток, постараться организовать возможность согреться. Этот год оказался сложным. Были теплые года, когда можно было спать под открытым небом. Бог дает испытание, нужно его преодолеть.

— Бытовой вопрос, который у некоторых вызывает непонимание, это организация питания во время крестного хода: пища постная, отсутствие обеда в некоторые дни.

— Есть определенный устав крестного хода, который был установлен первым организатором крестного хода — владыкой Андрианом Четверговым. Касается он и питания. Владыка Андриан установил, чтобы во время Великорецкого крестного хода был пост и люди могли больше думать о духовном, менее размышлять о яствах и увеселительных моментах. Мы принимаем это и стараемся поддерживать. В первый и третий день бывает обед и ужин; второй, четвертый и пятый дни без обеда. Еды на всех хватает. Во время крестного хода главное быть сытым, а не думать о разносолах. Во время движения желание отдохнуть становится выше. А тому, кто задумывается, почему не кормят мясом, есть в чем совершенствоваться. Нужно каждому настроить себя, что Успенский пост начинается с выхода крестного хода. Каждый участник должен принимать устав и благословление владыки Андриана и идти в единении со всеми. Если не думать о пище, а думать о духовном, тогда этот вопрос не появится.

— Погода в этом году дала нам особенные испытания. Это был самый сложный в плане погодных условий крестный ход?

— Погода бывает разная, мы ее предугадать не можем, часто она не совпадает с прогнозами. Мы принимаем все, что Бог дает. Что сложнее, дождь или жара, мнений много. Для кого-то жара является большей проблемой. В этом году мы и промокли, на обратном пути просохли, и даже немного загорели на солнце. Бывали года, когда жара была очень сильная, было тяжело: и пыль, и высокая температура воздуха. В этом году тот, кто подготовился к дождю, сильно не пострадал. Любую погоду нужно принимать с благодарностью. «Господи, да будет воля Твоя!» — и идти с Богом в крестный ход.

— Как обеспечивается безопасность паломников в городе и в лесу?

— Безопасность паломников обеспечивает государство. Оно организует сопровождение машин ДПС по городу, скорой помощи, спасателей, пожарных на местах ночлега. Есть сложности в том, что люди, прибывшие из городов, либо жалеют себя, либо хотят большей заботы. Часто бывают нарекания со стороны спасателей, что крестноходцы желают часть пути проследовать у них в машине. Некоторые это делают регулярно, считая, что их обязаны везти, спасатели их уже знают. Это, конечно, недопустимо. Машины спецслужб рассчитаны только на эвакуацию людей, которым действительно необходима помощь. Машины сопровождения не должны везти людей. Если человек чувствует, что дальше не сможет пойти, то может уехать на общественном транспорте либо до места ночлега, либо к месту выхода крестного хода. Если идем там, где общественный транспорт уже не ходит, нужно обратиться к организаторам. Необходимо разумно относиться к своим силам и стараться не обременять других.

— С каждым годом все больше маленьких детей учавствует в крестном ходе, не опасно ли это?

— Я думаю, что это не представляет опасности. Их участие даже необходимо. Дети идут легче взрослых, потому что у них нет проблем с мозолями и суставами. Они прыгают, бегут во время пути, на привалах бегают, у них много энергии. Вопрос в том, что родитель, который берет ребенка с собой в крестный ход, должен полностью отвечать за его безопасность. Во время пути ребенок должен быть под присмотром родителей, чтобы не потеряться в городе, в лесу. Ответственность за детей лежит на тех, с кем приехали дети. Участие детей, конечно, важно.

— Если человеку стало сложно идти, можно ли ему покинуть крестный ход?

— Можно. Но нужно понимать, что мы не можем каждому желающему организовать доставку до места ночлега или до места выхода крестного хода. Каждый должен продумать, как он будет добираться обратно, если не сможет идти дальше. Если человеку плохо, специальные службы, конечно, помогут ему.

— В этом году многим показалось, что было много пустых бесед среди участников. Так ли это?

— Данная проблема существовала всегда, это проблема не только крестного хода. И в храме находятся люди, которые хотят поговорить, что-то обсудить. Многие прихожане встречаются только на молитве, и крестный ход в этом плане не является исключением. Мы призываем, чтобы паломники, собравшись на такой подвиг, старались не забывать о своем стремлении и не погружались в суету. Проблема есть. Надеемся, что сознание у участников будет повышаться, люди будут больше молиться во время крестного хода. Главное, сосредоточить внимание на молитве, не поддерживать беседы во время шествия, не поддаваться искушениям диавола. Можно поговорить и все обсудить на привале.

— Крестный ход закончился. Какие важные дела по его окончании есть в общине?

— У общины, после того как все быстро разъезжаются, остается много дел: все вещи прибрать так, чтоб на следующий год это было применимо, подвести итоги, учесть все трудности. Один из вопросов — это забытые паломниками вещи. Народ так спешит, что нам потом приходится рассылать забытые вещи или с кем-то передавать. Многие вещи остаются, и за ними не обращаются. Мы ждем месяц. Если хозяин не находится, то эти вещи раздаем нуждающимся. Многие забывают пенки, редко — спальники. Мы их оставляем на следующий крестный ход для тех, кто будет нуждаться в данных вещах.

— Было ли такое, что паломник приезжает и требует свой спальник обратно: «В прошлом году оставил, верните»?

— Такое бывает редко, чаще просят специально оставить до следующего года. Нужно понимать, что мы не имеем возможности хранить вещи. Нам бы сохранить всё необходимое для следующего крестного хода, поэтому за личные вещи крестноходцев мы не отвечаем.

— Есть ли у общины благотворители, которые помогают в организации крестного хода?

— Есть. Мы обращаемся за помощью, и нам помогают. И за это мы очень признательны. В этом году нам помогли с палатками для крестного хода христиане из Санкт-Петербурга. Нас каждый год поддерживает митрополит Корнилий и от Митрополии, и от себя лично. Нам приходится обращаться за помощью и по прошествии крестного хода. Сейчас есть необходимость в стиральной машине большого объема: необходимо постирать облачение и палатки. Не всегда надеешься, что помогут, но в последний момент Бог дает помощь, и все образовывается. Многие участники крестного хода привозят продукты, кто-то по приезде берет список продуктов и едет покупать что-то из этого перечня. Люди относятся с пониманием к этому вопросу. Без помощи других для нас крестный ход неподъёмен, для общины его бюджет — очень большая сумма. Господь нас не оставляет.

— Вы уже опытный участник крестного хода. Насколько легко вам удается его пройти?

— В крестный ход в этом году ходил в тринадцатый раз. Первый год, это был 2004-й, запомнился тем, что во все дни крестного хода был дождь. Еще сложным был 2010 год, когда все дни была сильная жара. Из сложных и критических запомнились эти два года. Мне крестный ход дается сложно. В первую очередь, это трудности физического характера. К некоторым сложностям я приспособился: не беру с собой много вещей. Во время движения нужна только вода, особенно в жаркий год. Много испытаний выпадает на мои ноги, поэтому я понимаю, как тяжело идти другим. Многим еще сложнее, но люди пересиливают свои страдания и идут дальше. Это большая победа для человека. Для меня еще большое испытание выпадает при организации: хочется идти и молиться, думать о духовных вещах, а приходится думать об оргвопросах. Стараюсь с этим справиться, а также не обращать внимание на беседы вокруг себя. Мне это нелегко дается, как и всем. Крестный ход не зависит от меня, не зависит ни от кого: время выхода крестного хода придет, люди возьмут иконы и крест, крестный ход пойдет к месту явления иконы святителя Николы и все равно вернется, завершит ежегодное шествие. Надо всем настраиваться на молитву здесь и сейчас. Никогда всего не продумаешь. Надо идти с упованием на Бога.

источник

Adblock
detector