Меню

Почему на пасху благодатный огонь

Откуда берется благодатный огонь? Мнения верующих и скептиков

Ежегодно на празднование Пасхи по юлианскому календарю в храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит зажжение благодатного огня. Некоторые христиане относятся к нему как к чуду, другие воспринимают скептически. В преддверии очередного принесения в Россию благодатного огня Znak.com разбирался в происхождении обряда и разных точках зрения на одно из самых медийных и популярных в РПЦ событий.

Что такое Пасха, кто и когда ее празднует

Пасха — главный христианский праздник, имеющий статус торжества (Пасху также называют «праздником праздников и торжеством из торжеств»), это празднование воскресения из мертвых Иисуса Христа на третий день после унизительной и жестокой казни на кресте.

Воскресение Христа — краеугольный камень христианской веры, засвидетельствованное многими людьми событие: согласно Евангелиям, воскресшего Христа видели и трогали его ближайшие ученики (апостолы), мать, Мария Магдалина, другие ученики. Все они общались со Христом после его распятия, смерти и воскресения из мертвых в течение 40 дней до вознесения Иисуса на небо. Каждая Литургия в Католической и православных Церквах — воспоминание крестной жертвы Христа, ежегодное переживание Великого поста и празднование Пасхи — воспоминание страданий Иисуса и его воскресения.

Название главного христианского торжества происходит от еврейского «Песах» — праздника исхода народа Израилева из рабства в Египте; здесь прослеживаются аналогии — евреи спаслись от рабства у египтян, а Христос своей смертью спас человечество от рабства греха, а своим воскресением — от рабства смерти и дал надежду на грядущее всеобщее воскресение мертвых и вечную жизнь.

Так сложилось, что пасхальный календарь у разных ветвей христианства — католиков и православных — совпадает не каждый год. Пасха вычисляется по лунно-солнечному календарю и выпадает на первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. В этом году разрыв в праздновании составил неделю — живущие по общепринятому григорианскому календарю католики праздновали воскресение Христа 21 апреля, живущие по устаревшему юлианскому календарю православные отпразднуют Пасху 28 апреля.

Благодатный огонь: немного истории

О чуде схождения благодатного огня в иерусалимском храме Гроба Господня на Пасху известно с давних времен.

«Духовенство и народ Иерусалима собирались в Храме Гроба Господня на богослужение кануна Пасхи. Спустя некоторое время, которое проводилось в молчаливом ожидании, одна из лампад, висящих над Гробом Господним, чудесным образом воспламенялась. Другие лампады и факелы в храме зажигались от нее, и верующие приносили в свои дома ее святой огонь», — так описывал это событие настоятель бенедиктинского Солемского аббатства дом Проспер Геранже.

Из его слов следует, что чудо происходило в XI–XII веках и было общедоступным: самовозгоралась лампада над часовней (которая имеет название Кувуклия) или внутри нее, но не говорится об особых молитвах кого-либо из священнослужителей возле этой лампады.

Известное нам схождение благодатного огня выглядит следующим образом: накануне Пасхи по юлианскому календарю Кувуклию осматривают и опечатывают, позднее к ней в толчее подходит православный патриарх Иерусалима с пучком свечей в руках. С патриарха снимают все богослужебные облачения (в прошлом патриарх также иногда проходил досмотр, облачение и разоблачение традиционны для ряда богослужений), но на нем остается подрясник (а под тем рубашка и брюки). Патриарх и армянский священник заходят в Кувуклию и некоторое время молятся внутри часовни перед пустой могилой Иисуса, затем патриарх выходит из Кувуклии с горящими свечами. Далее огонь распространяется среди верующих. Что происходит внутри Кувуклии, доподлинно неизвестно — трансляции оттуда не ведется, нет фото- или видеозаписи.

Известно утверждение о том, что благодатный огонь не обжигает, а его схождению предшествуют сполохи огня внутри храма. Но некоторые православные паломники опровергают эти сообщения.

Мнение православных иерархов

В РПЦ не подвергают сомнению чудесное происхождение благодатного огня.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в 2005 году говорил: «К крестному ходу из святого града Иерусалима был доставлен Благодатный огонь, который по уже сложившейся традиции ежегодно привозится в Москву, а из стольного града рассылается по городам и весям нашего Отечества. И сегодня мы откроем сосуд с этой святыней и дадим возможность сошедшему чудесным образом на Живоносный Гроб Господень огню распространиться среди верующих, а некоторые богомольцы унесут его в свои дома».

Той же позиции придерживается Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Каждый год тысячи людей являются свидетелями таинства снисхождения Благодатного огня, которое вводит людей в живое соприкосновение с событием, произошедшим 2000 лет назад в древнем Иерусалиме. И огонь как знак, как символ, как видимый образ Божественного присутствия соприкасается с нашими руками, с нашими глазами, с нашими сердцами, с нашим разумом, воспламеняя в душах людей горячее чувство веры. Именно поэтому паломники устремляются в этот день в древний Иерусалим. Именно поэтому они берут часть этого пламени от Гроба Господня и разносят по всем уголкам Земли» (из телеобращения в 2012 году).

Или: «Из святого града Иерусалима к нам прибыл по традиции Святой огонь, сошедший ныне в Кувуклии Храма Воскресения. Примите этот огонь как дар Божественной благодати, принесите его в свои дома и, взирая на него, имейте перед собой великий символ огненной победы Спасителя над всяким злом и всякой неправдой» (на пасхальной литургии в 2016 году).

После 2016 года заявления патриарха Кирилла о благодатном огне не прослеживаются. При этом, по словам его пресс-секретаря отца Александра Волкова, «патриарх высказывается о нем каждый год, когда принимает его в храме Христа Спасителя и раздает верующим».

А вот Иерусалимский патриарх Феофил III говорит об этом скорее не как о чуде, а как о символическом ритуале: «Это очень древняя, очень особенная и уникальная церемония (ceremony) Иерусалимской церкви. Эта церемония благодатного огня (ceremony of the Holy Fire) происходит только здесь, в Иерусалиме. И это происходит благодаря самому Гробу Господа нашего Иисуса Христа. Как вы знаете, эта церемония благодатного огня — это, так сказать, изображение (enactment), которое представляет собой первую Благую Весть (the first good news), первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (the first resurrection). Это представление (representation) — как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли? Как мы погребаем Господа и так далее» (из интервью российским СМИ в 2008 году).

Мнение скептиков

Аббат Проспер Гранже: «По всей видимости, это ежегодное чудо началось после того, как сарацины захватили Иерусалим; Бог устроил так, чтобы оно могло стать для неверных подтверждением Божественного характера христианской религии. Все историки того времени, писавшие о Латинском Иерусалимском королевстве, говорят об этом чуде как о неоспоримом факте. Когда Папа Урбан II прибыл во Францию проповедовать первый Крестовый поход, он приводил это чудо как один из аргументов, которые должны были вдохновить верующих защитить Гроб Христов. Когда же Господь наш, по неисповедимым путям Своей справедливости, попустил, чтобы Иерусалим был вновь захвачен неверными, чудо прекратилось и с того времени никто его более не наблюдал. Мы знаем о топорной и кощунственной сцене, которая каждый год оскверняет Храм Гроба Господня, когда на глазах невежественных и восторженных людей греческое духовенство при помощи гнусного обмана тщится в этот день воспроизвести чудо, которое прекратилось много веков назад».

Протодиакон РПЦ Андрей Кураев после интервью патриарха Феофила III в 2008 году писал: «Ни слова „чудо“, ни слова „схождение“ в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог». «В слове патриарха Феофила Representation я не вижу значений „перформанс“ или „обман“. И в то же время в его словах есть нарочитое уклонение от разговора о чуде. Я и раньше слышал о том, как разнятся интерпретации событий Великой Субботы в России и здесь. Греческие иерархи воспринимают это действо совершенно иначе, нежели русские или арабские паломники. Для них — это не чудо, для них — это церемония и representation — представление. (…) На сайте Иерусалимской Церкви есть текст „Церемонии святого Огня“ (стоит помнить, что греческая елейность именует святым и святейшим все касаемое церковной жизни). И там нет ни намека на то, что патриарх у Гроба молится о ниспослании чудесного огня и зажжении лампады. (…) То есть патриарх берет свет, который уже есть, и который там горит постоянно. Что за свет постоянно на Гробе? — Обычный свет лампадки… Я полагаю, что однажды чудо с самовоспламеняющимся огнем действительно было. В память об этом чуде и было установлено ежегодное литургическое воспоминание-representation», — пишет Кураев, сравнивая возжжение благодатного огня с освящением воды на праздник Крещения.

Также протодиакон ссылается на свидетельство армянского священника от 2003 года об использовании зажигалки и замеченный им на видеозаписи момент вноса в Кувуклию закрытой лампады. При этом, по словам Кураева, нет никакого «обязательства» для православных верующих принимать чудо благодатного огня.

Год назад армянский священник из Иерусалима отец Самуил Агоян, трижды присутствовавший при схождении благодатного огня, заявил, что это не чудо. Он сказал в репортаже «Хадашот 2», что патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады и ничего мистического в благодатном огне нет. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — пояснил священнослужитель. Его слова вызвали гнев со стороны присутствовавшего при этом коптского священника, а затем и представителей РПЦ. «Это странное заявление, с учетом того, с каким почитанием относятся люди к этому чуду и как многие по всему миру с надеждой и верой ждут этого события. Мы всегда с радостью принимаем Благодатный огонь перед Пасхой. Для наших прихожан прибытие его из Иерусалима накануне Пасхи — радостное событие, которого ждут, и, конечно, никогда не стоит вопрос об оспаривании чуда», — говорил пресс-секретарь патриарха Кирилла отец Александр Волков. Зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе выразил сожаление, что перед Пасхой «регулярно появляются медийные поводы, направленные на компрометацию духовных традиций, связанных с праздником Пасхи, в частности касающиеся схождения Благодатного огня в Великую субботу».

Священник непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата (ныне каноничная Православная церковь Украины) отец Александр Дедюхин в 2017 году также писал, что благодатный огонь зажигается искусственно. «Кстати, в последние годы „благодатный огонь“ всегда сходит от 14 до 15 часов, — заметил он. — При этом из истории известно, что раньше он „сходил“ в разное время и паломники могли ждать его часами, а то и целый день. Но с 2002 года огонь сходит только в упомянутое выше время. Дело в том, что в 2002 году телеканал НТВ стал первой в мире телекомпанией, которая выкупила права на прямую трансляцию из храма Гроба Господня, и с тех пор „благодатный огонь“ всегда сходит в прямом эфире НТВ. Либо в новостях, либо в спецвыпуске, но не позже 15:00 по иерусалимскому времени, ведь в 17 часов из аэропорта Бен-Гурион вылетает в Москву заказанный заранее самолет. „Благодатный огонь“ не может сойти позже, потому что тогда не успеет на самолёт. А за него уже заплачены деньги». Людям, которые спрашивают, как с этим знанием жить, украинский священник отвечает: «Да живите нормально, исполняясь истинной Божественной радости, разрушив очередной религиозный предрассудок».

Доктор исторических наук Александр Мусин, заштатный диакон РПЦ, работающий в РАН, а ранее преподававший в Санкт-Петербургской Православной Духовной академии в комментарии «Радио Ватикана»: «Если говорить о благодатном огне Святой субботы, самое главное чудо, которое с этим связано, в том, что, несмотря на многочисленные искажения христианства, которые творили сами христиане, Церковь жива и будет жить до скончания века. В истории с благодатным огнем мы сталкиваемся с такой выдумкой, мифом. (…) То, что мы имеем в обряде возжжения огня в иерусалимском храме на Пасху, некогда происходило в каждой общине, а если обратимся к сегодняшней живой традиции Католической Церкви, увидим, что это происходит там до сих пор. В православных церквах эта традиция была утрачена. Почему этот литургический обряд превратился в псевдочудо? Почему вокруг него много суеты, политических, меркантильных спекуляций? Часто на праздник Пасхи суета вокруг благодатного огня, доставляемого из Иерусалима, подменяет собой радость о воскресшем Спасителе, что с церковной точки зрения недопустимо. (…) До конца XIX века миф о благодатном огне не был распространен. До 1970-х годов такого массового ажиотажа в Русской церкви не было. Наверное, интерес и нездоровая любовь к благодатному огню связаны с тем, что наступила эпоха застоя и человеческая душа требовала чего-то чудесного. А потом, в 90-е годы, этим решились воспользоваться недобросовестные пастыри и политики, бизнесмены, которые используют это. Это рождает тип православного благочестия, который не имеет ничего общего с настоящей христианской традицией, происходит перерождение православной духовности, и это самое страшное, что связано с этим псевдочудом, с мифом о сверхъестественном происхождении благодатного огня».

Читайте также:  Почему все ненавидят джастина бибера

Также часто приводится свидетельство из записок епископа Порфирия (Успенского): «Иеродиакон, забравшись с часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая не угасает. Итак, благодатный огонь не есть чудо»; и признание филадельфийского епископа Дионисия (позже митрополита Вифлеемского), что «…от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как Он ведает и может, так и вразумит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой Субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Святого Гроба».

А что католики?

Официальной позиции Ватикана о благодатном огне нет, сообщает пресс-служба Преображенской епархии в Новосибирске. При этом Радио Ватикана цитирует мнение священников-францисканцев из кустодии Святой Земли: «Двери Кувуклии опечатываются смесью воска и меда и открываются только для того, чтобы туда вошел православный патриарх, за которым следует армянский. Незадолго до этого, во время трехкратного шествия вокруг Гроба, весь свет в базилике гасится. Греческий православный патриарх Иерусалима входит в Гроб после совлечения с себя литургических облачений. После волнительного ожидания, длящегося несколько минут, из боковых отверстий Кувуклия передаются первые зажженные свечи, и огонь распространяется очень быстро, из рук в руки, в то время как базилика освещается его пламенем. Некоторые считают его чудесным, но в любом случае он является благословенным, поскольку исходит из Гроба, который стал местом Воскресения».

При этом, действительно, у католиков есть нечто подобное — в Святой Мессе навечерия Пасхи есть обряд благословения огня и зажигания от него пасхала (большой свечи), он происходит каждую Пасху в каждом католическом храме во всем мире. Ближе к ночи на пасхальное воскресенье богослужение начинается с того, что у дверей храма разжигается костер, священник коротко обращается к верующим, затем благословляет сначала огонь, затем пасхал, после чего зажигает пасхал от благословленного огня. Далее формируется процессия в пустую и темную церковь (все огни должны быть погашены) — впереди священник с горящим пасхалом, затем другие священники, церковнослужители, затем верующие с незажженными свечами. В ходе процессии священник или диакон трижды произносит возглас «Limen Christi!» («Свет Христов!»), а верующие трижды отвечают ему словами «Deo gratias!» («Благодарение Богу!»). На первое такое воззвание свои свечи зажигают от пасхала священники, на второе — церковнослужители, на третье — все верующие (как вариант — священники передают верующим огонь от пасхала после второго возгласа). Свет в храме зажигается только после чтения семи отрывков из Ветхого Завета с ответными псалмами и специальными молитвами — перед провозглашением Евангелия. До этого момента единственным освещением являются свечи в руках верующих и священников. Никакими особыми свойствами пасхальный огонь католики не наделяют.

Доставка благодатного огня в Россию

Обычай централизованного привоза благодатного огня в Москву появился не так давно. В 2003 году фонд Андрея Первозванного (создан в 1992 году) запустил проект принесения благодатного огня в рамках своей программы «Просите мира Иерусалиму». Председателем попечительского совета фонда является бывший президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Фонд финансируется за счет средств другой возглавляемой Якуниным организации — фонда целевого капитала «Истоки».

Из отчета фонда следует, что за 2017 год поступило пожертвований на 150,428 млн рублей, а на программу «Просите мира Иерусалиму» было выделено 2,863 млн рублей. Фонда Андрея Первозванного в отчете за 2018 год рапортует о двукратном росте аудитории трансляции доставки благодатного огня — в 2018 году узнали об этом событии из СМИ более 190 млн человек.

«Ежегодно участниками делегации Фонда (около 100 человек), отправляющейся в Иерусалим, становятся общественные и государственные деятели, священнослужители, деятели культуры, журналисты и предприниматели», — сообщает пресс-служба «Истоков». Сайт «Православие.ру» добавляет, что РПЦ в этой делегации представляет патриарший викарий, архиепископ Егорьевский Матфей.

Пресс-служба фонда Андрея Первозванного сообщает, что огонь доставляется не только патриарху — специальные лампады Владимир Якунин дарит Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву. Помимо России, благодатный огонь доставляется фондом в Эстонию, США, Великобританию, Латвию, Германию, Италию.

Ранее благодатный огонь доставлялся в Россию спецбортом специального летного отряда «Россия»; какая авиакомпания выполняет спецрейс после 2017 года, не сообщалось. В прошлом году благодатный огонь из Москвы в Санкт-Петербург доставил военно-транспортный самолет Ту-134 из состава объединения ВВС и ПВО Западного военного округа; по информации «Фонтанки», командование военного округа предоставило спецборт безвозмездно. Также благодатный огонь доставляется в некоторые регионы России отдельными бортами, чартер которых обычно оплачивают местные предприниматели.

По словам Андрея Кураева, для православных верующих не существует никакого «обязательства» верить в чудо схождения огня, у РПЦ нет на этот счет официального учения. Благодатный огонь можно воспринимать просто как символ распространения светлой вести о воскресении Христа и прихода праздника Пасхи.

источник

Благодатный огонь на католическую Пасху: сходит или нет, и почему?

Практически всем известно одно из пасхальных чудес – сошествие Благодатного огня, который в греческой и армянской традиции еще принято называть Святой Свет.

Это огонь, который выносят из Гроба Господня, находящегося в Иерусалиме, только раз в году, во время особого пасхального богослужения. Оттуда язычки пламени доставляют по всем православным церквям.

Схождение благодатного огня — одно из чудес на Пасху

Но вот сходит ли Благодатный огонь на католическую Пасху? Об этом расскажем прямо сейчас.

Сошествие огня на Пасху: немного истории

Если немного забежать вперед, можно сказать, что чудо схождения Благодатного огня признается только православными, однако так было не всегда.

До 11 века, когда выделились две ветви (православная и католическая), и даже некоторое время после этого представители католичества наравне с православными священниками проводили пасхальную службу в Храме Гроба Господня и лично наблюдали сошествие огня. Происходило и происходит это в так называемой Кувуклии – т.е. небольшой купольной часовне, которая располагается в самом центре Храма.

Собственно, это ее мы и видим по телевизору во время прямых трансляций, которые, кстати, проводятся в России и в некоторых других странах ежегодно. А вот так она выглядит на фото.

На протяжении всех первых веков развития христианства, в течение I тысячелетия, еще не было разделения церкви на Западную и Восточную. Поэтому все официальные представители церкви и прихожане признавали схождение огня за чудо. И тогда, и сегодня происходило это примерно так.

Служители ожидают в Кувуклии, как только священное пламя загорится. Процесс происходит самопроизвольно, без какого-либо участия со стороны человека, поэтому и признается чудодейственным. Затем священники выходят из Кувуклии с зажженными факелами, от которых пламя распространяется для всех желающих.

О схождении огня в прежние времена сохранилось довольно много свидетельств, в том числе и среди западных священнослужителей. Об этом чуде писала паломница Сильвия Аквитанская (4 век), а также латинский монах Бернард (9 век). Говорил об этом и Папа Римский Урбан II (11 век).

Однако в самом конце того же 11 века, в 1099 году, Храм Гроба Господня был завоеван крестоносцами, и в результате контроль над Храмом полностью перешел католикам. До конца 12 века (1187 год) они были изгнаны из Иерусалима, в результате чего были лишены доступа в Кувуклию и вообще к святым местам.

С того момента и по сегодняшний день представители католичества уже не принимают участия в схождении благодатного огня. Интересно, что впервые глава церкви Папа Григорий IX выступил против признания этого явления чудом еще в 1238 году, т.е. спустя 50 лет после прекращения доступа в храм. К этому времени разделение Западной и Восточной церкви сложилось окончательно.

Что касается православных, то они постоянно несли службу в Кувуклии. Продолжается эта традиция и сегодня. Разумеется, все представители православных церквей (русской, украинской, армянской, греческой и ряда других) признают чудодейственный характер этого явления.

А вот после введения нового Григорианского календаря (1582 год), когда католики перешли на другое летоисчисление, служба продолжала проводиться исключительно по старому, Юлианскому стилю. Соответственно и появление пламени тоже наблюдали в этот день – точнее, в пасхальную ночь с субботы на воскресенье.

Взгляд из дня сегодняшнего

Вот почему и не сходит Благодатный огонь на католическую Пасху – на протяжении многих веков представители католичества были отлучены от самой службы. Время в этом смысле действует как разрушительная сила – чем дольше мы отвыкаем от чего-то, тем сложнее потом привыкнуть.

А что говорить, если проходит несколько веков? Та самая историческая память постепенно утрачивается, и в результате рождается совсем другая история, появляется иное восприятие мира. Это не хорошо и не плохо – просто так устроен человек.

Представители католической церкви заняли в этом вопросе, скорее, нейтральную позицию. Они никогда не отрицали появление пламени и категорически не утверждали, что это никакое не чудо. Однако представители Западной церкви решили несколько дистанцироваться от этих событий.

Выражается это в том, что они:

  • не участвуют в церемонии (начиная с 12 века и по наши дни);
  • не освещают эти события слишком широко;
  • предпочитают не упоминать о божественном, чудодейственном характере явления.

И если напрямую спросить, сходит ли Благодатный огонь в католическую Пасху, мы получим ответ – нет, не сходит. Ведь и даты праздника у православных и католиков зачастую отличаются, хотя иногда они и совпадают.

И всё же почтительное отношение к Благодатному огню представителей Римской Церкви, служивших в храме Гроба Господня, сохранялось все это время. До наших дней огонь, сошедший в Великую субботу, бережно сохраняется, и все лампады в храме Гроба Господня зажигаются только от него. Это правило соблюдается и католиками.

А ещё в начале 20 века латинский клир, владеющий частью храма, со смирением принимал Благодатный огонь от православного Патриарха. Так, архимандрит Савва Ахиллеос, многократный очевидец схождения, писал о сошествии так: «Когда совершается служба Благодатного огня в Великую субботу, на ней присутствуют все иноверцы: армяне, католики, копты, сирийцы… Иноверцы с большим смирением в этот день подходят к Главе Православной Церкви.

Они признают его, как представителя истинной православной веры и как Главу Иерусалимской Церкви, первым епископом и основателем которой был Св.Иаков, брат Божий. Дух покорности выражается на их лицах. Они смиренно воздают Патриарху дань уважения и чести. Только при таких условиях они получают Благодатный огонь из рук Патриарха».

Но дело даже не в том, что не совпадают даты православной и католической Пасхи. Просто две великие, действительно большие церкви отличаются своей историей и некоторыми взглядами.

Впрочем, представители православия и католичества не намерены конфликтовать по этому поводу. Ведь они отмечают единый, общий праздник Пасхи, с которым всегда поздравляют друг друга как официально, так и лично. Ведь у многих из нас наверняка есть друзья, исповедующие католицизм.

С этой точки зрения Благодатный огонь – это божественное чудесное явление, красивый штрих к портрету великого праздника. Но портрет этот точно общий, картинка единая.

Ведь главное чудо – это воскресение Спасителя, его великий, самоотверженный подвиг во имя человечества в целом и каждого конкретного человека в частности. И пусть некоторые традиции торжества отличаются — все равно речь идет об одном и том же событии. А уже как именно его отмечать, каждый может решить по своему усмотрению.

источник

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Продолжаю публиковать темы февральского стола заказов. Это уже седьмая по счету тема. Кто хотел опубликовать какую то тему из предложенного читателями — не стесняйтесь, делайте. Сообщите мне, и я сделаю репост вашего поста. А теперь перейдем к нашей теме:

Сошествие Огня на Пасху происходит уже около 2 тыс лет. Считается, что год, когда Огонь не возгорится, станет последним в истории человечества

В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом распятия и погребения Господа нашего Иисуса Христа был воздвигнут великолепный храм — Базилика. Под ее сводами оказалась и Голгофа, и Святая Гробница. Базилика несколько раз перестраивалась, разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня.

Читайте также:  Почему манилов открывает галерею помещиков

Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится часовня — Кувукпия, что означает «царская опочивальня», где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Святая Гробница состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» почти наполовину занятая каменным ложем — аркосапием, и входное помещение, называемое приделом Ангела. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов и приделов, принадлежащих разным христианским конфессиям. Например, Алтарь гвоздей — католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского — Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафопикон (соборный Храм), как и общее руководство, службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.

При схождении Огня необходимо присутствие трех групп участников. Прежде всего — Патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению (как было в 1999 и 2000 годах, когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил). Только по молитвам этого обязательного участника таинства совершается чудо схождения Благодатного Огня.

Давайте вспомним, как это происходит сейчас …

История помнит два случая, когда пытались получить Огонь представители иных христианских конфессии. «Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше.

Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав».

В 1578 году армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня представителю Армянской церкви. Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Стоя у закрытых дверей Храма православные священники молились ко Господу. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа. С тех пор более уже никто из не православных не пытается повторять подобные попытки, опасаясь неизбежного посрамления.

Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре четырнадцать иноков, включая двух русских.

И, наконец, третья группа обязательных участников — местные православные арабы. В Великую субботу с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого «ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы в Храме тушатся все свечи и лампады. После этого происходит процедура проверки Кувукпии на наличие источников огня и опечатывания входа в нее большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции. И вскоре сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все пространство Храма пронизывают световые всполохи. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Около тринадцати часов начинается литания («молитвенная процессия») Благодатного Огня — крестный ход от алтаря Кафоликона через весь Храм с троекратным обходом Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец и, наконец, сам Блаженнейший Патриарх Иерусалимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного. Затем Патриарх разоблачается, оставаясь в одном белом подризнике. Патриарха обыскивают, и он заходит в Кувуклию. Напряжение достигает наивысшей точки. Интенсивность и частота световых всполохов нарастает.

Наконец, Огонь сходит, Еще прежде, чем в дверях Кувукпии появится Патриарх с зажженными от Благодатного Огня свечами, свещеносцы-скороходы, принявшие Огонь через оконца в приделе Ангела, уже разносят его по всему Храму. И радостный колокольный звон сообщает всем о совершившемся чуде. Огонь молниеносно распространяется по всему Храму. Причем Огонь не обжигает: и не только от Патриаршей свечи, но и от всех обычных свечей, купленных не в Храме (здесь нет никакой торговли), а в обычных арабских лавках Старого города.

Пасхальная свеча Храма Гроба Господня — это тридцать три соединенные свечи. У присутствующих часто в руках по два-три пучка, свечи из других мест Святой земли. В Храме люди стоят так плотно, что, будь Огонь обыкновенным, обязательно кто-нибудь загорелся бы. Однако люди в буквальном смысле омываются Благодатным Огнем, который первое время вовсе не жжет. Пламя у всех настолько обширное, что видно, как оно касается близстоящих людей. И за всю историю нисхождения Огня — ни одного несчастного случая, ни одного пожара.

Затем в Старом городе начинается торжественное шествие с Огнем, который, кстати, несут во главе каждой колонны турки-мусульмане. Вся христианская и арабская община Иерусалима (более 300 тысяч человек) участвует в шествиях, причем даже арабы-мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь в дом и зажечь домашние светильники от него. У них есть легенда, что в год, когда не сойдет Огонь, наступит конец света. Этот день в Иерусалиме не празднуют только иудеи, которые предпочитают не выходить из дома. Именно иудеи в основном и пишут об имитации «нечестными» священниками схождения Благодатного Огня, называя его греческими «хитростями». И это притом, что в последние почти пятьдесят пет иудеи участвуют и в опечатывании Кувуклии, и в обыске Иерусалимского Патриарха.

Здесь надо отметить, что земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждое утро происходит интересный ритуал: священники вручают установленную давным-давно арендную плату и после этого в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм. Любое шествие в Храме, включая крестный ход на Пасху, происходит в сопровождении кавасов — турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман и иудеев. До входа в Кувуклию Иерусалимского Патриарха она стоит запечатанной, под надзором двух турецких стражей и израильской полиции. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Патриарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Для получения Огня в Кувуклию входят_двое — Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Последний в ожидании Огня остается в приделе Ангела, видит все действия и имеет возможность вмешаться. Поэтому версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей, живущих в Иерусалиме.00″ hspace=»20″>

Вопрос о том , каким образом сходит Благодатный Огонь интересует многих. В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: «Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света

5ерут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь». Иеромонах Мелетий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Мисаипа, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. «Вшедшу мне внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей» крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжигаются».

Все источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель «огненного бисера» непосредственно на ложе-аркосалии Святого Гроба при существующем куполе над Кувуклией, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба «мелких бисеринок» при открытом куполе Храма и о голубоватых всполохах — молниях, предшествующих сошествию Благодатного Огня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленопреклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского и в настоящее время. При этом самопроизвольно возжигаются и фитили свечей или лампад на крышке святого Гроба. Возможны также возжигания фитилей православных лампад, висящих около Кувуклии. При всех возможных вариантах во время Чуда схождения Благодатного Огня остаются абсолютно необъяснимыми с точки зрения современной науки следующие явления.

Чудесным или обычным способом появляется огонь?

Верующий человек не нуждается в каких то доказательствах, фактах и теориях. Он верит что это чудо. Это его священное право.

А вот для других людей можно упомянуть вот такие исторические факты.

Первые упоминания о нем датируются IX веком.

Апологеты чуда, часто упоминают свидетельство Сильвии, паломницы 4 века как аргумент в пользу чуда, например:

Существуют два фрагмента из написанного Сильвией:

1. Паломница 4 века, упоминая о вечерней службе пишет:

«В девятый же час (что мы называем вечерней), — пишет эта паломница, — все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды» / http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_05.html/.

но, как замечал ещё дореволюционный исследователь:

» (…) более ранним свидетельством можно было бы считать разсказ <227>паломницы IV века (Сильвии Аквитанской?), но она говорит еще не о чуде, а лишь об обычае поддерживать неугасимый огонь» /Крачковский/..

2. «Более ранних литургических свидетельств об обряде св. огня мы не имеем, однако некоторые намеки на его возникновение мы находим в описании иерусалимского богослужения паломницы IV века Сильвии Аквитанки. Она о службе великой субботы пишет следующее: «На другой день в субботу правится по обычаю на третьем часе; также и на шестом; на девятом же в субботу не правится, но приготовляется пасхальное бдение в большой церкви, т.е. в мартириуме. Пасхальное же бдение совершается так же, как у нас, только здесь прибавляется еще следующее: дети,воспринявшие крещение, одетые так, как они вышли из купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение. Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них и потом идет с ними в большую церковь, где по обычаю бодрствует весь народ. Там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении литургии бывает отпуст»/ Проф. Успенский Н. Д. К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г., http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm /.

Собственно говорящее о службе.

Но в обоих не говорится о чуде, в первом о зажигание огня от лампады, вот втором о том, что в обычный час вечерней служба не проводится, а готовятся ко всенощной и также не упоминается чудо на проятжение более ранних служб.

Вплоть до 9 века мы теряем следы БО, можно предполагать, что в этот период оно стало восприниматься уже как чудо и почти с первыми свидетельствами чудесной природы мы встречаем первые свидетельства критики. В этот период критика исходит от мусульман, которые хоть и разоблачали данное «чудо» но по большей части не стремились препятствовать его прохождение.

Читайте также:  Почему моргает яблоко на айфоне

Тут нужно обратить внимание на два момента.

Во-первых, только после 12-13 века священники стали входить внутрь Кувуклии. Другими словами, огонь не сходил в присутствие человека.

Во-вторых, последующие критики брали информацию у предыдущих, хотя сам ритуал БО уже значительно изменился.

Исходя из этих особенностей ритуала до 12 -13 века свидетельства разоблачителей указывают прежде всего на систему приспособлений доставки огня без участия человека.

Обратимся к свидетельствам:

Ибн-ал-Каланиси (ум. 1162)

«Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады» /Крачковский/.

ал-Джаубари (ум. 1242)

«А дело в том, что эта лампада величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу [60] на подобие «санбусека» [61], а под ней огонь, разсчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав [62] в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его. Уразумей же все это» [63].»/Крачковский/.

Муджир-ад-дина, писавшаго около 1496 года

«Они устраивают с ним хитрости, так что глупцы среди их невежд думают, что огонь сходит с неба. На самом деле он происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, натертых серой и прочим».

Если опустить некоторые, сомнительные подробности описания Ибн-ал-Каланиси, то из этих трёх описаний можно сделать следующую простую схему получения огня, о которой подозревали мусульманские критики. В Кувуклии, скорее всего в её куполе, была запрятан зажженная свечка (или нечто более сложное, представляющее из себя железный сундук). К свечке подходила шелковая нить (точнее медная проволока и шёлковая нить) или железная цепочка, смазанная горящим веществом. В момент, когда свечка прогорала до места соприкосновения с нитью, огонь переходил на нить и по нити шёл до нужных лампад. Время горения свечки рассчитать нетрудно. Нетрудно и замаскировать горящую свечку внутри Кувуклии. Так как имеется и большое пространство купола, присутствуют ниши, в которых свеча может стоять и спокойно сгорать без риска быть обнаруженной. Кроме того, над самим гробом подвешены на цепочках десятки лампад, и замаскировать ещё одну цепочку не составляет труда.

При обыске, разоблачить такую систему можно только, либо полностью разобрав Кувуклию, либо заранее зная, где находится скрытая ниша.

Этот способ чудотворения можно модифицировать добавив подвижную платформу для свечки, управляемую вне Кувуклии с помощью верёвки отведённой в заднюю часть Кувуклии. И опять, замаскировать эту верёвку не проблема.

Как мы видим, у естествоиспытателей того времени уже были вещества, способные вызывать самовозгорание при взаимодействии. Причем, это далеко не единственный огненный состав, известный с давних времен. Самовоспламенение вызывает смесь концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки или хроматом калия. Позолоченные изделия в древних цивилизациях изготавливались при помощи царской водки — смеси азотной и соляной кислот. Обе эти кислоты получались только действием серной кислоты на их соли — селитру и поваренную соль. Значит, серная кислота была известна уже давно. А хромат калия издревле использовался для дубления кожи, то есть также был доступен древним химикам.

В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников (*_*). Английский путешественник оставил воспоминания о разговоре с местным начальником Ибрагим Пашой где описана решимость правителя публично обличить этот обман, но и его боязнь по поводу того, что данное действие может быть воспринято как притеснение христиан на святой земле (*_*)

О действиях предпринятых Ибрагимом Пашой по прошествии 15 лет мы узнаём из дневников видного учёного и деятеля православной церкви, основателя Русской Православной миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского). Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлечённые темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской академией наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году.

«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы, – продолжал он, – уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своём послании к нему написали вместо “святый свет”, – “освящённый огонь”. Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: “почему вы иначе стали называть святый огонь?”. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного» (*_*).

В этой записи важно обратить внимание на следующие моменты:

1. Признание было сделано в тесном кругу высших иерархов православной церкви.
2. Рассказал Успенскому происшедшее непосредственный участник событий. Очевидец признания в подлоге.
3. Ибрагиму пригрозили обострением отношений с Россией. Крымская война показала, как опасно властям вмешиваться в религиозную жизнь Православной церкви на Святой земле.
4. «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». А значит, результатом признания стала потеря веры в чудо святогробского духовенства. Чему уже был свидетель сам епископ Порфирий.

Записи в дневнике Епископа Порфирия представляются наиболее ценными из всех источников. Во-первых, они не были предназначены для широкой огласки, во-вторых, епископ имел очень большой авторитет как среди духовенства, так и среди научных кругов, и в-третьих, здесь хорошо описана ситуация признания: «…Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады…».

«С этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». О потере веры святогробского духовенства говорит священник, а не иноверцы.

Что касается необжигающих свойств огня, то и этому чуду есть простое объяснение. Химикам хорошо известен так называемый холодный огонь. Им горят многие эфиры органических и неорганических кислот. Температура такого горения зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. Горящим эфиром можно обтирать тело, а его облако вполне может перемещаться в пространстве, так как тяжелее воздуха. То есть можно заблаговременно изготовить «специальные» свечи и затем продать приезжим (в храме предлагают зажигать связки свечей по 33 штуки, которые продаются неподалеку). Естественно, эфир быстро сгорает, поэтому «чудо» может длиться только непродолжительное время. Далее «волшебный» огонь приобретает обыкновенные свойства обжигать все, к чему он прикасается. Естественно, данные комментарии не особо популярны, поэтому не известны широкой публике. Чудо Благодатного огоня можно проверить – зажечь от него после несшествия привезенную с собою свечку и потрогать пламя рукой.

То, что чудо существует до сих пор, объясняется, скорее всего, большими доходами, которые получают за него и мусульмане, и израильтяне. Хотя, последние 200 лет немалую роль играет и международный престиж. Стоит только заикнуться о хитростях монахов, как сразу обвинят в разжигание розни, притеснениях и т.п.

Ал-Джаубари (до 1242) под заголовком «Хитрость монахов при зажигание огня в церкви Воскресенья» говорит: «Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: «Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет». Монах сказал ему: «Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой и получай это большое богатство». Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении». (Крачковский, 1915).

Доходы настолько огромны, что, по сути дела, всё население Иерусалима кормилось от них. Проф. Дмитриевский цитирует следующее наблюдение проф. Олесницкого: «В Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман… Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. (Дмитриевский, 1909).

Из советской литературы до нас дошло свидетельство бывшего известного богослова А.А. Осипова. Он вспоминает о видном богослове, профессоре Ленинградской духовной академии, который заинтересовался проблемой «святого огня» на гробе господнем. «Изучив древние рукописи и тексты, книги и свидетельства паломников, — пишет А.А. Осипов, — он доказал с исчерпывающей точностью, что никакого «чуда» никогда не было, а был и есть древний символический обряд возжигания самими церковнослужителями лампады над гробом». Если бы только читатели могли представить, какой вой подняли церковники после выступления верующего профессора богословия, осмелившегося сказать добытую им правду!

В итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, тоже человек с богословской ученой степенью, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им: «Я тоже знаю, что это только легенда! Что… (здесь он назвап по имени-отчеству автора исследования) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!» (Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л., 1983).

источник

Adblock
detector