Меню

Кукурузник самолет почему так называется

Почему самолет АН-2 прозвали кукурузником

Предыстория кукурузников

В 5 главнейших задач первой пятилетки входило развитие животноводства. Ученые били тревогу: потребление мяса на душу населения упало до катастрофического уровня. Если не довести потребление животного белка до нормы, вырождение народа неизбежно.

Полубезумному жестокому деспоту Сталину и его клевретам нельзя все же отказать в стратегических способностях, и предупреждения медиков были восприняты со всей серьезностью. Единственным выходом из положения виделся переход на стойловое содержание скота, в царской России практиковавшееся эпизодически.

Для стойлового содержания необходим дешевый полноценный корм для жвачных животных – силос. Самый обильный его источник – кукуруза. Кроме того, она дает высокоценное зерно и лекарственные препараты. Поэтому еще в середине 20-х годов прошлого века кукурузу в СССР начали вводить в культуру.

Но заокеанская пришелица прежде всего пришлась по вкусу отечественным вредителям сельхозкультур: опытные посевы съедались начисто. Необходимо было разрабатывать и применять средства защиты растений.

Опыты на полях созданного тогда же и поныне действующего ВНИИ Защиты Растений (ВНИИЗР) показали высокую стоимость и низкую эффективность ручного или механизированного с земли опрыскивания посевов биоцидами. Тогда кто-то из окружения Сталина (по непроверенным сведениям, Серго Орджоникидзе) предложил использовать авиацию. Решение для тогдашнего времени далеко не тривиальное: сельхозавиация во всем мире только еще зарождалась.

История имени

Для первых опытов приспособили под опрыскивание спортивные машины Яковлева АИР-1 и АИР-2. Поначалу «кукурузниками» прозвали летчиков-сельхозников их бравые коллеги, но скоро ироническое прозвище приобрело почетный смысл: работа в сельхозавиации требовала крайнего напряжения сил, внимания и высочайшего летного мастерства.

Машины для сельзхозавиации требовались также специфические: дешевые и простые в производстве, экономичные (много топлива уходило на частые взлеты-посадки), надежные, не требующие оборудованной наземной базы, выносливые, способные под управлением пилота средней квалификации долго идти на бреющем полете, как сейчас говорят – в режиме следования рельефу местности без непрерывной ручной коррекции траектории.

АИРы удовлетворяли большинству этих требований. Они и стали первыми самолетами-«кукурузниками». Но по одному из условий машины, изначально предназначенные для аэроклубов, никак не проходили: их летный ресурс был невелик, а на сельхозработах они приходили в негодность буквально за сезон. Требовался самолет специальной конструкции.

Первый настоящий кукурузник

Надо сказать, что руководителям СССР и конструкторам ломать голову над концепцией и созданием новой машины не пришлось: 7 января 1927 совершил первый полет, а в 1929-м пошел в серию легендарный легкий многоцелевой биплан У-2 (По-2) конструкции Н. Н. Поликарпова. Изначально заложенные в него качества с большим избытком удовлетворяли всем возможным и невозможным условиям эксплуатации. В том числе и в сельхозавиации, в производстве была и сельскохозяйственная модификация У-2СХ, см. рис.

«Кукурузником» По-2 стал автоматически, по наследству. Но уже в довоенные годы он больше прославился как «волкодав», «лесник» и «санитар».

После гражданской войны неимоверно размножились волки, их тысячные стаи зимой пожирали все живое, в том числе и людей; массовое истребление хищников с воздуха позволило взять под контроль волчью популяцию. Также весьма эффективным оказалось воздушное патрулирование лесных массивов и борьба с лесными пожарами.

Но главная заслуга По-2 до войны – с его помощью удалось победить малярию, косившую людей в Закавказье и Средней Азии. Накопительные водоемы (истыли, хаусы) там ради экономии влаги густо обсаживались растительностью, становились питомниками передатчика малярийного плазмодия – комара анофелеса – и были доступны для санитарной обработки только с воздуха.

Для пилотов это был адский труд, связанный со смертельным риском: целый день, с короткими перерывами на еду и заправку, пикирование за пикированием в зеленый колодец. Малейшее неверное движение ручкой или педалями – и конец, запаса высоты нет. Выручали, правда, исключительные летные качества По-2.

Что же касается кукурузы, то к середине 30-х опыты с ней были отложены. Агрономы никак не могли понять причины ее капризов, а для товарных животных удалось пока обойтись клевером, люпином и люцерной.

Кукурузник идет на войну

Гражданские прозвища По-2 из-за войны были порядком подзабыты, но не потому, что сам кукурузник остался в тылу. Наоборот, их полностью затмила его военная слава: фанерный тихоходный биплан с мотором всего в 100 л.с. однозначно признается самым успешным самолетом Второй мировой.

Легкие ночные бомбардировщики По-2 поначалу вызвали в вермахте смех. Их называли «русской фанерой», «кофемолками», «швейными машинками». Но вскоре смех сменился утробным ужасом: ночи напролет По-2 тихо, на бреющем с приглушенным мотором, обрабатывали вражеские окопы мелкими бомбами так же неуклонно и методично, как зараженные долгоносиком поля ядохимикатами.

Пришлось кукурузник перекрестить в «черную смерть», как другой легендарный самолет, штурмовик Ил-2, «ночного дьявола» и «вампира». «Русская фанера» не наносила врагу сильного прямого урона, слабый мотор не позволял брать большую боевую нагрузку. Но беспокоящие налеты оказались чрезвычайно эффективными косвенно. По признанию фельдмаршала фон Бока, потеря боеспособности солдат только оттого, что они никак не могли выспаться, была не меньшей, чем от прямых дневных ударов Ил-2. Которые были отнюдь не слабыми.

«Небесный тихоход» не испытывал в полете больших перегрузок, поэтому многие полки По-2 комплектовались женскими экипажами. Гитлеровцы прозвали их «ночными ведьмами», и сами воспринимали это название вовсе не как метафору. Известна секретная рекомендация Аненэрбе (фашистской мистическо-эзотерической службы): взятых в плен «ночных ведьм» ни в коем случае не насиловать. Иначе, мол, арийский дух пропадет, и «юберменш» превратится в недочеловека.

Возрождение в новом качестве

Война закончилась триумфом Советского Союза, и встала задача уже не выживать кое-как, а развиваться всесторонне. В связи с чем вновь приобрело особое значение животноводство и силос.

Тем временем был раскрыт секрет капризов кукурузы: она относится к числу растений с так называемым кранц-синдромом. Им нужно много тепла и света, но баловать их жирной почвой и достаточным увлажнением не следует – растение переключит свой метаболизм, урожайность упадет, а вдали от родины в более высоких широтах оно еще и болеть начнет. Именно этим обстоятельством объясняется окончательное укоренение кукурузы у нас в 50-е, а речи «лысого клоуна» Никиты Хрущева – только верхушка айсберга.

Переход на кукурузный силос давал возможность высвободить массу плодородных земель под продовольственные культуры, но вредители вкуса к кукурузе не потеряли. Опять требовался самолет-кукурузник, но уже не По-2. Небесные тихоходы еще были в производстве, но с предстоящими объемами работ справиться уже явно не могли.

И опять машину искать не пришлось: в 1947 году полетел антоновский Ан-2. Его концепция та же, что и у По-2: многоцелевой, дешевый, экономичный и вечный биплан. Но экономичный двигатель А. Д. Швецова АШ-62ИР в 1000 л.с. совершенно преобразил машину: новый кукурузник поднимал уже не 300 кг полезного груза с натугой, а полторы тонны свободно, и запас топлива в 1240 л позволял на крейсерской скорости для сельхозработ 135-150 км/ч находиться в воздухе более 6 часов без посадки.

То есть, новый кукурузник мог отработать полную смену, не ныряя то и дело на аэродром. В результате себестоимость обработки полей снизилась в 2-4 раза и ее применение стало экономически оправданным. Отчего Ан-2 и стал кукурузником навечно.

История продолжается

К началу 80-х назрела необходимость замены сердца кукурузника. Разработанный еще до войны АШ-62ИР уже не удовлетворял требованиям времени: после нефтяного кризиса 70-х цена барреля нефти подскочила впятеро, и дорогой авиабензин Б-70 в экономические показатели уже не вписывался.

Планер кукурузника казался (и оказался) вечным, поэтому решено было просто сменить мотор на работающий на дешевом керосине турбовинтовой двигатель (ТВД). Так появился на свет новый кукурузник – Ан-3, изначально запланированный и в сельхозмодификации Ан-3СХ, см. рис. Первый полет Ан-3 совершил в 1980 году.

Подобрать или сделать турбинный движок для небесного тихохода оказалось сложной задачей, а когда разработанный специально для Ан-2 в Омске ТВД-20 был доведен, уже и СССР развалился. Поэтому новый кукурузник пошел в серию только в 2000 году. Мощность двигателя в 1350 л.с. позволила увеличить коммерческую нагрузку до 1800 кг, а заправку химикатами для сельхозработ до 2200 л. Получил Ан-3 также новые приборы и радионавигационное оборудование.

Читайте также:  Почему мчс не выплатили зарплату

История продолжается

Опыт эксплуатации показал, что перевод кукурузника на турбину оказался ошибочным. ТВД экономичен на лайнерах, где он почти все время полета работает в оптимальном режиме, а в самолете «на все руки» он и керосина потребляет слишком много для теперешних цен на нефтепродукты. Поэтому Ан-3 хорошо прижился только в МЧС, где впору пришлись его неимоверная выносливость и «проникающая способность». В 2009 году производство кукурузника нового поколения было прекращено.

Тем временем двигателисты, используя компьютерное моделирование и современные материалы, произвели в разработке поршневых моторов тихую, но глубокую революцию. И нужда машинах-«кукурузниках» ничуть не уменьшилась.

Старые Ан-2 на слом не пошли, стоят на приколе. По состоянию планера им еще летать и летать, только моторы изношены. Поэтому в том же 2009 году в РФ было принято правительственное постановление о возрождении парка Ан-2 на основе ремоторизации. И тут оказалось, что двигатель, достойный выдающихся качеств кукурузника, подобрать готовый очень трудно, за рубежом разучились делать такие долговечные и выносливые моторы.

Тем не менее, работы по созданию нового «сердца» Ан-2 ведутся и мы, надо полагать, скоро опять можно будет увидеть кукурузник в небе. Славное племя кукурузников не вымрет и не выродится: они нам всем очень нужны.

Любопытные факты

Первый настоящий кукурузник По-2 во время войны преподнес нашим еще один приятный, а врагам – неприятный сюрприз. Широким массам мало известно, что радары довольно широко использовались уже в войну. ПВО Москвы и Ленинграда обеспечивали РЛС «Редут», а ночные истребители Пе-3 с бортовой РЛС внесли немалый вклад в уничтожение «воздушного моста», который немцы пытались проложить к окруженной в Сталинграде армии Паулюса.

Были радары и у немцев, и весьма неплохие. Но против По-2 они оказались бессильны: фанера и полотно для луча радара прозрачны. Так что небесный тихоход оказался еще и тогдашним стелсом.

Ан-2 трижды внесен в Книгу Гиннеса: как самый большой одномоторный биплан в мире (до появления Ан-3), как самый долгоживущий самолет (состоит в производстве более 65 лет; до сих пор выпускается в КНР под названием Фонг Шу-2) и как самый массовый легкий многоцелевой самолет (произведено более 18 000 экземпляров, из них примерно 11 500 – Польше).

На основе Ан-2 создан экраноплан Ан-2Э, см. рис. Экранопланы летают, используя эффект динамической воздушной подушки под крылом особой конфигурации. По расходу топлива на тонно-километр груза они сравнимы с грузовиками-фурами, но летают в 5-10 раз быстрее. РФ – единственная в мире страна, умеющая стоить экранопланы. Уже в СССР на вооружении стояли боевые и военно-транспортные модели, но до конца прошлого века они считались секретными. Сейчас в составе ВМФ РФ есть десантные экранопланы «Орленок» и ударный «Лунь». Начало созданию советских/российских экранопланов положил автор судов на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Комета» и др. Ростислав Алексеев.

Ан-2, как и его младший брат, не избежал участия в боевых действиях. Такой же громкой славы он не заслужил, но в нескольких локальных конфликтах проявил себя как неплохой легкий штурмовик. Вооружение – 2 пулемета, 16 НУРС и 250 кг бомб.

5-летний китайский мальчик Хэ Идэ (Додо) после месячного обучения совершил на Ан-2 самостоятельный полет продолжительностью в 35 мин. Тем самым Додо вошел в Книгу Гиннеса как самый юный пилот в мире и показал взрослым летчикам: «Кукурузнику только не мешай, он сам полетит. А чтобы не разбиваться, пить перед вылетом и по сторонам зевать не нужно».

источник

Почему Ан-2 называют кукурузником? Отвечает пилот самолета.

Всем привет и сегодня мы с вами затронем немного авиационной истории. А именно — самолет Ан-2.

Старая машина с огромной историей.

Этот самолет начали разрабатывать еще в конце 1940ых годов. Только представьте! В нашей стране до сих пор летает около 1500 машин. Есть и те, которые летают уже больше 30, а то и 40 лет.

Китай вообще выкупил лицензию на их сборку и строит их и по сей день. Также этот тип выпускался в СССР — на территории России, а также на заводе в Киеве. Даже в Польше завод стоял.

Судно оказалось настолько популярно, что китайцы на сегодняшний день выпускают по 10-20 машин ежегодно, для внутренних нужд.

Но его рассвет на территории России произошел во времена СССР. И нашел он себя именно в сельскохозяйственном применении.

Существовало огромное количество полей, которые было не очень то и удобно опылять с земли. Особенно это касалось полей кукурузы, так как их стебли зачастую превышают 2 метра. И тут уже на помощь приходил Ан-2.

Мнения разнятся: то ли «кукурузником» он стал просто от того, что был тесно связан с сельски хозяйством, то ли потому что им было легко опылять именно кукурузу. Однако на сегодняшний день этот самолет крепко засел в умы людей как борт для сельского хозяйства.

Так и повелось. кукурузник 🙂

Внутри самолета находились баки с жидкостью для опыления, а на нижнем крыле был сделан ряд трубок с форсунками. Как только под самолетом начиналось поле — жидкость тут же выпрыскивалась и опускалась на землю.

Благодаря высокой скорости Ан-2 мог гораздо быстрее опылить большие площади.

А что сейчас?

А потом союз развалился и пришел капитализм. Цены на нефть поднялись, да и расходы на содержание самолета тоже взвинтили. Опылять с воздуха стало попросту не выгодно.

Однако, все-таки, можно увидеть и сегодня Ан-2 над полями, но это уже стало исключением из правил.

Чаще всего этот самолет либо бросает парашютистов в каком-нибудь ДОСААФ, либо возит пассажиров по труднодоступным районам нашей необъятной.

Друзья, на канале вышло новое видео «Почему в самолете не дают парашют?». Буду рад, если вы посмотрите его и подпишитесь на мой канал 🙂

источник

10 интересных фактов о «кукурузнике» — легенде советской авиации

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Самолёт, с которого начиналась дорога в небо

Самолёт У-2 в СССР использовали для первоначального обучения пилотов. Он открыл дорогу в небо тысячам советских летчиков. Своё народное название «кукурузник» получил в уже в 1950-е годы, когда основное его использование свелось к использованию на авиахимических сельскохозяйственных работах на кукурузных просторах СССР.

Кукурузник — самый демократичный самолёт

В Советском Союзе «кукурузники» очень широко эксплуатировались для перевозки пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. Достаточно часто самолёт использовали на рейсах, которые связывали областные центры с районными или с сёлами. Среди главных преимуществ самолёта – простота в эксплуатации, возможность взлёта и посадки на неподготовленных грунтовых площадках, малый пробег и разбег, что делало кукурузник незаменимым для работы на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии.

Советские бипланы брали на борт 6 бомб

Самолёт У-2 (с 1944 года, после смерти его создателя Н.Н.Поликарпова, – ПО-2) — типичный биплан с мотором воздушного охлаждения мощностью 100 лошадиных сил. Он широко применялся в самых различных сферах народного хозяйства. Были штабные самолёты, санитарные самолёты, пассажирские, предназначенные для аэрофотосъёмки, поплавковые и многие другие модификации. В 1932 году появилась модель У-2ВС, которая могла брать на борт 6 бомб весом 8 кг на держателях, а в задней кабине такого самолёта находилась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1.

Вес пустого учебного самолёта — 656 кг, взлётного самолёта — 1100 кг. Максимальная скорость – 130 – 150 км\ч, потолок – 3800 м, для пробега и разбега необходимо не более 15- метров.

Читайте также:  Почему мужчина держится за ремень

Ночной бомбардировщик

В годы Великой Отечественной войны советские У-2 стали настоящей головной болью для немцев, которые называли эти советские самолёты «кофемолка» и «швейная машина». Бипланы широко применялись для ночных «беспокоящих налётов» на прифронтовые расположения фашистских войск. У-2 использовались как бомбардировщики, выполняли функции самолёта связи и разведчика. Был и санитарный вариант самолёта. Благодаря тому, что самолёт мог взлетать практически с любой площадки, его широко использовали для работы с партизанами. Использовали У-2 и для сброса разведывательных и диверсионных групп, а также разведчиков-одиночек.

Осенью 1941 года в ВВС СССР начали формирование авиационных частей, куда призывали женщин. 23 лётчицам, воевавшим на самолёте У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза.

Советские бипланы были невидимы для радаров противника

Одна из тактик ведения использования У-2 заключалась в том, что лёгкие бомбардировщики шли к цели на сверхмалой высоте или на малой скорости, что делало их до последнего момента невидимыми для средств ПВО. К тому же бомбометание с малой высоты производилось с высокой точностью, несмотря на примитивные средства прицеливания и тёмное время суток. Зенитчики, стрелявшие с упреждением, из-за низкой скорости самолёта, как правило, промахивались, а высокая маневренность биплана не позволяла немецким истребителям зайти ему в хвост. Вряд ли такой же маневренностью сможет похвастаться самолёт космического масштаба , над проектом которого сегодня работают американцы.

Кукурузник попал в Книгу рекордов Гиннеса

Советский «кукурузник» Ан-2 попал в книгу Рекордов Гиннеса как самый долго эксплуатируемый в мире самолет. Он производится уже больше 65 лет. Кроме этого Ан-2 получил звание самого большого одномоторного биплана в мире и самого массового многоцелевого самолета. В настоящее время он выпускается в Китае как модель Фонг Шу-2.

Кукурузник побывал на Южном полюсе

Украинские летчики-испытатели АНТК имени Антонова на одномоторном биплане Ан-3Т совершили весьма необычный и экстремальный полёт – они покорили Южный полюс. Лётчики двигались на предельной для самолёта высоте – 4 тыс. метров. Командир экипажа Сергей Тарасюк позже признавался, что было очень холодно.

Китайский ребёнок установил рекорд на «кукурузнике»

5-летний китаец Хэ Идэ, которого родители называют Додо, самостоятельно поднялся в воздух на небольшом «кукурузнике» и 35 минут кружил над парком дикой природы в Пекине. Он попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый юный пилот. Перед полётом он тренировался всего месяц. В кабине рядом с малышом был инструктор, но, по его словам, юному пилоту он практически не помогал.

В 2009 году производство кукурузников в России прекратили

В мае 2009 года гендиректор ГКНПЦ им.Хруничева Владимир Нестеров подписал приказ о прекращении производства самолетов АН-3, модернизированной версии легендарного «кукурузника» АН-2, на ПО «Полет» (Омск). Причина – отсутствие рынка сбыта. По статистике за 3 последних года из-за высокой стоимости ($1,5-1,9 млн.) продано было всего три самолёта АН-3. Специалисты утверждают, что американские самолёты аналогичного класса Cessna Grand Caravan стоят дешевле, а их качество несравнимо выше. Не исключено, то вышедшие из эксплуатации модели позволят кому-то воплотить в жизнь топ-10 оригинальных идей по переоборудованию самолётов .

Российские власти намерены вернуть кукурузники

Недавно в Министерстве промышленности и торговли сообщили, что сформирован заказ 260 самолетов Ан-2, и заказчики готовы забрать машину «хоть завтра». Выпуск самолёта будет вестись в рамках программы развития авиационной промышленности до 2025 года, которая была принята российским правительством. Известно, что в процессе реконструкции самолеты Ан-2 получат новый двигатель, новую обшивку, гарантированный 10-летний ресурс работы — и все это за вполне приемлемые средства для эксплуатанта. Это ещё раз доказало, что кукурузники актуальны, несмотря на такие инновационные проекты, как, например, электрический самолет , работающий на энергии солнца.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

vova_91

Всё самое интересное в одном журнале

Фото:Илья Болдырев/100letvvs. ru

В январе 1928 года совершил первый полет У-2, больше известный как «кукурузник». Легендарный самолет был разработан советским авиаконструктором Николаем Поликарповым. Позднее «кукурузником» стали называть небольшие советские одномоторные самолеты.

По самой распространенной версии название «кукурузник» произошло от того, что данные машины использовались для обрабатывания полей кукурузы, так как растения высотой около 2-х метров с помощью наземной техники обрабатывать было проблематично. Другая версия — название пошло от низкого, бреющего полета — практически на высоте кукурузы. Кроме того, считалось, что самолет мог приземлиться практически везде, в том числе и на обрабатываемые им же кукурузные поля.


Фото:Андрей Курилов/100letvvs. ru

ОБУЧАЮЩИЙ САМОЛЕТ

В середине 1920-х годов в СССР возникла необходимость в самолете «первоначального обучения», что и привело к созданию У-2.
Испытания, которые проводил легендарный летчик Михаил Михайлович Громов, показали великолепные летные качества У-2. «Все фигуры за исключением штопора самолет делает нормально, что же касается штопора, то ввод самолета в таковой труден, выход же из штопора очень легкий», — отмечалось в кратком отчете Громова.
Тысячи летчиков получили на этом самолете «путевку в небо». Он обладал прекрасными пилотажными качествами. У-2 прощал даже очень грубые ошибки летчика.

У-2 являлся одним из самых массовых самолётов в мире. Общее число произведенных самолетов превышало 40 000. Сравниться с У-2 может только американский «Цессна 172 (построено свыше 43 000 самолетов). У-2 сыграл большую роль в истории отечественной и мировой авиации. На этой машине учились летному делу десятки тысяч летчиков. Как и автомат Калашникова, У-2 был дешевым в производстве и неприхотливым в эксплуатации.


Фото: архивная служба РТ

Пилотажные качества У-2 были уникальными. Он с трудом входил в штопор и выходил из него с минимальным запаздыванием. Рассказывают, что однажды легендарный пилот Валерий Чкалов у земли развернул «кукурузник» по крену почти на 90 градусов, чтобы пролететь между двумя березами, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев.

Благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам самолет мог взлетать и садиться на площадки очень малого размера, зачастую совершенно не подготовленные. Кроме того, даже после остановки двигателя самолет продолжает планировать и может приземлиться достаточно мягко.

По схеме самолёт У-2 — типичный биплан с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью всего лишь 100 лошадиных сил. Аналогичную мощность имеют многие современные легковые автомобили. Перед первым полетом испытатель Михаил Громов шутил, показывая на двигатель самолета, что в нем не лошадиные силы, а скорее собачьи. При этом для своего времени «кукурузник» был самым большим в мире одномоторным бипланом за всю историю авиации.


Фото:airpages. ru

Самолёт имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве (обрабатывание кукурузных и других полей), связи и других областях. Существовали штабные и санитарные «кукурузники», модификации, предназначенные для аэрофотосъёмки, пассажирские, поплавковые (способные взлетать и приземляться на водную поверхность) и многие другие.

У-2 широко применялись для так называемых «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника. Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, подобные бомбардировки имели определённый эффект. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, несмотря даже на тёмное время суток и примитивные средства прицеливания. Сбить самолет было трудно – он летал почти бесшумно. После сброса бомб бомбардировщик старался быстро уйти, набирая максимальную скорость.
Фашистские солдаты называли эти самолеты, доставлявшие им массу хлопот, «Kaffeemuhle» (кофемолка) и «Нaltsnahmaschine» (швейная машина).

На войне «кукурузник» в основном использовался в качестве разведчика и самолета связи. Также имелся и санитарный вариант. Благодаря способности взлетать с любой площадки, самолет широко применялся при работе с партизанами. Кроме того, самолёты У-2 использовались также для сброса с парашютом небольших диверсионных и разведывательных групп и одиночек.


Фото:bravedefender. ru

Самолётам У-2 и их пилотам посвящены многие советские и некоторые российские фильмы: «Интриган» (1935 г.), «Лётчики» (1935 г.), «Если завтра война» (1938 г)., «Небесный тихоход» (1945 г.), «В бой идут одни “старики”» (1973 г.), «И ты увидишь небо» (1978 г.), «В небе “Ночные ведьмы”» (1981 г.), «Пилоты» (1988 г.), «Ночные ласточки» (2013 г.), «Истребители» (2013 г.)

Читайте также:  Бруксизм почему скрипят зубами во

источник

«Кукурузник» Ан-2: 10 фактов о легенде

1. Первый полет Ан-2 совершил в далеком 1947 году. В этом году этот тип отметил семидесятилетний юбилей. За это время было выпущено около 18 тысяч самолетов этого типа.

2. Пожалуй, это самый многоцелевой самолет, он используется в сельскохозяйственной авиации, в спорте, как транспортный и пассажирский самолёт, состоит на вооружении ВВС многих стран, помимо этого у него есть очень много других профессий.
«Аннушки» летают везде, от Африки до Крайнего Севера. Самолет удивительно неприхотливый и простой в эксплуатации.

3. Ан-2 не только до сих пор эксплуатируется, но и выпускается в Китае. В СССР производство Ан-2 закончилось в 1971 году, с 1960 по 2002 год самолет выпускался в Польше. За столь продолжительный срок выпуска самолет внесен в книгу рекордов Гиннесса.

4. Название «кукурузник» Ан-2 получил в наследство от предыдущих самолетов, использовавшихся в сельскохозяйственной авиации, в частности при выращивании кукурузы. Название прижилось и используется очень часто.

5. В салоне Ан-2 с непривычки летать очень дискомфортно. Шум, вибрации, духота. Вентиляции нет, пахнет керосином. Добавьте сюда качку в воздухе. Поэтому пассажирам часто предлагают заранее взять полиэтиленовые пакеты, не всем, но людям со слабым вестибюлярным аппаратом они пригождаются.

6. Ан-2 — один из немногих типов самолетов, где во время полета можно посмотреть на работу пилотов.

7. Самолеты Ан-2 до сих пор используются для перевозки пассажиров в удаленных районах, особенно там, где нет возможности добраться по земле или воде.

8. В столичных аэропортах Ан-2 очень редкий гость. Но иногда его можно увидеть и там, они используются для аэрофотосъемки .

9. Самолеты Ан-2 установлены во многих музеях и городах по всему миру. Одна из самых необычных раскрасок представлена в музее авиации в Минеральных Водах . Это цвета холдинга Engineering, подразделения по ремонту и обслуживанию самолетов группы S7.

10. В фильме «Индиана Джонс: Королевство Хрустального Черепа» Индиана Джонс приземляется в городе Куско, Перу на Ан-2 .

И немного о перспективах. По данным ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина», на середину 2017 года 90 % задач малой авиации в России всё ещё выполнялось самолётами Ан-2. Сейчас в Новосибирске разработан самолет, призванный заменить Ан-2. По сути, это развитие схемы Ан-2, но модель выполнена с новым двигателем и из новых материалов.

Ставьте лайк, чтобы поддержать авторские материалы, заходите на канал « ЖЖитель: путешествия и авиация» и подписывайтесь , чтобы не пропустить свежие репортажи об авиации и из путешествий по России.

источник

Почему Ан-2 Кукурузник?

Есть и у нас в работе красота,
Не зря зовемся пахарями неба
Владимир Трошин. «А мы летаем на АН-2»

Так уж повелось, что люди далекие от авиации повадились назвать практический любой не комфортный самолет кукурузником. В большей степени это, конечно, относится к летательным аппаратам оснащенным пропеллерами (хотя двигатели то практически те же что и на реактивных самолетах, просто на валу у них — воздушный винт). Но самолет по имени «Кукурузник» — вполне заслуживает уважения. Уж поверьте.

История первого Кукурузника

Изначально прозвище кукурузник дали совсем не Ан-2 конструкции Олега Антонова. Кукурузником назывался самолет По-2 (У-2), тоже по своему легендарный.

Дорогой ты наш У-2! Работяга-кукурузник…
Мы когда-нибудь тебе памятник поставим.
«В бой идут одни старики»

Этот самолетик можно увидеть в знаменитом фильме «В бой идут одни старики», именно на нем прилетали Зоя и Маша. Во время Второй Мировой войны По-2 использовался в качестве ночного бомбардировщика. Немцам его было очень трудно сбить и доставлял он им много хлопот.

Из-за низкой скорости зенитчики промахивались (стреляли то с упреждением), а из-за скорости же и высокой маневренности биплана истребители никак не могли «зайти ему в хвост».

Говорят, что пилоты По-2 просто делали виражи маленького радиуса и более быстрые немецкие истребители проскакивали мимо. Даже оснащенные радарами ночные истребители Messerschmitt Me.210 Bf 110 G-4 (хотя вряд ли и пытались, по крайней мере примеров их встречи найти не удалось) и «переделанные» из разведчиков FW.189 Behelfsnachtjoger не могли ничего поделать с «кукурузником» — на радаре деревянного По-2 не видно.

С 1929—1953 было выпущено более 40 000 По-2.
И если бы не Cessna 172 Skyhawk, быть бы По-2 самым массовым самолетом в мире, а так, только второе место.

Почему Ан-2 «Кукурузник»?

Когда в 1950 году (первый полет в 1947) начал выпускаться Ан-2, первоначально предназначенный для сельского хозяйства (разрабатывался под «именем» СХ-1 или СХА) звание «кукурузник» перешло от По-2 к нему по наследству. И хотя в судьбе Ан-2 принимал участие и Никита Хрущев, все же «кукурузником» самолет Ан-2 прозвали скорее-всего не из-за его увлечения кукурузой.

Ан-2 проектировался таким образом, что мог взлетать и садится практически с любого более-менее ровного поля. Что еще интересно, так это то, что самолет совершенно не подвержен сваливанию (и не входит в штопор, соответственно), чрезвычайно устойчив, да еще и ко всему прочему, при отказе двигателя на кукурузнике можно просто безопасно планировать.

Наш Кукурузник попал в книгу Рекордов Гинесса как самый долго эксплуатируемый самолет в мире (производится больше 65 лет), к тому же, это большой одномоторный биплан в мире и самый массовый многоцелевой самолет. Сейчас Ан-2 выпускается только в Китае под именем Фонг Шу-2.

Так что получается, прозвище «кукурузник» еще надо заслужить. И прозвище это — уважительное.

источник

Кто знает, почему У-2 (По-2) прозвали кукурузником?

Дело в том что периодически приходится слышать что в годы войны летчики его якобы называли кукурузником.
Вот вчера в очередной раз в документальном кино об этом сказали. Хочется понять что это — просто исторический ляп или так на самом деле было.

К примеру, в «В бой идут одни старики» тоже был такой диалог
«Дорогой ты наш У-2, работяга-кукурузник. «

и это режет слух. Ну какой кукурузник в 1943 году?

Re: А в остальном СССР? В 1956 году 1-й секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев выдвинул лозунг: «Догнать и перегнать Америку!». Речь шла о соревновании в производстве мяса и молочных продуктов. Взамен травопольной системы севооборота, традиционной почти для всего СССР (кроме Средней Азии) на совещании было рекомендовано перейти к быстрым, широким и повсеместным посевам кукурузы.

В 1957-1959 годах площадь под кукурузой была увеличена примерно на треть — за счет посевов технических культур и кормовых трав. В тот период это начинание охватывало только Северный Кавказ, Украину и Молдавию.

Будучи с визитом в США в сентябре 1959 года, Хрущев побывал в Айове на полях у знаменитого фермера Рокуэла Гарста. Тот выращивал гибридную кукурузу, которая давала очень большую урожайность. Хрущев призвал воспользоваться «кукурузным» опытом США.

С 1959 года посевы кукурузы стали быстро расширяться (в 1956 году под них отводилось 18 млн. га, в 1962 г. — 37 млн. га), вытесняя традиционные зерновые культуры и кормовые травы. Кукурузу сеяли даже в северных областях, вплоть до Вологодской, хотя эта культура теплолюбива и севернее Москвы зерна практически не дает.Одновременно в США и Канаде покупались гибридные сорта кукурузы, которые успешно внедрялись на Северном Кавказе, Украине, в Молдавии и, давая высокие урожаи — наполовину больше, чем традиционные советские сорта, — резко улучшили кормообеспечение животноводства, существенно повысив его продуктивность в этих регионах уже в 1958 1959 годах.

источник