Меню

Курсовая работа это проект почему

Написание курсовой работы (проекта)

Методические рекомендации

по написанию курсовой работы (проекта) для студентов дневной и заочной формы обучения по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление»

Составитель О.В. Соколова

Курсовая работа (проект) – это самостоятельный научный труд студента. В этом заключается ценность и польза данного вида работы для самого студента. Существующие на сегодняшний день способы и методы поиска информации упрощают процесс написания курсовой работы (проекта), однако любые данные следует обрабатывать и придавать им личностный характер автора работы. Курсовая работа (проект) является частью учебного процесса, в ходе работы над которым студент должен приобрести и продемонстрировать следующие умения и навыки:

– умение отбирать источники, классифицировать их, анализировать источник, извлекать из него информацию, проверять информацию на достоверность;

– знание литературы по истории изучаемого вопроса, умение устанавливать преемственность точек зрения, умение применять сравнительный анализ разных взглядов на один и тот же вопрос;

– знание правил библиографического оформления сносок и списка использованных источников и литературы.

Основной задачей работы над работой (проектом) является научный характер работы студента, новые гипотезы в отношении уже изученных, исследование совсем неизученных и малоисследованных явлений и процессов.

Данные методические рекомендации позволят разобраться в вопросах структуры курсовой работы (проекта) и порядка ее оформления.

Общие положения

Курсовая работа (проект) представляет собой:

— изложение основных результатов исследования с учетом теории и практики в пределах выбранной студентом темы;

— авторский труд студента, формирование его личного отношения к исследуемой теме;

— проявление студентом умения последовательно, ясно и аргументировано излагать свои мысли.

Цель курсовой работы (проекта) – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по отдельной учебной дисциплине. Руководство, контроль хода написания работы (проекта), консультирование и методическую помощь студенту оказывает научный руководитель. Работа по выбранной теме требует от студента не только знаний основ методологии исследования, творческого мышления, но и профессионализма. Особенность курсовой работы (проекта) состоит в том, что в ней должна быть видна взаимосвязь теоретических положений с практикой, повседневной жизнью и будущей профессиональной деятельностью студента. Любая курсовая работа (проект) – это возможность для студента продемонстрировать свои знания, которые он усвоил, в процессе изучения определенной части учебного материла. Выполняя работу (проект), студент учится самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию в сторонних источниках, анализировать ее, и составлять отчет по собранному материалу. Вдобавок ко всему, студент учится делать выводы по поставленному вопросу, и отстаивать свою точку зрения на защите курсовой работы (проекта).

Процесс написания курсовой работы (проекта) включает в себя ряд этапов:

2. Разработка рабочего плана написания курсовой работы (проекта).

3. Написание курсовой работы (проекта).

4. Оформление работы (проекта).

6. Защита курсовой работы (проекта).

Тема курсовой работы (проекта) выбирается из перечня, составленного преподавателем. Студент также вправе самостоятельно определить тему, не указанную в перечне, с условием обязательного соответствия ее требованиям государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. Зачастую самостоятельно темы студентом выбираются в случае:

1) стремления исследовать вопросы практики применения теоретических положений;

2) профессионального интереса в области малоизученной проблемы.

Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко. Следует иметь в виду, что темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, студент должен быть нацелен на глубокое исследование, обращение к специализированным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной проблеме. Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем. В обоих случаях исследовательская деятельность студента выходит на первый план. При затруднении в выборе темы студент может обратиться за помощью к научному руководителю.

Выбранная тема курсовой работы (проекта) утверждается приказом заведующего кафедрой. Последующие изменения темы допускаются лишь в исключительных случаях по ходатайству самого студента или инициативе научного руководителя по заявлению на имя заведующего кафедрой. Конкретная тема дается лишь одному студенту учебной группы, повторений темы не допускается.

3 Разработка рабочего плана написания курсовой работы (проекта)

При разработке рабочего плана следует предварительно продумать цели работы, ее структуру, методику исследования, направления раскрытия вопросов. Рабочий план составляется в произвольной форме, представляется научному руководителю и с учетом замечаний и предложений корректируется и уточняется. Основные разделы плана: подготовительный этап, рабочий этап, заключительный этап.

На подготовительном этапе студенту ставится задача определения объема информации для написания курсовой работы (проекта), ее поиска и сбора. Этот этап включает в себя сбор информации из печатных и электронных источников, систематизацию отобранного материала, составление плана курсовой работы (проекта) и предоставление его на утверждение научному руководителю. Рабочий этап представляет собой творческий процесс по написанию чернового варианта проекта по утвержденному плану. При этом студент формирует личностное отношение к исследуемой теме, работает над основными выводами по главам и параграфам, оформляет библиографию, цитаты, сноски, представляет черновой вариант на проверку научному руководителю. Заключительный этап предполагает окончательную доработку работы (проекта) с учетом замечаний научного руководителя, оформление работы (проекта) в соответствии с установленными требованиями, защиту работы (проекта) и получение отметки.

Написание курсовой работы (проекта)

Сбор информации – это один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента. Следует ознакомиться с нормативно-правовым материалом, большим количеством литературы, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов. Наиболее практичным является изучение учебников и учебных пособий для высших учебных заведений по данной дисциплине, а затем следует переходить к иным источникам научной, специальной и иной литературы.

Анализ и обобщение информации

В процессе работы с материалами необходимо делать заметки и выписки, составлять структурированные конспекты. Вся информация должна классифицироваться на два вида: аналитическая информация, где студенту следует указать причины и следствия изучаемых процессов; иллюстративная информация, которая наглядно констатирует уже сложившийся факт. Собранный материал ложится в основу курсового проекта.

Приступая к написанию текста, студент должен иметь в виду:

— работа (проект) должна быть выполнена на высоком теоретическом, правовом, грамматическом уровнях: информация в работе обязательно носит актуальный характер; следует использовать действующие нормативно-правовые акты; излагаемые данные должны соответствовать правилам научного изложения материалов;

— в работе (проекте) должен быть дан анализ современного состояния исследуемого вопроса;

— помимо анализа теоретических аспектов, в работе (проекте) следует рассмотреть практику применения исследуемых положений на примере конкретного объекта исследования, соответствующего специфики направления «Государственное и муниципальное управление»;

— работа обязана быть безупречно грамотна. Наличие в ней грамматических, стилистических и орфографических ошибок резко снижает ее ценность, даже если работа имеет новаторский характер;

— работа пишется от третьего лица, соответственно запрещается использование таких оборотов как: «я», «по-моему мнению», «мной» и прочее не допускаются. Следует писать: «по мнению автора работы», «в проведенном исследовании были…», «можно сделать, следующие выводы…».

Если курсовая работа (проект) не соответствует предъявляемым требованиям, студент будет обязан в установленный срок доработать или оформить ее заново, устранив все недостатки.

Оформление проекта

Порядок оформления курсовой работы (проекта) регламентируется ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». По ГОСТ 7.32-2001:

1) текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала;

2) цвет шрифта – черный. Размер шрифта (кегль) – не менее 12. Обычная практика – кегль 14. ГОСТ не определяет тип шрифта, но обычно – Times New Roman;

3) размеры полей: правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм, левое – не менее 30 мм;

4) страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки;

5) титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится.

6) в конце страницы не допускается наличие пробелов (функции: разрешить висячие строки и разрывать абзац);

7) отступы до и после абзацев равны нулю;

8) разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Основными структурными элементами курсовой работы (проекта) являются главы и параграфы. ГОСТ не дает четких правил оформления структурных элементов. Названия глав и других структурных элементов работы размещают в середине строки без точки в конце, без подчеркивания, без абзацного отступа. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы. Такие структурные элементы как Содержание, Введение, Заключение, Список использованных источников и Приложения пишутся прописными буквами: «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения».

Читайте также:  Почему моя собака постоянно облизывается

Главы нумеруют сквозным порядком арабскими цифрами с указанием слова «Глава». Главы делятся на параграфы, которые в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты (и более мелкие разделы). Если глава делится на параграфы, то их должно быть не менее двух.

Номер параграфа состоит из номера главы и параграфа в главе, разделенных точкой.
В конце номера точка не ставится. Аналогичным образом нумеруются и пункты в параграфе (например: 2.4.2 Анализ результатов). Заголовки параграфов, пунктов и подпунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Объем одного параграфа не должен быть не менее пяти страниц печатного текста. Новый параграф начинается сразу за предыдущим, отступая от текста три интервала (одну пустую строку).

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 интервалам. Следовательно, если работа (проект) напечатан интервалом 1,5, то это значит, что расстояние между заголовком и текстом равно одной пустой строке. Расстояние между заголовками главы и параграфа также.

Курсовая работа (проект) имеет следующую структуру:

2. Задание на курсовую работу (проект).

5. Основной текст (главы, параграфы).

7. Список использованных источников.

На титульном листе должно быть:

— наименование учебного заведения (университета, факультета, кафедры);

— обозначение характера работы (курсовой проект);

— фамилия, имя, отчество студента;

— фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководителя;

— подпись научного руководителя;

— название города, в котором находится данное учебное заведение;

Образец оформления титульного листа дается в настоящих рекомендациях (Приложение 1). Следующим за титульным листом, следует расположить бланк для отзыва научного руководителя (Приложение 2).

Задание на курсовую работы (проект)

Задание содержит тему работы (проекта), структуру, зависящую от конкретной учебной дисциплины и рекомендуемую в соответствующих методических указаниях, рекомендуемые литературные источники, срок сдачи курсовой работы (проекта) на проверку, дату выдачи задания в соответствии с установленным в методических указаниях графиком работы над работой (проектом). Задание на работу (проект) подлежит утверждению заведующим выпускающей кафедрой. Задание должно быть, подписано научным руководителем. Форма задания указана в Приложении 3. Листы с отзывом и заданием, являются составляющими титульного листа, поэтому их не нумеруют и не считают. Они вместе с титульным листом составляют лист номер 1.

После титульного листа следует содержание (лист не нумеруется). Слово «СОДЕРЖАНИЕ» размещается по центру страницы в виде заголовка прописными буквами без абзацного отступа. В содержании указываются названия глав и параграфов с указанием страниц, на которых они расположены. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Поэтому допускается уменьшение шрифта или интервала, но не менее 12 кегля и одинарного интервала. Содержание следует оформить в соответствии с образцом Приложения 4.

Введение – это пролог всего исследования, оно представляет его модель. Здесь излагается весь научный аппарат, которым руководствуется исследователь, выполняя поисковую работу. На его основе научный руководитель анализирует качество выполнение работы (проекта) и оценивает: насколько глубоко осознана и понята актуальность темы, достигнута ли поставленная цель, правильно ли подобраны методы исследования и грамотно ли они использованы и т. д.

Во введении курсовой работы (проекта) обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методы исследования, кратко излагаются известные подходы к ее раскрытию в литературе, цель исследования, его теоретическое и практическое значение, определение временных границ предмета темы. Обзор используемых источников и литературы должен содержать оценку их (положительную или отрицательную) автором в рамках исследуемой проблемы. Дается общая характеристика структуры работы. Объем введения не должен превышать 2-3 страницы.

Подразделы введения следует располагать в указанном порядке:

1. Актуальность исследования.

2. Цели и задачи исследования.

5. Методологическая и теоретическая основа исследования.

6. Информационная база исследования.

7. Научная новизна исследования.

8. Практическая значимость работы.

Подготовка введения требует внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы (проекта). Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и практической значимости решения проблемы. При написании этой части введения следует воспользоваться обоснованием актуальности темы курсовой работы (проекта) в процессе выбора и утверждения темы.

Цели и задачи исследования содержат формулировку главной цели, которая видится в решении основной проблемы курсовой работы (проекта). В соответствии с основной целью следует выделить целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу работы (проекта). Задача всегда представляет действие, поэтому формулировки должны включать в себя такие речевые обороты как: изучить, исследовать, определить, рассмотреть, проанализировать и подобное.

Объект исследования представляет область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Например, тема курсовой работы (проекта) «Право совместной собственности супругов», объектом является «право собственности». Предмет исследования более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется работа (проект), вследствие чего он непосредственно отражается в теме. Благодаря его формулированию в курсовой работе (проекте) из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. Например, объект работы – отношения между государством и обществом, предмет – договор социального найма жилья.

Формулирование методологической и теоретической основы сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема проекта. Так, например, в исследованиях, посвященных государственному и муниципальному управлению, принято упоминать в качестве основы политологию, государственное регулирование экономики, муниципальный менеджмент, региональную экономику, программно-целевое планирование и управление и прочее. Отдельной строкой следует указать использованные в работе (проекте) методы исследования, такие, как методы системного анализа, математические, статистические методы, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод моделирования, метод экспертных оценок, теоретический, исторический, графический методы и другие.

В нескольких строчках подраздела «Информационная база исследования» указывается, что в числе информационных источников курсовой работы (проекта) использованы:

а) научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров и т.п.;

б) статистические источники: отечественные и зарубежные статистические материалы, отчеты органов государственной, региональной, ведомственной статистики, материалы разных организаций, фондов, институтов и т.п.;

в) официальные документы: кодексы законов, законодательные и другие нормативные акты, в том числе положения, инструкции, доклады и т.п.;

г) результаты собственных расчетов и т.п.

Признаки новизны и ее конкретные элементы должны быть присущи только части курсовой работы (проекта). Новое есть по определению то, что отличается от старого, уже известного. Поэтому, доказывая новизну исследования, надо использовать обороты: «отличающийся тем, что», «вновь полученный», «установленный автором», «развивающий ранее известное» и т. д.

В подразделе «Практическая значимость исследования» следует перечислить, в каких областях прикладной деятельности, какими органами и организациями, в какой форме используются или могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе. Иногда в завершение введения приводится перечень базисных положений, выносимых на защиту и краткое описание структуры курсовой работы (проекта), обосновывающее логику ее построения.

Основной текст (главы, параграфы)

Основной текст курсовой работы (проекта) разбивается на три главы, каждая из которых может в свою очередь, дробиться на параграфы. Слишком подробное дробление нежелательно, т.к. каждый параграф должен завершаться определенным выводом, предложением практического характера, что сделать бывает нелегко. К тому же и завершение главы также предполагает определенный вывод. При написании текста следует учитывать, что абзац не может состоять из одного предложения, излагаемый материал следует писать структурировано и логически выстроено.

Первая глава текста работы (проекта) носит теоретический характер. Она должна включать в себя основные определения и классификации, обзор нормативно-правовых актов, отечественной и зарубежной литературы, материалов периодической печати по теме работы (проекта), на основе чего студент обстоятельно излагает, как данная проблема отражена в специальной и учебной литературе.

Читайте также:  Почему на монитор сгорел конденсатор

Вторая глава, называемая аналитической, раскрывает сущность исследования проблемы. В ней автор анализирует причины, обусловившие реальное состояние исследуемого явления или процесса на конкретном примере, выделяет положительные и отрицательные моменты в его развитии. Заканчивается вторая глава формулированием проблемы, которую удалось выявить в ходе проведенного студентом анализа и следует решить в процессе работы над проектной частью.

Третья глава является проектной. Здесь в полной мере проявляется творческие способности студента. Заключительная глава представляет собой проект мероприятий, которые позволяют решить выявленную проблему. Проект должен быть четким, конкретным и лаконичным. Следует описать не только суть совершенствования, но и весь процесс реализации проекта. Указать источники финансирования проекта, лиц ответственных за внедрение, нормативную базу проекта, предполагаемые затраты и эффект от внедрения проекта. Причем эффект не всегда может быть экономическим, необходимо рассматривать и иные виды эффективности: социальная, политическая, организационная, экологическая и другие. Любая из глав проекта может содержать иллюстративный материал.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные положения и выводы, сделанные студентом в курсовом проекте. Кроме того, в заключении студент должен определить направления для дальнейших исследований в данном вопросе. Следует указать достигнута ли поставленная в начале исследования цель, решены ли задачи, появились ли новые задачи в связи с открывшимися причинно-следственными аспектами анализа.

Курсовая работа (проект) может содержать в своей структуре такой элемент как Приложение. Как правило – это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части проекта. В Приложение выносятся копии планов и программ, фотографии, тексты тестов и опросников, образцы детских рисунков и сочинений, отчеты, рапорты, документы или выписки из них, уставы, положения и т. п. В Приложение выносятся только те материалы, на которые есть ссылки в основном тексте. Связь основного текста и Приложения обязательна. Каждое приложение имеет свой номер (без указания знака №), помещается в конце работы с продолжением общей нумерации страниц. Приложения располагаются по порядку ссылки на них в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы. В правом углу страницы пишется: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д. Если приложений больше одного, то на первом листе следует по центру писать «ПРИЛОЖЕНИЯ», а затем на следующей строке в правом углу «Приложение 1», а последующие приложения сразу начинать с номера приложения. Если приложение занимает более одного листа текста, то на следующем листе в правом верхнем углу после номер приложения указывается слово «продолжение» (например: Приложении 3 (продолжение).

В приложение не выносятся статистические таблицы, диаграммы экспериментов, они входят непосредственно в текст. За исключением тех таблиц, которые занимают объем больше одной страницы. Материал приложения не учитывается в объеме работы (проекта).
В содержание приложения вносятся одной строкой, не выделяя каждое по отдельности под своим номером и со своим названием. Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.

Оформление иллюстративного материала и списков перечислений

Все графики, схему и диаграммы в тексте работы (проекта) обозначаются как Рисунки. По ГОСТ 7.32-2001 на все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная. Подпись к рисунку располагается непосредственно под ним, посередине строки без абзацного отступа. Слово «Рисунок» пишется полностью. По ГОСТу можно ограничиться только номером (т.е. оставить, например, подпись: Рисунок 2), но практически всегда требуется еще и название. В этом случае подпись должна выглядеть так: «Рисунок 2 – Организационная структура Администрации г. Новокузнецка» Точка в конце названия не ставится.

По ГОСТ 7.32-2001 перед каждым перечислением следует ставить дефис, строчную букву или цифру. Иные знаки запрещены. Если после буквы или цифры ставится скобка, то строка начинается с малой буквы и в конце ставится знак точка с запятой. Если после обозначения ставится точка, то строка с заглавной буквы и в конце точка (Рисунок 1).

Например: 1) предложение с маленькой буквы, в конце;

1. Предложение с заглавной буквы, в конце.

Рисунок 1 – Пример оформления списка

По ГОСТ 7.32-2001 формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Над и под каждой формулой или уравнением нужно оставить по пустой строке. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют.

Если нужны пояснения к символам и коэффициентам, то они приводятся сразу под формулой в той же последовательности, в которой они идут в формуле. Все формулы нумеруются. Нумерация сквозная. Номер проставляется арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. В конце формулы ставится знак «,», через строку указывается расшифровка показателей. Формула с расшифровкой отделяется от текста одной пустой строкой до и после. Допускается выполнение уравнений рукописным способом черными чернилами.

Таблицы так же должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная). Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 3 — Доходы фирмы). Точка в конце названия не ставится. Пример оформления таблицы указан на Рисунке 2.

Таблица 1 – Объем отгруженного товара ООО «Стройком» за 2008 – 2010 гг. (тыс.руб.)

Отгружено товаров, тыс.руб. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
1 квартал 1145,3 2462,6
2 квартал 2677,8 4686,8 4058,3
3 квартал 3020,7 3732,7 3201,7
4 квартал 2406,3 2995,2 1549,4
Итого за год 9250,1 12498,7 11272,0

Рисунок 2 – Пример оформления таблицы в курсовом проекте

При необходимости перенести таблицу на следующую страницу, слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1), при этом на первой странице необходимо пронумеровать столбцы. Пример разрыва таблицы указан на Рисунке 3.

Таблица 1 – Объем отгруженного товара ООО «Стройком» за 2008 – 2010 гг. (тыс.руб.)

Отгружено товаров, тыс.руб. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
1 квартал 1145,3 2462,6
2 квартал 2677,8 4686,8 4058,3
3 квартал 3020,7 3732,7 3201,7
4 квартал 2406,3 2995,2 1549,4
Итого за год 9250,1 12498,7 11272,0

Рисунок 3 – Пример оформления переноса таблицы в курсовом проекте

В таблицах разрешается использовать меньший шрифт, чем шрифт текста, но не менее одиннадцатого. Таблица должна носить информационный наглядный характер, данные, которой можно и нужно проанализировать, выявить причины и сделать определенные выводы, следовательно, таблица, состоящая из заголовка и одной строки, таковой не является. Если таблица в общем объеме занимает более одного листа формата А4, ее следует выносить в Приложение.

Оформление ссылок регламентируется ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в любых опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях.

По расположению ссылки могут быть:

1) внутритекстовые, помещенные в тексте документа;

2) подстрочные, вынесенные из текста вниз страницы документа (в сноску);

3) затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

В ВУЗ как правило используют подстрочные и затекстовые ссылки.

При повторе ссылок на один и тот же объект различают ссылки:

1) первичные, в которых библиографические сведения приводятся впервые в данном документе;

2) повторные, в которых ранее указанные библиографические сведения повторяют в сокращенной форме.

Для связи подстрочных библиографических ссылок с текстом документа используют знак сноски. Затекстовые ссылки заключают в квадратные скобки. Подстрочная библиографическая ссылка – оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз страницы. Она может содержать все элементы или их часть, которые должны быть в описании источника в списке литературы:

1 Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.

3 Кутепов В. И., Виноградова А. Г. Искусство Средних веков / под общ. ред. В. И. Романова. — Ростов н/Д, 2006. — С. 144-251.

Читайте также:  Почему на айпаде разделена клавиатура

Для записей на интернет-ресурсы допускается при наличии в тексте сведений, идентифицирующих электронный ресурс удаленного доступа, в подстрочной ссылке указывать только его электронный адрес — URL (Uniform Resource Locator):

2 Официальные периодические издания: электрон. путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005-2007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/

или, если о данной публикации говорится в тексте документа:

2 URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/

При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего данного документа: сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т. п., или — для данной страницы документа. Как правило применяется нумерация в пределах страницы.

Затекстовая библиографическая ссылка включает в себя номер источника в списке литературы и указание страницы [10, с. 81]. Если ссылка дается на источник целиком, то ограничивается только номером источника [59]. При ссылке на несколько источников, они указываются через запятую [3, 5, 17, 21]

Список использованных источников

По ГОСТ 7.32-2001 список литературы должен называться «Список использованных источников». Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Однако в таком контексте указанный список подразумевает не собственно список литературы, а список ссылок. Список же ссылок регламентируется специальным ГОСТом – ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», который особо разграничивает список ссылок и список литературы. При этом ГОСТ Р 7.0.5-2008 не дает указаний по оформлению списка литературы.

Государственного стандарта по оформлению списка литературы нет, но существует общепринятая практика. Например, принято источники в списке литературы располагать в алфавитном порядке (относительно заголовка соответствующей источнику библиографической записи). При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты. Исходя из этого, можно считать устоявшимся правилом следующий порядок расположения источников:

4) источники на электронных носителях локального доступа;

5) источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет-источники).

В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом – на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).

Нормативные акты располагаются в следующем порядке:

1) международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;

5) указы Президента России;

6) постановления Правительства России;

7) приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;

8) законы субъектов России;

9) распоряжения губернаторов;

10) распоряжения областных (республиканских) правительств;

11) судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России);

12) законодательные акты, утратившие силу.

Если при написании работы (проекта) использовался законодательный сборник или издание отдельного закона, в список литературы все равно следует записать закон (приказ и т.п.) с указанием официального источника публикации. Для федеральных актов такими источниками являются: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации» и др.

Структура записи источника отражена в ГОСТ 7.1-2003. Согласно ему описание документа содержит ряд областей:

1) область заглавия и сведений об ответственности (название и ФИО автора или редактора);

2) область издания (особенности данного издания по отношению к предыдущему изданию того же произведения);

3) область специфических сведений;

4) область выходных данных (место издания, издательство, дата издания);

5) область физической характеристики (объем материала, размеры и пр.);

6) область серии (заглавие серии, ФИО редактора серии, международный стандартный номер серии ISSN и др.);

8) область стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности.

В курсовой работе (проекте), как правило, не все эти области востребованы: достаточны области 1, 2, 4 и частично 5. Области описания отделяются друг от друга точкой и тире (точка, пробел, тире, пробел). В конце библиографического описания ставится точка.

После основного заглавия приводят общее обозначение материала с прописной буквы в квадратных скобках:

— Декабристы в Сибири [Текст];

— Книга иконных образцов [Изоматериал];

— Библейские сюжеты [Электронный ресурс].

Оформление источников в списке литературы следует вносить с заполнением минимально допустимых областей. Если возникают проблемы с заполнением областей, следует обратиться к приложению ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Далее приведены примеры оформления источников.

Семенов, В. В.Философия:итог тысячелетий. Философская психология [Текст] /
В. В. Семенов – Пущино: ПНЦ РАН, 2000. – 64 с.

Книги с двумя и более авторами

Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова; под. общей ред. А. Г. Калпина – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 542 с.

Российская Федерация. Президент. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст] : (о положении в стране и основных направлениях внутр. и внеш. политики государства). – М. : 2001. – 46 с.

История России [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков [и др.] ; отв. ред. В. Н. Сухов – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.

Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 2004. – №3. – С.27.

Герчиков, В. Мотивация и стимулирование труда в современных условиях [Текст] /
В. Герчиков // ЭКО: экономика и организация промышленного производства. Новосибирск. – 2007. – №6. – С.180

Глазкова, Г. В. Фогельсон, Ю. Б. Договоры страхования: типичные ошибки при заключении и исполнении. [Текст] / Г. В. Глазкова, Ю. Б. Фогельсон // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 1997. — №15-17

Нормативно-правовые акты, государственные стандарты

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята 12 декабря 1993г.] // Российская Газета. – 1993. – 25 декабря

Российская Федерация. Верховный суд. Постановление. О практике назначения судами видов исправительных учреждений. [Текст] : [постановление от 12 ноября 2001г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2002 – № 1.

Российская Федерация. Законы. Об основах государственной службы в Российской Федерации [Текст] : [от 31.07.95г. № 113-ФЗ (в ред. от 27.05.2003г)] // СЗ РФ. –1995. – № 31.

ГОСТ 7. 53–2001.Издания. Международная стандартная нумерация книг [Текст] – Введ. 2002–07–01. – М. : Изд-во стандартов, 2002. – 3 с.

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст] – Введ. 2004–07–01. – Библиотека и закон, 2005. – выпуск 18.

Система стандартов безопасности труда: [сборник]. – М. : Изд-во стандартов, 2002. – 102 с. – Содерж: 16 док.

Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года [электронный ресурс] / В. И. Слободчиков, В. А. Петровский, С. Г. Якобсон – Режим доступа: URL: http://1sentyabrya.ru/start/other/2006/08/31/articles_2149.html

Проектная деятельность в сфере культуры как механизм реализации культурной политики [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.referun.com/n/proektnaya-deyatelnost-v-sfere-kultury-kak-mehanizm-realizatsii-kulturnoy-politiki

В список литературы выносятся все источники, которые были использованы при написании курсовой работы (проекта), даже те, на которые нет непосредственной ссылки в тексте работы. Нормативные источники, даже если они только упоминаются в проекте как основа регулирования исследуемой тему, в обязательном порядке указываются в списке использованных источников.

Получение отзыва

Отзыв – это характеристика курсовой работы (проекта), которую пишет научный руководитель. Основными разделами отзыва являются:

1. Краткая характеристика процесса написания курсовой работы (проекта). Дается характеристика способности студента организовать сам процесс работы, описываются умения и навыки студента

2. Оценка содержания работы (проекта). Приводится краткая характеристика структуры работы (проекта) и содержание основных разделов.

3. Достоинства работы (проекта). Выделяются положительные результаты, достигнутые во время курсового проектирования.

4. Недостатки работы (проекта). Указываются моменты, которым не было уделено должного внимания.

Практическая значимость. Оценивается возможность внедрения данной работы (проекта) на исследуемом объекте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10023 — | 7495 — или читать все.

85.95.179.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник