Меню

Киножурнал что как и почему

Киножурнал “Хочу все знать!”

Киножурнал-Альманах «Хочу все знать!» помнит пожалуй все старшее поколение. Познавательные, интересные, снятые в повествовательной манере выпуски, с нетерпение ждали, без преувеличения, все дети советского союза.

Орешек знаний твёрд, но всё же

Нам расколоть его поможет

Кто был отцом-основателем киножурнала «Хочу все знать»?

2 августа 1903 года, 105 лет назад, в семье сумского торговца Генриха Долина родился мальчик, которого назвали Борисом. Первые годы жизни ничем не омрачали существования любознательного мальчишки, он был заводилой в компании, его практически никогда нельзя было застать дома, но детство закончилось слишком быстро – с началом первой мировой войны. Не было уже той беспечности, безоблачного неба, город напоминал большую перевалочную базу, через которую проходили нестройные колонны только что призванных солдат и эшелоны с ранеными. И чем глубже втягивала в свою орбиту война, тем меньше оставалось спокойствия: все чаще на углу квартала кричали мальчишки-газетчики, все тревожнее становились новости: гул недовольства нарастал…

Но и это было не самое трудное. Гораздо сложнее стало позже, в годы Гражданской войны, когда время от времени на город налетала очередная банда какого-нибудь атамана Грициана Таврического. Впрочем, пережили и это. А как только Борис повзрослел, он решил податься в Москву, где ему казалось, выжить было чуточку полегче.

Кем только не был.

Этот самообман раскрылся чуть ли не сразу. Новая столица бывшей российской империи не очень-то жаловала приезжих, великодушно позволяя им самим искать средства к существованию. Борис перепробовал немало профессий, пока, наконец, не оказался в школе Бориса Витальевича Чайковского – великого режиссера немого кино. В 1918 году режиссер открыл студию (на правах частной школы), реорганизованную затем в государственное учебное заведение, которому было присвоено его имя. В этой киношколе получили художественное образование многие деятели советского кино. Кстати, на два года раньше Долина школу окончил знаменитый Ефим Дзиган, который прославился тем, что позже снял культовые картины «Мы из Крондштадта» и «Если завтра война». Другим знаменитым выпускником этого образовательного учреждения стал учившийся вместе с Долиным будущий киносказочник Александр Роу.

Иное дело Долин. Он избрал для себя иную стезю, после окончания киношколы он отправился работать оператором специальных съемок в лаборатории биолога В. Н. Лебедева. Этот профессор прославился на весь мир тем, что в 1912 году предложил акционерному обществу «А. А. Ханжонков и К°» создать фильм, целиком основанный на микрокиносъемке. Профессор выступил и как сценарист, и как режиссер, и как оператор фильма. В результате четырехмесячной работы он создал научно-популярный фильм «Туфелька», показывающий жизнь простейших организмов. Фильм впервые продемонстрировал микросъемку инфузорий и других одноклеточных организмов, имел большой успех и положил начало развитию отечественной микрокиносъемки.

Это была чудесная школа, на ее базе возникла чуть позже киностудия «Мостехфильм». Она разместилась на Лесной улице, в стенах кинофабрики, где в прошлом снималась Вера Холодная. Наряду с биологическими и фильмами-путешествиями был осуществлен беспрецедентный в мировой кинопрактике проект – тысячесерийный автотракторный кинокурс, снимавшийся на протяжении нескольких десятилетий. С 1940 года на студии начал осуществляться и другой проект – киножурнал «Наука и техника».

Открыть тайны природы

Но именно Борис Долин был одним из лучших учеников Лебедева, сняв такие фильмы, как «Культура ткани» (1930), «Одноклеточные организмы» (1932), «Бактерии» (1936), «В глубинах моря» (1938) и ряд других. Ему было интересно, что происходит в живых организмах на уровне, не различаемом человеческим глазом…

С началом войны работникам Мостехфильма пришлось менять профиль. Часть из них ушла на фронт, а те, кто остался, начали снимать фильмы по гражданской обороне, показывали действия тех или иных родов и видов войск в наступлении, обороне и т. д. Но уже в 1944 году произошло возвращение на круги своя, перед студией поставили задачи по «научно-просветительской пропаганде».

С 1946 года начались съемки серии географических фильмов. Ими руководил Владимир Адольфович Шнейдеров, впоследствии – первый телевизионного ведущего «Клуба кинопутешествий». Проходивший в 1947 году фестиваль в Венеции принес студии три золотых медали. Одну из них получил Борис Долин за фильм «Звериной тропой», вторую – Владимир Шнейдеров за картину «Остров Ионы», третью – Михаил Згуриди, снявший фильм «Лесная быль». Забегая чуть вперед, скажу, что ровно через 10 лет, в 1957 году, такой же награды был удостоен фильм Долина «Серый разбойник».

Это художественный фильм о том, как трое юных друзей – Сережа, Геннадий и Петя – решили помочь взрослым защитить колхозное стадо от набегов волков. Ребятам удалось отыскать волчье логово, и волки ушли. Однако весной вожак по прозвищу Трехпалый вновь появился, c новой стаей…

Ответы на самые каверзные вопросы

Не меньший международный резонанс имел следующий фильм Долина «История одного кольца», вышедший на экран в 1948 году. В нем прослеживалась судьба птиц, окольцованных учеными.

Кстати, Долин был очень дружен с Александром Михайловичем Згуриди, ставшим чуть позже первым ведущим телепередачи «Жизнь животных». Их совместный фильм «В глубинах моря» получил Сталинскую премию в 1941 году. Затем у Бориса Долина были еще две Сталинские премии – за фильмы «Закон великой любви» (1946), «История одного кольца» (1951). В 1972 году, за год до 70-летия режиссера Государственной премии братьев Васильевых было удостоено сразу четыре его фильма – «Дом Брема», «Король гор и другие», «Слепая птица» и «Удивительная история, похожая на сказку». Кстати, Долин снимал и художественные фильмы, особенно любил в них играть Георгий Вицын, большой любитель животных…

Остается добавить, что с 1953 года Борис Генрихович преподавал во ВГИКе, а с 1958 по 1976 годы руководил мастерской режиссуры научно-популярного кино. Организатор и в 1959-1976 гг. художественный руководитель творческого объединения детских и юношеских фильмов «Центрнаучфильм», где руководил выпуском киножурнала «Хочу все знать» (Ломоносовская премия, 1968). Вот только краткая выдержка вопросов из тех выпусков киножурнала, которые были поставлены в эти годы: «Зачем придумали зеркало?», «Как были придуманы буквы?», «Почему в разных странах Новый Год начинается в разное время?», «Почему боятся черных кошек?», «Почему у кипящего чайника подпрыгивает крышка?», «Что значит поговорка “заруби себе на носу”?», «Как появились деньги?», Чем не темы для «Школы жизни»? Кстати, у Долина были припасены ответы на самые каверзные вопросы. В те времена различных детских энциклопедий было очень мало, так что «раскалывать орешек знаний» детям и подросткам очень нравилось.

…Бориса Генриховича Долина не стало 21 ноября 1976 года. А его киножурналы «Хочу все знать!» до сих пор не потеряли, и вряд ли потеряют актуальность. Любой ребенок нет-нет, да и спросит у родителей: «Откуда берутся сны?»

источник

Киножурнал что как и почему

Орешек знаний твёрд, но всё же
мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
киножурнал «Хочу всё знать!»

Руководитель выпуска

Борис Генрихович Долин. С 2005 — Наталия Касьянова

История

К началу 2003 года на Центральной киностудии научно-популярных и учебных фильмов «Центрнаучфильм» было создано 264 выпуска киножурнала. С 2003 по 2010 киностудия «Центр национального фильма» выпустила еще 71 киножурнал (с 265 по 336). Руководитель проекта: Наталия Касьянова

Фестивали и призы

Всероссийский фестиваль визуальных искусств в ВДЦ «Орлёнок» (Россия, 2010)
Международный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Золотой Бубен» (Россия, 2010)
Диплом IV Международного фестиваля научно-популярного кино «Мир знаний» за большой вклад в благородное дело просвещения подрастающего поколения (Россия, 2009)

См. также

Ссылки

Другие страны: Айзек Азимов · Альфред Брем · Жюль Верн · Мартин Гарднер · Стивен Гулд · Ричард Докинз · Грант Имахара · Митио Каку · Артур Кларк · Брайан Кокс · Карл Саган · Адам Сэвидж · Нил Тайсон · Ричард Фейнман · Камиль Фламмарион · Бернар Фонтенель · Джейми Хайнеман · Стивен Хокинг Средства

Научно-популярная литература · Научно-популярная лекция · Научно-популярное телевидение · Научно-популярное радио · Научно-популярный Интернет · Научно-популярный фильм · Математические головоломки и досуг · EuroPhysicsFun
Праздничные дни: День моля · День числа пи · Притяжство (Grav-mass) · День науки

Музеи: Политехнический музей · Экспериментарий · Экспериментариум Сообщества Премия Калинги

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Хочу всё знать (киножурнал)” в других словарях:

Хочу всё знать — (серия) Хочу всё знать (киножурнал) Хочу всё знать (игра) [1] Примечания ↑ Интеллектуальная игра «Хочу всё знать!» … Википедия

Читайте также:  The project medeiros почему вылетает

Хочу всё знать (значения) — Хочу всё знать (серия) Хочу всё знать (киножурнал) Хочу всё знать (игра) [1] Примечания ↑ Интеллектуальная игра «Хочу всё знать!» … Википедия

Фитиль (киножурнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фитиль (значения). «Фитиль» советский, затем российский телевизионный сатирико юмористический критический киножурнал с элементами журналистского расследования. Содержание 1 История 2 Актеры … Википедия

Ералаш (киножурнал) — Ералаш Новая заставка киножурнала, которая показывается с 2005 года по настоящее время Жанр детский юмористический киножурнал, комедия Автор … Википедия

Научно-популярное телевидение — Научно популярное телевидение одно из средств популяризации науки. Содержание 1 Телепередачи 1.1 Российские 1.2 Американские … Википедия

Попович, Юрий Юрьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Попович. Юрий Юрьевич Попович Дата рождения: 31 декабря 1959(1959 12 31) (52 года) Место рождения: Балахна, Горьковская область … Википедия

Попович, Юрий — Попович Юрий Юрьевич (род. 31 декабря 1959, г. Балахна, Горьковской обл.) режиссёр и актёр. Закончил ГИТИС в 1981 г. Содержание 1 Фильмография 1.1 Режиссёрские работы 1.2 Актёрские работы … Википедия

Попович Ю. — Попович Юрий Юрьевич (род. 31 декабря 1959, г. Балахна, Горьковской обл.) режиссёр и актёр. Закончил ГИТИС в 1981 г. Содержание 1 Фильмография 1.1 Режиссёрские работы 1.2 Актёрские работы … Википедия

Попович Ю. Ю. — Попович Юрий Юрьевич (род. 31 декабря 1959, г. Балахна, Горьковской обл.) режиссёр и актёр. Закончил ГИТИС в 1981 г. Содержание 1 Фильмография 1.1 Режиссёрские работы 1.2 Актёрские работы … Википедия

источник

Кто был отцом-основателем киножурнала «Хочу все знать»?

2 августа 1903 года, 105 лет назад, в семье сумского торговца Генриха Долина родился мальчик, которого назвали Борисом. Первые годы жизни ничем не омрачали существования любознательного мальчишки, он был заводилой в компании, его практически никогда нельзя было застать дома, но детство закончилось слишком быстро — с началом первой мировой войны. Не было уже той беспечности, безоблачного неба, город напоминал большую перевалочную базу, через которую проходили нестройные колонны только что призванных солдат и эшелоны с ранеными. И чем глубже втягивала в свою орбиту война, тем меньше оставалось спокойствия: все чаще на углу квартала кричали мальчишки-газетчики, все тревожнее становились новости: гул недовольства нарастал…

Но и это было не самое трудное. Гораздо сложнее стало позже, в годы Гражданской войны, когда время от времени на город налетала очередная банда какого-нибудь атамана Грициана Таврического. Впрочем, пережили и это. А как только Борис повзрослел, он решил податься в Москву, где ему казалось, выжить было чуточку полегче.

Кем только не был…

Этот самообман раскрылся чуть ли не сразу. Новая столица бывшей российской империи не очень-то жаловала приезжих, великодушно позволяя им самим искать средства к существованию. Борис перепробовал немало профессий, пока, наконец, не оказался в школе Бориса Витальевича Чайковского — великого режиссера немого кино. В 1918 году режиссер открыл студию (на правах частной школы), реорганизованную затем в государственное учебное заведение, которому было присвоено его имя. В этой киношколе получили художественное образование многие деятели советского кино. Кстати, на два года раньше Долина школу окончил знаменитый Ефим Дзиган, который прославился тем, что позже снял культовые картины «Мы из Крондштадта» и «Если завтра война». Другим знаменитым выпускником этого образовательного учреждения стал учившийся вместе с Долиным будущий киносказочник Александр Роу. Б. Г. Долин
Фото: Источник

Иное дело Долин. Он избрал для себя иную стезю, после окончания киношколы он отправился работать оператором специальных съемок в лаборатории биолога . Этот профессор прославился на весь мир тем, что в 1912 году предложил акционерному обществу « и К°» создать фильм, целиком основанный на микрокиносъемке. Профессор выступил и как сценарист, и как режиссер, и как оператор фильма. В результате четырехмесячной работы он создал научно-популярный фильм «Туфелька», показывающий жизнь простейших организмов. Фильм впервые продемонстрировал микросъемку инфузорий и других одноклеточных организмов, имел большой успех и положил начало развитию отечественной микрокиносъемки.

Это была чудесная школа, на ее базе возникла чуть позже киностудия «Мостехфильм». Она разместилась на Лесной улице, в стенах кинофабрики, где в прошлом снималась Вера Холодная. Наряду с биологическими и фильмами-путешествиями был осуществлен беспрецедентный в мировой кинопрактике проект — тысячесерийный автотракторный кинокурс, снимавшийся на протяжении нескольких десятилетий. С 1940 года на студии начал осуществляться и другой проект — киножурнал «Наука и техника».

Открыть тайны природы

Но именно Борис Долин был одним из лучших учеников Лебедева, сняв такие фильмы, как «Культура ткани» (1930), «Одноклеточные организмы» (1932), «Бактерии» (1936), «В глубинах моря» (1938) и ряд других. Ему было интересно, что происходит в живых организмах на уровне, не различаемом человеческим глазом…

С началом войны работникам Мостехфильма пришлось менять профиль. Часть из них ушла на фронт, а те, кто остался, начали снимать фильмы по гражданской обороне, показывали действия тех или иных родов и видов войск в наступлении, обороне Но уже в 1944 году произошло возвращение на круги своя, перед студией поставили задачи по «научно-просветительской пропаганде».

С 1946 года начались съемки серии географических фильмов. Ими руководил Владимир Адольфович Шнейдеров, впоследствии — первый телевизионного ведущего «Клуба кинопутешествий». Проходивший в 1947 году фестиваль в Венеции принес студии три золотых медали. Одну из них получил Борис Долин за фильм «Звериной тропой», вторую — Владимир Шнейдеров за картину «Остров Ионы», третью — Михаил Згуриди, снявший фильм «Лесная быль». Забегая чуть вперед, скажу, что ровно через 10 лет, в 1957 году, такой же награды был удостоен фильм Долина «Серый разбойник».

Это художественный фильм о том, как трое юных друзей — Сережа, Геннадий и Петя — решили помочь взрослым защитить колхозное стадо от набегов волков. Ребятам удалось отыскать волчье логово, и волки ушли. Однако весной вожак по прозвищу Трехпалый вновь появился, c новой стаей…

Ответы на самые каверзные вопросы

Не меньший международный резонанс имел следующий фильм Долина «История одного кольца», вышедший на экран в 1948 году. В нем прослеживалась судьба птиц, окольцованных учеными.

Кстати, Долин был очень дружен с Александром Михайловичем Згуриди, ставшим чуть позже первым ведущим телепередачи «Жизнь животных». Их совместный фильм «В глубинах моря» получил Сталинскую премию в 1941 году. Затем у Бориса Долина были еще две Сталинские премии — за фильмы «Закон великой любви» (1946), «История одного кольца» (1951). В 1972 году, за год до 70-летия режиссера Государственной премии братьев Васильевых было удостоено сразу четыре его фильма — «Дом Брема», «Король гор и другие», «Слепая птица» и «Удивительная история, похожая на сказку». Кстати, Долин снимал и художественные фильмы, особенно любил в них играть Георгий Вицын, большой любитель животных…

Остается добавить, что с 1953 года Борис Генрихович преподавал во ВГИКе, а с 1958 по 1976 годы руководил мастерской режиссуры научно-популярного кино. Организатор и в 1959—1976 гг. художественный руководитель творческого объединения детских и юношеских фильмов «Центрнаучфильм», где руководил выпуском киножурнала «Хочу все знать» (Ломоносовская премия, 1968). Вот только краткая выдержка вопросов из тех выпусков киножурнала, которые были поставлены в эти годы: «Зачем придумали зеркало?», «Как были придуманы буквы?», «Почему в разных странах Новый Год начинается в разное время?», «Почему боятся черных кошек?», «Почему у кипящего чайника подпрыгивает крышка?», «Что значит поговорка „заруби себе на носу“?», «Как появились деньги?», Чем не темы для «Школы жизни»? Кстати, у Долина были припасены ответы на самые каверзные вопросы. В те времена различных детских энциклопедий было очень мало, так что «раскалывать орешек знаний» детям и подросткам очень нравилось.

…Бориса Генриховича Долина не стало 21 ноября 1976 года. А его киножурналы «Хочу все знать!» до сих пор не потеряли, и вряд ли потеряют актуальность. Любой ребенок нет-нет, да и спросит у родителей: «Откуда берутся сны?»

источник

Почему советские школьники так боялись опоздать в кино

Несколько поколений советских школьников старались не опаздывать в кино, так как перед началом сеанса вместо привычных всем сегодня анонсов новинок и рекламы крутили выпуски популярного киноальманаха. Самой большой удачей было увидеть новый, который еще не посмотрели друзья, а потом щегольнуть перед ними эрудицией.

В голове с утра сто тысяч «почему?»

Идея создания «Хочу все знать!» родилась у Бориса Генриховича Долина – блестящего преподавателя, режиссера и руководителя «Центрнаучфильма». Он вообще стоял у истоков научно-популярного кино в нашей стране.

Читайте также:  Почему на бумаге появляются пятна

В СССР было не так много детских энциклопедий, поэтому «Хочу все знать» пришелся по вкусу всем любопытным ребятам, которые собирали информацию об окружающем мире буквально по крупицам (Интернета-то тогда и в помине не было).

Борис Долин сначала сам придумывал темы 10-минутных выпусков, а потом собрал творческую команду, которая стала ему помогать. Он был бессменным художественным руководителем киножурнала почти 20 лет до самой своей смерти в 1976 году.

Орешек знаний тверд, но все же…

Знаменитый рифмованный девиз киножурнала «Хочу все знать!» придумал Игорь Раздорский.

Орешек знаний тверд, но все же

Нам расколоть его поможет

киножурнал «Хочу все знать»

Под этот нехитрый, но очень мотивирующий стишок юный мультяшный «почемучка» молотком раскалывал тот самый орех, внутри которого и хранились сокровища знаний об окружающем мире. Над созданием анимированной заставки «Хочу все знать!» трудился целый коллектив художников, хотя сейчас что-то подобное любой увлеченный мультипликацией человек на компьютере может сделать буквально за несколько часов.

В самых первых сериях мальчишка из заставки подлетал к заветному ореху на зонтике, а потом сменил свой транспорт на более технологичную ракету.

Всего к началу 2000-х было снято более 250 выпусков этого детского киножурнала (который, кстати, с удовольствием смотрели и взрослые, чтобы восполнить пробелы в знаниях). «Хочу все знать!» стал одним из немногих «выживших» в 90-е советских проектов.

Киножурнал продолжали снимать вплоть до 2010 года, однако последние 70 выпусков имели мало общего с оригинальным проектом. Не исключено, что Минобрнауки возродит знаменитый детский киноальманах в ближайшем будущем: в конце 2016 года министр образования и науки Ольга Васильева поделилась мыслью, что проект вполне может получить новую жизнь.

источник

Киножурнал “Хочу всё знать”

116 лет назад, 2 августа 1903 года, в семье сумского торговца Генриха Долина родился мальчик, которого назвали Борисом. Первые годы жизни ничем не омрачали существования любознательного мальчишки, он был заводилой в компании, его практически никогда нельзя было застать дома, но детство закончилось слишком быстро — с началом первой мировой войны. Не было уже той беспечности, безоблачного неба, город напоминал большую перевалочную базу, через которую проходили нестройные колонны только что призванных солдат и эшелоны с ранеными. И чем глубже втягивала в свою орбиту война, тем меньше оставалось спокойствия: все чаще на углу квартала кричали мальчишки-газетчики, все тревожнее становились новости: гул недовольства нарастал…

Но и это было не самое трудное. Гораздо сложнее стало позже, в годы Гражданской войны, когда время от времени на город налетала очередная банда какого-нибудь атамана Грициана Таврического. Впрочем, пережили и это. А как только Борис повзрослел, он решил податься в Москву, где ему казалось, выжить было чуточку полегче.

Кем только не был…

Этот самообман раскрылся чуть ли не сразу. Новая столица бывшей российской империи не очень-то жаловала приезжих, великодушно позволяя им самим искать средства к существованию. Борис перепробовал немало профессий, пока, наконец, не оказался в школе Бориса Витальевича Чайковского — великого режиссера немого кино. В 1918 году режиссер открыл студию (на правах частной школы), реорганизованную затем в государственное учебное заведение, которому было присвоено его имя. В этой киношколе получили художественное образование многие деятели советского кино. Кстати, на два года раньше Долина школу окончил знаменитый Ефим Дзиган, который прославился тем, что позже снял культовые картины «Мы из Крондштадта» и «Если завтра война». Другим знаменитым выпускником этого образовательного учреждения стал учившийся вместе с Долиным будущий киносказочник Александр Роу.

Иное дело Долин. Он избрал для себя иную стезю, после окончания киношколы он отправился работать оператором специальных съемок в лаборатории биолога В. Н. Лебедева. Этот профессор прославился на весь мир тем, что в 1912 году предложил акционерному обществу «А. А. Ханжонков и К°» создать фильм, целиком основанный на микрокиносъемке. Профессор выступил и как сценарист, и как режиссер, и как оператор фильма. В результате четырехмесячной работы он создал научно-популярный фильм «Туфелька», показывающий жизнь простейших организмов. Фильм впервые продемонстрировал микросъемку инфузорий и других одноклеточных организмов, имел большой успех и положил начало развитию отечественной микрокиносъемки.

Это была чудесная школа, на ее базе возникла чуть позже киностудия «Мостехфильм». Она разместилась на Лесной улице, в стенах кинофабрики, где в прошлом снималась Вера Холодная. Наряду с биологическими и фильмами-путешествиями был осуществлен беспрецедентный в мировой кинопрактике проект — тысячесерийный автотракторный кинокурс, снимавшийся на протяжении нескольких десятилетий. С 1940 года на студии начал осуществляться и другой проект — киножурнал «Наука и техника».

Открыть тайны природы

Но именно Борис Долин был одним из лучших учеников Лебедева, сняв такие фильмы, как «Культура ткани» (1930), «Одноклеточные организмы» (1932), «Бактерии» (1936), «В глубинах моря» (1938) и ряд других. Ему было интересно, что происходит в живых организмах на уровне, не различаемом человеческим глазом…

С началом войны работникам Мостехфильма пришлось менять профиль. Часть из них ушла на фронт, а те, кто остался, начали снимать фильмы по гражданской обороне, показывали действия тех или иных родов и видов войск в наступлении, обороне и т. д. Но уже в 1944 году произошло возвращение на круги своя, перед студией поставили задачи по «научно-просветительской пропаганде».

С 1946 года начались съемки серии географических фильмов. Ими руководил Владимир Адольфович Шнейдеров, впоследствии — первый телевизионного ведущего «Клуба кинопутешествий». Проходивший в 1947 году фестиваль в Венеции принес студии три золотых медали. Одну из них получил Борис Долин за фильм «Звериной тропой», вторую — Владимир Шнейдеров за картину «Остров Ионы», третью — Михаил Згуриди, снявший фильм «Лесная быль». Забегая чуть вперед, скажу, что ровно через 10 лет, в 1957 году, такой же награды был удостоен фильм Долина «Серый разбойник».

Это художественный фильм о том, как трое юных друзей — Сережа, Геннадий и Петя — решили помочь взрослым защитить колхозное стадо от набегов волков. Ребятам удалось отыскать волчье логово, и волки ушли. Однако весной вожак по прозвищу Трехпалый вновь появился, c новой стаей…

Ответы на самые каверзные вопросы

Не меньший международный резонанс имел следующий фильм Долина «История одного кольца», вышедший на экран в 1948 году. В нем прослеживалась судьба птиц, окольцованных учеными.

Кстати, Долин был очень дружен с Александром Михайловичем Згуриди, ставшим чуть позже первым ведущим телепередачи «Жизнь животных» (название передачи: “В мире животных” – прим. Y.O.). Их совместный фильм «В глубинах моря» получил Сталинскую премию в 1941 году. Затем у Бориса Долина были еще две Сталинские премии — за фильмы «Закон великой любви» (1946), «История одного кольца» (1951). В 1972 году, за год до 70-летия режиссера Государственной премии братьев Васильевых было удостоено сразу четыре его фильма — «Дом Брема», «Король гор и другие», «Слепая птица» и «Удивительная история, похожая на сказку». Кстати, Долин снимал и художественные фильмы, особенно любил в них играть Георгий Вицин, большой любитель животных…

Остается добавить, что с 1953 года Борис Генрихович преподавал во ВГИКе, а с 1958 по 1976 годы руководил мастерской режиссуры научно-популярного кино. Организатор и в 1959—1976 гг. художественный руководитель творческого объединения детских и юношеских фильмов «Центрнаучфильм», где руководил выпуском киножурнала «Хочу все знать» (Ломоносовская премия, 1968). Вот только краткая выдержка вопросов из тех выпусков киножурнала, которые были поставлены в эти годы: «Зачем придумали зеркало?», «Как были придуманы буквы?», «Почему в разных странах Новый Год начинается в разное время?», «Почему боятся черных кошек?», «Почему у кипящего чайника подпрыгивает крышка?», «Что значит поговорка „заруби себе на носу“?», «Как появились деньги?», Чем не темы для «Школы жизни»? Кстати, у Долина были припасены ответы на самые каверзные вопросы. В те времена различных детских энциклопедий было очень мало, так что «раскалывать орешек знаний» детям и подросткам очень нравилось.

…Бориса Генриховича Долина не стало 21 ноября 1976 года. А его киножурналы «Хочу все знать!» до сих пор не потеряли, и вряд ли потеряют актуальность. Любой ребенок нет-нет, да и спросит у родителей: «Откуда берутся сны?»

И, конечно, огромная подборка (163 выпуска!) этого прекрасного киножурнала для детей

источник

Киножурнал “Хочу все знать”

Киножурнал “Хочу всё знать” заставка

Читайте также:  Почему на зоне пьют чефир

Детский научно-популярный киножурнал “Хочу всё знать” Год создания 1957, год закрытия 2003, длительность журнала – 10 минут, обычно показывался перед сеансами в кинотеатрах.

Киножурнал “Хочу всё знать”

Журнал простым языком, доступным каждому школьнику рассказывал ребятам о тайнах вселенной, о загадках окружающего нас мира, различных научных загадках и открытиях, освещались новинки технического прогресса того времени, о различных обитателях земного шара, о мире растений, о строении человека.

Киножурнал “Хочу всё знать” 1957

Каждый выпуск журнала это законченный сюжет, как бы страничка энциклопедии для школьника, позволяющая юным зрителям находить ответы на интересующие их вопросы . Киножурнал “Хочу всё знать” с одинаковым интересом смотрели как дети так и взрослые. В самых первых номерах журнала. в заставке мальчик прилетал вовсе не на ракете, как мы все привыкли. а на зонтике (можно посмотреть первые выпуски на нашем сайте).

А в юбилейном сотом выпуске мальчик вместо привычного текста “Орешек знаний твёрд. ” читает стихи посвященные юбилею любимого киножурнала (100-й выпуск можно посмотреть на нашем сайте).
Киножурнал “Хочу всё знать” 1957

Киножурнал выпускался студией « Центрнаучфильм » было выпущено более 250 выпусков. Киножурнал “Хочу всё знать “отличался от других передач и тележурналов, тем что не имел ведущих, сюжеты комментировали или за кадром или приглашенные известные личности.

1974

Автор знаменитого текста “Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет киножурнал «Хочу всё знать!» – Игорь Раздорский . Журнал выпускался и после 2003 года, но другой студией и это уже совсем другой журнал.

1974

источник

Киножурнал “Хочу всё знать” (1957-1976)

КТО БЫЛ ОТЦОМ-ОСНОВАТЕЛЕМ КИНОЖУРНАЛА “ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ”?

2 августа 1903 года, 105 лет назад (статья написана в 2008 году – прим. Y.O.), в семье сумского торговца Генриха Долина родился мальчик, которого назвали Борисом. Первые годы жизни ничем не омрачали существования любознательного мальчишки, он был заводилой в компании, его практически никогда нельзя было застать дома, но детство закончилось слишком быстро — с началом первой мировой войны. Не было уже той беспечности, безоблачного неба, город напоминал большую перевалочную базу, через которую проходили нестройные колонны только что призванных солдат и эшелоны с ранеными. И чем глубже втягивала в свою орбиту война, тем меньше оставалось спокойствия: все чаще на углу квартала кричали мальчишки-газетчики, все тревожнее становились новости: гул недовольства нарастал…

Но и это было не самое трудное. Гораздо сложнее стало позже, в годы Гражданской войны, когда время от времени на город налетала очередная банда какого-нибудь атамана Грициана Таврического. Впрочем, пережили и это. А как только Борис повзрослел, он решил податься в Москву, где ему казалось, выжить было чуточку полегче.

Этот самообман раскрылся чуть ли не сразу. Новая столица бывшей российской империи не очень-то жаловала приезжих, великодушно позволяя им самим искать средства к существованию. Борис перепробовал немало профессий, пока, наконец, не оказался в школе Бориса Витальевича Чайковского — великого режиссера немого кино. В 1918 году режиссер открыл студию (на правах частной школы), реорганизованную затем в государственное учебное заведение, которому было присвоено его имя. В этой киношколе получили художественное образование многие деятели советского кино. Кстати, на два года раньше Долина школу окончил знаменитый Ефим Дзиган, который прославился тем, что позже снял культовые картины «Мы из Крондштадта» и «Если завтра война». Другим знаменитым выпускником этого образовательного учреждения стал учившийся вместе с Долиным будущий киносказочник Александр Роу.

Иное дело Долин. Он избрал для себя иную стезю, после окончания киношколы он отправился работать оператором специальных съемок в лаборатории биолога В. Н. Лебедева. Этот профессор прославился на весь мир тем, что в 1912 году предложил акционерному обществу «А. А. Ханжонков и К°» создать фильм, целиком основанный на микрокиносъемке. Профессор выступил и как сценарист, и как режиссер, и как оператор фильма. В результате четырехмесячной работы он создал научно-популярный фильм «Туфелька», показывающий жизнь простейших организмов. Фильм впервые продемонстрировал микросъемку инфузорий и других одноклеточных организмов, имел большой успех и положил начало развитию отечественной микрокиносъемки.

Это была чудесная школа, на ее базе возникла чуть позже киностудия «Мостехфильм». Она разместилась на Лесной улице, в стенах кинофабрики, где в прошлом снималась Вера Холодная. Наряду с биологическими и фильмами-путешествиями был осуществлен беспрецедентный в мировой кинопрактике проект — тысячесерийный автотракторный кинокурс, снимавшийся на протяжении нескольких десятилетий. С 1940 года на студии начал осуществляться и другой проект — киножурнал «Наука и техника».

Но именно Борис Долин был одним из лучших учеников Лебедева, сняв такие фильмы, как «Культура ткани» (1930), «Одноклеточные организмы» (1932), «Бактерии» (1936), «В глубинах моря» (1938) и ряд других. Ему было интересно, что происходит в живых организмах на уровне, не различаемом человеческим глазом…

С началом войны работникам Мостехфильма пришлось менять профиль. Часть из них ушла на фронт, а те, кто остался, начали снимать фильмы по гражданской обороне, показывали действия тех или иных родов и видов войск в наступлении, обороне и т. д. Но уже в 1944 году произошло возвращение на круги своя, перед студией поставили задачи по «научно-просветительской пропаганде».

С 1946 года начались съемки серии географических фильмов. Ими руководил Владимир Адольфович Шнейдеров, впоследствии — первый телевизионного ведущего «Клуба кинопутешествий». Проходивший в 1947 году фестиваль в Венеции принес студии три золотых медали. Одну из них получил Борис Долин за фильм «Звериной тропой», вторую — Владимир Шнейдеров за картину «Остров Ионы», третью — Михаил Згуриди, снявший фильм «Лесная быль». Забегая чуть вперед, скажу, что ровно через 10 лет, в 1957 году, такой же награды был удостоен фильм Долина «Серый разбойник».

Это художественный фильм о том, как трое юных друзей — Сережа, Геннадий и Петя — решили помочь взрослым защитить колхозное стадо от набегов волков. Ребятам удалось отыскать волчье логово, и волки ушли. Однако весной вожак по прозвищу Трехпалый вновь появился, c новой стаей…

Ответы на самые каверзные вопросы

Не меньший международный резонанс имел следующий фильм Долина «История одного кольца», вышедший на экран в 1948 году. В нем прослеживалась судьба птиц, окольцованных учеными.

Кстати, Долин был очень дружен с Александром Михайловичем Згуриди, ставшим чуть позже первым ведущим телепередачи «Жизнь животных» (название передачи: “В мире животных” – прим. Y.O.). Их совместный фильм «В глубинах моря» получил Сталинскую премию в 1941 году. Затем у Бориса Долина были еще две Сталинские премии — за фильмы «Закон великой любви» (1946), «История одного кольца» (1951). В 1972 году, за год до 70-летия режиссера Государственной премии братьев Васильевых было удостоено сразу четыре его фильма — «Дом Брема», «Король гор и другие», «Слепая птица» и «Удивительная история, похожая на сказку». Кстати, Долин снимал и художественные фильмы, особенно любил в них играть Георгий Вицин, большой любитель животных…

Остается добавить, что с 1953 года Борис Генрихович преподавал во ВГИКе, а с 1958 по 1976 годы руководил мастерской режиссуры научно-популярного кино. Организатор и в 1959—1976 гг. художественный руководитель творческого объединения детских и юношеских фильмов «Центрнаучфильм», где руководил выпуском киножурнала «Хочу все знать» (Ломоносовская премия, 1968). Вот только краткая выдержка вопросов из тех выпусков киножурнала, которые были поставлены в эти годы: «Зачем придумали зеркало?», «Как были придуманы буквы?», «Почему в разных странах Новый Год начинается в разное время?», «Почему боятся черных кошек?», «Почему у кипящего чайника подпрыгивает крышка?», «Что значит поговорка „заруби себе на носу“?», «Как появились деньги?», Чем не темы для «Школы жизни»? Кстати, у Долина были припасены ответы на самые каверзные вопросы. В те времена различных детских энциклопедий было очень мало, так что «раскалывать орешек знаний» детям и подросткам очень нравилось.

…Бориса Генриховича Долина не стало 21 ноября 1976 года. А его киножурналы «Хочу все знать!» до сих пор не потеряли, и вряд ли потеряют актуальность. Любой ребенок нет-нет, да и спросит у родителей: «Откуда берутся сны?»

Автор: Юрий Москаленко
© Shkolazhizni.ru

Эта статья публиковалась в сообществе в 2018 году. Данная публикация дополнена фотографиями Бориса Долина из его архива, а также всеми выпусками киножурнала “Хочу всё знать” за период 1957-1976, доступными в сети.

источник

Adblock
detector