Меню

Ландышевый почему в суффиксе е

О Е после шипящих в прилагательных

Особенности написания О/Е после шипящих в прилагательных

В русском языке достаточно часто делают ошибки при написании О Е после шипящих в прилагательных. В зависимости от морфологических особенностей слова, выделяют правила употребления О/Е в суффиксах и в окончаниях прилагательных.

Написание О Е после шипящих в суффиксах прилагательных

Правописание суффиксов прилагательных после шипящих зависит от того, употребляется суффикс слова под ударением или без:

  • О после шипящихпод ударением пишется в прилагательных с суффиксами -ов-, -он-, в том числе в притяжательных прилагательных (холщовый, грошовый, моржовый, смешон).
  • Е после шипящих без ударения пишется в соответствии с произношением (нежен, грешен, нужен).
  • Е после шипящихпод ударением пишется в отглагольных прилагательных с суффиксом -ен- (жженый, моченый, тушеный), при этом в суффиксе произносится не Е, а О.

Написание О Е в окончаниях прилагательных после шипящих

В окончаниях прилагательных после шипящих написание О/Е зависит только от ударения:

  • Под ударением всегда пишется О (меньшой, чужой, свежо);
  • В безударных окончаниях – всегда употребляется Е (свежего, прочего, рыжего).

При употреблении прилагательного в значении существительного написание в слове О/Е может меняться (сравните: большой дом – хотеть большего).

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 365.

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Особенности написания О/Е после шипящих в прилагательных
  2. Написание О Е после шипящих в суффиксах прилагательных
  3. Написание О Е в окончаниях прилагательных после шипящих

Бонус

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Юлия Казакова 275
  2. 2. Миша Дегтярев 261
  3. 3. Алина Сайбель 140
  4. 4. Алина 98
  5. 5. Марк Абрамов 90
  6. 6. Алю Миний 87
  7. 7. Дмитрий Аравин 75
  8. 8. Ибрагим Мургустов 73
  9. 9. Надежда Лавренова 72
  10. 10. Раджиш Гоголев 69
  1. 1. Мария Николаевна 12,890
  2. 2. Лариса Самодурова 12,185
  3. 3. Liza 11,650
  4. 4. TorkMen 10,816
  5. 5. Кристина Волосочева 10,785
  6. 6. Ekaterina 10,691
  7. 7. Лиса 10,545
  8. 8. Юлия Бронникова 10,530
  9. 9. Влад Лубенков 10,440
  10. 10. Вячеслав 10,270

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

источник

Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий

Написание букв «о» или «е» после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий зави­сит от уда­ре­ния.

Алгоритм выбора букв о/е после шипящих

Чтобы выбрать бук­ву «о» или «е» после шипя­ще­го, дей­ству­ем поша­го­во, исполь­зуя сле­ду­ю­щий алго­ритм.

  • Первый шаг — опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во.
  • Второй шаг — раз­бор сло­ва по соста­ву (мор­фем­ный раз­бор), что­бы выяс­нить, в какой его части нахо­дит­ся орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма.

Разобрав сло­во по соста­ву, убе­дим­ся, что это суф­фикс или окон­ча­ние суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го или наре­чия. Тогда, что­бы пра­виль­но напи­сать после шипя­ще­го соглас­но­го бук­ву «е» или «о» в суф­фик­се или окон­ча­нии слов этих частей речи, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

Рассмотрим, как дей­ству­ет это пра­ви­ло, на при­ме­рах слов ука­зан­ных частей речи.

Написание букв о/е после шипящих у существительных

У суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих кор­ня в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях форм тво­ри­тель­но­го паде­жа напи­шем бук­ву «о».

слуш о́к , сун­дуч о́к , прыж о́к ;

девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;

с силач о́м , борщ о́м , под стел­лаж о́м , тираж о́м ;

с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .

Без уда­ре­ния напи­шем бук­ву — «е»:

В заим­ство­ван­ных суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ёр- и в рус­ском сло­ве «уха­жёр» после шипя­щих кор­ня пишет­ся бук­ва «ё»:

Отличаем эти напи­са­ния от сло­ва «мажор» и про­из­вод­но­го при­ла­га­тель­но­го, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых нет ука­зан­но­го суф­фик­са:

мажор н ый — корень/суффикс/окончание.

Имеем в виду, что суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, сохра­ня­ют суф­фикс этой части речи и пишут­ся после шипя­щих кор­ня с бук­вой «ё»:

рас­туш ева ть — рас­туш ёв к а;

пере­коч ева ть — пере­коч ёв к а.

Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных

У при­ла­га­тель­ных ана­ло­гич­но под уда­ре­ни­ем в суф­фик­сах -ов-, -он и окон­ча­ни­ях после шипя­щих соглас­ных кор­ня пишет­ся бук­ва «о».

  • морж о́в ый
  • камыш о́в ый
  • парч о́в ый
  • грош о́в ый
  • еж о́в ый
  • холщ о́в ый
  • смеш о́н (бег­лое «о»)
  • больш о́й
  • чуж о́й

но рыж е му , хорош е й .

Написание суффиксов наречий после шипящих

В соот­вет­ствии с ука­зан­ным орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом в суф­фик­сах наре­чий после шипя­щих соглас­ных осно­вы под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», без уда­ре­ния — «е»:

  • горяч о́
  • свеж о́
  • общ о́
  • голыш о́м
  • нагиш о́м ,

но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е

Видеоурок

источник

Буквы -о- , -е- после шипящих и -ц- в суффиксах прилагательных

Цель урока:

  • познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих;
  • научить учащихся сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи; сформировать и закрепить навык выбора букв;
  • вырабатывать у учащихся навык работы с интерактивной доской.

II. Повторение предыдущего материала.

Орфографическая диктовка. (Работа выполняется по цепочке с одновременным объяснением написания; параллельно запускается презентация на интерактивной доске в режиме Office, слайд № 1.)

(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м.

Учитель. Какое правило было использовано при написании последних слов?
Ученики. Правило о правописании гласных букв о, ё и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и суффиксах прилагательных.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Перед вами на слайде слова, при написании которых вам надо будет использовать ранее полученные знания (Слайд № 2 заполняется на интерактивной доске.)

Вставить пропущенные буквы, обозначая орфограммы.

Учитель. Как вы думаете, почему последние слова выделены другим цветом?
Ученики. Это имена прилагательные.
Учитель. Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков?

(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному.)

Читайте также:  Почему выпадают пломбы молочных зубов

Учитель. Правило о написании гласных ое после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных мы с вами будем изучать сегодня. (Слайд № 3.)

Тема урока
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

Учитель. Вернёмся к тем словам, пропущенные буквы в которых вы ещё не вставили. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных? (Слайд № 4 заполняется на интерактивной доске.)

Ученики. Ставим ударение и выделяем морфемы.
Учитель. Давайте применим данные требования к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?
Ученики. Они падают на разные морфемы.
Учитель. Попробуем сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах имён прилагательных.

IV. Работа с учебником.

Учитель. Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 131 (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.)
Учитель. Теперь давайте сравним объяснение в учебнике с нашей записью.
Учитель. Выполните упражнение № 314. Запишите слова в две колонки, обозначая условия выбора орфограмм. (Слайд № 5.)

V. Закрепление материала.

Распределите слова в колонки таблицы. (Слайд № 6 заполняется учениками на интерактивной доске.)

Гласные о и е после шипящих и ц корень суффикс окончание

Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, причёска, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, жёлтый.

На экране слайд № 7 с текстом упражнения.

В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Учитель. Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали. (Слайд № 8 демонстрируется после выполнения учениками задания. Они сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.)

VI. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке.

Учитель. Чему сегодня научились на уроке? Что помогало? (Слайд № 9)

Подведение итогов

  1. Учились писать буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных.
  2. Помогла постановка ударения.

VII. Домашнее задание. § 55; составить орфографический диктант из 30 слов с повторенными и изученными на уроке орфограммами. (Слайд № 10.)

источник

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Скачать:

Предварительный просмотр:

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

  1. Вспомни все шипящие буквы и запиши их:
  2. Изучи правило по & (стр. ).
  3. Запиши правило в виде схемы:
  1. Замените данные словосочетания словосочетаниями «прилагательные + существительное». Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. Проверь себя по ключу.
  1. Распредели слова в таблицу. Отдай на проверку учителю.

Пищ…вой, лиц…вая, торц….вый, кварц…вый, плюш…вый, свинц…вый, морж…вый, вещ…вой, образц…вый, изразц…вый, еж…вый, ключ..вой, песц..вый, пунц..вый, камыш..вый, холщ…вый.

  1. Ответь на вопросы:

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

  1. Вспомни все шипящие буквы и запиши их:
  2. Изучи правило по & (стр. ).
  3. Запиши правило в виде схемы:
  1. Замените данные словосочетания словосочетаниями «прилагательные + существительное». Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. Проверь себя по ключу.
  1. Распредели слова в таблицу. Отдай на проверку учителю.

Пищ…вой, лиц…вая, торц….вый, кварц…вый, плюш…вый, свинц…вый, морж…вый, вещ…вой, образц…вый, изразц…вый, еж…вый, ключ..вой, песц..вый, пунц..вый, камыш..вый, холщ…вый.

  1. Ответь на вопрос:

Плюшевый медвежонок, песцовый воротник, кумачовая косынка, ситцевое платье, свинцовая пуля, камышовые заросли, моржовый клык, глянцевая бумага, ландышевый запах

Плюшевый медвежонок, песцовый воротник, кумачовая косынка, ситцевое платье, свинцовая пуля, камышовые заросли, моржовый клык, глянцевая бумага, ландышевый запах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Идея урока-путешествия дает возможность связать русский язык и литературу, включить элементы краеведения, а так же помогает формировать у учащихся бережное отношение к .

Данный урок содержит следующие цели: Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно.

Урок сообщения новых знаний. Использование технологии РКМЧП.

Конспект составлен с учётом ФГОС. На уроках использованы разные формы и методы работы. Урок проведён с использованием мультимедийной презентации. На уроке использован оценочный лист. Он составляе.

источник

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Задание А17. Правописание суффиксов

Теоретическая часть

1. Суффиксы прилагательных -ИВ- и -ЕВ-.

В прилагательных суффикс -ИВ- пишется под ударением, а -ЕВ- — без ударения:

крас и́в ый, правд и́в ый, кра ев о́й, стро ев о́й, ма́рл ев ый.

Исключения: ми́лост ив ый, юро́д ив ый.

2. Суффиксы прилагательных -ЧИВ-, -ЛИВ-.

Суффиксы -ЧИВ-, -ЛИВ- пишутся только с гласной И (в русском языке суффиксов -ЛЕВ- и -ЧЕВ- нет):

насто́й чив ый, забо́т лив ый, оби́д чив ый, расчёт лив ый.

НО: эмал ев ый, диагонал ев ый, гуттаперч ев ый (согласные Ч и Л принадлежат корню).

3. Суффикс прилагательных -ЧАТ-.

В суффиксе -ЧАТ- пишется буква А: ступен чат ый, перепон чат ый.

Перед суффиксом -ЧАТ- конечная Ц основы существительного чередуется с Т: крупит чат ый (крупица), реснит чат ый (ресница), черепит чат ый (черепица).

4. Суффикс прилагательных -ИСТ-.

Суффикс прилагательного -ИСТ- пишется только с гласной И:

залив ист ый, надрыв ист ый, раскат ист ый, глин ист ый, плеч ист ый.

5. Суффиксы прилагательных -ОНЬК- (-ЕНЬК-).

В прилагательных после согласных Г, К, Х пишется суффикс -ОНЬК-, после других согласных — ЕНЬК-:

молод еньк ий, тяжёл еньк ий, сух оньк ий.

Возможны варианты написания: лёг оньк ий, лёг еньк ий.

Суффикс -ИНЬК- в прилагательных не пишется.

6. Суффиксы глаголов -ОВА- (-ЕВА-), -ИВА- (-ЫВА-)

В неопределенной форме и в прошедшем времени у глаголов пишется суффикс -ОВА- (-ЕВА-), если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени этот суффикс чередуется с -УЮ (-ЮЮ):

бесед о ва л, бесед о ва ть — бесед ую

потч е ва л, потч е ва ть — потч ую

В неопределенной форме и в прошедшем времени у глаголов пишется суффикс -ЫВА- (-ИВА-), если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени этот суффикс сохраняется:

разгляд ы ва л, разгляд ы ва ть — разгляд ыва ю

расстёг и ва л, расстёг и ва ть — расстёг ива ю.

Примечание. Глаголы с корнем -ВЕД-, имеющие форму 1-го лица на -УЮ(-ЮЮ)-, пишутся с суффиксом -ОВА- в неопределенной форме и в форме прошедшего времени:

исповед ова ть — исповед ова л, проповед ова ть — проповед ова л, завед ова ть — завед ова л (так как исповедую, проповедую, заведую),

но: разве дыва ть — развед ыва л, отвед ыва ть — отвед ыва л, провед ыва ть — провед ыва л, навед ыва ться — навед ыва лся, вывед ыва ть — вывед ыва л (так как суффикс сохраняется).

Глаголы с суффиксом -ЕВА-, -ИВА- не следует путать с глаголами, у которых ударный суффикс -ВА- сочетается с предшествующей корневой гласной А или И. Такая корневая гласная, в отличие от суффиксальной, сохраняется в неопределенной форме у глаголов без суффикса -ВА-:

обви ва ть — обвить, зали ва ть — залить, преодоле ва ть — преодолеть.

В глаголах застр ева ть, затм ева ть, намер ева ться, продл ева ть, растл ева ть пишется суффикс -ЕВА-.

источник

«Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (6-й класс)

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Ход урока

На доске словосочетания (пишут в тетрадях)
  • Чуж…й город
  • Храбрый петуш…к
  • Высокое крыльц…
  • Ш…лковые локоны
  • Храброе сердц…
  • Маленький овраж…к
  • В дремуч…м лесу
  • Укрыть плащ…м
  • Алый флаж…к
  • Сладкий крыж…вник
  • Любоваться пейзаж…м
  • Золотое кольц…
  • Парч…вая накидка

Итак, приступайте к работе. Желаю удачи!

  1. Осмысление нового материала

— Посмотрите на эти словосочетания

  1. Объявление цели и темы урока.

Наша цель – научиться применять правило, видеть условия его применения. Каков же алгоритм этого правила?

На доске
  • Пишу в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц
  • О — под ударением (пунцовый) Е — без ударения ситцевый)

Ещё раз озвучим это правило (3-4 ученика)

Покажите карточкой ту букву, что вы напишете в словах

и

Правило повторить У учителя карточки со словами

Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.”

Правило повторить

— Все ли сочетания написаны верно?

— Какое правило я забыла, написав эти слова с ошибками? А вы его помните?

  1. Итоги урока

источник

Правописание шипящих в суффиксах имен существительных и прилагательных

Ответ

Употребление гласных букв О — Е (Ё) после шипящих в суффиксах

После шипящих под ударением в суффиксах пишется О в соответствии с произношением (если слышится О, без ударения – Е:

Например, под ударением – мешок, пирожок, бережок, половичок, пушок, деньжонки. И без ударения – грибочек, ножечек, цветочек, реченька, ноженька.

2) у прилагательных в суффиксах -ов-, -ев-.

Например, под ударением – ежовый, парчовый, но без ударения – вещевой, биржевой.

3) у притяжательных прилагательных:

4) в суффиксе -он- у кратких прилагательных мужского рода (с беглым о) , а также в родительном падеже множественного числа у существительных женского рода.

Например, смешон, княжон (с ударением) ; но: важен, грешен, нужен (без ударения) ;

Например, под ударением – горячо, общо, свежо, но без ударения – неуклюже, жгуче.

Исключения из правила: ещё.

После шипящих под ударением пишется Е (Ё), хотя произносится О:

1) у глаголов в суффиксе -ёвыва-.

Например, выкорчёвывать, перекочёвывать, пережёвывать.

2) у страдательных причастий прошедшего времени в суффиксе -ённ- (-ён- в краткой форме) .

Например, в полной форме – искажённый, возмущённый, прокажённый, взбешённый, огорчённый.
В краткой форме – заряжён, огорчён, возмущён.

3) у отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на -ить и на -чь

Например, гружёный, копчёный, бережёный.

4) у существительных, причастий и прилагательных, образованных от глаголов на -ить и на -чь

Например: сгущёнка, тушёнка, удручённость.
При этом следует отличать существительные, подчиняющиеся данному правилу, от существительных, образованных от прилагательных с суффиксами -oв-, -ев-. Например, ножовка, поножовщина.

5) в иноязычных словах с ударным суффиксом -ёр-

Например, дирижёр, коммивояжёр, монтажёр, стажёр, а также образованное по аналогии русское слово ухажёр.

Ответ

а) суффиксы -чив-, лив- пишутся с гласным и:

занос чив ый, забот лив ый ;

б) суффикс -ив- пишется под ударением:

суффикс -ев- – в безударном положении:

Исключения: ми́лост ив ый, юро́д ив ый ;

в) суффиксы -ов-, -оват- пишутся после твёрдых согласных:

суффиксы -ев-, -еват- пишутся после мягких согласных, шипящих и ц:

г) суффикс -оньк- пишется после г, к, х:

суффикс -еньк- – после всех других букв:

д) обычно в прилагательных, образованных от географических названий, пишется суффикс -енск-:

суффикс -инск- пишется в следующих случаях:

если прилагательное образовано от географических названий на -а, -я: Ялта → ялтинский, Ельня → ельнинский .Исключения: пензенский, пресненский ; если прилагательное образовано от географических названий на -и, -ы: Химки → химкинский ;

е) в прилагательных на -чий, образованных от существительных на -шка, перед ч:

в безударном положении пишется е:лягушка → лягу́шечий; под ударением – а:лягушка → лягуша́чий.

ж) от существительного ветер могут быть образованы два прилагательных – с суффиксом -ен- ( ветреный ) и с суффиксом -ян- ( ветряной ).

Прилагательное ветреный имеет значение «с ветром» в прямом или в переносном смысле (ср.: ветреный день – день с ветром; ветреный человек → ветреник, ветреница – человек с ветром в голове).Прилагательное ветряной имеет значение «с помощью ветра» ( ветряная мельница – приводится в движение с помощью ветра; ветряная оспа – распространяется по воздуху с помощью ветра);

источник

Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

Урок 46. Русский язык 6 класс

Конспект урока «Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных»

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

· Когда в суффиксах прилагательных после шипящих пишется о?

· Когда в суффиксах прилагательных после шипящих пишется е?

· От чего зависит написание о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

За время своего знакомства с курсом русского языка мы не раз встречались с шипящими. И успели запомнить, что они доставляют нам немало неприятностей!

Проблема в том, что буквы ж, ш, ч, щ обозначают всегда твёрдые звуки или всегда мягкие.

Поэтому некоторые гласные после них читаются одинаково. Вот, например, буквы о и ё после шипящих не различаются по звучанию. Почему так происходит? Просто звучание этих букв не различается после всегда мягких или всегда твёрдых шипящих.

Так что же нужно писать вот в таких словах: парч…вый, холщ…вый, груш…вый, ситц…вый.

Посмотрим на эти слова. Выглядит знакомо, правда?

Не так давно мы говорили о написании гласных после шипящих в суффиксах существительных.

Например, в слове девчонка мы писали о в суффиксе. А в слове реченька – е в суффиксе. Почему так происходило?

Правило, связанное с существительными, выглядит примерно так.

То же самое происходит и с суффиксами прилагательных. В них после шипящих и ц под ударением пишется о, а без ударения – е.

Рассмотрим это правило подробнее.

В суффиксах прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о.

Например: грошовый, большой, ежовый, перцовый, борцовский. Во всех этих словах гласная в суффиксе находится под ударением, поэтому мы пишем после шипящей о.

Без ударения в суффиксах прилагательных после шипящих пишется е. Например, пищевой, вещевой, плюшевый, замшевый, глянцевый и так далее. Во всех словах ударение падает не на суффикс. Поэтому после шипящих мы пишем е.

И значит, мы будем рассуждать так.

Парчовый. Под ударением напишем о.

Холщовый. Под ударением в суффиксе напишем о.

Грушевый. Без ударения в суффиксе напишем е.

Ситцевый. Без ударения в суффиксе напишем е.

Вот хорошо! Такое простое правило – и никаких исключений!

Но так ли это? На самом деле, кое о чём нужно помнить.

Что мы скажем, если увидим закусочную с вот такими вывесками?

Слова тушёные и печёное пишутся совсем не через о.

Но почему? Ведь ударение падает на гласные в суффиксах?

Дело в том, что в суффиксах прилагательных, которые образовались от глаголов, после шипящих пишется ё.

Например, тушёный, печёный, копчёный, мочёный, толчёный.

Да-да! Вот и появилось, как по волшебству, пресловутое ё! Оно появляется в прилагательных, которые мы сразу же можем связать с глаголами. Тушёный – тушить, печёный – печь. И так далее.

Ну, теперь-то в нашей закусочной все правильно? Нет. Слово дешёвое тоже пишется не через о.

В этом прилагательном буква после шипящей входит в состав корня. А в корне под ударением мы пишем ё. Это нужно запомнить.

И нужно не забывать, что правило, о котором мы говорим, одинаково подходит для существительных, прилагательных и наречий.

Свинцом – в суффиксе существительного под ударением после це написали о.

Пунцовый – в суффиксе прилагательного под ударением написали о.

Хорошо – в суффиксе наречия под ударением тоже написали о.

Блестяще – в суффиксе наречия без ударения написали е.

Получается, что в любой из этих частей речи после шипящих в суффиксе будет писаться о под ударением.

Что же нам требуется сегодня запомнить?

При этом в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов, пишется ё (например, тушёный). В слове дешёвый тоже пишется ё.

источник

Буквы о — е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных

Моржовый, камышовый, грошовый, сторожевой, бежевый, баржевый, маршевый, плюшевый, ландышевый.

Парчовый, кумачовый, холщовый, борщовый, ключевой, лучевой, пищевой, вещевой.

Свинцовый, ситцевый, глянцевый, лицевой, кольцевой.

I. 1. Егорушка умылся, надел кумачовую рубаху. (Ч.) 2. На следующее утро, захватив холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото. (Гайд.) 3. Ключевая вода была хололодна и прозрачна. (Дем.)

II. 1. Охотничья тропка растворилась в камышовых джунглях. (Алд.-Сем.) 2. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. (П.) 3. Пунцовая рубаха без пояса вздувалась на боках. (Гладк.) 4. Сероватая скорлупа раковин и камни, глянцевые от влаги скользили под ногами. (И. Панов.) 5. Игривый, бодрый весенний ветерок налетел на старика, пузырем надул за спиной легкую ситцевую рубаху. (В. Кур.)

Выпишите в две колонки: 1) слова с о — е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных; 2) слова с о — е после шипящих в корне слов.

1. Густой, черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш… (Ч.) 2. Хруст веток под отцовскими тяжелыми шагами становился все тише и тише. (Гайд.) 3. Зеленый свет лампочки скудно ложится на дешевую мебель. (Ч.) 4. Сторожевые казаки услышали шорох… (Алд.-Сем.) 5. Тяжелые танцевальные упражнения уже давали свои результаты. (Пол.) 6. Холщовое полотенце отливало голубизною мартовского снега. (Дем.) 7. Сторожевые суда окружили кольцом транспорты. (Пауст.) 8. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. (Кат) 9. И почудилось Алексею, что оттуда доносился тихий взволнованный шепот, человеческий шепот. (Пол.) 10. Язычок над коптилкой сгибался на сторону. (Алд.-Сем.) 11. Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде. (Ч.) 12. Шумела река… вяло пощелкивал парус. (Алд.-Сем.) 13. Раненые лежали на охапке свежего сена и молчали. (Гайд.) 14. Крупчатый снег не задерживался на одежде, ветер больно сек им лицо. (Бык.) 15. Снеговые ели стояли, подмосковный скрипел снежок. (Я. Смел.) 16. Черная лохматая собачонка встретила нас у калитки. (Ю. Гр.) 17. Холодно и ярко сияло на севере тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. (Бун.)

источник