Красить могилу известкой и белить её нежелательно, но не возбраняется обработка могилы изнутри глиняной штукатуркой. Также нежелательно воздвигать над ней строение, писать на ней что-либо лишнее, кроме имени, сооружать купол. Если же возникает необходимость соорудить надстройку или купол, например, чтобы уберечь от воров или хищников, при наличии такой опасности нет ничего предосудительного в их воздвижении даже на специальной кладбищенской территории, т. е. на земле, безвозмездно отданной на эти цели (вакф).
Также нет ничего предосудительного в том, чтобы сооружать купол и делать надписи на могиле праведного человека, похороненного на участке, специально не отведённом под кладбище.
Если нет угрозы разграбления и т.п., то строить дом на специально выделенном для кладбища участке, т.е., там, где обычно люди данного населённого пункта хоронят своих умерших, является запретным, даже если этот участок не является вакфом, и строение, воздвигнутое на таком месте, необходимо разрушить.
Большинство теологов говорят, что дома, построенные над могилами ученых-богословов и праведных людей, не нужно сносить. Так говорит аль-Кальюби.
В книге «Нихаят» также говорится, что подобно тому, как сносят строение на специальном кладбище, разрушают и дом, построенный над могилой в заброшенном месте, ибо, кроме создания неудобства и тесноты, для мусульман от этого нет выгоды. Однако дом над могилой учёного-богослова и святого угодника Всевышнего (вали) не сносят.
Дом, построенный на отведённом под кладбище месте, история возведения которого неизвестна, не трогают и не разрушают, ибо может оказаться так, что его строительство было дозволенным. Также не трогают и дома, воздвигнутые на берегу реки.
Что же касается купола, сооружённого над могилой имама аш-Шафии, то он построен не на участке, предназначенном для кладбища, а на территории дома Ибн Абд аль-Хакима, поэтому его нельзя сносить.
Также обстоят дела и с домом, воздвигнутым возле могилы шейха Сайфуллаха-кади (да будет свята его душа!) в селении Верхнее Казанище. Этот участок был заранее куплен им, и он завещал, чтобы его похоронили там.
Установление над могилой мраморной плиты и нанесение на неё портретов, фотографий является деянием, вообще не свойственным Исламу и запрещённым Шариатом из-за расточительства и уподобления неверным.
Однажды крупнейший дагестанский учёный-богослов и шейх тариката Меселасул Мухаммад (да будет свята его душа!), дойдя до порога кладбища селения Нечаевка, указал на мраморную надмогильную плиту и сказал: «Обитатель этой могилы лишается не только благодати и предназначенного ему вознаграждения, но может лишить благодати и обитателей соседних могил».
Шариат не дозволяет излишнее расточительство средств в проведении похорон и содержания могил, ибо, если даже при жизни хозяином имущества считается человек, истинным же его обладателем является только Всевышний Аллах. Поэтому невежеством человека является утверждение, что он хозяин этого имущества и волен поступать ним по своему разумению, последствием которого могут явиться некоторые дурные и недостойные деяния.
Желательно посадить на могиле зеленую трость или веточку, следуя примеру Посланника Аллаха, потому что благодать совершаемого ею славословия (тасбих) для умершего облегчает муки, ибо зелень является одним из видов живых организмов и она более совершенна, полноценна, чем высохшая ветка.
Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил мимо могил двух мусульман. Он сказал, что они мучаются в своих могилах за те грехи, которые совершали при жизни: один – за то, что сеял раздор между людьми, второй – за то, что не совершал обязательного очищения от мочи после мочеиспускания. После этих слов Пророк (мир ему и благословение) попросил одного из своих сподвижников принести пальмовую ветвь. Когда принесли ветку, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разделил её на две части и воткнул по одной из них в обе могилы, сказав, что это может облегчить страдания находящихся в могилах мусульман.
Зеленой ветви же подобны и благоухающие цветы, которые кладут на могилу, и убрать из них что-либо является греховным (харам).
Из сказанного явствует, что убирать, вырывать с могилы что-либо высохшее можно. Так пишет и аль-Кальюби.
Хадис также гласит, что благодаря зеленой, не высохшей веточке покойному облегчаются муки. Некоторые богословы говорят, что если зелени, посаженной на могиле, мало, например, один-два пальмовых листика, то нельзя из них ничего убирать. Однако, если на могиле много зелени, то человек, который положил её на могилу, может взять оттуда часть и перенести на другую могилу.
Надо особенно учесть, что пока трава на могиле зелёная, её не разрешатся косить.
Плоды дерева, растущего на территории кладбища, можно есть, но предпочтительно направить их на нужды и пользу кладбища.
Плоды же деревьев, посаженных на территории мечети (вокруг нее), являются собственностью мечети.
Если деревья были посажены ради блага мечети, то вырученные за них средства необходимо использовать для нужд мечети, а если были посажены для того, чтобы их плоды употребляли прихожане, то дозволено их и отведать.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.