Меню

Почему нашу почву называют кормилицей

Щедрая и безмерная в любви кормилица — это все наша планета

Почему землю называют кормилицей? Понятия «земля-кормилица», «земля-матушка» испокон веков впечатаны в архетип сознания русского человека. В пословицах и поговорках о «матери-сырой земле» отразилась вековая любовь наших предков к своей Родине, их уважительное и почтительное отношение к земле, а также к тем дарам, которые дает она людям.

Истоки почтения

Почему земля — кормилица? Ответ на этот вопрос лежит на самой поверхности.

Издревле люди питались плодами, которые давала им почва. Поначалу древние люди занимались собирательством: они отыскивали съедобные травы, коренья, собирали ягоды и фрукты с дикорастущих деревьев и кустарников.

Некоторое время спустя (находя проросшие зерна, уцелевшие от трапезы) человек догадался, что можно выращивать полезные растения в непосредственной близости от своего жилища. Человечество научилось обрабатывать землю и собирать урожай. Так зародилось земледелие.

Одновременно с развитием земледелия люди приручили диких животных и стали разводить домашний скот, который также кормился плодами щедрой земли: сеном, зерном и овощами. С каждым годом увеличивалось количество видов животных, прирученных человеком. Так возникло животноводство.

Чем больше осваивался человек на своей планете, тем больше помощников появлялось у него: и среди насекомых нашел он полезных и верных друзей. Обнаружив, что мед диких пчел не только вкусен, но и чрезвычайно полезен, человек научился разводить пчел. Стал устраивать пасеки. Так появилось пчеловодство.

Одним из самых древних занятий человека, помогавшим ему выжить, была охота: человек добывал крупного зверя, мясо которого он употреблял в пищу, а шкуры шли на изготовление одежды. Большим подспорьем была охота на дичь. Нередко охотники подбирали не убитую, а лишь подраненную птицу. Если охота была удачной, подранков оставляли жить и даже подкармливали. В какой-то момент люди поняли, что птиц также можно разводить дома. Это стало началом развития птицеводства.

Рыбалка была еще одним способом пополнить запасы пищи. Люди с успехом научились ловить рыбу: били ее острогой, загоняли в ловушки, забрасывали невода и сети. Через некоторое время в подсобном хозяйстве человека появились и рыбные садки, в которых люди выращивали рыбу к своему столу.

А фрукты? Эти изумительно вкусные плоды, вобравшие в себя соки земли и животворный солнечный свет? Человек научился ухаживать за фруктовыми кустарниками и деревьями, стал разбивать фруктовые сады, вывел множество сортов вкуснейших садовых культур.

А ягоды? Ароматные полезнейшие дикоросы: земляника, черника, жимолость, малина и смородина, которые человек поначалу собирал в лесу, а затем научился выращивать в своем саду? Нет ничего полезнее и вкуснее мисочки свежих ягод, заправленных молоком или сливками.

А грибы? Мы и до сих пор с удовольствием собираем их в лесу, а для тех, у кого нет возможности выбраться на лоно природы, созданы специальные хозяйства, с успехом выращивающие вешенки и шампиньоны.

Овощи и фрукты, злаки и зелень, мясо домашних животных и птиц, молоко, рыбу, мед – все эти чудесные и питательные дары дает нам земля. Как же не называть ее кормилицей? Ведь она кормит не только человека, но и диких животных: травоядные животные с удовольствием питаются сочной травой, растущей на земле.

Насекомые, опыляющие цветы, растущие на лугах, питаются их сладким нектаром. Птицы также с удовольствием лакомятся плодами земли: травами, орехами, шишками, ягодами, хвоей. Водоплавающие птицы поедают ряску, в изобилии покрывающую поверхность водоемов. Рыбы, обитающие в водоемах, питаются водорослями и насекомыми.

Воистину нет предела щедротам земли, кормящей и питающей всех, кто живет на ней. Не менее богаты и полезны для людей ее недра, которые сравнивают с волшебной кладовой.

Волшебная кладовая

В глубинах Земли за миллионы и миллиарды лет ее существования скопилось огромное количество полезных ископаемых, идущих на благо человеку.

Уголь – самое первое топливо, которое научился добывать человек из лона земли. Сначала люди обогревали им свои жилища, а затем с его помощью совершили настоящую промышленную революцию, используя в топках промышленных котлов.

Торф , первоначально использовавшийся для отопления индивидуального жилья, впоследствии стал энергетическим ресурсом, обеспечивавшим работу тепловых электростанций, котельных, торфобрикетных заводов. Теплом этих предприятий отапливаются небольшие города и поселки. В сельском хозяйстве его используют как мульчирующий материал, в качестве удобрения для обогащения истощенных почв, для выращивания тепличных овощей и цветов.

Природный газ – еще один бесценный вид топлива, используемый человеком в промышленных и бытовых целях. На нем готовят пищу, им обогревают помещения. В химической промышленности из него получают пластмассы, органические кислоты, каучук и спирт. Метан незаменим при производстве аммиака и ацетатного шелка.

Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых, без которого немыслима жизнь современного человека. Нефть нашла свое применение практически в каждой сфере жизнедеятельности человека: в промышленности, медицине, фармакологии, косметологии, производстве товаров народного потребления.

Она используется в качестве сырья для производства нефтехимических продуктов: бензина, дизельного топлива, авиакеросина. Из продуктов ее перегонки делают пластмассы, синтетический каучук, резину, полимерные пленки и синтетические ткани. Производство растворителей, красок, лаков, удобрений, восков, моющих средств было бы невозможно без нефти.

Песок, глина и камень – ресурсы, которые человек использует в строительстве жилья и в дорожном строительстве (а известно ли вам, почему клетки — кирпичики организма?). Из глины делают кирпичи, черепицу, керамическую посуду. Песок используется для изготовления стекла. Отшлифованный камень (мрамор, гранит) применяется для облицовки фасадов, памятников, станций метрополитена.

Мы перечислили всего лишь несколько наиболее востребованных природных ресурсов, которые сосредоточены в недрах нашей замечательной кормилицы, матушки-земли. На самом же деле одно только перечисление названий добываемых человеком ресурсов займет не один десяток страниц.

Если бы все ископаемые, добываемые людьми в течение года, были погружены в товарный состав, получился бы поезд, который можно было бы 17 раз обернуть вокруг экватора. Это ли не аргумент в пользу того, что земля – наша кормилица? Но долго ли будет продолжаться это благоденствие человека на земле? Поистине ли неистощимы ресурсы земли-матушки?

Необходимая забота

Ученые всего мира уже давно бьют тревогу, говоря о том, что человечество, не по-хозяйски относящееся к земле и ее ресурсам, встало на путь самоуничтожения. В первую очередь это касается истощения самого плодородного слоя земли – почвы.

Почему это стало объектом повышенного внимания и тревоги ученых? Дело в том, что процесс почвообразования крайне сложен и длителен. Для того чтобы образовался всего лишь один сантиметр почвы, природе необходимо 250-300 лет, а на образование 20-сантиметрового слоя должно уйти не менее 5-6 тысяч лет.

Люди же, не понимая этого, зачастую губят то, что было создано веками: истощают почву неумелой агротехникой и чрезмерным употреблением ядохимикатов, допускают эрозию почвы, не защищая ее от образования оврагов и промоин.

Как помочь землице–матушке?

В сознании человека есть потребность защищать родную землю, заботиться о ней: если не с оружием в руках (как в годы военного лихолетья), то хотя бы в плане защиты ее плодородия. Итак, какие же действия необходимы для этого?

Грамотная агротехника , учитывающая почвенно-климатические условия того региона, где она осуществляется.

Снегонакопление , способствующее насыщению почвы влагой и препятствующее процессу ее выветривания.

Разумное использование удобрений : регулярное внесение органики и известкование почвы способствует накоплению основного органического вещества почвы – гумуса, что значительно увеличивает ее плодородие, химические и физические показатели.

Разумное вложение капитала

Нельзя обойти стороной и вопрос о том, что земля (как объект недвижимости) всегда была в цене. С каждым годом цены на землю растут и человек, вложивший деньги в приобретение участка земли, может быть уверен, что сделал хорошее приобретение, и вот почему:

  • Землю, в случае острой необходимости, можно продать, причем с большой выгодой для себя.
  • Человек, владеющий землей, всегда может прокормить себя и своих близких, если будет разумно и бережно относиться к своей земле-кормилице.

Ни за какие сокровища в мире не было таких кровопролитных сражений, как за землю. Эта черта также заложена в сознании каждого человека: до последней капли крови отстаивать свою родную землю-матушку.

Читайте также:  Зубы как у кролика почему

источник

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Кормилица земля»

Ирина Грезина
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Кормилица земля»

познакомить детей с одним из компонентов неживой природы – почвой на основе опытов, её составом и ценностью.

Образовательная область «Познание»

Формировать навык опытнической деятельности.

Образовательная область «Коммуникация»

Учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом.

Образовательная область «Физическая культура»

Давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности: беседа, опыты, трудовая деятельность.

Образовательная область «Труд»:

Привлекать детей к посеву семян цветов.

Образцы почвы (чернозём, глина, песок, стаканчики с водой, одноразовые ложки, мини-парник,стаканчики с землёй, леечки, тряпочки, фартучки.

Ход занятия:

Воспитатель: Давайте за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся, чтобы создать хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о чём мы с вами говорим на этой неделе?

Воспитатель: А на какой планете мы живём? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о земле (почве).

Внесение и рассматривание глобуса.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о чём мы с вами говорим на этой неделе?

Воспитатель: А на какой планете мы живём? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о земле (почве).

Внесение и рассматривание глобуса.

Показ презентации «Почва – кормилица».

Земля — это планета. (Слайд -1)

— Давайте проверим, из чего состоит почва. Опустите комочек почвы в воду. Видите, как из него вверх поднимаются пузырьки? Что это? (Воздух.) Откуда он взялся? (Он был в земле, он легче воды, вот и поднимается вверх.) А как изменился цвет воды? (Стал мутным.) Почему? (Растворились мелкие частицы глины.) А что лежит на дне стаканчика? (Песчинки, маленькие камешки.) Что плавает на поверхности воды? (Сухие травинки, кусочки листьев, корешков.) Откуда они взялись? Всё это было в почве, в земле!

Земля – это почва. (Слайд 2)

— Как же образовалась почва? (Слайд -3).

На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы.

Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.

Это куча земли с глиной (Слайд -5).

— Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя (Слайд-9)

В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.

-Вы, наверное, видели почву в огороде, в поле, на берегу реки, она везде разного цвета. В ней видны мышиные норки, ходы крота, различных червячков. (Слайды – 10,11,12,13,14.)

— Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.

На ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах нет слоя почвы. Там только горные породы.

— Ребята, так что же такое почва? Из чего она состоит? Кто живёт в почве? Как она образовалась? Как растения сохраняют почву? Почему почву называют Кормилицей?

Мы сегодня будем проводить опыты. Проходите, пожалуйста, в нашу лабораторию.

Дети находятся за столами, перед ними стаканчики с водой и в тарелочках разные образцы почвы: глина, песок, чернозём.

Воспитатель: — Ребята, сегодня я познакомлю вас с нашей Кормилицей. Посмотрите, что перед вами? Какого цвета? Потрогайте пальчиками, какие они на ощупь (Тёплые, рыхлые, влажные, сухие, рассыпчатые.? Всё это разные образцы земли, они разные, но одним словом называются почва. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, пронизанный корнями растений. В нём живут насекомые, черви и другие животные.

— В почве есть воздух, им дышат растения и животные. Есть вода, которую всасывают корни растений; есть перегной, образующийся из опавших листьев и засохших растений. В почве живут микробы – это такие малюсенькие организмы, которые мы не можем увидеть простым глазом. Они перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, которые необходимы растениям для жизни.

— И в поле, и в огороде почва любит уход и заботу. Люди выкапывают землю, рыхлят, поливают её, и тогда почва даёт хороший урожай зерна, овощей, ягод и фруктов – нашей с вами еды. Вот поэтому почва – Кормилица.

— Давайте проверим, из чего состоит почва. Опустите комочек почвы в воду. Видите, как из него вверх поднимаются пузырьки? Что это? (Воздух.) Откуда он взялся? (Он был в земле, он легче воды, вот и поднимается вверх.) А как изменился цвет воды? (Стал мутным.) Почему? (Растворились мелкие частицы глины.) А что лежит на дне стаканчика? (Песчинки, маленькие камешки.) Что плавает на поверхности воды? (Сухие травинки, кусочки листьев, корешков.) Откуда они взялись? Всё это было в почве, в земле!

Возьми комок земли.

Смотри – он тёплый, он живой,

В нём корешки цветов живут,

В нём влага, воздух, перегной…

Он часть твоей земли родной.

Цель: учить различать семена гороха, подсолнечника и фасоли.

На прогулке провести опыт. В прозрачный стакан положить земляного червяка. Засыпать сверху землёй. Понаблюдать некоторое время. Потом залить сверху водой. На поверхность сначала выйдут пузырьки воздуха, а потом выползет червяк. Вывод: в большом количестве воды червяки жить не могут – не хватает воздуха.

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля — круглая сирота.

В землю не положишь — и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля — кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша. А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу кингисеппскую землю, в нашем краю почва щедра, здесь леса богатые на почве этой растут, а поля, сады и огороды дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит наша земля: картофель, морковь, свёклу тыкву…и т. п.

В: Сейчас проходим за столы и рассмотрим семена цветка календулы. На что они похожи? (Когти) Да, народ так их и называет ноготки.

О том, как появилась календула есть легенда. Нам её расскажет Василиса.

Когда то один охотник ушел в лес и заблудился, он поранился о ветку, рана не заживала и начинала гноиться. Уставший бедняга стал на колени и молил Бога, чтоб тот помог ему. Открыв глаза, он увидел растение, о котором раньше никогда не мог и думать. Сорвав цветки, он приложил их к ране, при этом потеряв сознание. Привел в чувства его легкий дождь, он уже не чувствовал сильную боль в ране и пришел к выводу, что растение смогло ему помочь. После этого случая он взял из собой неизвестный ранее цветок и его семена посадил возле дома.

Возьмите стаканчики с землёй и сделайте палочками луночки и посадите семечко и присыпьте землёй. А палочки воткните в свой стаканчик, чтобы знать его.

Наши наблюдения мы продолжим заполнять в картах наблюдений.

В: Что нужно, для того чтобы семечко проросло? (Тепло, свет, вода) Ребята, спасибо вам за работу.

Ребята, теперь каждый день нам нужно будет наблюдать за тем, как прорастает цветок и заносить данные в карту наблюдений, а когда подойдёт время мы с вами высадим их на клумбу, а осенью соберём семена.

Читайте также:  Почему налоги называют узаконенным грабежом

Экологическое воспитание дошкольников. Дидактическая игра «Дерево «Времена года» Дерево было изготовлено зимой. -2 мл группа Цель: Знакомство детей с явлениями природы. Задачи: учить детей рассматривать и рассказывать.

Проект «Господин Лук» Тип проекта : исследовательский. Актуальность пректа: Расширение представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условияхх,.

источник

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Кормилица земля»

Ирина Грезина
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Кормилица земля»

познакомить детей с одним из компонентов неживой природы – почвой на основе опытов, её составом и ценностью.

Образовательная область «Познание»

Формировать навык опытнической деятельности.

Образовательная область «Коммуникация»

Учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом.

Образовательная область «Физическая культура»

Давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности: беседа, опыты, трудовая деятельность.

Образовательная область «Труд»:

Привлекать детей к посеву семян цветов.

Образцы почвы (чернозём, глина, песок, стаканчики с водой, одноразовые ложки, мини-парник,стаканчики с землёй, леечки, тряпочки, фартучки.

Ход занятия:

Воспитатель: Давайте за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся, чтобы создать хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о чём мы с вами говорим на этой неделе?

Воспитатель: А на какой планете мы живём? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о земле (почве).

Внесение и рассматривание глобуса.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о чём мы с вами говорим на этой неделе?

Воспитатель: А на какой планете мы живём? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о земле (почве).

Внесение и рассматривание глобуса.

Показ презентации «Почва – кормилица».

Земля — это планета. (Слайд -1)

— Давайте проверим, из чего состоит почва. Опустите комочек почвы в воду. Видите, как из него вверх поднимаются пузырьки? Что это? (Воздух.) Откуда он взялся? (Он был в земле, он легче воды, вот и поднимается вверх.) А как изменился цвет воды? (Стал мутным.) Почему? (Растворились мелкие частицы глины.) А что лежит на дне стаканчика? (Песчинки, маленькие камешки.) Что плавает на поверхности воды? (Сухие травинки, кусочки листьев, корешков.) Откуда они взялись? Всё это было в почве, в земле!

Земля – это почва. (Слайд 2)

— Как же образовалась почва? (Слайд -3).

На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы.

Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.

Это куча земли с глиной (Слайд -5).

— Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя (Слайд-9)

В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.

-Вы, наверное, видели почву в огороде, в поле, на берегу реки, она везде разного цвета. В ней видны мышиные норки, ходы крота, различных червячков. (Слайды – 10,11,12,13,14.)

— Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.

На ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах нет слоя почвы. Там только горные породы.

— Ребята, так что же такое почва? Из чего она состоит? Кто живёт в почве? Как она образовалась? Как растения сохраняют почву? Почему почву называют Кормилицей?

Мы сегодня будем проводить опыты. Проходите, пожалуйста, в нашу лабораторию.

Дети находятся за столами, перед ними стаканчики с водой и в тарелочках разные образцы почвы: глина, песок, чернозём.

Воспитатель: — Ребята, сегодня я познакомлю вас с нашей Кормилицей. Посмотрите, что перед вами? Какого цвета? Потрогайте пальчиками, какие они на ощупь (Тёплые, рыхлые, влажные, сухие, рассыпчатые.? Всё это разные образцы земли, они разные, но одним словом называются почва. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, пронизанный корнями растений. В нём живут насекомые, черви и другие животные.

— В почве есть воздух, им дышат растения и животные. Есть вода, которую всасывают корни растений; есть перегной, образующийся из опавших листьев и засохших растений. В почве живут микробы – это такие малюсенькие организмы, которые мы не можем увидеть простым глазом. Они перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, которые необходимы растениям для жизни.

— И в поле, и в огороде почва любит уход и заботу. Люди выкапывают землю, рыхлят, поливают её, и тогда почва даёт хороший урожай зерна, овощей, ягод и фруктов – нашей с вами еды. Вот поэтому почва – Кормилица.

— Давайте проверим, из чего состоит почва. Опустите комочек почвы в воду. Видите, как из него вверх поднимаются пузырьки? Что это? (Воздух.) Откуда он взялся? (Он был в земле, он легче воды, вот и поднимается вверх.) А как изменился цвет воды? (Стал мутным.) Почему? (Растворились мелкие частицы глины.) А что лежит на дне стаканчика? (Песчинки, маленькие камешки.) Что плавает на поверхности воды? (Сухие травинки, кусочки листьев, корешков.) Откуда они взялись? Всё это было в почве, в земле!

Возьми комок земли.

Смотри – он тёплый, он живой,

В нём корешки цветов живут,

В нём влага, воздух, перегной…

Он часть твоей земли родной.

Цель: учить различать семена гороха, подсолнечника и фасоли.

На прогулке провести опыт. В прозрачный стакан положить земляного червяка. Засыпать сверху землёй. Понаблюдать некоторое время. Потом залить сверху водой. На поверхность сначала выйдут пузырьки воздуха, а потом выползет червяк. Вывод: в большом количестве воды червяки жить не могут – не хватает воздуха.

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля — круглая сирота.

В землю не положишь — и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля — кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша. А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу кингисеппскую землю, в нашем краю почва щедра, здесь леса богатые на почве этой растут, а поля, сады и огороды дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит наша земля: картофель, морковь, свёклу тыкву…и т. п.

В: Сейчас проходим за столы и рассмотрим семена цветка календулы. На что они похожи? (Когти) Да, народ так их и называет ноготки.

О том, как появилась календула есть легенда. Нам её расскажет Василиса.

Когда то один охотник ушел в лес и заблудился, он поранился о ветку, рана не заживала и начинала гноиться. Уставший бедняга стал на колени и молил Бога, чтоб тот помог ему. Открыв глаза, он увидел растение, о котором раньше никогда не мог и думать. Сорвав цветки, он приложил их к ране, при этом потеряв сознание. Привел в чувства его легкий дождь, он уже не чувствовал сильную боль в ране и пришел к выводу, что растение смогло ему помочь. После этого случая он взял из собой неизвестный ранее цветок и его семена посадил возле дома.

Возьмите стаканчики с землёй и сделайте палочками луночки и посадите семечко и присыпьте землёй. А палочки воткните в свой стаканчик, чтобы знать его.

Наши наблюдения мы продолжим заполнять в картах наблюдений.

В: Что нужно, для того чтобы семечко проросло? (Тепло, свет, вода) Ребята, спасибо вам за работу.

Ребята, теперь каждый день нам нужно будет наблюдать за тем, как прорастает цветок и заносить данные в карту наблюдений, а когда подойдёт время мы с вами высадим их на клумбу, а осенью соберём семена.

Читайте также:  Почему волки нападают на овец

Экологическое воспитание дошкольников. Дидактическая игра «Дерево «Времена года» Дерево было изготовлено зимой. -2 мл группа Цель: Знакомство детей с явлениями природы. Задачи: учить детей рассматривать и рассказывать.

Проект «Господин Лук» Тип проекта : исследовательский. Актуальность пректа: Расширение представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условияхх,.

источник

Конспект по теме: «Земля-кормилица»

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; содействовать воспитанию бережного отношения к земле; способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать свои мысли.

I. Мотивация к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Вы готовы к новым открытиям?

— Тогда начнём работать! Давайте пожелаем друг другу удачи!

II. Проверка домашнего задания.

— Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”. Позвольте представить участников нашей встречи. Наш класс сегодня поделён на группы (представление капитанов). Давайте вспомним правила работы в группах. (Повторяют правила).

— Задание №1. Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.

(На столах у каждой группы конверты с тремя загадками. По команде учителя начинается работа. Дается время на обсуждение — 3 мин.).

Очень прочен и упруг
Строителям надёжный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит) (Слайд 2).

Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже (песок).

По трубе течёт
Пироги печёт (газ).

Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте же, что это? (нефть).

Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи. (железная руда).

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу,
Она понадобиться сразу (глина).

Покрывают им дороги
Улицы в селениях (известняк).

Он несёт в дома тепло,
Помогают плавить стали,
Делать краски и эмали
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий (угол).

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением (торф).

— А теперь давайте проверим. (Обучающие читают загадки и называют отгадку, каждая команда).

— Задание №2. А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. Каждая группа должна подготовить рассказ о полезном ископаемом. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки (Учитель предлагает капитанам выбрать одну из коробочек, в которых лежат нефть, торф, уголь).

— Команды должны определить, какое это полезное ископаемое, назвать его основное свойство, где оно используется, и выбрать из конверта №2 условное обозначение. (Слайд 3).

— А теперь приступим к защите своих проектов. (Команды представляют, другие — могут согласиться или что-то добавить).

— Что объединяет эти полезные ископаемые?

— Какое полезное ещё ископаемое обладает этим же свойством?

Как весною, в ранний час (наклоны)
Семена взошли у нас (повороты).
Вышли, к солнцу потянулись (потянуться),
Повернулись, улыбнулись!
Здравствуй, солнце! Это мы! (разводим руки в стороны)
Вышли только из земли (шагаем).

III. Формулирование темы и целей урока.

— В названии темы нашего урока потерялось слово, найдите его, разгадав загадку. (Слайд 4).

“ . — кормилица”
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля).

— Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют “ кормилицей” и нуждается ли она в охране.

— Значит, какова цель нашего урока? (Обучающиеся еще раз называют цель урока).

— А кто из вас знает, как называется верхний слой земли? (почва)

— Попробуйте сейчас найти значение слова “почва” в словаре. ( Работа с толковыми словарями, выясняется значение слова).

— Давайте вспомним состав почвы? (Слайд 5).

Знакомство с образцами почв.

— Науку о почвах — почвоведение создал русский учёный — почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждая природой зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.

— В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв (Слайды 6,7).

— В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов – луговые. (Работа с картой природных зон).

-Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. (Рассматривание образцов подзолистых и чернозёмных почв). Эти почвы богаты перегноем. Чем темнее почва — тем она плодороднее. Во времена ВОВ фашисты вывозили наш чернозём в Германию.

— Болотные почвы содержат слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

— Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос “Почему нашу землю называют кормилицей?”

— Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой (рассказ ученика) (Слайд 8).

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули , что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи”.

— Продолжите поговорку: Что посеешь, то и . пожнёшь. (Слайд 9)Как вы понимаете её смысл?

— Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу).

— Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.

— Но она – наша кормилица — нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет! Поэтому почва наша нуждается в охране и бережном отношении. А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 32-34. (Проверка прочитанного по условным знакам).

— Рассмотри условные знаки в рабочей тетради и скажи, что нужно делать для охраны почвы.

Составление памятки по охране почв (работа в группах). Сравниваем с эталоном. (Слайд 11).

-Заседание клуба “Исследователи” подходит к концу. Давайте подведём итоги нашей исследовательской работы. Ответы обучающихся построены по следующему принципу:

— Сегодня на уроке было интересно.

— Свой опыт я могу применить.

— Ещё в старину наши предки называли нашу землю кормилицей. Её брали с собой в дальние страны как оберег. Слагали о ней стихи и песни. Так давайте и мы будем любить, ценить и беречь нашу кормилицу!

— Великий русский учёный В.В. Докучаев говорил, что земля дороже жемчуга и золота. Без золота люди прожить смогут, а без земли. (Слайд 12).

Самооценка деятельности с помощью Лесенки Знаний, оценивание работы учителем.

VI. Домашнее задание. (Слайд 13).

Учебник с.31-34, раб. тетрадь с.53 №2,3.

Найти пословицы и загадки о земле (по желанию).

источник