Меню

Почему не был построен котлован

Андрей Платонов, “Котлован”: анализ. “Котлован” Платонова: проблематика произведения

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое создал Андрей Платонов, проведем его анализ. “Котлован” Платонова был задуман автором в 1929 году, осенью, когда появилась в печати статья Сталина под названием “Год великого перелома”, в которой он аргументировал необходимость коллективизации, после чего объявил в декабре о начале “наступления на кулака” и ликвидации его как класса. В унисон ему говорит один из героев этого произведения о том, что нужно каждого бросить “в рассол социализма”. Задуманная кровопролитная кампания прошла успешно. Были выполнены поставленные Сталиным задачи.

Свои замыслы осуществил и писатель, что подтверждает анализ. “Котлован” Платонова задумывался как переосмысление истории, правильности пути, избранного нашей страной. Получилось глубокое произведение с социально-философским содержанием. Писатель осмыслил действительность, провел ее анализ.

“Котлован” Платонова начнем описывать с рассказа о создании произведения.

История создания

Повесть, что примечательно, была написана как раз в период активной работы Сталина – с 1929-го по апрель 1930 года. В те дни Андрей Платонович Платонов работал в отделе мелиорации по своей специальности, в Наркомате земледелия, находящемся в Воронежской области. Поэтому он был если не непосредственным участником, то как минимум свидетелем ликвидации кулаков и коллективизации. Как художник, рисующий натуры, Андрей Платонович Платонов писал картины судеб людей и событий, произошедших с попавшими в мясорубку обезличивания и уравниловки.

Тематика произведений Андрея Платоновича в общие идеи строительства коммунизма не вписывалась, сомневающийся и думающий герой повести подвергся со стороны власти резкой критике, которую подхватила пресса. Она провела свой собственный, отнюдь не лестный для автора, анализ.

“Котлован” Платонова впервые был опубликован лишь в 1987 году, во времена Горбачева, в журнале “Мир”. В этот период в очередной раз перестраивали Советский Союз.

Такова вкратце у повести, которую написал Платонов (“Котлован”), история создания.

Особенности изложения

Обласканные большевиками современники автора – писатели Катаев, Леонов, Шолохов – в своих произведениях воспевали достижения социализма, изображая коллективизацию с положительной стороны. Поэтике Платонова, в отличие от них, оптимистическое описание картин самоотверженного труда и строительства было чуждо. Этого автора не привлекала масштабность задач и устремлений. Интересовал его прежде всего человек и его роль в исторических событиях. Поэтому произведению “Котлован”, так же как и другим творениям этого автора, свойственно вдумчивое, неспешное развитие событий. Много в повествовании отвлеченных обобщений, так как автор сосредоточен на мыслях и переживаниях своих героев. Только помогают внешние факторы герою разобраться в себе самом, а заодно и в символических событиях, о которых рассказывает нам Платонов.

“Котлован”: содержание в кратком изложении

Типичен сюжет повести для произведений того времени, посвященных коллективизации, и немногосложен. Его составляет раскулачивание со сценами покушения на активистов партии и крестьян, отстаивающих свое добро. Но Платонову удалось данные события преподнести с точки зрения думающего человека, оказавшегося невольно втянутым в события, о которых рассказывает повесть “Котлован”.

Краткое содержание по главам не составляет предмет нашей статьи. Мы лишь кратко опишем основные события произведения. Герой повести, Вощев, после того как его уволили с завода из-за задумчивости, попадает к землекопам, которые роют котлован для дома пролетариев. Бригадир Чиклин приводит осиротевшую девочку, у которой умерла мать. Чиклин с товарищами ликвидируют кулаков, сплавляя их на плоту в море вместе с семьями. После этого они возвращаются в город и продолжают свои работы. Заканчивается повесть “Котлован” смертью девочки, которая нашла свой последний приют в стене котлована.

Три мотива в произведении Платонова

Платонов писал, что его в жизни поразили три вещи – любовь, ветер и дальняя дорога. Все эти мотивы присутствуют в произведении “Котлован”. Краткое содержание по главам, если вы к нему обратитесь, подтвердит нашу мысль. Но следует отметить, что эти мотивы представлены в своеобразной подаче автора. Сюжет завязан на образе дороги. Однако Вощев, герой Платонова, хотя и является странником, но отнюдь не в традициях отечественной литературы, поскольку, во-первых, он вынужден странствовать, вернее, скитаться, из-за того, что его уволили, а во-вторых, цель его – поиск не приключений, а истины, смысла существования. Куда бы потом ни отправлялся этот герой, вновь и вновь автор возвращает его в котлован. Как будто замыкается жизнь человека и идет по кругу.

Множество событий составляют повесть “Котлован”, однако нет между ними причинно-следственных связей. Герои как бы кружат вокруг котлована, мечтая вырваться из этой ямы. Один хотел уйти учиться, нарастив стаж, другой ожидал переквалификации, третий мечтал перебраться в руководящий аппарат партии.

Метод монтажа эпизодов произведения

Платонов в композиции произведения использует метод монтажа разноплановых эпизодов: здесь присутствует и медведь-молотобоец, и активист, который просвещает в политике деревенских баб, и кулаки, которые прощаются перед отправкой в море на плоту друг с другом.

Некоторые эпизоды, о которых рассказывает произведение Платонова “Котлован”, кажутся вовсе случайными и немотивированными: внезапно по ходу действия крупным планом всплывают незначительные персонажи, столь же внезапно исчезая. Как пример можно привести одетого только в штаны неизвестного, которого привел Чиклин в контору неожиданно для всех. Опухший от горя мужчина требовал вернуть гробы, заготовленные впрок, которые были найдены в котловане, своей деревне.

Гротеск

В диалоге между крестьянами и рабочими удивляет то, с какой обыденностью говорят они о смерти, с какой безысходностью и смирением готовят гробы себе и своим детям. Погребальный ящик превращается в “детскую игрушку”, в “постель”, перестав быть символом страха. Такая гротескная реальность пронизывает, по сути, всю повесть “Котлован”.

Аллегория

Автор произведения кроме гротеска использует также аллегорию при передаче безумия событий. Благодаря этому и предыдущему приемам полнее раскрывается в повести “Котлован” проблематика данного произведения. Не найдя персонажа, который мог бы, как Иуда, указать на зажиточные семейства крестьян, он для этой роли выбирает медведя. А учитывая то, что это животное в народном фольклоре никогда не было олицетворением зла, можно говорить здесь о двойной аллегории.

Сюжет странствия Вощева органично переплетается с другим – провалившегося строительства монументального общепролетарского дома. Но рабочие верили до последнего, что местный пролетариат через год будет в нем жить. Это здание ассоциируется с Вавилонской башней, ведь она стала для своих строителей могилой, так же как котлован дома для пролетариев превратился в могилу для девочки, ради которой, по сути, воздвигался.

Хотя в начале произведения Пашкин утверждает, что счастье все равно “наступит исторически”, становится ясно к концу повествования, что нет надежды на обретение в будущем смысла жизни, так как настоящее построено на смерти девочки, а взрослые с таким упорством работали на котловане, как будто стремились навеки спастись в его пропасти.

Произведение “Котлован” после прочтения оставляет на душе тяжелый осадок, но одновременно чувствуется, что Андрей Платонович – писатель-гуманист, который рассказывает нам о печальных событиях повести с сожалением, любовью и глубоким состраданием к героям, по которым прошлась беспощадная и бескомпромиссная машина власти, стремясь каждого превратить в послушного исполнителя безбожного замысла.

Описание персонажей повести

Не дает Платонов детализированного внешнего описания героев, их глубоких внутренних характеристик. Он, как художник-сюрреалист, который работает с помощью разрыва логических связей на уровне подсознания, лишь слегка своей кистью касается портретов персонажей, проживающих в невещественном мире, лишенном бытовых подробностей и интерьера. Нет, например, никаких данных о внешности главного героя, Вощева, сказано только то, что ему на момент повествования тридцать лет. В описании Пашкина указано пожилое лицо, а также согбенное тело, не столько от прожитых лет, сколько от нагрузки “социальной”. Сафонов имел лицо “активно-мыслящее”, а Чиклин обладал головой, которая была, по определению автора, “маленькой каменной”, у Козлова – “сырые глаза” и однообразное мутное лицо. Таковы в повести “Котлован” (Платонов) герои.

Образ Насти

Для понимания смысла произведения очень важен образ девочки, живущей с землекопами на строительстве. Настя является ребенком революции 1917 года. Мама ее была буржуйкой, то есть представительницей отжившего класса. Отказ от прошлого, как известно, означает потерю культурных традиций, исторических связей и замену их родителями идейными – Лениным и Марксом. У отрицающих свое прошлое людей не может быть, по мысли автора, будущего.

Изуродован мир Насти, ведь мать, для того чтобы спасти свою дочку, внушает ей не говорить о своем непролетарском происхождении. Уже внедрилась в ее сознание пропагандистская машина. Ужасается читатель, узнавая о том, что эта героиня советует Сафронову за дело революции убить крестьян. В кого же превратится ребенок, когда вырастет, если у него хранятся игрушки в гробу? Девочка в конце повести погибает, а вместе с ней умирает для Вощева и всех других рабочих последний лучик надежды. Побеждает в своеобразном противостоянии Насти и котлована последний. Мертвое тело девочки ложится в основание строящегося дома.

Читайте также:  Почему нам нравится один человек

Герой-философ

Присутствует в повести персонаж, являющийся так называемым доморощенным философом, который задумывается о смысле жизни, стремится жить по совести, ищет истину. Это главный герой произведения. Он является выразителем позиции автора. Этот персонаж, включенный в роман Платонова “Котлован”, серьезно задумался и усомнился в правоте происходящего вокруг. Он не движется вместе с генеральной линией, стремится найти собственную дорогу к правде. Но так и не находит ее.

Смысл названия повести “Котлован”

Символично название повести. Не только стройку означает котлован. Это огромная могила, яма, которую для себя роют рабочие. Многие здесь же и погибают. Счастливый дом для пролетариев невозможно построить на рабском отношении к человеческому труду и унижении достоинства личности.

Пессимизм, который не скрывал Платонов (повесть “Котлован” и другие произведения), в бодрую поступь отечественной литературы того времени с положительными образами членов партии, собраниями и перевыполнением планов, конечно, вписаться не мог. Совсем не в ногу шел этот автор со временем: он его опережал.

источник

Анализ «Котлован» Платонов

В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьезно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приему обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают ее в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко. Облегчить подготовку к уроку, посвященному «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.

История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идеи его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР ее впервые опубликовали в 1987 г.

Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр – Повесть.

Направление – Антиутопия.

История создания

Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализированное произведение.

Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако, даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.

В СССР «Котлован» напечатали в 1887 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др.. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остается с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Ее образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет помогает произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острии перемен» и внешний – столкновение старого и нового.

Композиция

В«Котловане» анализ стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесенной зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».

Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр произведения – повесть, направление -антиутопия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи. провозглашаемые властью, реализовать невозможно.

источник

Платонов, “Котлован”: краткое содержание и анализ

В этой статье мы расскажем о повести, которую создал Платонов, – “Котлован”. Краткое содержание ее, а также анализ вы найдете в нашей работе. Мы постараемся раскрыть тему емко и по возможности сжато. Произведение Платонова “Котлован” рассказывает о коллективизации, ее сущности и последствиях.

Начало истории

Вощев, когда ему исполняется 30 лет, на день рождения получает увольнение с завода, где он зарабатывал себе на жизнь. В документе было сказано, что уволен он по той причине, что не успевает за другими работниками, так как много размышляет. Покидает город главный герой. Он, устав в дороге, находит котлован, в котором располагается на ночлег. Но вот около полуночи к нему подходит косарь, работающий на пустыре неподалеку, и будит Вощева.

Как Вощев попадает в котлован

Он объясняет ему, что в этом месте намечено строительство, и скоро оно начнется, и предлагает главному герою устроиться в бараке на ночлег.

Продолжаем описывать произведение, которое создал Платонов (“Котлован”). Краткое содержание дальнейших событий следующее. Проснувшись вместе с другими работниками, он за их счет завтракает, и ему рассказывают в это время, что здесь будет сооружено большое здание, в котором будет жить пролетариат. Приносят лопату Вощеву. Инженер дома сделал уже разметку и объясняет строителям, что скоро к ним присоединится еще примерно 50 рабочих, а они тем временем становятся главной бригадой. Наш герой вместе с другими рабочими начинает копать, так как думает, что если они до сих пор живы, работая на столь тяжелой работе, то и он справится.

Визиты Пашкина

Продолжает Платонов “Котлован”. Краткое содержание дальнейших событий следующее. Понемногу все привыкают к труду. Частенько на стройку заглядывает Пашкин, председатель окрпрофсовета, следит, в срок ли успевают рабочие. Он говорит, что темпы строительства маловаты, и что живут они не при социализме, и поэтому от того, как они работают, напрямую зависит жалование.

Рабочий Сафронов

Вощев размышляет о своем будущем долгими вечерами. Все в нем общеизвестно. Самый усердный и трудолюбивый рабочий – Сафронов. Он мечтает найти радио, чтобы слушать по вечерам о разных общественных достижениях, но его коллега-инвалид объясняет тому, что девочку-сироту слушать гораздо интереснее.

Чиклин находит мать с дочерью

На заброшенном кафельном заводе, недалеко от стройки, Чиклин обнаруживает тяжелобольную мать с дочерью. Он перед смертью целует женщину и понимает, что это его первая любовь, с которой он еще в ранней юности целовался. Мама незадолго до кончины просит девочку не сообщать, кто она. Дочка очень удивлена, спрашивает у Чиклина, почему ее мать умерла: по болезни или из-за того, что она буржуйка. Девочка уходит вместе с рабочим.

Радиовышка

Продолжается повесть, которую создал Платонов (“Котлован”). Содержание дальнейших событий следующее. Пашкин устанавливает на стройке радиовышку. Доносятся оттуда без перерыва требования к работающим. Сафронову не нравится то, что он не может ответить. Жачеву этот звук надоел и он просит предоставить ответ на данные сообщения. Сафронов сожалеет, что не может собрать рабочих.

Читайте также:  Почему мужчины предпочитают женщин старше

Прибывшая с Чиклиным с завода девчушка спрашивает про меридианы, но поскольку тот не знает ничего об этом, он говорит, что это перегородки, отделяющие от буржуев.

Копающие после работы собираются возле девочки и спрашивают ее, откуда она, кем является, кто ее родители. Помня наставления мамы, она объясняет, что не знает родителей, но не хотела при буржуях появиться на свет, а родилась, как только стал править Ленин.

Сафонов замечает, что Советская власть является самой глубокой, ведь даже маленькие дети знают Ленина, не зная при этом своих родственников.

Рабочие отправляются в колхоз

Козлова и Сафронова отправляют вдвоем в колхоз. Здесь они умирают. На смену рабочим приходят Чиклин и Вошев, а также некоторые другие. Собирается Организационный Двор. Чиклин и Вошев колотят плот. Чиклин планирует найти кулаков, чтобы по реке отправить их на нем. Под радио празднуют бедняки, радуясь жизни в колхозе. Утром все идут в кузницу, где слышен постоянно стук молота.

Жителей для работ набирают рабочие со стройки. К вечеру собранные подходят к котловану, но в домиках нет никого, а на месте строительства лежит снег.

Настенька умирает

Роман “Котлован” Платонова продолжается. Чиклин предлагает людям разжечь костер, поскольку Настенька, маленькая девчушка, заболела от холода, и ее нужно согреть. Множество людей ходит возле барака, но никто не интересуется девочкой, поскольку все думают лишь о коллективизации. В конце концов Настенька умирает. Сильно расстроен Вощев. Он теряет смысл жизни, поскольку не смог уберечь невинное дитя, которое доверяло ему.

Финал

Следующими событиями заканчивает Платонов “Котлован”. Краткое содержание их предлагаем вашему вниманию. Жачев объясняет, для чего собрал колхоз, но главный герой объяснил, что рабочие хотят попасть в пролетариат. Хватает инструменты Чиклин, лопату и лом, и отправляется в конец ямы, чтобы копать. Обернувшись, он замечает, что весь народ тоже копает, от бедного до богатого, с диким усердием. Даже лошадиные повозки участвуют в работе: на них погружают камень. Лишь Жачев работать не может, поскольку после смерти ребенка никак не придет в себя. Он думает, что является уродом империализма, ведь коммунизм – ерунда, по его мнению, поэтому так скорбит он по невинному дитю. В конце концов Жачев решает убить Пашкина, после чего отправляется в город, чтобы больше не вернуться. Настю хоронит Чиклин.

“Котлован” (Платонов): анализ

Тема повести – строительство в деревне и городе социализма. В городе оно представляет собой возведение здания, куда должен войти на поселение весь класс пролетариата. В деревне оно состоит в основании колхоза, а также уничтожении кулаков. Герои повести заняты реализацией данного проекта. Вощева, героя, который продолжает ряд искателей смысла жизни у Платонова, увольняют из-за задумчивости, и он попадает к землекопам, роющим котлован. Масштаб его во время работы все увеличивается и достигает, в конце концов, грандиозных размеров. Все более масштабным, соответственно, становится и будущий “общий дом”. Двое рабочих, отправленных в деревню для проведения коллективизации, погибают от “кулаков”. Их товарищи расправляются над последними, доводя до конца свое дело.

Название произведения “Котлован” (Платонов), анализ которого мы проводим, приобретает символический, обобщенный смысл. Это общее дело, надежды и усилия, коллективизация веры и жизни. Каждый здесь во имя общего отрешается от личного. В названии есть прямые и переносные смыслы: это строительство храма, “целина” земли, “перелопачивание” жизни. Но вектор направлен вглубь, вниз, а не вверх. Он ведет ко “дну” жизни. Коллективизм постепенно начинает все более напоминать братскую могилу, где хоронят надежду. Похороны Насти, ставшей как бы общей дочерью рабочих, – финал повести. Для девочки становится могилой одна из стенок этого котлована.

Герои повести – искренние, работящие, совестливые труженики, как показывает содержание Платонова “Котлована”, романа, описывающего их характеры довольно подробно. Эти герои стремятся к счастью и ради него готовы самоотверженно трудиться. Оно при этом заключается не в удовлетворении личных потребностей (как у живущего в довольстве и сытости Пашкина), а в достижении для всех высшей жизненной ступени. Смысл труда этих рабочих – в частности будущее Насти. Тем сумрачнее и трагичнее финал произведения. Итог его – размышление над телом девочки Вощева.

источник

Котлован

Даже люди, не читавшие Платонова, знают про особый платоновский язык: автор будто очнулся после катастрофы и заново собирает рассыпавшуюся речь. Герои «Котлована» — рабочие и крестьяне 1920-х годов — строят светлое будущее, но повесть об этом пронизана чувством абсурда и обречённости — то ли строительства, которым они заняты, то ли советского проекта, то ли жизни вообще.

комментарии: Юрий Сапрыкин

Тоскующий рабочий Вощев присоединяется к артели, которая роет котлован для великого здания будущего: сюда должен переселиться местный пролетариат, а в перспективе и трудящиеся всего мира. Проект здания постоянно меняется; не закончив строительства, рабочие отправляются в деревню организовывать колхоз; котлован становится шире и глубже; светлое будущее оборачивается потоком страданий и смертей.

В начале 1930-х, точнее датировать невозможно. В одной из машинописных копий «Котлована» стоят даты «декабрь 1929 — апрель 1930», вероятно, Платонов обозначил так время действия повести — самый жестокий этап коллективизации. Это тяжёлое для Платонова время: нет постоянного жилья, тяжело болеет сын, в печати разносят рассказ «Усомнившийся Макар», в Воронежской области, где Платонов работал инженером, начинается «дело мелиораторов» — коллег писателя обвиняют во вредительстве.

Снежный ветер утих: неясная луна выявилась на дальнем небе, опорожнённом от вихрей и туч

Не имеющим аналогов в русской литературе языком — избыточным, намеренно «неправильным», смешивающим разные регистры речи. Эти черты вообще свойственны языку Платонова, но в «Котловане» его странность достигает, может быть, высшей степени. Именно язык задает контуры мира «Котлована» — где все устремлено к высшей цели и вместе с тем пронизано ощущением обреченности.

Абсурд и остранение

Как она была опубликована?

Судя по пометкам на машинописной копии, Платонов собирался отдать рукопись в харьковское издательство «Пролетарий», но это вряд ли произошло. В 60-е годы текст распространяют в самиздате, в 1969-м публикуют в ФРГ в журнале «Грани». В 1973 году американское издательство «Ардис» впервые выпускает «Котлован» отдельной книгой. В России повесть публикуется в 1987 году, в июньском номере журнала «Новый мир».

Русская революция и связанное с ней напряжённое ожидание радикального переустройства мира. Опыт первых лет социалистического строительства, когда мечты о преобразовании вселенной растворились в бюрократической рутине. Русская эсхатология — от Аввакума до «Философии общего дела» Николая Фёдорова Сборник сочинений отца-основателя русского космизма. По Фёдорову (1828–1903), главная задача человечества — подчинить себе природу ради победы над смертью, ради воскрешения всех усопших, причём не в метафорическом смысле, а в самом прямом. Чтобы добиться этого, людям необходимо преодолеть рознь и объединить веру с наукой. ⁠ .

Первый авторитетный отклик — написанное в 1973 году послесловие Иосифа Бродского к американскому изданию «Котлована». Он ставит книгу в ряд величайших модернистских произведений: по Бродскому, у Кафки и Беккета носителем абсурда является альтер эго автора, у Платонова же абсурд захватывает целую страну. В конце 80-х, в момент публикации в СССР, «Котлован» оказывается в ряду литературных разоблачений сталинизма, но уже первым читателям очевидно, что значение книги этим не ограничивается.

Мне без истины стыдно жить

«Котлован» постоянно переиздаётся в популярных сериях классики. В 2000 году выходит академическое издание с подробными комментариями и сверкой разных вариантов рукописи. В 2009-м публикуется новый английский перевод, сделанный Робертом и Элизабет Чендлер. «Котлован» включён в обязательную школьную программу по литературе и остаётся в ней одним из самых сложных для понимания текстов.

Estate of Boris Ignatovich, Moscow/borisignatovich.com

Почему «Котлован» написан таким странным языком?

Это первое впечатление от любых текстов Платонова: знакомые слова стоят как бы в неправильном порядке; чтобы понять, о чём идёт речь, нужно прикладывать усилие. Язык Платонова можно сравнить с наивной живописью: автор будто видит мир впервые и с трудом подбирает слова, чтобы его описать. Чем-то это похоже на выдвинутый Виктором Шкловским метод остранения — с той поправкой, что автор не просто описывает ситуацию как по-новому увиденную, но ещё и заново конструирует язык для такого описания. В эту первородную речь Платонов вплетает языковые клише официальной пропаганды — декретов, лозунгов, выступлений по радио — и просторечные, сниженные обороты. Синкретический стиль Платонова отсылает к глубокой архаике и вместе с тем не отделим от своего времени. Слова в платоновской прозе подогнаны как в хорошем стихотворении — их соприкосновение создаёт новый смысл, новый взгляд на вещи.

Первое, что следовало бы сделать, закрыв данную книгу, это отменить существующий миропорядок

Читайте также:  Почему виндовс фон не популярен

Есть ли у этого языка свои правила? Слова расставлены не так, как обычно, но почему так, а не иначе?

В языке «Котлована» есть свои особенности и повторяющиеся приёмы. Этот язык избыточен: герои работают не просто «с усердием», но «с усердием жизни». К словам, описывающим обычные действия и состояния, добавляются характеристики, придающие им особую протяжённость или значительность. Вещи и процессы не просто называются, а распространённо определяются, как в словаре: не просто «съесть», но «спрятать плоть… убоины в своё тело». Эти дополнения — необязательные, но расширяющие пространство смысла — создают впечатление, что нам рассказывают о чём-то важном, фундаментальном. Ещё один приём — дополнения после непереходных глаголов, задающих направление или локализацию: «думать в голову», «жить в эту разгороженную даль»; состояниям человека и природы как бы придаётся вектор и цель. Практически в каждой фразе возникают фигуры поэтической речи: сравнения, олицетворения, метафоры. Филолог Юрий Левин показал, насколько близок этот язык к поэзии, разбив фразу из «Котлована» на отдельные строки:

Снежный ветер утих: неясная луна
выявилась на дальнем небе,
опорожнённом от вихрей и туч,
на небе,
которое было так пустынно,
что допускало вечную свободу,
и так жутко,
что для свободы нужна была дружба.

Эта грамматика задаёт контуры платоновского мира: что бы в нём ни происходило, это кажется невероятно важным, значительным, создаётся ощущение, что речь идёт о событиях, направленных к неведомой нам, но всё оправдывающей цели.

Все герои «Котлована» похожи друг на друга и говорят одинаково. А кто из них ближе автору?

В повести все действительно разговаривают похоже, причём реплики персонажей не отличаются от авторской речи. Герои «Котлована» делают общее дело и погружены в общую стихию речи, но их характеры и функции различаются: суровый рабочий Чиклин, меланхоличный архитектор Прушевский, надрывно-едкий инвалид Жачев (по словам Платонова, его ноги остались в капитализме, а тело перешло в социализм) — каждый несчастлив по-своему. Сходство их речи напоминает о строителях Вавилонской башни, и точно так же крушение революционной утопии повлечёт за собой распад «авторитарного дискурса» и возникновение разнородных социальных диалектов.

Маложелательные явления перегибщины, забеговшества, переусердщины и всякого сползания по правому и левому откосу с отточенной остроты чёткой линии

Особое место среди героев — у печального рабочего Вощева, живущего так, «будто вдалеке есть что-то особенное или роскошный несбыточный предмет»: в черновиках повести он носит фамилию Климентов — настоящую фамилию писателя Андрея Платонова. Это один из типичных для Платонова сомневающихся, выпадающих из общего народного тела героев, близкий Саше Дванову из «Чевенгура» или Фоме Пухову из повести «Сокровенный человек». Вощев видит глубже окружающих: его не захватывает всеобщий энтузиазм, он говорит рабочим, что «мне без истины стыдно жить», и ждёт, когда на небе «будет вынесена резолюция о прекращении вечности времени, об искуплении томительности жизни». «Вощеву остаётся «неясно на свете», он «живёт заочно», как бы со стороны наблюдая свою жизнь, и гуляет «мимо» людей, не становясь одним из них» 1 Эпштейн М. Андрей Платонов между небытием и воскресением // Ирония идеала. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 214. ⁠ . В нём сильнее всего воплощена платоновская экзистенциальная тоска, сама фамилия Вощев напоминает о слове «вотще». Он чувствует во всём «веществе существования» особую хрупкость и переживает жизнь как истощающее силы терпеливое томление. Вощев хранит в своём дорожном мешке «нищие, отвергнутые предметы» вроде опавших листьев — собирая «для памяти и отмщения всякую безвестность». Философ Леонид Карасёв находит в этой черте Вощева одно из проявлений «детского мира» Платонова: его герои часто плачут, забываются счастливым сном, задают наивные вопросы об очевидных вещах, собирают, как в случае Вощева, бесполезные лоскутки и палочки, словом, ведут себя как свойственно детям: «Платоновские странные люди сумели, хотя бы отчасти, вернуться в этот [детский] мир, где, засмотревшись на «отвергнутые предметы», они придали им свой взрослый смысл, но вместе с тем потеряли возможность сделаться настоящими взрослыми» 2 Карасёв Л. Знаки «покинутого детства» // Андрей Платонов. Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. С. 112. ⁠ .

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Почему Платонов вообще написал «Котлован»? Он был противником индустриализации и коллективизации?

У Платонова был особый взгляд на теорию и практику коммунистического строительства. Судя по его публицистическим текстам 20-х годов, ему были близки идеи одного из ранних теоретиков большевизма Александра Богданова Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия — Малиновский; 1873–1928) — революционер, утопист, врач-гематолог. Основатель тектологии, «всеобщей организационной науки», изучающей любой предмет с точки зрения его организации. Автор нескольких научно-фантастических романов и апологет собственной теории укрепления организма через переливание крови — при коммунизме, по Богданову, общей у людей может быть даже кровь. Погиб после одиннадцатого обменного переливания. ⁠ , разрабатывавшего «науку о всеобщей организации». Подобно Богданову, Платонов видел в социалистическом строительстве путь к преображению всего мироздания: коллективный труд и всеобщая механизация должны вдохнуть в косную материю разум и смысл. Однако Платонов был полностью встроен в советскую систему — в начале 20-х как инженер, затем как журналист и писатель — и никогда не выражал публичного несогласия с линией партии. В начале 1930-х, практически одновременно с работой над «Котлованом», Платонов едет в журналистские командировки на Ленинградский металлический завод и в колхозы, только что созданные на Средней Волге, и в его газетных статьях нет даже намёка на критику или недовольство происходящим. При этом написанный примерно в это же время «Котлован» оказывается одной из самых страшных книг о стройках социализма, преобразованиях в деревне и советской жизни вообще. Как писал Бродский в послесловии к американскому изданию 1973 года, «если бы… была возможна прямая трансформация психической энергии в физическую, то первое, что следовало бы сделать, закрыв данную книгу, это отменить существующий миропорядок и объявить новое время».

Плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало

Для объяснения этого разрыва биографу Платонова Алексею Варламову приходится выдвинуть гипотезу, что «Котлован» написан платоновским «мистером Хайдом» — второй личностью писателя. Платонова очевидно занимала тема двойничества, в одном из писем жене есть описание ночного кошмара: проснувшись среди ночи, Платонов видит, как другой Платонов сидит за столом и что-то пишет. Не прибегая к мистическим объяснениям, можно предположить, что Платонов собирался написать честную хронику социалистического строительства, возможно в критическом духе, но эсхатологический взгляд на мир и художественная честность увели его далеко от первоначального замысла.

Estate of Boris Ignatovich, Moscow/borisignatovich.com

«Котлован» основан на реальных событиях? Или всё это выдумка?

Условно деревенская часть «Котлована», которая выглядит мрачной фантасмагорией, на самом деле воспроизводит события коллективизации с пугающей точностью. Крестьяне, у которых забирали скотину в колхоз, на самом деле забивали коров и пытались наесться мясом впрок. Зажиточных крестьян с семьями действительно отправляли на плотах в никуда — эта сцена присутствует у Солженицына в «Архипелаге» и в воспоминаниях Виктора Астафьева (при всей реалистичности здесь есть и глубокий символизм; как указывает Михаил Золотоносов, высылка кулаков на плотах напоминает языческий погребальный обряд, в котором мёртвые отправляются в последний путь на погребальной ладье, — это похороны крестьянского-христианского мира) 3 Золотоносов М. Ложное солнце // Андрей Платонов. Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. С. 278. ⁠ . Образ постоянно растущего котлована, на месте которого должен быть (но никогда не будет) воздвигнут дворец светлого будущего, воплотился почти буквально — котлован, вырытый для так и не построенного Дворца Советов, превратился в бассейн «Москва». Возможно, единственный стопроцентный вымысел здесь — это медведь-молотобоец, хотя и он кажется знакомым (хотя бы как деталь народной деревянной игрушки). Золотоносов напоминает о древнем обычае водить медведя по деревням, чтоб тот вынюхивал нечистую силу, — точно так же медведь в «Котловане» нутром чует классово чуждый элемент 4 Золотоносов М. Ложное солнце // Андрей Платонов. Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. С. 281. ⁠ . Вместе с тем «Котлован» нельзя понимать как буквальную историческую хронику: действие деревенских сцен происходит в каком-то промежуточном мире, герои находятся в пространстве между жизнью и смертью, здесь одинаково страшны и отъезд кулаков на плотах, и праздничная пляска остающихся крестьян, а сам автор одновременно ужасается происходящему и находит в нём глубоко скрытую надежду, которая особенно видна в сцене братания будущих колхозников: «Многие, прикоснувшись взаимными губами, стояли в таком чувстве некоторое время, чтобы навсегда запомнить новую родню, потому что до этой поры они жили без памяти друг о друге и без жалости».

источник

Adblock
detector