Меню

Куприн тапер почему так назван

Тапер — это. Почему рассказ о будущем композиторе называется «Тапер»?

«Тапер» – это рассказ Александра Куприна, опубликованный в 1900 году. Произведение посвящено искусству и простому случаю, который может оказаться в жизни юного талантливого человека судьбоносным.

Дом Рудневых

«Тапер» – это история из жизни одной богатой московской семьи. Дом Рудневых нередко полон гостей. Сюда наведываются и соседи без предупреждения, и дальние родственники, доселе неизвестные хозяевам. А также кадеты, гимназисты и юнкера со студентами. У хозяина хлебосольного дома двое сыновей и три дочери. Рассказ Куприна «Тапер» начинается с повествования о шумном и беспечном образе жизни героев. Праздничное настроение в семье задает обычно владелец ветхого и старинного строения – Аркадий Николаевич.

Сыновья и супруга героя едва упоминаются. Дочери Руднева, напротив, являются центральными персонажами.

Аркадий Николаевич

Этот герой представляет собой добродушного праздного человека, который не часто бывает дома, предпочитая проводить большую часть своего времени за игрой в карты. В делах Аркадий Николаевич не особенно осмотрителен. Он любит балет и не лишает свою супругу оснований для мучительной и тайной ревности. К тому же то и дело закладывает или перезакладывает имущество. Однако финансовые неурядицы не препятствуют Рудневу с утра до вечера вращаться в высшем обществе и после большого выигрыша организовывать увеселительные программы для детей.

Дочери

Рассказ «Тапер» – небольшое произведение, в котором идет речь об очередном предстоящем празднике в доме Рудневых. В семье три дочери: Тина, Таня и Лида. Лида – надменна и холодна. Татьяна отличается добротой и мягкостью. А младшая – Тина – представляет собой необычайно пылкое создание. В ожидании праздника она с самого утра устраивает в доме переполох. В чем причина шума, который поднимает девочка?

Дело в том, что действие рассказа происходит в конце девятнадцатого века. В те времена в богатых столичных домах было принято нанимать на всевозможные увеселительные мероприятия музыкантов. Такой традиции следовали и обитатели дома Рудневых. Однако в день, когда происходят события рассказа, распорядиться о фортепьянщике не успели. Без музыкального сопровождения праздник не может состояться. А потому не только Дина, но и Татьяна, и экономка Олимпиада Савична, и даже камердинер Лука пребывают в панике. Где же найти музыканта? И по чьей вине произошло столь серьезное упущение? Конфликт улаживает Татьяна Николаевна – сестра владельца дома. Эта веселая добродушная блондинка отправляет горничную Дуняшу на поиски тапера.

Юный музыкант

Внутренняя междоусобица, казалось бы, улажена. Однако гости прибывают, а ни Дуняши, ни музыканта нет. Сестры в отчаянии. Тина сгорает от нетерпеливого беспокойства. Но вдруг, наконец, появляется горничная. Девушка привела тапера, но все же слегка растеряна.

Прежде чем приступить к дальнейшему пересказу, следует несколько слов сказать об особенности профессии наемного пианиста в девятнадцатом веке.

Тапер – это музыкант невысокого уровня. Представители этой профессии были востребованы до появления звукового кино. Они играли, как правило, на плохом расстроенном инструменте. Задачей таперов было создать подобие музыкального фона. В роли артиста подобного уровня часто выступал немолодой и не вполне успешный исполнитель. А потому неудивительно, что, увидев в сопровождении Дуняши мальчика, облаченного в мундир реального училища, сестры несказанно удивились.

Музыканта звали Юрием Азагаровым. Лида принялась «экзаменовать» отрока, задавая ему вопросы относительно репертуара. Татьяна же отнеслась к юному таперу благосклонно и предложила мальчику продемонстрировать музыкальные способности. Каково же было удивление хозяев и гостей дома, когда гимназист заиграл…

Он исполнял знаменитые музыкальные произведения, при этом делал это на высоком профессиональном уровне. Услышав звуки фортепиано, из своего кабинета вышел изумленный Аркадий Николаевич.

Появление Рубинштейна

Почему рассказ назван «Тапер»? Ведь игра Азагарова была существенно выше способностей рядового представителя этой профессии. Повествование в произведении Куприна построено на контрасте. С одной стороны, изображена богатая и беспечная жизнь Рудневых. С другой – судьба юного гения, который, вместо того чтобы учиться, вынужден зарабатывать себе на хлеб.

Развязка рассказа – появление в доме знаменитого композитора. Дом Рудневых посетил сам Антон Рубинштейн. Великий музыкант прослушал игру юного пианиста и был поражен. Дом Аркадия Николаевича Юра Азагаров покинул вместе с Рубинштейном. А впоследствии, годы спустя, стал знаменитым композитором.

«Тапер» – это рассказ о судьбоносной встрече юного музыканта с всемирно известным пианистом. Впрочем, Азагаров, в отличие от Рубинштейна, – персонаж вымышленный. Должно быть, Куприн придумал эту рождественскую историю для того, чтобы вселить читателям веру в то, что настоящий талант непременно будет оценен.

источник

Тапер — это. Почему рассказ о будущем композиторе называется «Тапер»?

«Тапер» – это рассказ Александра Куприна, опубликованный в 1900 году. Произведение посвящено искусству и простому случаю, который может оказаться в жизни юного талантливого человека судьбоносным.

Дом Рудневых

«Тапер» – это история из жизни одной богатой московской семьи. Дом Рудневых нередко полон гостей. Сюда наведываются и соседи без предупреждения, и дальние родственники, доселе неизвестные хозяевам. А также кадеты, гимназисты и юнкера со студентами. У хозяина хлебосольного дома двое сыновей и три дочери. Рассказ Куприна «Тапер» начинается с повествования о шумном и беспечном образе жизни героев. Праздничное настроение в семье задает обычно владелец ветхого и старинного строения – Аркадий Николаевич.

Сыновья и супруга героя едва упоминаются. Дочери Руднева, напротив, являются центральными персонажами.

Аркадий Николаевич

Этот герой представляет собой добродушного праздного человека, который не часто бывает дома, предпочитая проводить большую часть своего времени за игрой в карты. В делах Аркадий Николаевич не особенно осмотрителен. Он любит балет и не лишает свою супругу оснований для мучительной и тайной ревности. К тому же то и дело закладывает или перезакладывает имущество. Однако финансовые неурядицы не препятствуют Рудневу с утра до вечера вращаться в высшем обществе и после большого выигрыша организовывать увеселительные программы для детей.

Дочери

Рассказ «Тапер» – небольшое произведение, в котором идет речь об очередном предстоящем празднике в доме Рудневых. В семье три дочери: Тина, Таня и Лида. Лида – надменна и холодна. Татьяна отличается добротой и мягкостью. А младшая – Тина – представляет собой необычайно пылкое создание. В ожидании праздника она с самого утра устраивает в доме переполох. В чем причина шума, который поднимает девочка?

Дело в том, что действие рассказа происходит в конце девятнадцатого века. В те времена в богатых столичных домах было принято нанимать на всевозможные увеселительные мероприятия музыкантов. Такой традиции следовали и обитатели дома Рудневых. Однако в день, когда происходят события рассказа, распорядиться о фортепьянщике не успели. Без музыкального сопровождения праздник не может состояться. А потому не только Дина, но и Татьяна, и экономка Олимпиада Савична, и даже камердинер Лука пребывают в панике. Где же найти музыканта? И по чьей вине произошло столь серьезное упущение? Конфликт улаживает Татьяна Николаевна – сестра владельца дома. Эта веселая добродушная блондинка отправляет горничную Дуняшу на поиски тапера.

Юный музыкант

Внутренняя междоусобица, казалось бы, улажена. Однако гости прибывают, а ни Дуняши, ни музыканта нет. Сестры в отчаянии. Тина сгорает от нетерпеливого беспокойства. Но вдруг, наконец, появляется горничная. Девушка привела тапера, но все же слегка растеряна.

Прежде чем приступить к дальнейшему пересказу, следует несколько слов сказать об особенности профессии наемного пианиста в девятнадцатом веке.

Тапер – это музыкант невысокого уровня. Представители этой профессии были востребованы до появления звукового кино. Они играли, как правило, на плохом расстроенном инструменте. Задачей таперов было создать подобие музыкального фона. В роли артиста подобного уровня часто выступал немолодой и не вполне успешный исполнитель. А потому неудивительно, что, увидев в сопровождении Дуняши мальчика, облаченного в мундир реального училища, сестры несказанно удивились.

Музыканта звали Юрием Азагаровым. Лида принялась «экзаменовать» отрока, задавая ему вопросы относительно репертуара. Татьяна же отнеслась к юному таперу благосклонно и предложила мальчику продемонстрировать музыкальные способности. Каково же было удивление хозяев и гостей дома, когда гимназист заиграл…

Он исполнял знаменитые музыкальные произведения, при этом делал это на высоком профессиональном уровне. Услышав звуки фортепиано, из своего кабинета вышел изумленный Аркадий Николаевич.

Появление Рубинштейна

Почему рассказ назван «Тапер»? Ведь игра Азагарова была существенно выше способностей рядового представителя этой профессии. Повествование в произведении Куприна построено на контрасте. С одной стороны, изображена богатая и беспечная жизнь Рудневых. С другой – судьба юного гения, который, вместо того чтобы учиться, вынужден зарабатывать себе на хлеб.

Развязка рассказа – появление в доме знаменитого композитора. Дом Рудневых посетил сам Антон Рубинштейн. Великий музыкант прослушал игру юного пианиста и был поражен. Дом Аркадия Николаевича Юра Азагаров покинул вместе с Рубинштейном. А впоследствии, годы спустя, стал знаменитым композитором.

«Тапер» – это рассказ о судьбоносной встрече юного музыканта с всемирно известным пианистом. Впрочем, Азагаров, в отличие от Рубинштейна, – персонаж вымышленный. Должно быть, Куприн придумал эту рождественскую историю для того, чтобы вселить читателям веру в то, что настоящий талант непременно будет оценен.

источник

Кто такой тапер? Анализ рассказа Куприна «Тапер»

Кто такой тапер? Это представитель профессии, утратившей свою актуальность с появлением звукового кино. «Тапер», краткое содержание которого изложено в статье, является историей вымышленной. Но вселяющей надежду на то, что талант и усердие никогда не останутся без внимания.

Итак, кто такой тапер? И почему Александр Куприн именно так назвал свое небольшое произведение?

Неблагодарный труд

Таперы в России пользовались большим спросом. На вопрос о том, кто такой тапер, ответ знал каждый ребенок из дворянской семьи. На праздниках и различных увеселительных мероприятиях представители этой профессии осуществляли музыкальное сопровождение.

Требования к таперам были невысоки. Они не оканчивали консерваторию. Знания музыкальной грамоты порою оставляли желать лучшего. Ведь таперы играли не на концертах классической музыки. Они всего лишь создавали фон.

Герои рассказа

Действующие лица произведения «Тапер» – члены семьи Рудневых. В их доме нередко проводятся праздники. Причем поводом для увеселений может служить спонтанное желание главы семейства. Рудневы гостеприимны. Глава уважаемого семейства – Аркадий Николаевич – гурман, игрок и неудачливый предприниматель.

Однажды при организации очередного семейного праздника, на котором ожидается немало гостей, забывают пригласить музыкантов. Аркадий Николаевич отправляет за тапером. Горничная, выполняющая указание хозяина, исчезает на добрых три часа. Младшая дочь – непоседливая Тина – с нетерпением ждет музыканта. Ведь вечер вот-вот должен начаться, а тапера все нет.

Юный музыкант

Удивление дочерей Руднева невозможно описать. Горничная наконец-то возвращается, но сопровождает ее отнюдь не опытный музыкант, а мальчик в гимназической шинели. Юного тапера зовут Юрий Азагаров. Разве сможет этот отрок обеспечить музыкальное сопровождение?

Самородок

Когда Юрий садится за рояль и начинает играть, удивление присутствующих сменяется восторгом. В доме Рудневых раздаются пассажи Шопена, звуки бетховенских сонат, рапсодии Листа. Игра реалиста соответствует уровню самого одаренного студента музыкальной консерватории. Аркадий Николаевич понимает, что перед ним настоящий самородок.

Рубинштейн

Вдруг хозяин дома куда-то исчезает. А спустя час возвращается в сопровождении важного господина. Гость Руднева внимательно слушает игру гимназиста. Юрий немало смущен вниманием человека с надменным взором. К тому же незнакомец просит сыграть еще раз рапсодию. Постепенно выражение лица важного гостя смягчается, в его глазах появляется одобрение. Юрий между тем играет, как никогда. Его пальцы обретают исключительную послушность и гибкость.

Гость снова исчезает. А вскоре к музыканту подходит Аркадий Николаевич, отдает конверт с деньгами и отправляет в переднюю одеваться. Оказалось, что важным господином, перед которым Азагаров так робел, является не кто иной, как великий композитор Рубинштейн. Судьба Юрия предопределена. Он поступает в ученики к выдающемуся музыканту.

Кто такой тапер? Это непрофессиональный музыкант, дилетант. Человек, имеющий лишь косвенное отношение к настоящему искусству. Однако другой оттенок приобретает это слово после прочтения рассказа, который написал Александр Куприн. «Тапер», содержание которого вкратце изложено в статье, – история о талантливом музыканте, который мог бы до последних дней своей жизни зарабатывать на хлеб исполнением полек и кадрилей. Но участие доброго человека изменило его жизнь.

В концовке рассказа автор говорит о том, что гимназист-тапер — нынче всемирно знаменитый пианист. Но о вечере в доме Рудневых и встрече с Антоном Григорьевичем Рубинштейном, пожалуй, никогда не забудет.

источник

Кто такой тапер? Анализ рассказа Куприна «Тапер»

Кто такой тапер? Это представитель профессии, утратившей свою актуальность с появлением звукового кино. «Тапер», краткое содержание которого изложено в статье, является историей вымышленной. Но вселяющей надежду на то, что талант и усердие никогда не останутся без внимания.

Читайте также:  Беседа почему мы не ломаемся

Итак, кто такой тапер? И почему Александр Куприн именно так назвал свое небольшое произведение?

Неблагодарный труд

Таперы в России пользовались большим спросом. На вопрос о том, кто такой тапер, ответ знал каждый ребенок из дворянской семьи. На праздниках и различных увеселительных мероприятиях представители этой профессии осуществляли музыкальное сопровождение.

Требования к таперам были невысоки. Они не оканчивали консерваторию. Знания музыкальной грамоты порою оставляли желать лучшего. Ведь таперы играли не на концертах классической музыки. Они всего лишь создавали фон.

Герои рассказа

Действующие лица произведения «Тапер» – члены семьи Рудневых. В их доме нередко проводятся праздники. Причем поводом для увеселений может служить спонтанное желание главы семейства. Рудневы гостеприимны. Глава уважаемого семейства – Аркадий Николаевич – гурман, игрок и неудачливый предприниматель.

Однажды при организации очередного семейного праздника, на котором ожидается немало гостей, забывают пригласить музыкантов. Аркадий Николаевич отправляет за тапером. Горничная, выполняющая указание хозяина, исчезает на добрых три часа. Младшая дочь – непоседливая Тина – с нетерпением ждет музыканта. Ведь вечер вот-вот должен начаться, а тапера все нет.

Юный музыкант

Удивление дочерей Руднева невозможно описать. Горничная наконец-то возвращается, но сопровождает ее отнюдь не опытный музыкант, а мальчик в гимназической шинели. Юного тапера зовут Юрий Азагаров. Разве сможет этот отрок обеспечить музыкальное сопровождение?

Самородок

Когда Юрий садится за рояль и начинает играть, удивление присутствующих сменяется восторгом. В доме Рудневых раздаются пассажи Шопена, звуки бетховенских сонат, рапсодии Листа. Игра реалиста соответствует уровню самого одаренного студента музыкальной консерватории. Аркадий Николаевич понимает, что перед ним настоящий самородок.

Рубинштейн

Вдруг хозяин дома куда-то исчезает. А спустя час возвращается в сопровождении важного господина. Гость Руднева внимательно слушает игру гимназиста. Юрий немало смущен вниманием человека с надменным взором. К тому же незнакомец просит сыграть еще раз рапсодию. Постепенно выражение лица важного гостя смягчается, в его глазах появляется одобрение. Юрий между тем играет, как никогда. Его пальцы обретают исключительную послушность и гибкость.

Гость снова исчезает. А вскоре к музыканту подходит Аркадий Николаевич, отдает конверт с деньгами и отправляет в переднюю одеваться. Оказалось, что важным господином, перед которым Азагаров так робел, является не кто иной, как великий композитор Рубинштейн. Судьба Юрия предопределена. Он поступает в ученики к выдающемуся музыканту.

Кто такой тапер? Это непрофессиональный музыкант, дилетант. Человек, имеющий лишь косвенное отношение к настоящему искусству. Однако другой оттенок приобретает это слово после прочтения рассказа, который написал Александр Куприн. «Тапер», содержание которого вкратце изложено в статье, – история о талантливом музыканте, который мог бы до последних дней своей жизни зарабатывать на хлеб исполнением полек и кадрилей. Но участие доброго человека изменило его жизнь.

В концовке рассказа автор говорит о том, что гимназист-тапер — нынче всемирно знаменитый пианист. Но о вечере в доме Рудневых и встрече с Антоном Григорьевичем Рубинштейном, пожалуй, никогда не забудет.

источник

Помогите пожалуйста.
По рассказу Тапер. ‘
1) Почему рассказ назван Тапер?
2)Что можно сказать о душевном состояние героя, о характере мальчика и хозяина по их действиям?
3)Какова главная мысль рассказа?
Помогите пожалуйста.

Ответ

Рассказ «Тапер» у А. И. Куприна и у А. П. Чехова

Тот факт, что и в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна есть рассказ под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о перспективности их сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять особенности творчества обоих писателей, наблюдая различия в рассмотрении близкой темы, характеров персонажей и их бытования.
Рассказ “Тапер” Чехова был впервые напечатан в журнале “Будильник” (1885, № 45). Без изменения “Тапер” вошел в сборник “Первые рассказы” (Спб. , 1886), но в Собрание сочинений Чехов его не включил.
Главный герой рассказа — спивающийся тапер, бывший студент консерватории Петр Рублев. Когда-то он подавал надежды, но жизнь его не сложилась: “Ехал в Москву за две тысячи верст, метил в композиторы и пианисты, а попал в таперы. ” У него “необыкновенно острые, словно воспаленные глаза”, “бледное.. . испитое и поношенное лицо”. Он понимает всю унизительность своего положения: “Тапер, прислуга.. . официант, умеющий играть! ”, привык к грубости заказчиков: “У купцов тыкают и на чай дают, и.. . нисколько не обидно!. . Прежде, действительно, больно было, а теперь — плевать! ”
Петра пригласили играть на свадьбе дочери отставного полковника Присвистова с купеческим сыном Ескимосовым. Неожиданно для самого Петра у него завязывается разговор о музыке с одной барышней, которая, как оказывается впоследствии, не подозревала, с кем она разговаривает. Когда барышне объясняют, что ее собеседник тапер (“. подплывает толстая пава.. . и что-то шепчет ей на ухо. ”), она “вспыхивает, хватается за щеки и, как ужаленная, отскакивает от рояля. ”. Некоторое время Рублев пытается держать себя в руках, “закатывает вальсы, кадрили-монстры да гремучие марши”, но вдруг с ним случается истерика, и его выпроваживают из дома. Придя в номер гостиницы, где он живет, Рублев рассказывает об этом “скандале” своему соседу-писателю (от его лица ведется повествование) , такому же неудачнику, как он сам. Тут Рублева настигает второй приступ.
Этот рассказ не относится к самым знамениты произведениям Чехова, но в нем нашла свое отражение одна из важных проблем чеховского творчества — неожиданный протест человека против окружающей его жизни. Основа сюжета “Тапера” — приступ душевной болезни у главного героя — получила свое развитие в одном из лучших и наиболее известных рассказов Чехова — рассказе 1888 года “Припадок”.
Спустя пятнадцать лет после чеховского “Тапера” был опубликован в газете “Одесские новости” (1900, 25 декабря) одноименный рассказ Куприна. Сюжет рассказа основан, как следует из авторского примечания, на реальном факте.
Действие “Тапера” происходит на празднике Рождества в хлебосольном московском доме Рудневых. Хозяин дома Аркадий Николаевич Руднев обычно приглашал на елку оркестр Рябова, но в тот год он опоздал с заказом. С трудом найденный тапер оказывается четырнадцатилетним “бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике”. Одним из гостей Рудневых был Антон Григорьевич Рубинштейн. Аркадий Николаевич обращает его внимание на юного тапера. Рубинштейн заинтересовался игрой Юрия Агазарова (таково имя тапера) . Рассказ заканчивается так: “Реалист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов, а необычайный гость с царственным лицом еще раньше успокоился навсегда от своей бурной, мятежной жизни, жизни мученика и триумфатора. Но никогда и никому Агазаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождественскую ночь его великий учитель”.

источник

почему рассказ назван Тапер? Тапер

Тапёр (фр. tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам. После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически исчезли. В наше время, с возрождением интереса к старым фильмам, в качестве эксперимента некоторые музыканты возрождают искусство тапёров.

В репертуаре тапёра, игравшего на танцах, были наиболее популярные танцы — польки, вальсы, кадрили и др. Обычная манера игры тапёра в кинотеатре — импровизация на несложные темы, «подгонявшиеся» по характеру к происходившему на экране. Некоторые известные музыканты, например, Джордж Баланчин и Дмитрий Шостакович, в молодости работали тапёрами.

Тапёром также иногда называют «механически» , бесчувственно играющего исполнителя. В городском фольклоре существует анекдот об объявлении на стене салуна на американском Диком Западе: «Не стреляйте в тапёра, он играет как умеет! »

Слово «тапёр» также с некоторыми допущениями можно отнести к профессиональному сленгу, поскольку в КВНе так очень часто неофициально называют человека, ответственного за общее звуковое сопровождение выступления команды.

ТАПЕР — Бедняга Гудвин был тогда тапером, напомнил им отец Каули. \ Было небольшое разногласие между ним и его роялем «Коллард». Таки \ \ было. \ — Вел симпозиум в одиночку, м-р Дедалус сказал. Такого и \ черт не остановит. Чудаковатый старикан в первичной стадии \опьянения. \ — Господи, помнишь, Бен бух Доллард сказал, отворачиваясь от \ наказанной клавиатуры. Клянусь хвостом, у меня и свадебного костюма \ не было. \ Они рассмеялись втроем. Свад нет. Все трио рассмеялось. \ Свадебного костюма нет. \ — Дружище Блюм подвернулся вовремя в ту ночь, м-р Дедалус \ сказал. Где моя трубка, к слову? Джемс Джойс СИРЕНЫ (глава из «Улисса»).Перевод Исраэля Шамира «У Голубой лагуны». Том 3А.
ТАПЕР Вместо выстрела тапер \Отдубасит пианино. \а в глазах немой укор\У беззвучной героини. ЮРИЙ РОЗВАДОВСКИЙ “Побережье”,10-11 СЛОВА
ТАПЕР И снова, снова ре-минор, \И вот уж больше не пьянит вино\Я — старый лабух, я – тапер\Безмолвного житейского кино. \Уж нету слов, и в пальцах дрожь, \И скатерть грязная сальна, как рубль. \А я открыт, всегда открыт\Для чистых помыслов и грязных рук, \Готов принять и возлюбить. \Из всех пройденных и последний — круг. Константин Афанасьев БАРДЫ РУ Приглашение к мессе\\И снова, снова ре-минор,
Тапер не нужен: \ Все ослепительней —\ В росах, в слезах, в зарницах —\ Клекот, биенье твоих горловых жемчужин. Николай Шамсутдинов
ТАПЕР Пред всеми, что ни есть, ночами\лежу, смотря на них в упор. \Глен Гульд — судьбы моей тапер -\играет с нотными значками. Леонид Аронзон 1969 Увы, живу. Мертвецки мертв.
таперЧто от него она в пяти шагах стоит\И никогда в слепом тапере не узнает\Того, кто вечною любовью к ней пылает, \ С ее прошедшим говорит. Яков Полонский 1876 СЛЕПОЙ ТАПЕР

источник

Тапер анализ рассказа

Тапер анализ рассказа Куприна

История создания. Рассказ А. И. Куприна «Тапер» был написан в 1900 г. и впервые опубликован в этом же году в газете «Одесские новости».

В одном из примечаний автор указывает, что произведение основано на действительно произошедшем случае.

Для придания достоверности Куприн ввел в рассказ реальную историческую личность — известного композитора, дирижера и музыкального педагога Антона Григорьевича Рубинштейна.

Однако на самом деле удивительно одаренный маленький пианист Юрий Агазаров — вымышленное лицо.

Смысл названия. Во второй половине XIX — начале XX вв. тапером называли музыканта (обычно пианиста), который работал по найму при проведении домашних балов, вечеров и т. д.

Обычно уровень профессионализма таких людей был очень низок, что заложено в самом названии (фр. tapeur от taper — хлопать, стучать). Маленький тапер в рассказе является редким исключением из общего правила.

Жанр. Рассказ.

Тема. Основная тема произведения — роль счастливого случая в жизни человека. Юрий Агазаров, несмотря на свой талант, ведет практически нищенский образ жизни. Зарабатывать на хлеб ему приходится игрой в богатых домах, где хозяевам нет никакого дела до талантливого мальчика. В лучшем случае ему могут доплатить за хорошее проведение вечера.

Мальчику всего лишь четырнадцать лет. Такой образ жизни и способ заработка, безусловно, очень утомляют его и никак не способствуют дальнейшему развитию музыкальных способностей. В доме Рудневых Юра поначалу даже становится объектом для насмешки со стороны Лидии Аркадьевны.

Застенчивый от природы мальчик очень самолюбив, так как сам уже способен оценить высокий уровень своей игры. Не имея достаточных средств, Юрий Агазаров, скорее всего, так бы и прожил всю свою жизнь, растеряв талант и превратившись в заурядного посредственного пианиста.

В судьбу Юрия Агазарова вмешивается счастливый случай. В дом Рудневых приходит знаменитый Рубинштейн. У Антона Григорьевича было немало способных учеников, поэтому только по настоянию хозяина он «со скучающим и нетерпеливым видом» прислушивается к игре Юрия.

Кульминационный момент рассказа — просьба Рубинштейна сыграть рапсодию № 2. Только во время исполнения Юрой бессмертного произведения Листа известный композитор понимает, какие огромные способности заложены в этом скромном мальчике. Антон Григорьевич берет маленького тапера под свое покровительство и помогает ему стать одним из талантливейших российских композиторов.

Читайте также:  Почему возле колена дергается нога

Проблематика. Главная проблема рассказа заключается в том, что огромное количество талантливых, но бедных людей, проводят жизнь в безвестности. Мальчику из богатой семьи гораздо легче добиться успеха, даже обладая весьма посредственными способностями. Для бедных «гениев» остается один путь на вершину славы — упорный труд и умение заявить о себе. Скромный и застенчивый Агазаров готов к напряженной работе, но «разрекламировать» себя он не способен. Только счастливый случай позволяет Юре прославить свое имя.

Герои. Юрий Агазаров, Антон Григорьевич Рубинштейн, Тина Руднева, Лидия Аркадьевна, Аркадий Николаевич Руднев.

Сюжет и композиция. Рассказ начинается с описания богатого дома Рудневых в преддверии праздничного вечера. Неожиданная проблема с отсутствием тапера разрешается при появлении Юрия, в котором сразу же угадывается главное действующее лицо всего произведения. Блестящая игра Юры при Рубинштейне приводит к тому, что композитор забирает талантливого мальчика с собой.

Чему учит автор. Куприн дает понять, что одаренным людям даже в тяжелых жизненных условиях никогда нельзя терять надежды на лучшее. Если человек продолжает верить в удачу, когда-нибудь и на его долю выпадет улыбка судьбы.

источник

«Тапёр», анализ рассказа Куприна. Помогите, пожалуйста!

Ответ

В декабре 1900 года в газете «Одесские новости» был впервые опубликован рассказ А. И. Куприна под названием «Тапёр». Как утверждал автор в одной из ссылок к своему произведению, основано оно было на событиях, которые на самом деле имели место быть. Однако тем самым Куприн хотел лишь подчеркнуть его реалистичность. Анализ документальных фактов подтвердил, что никакого композитора по имени Юрий Азагаров не было.

Юрий Азагаров в рассказе — четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на ёлке в семью Рудневых — богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей Москвы. Старшая сестра, Лидия Руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер.

Однако Юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он — настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев.

В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапёр, входит солидный, очень серьёзный человек в летах. Юрию становится не по себе, он чувствует в его присутствии непонятную робость — тем более, что пришедший гость внимательно прислушивается к игре мальчика. Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой. Только одеваясь, Юрий узнаёт, что этот человек — великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий под началом такого великого учителя становится не менее известным композитором.

Идейное содержание произведения

Тема рассказа Куприна — искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценён по достоинству и вознаграждён.

Композиция рассказа двухчастная и построена на контрасте. Первая часть — описание роскошного дома Рудневых и их беспорядочного, бесшабашного образа жизни. Вторая часть — скромный, маленький тапёр, который своим внешним видом может вызвать только жалость. К концу рассказа соотношение меняется: все гости дома Рудневых находятся во власти звуков, извлекаемых Юрием из пианино.

Нельзя не заметить, что Куприн заостряет внимание читателя на том, что очень часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. Таким случаем для маленького тапёра стал приход к Рудневым Рубинштейна.

Небольшой, но трогательный рассказ А. И. Куприна «Тапёр» лёгок в прочтении и способен затронуть самые глубинные струны души любого человека.

Ознакомившись с анализом рассказа «Тапёр», вы обязательно пожелаете прочесть и другие сочинения по произведениями Александра Ивановича Куприна:

источник

«Музыкальный» Куприн: что особенного в его рассказе «Тапер»?

Меню статьи:

Пожалуй, люди, интересующиеся литературой, знают Куприна как автора рассказов о повседневных, простых вещах и ситуациях, которые вдруг предстают в новом свете. Кроме того, Александр Куприн любил основывать свои произведения на событиях, имевших место в реальной жизни. Так и «Тапер», текст, изданный в 1900 году, тоже отсылает читателя к ситуациям реальным, а не выдуманным. Тема, затронутая в «Тапере», как утверждал сам писатель, – одна из его самых любимых. Что ж, обратимся к детальному анализу этого произведения, чтобы понять, что же в нем такого особенно.

«Куст сирени» – произведение Александра Куприна о вечной теме искусства, о любви. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Проблематика, к которой обращается писатель, – широка. Куприн не только доносит до читателя то, что талант в сочетании с трудом позволяет человеку вырваться из безвестности и реализовать в жизни. Однако автор также хочет сказать, что часто именно бедность и лишения мешают человеку развить свой дар, ведь у богатого человека, по умолчанию, есть куда больше возможностей. Часто люди, наделенные гениальностью, не способны сделать себе «рекламу», прокричать о себе. Это тихие, усердные люди, которым нужен наставник – не столько, чтобы научиться новому, сколько, чтобы помочь показаться людям без страха, но с уверенностью в своих силах.

История создания и публикации рассказа

Александр Иванович написал анализируемый нами текст в год конца одного столетия и начала другого. Однако это еще не все. 1900 год, по праву, нашел свое место в истории и литературе, ведь он знаменовал собой начало последнего столетия, откупоривающего новую тысячу лет. В том же году рассказ опубликовали в «Одесских новостях». В примечаниях к «Таперу» Куприн пишет, что вдохновился на написание этого текста реальными событиями. Более того, чтобы рассказ выглядел как можно более достоверным, писатель изобразил в нем личность, реально существовавшую в истории. Мы говорим о многогранном человеке – музыкальном педагоге, композиторе и дирижере Антоне Рубинштейне. Впрочем, другой музыкант, которого изображает Куприн, – Юрий Азагаров – образ вполне вымышленный.

В чем же состоит смысл названия нашего рассказа? На перепутье двух столетий – XIX-го и XX-го – на балы, домашние вечера, и модные тогда суаре часто приглашали наемных музыкантов. Чаще всего это были пианисты, которые не вполне качественно играли, потому что и само название «тапер» отсылает к некоторому «хлопанью», «стуку» (от французского tapeur, а также taper). Впрочем, Куприн несколько отходит от этого общепринятого низкого качества таперского исполнительства, изображая своего маленького тапера вполне состоявшимся профессионалом.

Картография персонажей «Тапера»

Итак, в центре повествования мы видим Аркадия Николаевича Руднева – гостеприимного, веселого мужчину. У Руднева, пожалуй, только один глобальный недостаток – пристрастие к азартным играм.

В центре произведения Александра Куприна “Белый пудель” – нравственность, исток морали. Писатель размышляет над оптимизмом и ценностью теплых отношений между людьми, важностью дружбы. Предлагаем читателям ознакомиться с историей создания этого произведения.

Также Куприн описывает среди центральных персонажей подвижную, активную и добрую девочку, младшую дочь Аркадия – Тиночку Рудневу. Тиночка – достаточно эмоциональная и чувственная героиня.

Далее следуют господа музыканты, среди которых фигуры:

  • Юрия Азагарова – маленького тапера, бедного и скромного, но, между тем, талантливого юношу;
  • Антона Рубинштейна – именитого композитора, знаменитого пианиста, педагога и дирижера.

Однако это лишь ключевые персонажи «Тапера». Разумеется, Куприн выводит в своем произведении и фигуры второго плана. Например, мы бы упомянули об образах:

  • Ирины Алексеевны – жены Аркадия, которая описана замкнутой и высокомерной дамой;
  • Лидии – старшей дочери семейства Рудневых, которая отличается красотой – столь же сильной, как и надменностью;
  • а также Татьяны – средней дочери все тех же Рудневых, которая, пожалуй, предстает самым положительным персонажем – тихой, спокойной и рассудительной девушкой.

Образ Юрия Азагарова: детали и штрихи

Итак, поскольку музыка и музыканты в произведении Куприна явно находятся в центре, но там следует рассмотреть их поближе. Особенно же – фигуру юного пианиста Юрия. Согласно рассказу, Азагарову четырнадцать лет. Однако выглядит пианист моложе, так как однажды один из персонажей спросил его, не тринадцать ли ему, случайно, лет. Юрия – ученик реального училища, при этом Куприн намекает на относительную бедность музыканта, так как тому приходится носить «подержанные мундирчики». Обеспечивая себя, малыш вынужден подрабатывать по вечерам, тапируя. Соответственно, Куприн пишет:

Божится, что играл на вечерах и на свадьбах, а я почему могу знать…

– Где вы достали этого карапуза? – Это тапер, папа, – ответила тихо Татьяна Аркадьевна. – Правда, отлично играет? – Тапер? Такой маленький? Неужели? – удивлялся Руднев …

Музыка и вечерние подработки приводят мальчика в дом к Рудневым. К счастью и везению Юрия, в этот вечер у Рудневых гостил не кто иной, как великий композитор и пианист Рубинштейн.

Антону Григорьевичу очень понравилась игра юного музыканта. Заинтересовавшись маленьким и хрупким дарованием, Рубинштейн взял Азагарова учеником. Сказался ли природный талант, или же учеба у признанного мастера, кто знает, но Юрию была предначертана судьба известного композитора.

Внешность Азагарова

Несмотря на короткую форму рассказа, Куприн помещает в текст и описание внешности маленького тапера:

…копошилась в темном углу какая то маленькая фигурка, разматывавшая желтый башлык, окутывавший ее голову. Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища… Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры темных волос, завивающихся «гнездышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза – слишком большие для такого худенького детского лица – смотрели умно, твердо и не по детски серьезно. По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать двенадцать, и теперь эти огромные глаза приняли умоляющее выражение, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из за пюпитра… Юрий недоумевал, раскрывая все больше и больше свои огромные глаза…

Сам пианист тоже отмечает то, что «маленький». Однако при этом юность героя не мешает тому быть настоящим профессионалом.

Внутренний мир и качества Юрия

Профессионализм юноши не мешает одновременной застенчивости Юрия. При этом Азагаров, однако же, достаточно самолюбив, чтобы не признавать собственного таланта. Мешает мальчику, однозначно, бедность. Затронуть самолюбие Юрия было нетрудно. Впрочем, этот недостаток (если эту черту характера, конечно, вообще можно считать недостатком) сполна уравновешивался трудолюбием мальчика. В тексте, автор называет своего героя «реалистом в поношенном мундире». Но мальчик – привыкший к взрослому труду с ранних лет. Зарабатывая на проживание, мальчик тапировал вечерами, выучив разнообразный репертуар высокого качества. Это выгодно отличало Юрия от остальных тружеником таперского «моря».

Я уже привык к этому. Мне случалось играть по целым вечерам, почти не переставая Герой умеет играть не только польки и кадрили для танцев, но и серьезные произведения, как например, сонаты Бетховена, рапсодии Листа и т. д.

Если вам угодно, mademoiselle, – резко повернулся он к Лидии, – то, кроме полек и кадрилей, я играю еще все сонаты Бетховена, вальсы Шопена и рапсодии Листа…

Да, Юрий, безусловно, слишком молод, однако мастерски играет на клавишных. Куприн описывает ситуацию, когда зрители удивлялись тому, что возраст и профессионализм мальчика не совпадают.

В положительном ключе. Юрию удавалось переманить инструмент на свою сторону. Мальчик вынуждал пианино ходить ходуном от «мощных, смелых, полных звуков». Никто из гостей не сомневался, что игра на пианино – настоящее призвание и излюбленное дело этого юноши. Любовь к музыке сказывалась и на внешности Азагарова, ведь, когда мальчик дотрагивался до клавиш и погружался в игру, лицо героя изменялось и становилось, цитируя автора, «почти прекрасным».

И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими…

Изложение события «Тапера»: коротко, но емко

Зимний вечер в ожидании музыки

Куприн рисует морозный день, который явно предвещает праздник. Скоро часы пробью шестой час. Что это значит? Как же! Торжественный вечер, когда на елке, наконец, зажгут все красочные огоньки. Но какой же вечер без музыки? Что ж, для этих целей семейство Рудневых и пригласило тапера. Сильнее всех в этот день волновалась «двенадцатилетняя Тиночка», младшая дочка Аркадия и Ирины Рудневых. Но волнение это было, безусловно, положительно.

Читайте также:  Почему не было передачи поединок

О сестринской любви и нелюбви

Тине, может быть, и хотелось играть со старшими сестрами, но те были не очень-то дружны. Например, Лидия – самая старшая – отличалась крайним высокомерием. Видимо, возня с малышом – Тиночкой – не слишком радовала гордую красавицу, а поэтому Лидия и не любила детей, относясь к ним «с холодным… презрением». Впрочем, Лидия – дама благовоспитанная, а значит и холодность девушки была вежлива. Конфликты в семье улаживала Татьяна, которую любили за этот ровный, нейтральный характер.

Кто такие Рудневы?

Пришло время описать и само семейство. Видно, раз Рудневы имели возможность приглашать на вечера музыкантов, значит, семья отличалась достатком и богатством. Это правда. Рудневы описаны гостеприимным и шумным семейством, пусть и несколько безалаберным. Обитали герои, конечно же, в Москве. Жизнь Рудневых – явно светская: постоянные визиты и гости, многочисленные родственники – издалека и отсюда, друзья, нахлебники, приживалы, слуги… Так что обители московского особняка точно не могли пожаловаться на скучную атмосферу. Наоборот, слишком уж оживленную жизнь вели наши герои!

Ирину – хозяйку дома – видно издалека. Немудрено, ведь женщина – потомок богатого и знатного рода. Ирина Алексеевна, между тем, суету не любила. Большую часть времени героиня проводила в собственных, отведенных только ей, комнатах. Оттуда Ирину выманивали только особенно торжественные и официальные случаи. Однако героиня игнорировала не только общество, но и свою семью. Несмотря на нелюдимость, Ирина отличалась ревнивым и собственническим характером. Поводом для ревности у хозяйки дома хватало: Аркадий, хоть и был уже в летах, а все же популярностью у дам пользовался. Впрочем, барышни – не единственное увлечение главы семейства. Наряжать елку Аркадий любил, пожалуй, не меньше, чем засматриваться на красавиц.

Праздник в доме Рудневых

Итак, елки любили все представители семейства Рудневых (кроме, разве что, Ирины – но не факт). Но в этот раз что-то пошло не так. Слишком поздно занявшись вопросом музыки, Рудневы внезапно осознали, что лучшие оркестры уже расхватали. Татьяна – та самая покладистая и спокойная сестра – взялась решить эту проблему. Девушка отправила посыльного с заданием привести музыканта. Как только тот ступил за порог, тут же показались и первые визитеры. Пока гости приходили в праздничную кондицию, посыльный привел тапера. Но, о Боги! Неужели этот маленький, худенький и стеснительный мальчик умеет играть? Что ж, как бы ни было, это – единственный выход, чтобы спасти елку и вечер, ведь гости в желании танцевать уже заждались музыки.

Недетская музыка

Впрочем, от былой стеснительности не осталось и следа, как только мальчик-тапер дотронулся до фортепианных клавиш. Невероятно, но какой же прекрасной музыкой огласился вдруг дом Рудневых! Аркадия – главный ценитель музыки в доме – признал, что юноша – поистине профессионал своего дела. Однако столь юный возраст нашего героя немного смущал хозяина дома: тот волновался, что мальчик слишком переутомится. Так что, добродушный Аркадий просил Юрия – так звали малыша-тапера – играть с перерывами на отдых.

Учитель на балу

Но этот вечер, елка у Рудневых, доставила радость не только гостям и хозяевам суаре. Юрий тоже получил свою заслуженную награду. Дело в том, что в этот день Рудневы пригласили известного на всю Россию (если не на мир вообще) композитора и пианиста – Антона Рубинштейна. Искушенному музыкой человеку можно не объяснять, кто это такой! Как, наверное, Юрий обрадовался встрече со своим кумиром, с идолом музыкального мира. Но когда Азагаров – юный тапер – играл, то еще не знал, кто слушает эту игру в укромном уголке зала. Вдруг, Рубинштейн дал о себе знать, заказав Юрию сыграть «Рапсодию №2». Успешно справившись с заданием, Азагаров получил от Рубинштейна конверт, в который Антон Григорьевич вложил деньги – плата за усладу уха. Но это было еще не все. Игра мальчика так понравилась композитору, что тот взял Юрия в ученики. Куприн говорит, что и Азагарову суждено стать таким же великим композитором, как и его – теперь уже – учитель, так что читателю заранее раскрывается будущее нашего тапера.

Жизнь и искусство: почему и зачем?

Пожалуй, тема искусства – одна из самых популярных в литературе, хотя, конечно, уступает любви и смерти. Куприн всегда считался мастером раскрывать особенности этой темы, так как (и писатель сам это признавал) очень любил искусство. А музыку – даже слишком. Искусство – такой же социальный лифт, как происхождение или деньги. Так и «Тапер» раскрывает сюжет, когда бедный мальчик, лишь благодаря своему дару и усердию в труде, становится успешным и знаменитым.

Композиция рассказа и ее роль в раскрытии темы

Произведение писатель разделяет – пусть и условно – на два фрагмента: в первом читатель знакомится с семейством Рудневых, с домом героев, с пристрастием хозяев особняка к шумным вечеринкам и гостям. Есть ли здесь, в этой обители веселья и постоянного праздника, место настоящему, высокому искусству? Сама роль тапера и существование такой «профессии» говорит о том, что люди уходят от высоких и сложных материй, отказываются от трудного искусства в пользу легкой и низкой развлекательности. Но искусство многогранно. Однако, при всем его разнообразии, искусство всегда требует одного – старания и усердного труда. Но Рудневы меняют свое отношение к музыке – как виду искусства, когда в один прекрасный вечер в их дом не приходит странный и немного гордый мальчик. Юрий играет по смешному поводу – в особняке елка, торжество, легкая глупость. Но даже здесь оказывается место настоящему, истинному таланту.

Поэтому второй фрагмент так сильно отличается от первого – абсолютный контраст. Здесь уже нет места лоску и роскоши. Наоборот – рассказывается история бедного ученика реального училища, которому приходится совмещать учебу и работу. Обратная сторона красивого и яркого мира. Впрочем, тяжесть жизни – это колыбель гениальности. Поэтому гости и хозяева дома склоняется перед одаренностью малыша-тапера, не по годам мастерски исполняющего сложные музыкальные шедевры. Юрий играет все – легкие танцевальные пьески, красивые и возвышенные рапсодии… Как и многим гениям, Азагарову мешает возраст – кто же будет серьезно воспринимать ребенка? Да еще и такого застенчивого. Между тем, мальчик справился со своей стеснительностью, чтобы расправить крылья в полете фортепианной игры. Завораживающая и трогательная музыка в один момент наполняет весь дом. Кульминация – похвала от Рубинштейна, признанного мастера клавишных инструментов. После окончания вечера, попрощавшись с Рудневыми, Антон Григорьевич увозит юное дарование с собой.

Идея и скрытые смыслы произведения

Мир – это торжество несправедливости. Однако есть в этой вселенной и лучики света. Один такой луч – в существующей любви к искусству, в необходимости искусства людям, несмотря на его антиутилитарность. Куприн пишет именно о такой справедливости. О том, что любовь к деньгам – это правда, но любовь к искусству – еще большая правда. Впрочем, этот рассказ – также гимн трудолюбию, потому что не мог ведь Азагаров так мастерски сыграть, если бы перед этим не провел годы за инструментом.

Куприн спрятал и еще одно напутствие для читателя – намек на то, что не стоит пренебрегать случаем. У физика Леонарда Млодинова есть книга под названием «(Не)совершенная случайность». О чем говорится в этой книге? Да просто о том, что не бывает – как таковых – случайностей. Все, что происходит, – скорее подарок судьбы. Однако люди привыкли полагаться на свой разум и расчет больше, чем на веру. А случай – это не что иное, как вера. Куприн защищает случайность и веру, а также их значение в жизни человека. Азагаров – это самородок, бриллиант, которому еще предстоит огранка. Ограняет же драгоценности мастер, учитель. Что ж, герою этого рассказа с учителем точно повезло.

Музыка в жизни и творчестве Куприна

«Звериное обоняние», «жадное зрение», «редкостный дар слышать и воспроизводить человеческие голос во всех его многообразных тональностях»… Что это за слова, спросите вы? Это отзывы, которые давали коллеги и друзья о Куприне: первый принадлежит Бунину, второй и третий – Чуковскому. Куприн – человек чувственный и чувствующий, конечно, невероятно ценил музыку. Поэтому музыка занимает в произведениях писателя столь почетное место.

При этом, «Тапер» – далеко не единственный текст русского автора, в котором в центре находится музыка. На самом деле, первое, что приходит на ум, – это, конечно, «Гранатовый браслет». И хотя здесь Куприн пишет о несчастной любви, фоном для драматической романтики служит бетховенская «Аппассионата». Писатель подходит к вопросу введения музыки в свои тексты очень специфически. Например, читатель не найдет в рассказах Куприна описаний музыки или произведений. Максимум – названия. Но главную роль здесь играют впечатления, которые мастерски передает автор. Искусство передается от писателя к читателя посредством воображения персонажей.

У Куприна даже имеется специальная «звуковая лексика». Писателю удается – в прямом смысле – описать словами звучание музыки. С помощью ассоциаций, метафор и аллюзий. Что же входит в эту самую «звуковую лексику»? Это, например, такие слова, которые передают качество и особенности звука, ведь тот может быть «тихим» и «громким», «звонким» и «гулким», «однотонным» и «вибрирующим», а еще – «оглушительным», «раскатистым», «певучим» и т. д. Таким образом, автор словно воплощает в словах акустические эффекты, одновременно награждая музыкальные звуки чертами характера людей. Разумеется, Куприн вовсе не задается самоцелью изобразить музыку или звуки, однако эта разновидность искусства становится неотъемлемым компонентом передачи атмосферы произведений, а также настроения рассказов писателя. Важно не только изобразить музыку, звучащую вовне, но и вплести звуки в ритм внутреннего мира персонажей.

К слову, характер и настроения героев произведений Куприна тоже часто описываются – прямо или намеками – в музыкальных терминах. Например, можно вспомнить о миноре и мажоре, а также о тонах фраз, сочинений и фрагментов произведений музыки: ажитато (что значит «взволнованно»), виваче («живо»), пезанте («тяжело»), ламентозо («жалобно»), дольче («нежно») и т. д.

«Музыкальный» Куприн

Литературоведы порой считают, что музыка – это и вовсе отдельное действующее лицо. В особенности же, когда мы говорим о «Тапере». Но в этом список можно добавить также «Страшную минуту», «Оленю», «Впотьмах», Поединок», «Юнкеров» и других тексты русского писателя. Здесь, в рассказе, который мы анализируем здесь, на первый план выходит очаровательная и немного тревожная «Венгерская рапсодия №2» Ференца Листа. Именно это произведение просит сыграть юного тапера всемирноизвестный композитор Антон Рубинштейн. Вот, как Куприн описывает этот волнительный момент:

Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки…

Куприн – матер описания различных тонкостей из мира музыки. Например, писателя привлекают звуки окружающей среды. И речь не только о природе, но и разнообразных шумах, которые исходят от цивилизации. Также Куприна интересует человеческий голос. Автор проводит сравнение голосов людей и животных, а порой – находит в них похожие черты (человек может «заржать», «замычать», «лаять», «рявкать» и прочее). Читатель, знакомый с творчеством Куприна, явно замечал, как писатель любит использовать музыкальные термины («нота», «октава», «тенор», «альт», «фистула» и т. д.). Голова людей сравниваются русским автором со звучанием разных музыкальных инструментов (чаще всего – органа или контрабаса).

Чтобы создать максимально богатую атмосферу, писатель обращается к ассоциативным рядам. Главное – создать правильную ассоциацию, вызвать верное, нужное впечатление. Мы уже говорили, что эти нужные и верные образы, прежде всего, возникают в воображении персонажей. Именно так Куприн заставляет литературную музыку зазвучать в голове читателя. Слуховые образы переплетаются с образами визуальными. В некоторых текстах писатель изображает вечер и описывает соответствующую – меланхоличную, грустную музыку. В «Тапере» автор, наоборот, пишет, что балы предполагают веселую и непринужденную атмосферу, а поэтому на такие мероприятия приглашали таперов – музыкантов, которым не удалось достичь высот в музыке. Поэтому вторая часть рассказа и выглядит такой странной, контрастной, потому что не место на веселом балу тревожной музыке Листа.

источник