Меню

Кузовная шайба почему так называется

Шайбы и кольца – общий обзор и особенности применения

Шайбы

Шайба – крепёжное изделие, подкладываемое под другое крепёжное изделие для:

  • создания большей площади опорной поверхности,
  • уменьшения взаимного повреждения детали,
  • предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали,
  • уплотнения соединения с прокладкой.

Когда мы говорим о шайбе, то чаще всего представляем себе диск с отверстием посередине. Такая шайба называется круглой плоской и описывается всего тремя размерами: номинальным или внутренним диаметром d, наружным диаметром D и толщиной s.

Номинальный диаметр – это диаметр болта, с которым данная шайба совместима; если болт имеет метрическую резьбу, например, 6 мм, то про шайбу даже говорят, что она имеет диаметр М6. Разницу между наружным и внутренним диаметром, деленную пополам, часто называют шириною шайбы. Отношение внутреннего и наружного диаметра (D/d) также используется при описании шайб. Основной круглой плоской шайбой принято считать шайбу с D/d = 2 +/- 0,3.

Наименование круглой плоской шайбы D/d s
Основная DIN 125 1,71 – 2,35 0,3 – 12
Узкая подкладная DIN 433 1,62 – 2,06 0,3 – 3
Для деревянных конструкций DIN 440 3,21 – 3, 27 2 – 10
Опорная подгоночная DIN 988 1,25 – 2 0,1 – 2
Для пальцев, нормальная DIN 1440 1,36 – 2 0,8 – 8
Для пальцев, грубое исполнение DIN 1441 1,26 – 1,81 0,8 – 14
Для высоконагруженных соединений DIN 6916 1,78 – 1,85 3 – 6
Для пружинных штифтов DIN 7349 2,19 – 2,81 1 – 10
Кузовная (WIDE) 3,75 – 5 1,2 – 1,4
Увеличенная DIN 9021 2,77 – 2,96 0,8 – 5

Как видно, диапазоны размеров шайб очень широки и зачастую перекрываются. Чтобы подобрать необходимую шайбу, удобно пользоваться простейшей таблицей с возможностью фильтрации. Однако и из этих похожих изделий можно выделить весьма специфичные группы.

  • Так шайбы для деревянных конструкций и для зажимов и пальцев отличаются своей толщиной.
  • Шайба для деревянных конструкций имеет исполнение (V) с квадратным отверстием.
  • Опорные подгоночные шайбы в узком диапазоне имеют 8 значений толщин для каждого отношения D/d, которое изменяется незначительно.
  • Кузовная шайба WIDE выделяется своей шириной.

Шайбы для стопорения крепежных деталей с резьбой

Большая группа стопорных шайб ориентирована на стопорение крепежных деталей с резьбой. Наиболее распространённым и популярным вариантом является пружинная разрезная шайба DIN 127 B или шайба Гровера. Несмотря на то, что стандарт DIN 127 отменён как морально устаревший, до сих пор эта шайба является одной из самых используемых стопорящих шайб. Однако вместо неё всё чаще применяются различные типы стопорных шайб.

Шайба стопорная клиновая INFIX

Эффективное решение проблемы самопроизвольного откручивания – клиновые шайбы INFIX, которые гарантируют надёжность резьбового соединения в условиях вибрации и динамических колебаний.

Система клиновых шайб INFIX состоит из двух одинаковых шайб, каждая из которых имеет на одной стороне клиновые выступы, а на другой – радиальную зубчатую насечку. При сборке болтового соединения шайбы устанавливаются клиновыми сторонами друг к другу. Угол клина α больше угла подъёма резьбы β.

В процессе затяжки клиновые выступы становятся в упор и шайбы не могут повернуться по клиновым поверхностям в направлении затягивания. Радиальные зубцы вдавливаются в сопрягаемые поверхности, и между ними образуется жёсткая связь. При отвинчивании, в том числе и самопроизвольном, клиновые поверхности шайб создают дополнительное осевое усилие, увеличивающее необходимый для откручивания крутящий момент.

  • не требует предварительной подготовки и очистки деталей
  • возможно многократное использование без потери качества
  • легкий монтаж-демонтаж
  • сертифицированная система закрепления
  • предназначены для систем, работающих в условиях вибрации и динамических нагрузок

Подробнее об этих шайбах вы можете прочитать в статье на нашем сайте или посмотреть обзорный ролик на канале ЦКИ в YouTube.

Стопорные шайбы с лапками

Шайбы стопорные с лапками DIN 93 и DIN 463 предназначены для стопорения болтов и гаек, преимущественно на углах и гранях.

Шайбы многолапчатые DIN 5406 и DIN 70952 используются в комплекте с круглыми гайками для стопорения подшипников качения. Отличаются между собой расположением зубьев и ориентацией фиксирующей лапки.

Стопорная упорная быстросъёмная шайба

Шайба стопорная упорная быстросъемная DIN 6799 предназначена для быстрого монтажа (или демонтажа) в канавке на валу.

Стопорная шайба Star-Lock

Шайба стопорная Star-Lock предназначена для быстрого монтажа (или демонтажа) на валу. Бывает в двух исполнениях: А – открытая; В – с колпачком. Также существуют варианты для квадратных валов, различных внешних диаметров.

Подробнее можно ознакомиться в обзорном ролике.

Шайбы сложных форм

Шайбы более сложных форм имеют специфическое применение.

Контактная рифлёная шайба

Контактная рифлёная шайба имеет на рабочей поверхности острые выступы, предназначенные для процарапывания покрытия или продуктов коррозии и тем самым обеспечивающие надёжный контакт соединения.

Стопорные шайбы с зубцами и насечками

Также существуют несколько вариантов упругих стопорных шайб с зубцами и различными типами насечек. Изготавливают их чаще из пружинной стали и наносят цинк-ламельное покрытие. Разные производители называют их по-разному: SCHNORR, Sperrkant или просто по номеру артикула, – но принцип работы и габариты у них схожи. В основном различают по наружному диаметру – узкие, средние и широкие.

Кольца

Родственными по отношению к стопорным шайбам являются стопорные кольца. Родство настолько близкое, что не всегда понятно, почему одни из них – шайбы, а другие – кольца. Кольца также применяются для стопорения на валах или отверстиях. Иногда их называют кольца Зегера. Среди нескольких конструкций стопорных колец в ассортименте ЦКИ представлены только эксцентрические кольца в нормальном исполнении.

Кольцо уплотнительное DIN 7603 A предназначено для резьбовых пробок. Для качественного уплотнения кольца должны быть мягкие, поэтому их изготавливают из чистых отожжённых металлов – меди или алюминия. В ассортименте ЦКИ имеются только медные кольца. При большом разнообразии диаметров они имеют только четыре толщины.

источник

Виды шайб. Вы даже не представляете, какие они бывают.

Доброго дня, дорогие читатели!

Пришла пора завершить с гайками и перейти к шайбам. Небольшая статья по видам шайб. Есть такие шайбы, которые мало известны. Причем, многие даже и не знают, что такие шайбы бывают в природе. Да, может, оно и не нужно, ведь некоторые позиции узкопрофильные и довольно специфические.

Ну, меньше воды — перейдем к делу.

В основном шайбы нужны для того, чтобы:

  • увеличить площадь прижатия, что позволяет не понять мягкий материал;
  • исключить проваливание гайки или болта в отверстие.

1. По диаметру. Обычно, по внешнему диаметру редко мерят. Поэтому и мы возьмем только разделение по внутреннему диаметру. В основном бывают следующие размеры: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 30, 36 и так далее.

2. По ширине полей. Говоря простыми словам, можно выделить 2 вида шайб в этой классификации: широкие и узкие . Причем, внутренний диаметр остается неизменным. То есть, шайба М8 бывает с широкими полями и бывает с узкими.

4. По форме. Это, пожалуй, самая большая и самая важная классификация, поэтому ей я уделю чуть больше внимания:

  • Шайба плоская (ГОСТ 11371 или DIN 125). Это самая классическая в нашем представлении.
  • Шайба плоская увеличенная (ГОСТ 6958 или DIN 9021). Еще ее называют усиленной, так как она имеет увеличенные поля.
  • Шайба гроверная (ГОСТ 6402 или DIN 127). Еще ее называют пружиной, спороной шайбой или просто гровером. Используется в тех случаях, когда необходимо исключить возможность самопроизвольного откручивания гайки.
  • Шайба стопорная клиновая. Также она имеет обозначение Infix. Точнее будет сказать не одна шайба, а комплект шайб, так как их две. Конструкция одной шайбы представляет собой плоскую пластину с отверстием внутри. С одной стороны шайбы находятся клинья, а с другой стороны мелкие зубчики. Вторая часть комплекта идентична первой.
    При использовании шайбы кладут клиньями друг ко другу, что в том числе за счет мелких зубцов сдерживает болт или гайку от самопроизвольного откручивания.
  • Шайба кровельная. В основном идет сразу в комплекте с кровельными саморезами. Однако же в некоторых местах продается и отдельно.
    Внешне похожа на шайбу слегка конуснообразной формы, состоящей из тонкой металлической пластины и резиновой прокладки (EPDM).
  • Шайба стопорная быстросъемная . DIN 6799. Как понятно из названия — ее можно быстро снять и также быстро установить не прибегая к откручиванию болта/винта.
Читайте также:  Почему набухают яички у мальчиков

Вот некоторый список шайб. Некоторые из них известны всем, а про некоторые мало кто слышал или знает.

Всего вам хорошего! Подписывайтесь на канал. И если информация была полезной, ставьте лайки. Впереди много интересного!

источник

Кузовная шайба — что это?

В строительном мире все материалы, скрепляющие элементы и вспомогательные изделия имеют определенные наименования, состоящие зачастую из аббревиатуры и цифр. Для наиболее используемых в ходу «клички». Специалисты знают, что, например, ГОСТ 6958 относится к шайбе увеличенной, но в обиходе ее называют просто кузовная. Без ГОСТ и DIN все сразу понимают, о каком именно крепеже идет речь.

Откуда такое название?

Увеличенная или усиленная — это еще другие наименования данной шайбы, характеризующие конструкцию изделия. ГОСТ 6958-78, который является прямым аналогом немецкого стандарта качества DIN 9021, регламентирует самые широкие крепежные элементы из категории шайб. Разрабатывали изначально ее для скрепления элементов в кузовной части. Задача была создать надежное соединение, сопряженное с кузовом из тонколистового материала. Нагрузки на конструкцию при этом способны разрушить болтовое соединение, буквально вырвать с корнем, и широкая шайба увеличивала площадь, по которой распределялось давление на узел. До сих пор увеличенная шайба применяется в аналогичных соединениях.

В настоящее время кузовные работы не включают в себя использование шайб, а название прицепилось и сохранилось.

Нечто подобное происходило с наименованием пружинной шайбы ГОСТ 6402. Гроверная шайба — для знающих людей это ее другое название и прямым аналогом выступает DIN 127. На ценниках в магазинах, в счет-фактурах при доставке будут прописаны сухие ГОСТы на изделия с российских заводов-производителей или латинские DINы к азиатскому крепежу, а при заказе с большей вероятностью закажут «гровер» или «пружинную». Гровер — фамилия английского инженера, который ввел эту шайбу в двигатели своего времени. Остро стояла проблема — повышение надежности конструкции, подверженной вибрации. Болтовое соединения невозможно было остановить от развинчивая никакими известными тогда способами.

Англичанин предложил применять изделие, которое имело зазор в своей конструкции. При установке такая шайба не мешает монтажу гайки, которая фиксируется сверху. Во время демонтажа, вынужденного или вызванного естественным ходом элементов, ослабляющим сцепление узла, гайка упирается в острый край зазора на шайбе. Благодаря этому соединение с метрическим крепежом развинчивается и сохраняет свою целостность и функционал. Если присмотреться, шайба ГОСТ 6402 повторяет собой один виток пружины, поэтому и соответствующее название.

Единственным случаем, где шайба-гровер не применима, это наличие в соединении высокопрочной гайки. Повышенная плотность материала метрического крепежа в этом случае фактически не заметит воздействия кромки гровера на своей опорной поверхности и продолжит движение вверх по резьбе, ослабляя узел.

В настоящее время пружинные шайбы используют во всех сооружениях, которые эксплуатируют при динамических нагрузках.

Несмотря на то, что само крепежное изделие не имеет метрической резьбы, в типоразмере указывается номинальный диаметр резьбы шпильки, винта или болта: М8, М10 и так далее. В зависимости от строительной сферы применяют шайбы маленького размера, например, автоконструкции, станки и компрессорное оборудование, или большого — для возведения ферм конструкций мостовых перекрытий.

источник

Шайба увеличенная DIN 9021

Шайбы относятся к тому типу метрического крепежа, который самостоятельно не выступает. Более того, шайбы вовсе не имеют резьбы, в отличии от гаек, которые также являются вспомогательными крепежными изделиями.

Однако назначение шайб очень существенно. Нельзя заменить другим крепежным элементом шайбу, разве что куском тонкого металлического листа. Впрочем, это также будет имитацией шайбы.

Увеличенная, кузовная или плоская шайба?

Din 9021 наиболее применяемая в строительстве шайба.

Исторически за ней было закреплено наименование кузовная, так как разработана и введена в обиход для автостроительной промышленности. Как известно, определенные стальные элементы, которые используются для конструкций авто, относятся к тонколистным. Любое чрезмерное воздействие на материал может повлечь деформацию. Поэтому при соединении элементов использовалась шайба увеличенная. Например, при сборке кузова, откуда и наименование. В настоящее время сварка заменила все возможные болтовые соединения в кузовной сборке, но преимущества усиленного плоского крепежного изделия распространили на применение в других областях.

Конструкция и маркировка плоской шайбы DIN 9021

Если классический плоский метиз, идущий в немецком реестре стандартизации под номером 125, имеет внешний диаметр чуть больше головки болта или применяемой гайки, то усиленная шайба характеризуется увеличенными размерами.

Геометрические характеристики включают в себя внутренний и внешний диаметры, а также толщину изделия. Маркировка производится по метрическому диаметру крепежного изделия, с которым применяется шайба плоская: … М8 … М10 … М12 … По стандарту DIN 9021 размерный ряд варьируется от номинального диаметра резьбы 2,5 мм до 36 мм; по ГОСТу 6958-78 — от 1,0 мм до 48,0 мм.

Прежде чем купить шайбу увеличенную или стандартную, определитесь с техническими характеристиками, которые подойдут в Вашем проекте. Сравнение диаметров и толщин шайб din 9021 и din 125 для основных номинальных величин резьбы приведены в конце статьи.

источник

Зубчатая шайба – зачем креплению такая страховка?

Для того чтобы закрепить заднее колесо на вилке велосипеда, понадобится зубчатая шайба. Также без нее не сделать надежной фиксации в строительной и промышленной сфере.

Конструкция зубчатой шайбы – в чем секрет надежности?

Шайба относится к вспомогательным приспособлениям, которые подкладываются под крепежные элементы. Их цель заключается в том, чтобы создавать большую площадь опорной поверхности, уплотнять соединения с прокладками, а также уменьшать вероятность повреждения поверхности деталей в месте крепления и предотвращать самоотвинчивание метизов. Зубчатые шайбы по внешнему виду почти не отличаются от обычных гладких, но главная их «изюминка» в том, что по окружности сделаны небольшие зубчики. Такие приспособления также относят к метизной продукции, но они самостоятельно не несут никакой ощутимой пользы, эффект наблюдается только тогда, когда они подкладываются под головки болтов или гаек.

За счет зубчиков отпружинивающий эффект получается более сильный, также дополнительно увеличивается и площадь давления в тех местах, где сделано соединение. Поэтому надежность у них выше, чем у сородичей. Для изготовления этих приспоосблений используется либо углеродистая (при этом поверхность покрывается еще и цинковым покрытием), либо нержавеющая сталь марок А2 или А4. Существует несколько видов зубчатых шайб. В первую очередь их делят по расположению зубчиков, они могут находиться на внутренней или внешней стороне. Также можно привести классификацию и по конструкции, где кроме зубчатой поверхности имеются и еще какие-нибудь особенности. По этому критерию выделяют стопорные, пружинные, врезные, упругие и многолапчатые.

Читайте также:  Почему на setup файл bin

Шайба с внутренними зубьями и другие виды этого изделия

Стопорная шайба с внутренними зубьями обычно применяется как подкладка, с помощью которой предотвращается уменьшение жесткости на деталях, если условия применения вибрационные или деформационные. Ее наиболее часто применяют в конструкциях, где используется болтовое соединение. Также зубчатая стопорная шайба используется вместе со шпильками, винтами, болтами или штифтами, главное, чтобы их размеры подходят друг другу. Эти условия учитывают на мебельных предприятиях и других деревообрабатывающих отраслях, а также в деревянном домостроении.

Стопорная шайба с наружными зубцами применяется при закреплении электропроводов к основной «массе» – типичный ход для автомобильной промышленности. Такие изделия наиболее часто изготавливают из нержавеющей аустенитной стали, также их поверхность дополнительно оцинковывается. Еще при использовании болтов, винтов и других крепежных элементов в электрических цепях применяется дополнительно и контактная шайба с зубцами. Такое сочетание обеспечивает надежный электрический контакт. Главное отличие таких прокладок в том, что обе поверхности рифленые. Бывает еще контактная шайба с внутренними зубьями и рифленая только на одной стороне. Выбирают такие детали в зависимости от типа работы и соединения. Для изготовления данного типа изделий используют пружинную сталь. Отличаются контактные шайбы между собой и покрытием. Они могут быть электрооцинкованными и желтопассированными.

Упругие зубчатые шайбы бывают выгнутые и вогнутые. Наиболее часто зубцы у них расположены внутри. Их используют для крепления деталей у вращающих элементов или для более прочного соединения нескольких деталей сразу. Для их изготовления используется пружинная сталь, нередко производители применяют и нержавеющую (марки А2) или кислотостойкую сталь марки А4. Также в магазинах можно встретить эти изделия из цветных металлов, сплавов, пластика и бронзы.

Зубчатая шайба – маркировка и производство

Зубчатые шайбы выпускаются различных геометрических параметров. Размер и номер изделия будет зависеть от диаметра не только внешнего круга, но и внутреннего. Отличаются шайбы и размером зубчиков. Разные модели этих крепежных элементов имеют свою буквенно-цифровую маркировку . Например, модель DIN 6797 А расшифруется так: буква – это обозначение типа шайбы, в данном случае А – с внешними зубцами; DIN 6797 – нормативный документ, по которому контролируется качество шайбы, в данном случае это немецкий стандарт, что и обозначает аббревиатура DIN.

Изготавливают шайбы на специальных станках штамповочным методом. Самыми популярными на сегодняшний день являются зубчатые шайбы немецких производителей, которые, как мы уже успели заметить, обозначаются сочетанием DIN. В нашей стране самыми надежными и прочными являются приспособления, сделанные по ГОСТу 10462-81. В ГОСТе указываются все параметры, которые следует соблюдать производителю, помимо диаметра большое внимание уделяется числу зубьев и их размеру, а также расстоянию между ними. На наших предприятиях существуют специальные отделы ОТК, где перед продажей вся продукция проверяется на качество и соответствие стандартам. Выбракованные детали возвращаются обратно в цеха.

Бракованные и поврежденные изделия, как правило, восстановлению и ремонту не подлежат. Если во время работы шайба по каким-либо причинам выходит из строя, то повторно ее использовать не следует.

Шайба с зубцами – выбираем качественный товар

Как говорилось выше, основная цель зубчатых шайб – это не допускать самооткручивание прикрепленных деталей. Чтобы соединение оказалось надежным, надо следить за тем, чтобы последовательность установки была верной. Помните, шайба с зубцами устанавливается непосредственно под зажимные гайки, никак иначе. При таком расположении зубчики, сделанные под углом в 30 градусов, обеспечивают максимальный эффект блокирования. При покупке необходимо обращать внимание на качество шайб. Так как они нужны для прочного соединения, то и сделаны должны быть в соответствии со всеми нормами и правилами.

Качество легко определить по внешнему виду. Все зубчики должны быть одного размера и находиться на одинаковом расстоянии друг от друга. Если изделие мелкое, вряд ли будет возможность замерить каждый зубчик, это абсурд, но на просвет хотя бы приблизительно оценить можно, скорее всего, при наличии данный дефект выдаст себя. Обычно производители свою продукцию упаковывают в промасленную бумагу. Так как данные изделия сделаны из металла, то и хранение в таком виде продлит срок их службы. Важно перед покупкой обратить внимание и на цвет металла. Если шайбы с зубьями сделаны из стали, то коррозии на них не должно быть. Если они сделаны из другого металла, то на поверхности должна быть оцинковка. При неправильном изготовлении на таких шайбах могут быть трещины, а это значит, что деталь в недалеком времени покроется налетом ржавчины, а может, просто-напросто лопнет.

Не следует покупать шайбы и с загнутыми зубьями. Это заводской брак, и значит, крепление будет непрочным. Нередко на бракованных изделиях можно увидеть помимо погнутых зубьев еще и их отсутствие, должного качества крепления они, конечно, не обеспечат. Если в упаковке, кроме самих шайб, находится какая-то стружка либо странного цвета масло, то тяжело говорить о тщательном заводском контроле изготовления и реализации продукции. Такой товар могут сбывать мелкие производители без хорошо налаженной технологии, качество вряд ли будет на высоте, вероятность, что шайба лопнет через короткий промежуток времени, довольно высока.

источник

Крепежные шайбы и их виды

Само название “шайба” пошло от немецкого “Scheibe”. Установка шайбы под головку болта, винта, шурупа, самореза, гайки предотвращает разрушение основания, так как увеличивается площадь прижима и нагрузка распределяется более равномерно. С ее использованием увеличивается усилие затяжки.

Виды шайб

Шайбы плоские круглые нормальные по ГОСТ 11371 — “классические” изделия какими их представляет большинство обывателей. Конструктивно представляет стальной круг с отверстием внутри под стержень крепежного изделия. Стандартом ГОСТ 11371 предусмотрено изготовление шайб для крепежа диаметром от 1 мм до 48 мм. Также при более высоких требованиях к площади опорной (прижимной) поверхности метизной промышленностью выпускаются увеличенные плоские круглые шайбы по ГОСТ 6958, уменьшенные по ГОСТ 10450.

Пружинные шайбы — особый вид крепежа. Часто их также называют “шайба Гровера” или просто “гровер”. Название гровер пошло от имени известного английского инженера, который его изобрел. Пружинная шайба выполнена в форме кольца с косым разрезом и разведенными краями. Такие метизы изготавливаются из сталей с высокими пружинистыми свойствами. При зажиме пружинная шайба создает усилие на гайку или головку крепежа, врезается в него косым срезом и препятствует его самопроизвольному отвинчиванию. Шайбы Гровера выпускаются по ГОСТ 6402, DIN 127, DIN 7980.

Шайбы с зубьями также предназначены для защиты резьбового соединения от самопроизвольного откручивания. После затяжки с требуемым усилием зубья деформируются (сжимаются), создают растягивающее усилие на крепеж и препятствуют его отвинчиванию. Шайбы с зубьями широко используются в машино- и автомобилестроении, в приборостроении и других отраслях. Метизы с внутренними зубьями производятся по ГОСТ 10462, с наружным — по ГОСТ 10463.

Еще один вид шайб предназначенный для стопорения шестигранного крепежа (болтов и гаек) — шайбы стопорные с лапкой. Специальные выступы после затяжки соединения загибаются вплотную к грани шестигранника и не дают соединению открутиться. Производятся в соответствии с ГОСТ 13463.

Читайте также:  Почему на дюкане можно крахмал

Все виды шайб выпускаются черными и с защитным антикоррозионным покрытием. Наиболее часто для защиты от коррозии применяют гальваническое цинкование.

Существуют и другие, менее распрос

траненные виды шайб — для пальцев, косы, тарельчатые и другие. На сайте оптового поставщика крепежа компании Машкрепеж можно детальнее ознакомиться с различными крепежными шайбами, посмотреть стандарты, воспользоваться метизным калькулятором.

источник

Шайба — важный элемент резьбового соединения

В составе резьбового соединения шайба малозаметная, но очень значимая составляющая. В зависимости от конструкции такие метизы могут иметь разное назначение. Одни увеличивают опорную площадь, другие предотвращают самоотвинчивание, третьи — обеспечивают защите от проникновения жидкости. Ниже обзор наиболее популярных видов шайб, их назначение, конструкция, технические характеристики и свойства.

Шайба плоская

Классический состав резьбового соединения — болт, гайка, плоская шайба. Задачи шайбы следующие:

  • равномерное распределение нагрузки на основания скрепляемых материалов
  • увеличение площади прижима
  • предотвращение повреждения скрепляемых материалов

Конструктивно она представляет собой, выштампованный из металла круг с отверстием посредине. Диаметр внутреннего отверстия соответствует (чуть больше) диаметру стержня болта, винта, шпильки. Производство стандартных плоских шайб регламентируется стандартами ГОСТ 11371, DIN 125. При повышенных требованиях к площади прижима требуются метизы с увеличенным диаметром. Такие производятся в соответствии с ГОСТ 6958 и DIN 9021. Наружный диаметр увеличенной плоской шайбы примерно в три раза больше внутреннего диаметра. Для примера, если обычная плоская шайба ГОСТ 11371 для крепежной детали М10 имеет наружный диаметр 20 мм, то увеличенная, по ГОСТ 6958 — 30 мм.

Плоские шайбы также в определенной степени, при незначительных динамических нагрузках, предотвращают самопроизвольное отвинчивание крепежных деталей. При устройстве металлоконструкций скрепляемых высокопрочным крепежом (болты и гайки) применяются специальные изделия по ГОСТ Р 52646. Из изготавливают из улучшенных сталей, показатель твердости HRC находится в пределах 35. 45. Плоские шайбы выпускаются без покрытия, оцинкованными, с другими типами металлизированных и неметаллизированных покрытий.

Пружинная шайба (гровер)

Один из недостатков резьбового соединения — самопроизвольное раскручивание под влиянием вибрационных, динамических нагрузок. Особо актуально такая проблема стоит в автомобиле- и станкостроении, при производстве оборудования. В конструкциях, содержащих движущиеся части. Одно из недорогих решений такой проблемы — установка под болт или гайку пружинной шайбы. Другое, часто используемое, название такого крепежа — “гровер”, в честь ее английского изобретателя Джона Гровера.

По конструкции крепеж выполнен в виде кольца с разрезом наискось под углом около 70 град и разведенными в стороны краями. Материалом для изготовления метизов служит квадратная проволока с высокими пружинными свойствами. При затяжке за счет сжатия гровера на соединение действует дополнительная продольная сила, препятствующая самопроизвольному раскручиванию. Кроме этого, раскручиванию препятствует и угол разреза, который упирается в торец крепежной детали. Гроверы хорошо работают при изменяющихся продольных нагрузках на соединение, но не защищают от самораскручивания при поперечных.

Пружинные шайбы производятся в соответствии со стандартами ГОСТ 6402, DIN 7980, 127. При затяжке закладных, стыковых, клеммных болтов, ввинчивании шурупов-глухарей в ж/д скреплениях применяются специальные двухвитковые пружинные шайбы по ГОСТ 21797.

Шайба стопорная с зубом

Более современный крепеж для предотвращения самоотвинчивая резьбового соединения — шайба стопорная с зубом. Такой крепеж востребован, в частности при производстве бытовой техники и оборудования. При сборке электроинструмента, стиральных и посудомоечных машин, бытового строительного оборудования под головку винта или болта, гайку подкладывается стопорная шайба. Такое решение является недорогим и вполне надежным.

Конструктивно стопорная шайба с зубом имеет внутренний или наружный край в форме зуба и повернутый относительно основной плоскости на угол до 45 град. Зубья могут производиться методом насечки или вырубки. Направление поворота правое. Метизы производятся из пружинных сталей, имеющих высокую твердость, обладающими высокой упругостью..

Крепеж изготавливается в соответствии с ГОСТ 10463, DIN 6798. Сортамент стопорных шайб с зубом по ГОСТ представлен небольшими диаметрами — от 2 до 24 мм (по DIN до 30 мм). Они изготавливаются их углеродистых сталей, латуни, нержавейки.

Шайбы NORD-LOCK

Шайбы NORD-LOCK — прогрессивный крепеж в резьбовых соединениях. Его применение предотвращает самораскручивание соединения. Особая конструкция такого крепежа не только предотвращает самопроизвольное отвинчивание, но также и сохраняет предварительное натяжение в соединении.

В крепежном изделии NORD-LOCK применен стопорно-клиновой эффект для сохранения прочности соединения. В основе фиксации соединения с помощью таких метизов лежит в первую очередь предварительное натяжение (в обычных трение). Конструктивно шайба NORD-LOCK состоит из 2 шайб нижняя и верхняя сторона которых имеет форму зубцов (клиньев), препятствующих спонтанному отвинчиванию.Благодаря конусообразной форме, в соединении долго сохраняется предварительное натяжение даже если болт и гайка из “релаксирующего”, мягкого материала.

Интернет-магазин Крепком предлагает купить шайбы, болты, гайки, шпильки и другой крепеж по привлекательным ценам. У нас большой выбор способов оплаты, отправка товара транспортными компаниями в любой город.

источник

Кузовная шайба почему так называется

Шайба (деталь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шайба. Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe) кре … Википедия

Шайба (машиностроение) — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe) деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали … Википедия

Шайба (деталь машины) — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe) деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали … Википедия

Шайба (метизы) — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe) деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали … Википедия

ГРОВЕРА ШАЙБА — пружинящее с разрезом кольцо, надеваемое на путевой болт. Г. ш. помещается между накладкой и гайкой для смягчения резких ударов, передаваемых накладками на болты, н для сохранения своей упругостью натяжения болтов. Изготовляется из стали большой… … Технический железнодорожный словарь

ШАЙБА — (нем. Scheibe) в машиностроении подкладка под гайку или головку болта в виде плоского кольца. Ш. защищает поверхность детали при затягивании гайки и увеличивает опорную поверхность. Для предупреждения самоотвин чивания гаек применяют разрезные… … Большой энциклопедический политехнический словарь

пружинная шайба — Ндп. шайба Гровера Разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при ее упругой деформации под нагрузкой [ГОСТ 27017 86] Недопустимые, нерекомендуемые шайба… … Справочник технического переводчика

пружинная разрезная шайба — шайба Гровера — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы шайба Гровера EN lock washer … Справочник технического переводчика

Пружинная шайба — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe) деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали … Википедия

ПРУЖИННАЯ ШАЙБА — 2.27. ПРУЖИННАЯ ШАЙБА Ндп. Шайба Гровера Разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при ее упругой деформации под нагрузкой ГОСТ 27017 Источник: РМ 4 239… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

источник