Меню

Почему не были реализованы реформы сперанского

Реформы Сперанского: главные цели, причины провала, влияние на будущее Российской Империи

Период правления императора Александра I был отмечен проведением умеренно-либеральных реформ. Значительная их часть была разработана Михаилом Сперанским. Комплекс реформ, подготовленный этим государственным деятелем, был частично введен в жизнь в период 1802-1812 годов. Всё это оказало существенное воздействие на обстановку России.

Цели реформ

Михаил Сперанский был одним из политиков начала XIX века, который четко осознавал необходимость перемен. Он видел только 2 социальных класса в стране: рабов государевых и рабов помещичьих, что сулило застой и высокий риск бунтов.

Разрабатывая реформы, Сперанский преследовал следующие цели:

  • сохранение самодержавного строя;
  • модернизацию государственного управления;
  • создание основ для конституционного процесса;
  • предотвращение революций.

Часть нововведений предполагала перестройку и разделение государственной власти. Другие реформы распространялись на изменение сословных устоев.

Перечень основных положений

За годы работы Сперанским были сформулированы положения:

  • разделения трёх ветвей власти;
  • территориального распределения работы различных ведомств;
  • создания государственного совета, думы, сената и министерств;
  • формирования и принятия законов;
  • классового деления российского населения;
  • прав и условий перехода в новое сословие.

Социальные реформы Сперанского встретили протест со стороны дворян. Однако многие высказанные им идеи впоследствии были использованы следующими российскими императорами.

Первый этап

В период 1802-1807 годов Сперанский, работая совместно с Кочубеем, трудится над министерской реформой. Ее цель заключалась в преобразовании коллегий, созданных Петром I. К началу правления Александра I они снова функционировали в качестве государственных органов при императоре после упразднения Екатериной.

С 1802 года свою деятельность начали пришедшие на смену коллегиям министерства. Чтобы координировать работу этих органов, был дополнительно создан кабинет министров. В этот период Сперанский также опубликовал доклады, в которых отражался итог исследований на тему роли права в государстве, потребности в грамотном перераспределении ролей между различными руководящими учреждениями. Этот материал лёг в основу дальнейших проектов, разработанных этим деятелем.

Второй этап

К 1809 году положение Сперанского укрепилось. Получение доверия со стороны императора позволило ему занять наивысшую руководящую должность. В этот период им было разработано «Введение к уложению государственных законов», в ключевых положениях которого определялась суть реформ:

  1. Распределения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Идея была заимствована у Монтескье и других деятелей Французского просвещения. Осуществлять исполнительную власть должны были уже действующие министерства. Для оптимального функционирования остальных ветвей власти требовалось создать Государственную думу и сенат.
  2. Разработка новых законодательных актов переходила под ответственность специального совещательного органа — Государственного совета. Затем готовые проекты требовалось передавать в думу, где вопрос об их принятии решался путем голосования.
  3. Общество предлагалось разделить на классы дворян, среднее сословие и рабочий народ. Кроме последней категории, все относились к свободному люду, обладающему политическими правами.
  4. Природные и гражданские права должны были стать доступными всем российским гражданам.
  5. Вводилось понятие социальной мобильности. Реформа позволяла крепостным крестьянам выкупать себя, чтобы перейти в сословие среднего состояния. В этом случае они также приобретали гражданские права.
  6. Вся территория Российской империи делилась на волости, уезды, губернии. На каждом уровне должна была создаваться своя дума, контролирующая деятельность субъекта. Представители свободных сословий имели право выбрать кандидатов в волостную думу. Эти лица определяли состав уездной думы. Членам этого органа давались права на выбор представителей губернской думы, на депутатов которой возлагалась ответственность за выборы в думу, управляющую всей империей.
  7. Возглавить работу думы предстояло канцлеру.

В соответствии с разработанными положениями в 1810 году Сперанский возглавил государственный совет, на который была полностью возложена функция по разработке и утверждению законов до формирования Думы. Этот орган также отвечал за финансовые дела.

Третий этап

В 1811 году Сперанским было создано «Уложение Правительствующего сената». В нем было предложено:

  • выделение судебного сената, который станет главным органом в этой сфере;
  • создание вертикали судебной власти, организовав суды на уровне волостей, уездов и губерний;
  • получение представителями низших сословий гражданских прав.

Практика показала, что кроме создания Государственного совета остальные замыслы политика остались на бумаге.

Почему реализация оказалась заморожена?

Существует несколько причин, по которым государственная и социальная модель государства, предложенного Сперанским, не стала реальностью. Первая заключалась в протесте со стороны консервативно настроенных дворян. Уже первый труд реформатора подвергся резкой критике.

Часть предложения Сперанского было создано под влиянием идей деятелей Французского просвещения. Результатом стало обвинение «в заигрывании с Наполеоном». Государственные органы, избранные путем голосования, предоставление гражданских прав слугам, крестьянам и рабочим, возможность перехода в другое сословие — некоторые, включая известного историка Карамзина, видели в этом шаге попытку разрушить исторические устои.

Сперанский также был задействован в разработке реформы финансовой системы, принятие которой привело к увеличению собираемых с дворян налогов. Это тоже усилило неприязнь к реформатору.
Вторая причина остановки преобразований крылась в личности Александра I. В силу характера он не мог допустить серьезного конфликта с дворянами, чего невозможны было избежать, если бы он начал активно претворять идеи Сперанского в жизнь. Критику, падавшую на его доверенное лицо, император переносил и на себя. В результате он не смог долго сдерживать напор дворянской оппозиции, хотя в первые годы защищал своего советника.

Кроме того, реформы, направленные на разделение власти, значительно ограничивали права и роль императора. С этим Александр тоже смириться не смог.

Заморозка проекта Сперанского отчасти была вызвана сменой отношений с Францией. В период, когда идеи частично реализовывались, между странами было относительное перемирие. Однако в условиях назревавшей войны перенимание французских идей было довольно рискованным шагом. При этом историки считают, что этот фактор вызвал бы временную заморозку реформ, если бы оставался единственной трудностью.

Причины отставки и ссылки Сперанского

Противодействие дворян, начавшееся в 1809 году, с каждым годом нарастало. Среди прочего Сперанского обвиняли:

  • в клевете;
  • в пособничестве Наполеону;
  • в заговоре, нацеленном на государственный переворот.

При этом Александр I активно защищал свое доверенное лицо. В 1811 году он отказался принять поданное Сперанским заявление об отставке, причиной которого служило понимание в невозможности внедрения разработанной им системы в жизнь. Позднее по распоряжению императора Сперанскому был внучен орден Александра Невского.

Однако ввиду нараставшего сопротивления дворян, а также проявления других внешних и внутренних факторов, доверие Александра к Сперанскому постепенно падало. Подписание указа об отстранении от обязанностей государственного служащего произошло в марте 1812 года. 17 марта Александр I встретился со своим бывшим советником лично. Содержание того разговора никому не известно.

В сентябре 1812 годы Сперанского сослали в Нижний Новгород, а после перевели в Тверь. В 1814 году ему было разрешено вернуться в родное имение в Новгородскую губернию при условии политического надзора.

С 1816 года Сперанский получил возможность вернуться к государственной службе. Сначала он был назначен на пост губернатора Пензы, с 1819 года стал исполнять обязанности генерал-губернатора Сибири. В 1821 году он вновь принял участие в составлении законов, за что получил государственную награду от Николая I.

Значение проведенных реформ

Хотя Сперанскому не удалось при жизни увидеть созданную им модель государства, его идеи активно обсуждались после его смерти. В 1864 году начала действовать разработанная им вертикаль судебной системы. А в 1906 году впервые была создана Государственная Дума. Следовательно, хотя проект не получил полной реализации, отдельные его положения существенно изменили российскую политику.

Особенности личности Михаила Сперанского

Будущий государственный деятель появился на свет в 1772 году. Как представителя низшего духовенства, обучавшегося в семинарии, юношу ожидала карьера священника. Однако после окончания обучения его оставили в качестве преподавателя. После, по рекомендации митрополита Санкт-Петербурга, Михаил стал выполнять обязанности секретаря у князя Алексея Куракина, который был повышен до должности генерал-прокурора. Эта должность открыла будущему реформатору дверь в большую политику.

После знакомства с Кочубеем в 1801 году Сперанский присоединился к работе «Негласного комитета». За вклад в деятельность этой организации, выдающиеся познания в области права и теории государства им был получен орден Святого Владимира третьей степени. В это время императору требуется составление проекта для проведения государственных реформ.

Переломным моментом в истории стало подписание мира с Францией в 1807 году. Негласный комитет осудил действия Александра I и открыто выступил против принятого решения. В то же время Сперанский поддержал императора, тем самым заслужив его доверие. В результате Александр распускает Негласный комитет, начинает поддерживать Сперанского в качестве реформатора империи.

В течение нескольких лет этот деятель оставался вторым лицом в государстве. Он занимал должности государственного секретаря при Государственном совете, а также Обер-прокурора в сенате. Даже после отставки он делал все возможное, чтобы продолжать работать на благо страны.

Читайте также:  Почему мы стремимся к идеалу

Сперанский закончил свой жизненный путь в 1839 году, не оправившись после простудного заболевания. Незадолго до смерти его имя появилось в списках графских родов. И, хотя его идеи не получили должного воплощения в годы их появления, они продолжали оказывать влияние на дальнейшее развитие государства во время правления следующих российских императоров.

В 1993 году внутриполитический кризис в России достиг своего апогея. Противостояние властей.

Зарождение новой государственности происходило еще на закате СССР. Весной 1990.

Как известно, существует 4 типа экономических систем: традиционная; рыночная; .

Господин Великий Новгород – именно так, величаво и с пиететом, именовали свой.

Первые годы становления советской власти на территории Российской империи были.

Вопрос присоединения англо-американских войск к.

По официальной версии древнерусское государство образовалось в.

Орда, или как ее еще называли Большая Орда, находилась на огромной площади.

В русском языке есть такое понятие, как «заглавные буквы». Что это? Правило Заглавными буквами в.

На формирование и развитие культуры и государственности древнеславянского.

Современное общество удивительно сложно устроено. Здесь представлено множество социальных.

Мятеж левых эсеров – волна вооруженных выступлений.

источник

Реформы Сперанского

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

Первый этап (1802-1807)

На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

Второй этап (1808-1810)

После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

  1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
  2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.
  3. Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
  4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
  5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
  6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
  7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

  1. Огромное сопротивление российского дворянства.
  2. Не решительность самого императора в проведении реформ.
  3. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
  4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Читайте также:  Почему внутривидовая борьба за существование

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.

После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

источник

Реформы Сперанского

Реформация устройства страны Михаилом Сперанским проводилась в период с 1802 по 1812 годы во время правления царя Александра I. Их суть заключалась в создании раздельных ветвей власти при сохранении самодержавия. Сначала эти новшества были поддержаны государем, но впоследствии реформатор был отправлен в отставку и ссылку. Вернулся он из нее через 2 года.

Основные положения проекта

Реформы, которые проводил Сперанский, условно можно разделить на 3 периода:

  • 1802 – 1807 годы;
  • 1808 – 1810 годы;
  • 1811 – 1812 годы;

На основании разработанного проекта основная власть исходила от царя. При нем создавался совещательный орган. В дальнейшем шло формирование 3 направлений власти: на уровне государства, губерний, округов и волостей.

Схема устройства власти представлена на схеме.

Государь — стоит во главе всего правления

Орган совещательного характера

Правительственный Сенат и Министерства

Дума на уровне государства

Управление на уровне губерний

Управление на уровне округов

Управление на уровне волостей

Начальный этап — 1802 – 1807 годы

Работая в этот период времени, Сперанский занимался ликвидацией коллегий, которые сформировались еще со времен правления Петра I. В связке с Кочубеем, были созданы министерства во главе с кабинетом министров.

Параллельно шла публикация докладов Сперанского, где он высказывал свои мысли относительно прав, которые должны органично распределяться между всеми государственными органами.

Несмотря на то, что все эти действия еще не носили переломного характера, они явились основой для будущих кардинальных реформ.

Второй этап – реформы 1808 – 1810 годов

В этот период жизни государственного деятеля со стороны Александра I к нему существовало доверие. Он получил высокую должность и приступил к написанию плана реформ. В них выделялись основные ключевые моменты:

Изучая французское законодательство, Сперанский разработал базовую модель управления государством. Состояла она из 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательным органом являлась Дума, выборы которой проводились в несколько этапов. Сначала выбирались депутаты волостной думы. Те в свою очередь выбирали членов уездной думы. По тому же принципу состоялся выбор в губернскую думу. Последние же делали выбор членов Государственной Думы.

Руководство Государственной Думой осуществлялась канцлером. Эта была назначаемая императором должность.

Предварительно законы разрабатывались совещательным органом, который работал при императоре. Все проекты подавались в законодательный орган, где голосованием они возводились в ранг законов.

На основании проекта, все общество делилось на 3 класса: дворянство, купцы, трудовой народ.

Первые 2 класса обладали политическими правами, а трудовой народ только гражданскими.

Закреплялись права за крепостными крестьянами. При наличии у них достаточного капитала им разрешалось использовать его в качестве выкупа.

Разработка проекта была закончена в 1810 году. На первом этапе был сформирован совещательный орган, как голова всего управления. Руководителем его был назначен Сперанский. Сложнее обстояло дело с формированием Думы, поскольку этот аппарат был выборный. До его становления все законы принимались совещательной организацией. Здесь же решались финансовые вопросы империи.

На этом реформы не закончились. Они еще нуждались в доработке.

Последний этап реформ – 1811 – 1812 годы

На последнем этапе Сперанским были доработаны некоторые моменты управленческого аппарата. На основании этого был выпущен документ со следующими поправками:

  1. Должно было произойти разделение Сената. Теперь он становился Правительственным и Судебным.
  2. Параллельно создавалась судебная вертикаль. Формировались суды губернские, окружные и волостные.
  3. Крепостным предоставлялись гражданские права.

Однако все эти реформы не нашли отражения в жизни, кроме создания Государственного Совета.

Причины не реализации реформ

Со стороны дворянства на Сперанского обрушился шквал критики. Им не нравилось, что на основании данного проекта придется выплачивать увеличенные налоги. Высказывались и недовольства относительно наделения политических прав некоторым сословиям.

Доверие императора было небезграничным. В результате после очередной с ним встречи Сперанский был отстранен от занимаемой должности. Затем, по непонятным причинам, был отправлен в ссылку, из которой вернулся через 2 года.

Таким образом, проект не был реализован. Причины носят следующий характер:

  1. Нежелание и сопротивление дворянства.
  2. Проявление нерешительности со стороны императора.
  3. Опасения царя. Создания системы 3 ветвей власти могло ограничить его права.
  4. Опасность со стороны наполеоновской Франции, которая грозила войной.

Основные итоги

Несмотря на незавершенность реформ Сперанского, эти идеи постоянно витали воздухе в течение последующего времени. Так в 1654 году все-таки была создана судебная вертикаль власти. Формирование Государственной Думы тоже произошло в 1906 году. Для этого потребовалось 100 лет.

источник

2. Александр I: начало правления. Реформы Сперанского.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄

Вопросы и ответы к § 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

1. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?

Александр I благодаря своему воспитанию и заложенным от природы задаткам был человеком добрым. Воспитание при дворе его великой бабки Екатерины II сделало его сторонником либеральных идей. Большую роль в этом сыграл также его учитель в широком смысле этого слова Фредерик Сезар Лагарп, родившийся и выросший в очень свободной по меркам XVIII века Швейцарии (в Берне).

Но одновременно император был нерешительным человеком. Это и не удивительно: всё детство и юность ему пришлось лавировать между часто враждовавшими дворами своих бабки и отца.

Это серьёзно повиляло на действия Александра I на престоле. Как либерал он санкционировал разработку целого ряда реформ, но не смог претворить в жизнь большинство из них: у него не хватило характера, чтобы преодолеть сопротивление консерваторов, несмотря на то, что как у абсолютного монарха у него были для этого все полномочия.

2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?

Прежде всего, Негласный комитет разрабатывал реформы. Но кроме того, он объединял ближайших советников царя, наиболее доваренных его лиц, многих из которых он назначал на ответственные посты.

И в этом Негласный комитет был похож на Избранную раду Ивана Грозного. Поскольку управление Российской империи было уже значительно бюрократизировано, Негласный комитет не сосредоточил в своих руках всей власти, но благодаря влиянию на императора в определённый период имел большие возможности.

3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?

У первых реформ не было единого курса. Реформа образования пыталась реализовать идею всеобщего доступа к знаниям, озвученную ещё просветителями. Несмотря на то, что население России не стало поголовно грамотным, число образованных людей возросло. А главное, система образования была упорядочена, и в провинции стало проще получить доступ к знаниям.

Читайте также:  Почему моя кровь слишком жидкая

Реформа системы управления наоборот ликвидировала систему коллегиальности и вводила строгое подчинение министрам.

Крестьянская реформа была изначально половинчатой, не предполагавшей никаких обязательных мер, а просто призванной облегчить процедуру добровольного освобождения крестьян.

Из этих реформ самой важной была образовательная. После Указа о вольных хлебопашцах мало что изменилось. Реформа системы управления не ликвидировала главного недостатка системы – крайней бюрократизированности.

В то же время реформа образования создала сеть университетов и гимназий, которые были разбросаны по всей империи, потому стали доступнее талантам из провинции. Из университетов в итоге вышли те учёные, которые подняли российскую науку на мировой уровень. В гимназиях поддерживался высокий стандарт образования. Часто там по совместительству обучали детей преподаватели университетов.

4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.

►Сенат и Синод (орган управления православной церковью)

5. Почему проект Сперанского не был реализован?

Проект не был реализован из-за противодействия консерваторов, особенно при дворе. Возможно, император опасался нового дворцового переворота, но скорее ему просто не хватило характера, решимости для преодоления сопротивления и реализации этих реформ.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Согласны ли вы с утверждением, что обещание Александра управлять «по законам Екатерины Великой» означало возврат к старым порядкам? Объясните своё мнение.

Большинство дворян хотели от нового императора именно этого – возврата к старым порядкам, главное, отмены новшеств его отца. Но на самом деле эти слова означали не консервацию порядков Екатерины II, а возвращению к курсу реформ, что почти сразу подтвердило создание Негласного комитета.

2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов, а что в его планах было принципиально новым?

Масштабные преобразования развернулись в начале правления Ивана IV, в период деятельности Избранной рады. Далее страна была полностью преобразована Петром I. После него целую серию реформ провела Екатерина II. В целом Александр I пытался продолжить курс своей бабки.

О многих из его реформах она, видимо, мечтала. Особенно это касалось отмены крепостного права. Известно, что Екатерина II задумывалась об отмене этого практически рабства ещё во время созыва Уложенной комиссии, но ничего реального в этом направлении так и не предприняла. Её внук решил пойти дальше (хотя в итоге сделал совсем не много, так и не решив проблему).

3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?

Главным была возможность перехода из одного состояния в другое только благодаря приобретению имущества. Это могло бы со временем размыть сословную структуру, что в свою очередь было важным условием модернизации.

Также важным стало бы создание системы дум. Участие в выборных органах власти начиная с нижних уровней могло бы выработать у населения политическую культуру и построить «демократию снизу».

4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?

Потому что реформатор разделял идеи тех просветителей, которые считали выборные органы власти наилучшими. Они были уверены, что власти нужна коллегиальность решений и ответственность перед народом (в случае выборности – перед избирателями).

Важно то, что предлагалось создать не одну Государственную думу, а целую их систему, начиная с самых мелких единиц территориального деления. В ХХ веке введение парламентов в некоторых азиатских странах без соответствующей политической культуры населения приводило к тому, что органы народного представительства оказывались консервативнее правителей, а выборы на самом деле не были свободными – влиятельные люди на местах просто оказывали давление на избирателей.

Система дум, предложенная Сперанским, как раз воспитывала политическую культуру и строила «демократию снизу» почти наверняка беря пример с Англии.

5. С помощью Интернета соберите материал длл проведения в классе дискуссии на тему «Могли ли быть осуществлены все планы М М. Сперанского в России начала XIX в.?».

Преобразования и их оценка.

– Разделение государства на губернии, те на округа, а те на волости было самым лёгким. Такие административные реформы, (вроде увеличения количества губерний при сокращении их площади при Екатерине II) всегда проходили безболезненно, ведь коренным образом ничего не меняли.

– Государственный совет был учреждён на самом деле, это не вызвало протестов.

– Министерскую реформу Сперанскому дали провести, она также не вызвала осложнений.

– Выделение независимой судебной власти, включая отдельный Судебный сенат, было вполне осуществимо. Оно затронуло бы лишь некоторых чиновников (собственно, осуществлявших суд), протест которых не причинил бы особых проблем, даже если бы возник. Причём судебная реформа 1864 года показала, что такое разделение сработало бы. Возможно, вначале судьи бы и оглядывались на волю исполнительной власти, но со временем почувствовали бы преимущества своей независимости.

– Вполне можно было разделить население на дворянство, «среднее состояние» (государственные крестьяне, купцы, мещане) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, ремесленники, слуги и т. п.). Но гораздо сложнее было бы обеспечить социальные лифты, переход из одного состояния в другое лишь благодаря приобретению имущества.

Для этого требовалась твёрдая монаршая воля и верная реформатору команда исполнителей. Но фактически у императора были нужные полномочия. Между тем именно эта мера была важнейшей и могла бы со временем приблизить сословия к имущественным классам по тому же эволюционному пути, по которому это произошло ранее в Англии.

– Наделение всего населения гражданскими и особенно политическими правами вызвало бы наиболее резкие возражения консерваторов, потому что это слишком сильно напоминало бы революционную Францию. Но что на самом деле могли сделать консерваторы?

Поднять восстание? Армия наверняка осталась бы верна императору, во-первых, потому что присяга не была пустым звуком, а во-вторых потому, что их интересы напрямую этим не затрагивались. Конечно, существовала опасность заговора. Но с этой бедой можно было бороться, что показало долгое правление Екатерины II, во время которого разными способами было раскрыто и предотвращено немало заговоров.

В любом случае, заговорщикам нужен был бы новый император с законными правами на престол, а такие права на тот момент существовали только у братьев Александра – насколько мы можем судить, семья была дружная и ни Константин, ни Николай, не пошли бы против Александра.

– Ещё больше напоминало Францию (хотя на самом деле больше Англию) введение дум (Волостных, Окружных, Губернских и Государственной), что логично проистекало из наделения россиян политическими правами. Потому эта мера также могла бы вызвать широкие протесты.

Однако о мерах противодействия таким протестам сказано выше. Нельзя забывать, что выборы в думу предполагались всесословными. Это значит, что первое время в Губернские и Государственную думы в основном избирались бы дворяне, потому что люди привыкли видеть именно в дворянах государственных деятелей.

Таким образом видно, что предложенные Сперанским меры могли бы вызвать большое недовольство, но у императора имелись рычаги для его преодоления. Тем более, что как скоро стало бы понятно, опасения являлись беспочвенными. Во Франции революцией руководили адвокаты – люди, которые умели говорить и думать, но имели мало прав и не были привязаны к своему имуществу, потому что мало чем владели.

В России такой группы населения не было. В думах заседали бы дворяне. Потому что кому ещё заниматься государственными делами? Только по прошествии долгого времени возможность переходить из одного состояния в другое размыло бы границы прежних сословий и привело бы в политику большое количество ранее незнатных людей.

6. Найдите в Интернете и прочитайте полный текст указа 1803 г. о «вольных хлебопашцах». Опишите процедуру освобождения крестьян по указу I803 г. и те трудности, с которыми должен был столкнуться помещик, пожелавший освободить крестьян.

Главной трудностью для такого помещика должна была стать бюрократическая волокита. Разработанные условия соглашения с крестьянами его обязывали отправить губернскому предводителю дворянства, который переправлял их министру внутренних дел, после чего они поступали на рассмотрение ещё и императору.

В то время документы могли рассматриваться в инстанциях годами (что официально, конечно, объяснялось крайней загруженностью чиновников), потому такая процедура могла стать реальным препятствием на пути осуществления благого начинания. По сравнению с этим «взнос узаконенных пошлин» казался очень небольшой жертвой, какими бы эти пошлины ни были.

§ 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

источник

Adblock
detector