Меню

Почему медведев ушел в отставку

Отставка Медведева 2019: хроника отстранения от власти

Отставка Медведева 2019: последние новости сегодня – хроника отстранения от власти российского премьера и то, как в России протекают протесты против его правления.

Это очередная эпохальная летопись, посвященная отставке Медведева. Данного события ждут миллионы россиян, поэтому статья будет постоянно обновляться по мере поступления новой информации.

Материал основывается исключительно на реальной информации, отражает настроения общества, и преследует одну лишь цель – зафиксировать свежие перемены в истории России, проанализировать ситуацию и определить ее последствия.

Последние новости

Осень 2019. Протестные настроения схлынули. Об отставке премьера заявляют отдельные политологи вроде Николая Платошкина, но пик негатива на этот год пройден. Людям дали выпустить пар на митингах, пока на этом все. Кремлёвские пропагандисты получили новую установку – говорить, что Путин не увольняет Медведева, так как не хочет поддаваться давлению оппозиции. Между тем, появились слухи, что Медведева переведут на должность главы “Газпрома”.

Сентябрь 2019. Тема отставки Медведева продолжает вяло подниматься КПРФ, с требованием выступают жители отдельных городов, экономисты, политологи. Премьер продолжает спокойно трудиться на своем посту.

Август 2019. Протестный акцент немного сменился на фоне антимусорных митингов и грядущих местных выборов. Медведева стали меньше выделять в отдельный сегмент и упоминать в качестве главного виновника российского кризиса.

Июль 2019. Несмотря низкий рейтинг и большое количество митингов, Медведев остается у власти. В настоящее время все ждут отчета Кудрина, который, как ожидается, нанесет еще один удар по правительству и положению самого нынешнего премьера.

Июнь 2019. Все больше экспертов говорят о замене Медведева Собяниным. Высокий рейтинг московского градоначальника является наибольшим среди представителей “Единой России”.

Предпосылки для отставки

Согласно данным ВЦИОМ рейтинг доверия Медведева к началу 2019 года составляет всего 8,3%. По рейтингу ФОМ – всего 6%. По результатам опроса «Левады-Центра» недовольство действиями Правительства России, которое возглавляет Дмитрий Анатольевич, выразили 62% респондентов.

В 2016 году был инициирован сбор подписей за отставку Медведева. Компания планировала собрать 200000 подписей, однако, в рекордные сроки количество подписавших достигло почти 300 тысяч (после чего инициативу закрыли).

В 2017 году вышел фильм Фонда борьбы с коррупцией «Он вам не Димон», рассказывающий о фактах коррупции российского премьера через благотворительные организации, своих однокурсников и родственников. Фильм собрал 27 миллионов просмотров на Ютубе и почти миллион лайков.

После размещения фильма по всей стране прошли многотысячные акции протеста, около 1800 человек было задержано.

Большая часть протестующих обвиняет премьер-министра в коррупции, доведении экономики России до состояния нищеты, повышении пенсионного возраста и ужесточении налоговой нагрузки.

Фраза Д. А. Медведева «Денег нет, но вы держитесь, хорошего вам настроения», а также пожелание учителям «идти в бизнес» вызвали в народе настоящую волну негодования. Людей крепко обидело, что им уже даже не обещают улучшения ситуации.

Исходя из рейтинга и результата опросов, большая часть россиян желает отставки Медведева со своего поста.

Как менялся рейтинг Медведева

Динамика рейтинга Дмитрия Медведева за 10 лет составлялась на основе усредненных данных «Левады-Центра» и ВЦИОМ.

Таблица рейтинга по годам:

Наибольшие взлеты одобрения деятельностью Дмитрия Медведева пришлись на годы ведения боевых действий. В 2008 году Медведев прославился своей активной позицией и решительным введением войск в Грузию. Геополитические победы для россиян всегда играли знаковую роль, что видно и по рейтингу Путина.

Во время введения войск в Украину в 2014 году одобрение действиями правительства Медведева достигло второго своего пика.

Падение рейтинга Медведева традиционно приходилось на крупные коррупционные скандалы. В 2012-2013 годах тому послужило судебное разбирательство с воровством в Министерстве обороны с оправданием основных фигурантов.

В 2017-2018 году падение рейтинга тоже спровоцировал скандал на фоне фильма «Он вам не Димон». Кроме того, из-за иностранных санкций значительно ухудшилась экономическая обстановка в стране, а все обещания по поводу импортозамещения оказались надувательством.

Окончательного дна рейтинг Медведева достиг к концу 2018 года. По данным ВЦИОМ в сентябре он опустился до 7,3%.

В начале 2019 года рейтинг Медведева по данным ФОМ составил 6%.

Когда произойдет отставка Медведева

За годы своего президентства Путин стабильно покрывает членов своей команды. Учитывая, что структура российской олигархии прочно держится на безграничной любви президента, своего премьера он принесет в жертву только в крайнем случае. И даже в этом случае подарит ему другую хлебную должность.

Как, например, Усманову, Рогозину, Сердюкову или Козаку. Тот же Чубайс, имея сверхотрицательный рейтинг, при Путине не голодал.

Рост недовольства к премьеру и председателю «Единой России» выгоден Путину. Детальное изучение поведения аудитории показывает, что общество списывает на Медведева все промахи путинской политики.

Формула «царь хороший – бояре плохие» подтверждается относительной устойчивостью рейтинга самого президента. Таким образом, всем известный дуэт является беспроигрышным методом политтехнологии. А после провала «Единой России» на местных выборах, власти начнут предпринимать ребрендинг, и, с большой долей вероятности, Медведева в ближайшее время представят перед россиянами в новом образе. Вместо «плюшевого либерала» на сцену взойдет «жесткий реформатор».

Однако, экономика при действующей олигархической системе, основанная на воровстве госзакупок из нефтяных денег, обречена на провал. Ее добьют санкциями, она нежизнеспособна сама по себе.

Медведев будет отстранен от власти вместе с Путиным, либо принесен им в жертву в ближайшие 5-7 лет. Так что отставка – дело неизбежное.

К чему приведет отставка Медведева

Если Путин все же рискнет убрать Медведева с поста премьера, то ситуация в стране практически не поменяется. Да, будут предприняты какие-то реформы, начнется череда обещаний и пиара, но хватит ее не более, чем на 1-2 года. Путинской команде в стране верят все меньше, это видно по общим настроениям, результатам региональных выборов, да и по тем же рейтингам Единой России. Если поменять нынешнего премьера на какого-нибудь Шойгу или Собянина, никакого роста экономики не начнется. Просто потому, что все потенциальные преемники – точно такие же люди системы.

Если отставка Медведева совпадет с отстранением Путина, то с высокой долей вероятности народ снова проголосует за очередного красного царька, пусть и с меньшими коррупционными амбициями, но с более авторитарной властью.

Согласно соцопросам, вместо цивилизованного парламентского правления по европейской схеме, россияне сейчас ждут новоявленного Сталина, который будет сажать (а еще лучше расстреливать) коррупционеров (и врагов народа), развивать военную машину и расширять границы. Это может дать короткий экономический рывок, но тотальное закручивание гаек подействует на другие сферы, что приведет к еще большему упадку и кризису.

Олигархии, как и наивным россиянам, тоже выгоден авторитарный царек. Система “власть-олигархи” выстроена очень прочно, в их руках – полиция, Росгвардия, система госбезопасности, деньги. Новый царь будет охранять олигархов точно так же, как и старый.

С другой стороны, этот новоизбранный Сталин будет последним русским диктатором. Дальше настанет время прозападных политиков вроде Навального. К этому времени он, конечно, уже выйдет из тюрьмы постаревший и седой, и 40-летние школьники подведут его к присяге под руки. Навальный поедет в открытой машине по засыпанным цветами улицам в свою скромную квартиру на окраине Москвы.

Конституция России снова станет главным и нерушимым законом в стране. Коррупция исчезнет вовсе не из-за карательных мер, а благодаря росту общественного самосознания. В школах начнут учить как посредством дрона или миниатюрной камеры заснять вороватого чиновника.

Юмор юмором, но без широкой парламентской власти, без многопартийности, конкуренции и гласности Россию не поменять. Только взаимный контроль и слив компромата может заставить чиновников отказаться от воровства, а олигархов – от соблазна лезть в государственные дела.

Так что отставку Медведева следует воспринимать как маленький шаг к большим переменам в будущем, но с большой отсрочкой. А в том, что она будет – можно не сомневаться.

источник

Почему Медведев отправил в отставку главу Росгидромета

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев решил освободить от должности главу Росгидромета Максима Яковенко. Это следует из распоряжения, опубликованного на сайте кабмина.

«Освободить Яковенко Максима Евгеньевича от должности руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», — указано в документе.

Яковенко занимал пост главы ведомства на протяжении двух лет – с сентября 2017 года. За три года до этого он был назначен заместителем руководителя Росгидромета. Изначально об отставке Яковенко в телеграм-канале «Политджойстик» сообщил политолог Марат Баширов. Тем не менее сам глава ведомства буквально за час до публикации официального распоряжения о его отставке опроверг эту информацию в разговоре с РБК.

«Впервые слышу. Я никуда не собираюсь, как работал, так и работаю», — заявил он.

Ранее, в середине сентября, телеграм-канал «Зеленый змий» предсказывал скорую отставку Яковенко. Источники канала утверждали, что серьезные претензии к Яковенко возникли у МЧС – они были озвучены на совещании по вопросу «О ликвидации последствий паводка на территории Дальневосточного федерального округа». В частности, глава министерства Евгений Зиничев доложил президенту РФ Владимиру Путину, что глобальных последствий катастрофы можно было избежать, если бы Росгидромет вовремя предоставил информацию о прогнозе погоды.

В результате по итогам совещания президент утвердил перечень поручений Росгидромету: ведомство обязали предоставить МЧС постоянный доступ к информации и ресурсам в рамках единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС. Кроме того, была также введена ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление информации, необходимой для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

О необходимости реорганизации работы Росгидромета, функционирующего под контролем Минприроды РФ, в начале сентября говорил и министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин.

«Нам предстоит увеличить количество стационарных постов метеонаблюдения, больше работать на предотвращение и опережение, на прогноз», — заявил министр.

Читайте также:  Почему мой аккаунт заблокирован вконтакте

Отметим, что предшественник Яковенко на посту главы Росгидромета Александр Фролов был вынужден уйти в отставку в сентябре 2017 года – его работу также раскритиковали силовые ведомства.

По версии газеты «Коммерсант», причиной увольнения Фролова стало письмо Генпрокуратуры РФ на имя главы Минприроды Сергея Донского. В нем были выдвинуты претензии в адрес неверного прогноза Росгидромета, который, по версии правоохранителей, привел к «катастрофическим последствиям» от урагана в Москве в конце мая 2017 года. Тогда во время стихийного бедствия погибли 18 человек, более 170 пострадали.

После урагана вопросы к Росгидромету возникли и у МЧС: в ведомстве предложили выписывать синоптикам штрафы за неверный прогноз погоды.

«Пора выработать алгоритм экономической ответственности территориальных подразделений Росгидромета за неподтвержденный прогноз погоды, — заявил глава министерства Владимир Пучков. — Именно экономический механизм ответственности конкретных должностных лиц, которые готовят прогноз погоды, должен работать в этой сфере».

Согласно информации на официальном сайте Росгидромета, данная федеральная служба оказывает государственные услуги в области гидрометеорологии, а также отслеживает состояние окружающей среды.

«Принципиальным для деятельности Росгидромета является обеспечение права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации», — говорится на сайте ведомства.

Свою деятельность федеральная служба осуществляет через территориальные органы. В составе Росгидромета также работают 17 научно-исследовательских институтов, два из них имеют статус Государственного научного центра (Гидрометцентр России и Арктический и антарктический научно-исследовательский институт).

источник

Федор Крашенинников: Почему не отправляют в отставку непопулярное правительство Медведева

Правительство все больше похоже на старый, плохо работающий и безнадежно забитый грязью фильтр, который не меняют за неимением нового

Публикация данных социологических опросов, которые свидетельствуют о желании большинства граждан России сменить правительство, едва ли могут удивить. Правительство в России всегда было малопопулярно. Что касается последних лет, то временами негативные эмоции населения целенаправленно отвлекали на правительство и лично Дмитрия Медведвева, так что ничего удивительного в его низких рейтингах нет.

В чем же оригинальна нынешняя ситуация?

Оригинальность в неуправляемости происходящего. Правительство Медведева так очевидно непопулярно, что хорошо бы его уже сменить, и это ставит Владимира Путина в неловкое положение: уволить правительство — значит поддаться давлению, не увольнять — значит солидаризироваться с ним, усиливая тем самым недоверие и к себе лично. И то и другое неприятно и чревато проблемами в будущем. Тем не менее, пока Медведев сохраняет свой пост и, возможно, эта ситуация изменится еще не скоро.

Правительство Медведева

Правительство Медведева было непопулярно еще до президентских выборов и одно из ожиданий даже вполне лояльной части населения от них заключалось в смене правительства. Но по внутриаппаратным или личным причинам Путин решил оставить Медведева и после выборов, что, как кажется, и изменило всю ситуацию.

Несколько лет граждан России приучали к мысли, что все хорошее — от президента, а все плохое — от правительства, в котором «засели либералы». И вдруг после выборов Путин переназначает Медведева и почти весь кабинет, демонстрируя свое доверие к структуре и персоналиям, которые у населения не вызывают никакого доверия и не пользуются никакой популярностью.

Вполне возможно, что в Кремле даже и не задумались, насколько сильно это было «против шерсти», против общественных настроений. Впрочем, чему удивляться, если Силуанов публично признается, что не думал, насколько сложным окажется обсуждение «пенсионной реформы»? Похоже, за годы сверхпопулярности Путина и российской власти в его лице, чиновники окончательно перестали обращать внимание на такие мелочи, как общественные ожидания и запросы.

Повышение пенсионного возраста, называемое в официозных кругах «пенсионной реформой» — это важнейший этап в отношениях власти и общества за последние годы и его истинное значение мы поймем позже. Казалось бы, вот зачем Путину было нужно сохранять после своего переизбрания это непопулярное правительство: чтоб обвинить его в непопулярной реформе и наконец отправить в отставку, вызвав этим хоть какой-то подъем энтузиазма и добрых ожиданий у россиян. И вроде бы к этому дело и шло: всё лето партии думской оппозиции дружно ругали правительство и обещали избирателям, что президент не допустит повышения пенсионного возраста, разберется и накажет тех, кто осмелился так обидеть народ.

Но развязка была действительно неожиданной: второй раз меньше чем за год Путин вышел из-за кулис и фактически взял на себя ответственность за все происходящее, поддержав Белый дом. Естественно, единение с непопулярным кабинетом министров в итоге отразилось на рейтингах президента: популярный в среде радикальных критиков власти тезис о том, что разницы между президентом и правительством нет и это одна компания, стал распространяться в значительно более широких кругах, усиливаемый обидой за очевидное предательство — для того ли миллионы людей, добровольно ли или принудительно, пришли в марте на избирательные участки и поддержали Путина, чтоб он потом с ними так поступил?

Вынужденная несменяемость

Почему Путин не может просто взять и отправить в отставку правительство Медведева?

На самом деле, причин тому очень много, но все они лежат за пределами публичной политики.

Начать надо с того, что по понятиям нашей элиты ни Медведева ни других министров нельзя просто так взять и уволить. Это рядового человека в любой момент можно так или иначе, но выставить на мороз в чем мать родила и ничуть не беспокоиться, как он дальше будет жить. Не так с чиновниками: их всех надо пристроить, причем — на хорошие должности.

Особенно сложно пристроить куда-то заслуженного соратника и бывшего президента Медведева. Под него сначала надо сконструировать значимый и солидный пост и только потом убирать его с правительства. Министрам и вице-премьерам тоже надо что-то предложить, а все популярные «кормушки» уже распределены между нужными людьми и организовать хотя бы десять престижных и доходных синекур не так-то просто.

Но гораздо острее стоит другой вопрос: кого назначить вместо?

После отставки Касьянова и до премьерства самого Путина Россия знала только один тип премьеров — технический. После возвращения Путина, уже седьмой год, что, кстати, дольше чем все годы премьерства Фрадкова и Зубкова, Россия неизменно живет при непопулярном премьере Медведеве. То есть, меняя правительство, Путину надо создать совершенно новую конфигурацию власти.

Технический глава правительства сейчас Путину совершенно не выгоден — при незаметном премьере за все плохое отвечает президент и никто больше. Сейчас бы Путину пригодился авторитетный и широко известный политик, который бы воспринимался как самостоятельная фигура, из которого потом можно было бы сделать отличного «мальчика для битья». Но, во-первых, где? Относительно известны среди населения в правительстве только Сергей Лавров и Сергей Шойгу, но ни один из них не выглядит специалистом по экономике и социальным делам, да и популярность их локализована в среде ура-патриотической общественности.

Предположим, назначение премьером Шойгу или Лаврова даже и вызовет короткий всплеск энтузиазма и ожиданий перемен, но с учетом непростых социально-экономических условий можно ожидать скорого и глубокого падения популярности нового кабинета. В итоге последние популярные фигуры в окружении Путина исчезнут и он останется один на один со всеми проблемами внутренней и внешней политики.

Во-вторых, кто бы ни был новым премьер-министром, его назначение и формирование кабинета предполагает сложнейшую систему гармонизации интересов различных групп в окружении президента. С учетом сложных взаимоотношению между кланами во власти, этот процесс может оказаться не только длительным и тяжелым, но даже и разрушительным для всей властной вертикали.

В-третьих, премьер-министр с зачатками личной популярности может оказаться слишком амбициозным и в решающий момент предпочесть спасать свою репутацию и свои перспективы, а не подставлять плечо президенту. Это, как кажется, главные препятствия на пути Сергея Собянина к высокому посту. Кроме того, в его случае возникает вопрос, кому оставить Москву. Учитывая значение столицы в жизни России, от ответа на него слишком многое зависит, а с кандидатурами у власти плохо. Достаточно посмотреть, какого тусклого чиновника ведут на пост главы Санкт-Петербурга, чтоб оценить масштаб кадрового голода внутри системы.

Отложенная жертва

Самый простой способ для президента не множить проблемы — тянуть время и ничего не менять, что собственно и происходит. Несмотря на то, что разница между президентом и правительством все менее различима, правительство все-таки берет на себя некоторое количество негатива, который в иной ситуации обрушился бы прямо на президента. Правительство сегодня — это старый, плохо работающий и безнадежно забитый грязью фильтр, который не меняют потому, что нового нет, а наличие хоть такого фильтра лучше, чем его отсутствие.

Сейчас-то, задним числом, понятно, почему радикальные перемены в правительстве не последовали сразу после выборов: после повышения пенсионного возраста любой кабинет и любой премьер были бы столь же непопулярными, и к началу 2019 года запрос на перемены был бы таким же острым, какой он и есть сейчас.

Возможно, снова и снова оставляя Медведева на высокой должности, Путин просто имеет в виду, что впереди гораздо более серьезные испытания для населения и его отношения к власти. Повышение пенсионного возраста — это далеко не последний неприятный сюрприз. В таком случае логично тянуть время и воспользоваться услугами верного Медведева по полной программе — чтоб он взял на себя по максимуму и ушел в отставку тогда, когда ситуация будет совсем уж напряженной.

Крайний шаг

Отставка правительства в нынешней ситуации — это крайний шаг, который можно делать один раз за много лет. Это ранний Путин на фоне роста своего рейтинга мог позволить себе роскошь иметь технических премьеров и менять одного на другого по мере надобности. Теряющий популярность Путин вынужден относиться к смене правительства с преувеличенной осторожностью: если сделать всё не вовремя и не угадать с кадрами, то вместо передышки он может получить совсем иное — еще более сильное обрушение собственного рейтинга на фоне разочарования людей от нового правительства, и от премьера, и от самой ситуации кадровой чехарды.

Читайте также:  Почему мы используем невербальное общение

Но даже если удастся угодить людям с новым премьером, трудно представить ситуацию, при которой экономика России вдруг пошла бы на поправку и людей охватил оптимизм. В условиях нарастания социально-экономических трудностей даже самый популярный деятель путинского окружения в считанные месяцы может оказаться еще более токсичным премьером, чем Медведев.

В отличие от первых президентских сроков, смена правительства сейчас или в обозримом будущем — это предвестие больших перемен на всех уровнях, даже если сделано все будет в попытке сохранить стабильность. За много лет фигурирования в верхних строчках табели о рангах Медведев все-таки стал одной из системообразующих фигур нынешнего режима. Поэтому его нельзя заменить безболезненно для президента, притом что и менять-то, как уже говорилось, особо не на кого: кроме бывших и действующих охранников и постаревших друзей молодости в резерве у Путина никого не осталось.

Федор Крашенинников, политолог, публицист

источник

Когда ждать отставки правительства Медведева

Около власти буквально завис круг одних и тех же лиц

16.01.2019 в 15:27, просмотров: 77224

Согласно опубликованному недавно опросу «Левада-центра», большинство россиян считает, что российское правительство не способно справиться с социально-экономическими проблемами, и потому его следует отправить в отставку. Этот же вывод подтверждают многие другие опросы, которые проводились осенью и в канун Нового года. Справедливости ради надо сказать, что и раньше наши сограждане не особо высоко оценивали работу кабмина, относясь при этом лояльно к отдельным его членам и лично к премьеру. Однако когда правительство не поменялось весной 2018 года (а этого ждали, связывая обновление кабинета с обещанным «большим прорывом») и вместо построения светлого будущего занялось непопулярными реформами, его рейтинги стремительно пошли вниз.

Да, конечно, начиная с лета–осени прошлого года население стало в принципе меньше доверять власти, но кабмин все равно воспринимается как главное зло. Когда разговариваешь с простым людом, то часто слышишь: «правительство во всем виновато, не умеет работать, гнать их надо» и другие подобные сентенции. Респонденты искренне удивляются, почему «до сих пор держат» премьера и его команду.

Люди сведущие, разумеется, понимают, что такой фокус, в основе которого лежит разделение президента и правительства, «царя и бояр», есть результат многолетней работы пропагандистской машины, которая за все, что делается в экономике и социальной сфере, возлагала и возлагает ответственность именно на кабинет министров, подчеркивая его независимость в принятии решений. Не президент определяет экономический курс, говорит телевизор, а премьер-министр и члены правительства (именно поэтому люди так ждали реакции главы государства на преобразования лета прошлого года). Это кабинет решает, как быть с ценами на топливо. Это министры виноваты во всех промахах, и именно на их совести — низкие зарплаты, рост цен и прочие социальные проблемы.

С точки зрения политических технологий такой перевод стрелок был — до последнего времени — не лишен смысла. Из-под удара выводилось высшее руководство страны, правящая элита. При этом до поры до времени не давали падать и рейтингу премьер-министра (позволяя абстрактно ругать «чиновников», «либералов», «правительство») — ведь если его уронить слишком сильно, встанет вопрос: а куда смотрит президент? Важно было, чтобы падающий премьер не утянул за собой другие политические фигуры, на которых держалась политическая стабильность.

При относительно сносной экономической конъюнктуре это работало. Однако сейчас ситуация изменилась. Правительство социологически провалилось, вслед за ним пошли вниз и все другие рейтинги. Во время опросов респонденты критикуют не только министров, но и отношение президента к экономической и социальной политике (хотя и продолжают отдавать ему должное в международных делах). Люди ждут результативных решений, им явно недостаточно Украины и Трампа — нужно изменение уровня, качества жизни, преодоление социальных разрывов. «Плохие бояре» не могут править вечно — кто-то должен в конце концов навести порядок. «Хозяину земли русской» пора вернуться на эту самую землю и во главу угла поставить внутренние, а не внешние проблемы — об этом также говорят соцопросы, в которых население связывает величие России с благосостоянием ее жителей.

Так что же, грядут отставка правительства и формирование нового, креативного и пробивного кабинета? Нет, как бы того ни хотелось простым россиянам, полагаю, в ближайшее время этого не произойдет. И причин тому несколько.

Первая. «Некем взять». Знаменитая фраза Александра I вновь актуальна. Сложившаяся за 20 лет управленческая команда лишена ярких фигур, которые могли бы эффективно заменить нынешнее руководство исполнительной власти. Это в кризисном 1998 году у Ельцина под рукой оказался Евгений Примаков, буквально вытащивший экономику из дыры. Сейчас подобные фигуры ушли: 20 лет подряд наверх выдвигались кадры совсем иной природы, и мы видим результаты их деятельности. Да и в то время Примаков и подобные ему уже смотрелись как аномалия в системе: недаром Ельцин отправил его правительство в отставку через полгода после назначения.

На замену управленцам старой, крепкой и, кстати, по-настоящему патриотической формации пришли люди, поднявшиеся в 1990-е годы. Затем выросли их дети. При внешнем лоске они, как правило, очень специфически представляют себе развитие России. И, увы, редко являются патриотами, многие вообще не хотят жить в России.

Сейчас около власти буквально завис круг одних и тех же лиц — тасуй их или не тасуй, получается, как в знаменитом квартете: те же «скрипки», только в профиль. Почти все они находятся на высоких постах годы и даже десятилетия, успели побывать в самых разных статусах — и все с одинаковым результатом. Стараясь исключить из политики ярких, сильных, независимых людей, власть в итоге столкнулась с кадровым вакуумом. Как было фигурально сказано в одном хорошем советском фильме: «Так при заике-короле и подданные стали заикаться».

Теперь, чтобы добиться коренных изменений в экономике, в развитии страны, государству нужно буквально поворачивать на 180 градусов свою кадровую политику, менять саму систему формирования элит — как когда-то этим занимались Петр Великий, Александры Первый, Второй и Третий, советские лидеры.

Вторая причина и главная: не правительство на самом деле определяет экономическую политику страны. Что бы ни говорил телевизор, реальные решения принимаются другим кругом лиц. Есть правящая элита, а правительство — это инструмент, реализующий ее волю. Конечно, в деталях министры вполне самостоятельны, но основы курса утверждаются вовсе не в кабинетах Белого дома. Если просто поменять людей, не меняя курс, то рейтинги у нового кабмина упадут ровно так же, как и у действующего, но не на кого уже будет свалить ответственность. Вот тут и зарыта собака: изменение основ экономической политики ударяет по интересам многих крупных фигур — и потому на него не идут, соответственно, максимально затягивая реформу кабинета.

Итак, по всему видно, что смена правительства сейчас только ухудшила бы политическую ситуацию, не дав при этом особого спасения системе. Как ultima ratio, она может состояться при дальнейшем сильном падении рейтингов власти, когда нужно будет выпустить пар. Пока этот момент, однако, еще не настал.

Впрочем, так ли уж эффективно будет это решение, если на него в итоге пойдут? Думаю, нет. На короткое время народ преисполнится надеждами, но, увидев «старые новые лица» либо же малоприятных мажоров из детей элиты и бизнес-топ-менеджмента, он вновь впадет во фрустрацию. Необходима не просто смена фасада — должна поменяться сама политика государства, и политику эту должна проводить новая, качественная управленческая команда.

Откуда ее можно было бы взять? Я думаю, прежде всего с мест, из регионов. В стране есть толковые губернаторы, региональные управленцы, производственники. Есть и хорошие экономисты, отраслевые специалисты. И на федеральном уровне, в министерствах, ведомствах, в Госдуме есть масса умных людей, просто им не дают ход, они не востребованы в полной мере в нынешних условиях.

Команду нужно собирать буквально по крупицам, при этом должно происходить обновление кадров на всех уровнях. Не чьи-то дети, друзья, однокурсники и приживалы должны руководить отраслями, а люди, у которых есть знания, опыт и нужные человеческие качества: честность, принципиальность, целеустремленность.

Будет ли создана такая команда в ближайшее время? Увы, думаю, нет. Я не пессимист — уверен, что в конечном итоге страна вырулит (она всегда выруливала), но для этого нужно много труда и времени. И этого точно не произойдет, пока начальники у нас подбираются по принципу личного знакомства и личных заслуг, а высшая элита не меняется, несмотря на плохое качество ее работы. Пока людей, допускающих промах за промахом, продолжают перемещать по службе, повышать и назначать на стратегически важные для страны участки.

В истории России бывали периоды, когда власть умела понять сложность ситуации и формировала сильные, профессиональные правительства. Достаточно вспомнить, например, Столыпина, который помог стране выйти из хаоса первой революции. Правда, как только все успокоилось, царь тут же начал отодвигать сильного премьера, а после его смерти и вовсе свернул реформы. Чем это закончилось — мы все помним.

Нынешняя кадровая политика напоминает принципы подбора кадров в начале прошлого века, когда Столыпин был белой вороной на фоне серой массы лояльных середнячков, «технократов» и всевозможных родственников и ставленников. Стоит ли говорить, что для государства во времена кризиса это весьма опасный путь.

Читайте также:  Почему виснет планшет не включается

Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27880 от 17 января 2019 Тэги: Отставка, Власть, Кризис, Экономика Организации: Правительство РФ Места: Россия, Украина

источник

Почему не отправляют в отставку непопулярное правительство Медведева

Правительство все больше похоже на старый, плохо работающий и безнадежно забитый грязью фильтр, который не меняют за неимением нового

Публикация данных социологических опросов, которые свидетельствуют о желании большинства граждан России сменить правительство, едва ли могут удивить. Правительство в России всегда было малопопулярно. Что касается последних лет, то временами негативные эмоции населения целенаправленно отвлекали на правительство и лично Дмитрия Медведвева, так что ничего удивительного в его низких рейтингах нет.

В чем же оригинальна нынешняя ситуация?

Оригинальность в неуправляемости происходящего. Правительство Медведева так очевидно непопулярно, что хорошо бы его уже сменить, и это ставит Владимира Путина в неловкое положение: уволить правительство — значит поддаться давлению, не увольнять — значит солидаризироваться с ним, усиливая тем самым недоверие и к себе лично. И то и другое неприятно и чревато проблемами в будущем. Тем не менее, пока Медведев сохраняет свой пост и, возможно, эта ситуация изменится еще не скоро.

Правительство Медведева было непопулярно еще до президентских выборов и одно из ожиданий даже вполне лояльной части населения от них заключалось в смене правительства. Но по внутриаппаратным или личным причинам Путин решил оставить Медведева и после выборов, что, как кажется, и изменило всю ситуацию.

Несколько лет граждан России приучали к мысли, что все хорошее — от президента, а все плохое — от правительства, в котором «засели либералы». И вдруг после выборов Путин переназначает Медведева и почти весь кабинет, демонстрируя свое доверие к структуре и персоналиям, которые у населения не вызывают никакого доверия и не пользуются никакой популярностью.

Вполне возможно, что в Кремле даже и не задумались, насколько сильно это было «против шерсти», против общественных настроений. Впрочем, чему удивляться, если Силуанов публично признается, что не думал, насколько сложным окажется обсуждение «пенсионной реформы»? Похоже, за годы сверхпопулярности Путина и российской власти в его лице, чиновники окончательно перестали обращать внимание на такие мелочи, как общественные ожидания и запросы.

Повышение пенсионного возраста, называемое в официозных кругах «пенсионной реформой» — это важнейший этап в отношениях власти и общества за последние годы и его истинное значение мы поймем позже. Казалось бы, вот зачем Путину было нужно сохранять после своего переизбрания это непопулярное правительство: чтоб обвинить его в непопулярной реформе и наконец отправить в отставку, вызвав этим хоть какой-то подъем энтузиазма и добрых ожиданий у россиян. И вроде бы к этому дело и шло: всё лето партии думской оппозиции дружно ругали правительство и обещали избирателям, что президент не допустит повышения пенсионного возраста, разберется и накажет тех, кто осмелился так обидеть народ.

Но развязка была действительно неожиданной: второй раз меньше чем за год Путин вышел из-за кулис и фактически взял на себя ответственность за все происходящее, поддержав Белый дом. Естественно, единение с непопулярным кабинетом министров в итоге отразилось на рейтингах президента: популярный в среде радикальных критиков власти тезис о том, что разницы между президентом и правительством нет и это одна компания, стал распространяться в значительно более широких кругах, усиливаемый обидой за очевидное предательство — для того ли миллионы людей, добровольно ли или принудительно, пришли в марте на избирательные участки и поддержали Путина, чтоб он потом с ними так поступил?

Почему Путин не может просто взять и отправить в отставку правительство Медведева?

На самом деле, причин тому очень много, но все они лежат за пределами публичной политики.

Начать надо с того, что по понятиям нашей элиты ни Медведева ни других министров нельзя просто так взять и уволить. Это рядового человека в любой момент можно так или иначе, но выставить на мороз в чем мать родила и ничуть не беспокоиться, как он дальше будет жить. Не так с чиновниками: их всех надо пристроить, причем — на хорошие должности.

Особенно сложно пристроить куда-то заслуженного соратника и бывшего президента Медведева. Под него сначала надо сконструировать значимый и солидный пост и только потом убирать его с правительства. Министрам и вице-премьерам тоже надо что-то предложить, а все популярные «кормушки» уже распределены между нужными людьми и организовать хотя бы десять престижных и доходных синекур не так-то просто.

Но гораздо острее стоит другой вопрос: кого назначить вместо?

После отставки Касьянова и до премьерства самого Путина Россия знала только один тип премьеров — технический. После возвращения Путина, уже седьмой год, что, кстати, дольше чем все годы премьерства Фрадкова и Зубкова, Россия неизменно живет при непопулярном премьере Медведеве. То есть, меняя правительство, Путину надо создать совершенно новую конфигурацию власти.

Технический глава правительства сейчас Путину совершенно не выгоден — при незаметном премьере за все плохое отвечает президент и никто больше. Сейчас бы Путину пригодился авторитетный и широко известный политик, который бы воспринимался как самостоятельная фигура, из которого потом можно было бы сделать отличного «мальчика для битья». Но, во-первых, где? Относительно известны среди населения в правительстве только Сергей Лавров и Сергей Шойгу, но ни один из них не выглядит специалистом по экономике и социальным делам, да и популярность их локализована в среде ура-патриотической общественности.

Предположим, назначение премьером Шойгу или Лаврова даже и вызовет короткий всплеск энтузиазма и ожиданий перемен, но с учетом непростых социально-экономических условий можно ожидать скорого и глубокого падения популярности нового кабинета. В итоге последние популярные фигуры в окружении Путина исчезнут и он останется один на один со всеми проблемами внутренней и внешней политики.

Во-вторых, кто бы ни был новым премьер-министром, его назначение и формирование кабинета предполагает сложнейшую систему гармонизации интересов различных групп в окружении президента. С учетом сложных взаимоотношению между кланами во власти, этот процесс может оказаться не только длительным и тяжелым, но даже и разрушительным для всей властной вертикали.

В-третьих, премьер-министр с зачатками личной популярности может оказаться слишком амбициозным и в решающий момент предпочесть спасать свою репутацию и свои перспективы, а не подставлять плечо президенту. Это, как кажется, главные препятствия на пути Сергея Собянина к высокому посту. Кроме того, в его случае возникает вопрос, кому оставить Москву. Учитывая значение столицы в жизни России, от ответа на него слишком многое зависит, а с кандидатурами у власти плохо. Достаточно посмотреть, какого тусклого чиновника ведут на пост главы Санкт-Петербурга, чтоб оценить масштаб кадрового голода внутри системы.

Самый простой способ для президента не множить проблемы — тянуть время и ничего не менять, что собственно и происходит. Несмотря на то, что разница между президентом и правительством все менее различима, правительство все-таки берет на себя некоторое количество негатива, который в иной ситуации обрушился бы прямо на президента. Правительство сегодня — это старый, плохо работающий и безнадежно забитый грязью фильтр, который не меняют потому, что нового нет, а наличие хоть такого фильтра лучше, чем его отсутствие.

Сейчас-то, задним числом, понятно, почему радикальные перемены в правительстве не последовали сразу после выборов: после повышения пенсионного возраста любой кабинет и любой премьер были бы столь же непопулярными, и к началу 2019 года запрос на перемены был бы таким же острым, какой он и есть сейчас.

Возможно, снова и снова оставляя Медведева на высокой должности, Путин просто имеет в виду, что впереди гораздо более серьезные испытания для населения и его отношения к власти. Повышение пенсионного возраста — это далеко не последний неприятный сюрприз. В таком случае логично тянуть время и воспользоваться услугами верного Медведева по полной программе — чтоб он взял на себя по максимуму и ушел в отставку тогда, когда ситуация будет совсем уж напряженной.

Отставка правительства в нынешней ситуации — это крайний шаг, который можно делать один раз за много лет. Это ранний Путин на фоне роста своего рейтинга мог позволить себе роскошь иметь технических премьеров и менять одного на другого по мере надобности. Теряющий популярность Путин вынужден относиться к смене правительства с преувеличенной осторожностью: если сделать всё не вовремя и не угадать с кадрами, то вместо передышки он может получить совсем иное — еще более сильное обрушение собственного рейтинга на фоне разочарования людей от нового правительства, и от премьера, и от самой ситуации кадровой чехарды.

Но даже если удастся угодить людям с новым премьером, трудно представить ситуацию, при которой экономика России вдруг пошла бы на поправку и людей охватил оптимизм. В условиях нарастания социально-экономических трудностей даже самый популярный деятель путинского окружения в считанные месяцы может оказаться еще более токсичным премьером, чем Медведев.

В отличие от первых президентских сроков, смена правительства сейчас или в обозримом будущем — это предвестие больших перемен на всех уровнях, даже если сделано все будет в попытке сохранить стабильность. За много лет фигурирования в верхних строчках табели о рангах Медведев все-таки стал одной из системообразующих фигур нынешнего режима. Поэтому его нельзя заменить безболезненно для президента, притом что и менять-то, как уже говорилось, особо не на кого: кроме бывших и действующих охранников и постаревших друзей молодости в резерве у Путина никого не осталось.

источник

Adblock
detector