Меню

Левиафан почему такое название фильма

Кто такой Левиафан?

Левиафан (с др. еврейского — «покрытое морщинами животное») — это ветхозаветное морское чудовище. В Книге Иова (Иов. 40:20–41:26) есть подробное его описание:

«Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его… круг зубов его — ужас… На рассвете, когда над поверхностью воды появляется голова Левиафана, глаза его сверкают, как лучи зари. Щитки на его спине плотно прилегают друг к другу. Эти вросшие в кожу костные пластины трудно пробить даже пулей, не говоря уже о мече или копье. Дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; острые щитки на его брюхе оставляют в грязи след, как орудие для молотьбы. В ярости он вспенивает воду, как кипящую мазь. Левиафан не знает страха — он сотворён огромным, защищён прочной бронёй, вооружён внушающей ужас пастью и мощным хвостом…» (41, 2-26)

Жена Иова и окружающие начали говорить, что его беды — свидетельство Божьего гнева. Мол, только так можно объяснить природу всех этих несчастий. Иов также мучался вопросом, за какие грехи ему ниспосланы все эти испытания, но от веры своей он не отрекался. Тогда Богдонёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», и в качестве одного из доказательств непостижимости человеком божественной сути показывает ему созданного им Левиафана — семиглавого дракона с рогами, огромными глазами и хвостом, как у бегемота. За смирение и покаяние Бог впоследствии вознаградил праведника: тот исцелился от своей болезни, ещё больше разбогател и вновь стал отцом семи сыновей и трёх дочерей.

О чём фильм «Левиафан» Звягинцева и почему он называется именно так?

Фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева назван так по двум причинам:

– Режиссёр переносит библейскую историю в современную Россию. Главный герой картины Николай (Алексей Серебряков) — это праведник Иов нашего времени, он ведёт тихую жизнь в маленьком городке близ Баренцева моря. Когда мэр-коррупционер (Роман Мадянов) пытается конфисковать почти всё имущество Николая, главный герой просит о помощи старого друга по армии, ныне уважаемого адвоката Дмитрия (Владимир Вдовиченков).

– В фильме библейский образ Левиафана используется как метафора, предложенная Томасом Гоббсом*, который сравнил с чудовищем государственную машину, поскольку и то, и другое, по его мнению, уничижает человеческую природу и уничтожает свободу.

Сам Звягинцев в интервью RFI объясняет выбор названия для фильма следующим образом:

«Для меня и для моего соавтора Олега Негина — когда формировался сценарий, когда он превращался в тот материал, который вы сейчас увидели на экране — Левиафан имеет две отсылки. Первая — это Книга Иова и финальная сцена этого сюжета, разговор Господа Бога с Иовом, когда тот предлагает ему взглянуть на Левиафана и описывает ему, что это. И вторая отсылка — к Томасу Гоббсу, к его философскому трактату, который называется «Левиафан». Это трактат о государстве, то есть государство для Гоббса — это и есть Левиафан, государство, его власть, светская власть и власть церковная. Эти аллюзии, отсылки — как это ни назовите — для нас и были главными в этом проекте. А уж далее, конечно, каждый зритель тут увидит своё и в своей интерпретации совершенно свободен», — резюмировал Звягинцев.

Упоминается в толковательной литературе ветхозаветной традиции:
Мидраш Берешит Раба: «На Левиафана указывает стих „И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их“ (Быт. 1:21) (в другом переводе „И сотворил Бог морских чудищ (таниним) по роду их“):

Танинам — это бегемот и левиафан, у которых нет пары. Это порождает толкование, относящее чудищ к мифическим непарным существам. Согласно параллельным аггадическим традициям (Вавилонский Талмуд, Бава Батра 75), Творец, сотворив чудищ мужского и женского пола, затем уничтожил женскую особь, так как размножение их могло быть губительно для сотворённого мира. Согласно другим толкователям (Реш Лакиш), женская особь существует, но процесс размножения остановлен.»

Мидраш Вайикра Рабба: «Левиафан вступит с „диким быком“ в бой, в котором погибнут оба.»

Трактат Бава Батра: «Из мяса левиафана, убитого архангелом Гавриилом, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи левиафана.»

Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём. (Пс. 103:25-103:26)

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. (Ис. 27:1)

Фильм посмотрела. Замечательный, как и все работы Звягенцева!

источник

Кто такой Левиафан и почему его именем был назван фильм

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В Ветхом Завете, а точнее в Книге Иова, – одной из самых древних частей Библии – упоминается морской змей Левиафан. Сам Бог рассказывает о нём Иову, как об огромном чудище, внушающем ужас и одновременно прекрасном в своей необузданной мощи: «Не упадёшь ли от одного взгляда его? …Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их… Кто подойдёт к двойным челюстям его? …круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются» .

Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова

Праведник Иов слыл справедливым, непорочным и богобоязненным, а богат он был настолько, что был самым знаменитым из «всех сынов Востока». У него была большая счастливая семья: три дочери и семь сыновей. Сатана заявил, что праведность Иова лишь в его земном благоденствии, а если Иов его потеряет, то и вся его благочестивость исчезнет. Люцифер лишил Иова богатства, сделал так, что умерли все его дети, а когда праведника и это не сломило, Сатана поразил его тело проказой.

Все окружающие и жена Иова стали говорить, что все его беды из-за Божьего гнева. Иов и сам мучился вопросом, за какие такие грехи получил он все эти испытания, но от веры не отрекался.

Бог тогда донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», а как доказательство непостижимости человеком божественной сути показал созданного им ужасного дракона Левиафана.

Как выглядит Левиафан

Самое, пожалуй, развёрнутое описание Левиафана можно найти всё в той же Книге Иова: «круг зубов его — ужас. ; от его чихания показывается свет; глаза у него — как ресницы зари. дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; . он царь над всеми сынами гордости». Говорится, что у чудища на голове рога длиной в 300 миль, а испускаемые змеем пар может вскипятить океан.

В дальнейшем описании Левиафан сравнивается с огнедышащим драконом, глаза которого – ресницы зари, от чихания показывается свет, из ноздрей полыхает дым, а из пасти выскакивают огни пламени. Левиафан неустрашим, неуязвим и гордится своей силой. «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» , — говорится в Святом писании.

Если местонахождение величайших библейских реликвий известно, то Левиафан — существо мифическое, которое в библейских апокрифах упоминается в связи с апокалиптическими мотивами. Якобы мясо животного, поражённого Богом, будет служить пищей на пиру праведников в день, когда придёт мессия.

Левиафан в философии

В 1651 году вышла ставшая впоследствии всемирно известной книга «Левиафан» Томаса Гоббса – философа, отвергавшего теологическую схоластику. В этой книге он обосновал теорию государства и общества. Но мнению Гоббса, человек изначально обладает злой природой, поэтому постоянно идёт «война всех против всех», в которой не может быть победителя.

Левиафан Гоббса – всесильное, многоликое и непоколебимое чудовище — это государство. Философ утверждает, что государство-Левиафан, пожирающее и сметающее всё на своём пути – это сила, противостоять которой невозможно, но которая просто необходима, чтобы поддерживать жизнеспособности общества.

Левиафан – это не просто монстр, это своего рода урок для человечества. «Левиафан» режиссера Звягинцева поражает своей мощью, шокирует трагической правдой и удивляет сатирической энергией. Фильм сложный и спорный, как, например, Священное писание с иллюстрациями Сальвадора Дали , о котором мы рассказывали ранее. Критики назвали его «живым», а всё живое, как известно, создание несовершенное. Поэтому довести этот сюжет до конца под силу только жизни или смерти общества, стоящего на грани.

Читайте также:  Журнал современник почему был закрыт

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

О чем фильм «Левиафан»: мнение кинокритиков и создателей

Картина Андрея Звягинцева уже успела собрать урожай престижных зарубежных премий и оскандалиться в России.

В России вокруг «Левиафана» разразился скандал. Сначала продюсеры фильма «Горько!» Илья Бурец и Дмитрий Нелидов написали открытое письмо, протестуя против выдвижения «Левиафана» на «Оскар» от России. Теперь активисты Ассоциации православных экспертов выступают против картины Андрея Звягинцева. Они считают, что лента порочит Русскую православную церковь (РПЦ) и наше государственное устройство. Руководитель ассоциации Кирилл Фролов заявил, что «Левиафан» является злом и его следует снять с проката, так как зло не должно появляться на экранах. «Мы попросим министерство культуры не допустить выхода фильма на экраны», — сказал он.

Тем временем фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», получивший в прошлом году «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, в этом году уже удостоился «Золотого глобуса», премии Международной федерации кинопрессы, премии Лондонского сообщества кинокритиков в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и попал в шорт-лист «Оскара». Мы решили разобраться, о чем же картина «Левиафан», сколь полюбившаяся иностранным кинокритикам, столь и «насолившая» Ассоциации православных экспертов.

История, рассказанная в социальной драме Андрея Звягинцева, разворачивается в серой и беспросветной провинции. Механик Николай (Алексей Серебряков) живет на берегу моря с сыном и женой. Любимая им женщина (Елена Лядова) приходится мальчику мачехой, и их отношения складываются не лучшим образом. Но настоящая беда приходит, когда власти решают отнять у механика дом, приспособив его под свои нужды. Коррумпированный мэр (Роман Мадянов) забирает землю у талантливого и пьющего механика. Вместе с женой и сыном-подростком Николай должен освободить дом, который когда-то построил своими руками на берегу холодного моря. Он обращается за помощью к своему товарищу по армии, который ныне работает адвокатом в Москве (Владимир Вдовиченков). Тот приезжает на помощь с папкой компромата. Но хеппи-энда не будет. В картине Звягинцева государство и есть тот безжалостный Левиафан, который поглощает простых людей. А ведь каждая судьба, даже маленького человека, неповторима и бесценна. В этом вся трагедия.

Зарубежные кинокритики о фильме «Левиафан»

Иностранная пресса запестрела рецензиями на картину Андрея Звягинцева сразу же после того, как ее впервые показали на Каннском кинофестивале в прошлом году. Новая волна обсуждений за рубежом хлынула после того, как «Левиафан» завоевал «Золотой глобус». И не стихает до сих пор.

Французы первыми отметили фильм: «Левиафан» получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» за лучший сценарий. Основанный журналистами самой авторитетной газеты страны Libération новостной сайт RUE89 так представляет фильм Андрея Звягинцева читателям: «Это одновременно и политическая критика (настоящий валун в огород нынешнего российского режима с его повальной коррупцией), и исполненное тревоги рассуждение на тему зла, и проблематика отношений с государством (название фильма перекликается с библейской тематикой и политическими рассуждениями Томаса Гоббса)».

Свидетельством того, что в Британии высоко оценили ленту нашего режиссера, стала премия Лондонского сообщества кинокритиков, которую завоевал «Левиафан» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В самой массовой английской газете Daily Mail о картине Звягинцева пишут как о «депрессивной истории о том, как повседневная жизнь в России пропитана коррупцией, церковной властью и водкой». Причем, как утверждают британские журналисты, особенно пропитана последней, ведь герои постоянно пьют водку прямо из бутылок — и на деловых встречах, и во время дружеских застолий, а также стреляя по мишеням.

Еще одна авторитетная британская газета, The Guardian, называет фильм «Левиафан» «по-настоящему грандиозным», упрекая остальных российских режиссеров в том, что они берут более узкие темы и занимаются более удобными сюжетами. «Чиновники постоянно говорят о российском уголовном кодексе, цитируют сборник законов. Но все это кажется бессмыслицей. Главное в этом мире — это деньги и власть. В сценах в зале суда председатель суда невнятно зачитывает обвинения и вердикты с помощью робота. Абсолютный бред!» — пишет журналист The Guardian.

Российские кинокритики о фильме «Левиафан»

«Отбросив эмоции и включив разум, даже ненавистник фильма должен признать: из всего, что сняли в России за последний год, у него самые большие шансы привлечь внимание и завоевать симпатию Американской академии», — считает широко известный отечественный кинокритик Антон Долин. — Нельзя забывать, что Россия в этом сезоне в моде, а Россия нонконформистская — вдвойне. Сведения о неодобрении фильма министром культуры Мединским и цензурных сложностях, связанных со звучащей там матерной речью, могут стать дополнительным фактором в пользу «Левиафана». В конце концов, первый китайский номинант «Оскара» Чжан Имоу имел сходные сложности с прокатом на родине, а первого оскароносного иранца Асгара Фархади чудом допустили до киноэкранов после его публичного выступления в поддержку коллеги — политзаключенного Джафара Панахи».

Кинокритик Юрий Гладильщиков для Stengazeta.net: «Смешно, когда теперь даже продвинутые критики утверждают, будто «Левиафан» рассчитан на западное сознание. Ничего подобного! Запад в лице Европы не понял главного. «Левиафан» не просто частная история о жутчайшей несправедливости, но и политическое высказывание о сути современной России: о страшном Левиафане, коррумпированном государстве без чести и совести, где церковь крышует власть, а Христос фактически приватизирован бандитами».

Кинокритик Андрей Плахов на страницах «Коммерсанта»: «Левиафан» — могучее эпическое чудище, вылезшее из глубинных недр российской жизни. В нем пульсирует напряженный публицистический нерв: ведь речь идет о бессилии человека перед властью — даже не вертикалью, а как раз горизонталью, подобной обманчивой глади Баренцева моря».

Андрей Звягинцев о фильме «Левиафан»

«Левиафан» стал ответом на многое из того, что происходит сегодня в стране, однако это было лишь толчком к созданию фильма, рассматривающего куда более важные проблемы человеческого бытия, чем просто и только актуальную и злободневную перспективу», — рассказал Андрей Звягинцев в интервью Антону Долину для «Афиши».

Идея фильма родилась у режиссера, когда он услышал от своей переводчицы в Америке, которая была его ассистентом на съемках новеллы для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя», историю сварщика Химейера из Колородо, бульдозером разрушившего цементный завод, пытавшийся отобрать у него дом. Звягинцева, по его словам, буквально «обожгла» эта история. Это действительно реальный случай, который произошел в США. Услышав о нем мимоходом, режиссер решил снять фильм. Он убеждал своего друга и соавтора Олега Негина, что эта история достойна большого кино.

«Фильм «Левиафан» являет собой историю целиком и полностью укорененной, дышащей нашим, что называется, российским климатом духовным, этическим климатом, социальным климатом и так далее… — сказал в эфире программы «Вместе» телеканала «Мир 24» Андрей Звягинцев. — Это русский фильм о русском человеке, обращенный к русскому человеку, к его разуму, к его совести. Чтобы он наконец-то почувствовал, что он свободен. Вот о чем фильм».

«Фильм не о поселке Териберке и не о Кировске, — пояснил режиссер. — Хочу вам вот что сказать: поселок Териберка — это место, где мы видим дом Николая, общие планы, и на том берегу реки Териберка сам поселок пребывает в плачевном состоянии. Мы додекарировок никаких не делали. Все, что вы видите в кадре, — это есть реальное положение дел. Это художественное произведение. Это не документальный фильм о том, как на Севере живется плохо. На Севере прекрасно! Именно благодаря тому, что там спасительно небо, горы, пространства эти дикие, которые отрывают тебя от центра, дают тебе понять, что ты свободен».

«Если бы остался в фильме только один архиерей, это было бы неправдой. Это могучее существо — Левиафан, которое, по сути, произрастает из нас самих. И, собственно, об этом фильм, что мы и наша власть и есть продолжение нас самих. Я говорил вам о том, что церковь — это мы все, а не священники только. И так далее», — подытожил в интервью в программе «Вместе» телеканала «Мир 24» Андрей Звягинцев.

Актеры о фильме «Левиафан»

Актер Алексей Серебряков, сыгравший талантливого и пьющего механика Колю в «Левиафане», в интервью «Собеседнику» заявил: «Я вообще считаю, что «Левиафан» — самая сильная картина Звягинцева. И никакого другого героя, никакого бунта в конце там не могло быть именно потому, что герою противостоит Левиафан. Я довольно часто слышал эту твою теорию, что надо отгородиться от государства, не конфликтовать с ним, а создавать параллельный мир. Ну вот, герой там создал. А государство пришло и этот мир срыло. Нет, мало этой параллельности — никого она не спасет».

Читайте также:  Почему выделения сильно идут месячные

Исполнительница главной женской роли в «Левиафане» — работницы рыбной фабрики и жены механика Коли — Елена Лядова в интервью «Ленте.ру» сказала: «Я играла обычную русскую женщину. Со всеми страданиями, чаяниями и надеждами на лучшее и прекрасное».

Актер Владимир Вдовиченков, воплотивший на экране адвоката из Москвы, в интервью «Ленте.ру» признался: «Когда я смотрел «Левиафан», мне было горько. Я плакал от понимания того, как жестока бывает жизнь по отношению к человеку. У меня было много эмоций, и мне хотелось бы, чтобы те же чувства испытал и зритель. Мы для того и делаем кино, чтобы человек посмеялся и поплакал, а потом вышел из кинозала и сказал: «Черт возьми, может, надо все менять и, может быть, надо начать с себя?» Это моя идеальная мечта: мне хочется, чтобы зрители вышли с такими ощущениями».

Актер Роман Мадянов, исполнивший роль коррумпированного мэра в «Левиафане», в интервью «Аргументам и фактам» рассказал о съемках на Кольском полуосторове: «Мы наслаждались природой! Это изумительное место, просто космос. Осенняя тундра — это что-то потрясающее и невообразимое. Я много раз там бывал на рыбалке, и каждый раз, приезжая туда, я поражаюсь мощи северной природы. Я прекрасно понял, почему Андрей выбрал именно это место для съемок: оно поистине фантастическое».

источник

О чем фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева

«Левиафан» — социальная драма режиссера Андрея Звягинцева. Картина получила свою порцию критики и восторженные отзывы, собрала престижные награды и заслужила скандальную славу. «Левиафан» — это история неблагополучной семьи, которая насыщена актуальными социальными проблемами. Кто-то говорит, что это реалии российской глубинки, до боли знакомые, а оттого вызывающие такую горечь. Другие отнеслись к фильму пренебрежительно, считая, что главной целью режиссера было очернить Россию.

О картине «Левиафан»

Кадры с мест съемок фильма

Сам Андрей Звягинцев определил картину как драму, постепенно переходящую в трагедию. Режиссер считает, что в фильме без прикрас показаны реалии провинциальной России, насыщенные самыми острыми проблемами социального характера.

Этот драматический фильм снят в 2014 году. Картина представляет собой киноинтерпретацию истории Иова — персонажа Ветхого Завета, которого, по библейским преданиям, Бог испытывал всеми бедствиями земной жизни. Несмотря на великие страдания, Иова все вытерпел и ни разу не упрекнул Бога.

Картина получила название «Левиафан» — это имя собственное также взято из Ветхого Завета

Левиафаном называют мифологическое чудовище, живущее в море. В фильме Левиафан — это метафора государственной власти. Это не первое сравнение чудовища с властью: ранее Томас Гоббс написал трактат, в котором сравнивал уничтожающую свободу человека государственную власть с чудовищем Левиафаном.

Главные роли в картине Звягинцева исполнили Алексей Серебряков, Владимир Вдовиченков, Елена Лядова, Роман Мадянов. Музыкальное сопровождение — Филип Гласс.

Сюжет фильма

Николай — главный герой фильма

Сюжет основан на реальной истории, которая произошла в США. Звягинцев услышал в Америке историю о сварщике, который бульдозером разрушил цементный завод, пытающийся отобрать у него дом. Этот случай произвел на режиссера такое впечатление, что он решил снять фильм.

Главный герой, механик Николай, живет вместе с семьей (женой Лилией и сыном от первого брака) в провинциальном городке на берегу моря. Семья живет в доме на берегу бухты, куда иногда приплывают киты. Николай поддерживает дружеские отношения с подполковником дорожно-постовой службы Дегтяревым и местным стражем правопорядка Поливановым и его женой.

В «мифологии» картины государство представлено как огромное безжалостное чудовище, которое может проглотить «маленького человека» и даже не заметить его

В дом простого механика приходит беда, когда государство в лице коррумпированного мэра Шелевята пытается отобрать у семьи Николая дом, автомастерскую и землю, установив за выкуп такую сумму, которая не позволила бы Николаю купить жилье в городе.

Николай обращается за помощью к своему армейскому товарищу, а ныне известному столичному адвокату, но суд выносит решение в пользу мэра. Тогда адвокат советует воспользоваться последним шансом — найти на мэра компромат. Дальше в сюжете смешиваются измены, шантаж и даже убийство. Знаковый момент истории — встреча Николая с местным священником. Герой задает ему провокационные вопросы, на что священник отвечает, что пути Господни неисповедимы, и сравнивает горести Николая со страданиями Иова.

Скандал вокруг фильма

Лилия — жена Николая. Кадр из фильма

«Левиафан» — фильм, который может нравиться или не нравиться, но равнодушным точно не оставит. После выхода картины поднялась невероятная шумиха: кто-то называл фильм прорывом и смелым шагом, другие же критиковали Звягинцева за то, что он сильно сгущает краски.

Верно одно — со времен легендарной картины «Брат» ни один фильм отечественного производства не вызывал таких бурных обсуждений и даже настоящих баталий. А такой и профессиональной, и любительской критике не подвергался ни «Груз 200», ни «Утомленные солнцем 2».

Примечательно, что средних оценок для фильма не нашлось — были или восторженные, или яростные негодующие

Критика переросла в настоящий скандал. Многие посчитали недопустимым показ жизни провинциальной России в таких черных красках. Некоторые называли картину «намеренной чернухой». Активисты православных организаций, а также ряд творческих деятелей выступили против картины, считая, что она порочит не только государственное устройство страны, но и Русскую православную церковь. Более того, появились призывы снять картину с проката, так как этот фильм — «зло». Активисты написали открытое письмо в министерство культуры с призывом запретить появление фильма на экранах.

Зарубежные отзывы

Поселок, где снимали фильм

А вот зарубежные критики хорошо приняли картину, иностранная пресса даже назвала ее гениальной. Драма Звягинцева получила приз Каннского кинoфестиваля за лучший сценарий, затем премию «Золотой глобус» и приз за лучший фильм Лондонского кинофестиваля. Самое большое достижение — номинация «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В британской газете The Guardian «Левиафан» назвали грандиозным и упрекнули других российских режиссеров в том, что они снимают картины только на удобные им темы.

О чем фильм

Режиссер на премьере картины

Так о чем же этот фильм? Это история о том, что человек бессилен перед властью. Левиафан в картине — это могучее безжалостное чудовище, которое вылезает из недр российской жизни. Сам Андрей Звягинцев говорит о том, что это русский фильм, которое снят о русском человеке и к нему же обращен, к его разуму, его совести. Режиссер хотел, чтобы зритель почувствовал свою свободу. Звягинцев показывает, что Левиафан — чудовище, которое произрастает из самих людей. И чудовище, и власть, и церковь — это продолжение самих людей. Это не частная история, а политическое высказывание, ответ режиссера на проблемы современной России.

Так ли это, или это просто серая, беспросветная, депрессивная социальная драма, которая разворачивается в провинции, — решать каждому зрителю после просмотра картины.

источник

Чем разозлил и порадовал «Левиафан»

Редакция Interfax.ru посмотрела фильм Звягинцева и объясняет, откуда взялось его название, о чем в картине речь, за что ее критикуют и за что хвалят

Москва. 23 января. INTERFAX.RU — Картина Андрея Звягинцева стала самым обсуждаемым фильмом начала года, и это при том, что она еще не вышла в широкий прокат. Фильм, как известно, выдвинут на «Оскар» от России. Номинация предполагала просмотр картины членами Американской киноакадемии, и копия фильма одного из академиков попала на пиратские сайты. У многих любопытство пересилило желание увидеть фильм на большом экране. Дело в том, что ко времени появления в Сети картина успела насобирать престижных международных наград, к которым чуть позже прибавился и «Золотой глобус» (с отечественной лентой это случалось один-единственный раз в 1969 году, речь тогда шла о «Войне и мире»).

В интервью телеканалу «Дождь» Звягинцев рассказал, что название картины появилось после того, как ее замысел стал приобретать окончательные очертания. Именно тогда режиссер понял, что протосюжет фильма можно найти в ветхозаветной Книге Иова. Согласно тексту Ветхого Завета, Иов — непорочный, справедливый и богобоязненный человек, — внезапно лишается милости Господа и теряет своих детей и все свое имущество, а вскоре и здоровье. Он впадает в отчаяние и не понимает, за что ему выпали такие страдания. Жена советует ему «похулить» Бога и умереть, но Иов отказывается. Друзья Иова утверждают, что ему выпали такие страдания за какие-то грехи, но Иов знает, что безгрешен.

Читайте также:  Почему воландеморт во всем виноват

Лишь один из говорящих с Иовом высказывает мысль, что Бог может посылать страдания в воспитательных целях, а не как наказание, и что человек может страдать не за свои конкретные грехи, а в силу общей испорченности людей.

Иов обращается к Богу с вопросами, и в конце концов, Бог говорит с ним и возвращает ему то, что отнял. В одной из завершающих частей текста Бог очень подробно описывает Иову Левиафана. «Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости», — так завершается описание. Кто такой Левиафан? Существует множество разных трактовок. По одной из версий, он просто морское чудовище, образ которого призван продемонстрировать, как мал и ничтожен человек, по другой — воплощение злых сил, самого дьявола.

В середине XVII века английский философ Томас Гоббс опубликовал сочинение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», в котором образ библейского чудовища был использован для обозначения могущественного государства.

Как пояснил Звягинцев, главный герой фильма «Левиафан» Николай находится в тени сюжета об Иове, но не более того. По его словам, интерпретация названия фильма по Гоббсу появилась позже, чем возникли параллели с Книгой об Иове, но гоббсовский Левиафан оказался удачной метафорой для передачи смысла фильма.

Фрагмент фронтисписа сочинения «Левиафан» Томаса Гоббса

За что критикуют и хвалят картину

Пока фильм собирал призы на международных фестивалях, решалась его прокатная судьба. Картина еще не дошла до российского зрителя, а уже стало известно, что она изобилует нецензурной лексикой. После 1 июля, когда вступал в силу закон о запрете мата в художественных произведениях, это становилось причиной отказать фильму в прокатном удостоверении. Создатели фильма надеялись, что факт получения прокатного удостоверения до 1 июля позволит им показать зрителям авторскую версию картины, но в итоге для проката ее пришлось отцензурировать.

Точно так же еще до выхода картины в широкий прокат из отзывов посмотревших стало понятно, что на экране часто появляется водка. По словам Звягинцева, министр культуры Владимир Мединский даже высказался в том духе, что «в России так не пьют».

Но это частности. После появления пиратской копии фильма в Сети громче, чем критика сквернословия и обильных возлияний, стала звучать критика по более глобальным вопросам. Создателей фильма обвиняют в непатриотичности и очернении российской власти, православия, да и России в целом. Некоторые ко всем этим заявлениям добавляют, что картина была сделана именно такой в угоду Западу, с расчетом на зарубежного зрителя и на международные награды. Другие пытаются разбирать фильм с художественной точки зрения и также находят в нем множество недостатков: ничем, с их точки зрения, не оправданные действия героев, скучные планы и слишком большой хронометраж (2 часа 20 минут).

Те, кому фильм понравился, не менее громко заявляют о себе. В «очернении» российской власти и православия они видят умение сказать правду о стране и указать на болезненные точки. Они высоко оценивают операторскую работу Михаила Кричмана и игру актеров, а также настаивают на том, что в фильме нет ни одной непродуманной детали или слова. По их мнению, каждое нецензурное выражение, каждая реплика героев оправданы с драматургической точки зрения.

Мы собрали некоторые транслируемые через СМИ мнения о фильме (сохранив при этом орфографию первоисточников). При этом отметим, что лучше, конечно, посмотреть картину и составить свое собственное представление о ней.

Министр культуры Владимир Мединский в интервью «Известиям»

«Это универсальный сюжет, который мог развернуться в любой точке мира, в том числе и у нас. С бездушием чиновников, круговой порукой можно столкнуться везде. Вижу ли я в героях фильма некую русскую особость? Не вижу. Сколько бы авторы ни заставляли их материться и пить литрами водку из горла, настоящими русскими это их не делает (…) Признаемся, что в погоне за международным успехом этот фильм запредельно конъюнктурен».

Отметим, что фильм был снят при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.

16 самарских общественников в открытом письме на «Самара.ру»

«Роль одного из ключевых персонажей фильма «Левиафан» — русского православного архиерея — сыграл главный режиссер Самарского академического театра драмы Валерий Гришко. Образ, созданный этим деятелем, является циничной и грязной пародией на русский православный епископат, оскорбляет всех верующих людей и, по сути, есть не что иное, как фиглярское издевательство над российской властью и основной конфессией нашей страны — святым Православием».

Как выяснили в «Русской службе Би-би-си», не все из подписантов смотрели фильм. Так, художник Рудольф Баранов сообщил, что доверяет мнению друзей, которые рассказали ему о картине.

Депутат Самарской губернской думы Дмитрий Сивиркин в колонке на «Самара.ру»

«Оболганы здесь все: и простые жители поселка, и начальство всех сортов, и Российская власть в целом, и Православная Церковь. Фильм снят с такой ненавистью ко всему отечественному, что, пожалуй, еще долго будет получать всякие западные премии».

В этой же колонке Сивиркин назвал актера Валерия Гришко, сыгравшего в фильме роль архиерея, «очень не любящим Родину совком». Гришко пригрозил подать на Сивиркина в суд за оскорбление.

Глава поселка Териберка Татьяна Трубилина агентству FlashNord.

«Впечатлений (от фильма) особых нет, мы здесь все алкаши, живующие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть».

Поселок Териберка Мурманской области был одним из мест съемок фильма.

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в эфире телеканала «Спас»

«Фильм очень пессимистичен. Понятно, что, наверное, у авторов было стремление потрафить западным представлениям о России: водка, какой-то блуд беспорядочный, жуткая государственная система, Церковь какая-то тоже жуткая — такие мифы о России там очень удачно воспроизведены. Я не удивляюсь, что фильм очень популярен на Западе».

Писатель Дмитрий Быков в колонке в «Новой газете»

«Хорошее европейское кино, с лейтмотивами, образами, мощными актерами, точными диалогами и долгим послевкусием. Звягинцев — пока единственный, кто отважился высказаться об отпадении России от Бога и о том, какую роль сыграла в этом официальная церковь, — за одно это фильм можно было бы назвать выдающимся событием и отважным поступком, но отвагой, слава Богу, его достоинства не исчерпываются (…)

По фильму действительно можно судить о состоянии страны, он совершенно ей адекватен — и потому вызывает столь же неоднозначные чувства. Он так же, как она, мрачен, безысходен, вторичен — как и Россия вечно вторична по отношению к собственному прошлому, — внешне эффектен, многозначителен и внутренне пуст».

Протодиакон Андрей Кураев в своем блоге

«Это первый фильм за долгие годы с яркой анти-клерикальной темой. Подчеркиваю: не атеистической, не антицерковной, не антиправославной, а именно антиклерикальной. Когда духовенство вмешивается в дела государственного управления, это называется клерикализм. Антиклерикальное высказывание находится в рамках закона и даже в интересах церкви».

Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон в эфире радиостанции «Говорит Москва»

«Мат, на который в данной ситуации ссылаются, к большому сожалению, стал нашей позорной действительностью, и в фильме его не больше, чем в жизни, чего уж тут лицемерить (…) Кроме стыда за мат, ужасно удручает водка-водка-водка, которая везде и всюду. Однако в целом фильм вдохновляет тем, что в нем указано на жизненные проблемы страны, как на зияющие раны тела, от которых оно разлагается, страдает и умирает. Необходимо серьезное врачевание».

Режиссер картины Андрей Звягинцев в эфире телеканала «Дождь»

«Я абсолютно верю в то, что это правда сегодняшнего дня. И что эта правда целительна, хоть и горька. И что эта правда необходима, чтобы проснулись заснувшие чувства, эмоции. И нейроны вошли бы в какое-то другое состояние связей своих, чтобы уже осознать, наконец, что так жить довольно затруднительно, если вообще возможно».

источник