Меню

Почему ндс это регрессивный налог

Регрессивные налоги в РФ: пример. Налоги прогрессивный, регрессивный, пропорциональный

«В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов» (Бенджамин Франклин). Грустно, но очень жизненно. Действительно, каждый социально и экономически активный человек, получающий зарплату, прибыль от ведения бизнеса, приобретающий какие-либо товары и услуги, обязан делиться частью своего денежного блага с государством. Принудительно изъятые органами госвласти средства у юридических и физических лиц составляют основную часть доходов государства, которые в дальнейшем направляются на покрытие расходов, связанных с осуществлением им политики по различным направлениям: экономическая, социальная, демографическая и пр.

Мы пользуемся различными благами и услугами, которые оплачиваются за счет налогов. Однако это не единственная их функция. Благодаря гибкой налоговой системе государство воздействует на экономику в нужном направлении: поощряет те или иные виды деятельности, способствует развитию тех или иных отраслей, влияет на предпринимательскую активность, платежеспособность спроса и предложения и т. д. Таким образом, от эффективности налоговой системы зависит благополучие всего государства и каждого его гражданина в отдельности. Сегодня мы разберем регрессивные налоги, их роль и целесообразность взимания в условиях высокодифференцированных доходов населения страны.

Существующие системы налогообложения

Различные типы налогообложения обусловлены двумя его главными принципами: эффективность и справедливость (люди с разными доходами не должны платить равные налоги). В зависимости от того, как устанавливается ставка налога к доходу, выделяют следующие налоги: прогрессивный, регрессивный, пропорциональный. Давайте разберемся, чем они отличаются.

Пропорциональные налоги

В том случае, если налоговая ставка не меняется в зависимости от величины налоговой базы, речь идет о пропорциональной системе (налог прямо пропорционален доходу). В нашей стране данный метод применяется при расчете огромного количества платежей: пропорциональными являются прямые (кроме подоходного) и практически все косвенные налоги. В наибольшей степени такой подход бьет по карманам среднестатистических граждан и оказывает существенную нагрузку на свободный доход.

Прогрессивные налоги

В случае прогрессивной системы тот, кто больше зарабатывает, больше и отдает. Очень простой и понятный подход. Примером может служить подоходный налог. Применение данного метода при взимании платежей в пользу государства позволяет эффективно перераспределять доходы, но не всегда. Нередко такая система расчетов способствует активному уклонению от налогов (сокрытие реальной прибыли).

Регрессивное налогообложение

Регрессивные налоги с первого взгляда могут показаться нелогичными, так как ставка в данном случае уменьшается по мере роста налоговой базы и увеличивается при ее снижении, однако это не так. Именно данный подход нередко оказывается наиболее эффективным в целях стимулирования декларации реальной прибыли или заработка.

При регрессивном налогообложении доходы, как правило, делятся на части. Каждая из этих частей облагается по определенной ставке: пониженный процент действует только для той части дохода, которая превышает заданную. Например, такая схема применяется при уплате в Пенсионный фонд: до определенной суммы ставка одна (22%), все, что свыше, облагается по ставке 10%.

Государство применяет в своей работе различные виды налогов (регрессивный, прогрессивный, пропорциональный) для более гибкого регулирования экономики и обеспечения наиболее эффективного поступления платежей в бюджет. Такой подход оправдывает себя, хотя и не всегда является справедливым (оптимальным) для разных категорий населения.

Регрессивные налоги в РФ

В современной мировой экономике данная схема начисления налогов встречается довольно редко. На сегодняшний день практически не существует регрессивных налогов в явном виде, то есть прямых. Однако все косвенные налоги можно к ним отнести, и чем больше ставка, тем в большей степени они регрессивны. Яркий пример — акцизные платежи, пошлины, НДС.

Регрессивная система в РФ с 2001 года используется для рассчета единого социального налога. Применение данного метода имеет конкретную цель: выведение из тени заработных плат в конвертах (серый доход) путем снижения налоговых ставок по мере роста расходов, приходящихся на фонд оплаты труда.

Регрессивная система уплаты налогов: примеры

Как работает регрессивная схема уплаты налогов? Разберем на примере сигарет. Если на пачку сигарет установлен акцизный налог в размере 15 рублей, то для покупателя, имеющего доход 10 000 рублей, доля его в бюджете будет больше, чем для того, кто зарабатывает 25 000 рублей (0,15 и 0,06).

Налог с оборота с экономической точки зрения — тоже регрессивный налог. Пример: допустим, две семьи покупают одинаковые стиральные машины стоимостью 12 000 рублей и ставкой налога 18%. Семья с низкими доходами (30 000 рублей) заплатит те же 2 160 рублей налога с оборота, что и семья с высокими (70 000 рублей). Однако доля платежа в бюджете в первом случае будет гораздо выше: 7,2 против 3,09. Таким образом, покупатели, зарабатывающие больше, платят в конечном итоге меньший процент, нежели менее обеспеченные граждане.

Регрессивная система налогов: хорошо или плохо?

В российском законодательстве напрямую не говорится о применении регрессивной схемы уплаты налогов. Многие оценивают данную систему как несправедливую, однако если обратиться к мировому опыту, то можно найти ряд положительных моментов, которым поспособствовали именно регрессивные налоги.

Именно такой подход обеспечивает в ряде стран наиболее полноценный сбор налогов. Граждане с высоким заработком охотнее раскрывают свои доходы, если уверены в том, что существенная часть их денег не будет изъята в пользу государства. Грамотное понижение процентной ставки по мере роста налоговой базы способствует привлечению в бюджет значительного объема денежных ресурсов. Фактический размер выплат высокообеспеченной части населения будет все равно больше, чем у граждан с низкими доходами. В случае же прогрессивного или пропорционального налогообложения этот объем может оказаться в разы ниже (утаивание реального дохода).

При этом для малообеспеченных граждан регрессивные налоги — более тяжелое бремя, чем для богатых. Это касается и косвенных налогов, уплата которых ложится непосредственно на конечного потребителя (носителя налогового бремени). Так, если рассматривать экономическую ставку, а не номинальную, то НДС составляет большую долю заработка тех, кто беднее.

Заключение

В настоящее время налоговая система нашей страны далека от совершенства. Большим вопросом остается эффективность применения различных налоговых ставок. В России очень большая доля непрямых, косвенных налогов, которые тяжелым бременем ложатся на самую большую часть населения страны — средний класс. В конечном итоге это те же самые регрессивные налоги, доля которых в доходах малообеспеченных граждан высока. При этом существует другая, не менее важная проблема, связанная с сокрытием существенной части прибыли при декларации доходов. В такой ситуации применение регрессивной ставки налога на прибыль может быть весьма эффективным решением. Данный подход будет показывать прибыль в полном объеме, ведь по мере ее роста ставка налога снижается. Безусловно, здесь тоже имеется ряд нюансов, а также требуется повышение контроля со стороны налоговых органов.

источник

Почему налог на добавленную стоимость – это налог на бедных. Объясняем в подробностях

Государственная Дума одобрила увеличение налога на добавленную стоимость в России с 18 до 20%. Поправку внесло правительство. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов объяснял, что повышение НДС привлечет в бюджет страны 600 млрд рублей в год.

Но увеличение НДС в первую очередь отразится на самых бедных, потому что это регрессивный налог. Настоящее Время объясняет, как он работает.

Для российского федерального бюджета НДС – один из самых важных налогов. Это треть всех денег (34,04%), которые поступают государству, и больше половины доходов, если отбросить нефть и газ (56,35%).

Налог на добавленную стоимость – это новая, улучшенная версия налога с продаж. Его изобрели всего 60 лет назад. Идея в том, что каждый производитель или перепродавец в цепочке платит процент лишь от той части, на которую он увеличивает цену товара. Избежать уплаты НДС гораздо сложнее, так как сделки разных фирм по цепочке контролировать легче, чем одного продавца, который вполне может уклоняться от уплаты налогов.

Читайте также:  Почему на языке трещины лечение

Но для конечного покупателя нет никакой разницы, платит он НДС или налог с продаж – он в любом случае платит его из своего собственного кармана. Посмотрите на любой чек – в нем НДС выведен отдельной строкой.

Чем большая часть заработка человека уходит на оплату НДС, тем меньше он сможет сэкономить и отложить на черный день.

Для примера возьмем двоих россиян:

  • один получает 10 тысяч рублей в месяц, он бедный;
  • другой имеет доход в миллион рублей в месяц, он богат.

Предположим, миллионеру достаточно тратить «на жизнь» только половину своих поступлений. В среднем он оставит в магазинах 500 тысяч рублей, из них НДС составит 100 тысяч рублей. Это всего 10% его дохода.

Но бедный человек с трудом выживает от зарплаты до зарплаты и вынужден тратить «на жизнь» всё. НДС с покупок бедного человека в абсолютных числах сравнительно небольшой – всего 2 тысячи. Но относительно доходов всё иначе. Бедный отдаст государству по итогам месяца 20% своего дохода или пятую часть. Поэтому тяжесть налога для него вдвое больше. А если бедный еще и берет кредит, то он заплатит не только из своих текущих, но еще и из будущих доходов.

К тому же у богатого человека гораздо больше шансов уклониться от уплаты НДС в бюджет своей страны, чем у бедного. Например, он может потратить деньги на путешествия и покупку товаров за рубежом (где, к тому же, потребует возврата VAT, так называется НДС в большинстве стран мира). Не облагаются налогом на добавленную стоимость сделки по покупке земли и акций, а также инвестиции.

Если богатый человек хранит свои сбережения в банке, а потом тратит их на товары с уплатой НДС в своей стране, то тяжесть налога для него будет меньше, потому что банковский депозит предполагает начисление процентов.

Пример с бедным и миллионером построен на крайностях. Но расчеты на реальных данных подтвердили, что увеличение НДС тяжелее всего бьет именно по самым бедным. Семь лет назад в Великобритании НДС подняли с 17,5 до 20%. Институт финансового анализа Великобритании подсчитал, что самые бедные британцы тогда потеряли от реформы в два раза больше, чем самые богатые.

Для таких налогов, как НДС, есть специальный термин – регрессивные. В отличие от прогрессивных, когда богатые платят больше, от них сильнее всего страдают малообеспеченные.

Чтобы смягчить удар по бедным, правительства устанавливают льготную ставку НДС на товары, без которых не выжить. Есть такая льгота и в России – 10% и 0%. Но перечень товаров, которые будут облагаться этой ставкой, опять же, определяет правительство.

источник

Регрессивная система налогообложения

Налоговая ставка: понятие

Тариф фискального платежа характеризует размер налоговых отчислений в бюджет исходя из определенной налогооблагаемой базы. Тариф может устанавливаться в фиксированном размере (в денежном эквиваленте) или в процентах. Это один из самых основных элементов налога. Устанавливается он отдельно по каждому фискальному платежу в соответствующем законодательном акте. В РФ все правила исчисления и уплаты налогов, в том числе и размер ставки, регулируются НК РФ .

Виды налоговых ставок и их особенности

Налоговые ставки могут устанавливаться в фиксированном (твердом) размере или в процентном отношении к базе налогообложения.

Фиксированный тариф фискального сбора устанавливается в абсолютном выражении. Он не зависит от налоговой базы. Как правило, такая тарификация предусматривается для сборов, для которых сложно определить налогооблагаемую базу. В РФ к этому типу налогообложения относятся, например, госпошлины. Так, например, госпошлина за регистрацию юридического лица составляет в 2019 г. 4000 руб. Она не зависит ни от размера уставного капитала, ни от организационно-правовой формы, ни от потенциально возможного дохода, который будет получать организация в будущем.

Процентные системы налогообложения:

  • пропорциональная;
  • прогрессивная;
  • регрессивная.

Пропорциональная ставка устанавливается в одинаковом процентном отношении к налогооблагаемой базе. Процент не изменяется в зависимости от роста или снижения полученного дохода или иного стоимостного или физического показателя. В налоговой системе РФ большинство налогов относится именно к этой группе. Например, НДС, налог на прибыль и НДФЛ.

Прогрессивный тариф предусматривает рост уплачиваемого налога при возрастании базы налогообложения. Такая система применяется во многих странах к налогообложению доходов физических лиц. Так исчисляется подоходный налог в США, Австралии, Норвегии, большинстве стран Евросоюза.

Регрессивная тарификация, напротив, предусматривает ее снижение при возрастании базы налогообложения. Такая система нечасто применяется, но все же имеет место быть в современном законодательстве о налогах и сборах.

Регрессивная налоговая ставка в истории системы фискальных платежей в РФ

В истории российской налоговой системы был яркий пример применения регресса при уплате налога. До 01.01.2010 работодатели с выплат работникам уплачивали Единый социальный налог, который позднее заменили страховые взносы. Регулировался порядок уплаты ЕСН ныне не действующей главой 24 НК РФ. По ЕСН была установлена сложная регрессивная ставка, действовавшая следующим образом:

  • при доходе работника в течение года до 100 000 руб. тариф устанавливался в размере 26,1 %;
  • с суммы дохода свыше 100 000 и до 300 000 руб. — 20,0 %;
  • свыше 300 000 и до 600 000 руб. — 10 %;
  • с дохода свыше 600 000 руб. уплачивался ЕСН в размере 2 %.

С 01.01.2010 ЕСН был отменен. Ему на смену пришли страховые взносы, порядок уплаты которых существенно отличался.

Особенности применения в наши дни

На сегодняшний день ставка с регрессом частично сохранилась в тарификации страховых взносов. Так, при доходах свыше предельной налоговой базы тариф взноса на пенсионное страхование снижается с 22 до 10 %, а взносы в ФСС не уплачиваются вовсе (ст. 426 НК РФ) . Предельная база по страховым взносам устанавливается ежегодно Правительством РФ.

Год Предельная база по страховым взносам, руб.
ПФР ФСС
2017 876 000 575 000
2018 1 021 000 815 000
2019 1 115 000 865 000

Отмена такого порядка налогообложения планировалась на 2021 год. Но в последний год Минфин неоднократно высказывал мнение о нецелесообразности отмены предельных показателей по страховым взносам (Письмо от 10.07.2018 № 03-04-05/47745). Точку в этом вопросе поставило принятие Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ, который внес изменения в НК РФ и отменил увеличение тарифа по страховым взносам с одновременным ростом ставки по НДС.

источник

Регрессивные

Субъектов Федерации и местные.

С позиций роли в формировании доходов региональных бюджетов

налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные фиксируются полностью или частично на длительный период как

доходный источник определенного уровня бюджета, поступают непосредственно в

региональные и местные бюджеты.

Регулирующие «дополняют» региональные бюджеты до уровня «необходимой

достаточности», они ежегодно перераспределяются между бюджетами разных уровней

В качестве регулирующих, например, используются акцизы, налог на добавленную

стоимость, подоходный налог.

Введем ряд понятий, необходимых для характеристики системы налогообложения.

Это — элементы налога. Каждый налог содержит такие элементы как: субъект,

объект, предмет, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) — это лицо, на котором лежит

обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Согласно принципу постоянного местопребывания (резидентства)

налогоплательщиков делят на лиц:

· имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве

· не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

· Важное различие их состоит в том, что резиденты платят налоги на все

доходы, полученные на территории данного государства, нерезиденты

· только на доходы, полученные из источников в данном государстве. Они

несут ограниченную налоговую обязанность.

Субъекты налогообложения различаются и по другим признакам:

· организационно-правовая форма предпринимательства. Так,

различается налогообложение АО, товариществ и индивидуальных предпринимателей.

· форма собственности. В силу декларированного

Конституцией равенства форм собственности, это деление не может использоваться

широко, однако для достижения фактического равенства в условиях экономической

деятельности государственных и приватизированных предприятий, первым

предоставляются налоговые льготы.

· по численности работающих. При соответствии по

численности критерию малого предприятия устанавливаются определенные льготы.

· по видам хозяйственной деятельности. Для предприятий

отдельных отраслей предлагаются налоговые льготы в целях стимулирования

производства, структурной перестройки. Это — одна из форм селективной

Объект налогообложения — это те юридические причины, которые

обусловливают обязанность уплатить налог.

Например, право собственности на землю обусловливает необходимость уплаты

собственником земельного налога; перепродажа ценных бумаг, получение

наследства и т.д. влекут за собой необходимость уплаты соответствующих

Предмет налогообложения — это признаки фактического характера, которые

обосновывают взимание соответствующего налога.

К примеру, земельный участок — предмет налогообложения, но объект, как уже

было указано, — право собственности на него.

Налоговая база (основа налога) — часть предмета налогообложения, на

которую начисляются налоги.

Налоговая база всегда меньше предмета налогообложения.

Ставка налога — размер налога на единицу налогообложения.

По методу установления различают твердые ставки и долевые. При методе

твердых ставок на каждую единицу налогообложения устанавливается абсолютная

сумма налога (например, 1000 р. за 1 га пашни). Долевые ставки

выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях

объекты ставки называются процентными. Они характерны для налогообложения

прибыли, дохода (например, 12 процентов с каждого рубля зарплаты).

Метод налогообложения — это порядок изменения ставки налога в

зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют три основных метода налогообложения, в соответствии с которыми

формируются три типа налогов: пропорциональные, прогрессивные и

При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка

(а не сумма) налога. Пропорциональный налог означает неизменность

ставки при изменении величины базы налогообложения. Пример

пропорционального налогообложения — налог на прибыль. Ставка налога одинакова

для плательщиков, имеющих прибыль в любых размерах. Исторически

пропорциональные налоги рассматривались как справедливые.

Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по

мере возрастания налоговой базы. Он предусматривает не только большую

абсолютную сумму, но также и большую долю взимаемого дохода по мере роста

налоговой базы. Примером прогрессивного налога является подоходный налог с

Регрессивный налог предполагает понижение ставки по мере роста

дохода. Он может приносить большую абсолютную сумму, но составлять меньшую долю

по мере роста доходов налогоплательщика. В экономическом смысле

регрессивными являются косвенные налоги (например, акцизы, налог на

добавленную стоимость, таможенные пошлины) которые представляют собой надбавку

к цене товара. Покупатели одного и того же товара платят одинаковую сумму с

единицы товара, обложенного косвенным налогом. Поскольку часто люди с разными

доходами приобретают одни и те же товары, то в доходах более состоятельных

людей они составляют меньшую долю.

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов субъекта

в соответствии с действующим законодательством.

Различают три вида налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под

налогообложения отдельных объектов налогообложения. Например, не подлежит

налогообложению прибыль, полученная от производства продуктов детского питания.

Скидки — это льготы, так же как и изъятия направленные на сокращение

налоговой базы. Скидки часто связаны не с доходами, а с расходами

налогоплательщика. Например, при взимании налога на прибыль в 1997 г.

исключается часть прибыли, идущая на развитие производства и жилищное

Налоговые кредиты — льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки

или суммарного налога. Большинство видов налогового кредита является

безвозвратным и бесплатным (в отличие от банковского кредита). Применяют такие

формы налогового кредита, как:

· снижение ставки налога. Например, для предприятий, в

штате которых не менее 50 % составляют инвалиды, ставка налога на прибыль на

· сокращение суммарного (валового) налога. Сокращение

может быть частичным и применяться на определенное время или бессрочно.

Возможно и полное освобождение от уплаты налога на определенный период

(налоговые каникулы). Так, в первые два года с момента регистрации полностью

освобождаются от налога на прибыль малые предприятия по производству и

переработке сельскохозяйственной продукции.

· Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Например,

подоходный налог может быть уплачен по заявлению налогоплательщика в рассрочку

до 1 года уплатой процентов.

В цивилизованной рыночной экономике налоговая система должна выполнять

1. фискальную, то есть обеспечения бюджета необходимыми доходами

для финансирования государственных социально-экономических функций . Эта задача

была единственной на ранних этапах становления налоговых систем. Она

превалирует в развивающихся странах в ущерб другим функциям;

2. социальную, то есть налоговая система должна способствовать

реализации принципов социальной справедливости. Признано, что косвенное

налогообложение несет потенциал социальной несправедливости. Несправедливость

косвенных налогов усматривается и в том, что они стимулируют инфляцию. В связи

с задачами реализации принципа социальной справедливости и стимулирования

экономической деятельности актуальна проблема двойного налогообложения. Она

возникает при неурегулированности налогообложения АО при параллельном

налогообложении всей прибыли акционерных компаний и дивидендов акционеров этой

же компании. В современной практике двойное налогообложение чаще всего связано

с проведением фирмами зарубежных операций, которые могут подпадать под

несогласованное налогообложение двух или нескольких стран.

3. регулирующую, то есть функцию стимулирования экономической

деятельности. Особенно актуальна эта задача в отношении прямых налогов. Так, в

теории и практике западного налогообложения признано, что изъятие посредством

налогообложения более 50 % прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательской

Налоги все больше используются для регулирования отраслевой и территориальной

Синтетическим показателем степени тяжести налогов для компаний, граждан, страны

в целом является налоговое бремя, то есть доля всех уплачиваемых

налогов в годовом доходе какой-либо группы субъектов.

В 90-х годах в Российской Федерации стала формироваться налоговая система,

соответствующая требованиям социально ориентированной рыночной хозяйственной

системы и федеративного государственного устройства.

В 1991 году был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской

Федерации». Закон установил перечень налогов, сборов и пошлин, определил права,

обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В

соответствии с Законом впервые налоги были разделены на три вида: федеральные;

субъектов федерации; местные. Существенные изменения были внесены Указом

Президента РФ № 2268 от 22 декабря 1993 г. Современная налоговая система и

перечень основных видов налогов даются в новом Налоговом кодексе Российской

Рассмотрим основные виды налогов, применяемых в Российской Федерации.

· Подоходный налог с физических лиц (граждан) — прямой

прогрессивный налог, взимаемый со всей совокупности доходов граждан. В

Российской Федерации с 1999 года основная ставка — 12 %. При доходах свыше 50

тыс.руб. применяется прогрессивная ставка. Подоходный налог является

· Налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций

прямой пропорциональный налог. Налоговая ставка распределена между

· Налог на добавленную стоимость — косвенный,

следовательно, регрессивный налог. (Добавленная стоимость — цена продажи

за вычетом затрат на покупку экономических ресурсов.) Регулирующий

налог, составляет значительную часть доходов федерального бюджета и, во многих

случаях, региональных. По оценкам экономистов, НДС оказывает сдерживающее

влияние на экономический рост.

· Акцизы — сборы, взимаемые при продаже особых

(подакцизных) товаров. Утверждаются особым законом. Обычно устанавливаются на

табачные изделия, алкоголь, драгоценности, нефтепродукты и т.д. Это —

косвенный, регрессивный, регулирующий налог, устанавливаемый на товары с

неэластичным спросом. Ставки дифференцированы.

· Поимущественные налоги — на личное имущество граждан и

имущество (фонды) предприятий (юридических лиц). Поимущественные налоги в

большинстве стран закрепляются за региональными и местными бюджетами. Это —

прямые, пропорциональные, закрепленные (собственные) налоги.

Существует острая необходимость в радикальной реформе действующей налоговой

системы России. Основные недостатки существующей в Российской Федерации

1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени (особенно на

2. Нестабильность и запутанность нормативной базы и процедур

налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой

3. Односторонняя направленность налогообложения на изъятие

доходов, недостаточная стимулирующая составляющая.

4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов.

В силу наличия указанных и других недостатков в российской налоговой системе

предполагается ее реформирование. Одним из главных условий реформы является

принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Основные направления

налоговой реформы:

· упрощение налоговой системы Российской Федерации;

· уменьшение числа налогов, сборов и платежей путем их

объединения или частичного упразднения (в 5-6 раз по сравнению с действующей

налоговой системой, главным образом, за счет налогов, введенных на региональном

· сокращение налогового бремени на предпринимательский

сектор, усиление стимулирующей функции;

· отмена налогов, уплачиваемых со всей выручки (таких как

налог на пользователей автомобильных дорог, местный налог на содержание

· сокращение и упорядочение налоговых льгот;

· существенное расширение прав местных администраций в области

льготного налогообложения малого бизнеса;

· установление стабильных нормативов распределения налоговых

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9340 — | 7293 — или читать все.

178.45.144.173 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги

Налоги могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными. Такое деление базируется на соотношении между налоговой ставкой и доходом (или другим объектом налогообложения):

— прогрессивный налог – налог, ставка которого возрастает по мере увеличения объекта налогообложения;

— регрессивный налог – налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложения;

— пропорциональный налог – налог, ставка которого остается неизменной, независимой от размера объекта налогообложения.

При прогрессивном налогообложении бремя налогов в большей степени ложится на богатых, при регрессивном и пропорциональном — тяжелее ударяет по бедным. Именно поэтому многие экономисты выступают против введённой в России единой ставки налога на доходы с физических лиц.

Совокупность взимаемых государством налогов, платежей, а также формы и методы их построения образуют все элементы налоговой системы. Как правило, она строится по формуле: ядро плюс специальные и целевые налоги. Ядро представляет собой несколько наиболее крупных налогов на те объекты, которые выражают конечные финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности. Оно обеспечивает основную массу денежных доходов государства. Специальные налоги учитывают наличие разнообразных второстепенных доходных объектов, они дополняют функциональные возможности ядра налоговой системы.

Источником инноваций в западных странах наряду с государством выступают транснациональные корпорации. Так, например, совокупная величина научных расходов ТНК — мировых лидеров составляет: «Дженерал Моторс» — USD 8,2, «Форд» — 6,3, «Сименс» — 4,47, ИБМ — 4,3, «Хитачи» — 3,65, а в расчете на одного занятого — «Майкрософт» — 87 тыс., «Интел» — более 35 тыс.

К сожалению, как показала практика, в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации. Экономическая специфика научных и инновационных организаций определяется следующими признаками.

Во-первых, в отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату единого социального налога (ЕСН).

Во-вторых, инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС). В этой связи применение действующих ставок этих двух налогов для данной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов сдерживания их развития.
Очевидно, что довольно значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).

В мировой практике инструмент налоговых льгот не рассматривается самодостаточным для регулирования инновационных процессов, он встроен в систему мер, таких, как прямое бюджетное финансирование, гранты государственные и частные, создание государственных корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная политика, таможенные преференции, государственные гарантии, государственный заказ.
Как показывает зарубежный опыт, между уровнем налогообложения и склонностью к предпринимательству вообще, инновационному в частности наблюдается прямая зависимость.
Учитывая складывавшиеся в отечественной инновационной практике в течение многих лет условия, базовыми структурными единицами национальной инновационной системы выступают следующие организации: вузы, НИИ (отраслевые и академические), рационализаторы, организации — потребители инновационной продукции, венчурные компании, малые инновационные предприятия, кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.

С этих позиций налоговое стимулирование инновационной деятельности будет рассмотрено как с точки зрения непосредственных участников инновационного процесса, так и с точки зрения компаний, формирующих «среду» для инновационного развития: к последним, в частности, относятся кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.

Не подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

— разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

— разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

— создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и непредназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит (освобождается) налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Указанная льгота ориентирована на реализацию конечного результата инновационной деятельности — патента, товарного знака и т.п. Непосредственно же для инноваций она не представляет ценности.

Более того, льгота эта таит в себе существенные риски потерь для бюджетной системы Российской Федерации, так как лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности широко применяются в схемах налоговой оптимизации. Помимо указанной льготы по налогу на добавленную стоимость, выплаты в виде роялти по соглашению со многими странами не облагаются налогом у источника — вне зависимости от страны регистрации получателя роялти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник