Меню

Курочка ряба почему яйцо золотое

Почему плачут дед и баба в сказке «Курочка Ряба»?

«Золотое яичко» (в пересказе Ушинского — «Курочка Ряба») — пожалуй, самая парадоксальная сказка из всех русских сказок. В очень коротком тексте видятся сплошные противоречия: дед и баба пытаются разбить яичко, но безуспешно. Когда же мышка хвостиком махнула и яичко упало и разбилось, дед и баба вместо того, чтобы радоваться, что цель достигнута, яичко разбито, почему-то плачут. Самое загадочное — утешение курочки, что она снесет другое яичко, «не золотое — простое». Почему не золотое взамен разбитого? Парадокс!

Почему Ушинский выбрал именно этот абсурдный, парадоксальный вариант сказки? Почему именно этот вариант получил наибольшее распространение? Какова мораль этой сказки? Максимально упрощенная трактовка «золотого яйца» как золота, богатства, буржуазности? Если взять во внимание, что Ушинский создал свою хрестоматию «Родное слово», в которой была напечатана эта сказка в его обработке для начальной школы, в которой учились, естественно, дети бедных людей, то логично, что можно усматривать смысл сказки в воспитании презрения к богатству: мол, надо довольствоваться малым.

Не всё так просто обстояло с «Курочкой Рябой» в 20-е годы при Советской власти. Так, Деткомиссия при ГУСе высказывалась против напечатания «Курочки Рябы», в то время как Комиссия при Главсоцвосе, наоборот, включила эту сказку в список одобренной литературы по темам ГУСа. , возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом: «Сказка „Курочка Ряба“ помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Примечание: ГУС — это Главный ученый совет при Наркомпросе, созданный в 1919 году. Без его предварительной санкции не могла выйти в 20-х годах ни одна детская или учебная книга. Главсоцвос — Главное управление по социальному воспитанию при том же Наркомате, которое рекомендовало или запрещало уже вышедшие книги «для употребления» в школе. Чиновники из двух этих учреждений, соревнуясь между собой, порой расходились во мнениях.

Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна старушка, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено». В четырёх лишь сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить? Вот задача из задач!

Также во многих вариантах сказки происходят странные вещи: почему-то, после того как мышка разбивает яйцо, начинается конец света. В этих вариантах появляются такие персонажи, как поп, попадья, дьячок, то есть представители религиозного культа.

Сказку «Курочка Ряба» принято относить к сказкам о животных. И это очень странная классификация. Многие исследователи сказки с этим не соглашаются и видят в этом сказочном сюжете отражение древнего знания славянских народов. Например, считает, что сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе и славян. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, ). Топоров считает, что сказка про курочку Рябу является вырожденным вариантом этого мифологического представления.

Чего только не находят в этой невинной сказке в обработке великого педагога , которая с 1864 года будоражит сознание родителей. На этой почве родилось множество версий.

Изучив массу материала, касающегося сказки «Курочка Ряба», и не найдя верного ответа на вопрос, почему великий русский педагог Ушинский навязал нашим детям именно этот вариант сказки, я решила встать на точку зрения Ушинского и посмотреть на сказку глазами детей:

1. Дано: курочка Ряба снесла золотое яичко. Дети не будут вдаваться ни в какие космогонические мифы и скажут: так не бывает, куры золотых яиц не несут, это неправда. Но они принимают это, потому что в сказке всякое бывает, а это сказка.

2. Глупые, с точки зрения взрослых, дед и баба пытаются разбить золотое яйцо вместо того, чтобы тащить его продавать. С точки зрения ребёнка дед и баба получили в подарок от курочки Рябы игрушку — золотое яйцо. Если ребёнок получает подарок, у него в первую очередь возникает желание посмотреть: а что же там внутри? И он, естественно, пытается подарок раскурочить. Ну, не всегда получается.

3. Мышка яйцо разбивает. Дед и баба, которые пытались разбить яйцо, вдруг плачут, когда мышка разбивает его. Вроде бы, они хотели этого, так чего ж они ревут? Хотеть-то хотели, да хотели САМИ его разбить. Представьте ребёнка: кто-то сломал его игрушку. Его реакция? Естественно, плач. Пусть он хотел сломать игрушку, но он хотел САМ сломать, а если ломает кто-то другой, ему становится обидно, что не сам сломал, а с другой стороны, становится жалко игрушку.

4. Курочка обещает деду с бабкой взамен золотого яйца снести простое. Ну, нашла чем утешить, — скажет взрослый. Но сказка эта детская, для детей. И дети вполне удовлетворены таким ответом курочки. Это им ясно и понятно: курочки несут простые яички, а не золотые.

Так что давайте смотреть на сказки с детским простодушием. И помнить о том, что был и остаётся великим русским педагогом и, как никому другому, ему было известно, что детям полезно для их развития, воспитания и развлечения.

источник

smekalkina_v

крики души, вопли в пустыне

Тайный смысл Курочки Рябы

Все с детства знают сказку о Курочке Рябе.
Эта сказка пожалуй рассказывается самой первой.
В силу простоты и незатейливости сюжета?
Подождем отвечать на этот вопрос.
Смысл Курочки Рябы меня волновал давно. Мне все время казалось, что в этой сказке полно недомолвок.
Недавно, я начала изучать Курочку Рябу в очередной раз и у меня снова возникло подозрение, что Курочка Ряба рассказывает совсем не о том, о чем мы все думаем.
Я решила покопаться в вопросе и сразу же наткнулась на то, что в детских книжках печатается усеченная, адаптированная версия сказки.
На самом деле.

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, ведра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко.

Поп идет: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
* Сказка «Дорогое яичко», Сказки Саратовской области. Саратов, 1937.

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала.
Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
* «Народные руские сказки», Афанасьев А.Н.

Прочитав сказку про курочку в полном варианте, я, кажется, наконец-то поняла её смысл.
Но мне стало интересно, существуют ли какие еще версии толкования сказки.
Удивительно, но вопросом смысла Курочки Рябы интересовалась не только я )).
Вот какие есть интересные версии.

Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное») и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.
Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.
По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхнний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном.

Читайте также:  Почему вода холодная в колонке

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом»

Господин Стрельников (сайт Проза.ру) считает следующее:
«Таким образом, к концу сказки вырисовывается наиболее правдоподобный вариант ее смысла. Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое. Золотым яичком курочка Ряба, видимо, хотела порадовать деда с бабой, но увидела, что оно причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не столь красивое, по крайней мере, не принесет горя: его можно будет спокойно разбить и съесть.
Итак, по всей вероятности, смысл «Сказки о курочке Рябе» можно обозначить русской пословицей «старость – не радость» .

М.Е. Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений» пишет: «Золотое яйцо снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. […] Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая «мышка» достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них «Курочке Рябе» и ее детородной функции».

С.З.Агранович основывает свой анализ на психоанализе: « Дед и баба – пожилые люди (не случайно!); также они воплощают человеческий коллектив (ведь это разнополая пара).
Яйцо – олицетворение жизни.
Золото — символ смерти (в мифах золото и богатства находятся именно в царстве мертвых, в славянских сказках — Кощей, представитель царства мертвых, всегда связан с золотом).
Золотое яйцо, которое получили дед с бабой, – это «антижизнь, черная метка».
Получив золотое яйцо, дед и баба воспринимают его, как знак приближающейся смерти. Они по очереди пытаются разбить яйцо, но ничего не получается.
Мышь – это посредник между миром живых (земных) и мертвых (подземных). Это существо, которое служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь – двулика, может сотворить как добро, так и зло.
Семья попа – это модель как человеческой семьи, так и сакрального общества.
Разбитое мышью яйцо пугает всех. Мир начинает распадаться, происходит сумасшествие социума. Причина распада в неизвестности. Никто не знает, что будет дальше. Поступок мыши они не в состоянии объяснить в силу ее двуликости.
Наступает развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!»
Таким образом, «детская сказка» оказывается рассказом о жизни и смерти, о социуме, и о том, как складывается борьба за жизнь. Сказка о курочке Рябе транслирует эмоции опасной для жизни ситуации: тревогу, страх, отчаяние, в конце — радость и ликование.

Удивительно, но своей версии я в не нашла.
Хотя, как мне кажется, она весьма многое объясняет.
По моему мнению, сказка учит (втолковывает с малолетства) что все зависит от всего.
Вспоминается бабочка у Бредбери — да, тот самый случай.
Случайно разбитое яйцо влечет за собой целую череду катастроф, человеческих жертв и стихийных бедствий.
Сказка говорит открытым текстом — будьте осторожны, продумывайте свои действия, от них может измениться все вокруг и вы сами, в том числе.
Сказка напоминает: остерегайтесь случайных, немотивированных поступков, они могут принести серьезные последствия. И это даже не пресловутые пальцы в розетке и прыжок с зонтиком с 5-ого этажа. Это намного серьезнее и глобальнее!
Яйцо часто являлось объектом различных магических обрядов. С помощью яйца часто лечили — считалось, что яйцо способно вытянуть из человека болезни и порчи. Но ворожить могли не все, кому захочется, а только посвященные, четко знающие всю последовательность действий.
Безусловно, в сказке показано, как мышка (существо неразумное) случайно воспроизвела магический обряд (сотворять который, ни дед ни бабка не хотели — от того и заплакали).
Но было уже поздно.
Как разбившееся яйцо не собрать в скорлупу, так и последствия, произведенные случайным магическим обрядом, устранить практически не возможно.
Вот почему сказку про курочку рассказывают детям одной из первых — дети, прежде всего, должны понять, насколько все взаимозависимо в мире, насколько важно по незнанию не оборвать эти связи и не нарушить существующее равновесие.

источник

В чём секрет сказки «Курочка Ряба»

Сказка «курочка Ряба» известна каждому русскому человеку. Сюжет этой сказки лёгок и незамысловат. Его может запомнить и пересказать каждый. Существует предположение о том, что сказка эта является лишь маленьким кусочком от изначальной, полной версии.

В возможном оригинале сказки от того, что мышка разбила яйцо, все, кому была рассказана эта история, с горя творили безумие: бабка с дедом рыдают, сорока ногу изломала, тын расшатался, с дуба листочки попадали, внучка вёдра разбила, мать пироги за окошко выкинула, а отец об косяк расшибся.

Яйцо – это символ нашего мироздания. Именно из него был сотворён наш мир, согласно мифам многих народов. Предполагается, что разбиение яйца мышкой – это символ сотворения вселенной, отделение земли от тверди. Дед и баба – это символ мужского и женского начала. У славян таковыми были Сварог и Лада. Именно вместе, мужчина и женщина, способны творить и сотворять.

Некоторые исследователи связывают героев сказки со славянским представлением о мире. То есть мышка – это представитель мира Нави, дед с бабой – представители мира Яви, ну а яйцо – прообраз мира Прави. Но здесь возникает вопрос: разбиение яйца – это процесс созидательный (сотворение мира) или разрушительный?

Борис Заходер выдвигал своё предположение. Он считал, что яйцо – это символ счастья. Люди не жалеют его, испытывают, а когда его кто-то разобьёт – рыдают.

С.З. Агранович предполагает, что золотое яйцо – это символ приближающейся смерти. Бабка с дедом хотят разбить его, но делает это мышь – животное, которое может сотворить как зло, так и добро. Это непредсказуемо для деда и бабы (символы социума), поэтому наступает паника и хаос. Но курочка успокаивает стариков и дарит им новое яйцо, новую жизнь. Получается, что «Курочка Ряба» — это сказка о жизни и смерти.

Вигдорчик М.И. сводит всю сказку к семейным отношениям. Он предполагает, что золотое яйцо – это ребёнок, сын, которого воспитывают дед и баба. Но в один момент именно мышка, вильнув хвостом, достигает того, что не получалось у стариков. Мышка, предполагает Вигдорчик – это девушка.

Прозаик Стрельников предполагает, что золотым яйцом курочка хотела порадовать бабку и деда. Но те, будучи слабы от старости, разбить его не смогли, но хотели, предположив, что оно необыкновенно вкусно. Разбила яйцо мышь и деду с бабой отведать его не удалось. Они расстроились и курочка поняла, что для деда с бабой радостью является простое яйцо.

Многие сказки утратили очевидный смысл. Но по сей день они являются нашим достоянием и возможно, когда-нибудь найдется тот, кто сможет их верно истолковать.

источник

Сказка про курочку Рябу и ее смысл. Мораль сказки про курочку Рябу

Народная сказка про курочку Рябу известна всем с раннего детства. Она легко запоминается, дети ее очень любят.

О чем рассказывает эта сказка?

Рассказывает она о том, как однажды курочка, жившая у деда и бабы, вдруг снесла золотое яичко. У деда и бабы разбить его никак не получалось, несмотря на многие попытки. Зато это случайно смогла сделать мышка. Ей стоило всего лишь махнуть хвостиком. Но вместо того чтобы обрадоваться, дед и баба почему-то очень огорчились. Курочка успокоила их и сказала, что будет им новое яичко, обычное, не золотое.

Читайте также:  Почему вконтакте не работают теги

Однако эта история имеет несколько вариантов. В некоторых из них появляются новые действующие лица: поп и попадья.

Смысл сказки

Вот такая, на первый взгляд, простенькая история. Но в чем же смысл сказки про курочку Рябу? Этот вопрос интересен многим. Некоторые считают, что сказка вообще смысла не имеет. С этим утверждением вряд ли согласится большинство людей. Сказки ведь издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Со смыслом этой сказки предстоит разобраться.

Главное противоречие сказки в том, что дед и бабка плачут оттого, что золотое яйцо разбилось. Но ведь они так этого хотели! Возможно, яйцо оказалось пустым, и бабку с дедом постигло разочарование. Может, они просто хотели поесть, а яйцо, разбитое мышкой случайно, растеклось по полу? Возможно, что и не золотое оно было, а просто с золотистой скорлупкой, старики же думали, что оно особенно вкусное.

Скрытые смыслы

Некоторые исследователи сказки посвятили много лет, чтобы найти связь ее с мифологией. Часто сказку связывают с древними мифами о Мировом яйце, из которого рождается либо вся Вселенная, либо часть мира, либо кто-то из богов. Образ мыши также символичен. В мифах многих народов говорится, что это животное родилось из земли. Таким образом, сказку связывают с мифами о сотворении и конце мира.

В некоторых более полных версиях сказки, после того как яйцо разбилось, со всеми, кто об этом узнал, случились какие-либо несчастья.

Существует мнение, что в сказке есть связь с языческими обрядами. При этом яйцо сравнивается с луной или солнцем. Яйцо золотое – солнце. Образ серой мышки – вечер. Разбитое золотое яйцо – закат. Простое яйцо – луна.

Интересна трактовка сказки у М. Е. Вигдорчика. Он считает, что золотое яйцо представляет собой символ ребенка. Попытки разбить яйцо – это символ воспитания ребенка. Но у деда с бабкой ничего не получается, а у мышки получилось. Мышка – символ легкомысленной снохи, которая для родителей мужа представляется в каком-то роде соперницей. Им обидно, что у нее получилось воспитать ребенка, а у них нет.

Актуальность сказки в наше время

Детские истории являются собранием народной мудрости, пусть и не в форме поучения. Сказка про курочку Рябу не исключение. Однако времена меняются, появляются новые реалии. Многие авторы пробуют по-своему рассказать известную всем легенду. Весьма интересна сказка про курочку Рябу на новый лад Ольги Ахметовой. В ее трактовке мышь, увидев яйцо, захотела его украсть, она позавидовала тому, что дед и бабка «станут богачами», а ведь и она «достойна миллиона». Те, в свою очередь, слишком долго думали, что делать со свалившимся на голову богатством. В итоге яйцо разбилось и не досталось никому. Смысл этой сказки в том, что каждому в жизни может выпасть счастливый шанс, но нужно распорядиться им с умом.

Еще одна сказка про курочку Рябу повествует о том, что яичко оказалось не золотым, а всего лишь киндер-сюрпризом. В сказке Игоря Шандры Ряба снесла яйцо Фаберже. Его отнесли на хранение в банк, чтобы уж наверняка не разбилось. Но и в этой версии деда с бабкой ждали слезы. А виновата оказалась компьютерная мышь: «хвостиком махнула», и весь банк исчез. А Ряба утешила тем, что исчезла подделка, а настоящее яйцо в целости и сохранности.

Вот такие интересные истории, и это лишь малая часть. Все говорит о том, что и в наше время сказка про курочку Рябу вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.

Споры насчет морали сказки

Серьезные исследования сказки вызывают уважение, но вряд ли обычный человек будет искать скрытые смыслы. Но чему все-таки учит эта история? В чем мораль сказки про курочку Рябу?

Каждый может понимать ее по-своему. Есть мнение, что яйцо – символ любви, которую не смогли уберечь дед и бабка. Рябая курочка – символ Высшего разума, поэтому она и черно-белая, так как сочетает в себе и добро, и зло. Мышка – какая-нибудь сплетница. Если долго разбивать любовь, то отношениям может прийти конец из-за какой-нибудь мелочи вроде сплетни. А простое яйцо – не любовь, а привычка, которая появилась со временем. Мораль – надо дорожить отношениями, беречь любовь.

Кто-то считает, что сказка говорит о том, что не надо быть глупыми и завистливыми. Ведь дед и бабка даже не понимали, для чего они хотят разбить яйцо, а когда это сделала мышка, они просто позавидовали ей. Мораль – нужно обдумывать свои поступки и не быть завистливыми.

Возможно, золотое яйцо представляет собой символ богатства, к которому не надо так отчаянно стремиться. Дед и бабка долго бились над тем, чтобы достичь материальных благ, но тут мышка (случайность) показала им, разбив яйцо, что в нем нет ничего особенного. Простое яйцо, которое потом пообещала курочка, – символ вечных ценностей. Мораль — можно быть счастливым и без стремления к накопительству богатства.

Есть также версия, что сказка учит не планировать жизнь до мелочей. Всегда есть место для случайности.

Способен ли ребенок понять эту сказку?

Не просто так говорят, что устами младенца глаголет истина. Несмотря на множество интерпретаций, сказка про курочку Рябу все-таки является детским произведением.

Дед и баба, по мнению многих малышей, плачут оттого, что они сами не смогли разбить золотое яичко. Вот откуда столько переживаний.

Конечно, впоследствии родители могут предложить ребенку и свою версию о том, чему же учит эта сказка. Неплохая воспитательная беседа получится.

источник

nabbla1

nabbla

Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое — золотое.
Дед бил, бил — не разбил.
Баба била, била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

На первый взгляд сказка выглядит удивительно нелогичной. Дед с бабой хотели разбить яичко, мышка сделала ровно это, так почему они теперь плачут?

Я когда-то ещё будучи в школе ответил на этот вопрос так: они же не просто так его били, лишь бы разбить — они его съесть хотели — омлет сварить или испечь чего-нибудь, и били его над тарелкой. Разбилось же оно на полу, не будут же они с пола его собирать!

Но и это объяснение, увы, несостоятельно. В такой ситуации курочка должна была пообещать снести ещё одно золотое яичко, взамен утраченного, так почему она пытается утешить их простым? Да и почему вообще деду с бабой так уж хотелось попробовать золотое яйцо на вкус, разве не лучше было бы попытаться его продать целым, как какое-нибудь фаберже?

В интернете и в литературе можно найти огромный ворох интерпретаций этой сказки, начиная от отсылок к мифологии и к православию (дед с бабой — Адам и Ева, золотое яичко — рай, мышка с длинным хвостиком — змей-искуситель, а простое яйцо — жизнь земная), и с психоанализом, и с семантикой и семиотикой, тысячи их.

Я сейчас предложу свою версию, которую вроде бы нигде не встречал. В ней не будет никакого символизма, мы просто попытаемся взглянуть на знакомую сказку глазами деда с бабой, а не «всезнающего» автора-сказочника.

Дед с бабой обнаруживают, что курочка Ряба снесла яйцо странного золотистого цвета вместо обычного белого. Они слышали сказки о курице, несущей золотые яйца — может это ОНА? Но есть объяснение и более обыденное — у курицы серьёзное физиологическое расстройство, что проявилось в цвете скорлупы.

Наверное, дед с бабой мало верят в то, что курица могла снести золотое яйцо — но ВДРУГ!? Надо бы проверить. На ощупь яйцо холодное, как будто действительно металлическое. Но у них там холодно, это еще не показатель. Как ещё понять, из чего оно сделано? По весу — ненадёжно, мы же не знаем, какой толщины скорлупа! Об электрическом токе они слыхать не слыхивали, поэтому пришли к самому простому и незамысловатому способу проверки — надо стукнуть по нему!

Золото — металл мягкий, пластичный, если по нему ударить, останется вмятина, и уж никоим образом золотое яйцо не может разбиться, золото — это не чугуний и не закалённая сталь и не стекло! И вот дед с бабой начинают эксперимент. Тут стукнуть бы им посильней, но жалко — всё-таки красивая вещь, хочется если и ставить вмятину, то совсем маленькую. Поэтому бьют они несильно. Наверное, сюда же добавляется и желание оттянуть страшный момент, ведь в глубине души они догадываются, что яйцо вовсе не является золотым, но пока ещё остаётся надежда на это. Вдруг оно действительно золотое — тогда им обеспечена безбедная старость, можно по миру покататься, детишкам дом построить. Понятное дело, что яйцо они не разбивают.

Но тут прибегает мышка, роняет яйцо на пол, и оно разбивается. Как и ожидалось, оно вовсе не является золотым, обыкновенное куриное яйцо, только странной окраски. Только-только затеплившиеся надежды рушатся в тот же миг, и к тому же страшно становится за курочку и за самих себя — может она помирать собралась, а яйца её тоже в себе какой токсин содержат? Надо курочку к ветеринару везти, а это за сто вёрст, да и ветеринар тот ещё фрукт — обзовёт их идиотами, начнёт курицу мучать в хвост и в гриву, анализы крови там, биопсию, и заключит наконец — проживёт ваша курица ещё два месяца. Вот что навалилось на стариков, когда они увидели, как яичко упало и разбилось — тут кто хочешь зарыдает.

Читайте также:  Почему на море начались месячные

В такой трактовке становится понятно, почему курочка утешила их, сказав что снесет простое яйцо — это значит, что она не больна. Да, чего-то не то съела, плохо себя чувствовала, снесла странное яйцо, но всё в прошлом — она пошла на поправку и будет исправно нести им вкусные, не отравленные тяжелыми металлами яйца.

источник

О ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ»КУРОЧКА РЯБА»

Почему это мог снять Тарантино, что опущено цензурой и при чем тут апокалипсис. Вообще сказка куда жестче, чем мы ее знаем.

Я пишу роман. В связи с этим изучаю литературу по фольклористике, психологии и так далее. Наткнулся на забавную «расшифровку» сказки у Софьи Залмановны Агранович, земля пухом. Это дико интересно. Я хочу сделать на основе ее (и не только ее) лекций несколько статей.

Итак. Курочка Ряба. Когда нам рассказывают эту сказку в детстве, мы не особо задумываемся о смысле. Но давайте хотя бы попытаемся взглянуть на действия персонажей с точки зрения логики.

Есть дед и баба. Курочка сносит им яйцо. Из золота. Что сделают нормальные люди, получив кусок золота? Оставят себе. Отдадут ювелиру. Продадут. Конечно, сказка сформировалась очень давно. Но если дед и баба находятся на той стадии общества, когда люди уже разводят куриц, они прекрасно понимают ценность золотого яйца.

Поехали дальше. Дед и баба пытаются разбить яйцо. У них не выходит. Но когда мышка, (случайно забежавшая в дом?), все-таки разбивает яйцо, они опечалены сверх меры. Алё, старые! Вы только что сами старались его разбить, что вас не устраивает?

Ладно. Приходит курочка и говорит, что снесет другое яйцо, нормальное. Деда и бабу захлестывают потоки счастья вплоть до множественных оргазмов. С чего вдруг? Яйцо никогда не было особенной ценностью, даже в ту пору, когда их воровали из гнезд, не говоря уже о позднейшем времени — средняя несушка дает их по штуке в день.

Мы все читали и слышали в детстве адаптированный вариант сказки. На самом деле ее вариантов очень много, но в целом канва такая:

Во-первых, там кумулятивное построение. То есть множественные повторы, которые крутятся вокруг реакции разных персонажей на новость о разбитом яичке.

Во-вторых, в большинстве версий мир начинает реально сходить с ума. (Почему так происходит — объясню ниже). Начинается натуральный апокалипсис. Осыпается (летом) листва с деревьев. Выворачиваются заборы. В воздухе умирают птицы. Попова дочка, узнав новость о разбитом яичке, разбивает о землю ведра с водой. Ее мама, услышав от дочки страшное известие, выливает тесто, из которого собиралась делать пироги, и начинает мыть этим тестом пол. Сам поп (по сути, в древних вариантах сказки, это шаман), получает от любимой жены ласковое пожелание умереть, убившись с разбегу о косяк двери, рвет Библию и поджигает церковь.

Тогда курочка обещает снести новое золотое яичко.

— НЕ НАДА-А! — орут баба с дедом. — Ладно-ладно, простое, — соглашается курочка. — Я шутканула.

И тут весь этот тарантиновский психоз прекращается, мир приходит в норму, все рады, что можно еще пожить.

А теперь — почему у всех поехала крыша.

В большинстве мифологий это символ мироздания. Красное яйцо — в цветах жизни, прекрасно пережило пришествие христианства и вписалось в Пасху, как многие языческие и до-языческие символы. (С самой пасхой все тоже очень весело, но это тема для отдельной статьи. Кто смотрел или читал «Американских богов» уже немного в курсе, что «Easter» — это как бы богиня Иштар, Астарта).

Символ — один из самых древних. Египтяне, финикийцы, индусы, китайцы, греки, финны, коренное население Америки — все эти ребята в теме. Латинское ab ovo, яйцо Леды, Уроборос, который крутится, вообще-то, вокруг яйца, шумерское «Космическое яйцо», египетское «Сияющее яйцо» и так далее. У нас буквально двести лет назад яйца еще клали на могилы. Ими до сих пор народные целительницы «снимают болезни».

Как так вышло и почему у всех одинаково?

Дело в том, что для древнего человека яйцо — ближайший пример того, как из не-живого появляется живое. А если наш мир (живой) существовал не всегда, значит, он тоже появился из чего-то неодушевленного. Вроде этих странных беленьких камешков.

Золото — это смерть. Причем значение «смерти» привязалось к золоту значительно раньше, чем за него начали убивать. Золото обозначает смерть даже в тех культурах, где особенной ценностью не является. Скажем, у ацтеков, которые очень уважали яшму, медь и серебро.

Вспомните любые золотые сказочные предметы — золотая игла, где смерть Кощеева, золотой трон Аида, золотой гусь, золотые яблочки (которые, кстати, в оригинале цитрусовые), золото Нибелунгов. Вплоть до золотого Кольца Всевластья и глаз Рейстлина все эти предметы приносили героям одни проблемы.

(Правда, есть еще золотые волосы нити и клубочки, но это тоже тема для отдельной статьи, почему они золотые).

Наш Кощей, который чахнет (подыхает) над златом — представитель огромной плеяды владык подземного мира, которые постоянно хвастаются тем, что едят, пьют и только что не спят на золоте.

Пока древние люди не умели добывать золото, они его находили. А где чаще всего можно найти золото, чтобы оно. ну просто валялось? У истока реки. А значит — что? Значит, оно вместе с рекой приплыло к нам снизу, из того мира, где, как известно, живут мертвые. Предки. Не то что бы это однозначно плохое место, кстати говоря. Это же наши предки. Они нас хранят, оберегают, советуют. Потом перерождаются, прорастая вместе с деревьями. (Еще одна отдельная тема).

До сих пор мы «стучим по дереву», чтобы наш стук отдался в корнях мирового древа. Это мы передаем им приветы «вниз», не задумываясь, сколько лет этой традиции, и от какого образа мысли идет наша покойницкая морзянка.

А теперь — что такое золотое яйцо?

Черная метка. Непонятный, но явно зловещий символ, скорее всего — предвестие скорой смерти или конца света. Вот почему баба с дедом так распереживались и пытаются от него избавиться как можно скорее. Но у них не выходит. Представляете драматизм сцены?

Скорее всего, мышка не мышка, а белка. У нее шансов смахнуть яйцо именно хвостом — куда больше, чем у мышки. Почему я так считаю?

А помните «Слово о Полку Игореве»? «Растекаться мысью по древу»? Не мыслью, а именно мысью. имеется в виду — «Соберемся, не надо, чтобы мысли прыгали, как белка по веткам». На момент формирования этого варианта сказки белку вполне нормально было называть «мысью», как и многих других похожих зверьков.

Знаете, кстати, где еще мы все видели эту белочку?

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Больше скажу, «белочка», которая белая горячка, стала именно белкой не просто так, а потому что такое уж у нас сознание, сформированное тысячелетиями архаичной культуры. Но это лирическое отступление.

Белка (или мышка) — это зверек-медиатор (связующее звено), который также присутствует во многих культурах, но самая известная — Рататоск из скандинавской мифологии.

Есть некое Мировое древо (во многих мифологиях, у скандинавов — Игдрассиль), в его кроне живет птица, в корнях — змей, а по стволу бегает белочка. Крона мыслится как верхний мир, корни — нижний, а ствол — наш. Соответственно, белка за него ответственна. Кстати, кроме того, что «Рататоск» (переводится примерно как «Грызлов») осуществляет связь между верхом и низом, она еще и грызет ствол. И по характеру обычно животное склочное, вредное, ироничное, приносящее проблемы, с характером мента, крышующего небольшой рынок.

Так вот. Эта самая белка пришла и разбила яичко. И теперь непонятно, что вообще делать! Потому что теперь это мертвый символ смерти — смерть в квадрате, в кубе!

Вообще говоря, дальнейший сюжет тоже поддается расшифровке. Например, дохнущие в полете птицы — знак нарушения «оборота душ». Души мертвых, которые на определенной стадии должны возвращаться птицами, внезапно не смогли этого сделать. Но текст и так получается неприлично большим, а подобные детали все равно малоизвестны, так что бог с ними. Если всем понравится этот материал, расскажу о других элементах подробнее в статьях о прочих сказочных мотивах. 🙂

Наконец курочка сносит нормальное яйцо и мир приходит в норму, ура. Тут объяснять нечего, из предыдущего текста все и так ясно.

Человечество в его идеальном виде. Ведь это не парень и девка, не мужик и баба. Люди опытные, все про жизнь знающие, «законченные».

И большинство сказок, если их так проанализировать, имеют специфическую внутреннюю структуру и скрытый сюжет, который когда-то был очевиден каждому, теперь стерся, но остался настолько мощным (на этих символах стоит ВСЯ культура), что живет и передается изустно, даже внешне потеряв логику.

Очень интересно отлавливать ее в сказках, но еще веселее — в современной жизни.

Вы себе не представляете, сколько вещей типа «стука по дереву» вы делаете, не задумываясь, и что стоит за ними на самом деле.

Это здорово меняет взгляд на окружающий мир.

источник