Меню

Куда смотрят кресты и почему

Куда «смотрит» крест

На Невском находится несколько храмов: я обратила внимание, что все кресты, венчающие главки, расположены параллельно Невскому, как бы «смотрят» на проспект, а крест на Казанском соборе установлен перпендикулярно к главной магистрали. Почему? В. Александрова

Действительно, в римско-католической церкви Святой Екатерины и в Евангелическо-лютеранском храме Святого апостола Петра (Петрикирхе) кресты «смотрят» на Невский, а на Казанском соборе крест расположен к проспекту «боком». По христианской традиции алтарь, а значит, и крест должны быть сориентированы на восток, и при строительстве Казанского собора архитектор Воронихин следовал церковному канону. Зодчие Валлен-Деламот и Ринальди, которые возвели римско-католическую церковь, а также Брюллов, Трискорни и Жак, построившие Петрикирхе, отступили от традиции в угоду красоте: в их творениях и алтарь, и крест сориентированы не на восток, а на Невский. И главный вход в эти храмы — с проспекта. В Казанском соборе главный вход — с запада, с Казанской улицы. А вот в Армянской апостольской церкви Святой Екатерины, построенной Фельтеном, удалось сочетать верность канону и европейский практицизм: алтарь сориентирован на восток, крест «смотрит» и на восток, и на Невский (если вы зайдете сбоку здания — увидите, что у креста четыре луча), вход — с проспекта. Все православные храмы Петербурга, вне зависимости от того, где они расположены, строго следуют традиции, церкви других конфессий не так ортодоксальны.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

источник

Почему кресты на православных храмах ориентируют с севера на юг (или с юга на север?)?

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть «восток»

Алтарь («Небо») в православных храмах всегда размещается с восточной стороны, поэтому вход — с западной стороны и соответственно Крест на православном храме устанавливается всегда так, что человек идущий в храм видит Крест именно так как на фото.

Алтарь (полукруглый по форме) , символизирует Царство Небесное, область бытия Бога. Он отделяется от средней части храма алтарной преградой, постепенно развившейся до иконостаса. В алтаре утвержден престол для свершения церковных таинств. Слева от престола помещается жертвенник — место для свершения проскомидии, а справа – диаконник, где хранится все необходимое для совершения литургии. Восточная (алтарная) часть храма снаружи имеет округлую форму – апсиду (одну или три) . Возвышение между алтарем и средней частью храма, называемое солеей, является местом для священнослужителей, с амвоном в центре для произнесения проповеди.

Средняя часть храма знаменует собой мир Ангелов и праведных людей, человеческую природу Христа и душу человека. Он может иметь разные формы (продолговатую — базилика, центричную – круглую или восьмиугольную) . Наиболее распространенной формой храма стала крестово-купольная (с равносторонним крестом в основании) . Четыре (или более) столпа поддерживают посредством сомкнутых сводов и парусов барабан с куполом полусферической формы. Храм могут венчать несколько куполов: однокупольный символизирует Спасителя, трехкупольный – Святую Троицу, пятикупольный – Христа и четырех апостолов-евангелистов, двенадцатикупольный – апостолов-учеников Христа. Купола православного храма завершает восьмиконечный крест – символ спасения. Внутри средней части храма могут размещаться также хоры (галереи) и дополнительные приделы – особые алтари (также обращенные на восток) , отделенные от основного храма собственным иконостасом.

источник

Символы на купольном кресте храма

Как известно, крест – главный символ в христианстве, который сопровождает нас на протяжении всей жизни. На нашей груди всегда висит крест, крестом мы осеняем себя во время молитвы, изображения крестов есть на церковной утвари, облачениях священнослужителей, иконах… И, конечно, мы не можем представить себе храм без креста на его куполе.

Повсеместный обычай носить крест у христиан появился после того, как святая царица Елена в IV веке вместе со своим сыном императором Константином (он-то и прекратил гонения на христиан) организовали экспедицию по поискам Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. Приблизительно с этого же времени появилась традиция украшать крышу храма крестом как символом христианской веры, устремленным в небо.

Ранее мы писали о том, что значат надписи и символы на нательном православном кресте. Сегодня же расскажем какие бывают кресты на куполах храма.

Стоит сразу сказать, что крест ставится на верх храма по особым правилам.

Помните, на какую сторону света ориентирован алтарь в храме? На восток. Так вот, крест на куполе всегда возводится так, что если встать лицом к кресту, за ним окажется восток, слева — север, справа — юг, а сзади — запад.

На куполах чаще всего ставятся четырехконечные, шестиконечные или восьмиконечные кресты. Крест может быть как «чистым», без каких-либо изображений, так и с дополнительными элементами-символами.

Полумесяц (цата). Под крестом мы можем увидеть полумесяц. Некоторые ошибочно трактуют этот символ как «победа над мусульманским миром». Также можно услышать, что подобные кресты с полумесяцем ставятся в тех городах, где, кроме православного храма, есть мечеть. Это, конечно, заблуждение. На самом деле, этот символ встречается еще со времен постройки древних храмов. Такой крест своим изображением напоминает якорь – символ надежды христиан на Спасение. Также полумесяц внизу креста похож на евхаристическую чашу.

Лилия. На концах перекладин креста встречаются трехлепестковые цветки лилии. Такое изображение называется крин и считается символом Святой Троицы. Три лепестка — триединство Бога.

Виноград. Часто на крестах также можно увидеть виноградные лозы. Лоза с ягодами – евангельский символ Христа, единого источника жизни для человека, которую Господь дарит нам через Причастие. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1).

Процветшие побеги. Крест, из основания которого растут побеги, называют «процветшим». Такой растительный орнамент является символом древа жизни, возрождения, Райского Сада.

Капли крови. На купольных крестах бывают цепи с бусинами, которые в народе называют «слезками». Такие бусины символизируют капли крови, пролитой Господом Иисусом Христом на Кресте.

Голубь на купольных крестах – символ Святого Духа.

Корона. На некоторых наглавных крестах на вершине можно увидеть корону. Такой символ, с одной стороны, указывает на Небесного Царя, а, с другой, говорит о том, что храм был построен по указу и на пожертвования правящего российского императора.

Звезды на кресте напоминают нам о Вифлеемской Звезде, которая привела волхвов к рожденному Спасителю. А солнце в центре креста символизирует Свет Жизни.

Ангелы и херувимы. Любопытно, но у храмов, как и у людей, есть свои Ангелы-Хранители. Их изображения можно встретить на крестах, а также в виде статуй и барельефов.

Ангел на шпиле Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

источник

Почему на крестах православных храмов есть полумесяцы

Что полумесяц делает на вершине храма? Почему он там и крест и полумесяц? Это же разные религии? — никогда не возникало таких вопросов при взгляде на некоторые христианские храмы?

Сегодняшний мой рассказ именно на эту тему: о таких простых и известных в России символах как крест и полумесяц. Понятное дело, что для большинства людей они содержат в себе понятный культурный код, где крест символизирует христианство, а полумесяц – ислам.

Поэтому, когда люди видят полумесяцы на главах христианских храмов, у них и возникают те самые закономерные вопросы: » Что полумесяц делает на вершине храма ?» и » Почему он «попирает» полумесяц? «

На самом деле, ничего крест не попирает, а чтобы понять символизм данного сочетания нужно вспомнить некоторые места в Библии, а также принять во внимание тот факт, что христианство (равно как и ислам) возникла не на пустом месте, а из иудаизма, и относится к религиям авраамическим. Проще говоря, все последователи этих религий верят в одного Бога.

Первичное значение креста как символа не было связано с распятием, крест обозначал Солнце. Поэтому самая простая трактовка этого символа – Луна и Солнце. Солнцем называл грядущего Спасителя последний из ветхозаветных пророков – Малахия.

Книга Малахии (4:2): » А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его»

Поэтому мы часто видим в центре креста Солнце с расходящимися лучами.

У полумесяца есть ещё несколько значений, которые признаются церковью: колыбель Иисуса в Вифлееме, крестильная купель . Более того, совмещенный с крестом полумесяц может символизировать якорь.

Здесь идёт отсылка к словам апостола Павла:

Послание Апостола Павла евреям (6:18-19): «твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий. «

Современные богословы могут объяснить, что церковь это корабль , в котором вера есть якорь души. Эта сложная аллегория поясняет почему подобное сочетание встречается именно на храмах, а не, к примеру на нательных крестах, или на надгробьях.

Ещё одна примечательная трактовка, когда символ дополнен двенадцатью лучами. Она отсылает нас к Апокалипсису, или проще – книге Откровения Иоанна, в котором церковь имеет аллегоричный образ женщины.

Откровение Иоанна (12:12): «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд «

Пророчества Иоанна не имеют единой трактовки, поэтому иногда Богословы считают, что речь шла о Богородице, а иногда о церкви.

Ещё есть мнение, что полумесяц – это чаша. Действительно такое значение у полумесяца в христианстве есть. Но чаша имеется в виду евхаристическая.

Судя по моему опыту, сейчас некоторые читатели захотят написать комментарий, что полумесяц это не просто чаша для причастия, но Святой Грааль. Вынужден разочаровать – это не так. Легенды о святом Граале появились лишь в XII веке и во Франции. В то время как символ гораздо более древний и встречался в православном символизме Византии значительно раньше появления легенд о Граале.

Есть ещё всякие эзотерики, Блаватские и последователи новой лохотрон секты Алатры, но это уже не о христианском символизме. Это поля изысканий для любителей Рен-ТВ и искателей пРАвды (кто в теме посмеётся)

Читайте также:  Почему морковка идет в стрелку

Вот и всё. Сегодня с вами снова был гость этого канала Яков Осканов, автор не менее интересного канала » Не раз очарованный странник » Надеюсь вам было интересно.

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить следующие посты из путешествий по Чукотки и Саудовской Аравии, и следить за новыми публикация.

источник

Вопрос к юристам или как бороться с православными символами

Дубликаты не найдены

Когда будут рядом проходить негры-подожги

А что плохого в том, что мальчик интересуется технологиями изготовления различных сооружений и конструкций? Технарь растет или архитектор

Это понятно по контексту. Но я, услышав такое от сына, организовал бы экскурсию на какое-нибудь предприятие.

Купи себе мароженку и. сядь на нее)

странно ты трактуешь статью, а если твой ребенок спросит, почему у церкви купола на лук похожи, сносить ее? или почему у мечете полумесяц.

Скажи, пожалуйста, а сколько у тебя аккаунтов?

Один, зарегистрировался не так давно. А что?

Да то, что срачик нужно разводить творчески.

А у тебя это уныло получается.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В чем же я не прав, если не хочу, чтобы мой сын видел подобное?

Что? Какая еще пропаганда? Вы что курите, товарищ? Не нравится Вам крест — да не смотрите Вы на него. Последнее время нелюбовь к церкви стала принимать какие-то особо идиотические формы. Адекватно надо оценивать происходящее.

Мне — пофиг. Я имею ввиду общественное мнение, а вот оно и считает что это пропаганда. Мне тут знакомый мусульманин как-то сказал. «Вот смотри, по Конституции Россия — светское государство. А почему тогда Путин с Медведевым демонстративно в храмы ходят, а в мечети не ходят?». Я просто промолчал. Дело не в то нравится/не нравиться лично мне (мне реально пофигу), дело в том как на эти кресты смотрят мусульмане/язычники/прочие. Потому как у некоторых «одаренных» хватит ума и на спил креста и на резню «в защиту веры». Поставил крест какой-то дебил, а под раздачу могу попасть я или моя семья (банально буду мимо его ехать когда какой-то чурка решит его срезать). Преценденты со срезом таких крестов хоть и не афишируются, но один «въездной» крест спиливали точно т.к. слышал по этому поводу много шума. Причем этот шум мне не понравился т.к. смысл был такой «мы крест поставили, кому-то он не понравился, Россия — Православная, не нравиться — уезжайте все отсюда». Чем такая точка зрения может обернуться лучше и не думать.

Религия у всех разная и предусматривает разные форматы знаков и символику. Мусульмане не испытывают необходимости ставить везде полумесяц. Иначе, можете не сомневаться, были бы и такие скульптуры во многих городах.

Нормальных людей это не задевает никаким образом. А всяких отморозков может разозлить что угодно, для этого крест вовсе не обязателен. Они себе найдут причину для агрессии.

А это как с контекстной рекламой, знаете ли. Вот я никак не могу понять, почему мне всегда показывают рекламу книжных магазинов, а моей подруге предлагают купить вибратор. А Вы не в курсе, отчего так?

Да ни боже мой. Просто я почему-то не замечаю кругом засилия крестов и православной атрибутики. Может просто мне это не интересно? (А что, Вы и правда некрофил?)

Нет, я не некрофил. Наоборот, мне нравятся живые и шустрые девушки.

Прямо ездите по городам и разглядываете кресты? Любопытное занятие. Подозреваю, что и у нас полно крестов вокруг, но меня волнуют совсем другие вещи и даже если я увижу где-то крест, спустя несколько минут забуду об этом, как о малозначительном факте. Чего и Вам желаю.

Что-то мы похоже о разных крестах говорим. Я то о крестах, которые, как писал автор поста, большие, ставятся РПЦ, обычно на въезде в город или на каком-то крупном дорожном узле. Вроде как для освящения места (не сильна в вопросе). А если Вы видите идиотские памятники придуркам которые на трассе где-нибудь разбились, то это несколько иное уже. Их ставит не церковь, а полудурки-родственники, по причинам, мне не понятным. Такие и впрямь раздражают, но тоже не долго.

С тем же успехом можно установить статую бафомета при въезде в условный город N. Посмотрел бы я, как вы бы «не смотрели» на него.

Каких только скульптур не устанавливают в городах. Ну посмотрел, и дальше пошел. Зачем наводить панику-то? У меня вот в городе памятник у роддома капитально женский орган напоминает. Мне это не нравится, конечно , но что ж теперь? Просто стараюсь мимо не ходить.

Разве? То есть установи они, скажем, полумесяц со звездой все бы было также?

Пропаганды превосходства в этом нет,тем более это историческая традиция ,и рел.знаки на перекрестках и иных характерных участках дороги ставят в очень многих религиях.

Ну ,поклонный крест, по сути и есть место совершения рел. обряда

Дорога и придорожная территория является местом общего пользования, а выделить землю под установку креста могут только органы власти (в зависимости от категории дороги муниципальные, региональные, федеральные). Если чиновник дает разрешение на установку религиозного символа, то это уже объединение конкретной религии и конкретного представителя государства. То есть здесь и связь государства и одной из религий и дача преимущества одной из религий. Обе части ст. 14 Конституции нарушены.

Где вы видите объединение государства и церкви в установке креста? Крест за бюджетные деньги поставлен, берется дорожниками на баланс, регулярно ими красится и ремонтируется, охраняется от вандализма и все такое прочее? Нет. Крест не нарушает положенных ГОСТов и правил устройства дорог общего пользования, почему церкви должны были отказать? Кстати, не факт, что это инициатива церкви, а не какого-то отдельного частного лица. Граждане и их объединения могут выступать с предложениями по обустройству дорог, улиц и такого прочего.

Найдите мне придорожные кресты в ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Этот ГОСТ устанавливает перечень всего что может быть возле дороги.

Законный порядок установки креста (в соответствии с земельным законодательством) такой:

1. Под крест обязаны выделять земельный участок, причем он должен быть не менее чем в 10 метрах от края дороги (требования безопасности).

2. Этот участок должен быть продан религиозной организации с торгов

3. Через публичные слушания должна быть проведена смена разрешенного использования земельного участка на «установку религиозного символа»

4. Должны быть проведены необходимые замеры для подтверждения безопасности установки конструкции (может там почва заболоченная и крест на дорогу упадет)

5. В администрации должно быть получено разрешение на установку

источник

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Куда ставят крест на могилах у православных

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть — это итог жизненного пути любого человека. У разных народов сложись свои правила захоронения. Когда умирает человек, возникает масса вопросов и главный из них — куда ставят крест на могиле умершего.

Где ставят крест на могиле

Размещать подобный атрибут на могилах давний обычай, который подтверждает, что умерший был христианином. Если погребение умершего человека проводили по православным правилам, то на могилку помещали восьмиконечный православный крест. Заведено хоронить человека головой на запад, чтобы он мог наблюдать восхождение солнца.

В разных регионах существуют свои правила, куда ставить крест на могиле в ногах или голове. У русских православных людей принято атрибут ставить в ногах умершего человека. Это вполне понятно, усопший видит крест и молится на него. Но иногда принято ставить крест на могиле в голове, как знак победы над дьяволом.

Иногда на крест прикручивают фото умершего лица. Этого делать нельзя. Лучше поместить табличку с именем, датой рождения и смерти.

Какие кресты ставят на могилах

В процессе церемонии место захоронение оборудуется небольшим холмом, и ставится деревянное распятие. Когда земля осядет можно его сменить на металлический атрибут.

Например, священнослужители рекомендуют выбирать распятие без каких-либо украшений и излишеств. Материалом для деревянных конструкций может служить бук, сосна. Дерево обрабатывается специальным составом, а затем покрывается лаком, так они дольше прослужат. По желанию заказчика исполнители могут украсить декоративной резьбой.

Деревянные изделия не отвечают долговечности. Поэтому желательно поставить металлический атрибут. Такое изделия имеет помпезный вид, долговечное, не ломается и устойчивое к погодным условиям. Распятия делаются из личных предпочтений и материальных возможностей.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Православная церковь не приветствует излишества на кладбищах. В последнее время популярными стали памятники из мрамора или гранита. Ставить памятник можно через двенадцать месяцев после похорон. Земля должна осесть. Есть и другое поверье, что душа усопшего покидает землю через год. Но даже после постановки памятника распятие необходимо оставить. Монумент лучше расположить на другой стороне. Можно положить атрибут рядом или по согласию священного служителя сжечь в печке.

Когда ухаживать за могилой

Убирать на кладбище это скорее социальный долг, чем моральный. Русские православные люди чтят память умерших и ухаживают за могилками. Убрать ненужные цветы, вырвать траву, посадить вокруг могилки цветочки ландыши, циннии, нарциссы.

Существуют также определенные дни, когда нельзя хоронить человека, так же есть и дни когда нельзя наводить порядок на могилах. Это воскресные и праздничные дни. Нельзя вообще посещать места захоронения:

  • с 7 по 20 января,
  • в Чистый четверг,
  • в Страстную пятницу,
  • в Великую субботу,
  • в Пасху и последующую неделю.

Посещают умерших родственников на шестнадцатый день после Пасхи это обычно вторник.

В любом случае внешние знаки почитания умерших людей не так и важны. Главное это память, живущая в душе.

источник

Предательство — это так просто!

«Больше всего потрясли те нетерпение, гнев и даже ярость, с которой на нас обрушились братья по вере. Свои — русские, православные! — сначала ворчали, а потом уже с вызовом говорили, мол, шел бы ты, поп, своей дорогой, не мешал бы приличным людям отдыхать. Мы деньги заплатили за удовольствие, понял?! Так что иди поскорее. Решайся: либо крест снимешь, либо уйдешь отсюда. Уйдешь? Прекрасно. Только быстро. И сына с собой возьми — на нем тоже крестик». Отец Андрей Рожнов, настоятель храма во имя святого апостола Андрея Первозванного, решил порадовать восьмилетнего сына Колю — съездить с ним этим летом на наше черноморское побережье, в пригород Сочи. «Там, говорят, аквапарк замечательный. Конечно, парню интересно — не каждый день можно в бассейн сходить, всякие диковинные штуки испробовать, на водных горках покататься. Да что говорить — мне и самому захотелось вновь себя ребенком почувствовать! Вот и почувствовали…»

Читайте также:  Почему вылезают прыщи на скулах

Почувствовали, по словам священника, то, как легко, самозабвенно и беспечно люди могут в сущности отказаться от Христа ради возведенного в ранг религии Удовольствия: «Зашли в здание этого аквапарка, купили билеты. Прошли к водным горкам, а там надпись, запрещающая (“ради вашей безопасности”) иметь на себе, помимо всяких браслетов-заколок-сережек еще и… нательные кресты! Мол, если клиент своим крестиком за что-нибудь на водной горке зацепится, беда будет. Ага, а если я, предположим, локтем, коленом, длинными волосами, носом, ушами, оставшимися зубами за что-нибудь там зацеплюсь, беды не будет, да? Здо-орово, — подумали мы с сыном и попытались пройти все-таки на горки. Не тут-то было: перед нами вырос охранник-мусульманин и сообщил, что кресты нужно все-таки снять, “иначе нельзя”.

— Как так?! Мы — христиане, мы всегда носим крест на себе, снимать его не хотим и не будем. Крест нам вообще-то помогает, а не является источником повышенной опасности. Так что не беспокойтесь — ничего с нами на горках не случится.

— Вы — христиане, и это ваши проблемы, но я вас пропустить с крестами не имею права.

А тут подоспели еще человек десять наших “культурно отдыхающих собратьев”, которые и стали настойчиво требовать от нас “проходить поскорее”:

— Сняли бы свои кресты — и шли бы наслаждаться! Сына любишь? Вот и веди его на горки — подумаешь, без креста! Мы-то сняли свои!

— Вот потому что люблю, крест ни с сына, ни с себя снимать не буду — пусть парень учится выбирать между Христом и велиаром!

— Дава-ай, поп, свои проповеди! Оставь их для церкви. А здесь — место отдыха!

— Отдыха-то отдыха. Но не от Бога же отдыхать!

Группа ринулась на вожделенные горки, раздались визги, плеск, шум.

Как это страшно — видеть, как твой соотечественник и единоверец совершенно спокойно снимает с себя и со своих детей крест! Какое убийственно спокойное отношение к, вообще говоря, предательству! Бедняга Иуда, помнится, повесился от стыда, апостол Петр всю жизнь плакал, вспоминая свое троекратное отречение, а наши номинальные христиане отрекаются от Христа так — походя, со смешком, улыбочкой и искренним удивлением; как это другие не хотят, вишь, без креста — украшение же, и все. Страшно видеть это, поверьте.

Кончилось все тем, что мы ни на какие горки не пошли — духовная безопасность нам показалась важнее соблюдения неких придуманных “правил” — сходили в бассейн, потом еще куда-то, где крест снимать не требуют.

Пока не требуют, я так думаю. Потом могут. А почему бы и нет?»

Возмущение священника понятно больше всего, наверное, тем, кто воспринял свое крещение всерьез — не как красивый обряд со свечками, хождением вокруг купели и какими-то словами, а как осознанное присоединение к Церкви Христовой. Вполне допускаю, что многими людьми, легко снимающими нательные кресты, их христианство воспринимается просто как дань какой-то народной традиции. То, что Церковь земная — воинствующая, они, вполне возможно, и не подозревают. Интересно, если бы воина любой армии пропускали в какой-то дом только при условии, что он снимет с себя все признаки своего служения отечеству, смог бы он именоваться воином дальше? Вряд ли. Христиане тоже ведь служат, причем постоянно. И даже войну ведут. Будь то война против собственных грехов, против духов злобы поднебесной, против мира сего преходящего — война серьезнейшая, с потом и кровью.

Почему же многие (дай Бог, не большинство!) считают свое христианство настолько несерьезным, что спокойно расстаются со знаками своего «воинского отличия»? Не говорит ли эта несерьезность о катастрофическом положении, в котором находится наше православное просвещение? А потому, может, и не стоит допускать к Таинству крещения решительно всех, желающих «воспользоваться услугами этой вашей РПЦ»: «Я, дескать, вам тут денег даю — обеспечьте мне, чтоб все было, как надо!» Денег, может, и даст, но стоят ли они того, чтобы этот же человек считал свою номинальную принадлежность Церкви Христовой в лучшем случае поводом для отмечания очередного праздника? Зачем нам плодить потенциальных отступников?

Знаем мы, слава Богу, и совсем другие истории. Вспомним Евгения Родионова, который отказался снять нательный крест, ценой жизни оставшись верным Богу. Думается, пример этого воина стоило бы приводить нашим батюшкам во время таинства Крещения, во время огласительных бесед.

Пусть люди действительно задумаются над тем, что все всерьез — и верность, и отречение.

источник

Поклонные кресты в России: история вопроса

Как возникла традиция

Труворов крест XIV–XV веков Белокаменный, находится на окраине древнего кладбища в Изборске, рядом с так называемым Труворовым городищем. Местное предание гласит, что этот крест отмечает могилу Трувора, легендарного князя-варяга, скончавшегося, согласно летописям, в 864 году. Высота его наземной части более 2 метров.

Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.

Что касается происхождения этой традиции, то, по всей видимости, на Русь она пришла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.
Вообще, отмечу, что традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы — как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.
На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» — кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.

Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна, и, кстати, местные жители проявляют к таким крестам большее уважение, чем многие наши соотечественники.

С какой целью?

Алексеевский крест Поставлен в 1380-е годы в Новгороде по повелению митрополита Алексия Московского. Историки предполагают, что крест этот одновременно является и поклонным, и памятным — поставлен в честь победы над татарами на Куликовом поле. Высечен из цельного белокаменного блока. Во время Великой Отечественной войны был похищен немцами, затем возвращен. Сейчас находится в Софийском соборе Великого Новгорода.

Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест — тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов.Это известно из множества житий русских святых.

Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам. Ставились и охранные кресты — фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету — скажем, в благодарность за исцеление, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.

Поморы, кстати, ставили кресты и как знак духовной войны с язычеством северных народов — ненцев и сиртя (народа, который то ли был уничтожен ненцами, то ли ассимилирован ими к XVII веку). Приведу цитату из работы П. В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики», опубликованную в первом выпуске Ставрографического сборника: «Здесь веками складывалась, имея мощную подпитку из Соловецкого монастыря, особая православная островная культура мореходов. И морской “перекресток” востребовал свой вид межевых крестов на островах, архипелагах и побережье Арктики. Обетные, приметные, поклонные, поминальные и намогильные кресты на побережье выполняли разнообразные функции, порой глубоко отличные от замысла тех, кто их возводил. Во многих северорусских преданиях остров воспринимался как место обитания иноземцев, как сакральный центр чужого мира. Здесь как бы существовала граница жизни и смерти. И смертельно опасный путь по морю помора-морехода в колдовском мире шаманской антикультуры должен был иметь пристанища, где сам мореплаватель и его душа могли спастись и отдохнуть в привычном духовном пространстве. Центральным символом обустроенного для христианина пространства был восьмиконечный православный крест».

Людогощинский крест. Поставлен в Новгороде в 1359 году местными жителями с улицы Людогощи (отсюда и название креста). Надпись на кресте (в расшифровке): «В лето 1359 индикта BI поставлен бысть крест си Господи IC Христе по милости вся христианы на всяком месте молящася Тобе верою чистым сердцем и рабом Божиим помози поставившим крест людгощичам и мне написавшему Якову сыну Федосову». Сейчас хранится в Новгородском государственном музее-заповеднике. Столь замысловатая форма «процветшего креста» в дальнейшем многократно воспроизводилась в нательных крестах Русского Севера.

Кстати, как отмечается в этой же работе, ненцы переняли от поморов традицию ставить кресты на могилах.

Но были и внерелигиозные цели установки крестов. Прежде всего, это навигация. Многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Процитирую художника А. А. Борисова (1866–1934), занимавшегося помимо искусства еще и исследованиями Русского Севера и опубликовавшего в 1907 году книгу «У самоедов. От Пинеги до Карского моря»: «Здесь, на Вайгаче и вообще на севере часто ставят вместо морских знаков кресты, обозначая этим места, удобные для стоянок судов. И сюда, если застигнет буря, идут, не боясь ни мелей, ни камней: значит, вход безопасный и есть где укрыться».

Читайте также:  Почему моды на beamng drive

Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.

Извивы традиции

Лопастицкий крест Установлен в XII веке на берегу протоки из Лопастицкого озера в озеро Витбино. Он был вытесан из белого камня, на нем было выбито изображение знака Рюриковичей Владимирского княжеского дома. Он, по-видимому, отмечал начало проложенного новгородцами безопасного Витбинского торгового пути и был поставлен,когда между озерами вырыли канал. Это одновременно и охранительный, и межевой, и памятный знак.

В старину люди испытывали огромное уважение к уже поставленным крестам. Как пример можно привести историю креста, установленного царем Петром Первым. Местные жители на протяжении многих поколений обновляли этот крест — совершенно самостоятельно, без всякого понуждения со стороны светских и церковных властей.

Сейчас иногда сомневаются: а понимали ли наши предки надписи на таких крестах? Ведь они, дескать, были неграмотны. Тут можно ответить, что не надо преувеличивать неграмотность. Грамотных людей на Руси, причем и среди крестьян, было достаточно много, и такая проблема — невозможность прочитать надпись на кресте — просто не стояла. Всегда нашлись бы те, кто прочитал бы и разъяснил написанное. Другое дело, что надписи на крестах, особенно деревянных, за несколько веков могли стать трудноразличимыми — древесина на открытом воздухе неизбежно портится. Но в любом случае существовала и устная традиция: старики рассказывали детям, что это за крест стоит близ их деревни, кто его воздвиг, что там написано. Разумеется, эти рассказы могли со временем обрастать фольклорными элементами, но основа оставалась неизменной.

Ну а что касается общего отношения — оно было благоговейным. Кресты воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Возле крестов люди собирались, устраивали молебны — особенно там, где поблизости не было храмов. Были ли случаи пренебрежительного отношения или тем более святотатства, я сказать не могу, такие сведения мне не встречались. Конечно, я сейчас говорю не о XX веке, а о более старых временах.
А вот в ХХ веке судьба крестов складывалась тяжело. Советская власть и церкви-то не щадила, что уж говорить о стоящих вне храмов «символах религиозного мракобесия». Кресты уничтожались воинствующими безбожниками. Вновь приведу несколько цитат. «Известнейший северный ученый, почетный житель города Архангельска Ксения Петровна Гемп (1894—1998) в своих воспоминаниях говорит: “…Я помню, как на площади перед Троицким собором молодежь с песнями и плясками жгла на костре крест. Нет, не церковный, а опознавательный крест, вытесанный и установленный Петром Великим на Красной горе, в устье Унской губы”». (цитирую работу В. Н. Абрамовского «Две заметки по историческим крестам». Неизвестно, действительно ли это был крест Петра Первого или его копия (тут исследователи не пришли к согласию), но что это меняет!
Вторая цитата — из уже упоминавшейся работы П. В. Боярского. «И почти на каждом мысу острова Матвеев мы обнаружили в 1991 г. останки поморских крестов. Они так почему-то мешали строителям геодезических знаков и активным атеистам, что спиливались, срубались или в лучшем случае использовались как надежная “несущая конструкция” триангуляционных знаков».

Святославов крест 1234 года Согласно преданию, благоверный князь Святослав Всеволодович высек его из камня в память о своем чудесном спасении во время сильной бури, которая обрушилась на его ладьи, возвращающиеся после победоносного похода на волжских булгар в 1220 году. Сейчас этот крест хранится в Георгиевском соборе города Юрьев-Польский Владимирской области и почитается как чудотворный.

Понятно, что в сталинские времена за установку поклонного креста можно было поплатиться жизнью, да и крест такой простоял бы недолго. Были ли такие случаи, мне неизвестно, но совершенно исключить это нельзя.

В постсоветские времена традиция установки крестов восстановилась. Порой спрашивают, чем эти современные кресты отличаются от старинных. Если говорить о технологиях, материалах — да, конечно, отличия могут быть, особенно что касается металлических крестов. Деревянные более традиционны. Ну а что касается мотивации их установки, тут можно лишь констатировать, что у всерьез верующих православных людей мотивация та же, что и столетия назад. Могу предположить, сейчас отходит на дальний план «охранная» мотивация, то есть защита от нечисти, а на первое место выступают благодарность Богу за Его милосердие и напоминание христианам об их вере.

Что такое распятие? *

Крест, установленный царем Петром Первым в 1694 году в Унской губе Белого моря в память о его чудесном спасении во время сильнейшей бури. Крест этот царь сделал своими руками и сам принес на берег. Простоял этот крест всего несколько десятилетий, потом его перенесли в Пертоминский монастырь, а позднее — в Свято-Троицкий собор Архангельска. Сейчас он хранится в Архангельском краеведческом музее. Когда крест переносился, была изготовлена его точная копия и установлена на том же месте. На протяжении столетий за этим крестом ухаживали местные жители, если он подгнивал — ремонтировали. Это пример, когда памятный крест оказался и поклонным

Крестное распятие, применявшееся римлянами во времена Христа Спасителя, было не просто мучительной казнью, но и средством запугивания и психологического воздействия римской власти на местное население провинций. Эта практика восходит к древней восточной традиции публичных казней.

Распятие стало часто использоваться и в провинциях Римской империи (граждан Рима казнили усекновением мечом). Римляне усовершенствовали восточную технику казни с целью причинить жертве еще больше боли и унижения. Для этого стали распинать на крестах двух форм — так называемом «латинском кресте» (известном нам на примере Креста Христова, †) и «тау-кресте» (в виде буквы T). Оба они состояли из вертикальной стойки и горизонтальной перекладины (патибулума). Распинаемого на латинском кресте клали на вертикальную балку и поднимали всю конструкцию целиком; распинаемого на тау-кресте поднимали вместе с патибулумом и размещали на прежде установленной вертикальной стойке. Руки и ноги фиксировались веревками или пробивались железными гвоздями либо деревянными кольями (руки — в районе запястий, а не ладоней, чтобы гвозди не прорвали ткани и тело не сорвалось со креста). Ступни опирались на подставку и также прибивались гвоздями. Страдания казненного на кресте могли продолжаться от 3-4 часов до 3-4 дней. В 1968 году в гробнице на горе Скопус в Иерусалиме был найден фрагмент пяточной кости с застрявшим в ней гвоздем. Исследования показали, что первоначальная длина гвоздя составляла 17 см, а голени этого человека были перебиты.

Крест в Евангелии

В раннем христианстве символика Креста присутствует с начала существования Церкви: в Евангелиях и посланиях святого апостола Павла — как вероучительный образ, позже — в виде графического символа. Господь Иисус Христос сравнивает жизнь своих последователей с человеком, приговоренным к крестной казни и идущим с патибулумом к месту исполнения приговора (Мф 16:24; Мк 8:34; 10:21; Лк 9:23; 14:27). Святой апостол Павел указывает, что учение о «распятом Христе» и «слово о Кресте» стали центром его проповеди (1 Кор 1:18, 23—24), поскольку на Кресте Сыном Божиим принесена жертва Отцу во искупление человеческого рода (Еф 1:7; Кол 1:14). Эта символика дополняется для апостола Павла символикой «заботы о других» (Флп 2:4), а для апостола Иоанна Богослова — жертвенной любви, которые показал нам Спаситель (1 Ин 3:16), в послушании Небесному Отцу умаливший («смиривший») Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8), что должно быть примером для всех нас (1 Ин 3:16).

Виды крестов

Поклонные кресты

Ставились вне храмов для напоминания верующим о Христе.

Обетные кресты

Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.

Охранные кресты

Ставились в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.

Памятные кресты

Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей — с целью призвать к молитве за них.

Деление крестов на виды — довольно условное. Часто установленный крест оказывался и памятным, и поклонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям.

Рождение символа

Несмотря на яркую вероучительную символику, ранние христиане избегали использовать графические изображения креста как символ своей веры, поскольку практика этих страшных казней продолжалась вплоть до IV века, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Однако после середины II века в христианских общинах появляется практика почитания Креста Христова, в том числе — богослужебная. Первое свидетельство об этом имеется у Марка Минуция Феликса, который на рубеже II и III вв. говорит, что враги обвиняют христиан в почитании «древа креста». Тертуллиан в 204 г. упоминает о том, что христиане в течение дня при разных обстоятельствах регулярно полагают знамение креста на лоб. Однако широкое богослужебное почитание Креста возникает уже после первой четверти IV века — после обретения Креста Христова святой императрицей Еленой.

Изображение так называемого «простого», или «греческого креста» (с одинаковой длиной всех перекладин, +), было найдено в римских катакомбах начала III века. В период до IV века в катакомбах широко используются изображения якоря как символа надежды, в том числе — с перекладиной, ясно напоминающей крест. Наиболее ранние изображения «латинского» креста (†) найдены на римских саркофагах знатных христиан середины и конца IV века по Р. Х. Большое количество различных изображений христианского креста появляется на монументальных памятниках с V века. Кресты с изображением на них фигуры Спасителя известны с конца VI века. Параллельно с богослужебным почитанием Креста к IV веку возникло и ношение нательных крестов. Хронологически первое упоминание об этом относится к концу этого столетия и имеется в одной из бесед святителя Иоанна Златоуста.

*Справки подготовил прот. Димитрий Юревич, проректор Санкт-Петербургской духовной академии по научной работе. — Ред.

Иллюстрации из книги «Крест в России», издательство «Даниловский благовестник», 2006

источник