Меню

Курочки рябы почему плачет бабка

Почему дед с бабкой плакали, когда яйцо Курочки Рябы разбилось?

Чтобы понять это, надо знать полную версию сказки

Если взглянуть на сказку про Курочку Рябу взрослыми глазами, то на ум приходит одна странность. Вот снесла наша главная героиня деду с бабкой золотое яичко. Те обрадовались и давай его колотить, а оно — не разбивается и все тут. Уж как только ни пытались, все равно не выходит. А тут пробежала мышка, махнула хвостиком — дальше все помнят.

Так вот, яйцо в итоге разбито, дед с бабкой получили желаемое, но тут же заливаются горючими слезами. Спрашивается, почему?

Дать убедительный ответ на это невозможно по той простой причине, что сказка, которую мы знаем с детства, это. сокращенная версия.

Оригинал намного длиннее и полнее. Прочитать его можно в собрании сказок знаменитого русского фольклориста XIX века Александра Афанасьева.

В первоначальном варианте события развивались схожим образом — курочка снесла яйцо, мышка его разбила, дед с бабкой рыдают. Но это еще не конец — бедствие постепенно приобретает вселенский характер: «Печь пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. «

Дальше — больше. Мимо избы идет просвирня (это женщина, которая пекла просвиры для церкви). Спрашивает, что за горе такое. Старики пересказывают ей постигшее их несчастье, после чего в отчаяние впадает и сама слушательница, ломает и бросает наземь свои просвиры.

Эту картину видит дьяк — и пружина раскручивается все дальше:

Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Примерно в таком виде существовала сказка о Курочке Рябе в самом начале. И здесь уже отчетливо прослеживается ее смысл и мораль — не стоит раздувать из мухи слона, а то одно зацепится за другое и весь мир покатится к черту.

Словом, это такая насмешка над людьми, которые склонны излишне драматизировать пустяковое событие. И поучение малышам — не будьте такими.

Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!

источник

Почему плачут дед и баба в сказке «Курочка Ряба»?

«Золотое яичко» (в пересказе Ушинского — «Курочка Ряба») — пожалуй, самая парадоксальная сказка из всех русских сказок. В очень коротком тексте видятся сплошные противоречия: дед и баба пытаются разбить яичко, но безуспешно. Когда же мышка хвостиком махнула и яичко упало и разбилось, дед и баба вместо того, чтобы радоваться, что цель достигнута, яичко разбито, почему-то плачут. Самое загадочное — утешение курочки, что она снесет другое яичко, «не золотое — простое». Почему не золотое взамен разбитого? Парадокс!

Почему Ушинский выбрал именно этот абсурдный, парадоксальный вариант сказки? Почему именно этот вариант получил наибольшее распространение? Какова мораль этой сказки? Максимально упрощенная трактовка «золотого яйца» как золота, богатства, буржуазности? Если взять во внимание, что Ушинский создал свою хрестоматию «Родное слово», в которой была напечатана эта сказка в его обработке для начальной школы, в которой учились, естественно, дети бедных людей, то логично, что можно усматривать смысл сказки в воспитании презрения к богатству: мол, надо довольствоваться малым.

Не всё так просто обстояло с «Курочкой Рябой» в 20-е годы при Советской власти. Так, Деткомиссия при ГУСе высказывалась против напечатания «Курочки Рябы», в то время как Комиссия при Главсоцвосе, наоборот, включила эту сказку в список одобренной литературы по темам ГУСа. , возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом: «Сказка „Курочка Ряба“ помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Примечание: ГУС — это Главный ученый совет при Наркомпросе, созданный в 1919 году. Без его предварительной санкции не могла выйти в 20-х годах ни одна детская или учебная книга. Главсоцвос — Главное управление по социальному воспитанию при том же Наркомате, которое рекомендовало или запрещало уже вышедшие книги «для употребления» в школе. Чиновники из двух этих учреждений, соревнуясь между собой, порой расходились во мнениях.

Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна старушка, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено». В четырёх лишь сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить? Вот задача из задач!

Также во многих вариантах сказки происходят странные вещи: почему-то, после того как мышка разбивает яйцо, начинается конец света. В этих вариантах появляются такие персонажи, как поп, попадья, дьячок, то есть представители религиозного культа.

Сказку «Курочка Ряба» принято относить к сказкам о животных. И это очень странная классификация. Многие исследователи сказки с этим не соглашаются и видят в этом сказочном сюжете отражение древнего знания славянских народов. Например, считает, что сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе и славян. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, ). Топоров считает, что сказка про курочку Рябу является вырожденным вариантом этого мифологического представления.

Чего только не находят в этой невинной сказке в обработке великого педагога , которая с 1864 года будоражит сознание родителей. На этой почве родилось множество версий.

Изучив массу материала, касающегося сказки «Курочка Ряба», и не найдя верного ответа на вопрос, почему великий русский педагог Ушинский навязал нашим детям именно этот вариант сказки, я решила встать на точку зрения Ушинского и посмотреть на сказку глазами детей:

1. Дано: курочка Ряба снесла золотое яичко. Дети не будут вдаваться ни в какие космогонические мифы и скажут: так не бывает, куры золотых яиц не несут, это неправда. Но они принимают это, потому что в сказке всякое бывает, а это сказка.

2. Глупые, с точки зрения взрослых, дед и баба пытаются разбить золотое яйцо вместо того, чтобы тащить его продавать. С точки зрения ребёнка дед и баба получили в подарок от курочки Рябы игрушку — золотое яйцо. Если ребёнок получает подарок, у него в первую очередь возникает желание посмотреть: а что же там внутри? И он, естественно, пытается подарок раскурочить. Ну, не всегда получается.

3. Мышка яйцо разбивает. Дед и баба, которые пытались разбить яйцо, вдруг плачут, когда мышка разбивает его. Вроде бы, они хотели этого, так чего ж они ревут? Хотеть-то хотели, да хотели САМИ его разбить. Представьте ребёнка: кто-то сломал его игрушку. Его реакция? Естественно, плач. Пусть он хотел сломать игрушку, но он хотел САМ сломать, а если ломает кто-то другой, ему становится обидно, что не сам сломал, а с другой стороны, становится жалко игрушку.

4. Курочка обещает деду с бабкой взамен золотого яйца снести простое. Ну, нашла чем утешить, — скажет взрослый. Но сказка эта детская, для детей. И дети вполне удовлетворены таким ответом курочки. Это им ясно и понятно: курочки несут простые яички, а не золотые.

Так что давайте смотреть на сказки с детским простодушием. И помнить о том, что был и остаётся великим русским педагогом и, как никому другому, ему было известно, что детям полезно для их развития, воспитания и развлечения.

источник

Почему плачут дед и баба в «Курочке Рябе»

Чего только не находят в этой невинной сказке в обработке великого педагога К. Д. Ушинского, которая с 1864 года будоражит сознание родителей. На этой почве родилось множество версий. Изучив массу материала, касающегося сказки «Курочка Ряба», и не найдя верного ответа на вопрос, почему великий русский педагог Ушинский навязал нашим детям именно этот вариант сказки, я решила встать на точку зрения Ушинского и посмотреть на сказку глазами детей:

1. Дано: курочка Ряба снесла золотое яичко. Дети не будут вдаваться ни в какие космогонические мифы и скажут: так не бывает, куры золотых яиц не несут, это неправда. Но они принимают это, потому что в сказке всякое бывает, а это сказка.

2. Глупые, с точки зрения взрослых, дед и баба пытаются разбить золотое яйцо вместо того, чтобы тащить его продавать. С точки зрения ребёнка дед и баба получили в подарок от курочки Рябы игрушку — золотое яйцо. Если ребёнок получает подарок, у него в первую очередь возникает желание посмотреть: а что же там внутри? И он, естественно, пытается подарок раскурочить. Ну, не всегда получается.

3. Мышка яйцо разбивает. Дед и баба, которые пытались разбить яйцо, вдруг плачут, когда мышка разбивает его. Вроде бы, они хотели этого, так чего ж они ревут? Хотеть-то хотели, да хотели САМИ его разбить. Представьте ребёнка: кто-то сломал его игрушку. Его реакция? Естественно, плач. Пусть он хотел сломать игрушку, но он хотел САМ сломать, а если ломает кто-то другой, ему становится обидно, что не сам сломал, а с другой стороны, становится жалко игрушку.

4. Курочка обещает деду с бабкой взамен золотого яйца снести простое. Ну, нашла чем утешить, — скажет взрослый. Но сказка эта детская, для детей. И дети вполне удовлетворены таким ответом курочки. Это им ясно и понятно: курочки несут простые яички, а не золотые. Так что давайте смотреть на сказки с детским простодушием. И помнить о том, что К. Д. Ушинский был и остаётся великим русским педагогом и, как никому другому, ему было известно, что детям полезно для их развития, воспитания и развлечения.

источник

Почему плачут дед с бабой?

Сказка «Курочка Ряба» рассказывает о том, что курица снесла яйцо, а мышка его разбила. Известие об этом почем у-то перевернуло всю жизнь людей. Почему?

Читайте также:  Почему во сне свою девушку

Потому, видимо, что курица оказалась не чёрной и не белой, а пеструшкой. Если бы курица была чёрной, то люди знали бы, что нужно делать. Они бы взяли первое ее яйцо и защитили им свой скот от нападения волков. Если бы она была белой, то они бы яйцо сварили и съели. А курица была пестрой, необыкновенной. Она при случае может и петухом закричать. Когда курица кричит петухом, она нам весть дает. О чем? О том, что смерть пришла и где-то рядом с нами бродит, и кто-то из нас должен скоро умереть. Курица вообще связана не только с нашим миром, с миром живых, но и с миром потусторонним, где нечистая сила прячется, откуда смерть приходит. «Кур» — вещая птица. Ее боится даже сам дьявол. В каком доме живет Баба Яга? В доме на курьих ножках. Кто в этот дом дверь откроет, тот умрет.

А у деда с бабкой курица была рябой, и об этом говорится во всех вариантах сказки. А пестрота – свойство принадлежности к миру сатанинского. Кто видел черта, тот знает, что он рябой. Вот Гоголь его видел, и он знает, что он пёстрый. Каким был змей, соблазнивший Адама? Пёстрым. На кого нельзя смотреть беременным женщинам? На змей и ящериц, на пресмыкающихся. Почему? Потому что мы живет в мире тонких связей. На нас действует не только то, что есть, но особенно действует то, что мы видим. А видим мы часто видимости. Посмотрит женщина на рябого, и родится у неё ребенок конопатый. О чем говорится в детской дразнилке? О том, что рыжий, рыжий, конопатый убьет дедушку лопатой. Рябой опасный и страшный персонаж.

От рябой курицы можно ожидать чего угодно. Она может даже заговорить человеческим голосом. И в финале многих вариантов сказки пёстрая курочка говорит человеческим голосом, успокаивая деда с бабкой.

Чего не ждали дед с бабкой, то случилось. Курица Ряба снесла им яйцо. Но яйцо не простое, а золотое. Что это значит? Это значит, что им любоваться можно. И в некоторых вариантах сказки дед с бабкой им любуются. И не только потому, что оно крупное. А еще и потому, что в нём начало и конец, жизнь и смерть соединились. Если бы они в яйце не соединились, то в мире ничего бы не было. Или был бы только хаос и раздор. И кошки бегали за мышками, а мышки прятались от них за яйцами и разбивали их.

Яйцо – это и колыбель жизни, и одновременно то, в чем она похоронена. Из яйца может выскочить цыпленок, а может, в нём и смерть хранится. Где спрятана смерть Кощея Бессмертного? В яйце. В яйце найдена мера и умиротворение враждующих начал. В нём примиряется живое и неживое. Поэтому сказка называет яйцо не простым, а золотым.

Многие думают, что рябая курица снесла мировое яйцо. Но курица – это не дух, который летал над водами морскими. Курица – это всего лишь часть мира. Разве может в части мира поместиться целое, весь мир? Конечно, нет. О том, как произошел мир, рассказывает миф. Но сказка – это не миф. Она рассказывает не о том, как мир устроен, а о том, как устроен человек. А человек устроен зыбко, неопределенно. Он вымысел не может отличить от реальности. И поэтому он может вести себя, как одним образом, так и другим, прямо противоположным. В одном случае он может опираться на вымысел, а в другом – на реальность. И все это будет для него действительностью.

Деду и бабке курица снесла золоте яйцо, связав начало и концы, а дед с бабкой вместо того, чтобы им любоваться, пытаются его разбить. Разбивать яйцо – значит действовать по привычке. Если привычка одолеет сознание, то человек перестает думать. Кто думает, тот отменяет привычку. И хотя, как утверждают некоторые варианты сказки, дед с бабой били-били яйцо, но они так его и не разбили. Они же не мыши. Во многих вариантах сказки об этой попытке даже не упоминается, потому что в ней смысла нет. Если бы они разбили яйцо, то тогда им не нужно было бы плакать, а нужно было бы радоваться, а это была бы уже другая сказка, другая философия. Сказка знает, что жизнь устроена так, что в ней всегда найдется случай для того, чтобы кто-то вольно или невольно разбил яйцо. К тем, кто это может сделать, сказка относит мышку с хвостиком.

Сказочная мышка живёт в доме. В доме есть верх и низ. Мышка бегает как наверх, так и вниз. Но в доме ещё есть и кошка, которая стережет мышку. Мышка не хотела разбивать яйцо. Она его даже не заметила. Она, занимаясь своими делами, хвостиком махнула и случайно яйцо толкнула. Яйцо упало и разбилось. Мышка с хвостиком, по мысли сказки, это послание судьбы, то, что не может не быть. И одновременно это случайность. Философия сказки проста: все в мире случайно и одновременно для всего есть причина. Судьба руководит случаем. Почему люди живут в мире, в котором нет начала? Не потому, что они этого хотят и не потому, что начала не было. А потому что его забыли. И в забвении люди пытаются завершить то, к началу чего они не имеют отношения. Равно как иногда волею судьбы людям приходится жить в мире, в котором есть начало, но нет конца. И в этом мире бесконечно повторяется одно и то же. Ужасно жить в мире, в котором ничто не может закончиться. Ничто не может родиться. В нем нет места для нового. Этот мир без дна. Бездонный. И никакой полнотой сущего не заполнить пустоту мира без дна. Но еще ужаснее жить в мире без начала. Тогда ничего не будет определено. Всё будет бессмысленно. И всякий раз все дела нужно будет начинать сначала. Сказка о курочке Рябе знает это. Она не хочет, чтобы ее герои завершали то, что не они начинали. И поэтому она своих героев постоянно возвращает к началу для того, чтобы включить самого рассказчика истории в историю. Пока курица не снесла золотого яйца, начало и конец не были связаны. Никакой истории у людей не было. Мир был пуст.

Мы ошибаемся, когда думаем, что дед и баба – это пенсионеры. Это не пенсионеры. Они жили в те счастливые времена, когда не было труда и куры иногда несли золотые яйца. А если не было труда, то и не было лени, ибо лень – это отдых, которому не предшествует труд. Вернее, в золотые времена была только лень. Что это значит? Это значит, что было время заниматься самым важным, самим собой. Для мышки с хвостиком золотое яйцо – это калитка в волшебный мир, вход в мир иного. Для деда с бабкой – это вход в самих себя, ибо тайна человека в самом человеке.

Роль деда с бабкой определена сказкой ясно и просто. Их судьба – это горевать, слезы лить, плакать. Почему они плачут? Потому что золотое яйцо разбито. А это значит, что закончились времена, когда куры несли золотые яйца. Дед и бабка знают, что теперь уже все будет либо так, как есть, либо хуже. Разве не от этой мысли повесилась внучка деда с бабкой? Разве может хоть что-то быть, если в мире порядка нет? Тогда все вещи покидают свои места. Всё сдвигается, ничто не оказывается на своем месте. Ни одну вещь нельзя назвать по ее имени. Куры летают, двери побутусились, вереи хохочут, священники рвут святые книги. Хаос и раздор в мире – от хаоса в душе.

В сказке нет окончательной версии финала. В Воронежской области курочка обещает снести ещё одно золотое яйцо, которое будет лучше прежнего. В Саратове курочка ничего не обещает. В Вологде она дает слово сороке. В обработке Даля и Афанасьева сказка оставляет мир в состоянии хаоса и разброда. Иногда курица обещает снести простое яйцо. В Белоруссии курица во второй раз снесла золотое яйцо. Дед его продал и купил печь, а к печи – трубу, а к трубе – избу, к избе — лавки. Завели ребят – все по лавкам сидят, кашу едят да сказки слушают.

Сказка о рябой курочке учит мыслить глобально, а действовать локально.

источник

Курочка ряба или почему плакали дед и баба

КУРОЧКА РЯБА
или почему плакали дед и баба

Крошка сын к отцу пришел
И сказала кроха.

— Пап, а почему в сказке «Курочка Ряба» дед с бабой заплакали, когда мышка яйцо разбила? Она же им помогла.
Вот вам и русская сказка. Хотя не удивительно, как в России через не пойми что делается, так и в сказке. И все же почему эти глупые старики рыдали?
Версия 1 – социальная
Жили-были дед и баба и была у них курочка Ряба. Жили они бедно, ели, что Бог пошлет, да курочка снесет. А курочка та всю свою куриную жизнь исправно несла отборные куриные яйца, кои стоят нынче по тридцать рублей за десяток.
И вот однажды сподобилась ряба снести яичко не простое, а золотое. Взял дед его в руки и диву дается – эку невидаль снесла курочка! Повертел его в руке, на просвет поглядел – блестит зараза, аж глазам больно!
— Ну-ка, что за яичко – хитро прищурился дед и стукнул им о стол.
Да только яйцо не разбилось, только на столе вмятина осталась.
— Ишь ты! – удивился дед и вновь хрясь им о стол, а яйцу хоть бы хны.
Позвал дед бабу:
— А ну, старая, глякось, чего Ряба снесла. А то у меня чегой-то глаз замылился.
— Ишь ты! – всплеснула руками баба. – Красотишша кака!
— Тьфу, дура баба, — сплюнул дед. – «Красотишша».. Не разбивается оно.
— Иди ты! – не поверила баба.
— Иди ты сама! Возьми, да попробуй!
Баба взяла яйцо и под ироничным взглядом деда, стукнула его о стол.
— Хм, — озадаченно произнесла она, чем доставила супругу большущее удовольствие. – Ну-ка.
Она со всей бабьей дури маханула им по столу. Не разбилось! Мать-чесна, что ж это за яйцо диковинное?
Тут мышка пробегала, хвостиком махнула, яйцо упало на пол и разбилось. Увидели дед и баба осколки яичные и заплакали горючими слезами. А курочка ряба и спрашивает:
— Вы же яйцо хотели разбить да не разбили. А мышка прибежала, хвостиком махнула и разбила, помощь вам оказала, а вы, неблагодарные, в слезы! Так какого. Чего ж вы плачете на взрыд?
— И-и, милыя, — запричитали старики. – Как же нам не плакать, как же не горевать, когда до этого ты несла нам яйца обнаковенные. Мы их били и кушали. А тута чего? Глякось – одни скорлупки – ни желтка тебе, ни белка.
Эх, дурачье деревенское, подумала Ряба. Не смогли золотым яйцом распорядиться.
— Не плачьте дед и баба, — вздохнула ряба. – Буду вам нести яйца не золотые, а простые.
Обрадовались старики и зажили, как прежде – в грязи и в птичьем помете. Правда, на судьбу не жаловались, были довольны. Говорят, иногда за скудным ужином поминали то злополучное золотое яйцо, да крепко бранили курочку Рябу:
— Надо ж быть такой дурой – снести яйцо, которое съесть нельзя! Эх, мозги куриные.

Читайте также:  День петра и февронии почему

Версия 2 – политическая
Жил да был народ рассейский – дед да баба. Плохо ли жили хорошо ли – на судьбу особо не жаловались. Пожевали чего-то, попили и на том царю-батюшке спасибо. Дай Бог ему здоровья и долгих лет его династии.
Но вот однажды проснулись дед с бабой – а царя-то нет! На улице революция, демократы толпами бродят.
— Ах-ты, батюшки светы! – растерялся народ. – Что ж нам теперь, едрена корень, без царя делать?
— Да как же так, народ? – удивились революционеры. – Мы же для вас. Это ж свобода!
— Кака свобода7 на кой ляд она нам?
— Братцы, свобода – берите землю, заводы – делайте, что душе угодно!
— Да ну?
— Ну да!
— Тады айда барину морду бить! – сказал народ. – Он нам в прошлом годе на рождество гуся не дал.
Взяли дед и баба вилы и пошли на барина. Били они его, били, да побить не смогли – слабоваты оказались вилы супротив винтовой и пушек.
Тут прибежали черти-большевики, хвостиком махнули и разбили барина. И пришел хаос, настали в стране разруха и голод. Залились тогда дед с бабой слезами горькими:
— Как же оно так вышло? Говорили лучше будет, а оно вон как. При царе-то и поесть у нас было и выпить. Барин за нами приглядывал, работать заставлял. Одним словом, был хозяин и порядок был. И хрен бы с тем рождественским гусем.
— Нэ плач, дед, нэ плач, баба. Будет вам хозяин и порядок, — пообещал добрый человек, усмехнувшись в пышные грузинские усы.

Вариант 3 – философский (подсказан В. Исуповым)
Что по сути делали дед с бабой, разбивая яйцо? Каждый божий день они делали открытие. Пусть оно было небольшим и неважным, но на этом они снискали себе славу и почет. Лучше них никто яйца не разбивал и это отдавалось им как должное.
Но вот однажды они столкнулись с необычной ситуацией — вместо простого куриного яйца судьба им подкинула золотое.
На первый взгляд ситуация стандартная – взял дед яйцо и стукнул им по столу. Но вот результат выходил за рамки прежних научных опытов – яйцо не разбилось.
— Этого быть не может! – воскликнул дед и повторил свой опыт – яйцо по-прежнему оставалось целехоньким.
Не веря результатам, дед снова и снова стучал яйцом по столу, но увы. Отчаявшись он позвал своего коллегу – бабу. Но и та применила давно отработанный метод – удар по столу. И впали дед с бабой в научный ступор. Как быть с этим яйцом?
— Разбить его не возможно! – сказал авторитетный дед и многие с ним согласились.
Дед сел за научный труд, посвященный целостности золотых яиц, а баба для чистоты эксперимента продолжала колотить яйцом о стол.
В один из дней, когда дед с бабой спорили о влиянии Солнца на развитие золотоноскости кур, в лабораторию забежала никому до этого неизвестная серая личность – Мышь. Посмотрела она на яйцо, хвостиком махнула, яйцо упало и разбилось.
В один миг слава о научном подходе Мыши вознесла ту до заоблачных высот, а на головы почетных академиков — деда и бабы — пал позор. Заслуженные люди на старости лет испытали унижение от насмешки от коллег, еще недавно их превозносившие.
Ну как тут не заплакать деду и бабе, оказавшимся в таком.

источник

Курочка Ряба — сказка о превратностях судьбы

Вопросы к сказке «Курочка Ряба»
— Зачем дед с бабой пытались разбить золотое яичко?
— Почему у деда с бабой по столу бегает мышь?
— О чем эта сказка?
— (вопрос для детей) Что бы ты сделал(а), чтобы разбить золотое яичко?

Курочка Ряба — сказка о превратностях судьбы

Зачем дед с бабой пытались разбить золотое яичко? ​

Для меня всегда было неявной загадкой, почему дед с бабой пытались разбить золотое яичко, ведь целое золотое яйцо наверняка дороже разбитого. И почему они так расстроились, когда мышка разбила яйцо, ведь им нужно было разбитое?

Задумавшись над этим, я пришла к таким выводам.

Видимо, я неявно предполагала, что яйцо золотое целиком: и снаружи, и внутри. Но что если яйцо золотое только снаружи, только скорлупа? А внутри все как обычно — желток, белок. Это многое объясняет. Дед с бабой пытались разбить его, чтобы сделать себе яичницу.

Когда мышка уронила яйцо на пол, оно разбилось и растеклось по полу. Возможно, это яйцо было единственной едой деда и бабки, поэтому они так расстроились.Наверное, они были очень бедны.

Тогда возникает другой вопрос: почему дед с бабкой, вместо того, чтобы плакать над разбитым яйцом, не отправились продавать золотую скорлупу? Я пока оставлю этот вопрос без ответа.

Почему у деда с бабкой по столу бегает мышь?

Они что, грязнули и неряхи? Или это их домашний любимец? А может, мышь намеренно залезла на стол, чтобы скинуть яйцо и отомстить деду и бабе? Что такого они ей сделали?

На самом деле я задала этот вопрос, просто чтобы повеселиться. Конечно, это неважно, почему мышь бегала по столу. Это могла быть вообще не мышь: могла пролететь ворона и задеть крылом. Могла бабка смахнуть рукавом. Мышь — это просто символ несчастного случая, невезения.

Деду с бабкой сначала повезло (курочка снесла золотое яйцо), а потом не повезло (мышь уронила яйцо). Только дед с бабкой почему-то своего везения не заметили, и стали бить золотое яйцо, чтобы пожарить из него яичницу — вместо того, чтобы продать яичко и купить несколько кур, например. А вот над своим невезением начали горько плакать.

Я думаю, она о судьбе. О везении и невезении. И о том, как мы сами принимаем свою судьбу. Что мы делаем со счастьем, которое привалило, и как справляемся со своим несчастьем. О том, что если мы привыкли жить в бедности и не замечать своих шансов, то так и останемся в бедности. Дед с бабкой просто не увидели свой шанс, не увидели выпавшего им богатства. И судьба (в лице Курочки Рябы) в дальнейшем им такого шанса больше не предоставит. Не видать им больше золотых яичек. Будут довольствоваться простыми.

источник

Почему в сказке про Курочку Рябу дед и баба плакали, когда мышка разбила яйцо? Они ведь сами пытались его разбить?

Дело в том, что современный устоявшийся пересказ сюжета существенно упрощен и потерял смысл в сравнении с ранними версиями. Это распространенный восточнославянский сказочный сюжет. И везде он выглядит так: ничтожное событие — снесла курочка пестрое яичко, чуть усиливаем — мышка разбила, баба заплакала, дед заплакал, ворота заскрипели и сломались, . деревня сгорела.

Смысл? Смешной сюжет с уроком — не раздувать из мухи слона. И кучу других смыслов ученые люди извлекают.

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Интересно, что у англичан другая версия этой сказки, там тоже есть разрушение, но оно более понятно:

На всякий случай — здесь нет заимствования, это одна из сказок общих для мировых культур, как и «Колобок» и другие сюжеты.

А если хотите СПГС версию, то вот вам такая, основанная на «Золотой Ветви» и «Тысячеликом Георе».

«Курочка ряба», вместе с «Репкой» — это зашифрованный миф о творении мира. Очень часто в мифологии прародители человечества или демиурги так и называются «дед» и «баба» — в частности, именно так величают Одина и Фриггу в одной из песен Старшей Эдды (Гримнисмаль, емнип). Также во многих мифах — можно вспомнить и Калевалу, и Древний Египет — мир образуется из яйца, нередко (как всё в той же Калевале) — именно золотого. Причём зачастую баба и дед творят мир из яйца по правилам, а потом приходит демон из подземного мира (в данном случае в безобидном обличии мышки) и вносит в мир непоправимые разрушения, в частности лишая людей бессмертия. Нередко в мифах (вспоминаем всё ту же Песнь Вёльвы из Старшей Эдды) также присутствует некое древнее животное (в Эдде — корова Адумула, в Калевале — утка) — так или иначе порождающее часть мира.

Читайте также:  Почему вредно пиво для женщины

Тем не менее, я не стану настаивать на верности этой интерпретации — для этого нужен более обширный фольклорный материал, рассказывающий ядро сказки со всех возможных сторон — только так можно выделить из неё подлинно древнее ядро. Подобными знаниями и материалами я не обладаю.

UPD: Тут я вынужден признать: история творения мифа из яйца в Калевале — это, скорее всего, вымысел самого Элиаса Лённрота, который вообще много чего присочинил. Я не знал этого, когда писал оригинальный пост, а стоило бы проверить. Это, однако, не отменяет того факта, что творение мира из яйца — крайне расхожий миф.

Все верно написали) давненько уже именно такую версию читал

Вот так, с помощью нехитрых приспособлений, буханку белого (или черного) хлеба можно превратить в троллейбус… Но зачем?

Это все прекрасно, но остается нераскрытым вопрос, зачем все-таки яйцо пытались разбить демиурги, т.е. дед и баба.

А что ещё с яйцами делать? Дед и Баба за свою жизнь их разбили не одну сотню. И Золотое Яйцо привлекает именно этим: » — А что у него внутри?»

Кирилл в «Пикнике на обочине» с первой же страницы пытается пустышку РАСКУРОЧИТЬ (очень редкий глагол), то-есть поступить с ней так же, как в сказке про Курочку Рябу. И это понятно каждому пятилетнему мальчику.

Даже моя пятилетняя внучка, завладев моим трёхсотдолларовым КЭНОНОМ, сразу пыталась отколупнуть ирисовую диафрагму — а что внутри?

Эта сказка имеет начало со времен первобытного человека, который имел следующие представления о жизни: Яйцо — символ жизни, Золото- символ смерти. Курочка Ряба снесла золотое яичко и бабка с дедкой решили избавиться от такого яйца, не предвещавшего ничего хорошего, поэтому они его усердно пытались разбить. Но не получилось.

В повествовании появилась мышка. Для первобытного человека мышка — это медиатор, проводник между потусторонним миром, где умершие предки, и поднебесным, где Бог. То есть, мышка может предвещать как хорошее, так и плохое. И здесь она на беду всем яичко уронила и разбила, именно поэтому бабка и дедка испугались, думая о плохом исходе. Именно поэтому жена священника разлила на пол тесто, поэтому дочери священника вылили воду и разбили ведра, а сам священник остриг себя, порвал священные книги и поджег церковь. Все ждали конца света.

Но на радость всем курочка Ряба обещает снести обычное яичко, то есть обещает, что жизнь продолжится. Тогда народ возликовал.

Ну, во-первых, оно, как я понимаю, упало на пол — с пола есть так себе затея, а денег у бабки и деда было, вероятно, немного.

Во-вторых очень красивый ответ на этот вопрос дал один из знатоков «Что? Где? Когда?» (но я не помню какой): они плакали из-за того, что были настолько старые и немощные, что даже яйцо не могли разбить, а у мышки это легко получилось.

«с пола есть так себе затея» — Дед и Баба есть золотое яйцо не собирались — они просто не дожили бы до описанных событий, если бы ели экологически сомнительную пищу.

Очевидно,что это постанова для курочки. Дед с бабкой прохаванные и знали,что если растрогать курочку,то она снесёт золотое яйцо. Пока курочки не было они сами пытались разбить яйцо,но не получилось, тогда они пригласили соучастника — мышку. А нет даже не так! Они соврали курочке, что это мышь разбила! Кто нибудь видел Тайлера Дердена!? А когда курочка вернулась, дед с бабкой изобразили трагедию и начали пугать курочку подскочившим давлением, курочка пожалела старых мошенников и снесла им золотое. Конец.

Есть еще мнение, что это космогонический миф. Золотое яичко — мир «золотого века», уничтожается случайной силой. Мир исторического времени чудесными свойствами не обладает, зато практичен.

В качестве оффтопа позвольте предложить вам гениальную иудейскую пародию на поиски глубинного смысла в сказках. 🙂

На самом деле тот вариант, что нам рассказывают в раннем детстве- это «купированный» вариант для ленивых. По настоящему реальная «курочка ряба» — просто таки душещипательный триллер!

Вот вам один из полных вариантов. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, ведра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко.

Поп идет: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!

источник

Почему дед и баба плакали из-за разбитого яйца?

Недавно читала своей пятилетней племяшке на ночь сказку «Курочка Ряба». Сказка как сказка, сотни раз слышала, с детства помню, и тысячи людей выросли на ней, по её мотивам сняты мультфильмы, поставлены кукольные спектакли, сыграны театральные постановки. Но когда ребенок задал мне банальный на первый взгляд вопрос, то он поставил меня в тупик. А вопрос был таким: если дед и бабка сами хотели разбить яичко, но у них ничего не получилось, то почему когда мышка его всё-таки разбила, они заплакали?

Поразмыслив некоторое время, я дала ребёнку ответ, но удивило то, что, несмотря на свой далеко не детский возраст, не смогла ответить сразу на такой, казалось бы, простой вопрос. И тогда созрел план, провести небольшое исследование на тему: как взрослые понимают сказку «курочка Ряба»?

В своё исследование я включила людей различных возрастных групп и разных полов. Всех кто был мне доступен в течение недели. В итоге в соцопросе приняли участие 36 человек в возрасте от 25 до 60 лет, из них 23 женщины и 13 мужчин.

Многие из читателей может, и не поверят, но из 36 полученных ответов, верными оказались только 4, все остальные 32 ответа для чистоты эксперимента я записывала на диктофон встроенный в мобильный телефон и теперь, прежде чем открою правильный ответ (для тех, кто его не знает) приведу самые интересные варианты понимания взрослыми этой простой сказки.

Итак, на вопрос — почему дед и баба которые безуспешно пытались разбить золотое яичко, заплакали, после того как мышка сделала то, к чему они стремились, то есть разбила яйцо? Я получила такие вот ответы:

Ответ реалистов — не знаю… Вроде получили что хотели и чего реветь? — 12 ответов;
Меркантильные ответы — наверное, потому что внутри яйцо оказалось не золотым, и они не смогут его продать — 2 ответа;
Ответы тех, кто, по всей видимости, столкнулся со старческими заболеваниями родственников — а кто их знает, у стариков был уже маразм и они не помнили, что хотели его разбить — 2 ответа;
Так же высказывались варианты о:
— вероятной бесплодности курочки в будущем;
— глупости самой сказки и её бессмысленности.
Но самое большое количество ответов звучало так: — А действительно, почему?

Такое исследование меня позабавило и расстроило одновременно. Не знаю, от чего зависели ответы, от ограниченности мышления (но, все же работающие люди с образованием) или на том, что народ зациклен на своих проблемах и думать, о подобных пустяках некогда, да и не охота. Но факт остаётся фактом. «Курочка Ряба» еще одна сказка, так и не понятая взрослыми до конца.

Для тех, кому ответ на заданный вопрос очевиден, предлагаю провести такой же эксперимент, попробуйте опросить своих знакомых различного возраста и образования, вы убедитесь сами, простые и банальные вещи порой способны поставить в тупик многих образованных людей.

Ну, а теперь внимание, правильный ответ: дед и баба пытались разбить золотое яичко не для того, чтобы потом продать его как лом в ювелирную мастерскую, или сделать деду новую золотую челюсть, все гораздо проще и реалистичней, они были голодные.

Когда били яйцо, думали, внутри оно обычное и его можно съесть, но оказалось, что и внутри оно золотое и насытиться им невозможно. То есть золото в чистом виде, когда некуда его применить и невозможно никак использовать, не приносит удовлетворения и счастья. Вот и весь нехитрый смысл..

источник