Меню

Почему не будут отменять школу

Общество

Образование

«Бедные дети»: кого школьные задания сделали несчастными

Почему в российских школах предлагают отменить домашние задания

Современные школьники слишком много учатся: об этом говорят их родители, считающие, что у их детей не остается времени на отдых. Впрочем, есть и те, кто считает, что большая учебная нагрузка — гарантия того, что ребенок не будет проводить все время за компьютером. «Газета.Ru» поговорила со специалистами, которые объяснили, каким должно быть домашнее задание, почему внешкольные секции так популярны и чем поколение современных родителей отличаются от своих предшественников.

В России довольно регулярно возникает вопрос о необходимости домашнего задания, а также о якобы чрезмерной нагрузке, которой подвергаются российские школьники. Так, по мнению заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Бориса Чернышова, они отнимают у современных учащихся слишком много сил. Необходимо дать им больше свободного времени для прогулок на свежем воздухе, поясняет он.

«В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — рассказал Чернышов агентству «Москва».

Как отмечает депутат, из-за большой учебной нагрузки школьники становятся равнодушны к получению знаний.

«Они не хотят сидеть над учебниками, корпеть над какими-то работами или заниматься той деятельностью, которая дает очередную нагрузку на их организм. С одном стороны, нужно сделать образование интересным, а с другой — дать возможность отдышаться нашим ребятам, чтобы они могли находить время для того, чтобы поиграть в футбол, провести время на свежем воздухе. Это было бы правильно», — считает Чернышов.

Парламентарий также отметил, что дополнительная нагрузка помимо занятий в школе — выполнение домашнего задания, а также посещение развивающих секций и кружков — также негативно сказывается на их здоровье.

Вопрос о чрезмерной нагрузке, которой якобы подвергаются российские школьники, ставится в нашей стране не первый раз.

Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. Тогда глава государства поручил врио мэра Москвы Сергею Собянину подготовить проект поручений по этой инициативе. Правда, тогда речь шла только о домашнем задании для старшеклассников, у которых практически не остается на него времени из-за усиленной подготовки к поступлению в вузы.

Всего три месяца на жизнь

Для большинства школьных систем мира, в том числе и российской, домашнее задание до сих пор является основной формой закрепления пройденного материала.

При этом Россия не единственная страна, где родители школьников жалуются на непомерные объемы домашнего задания. Например, в Италии в 2016 году один из родителей учеников публично выступил с критикой системы образования, и многие родители поддержали его.

Итальянец Марино Пейретти выложил в интернет открытое письмо, в котором объяснил, почему его сын не сделал уроки за время летних каникул.

«Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания.

Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием.

В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить», — написал отец ребенка.

Прочитавшие письмо разделились на два лагеря: одни родители поддержали Пейретти, другие обвинили его в том, что он подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. В том же году испанская конфедерация родителей школьников впервые провела забастовку против домашних заданий: в течение недели родители и школьники не выполняли задания, которые давали им на дом. Кстати, подобная акция проходила во Франции в 2012 году.

Согласно исследованиям международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объемам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий вне школы, говорили результаты исследования. Следующие строчки рейтинга занимали Италия, Ирландия, Польша и Испания, где школьники тратили в среднем около 6-6,5 часов в неделю на домашку.

Правда, в исследовании участвовали не все страны, поэтому результаты могут быть не совсем объективны. Так школьники в Южной Корее, начиная со средней школы, все свободное время тратят на образование и подготовку к поступлению в престижные вузы. Помимо школы, корейские дети добровольно посещают многочисленных репетиторов, а также выполняют дополнительные задания дома.

Изменились не школы, а родители

Сегодня эксперты не выявили однозначной связи между уровнем знаний и объемами домашнего задания. Большинство из них сходится во мнении, что главное в этом вопросе не количество уроков, а их качество и креативность.

Народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 в Москве Ефим Рачевский считает, что вовсе отменить домашнее задание в школе нельзя. В наших школах самые длинные в мире каникулы, которые в общей сложности длятся четыре месяца, обращает внимание он. Кроме того, на уроке дети не всегда успевают закрепить пройденный материал, считает педагог. В качестве примера он приводит занятия по английскому языку.

«В группе примерно 15 человек, в распоряжении учителя есть 40 минут урока. И получается, что на образовательную в среднем, на одного ученика приходится две минуты. За это время что-нибудь сделать практически невозможно. Поэтому домашнее задание, в данном случае, будет носить тренинговый характер. Особенно если оно интересно.

Например, можно сказать ребенку: «Зайди на сайт «Би-би-си», найди какой-нибудь фильм про черепах и попробуй сделать синхронный перевод». Это задание даст больше, чем 150 уроков английского, вместе взятых».

Он также отмечает, что домашнее задание выполняет и другую важную функцию, кроме образовательной. Как рассказал Рачевский, несколько лет назад в его школе в порядке эксперимента на две недели отменили домашнее задание для младшеклассников.

«Родители терпели два дня, три дня. Потом мне позвонил один мой приятель, доктор педагогических наук, его внук тогда учился в нашей школе. Он говорит: «Что ж ты делаешь, мерзавец? Раньше я приходил домой и спрашивал у внука: «Ты уроки сделал? Нет? Ну-ка, садись, делай». А сам смотрю футбол. А теперь я у него спрашиваю, а он мне отвечает: «А нам не задали. Дед, давай сыграем в шахматы». А я, может, хочу футбол посмотреть», — пожаловался доктор педагогических наук. То есть, домашнее задание выполняет еще функцию своего рода няньки», — рассказал Рачевский «Газете.Ru».

По его словам, самая главная задача домашнего задания — не вызывать у детей отвращения к учебе. Идеальный вариант обучения — когда учитель дает своим ученикам индивидуальное домашнее задание, чтобы вне школы каждый из детей закрепил тот материал, который на уроке усвоил хуже всего.

Однако, по признанию Рачевского, мало кто из российских учителей применяет такой индивидуальный подход.

В отличие от многих других специалистов, педагог уверен: версия о том, что современные школьники загружены домашними заданиями больше своих предшественников — миф.

«Просто раньше не было социальных сетей, то есть, не было места для групповых или индивидуальных рыданий по этому поводу. И поэтому мало кто об этом знал», — поясняет Рачевский.

Основное отличие нашего времени, считает он, в том, что изменился подход к детскому образованию со стороны самих родителей, которые сегодня «как никогда, связывают благополучие своих детей с тем качеством образования, которое они получат». Современные родители школьников очень хотят вырастить успешных детей, а успех сейчас у многих ассоциируется именно с высшим образованием в самых престижных вузах, считает эксперт.

«Например в 60-е годы прошлого века около 25% учеников переходили в старшую школу и потом поступали в институты. А сейчас в высшие учебные заведения поступают повально все», — поясняет директор школы.

Он также обращает внимание на то, что в законе об образовании нет пункта, обязывающего учителей давать детям домашнее задание, поэтому и отменять на законодательном уровне нечего. По его словам, домашнее задание — это привычная технология преподавания в школе, однако она не обязательна по закону.

При этом существуют ограничения по объему заданий — санитарные правила и нормы, так называемые СанПиНы. Согласно этим рекомендациям, у первоклассников вообще не должно быть домашнего задания, учащиеся 4 и 5 классов могут тратить на выполнение заданий дома не больше двух часов в день, а старшеклассники — не больше трех с половиной часов в день.

Учителя не любят детей

Московскому школьнику Богдану (имя изменено) 11 лет, он учится в пятом классе и занимается хоккеем шесть раз в неделю. Раньше он посещал еще и музыкальную школу, но во втором полугодии 4-го класса решил взять там академический отпуск, поскольку не успевал подготовиться к многочисленным экзаменам, которые сдавали все четвероклассники при переходе в среднюю школу.

Как рассказали «Газете.Ru» родители Богдана, у мальчика практически нет свободного времени между школой, занятиями спортом и домашним заданием. «Спит он у нас в основном в машине, — поделился его отец. — Когда я везу его с занятий домой».

Несмотря на такую высокую нагрузку, Богдан выглядит вполне довольным и общительным ребенком, а его родители считают, что современным детям необходимо обеспечивать плотный график.

Читайте также:  Почему водолей хочет быть один

«Иначе все свободное время он будет сидеть дома за компьютером, — поясняет мама Богдана. — Мы в детстве постоянно гуляли с друзьями во дворах, нас было не загнать домой. А сейчас у современных школьников такой привычки нет, они совсем не проводят времени на воздухе».

Однако существует и противоположное мнение. Клара Мансурова, председатель общественного движения «Родительская забота», считает, что современным школьникам задают слишком много домашнего задания по каждому предмету, и в итоге они проводят над учебниками дома столько же времени, сколько и в школе.

«Я думаю, что задание на дом надо уменьшить на 50%, но не отменять. Не всегда учитель может за урок так доступно объяснить тему, чтобы все дети ее поняли. Для того, чтобы полностью отменить домашнее задание, надо сначала поменять учителей», — считает Мансурова.

По ее словам, есть предметы, по которым вообще не стоит давать домашнее задание — среди них информатика, обществоведение, химия. Будучи кандидатом химических наук, Мансурова уверена, что эту науку можно так раскрыть на уроках, что дети сами заинтересуются ею и захотят посмотреть дополнительные сведения в интернете, энциклопедии или учебнике.

«Может быть домашнее задание нужно не всем, а только тем, кто не успевает по предмету. Учителю надо тихонечко подойти к такому ученику и посоветовать, что еще почитать и сделать», — поясняет она.

По словам эксперта, самое страшное в школе — когда на ребенка смотрят как на человека, который обязан подчиняться учителю и выполнять все его задания. В то время, как главная задача школы — помочь ученику найти свое место в жизни и самоопределиться.

«У нас, к сожалению, в школах почти отсутствует любовь к детям. Ведь эти 11 лет, которые ребенок проводит в школе — главные в его жизни. Учитель должен в первую очередь помочь ребенку понять свое предназначение, ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Зачем я?» А вместо этого каждый учитель считает, что его предмет главный».

В отличие от Рачевского она считает, что современные дети нагружены гораздо больше советских школьников. При этом Мансурова обращает внимание на то, что это происходит и по вине самих родителей, которые отдают детей в многочисленные внешкольные секции.

У ребенка должно быть свободное время, когда он может размышлять, считает Мансурова, однако современный школьник не может позволить себе такой роскоши. Только потому, что наши дети маленькие, мы считаем, что мы можем их заставлять и унижать, а пора давным давно начать относиться к детям по-другому, уверена Мансурова.

источник

Связаны ли нововведения с требованиями безопасности

Московские школы отказываются от традиционных линеек 1 сентября. Некоторые учебные заведения в этом году решили не проводить торжества в День знаний. Об этом “Ъ FM” рассказали родители учеников. Ранее СМИ сообщали о том, что с рекомендацией отказаться от линеек выступил замглавы департамента образования Москвы Владимир Раздин. Это якобы было связано с «вопросами безопасности». Правда, позднее сообщение с его заявлением было удалено, а источник “Ъ” в столичном департаменте региональной безопасности пояснял, что цитата была истолкована неверно, и линейки никто не запрещал.

Но родители учеников в некоторых школах подтвердили, что формат празднования 1 сентября в этот раз действительно поменяли.

«Линейки в традиционном формате 2 сентября не будет. Нам сказали, что мы просто приводим детей в школу, там их встречают классные руководители, и они идут в класс. Примерно в 10 часов пятиклассников уже без родителей соберут в актовом зале, где будет торжественное приветствие директора. В прошлом году линейка была традиционной, все ученики собирались перед школой со своими классными руководителями, было торжественное построение, приветствие директора, дети выступали, читали стихи — было масштабное мероприятие».

«28 августа выложили информацию, что линейка пройдет в 10 часов, после чего будет один урок. Мой сын идет в первый класс, поэтому занятие, скорее всего, продлится 30 мин, после чего его нужно будет забирать в 12.00, из чего я делаю вывод, что линейку сократили не очень сильно».

«Наших детей лишили праздника, сказали, что никакой линейки не будет: они просто сфотографируются и пойдут на семь уроков. Это полное безобразие. Всегда на весь район Крылатское играла музыка, дети шли счастливые и довольные, учеба начиналась с радости, теперь же один негатив. Сказали, что классы сфотографируют для отчетности и все. Создается просто видимость».

В департаменте образования Москвы напомнили “Ъ”, что 1 сентября выпадает на воскресенье, и школьники могут отметить День знаний на международном форуме «Город образования» на ВДНХ. Между тем в ведомстве не ответили, направлял ли департамент в школы Москвы рекомендации не проводить линейки 2 сентября. Изменение формата линеек или их отмена не связаны с требованиями безопасности, считает учитель высшей категории, бывший сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Леонид Перлов:

«Идея принадлежит людям, которые, по всей вероятности, вообще никогда не были на подобных школьных мероприятиях. К безопасности это никакого отношения не имеет, если мы, конечно, не говорим о празднике “Город образования” на ВДНХ. Там, по сравнению с закрытым огороженным школьным двором под наблюдением родителей, старших товарищей и педагогов, все сложнее. В прошлом году я был на этом мероприятии — это чудовищно, там невероятное количество людей, следить за детьми в принципе невозможно. Так что там, особенно малышам, действительно угрожает опасность. 1 сентября — это праздник и для маленьких, и для взрослых. Здесь есть очень важный психологический момент — дети после более двух месяцев отсутствия в школе встречаются не только друг с другом, но и с учителями. Если безопасность — это универсальный и единственный аргумент, то он к этому решению не применим».

Почему в части московских школ отменяют торжественные линейки

Некоторые родители отмечают: им пояснили, что линейки отменяют из-за подготовки школ к выборам в Мосгордуму. Хотя изменение привычного формата у некоторых семей вызвало одобрение. Так, некоторые родители пишут в соцсетях, что линейка себя изжила и давно не нужна.

источник

Родители учеников сообщают об отмене торжественных линеек в части московских школ

Как сообщают родители учеников, в некоторых московских школах отменены торжественные линейки в честь начала учебного года. Напомним, 1 сентября приходится на воскресенье. Ранее городское агентство «Москва» со ссылкой на заместителя руководителя департамента образования и науки Москвы Владимира Раздина сообщило, что 2 сентября школам рекомендовано сразу начинать занятия, не проводя линеек, причем рекомендации связаны с «вопросами безопасности». Позже сообщения со ссылкой на господина Раздина были удалены, а источник “Ъ”, близкий к департаменту региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, пояснил, что цитата была некорректной и «линейки не запрещали». При этом в департаменте образования “Ъ” подтвердили, что День знаний 1 сентября отметят в рамках московского международного форума «Город образования» на ВДНХ.

В среду руководитель клуба «Азбука приемной семьи» благотворительного фонда «Арифметика добра» Светлана Строганова написала в Facebook, что в московской школе, куда в первый класс идет ее дочь, отменили праздничную линейку в честь начала учебного года в понедельник, 2 сентября, и вместо нее предложили поучаствовать в городском празднике на ВДНХ в воскресенье, 1 сентября. «Я хочу «первый раз в первый класс» — чтобы ребенок пошел на линейку перед школой, и его первый учитель привел его потом в класс на его первый в жизни урок. Я не хочу в свой выходной тащиться с ребенком-инвалидом и всем кагалом непонятно куда через всю Москву, где будет толпа незнакомых людей, чтобы послушать непонятно чьи речи и все равно не пойти первый раз в первый класс, а уехать домой»,— написала госпожа Строганова.

В комментариях часть родителей также отметили, что в их школах линейки 2 сентября отменены. Пока отмена не носит общегородского характера: в ряде школ, по данным “Ъ”, готовятся к линейкам утром в понедельник.

Ранее городское информагентство «Москва» привело комментарий заместителя руководителя департамента образования и науки города Москвы Владимира Раздина, который заявил, что «в этом году в первый класс придут 114,2 тыс. первоклассников, а общий контингент — от дошкольников до выпускников — будет составлять 1,5 млн человек»:

« В целях безопасности мы (департамент.— “Ъ” ) рекомендуем всем руководителям не проводить линеек и в понедельник сразу начинать учебный день».

При этом отмечалось, что вместо школьных линеек все желающие могут принять участие в общегородском празднике на ВДНХ в воскресенье, 1 сентября. Позже исходное сообщение на сайте агентства «Москва» было удалено, а источник “Ъ”, близкий к департаменту региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, отметил, что удаление материала было связано с «некорректным цитированием» и на самом деле «линейки не запрещали».

При этом в департаменте образования Москвы “Ъ” напомнили, что 1 сентября в этом году выпадает на воскресенье, поэтому День знаний отметят в рамках московского международного форума «Город образования» на ВДНХ.

О чем не пишут в сочинениях на тему «Как я провел лето»

«Гостей форума ждут праздничные мероприятия: торжественная линейка кадетского движения Москвы, благотворительный забег, хакатоны, экскурсии и квесты, спортивные состязания. А 2 сентября ребята встретятся со своими учителями и одноклассниками в школах, где начнутся занятия»,— отметили в департаменте. Как рекомендация отменить линейки 2 сентября связана с вопросами безопасности, “Ъ” в департаменте так и не пояснили. На вопрос о том, направлял ли департамент в столичные школы рекомендацию не проводить линеек 2 сентября, в ведомстве не ответили.

Читайте также:  Почему мы платим за теплосчетчик

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий заявил “Ъ”, что «если департамент направил школам рекомендацию отказаться от линеек в пользу праздника на ВДНХ, то нет ничего безопасного в том, что все поедут на общий праздник, где пропускная способность точно не даст возможности вместить всех школьников и родителей города». Оргсекретарь профсоюза Ольга Мирясова также подчеркнула, что, проводить линейку или нет, «должна решать каждая школа, и если их отменят по соображениям безопасности, то это не имеет никакого смысла: родители все равно всех приводят в школу и второго числа во всех учебных заведениях будет куча народу».

Мнения родителей в комментариях в социальных сетях разделились: часть из них писала, что нельзя «лишать праздника хотя бы выпускников и первоклассников»; другие заявляли, что «линейка себя изжила, хотя непонятно, зачем она вообще была нужна».

Ольга Васильева поставила перед родителями цели современной школы

Министр просвещения Ольга Васильева в феврале встретилась с родителями школьников из нескольких регионов. Министр рассказала, что будет сделано в рамках национального проекта «Образование» и сколько это будет стоить. Родителей при этом больше всего интересовал ход борьбы с обучением в школах в три смены, конфликты между школьниками и педагогами и невозможность одновременно сдавать на ЕГЭ профильную и базовую математику.

источник

Отменят ли домашние задания в школе

Отменят ли домашние задания в школе

Дети часто ленятся выполнять домашние задания, взрослые нервничают, что педагоги задают слишком много, а некоторые даже делают работу за своих детей. Наш блогер Николай Архаров уже писал о проблеме отмены домашнего задания в первом классе, сегодня он рассуждает, почему нельзя упразднять домашнее задание в средней и старшей школе, и что случится, если домашку всё-таки отменят.

Недавно я слушал радио в машине. И для меня стал шоком эфир, где обсуждалась отмена домашних заданий в школе, а на слушателя оказывалось давление, чтобы доказать необходимость отмены домашних заданий.

Откуда я взял давление? Всё начиналось с активной атаки на чувства слушателя: перечислялись «ужасы» домашнего задания, а не «ужасы» беспомощности ученика, не делающего домашние задания. Всё это закреплялось авторитетным мнением председателя комиссии по образованию Мосгордумы Молева Антона Ильича и главы экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования Москвы Мясниковой Людмилы Александровны. Они проявляли заботу о детях, ратовали за минимальность и добровольность домашних заданий. Правда, вся ответственность за качество обучения снималась как с родителей, так и с учеников: «Если он [ребенок] его [домашнее задание] не может сделать — ничего страшного, значит, это работа для учителя — он ему поможет». Когда слушатель был уже достаточно подготовлен, приводилось мнение представителей «педагогического сообщества», которые в контексте звучатли как оправдания. Всё фиксировалось словами «Пока же дети, как и прежде, получают задания на дом и самостоятельно осваивают то, что не успели осилить в школе». Этим «пока что» укоренялась уверенность слушателя в необходимости и неизбежности отмены домашних заданий, а заканчивалось всё подменой понятий.

В настоящее время домашние задания — это отдельная часть учебного процесса, имеющая свои цели и выполняющая свои функции.

Задание на дом задаётся целенаправленно и осознанно, а не по принципу «успел — не успел»

В зале кафе клиенты же не доедают то, что не успели съесть в гардеробе, потому что в гардеробе выполняется одна функция, в зале кафе — другая. Так и в школе выполняется одна часть учебного процесса, дома — другая.

Для того, чтобы объективно познакомить слушателей с содержанием проблемы, достаточно было задать всего четыре простых вопроса.

  1. Для чего нужны домашние задания?
  2. Какие проблемы нужно будет решить, если домашние задания отменят?
  3. Почему школьники не успевают выполнить домашние задания?
  4. Что можно сделать для решения этой проблемы?

1. Для чего нужны домашние задания?

1. Выработка навыков. В начальной школе — это основная задача домашнего задания. Ребёнку можно в какой угодно увлекательной форме рассказать и показать, даже в трехмерном голографическом изображении с компьютерной анимацией, как писать букву «А», но пока он не напишет её своей рукой столько раз, сколько требуется именно ему для выработки двигательного навыка, ни красоты, ни скорости письма не будет.

Пока ребёнок не выработает собственные приёмы запоминания, ни стихи, ни таблица умножения в его голову не «улягутся». Можно дать прослушать ребёнку сотню-другую радиоспектаклей в исполнении гениальнейших советских артистов, но он сам от этого не будет читать ни быстрее, ни выразительнее. Помочь могут только тренировки.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия) — это задача начальной школы и без выработки навыков она не решается. В средней и старшей школе требуются другие навыки, что тоже решается при выполнении домашних заданий.

2. Перевод знаний в долговременную память. Сначала информация попадает в кратковременную память, а потом переводится в длительную память — так уж человек устроен. Если в течение 10-12 часов к материалу вернуться, то в длительную память попадёт больше информации, если нет, то и вспоминать будет нечего. Повторять только что изученный материал на уроке — бессмысленно, так работает только краткосрочная память, процесс перевода информации в долгосрочную не начинается.

3. Развитие самостоятельности ученика. Все родители учили детей ходить. Пока держим за две ручки — ребёнок идёт, отпускаем ручки — садится. Мы день за днем отпускаем его ручки, чтобы пошёл. Дети в школе держатся за учителя: «Как дальше? Я правильно сделал?». Иногда просто сидят и ждут, когда будет готовое решение на доске, чтобы списать. Дома, если родители не страдают гиперопекой, ребёнок остается один на один с учёбой. Всё, ручки отпустили — должен пойти сам. Пойти сам не в учебе, а по жизни.

4. Стимулирование познавательного интереса. По большому счету, учёба — процесс творческий. Выучил стихотворение, прочитал с выражением и чем ты хуже знаменитого артиста, читающего стихи на публику. Если в домашних заданиях встречаются слова «понаблюдай», «подумай» — это творчество, это увлекательно. Дети свои познавательные находки несут в класс наперегонки. Для третьего класса, когда появляется достаточно метапредметных навыков для самостоятельной работы, отлично зарекомендовала себя проектная деятельность.

5. Развитие навыков самоорганизации, ответственности, усидчивости. В этом вопросе всё идёт по простой схеме: сделал домашнее задание — получил похвалу, не сделал — тебя поругали. Выполняешь домашние задания без подсчета ворон — остаётся личное время на игры, прогулки, нет — закрыл тетрадь и лег спать. Ищешь тетрадь два часа — уроки без конца и края, все лежит на своих местах — сел за уроки, сделал и свободен. Выполнил домашние задания хорошо, начинаешь себя уважать.

6. Формирование характера ученика. Удивительно, но ещё ни у одного человека после последнего звонка характер не изменился. Не бывает так, что пока учился в школе был безвольным, безответственным, прозвенел последний звонок — сразу стал целеустремленным, волевым, аккуратным. Начинать нужно в первом классе. Домашние задания — это тот вид учебного процесса, который больше всего влияет на формирование положительных черт характера.

2. Какие проблемы придётся решить, если домашние задания отменят?

Функции, которые сейчас выполняют домашние задания, в любом случае должны быть выполнены. Весь объём материала, который вынесен в домашнее задание, должен быть выполнен. В противном случае качество знаний резко упадет. В том же авторском материале на радио говорилось: «Во Франции три года назад экспериментально отменили задания на дом. Результат оказался печальным: здоровее дети не стали, а вот уровень знаний резко упал». Чтобы перенести функции домашнего задания в работу в классе, необходимо:

  • найти учебное время для организации выработки навыков;
  • увеличить количество времени на предметы, которое приведет к необходимости переработки всех УМК (учебно-методический комплекс);
  • организовать в школе перерыв между изучением материала по предмету и его повторением, для усвоения и запоминания;
  • обеспечить самостоятельную работу каждого ученика в классе;
  • сделать так, чтобы ученики, которые выполняют какой-то вид деятельности быстрее, не мешали тем, кому требуется на то же самое больше времени;
  • организовать выполнение устных заданий (выразительное чтение, заучивание стихов, пересказ и так далее) так, чтобы дети не мешали друг другу;
  • понять, чем выполнение этих функций в стенах школы лучше, чем после отдыха дома.

3. Почему школьники не успевают выполнить домашние задания?

Проблемы с домашними заданиями возникают, прежде всего потому, что дети переутомляются. Причины переутомления детей:

  • слишком длительное пребывание детей в школе;
  • интенсификация (увеличение напряжённости) основных предметов обучения;
  • ненормально большая нагрузка от внеурочной деятельности, которая проводится в той же школе, тех же классах, теми же учителями, в той же урочной форме;
  • методические противоречия между ФГОС и УМК, которые приводят к нелогичности и противоречивости учебного процесса, создают лишнюю нагрузку;
  • методики «вчерашнего дня», широко распространенные в школах, достигают поставленных целей путем бóльших трудозатрат со стороны детей, чем современные, развивающие;
  • проблемы с организацией выработки метапредметных навыков в начальной школе, в том числе и по причине отсутствия домашних заданий в первом классе, привели к тому, что многие дети оказались не готовыми к обучению в средней и старшей школе. Они медленно и плохо пишут, не умеют запоминать информацию, медленно читают, плохо понимают прочитанное, не могут пересказывать простейшие тексты, не умеют чертить и понимать простейшие схемы и так далее. При таких навыках домашние задания в средней и старшей школе можно выполнять и по 20 часов, а не по 3,5;
  • резкое снижение авторитета учителей привело к игнорированию некоторыми родителями их советов.
Читайте также:  Почему мимика и жесты важны

Нарушение простых правил выполнения домашних заданий приводит к излишним нагрузкам на детей или к неэффективности домашней работы учащихся. Наиболее часто встречаются следующие ошибки в организации выполнения домашних заданий:

  • домашние задания выполняются сразу после школы, когда ребёнок ещё не отдохнул;
  • домашние задания выполняются после возвращения родителей с работы, когда ребёнок уже устал и у него низкая работоспособность;
  • задания выполняются «в один присест», перерывы не делаются, ребёнок быстро устаёт;
  • во время выполнения задания ребёнок отвлекается, а взрослые не удаляют отвлекающие факторы (телефон, телевизор, компьютер), время выполнения домашних заданий необоснованно затягивается;
  • детям навязывают приёмы выполнения домашних заданий, правильные с точки зрения родителей, но без учета рекомендации учителей, что не только мешает учебному процессу, но и может привести к стрессу;
  • некоторые родители начисто лишают детей самостоятельности, верхом пренебрежительного отношения к своим детям является выполнение домашних заданий за детей.

Воспитание человека-потребителя привело к превалированию отдыха над учебной деятельностью. Отдых воспринимается как постоянное общение с гаджетами, в результате:

  • дети переутомляются от постоянного набора и просмотра текстов в телефонах, компьютерах и так далее;
  • дети переутомляются от компьютерных игр: современная компьютерная игра по количеству контролируемых объектов и количеству принятия решений в единицу времени превышает те же показатели в работе авиадиспетчеров;
  • большинство детей страдают от гиподинамии;
  • время, проводимое детьми в движении, на воздухе, чрезвычайно мало.

Дети в принципе не могут решать взрослые проблемы. К сожалению, сейчас они в эти самые проблемы постоянно погружены: проблемы родителей на работе, финансовые семейные проблемы, разводы, войны, криминальные новости — все эти нагрузки чрезмерны для детской психики, истощают её. Забота о безопасности детей превратилась их запугивание. В 90-е годы в стране была создана опасная для детей среда обитания, вместо того, чтобы сделать её вновь безопасной, мы, взрослые, пытаемся оградить детей от этой среды, что в принципе невозможно. Постоянный страх истощает психику детей. Если подвести итог, то дети переутомлены как физически, так и психически, как в школе, так и во всей внешкольной жизни. Если из жизни детей убрать не только домашние задания, но и всю учебу, переутомление детей не исчезнет. На этом фоне нагрузки от домашних заданий не такие уж и большие, однако сил для их выполнения у детей нет.

4. Что можно сделать для решения проблемы?

  • убрать бесполезную внеурочную деятельность как основной фактор перегрузки детей;
  • запретить проектную деятельность в первом и втором классах;
  • вернуть домашние задания в первом классе;
  • перенести центр внимания с создания новых стандартов (ныне действующий, вполне хороший стандарт ещё не выполняется) и методов контроля знаний на разработку технологий и систем обучения;
  • грамотно использовать существующие системы обучения и приступить к разработке новых на базе последних достижений психологии и педагогики;
  • изучить причины переутомления детей и разработать способы их устранения;
  • организовать эффективную работу с родителями, в том числе и по организации выполнения домашних заданий.

26 февраля на «Меле» появился комментарий Ольги Васильевой по предложениям отменить домашние задания: «Особое внимание [нужно уделить] младшей школе, в юном возрасте на старте обучения ребёнку нужно время, чтобы психологически привыкнуть к оцениванию знаний, здесь вопрос действительно обсуждаем».

Почему внимание уделяется привыканию ребёнка к «оцениванию знаний», когда речь идет о домашних заданиях? Ладно, пусть это оговорка.

Почему «здесь вопрос действительно обсуждаем», когда Министерством просвещения все уже решено: в первом классе задание полностью отменены, что принесло немало бед, в остальных они строго регламентированы. Как говорится, процесс пошел.

Чем закончится обсуждение? Дальнейшим снижением объемов домашних заданий (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. N 734 не был научно обоснован, количество нормативных часов было принято произвольно)? Или полной отменой домашних заданий? Тогда как будут выполняться функции, которые сейчас выполняет домашнее задание?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Deyan Georgiev)

источник

Министр образования в преддверии 1 сентября ответила на вопросы родителей со всей страны

Российские школы будут постепенно отказываться от уроков в субботу, но переход на пятидневку не коснется десятых и одиннадцатых классов. Это лишь одна из новостей, которые касаются миллионов учеников и их родителей, и которые приходили сегодня во время и после Всероссийского родительского собрания. Его в преддверии Дня знаний провела министр образования и науки Ольга Васильева. Вопросы ей поступали в том числе по видеосвязи из регионов; кто-то ради общения приехал в Москву сам.

У Александры Усенко восемь детей — двое собственных и шестеро приемных. Ее дети учатся в начальной, средней школах, а кто-то уже и в старших классах. Одновременно. На Общероссийское родительское собрание приехала из Краснодара специально — услышать из первых уст о грядущих изменениях. Модератор встречи Яна Чурикова сама озвучила вопрос, находящийся в родительском топе: как изменится Единый госэкзамен?

«Какие планируются изменения в процедуре проведения ЕГЭ в ближайшие три года?» — задала вопрос модератор Общероссийского родительского собрания Яна Чурикова.

«Сразу хочу сказать, что будет в этом году: физика, химия, биология — тестовые задания с готовыми ответами будут сняты, то есть это совсем другой подход. Первый раз в этом году будет устная часть — русский язык и литература», — пояснила министр образования.

Если опыт признают успешным, подумают и о выпускных классах. Ведь сколько было разговоров о преимуществах старой, не тестовой системы, когда школьник излагал свой ответ лично учителю.

Следующий вопрос из зала о наболевшем перед 1 сентября.

Вопрос: «Сейчас разработано очень много действительно хороших рабочих тетрадей, но приходится же покупать родителям за свои деньги, и это стоит недешево. Есть ли возможность все-таки у школы обеспечивать рабочими тетрадями, а не только учебниками?»

«Если сама школа включает тетрадь в образовательный перечень, то она должна его обеспечить, то есть в этом случае волюнтаризма не допускается», — пояснила Ольга Васильева.

В собрании участвовали и регионы. Родители и учителя из Якутии, Иркутска, Астрахани задавали свои вопросы при помощи видеотрансляции. Всего 10 субъектов. Беспокойство высказали представители Северной Осетии: в их школах сокращаются ставки логопедов. А речевых проблем у нынешних детей много.

«Школа сама принимает решение по штатному расписанию, будет ли у нее логопед в штатном расписании. Чаще всего не бывает. Что на сегодняшний день есть и что может нам в решении этой проблемы помочь: на сегодняшний день в стране есть девять с половиной тысяч консультационных центров, в которых такая помощь оказывается», — сообщила министр.

Говорили и о контроле качества образования — его будут проверять в четвертых и девятых классах по всей стране. И о том, что надо минимизировать различия в программах: при переезде из одного региона в другой школьники часто сталкиваются с совершенно новыми учебными планами.

А во время видеомоста с Иркутской областью прозвучало пожелание помочь со школьным питанием для социально незащищенных семей.

Вопрос: «Может ли государство хотя бы софинансирвать завтраки и обеды в школьной столовой?»

«Питание для детишек из многодетных семей, детишек-сирот, детишек из неполных семей, попавших в трудные условия, от понедельника по пятницу в нашей Московской области есть. Здесь, чтобы вы правильно меня поняли, большая тяжесть ложится на регионы. Каждый регион, включая Ваш, Иркутский регион, должен принимать эти решения самостоятельно», — пояснила Ольга Васильева.

К министру образования, вступившей в должность 19 августа, сейчас внимание повышенное. Всем — учителям, родителям, даже самим ученикам — важно понять: что за преобразования впереди? Так, родители несколько раз поднимали тему трудового воспитания в школах. Сейчас школьники больше ведут конспекты, а раньше сами и готовили, и стругали, и шили, и сверлили.

Вопрос: «В моем советском школьном прошлом были такие вещи, как, во-первых, урок труда, который плавно перетекал в учебно-производственный комбинат для старшеклассников. Те навыки, которые я получила в свое время, например, у меня квалификация швеи-мотористки, у супруга — электромонтажника, почему дети не работают руками?»

«Сейчас этот предмет, который мы с вами так любили и называли «труд», и который давал нам те самые навыки, которые мы пронесли через всю жизнь, это «технологии». В 2017 году он будет запущен. Все, что касается «делать руками» и что действительно надо делать руками, потому что не только высокие технологии — будущее, где кнопки, кнопки, кнопки, это замечательно, но руками мы должны уметь делать и научить его всему», — ответила министр.

Общероссийское родительское собрание шло около двух часов. Примерно столько же, сколько длятся обычные классные собрания в школах. Знакомство с министром образования состоялось, впереди новый учебный год, который, к слову, наступит уже послезавтра.

источник