Меню

Почему медвежья гора так называется

Аю-Даг: легенда. Медведь-гора в Крыму

Южное побережье Крыма славится не только прекрасными пейзажами, но и волшебными легендами. С самых древних времен эти плодородные земли привлекали сюда поселенцев. Каждая народность приносила свои обычаи и поверья. Проходило время.

Разные названия

Медведь-гора, а именно так дословно переводится название горы Аю-Даг с тюркского языка, далеко не всегда так называлась. Например, древним грекам она почему-то напоминала бараний лоб. И называли ее соответственно – Криуметопон. А вот мореплаватели в средние века видели в очертаниях горы верблюжий горб и в своих картах помечали ее названием Верблюд.

К слову сказать, некоторые ученые склоняются к альтернативному переводу названия Аю-Даг. С тем, что слово «даг» означает «гора», никто не спорит. А вот в отношении первой части названия историк О. Домбровский допускает перевод «святая» (по-гречески «айос»).

Начало красивой легенды

Давным-давно ту местность, где сегодня возвышается гора Аю-Даг, облюбовала для себя группа диких медведей. Это были сильные и умные животные. Промышляли они набегами на близлежащие поселения людей. А когда все недруги ушли вглубь острова, медведи стали отправляться в дальние походы и отсутствовали по нескольку дней.

Вожаком был самый сильный, старый и мудрый медведь. Никому из людей не позволял он ступать на свою землю. Старый медведь был убежден, что люди – самые опасные и коварные противники, и никто по соседству с ними не может чувствовать себя в безопасности.

Но вот однажды, в очередной раз вернувшись из похода, звери увидели на берегу обломки корабля, разбитого штормом и выброшенного на берег. Среди груды мусора один из них обнаружил сверток с человеческим ребенком. Находку принесли на суд вожака. Увидев невинное дитя, старый медведь сжалился над малышкой и решил оставить ее в стае.

День за днем утекало время, и маленькая девочка постепенно превратилась в красивую молодую девушку. Она счастливо жила среди медведей, которые опекали ее с раннего детства. Не видя других людей, воспитанница медведей всю свою любовь отдавала окружавшим ее животным. Они же, в свою очередь, воспринимали ее как полноправного члена стаи.

Неожиданная встреча

Как-то девушка гуляла по берегу и увидела странный кусок древесины, принесенный прибоем. Она подошла ближе и внутри (а это был не просто обломок дерева, а небольшая лодка) обнаружила человека без чувств.

Впервые она видела кого-то столь похожего на нее. Это был молодой мужчина с красивыми чертами лица. Понимая, что встреча с медведями сулит ему верную гибель, девушка решила спасти юношу и спрятала его в пещере.

День за днем она украдкой приносила ему пищу и обрабатывала раны. А юноша рассказывал ей о родных краях и обычаях людей.Спуст я какое-то время молодые люди поняли, что полюбили друг друга. Понимая, что медведи их просто так не отпустят, они стали планировать побег.

Спасение

Юноша смог приделать небольшой парус к лодке, в которой его когда-то выбросило на берег, и влюбленные назначили время побега. Дождавшись, когда медведи отправятся в очередной набег, они вытащили лодку и поплыли прочь от берега. Но неожиданно звери вернулись.

Увидев уплывающую в море лодку со своей любимицей, старый вожак взревел и бросился к берегу. Но он быстро понял, что судно ему уже не догнать. Тогда мудрый зверь лег на берег, припал мордой к самому морю и стал пастью втягивать воду. То же сделали и остальные звери.

Образовавшееся течение стало увлекать лодку обратно к берегу все быстрее и быстрее. И тогда девушка встала во весь рост и запела свою самую прекрасную песню. Заслушавшись, звери поднялись от воды, и течение сразу ослабло. Так влюбленным удалось спастись.

Только старый вожак не поддался чарующему голосу. Ослепленный злостью, он так и остался лежать на берегу у самой воды. Огромный зверь окаменел и превратился в покрытую лесом гору. Вот таким образом, согласно легенде, и появилась Медведь-гора в Крыму. Такую историю чаще всего рассказывают туристам.

Но у этой горы Крыма, фото которой так напоминает силуэт лежащего медведя, есть и другие легенды.

История, берущая начало в древней Греции

Все знают об эпической Троянской войне. Но мало кто помнит, что, отправляясь в этот поход, царь Агамемнон принес в жертву богам свою родную дочь Ифигению. Согласно древнегреческим мифам, этот поступок положил начало цепочке событий, в результате которых и появилась Медведь-гора в Крыму.

История в изложении древних эллинов полна драматизма и ярких характеров персонажей. Не является исключением и рассказ о горе Аю-Даг. Легенда о ее появлении вполне способна послужить мотивом для лучших голливудских экранизаций.

Подмена жертвы

Богиня Артемида сжалилась над невинной девушкой, которую возложил на алтарь отец, и в последнюю минуту заменила жертву лесной ланью. Ифигению же она отнесла в свой храм, чтобы девушка служила там жрицей.

Величественный храм Артемиды стоял на морском берегу там, где сегодня расположена гора Аю-Даг. Крым же древние греки называли Тавридой. Эта земля в те времена была неприступной и суровой. Дремучие леса покрывали ее. А в лесах этих обитали свирепые дикие кабаны и медведи. Ни одному путнику не удавалось безнаказанно нарушить границы их владений.

Под стать обитателям лесной чащи были и живущие на побережье люди. Эти неприветливые дети суровой земли не знали ни милосердия, ни пощады. Правил таврийцами одноглазый царь Зарнак. Он приказал своим подданным убивать всех чужеземных моряков, чьи корабли могло вынести к побережью Тавриды.

Эти несчастные предназначались в жертву покровительнице Тавриды – Артемиде. А потому каждое утро Ифигения была вынуждена убивать моряков на алтаре богини. Не по душе была девушке эта обязанность, но изменить она ничего не могла.

Подарок Артемиды

Ничего общего не было у юной царевны, воспитанной среди утонченных эллинов, с грубыми таврийцами. Видя, как ее мучает одиночество, Артемида научила ее языку животных.

Теперь Ифигения стала часто гулять по лесу и общаться с его обитателями. Дикие животные не обижали нежную девушку, а она находила в их обществе столь необходимое ей утешение.

Особенно тесная дружба связывала Ифигению с огромным медведем – хозяином этого леса. Однажды она вытащила из него стрелу охотника. С тех пор исполинский зверь был готов выполнить любое желание своей спасительницы. Частенько можно было увидеть эту странную парочку, облюбовавшую для отдыха какую-нибудь полянку.

Девушка обнимала медведя и ласково с ним разговаривала, а тот от удовольствия становился похож на смирного домашнего любимца.

Нежданная встреча

Однажды таврийцы захватили в плен родного брата Ифигении Ореста. Выполняя свою роль жрицы, она должна была на рассвете заколоть его на жертвеннике.

Чтобы спасти брата, Ифигения лично отправилась к правителю Зарнаку и сказала ему, что пленник осквернен. Перед жертвоприношением его следует очистить в водах моря. Ничего не подозревающий Зарнак отдал воинам приказ отвести Ореста к морю. Там Ифигения отослала стражу, настояв на том, что должна лично провести обряд очищения.

Как только стражники скрылись за ближайшим уступом, брат и сестра бросились в воду и поплыли к припрятанному неподалеку судну. К тому времени как таврийцы почувствовали неладное и бросились в погоню, беглецы были уже далеко.

Долго тосковал по своей подруге огромный медведь. Днями напролет лежал он на берегу, всматриваясь вдаль. Не выдержав разлуки, исполин окаменел и превратился в гору Аю-Даг.

источник

Аю-Даг: легенда и интересные факты о горе Медведь на юге Крыма

Российский полуостров Крым известен по всему миру своими потрясающими пейзажами, в том числе не только морскими, но и горными. В его Южной части располагается Аю-Даг или Медведь-гора, вершину которой каждый год посещают десятки тысяч туристов. Здесь хранятся древнейшие археологические памятники, которые и притягивают людей. Это место включено в перечень природоохраняемых объектов Земли.

Почему горная вершина называется Аю-Даг?

Согласно исторической справке, в средние века гора носила называние «Айя» (с греческого — «Святая»). На итальянских картах того времени она обозначалась как «Верблюд». В начала позапрошлого столетия ее переименовали в «Биюк-Кастель» («Большая крепость»).

Современное название состоит из двух слов на крымскотатарском языке: «ayuv» — медведь, «dag» — гора, так как было принято решение претворить известную легенду, рассказывающую о появлении этого интересного места, в жизнь.

Легенда о Медведь-горе

Все местные жители наизусть знаю легенду о происхождении этого места. А звучит она так:

Шло время, девочка взрослела, постепенно превращаясь в красивую девушку. Спустя еще несколько лет к крымскому берегу прибило челн, в котором находился измученный сражениями со стихией молодой человек. Его обнаружила та самая девушка. Она отнесла тело юноши в укромное место, несколько раз приносила ему воду и еду. Когда парень окончательно пришел в себя, он рассказал ей о том месте, откуда он был родом, описал свою жизнь до того, как оказался здесь. Она, в свою очередь, часто пела ему свои любимые песни.

Между молодыми людьми вспыхнула любовь и когда молодой человек физически окреп, они решили вместе сбежать с медвежьего берега. Они смастерили мачту, после чего спустились на ней на воду и стали отплывать. Когда они превратились в небольшую точку почти на горизонте водной глади, из дальнего похода вернулись местные жители — медведи. Вожак, увидев потерю, яростно взревел. Затем он опустил свою пасть в воду и стал со всех сил втягивать в себя воду. Его примеру последовали все остальные. Создавшееся течение повело мачту обратно к берегу.

Читайте также:  Почему назначили шойгу министром обороны

Девушка решила не сдаваться и запела своим мелодичным голосом. Все медведи до единого подняли головы и как завороженные стали слушать песню. А старый вожак понял, что ему не удастся в одиночку вернуть девушку обратно. Он лег и стал смотреть вдаль, наблюдая за тем, как все отдаляется и отдаляется челн с девушкой, которую он однажды принял в свою стаю. И лежит старый медведь на этом берегу уже несколько тысяч лет. Со временем его могучее тело окаменело, голова превратилась в острую скалу, шерсть стала дремучим лесов, а бока превратились в отвесные пропасти.

Какова протяженность и высота вершины над уровнем моря?

Гору видно издалека. Ее высота над уровнем моря превышает отметку в 570 метров. Горный массив вытянут на 2,4 тыс метров в северо-западном направлении, так же выступает в море на 2,5 тыс метров. Общая площадь равна 4 тыс кв м.

Существует мнение, что это — потухший вулкан, существующий на этом месте более 150 миллионов лет. Ученые и геологи пришли к такому мнению, после того, как стало известно, что материал, из которого состоит Медведь-гора не является осадочной породой, а скорее напоминает магматический габбродиабаз. Здесь собраны более 600 видов растений, а шестнадцать видов животных, из всех, обитающих на горе, занесены в Красную книгу.

Здесь часто встречаются лисы, каменные куницы, зайцы-русаки и летучие мыши. Из птиц свое пристанище в горных лесах находят совы, синицы, дрозды, дятлы.

Медведь-гора на карте Крыма и как добраться

Она находится в Южной части полуострова Крым, на границе, которая разделяет два муниципальных образования: Большую Ялту и Большую Алушту. Точные координаты: 44 г 33 м с. ш. — 34 г 20 м в. д.

Гора Аю-Даг на карте:

Добраться сюда можно несколькими способами:

1. Из поселка Гурзуф доехать на автобусе № 2 до конечной остановки (назв. «Лагерь «Горный»). После этого нужно идти около 15−25 минут вдоль оранжереи лагеря, затем вдоль урочища Осман до западной стороны Медведь-горы. Не доходя несколько десятков метров до искусственного озера, необходимо повернуть на утоптанную тропинку (она будет справа), которая и ведет к нужной вершине.

2. В поселке Партенит пройти на территорию военного санатория «Крым». По указателям найти тропу им. генерала Н. Н. Раевского-младшего и подниматься по ней, никуда не сворачивая.

3. С помощью такси из любой точки Республики Крым, прямо к подножию Аю-Даг. Стоимость поездки напрямую зависит от количества километров, разделяющих точку начала маршрута с точкой его окончания.

Другие достопримечательности и природа Партенита в Крыму: фото, озера, горы и музеи в нашей статье.

Важные примечания для туристов

  • Подниматься на вершину Медведь-горы лучше в хорошую безоблачную погоду, тогда ничто не сможет помешать насладиться уникальными видами. Отсутствие дождя, снега и тумана гарантирует то, что шикарные пейзажи не останутся незамеченными, а путь наверх станет физически менее сложным.
  • Не рекомендуется делать это в одиночку или без сопровождения. Профессиональный гид не только расскажет много интересного, но и покажет наиболее безопасный и удобный путь к вершине.
  • Обязательно стоит обратить внимание, что среди достопримечательностей туристического комплекса на вершине горы, есть и уникальные в своем роде, которые можно посетить абсолютно бесплатно. К относятся: мемориал VIII века, посвященный св. Иоанну Готскому; руины древнего монастыря Святых Константина и Елены; бухта Панаир и другое.

Смотрите также интересное видео о подъеме на гору Аю-Даг, о ее загадках и тайнах:

источник

nord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Карелия — это край бесчисленных озёр, где берег какого-нибудь озера есть почти в каждой деревне. Но есть два самых больших озера, которые выделяются на их фоне, — Ладожское и Онежское. Именно на Онежском озере стоит Петрозаводск, а на самом северном его кончике находится Медвежьегорск — небольшой город (14 тысяч жителей), порождённый в XX веке железной дорогой и лесной промышленностью. Довольно типичный для республики райцентр, окружённый водой, лесом и карельскими скалами, среди которых шумят поезда. Впереди — рассказ о городе, каким я увидел его в начале осени 2017 года.

Медвежьегорск стал для меня первым пунктом короткого четырёхдневного сентябрьского путешествия, в котором я совместил, как ни странно, Карелию и Новгородскую область, которые относительно Петербурга расположены в разных направлениях (что стало причиной такой комбинации, я расскажу позднее). Началось это путешествие вечером на Ладожском вокзале, где меня ждал скорый поезд Петербург – Мурманск, который мне предстояло покинуть на рассвете в шесть часов утра на станции Медвежья Гора. В городе Медвежьегорске станция называется именно так.

Верхняя полка плацкартного вагона. Вечером проезжаем Волхов, потом, ближе к ночи, — Лодейное Поле, Подпорожье, Свирь, где нам меняют электровоз. Потом ночь, только немного поспал, а уже приходит время вставать. За окном начинался рассвет, мелькал тёмный карельский лес, потом показались дома небольшого города, и пути довольно крупной железнодорожной станции. Поезд стоит здесь 15 минут: меняются локомотивные бригады. Как ни странно, я оказался единственным в своём вагоне пассажиром, который выходил в Медвежьей Горе, хотя этот поезд пользуется у жителей Карелии популярностью. Из других вагонов людей высаживалось уже побольше.

2. Ранним утром станция выглядела примерно так (лучшего снимка сделать не удалось). Деревянный вокзал, построенный в 1916 году, уже знаком мне по поездке на Кольский полуостров два года назд. Мой поезд вскоре тронулся и поехал дальше на север: уже в 11 вечера сегодня он будет в Мурманске. А я решил дождаться рассвета и остался на вокзале, где успел подремать в зале ожидания. А когда рассвело, отправился гулять по городу.

Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:

Начну рассказ о городе с вокзала. Тем более, что и исторически город берёт исток именно отсюда. Здесь проходит железная дорога Санкт-Петербург – Мурманск, построенная во время Первой мировой войны для связи с незамерзающим Мурманским портом. Движение по ней было открыто в 1916 году. На северном краю Онежского озера раздался гудок паровоза, и открылась станция Медвежья Гора. Выросший при ней пристанционный посёлок стал городом в 1938 году — одновременно с карельскими же Кондопогой и Беломорском.

3. До наших дней здесь сохранился красивый деревянный вокзал с башенкой. Его зелёный цвет очень гармонично смотрится в окружении карельских лесов. Надеюсь, его не додумаются разукрасить в серый с красной полосой.

На самом деле, утром, когда рассвело, я, выйдя из вокзала, почти сразу пошёл в город. Поэтому большинство фотографий станции сделано позже, уже через несколько часов, когда я дважды на неё возвращался.

4. Станция большая. Здесь находится локомотивное депо (ТЧ-25 Октябрьской ЖД), а станция всё время заставлена грузовыми поездами, многие из которых везут уголь в Мурманский порт. Время от времени проезжают пассажирские поезда, как тот, что виден на первом пути.

5. А тут видна электричка. С этим видом транспорта здесь, к сожалению, плохо. Только раз в день ходит электричка в Петрозаводск, а пригородное сообщение на север (маршрут Медвежья Гора – Кемь) действует только в летний период. Причём такая картина здесь уже давно.

6. Кроме действующего транспорта, вспомним и про почётного ветерана. Возле здания вокзала стоит паровоз-памятник серии Эр с вагоном и гидроколонкой. Внутри вагона, кстати, есть небольшой музей, но я его, к сожалению, не посетил, поскольку в момент моего прихода не было смотрителя.

7. К югу от станции находится та самая Медвежья гора, давшая ей название, — покрытая лесом скалистая сопка, которую огибает железная дорога вдоль берега Онежского озера. Топоним этот существует давно, и является калькой с карельского Karhumägi. Медвежьегорск получил существующее “городское” название вместе со статусом города, а станция называется Медвежьей Горой по-прежнему (железная дорога, как известно, консервативна). Впрочем, её сокращённое название Медгора зачастую в обиходе применяется по отношению к самому городу.

На Медвежьей горе, кстати, находится интересная достопримечательность — оборонительные сооружения времён Великой Отечественной войны, построенные финнами во время оккупации Медвежьегорска. Но об этом месте будет отдельный пост.

8. От вокзала направимся в город. Вот Привокзальная площадь со стоянкой таксистов. Правее кадра находится маленькая автостанция и несколько магазинов.

9. Прямо от вокзала уходит улица Кирова. Народу на улицах пасмурным сентябрьским утром было не много, и я погружался в сонную атмосферу северной провинции. Карельские малые города ­выглядят тихими и спокойными.

10. От железной дороги 1916 года в Медвежьегорске сохранился не только оригинальный вокзал, но и несколько домов железнодорожных рабочих поблизости от него. Это узнаваемые дома типового проекта, разработанного именно для Мурманской магистрали: точно такие же я видел даже на заполярной станции Имандра.

11. А это уже советские дома. Вероятно, где-то 1930-х годов постройки.

Читайте также:  Почему волки не поворачивают голову

12. В соседстве с пятиэтажками:

13. Пройдя квартал от вокзала, выхожу на улицу Советскую — главную магистраль города. В кадр попала школа, в которую в этот утренний час шли ученики разных возрастов.

14. Напротив школы (она видна на заднем плане) — парк Воинской Славы и братская могила красноармейцев, погибших в боях за город.

В военной истории страны Медвежьегорск отметился ещё в первые годы своего существования, когда был лишь пристанционным рабочим посёлком. В гражданскую войну здесь были бои Красной армии с британскими интервентами, которые занимали значительную часть Карелии, включая Медгору, в 1919-20 годах. А уже в Великую Отечественную город был оккупирован союзными немцам финскими войсками с 5 декабря 1941 по 23 июня 1944 года. Во время оккупации здесь действовал концлагерь для советских военнопленных. Первую попытку наступления в Карелии советские войска предприняли ещё в январе 1942 года, но она, известная как Медвежьегорская наступательная операция, оказалась неудачной.

15. Кинотеатр “Дружба” типового проекта рядом с мемориалом. Судя по виду, уже не действующий.

16. Идём дальше. Советская улица ведёт в сторону центра города.

Сегодняшний Медвежьегорск — городок с населением 14 тысяч жителей (на момент распада СССР было 20 тысяч). В постсоветские годы он, как и большинство карельских райцентров, к сожалению, пребывает в упадке. Уже почти десять лет, как не действует лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, который был в городе самым крупным предприятием. Основным работодателем остаётся железная дорога: благо, хотя бы станция здесь крупная. В этом отношении ситуация напоминает Беломорск.

18. А вот пятиэтажные дома 75-й серии, по которым легко узнаётся Карелия.

20. А дальше я перехожу по мосту через реку Кумсу, которая рядом впадает в Онежское озеро.

21. . и за ней начинается центр города, который в Медвежьегорске довольно чётко выражен. Советская улица переходит в улицу Дзержинского.

Осевая магистраль города пересекает здесь улицу Карла Либкнехта, которая играет роль главного автодорожного выезда из города: уходя дальше на северо-запад, она в итоге приводит к развязке с трассой “Кола” (Петербург – Мурманск). Этим маршрутом я на следующий день уезжал на автобусе в сторону Петрозаводска.

22. Этот главный медвежьегорский перекрёсток образует небольшую площадь с множеством магазинов. Ещё запоминается здесь гостиница “Онежская” с, видимо, советской вывеской. В интернете о ней много отзывов, среди которых я не видел ни одного положительного. Впрочем, сам я ночевал не в ней, поэтому ничего сказать не могу.

23. У этого же перекрёстка есть деревянный Символ города. Куда же без него?

24. А вот эта вывеска на торце пятиэтажки — наверное, родом из девяностых.

25. А ещё по соседству есть пешеходный деревянный мостик через Кумсу. Интересный, но, увы, ветшающий. Скорее всего, ему стоять осталось недолго.

26. Идём дальше по Дзержинского. Центр Медвежьегорска запомнился советскими домами ярко-жёлтого цвета. В этой части город довольно ухоженный. А в целом облик у города типичный для Карелии: мне здесь вспоминались то Питкяранта, то Суоярви, то Олонец, то Беломорск.

27. А на улице Горького мне вспомнилось одно из мест в Петрозаводске.

28. На второстепенных улицах и во дворах с благоустройством уже заметно хуже. Хотя свой уют есть и в таких местах.

Жизнь в городе неторопливая, люди приятные и спокойные. В Медвежьегорском районе я посетил пока что только сам райцентр, а также бывший уездный город, а ныне посёлок Повенец. У Медвежьегорска есть даже свой пригород — посёлок Пиндуши с лесокомбинатом (который, в отличие от Медвежьегорского, действует). Есть и интересные места в районе, которые я ещё планирую посетить. Особенно выделяются два небольших края: Заонежье к югу от города, на вдающемся в Онежское озеро полуострове, изрезанном длинными заливами, а также Сегозерье на северо-западе района — глухие места с лесами и деревнями вдоль побережья Сегозера.

29. Но вернёмся на главную улицу Дзержинского. Это — школа № 3, здание, видимо, ещё довоенное.

30. А это площадь Кирова. И, наверное, самое примечательное здание города, очень нетипичное для городов такого размера — гостиница Беломорканала, построенная в 1930-е годы (когда Медгора ещё не стала городом). Собственно, Беломорско-Балтийский канал начинается из Онежского озера возле посёлка Повенец в 25 километрах к востоку отсюда, и именно Медвежья Гора была базой стройки. Здесь находилось управление Беломорско-Балтийского ИТЛ (Белбалтлага), и отсюда шло руководство строительством. Здание выглядит мрачно — даром, что это была лишь гостиница; впечатление усиливает широко известная история этой стройки. Сейчас, похоже, здание частично пустует, частично занято краеведческим музеем, а также разными магазинами.

31. Возле бывшей гостиницы установлен памятник Кирову, идентичный памятнику в Петрозаводске. Памятника Ленину в Медгоре почему-то нет, как и в Беломорске.

32. Рядом ещё есть якорь на постаменте:

33. Площадь Кирова, хоть и просторная, не выглядит каким-то городским центром притяжения. Народу на ней мало, а из каких-либо заведений запомнился только ларёк “Пудожский хлеб” (где, кстати, продают вкусные карельские калитки). Ещё на площади находится районный дом культуры.

34. Рядом с ним — танк Т-34 на постаменте. Ещё один памятник освободителям города в Великой Отечественной войне. Установлен в 1969 году, в честь 25-летия освобождения.

35. Чуть дальше площади Кирова находится управление Беломорско-Балтийского канала. Оно и сейчас размещается в Медвежьегорске, несмотря на то, что сам канал через город не проходит.

36. Прилегающие пятиэтажные кварталы с тихими дворами. Железные фонарные столбы, как в этом кадре, почему-то есть почти в каждом карельском городе.

37. А вот и Онежское озеро. К нему город выходит дворами и маленькими улочками. Пейзаж озера в тот день был предельно минималистичным.

38. Но также на его берег можно выйти через городской парк.

39. Здесь даже есть песчаный пляж и небольшая прибрежная зона отдыха. В этом кадре хорошо видна самая северная точка Онежского озера: вот она, прямо тут, где береговая линия поворачивает направо. Антипод этого места, то есть самая южная точка, находится в Вытегорском районе Вологодской области, недалеко от села Ошта. По прямой дотуда 235 километров.

Если посмотреть на карту, то северная половина Онежского озера выглядит довольно причудливо. Собственно, основная его часть на севере вытянутая и узкая, но особенно интересно выглядит множество совсем узких и длинных заливов, изрезающих северо-западное побережье.

40. Вот таким я увидел Онего в Медвежьегорске. В тот день здесь был полный штиль (складки на переднем плане — это не рябь на воде, а песчаное дно), а вода, несмотря на конец сентября, была ещё не холодной (я пробовал рукой).

41. Песчаный берег украшают крепкие сосны:

42. Улицы поблизости от городского парка застроены в основном частным сектором.

43. Как и везде в Карелии, немало барачных двухэтажек. Но они постепенно расселяются. Новые дома для их жителей я видел ближе к окраине, когда уже уезжал из города, но не заснял.

44. Дворы этих домов выглядят примерно так:

45. Это снова главная улица города; здесь она уже меняет название с Дзержинского на Ленина. В кадре — вид обратно, в сторону центра. Можно разглядеть обнесённую колючей проволокой тюремную больницу. Кстати, людей в камуфляжной форме ФСИН в городе иногда можно увидеть (порой в качестве обычных прохожих). И наверное, по уровню зарплат это местная элита (возможно, наряду с машинистами в депо).

46. Улица Ленина дальше переходит в Повенецкую, а затем и покидает город в виде автодороги на Пиндуши, Повенец и дальше на Пудож, откуда можно ехать дальше на восток в Архангельскую область — в Каргополь и Няндому.

47. Потом город заканчивается, и в свои права вступает природа. Город окружён сосновыми борами, растущими на каменистой почве среди валунов. Очень типичный для Карелии пейзаж.

На фотографиях можно увидеть присутствие рельефа. Это и сама Медвежья гора, и другие лесистые холмы, мелькающие вдалеке в городском пейзаже. Вдоль северного побережья Онежского озера местность действительно холмистая. Неподалёку от города проходит гряда Масельга — водораздел Балтийского и Белого морей. Северо-запад Медвежьегорского района (упомянутое Сегозерье) находится уже в бассейне Белого моря.

49. Немного пройдя через лес, я вышел к железной дороге. Это всё та же Мурманская магистраль. Вернее, не совсем. Здесь, на коротком участке за Медвежьегорском, она разделяется на две ветки. Причина в том, что изначально путь на этом перегоне был извилистым из-за большого уклона (начинается подъём на вышеупомянутую Масельгу), а потом, когда локомотивы стали мощнее, его спрямили, сократив на несколько километров, но старый путь оставили для грузового движения. И в кадре именно он.

52. Некоторые деревья выделяются причудливой формой:

53. Ну а вот и главный магистральный ход, по которому идут пассажирские поезда на Мурманск. Он двухпутный. Я тут провёл несколько минут, надеясь запечатлеть какой-нибудь поезд, но ничего не ехало.

Так, дойдя до северо-востока города, и даже выйдя за его черту, я пошёл обратно в центр (на самом деле, часть представленных выше снимков сделана уже на обратном пути), отобедал в кафе в центре, а затем направился на саму Медвежью гору с её наследием войны. Про неё саму я расскажу уже в другой раз, но на пути к ней я немного осмотрел залинейную часть Медвежьегорска, то есть ту, которая за железной дорогой. От вокзала туда ведёт длинный пешеходный мост.

Читайте также:  Какую власть называют четвертой почему

54. Состоит эта часть города почти целиком из частного сектора. В кадре видно, как улица поднимается на склон Медвежьей горы. Но в итоге она проходит мимо неё.

55. На улице Первомайской неожиданно нашёлся квартал сталинских домов. Как оказалось, это бывший военный городок.

56. Ещё одна медвежья скульптура в городе, уже ветхая и побитая. На сей раз это медведица с медвежатами.

57. И среди чьих-то вполне жилых и ухоженных домов стоят руины бывшей военной части. Она была расформирована в 1990-е годы.

58. А дальше снова карельский лес. И грунтовая дорога.

Как уже сказано, на Медвежьей горе сохранился интересный памятник военной истории — укреплённый узел “Кархумяки”, оборонительные сооружения финских войск, построенные в 1941-44 годах. Именно туда и отправимся в следующий раз. Там же будут виды на город с горы.

источник

Медвежьегорск

Не так много в России мест, где посмотришь – и сразу поймёшь, почему оно так называется. Всё-таки словообразование (и топонимообразование) у нас сложное, непрямое, и история запутанная – это вам не Китай, где всё просто, объяснимо, понятно (Пекин – “Северная Столица”, Нанкин – “Южная Столица”, Шанхай – “Надморск”).
Но Медвежьегорск – счастливое исключение. Едешь ты на поезде – как правило, с юга; лес становится всё гуще и достигает какой-то кульминации, после бесконечной равнины начинаются холмы, почти сопки.
Железная дорога петляет – что необычно для нашей страны, где привыкли строить такие объекты по прямой начальственной линейки.
И вдруг по правую руку лес и холмы пропадают, открывается залив, вдоль которого не видно берегов, а слева – долина, окружённая лесистыми сопками.
“Медвежья Гора” – написано на красивом деревянном вокзале, и ты ещё раз посмотрев налево, думаешь “и правда ведь, гора, и наверняка же там есть медведи”.

Как и почти все города Восточной Карелии, город Медвежьегорск обязан своим возникновением железной дороге. Обязан абсолютно: до строительства станции Медвежья Гора в 1916 году здесь не было даже деревни.
Хотя расположение совершенно козырное: конец Повенецкого залива, крайняя северо-западная точка Онежского озера.
До постройки железной дороги и появления пристанционного посёлка центром этого района был Повенец, расположенный несколько восточнее на древнем водно-волоковом пути в Белое море (“Осударева дорога”).

Но даже строительство Беломорканала в 1930-е, второй инфраструктурный проект, вдохнувший жизнь в эти края, способствовал возвыению в первую очередь Медвежьегорска: железнодорожные пути уже были важнее, чем водные.

И в Повенце – шлюзы и лагеря, а в Медвежьей Горе – управление Беломорканала; его здание грандиозно даже для регионального центра, а в 1934 году, подозреваю, это было самое большое здание Карелии.

И уже в 1938 году посёлок Медвежья Гора стал городом Медвежьегорск, став одним из трёх карельских городов, возникших во время первых пятилеток (вместе с Беломорском и Кондопогой).
Целлюлозно-бумажное производство современного типа на Севере тогда уже появлялось, но его объёмы явно уступали объёмам строительства Беломорканала и объёмам заключённых, проходивших через местные лагеря.
Так что Медвежьегорск очень быстро рост, уже к концу 1930-х годов тут проживало более 10 тысяч человек – то есть сравнимо с современным показателем; тогда это был 4-й город Карелии, лишь незначительно уступавший старинной Кеми.
Как и вся южная и центральная Карелия, Медвежьегорск был оккупирован финнами в 1941-1944 годах; линия фронта проходила по каналу и, как результат, после войны его пришлось восстанавливать.
В последующие десятилетия развитие Медвежьегорска замедлилось: после достройки канала и упразднения лагерей не нашлось драйвера роста сравнимой мощности.
Город жил – и живёт – тем же, чем большая часть северных городов – лесом и железной дорогой. Ещё есть порт на Онежском озере, но в последние десятилетия, подозреваю, он имеет исчезающе малое значение; ещё тут вроде как сохранилась молочная промышленность.
И Медвежьегорск в постсоветское время опустел довольно значительно, но не катастрофически: -28% населения с 1989 года – это лишь чуть хуже среднего северного показателя; соседний Беломорск обезлюдел в гораздо большей степени.
В итоге, сейчас медвежьегорцев всего 14 тысяч; впрочем, темпы снижения населения замедлились, и сейчас город теряет около 100 человек ежегодно.

В последних десятилетий XX века Медвежьегорск из водно-железнодорожного транспортного узла стал ещё и узлом автомобильных дорог. Трасса “Кола”, прошедшая в нескольких километрах западнее города, была дополнена альтернативным путём на юг – дорогой на Вологду, которая обходит Онежское озеро с востока. По этой же дороге можно выехать в Каргополь и вообще на восток Севера (Архангельская область, Коми).
Здание Управления Беломорканала – и сейчас главная городская достопримечательность.

Массивная постройка 1934 года в стиле постконструктивизма занимает своим фасадом значительную часть главной площади Кирова – тоже огромной для районного центра.

Киров тут опять главный, как и в Мурманской области.

На Севере этот деятель порой конкурирует с Лениным за звание “самого топонимически увековеченного коммунистического вождя”.

Кроме памятника Кирову, на площади можно найти танк, доску почёта и некий звездообразный артефакт:

Интересно, что эта площадь, фактически, представляет собой “новый центр”: она стала планироваться и застраиваться в 1930-е на отшибе, на окраине города, но центр Медвежьегорска сюда так и не переместился, оставшись рядом с вокзалом, где-то в километре юго-западнее.

А площадь Кирова – практически на выезде из города в сторону Повенца и Пудожа.
Такую полицентричность и градостроительную политику скорее тоже совсем не ожидаешь увидеть в городке такого размера.

Тем не менее, все основные городские учреждения расположены на площади Кирова – и почти все в бывшем Управлении Беломорканала (городская администрация, краеведческий музей).

О канальном прошлом напоминают вот такие якоря на постаментах:

Напротив Управления – городской дом культуры; похож на постройку 1950-х годов, отремонтированную под корень.

Как и в Сегеже, главная площадь пустовата; Медвежьегорск вообще не производит впечатление оживлённого места, но пульс городской жизни всё-таки бьётся, опять-таки, поближе к железнодорожному вокзалу.

Город вытянут на 4 километра вдоль Онежского озера, и вся его сердцевина – между железной дорогой и озером, вокзалом и площадью Кирова – это городская, капитальная, многоквартирная застройка.

Но всё остальное, а это полгорода – частный сектор; малоэтажных домов при движении на юг становится больше с каждой сотней километров.

Пространство между ансамблем площади Кирова и “старым центром” застроено в основном позднесоветскими домами.

Так что, вероятно, в трудные времена строительства Беломорканала здесь либо были пустыри, либо бараки и другие деревянные дома.

Последних, к слову, в Медвежьегорске удивительно мало для этих широт, из-за чего город кажется неожиданно цивильным.

Есть дома без балконов, как где-нибудь в Кировске – веет Арктикой.

Главная артерия Медвежьегорска, проходящая через оба центра, параллельно озерному берегу на восточном въезде – улица Ленина, после площади Кирова она трансформируется в улицу Дзержинского, а ближе к вокзалу – в Советскую улицу.

“Старый” и новый” центр разделены речкой Кумсой.

А ближе к восточной окраине Медвежьегорска протекает Вичка; вдоль обеих рек – зелёные зоны разной степени обустроенности.

Вообще, в городе на 14 тысяч человек порядочно парков, из которых как минимум два официальный (центральный и Железнодорожников).
Вдоль Кумсы кое-где остались совсем уж исторические фрагменты – думаю, современники строительства железной дороги:

Она впадает в Онежское озеро как в море:

Вообще, озеро, с его ширью, серым небом и песчаным пляжем – показалось мне исключительно мореподобным.

Не Байкал, конечно, но точно не хуже Ладожского.

Только вода какая-то чересчур спокойная.

“Исторический центр” Медвежьегорска тих и уютен – не так тих, как площадь Кирова, но заметно уютнее.

Из учреждений здесь только районна администрация и кинотеатр “Дружба” (не работает):

Послевоенные двух- и трёхэтажные домики.

Композиционный центр – сквер Воинской Славы:

И вот железнодорожный вокзал – как водится, рядом с автовокзалом.

Автовокзал откровенно второстепенен – хотя, подозреваю, через него попадает в Медвежьегорск всё больше народу.

Старое деревянное здание железнодорожного вокзала не так потрясает, как здание Управления Беломорканала, но оно во многом красивее.

В России деревянные исторические здания сохраняются особенно плохо – тем более если они в ведении РЖД, чьё узбекистанское отношение к памятникам старины давно известно.
А вокзал Медвежьей Горы не просто деревянный; он изящен и даже устремлён вверх.

Честно говоря, на Мурманской магистрали больше не припомню деревянных вокзалов (если не считать Кандалакши) – они в основном либо неоклассицистические 1940-х – 1950-х годов (Петрозаводск), либо совсем уж страшные позднесоветские коробки (Кемь).
В Медвежьегорске останавливаются все проходящие пассажирские поезда дальнего следования.
И с электричками получше, чем севернее, где после 14 года их почти не осталось: с Медвежьей Горы начинается зона их ежедневного движения. На Петрозаводск пригородный поезд уходит ежедневно, а иногда даже дважды в день.
Но товарных, конечно, больше всего:

источник

Adblock
detector