Меню

Почему не будет ока саурона

«Ока Саурона» над Москвой не будет: авторы отказались от скандального проекта

«Ока Саурона» над Москвой не будет: авторы инсталляции решили остановить проект. Об этом они написали в своем пресс-релизе, который приводит телеканал «Россия 24». В нем говорится, что задумка не носила какого-либо религиозного или политического подтекста, и творческая группа не ожидала столь острой реакции со стороны общественности.

Ранее сообщалось о планах установить на одной из башен комплекса «Москва-Сити» десятиметровую сферу с проекцией глаза «темного властелина» из произведений Джона Толкина. Сделать это планировалось в день премьеры заключительной части кинотрилогии «Хоббит».

Сообщение о появлении в столице «Ока Саурона» вызвало большой общественной резонанс. Интернет-пользователи даже открыли сбор подписей против его установки, ведь Саурон — «могущественный злобный дух, враг народов Средиземья, а его глаз — символ страха и угнетения».

С резкой критикой такой инсталляции выступили и представители Русской Православной Церкви. Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата, отметил, что появление данного объекта будет свидетельствовать лишь о «двойных стандартах в головах чиновников»

«Можно, конечно, пытаться обратить все это в шутку, сказать, что это игры. Но на самом деле Саурон придуман Толкином как образ сил зла. И то, что он у нас над всем городом будет сиять, многим не понравится, — сказал Чаплин. — Возвышение символа злой силы над городом — это что? Знак победы? Это поднятое над плененными и захваченными знамя оккупанта? Это вызов?»

Представитель РПЦ предложил спросить мнение общественности на этот счет. «В любом случае это демонический символ, — добавил он. — Не надо потом удивляться, если с городом что-то не так пойдет».

Отреагировали на «око Саурона» и в московской мэрии. Там заявили, что готовы убрать инсталляцию в любой момент, если она будет установлена без согласования с городскими властями. «Даже временное размещение любой рекламной конструкции требует согласования департамента. Без моего разрешения эту конструкцию размещать нельзя. Если объект будет размещен, и мы убедимся, что это реклама, он будет демонтирован», – заявил глава городского департамента СМИ и рекламы Владимир Черников.

Лидер православного движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов (Энтео) взял на себя ответственность за отмену установки этой инсталляции. «Сотни людей поддержали нашу акцию против ока Саурона, поток заявлений от граждан в ФСБ, Прокуратуру и Мэрию не остался без внимания», — написал он в «Твиттере». А когда стало известно, что инсталляция не состоится, он заявил: «Слава Богу! Победа «Божьей Воли». Ока Саурона над Москвой не будет, как мы и обещали вам. Город может спать спокойно».

источник

«Ока Саурона» над Москвой не будет: авторы отказались от скандального проекта

«Ока Саурона» над Москвой не будет: авторы инсталляции решили остановить проект. Об этом они написали в своем пресс-релизе, который приводит телеканал «Россия 24». В нем говорится, что задумка не носила какого-либо религиозного или политического подтекста, и творческая группа не ожидала столь острой реакции со стороны общественности.

Ранее сообщалось о планах установить на одной из башен комплекса «Москва-Сити» десятиметровую сферу с проекцией глаза «темного властелина» из произведений Джона Толкина. Сделать это планировалось в день премьеры заключительной части кинотрилогии «Хоббит».

Сообщение о появлении в столице «Ока Саурона» вызвало большой общественной резонанс. Интернет-пользователи даже открыли сбор подписей против его установки, ведь Саурон — «могущественный злобный дух, враг народов Средиземья, а его глаз — символ страха и угнетения».

С резкой критикой такой инсталляции выступили и представители Русской Православной Церкви. Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата, отметил, что появление данного объекта будет свидетельствовать лишь о «двойных стандартах в головах чиновников»

«Можно, конечно, пытаться обратить все это в шутку, сказать, что это игры. Но на самом деле Саурон придуман Толкином как образ сил зла. И то, что он у нас над всем городом будет сиять, многим не понравится, — сказал Чаплин. — Возвышение символа злой силы над городом — это что? Знак победы? Это поднятое над плененными и захваченными знамя оккупанта? Это вызов?»

Представитель РПЦ предложил спросить мнение общественности на этот счет. «В любом случае это демонический символ, — добавил он. — Не надо потом удивляться, если с городом что-то не так пойдет».

Отреагировали на «око Саурона» и в московской мэрии. Там заявили, что готовы убрать инсталляцию в любой момент, если она будет установлена без согласования с городскими властями. «Даже временное размещение любой рекламной конструкции требует согласования департамента. Без моего разрешения эту конструкцию размещать нельзя. Если объект будет размещен, и мы убедимся, что это реклама, он будет демонтирован», – заявил глава городского департамента СМИ и рекламы Владимир Черников.

Лидер православного движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов (Энтео) взял на себя ответственность за отмену установки этой инсталляции. «Сотни людей поддержали нашу акцию против ока Саурона, поток заявлений от граждан в ФСБ, Прокуратуру и Мэрию не остался без внимания», — написал он в «Твиттере». А когда стало известно, что инсталляция не состоится, он заявил: «Слава Богу! Победа «Божьей Воли». Ока Саурона над Москвой не будет, как мы и обещали вам. Город может спать спокойно».

источник

16 интересных фактов о Сауроне

Несмотря на то, что автор книги и создатели фильмов уделили куда больше внимания таким персонажам, как Фродо, Гэндальф и Арагорн, нельзя отрицать, что ключевой фигурой «Властелина колец» является Саурон. Саурон — это главный злодей Средиземья и один из самых известных антагонистов в истории популярного фэнтези.

Благодаря невероятно успешным адаптациям Питера Джексона о Темном властелине знают даже те, кто не читал произведений Толкина. Он любит кольца и злобно таращится на всех своим огромным огненным глазом, но не любит хоббитов, возвращающихся королей и Иэна Маккеллена. Но мало кто задумывается, что этим суть главного сеятеля зла и ужаса в Средиземье не ограничивается.

Думаю, никто и никогда не решится обвинять Дж. Р. Р. Толкина в недостатке деталей повествования, а вот в киноверсии, однозначно, кое-чего недостает. Да и фанаты книг нередко упускают из виду важную информацию, которая содержится в многочисленных приложениях, записках и письмах профессора. Большую часть описания жизненного пути Темного властелина можно прочесть в «Сильмариллионе» и «Истории Средиземье», но если вы не относите себя к буквоедам, мы предлагаем вам краткую версию.

#16 Когда-то Саурон был последователем другого злодея по имени Моргот

Во «Властелине колец» Саурон является безоговорочным злом, но если вы изучите мир Толкина подробнее, вы узнаете, что в нем присутствует и другой злодей, первый Темный властелин Моргот. И что еще интереснее, Саурон начинал свой жизненный путь, будучи приспешником Моргота. Он служил повелителю верой и правдой даже после того, как создал Единое кольцо и заполучил свою собственную армию.

Когда Моргот был повержен, Саурон постепенно набрал силу и вознесся до уровня Темного властелина, то есть приобрел власть и влияние, которыми пользовался Моргот. Питер Джексон в своих фильмах показал Саурона в шипастом шлеме и черных доспехах, то есть той броне, которую носил Моргот, тем самым укрепив связь между первым Темным властелином и его слугой.

#15 Толкин намеренно не описывал внешность Саурона подробно

Благодаря Питеру Джексону Саурон предстает в общественном сознании в виде высокого человекоподобного существа, одетого во все черное, а вот автор литературного источника намеренно давал читателю простор для фантазии. По словам Толкина, вначале Саурон легко менял внешность и принимал разные облики.

Он мог стать волком, человеком или тем самым оком с вершины Барад-дур. Благодаря искусству превращения Саурон с легкостью манипулировал жителями Средиземья и при необходимости прятался от них, поэтому о его реальной физической форме известно очень мало. Голлум, будучи чуть ли не единственным существом, которому удалось вернуться из Мордора, утверждает, что у Саурона черные руки и до сих пор нет пальца, отрубленного Исилдуром. Ничего другого Голлуму увидеть не удалось.

#14 В кинотрилогии «Хоббит» роль Саурона сильно преувеличена

Многие фанаты до сих пор гадают, зачем это Питер Джексон растянул скромную повесть «Хоббит» на целых три сравнительно длинных фильма. После оглушительного коммерческого успеха «Властелина колец» было бы странно предполагать, что у него была в этом финансовая необходимость. Как бы то ни было, Джексон добавил в оригинальных сюжет Толкина несколько дополнительных линий, связанных с существующими и новыми персонажами.

Например, Саурон в книге упоминается как таинственный Некромант и в событиях практически не участвует. В фильме же персонаж с голосом Бенедикта Камбербэтча то и дело мелькает в кадре. Тем не менее, в «Хоббите» Саурон выглядит очень достоверно, так как его образ основывается на других произведениях и заметках Толкина.

#13 Саурон принадлежал к расе майар

История, созданная Толкином, не ограничивается «Властелином колец» и затрагивает куда более масштабные темы. К примеру, Гэндальф не был обычным волшебником. Он был послан в Средиземье, то есть мир смертных, высшими существами, валар.

Подобно Гэндальфу, Саурон тоже принадлежал к высшим существам, майар, но, в отличие от своих собратьев, обрел физическую форму. Это объясняет, почему во «Властелине колец» Саурон был столь силен и непобедим. Некоторые не слишком продвинутые фанаты объясняют силу Саурона темной магией, однако по сути своей Темный властелин имеет божественное начало, то есть наделен силой Творца.

Что интересно, балрог, которому Гэндальф кричал свое знаменитое «Ты не пройдешь!», тоже принадлежал к майар, был совращен Морготом и обречен на вечное скитание по темным пещерам.

#12 Когда-то Саурона звали Майроном

Многие майар со временем брали себе новые имена — например, Саруман когда-то носил имя Курумо, а Гэндальф звался Олорином. До встречи с Морготом Саурона звали Майроном, а точнее Майроном Восхитительным. После своего падения Майрон стал зваться Сауроном Отвратительным.

В серии произведений Толкина Саурон известен под множеством имен. Во «Властелине колец» он зовется Темным властелином и просто Врагом, в речах других майар — Гортхауром или Ненавидимым ужасом, а в «Хоббите» — Некромантом.

Разумеется, этим список не ограничивается — будучи мастером перевоплощений, Саурон нередко менял имена, путешествуя по Средиземью.

Читайте также:  Ночью температура тела повышается почему

#11 Саурон усугубил алчность гномов

Все, кто смотрел «Хоббита», знают, что гномы невероятно алчны. Их страсть к золоту и драгоценным камням чуть не привела всю расу к гибели. Эту страсть можно было бы объяснить простой жадностью, которая характерна для всех смертных существ, но тогда встает вопрос — почему гномы, живущие в горах и имеющие свободный доступ к несметным природным богатствам, никак не могут насытиться?

Ответ прост — Саурон повлиял на гномов и усилил их любовь к золоту и жажду наживы. Подобно эльфам и людям, гномы получили от Темного властелина Кольца власти и должны были подчиниться его воле, но поддались порче в меньшей мере, чем рассчитывал Саурон. Вместо полного повиновения гномы стали лишь жаднее и начали с удвоенным усердием добывать золото и камни в глубинах гор.

#10 После уничтожения Единого кольца Саурон не умер

Многие зрители ошибочно полагают, что Фродо и Голлум, отправившие Единое кольцо в лаву Роковой горы, навсегда уничтожили и Саурона. Это не совсем верно, так как Саурон принадлежит к майар и окончательно умереть не может. После того, как кольцо сгинуло в Ородруине, Саурон невероятно ослаб и, возможно, никогда больше не наберет силу.

В «Возвращении короля» Гэндальф говорит, что с потерей кольца Саурон падет «так низко, что вряд ли поднимется снова. и станет развоплощенной тенью до конца этого мира». Из чего следует, что злодей никогда не будет побежден до конца в традиционном смысле. Но это вовсе не означает, что он гарантированно вернется, ведь в том же монологе Гэндальф утверждает, что уничтожение кольца позволяет «избыть величайшее из зол» этого мира, и его слова звучат вполне обнадеживающе.

#9 В ранних рукописях Толкина Саурон был Князем Котов

Прорабатывая персонажей, Дж. Р. Р. Толкин не раз кардинально менял их. Например, в ранних версиях рукописей место Саурона занимал некий кот по имени Тевильдо. Кто-то может возразить, что Тевильдо — это отдельный персонаж, но в его истории уж слишком много совпадений с историей Саурона.

Например, в «Книге утраченных сказаний» из серии «История Средиземья» Тевильдо служит Морготу, а потом проигрывает в бою с псом Хуаном. Схожие события присутствуют в судьбе Саурона. Тем не менее, Тевильдо, в отличие от Темного властелина, повелевает котами, а не толпами голодных волков и орков.

Но все же параллель с Тевильдо осталась в образе Саурона до самого конца — например, зрачок у его Ока сильно напоминает кошачий.

#8 Согласно «Хоббиту», Саурон и Смауг были союзниками

Несмотря на то, что экранная версия «Хоббита» сильно отличается от книжной, оригинальный сюжет в ней все же узнается. И там, и тут основным злодеем является дракон по имени Смауг, которого совершенно не волнуют взлеты и падения каких-то там майар.

Из расширенной версии «Пустошей Смауга» (да-да, этот фильм может быть еще длиннее!) мы узнаем, что Смауг и Саурон знают о существовании друг друга. Гэндальф, исследуя Дол Гулдур, встречает Траина, и тот предупреждает: «Они заодно. Дракон с Ним.»

Если прочесть приложения к «Возвращению короля», можно узнать, что Гэндальф действительно предполагал наличие связи между Некромантом и драконом и страшился их совместных деяний. Доподлинно неизвестно, мог ли Саурон контролировать Смауга, ясно одно — такой союз означал быструю гибель всего Средиземья.

#7 Саурон мог источать невыносимый жар

Будучи майа, Саурон обладал способностями, у которых нет логического объяснения. Например, во «Властелине колец» Толкин пишет, что тело Саурона источало жар — такой сильный, что противники гибли при приближении.

Так, к примеру, верховный король нолдор Гил-Галад, встретившийся с Темным властелином в Войне Последнего Союза, погиб от «жара руки Саурона». Правда, перед смертью эльфу удалось сильно ранить противника, а это означает, что жар не гарантировал Саурону абсолютную защиту.

Не исключено, что в описании сцены смерти Гил-Галада слово «жар» было использовано в метафорическом смысле, однако Исилдур тоже видел «черную руку, пышущую огнем», то есть в ладонях Темного властелина точно была заключена какая-то опасная магия.

#6 Саурон жил среди людей и эльфов

Желая покорить Средиземье, Саурон не всегда пользовался огнем и мечом. Иногда он действовал тихо, обманными путями — завоевывал доверие людей и эльфов и пытался распространить свою власть изнутри.

Чаще всего ему это удавалось, наглядным примером могут служить жители Нуменора. Когда-то остров Нуменор населял могучий и храбрый народ, которому удалось пленить Саурона, но тот посредством лести и лжи смог в кратчайшие сроки пройти путь от пленника до советника короля, а потом использовал свое положение, чтобы уничтожить королевство.

Аналогичным образом Саурон поступил и с эльфами Эрегиона, явившись к ним в прекрасном облике под именем Аннатар. Элронд, Галадриэль и некоторые другие владыки ему не поверили, но нашлись и те, кто охотно последовал за Аннатаром и помог ему выковать Кольца власти.

#5 У Саурона и Сарумана был один и тот же наставник

Майар — сильные богоподобные существа, но они занимают не самое высокое место в иерархии мира Толкина. Над майар стоят айнур — первые существа, созданные Творцом, Эру Илуватаром. Одним из айнур был Аулэ Кузнец — создатель земли, солнца и луны. У Аулэ было два помощника из числа майар — Майрон и Курумо, позже известные как Саурон и Саруман.

Примечательно, что оба ученика Аулэ перешли на темную сторону, но если поразмыслить, такой итог был предсказуем. Аулэ был нетерпелив — он хотел делиться знаниями с детьми Илуватара, но не хотел дожидаться пробуждения эльфов и людей. Скорее всего, он допускал и другие ошибки. Также существует предположение, согласно которому Толкин обратил двух кузнецов-майа во зло, потому что не одобрял технический прогресс и хотел показать его пагубное влияние на человечество.

#4 Саурон мог бы выглядеть привлекательно

Саурон, закованный в черную броню или возвышающийся над башней в виде огромного огненного глаза, внушает лишь страх, а между тем он провел немало лет в облике прекрасного эльфа.

В те времена Саурона звали Аннатаром, и он пытался влиться в общество эльфов Эрегиона, чтобы те помогли ему выковать Кольца власти. Кстати, на эскизах Толкина, относящихся к тому периоду, Саурон очень похож на Трандуила из «Хоббита». Может, это просто совпадение, а может, профессор пытался намекнуть нам на то, что в стане эльфов всегда найдется одна паршивая овца.

#3 Саурона наказал сам Эру Илуватар

В мире Толкина есть всемогущий бог, который повелевает майар и айнур. Его зовут Эру Илуватар. Историческое событие, в котором Илуватар карает Саурона и тех, кто за ним последовал, совершенно явно списано из Библии.

Саурон усердно трудился и потратил немало сил, совращая нуменорцев. Эру Илуватару не понравилось то, что он увидел, поэтому на острове произошел потоп, который унес жизни Саурона и его новых последователей. Физическое тело Саурона было уничтожено, и хотя он смог воскреснуть с помощью кольца, он потерял способность менять облик и обольщать людей и эльфов с помощью своей прекрасной внешности.

Именно поэтому в следующий раз (во «Властелине колец») он попытался захватить Средиземье силой и устроил кровопролитную войну. У него просто не было других вариантов.

#2 Когда-то Саурон жил на острове с оборотнями

Каждому приличному злодею нужно логово, которое соответствовало бы его статусу. А что может быть лучше отдельного острова, кишащего оборотнями?

В Первую эпоху Саурон сражался с эльфами на стороне Моргота в Войне самоцветов, и ему удалось захватить остров Тол Сирион. Саурон населил остров своими приспешниками-волками и назвал его Тол-ин-Гаурот, что в переводе с синдарина означает «остров оборотней». А еще на острове жили вампиры. Да, это был очень готичный период в жизни Саурона.

Позже Лютиэн изгнала с острова захватчиков, но эльфы туда так и не вернулись. Предположительно, Тол-ин-Гаурот до сих пор пустует.

#1 Помимо Арагорна и Исилдура, были и другие люди, сумевшие победить Саурона

Арагорн, Гэндальф и хоббиты отмечали победу над Сауроном так, будто до них это никому не удавалось, но на самом деле в прошлом злодей уже не раз терпел поражение, и не только от Эру. Например, на острове Тол-ин-Гаурот Саурона побеждала дочь эльфа и майа Лютиэн вместе с верным псом Хуаном.

И эта победа была не единственной. Во Вторую эпоху Саурон дважды уступил в бою нуменорцам, в первый раз — королю Тар-Минастиру, а во второй — королю Ар-Фаразону (последний даже взял мятежного майа в плен). Разумеется, хорошо смеется тот, кто смеется последним, а Саурон от души посмеялся над нуменорцами, но факт остается фактом — события, описанные во «Властелине колец», были совсем не уникальными.

Дубликаты не найдены

Так, че началось то? Весь ютуб забит агитацией за Саурона. На пикабу теперь тоже. Саурон баллотируется куда-то что ли?

И, как видите из вышеизложенного, далеко не на первый срок первую эпоху.

По летоисчислению Толкина у нас как раз Седьмая Эпоха сейчас

«Я полагаю, разрыв составляет около 6000 лет; так что мы сейчас находимся в конце Пятой эпохи, если эпохи по длине примерно соответствовали В.Э. [Второй Эпохе] и Т.Э. [Третьей Эпохе]. Однако я думаю, они ускорились; сдается мне, на самом деле сейчас заканчивается Шестая эпоха, или даже Седьмая»
Письмо №211.

интересно, что у Толкина эпохи сменялись с какими-то важными историческими событиями в Средиземье. Интересно пофантазировать, каким событиям нашего мира могут соответствовать рубежи эпох

я раньше за тёмных владык не топил , но в этот раз точно топить буду за Саурона, кандидата от Нуменора.

Я ни одного видео на тему властелина колец не смотрел на ютубе, но в рекомендации постоянно появляются видео такого плана
https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%B2%D1%81%D1.
Это пугает =)

Просто ОН возвращается! Но уже в наш мир!

Кто шагае дружно в ряд?
Это назгульский отряд!

И снова пост из серии «N выдумок о. «. Ты б хоть попытался фаткологию проверить прежде чем выкладывать. У Профессора так хорошо всё расписано в книгах, так нет надо всё равно на врать.

Читайте также:  Почему мои руки очень худые

16) Какая к чёрту «броня, которую носил Моргот»?. Саурон был его генералом, да, но не более. Когда Моргот был побеждён в войне Гнева, Саурон бежал, как и последний Балрог. И уж точно не стал бы разыскивать некую «броню Моргота».

15) Этот пункт походит на фанфик школьника. Саурон не мог менять внешний вид по желанию. В волколака он превращался благодаря специальной шкуре. Эта же шкура помогла Берену с Лютиэнь проникнуть к Моргот со стелс миссией. Оком Барад-дура он стал потому что не мог ещё обрести стабильной физической формы. А упомянутый в пункте 16 облик великана в чёрных доспехах следствие его падения вместе с Нуменором, после которого он уже не мог принять облика приятного глазу и стал править ужасом.

14) Роль в фильме обусловлена порядком выхода картин. Толкин выпустил Хоббита раньше ВК, потому там и фигурировал некий Некромант. Как сам Профессор в письме признавался «я не знал кто такой Некромант из Хоббита. Для меня он просто символизировал возрожденное зло.». На момент выхода фильма Хоббит все уже в курсе про кольцо и Саурон, потому у Джексона не было выбора кроме как расширить сюжет засчет Саурона.

13) Майяры это раса? Серьёзно? Эльфы это раса. Люди и гномы это расы. Майары не раса. Также как и айнуры. Он помощники и слуги айнур. Божественной природы создания.

12) Как выше указали Майрон и есть Восхитительный. А якобы многоименность следствие продолжительности существования Саурона. Неудивительно, что различных прозвище он набрал за это время. Хотя по сравнению с Гэндальфом почти ни фига.

11) Кольца власти имели свойство усугублять алчность гномов. Никак не сам Саурон. С тем же успехом можно было бы заявить, что эльфы Эрегиона усугубили алчность гномов. У Саурона и так деяний хватает. Зачем приписывать ему то чего он не делал?

10) Умереть он не может, да. Но в кольцо была вложена почти вся его сила и после уничтожения кольца он стал бессильной тенью за стенами Ночи. С точки зрения мироздания Средиземья он умер как никто.

9) Саурон=Тевильдо? Ты упоролся что ли? Если так натягивать сову на глобус она порвётся. Тевильдо существовал на этапе проработки мира, но был отвергнут. Естественно, что автор кое какие элементы использовал. Но на этом строить такое безапелляционное утверждение?

8) Не были они, . ть союзниками! Потому Гэндальф и завёл гномов на этот поход. Волшебник играл на опережение, чтобы когда война грянет на севере не орудовал дракон-союзник Саурона.

7) Источение жара было следствием гибели нормальной физической оболочки Саурона с Нуменором. Его внешность стала ужасом и пламенем. Отсюда и жар.

6) Конечно жил! А Моргот три эпохи в Валиноре срок мотал, а после выхода по УДО и жил там. Аналогично и Саурон в Средиземье и Нуменоре обретался. Урок усвоил хорошо.

5) Т.е. банальное совпадение не могло быть? Саурон пал сильно раньше Сарумана, да и помощнее был изначально. А уж вскользь обвинять самого Ауле в этом совсем тупо. Типа это он виноват, что у него майары такие дефективные.

4) Как и все ребята божественного происхождения, кроме балрогов, его физическая форма была симпатишная и эльфоообразная. Удивительнейший факт!

3) На Саурона Илуватару было глубоко наплевать. Нуменоре он низверг за дела людей, за нарушение запрета Валаров. А Саурон просто под АоЕ атаку попал.

2) Ну да, захватив Тол-Сирион, Мтрго отдал его своему генералу. Стратегически важный форпост как никак. А волколаки просто по стилю тогда Саурон больше подходили наверное.

1) Нуменорцы его не то чтобы побеждали. Скорее Саурона числом задавливали. А он не будь дурак, по примеру босса, развалил врага изнутри. Так что Война Кольца была действительно первой настоящей победой над ним. Отсюда и столь великая радость и столь велик подвиг маленьких хоббитов, справившихся там, где потерпели поражение могучие майары, эльфы и Нуменорцы.

Фух, вроде основное сказал. Чувак, валарами заклинаю, не трогай больше Средиземье, а? Столько хрени лепишь, читать больно.

источник

Око Саурона

Око Саурона (Всевидящее Око) — символ, используемый орками и другими слугами Мордора на их вооружении и броне, выбранный Сауроном после потери Единого Кольца. Саурон использует его в качестве метафоры, чтобы показать, что он видит всё, чтобы показать свою непрестанную бдительность. В книгах Толкина Око не было формой Саурона, он имел физический облик человека.

В книгах Править

В книгах Саурона называют Оком либо те, кто его имя вообще боится произносить, либо в те моменты, когда речь идёт о взгляде через палантир (например, когда Фродо и Сэм видят в Мордоре красный луч, устремлённый к Мораннону). Фродо видит Око в Зеркале Галадриэль:

Окружённое огнём Око Саурона, остекленевшее, жёлтое, как у кошки, бдительное и сконцентрированное, и чёрная дыра его зрачка была словно окно в ничто [1] .

Слово «остекленевшее» («glazed»), хотя и может использоваться для выражения характера взгляда, но в данном случае явно является намёком на палантир.

Впрочем, один раз Саурон ассоциируется с Всевидящим Оком непосредственно:

Тёмный Лорд внезапно увидел Фродо. Око Саурона пронзило все тени и его гнев был подобен вспыхнувшему пламени, а страх — чёрному туману. Око Саурона знало о смертельной опасности и о тонкой нити, на которой в данный момент висела его судьба. И мысли его с необычайной силой устремились к Горе [2] .

В кинотрилогии Питера Джексона Править

Око Саурона на вершине Барад-дура

В кинотрилогии, Око Саурона — это гигантский огненный глаз, с помощью которого Саурон может увидеть любой уголок Средиземья. Располагается в «короне» на вершине Барад-дура. Око также может поворачиваться и глядеть в разные стороны. Его главное предназначение — искать Единое Кольцо.

Око было окружено огнём, а зрачок в нём был узким, как у кошки. В фильме «Хоббит: Пустошь Смауга» сам Саурон (тогда его не узнавали и называли Некромантом) появлялся из огненного глаза.

Саурон в режиссерской версии «Властелин Колец:Возвращение короля» во время схватки с Арагорном за палантир.

Саурон в прекрасном обличье. (Вырезанная сцена фильма «Властелин колец: Возвращение короля»)

Вопреки распространённому мнению, в экранизации Питера Джексона Саурон не является «глазом», что доказывает одна из сцен, которая не вошла в театральную версию, но присутствует в режиссерской. Арагорн заглядывает в Палантир, чтобы предъявить право на него Саурону, как на свою собственность. В Палантире мелькает сам Саурон воплоти, стоящий со своим видящим камнем в руке. То есть по крайней мере, помимо облика Ока, Саурон имел и физический облик человека. Также в исключённой из фильмов версии, Саурон должен был лично явиться на битву у Чёрных Врат и сражаться с Арагорном.

источник

«Ока Саурона» над Москвой не будет: авторы отказались от скандального проекта

«Ока Саурона» над Москвой не будет: авторы инсталляции решили остановить проект. Об этом они написали в своем пресс-релизе, который приводит телеканал «Россия 24». В нем говорится, что задумка не носила какого-либо религиозного или политического подтекста, и творческая группа не ожидала столь острой реакции со стороны общественности.

Ранее сообщалось о планах установить на одной из башен комплекса «Москва-Сити» десятиметровую сферу с проекцией глаза «темного властелина» из произведений Джона Толкина. Сделать это планировалось в день премьеры заключительной части кинотрилогии «Хоббит».

Сообщение о появлении в столице «Ока Саурона» вызвало большой общественной резонанс. Интернет-пользователи даже открыли сбор подписей против его установки, ведь Саурон — «могущественный злобный дух, враг народов Средиземья, а его глаз — символ страха и угнетения».

С резкой критикой такой инсталляции выступили и представители Русской Православной Церкви. Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата, отметил, что появление данного объекта будет свидетельствовать лишь о «двойных стандартах в головах чиновников»

«Можно, конечно, пытаться обратить все это в шутку, сказать, что это игры. Но на самом деле Саурон придуман Толкином как образ сил зла. И то, что он у нас над всем городом будет сиять, многим не понравится, — сказал Чаплин. — Возвышение символа злой силы над городом — это что? Знак победы? Это поднятое над плененными и захваченными знамя оккупанта? Это вызов?»

Представитель РПЦ предложил спросить мнение общественности на этот счет. «В любом случае это демонический символ, — добавил он. — Не надо потом удивляться, если с городом что-то не так пойдет».

Отреагировали на «око Саурона» и в московской мэрии. Там заявили, что готовы убрать инсталляцию в любой момент, если она будет установлена без согласования с городскими властями. «Даже временное размещение любой рекламной конструкции требует согласования департамента. Без моего разрешения эту конструкцию размещать нельзя. Если объект будет размещен, и мы убедимся, что это реклама, он будет демонтирован», – заявил глава городского департамента СМИ и рекламы Владимир Черников.

Лидер православного движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов (Энтео) взял на себя ответственность за отмену установки этой инсталляции. «Сотни людей поддержали нашу акцию против ока Саурона, поток заявлений от граждан в ФСБ, Прокуратуру и Мэрию не остался без внимания», — написал он в «Твиттере». А когда стало известно, что инсталляция не состоится, он заявил: «Слава Богу! Победа «Божьей Воли». Ока Саурона над Москвой не будет, как мы и обещали вам. Город может спать спокойно».

источник

Георгий Гупало об инсталляции Ока Саурона: Россия должна ассоциироваться с другими персонажами

Конечно, у нас в стране допустима любая реклама, кроме той, которая противоречит законодательству РФ.

Мир наполнен образами. Мы представляем ту или иную страну какими-то символами и образами. Например, Англия – это Биг-Бен, Парламент, Темза, английская королева. Если говорить о Франции — Эйфелева башня, Сена, изысканная кухня, Монмартр… Россия долгое время представлялась на Западе набором странных символов: водка, матрешка и медведь с балалайкой на бескрайних заснеженных просторах.

Но если говорить серьезно, то мы дали всему миру достаточно много поводов уважать и любить нашу страну. Вспомним победы в космонавтике и наших композиторв, артистов, которых любили, ценили и знали во всем мире! Что дала миру Россия? — Достоевского, Чайковского, Гагарина, ядерную физику, десятки тысяч выдающихся научных открытий в самых разнообразных областях знаний. Что мы даем миру сейчас? — Мы поставляем на Запад мозги и углеводороды. Где новые открытия в физике и химии, где новые свершения и победы? Какими подвигами России я могу гордиться сейчас? Наша идеологическая верхушка все время говорит только об одном подвиге, о подвиге безусловно важном – победе в Великой Отечественной войне. И мы все время восхваляем себя этой датой.

Читайте также:  Почему ворд не проверяет запятые

«Победа в силе, мы победили врага, мы убили, уничтожили врага». Мы этим гордимся. Мы не гордимся тем, что сегодня послали космический аппарат на дальнюю комету, написали потрясающую симфонию или песню, которую поет весь мир. Не гордимся тем, что наши писатели продаются миллионными тиражами, как европейские и американские писатели, а русские фильмы собирают миллионы зрителей в разных странах. Мы не гордимся тем, что наконец-то научились строить дороги или наша экономика растет с каждым днем. Мы гордимся победой в старой войне, которая была 70 лет назад. Для нас это – самая главная, самая важная, самая необходимая победа. Наша победа. Этот символ воинской мощи, воинской победы для многих стран сейчас и стал ассоциироваться с Россией. Мы всем пытаемся доказать, что для нас самое главное — возможность накостылять другим народам, что мы можем разбомбить и стереть с лица Земли любую страну. Мы открыто по ТВ обещаем превратить целые народы в ядерный пепел и только стоит нам захотеть, то бросим танки и сегодня или завтра возьмем Париж или Берлин, как уже брали не раз. Вот, что нам важно показать миру.

Словосочетание «Россия встала с колен» ассоциируется только с такими фразами: «Россия сильна своим оружием», «Россия умеет воевать», «Россию стали все бояться». «Россию должны все уважать, нас должны бояться» — вот, что нам важно. Внушить миру страх.

Эти повернутые к войне глаза, которые видят мир только через щелочку танка теперь предстают образом нашей страны у других народов. Особенно в Европе и США, куда мы постоянно грозим кулаком. Мне кажется, что Око Саурона будет самым гармоничным образом сочетаться с таким образом нынешней России.

Но это не значит, что мне хотелось бы такой ее видеть. Мне бы хотелось, чтобы мы во всем мире ассоциировались с другими — милыми и очаровательными персонажами этой чудесной книги. С эльфами, например. Но если ничего другого нет, то хотя бы так.

источник

За что нас спасли от ока Саурона

Возжечь на премьерный вечер над Москвой око Саурона, иронически отзываясь на чужой взгляд на себя и размышляя о своей репутации в мире, – свидетельство гораздо большей трезвости и духовного здоровья, чем попытка водрузить на бизнес-центре крест и кропить оттуда святой водой

«Москва-сити» с высоты птичьего полета

А рассвет уже все заметнее: око Саурона чуть было не взошло над Москвой, а и где ж ему еще и всходить: тук-тук, кто в Мордоре живет.

Но пастыри предупредили: «Символ торжествующего зла возносится над городом… Не надо потом удивляться, если с городом что-то не так пойдет». Не навлечь бы на Москву таким образом порчу. Уж лучше Победоносцев прострет совиные крыла, чем Саурон око. В упор я крикнул оку: “Слазь! Довольно шляться в пекло!”

В моем воцерковленном студенчестве я запомнил проповедь одного умного священника о том, что христианин не боится примет, дурных знаков и предзнаменований, события его духовной реальности происходят настолько на ином уровне, что весь прочий нематериальный мусор вселенной просто перестает иметь значение. В конце концов, когда у христианина есть право напрямую обращаться к Богу, не станет же тот в ответ разговаривать с ним через черных кошек.

Что касается ока Саурона (хотя глаза лучше не трогать, можно занести инфекцию) – собирался ли его кто действительно возжечь, или ограничиться описанием такой возможности – оно из художественной реальности. Такая бывает в книжках, на выставках, в кино, на сцене, в музыке: партия Одиллии, черного лебедя (не путать с маленькими), хоровод русалок, русалка Даргомыжского топит своего принца, Жизель до смерти утанцовывает своего. Око Саурона на небоскребе «Москвы-сити» – это и есть афиша Жизели, только побольше.

Москва полна образами зла, временами торжествующего. Не изъяты пока из библиотек все экземпляры «Гарри Поттера», «Вия» и Дантова «Ада». «Демон» Врубеля все еще завораживает посетительниц Третьяковской галереи, а лермонтовский – читателей. Все еще можно увидеть в кино галактическую империю зла и мертвецов, бродящих по развалинам Америки в результате осложнения от гриппа.

Бояться порчи, которая перейдет из художественного мира в реальный, – вполне в понятиях нынешнего русского клира, который давно борется с детьми-волшебниками, Хеллоуином, Валентином и шестым айфоном нетрадиционной ориентации. Можно бы уже и ектенью подправить: «И избави нас от сглаза, моды и нашествия иноплеменных ценностей». И от глаза тоже, само собой.

Я провел подростковые годы под картиной, которую сам же и намалевал на грунтованном картоне. Там был какой-то гигантский обрубленный хвост, гроза, валящаяся набок готическая церковь. Подростки тогда слушали хеви-метал и еще не то могли нарисовать. Кстати, с ним церковь тоже борется, вместо тогдашнего комсомола. Под этой странной картинкой я успешно окончил школу, поступил в МГУ, заинтересовался христианством, и дома все были живы-здоровы, включая собаку, не то что сейчас. Бог, вероятно, просто не обращает внимания на такие мелочи. Я ведь далеко не бог, а не обращаю. Это в Cеверной Корее смотрят, у всех ли есть на стене портрет любимого руководителя, и для того не вешают занавесок. А Бог – не Ким, так ли ему важно, висит ли его портрет на стене или что другое.

Недавно на вокзале имени Св. Юсты в Севилье встретил Эльфа с белыми длинными волосами, голубыми глазами и луком на плече. Эльфу было за тридцать, и он ждал поезда. Все-таки взрослые читатели и поклонники Толкина всегда немножко дети. А дети любят страшное и сказочное. От этого часто один шаг до божественного: как раз друзья и коллеги Льюис и Толкин знали об этом лучше других.

Беспощадная и рискованная духовная брань с оком – это, конечно, то же самое, что борьба с Хеллоуином, фавном из «Нарнии» и эльфом на вокзале. Но и борьба с интересным политическим посланием.

Око и судьба России

Око зла, действительно зажженное над вечерней Москвой, стало бы главным видео и фотосюжетом дня в мире. Что это значило бы для имиджа родины. Во-первых, иллюстрировало бы тезис послания В.В. Путина о том, что Россия не собирается закрываться от мира. Вот мировая премьера «Хоббита», и вот Москва в ней участвует на равных, несмотря на санкции и девальвацию.

И как участвует, зажигательно, со вкусом, знанием дела и самоиронией. Если око зажигают, значит, это нужно кому-нибудь наверху. Не оппозиция ведь его зажгла. Москва – это город, где шарик неправильной расцветки в воздух не запустишь, забор не покрасишь, а тут целое око на пути следования правительственного кортежа. Значит, есть на него высочайшее соизволение. Значит, этому соизволению доступна не только свечка в церкви от сглаза, но и тонкие смысловые галлюцинации. Увы, нет смысла на земле, но нет его и выше.

Когда-то самоирония была доступна российскому истеблишменту. Буквально вчера еще снимали «Нашу Рашу». Русский дом на зимней Олимпиаде в Турине они так и назвали – Russky dome. Притом что звукоподражательное «руски» – известный пейоратив, насмешливое обзывательство. Ну как если бы Украина назвала павильон на Венецианской биеннале «хохляцким». Многие английские словари помечают его как offensive, оскорбительное: для американцев правых взглядов оно звучит почти как commies (коммуняки). Ну так вот вам.

В этом был вызов и отсутствие тоскливой и абсолютно неплодотворной серьезности в отношении себя самих, которые с тех пор заменили собой кислород в местном воздухе: мы великие, мы правильные, мы возвышенные, березы, лампады, бархатный занавес, вечный покой. Только снится, разумеется.

Толкин – наследник и представитель христианской аллегорической прозы. Когда Толкин писал свою трилогию, не было термина «империя зла», но если слова не было, не значит, что не было и соответствующей части мира. Была империя, где одновременно ненавидели личную свободу человека и христианство. Если тогдашний читатель хотел разместить Мордор на реальной карте, это было нетрудно сделать. Но с тех пор та империя пала. Так зашипел его глаз вкруг оливковой этой дубины. Падение, которого Толкин не застал, но предвидел. А также предвидел и другое: бесконечную инерцию самолюбий, которая приведет к тому, что побежденное зло обречено вернуться.

Почему зажглось око Саурона в мире Толкина после разгрома зла? Потому что победители вместо того, чтобы уничтожить кольцо всевластия, оставили его у себя, чтобы им пользоваться в свое удовольствие и по своему усмотрению. В нашем мире око Саурона загорается отчасти по той же самой причине. Око Саурона над «Москвой-сити» было бы прекрасной иллюстрацией тезиса самого Путина о том, что Россия становится злее, потому что кто-то увлекся своей победой и не сдал кольцо всевластия. Да, орки мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными, вернее – с одним.

Мордор. Око Саурона. Фото: New Line Cinema

Кстати, если бы око зажгли над небоскребами Уолл-стрит, американская и мировая интеллигенция нашли бы тут множественный символический смысл. Просто набор аргументов был бы другим – больше из Кощея и «Скупого рыцаря». И возмущенная церковная общественность, пожалуй бы, имелась.

В СССР запрещали «1984» и «Звездные войны», в Иране – «Властелина колец», чтобы не подумали на них. И все тут же думали на них.

Возжечь на премьерный вечер над Москвой око Саурона, иронически отзываясь на чужой взгляд на себя и размышляя о своей репутации в мире, – свидетельство гораздо большей трезвости и духовного здоровья, чем попытка водрузить на бизнес-центре крест и кропить оттуда святой водой. Но нет, лучше перекрасим черного лебедя, от греха подальше, вдруг и черный ворон улетит.

источник