Меню

Почему не будет дешевого бензина

Yuri148 › Блог › Бюджетный литр. Когда в России подешевеет бензин

МОСКВА, 6 фев — РИА Новости, Игорь Наумов. После заявления президента России Владимира Путина о том, что в стране есть возможность сделать бензин и дизтопливо дешевле, Федеральная антимонопольная служба провела совещание с нефтяными компаниями о ситуации на рынке. Как изменятся цены на бензин в ближайшем будущем — в материале РИА Новости.
На недавней встрече с рабочими в Ростове-на-Дону глава государства напомнил, что сложившийся уровень цен на бензин и дизтопливо обусловлен не только достаточно высокой стоимостью нефти — около 70 долларов за баррель.
«Главным образом не в этом дело, а в акцизах. Правительство повышает акцизы, доходы от которых должны идти и идут на ремонт и строительство дорог», — отметил президент и выразил мнение, что бензин вполне может подешеветь.
Федеральная монопольная служба организовала по этому поводу совещание. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин сообщил, что в обсуждении приняли участие представители «Роснефти», «Лукойла», «Газпромнефти», «Татнефти» и других компаний.
Общее понимание ситуации — она стабильная, условий для необоснованного роста цен не существует. Делать такие выводы можем исходя из того, что сложилась открытая прозрачная инфраструктура рынка нефтепродуктов, в частности, сформировались биржевые индикаторы.
Анатолий Голомолзин
Заместитель главы ФАС

Игра на понижение
Стоит напомнить, что в 2017 году, согласно статистике ФАС, дизель подорожал на 12−19%, АИ-92 — на 9,53%, АИ-95 — на 7,2%. И это при общем уровне инфляции в России порядка 2,5%. Однако в ФАС уверены, что объективных предпосылок для подорожания моторного топлива в 2018 году нет.
Более того, с декабря прошлого года цены на оптовом рынке снижаются.
К февралю стоимость тонны бензина с 45 тысяч рублей опустилась до 40 тысяч
.
Доцент кафедры технологии переработки нефти РГУ нефти и газа имени Губкина Юрий Киташов объясняет это тем, что рынок насыщен и предложение превышает спрос.
Действительно, по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), объем запасов автомобильного топлива в России в настоящее время — 1,67 миллионов тонн, что почти на 50 тысяч тонн больше, чем в конце 2017 года.
Резервы растут, хотя в январе экспорт бензина увеличился сразу на 56% по сравнению с предыдущим месяцем — до 246,9 тысячи тонн. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша видит в этом результат действий антимонопольной службы, которая одним из своих приоритетов сделала предотвращение «безудержного экспорта» нефтепродуктов.
Розница, похоже, также подключается к игре на понижение. Как сообщила компания «Алгоритм Топливный Интегратор» (АТИ), в конце января на автозаправках «Газпром нефти» в московском регионе литр Аи-95 подешевел на 15 копеек, на заправках «Татнефти» — на четыре копейки.
Корректировка чисто символическая, однако, по мнению аналитиков, в данном случае важна смена тренда.
Ведь цены на автомобильное топливо в рознице двинулись вниз впервые с декабря 2016 года.
Еще один путь к снижению цен, по мнению Киташова, — наращивание глубины нефтепереработки, что позволит насытить внутренний рынок без ограничения экспорта нефтепродуктов. В России этот показатель — 70%, в то время как в Евросоюзе достигает 85%, а в США — 90%.
«Перспективы в хорошем планировании, контроле качества и внедрении инновационных технологий, а также развитии нефтехимии», — пояснил собеседник РИА Новости.
Фискальные сборы в цене литра топлива достигают 65%. В том числе налог на прибыль — почти 5%, акциз — около 12%, НДС — более 15%, НДПИ — 16,9%. Плюс налоги, которые производители и продавцы нефтепродуктов платят в местные бюджеты.
С 1 января текущего года на 50 копеек повышены ставки акциза на литр автомобильного топлива. В результате акциз на бензин пятого класса вырос на 10,7% (до 11 213 рублей за тонну), а на дизтопливо — на 12,7% (до 7 665 рублей за тонну). Следующая индексация — на 50 копеек — намечена на 1 июля.
Планируя дополнительную индексацию акцизов, в Минфине и ФАС исходили из того, что это не приведет к росту цен на бензин и принесет в федеральный бюджет дополнительные 40 миллиардов рублей.
По словам главы ведомства Антона Силуанова, эти средства направят на строительство новых автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры в Крыму, Калининграде, на Дальнем Востоке.
Источник

источник

Почему бензин в России никогда не подешевеет

Чем отечественный топливный рынок отличается от американского

07.02.2019 в 15:49, просмотров: 15226

Как известно, в России бензин дорожает только в двух случаях: когда цены на нефть растут и когда они падают. На вопрос, почему в стране, обладающей шестыми по объемам запасами нефти в мире, топливо постоянно растет в цене, люди отвечают по-разному. Одни винят в жадности нефтяных магнатов, которые наживаются на потребностях населения в транспорте. Другие уверены, что правительство не в состоянии регулировать ценовую политику на топливном рынке, поэтому в случае резких скачков стоимости бензина в ситуацию приходится вмешиваться лично главе государства. Эксперты уверены, что чиновникам стоит присмотреться к опыту США, где тарифы на бензин определяются главным образом экономическими факторами: если нефть падает в цене, то и топливо на заправках дешевеет.

В прошлом году россияне дважды сталкивались со скачкообразным повышением цен на АЗС. В итоге с марта по декабрь АИ-95, к примеру, подорожал с 41 до 46 рублей за литр. Стабилизировать положение позволило только соглашение правительства с нефтяниками, которое было достигнуто после долгих переговоров и заключено только на небольшой срок. Чиновники признают, что потенциал для снижения стоимости горючего существует. Однако договориться относительно методов достижения такого результата они пока не в состоянии.

В отличие от нашей страны в США цены на топливном рынке достаточно волатильны и определяются не волей чиновников, а мировыми экономическими трендами — они повышаются, когда дорожает нефть, и снижаются, когда «черное золото» дешевеет. Президент Дональд Трамп настаивает на низкой стоимости горючего, так как это стимулирует развитие экономики в его стране, и регулярно упрекает ОПЕК и другие страны-экспортеры в искусственном завышении цен на «черное золото». Сможет ли Россия воспользоваться американским опытом и наступят ли у нас времена, когда бензин будет не только дорожать, но и дешеветь вслед за мировыми ценами на нефть?

В Техас за горючим

Наличие в США огромного числа независимых добывающих и перерабатывающих производств, а также частных розничных сетей АЗС позволяет американцам варьировать цены на топливо с учетом специфики каждого региона. Стоимость бензина может серьезно отличаться не только в разных штатах — даже в одном городе, потребности которого обеспечивают несколько поставщиков, можно найти топливо подешевле или подороже.

Самый дорогой бензин традиционно приходится приобретать автомобилистам Калифорнии: в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско за один галлон горючего (около 3,8 литра) требуют до $4. В пересчете на привычные нам объемы получается, что литр бензина обходится жителям штата в $1,05 (около 70 рублей). В Техасе галлон бензина стоит менее $2. То есть литр топлива там вдвое дешевле — всего $0,5, или примерно 35 рублей.

Ответить, почему американцы в состоянии снижать цены на топливо, когда мировые котировки «черного золота» падают, можно, взглянув на структуру, из которой складывается стоимость топлива на рынке США. Дело в том, что почти две трети стоимости американского бензина (58%) определяются как раз котировками на сырую нефть. Еще 15% приходится на налоги и акцизы, около 17% составляют издержки на переработку, а затраты на организацию розничной продажи горючего, а также маржу не превышают 10%.

В США иной раз даже возникают скандалы относительно слишком дешевого бензина. Осенью 2018 года представители Демократической партии обвинили Дональда Трампа в искусственном создании транспортного коллапса на автомобильных дорогах. Незадолго до Дня благодарения, который американцы отмечали 22 ноября, цены на сырую нефть на мировом рынке резко упали — с $85 до $60 за баррель. В результате бензин в США подешевел на 15%. Жители страны отказались от поездок к родственникам на праздник на общественном транспорте в пользу личных авто. Трампу даже пришлось извиняться на своей странице в Твиттере. «Под моим давлением цены на бензин опустились так низко, что все большее число людей водят машины. Я вызвал заторы на дорогах по всей нашей великой стране. Всем приношу свои извинения», — с сарказмом отметил американский президент.

Трамп, конечно, иронизировал. Но если серьезно, то конструкция американского топливного рынка способна вызывать у российских автомобилистов настоящую зависть. В начале 2016 года, когда нефть упала ниже $30 за баррель, розничные цены на топливо в США сократились до 26 рублей за литр в переводе на российские деньги. Ряд заправок в запале конкурентной борьбы продавали топливо себе в убыток, лишь бы сохранить постоянных (особенно корпоративных) клиентов. Рекорд поставила одна из сетей АЗС в Мичигане, которая продавала горючее по 50 центов за галлон — 8,5 рубля за литр. В России в то время топливо стоило примерно 35–36 рублей.

Читайте также:  Почему месячный ребенок срыгивает кровью

При этом нельзя забывать, что средний размер оплаты труда в США доходит до $3,5 тыс. в месяц. Это около 235 тыс. рублей. В России такие зарплаты не снятся даже многим ведущим специалистам своей отрасли — согласно официальной статистике, менее 5% граждан в нашей стране получают оклады в 100 тыс. рублей и более. Основная масса населения, по данным Росстата, довольствуется зарплатами в районе 40 тыс. рублей. Причем, по независимым оценкам, эта сумма завышена на 10–15 тыс. рублей. Поэтому «бензиновое бремя» является весьма ощутимой статей расходов большинства российских семей.

Как кусаются налоги

Российский бензин никогда не дешевеет, потому что ценообразование на отечественном рынке нефтепродуктов серьезно отличается от американских стандартов. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, фискальная часть «съедает» не менее 60% тарифов на бензин. «Котировки сырой нефти закладывают в цену топлива около 10%. Переработка, логистика и издержки в рознице составляют примерно 20% стоимости горючего. И лишь 10% приходится на маржу, которую зарабатывают продавцы топлива, — отмечает замглавы ИАЦ «Альпари» Анна Кокорева. — На стоимость топлива в России влияет в гораздо большей степени не цена нефти, а налоги, поэтому, когда котировки «черного золота» снижаются, потребитель не видит никаких изменений в рознице».

Фискальная тема является объектом ожесточенных споров между добывающими компаниями и чиновниками. Государство пытается маневрировать: время от времени идет на уступки производителям — например дает возможность восполнить потери от повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 2019 года, а с февраля снижает пошлины на экспорт нефтепродуктов. А иной раз закручивает гайки и повышает акциз на бензин (с этого года его ставка увеличилась в 1,5 раза), увеличивает налог на добычу полезных ископаемых, а также грозит применением временных заградительных пошлин на экспорт «черного золота».

Правда, для стабилизации топливных цен зачастую приходится включать ручное управление отраслью и прибегать к прямым договоренностям с нефтяниками о сдерживании тарифов горючего. Последняя из подобных сделок была согласована в октябре 2018 года. Нефтяники согласились заморозить стоимость бензина на июньском уровне (45–46 рублей за литр АИ-95).

Правда, эксперты считают, что очередной резкий рост цен на топливо не за горами. Сразу после новогодних праздников на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, служащей основной площадкой внутреннего и внешнего сбыта российского горючего, оптовая стоимость бензина в среднем подскочила на 5%. Это и был подарок нефтяникам, который нивелировал дополнительные затраты от повышения НДС. В свою очередь, маржа независимых сетей АЗС, которые занимают более половины розничного рынка топлива России, сократилась до минимума.

Новая волна роста стоимости бензина обещает произойти в апреле-мае этого года. Последняя договоренность между нефтяниками и правительством действует до конца марта. По истечении этого срока оптовые торговцы — перерабатывающие заводы, принадлежащие добывающим холдингам, окажутся вправе повышать отпускные цены, что, естественно, вызовет рост и розничных тарифов. Растущий спрос на сырье, который предполагается на мировом рынке к этому времени, снова приведет к увеличению поставок углеводородов на экспорт, тогда как на внутреннем рынке может опять образоваться дефицит, что приведет к повышению стоимости топлива. Цены на АЗС уже и так растут, однако пока это происходит в отдельных регионах и в целом по России подобный процесс практически незаметен.

Догоним или перегоним Америку?

Как признает замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, потенциал для снижения стоимости горючего существует. Он объясняет, что эффективно сдержать цены можно не с помощью административных ресурсов, а за счет принципов рыночной экономики. Для этого нужно снова задействовать налоговое регулирование и жестко привязать уровень экспортных фискальных сборов к мировой стоимости сырья. Впрочем, пока эта идея не находит положительного отклика в Минфине — ведомстве, ответственном за доходы федерального бюджета.

Но если консенсус между ведомствами будет найден, то теоретически должно получиться по американской схеме: мировые цены на нефть падают, российские экспортеры, пользуясь внутренним снижением налоговой нагрузки, сокращают поставки за рубеж — и стоимость горючего на отечественных АЗС снижается. «Дополнительные объемы поставок на внутренний рынок могли бы стабилизировать и даже улучшить ценовую ситуацию на отечественном розничном рынке топлива», — уверен Голомолзин. Его служба обещает предостеречь нефтяников от необоснованного повышения цен на топливо путем ежедневного мониторинга стоимости горючего.

Правда, утверждать, что подобная система управления ценами может наладиться в России, пока преждевременно. Во-первых, резкого обрушения цен на нефть в обозримой перспективе не ожидается — политические неурядицы в Венесуэле и ужесточение санкций в отношении Ирана могут нарушить давно отлаженный механизм поставок сырья на мировой рынок. Итогом может стать повышение цен до $80 за баррель. «В стоимость бензина нефтяники кроме акциза и других растущий налогов закладывают общую неуверенность в стабильности мировой экономики», — отмечает старший аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Во-вторых, фиксация цен на топливо, оговоренная в прошлом году чиновниками и вертикально интегрированными нефтяными компаниями, произошла на пике роста стоимости горючего. Достигнув определенной планки, продавцы бензина вряд ли станут двигаться в сторону снижения ценников на АЗС.

Вопрос возможного подорожания бензина продолжает активно дискутироваться в правительственных кругах. На днях в Совете Федерации в рамках правительственного часа выступил вице-премьер по ТЭК Дмитрий Козак, пообещавший, что кабмин будет контролировать «рынок моторного топлива всеми доступными методами, чтобы выдержать целевые показатели, по которым была достигнута договоренность». Впрочем, скорее речь снова идет не о рыночных способах по сдерживанию цен, а о подключении административного ресурса и заключении с нефтяниками нового соглашения.

«В результате получается парадокс. С одной стороны, власть утверждает, что существуют все предпосылки для снижения цен на горючее путем регулирования налогообложения. В случае создания такого по-настоящему работоспособного механизма со временем ценообразование на топливном рынке России повторило бы американский, гибкий вариант, — отмечает старший аналитик «БКС Капитал» Сергей Суверов. — С другой стороны, чересчур активно жонглировать налогами чиновники не в состоянии, так как финансовые поступления от сырьевой отрасли формируют более половины федерального бюджета и служат залогом своевременного повышения пенсий и зарплат госслужащих. Это доказывает, что низкие цены — не в интересах правительства. Поэтому говорить, что Россия в ближайшее время сможет создать инструмент для управления топливными тарифами, который бы, как и в США, позволял оперативно снижать стоимость горючего, пока преждевременно».

Между тем нефтегазовые эксперты уже обсуждают идею продажи бензина по пол-литра. «Стоимость топлива не будет нервировать потребителя хотя бы на стелах с ценами. Однако это маскировка симптомов, а не лечение болезни, — предупреждает Кокорева. — Автолюбители сейчас стараются заправляться на небольшую сумму — 500–1000 рублей. Растущая стоимость бензина не прибавит в таком чеке литров, а заправку придется посещать гораздо чаще».

источник

Эксперты отвечают, почему в России растут цены на бензин при дешевой нефти

Россия является самой богатой природными ресурсами страной в мире. У нас добывают черный, цветной, полудрагоценные и драгоценные металлы, газ, нефть. Логично предположить, что страна с таким запасом природных ресурсов должна процветать. И уровень жизни населения должен быть высоким. Это, к сожалению, не так.

Мы не ОАЭ и не Катар, где правительство грамотно использует доходы от нефтегазовой промышленности. Более того, у нас, несмотря на то, что страна является одним из крупнейших экспортеров нефти, бензин очень дорогой. Вряд ли автомобилисты со стажем могут вспомнить момент, когда бензин и другое топливо дешевело. Оно только дорожает даже, когда расценки на нефть на мировом рынке падают. Странно и нелогично с учетом того, что нефти у нас в стране очень много. Тем не менее, бензин только дорожает. Мнения большинства экспертов в данном вопросе сходятся. Пора разобраться, почему происходит рост цен на бензин.

Это последствия антикризисных мер правительства

«Когда правительство активно начинает регулировать топливный рынок, это со временем приводит к повышению цен на топливо, что характерно в периоды экономических кризисов. Так было в 1996-м, 2000-м, 2008-м годах. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2014-м году, когда курс рубля резко упал по отношении к евро и доллару. Намерения правительства благие, направлены на то, чтобы предотвратить возникновение дефицита бензина на рынке. И им это удавалось.

Но, со временем, когда ситуация становилась менее обостренной, правительство забывало вернуться к естественному рыночному механизму. Такое происходит и сейчас. В 2015-м году правительство искусственно удерживало цены на бензин на определенном уровне, чтобы он не подорожал резко.

Читайте также:  Почему мужчина не спешит переспать

В итоге был и такой период, когда в России стоимость топлива была самой низкой в Европе. Казалось бы, это хорошо. Низкие цены на бензин сделали отечественный рынок неинтересным для иностранных поставщиков топлива. Не весь объем используемого в нашей стране топлива производится в России. Его экспортируют из Финляндии, Белоруссии для регионов СЗО, из некоторых азиатских стран. Из-за низких, непривлекательных цен вышеперечисленные страны перестали поставлять его на отечественный рынок.

Со временем это привело к дефициту, который наблюдается и сейчас. Предложения на рынке мало, а спрос большой. Объемы потребления топлива возросли за последние годы. На этом фоне стоимость повысилась».

Так ответил, почему в России дорогой бензин Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭКа.

Во всем виноват экспорт и высокие налоги

«В начале 2018 года повысился налог НДПИ и топливный акциз. Несмотря на то, что правительство подумывает снизить акциз на несколько процентов, это не улучшит ситуацию. Ведь с начала следующего года повышается НДС на 2%, поэтому снижение акциза погоды не делает. Налоги определенно высокие. Причина их повышения — дефицит бюджета. Правительство можно понять с одной стороны, но последствия таких решений негативно сказываются в целом на экономической ситуации.

Экспорт — еще одна причина. На российском рынке производят мало бензина. Нефтедобывающим компаниям намного выгоднее продавать черное золото за границу, потому что они быстро получают свою прибыль без дополнительной головной боли. С каждой тонны отправленного за границу топлива Аи-92, получают дополнительные 5990 рублей. Это и является главным мотивом экспортеров».

Так ответит Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации и Российского топливного союза на вопрос, почему растут цены на бензин.

Никаких резких скачков не будет

«Резких скачков цен на бензин быть не должно. Повышение стоимости связано с увеличением акцизов и инфляцией. По предварительным прогнозам, рост цен на бензин и остальное топливо к концу года будет на уровне инфляции».

Так ответит Александр Новак, министр энергетики РФ, когда его спросили, будет ли дорожать бензин.

Это был единичный скачок цен

«Скачков в ближайшее время можно не ожидать. Почему подниматься бензин стал в начале этого года? Весной 2018 рост цен был обусловлен сразу рядом факторов.

Наконец, нефть начала расти в цене и добралась до отметки 80 $ за баррель, поставила рекорд за последние 3 года. Отечественные нефтедобывающие компании на этом фоне стали активно экспортировать ее, чтобы увеличить долларовую прибыль, оставив совсем немного топлива для внутреннего бензинового рынка, что способствовало возникновению дефицита.

При этом весной спрос на топливо резко возрастает, потому что активнее осуществляются транспортные перевозки, люди начинают пользоваться больше своими личными авто, ездят на дачи, на море, другие поездки. Повысился спрос, но предложения было не так много, и акцизы с налогами поднялись. Производители и продавцы воспользовались этой возможностью, чтобы увеличить стоимость товара. Однако этим быстро заинтересовались в ФАС.

Сейчас ситуация стабилизировалась и до конца года таких резких скачков не предвидится. В июле акцизы планировалось еще раз поднять. Правительство не стало этого делать, чтобы не допустить еще большего роста цен. Было решено уменьшить их на 3000 для тонны бензина».

Александр Просвиряков, инвест-банкир

Виноват экспорт и отсутствие должного правительственного контроля

«Необходим более жесткий контроль со стороны правительства. Нефть выгоднее продавать, чем оставлять на внутреннем рынке для не очень платежеспособного потребителя. В прошлом году рост цен на внутреннем рынке составил 14,4%. Это в несколько раз больше уровня инфляции.

Высоки риски, что к концу этого года стоимость бензина будет равна 56 рублей. Это приведет к резкому скачку цен на продукты, услуги, чего допускать нельзя в условиях нестабильной экономической ситуации, когда платежеспособность граждан снизилась. Само правительство делает так, чтобы больший объем добываемой нефти уходил на экспорт, не особо интересуясь тем, как дела обстоят на внутреннем рынке.

Сначала необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок, сделав их доступными и качественными, даже, если придется принимать жесткие меры в отношении добывающих компаний. Это может быть внедрение акцизов на экспортируемую нефть и повышение действующих экспортных пошлин».

Борис Титов, бизнес-омбудсмен, открыто заявил, что цена на бензин поднимается и это не остановить!

Правительство лишиться существенной статьи дохода

«Почему дорожает бензин в России? Наше государство сильно зависит от природных нефтегазовой промышленности, потому что большая часть поступлений идет именно от продажи этих ресурсов. Налог на добычу природных ископаемых в последние годы несколько раз повышался, как и акцизы на топливо. Отмечается дефицит бюджета.

Санкции, резкое ослабление курса рубля и возникший экономический кризис, ужесточение налоговой политики в отношении бизнеса только обострили ситуацию. Поступления в бюджет сокращаются. И правительство не может лишиться главного источника — нефтегазовой промышленности. Поэтому снижение налогов сейчас для бюджета сродни смерти. Именно налоги влияют на ценообразование бензина. Этим и обусловлен рост цен. 75% от стоимости бензина составляют налоги, который производитель платит в бюджет».

Дмитрий Махонин, глава управления контроля ТЭК ФАС

Про печатную фабрику Гознак можно узнать тут

Смотрите видео о том, как Путин объяснил, почему в России растут цены на бензин:

источник

Daewoo Nexia ヅ дракон ヅ › Бортжурнал › почему бензин не дешевеет !

Одноклассники
Литр бензина в России подорожал до 36 рублей. В Венесуэле, которая как и РФ является крупнейшим экспортером нефти, за меньшую сумму можно заправить полный бак. Что же происходит с топливом в нашей стране? Государство обвиняет нефтяников в манипулировании ценами. Компании, в свою очередь жалуются на слишком большую налоговую нагрузку. Пока они спорят друг с другом, за все платит потребитель. «Лента.ру» попыталась разобраться, кто именно виноват в подорожании бензина.
Опасные прогнозы
Время от времени эксперты шокируют общество прогнозами роста цен на бензин. Возникает справедливый вопрос: почему в стране, которая занимает одно из лидирующих мест по добыче углеводородов, а также обладает мощным нефтеперерабатывающим потенциалом, скоро станет накладно пользоваться автомобилем? С каждым годом в России производится все больше бензина. По данным Росстата, в 2013 году нефтеперерабатывающие заводы выпустили 38,8 миллиона тонн топлива, в 2012-м — 38,2 миллиона тонн, в 2011-м — 36,8 миллиона тонн. Серьезного дефицита на рынке не наблюдается, тем не менее, цены растут.
В сентябре обнаружилась недопоставка бензина на внутренний рынок. Нефтяные компании объяснили ее ремонтом на крупных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в России и Белоруссии. Но в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что предприятия искусственно ограничивают поставки и пытаются на этом заработать. Еще в августе ФАС собиралась начать целую серию антимонопольных расследований в отношении нефтяников, но пока дело ограничивается мониторингом ситуации. По мнению главы ведомства Игоря Артемьева, задачу по удержанию цен на топливо можно выполнить. Напомним, что за первые восемь месяцев этого года цены выросли на 5,3 процента.
Это далеко не первый раз, когда ФАС одергивает представителей отрасли. Так, в сентябре 2013 года ведомство направило письмо в Московскую топливную ассоциацию (МТА — некоммерческая организация, объединяет 27 участников столичного рынка нефтепродуктов) письмо с предостережением за неуместные прогнозы. В письме сказано, что вице-президент МТА Алексея Небольсин выступил в СМИ с завышенными прогнозами роста цен на бензин. «Подобные прогнозы могут спровоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и привести к необоснованному росту цен на них», — считают в ФАС. Сам господин Небольсин тогда говорил, что СМИ неправильно интерпретировали его слова.

Фото: Антон Белицкий / «Коммерсантъ»
Пока государство и нефтяные компании разбираются друг с другом, цены продолжают расти. И это с учетом подешевевшей российской нефти. Необходимо понять, действительно ли текущие цены на бензин обоснованы. И если да, то почему топливо дорожает так быстро.
Дорогое удовольствие
По данным Thomson Reuters KORTES, стоимость бензина АИ-92/93 в России с января по сентябрь выросла с 29,81 до 32,12 рубля за литр. Для сравнения, в мае правительство Венесуэлы приняло решение не повышать цены на бензин, которые считаются самыми низкими в мире. Так, венесуэлец может заправить полный бак высокооктановым топливом всего за 20 рублей.
В арабских странах, которые также как и РФ являются производителями нефти, складывается похожая с Венесуэлой ситуация. По данным GlobalPetrolPrices, литр бензина в Саудовской Аравии стоит около шести рублей, в Сирии — чуть больше двух рублей, в Кувейте и Катаре — примерно 9 рублей. Из общего ряда нефтедобытчиков выбивается Норвегия. Там литр моторного топлива стоит около 90 рублей. Но не стоит забывать о том, что зарплаты в этой стране — одни из самых высоких в мире. По данным статистического управления Норвегии, в третьем квартале 2013 года средняя заработная плата составляла 43,5 тысячи крон или 217,5 тысяч рублей. В США цены на бензин на уровне российских — 35 рублей за литр. И это при том, что пока Соединенные Штаты остаются импортером нефти.
Из чего же складывается цена на литр бензина в России? Исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко рассказал «Ленте.ру» о структуре ценообразования на примере бензина марки АИ-92. Себестоимость добычи нефти в конечной стоимости литра топлива занимает 5,37 процента. 9,37 процента уходит на переработку и транспортировку, 15,68 процента — маржа при реализации бензина на оптовом рынке (на розничном рынке в стоимость литра топлива заложена отрицательная маржа в 3,75 процента. Она компенсируется за счет оптовой). Все остальное — налоги. 23,29 процента в конечной стоимости литра бензина — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), 22,37 процента — акциз и еще 20,57 процента — другие налоги, в том числе на добавленную стоимость и на прибыль. Таким образом, в стоимости бензина 20 из 32 рублей — это налоги.
40 литров бензина в Венесуэле стоят 0,6 доллара
40 литров бензина в Венесуэле стоят 0,6 доллара

Читайте также:  Почему многие женщины мною пользуются

Фото: Jorge Silva / Reuters
Господин Сергиенко прогнозирует, что бензин продолжит дорожать. Дело в том, что в 2015 году ожидается реализация налогового маневра. Проще говоря, правительство собирается поднять НДПИ и одновременно снизить экспортные пошлины. По мнению властей, это позволит увеличить бюджетные доходы. «По осторожным оценкам Минфина, в результате перераспределения налоговой нагрузки розничные цены на бензин могут подняться 1,5-9 рубля. Но только в результате соответствующего снижения вывозных пошлин», — сообщает исполнительный директор МТА. По его мнению, чтобы бензин подешевел, необходимо снизить налоги. Но государство на это не пойдет, поскольку половина бюджета формируется за счет поступлений от нефтегазовой отрасли.
Бензиновая олигополия
Впрочем, не только высокая налоговая нагрузка является причиной для высоких цен на бензин. Проблема кроется в самой структуре российского рынка нефтепродуктов. За десятилетия строительства капитализма в этом сегменте так и не удалось создать полноценные рыночные механизмы, как впрочем, и во всех областях, связанных с ресурсами. Поэтому даже при дешевеющей нефти автомобилисты будут платить все больше — у нефтяных компаний есть широкое поле для маневра.
Эксперт независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов пояснил «Ленте.ру», что российский топливный рынок является классической олигополией. Его отличительной чертой является несовершенная конкуренция между большими игроками. «Это пять крупнейших компаний, от действий которых полностью зависит ситуация на рынке. При этом отдельные региональные рынки могут быть как монополизированными (Сибирь, Дальний Восток), так относительно конкурентными (Центральная Россия)», — прокомментировал господин Турукалов. Он считает, что для удержания цен необходимо ужесточить штрафные санкции за недопоставку бензина на внутренний рынок. «Штрафы должны быть на уровне прибыли, которую нефтяные компании извлекают в случае ценовых скачков», — подчеркивает господин Турукалов.
Кроме того, потребители оплачивают из своих карманов модернизацию НПЗ. В конечную стоимость бензина закладывается так называемая инвестиционная составляющая. Особенно она нужна компаниям сейчас, когда они планируют усовершенствовать свои нефтеперерабатывающие заводы, чтобы выпускать топливо экологического стандарта Евро-5. Начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике аналитического центра при правительстве России Александр Курдин в беседе с «Лентой.ру» подтвердил, что модернизация НПЗ способна внести дополнительный вклад в рост цен.

Фото: Андрей Коршунов / «Коммерсантъ»
Таким образом, конечная стоимость бензина складывается в результате как высокой налоговой нагрузки на предприятия, так и политики самих нефтяников. В основе экономического развития страны сейчас лежит добыча и продажа энергоносителей. Поэтому отпускать отрасль в свободное плавание к полноценному рынку не станут. Государство заинтересовано в наполнении казны, нефтяники хотят наращивать прибыль. Слабым звеном в этой «пищевой цепочке» остается потребитель, на чьи плечи ложатся все издержки. Последняя надежда автомобилистов — плавный рост цен на бензин, ведь дешеветь он точно не будет.
Марат Селезнев

источник

Почему у нас много нефти, а бензин дорогой даже когда нефть дешевеет?

По новостям говорят, что нефть понижается, но россияне не замечают уменьшения цены на топливо на заправках. Невольно задумываешься, что нас обманывают, и правительство наживается на своих гражданах. В далекой Венесуэле, «сидящей на нефти», бензин стоит по цене воды. Но живет ли страна хорошо благодаря этому?

В Венесуэле литр бензина стоит 2 цента, и это после подорожания. До него литр топлива стоил 1 цент. Эта латиноамериканская страна так же, как и Россия, не испытывает недостатка в собственной нефти. Но стоимость бензина в Венесуэле превратилась в оплот воображаемой стабильности. Мол, раз мы «сидим на нефти», то каждый венесуэлец может залить бак под завязку и ехать с семьей кататься по стране на своей машине.

Именно такая предвыборная программа помогла в 2012 году избраться на четвертый срок Уго Чавесу. У нас в России Путин избрался и без обещаний низкой цены на топливо. Бензин у нас не очень дешевый, если сравнивать с Венесуэлой, цена примерно 75 центов за литр.

Зато в России жизнь намного спокойнее, чем в Венесуэле. Мы не так сильно зависим от цены на нефть на мировом рынке, как жители этой латиноамериканской страны. Причины в следующем:

1)Такая высокая цена на бензин — следствие больших налогов, которыми обложен каждый литр топлива. Около 60-70% в цене на топливо — это налог. Его государство пускает на социальные проекты, выплату пенсий, зарплаты бюджетникам. Поэтому при падении цены на нефть в мире бюджет получает доход от продажи топлива на внутреннем рынке. Цинично, но это помогает избежать инфляции за счет кошельков автолюбителей.

2)Меньше контрабанды топлива — около 80 тысяч венесуэльских семей живут за счет перепродажи ультра дешевого топлива в соседние Бразилию и Колумбию. Где контрабанда, там и преступность. Поэтому обоснованная рыночная цена на топливо — это гарантия нашего спокойствия, как ни странно это звучит.

3)Государство не тратит деньги на дотирование заправок — если в России сделать бензин по 1 рублю, то нужно будет дотировать нефтеперерабатывающую промышленность. Также потребуется платить зарплату работникам заправок из бюджета. В Венесуэле стоимость литра бензина в 30 раз меньше затрат на его производство. Деньги, предназначенные на выплату пенсий и социальную сферу идут на выполнение популистского обещания: сделать бензин доступным для каждого.

Вот и получается, что в магазине очередь за хлебом, зато каждый студент может залить полный бак бензина по цене чашки кофе. Деньги, необходимые на дотирование производства социальных продуктов, направляются на поддержку нефтеперерабатывающей промышленности. Все для того, чтобы президент подольше удержался в своем кресле. Ведь если забрать у людей последнюю радость — дешевый бензин, то восстания и революции не избежать.

Почему россияне живут хуже при падении цены на нефть?

Пока нефть растет, то у нас все хорошо: в страну заходят доллары от продажи нефти, государство продает их Центробанку за рубли. Больше долларов, больше рублей. Государство поднимает пенсии и зарплаты, цены при этом удерживаются на примерно одном и том же уровне. Центробанк печатает все больше и больше рублей, но они обеспечены поступающими в страну долларами. Как только цена на нефть падает, то долларов поступает меньше.

Но зарплаты и пенсии в рублях уже подняли. Понижать их — это крайне непопулярный шаг. Люди не поймут, ведь многие уже понабирали ипотек, автокредитов, потребительских кредитов и мгновенных займов.

Государство вынуждено брать займы у Центробанка, что простыми словами означает печатание необеспеченных денег. Рублей становится больше, но они годятся только для расчетов на внутреннем рынке. Импорт нужно покупать за доллары. А их мало. Поэтому импортных товаров, всех наших путевок в Турции-Египты и китайского ширпотреба, становится меньше на рынке. Дефицит порождает рост цены. Кольцо замкнулось, россияне живут хуже.

Дешевая нефть приводит к проблемам с погашением кредитов. Цены на товары первой необходимости растут, люди вынуждены платить больше за памперсы, лекарства, хорошую заграничную еду и многие другие товары, к которым так привыкли. Зарплаты и пенсии заморожены, так как в стране «временный кризис». Поэтому некоторые семьи уже не могут погашать кредиты.

Банки испытывают трудности и просят рефинансирования у государства, то есть стоят с протянутой рукой перед Центробанком. Центробанк может помочь только свеженапечатанным рублем. Опять инфляция и обесценивание денег.

источник