Меню

Легко ли быть подросток почему

Легко ли быть трудным подростком

Ирина Лиленко-Карелина, автор книги «Любовь по имени Работа», рассказала о своем опыте работы с трудными подростками. По ее мнению, именно эти подростки наделены даром выделяться из толпы. Родителям и педагогам с такими детьми чаще всего не удобно, ведь таких подростков сложнее понять и требуется больше усилий, чтобы наладить контакт. Но эти действия окупают себя с лихвой. «Плохой»

«В начале июля я проводила тренинг в большом красивом городе на Волге. Принимающие меня люди попросили встретиться после тренинга с группой подростков и поговорить с ними о выборе профессии. Я согласилась, и меня тут же предупредили: «Имейте в виду, что это трудные подростки. Две трети из них состоит на учете в правоохранительных органах». Меня это не смутило, но озадачило. Если подростки привлекли внимание органов правопорядка, значит, они сильно отличаются от обычных детей. Чем? Надо ли мне в предлагаемых обстоятельствах изменить свою обычную манеру разговора или не надо? Поколебавшись, остановилась на том, что ничего менять не буду. Подросток – это почти взрослый, то есть, обычный человек. Возможно в его голове еще много диких тараканов, а у кого из нас их нет.

В аудитории реабилитационного центра для детей из неполных и проблемных семей сидели 15 подростков обоего пола. Мы долго разговаривали самым обычным образом, как разговаривают нормальные взрослые люди. Дети задавали умные вопросы и внимательно слушали ответы. Они с чем-то соглашались, с чем-то нет, и тогда получалась небольшая дискуссия. Особо надо отметить, что они вполне складно и осмысленно выражали собственную точку зрения, которая в большинстве случаев была абсолютно реалистичной. Они рассказывали, какую профессию хотели бы получить. В названиях не было ничего экзотического: врач, программист, ветеринар. В итоге общение было взаимно приятным, и меня пригласили приезжать ещё. Как принято говорить, мы расстались друзьями.

Только один вопрос не дает мне покоя до сих пор, и я не знаю, кому его задать. Кто и почему назвал этих и им подобных детей трудными? Кто сказал детям, что они трудные? Им, безусловно, этот диагноз как-то официально утвердили, потому что встреча происходила в Реабилитационном центре для детей из неполных и проблемных семей. То есть, детям сказали, что они, мягко выражаясь, неправильные.

В одной педагогической статье я прочитала такую фразу: «Трудными подростками называют тех детей, чье поведение препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно отличающихся своими индивидуальными особенностями». Отсюда получается два интересных вывода:

Любое «воспитательное» поведение взрослых не должно встречать препятствий со стороны нормальных детей, даже если такая воспитательная линия очевидно нелепа.

Отличаться индивидуальными особенностями от среднего уровня – это плохо.

Несмотря на всю абсурдность этих выводов, такая точка зрения в различных вариациях существует и лежит в основе многих воспитательных политик, как в семьях, так и в детских учреждениях. Одна знакомая учительница математики далеко не юного возраста и с большим опытом работы рассказала мне такую историю. Так сложилось в её жизни, что она переехала из одного большого города в другой такой же город, где нашла точно такую же работу учителя математики в школе, которую общественное мнение определило как хорошую. Работать она начала не в сентябре, а месяца на два позже, когда учебный процесс уже шёл, домашние задания задавались, оценки в журнале стояли.

Учительница пришла впервые в пятый класс, где она, естественно, никого не знала. Когда дошло дело до опроса, она выбрала в журнале фамилию, против которой не было ни одной оценки. Встал мальчик Лёша, немного помолчал, потом ответил на оставленный вопрос правильно. Учительница сказала: «Молодец. Поставлю тебе пять». Класс взорвался диким хохотом. Дети выкрикивали разные слова, смысл которых сводился к одному – «У нас не принято ставить Лёше пятерки, потому что он двоечник». Дальше весь урок был посвящен разговору о том, можно ли быть вечным двоечником или вечным отличником, что в жизни случается всякое и ошибиться может каждый человек и так далее.

История продолжилась на следующий день, когда в школу пришла мама Лёши. Она нашла новую учительницу и очень долго рассыпалась в страстных благодарностях. Она сказала, что это первая его пятерка, что вчера он впервые пришел из школы счастливый и что вчера впервые он сам по собственному желанию сел делать уроки и занимался этим долго и тщательно. «Он вообще-то очень неглупый мальчик, – сказала она, – только задумчивый очень и медлительный».

Нельзя наклеивать на детей никаких ярлыков, ни плохих, ни хороших. Нельзя зачисляйте их навсегда в категории: двоечников и отличников, трудных и послушных, в изгоев и элиту. Детям надо помогать становится взрослыми. То есть, учить общаться и договариваться с себе подобными, понимать сложившиеся в обществе «правила игры» и искать своё место, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Любое клеймо – это препятствие на пути развития. Приговор «Ты двоечник и другим никогда не будешь» по сути – это запрет на любые высокие душевные побуждения.

Я далеко не наивный человек и понимаю, что есть такие дети, что упаси бог, и их называют трудными. Но это не он сам трудный, это так сложилась его жизнь под руководством «трудных» воспитателей. Это они сделали всё, чтобы его жизнь была трудной, и он сам таким же. Ни один ребенок не рождается трудным. И если через 10 – 12 лет он не вписывается в правовые и моральные рамки, то это заслуга исключительно его воспитателей. Так кто же тогда трудный?

Если ребенок психически не здоров, и это определено специалистами в области психиатрии, то его надо лечить и создавать условия для выздоровления, если это возможно. Если же ребенок с медицинской точки зрения психически здоров, то он обычный человек, как все мы, и он никак не может быть труднее, чем мы с вами.

Зачастую бывает, что ребенка зачисляют в «трудные», когда он очень активен, задает много вопросов, хочет везде участвовать и борется за справедливость, как он сам её представляет. Конечно, с таким труднее, чем с тихим и послушным. Но из тихих не вырастают лидеры, в которых очень нуждается общество. Оно их ищет, и найти, увы, не может, поэтому организует различные школы и курсы с названием «Как стать лидером», но уже поздно. Лидером нельзя стать во взрослом состоянии, если ты таковым не был с детства. А если был, то на него с малолетства навесили ярлык «трудный» и отправили в особое «воспитательное стойло». Только очень сильные натуры, взрослея, избавляются от ярлыков, наклеенных в детстве. Большинство несут этот крест через всю жизнь. Отсюда комплексы, неврозы и агрессия как способ защиты.

Предлагаю изменить терминологическую концепцию и ввести понятие «трудные взрослые», освободив детей от любых негативных наклеек. Кстати, различные центры реабилитации трудных детей, если без них никак не обойтись, хорошо бы назвать как-то привлекательнее и не афишировать тот факт, что там занимаются проблемными детьми. Просто детский центр с каким-нибудь названием, которое дети сами и могут придумать. Как сказал один мудрец, осуждение и критика – это лекарство. Если доза слишком велика, то последствия могут быть печальными.

источник

Обществознание

Легко ли быть подростком?

План урока:

В переходном возрасте сложно найти себя в обществе, когда тебя уже не воспринимают как ребенка, но не предоставляют привилегий взрослого. Общество ожидает от подростка ответственных поступков, ему уже не прощают тех шалостей, которые позволительны маленьким детям.


(Источник)

Подросток и его возрастные особенности

Подростками принято считать детей возрастом от 11 до 16 (в некоторых странах 19) лет. Подростковый возраст называют переходным, потому что в эти годы происходит переход от детства ко взрослой жизни. От подростка ожидают взрослых поступков, но он еще не привык брать на себя ответственность, не вышел из-под опеки родителей, не имеет серьезных постоянных обязанностей. При этом подросток чувствует себя взрослым, начинает показывать родителям свой характер.

К возрастным особенностям подростка относятся:

  1. Стремление к самоутверждению. В этом возрасте ребенок стремится выделиться из общества, проявить себя как личность. В идеальном варианте он будет стараться добиться высоких результатов в учебе, творческой деятельности, спорте. Альтернативными способами самоутверждения могут стать агрессия, курение, поступки нарушающие покой в обществе. Подростки еще не осознают, что такая деятельность не престижна, что этим путем нельзя стать неординарной самостоятельной личностью;
  2. Интенсивный рост и развитие организма. С 11-13 лет организм ребенка перестраивается, начинает ускоренно расти. Но тело развивается неравномерно, иногда первыми увеличиваются в размерах голова, руки, ноги, растущий подросток выглядит непропорционально. У многих из-за этого формируется комплекс неполноценности, самооценка падает, ребенок считает себя некрасивым. Важно понимать, что это временное явление и вскоре все изменится, нужно запастись терпением, принять «нового себя»;
  3. Частая смена настроения. Вместе с телом перестраивается психика, это вызывает раздражение, грусть, апатию, которые могут резко сменяться перевозбуждением, смехом, счастьем. Перепады эмоций подростка не понимают окружающие, на самом деле они вызваны неустойчивостью нервной системы;
  4. Обидчивость. В эти годы у детей происходит формирование представлений о себе на основе мнения окружающих. Поэтому критика, неудачная шутка, негативная оценка внешности или характера подростка вызывает сильную обиду, принимается близко к сердцу.
Читайте также:  Почему видеокарта не поддерживает dx11

Из-за возрастных особенностей подростков подростковый возраст также называют трудным, критическим, его необходимо преодолеть как последнюю ступеньку ко взрослой жизни.

Это интересно! Ученые выяснили, что подросткам трудно учиться. Их внутренние органы быстро растут, что может вызывать усталость, стресс, головокружение. В таком состоянии нужно чаще отдыхать, находиться на свежем воздухе, но и забывать про уроки не стоит.


(Источник)

Принятие себя и своей внешности, самооценка подростков

Дети 11-15 лет внимательно следят за изменениями своей внешности, сравнивают свой внешний вид с окружающими сверстниками. Часто подростки бывают недовольны своей внешностью. Чтобы выглядеть привлекательно девочки повторяют манеру поведения любимых киногероинь, желают одеваться как модели с обложки журналов, делают себе модные прически. Мальчики мечтают стать выше ростом, меряются силой друг с другом, стремятся к победам в спортивных состязаниях.

Но в этом возрасте рост и развитие организма у разных детей протекает неравномерно, одни созревают быстрее, другие существенно отстают в росте и развитии телосложения. Из-за этого подростку не нравится своя внешность, он старается избегать развлекательных школьных мероприятий, замыкается в себе.

Важно! В переходном возрасте внешняя привлекательность является главной ценностью. Красивые одноклассники кажутся намного умнее, интереснее, притягательнее для общения. Подростки оценивают окружающих в первую очередь по внешнему облику, еще не понимая, что внутренние качества личности намного важнее «красивой картинки».


(Источник)

Поэтому, проблемы с внешностью у подростков представляются им самыми главными, учеба их интересует намного меньше. Если ребенок в этом возрасте не научится принимать себя и особенности своего тела, он рискует сохранить подростковые комплексы на всю оставшуюся жизнь. Потом люди удивляются, почему красивая успешная женщина стеснительна, не уверена в себе, оказывается все идет родом из подросткового возраста.

В переходном возрасте на основе восприятия окружающими внешности, формируется самооценка подростка. Психологи советуют не беспокоиться по поводу негативной оценки собственной внешности окружающими, а превращать все в шутку, не воспринимать критику всерьез.

Пример. Однажды Машу и Таню несколько одноклассников назвали малявками, решив подшутить над низким ростом обеих подруг. Маша очень расстроилась, из-за таких обидных шуток, расплакалась и убежала из класса. Это только раздразнило мальчишек, и они еще долго называли ее этим прозвищем. Таня в ответ на оскорбление посмеялась над ребятами, сказав, что хоть она и маленькая, но умнее в три раза больших и глупых сверстников. Больше к Тане с насмешками никто не приставал, так как она не обиделась, восприняла все с юмором.

Подготовка к трудовой деятельности

В возрасте 12-15 лет встает вопрос, как определиться с выбором профессии подростку. Родители понимают, что главная задача переходного возраста — правильный выбор профессии для их детей, чтобы они смогли в будущем найти высокооплачиваемую работу по душе. Но девочкам и мальчикам бывает трудно понять, чем они хотят заниматься в жизни.


(Источник)

Чтобы помочь подростку определиться с выбором профессии, разработаны специальные тесты на профориентацию (склонность к той или иной работе).Такой тест обычно проводит школьный психолог с учениками 8-9 класса. Он пытается выявить наклонности, интересы, таланты ученика, чтобы оказать ему помощь в выборе будущей профессии.

Задумываться о выборе профессии стоит уже с 6-7 класса, чтобы развивать таланты и способности, которые могут пригодиться в будущем. Ребенку необходимо узнать как можно больше о трудовой деятельности людей разных профессий, понять каким трудом он бы предпочел заниматься.

Социологи [1] утверждают, что в будущем многие не смогут работать всю жизнь по одной специальности, им придется менять свои профессии по несколько раз в жизни. Поэтому, выбор нескольких профессий для подростков будет наилучшим.

Важно! Психологи советуют подросткам, которые выбирают будущую специальность, сначала познакомиться на практике со всеми тонкостями будущей профессии. Например, если подросток желает стать врачом-терапевтом, нужно найти знакомого доктора и попросить разрешить провести с ним один рабочий день. Подросток увидит, как врач общается с пациентами, какие обязанности он вынужден исполнять, поближе рассмотрит все преимущества и недостатки этой профессии.

Проблемы подросткового возраста

Сложность переходного возраста состоит в том, что подростку приходится сталкиваться с множеством проблем. В трудных обстоятельствах у подростков случаются вспышки гнева, они грубят своим родителям, старшим, учителям. Главными проблемами в промежутке от 11 до 16 лет являются:

  • Потеря интереса к учебе. Увлеченные собственной внешностью, общением с противоположным полом подростки не желают учиться. Это вызывает негодование родителей, на этой почве начинаются конфликты. Детям нужно понять, что в этот период закладывается их будущее и правильно распределять время между учебой и развлечениями;
  • Хроническая усталость. Растущий организм нуждается в дополнительном запасе питательных веществ, витаминов. Неудивительно, что от простой физической или умственной деятельности подростки быстро устают. Чтобы энергия не заканчивалась, подростки должны правильно питаться, употреблять достаточное количество фруктов, овощей, злаков.
  • Стеснительность. Любые недостатки своей внешности и характера подростки преувеличивают в десятки раз. Это становится препятствием к их общению со сверстниками, появляется зажатость в общении, закомплексованность.


(Источник)

В современное время распространенными психологическими проблемами подросткового возраста стали: апатия [2] , депрессия [3] , неконтролируемая агрессия. Это серьезные проблемы, при появлении которых ребенку нужно обратиться за помощью к школьному психологу, родителям.

Принятие ответственности за свою жизнь

Подросток должен понять, что в переходном возрасте настало время нести ответственность за свои поступки. За небольшие проступки, такие как нарушение дисциплины, последуют устные предупреждения, наказание со стороны родителей. Серьезнее будут последствия при противозаконном поведении (поведении, запрещенном законом).

С 14 лет наступает уголовная ответственность подростков за некоторые виды преступлений. К ним относят убийство, грабеж, похищение человека, хищение оружия. Это суровая мера по отношению к подросткам, она была введена, чтобы предотвратить преступления против жизни и здоровья человека, защитить безопасность и порядок в обществе. Уголовная ответственность подростка наступает независимо от того, знал он о существовании закона или нет.


(Источник)

Дети, достигшие 14 лет должны понимать, что проступок невольно может стать преступлением:

  • Петя и Миша потешались, скидывали с крыши кирпичи и наблюдали, как они разбиваются с 8 этажа об асфальт. Но внезапно за угол завернул прохожий и прошел как раз под крышей 8-этажки. Хорошо, что ему удалось вовремя увернуться, иначе ребята попали бы случайно ему кирпичом в голову;
  • Вася разозлился на своего одноклассника, когда они сидели на уроках труда. Он замахнулся молотком над головой Пети, если бы тот не успел вовремя отскочить, произошла бы беда. Вася очень испугался и пожалел о своем поступке, который мог закончиться печально.

Самовоспитание

Взрослея, ребенок понимает, от каких черт характера и вредных привычек он бы хотел отказаться, какие качества личности он хочет развить, приумножить. С этого начинается путь самовоспитания. В процессе самовоспитания подросток может развить в себе целеустремленность, трудолюбие, уверенность в своих силах. В целом, самовоспитание — это желание и способность взять на себя ответственность за собственную судьбу. Оно включает в себя следующие принципы:

  • Планирование собственного времени;
  • Сдержанность, умение управлять своими эмоциями;
  • Стремление доводить все дела до конца;
  • Самоконтроль.


(Источник)

Словарь

1. Социологи — ученые, занимающиеся изучением общества на основе данных статистики, социальных опросов.

2. Апатия — безучастное отношение к окружающему миру, безразличие.

3. Депрессия – продолжительное подавленное состояние психики.

источник

Легко ли быть подростком

Жизнь каждого человека наполнена различными воспоминаниями, переживаниями и эмоциями. Всё это помогает нам жить, не даёт забыться в этом мире и не потерять собственное я. В процессе своей жизни мы постоянно учимся, анализируем свои ошибки и впоследствии получаем ценнейший жизненный опыт. И, несомненно, значительную часть того, что человек приобрел в жизни, было получено им в период взросления.

Выйдя на улицу и посмотрев по сторонам, можно увидеть компанию дворовых мальчишек, играющих в футбол; девушку с влюбленным взглядом, идущую по аллее; спешащих на занятия учеников: все эти люди – обыкновенные подростки. Каждый из них по-своему уникален, у каждого есть свои проблемы, и разное восприятие окружающего мира. Посмотрев внимательнее на каждого из них, можно увидеть на лицах множество эмоций и чувств: радость, огорчение, печаль, восторг, которые сменяют друг друга невероятно быстро. И здесь можно задать вопрос: легко ли это – быть современным подростком?

Читайте также:  Почему мне все ставят дизлайки

Подростковый период – один из самых прекрасных, но в тоже время очень трудный этап в жизни любого из нас. Период, когда маленький невинный ребенок, ранее полностью зависящий от своих родителей и нуждающийся только в развлечениях, теперь начинает меняться и внутренне, и внешне. В нем происходят многочисленные процессы и изменения, которые начинают менять всю его дальнейшую жизнь.

Период взросления начинает формировать в подростке личность и готовит его к нелёгкой взрослой жизни. В это время подросток впервые начинает рассуждать на серьёзные темы: «кто я?», «для чего я родился?» А если человек задает себе эти вопросы и старается понять, чем он может быть полезен этому миру, значит, он уже готов воспринимать мир другим, уже не детским взглядом.

Юношеский возраст – это внутренние конфликты с самим собой и с окружающими людьми. Стремление подражать кому-либо, желание изменить что-либо во внешности или характере постоянно присутствует у любого современного подростка. То, что ты делал раньше, уже кажется бессмысленным и неправильным, и теперь необходимо принимать многие решения самому, учиться ставить перед собой определенные цели и достигать их.

Система духовных ценностей подростка значительно отличается от ценностей взрослого человека, и поэтому подростку всегда трудно найти общий язык со своими родителями. Проблема непонимания между детьми и родителями актуальна в настоящее время, как никогда. Часто взрослые навязывают подростку своё мнение, утверждая, что именно так будет лучше. И они, несомненно, правы. Знания старшего поколения гораздо выше, и взрослый всячески пытается уберечь подростка от ошибок, через которые он уже прошел. Но взгляд подростка ещё совершенно другой, его жизненный опыт ещё совсем мал и он только учится на ошибках. Отсюда и возникают непонимания и конфликты.

Казалось бы, что подростку бесполезно объяснять, что хорошо, а что плохо для него, и он все равно сделает по-своему, но на подростка могут повлиять и многие другие факторы.

Общение для современного подростка – один из решающих факторов его становления. По мере взросления меняется круг лиц, окружающий молодого человека. Становясь старше, ты начинаешь лучше разбираться в людях, понимать, кто желает тебе добра, а кто – наоборот. Друзья для подростка очень важны, т. к. общаясь с ними, подросток находиться под их влиянием и защитой. Также он приобретает навыки общения и понимания, которые помогают во взрослой жизни.

А что же для меня значат друзья? Они, несомненно, дают мне уверенность в завтрашнем дне. Я уверена, что мои друзья помогут мне в трудной ситуации, ну а я готова всегда ответить им взаимностью. Бывает, расскажешь о своей проблеме лучшему другу, и на душе становится гораздо легче. Именно в этом и заключается роль друга в подростковый период.

Увлечения также влияют на подростка. Очень важно, чтобы в такой жизненный момент, когда ты растешь и меняешься, у тебя было любимое дело, которое затягивает тебя и отвлекает от всех проблем. На улице всегда можно увидеть ребят, которые слоняются без дела. Они не нашли себе увлечение, им скучно от собственного безделья. А ведь подростковое увлечение любимым делом может в будущем повлиять на выбор профессии, выбор, являющийся самым ответственным.

И всё же, отвечая на вопрос: «легко ли быть подростком?», многие бы ответили, что это сплошная череда проблем. Но, мне кажется, что это самая чудесная пора в жизни человека. Это время, когда ты начинаешь быть самостоятельным, добиваться каких-либо собственных успехов. Школьная и студенческая жизнь, первое чувство влюблённости, беззаботная молодость. Теперь ты смотришь в зеркало и видишь не маленького ребенка, а уже похорошевшего парня или девушку, и на душе становится легко от того, что подростковый этап – это всего лишь начало твоих свершений, и твоя жизнь только начинается.

источник

Легко ли быть подросток почему

В мае моей дочери будет 15. Периодически заглядывая на блоги, форумы и в комментарии в соцсетях, я с грустной улыбкой читаю жалобы мам 2-3-5-летних ребятишек о том, как с ними невыносимо трудно. Примерно такая же реакция у меня на возмущения родителей первоклашек о сложностях школьной поры. Эх, знали бы вы, что вас ждет впереди:)

И нет, это не высокомерная позиция сверху (мол, мы-то уже плавали, знаем), не жалость и тем более не злорадство. Это опыт и понимание того, что самая заковыристая часть пути для этих мам еще впереди.

Как пройти через этот неизбежный период с минимальными потерями (и даже некоторыми приобретениями), буду рассказывать в новом цикле статей «Наши любимые подростки». Начнём?

5 причин, почему быть (с) подростком трудно

Прежде всего давайте разберёмся с понятиями «переходный возраст» и «подростковый кризис».

Предподростковый возраст начинается в 8-9 лет (по индивидуальным причинам, его начало может быть отодвинуто до 13 лет).

Младший подростковый возраст приходится в среднем на 12-14 лет, старший (ранняя юность) – на 15-17.

Хотя в жизни всё сильно по-разному. Кого-то уже в 15-16 уже можно назвать взрослым, а других и после 20 лет еще вовсю мотает на волнах подросткового кризиса. В Америке ты вообще официально тинейджер, пока тебе не исполнится 21.

Причём одни специалисты считают, что у южан переходный возраст начинается раньше, чем у детей Севера, но и раньше заканчивается. Другие – что мальчики входят в подростковую фазу позже девочек. Девчонки раньше туда попадают, но и раньше оттуда выходят.

По моим наблюдениям, пик турбулентности, когда с подростком особенно сложно, часто выпадает на 11-14 лет.

Подростковый кризис, как считают многие эксперты, в т.ч. и я – самый сложный в жизни человека (второй по сложности – кризис сорока, или кризис среднего возраста). Это период, когда по-старому жить уже нельзя, а как по-новому — ваш ребенок еще не знает.

Есть специалисты, которые утверждают, что на Кавказе и в некоторых других регионах в принципе нет этих глупостей под названием подростковый кризис. Потому что есть обряд инициации, автоматически переводящий ребенка в лагерь взрослых людей. Т.е. переходного периода как такового попросту нет.

И всё больше экспертов склоняются к тому, что подростковый кризис – явление больше социальное, нежели запрограммированное природой. Мол, главная беда современных (особенно городских) подростков состоит в этом «кассовом разрыве»: физиологически они взрослеют лет в 12-15, а полную автономию, в т.ч. финансовую, в условиях современного города обретают обычно только после двадцати.

И вот на эти 5-7+ лет и выпадает пресловутый подростковый кризис: человек-то уже вроде вырос, а всё еще остается зависимым от тех же родителей. Уже не дитя, но еще и не взрослый. Душа рьяно требует свободы, а ее как раз-то и нет… И ничего не остается взрослеющему человеку, кроме как бунтовать.

Как бы там ни было, быть (с) подростком непросто. И вот почему:

1. Сильные перегрузки

Средний подросток функционирует на пределе своих физических, моральных и интеллектуальных возможностей.

Тело стремительно растет (и к нему новому еще надо привыкнуть!). Гормональный фон меняется. На это уходит масса ресурсов организма.

Добавьте сюда постоянные ранние подъемы, регулярно увеличивающиеся школьные нагрузки, кружки и спортивные секции, выполнение домашних заданий, какие-то повседневные бытовые задачи, время на хобби, давление со стороны родителей и учителей (а иногда и друзей) и т.д. и т.п.

2. Хаос в голове

Сумбур из мыслей – типичное явление, когда тебе 13 или 16. Тысячи вопросов роятся в голове одновременно:

«Нравлюсь ли я Паше (Маше)?
Почему Витя (Аня) на меня так смотрит?
Любит ли Петька Таньку или просто морочит ей голову?
Влетит ли мне от мамы за двойку?
Как отвертеться от лабораторной по химии?
Почему у меня такой длинный нос (короткие ноги, толстые руки, ужасные волосы…)?
Как убедить родителей не ехать летом на этот дурацкий курорт?
На кого скинуть вечером младшую сестру, чтобы умчаться с друзьями в кино?
Когда выйдет последний сезон «Иры престолов»?
Не пора ли делать эпиляцию лица?
А что, если я не найду себе хорошую работу?
Надо купить пару новых футболок, а то эти уже отстойные.
Куда поступать? Может, и правда в мед, как мама советует? Но пройду ли по конкурсу?
А может, после 9-го в колледж? Задолбала уже эта школа, особенно химичка…
Надо убраться в комнате, а то пацаны придут. Стыдно…
Чем это пахнет? Ой, кажется, я забыл(а) омлет на плите!»

Читайте также:  Почему на иномарки дорогие запчасти

И это только твои собственные мысли. А есть еще мама, папа, брат или сестра, МарьИванна, лучшая подруга и многие другие, кто без конца претендует на твое время, внимание, участие, вовлеченность и т.д. А тебе бы со своим добром разобраться.

3. Новые чувства

Первая любовь

Часто безответная. И связанные с этим мучения. Бессонные ночи. Тоскливые песни в наушниках. Хандра. Тетрадка, исписанная нескладными стихами, посвященными ему (ей). Тайный дневник, который «один меня понимает». Вспомните себя:)

Куча страхов

«Сдам ли физику? А математику? А если нет.
А что, если я не поступлю?
Вдруг мама любит сестренку больше?
А если мой парень (моя девушка) меня бросит?
А вдруг меня никто никогда не полюбит? Так и буду жить одна в квартире с 40 кошками?
А вдруг я не сумею заработать денег на жизнь и буду жить в коробке. »

Миллион сомнений

«Какие брюки завтра надеть?
Что ответить учителю, если увидит, что я сегодня без домашки?
Точно ли я красивая или мама так говорит, потому что она моя мама?
Что будет со мной, если Оля переметнется в ту новую компанию?
Просить ли новую люстру в свою комнату или эта пока сойдет?
Делать ли тату?
Красить волосы в красный или лучше в синий?
Какой подарок выбрать на день рождения – те кроссовки или лучше деньги. »

Всё это сразу. В одной голове. Каждый день. Не считая всего остального.

4. Сложности с самоуправлением

Часто подросток ведет себя как дитя неразумное. Этому есть объяснение: настроение действительно может меняться по нескольку раз на дню, гормоны скачут, самоконтроль периодически спит.

Нагрубил маме. Хлопнул дверью. Разметал полкомнаты. Успокоился. Всё за собой убрал. Пришел к маме просить прощения со словами: «Не знаю, что на меня нашло». Это очень по-подростковому.

Оставлять без внимания подростковое хамство нельзя. Но и принимать близко к сердцу его не стоит. Периодически подростки в самом деле не ведают, что творят.

5. Неадекватное восприятие окружающими

«Ты уже взрослый!» Любимый аргумент родителей и учителей. Дальше подставьте нужное.

«Ты уже взрослый, поэтому сделай это сам. Ты уже взрослый, поэтому не ной. Ты уже взрослый, поэтому потерпи. Ты уже взрослый, поэтому…»

Причем это касается не только открытых требований, но и часто сквозит в отношениях. Родители переключаются на младших детей, забывая о том, что подростки – самая уязвимая часть общества и порой они нуждаются в нас даже больше, чем малыши. Им так же нужны наше внимание и участие. Понимание. Прощение. Доверие. Любовь.

Иногда достаточно одного доброго слова или теплого объятия, чтобы спасти подростка от настоящей беды. Помните об этом!

И изучайте подростковую психологию. Так вам будет гораздо проще понять свое взрослеющее чадо и сохранить с ним гармоничные отношения на всю жизнь. Хоть и не без всех этих подростковых перипетий:)

О чем хотите узнать в следующей статье про подростков (предподростковый возраст)? Какой вопрос волнует сейчас больше всего? С чем никак не можете справиться в поведении своего подростка? Если ребенок еще маленький, что пугает больше всего, когда вы думаете о близящемся подростковом возрасте?

Пишите в комментариях! Будем со всем этим разбираться.

На днях я открыла набор на мой новый интенсив ПОДРОСТКИ, который был разработан по многочисленным просьбам моих клиенток и читательниц.

Оставайтесь на связи. Разговор про наших любимых подростков продолжается.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИТЕСЬ СДРУЗЬЯМИ ЧЕРЕЗ КНОПКИ СОЦСЕТЕЙ!

источник

Быть подростком. Положительные и отрицательные стороны

Здравствуйте читатели, многие мои друзья и знакомые хотят стать взрослыми, а некоторые наоборот не хотят входить во взрослую жизнь. Так почему подростки (не)довольны этим периодом взросления, давайте разбираться.

Положительные стороны:

1.Безделье. Это тот возраст, когда ты уже можешь наслаждаться просиживанием своей жизни на диване, но на работу тебе ещё не скоро, ибо маленький ещё.

2.Поиск. Поиск своих интересов, хобби, общение с различными группами людей, ты не ограничен в поиске информации обо всём окружающем. Твоё мнение может постоянно меняться, ведь ты подросток, и этим всё сказано.

3.Отходчивость. Возраст позволяет обижаться и прощать по сотни раз за день. Это иногда со стороны выглядит забавным, при этом я могу с уверенностью утверждать, что это самое большое преимущество перед взрослыми, которые зачастую не могут простить друг друга.

Отрицательные стороны:

1.Опека.
Постоянное вмешательство в твоё «личное пространство» родителей. Эти люди желают своим чадам только хорошего, но зачастую слишком переусердствуют в этом деле. Моя точка зрения заключается в том, что родители должны быть заинтересованы в жизни ребёнка, но не ограничивали его в действиях (это чревато неприятными подколками со стороны сверстников, типа «маменькин сынок» и т.д.)

2.Здоровье. Подросток растёт и меняется. Постоянные изменения во внешности и самочувствии, при чём иногда не в самую лучшую сторону, приводят к депрессиям и постоянным самобичеваниям, в эти моменты подросток, не имеющий чёткой оценки происходящего, остро нуждается в поддержке близких.

Я рассмотрел лишь немногие из явлений подростковой жизни, вы можете дополнить эту информацию (в комментариях), исходя из собственного опыта.

источник

Легко ли быть подростком: основные проблемы детей в этом возрасте

С подростковым возрастом у детей появляется огромное количество новых проблем. Как у девочек, так и у мальчиков. Они могут быть как индивидуальными, так и общими. Что же это за проблемы?

Воспитывая ребенка-подростка, далеко не все родители понимают, что у их детей довольно-таки много проблем. А стоит всего лишь вспомнить свое детство и те проблемы, которые возникали в этом же периоде. С чем могут возникать неудобные ситуации? Это и общение, и внешность, и желание заниматься любимым делом. Оставляет желать лучшего и поведение подростков. Ну и, конечно же, непонимание со стороны взрослых тонкой души подросшего чада.

Отвечая на вопрос о том, легко ли быть подростком, взрослые должны вспомнить, что происходит с телом их ребенка в такой период. У девочек начинает активно расти грудь, и появляются первые месячные (а это все сопровождается гормональными взрывами и дисбалансом), мальчики начинают заметно взрослеть, и у них также возникают определенные проблемы со становлением половой системы организма. К тому же лицо ребенка могут покрывать ужасные прыщи, избавиться от которых не так и легко. Все это как по отдельности, так и в комплексе создает огромное количество проблем подростку.

Легко ли быть подростком, если тебя не понимают окружающие? Вопрос сам по себе риторичен. Очень часто в таком возрасте у детей возникают проблемы с общением не только со сверстниками, но и с собственными родителями. Непонимание со стороны взрослых и непринятие определенных вещей – далеко не полный список всех неурядиц. Поэтому очень часто дети-подростки начинают искать себе компаньонов и однодумцев на стороне, забывая о том, что лучше всего по всем вопросам советоваться с собственными родителями. Именно так подростки и попадают в плохие компании.

Проблема 3: цели и способ жизни

Легко ли быть подростком, если все вопросы за тебя стараются решить родители? Вопрос также не требует ответа. В этот период у детей могут возникать новые желания, цели и стремления, которые могут быть не совсем понятны взрослым. На этой почве также часто возникает огромное количество конфликтных ситуаций и неурядиц. Ребенку нужно позволить быть самим собой и поддерживать его в любой ситуации.

Легко ли быть подростком, если родители до сих пор стараются во всем ограничивать? Проблема современных детей в том, что они слишком самостоятельны. А родители часто этого понять не могут и стараются все еще ограждать ребенка от определенных ситуаций. Нужно дать подростку свободу действий, возможность самостоятельно решать собственные проблемы. Только тогда ребенок будет чувствовать себя взрослым человеком и поступать как взрослый.

Проблема 5: вредные привычки

Жизнь подростка нелегка. Именно поэтому часто дети стараются избавиться от этих проблем посредством вредных привычек. Выпил бутылку пива — и жизнь кажется веселей. Что нужно делать родителям, чтобы этого не случилось? Первое — подавать правильный пример. Если родители выпивают, почему же этого нельзя делать и подростку? Курить же дети начинают в знак протеста, это также стоит учитывать. А если ребенок сбегает от реальности в виртуальный мир, значит родителям нужно постараться изменить реальность и сделать все, чтобы в жизни было лучше и интересней, нежели в Интернете.

источник