Меню

Куликово поле почему так называется

Глава 1 «Куликово поле» под Тулой История открытия и продвижения

История открытия и продвижения

1.1. Открытие Куликова поля под Тулой С.Д. Нечаевым в XIX веке

Сегодня считается, что Куликово поле, на котором произошла знаменитая битва между Дмитрием Донским и Мамаем в 1380 году, расположено на границе Тульской и Липецкой областей, между реками Непрядвой и Доном, рис. 1. Ныне это — Куркинский район Тульской области, примерно в 300 километрах к югу от Москвы [47], с. 667. Якобы, именно здесь и произошла самая известная в русской истории битва между русскими войсками под предводительством Дмитрия Донского с татаро-монгольскими войсками под предводительством Мамая.

Рис. 1. Место слияния Дона с небольшой речкой, названной летописным именем «Непрядва». Она на фотографии слева. Название «Непрядва» дано во времена Нечаева. Дон в месте слияния разделяется на два рукава, образуя остров. Дон здесь (в своих верховьях) совсем небольшой. Обе реки не представляют преграды для всадника, к ним нельзя прижать конные войска. И вообще, поле в излучине Дона и «Непрядвы» слишком мало для крупной битвы. Поэтому историки, «поправляя» летописцев, говорят, что битва произошла в 10 километрах отсюда и с поля боя ни Дон, ни «Непрядва» не были видны, Фотография сделана с воздуха в 2005 году.

Но сразу же возникает законный вопрос. Когда ВПЕРВЫЕ было обнаружено, что Куликово поле расположено именно там? Может быть, это было известно всегда? Нет, далеко не всегда. Место Куликова поля было забыто и его пришлось искать. Но тогда крайне интересно узнать — кто и когда его нашел? И на каком основании он сделал свое замечательное открытие? В учебниках и даже в научных трудах по Куликову полю данный вопрос, как правило, обходится полным молчанием. Делается вид, будто бы местоположение Куликова поля было «всегда известно». Хотя специалисты прекрасно знают, что это не так.

У тульского Куликова поля есть первооткрыватель. Им был С.Д. Нечаев, тульский и липецкий помещик, рис. 2. Далеко ходить Нечаеву не пришлось — Куликово поле он нашел у себя в собственном имении. Что уже само по себе выглядит крайне подозрительно. Вызывает подозрение и то, что, место Куликова поля было обнаружено Нечаевым лишь в XIX веке, спустя 400 лет после битвы.

Рис. 2. Портрет С.Д. Нечаева. Взят из статьи о Нечаеве в интернет-энциклопедии «Википедия».

Однако историки не стали придираться к подобным «мелочам» и с восторгом восприняли открытие Нечаева. Правда, вскоре они неблагодарно забыли о самом первооткрывателе и сделали вид, будто бы Куликово поле под Тулой и так всегда было известно. Поразительно, что ни в дореволюционной энциклопедии Брокгауза-Ефрона, ни в Советской энциклопедии, имя С.Д. Нечаева не упомянуто вовсе. Только липецкие и тульские краеведы не забыли о своем замечательном земляке и опубликовали несколько исследований о нем в местных издательствах. См., например, [34].

Сегодня подробные сведения о С.Д. Нечаеве и его открытии Куликова поля можно почерпнуть в Интернете. Вот, например, краткая справка о Нечаеве из интернет-энциклопедии «Википедия»:

«Степан Дмитриевич Нечаев (1792–1860) — обер-прокурор Святейшего Синода, историк, археолог, ПЕРВЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КУЛИКОВА ПОЛЯ, ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОГО МУЗЕЯ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ, сенатор, действительный тайный советник, поэт и писатель… Нечаев напечатал ряд статей о Куликовской битве, о находках на Куликовом поле, ЧАСТЬ КОТОРОГО БЫЛА У НЕГО ВО ВЛАДЕНИЯХ. С.Д. Нечаев ОРГАНИЗОВАЛ УСТАНОВКУ 30 МЕТРОВОЙ МЕМОРИАЛЬНОЙ КОЛОННЫ-ПАМЯТНИКА (1848) И НАЧАЛ СБОР СРЕДСТВ НА ХРАМ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ. В своем дворце и усадьбе Полибино Степан Дмитриевич СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ В РОССИИ МУЗЕЙ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ» (ru.wikipedia.org).

См. рис. 3–6. Отметим, что храм Сергия Радонежского на Куликовом поле под Тулой, на постройку которого начал сбор денег С.Д. Нечаев, был возведен лишь в 1913–1917 годах, спустя 50 лет после его смерти. Об этом гласит надпись на храме, рис. 7. Что свидетельствует о достаточно равнодушном отношении русской общественности XIX века к нечаевскому открытию. Вероятно, несмотря на восторг историков, очень многие современники относились к нечаевским поискам Куликова поля на своих собственных полях-огородах с большим недоверием.

Рис. 3. Столп-памятник Куликовской битвы. Установлен стараниями С.Д. Нечаева в 1848–1850 гг. Якобы именно на этом месте стоял Мамай, наблюдая за ходом битвы. Откуда Нечаев это взял — неизвестно. Фотография 2005 года.

Рис. 4. Нечаевский столп-памятник Куликовской битве якобы на месте ставки Мамая. Архитектор А.П. Брюллов. Фотография 2005 года.

Рис. 5. Храм Сергия Радонежского, построенный на тульском Куликовом поле в 1913–1917 годах. Ныне это музей Куликовской битвы. Фотография 2005 года.

Рис. 6. Еще один вид храма-музея Сергия Радонежского на тульском Куликовом поле. Фотография 2005 года.

Рис. 7. Доска у входа в храм Сергия Радонежского, рассказывающая о возведении этого храма в 1913–1917 годах. Фотография 2005 года.

Известно, что Куликовская битва произошла в праздник Рождества Богородицы. Поэтому естественно ожидать, что на Куликовом поле — или рядом с ним — должна стоять церковь, посвященная этому празднику. Причем, скорее всего, ее должны были возвести еще в XIV веке, сразу же после битвы. Спрашивается — есть ли старая церковь Рождества Богородицы на Куликовом поле под Тулой? Нет, такой церкви нет. Существующая ныне церковь Рождества Богородицы в селе Монастырщина возле слияния рек Дона и Непрядвы была поставлена в 1865–1884 годах, уже после нечаевского «открытия». Причем, возвели ее не на месте старой церкви с таким же названием, а на пустом месте. Былое существование там древней деревянной церкви Рождества Богородицы, построенной еще самим Дмитрием Донским, — не более чем легенда, не подкрепленная никакими вещественными доказательствами. Сами историки признают, что, возможно, «основой для этого предания послужили строки „Сказания о Мамаевом побоище“» [7], с. 9. Но поскольку «Сказание о Мамаевом побоище» — это повесть о Куликовской битве, найденная очень далеко от Тулы, то данное предание могло появиться не прежде, чем тульское поле было отождествлено с Куликовским. А значит — уже после «открытия» Нечаева.

Вот как описывается строительство этой церкви: «На месте легендарной церкви, в 1865–1884 годах был построен каменный храм Рождества Пресвятыя Богородицы… На строительство храма пожертвовали средства император Александр III, Троицкая Лавра, граф А.В. Олсуфьев, Тульская губернская земская управа и др.» [7], с. 9. Видно, что это была государственная деятельность. Превращали тульское поле из пустого места в исторический памятник.

Значит, и мемориальная колонна-памятник в честь Куликовской битвы, и церковь Рождества Богородицы, и храм Сергия Радонежского — ныне музей Куликовской битвы — все это появилось спустя целых ПЯТЬ СТОЛЕТИЙ после Куликовской битвы. Причем — НА ПУСТОМ МЕСТЕ. Ведь никаких достоверных сведений о существовании здесь древних церквей или монастырей, хоть как-то связанных с Куликовской битвой, — НЕТ. Все что есть, это местные «предания» весьма недавнего происхождения. Возникшие лишь в XIX–XX веках, в эпоху «раскрутки» нечаевского Куликова поля.

Понятно, что, совершив свое «открытие», С.Д. Нечаев, скорее всего, не преминул доходчиво объяснить собственным крестьянам, на каком замечательном месте они живут. Те кое-что запомнили. Впрочем, весьма и весьма смутно. Вот, например, что «вспомнил о татарах» один из местных жителей уже в наше время: «Там, вроде, как катлаван был… Там вада всегда была красная как кровь… Датаво насытились… Там были, вроде, канавки такие, все равно как капытами выбита… или там аружие была… Эта ат битвы все асталось» [7], с. 4.

Сами историки признают: подобные «предания о Куликовом поле» возникали совсем недавно. «О храме преп. Сергия Радонежского уже в XX веке (! — Авт.) начали слагаться предания. Согласно одному из них, под храмом существуют подземные ходы, по которым, в случае нападения татар, защитники могли уйти» [7], с. 8. Напомним, что храм Сергия Радонежского был возведен лишь в 1917 году в чистом поле. Раньше на его месте никакого храма не было. Неудивительно, что предания об этом храме восходят именно к XX веку. Кстати, остальные храмы Куликова поля тоже не намного старше. «На Куликовом поле в начале XX века существовало более 30 действующих церквей… Большинство церквей построено НЕ РАНЕЕ XVIII ВЕКА, многие перестраивались в XIX — начале XX века» [7], с. 18.

Читайте также:  Почему веган не ест дрожжи

«Воспоминания» жителей тульского Куликова поля о Куликовской битве приведены в книге «Священные места Куликова поля» [7]. Ничего содержательного в них нет и быть не может. Хотя бы потому, что окрестности тульского Куликова поля были заселены, оказывается, лишь в XVI веке, то есть спустя 200 (!) лет после битвы. Сами историки пишут о местном населении так: «Пришлое население, не связанное историческими и культурными корнями с Куликовым полем» [7], с. 4.

Итак, на Куликовом поле под Тулой нет ни древних церквей, ни древних монастырей, ни древних преданий о битве. Жители начали селиться тут не ранее XVI века и потому подлинных воспоминаний о битве среди местного населения быть не может. Так какие же имеются доказательства того, что нечаевское поле — это действительно поле Куликово? И вообще, БЫЛА ЛИ НА ЭТОМ МЕСТЕ ХОТЯ БЫ КАКАЯ-НИБУДЬ КРУПНАЯ СТАРИННАЯ БИТВА?

Скорее всего — нет. Никакой битвы тут никогда не было, поскольку НИКАКИХ СЛЕДОВ КРУПНОЙ БИТВЫ НЕ ОБНАРУЖЕНО. Ни старого оружия в сколь-нибудь значительных количествах, ни следов захоронений погибших воинов. Невольно возникает вопрос: «Где ты, поле Куликово?» А следом приходит и другой вопрос. Правильно ли было найдено Куликово поле помещиком Нечаевым?

источник

Куликово поле

Куликово поле и Музей Куликовской битвы

Куликово поле – исторический район в Тульской области, где произошло легендарное сражение между войсками князя московского Дмитрия Донского и полчищем золотоордынского хана Мамая. Небольшой участок донской степи, на котором 8 сентября 1380 года был впервые развеян миф о непобедимости монголо-татарской армии, располагается в Кимовском районе, в месте слияния рек Непрядвы и Дона. Сегодня местность носит статус государственного музея-заповедника, включающего в себя сразу несколько исторических памятников, а также современный экспозиционный комплекс. В честь великих событий прошлого на Куликовом поле ежегодно устраиваются военные реконструкции, организуются развлекательные мероприятия и средневековые турниры.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Авиаэкскурсия на Куликово поле

Русские исследователи в поисках Куликова поля

Долгое время подлинное место столкновения между русским войском и армией Мамая оставалось предметом научных споров. Причиной тому стало традиционное для летописных источников преувеличение масштабов битвы. Историческое событие описывалось как грандиозное сражение двух могучих армий, что, конечно, не совсем соответствовало действительности. В итоге, начиная с XIX века, полем битвы стали считать степную равнину длиной около 8 км, раскинувшуюся между Доном и Непрядвой.

Не могли исследователи определиться и с точными географическими координатами побоища – кто-то утверждал, что войска стояли на правом берегу Непрядвы, а кто-то приводил сомнительные доказательства в пользу ее левобережья. Горячий спор помогли бы разрешить археологические находки, но, как ни странно, крупные артефакты в устье Непрядвы не обнаружились. Историки тут же поспешили объяснить это дороговизной военных доспехов, характерной для тех далеких времен. Высказывались даже предположения о том, что после сражения все снаряжение собрали выжившие воины для повторного использования.

Художник Павел Рыженко «Поле Куликово», 2005 г.

Как выяснилось позднее, легендарный бой произошел все-таки на правом берегу Непрядвы, но поскольку в те незапамятные времена окрестности реки покрывала лесная чаща, сойтись в схватке войска могли лишь на небольшом безлесном пространстве. Уже в начале 2000-х годов официальную карту Куликова поля перерисовали, перенеся место действия на зажатую между оврагами поляну длиной около 2 км и шириной в несколько сотен метров. Правильность новой схемы подтвердили и археологические работы, организованные на этом участке. Мощные металлодетекторы отыскали множество кованых фрагментов, бывших когда-то частью военного снаряжения, а последующий анализ находок показал, что их реальный возраст как раз соответствует XIV веку.

Место, где проходило сражение

Знаковые места музея-заповедника

Отправляясь на экскурсию в музейный комплекс Куликовской битвы, придется приготовиться к тому, что на осмотр местных достопримечательностей уйдет пара-тройка дней. Несмотря на то, что само легендарное поле занимает смешную, по современным меркам, территорию в 2-3 км², в состав заповедника входит еще масса других, достойных внимания объектов.

Красный холм

Под названием «Красный холм» на самом деле скрывается мемориальный ансамбль, составными элементами которого являются обелиск Дмитрию Донскому и памятник-храм преподобного Сергия Радонежского. Эскизы величественной, устремляющейся ввысь колонны обелиска создавал сам А. П. Брюллов. Символическое сооружение высотой 30 м и весом 110 т установили на Красном холме 5 сентября 1850 года, как дань уважения беспрецедентному подвигу русского князя. С насыщенным черным цветом чугунного монумента резко контрастирует его вершина, выполненная в виде позолоченной луковицы. Вершину купола венчает православный крест, попирающий мусульманский полумесяц.

Памятник Дмитрию Донскому разделен на пять ярусов, самый нижний из которых декорирован узкими нишами с затейливыми вензелями. Межнишевые пространства заполнены барельефами военных шлемов и прикрытых щитом мечей. Несмотря на достаточно серьезный возраст, выглядит монумент отнюдь не ветхо, за что стоит поблагодарить отечественных реставраторов, обновивших мемориал в 2007 году.

Церковь духовного исповедника великого князя, Сергия Радонежского, появилась на Красном холме чуть позже колонны (ориентировочно в 1913-1917 гг.). Что интересно, около 5 тыс. рублей золотом на храм пожертвовал сам император Николай II.

По замыслу архитектора А. В. Щусева сооружение должно было составить с мемориалом единый стилевой ансамбль, поэтому проект здания был полностью скопирован со старинных чертежей допетровских храмов. Внутреннюю роспись стен и алтарной части выполнили известные художники того времени Д. С. Стеллецкий и В. А. Комаровский. Однако после закрытия церкви в 1940 году от красочных библейских сюжетов на ее стенах мало что сохранилось.

Сегодня храм Сергия Радонежского вновь является действующим, но посещать его с экскурсионной целью можно лишь в промежутках между богослужениями. Церковь легко отыскать по толстым белоснежным башенкам и зеленовато-голубой окраске куполов.

Памятник Дмитрию Донскому Храм Сергия Радонежского

Село Монастырщино

Село находится в месте слияния Непрядвы и Дона и напрямую связано с событиями Мамаева побоища. По слухам, на месте современного населенного пункта был разбит лагерь Дмитрия Донского, и именно в земле Монастырщино нашли свой последний приют воины, павшие во время битвы. Спустя 500 лет здесь был воздвигнут храм Рождества Богородицы, который, благодаря своевременно проведенной реставрации, сегодня находится в отличном состоянии. Посетить церковь можно как самостоятельно, так и с экскурсионной группой, однако второй вариант предпочтительнее, так как дает право на получение дополнительных «бонусов» вроде подъема на колокольню, фотографирования в старинных доспехах и стрельбы из арбалета.

Храм Рождества Богородицы

На расстоянии примерно 1 км от храма находится то самое место, где Непрядва впадает в Дон. Явление это не ахти какое выдающееся, так что приходят сюда чаще для того, чтобы просто отдохнуть и понаблюдать с бережка за неторопливым речным течением.

Имеется в Монастырщино и памятник главному герою побоища – Дмитрию Донскому. Никакой исторической ценности этот новодел, установленный здесь в 1980 году, не несет, поэтому посещают его в основном, «для галочки». Путь к памятнику проходит через аллею Памяти и Единства – небольшую, выложенную тротуарной плиткой и обрамленную памятными досками, дорожку.

А вот в Зеленую Дубраву стоит сходить обязательно, причем не только для того, чтобы подышать чистым воздухом и полюбоваться на степные просторы. Когда-то в этом лесу стоял Запасной полк русской дружины, выжидая условного знака, чтобы влиться в сражение и предрешить его исход. Только не надейтесь увидеть в роще те же дубы, что стояли здесь при Дмитрии Донском – годы активной сельскохозяйственной деятельности сказались на массиве не лучшим образом. Впрочем, стараниями сотрудников заповедника местность постепенно принимает свой подлинный исторический облик. На территории бывшей дубравы высаживаются саженцы деревьев, а степные участки засеиваются ковыльными культурами, точно такими же, какие росли здесь во времена золотоордынского ига.

Информационный стенд для туристов в Монастырщино

Примерно в 5 км от села находится то самое Куликово поле, на котором монголо-татарское войско впервые потерпело поражение от русских дружин. Эпицентр сражения в 1380 году ограничивался небольшими речками (Смолка и Нижний Дубик), которые сегодня пересохли и превратились в ручьи. Угадать в этом ровном и заурядном отрезке донской степи пресловутое поле брани может разве что человек с очень бурной фантазией, поэтому перед въездом на поле стоит ориентир – щит с картой, которая поможет в какой-то мере восстановить ход тех далеких событий.

Читайте также:  Билайн не раздает интернет почему

Поскольку все достопримечательности комплекса в Монастырщино располагаются в некотором отдалении друг от друга, на перемещение между ними потребуется личный автотранспорт или, на худой конец, – очень тренированные ноги. Ну а те, кого пугают спонтанные марш-броски по сельским окрестностям, могут заказать на конном дворе сани или бричку (в зависимости от времени года) и с ветерком прокатиться по историческим местам заповедника. Стоимость получасовой поездки – от 350 до 400 руб.

Музейный комплекс «Куликово поле» в Моховом

Чтобы узнать все исторические подробности сражения, поглазеть на археологические находки и оценить реалистичность макета одной из величайших битв за независимость, заскочите в село Моховое, где находится главный музейный комплекс заповедника. Место отличается развитой инфраструктурой, поэтому в состоянии предложить уставшему путнику и полноценный отдых, и столик в местном кафе. Заодно в местных лавочках можно запастись небольшими сувенирами с символикой Куликова поля.

Вход в новый музейный комплекс

Для тех, кто приехал на экскурсию с детьми, музей предлагает специальную экспозицию «Один в поле не воин», где с подрастающим поколением и в археологов поиграют, и необычные древние находки продемонстрируют.

Экскурсии по музею в зимнее время проводятся ежедневно (кроме вторника) с 10 до 16 ч. В летнее время без выходных с 10 до 17 ч (с понедельника по четверг) и с 10 до 19 ч (с пятницы по воскресенье).

Куда еще заглянуть, если останется время:

  • в поселок Епифань, где находится музей купеческого быта;
  • к Прощеному колодцу, у которого, по легенде, Дмитрий Донской омывал свои раны после битвы. Источник оборудован небольшой купелью и расположен в 12 км от Красного холма. Вода из него признана целебной;
  • в село Себино – на малую родину святой старицы Матроны Московской. Здесь же находится популярный у православных паломников храм Успения Пресвятой Богородицы.

В залах музея Здание нового музейного комплекса

Мероприятия

Пытаться восстановить весь ход битвы, взирая лишь на пустынный простор Куликова поля, – занятие, мягко говоря, не самое увлекательное, поэтому, если обычные экскурсии по степи кажутся вам скучноватой тратой времени, постарайтесь приехать в заповедник в третью неделю сентября, когда на поле раскидывает свои палатки ежегодный фестиваль военно-исторической реконструкции. На сегодняшний день это самое масштабное из всех аналогичных мероприятий, проводимых на территории России. Ну а по «концентрации» суровых бородачей в кольчугах и романтичных менестрелей на квадратный километр фестивалю и вовсе нет равных! Только здесь можно утром поучаствовать в реконструкции Куликовской битвы, в обед отправиться на средневековый шоппинг по ярмарке мастеров, а ночью влиться в стройные ряды русских богатырей, пирующих под открытым небом. Кроме того, на Масленицу и Рождество на Куликовом поле проводятся народные гулянья с выступлениями фольклорных коллективов, непременными горячими блинами и конкурсами.

Военно-исторический фестиваль «Куликово поле»

Жилье и питание

Вариантов размещения в музее-заповеднике целых три: гостиница в Монастырщино, гостевые домики в этнографической деревне Моховое и мини-отель в поселке Епифань. Выглядит жилье привлекательно и колоритно, поскольку представляет собой небольшие особняки старинной постройки, которые заново поштукатурили и подкрасили. Например, в той же Епифани вас поселят в купеческий или мещанский домик с интерьерами в стиле первой половины XX века, предоставят в полное распоряжение настоящую русскую баню и вполне современную парковку, а при необходимости и самоваром снабдят.

А вот в плане питания туристам придется выкручиваться самостоятельно. И если в Епифани еще отыщется парочка скромных кафешек, то в Монастырщино, кроме небольшого буфета при музее, других точек общепита нет. Та же ситуация, правда, в несколько облегченном варианте, в Моховом: ресторанов здесь не водится, зато местные гостевые домики оборудованы прекрасными кухнями, где турист сможет сам приготовить обед.

Если же стоять у плиты не очень хочется, можно заскочить в кафе напротив Красного холма, где обычно обедают туристы, приехавшие в музей в составе экскурсионных групп. Кухня здесь без изысков, но блюда подаются свежие и сытные. Ну а гурманам придется совершить мини-путешествие до Богородицка, где и сервис качественнее, и полноценные рестораны имеются. За продуктами лучше прокатиться до деревни Ивановка: ассортимент в местных магазинчиках небогатый, но полуфабрикаты и бакалея тут всегда отыщутся.

Во время экскурсии по Куликову полю В сувенирной лавке

Как добраться

Музей-заповедник «Куликово поле» располагается в 320 км от Москвы на трассе М-4 «Дон». Поскольку сам комплекс захватывает территорию сразу трех районов Тулы, построить единый туристический маршрут к нему непросто. Обычно отправной точкой пути служит город Богородицк, а его конечными пунктами становятся либо Ивановка, где находится Красный холм, либо Монастырщино.

Оптимальный вариант транспорта для путешествия – это собственный автомобиль, ведь только на нем можно объехать все достопримечательности Куликова поля, разбросанные по площади почти в 8 га. Начинать знакомство с заповедником лучше с музея русского купечества в Епифани, после чего можно завернуть в Монастырщино, чтобы взглянуть на поле битвы, храм и музей, а там и рукой подать до Прощеного колодца.

Если вы все же рискнули отправиться на общественном транспорте, то из Тулы можно выехать на автобусе «Тула – Кимовск». Из Кимовска есть несколько ежедневных рейсов до Епифани и Монастырщино.

источник

Куликово поле почему так называется

Кроме упоминания в памятниках «Куликовского цикла», Куликово поле хорошо известно из русских летописей и документов XVI—XVII веков, из которых самым известным и неоднократно издававшимся, начиная с последней четверти XVIII века, является сохранившаяся в нескольких списках Книга Большому Чертежу (КБЧ).

Последнее научное издание этого уникального по своей информативности рукописного памятника, учитывающее все известные на тот момент разночтения, было осуществлено при непосредственном участии К. Н. Сербиной в издательстве Академии наук СССР в 1950 году. Различные списки КБЧ в ходе делопроизводительной деятельности XVII века в московских приказах и в воеводских канцеляриях на местах неоднократно дополнялись и уточнялись, в результате чего в их совокупности имеется очень подробная характеристика Куликова поля.

По этим описаниям Куликово поле представляло собой естественную северную границу огромного неосвоенного Дикого поля в виде протяжённой гряды возвышенностей в пределах Окско-Донского междуречья со степным характером растительности на холмах, и лесостепным — в низинах. С этого водораздела берут начало многие реки со своими притоками — Красивая Меча, Непрядва, Упа, Плова (Плава), Солова, Зуша, Чернь, Иста, Снежедь и другие. В центре, на Воловском плато, находится Волово озеро (карстового происхождения), а с севера на юг эту территорию пересекает Муравский шлях.

В настоящее время Куликово поле, как очень протяжённый географический объект, территориально относится полностью или частично к Ефремовскому, Плавскому, Тёпло-Огаревскому, Воловскому, Богородицкому, Кимовскому, Куркинскому районам Тульской области.

Мемориализация Куликова поля

Обширность Куликова поля всегда вызывала серьёзные затруднения в точной научной локализации конкретного места исторической битвы. Эпические масштабы гипотетических реконструкций XIX века с шириной фронта построения полков в 7—10 вёрст, навеянные реалиями относительно недавнего Бородинского сражения, в действительности не имели никакой научной основы. Современные археологи и исследователи пришли к выводу о незначительной площади непосредственного боевого столкновения, не превышающей 1,5—2 кв. км.

Из летописных источников известно, что сражение происходило «на Дону усть Непрядвы». Место сражения находилось между Доном и Непрядвой, то есть между правобережьем Дона и левобережьем Непрядвы. На основании этого историк Кучкин предложил свою версию локализации места битвы, отличающуюся от устоявшихся канонических взглядов начала XIX века. При помощи методов палеогеографии учёные установили, что вблизи Дона «на левом берегу Непрядвы в то время находился сплошной лес». Массовые перемещения конницы в таких условиях были бы невозможны. Это порождает противоречие между имеющимися источниками и сложившимися взглядами на проблему.

Согласно одному из поздних книжных преданий XIX века, не имеющих никакого документального подтверждения, император Пётр I, посещая строительство шлюзов на Иван-Озере, Дону и Шате во время сооружения Ивановского канала осмотрел место Куликовской битвы и приказал заклеймить оставшиеся дубы так называемой «Зелёной Дубравы», чтобы их не рубили.

Первым исследователем своего участка Куликова поля стал Степан Дмитриевич Нечаев. Он целенаправленно покупал у тульских старьёвщиков и антикваров старинные предметы вооружения и личного христианского благочестия, которые представлял найденными на предполагаемом месте битвы. На основе своей коллекции он создал экспозицию из двух залов, в которых разместил по стенам кольчуги, сабли, бердыши, наконечники копий и кремневые пистолеты различных времён.

Читайте также:  Scott devine почему в перчатке

Он предпринял также натурные исследования предполагаемого места сражения и попытался увязать ход битвы с реальной местностью, предложив считать местом ставки Мамая во время битвы самый большой и красивый холм на своей земле, в середине XIX века получившего наименование Красного. «Красными холмами» историки и краеведы Тульской губернии называли предполагаемые места древних языческих капищ — холмы с лежащими на вершинах крупными каменными известняковыми блоками.

По инициативе отца и сына Нечаевых тульский губернатор В. Ф. Васильев в 1820 году выступил с ходатайством перед императором Александром I о создании памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле.

В 1836 году Николай I утвердил эскиз чугунного обелиска Александра Брюллова. 8 сентября 1850 года памятник был торжественно открыт в присутствии губернатора, представителей дворянства, духовенства и множества крестьян.

При большом стечении народа 8 сентября 1880 года в день 500-летия битвы рядом с памятником Дмитрию Донскому на Куликовом поле после панихиды состоялся военный парад с артиллерийским салютом.

К началу XX века среди тульского духовенства возникает мысль о постройке храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Создание проекта храма было поручено архитектору Алексею Щусеву, завершившему работу в 1911 году. Храм строился четыре года (1913—1917 гг.). Окончанию строительства помешали события ноября 1917 года и гражданская война. Храм был закрыт и постепенно пришел в упадок. Во время гражданской и Великой Отечественной войн Памятник-колонна Дмитрию Донскому получила значительные повреждения.

В середине 60-х годов на Куликовом поле создан филиал Тульского областного краеведческого музея, который начал работы по реставрации памятников и благоустройству территории. Огромный объем восстановительных работ был выполнен после принятия Постановления Совета министров РСФСР «О подготовке празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы».

Перед юбилеем была произведена реставрация храмов Сергия Радонежского на Красном холме и Рождества Богородицы в селе Монастырщина, памятника Дмитрию Донскому, закончены работы по благоустройству мемориала на Красном холме.

В честь исторического заповедника названа расположенная к югу от него железнодорожная станция Куликово Поле Юго-Восточной железной дороги.

Артефакты

Отсутствие значимых находок боевого снаряжения на поле боя историки объясняют тем, что в средние века эти вещи были весьма дорогими [1] , поэтому после сражения все предметы были тщательно собраны. Подобное объяснение появилось в научно-популярных публикациях в середине 1980-х годов, когда в течение нескольких полевых сезонов, начиная с юбилейного 1980 года, на каноническом месте не было сделано большого количества находок, связанных с великой битвой, и этому срочно требовалось объяснение.

В начале 2000-х годов гипотетическая схема Куликовской битвы, впервые составленная и опубликованная И. Ф. Афремовым в середине XIX века, и после этого ставшая официальной на 150 лет, была перерисована. Вместо картины эпических масштабов с длиной фронта построения в 7-10 вёрст, практически с южной ориентацией русского войска, когда полуденное солнце должно было светить в глаза воинам, была локализована относительно небольшая лесная поляна, зажатая между отвершков оврагов. Длина её составила около 2 километров при ширине в несколько сот метров.

Использование для сплошного обследования этой площади современных электронных металлодетекторов позволило за каждый полевой сезон собирать представительные коллекции из сотен и тысяч бесформенных металлических обломков и осколков. В советское время на этом поле велись сельскохозяйственные работы, в качестве удобрения применялась разрушающая металл аммиачная селитра. Тем не менее, археологическим экспедициям удаётся делать представляющие исторический интерес находки: втулку, основание копья, кольчужное колечко, обломок топора, части оторочки рукава или подола кольчуги, сделанные из латуни; панцирная пластина(?) (по классификации, разработанной Тодерманом на основании уникальной коллекции из 24-х комплектных пластинчатых доспехов из Висби, аналогов не имеет), которая крепилась на основе из кожаного ремешка [1] .

источник

30. ВИ. Агошков. В-Окская вольница. Куликово Поле

Увлекательных вопросов, связанных со сражением 1380 года, множество. Не вполне ясно происхождение названия «Куликово Поле». Традиционная историческая беллетристика связывает его со степными куликами — кроншнепами. Якобы эти птицы в изобилии водились в округе. Однако топонимика непрядвинских и верхнедонских областей не согласна с таким толкованием: едва ли возможно, чтобы эпитет был применен единожды — для обозначения места боя, а после сразу забыт, как и не существовал. Другую версию предложил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, вспомнивший о фольклорных «кулижках» — некоем весьма удалённом месте («у черта на куличках»).

Большинство современных учёных сходятся на том, что речь идёт просто о «кулиге». По Далю — это «ровное место, чистое и безлесое», а по «Словарю русского языка XI-XVII веков» — «участок земли на берегу реки (в излучине, по плёсу), используемый как сенокосное угодье». Причем надо заметить: в са-мых ранних летописных рассказах ни о каких «куликах» или «ку-лигах» вовсе нет ни слова, сеча просто «локализуется» у точки впадения Непрядвы в Дон. Только в «Задонщине» впервые читаем: «…сужено место межь Доном и Непра, на поле Куликове»…

Руководствуясь этими данными, стали копать и уже в XIX столетии на волне патриотического интереса к отечественным победам кое-что нашли. Основной вклад в успех изысканий внес помещик С.Д. Нечаев, чья усадьба оказалась как раз на территории вновь обретённого Куликова Поля. Основываясь на сопоставлении топонимов, местных легенд и на картах находок древнего оружия, он пришёл к выводу, что сражение произошло «на небольшом пространстве, начиная от берегов Непрядвы и впадающей в неё речки Ситки, до истока вливающихся в Дон рек Смолки и Курцы».

Основной контраргумент противников этой, канониче-ской на сегодняшний день, версии — малочисленность предме-тов, оставшихся от жестокой сечи в указанном квадрате. Это недоумение легко объясняется: в Средние века победители обя-зательно собирали все оставшееся на поле брани вооружение!

Мечи, копья, щиты и доспехи представляли большую ценность. Более того, сам факт, что какое-то количество вещей XIV века всё же обнаружено, скорее всего, означает: нашли их не на месте основного столкновения войск, а там, где преследовали бегущих. Тогда понятно: по всему пространству, где отступали татары, невозможно было собрать всё оружие.

Фото:
Осада Москвы Тохтамышем, 1382.

//Что касается названий Куликово Поле, то в Орловском крае их несколько. В Покровской волости Орловского уезда Орловской губернии было село Большая Куликовка. Город Малоархангельск стоит на реке Куликов Ржавец. Я написал статью: «Поле Куликово – поле Колоколово».

Конечно, можно было бы такое превращение объяснить мифологией, но на самом деле колоколила гулкая земля, колоколили и гремели звонкие ручьи и реки//..

Некоторые историки предполагают, что Куликовская битва проходила рядом с Москвой, где, вроде бы, имеются свои и Дон, и Непрядва, и Куликово Поле. А если что-то и не подходит, то возникают какие-то предположения. В таком случае, могла эта битва состояться и на берегах реки Неполоди – притока Оки. Нет реки Дон? А разве Ока – это не Дон?! Ведь и Ока, и Дон обозначают одно и то же понятие – река.

Историк Л.Н. Гумилёв полагал, что само «иго» — понятие фиктивное, а, следовательно, на Куликовом поле никто и никого ни от чего не освобождал. Евразийцы утверждают, что с обеих сторон в битве сражались и татары, и русские, оказавшиеся под рукой того и другого властителя. Вражда не имела, таким образом, этнической направленности, а отражала мелкие тактиче-ские цели, характерные для феодальной раздробленности.

Такую аргументацию сегодня очень приветствуют в Татарстане, выступая против любых попыток празднования юбилеев Куликовской битвы. Отголоски этой позиции можно было услышать даже из уст Президента России. И всё же, высокий политический вес сторонников этого взгляда на историю не делает его верным.

Только честный и спокойный взгляд на события прошлого способен свести на нет взаимные обиды народов со-временной РФ, привести к компромиссу, желанному для всех.
Мы должны знать, что произошло в далёком прошлом, каким и почему хотели видеть его наши предки, какой след в культуре страны оставили легенды. Сохраняя право выбирать для себя «скучную» реальность или «красивый» миф, делать этот вы-бор мы должны осознанно. И ответственно. //В сокращении/,

источник