Меню

Почему не берут в вто

Когда Россия вступила в ВТО? Плюсы и минусы

Долгие 18 лет Российская Федерация добивалась вступления во Всемирную торговую организацию. В 2012 году наша страна все же вошла в этот союз. Столь грандиозное событие породило множество споров между политиками и общественными деятелями. И вот в 2018 году появились известия о возможном выходе России из организации. Что же могло произойти? Зачем и когда Россия вступила в ВТО? Постараемся во всем разобраться в нашей статье.

Роль ВТО на мировой арене

Прежде чем разбирать вопрос о том, зачем Россия вступила в ВТО, необходимо дать краткую характеристику самой организации. Всемирный торговый союз (или организация) был создан 1 января 1995 года. Он имел своей целью либерализацию межгосударственной торговли и регулирование политических отношений его стран-членов. ВТО сформирована на основе ГАТТ — Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Штаб торгового союза находится в столице Швейцарии. Всего в союзе состоят 164 государства. ВТО отвечает за формирование и внедрение новых торговых договоров. Она контролирует соблюдение ее членами всех ратифицированных норм. Страны-члены союза обладают относительно высоким уровнем таможенно-тарифной защиты. Основными принципами организации является взаимность, равенство и прозрачность.

Вступление России в ВТО

Датой начала переговоров можно назвать 1986 год. Уже тогда руководство Советского Союза заявило о намерении заключить соглашение с ГАТТ. Заявка была отклонена по настоянию США. Штаты мотивировали это тем, что в СССР проводится несовместимая со свободным рынком плановая экономика. Однако спустя 4 года Советский Союз все же получил статус наблюдателя.

СССР распался, появилось новое государство — Российская Федерация. В 1993 году была принята Конституция. В это же время начались официальные переговоры о вступлении в ВТО. Они велись невероятно долго. Большую часть проблем для РФ создавали Евросоюз и США.

Вопрос о том, когда Россия вступит в ВТО, был осложнен самой же российской властью. 208 человек из 446 голосовавших выступили резко против участия РФ в международном торговом союзе. Закон, однако, все же ратифицировали. Его одобрил Совет Федерации и президент. В начале 2012 года России был предъявлен ряд условий, при соблюдении которых страна смогла бы войти в союз.

Условия вступления в ВТО

Полный текст требований, выдвинутых членами ВТО к России, можно найти на сайте Министерства экономического развития РФ. Большая часть изменений коснулась таможенных пошлин. Были представлены два перечня обязательств — по товарам и услугам. Россия временно ограничивалась в принятии иностранных лиц из членов ВТО на отечественный рынок.

Вступили в силу два важных принципа. Первый — «о национальном режиме». Он означает, что налоговые, процессуальные и частно-правовые правила равнозначны как для россиян, так и для иностранных лиц. Второй принцип — «о благоприятствуемой нации». Если Россия предоставит благоприятный режим для некоторых персон одной страны-члена ВТО, то такой режим автоматически подействует для всех остальных лиц любого другого члена организации.

Когда Россия вступила в ВТО? 21 июля 2012 года российский президент подписал Федеральный закон «О присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирного торгового союза».

Почему Россия вступила в ВТО?

«Страна уверено шагнула навстречу Западу, и отразится это, в первую очередь, на качестве жизни самих россиян». Именно такие речи можно было услышать от отечественных СМИ, когда Россия вступила в ВТО. Власти тоже стали уверять народ в важности и эпохальности произошедшего события. Было ли все это правдой? Мнения по данному вопросу рознятся. Можно самостоятельно сформировать для себя вывод, взглянув на основные цели, которые Россия пожелала достичь в ВТО

Первостепенной задачей государства при вступлении в торговый союз являлась модернизация отношений с Западом в виде открытия внутренних рынков и снижения тарифов. Цели России в ВТО следующие:

  • участие в формировании правил межгосударственной торговли с учетом национальных интересов;
  • улучшение имиджа России на мировой арене;
  • доступ к межгосударственному механизму разрешения торговых конфликтов;
  • получение лучших условий доступа отечественной продукции на мировой рынок;
  • расширение возможностей российских инвесторов в государствах-членах ВТО.

Преследуя обозначенные цели, российские власти выработали для себя важный принцип: права и обязательства страны в ВТО должны способствовать экономическому росту, но не наоборот.

Россия в ВТО: основные преимущества

Какие положительные моменты должны были последовать за вступлением России в ВТО? Первое неоспоримое преимущество, которое сразу приходит на ум, — это улучшение имиджа страны на мировой арене. Вряд ли кто-то осмелится игнорировать тот факт, что Россия — страна для многих непонятная и во многом даже опасная. Это далеко не европейское государство, но и восточных элементов в нем не так много. Российские власти должны очень хорошо постараться, чтобы показать, как наша страна может быть полезной на мировой арене. Долгожданный доступ в ВТО — это однозначное улучшение имиджа для Российской Федерации.

Когда Россия вступила в ВТО, российские СМИ без устали сообщали о скорейшем понижении цен на большую часть продукции. Якобы стоимость товаров упадет уже через пару лет после вступления в торговый союз. Цены действительно упали. Но понижение было незначительным и коснулось оно далеко не всех товаров. Свободный доступ к сложившимся торговым схемам принес свои плоды, что явилось, несомненно, большим преимуществом для России того времени. Однако радоваться пришлось недолго. Уже через два года США и Евросоюз применили первый пакет санкций в отношении нашей страны.

Рост экономики

Россия вступила в ВТО в год оптимального экономического развития. 2012 год ознаменовался выборами президента и новыми реформами. Многочисленные санкции пока еще не очерняли экономическое и политическое положение дел в стране. Благодаря союзу с ВТО в России увеличилась конкуренция. Результатом стала модернизация отечественной экономики.

Была понижена кредитная ставка — как для простого населения, так и для предприятий малого и крупного бизнеса. Некоторые отечественные производители смогли выйти на мировой рынок. Это заставило их обратить внимание на качество производимой продукции. Следствием этого стало повышение конкуренции.

Некоторые импортные пошлины были значительно снижены. Лекарства, одежда, IT-продукция и прочие товары стали более доступными для населения. Наконец, принцип прозрачности торгового законодательства ВТО позволил выстраивать сложные и качественные отношения между сторонами.

Так почему же Россия вступила в ВТО? Глядя на перечисленные преимущества, ответить на этот вопрос становится совсем не сложно. Страна могла бы пережить настоящий экономический подъем. К сожалению, этого не случилось из-за украинского конфликта, в который вмешалась Россия. На страну были наложены санкции, а некоторые депутаты всерьез задумались о выходе из ВТО. В своем законопроекте они привели перечень недостатков, которые дает России членство в торговом союзе.

Россия в ВТО: основные недостатки

Возможность появления безработицы на отечественном рынке является первым и основным недостатком. Российские предприятия могут попросту не выдержать конкуренции с иностранными производителями. Ситуация может обостриться в так называемых «заводских» городах — где большая часть населения задействована на производстве.

Импортные пошлины были понижены. Это привело к тому, что целый ряд товаров стало невыгодно производить в России. Это продукты сельского хозяйства, а главное — автопром. Так, таможенная пошлина на ввоз поддержанных автомобилей упала в 4 раза. Власть уже активно борется с этим явлением. Она старательно, хоть и не очень успешно продвигает политику «импортозамещения».

Помимо импортных, могут быть понижены и экспортные пошлины. Из-за этого в убытке может оказаться бюджет страны. Однако увеличения государственного долга пока можно не бояться: власть создала себе множество других проблем.

Последствия вступления России в ВТО

Эксперты уверены, что вступление в торговый союз повлечет за собой снижение пошлины на многие товары. Так, к 2019 году пошлина на автомобили должна упасть с 30 до 15 процентов. Вслед за автопромом подешевеет алкоголь, бытовая техника, одежда и многое другое.

Ожидается, что участие России в ВТО даст дополнительных 2 млрд долларов в год. Российская же экономика станет расти за счет зарубежных инвестиций. Изменится внешняя среда. Пойдет вверх конкуренция, снизятся тарифные барьеры, государство сократит ряд протекционистских мер.

Критика участия России в ВТО

Вопрос о том, вступила ли Россия в ВТО, волновал многих политологов и экономистов. Эксперты волновались, что потери от вступления в союз будут гораздо выше, чем возможная выгода. Еще в 2006 году специалисты подсчитали, что выгода отечественных предприятий после вступления в ВТО составит 23 млрд долларов, а потери — 90 млрд долларов. Однако все вышло несколько иначе. Россия вошла в союз на льготных условиях, что позволило ей в течение первых трех лет вообще не менять таможенную политику.

В 2012 году Владимир Путин не встал на сторону критиков ВТО. Он заявил, что модернизация российской экономики будет попросту невозможной, если власть решит проигнорировать вопрос о вступлении в союз. Когда Россия вступила в ВТО (дата и год указаны выше), основными критиками этого шага стали члены фракции КПРФ.

Читайте также:  Почему вредно сидеть на стуле

Вопрос о выходе России из ВТО

Депутаты из фракции КПРФ уже разработали законопроект, направленный на планомерный выход Российской Федерации из Всемирного торгового союза. В документе говорится о том, в каком году Россия вступила в ВТО и что за этим последовало. 900 млрд рублей за пять лет членства были утеряны, а к 2020 году сумма ущерба составит 12-14 трлн рублей

Чем грозит выход России из ВТО? К сожалению, никто не знает. По международному соглашению право выхода имеется, но его никто не применял. Россия может создать прецедент. С большой долей вероятности, он повлечет за собой наложение жестких санкций на провинившуюся сторону.

источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

Подкасты

Мультимедиа

Почему Россия до сих пор не вступила в ВТО

Почти сразу после прихода к власти Владимир Путин возобновил переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Тогда он говорил, что рассчитывает присоединиться к ВТО в 2003 г. Сейчас на дворе 2006 г., а российские чиновники потчуют нас речами, которые мы уже слышали в 90-х: все откладывается на следующий год. Однако, для того, чтобы все получилось, нужно изменить подход к переговорам.

Конечно, есть Китай, который вел переговоры о вступлении в ВТО на протяжении 14 лет — Россия побьет этот рекорд только в следующем году. Однако в российском случае все могло бы быть намного проще, ведь Россию уже давно признали страной с рыночной экономикой, а Китай — все еще нет.

А может быть, России и не нужно членство в ВТО? Ведь эта страна является, в первую очередь, экспортером нефти и газа — это рынок, на котором полно покупателей, что в принципе является гарантией от применения к России протекционистских мер. К тому же, нельзя сказать, что за последние годы Россия пострадала от чьего-либо протекционизма — антидемпинговые меры затрагивают лишь 1% российского экспорта, однако ситуация может усугубиться с уменьшением спроса на сырье. 1/5 российского экспорта составляют продукты химической и металлургической промышленности, весьма чувствительные к протекционистским мерам.

Пока Россия не вступит в ВТО, у нее не будет законной защиты для своего экспорта. Она не сможет выиграть ни одного суда по антидемпинговым делам, поскольку международный арбитражный суд, в котором разбираются такие вопросы и назначаются штрафные санкции, действует при ВТО.

Сегодня Россия является самой крупной экономикой в мире, не входящей до сих пор в ВТО, которая насчитывает на сегодняшний день 149 стран. Судя по всему, Украина вступит туда раньше России, ведь ее президент Виктор Ющенко (хотя у Аслунда почему-то Виктор Янукович — прим. перев.) неоднократно заявлял о твердом намерении присоединиться к ВТО до конца этого года. Проблема России не в том, что ВТО выставляет ей слишком жесткие требования, тогда как ее экономика раздираема внутренними противоречиями. Напротив, эти требования гораздо мягче тех, что предъявлялись Китаю: проблема скорее в российском восприятии ВТО. И вот пять аспектов этого восприятия.

Во-первых, ВТО — это клуб. Страны-кандидаты должны подчиняться общим правилам клуба, которые страны-члены толкуют по своему усмотрению. Таким образом, в переговорах Россия не может рассчитывать только на свой вес и влияние, как она это делала в других случаях, ее традиционные методы ведения переговоров здесь оказываются неэффективными. В Кремле не понимают того, что страны-члены могут навязывать России правила, действующие сейчас в ВТО.

Во-вторых, Россия имеет значительное влияние на международной арене и привыкла, что отношение к ней особое. Тем не менее, одна из особенностей ВТО состоит в том, что от крупных стран требуют больше, чем от маленьких. Каждый член клуба может потребовать от страны-кандидата заключения двустороннего протокола о доступе на ее рынок. Россия должна заключить такие договоры с не менее, чем 68 странами, а Украина — только с 50. Многие страны обеспокоены последствиями вступления в ВТО страны с крупной экономикой, мало кого волнуют маленькие страны вроде Киргизии или Грузии. И напрасно российские чиновники кричат, что с Россией так обращаться нельзя, ВТО будет продолжать проводить дискриминационную политику на переговорах о вступлении по отношению к крупным экономикам. Китай это понял и согласился с этим, и чем раньше это поймут в Кремле, тем раньше Россия сможет вступить в ВТО.

Третья иллюзия заключается в том, что Россия рассчитывает добиться для себя более выгодных условий, затягивая переговоры. На самом деле в ВТО все происходит как раз наоборот. Чем больше вы ждете вступления, тем больше стран, которые предъявляют к вам претензии, тем жестче становятся условия вступления. Российские чиновники не могут этого понять и жалуются, что им приходится торговаться. Если Украине удастся ратифицировать решение о вступлении раньше России, что должно занять около года, то она сможет решить свои торговые проблемы с соседями, предъявив России ультиматум с новыми условиями вступления в ВТО.

В-четвертых, Россия жалуется на политический характер американских требований. На самом деле, это чисто коммерческие требования. Никто, кроме самого Кремля, не пытается политизировать вступление России в ВТО. Американским переговорщикам приходится отчитываться перед Конгрессом, который защищает вполне понятные интересы бизнеса. Если они заключат недопустимый для американского бизнеса договор с Россией, Конгресс заблокирует ее вступление в ВТО. Лучше было бы этого избежать.

И наконец, Путин совсем запутался на петербургской встрече с Джорджем Бушем. Похоже, он или кто-то из его советников думали, что Бушу можно навязать санитарные правила, позволяющие России блокировать, когда ей вздумается, импорт американской говядины и свинины. Разве можно себе представить, что Конгресс на это пойдет? Здесь затронуты сельскохозяйственные интересы Америки: в Кремле не понимают, что Буш еще более связан в своих действиях, чем Путин.

Все члены ВТО неоднократно заявляли, что они хотели бы видеть Россию членом этой организации, остается только, чтобы Кремль посмотрел правде в глаза и принял правила игры.

Андерс Аслундсотрудник Института международной экономики (Вашингтон)

Россия и ВТО («The Economist», Великобритания)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

источник

Зачем России членство в ВТО?

На пятом году членства России в ВТО наша страна может покинуть эту международную торговую организацию.

Напомним, что процесс вступления России в ВТО был чрезвычайно долгим — 18 лет, в то время как обычно переговоры занимают не более 5−7 лет. Как считают некоторые эксперты, побудительным мотивом нашего стремления во Всемирную торговую организацию была не столько экономика, сколько политика и идеология. Тогдашняя либеральная российская власть стремилась приобщиться к мировым институтам, попасть в «хорошую компанию». Впрочем, как уверяли россиян власть предержащие, и чисто экономических выгод от нашего членства будет достаточно.

Со временем актуальность темы Россия в ВТО снизилась и практически ушла с повестки дня. Однако в связи с масштабными экономическими санкциями, введенными странами Запада против России, вопрос о целесообразности членства нашей страны в ВТО получил новое звучание. Санкции, как считают эксперты, являются в чистом виде дискриминацией и противоречат правилам международной торговли. Выяснилось, что и без того спорные для России условия в любой момент могут быть изменены уже по политическим причинам.

И вот в Госдуму РФ был внесен законопроект о денонсации протокола о присоединении России к соглашению. Срок его рассмотрения пока не определен. По мнению авторов законопроекта из фракции КПРФ, за пять лет потери России от членства в ВТО «в разрезе бюджетной политики» составили 871 млрд рублей. Очевидных выгод при этом зафиксировано не было. Дальнейший прогноз также неутешителен. За 8 лет членства — к 2020 году, потери в добавленной стоимости российской экономики составят 12−14 трлн. рублей, а потери рабочих мест — 1,9 млн.

Корреспондент Агентства СЗК попросил известного российского писателя, политолога, экономиста Андрея Паршева ответить на некоторые вопросы.

— Может ли Россия, с Вашей точки зрения, действительно, выйти из ВТО? И чем это нам может грозить?

— Что касается нашего потенциального выхода из ВТО, то здесь необходимо отметить вот какой момент. Насколько я знаю, процедура выхода из ВТО не прописана в подробностях. И наш уход из этой организации будет напоминать в лучшем случае выход Англии из ЕС. Брексит займет, как теперь понятно, довольно длительное время и будет сопряжен со многими проблемами. В нашем же случае, вероятно, может идти речь о каких-то санкциях, которые будут наложены на нас всеми странами-участниками ВТО, в том числе, например, Китаем. Это будет их прямая обязанность. Другой вопрос – будут ли страны-члены эти санкции соблюдать. Но в целом, согласитесь, ситуация будет весьма неприятной.

Читайте также:  Почему монитор тухнет и включаеться

Нам надо точно определить, какие именно ограничения, связанные с нашим нахождением в ВТО, противоречат нашим интересам. Дело в том, что существуют общие положения организации, а есть конкретное соглашение о нашем вхождении туда, которое представляет из себя здоровенный том. И никто из нашего руководства его, можно с уверенностью сказать, не прочитал.

Кстати, эта ситуация была повторена в несколько трагикомическом ключе в случае ассоциации Украины с ЕС. Кто только не критиковал эту ассоциацию у нас! Писали и говорили о том, что для Украины этот союз с Европой бесполезен, он не принесет местной экономике никаких выгод, что текста этого документа никто из украинского руководства не читал, подробностей не знает и так далее. Так вот, то же самое было можно сказать и в отношении нашего членства в ВТО.

Надо учитывать и такой момент. Процесс вступления в ВТО — индивидуальный. То есть, все страны, вошедшие в эту организацию, являются ее членами на особых условиях – у каждой из них они свои. Скажем, Канада располагает определенными механизмами по таможенной защите от экономики США. Что же касается России, то в момент вступления от нас потребовали соблюдения некоторых правил и требований, с которыми мы согласились. В частности, они касаются экспорта сырья. Например, мы должны обеспечивать беспрепятственный экспорт леса-кругляка для целлюлозно-бумажной промышленности ЕС.

— А собственно говоря, какие основные цели преследует ВТО и что эта организация может предложить своим членам?

— У ВТО есть основная задача, о которой у нас в общем-то мало известно. Это – снятие протекционистских барьеров в мировой торговле, доведение их до определенного уровня. А именно – до 3,9% таможенного обложения. Причем, с самого начала существования ВТО для развитых в экономическом отношении стран уровень этого барьера предлагалось сделать равным 3,5%, в то время как развивающимся странам – до 9,5%. То есть, все прекрасно понимают, что развитие собственной экономики возможно только при условии ее защиты таможенно-тарифным регулированием.

Что касается России, то мы не получили льготы – нас в число развивающихся стран не включили. Между тем, как уверены многие эксперты, без защиты собственного производителя с помощью повышенных таможенных тарифов мы не сможем развивать собственную экономику. Но делать это можно только при наличии какой-то продуманной вменяемой экономической политики. То есть мы должны для себя сами решить, что мы конкретно развиваем и именно это в данном случае и защищаем.

Однако этого у нас до сих пор нет. А есть некий мягкий мобилизационный вариант, при котором мы развиваем некоторые отрасли путем государственных вложений. Это – в первую очередь, оборонка. Иногда, так сказать по случаю, мы прибегаем к методам скрытого протекционизма. Так, в условиях санкционной политики Запада мы можем накладывать определенные ограничения на импорт некоторых товаров и тем самым давать некоторые преимущества нашим собственным производителям и поощрять их. Эти меры затрагивают довольно большой спектр номенклатуры товаров.

Тем не менее, следует признать, что такие механизмы не носят универсального характера – они не могут дать импульса всей нашей экономике. Нам, повторю, необходима продуманная экономическая политика. И только тогда нам станет понятно, что нас в ВТО устраивает, а что нет.

— То есть получается, что мы, вступая в ВТО, в общем-то и не понимали, что нас там ждет?

— Да, до сих пор никто нам толком не объяснил, зачем мы вообще вступили в ВТО. Любое соглашение – это всегда принятие на себя каких-то обязательств. Так вот, не понятно, какие обязательства мы на себя приняли, сколько они нам стоят и что мы получаем взамен их выполнения. Я полагаю, что на момент нашего вступления в ВТО у этого процесса были некоторые лоббисты, которым по каким-то причинам правила организации были выгодны. В этой связи упоминалась фигура нашего крупнейшего предпринимателя Алексея Мордашова, главы «Северстали». Так ли это и насколько этому предприятию помогла наше членство в ВТО — сказать сейчас трудно.

Есть еще один момент. Наши «партнеры», когда принимают то или иное политическое решение, вообще не учитывают ВТО, как институт, как факт. Ведь любые экономические санкции, которые затрудняют деятельность наших экономических субъектов, полностью противоречат духу и во многих случаях и букве ВТО. Тем не менее, санкции – это политическая и экономическая реальность.

— И все же, с Вашей точки зрения, надо ли нам продолжать играть по правилам ВТО?

— Я давно для себя пришел к выводу, что если мы хотим иметь нормальную, основанную не на вывозе сырья, экономику, базирующуюся на рыночных принципах, то она может функционировать только в протекционистском режиме. В либерально-экономической модели при свободном перетекании денег, товаров и услуг через границы наша экономика выжить не может в принципе. Об этом я подробно и с использованием множества примеров писал еще в 90-е годы.

Мы, например, находимся в других условиях, чем, скажем, Китай, которому непросто далось его экономическое процветание. Китай между прочим тоже был вынужден на протяжении ряда лет прибегать к протекционистским мерам. Именно поэтому он едва ли не дольше, чем мы вел переговоры о вступлении в ВТО. Это время Китай использовал для развития собственной экономики. А создав ее и начав развивать, Китай и стал членом Всемирной торговой организации. И сейчас для развитой китайской экономики не страшен никакой конкурент.

У нас же положение с экономикой иное, чем у Китая.

Беседовал Вадим Лапунов, корреспондент Агентства СЗК

источник

Зачем России ВТО?

Россия — страна сырьевых экспортеров. Сырьевым экспортерам выгодно участие в ВТО. Выгодно ли ВТО остальным участникам российского рынка — никому не интересно. Как говорится: «Тьфу на вас!»

Принимая на себя обязательства ВТО в 2012 году, мы рассчитывали, что быстро завоюем «энергетические высоты», привлечем миллиарды инвестиций, а заодно улучшим качество и конкурентоспособность российских товаров и услуг, получив ключ к свободной торговле, но широкие ворота на западные рынки нам так и не открыли.

Стучаться в двери Международного торгового клуба Россия начала еще в девяностых, девятнадцать лет ушло на согласование документов. Все это время вопрос о вступлении в ВТО был предметом серьезной дискуссии в российских политических и экспертных кругах.

Наиболее либерально настроенные экономисты во главе с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным считали, что присоединение к ВТО есть необходимое условие для развития конкуренции и экономики в целом. Более того, как он полагал, вступление в эту организацию в какой-то мере сможет компенсировать недостаточные экономические реформы, а государство получит возможность апеллировать к правилам ВТО для защиты собственных экономических интересов.

Противники присоединения России к ВТО отмечали неготовность российской экономики к конкуренции на глобальном уровне, доказывали необходимость защищать своего производителя. Ведь от Москвы требовали обнулить торговые пошлины на мясо. Иностранцев не устраивали также низкие цены на газ и электричество внутри России, помощь сельскому хозяйству, которую они называли скрытой формой субсидирования наших производителей, благодаря которому они якобы получают нечестное преимущество перед конкурентами.

Выдвигая такие требования, страны-участники ВТО хотели получить почти открытый доступ на наш внутренний рынок практически без пошлин, задавить сельхозпроизводство, а также и без того неконкурентоспособную промышленность.

Ведь своих производителей и США, и Евросоюз защищают со всех сторон и внешними пошлинами, и дотациями, и чисто запретительными мерами.

Кое-что при вступлении в ВТО нам выторговать удалось. Были установлены квоты на поставки некоторых видов мясных продуктов, в рамках которых пошлина не взимается, согласован лимит господдержки в размере до девяти миллиардов долларов в год (с постепенным сокращением до 4,4 миллиарда долларов к 2018 году). Но взамен пришлось соглашаться на другие кабальные условия, последствия которых не заставили себя ждать.

По условиям договора с ВТО Россия все еще находится в состоянии переходного периода и движется к исполнению всех взятых на себя обязательств. Но уже сегодня можно сказать, что членство в ВТО внесло свои коррективы в состояние отечественной экономики. И не с положительным знаком, как того хотели правительственные чиновники, а, наоборот.

В исследовании Санкт-Петербургского государственного экономического университета о членстве России в ВТО говорится, что в результате вступления в эту организацию усилилась сырьевая специализация, нам закрыли выход на рынки высокотехнологичных производств. Российских производителей стали легко поглощать более сильные зарубежные конкуренты; из-за выравнивания внутренних и мировых цен на энергоносители подорожали отечественные товары; невиданными темпами капитал вывозится из страны через обосновавшиеся у нас дочерние компании крупных западных корпораций.

Читайте также:  Почему выступает соль на ботинках

Самый большой вред экономике нанесло даже не само присоединение к ВТО, а те односторонние уступки, которые наши чиновники поторопились сделать задолго до подписания официального протокола. Как, скажите, конкурировать нашему аграрию с турецким производителем ягод, если тот свободно может взять кредит на развитие под 2%, а наш – под 20–25% в лучшем случае – под субсидированные 6,5%? К тому же очень часто экспортеров за рубежом полностью или частично освобождают от налогов, только потому, что они сохраняют рабочие места и ввозят в страну прибыль. У нас это условие почему-то не учитывается.

По оценкам аналитического центра «ВТО-информ», за годы членства в ВТО федеральный бюджет потерял 871 миллиард рублей, а с учетом мультипликативного эффекта – от 12 до 14 триллионов рублей.

Наиболее пострадали машиностроение (объем производства упал на 14%), легкая промышленность (на 9%), деревообработка (на 5%). Сельскохозяйственное машиностроение за два года также было практически полностью вытеснено американскими и европейскими производителями. Зато больше всего выросли объемы финансовых услуг, нефте- и газодобыча, угольная промышленность.

Увеличился экспорт необработанной древесины, леса-сырца. Тарифы на газ и электроэнергию из-за «выравнивания цен» увеличились к 2017 году на 80%, притом, что доходы населения упали сравнительно с 2012 годом на 10– 12%. И при этом наши партнеры в ВТО заявляют, что российская торговая политика наносит ущерб европейской экономике.

Другого ждать и не следовало. Тем более сегодня, в разгар ужесточения антироссийских санкций. Как отмечают аналитики, применяемые в отношении России ограничительные меры находятся в прямом противоречии с принципами ВТО. И это позволяет говорить о том, что возможности членства в этой организации в ближайшей перспективе вряд ли обеспечат нам ожидаемые экономические преференции.

Как только Россия пытается отстоять свои права и интересы, ее не слышат. Стоило указать ВТО на ограничительные меры введенных против нашей страны санкций, как тут же последовал отпор. Или взять дело о европейских свиньях. Их поставки в Россию ограничены из-за вспышек африканской чумы свиней (АЧС) в Польше и Литве. Но в ВТО наши запреты на подозрительную свинину почему-то сочли дискриминационными и не соответствующими требованиям Международного бюро эпизоотии.

Под давлением зарубежных партнеров Россия, судя по всему, готова уступить. Летом этого года в Минэкономразвития сообщили, что большая часть пошлин, фигурирующих в споре с Евросоюзом, уже понижена, с остальными разберутся в ближайшее время.

Вступив в ВТО, Россия получила хороший урок с пальмовым маслом, импортными холодильниками, бумагой и свининой, заполонившими было наши рынки.

Что же заставляет нас кланяться или идти на бесконечные уступки? Прежде всего, те условия торговли, которые государство приняло на себя при вступлении в ВТО, и неспособность нашего законодательства защищать внутренний рынок, оставаясь в рамках правил Международного торгового клуба.

Примером того, как надо было готовиться к вступлению торговую организацию, может служить Китай, который смог быстро вписаться в систему ВТО, и теперь претендует на первые роли, вытесняя с рынков США и их союзников. Такое стало возможным, прежде всего, потому, что КНР в отличие от нас шла в Международный торговый клуб, не играя в поддавки, а создавая развитую промышленность и сельское хозяйство. Китайцы построили более 600 мощных экспортных производств, преуспели в логистике и финансово-кредитной системе. Причем все это делалось при поддержке отечественного производителя.

Россия же вступила в ВТО в другом качестве. Нас взяли в торговый клуб в числе развивающихся и слаборазвитых стран с сырьевым уклоном экономики.

За те 19 лет, что мы готовились к вступлению в ВТО, можно было рассчитать и принять адекватные условия налогообложения, позволяющие на равных соревноваться с мировыми производителями, развить систему госзаказа и лизинга, создать собственную систему стандартов и норм, под которую подстраивались бы и западные конкуренты. Ничего этого сделано не было.

В то же время с первых дней членства России в ВТО наши западные партнеры действовали уверенно, нагло, а иногда и агрессивно. Так, например, задумав закрыть свой внутренний рынок от зарубежных самолетов, европейские страны ввели требования по шумности двигателей. В результате с рынка в первую очередь ушли наши самолеты, этим требованиям не отвечавшие. Таким образом, и формальные требования ВТО были соблюдены, и европейский рынок оградили от конкурентов.

ВТО, как и любая другая международная организация, подвержена влиянию лоббистских групп крупнейших государств и потому в выигрыше всегда оказываются только представители развитых западных стран.

Кстати, эту особенность «с удивлением» обнаружил лауреат Нобелевской премии, бывший старший вице-президент Всемирного банка Джозеф Штиглиц.

Сегодня Россия участвует в десяти делах, стоимость каждого из которых может доходить до двух млн долларов. Так что надежды на то, что с помощью инструментов ВТО можно защититься от санкций США, рухнули.

Но стоит ли отчаиваться? Санкции, ограничивающие проникновение и действия на российском рынке западных корпораций, пока играют в нашу пользу. За последние годы прилично выросло сельское хозяйство: прилавки магазинов наполнены отечественным мясом, урожаи зерновых бьют постсоветские рекорды. Растет экспорт сельхозпродукции: своих продуктов питания мы вывозим за границу на 18 миллиардов долларов. На наших полях появились свои трактора и комбайны, вытесняя германские «Джон Диры» и «Урсусы». С наших аэродромов теперь все чаще взлетают не Боинги, а отечественные самолеты, новейшие вазовские автомобили возвращаются в Европу.

Аналитики поговаривают о том, что ВТО сейчас в глубоком кризисе. Ею недовольны и развивающиеся страны, и США. Первых не устраивает, что до сих пор не появилось приемлемое решение в рамках так называемого Дохийского раунда переговоров по торговле сельхозпродукцией. А США никак не могут смириться с тем, что ВТО накладывает на них ограничения.

Не в пользу этой организации говорит и тот факт, что после кризиса международная торговля резко просела. Она растет теперь в два раза медленнее, чем мировой ВВП. Торговлю сдерживают различного рода ограничения по импорту, связанные с антидемпинговыми расследованиями, политическими разногласиями или вопросами безопасности, число которых в 2017 году выросло вчетверо по сравнению с 2008 годом. На начало 2017 года в странах «двадцатки» насчитывалось 1200 таких ограничений. И с приходом к власти в США Дональда Трампа опасность нарастания протекционистских мер только усилилась.

Аналитики заговорили о том, что скоро на смену ВТО могут прийти Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнерства с лидирующей ролью США.

Что же нас держит в ВТО? Не пора ли и нам пересмотреть условия участия в «торговом клубе» и подумать: а так ли эта организация нужна России?

Нам ли, самодостаточной стране, на 95% обеспеченной природными ресурсами и не потерявшей научно-технический потенциал, оставаться в торговом клубе на правах пасынка?

Россия участвует в гораздо более демократичных и независимых торгово-политических структурах – от Таможенного союза до Шанхайской организации сотрудничества и формирующегося евразийского экономического пространства. Зачем же выбирать наихудший вариант из всех возможных?

Известный экономист Михаил Делягин в эфире Царьграда рассказал, как можно быстро и безопасно для нашей страны выйти из Всемирной торговой организации, не навредив себе же.

Россия может выйти из ВТО. На первый взгляд это кажется довольно трудным, потому что это совокупность коммерческих соглашений, которые требуют определенных обязательств от всех задействованных сторон. Об этом рассказал в эфире Царьграда экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Он пояснил, что если в одностороннем порядке разорвать бессрочные коммерческие соглашения — а соглашение ВТО именно такое, то придется выплатить огромную компенсацию.

«Причем, платить придется всем, кому захочется получить с вас деньги», — пояснил Делягин. Впрочем, в случае с ВТО есть два облегчающих обстоятельства.

«Во-первых, многие страны ввели против нас санкции, что является грубейшим нарушением норм ВТО. И это как раз позволяет нам в отношении этих стран прекратить все соблюдение норм», — сказал эксперт.

Вторым облегчающим обстоятельством стало то, что по международному праву любое соглашение, заключенное на основе коррупционных мотиваций, является априори ничтожным.

«Причем коррупция – это ведь не только, когда человек берет взятку. На Западе принято считать, что если кто-то делает что-либо ради улучшения карьерных перспектив, то это тоже коррупция «, — пояснил Делягин.

По мнению эксперта, коррупционные мотивации со стороны некоторых российских либералов действительно имели место. И это очень легко доказать, так как все это легко задокументировать. И тогда соглашения с ВТО могут быть прекращены, как заведомо коррупционные.

«Так что было бы желание! Но сегодня социально-экономическую политику России определяют те самые либералы, которые запихивали Россию в ВТО», — подмечает Делягин. – «До тех пор, пока эти люди хотя бы не будут изгнаны из власти, к сожалению, выход из ВТО остается мечтой».

источник