Меню

Почему назад самолет летит быстрее

Почему в одну сторону самолёт летит быстрее, а в другую — медленнее

Направление ветра, воздушные коридоры и другие факторы, о которых вы могли не знать.

Рейс Москва — Новосибирск длится в среднем три часа, а Новосибирск — Москва — четыре с лишним. Расстояние между городами не меняется, маршрут один и тот же. Но разница между полётами с запада на восток и наоборот достигает от получаса до нескольких часов.

Направление ветра

Плыть против течения сложнее, чем по нему. Идти, когда ветер дует прямо в лицо, тоже не так-то просто. Так и с самолётами: попутный ветер подгоняет, встречный — тормозит.

Путевая скорость самолёта зависит от направления ветра. Чаще всего он дует с запада на восток, поэтому такие полёты с попутным ветром короче, чем с востока на запад против направления ветра. К такому выводу пришли учёные из Вудсхольского института океанографии и Висконсинского университета в Мэдисоне. Их исследование опубликовано в журнале Nature Climate Change.

Основным фактором, влияющим на продолжительность полёта, является циркуляция верхних слоёв атмосферы.

Крис Карнаускас (Kris Karnauskas), автор исследования, доцент кафедры геологии и геофизики Вудсхольского института океанографии

Но и здесь есть нюансы. Летать с попутным ветерком приходится, и здесь нет ничего страшного. Но в целях безопасности взлёт и посадка должны осуществляться строго против ветра. Допускается и боковой ветер, но не попутный, потому что он увеличивает необходимые для взлёта и торможения расстояния. Проще говоря, при ветре «в лоб» самолёт взлетит легче и не выкатится за пределы взлётной полосы.

Воздушные коридоры и время ожидания

Воздушный коридор — своеобразная трасса в воздухе, по которой пролегает маршрут самолёта. Но пути туда и обратно не совпадают, поэтому время отличается.

Также дорога обратно занимает больше времени, потому что взлетает самолёт быстро, а вот при посадке чаще всего задерживается в так называемой очереди из других воздушных судов. Если самолётов в районе аэропорта много, то сесть всем сразу не получится. Приходится ждать: уходить на второй круг или по просьбе диспетчера снижать скорость перед подлётом. Перечисленные факторы задерживают самолёт в пути.

Вращение Земли и сила Кориолиса

Земля — неинерциальная (вращающаяся) система отсчёта. В этой системе действуют особые силы. Одна из них — сила Кориолиса.

Эта сила влияет на все тела, движущиеся с ненулевой скоростью. Она отклоняет поток воздуха в сторону: в Северном полушарии на восток, в Южном — на запад. И из-за неинерциальной силы вес самолёта меняется в зависимости от направления маршрута. При движении с запада на восток самолёт становится легче и тратит меньше тяги на создание подъёмной силы, чем самолёт, летящий в обратном направлении. И чем меньше вес самолёта, тем выше скорость он может развить и быстрее преодолеть расстояние.

источник

Почему лететь на восток быстрей, чем на запад?

Перелёт Москва – Бангкок занимает 9 часов, а Бангкок – Москва – 10 часов.

Любой школьник может вам сказать, что Земля вращается. То, что ученик, вероятно, сказать не сможет, – это почему полет в противоположном направлении вращения Земли не способствует более быстрому перелету на самолете. Давайте разберемся в этом.

Наша Земля вращается на восток. Возьмём самолет, летящий чуть выше поверхности Земли на запад. По логике вещей самолёт будет двигаться вместе с Землёй, в то же время, когда Земля вращается. Но он летит медленней…
В то время, как Земля вращается с запада на восток. С логической точки зрения, путешествие с востока на запад должно занимать меньше времени, поскольку мы находимся в самолете, летящем в направлении запада, что означает, что пункт назначения приближается к нам (из-за вращения Земли). Однако на самом деле этого не происходит.

1. Почему, когда вы летите на запад, нужно больше времени, чем лететь на восток на это же расстояние?

Авиарейс из Таиланда в Москву должен быть быстрей, чем из Москвы в Таиланд. Правильно? Нет, это не так. Этот, наш виртуальный полёт, не совпадает с реальностью по нескольким причинам:
Во-первых , когда Земля вращается, перемещает за собой и воздух (из-за действия гравитации). Это тот воздух, через который летит самолет. На экваторе Земля вращается примерно в два раза быстрее, чем летают пассажирские самолеты. Однако скорость движения воздуха на восток замедляется по мере приближения к полюсам, но, тем не менее, она всегда будет быстрее скорости самолета, поскольку он не может лететь быстрей скорости вращения Земли, самолёт, летящий на запад на самом деле движется на восток вместе со всей планетой. У него просто есть двигатели, которые помогают ему двигаться на восток немного медленнее, чем все остальное на Земле, заставляя его двигаться на запад относительно земли.
Земля вращается на восток со скоростью на экваторе около 1600 километров в час. Её атмосфера вращается вместе с самолётом с такой же скоростью, поэтому самолет, летящий на запад в районе экватора, летит на восток с Землёй, но медленнее, чем воздух вокруг него. Самолет, летящий на запад со скоростью 925 километров в час, все еще летит на восток со скоростью 1600-925 = 675 километров в час.
Во-вторых , у нас еще есть струйные потоки, о которых нужно не забывать. Струйные потоки представляют собой туннельные воздушные потоки в атмосфере, где встречаются горячий и холодный воздух и могут работать как против, так и по направлению движения вашего самолета. Вращение Земли создаёт из этих ветров завихрения – то же самое действие, которое вызывает на Земле ураганы. В Северном полушарии струйный поток течет на восток, подталкивая самолёты, летящие на восток и тормозя полёты на запад. Скорость струйных течений колеблется от 130 до 225 километров в час, а полет на самолёте, попавшем в одно из них, может сэкономить авиакомпании время, топливо и, соответственно, деньги. Если вы хотите по-настоящему воспользоваться перемещением струйного потока, зимой летите с запада на восток. Именно тогда разница между горячим и холодным воздухом наиболее существенна, что делает струйный поток еще быстрее.

2. Где лучше лететь – на экваторе или у полюса?

Когда самолет взлетает из определенной точки на Земле, он уже летит со скоростью вращения Земли в этой точке.

Так как Земля, в основном, сферическая, её форма влияет на многие вещи, включая времена года, погодные условия, GPS навигацию, и, конечно, на время полета самолётов.
Из-за сферической формы Земли, разные части планеты вращаются с разными скоростями. Скорость вращения Земли уменьшается при переходе от экватора к полюсам.

На экваторе более высокая скорость вращения из-за того, что экватор – самая длинная параллель на Земле. Поскольку время полного оборота Земли вокруг своей оси постоянно и равно 24 часам, на экваторе воздух вращается быстрей всего. Вот почему на разных местах на Земле разные скорости вращения. И, соответственно на разных широтах разница в скорости полёта самолёта на восток и на запад будет отличаться. На экваторе она наиболее заметна, а в районе полюсов сводится к нулю. Поэтому на экваторе лучше лететь с запада на восток, а у полюса – с востока на запад!

Подписывайтесь на мой канал, и вы долетите до пункта назначения вовремя!

источник

Почему в одну сторону самолет летит быстрее, чем в другую

Никогда не задумывался над этим вопросом. Действительно, если посмотреть время в пути на разных маршрутах, то в одну сторону самолет летит быстрее, а в другую дольше. Например самолет из Москвы в Новосибирск летит 4 часа, а из Новосибирск в Москву — 4 часа 15 минут. Почему так?

Разобравшись, что к чему, оказалось, что все не так просто. Ехать на автомобиле и ходить пешком, вроде без разницы, что в одну сторону, что в другую. У самолетов же есть график, маршрут, четкое расписание. Так в чем же дело? Почему получается так, что время полета в одну сторону, занимает больше, чем в другую. Давайте рассмотрим.

Направление ветра

Дело в том, что на самолет, действуют разные силы. Одна из них — это ветер. Хоть пешком, хоть на автомобиле, хоть на самолете, двигаться по ветру — проще и легче. Чаще всего, ветер дует с запада на восток поэтому, если самолет летит на восток, он встречает меньше сопротивления, а значит, летит быстрее.

Есть, конечно, правило для самолетов, что взлетать и приземляться самолет должен против ветра. Встречный поток воздуха, создает подъемную силу для взлета, а при приземлении, большее сопротивление — тормозит самолет. Но если говорить о полете, то лучше, если ветер будет попутным.

Воздушные коридоры и время ожидания

Плюсом к ветру, разные маршруты. Да, самолет летит из точки А в точку Б. Но есть, так называемые, воздушные коридоры, такие же как автомобильные дороги, только в воздухе. Туда и обратно, они не совпадают.

Читайте также:  Не получиться почему я препод

Если самолет подлетает к аэропорту, а там уже образовалась «очередь», то диспетчер сообщает что нужно сделать еще один круг, чтобы зайти на посадку позже, либо снизить скорость перед посадкой. Все это, тоже влияет на время полета.

Вращение Земли и сила Кориолиса

Земля вращается и на все тела, кроме неподвижных, влияют особые силы, например, сила Кориолиса. Эта сила, отклоняет поток воздуха в сторону: в северном полушарии на восток, в южном — на запад. Из-за неинерциальной (вращающейся) силы, вес самолета изменяется. Если он летит на восток, вес становится легче, если на запад — тяжелее.

Рассмотрим, на примере, уже названного выше рейса Москва — Новосибирск. Вылетая из Москвы, дует попутный ветер, по закону Кориолиса в этом направлении действуют неинерциальные силы, самолет становится легче и летит быстрее. Как вариант, воздушный коридор, в этом направлении может быть меньше. Так что и посадка тоже будет быстрее.

Итак, на время полета влияет ветер, вращение земли, воздушные коридоры и время ожидания.

Обращайте внимание на маршрут и время полета, чтобы быть в нужном месте, в нужное время.

источник

FrequentFlyers.ru

Ликбез

Куда летит самолет? FAQ по маршрутам авиаперелетов

03/04/2014

Если вы часто летаете или часто наблюдаете за самолетами на сервисах вроде Flightradar 24, то наверняка задавали себе вопросы, почему самолет летит именно так, а не иначе. В чем логика? Давайте попробуем разобраться.

Почему самолет летит не по прямой, а по дуге?

Если смотреть на траекторию полета на дисплее в салоне или дома на компьютере, то она выглядит не прямой, а дугообразной, выгнутой в сторону ближайшего полюса (северного в северном полушарии, южного в южном). На самом же деле самолет на протяжении практически всего маршрута (и чем он длиннее, тем это справедливее) старается лететь именно по прямой. Просто дисплеи плоские, а Земля круглая, и проекция объемной карты на плоскую видоизменяет ее пропорции: чем ближе к полюсам, тем более изогнутой окажется «дуга». Проверить это очень просто: возьмите глобус и натяните по его поверхности нитку между двумя городами. Это и будет кратчайший маршрут. Если же теперь перенести линию нитки на бумагу, у вас получится дуга.

То есть, самолет всегда летит по прямой?

Самолет летит не как ему заблагорассудится, а по воздушным трассам, которые прокладываются, конечно, таким образом, чтобы минимизировать расстояние. Трассы состоят из отрезков между контрольными точками: в их качестве могут использоваться как радиомаяки, так и просто координаты на карте, которым присвоены пятибуквенные обозначения, чаще всего легко произносимые и поэтому запоминающиеся. Вернее, произносить их нужно побуквенно, но, согласитесь, запомнить сочетания вроде DOPIK или OKUDI проще, чем GRDFT и UOIUA.

При прокладке машрута для каждого конкретного полета используются различные параметры, в том числе тип самого самолета. Так, например, для двухдвигательных самолетов (а они активно вытесняют трех- и четырехдвигательные) действуют нормы ETOPS (Extended range twin engine operational performance standards), которые регламентируют планирование маршрута таким образом, чтобы самолет, пересекая океаны, пустыни или полюса, находился при этом в пределах определенного времени полета до ближайшего аэродрома, способного принять данный тип ВС. Благодаря этому при отказе одного из двигателей он сможет гарантированно дотянуть до места совершения аварийной посадки. Разные самолеты и авиакомпании сертифицированы на разное время полета, оно может составлять 60, 120 и даже 180 и в редких случаях 240 (!) минут. Между тем планируется сертифицировать Airbus A350XWB на 350 минут, а Boeing-787 на 330; это позволит отказаться от четырехдвигательных самолетов даже на маршрутах вроде Сидней-Сантьяго (это самый протяженный в мире коммерческий маршрут, проходящий над морем).

По какому принципу самолеты движутся в районе аэропорта?

Во-первых, все зависит от того, с какой полосы в данный момент происходят взлеты в аэропорту вылета и на какую садятся в аэропорту прибытия. Если вариантов несколько, то для каждого из них существует по несколько схем выхода и захода: если объяснять на пальцах, то каждую из точек схемы самолет должен проследовать на определенной высоте на определенной (в пределах ограничений) скорости. Выбор полосы зависит от текущей загрузки аэропорта, а также, в первую очередь, ветра. Дело в том, что и при взлете, и при посадке ветер должен быть встречным (или дуть сбоку, но все равно спереди): если ветер дует сзади, то самолету для поддержания нужной скорости относительно воздуха придется иметь слишком большую скорость относительно земли – может и длины полосы не хватить для разбега или торможения. Поэтому в зависимости от направления ветра самолет при взлете и посадке движется или в одну сторону, или в другую, и полоса имеет два взлетных и посадочных курса, которые, будучи округлены до десятков градусов, используются для обозначения полосы. Например, если в одну сторону курс 90, то в другую будет 270, и полоса будет называться «09/27». Если же, как это часто бывает в крупных аэропортах, параллельных полос две, они обозначаются как левая и правая. Например, в Шереметьево 07L/25R и 07R/25L, соответственно, а в Пулково – 10L/28R и 10R/28L.

В некоторых аэропортах полосы работают только в одну сторону – например, в Сочи с одной стороны – горы, поэтому взлетать можно только в сторону моря и заходить на посадку только со стороны моря: при любом направлении ветра он будет дуть сзади или при взлете, или при посадке, так что пилотов гарантированно ждет небольшой экстрим.

Схемы полетов в зоне аэропорта учитывают многочисленные ограничения – например, запрет на нахождение ВС непосредственно над городами или специальными зонами: это могут быть как режимные объекты, так и банальные коттеджные поселки Рублевки, жителям которой не очень нравится шум над головой.

Почему в одну сторону самолет летит быстрее, чем в другую?

Это вопрос из разряда «холиварных» – пожалуй, больше копий сломано только вокруг задачки с самолетом, стоящим на движущейся ленте – «взлетит или не взлетит». Действительно, на восток самолет летит быстрее, чем на запад, и если из Москвы в Лос-Анджелес добираешься за 13 часов, то обратно можно за 12.

То есть, быстрее лететь с запада на восток, чем с востока на запад.

Гуманитарий думает, что Земля-то крутится, и когда летишь в одну из сторон, то точка назначения приближается, ибо планета успевает провернуться под тобой.

Если вы слышите такое объяснение, срочно дайте человеку учебник географии за шестой класс, где ему объяснят, что, во-первых, Земля вращается с запада на восток (т.е. по этой теории должно быть все наоборот), а во-вторых, атмосфера вращается вместе с Землей. Иначе можно было бы подняться в воздух на воздушном шаре и висеть на месте, ожидая проворота до того места, где нужно приземлиться: бесплатные путешествия!

Технарь пытается объяснить этого явления силой Кориолиса, которая действует на самолет в неинерциальной системе отсчета «Земля-самолет»: при движении в одну из сторон его вес становится больше, а в другую, соответственно, меньше. Вот только беда в том, что разница в весе самолета, создаваемая силой Кориолиса, весьма мала даже по сравнению с массой полезного груза на борту. Но это еще полбеды: с каких пор масса влияет на скорость? Вы же на автомобиле можете ехать 100 км/ч и один, и впятером. Разница будет только в расходе топлива.

Истинная причина того, что самолет на восток летит быстрее, чем на запад, заключается в том, что ветры на высоте нескольких километров чаще всего дуют именно с запада на восток, и так что в одну сторону ветер получается попутным, увеличивающим скорость относительно Земли, а в другую – встречным, замедляющим. Почему ветры дуют именно так – спросите Кориолиса, например. Кстати, изучение высотных струйных течений (это сильные ветра в виде относительно узких воздушных потоков в определенных зонах атмосферы) позволяет прокладывать маршруты таким образом, чтобы, попав “в струю”, максимально увеличить скорость и сэкономить топливо.

источник

Если Земля вращается на восток, почему не быстрее лететь на запад?

Пора бросить все и решить головоломку: если Земля вращается с запада на восток со скоростью 1180 км/ч, а мы находимся в самолете, летящем с востока на запад, не должны ли мы добраться до места назначения быстрее?

Короткий ответ — нет, потому что вращение Земли воздействует и на самолет, а это значит, что мы отдаляемся от пункта назначения, пока пункт назначения вращается нам на встречу.

Читайте также:  Почему вопрос греции так важен

Запутались? Не волнуйтесь, у MinutePhysics есть немного более развернутый ответ.

В то время как Земля вращается на восток со скоростью примерно 1180 км/ч, ее поверхность и все на поверхности движется еще быстрее — около 1670 км/ч.

Даже воздух над поверхностью движется на восток примерно с этой же скоростью. Стало быть и самолету, чтобы добраться куда-нибудь, необходимо двигаться по отношению к поверхности.

Допустим он движется со скоростью 160 км/ч — учитывая, что он и так движется со скоростью 1670 км/ч вместе с планетой, с этой небольшой надбавкой в скорости он способен держаться впереди и добраться до пункта назначения.

С другой стороны, если он движется на запад, то фактически его скорость составляет 1670 км/ч минус 160 км/ч.

«Чтобы попасть на запад, вам нужно двигаться на восток, но медленнее, чем это делает Земля, — говорит Генри Райх в видео выше. — Если вы не в районе 10 километров от полюсов. В этом случае прогулка быстрым шагом на запад действительно заставит вас двигаться в западном направлении».

И если вашему мозгу еще не достаточно информации, как насчет того, чтобы примерить эту логику в отношении размера: что произойдет, если все люди на Земле прыгнут одновременно?

источник

Почему в одну сторону лететь быстрее, чем в другую и зачем нужно взлетать против ветра?

Поделиться:

Почему самолеты летают не по прямой, а по дуге? Как сократить маршрут?

Ведь все же знают: против течения плыть сложнее, а уж когда зимой холодный воздух дует прямо в лицо, идти совершенно невозможно… В авиации все наоборот. Полоса и направление взлета и посадки выбираются всегда так, чтобы максимально избежать попутного ветра. Пусть он дует сбоку или спереди, но только, пожалуйста, не сзади. Почему так? Все просто. Самолет двигается относительно воздуха, и если ветер дует ниже спины, то для достижения нужной скорости для появления подъемной силы придется слишком сильно разогнаться относительно земли. То же самое и при посадке — и в том, и в другом случае пробег по земле будет больше, сильнее будут изнашиваться шины, а если скорость окажется слишком велика, то можно и с полосы выкатиться: вам просто не хватит ее длины.

Попробовать поучаствовать в таком аттракционе можно в Сочи, Тивате и ряде других аэропортов, где взлетать и садиться можно только с одной стороны (с другой мешают горы): там часто приходится делать это при попутном ветре, а если он слишком сильный, то есть шанс прокатиться до запасного аэродрома.

В каждом аэропорту есть своя схема захода и выхода, причем для каждого из взлетных и посадочных курсов она своя. Как правило, погода и рабочая полоса известны уже перед вылетом, поэтому пилоты знают, к какой точке нужно подойти для правильного захода.

В больших загруженных аэропортах могут быть определены специальные «зоны ожидания», в которые отправляются прибывающие самолеты в тех случаях, когда возникает «пробка» в очереди на посадку. В аэропортах поменьше диспетчер может просто дать команду кружить в таком-то районе на такой-то высоте, так что если вы вдруг обнаружили, что ваш самолет летает по кругу на месте, это вовсе не значит, что он вырабатывает топливо перед аварийной посадкой, и паниковать не стоит. Опытные диспетчеры и вовсе могут попросить того, кто ближе к полосе, увеличить скорость, а тех, кто подальше, чуть снизить. При этом они видят на локаторе тип каждого воздушного судна и понимают, может ли оно физически лететь быстрее или медленнее — лишний раз беспокоить тоже не будут.

Как выбирается маршрут самолета? Конечно, так, чтобы потратить минимальное количество топлива. Но самолеты двигаются вовсе не по кратчайшей прямой между двумя городами, что было бы логично, а следуют по воздушным трассам. Грубо говоря, это поворотные пункты, между которыми проложены «воздушные коридоры», и маршрут прокладывается последовательно от одной точки к другой. Все эти точки обозначены на картах и имеют мнемонические обозначения из 5 букв, чтобы было легко запомнить, а в небе они обозначаются либо дирижаблями, либо летающими световыми буями. С первым апреля! Конечно, они никак не обозначены ни в небе, ни на земле; все эти точки — просто набор определенных географических координат, то есть, они сугубо виртуальные.

Однако следовать воздушным трассам нужно очень четко. Гражданский борт не может отклониться от трассы более чем на 3 километра, иначе сначала диспетчер будет настойчиво требовать вернуться на курс, а потом вмешается ПВО, контролирующая все воздушное пространство: по боевой тревоге будут подняты истребители, недвусмысленно намекающие, что так делать не следует. Особенно есть борт иностранный: сбивать его, как корейский «Боинг», вряд ли будут, но заставить сесть на озеро, как другой корейский «Боинг», могут запросто. И, конечно, жалоба в авиакомпанию от аэронавигационной службы будет отправлена однозначно.

Казалось бы, следование маршрутам уменьшает пропускную способность воздушного пространства. Но, во-первых, они проложены оптимально и лишних «облетов» стараются не допускать — разве что избегают территорий, где идет война. Во-вторых, без этого в воздухе был бы бардак и диспетчерам трудно было бы следить за тем, чтобы самолеты не сталкивались друг с другом. На маршрутах же все четко: расстояние между бортами не менее 5 километров, и при этом они летят на разной высоте с шагом в 500 метров. Более того, занимаемый эшелон зависит от направления: если текущий курс — от 0 до 180 градусов, то выбирают 10100, 11100, 12100 метров, а если от 180 до 360, то 9600, 10600, 11600. Поэтому самолеты, летящие в противоположных направлениях, не могут пересечься на одной и той же высоте. Эшелон, кстати, в процессе полета можно менять. Например, если на вашем эшелоне сильный встречный ветер, а «соседи» говорят, что у них поспокойнее, то можно попробовать запросить у диспетчера смену эшелона. Скорость ветра может достигать 100-150 км/ч, так что он очень сильно влияет на скорость самолета относительно земли. И именно из-за ветра всегда быстрее лететь с запада на восток, чем с востока на запад (посмотрите любое расписание): в северном полушарии преобладают именно ветры, дующие с запада на восток.

Именно с полушариями связан и эффект дуги: когда вы в самолете на экране монитора видите маршрут полета, он кажется дугообразным потому, что земля круглая, а проекция карты — плоская: ведь на самом деле ближе к полюсам меридианы сходятся, в то время как на карте это не так. Если вы полетите где-то в районе Экватора, там искажения будут минимальны и линия окажется прямой.

источник

Почему самолеты за 50 лет стали медленнее летать

Мало кто знает о необычной тенденции. Современные самолеты от Boeing и Airbus в среднем летают медленнее предшественников середины ХХ века. И речь идет о сравнении не со сверхзвуковыми «Конкордом» или Ту-144.

Если посмотреть летные характеристики самолетов, то можно заметить, что среднестатистический современный самолет летит со скоростью 850-900 км/ч, в то время как какой-нибудь Ту-154 или Боинг-727 имел скорость под 950 км/ч.

Казалось бы, мир не стоит месте, технологии развиваются, повышаются скорости и люди ставятся более мобильным, но почему же тогда практически все современные Boeing и Airbus так замедлились.

У этого есть несколько объяснений.

Со временем инженеры авиастроители пришли к оптимальным формам планера и скоростям полета самолетов. Если сравнить Ту-154 и Airbus A320, не сложно заметить, что крылья у современных лайнеров расположены иначе. Крыло Ту-154 позволяло самолету лететь быстрее за счет большей стреловидности. Но полет – это еще и взлет и посадка, самые опасные и сложные элементы полета, где необходимо маневрирование на значительно более низких скоростях.

Лучшие характеристики крыла позволяют на минимальных режимах лететь медленнее и тише, а само приземление происходит куда более комфортно, причем не только пассажиров, но для конструкции лайнера, а все авиаконструкторы неизменно борются за увеличение ресурса самолетов. Снизив скорость, можно снизить и уровень шума в салоне.

Еще одна причина в двигателях и экономии топлива. В теории любой самолет, даже такой гигант, как двухэтажный А380 можно разогнать до скоростей, превышающих 1000 км/ч. Можно, но зачем. Чем быстрее летит самолет, тем более активным должен быть режим двигателя. Если разогнать двигатель до предельных режимов, это чревато неоправданным увеличением расхода топлива и снижением его ресурса двигателя.

Авиасторители подобрали оптимальную скорость полета – это около 900 км/ч.

Поскольку абсолютное большинство полетов происходит на расстояние в 5-6 тыс.км., то возникает вопрос, что на такой дистанции лают лишние несколько десятков километров в час? Скорее всего, полчаса экономии в полете. При этом наземные процедуры занимают жестко фиксированное время и никак не изменяются. Но такое ускорение возможно только за счет существенного подорожания билетов. И это пассажиры точно заметят.

Читайте также:  Почему на похоронах хочется смеяться

Для перевозчиков параметры расхода топлива, циклы взлетов и посадок лайнеров важнее, чем скорости полетов. Расход топлива – это не только деньги, но и запас дальности полета. Авиакомпании дешевле лишний раз покормить пассажира, чем довезти его быстрее.

Авиация – устоявшаяся индустрия, которая эволюционно за десятилетия по многим параметрам достигла своих оптимальных показателей. И скорость – это явно один из них.

источник

Почему самолеты летят по дуге, а не по прямой

Один из самых частых вопросов у людей, которые наблюдают за полетом самолетов на картах, – почему борт летит не по прямой, а по дуге. Попробуем ответить на этот вопрос чуть глубже, чем просто «потому что Земля круглая».

Наблюдать, как самолет летит «по дуге» можно, например, на сайте Flightradar , который в режиме реального времени отслеживает полеты всех пассажирских самолетов. Можно увидеть дугу и в самолете на экране мультимедийной системы, вмонтированной в мониторы или в пассажирские кресла.

И да, конечно, самый простой ответ – дуга берется из-за того, что земля шарообразная, а карта плоская, и кратчайшее расстояние – именно по дуге. Если взять апельсин и, приложив нитку, провести кратчайший путь, а потом его почистить, и положить шкурку на плоском столе, то будет дуга.

Но это еще не все. Вообще самолеты никогда не летят по прямой. Во-первых, у них есть маршруту. Самолет из Петербурга в Сочи, например, сперва летит по тому же маршруту, что самолеты Петербург – Москва, а затем по маршруту Москва – Сочи. Естественно, маршрутов много и выбираются оптимальные. Если провести прямую между Петербургом и Сочи, то и получится, что Москва в середине. Но если бы не было маршрутов, самолеты летали бы плюс-минус сотни километров, а так все строго систематизировано.

Зачем это нужно? Чтобы диспетчерам было удобнее следить за перемещением судов и разводить от вероятного столкновения. Чтобы не было хаоса в небе. Так самолеты и летят по маршрутам от точки до точки.

Еще одна причина почему, маршрут самолета должен быть построен так в том, чтобы он постоянно находился в пределах определенного времени полета до ближайшего аэродрома, где можно было бы совершить вынужденную посадку в случае отказа одного из двигателей или еще какой-то неисправности.

А летом на траекторию полета часто влияют грозы. И тогда уже самолеты могут отклоняться от маршрута.

Кстати, помните историю с малайзийским «Боингом»? Почему он исчез? Ну, кроме того, что кто-то отключил транспондер, передававший информацию о местоположении? Он ушел с маршрута в «слепую зону» над океаном , не контролируемую никакими наземными радиомаяками. И засечь его было нельзя. А летел по маршруту – все бы знали, где он.

источник

Почему самолет летит дольше с востока на запад?

У людей было всегда много раздумий относительно авиаперелетов. Пожалуй, самым интересным и нестандартным является вопрос: «почему самолет летит быстрее с запада на восток?», ответить на которой попробуем в этой статье.

Давайте представим, что лодка плывет против течения. Это очень сложно, особенно в холодное время года, когда ледяной воздух дует навстречу. На небе все с точностью наоборот. Взлетная полоса и направление посадки либо взлета выбирается таким образом, дабы избежать попутного ветра. В случае с самолетом даже подойдет вариант бокового ветра.

И тут возникает вопрос: откуда появилось это правило. А происходит это потому, что воздух, который дует «со спины», наоборот, уменьшает подъёмную силу. Соответственно, при сильном попутном ветре самолет с трудом взлетит, что, в свою очередь, может вызвать появление внештатных ситуаций. Что-то аналогичное происходит и при посадке. Только в этом случае тормозной путь будет намного больше. В этом случае есть вероятность того, что авиалайнер выкатится за пределы взлетной полосы.

Отметим, что в России есть аэродром, где можно садиться либо взлетать только с одной стороны, так как он находится между гор. Расположено это место в Сочи. Так как попутный ветер в этом месте – довольно частое явление, взлетная полоса в несколько раз длиннее обычной. Помимо этого, в целях безопасности рядом построен запасной аэродром.

В любом аэропорту имеется своя, заранее подготовленная схема взлета-посадки. Зачастую нужная взлетная полоса и погода объявляются пилотам прямо перед вылетом, чтобы они сумели сразу же построить маршрут и подойти для захода с правильной стороны. Стоит отметить, что в крупных аэропортах может образовываться что-то наподобие очереди. Именно поэтому и существуют комфортабельные «зоны ожидания», в которые отправляются прибывающие самолеты в тех случаях, когда возникает «пробка» в очереди на посадку.

Каким образом определяется маршрут лайнера?

Маршрут составляется, исходя из полученных данных о погоде, силе и направлении ветра так, чтобы потратить меньше всего горючего. Многие, наверное, не знали, что самолет летит не просто от точки А к точке Б по самому короткому пути, а по воздушным трассам. Отметим, что по ним необходимо лететь очень четко, не уходя от курса.

Конечно, бывают ситуации, когда гражданский самолет отклоняется от намеченного курса, но делать это более, чем на 4 км запрещается. В противном случае, особенно если это борт иностранный, по боевой тревоге будут подняты истребители. Конечно, сбивать авиалайнер вряд ли кто-то будет, однако сесть на ближайшем аэродроме заставят запросто. Помимо этого, будет отправлена жалоба в авиакомпанию от аэронавигационной службы.

Немного о воздушных коридорах

Иногда создается впечатление, будто следование трассам уменьшает пропускную возможность воздушного пространства. Однако это не так, они правильно продуманы, поэтому стараются не допускать «облетов». Единственное, они могут проходить места, где идут боевые действия. Если бы не было возможности уменьшать пропускную способность, то в воздухе царил бы хаос и диспетчеры бы не могли не допустить столкновение лайнеров.

На трассах все достаточно понятно: расстояние между бортами составляет 5 километров, а летят они на различной высоте. Поскольку занимаемый эшелон напрямую зависит от направления, то самолеты летят в разных направлениях и пересечься никак не могут. Но эшелон в процессе полета можно менять. Например, если на нем сильный ветер, а «соседи» поговаривают, что у них более спокойная ситуация, то у диспетчера можно попросить смену эшелона. Скорость ветра может быть 100-150 км/ч. Именно из-за него намного быстрее лайнеры летят с запада на восток, нежели, наоборот. Посмотрев на расписание самолетов, можно увидеть, что те, которые летят с запада на восток, прибывают быстрее.

Отметим, что эффект дуги напрямую связан с полушариями. Если вы во время полета видите на мониторе маршрут, и он напоминает дугу, то это очевидно, ведь земля имеет шарообразную форму, а проекция карты – плоская. Ближе к полюсам меридианы сходятся, а на карте нет.

Скорость авиалайнера полностью зависит от ветра и его направления. Однако есть и другой ряд факторов, которые отдельно влияют на каждый самолет. Например, маршрут также имеет немаловажное значение. К примеру, в Новосибирск лайнер может лететь по установленной воздушной трассе, а обратно – значительно отклонившись. Это может быть также из-за обхода грозового фронта, который надвигается.

Состояние воздушного трафика вблизи аэропорта тоже имеет значение. Идет речь о соблюдении порядка очереди при посадке. Если большое количество лайнеров в районе воздушного причала, то все они сразу не сядут и не взлетят, что очевидно. Они будут взлетать по очереди, проходя так называемое ожидание. В среднем оно может занимать 25—35 минут. Иногда это может затянуться по разным причинам.

В целом, существует немало версий по поводу того, почему самолет летит дольше с востока на запад. Выяснить это можно на российских и иностранных авиафорумах, где опытные люди делятся своими знаниями. Одной из версий является то, что это происходит за счет неинерциальной системы расчета. Отметим, что, если вы желаете выяснить, почему самолет летит быстрее на восток, чем на запад при помощи данного метода, понадобится учитывать силу Кориолиса. По формуле данная сила пропорциональна массе воздушного лайнера и векторному произведению угловой скорости нашей планеты и линейной скорости воздушного судна. Также по специальной формуле находится и угловая скорость нашей планеты.

Отметим, что за счет неинерциальной силы происходит уменьшение веса воздушного судна. Занимательно, но при подсчетах можно обнаружить, что вес авиалайнера меняется примерно на 2 000 кг, в зависимости от направления полета. Примечательно, что данный закон действует постоянно, вне зависимости от погоды либо выбранного эшелона. Конечно, есть и множество других факторов, влияющих на время полета, но как многим кажется – это основной.

источник

Adblock
detector