Меню Рубрики

В какую сторону нужно читать намаз

Кибла в исламе (в переводе с арабского значит – направление, то, что расположено напротив) – точный указатель ориентира к Священной Каабе (Аравия, г. Мекка), со всех точек Земли. В жизни мусульман Кибла имеет огромное значение и является символом духовного единомыслия. Совершая намаз, во время традиционных религиозных ритуалов, а так же при строительстве мечетей и культовых сооружений, направление Киблы помогает сориентироваться.

Священная Кааба. Ориентир в направлении молитвы (Кибла) для мусульман

В первые года пророчеств Мухаммада ﷺ мусульмане Киблой считали гору Мория, которая в Иерусалиме. В то время, Пророк ﷺ часто взывал с мольбами к Аллаху ﷻ, чтобы Он показал, где находится Кибла для мусульман. Благодаря суре Священного Корана и хадисам, известно, что во время полуденной молитвы, Пророк ﷺ получил откровение от Аллаха ﷻ. В нем говорилось, что следует изменить Киблу. Совершая намаз в «Мечети двух Кибл», которая в Медине, Пророк ﷺ с остальными верующими, не прерываясь изменил направление. Новая ориентация всколыхнула тогдашний религиозный мир. Данный факт выставил мусульман реформаторами. Их стали называть общиной «людей Киблы и согласия». Они представили миру новую религию с аравийской спецификой.

В момент зарождения религии ислам и в современном обществе, нередко возникают вопросы по поводу стороны обращения при совершении намаза. Данный факт в своё время послужил стимулом для изучения математики, географии и астрономии, а так же стал мотивацией для развития данных наук. Согласно мусульманской традиции, лицо человека, совершающего молитву, должно быть направлено в сторону Каабы.

Михраб в мечети, показывающий Киблу

Благодаря современным технологиям, вопрос, как определить Киблу, сегодня у мусульман возникает реже, чем несколько столетий назад. Вполне естественно, что на начальном этапе развития религии, её приверженцы, не проживающие на территории Мекки, имели трудности с нахождением направления для совершения молитвы. Именно в то время были изобретены первые методики:

  1. Согласно историческим предписаниям, первые представители ислама, ориентировались по мечети. Такие религиозные сооружения имеют михраб – место на котором стоит имам во время проведения молитвы. Согласно традиции, мечети строились таким образом, что человек, обращающийся к Михрабу, молится по направлению к Каабе.
  2. В случае, когда мечети поблизости не было, люди ориентировались с помощью географии. Брали карту, определяли своё местоположение по отношению к Мекке и сторону света. Однако, показать Киблу в верной точке не всегда удавалось необученным людям. Тогда помогала природа: в полдень становились спиной к солнцу и получалось, что тень, которую отбрасывает человек указывала на север, спина — на юг, правая рука – на восток, левая — на запад. Ночью в ориентировании помогали позволяли звёзды.
  3. Ещё один популярный способ, как найти Киблу – спросить у человека, который заслуживает доверия, и имеет знания в данном вопросе.
  4. Позднее, определением ориентира для намаза занялись математики. Они изобретали тригонометрические формулы, которые не были признаны простым населением, но использовались, вероятнее, как исключение из правил.
  5. На основе математических методов стали составлять таблицы нахождения Киблы для различных населенных пунктов. Такие материалы были доступны практически всем мусульманам и их активно использовали.
  6. Во время технологического прогресса, ситуация кардинально изменилась. Наручные часы со встроенным компасом стали определять направление к Каабе за считанные мгновения. Сегодня, чтобы определить Киблу онлайн, достаточно иметь сенсорный гаджет с приложением.

На данной странице можно найти направление Киблы введя название своего населённого пункта. После того, как на карте появится стрелка с направлением, можно сориентироваться более тщательно, увеличивая масштаб карты. Либо можно сразу ввести точный адрес, включая дом и проложенный вектор с ориентирами близлежащих сооружений дадут наиболее точное понимание о том, в какой стороне находится Кааба.

источник

Ислам — одна из самых молодых религий на планете, она существенно отличается от древних религиозных верований и на сегодняшний момент имеет больше всего последователей по всему миру. У непосвященных или недавно обращенных в веру большие трудности вызывает соблюдение всех ежедневных обрядов, которые предписывается совершать правоверным мусульманам. Особенно сложно многим определить направление киблы, без которого невозможно совершить намаз и массу иных ритуальных действий. А ведь это серьезное отступление от правил, которое в исламе считается грехом. В нашей статье мы расскажем, как определить направление киблы разными способами, и объясним, почему этот ориентир настолько важен для правоверных.

Термин «кибла» возник буквально параллельно со становлением ислама, в дословном переводе с арабского он означает «то, что находится напротив». Практически каждый мусульманин знает, что с его помощью из любой точки земного шара можно определить, где находится Аравия. Мекка (город) и священная Кааба являются тем направлением, лицом к которому должны совершать намаз правоверные. Данный момент очень важен для любого человека, исповедующего ислам. Но это далеко не единственные действия, которые регламентирует направление киблы.

Для того чтобы правоверные точно знали, как им поступать в той или иной ситуации, пророк Мухаммад оставил после себя в качестве напоминания хадисы. О кибле сказано даже в нескольких из них. Например, данная тема раскрыта в хадисах Бары ибн Азиба, Джабира ибн Абдаллаха, Амира ибн Рабия. Благодаря этим благочестивым людям в повседневной жизни мусульман не осталось практически ни одного момента, который не был бы объяснен и расписан. Итак, давайте рассмотрим обряды и повседневные действия, которые подразумевают необходимость информации о том, в какой стороне находится кибла:

  • Захоронение усопших. Хадисы определяют особое положение тела мусульманина во время захоронения — оно должно быть повернуто на правый бок, лицом к Каабе.
  • Убой животных. Если какой-либо мусульманин планирует забивать скотину, то должен положить животное на левый бок, а головой повернуть к Мекке.
  • Сон. Спать мусульмане должны ложиться, строго соблюдая ритуал, идентичный укладыванию мертвых. Ведь каждый человек может не проснуться утром, поэтому по Корану сон приравнивается к смерти.
  • Оправление естественных нужд. Правоверным строго воспрещено делать это, развернувшись спиной или лицом к Мекке.
  • Намаз. Это самое главное ежедневное действие, для которого необходимо точно знать направление киблы. Так как молитва совершается несколько раз за сутки, а человек постоянно перемещается в течение этого времени, он должен иметь возможность получать достоверную информацию о том, в какой стороне света находится Мекка.

Конечно, это далеко не все действия, указанные в хадисах. Мы привели всего лишь самые распространенные и интересные. Однако существует и определенный список своеобразных исключений из общих правил, когда дозволяется не искать направление на киблу при намазе. Таких случаев всего лишь два:

  • Во время путешествия. Если вы находитесь в пути, и приходит время совершить намаз или другое действие из перечисленных выше, то киблой будет считаться то направление, по которому движется транспорт.
  • Опасность или тяжелая болезнь. В случае когда вам угрожает смертельная опасность, подступает страшная болезнь или возникает иная критическая ситуация, разрешается молиться, не ориентируясь на Мекку.

Думаем, из всего вышеперечисленного вы уже поняли, насколько важной в исламе является кибла. Определить ее направление в современном мире может практически любой человек без особого труда. Но откуда появился данный термин и почему главным ориентиром служит Мекка? Об этом мы сейчас вам и поведаем.

С самых первых дней возникновения ислама как религии появилась традиция строить мечети и совершать все ритуалы, ориентируясь на одно направление. Но изначально это был город Кудс (Иерусалим). Он считался священным местом, и все правоверные, определяя киблу, поворачивались к нему лицом.

Однако с течением времени возник спор между мединскими иудеями и мусульманами. Первые постоянно ставили правоверным в упрек тот факт, что они и пророк Мухаммад даже не могли самостоятельно определить киблу и обучались этому искусству у иудеев. Пророк обратился к Аллаху с просьбой, и Всевышний услышал его получили новую киблу. Теперь они должны были обращаться лицом к священной Каабе. С этого времени направление никогда не менялось, поэтому так важно, независимо от своего нахождения в любой точке планеты, знать, где расположена Мекка.

Мусульмане знают множество способов, с помощью которых можно вычислить направление киблы. Некоторые из них сохранились еще с древних времен, другие возникли благодаря техническим достижениям современности. Мы собрали в статье наиболее подробный список всех известных способов:

  • мечеть;
  • географическая карта;
  • компас;
  • девять научных методов Абдель-Азиза Саллама;
  • компьютерные программы («Компас киблы»);
  • механические часы;
  • вопрос к авторитетному человеку.

Так как это довольно важный и интересный вопрос, мы разберем каждый способ в отдельности.

Если в вашем городе есть мечеть, то у вас не будет проблем с определением киблы. Ведь изначально каждое религиозное сооружение в мусульманском мире построено таким образом, что все молящиеся всегда обращены лицом к Мекке.

Если вы, зайдя в мечеть, внимательно осмотритесь, то заметите небольшую полукруглую нишу — михраб. Именно из нее ведет коллективную молитву имам. Ниша всегда ориентирована на Мекку. Поэтому при молитве в мечети вы всегда можете быть уверены, что обращены в правильном направлении.

Когда в мечети много народа, определить киблу помогает молитвенный коврик. На многих из них стрелочкой указано направление, подписанное словом «кибла». Это существенно облегчает жизнь мусульман, соблюдающих все предписания Аллаха. Также во многих гостиницах мира можно увидеть таблички со стрелочками, указывающими на Мекку.

Интересно, что в древности к строительству мечетей всегда привлекались умудренные опытом звездочеты, которые могли абсолютно точно сказать, в каком направлении находится священная Кааба. В дальнейшем с этими вопросами обращались к архитекторам, которые, помимо своей основной обязанности, отлично справлялись с определением направления киблы.

Сейчас строить мечети гораздо проще, ведь правильно указать направление можно с помощью множества технических средств, которые позволяют с точностью до одного градуса определить местонахождение Мекки по отношению к определенной точке на местности.

Интересно, что среди всех исламских мечетей существует одна, выделяющаяся своей особенной характеристикой — она имеет две киблы. Мы не могли не упомянуть об этом чуде в нашей статье.

В Медине находится мечеть Двух кибл, или Масджит Аль-Киблатайн. Данное сооружение является единственным в своем роде, ведь оно имеет два михраба, а значит, указывает на две киблы. Первая ниша ориентирована на Иерусалим, а вторая на Мекку. С этой мечетью связано одно из самых древних мусульманских преданий.

Во время жизни пророка Мухаммада, когда киблой служил Кудс, он часто совершал намаз на месте сегодняшней мечети. Считается, что именно здесь пророк молил Аллаха о ниспослании новой киблы в связи с затянувшимся спором между мусульманами и иудеями. Прямо во время совершения намаза Мухаммад получил откровение от Всевышнего и мгновенно повернулся в сторону Мекки. Все молящиеся тотчас последовали его примеру. Таким образом, на глазах многих людей произошло важное событие — смена киблы. А мечеть, ставшая символом этого знаменательного изменения, коснувшегося жизни каждого правоверного, имеет два михраба.

Само религиозное сооружение выполнено в лучших мусульманских архитектурных традициях. Оно имеет строгие геометрические очертания, подчеркнутые двумя минаретами и куполами. Так как мечеть расположена на склоне, то заметно, как молитвенный зал переходит из одного уровня в другой и состоит из множества арок. Ложный купол, символизирующий древнее направление для молитвы, плавно соединяется небольшой галереей с основными куполами и залом. В этом прослеживается описание процесса смены киблы, произошедшего много лет назад.

Внешне мечеть мало чем отличается от большинства подобных сооружений. В настоящий момент она реконструирована и является действующей.

Это один из самых простых и доступных способов определить, где относительно вас находится священная Кааба. Ведь компас — это предмет, который продается во многих магазинах и стоит совсем немного денег. К тому же именно с данным способом так или иначе связаны многие другие, которые мы опишем в следующих разделах статьи.

Например, вы совершаете намаз в Москве. Как определить, в какую сторону необходимо повернуться лицом? Все просто. Для молитвы вам необходимо знать, что относительно жителей центральной России Мекка располагается на юге. Поэтому вы должны взять компас и определить стороны света, а затем повернуться к югу. В случае выполнения всех этих простейших действий вы всегда будете знать правильное направление.

А что же о других районах нашей страны и близлежащих государств? Как узнать, например, направление киблы по компасу в Махачкале? Это не менее простой процесс: те, кто живут на Кавказе, в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане и Киргизии, должны искать юго-запад. Именно там в отношении их находится Мекка.

Для северо-запада России и Украины направление киблы простирается на юг. Незначительные отклонения от общепринятых расчетов имеет Санкт-Петербург, но это не является особым нарушением. В хадисах указано, что для намаза и совершения ритуалов не требуется соблюдать точность вплоть до градусов. Достаточно просто правильно сориентироваться в пространстве. А как определить направление киблы без компаса? Это довольно распространенный вопрос, и мы дадим на него ответ.

Если компаса под рукой у вас не оказалось, а географическая карта находится в руках, то вы легко справитесь с поставленной задачей определения местонахождения Каабы. Возьмем тот же пример: вы совершаете намаз в Москве и хотите найти киблу. Вам просто необходимо отыскать две точки на карте — Москву и Мекку, а затем с помощью определения сторон света сориентироваться на юг. Многих правоверных смущает именно данный пункт рекомендации, ведь без компаса довольно затруднительно определить стороны света. Мы дадим вам подсказку:

  • Тень в полдень. Если за окном солнце, то вам необходимо выйти на улицу и развернуться спиной к нашему светилу. Отброшенная тень станет указателем севера, с правой и левой стороной окажутся восток и запад соответственно. Это правило действует, когда вы находитесь в Северном полушарии. В Южном ваша тень будет указывать, наоборот, на юг.
  • Полярная звезда. Этот древний указатель пути для моряков и путешественников может оказаться полезным и в поисках киблы. Если ночное небо ясное, то вы легко отыщите Полярную звезду, расположенную в хвосте созвездия Малой Медведицы. Если от нее провести перпендикуляр к земле, то он и укажет вам на север. Позади будет юг, справа — восток, а с левой стороны- запад.
Читайте также:  Как и где растет перец черный горошком

Надеемся, что с помощью наших советов вы всегда сможете с легкостью определить направление киблы.

Данный способ тесно связан с двумя предыдущими, ведь вам тоже понадобится солнце и знание, где именно вы находитесь, чтобы понимать, какую сторону света необходимо искать.

Вам нужно расположить часы на ровной поверхности так, чтобы маленькая стрелка указывала на солнце. Образовавшийся угол между стрелкой и отметкой в двенадцать часов делится на две равные части, его биссектриса и будет указывать на юг. Причем имейте в виду, что до полудня юг будет находиться с правой стороны от светила, а после — с левой. Использовать данный метод можно с шести часов утра до шести часов вечера.

Особенно сложно определить точное направление киблы мусульманам, живущим в Америке. Ведь обычно направление высчитывается исходя из кратчайшего расстояния между двумя точками по суше. Поэтому среди американских мусульман нет единства по поводу киблы. Порой намаз совершается относительно противоположных концов света.

Приблизительно семнадцать лет назад этому серьезному вопросу был посвящен целый симпозиум, на котором выступал Абдель-Азиз Саллам, посвятивший исследованиям киблы практически всю свою жизнь. Он и представил собравшимся свой научный труд, содержащий девять научных методик, которые можно при наличии определенных знаний использовать в обыденной жизни:

  • Арифметический. Здесь применяются правила решения сферических треугольников, а также формулы синуса половинного угла.
  • Тригонометрические таблицы. Они используются в двух методах и основаны еще на вычислениях древних египтян.
  • Небесная сфера. Этот способ идеален для мореплавателей, которые должны соотнести меридианы и широту Каабы с углом наклона небесной сферы. Метод, описанный в научных трудах пятым, является идентичным, но здесь используется круг небесной сферы.
  • Шестой и седьмой способы основан на принятии Каабы в качестве отправной точки в навигационных приборах.
  • Перпендикуляр солнца. Два раза в течение года наше светило становится перпендикулярно Каабе, это можно наблюдать из разных стран мира. Поэтому достаточно увидеть данное явление один раз и составить для себя примерные ориентиры, чтобы в дальнейшем иметь возможность всегда смотреть в сторону Мекки.
  • Карта намаза. Она была специально составлена для жителей Америки и позволяет с помощью указанных углов вычислить нужное направление.

Стоит отметить, что все столь разные методы признаны правильными и могут использоваться в любое время.

Направление на киблу при намазе помогают определить различные компьютерные программы. Сейчас они весьма популярны и распространены, существуют приложения для смартфонов и планшетов, которые при запуске показывают вам, куда при намазе необходимо поворачиваться лицом.

Несмотря на то что данные программы весьма разнообразны, многие мусульмане обобщают их под одним названием — «Компас киблы». Ведь в любом случае перед вами возникает нарисованный компас, стрелка которого указывает на Каабу. Обычно подобные программы имеют общие характеристики:

  • звуковые уведомления о начале намаза;
  • компас;
  • аудиозаписи текстов из Корана;
  • список близлежащих мечетей;
  • мусульманский календарь и тому подобное.

В принципе, подобные программы существенно облегчают жизнь правоверных, ведь пользоваться ими можно в любой точке земного шара. Сейчас это практически самый точный метод определения киблы из всех известных.

Если вы не можете самостоятельно выяснить направление киблы по тем или иным причинам, то допустимо обратиться с вопросом к мусульманину, вызывающему доверие. Многих волнует такой момент, что отвечающий тоже может ошибиться и неправильно указать направление. Имейте в виду, что в данном случае чужая ошибка не будет считаться грехом. Вы можете спокойно совершать намаз лицом в указанную сторону, но в случае выяснения правильного направления его стоит изменить. И дальнейшие ритуалы совершать в нужном направлении.

Интересно, что если в результате каких-либо действий во время намаза вы поймете, что совершаете ошибку, то необходимо немедленно развернуться лицом в правильную сторону и продолжить свою молитву.

Надеемся, что наша статья оказалась вам полезной, и мы дали все ответы на вопросы, связанные с киблой. Теперь вы всегда сможете совершать намаз и другие ритуалы лицом к Каабе. А это является правильным, ведь именно так заповедовал делать Аллах через пророка Мухаммада. Но, стремясь выполнять все действия правильно и в соответствии с Кораном и хадисами, не забывайте о главном. Жизнь правоверного мусульманина должна быть наполнена душевной чистотой и стремлением жить по заветам Всевышнего, и если по каким-то причинам вы не можете определить направление киблы — не расстраивайтесь. В хадисах написано, что лучше искренне молиться, не зная, где находится Мекка, чем совершать намаз без искры веры в сердце, но в направлении киблы.

Намаз был вменен в обязанность во мираджа пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Пятикратная молитва очищает разум и приносит умиротворенность. Молитва является способом благодарности Всевышнему, напоминает о Нем и помогает пережить трудные моменты. Как совершать намаз, описывается в данной статье.

  • Фаджр — утренняя молитва, совершается между рассветом и восходом солнца. Состоит из двух ракаатов сунны и двух ракаатов фарза.
  • Зухр — обеденная молитва, совершается между полуднем и до достижения тени размера предметов. Состоит из четырех ракаатов сунны, четырех ракаатов фарза, двух ракаатов после фарза.
  • Аср — предвечерняя молитва, совершается в промежуток со времени достижения тени размера предметов и до захода солнца. Состоит из четырех ракаатов сунны и четырех ракаатов фарза.
  • Магриб — вечерняя молитва, совершается между заходом солнца и до исчезновения зарева. Состоит из трех ракаатов фарза и двух ракаатов после фарза.
  • Иша» — ночная молитва, совершается в промежутке между исчезновением зарева и до полуночи. Состоит из четырех ракаатов фарза, двух ракаатов сунны и трех ракаатов витра.
  • Найдите книгу с молитвами, выучите оттуда дуа аль-кунут, аттахият, салауат и некоторые короткие суры.
  • Обязанностью родителей является обучение намазу своих детей. Обучение следует начинать с семилетнего возраста. С десяти лет они должны совершать пятикратную молитву на постоянной основе. С этого возраста детей следует наказывать за оставление молитвы.
  • Старайтесь сосредоточиться на намазе.
  • Во время поясного поклона говорится «Субхана роббияль Азым», а во время земного поклона «Субхана роббияль Аля». Разница в последнем слове. Не перепутайте.
  • Если вы только учитесь, то сначала научитесь делать намаз и только потом начинайте выполнять его. Иначе постоянно будете совершать ошибки.
  • Что надо говорить во втором ракаате, перед тем как идти в земной поклон?
  • Питайтесь правильно.
  • Если вы пропустили что-то из молитвы, то в конце намаза совершаются два поклона за невнимательность (саджда саху). В последнем ракаате после чтения аттахията и салауата дайте салам (ассаламу алейкум уа рахматуЛлах) в правую сторону (не поворачивая голову налево) и затем совершите еще 2 дополнительных земных поклона, как это показано в восьмом шагу. Затем прочитайте вновь аттахият, салауат и дайте заново салам в обе стороны (как описано в шагу 11).
  • После завершения намаза желательно трижды сказать «АстагфируЛлах» (прощение за ошибки, возможно совершенные в намазе).
  1. В некоторых незначительных моментах намаза есть разногласия. Здесь описаны основные моменты намаза, совершаемого большинством мусульман. Чтобы узнать в каких моментах есть разногласия, спросите знающих людей.
  2. В случае каких-то сомнений, обращайтесь к обладающим знаниями. Эта статья написана обычным мусульманином, не являющимся ученым.

Одним из обязательных столпов ислама, который должен выполнять каждый мусульманин, является пятикратная молитва (салят) Всевышнему Аллаху в установленное время суток. При этом, для совершения намаза должны быть соблюдены определенные условий. Как правильно совершать намаз и что должен знать каждый мусульманин перед его совершением?

Прежде чем приступить к намазу, необходимо выполнить малое (вуду) омовение или, при необходимости, полное (гусл).

Помимо омовения должны быть выполнены еще следующие условия:

  • Облачение. Для женщин позволяется оставить открытыми ступни ног и кисти рук, лицо. При этом голова, в том числе и волосы, должны быть покрыты. У мужчин голова остается не покрытой.
  • Молитва должна совершаться по направлению к Каабе (Мекка, Саудовская Аравия).
  • Для определенной молитвы должно соблюдаться определенное время.
  • Нужно выразить намерение совершить намаз (в душе).

Если все перечисленные пункты выполняются, то можно начинать совершать намаз.

  • Фаджр – утренний намаз. Этот салат выполняется с наступлением рассвета и до полного восхода солнца, когда солнце полностью пересекает границу горизонта.
  • Зухр – полуденный намаз. Можно молиться через несколько минут после того, как солнце минует зенит. Период, в который нужно успеть помолиться заканчивается с началом молитвы намаза аср.
  • Аср – предвечерний намаз. Начало примерно за два часа до заката солнца и нужно успеть до того, как солнце начнется скрываться за горизонт.
  • Магриб – вечерний намаз. Следует совершить вечернюю молитву сразу после захода солнца, до момента, пока еще есть вечернее зарево.
  • Иша – ночной намаз. С наступлением позднего вечера, когда уже на улице совсем темно, можно совершать иша-намаз. Его время охватывает всю ночь до рассвета.

Рассмотрим совершение намаза на примере утреннего фаджр-намаза (состоит из 2 ра’каатов). Важно, молящийся читает намаз про себя или шепотом.

  • Встаньте по направлению к Каабе. Опустите руки вдоль туловища и нужно смотреть на пол, примерно в метре от себя. Глаза не закрывать.
  • Затем руки сгибаются в локте, поднимаются открытые ладони от себя до уровня ушей, произносится такбир: «Аллаху Акбар!» (Аллах Велик!). При этом пальцы должны быть соединены вместе. После произношения такбира нельзя делать какие-либо действия, которые могут нарушить намаз, потому что он не будет учтен Всевышним (смеяться, разговаривать, смотреть по сторонам, что-то чесать и так далее).
  • После руки соединяются на животе выше пупка. При этом правая кисть кладется на левую, обхватывая ее в запястье. Начинается первый ра’каат намаза. Читается сана – восхваление Аллаха:

«Субханака-ллахумма ва-би-хамдика ва-табарака-смука ва-та’ала джаддука ва джалла сана’ука ва-ла ‘илаха гайрук» («Преславен Ты, о Аллах, Своей Чистотой! Начинаем с хвалы Тебе. Благословенно Имя Твое. Велика Сила Твоя. Могущественна Слава Твоя. Нет божества, кроме Тебя»).

  • После произносится: «А’узу би-л-ляхи мина-ш-шейтани-р-раджим!» («Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого и отверженного шайтана!»).
  • Далее, необходимо прочесть суру Аль-Фатиха («Открывающая»).

Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим.
Аль-хамду ли-лляхи рабби-ль-аламин.
Ар-рахмани-р-рахим.
Маалики йавми-д-дин.
Иййака на’буду ва иййака наста’ин.
Ихдина-с-сираата-ль-мустакиим.
Сираата-л-лязиина ан’амта алейхим.
Гайри-ль-магдуби алейхим ва ля-д-дааааллиин.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, Господу миров,
Милостивому, Милосердному,
Властелину Дня воздаяния!
Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
Веди нас прямым путем,
путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

  • После завершения открывающей суры, нужно произнести: «Аминь!» и сразу читается еще одна сура. Это может быть сура «Ан-нас» (Люди), «Ал-ихлас» (Очищение веры), «Ал-фалак» (Рассвет) или любую другую наизусть.
  • После второй суры опять произносится такбир «Аллаху Акбар» с поднятием рук и совершается поясной поклон (руку). При этом открытые ладони опускаются на колени, произносится: «Субхана раббийа-ль-азим!» (Слава Господу Величайшему!) — 3 раза.
  • Потом, поднимаясь, говорится: «Сами’а-л-лаху лиман хамидах!» (Аллах слышит тех, кто возносит хвалу Ему!).
  • При полном выпрямлении: «Раббана ва-лака-ль-хамд!» (Господи наш, вся хвала только Тебе) и такбир: «Аллаху Акбар!».
  • После такбира делается земной поклон (суджуд). Он выполняется следующим образом. Колени начинают сгибаться, потом нужно встать на них, затем опустить руки перед собой и коснуться лбом и носом пола. Руки в это время должны быть сомкнутые на уровне ушей. При этом ступни остаются на носочках. Произносится: «Субхана раббийа-ль-а’ля!» (Слава Господу Всевышнему) – 3 раза.

  • Затем такбир и, не вставая, сесть на левую ногу, согнув ступню под себя носком внутрь, а правую выпрямить параллельно полу. Ладони кладутся на колени, пальцы соединены и руки лежат вдоль бедер. Затем опять произносится «Аллаху Акбар» и совершает второй поклон с троекратным повторением фразы: «Субхана раббийа-ль-а’ля».

  • Далее, такбир «Аллаху Акбар» и нужно встать в обратном порядке. Сначала отрываются от пола руки и голова, а затем нужно встать с корточек и выпрямится. Так заканчивается первый ра’каат.
  • Далее следует повторение первого ра’каата и в конце второго поясного поклона, произносится такбир и опять нужно сесть на ноги. При этом указательный палец правой руки нужно выпрямить по направлению к Каабе. Читаются молитвы «Ташаххуд» и «Саляват». Во время этих молитв выпрямленный палец должен двигаться вверх-вниз не останавливаясь.
Читайте также:  Чем вывести пауков из квартиры

«Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат! Ас-саляму ‘алайка аййуха-н-набиййу ва-рахмату-ллахи ва-баракатух! Ас-саляму ‘алейна ва-‘аля ибади-лляхи-с-салихин! Ашхаду ‘ал-ля ‘иляха иля-ллаху, ва-‘ашхаду ‘анна Мухаммадан ‘абдуху ва-расулух!» (Все приветствия – Аллаху, все молитвы и праведные деяния. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.)

Салават: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадив-ва-‘аля ‘али Мухаммадин кама саллайта ‘аля Ибрахима ва-‘аля ‘али Ибрахима, иннака хамидун-маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадив-ва-‘аля ‘али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва-‘аля ‘али Ибрахима, иннака хамидун-маджид» (О Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семью Ибрахима. Воистину, Ты Достославен, Достохвален и Велик. О Аллах! Окажи Мухаммаду и его семье щедрость Свою, как Ты одарил щедростью Своей Ибрахима и семью его. Воистину, Ты Достославен, Достохвален и Велик).

  • После салавата нужно повернуть голову вправо и произнести: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах» (Мир вам и милость Аллаха), а затем влево и снова: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах».
  • Намаз фаджр закончен. Все остальные намазы, кроме магриба, состоят из 4 ра’каатов. После первых двух, когда проговорен ташахуд до «Ашхаду ‘ал-ла ‘иляху илла-лляху …», снова говорится такбир «Аллаху Акбар!», нужно подняться и повторить еще раз два ра’каата. Магриб состоит из 3 ра’каатов.

Прежде чем начать молиться, необходимо ознакомиться с тем, когда нельзя совершать намаз, что нарушает намаз, как правильно делать омовение и многое другое. Сначала может показаться, что все очень сложно, но это не так! Самое главное, что после молитвы вы будете ощущать внутренне спокойствие и удовлетворение! Мир вам и благословение Аллаха!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Сказал Всевышний:«Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий» . (Сура «аль-Бакъара», 2:115).

Тафсир ас-Саади: «Из всех сторон света Аллах особо выделил восток и запад, потому что в них сосредоточены великие знамения. Там восходят и закатываются небесные светила, и если Аллах обладает властью над востоком и западом, то остальные стороны света тем более подвластны Ему.

О люди! В какую бы сторону вы ни повернулись, выполняя повеление Аллаха или вынужденно, там будет лик Аллаха. Вам велено во время намазов поворачиваться лицом в сторону Каабы, хотя прежде вы поворачивались лицом в сторону Иерусалима. А во время путешествий вам разрешается совершать намаз, сидя на верблюдице или другом средстве передвижения, и поворачиваться лицом в направлении вашего движения. А если вы не можете определить, в какой стороне находится Кааба, вам разрешается совершить намаз в любом направлении по вашему усмотрению. И ваша молитва принимается, даже если впоследствии окажется, что вы допустили ошибку. А если вы будете страдать болями в пояснице или заболеете, то для вас сделаны прочие уступки. В любом случае, куда бы вы ни повернулись, вы не найдете стороны, которая не подвластна вашему Господу.

Этот аят подтверждает существование лика Всевышнего Аллаха, который достоин Его величия и совершенства и не похож на лица творений. Аллах обладает самой великой милостью и самыми совершенными качествами, и Ему известны любые тайны и помыслы Его творений. Благодаря своим всеобъемлющим качествам и безграничному знанию Аллах позволяет Своим рабам совершать различные поступки и принимает их праведные деяния. Хвала же за это надлежит Ему одному!».

Обращение в сторону Каабы

Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приступал к намазу, он обращался лицом к Каабе при совершении обязательных (аль-фард) и дополнительных (ан-нафиля) намазов. Он (да благословит его Аллах и приветствует) велел так поступать, сказав »человеку, который плохо помолился»: «Когда ты приступаешь к намазу, тщательно соверши омовение, затем обратись лицом к Кибле и произнеси такбир» . Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж.
«Находясь в пути, он (да благословит его Аллах и приветствует) совершал дополнительыне намазы, а также намаз »аль-витр», (сидя) на своем верховом животном, куда бы оно ни поворачивалось на восток или на запад ». Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж. Источники и передатчики второго из этих двух хадисов приводятся в книге «Аль-Ирва’ аль-Галиль» (289 и 588).
Сюда же относятся и следующие Слова Всевышнего: «Куда бы вы ни обратились, там Лик Аллаха». (Сура »аль-Бакара», аят 115).
«Иногда, когда он хотел совершить дополнительный намаз на своей верблюдице, он поворачивал ее в сторону Киблы, произносил такбир и молился, куда бы она ни поворачивалась ».
«Он совершал поясной и земной поклоны (руку’ и суджуд) на своем верховом животном нагибая свою голову: при совершении земного поклона он нагибал голову ниже, чем при совершении поясного поклона». Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.
А «когда он хотел совершить обязательный намаз, то слезал с верблюдицы и обращался лицом к Кибле ». Аль-Бухари и Ахмад.
Во время намаза совершаемого под воздействием сильного страха он (да благословит его Аллах и приветствует) установил для своей общины (уммы) совершение молитвы «пешими либо сидя верхом на животном, обращаясь или не обращаясь при этом в сторону Киблы » Аль-Бухари и Муслим, и он также сказал: « Когда они смешаются в бою, то он (т.е. намаз) – это такбир и кивки головой » . Аль-Байхаки приводит этот хадис через цепочку передатчиков, которая соответствует требованиям, предъявляемым к хадисам имамами аль-Бухари и Муслимом.
Он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «То, что находится между Востоком и Западом является Киблой».
Джабир (да будет доволен им Аллах) передал: «Однажды, когда мы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) находились в пути или в военном походе, небо было закрыто тучами, поэтому, пытаясь определить Киблу, мы разошлилсь во мнениях относительно направления на Киблу, и каждый из нас совершил намаз по отдельности. Однако каждый из нас начертил перед собой линию, чтобы обозначить направление совершённого намаза. Утром мы посмотрели на небо и обнаружили, что совершили намаз не в сторону Киблы. Мы рассказали о случившемся Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) но он не велел нам повторить намаз, сказав: »Тот намаз для вас достаточен »». Ад-Даракутни, аль-Хаким, аль-Байхаки, ат-Тирмизи, Ибн Маджах и ат-Табарани. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (296).
Также «он (да благословит его Аллах и приветствует) молился в сторону Иерусалима (имеется в виду Отдаленная Мечеть – аль-Масджид аль-Акса – находящаяся в Иерусалиме – прим. переводчика), а перед ним была Кааба до того, как был ниспослан следующий аят: «Мы видели, как лицо твое обращается к небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Так повернись же лицом к Заповедной Мечети…» (Сура »аль-Бакара», аят 144 ). А когда этот аят был ниспослан, он повернулся лицом к Каабе. Когда же к людям, совершавшим утренний намаз в мечети Куба’, подошел какой-то человек, он сказал: «Поистине, Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) снизошло в эту ночь откровение, и ему было велено обращаться лицом в сторону Каабы, так не обратиться ли вам в её сторону?!» А в это время их лица были обращены в сторону аш-Шама, и, услышав это, люди развернулись и их имам также развернулся, пока не обратился лицом к Кибле вместе с ними. Аль-Бухари, Муслим, Ахмад, ас-Сирадж, ат-Табарани (3/108/2) и Ибн Са’д (1/234). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (290).

_________________________________
— Абу Дауд, Ибн Хиббан в книге »Ас-Сикат» (1/12) и ад-Дийа’ в книге »Аль-Мухтара» приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков. Его достоверность подтвердили Ибн ас-Сукн, а также Ибн аль-Мулаккин в книге »Хуласат аль-Бадр аль-Мунир» (22/1). Еще раньше на достоверность этого хадиса указал Абд аль-Хакк аль-Ишбили в своей книге «Аль-Ахкам» (№ 1394), проверенной мной. Имам Ахмад использовал этот хадис как довод, о чём рассказал Ибн Хани с его слов в книге »Аль-Маса’ил» (1/67).
— Ат-Тирмизи и аль-Хаким. Они оба называют этот хадис достоверным. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (292).
Прим. переводчика: это предписание относится к жителям Медины, потому что Медина расположена севернее Мекки. И если жители Медины обратятся лицом в направлении Мекки, то справа от них будет Запад, а слева – Восток. Этот хадис свидетельствует о том, что если молящийся находится на большом расстоянии от Каабы, то ему достаточно повернуться в направлении Заповедной Мечети (»Аль-Масджид аль-Харам») – »Итхаф аль-Кирам» Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

источник

Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (аль-Беййина, 98:5).

Малик ибн аль-Хувейрис, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте намаз так, как это делаю я».

Откуда взят порядок совершения намаза?

Какие доказательства на то или иное действие или чтение в намазе?

Далее, рассмотрим намаз согласно Сунне Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, кратко, с картинками, удобно, ин ша Аллах.

БисмиЛлахир Рахманир Рахим!

Условия, необходимые для совершения намаза

Намаз обязан совершать каждый совершеннолетний и находящийся в здравом уме мусульманин. Для совершения намаза необходимо наличие следующих условий:

  1. очищение, т.е. нужно совершить малое (или если необходимо, большое) омовение или заменяющее его омовение песком, если потребуется;
  2. совершать намаз в строго определенное для него время;
  3. тело и одежда молящегося, а также место совершения намаза должны быть очищены от скверны;
  4. покрытие частей тела, которые шариат повелевает покрывать во время совершения намаза;
  5. обращение лица в сторону священной Каабы.
  6. намерение (в душе) совершить тот или иной намаз.

Действия, делающие намаз недействительным

  1. Вероотступничество (да убережет нас Всевышний Аллах от этого!);
  2. преднамеренное невыполнение какого-либо столпа, обязательного действия или условия намаза;
  3. преднамеренно произносить слова и совершать действия, не относящие к намазу;
  4. преднамеренно добавлять лишние поясные или земные поклоны, стояние или сидение;
  5. преднамеренное искажение звуков или слов, или изменение порядка аятов при чтении коранических сур, так как это противоречит порядку, в котором Аллах послал данные суры;
  6. преднамеренная еда или питье;
  7. смех или хохот (исключение составляет улыбка);
  8. преднамеренное произнесение столпов и обязательных зикров , произносимых во время намаза в душе, не двигая при этом языком;
  9. нахождение воды, после совершения омовения песком.

Действия, совершение которых нежелательно во время намаза

  1. смотреть вверх;
  2. без причины поворачивать голову в сторону;
  3. смотреть на вещи, которые отвлекают от намаза;
  4. класть руки на пояс;
  5. класть локти на землю во время совершения земного поклона;
  6. закрывать глаза;
  7. без причины делать лишние движения, не делающие намаз недействительным (чесаться, шататься и т.д.);
  8. делать намаз, если есть уже подано;
  9. повторно читать суру «аль-Фатиха» в одном и том же рак’ате;
  10. вставать на намаз, сдерживая мочу, кал или газы;
  11. совершать намаз, засучив рукава пиджака или рубашки;
  12. совершать намаз с открытыми плечами;
  13. совершать намаз в одежде с изображениями живых существ (животных, людей и т.д.), а также совершать намаз на подобных изображениях или обратившись к ним лицом;
  14. не ставить перед собой преграду;
  15. произносить намерение совершить намаз языком;
  16. не выравнивать спину и руки при совершении поясных поклонов;
  17. не выравнивание рядов молящихся и наличие в рядах незаполненных мест при совершении группового намаза;
  18. сильно приближать голову к коленям и прижимать локти к туловищу во время совершения земного поклона;
  19. опережать имама при совершении группового намаза;
  20. чтение Корана во время совершения поясных или земных поклонов;
  21. всегда преднамеренно совершать намаз в мечети на одном и том же месте.

Места, в которых запрещается совершать намаз

  1. оскверненные места;
  2. на кладбище, а также на могиле или обратившись лицом к ней (исключение составляет погребальный намаз);
  3. в бане и туалете;
  4. в месте остановки верблюдов или в верблюжьем загоне.

АЗАН
«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») – 4 раза;
«Ашхаду алля иляха илля-л-лах!» («Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!») – 2 раза;
«Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю-л-лах» («Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха!») – 2 раза;
«Хаййа Аля-с-салях!» («Спешите на намаз!») – 2 раза;
«Хаййа аля-ль-фалях!» («Спешите к преуспеянию!») – 2 раза;
«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») – 2 раза;
«Ля иляха илля-л-лах» («Нет божества, кроме Аллаха!») – 1 раз.

Читайте также:  Как правильно сохранить чеснок до весны в домашних условиях

ИКАМА
«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») – 2 раза;
«Ашхаду алля иляха илля-л-лах!» («Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!») – 1 раз;
«Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю-л-лах» («Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха!») – 1 раз;
«Хаййа Аля-с-салях!» («Спешите на намаз!») – 1 раз;
«Хаййа аля-ль-фалях!» («Спешите к преуспеянию!») – 1 раз;
«Кад камати-с-салях!» («Намаз уже начался!») – 2 раза;
«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») – 2 раза;
«Ля иляха илля-л-лах» («Нет божества, кроме Аллаха!») – 1 раз.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА
Человек, совершающий намаз, должен всем телом обратиться к находящейся в Мекке священной Каабе. Затем он должен вознамериться в душе совершить тот или иной намаз. Затем он должен, подняв руки на уровне плеч или ушей (рис. 9), произнести: «Аллаху акбар!» («Аллах велик!»). Этот начальный такбир называется по-арабски «такбират аль-ихрам» (букв. «запрещающий такбир»), так как после его произнесения человеку, начавшему совершать намаз, запрещаются некоторые действия, которые разрешены вне намаза (разговаривать, есть и т.д.). Затем он должен положить ладонь правой руки на кисть левой и установить обе руки на груди (рис. 10). Затем он должен произнести вступительную молитву: «Субханака-ллахумма ва би-хамдика ва табарака-смука ва та’аля джаддука ва ля иляха гайрук!» («Пречист Ты, о Аллах! Хвала Тебе! Благословенно имя Твое! Высоко величие Твое! Нет божества, кроме Тебя!»)

Затем молящийся должен произнести: «А’узу би-л-ляхи мина-ш-шейтани-р-раджим!» («Прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны!»)
Затем он должен прочесть суру «аль-Фатиха» («Открывающая Коран»):
«Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим!»
1. «Аль-хамду ли-лляхи рабби-ль-алямин!»
2. «Ар-рахмани-р-рахим!»
3. «Маалики йауми-д-дин!»
4. «Иййака на’буду ва иййака наста’ин!»
5. «Ихдина-с-сираата-ль-мустагиим!»
6. «Сираата-л-лязиина ан’амта алейхим!»
7. «Гайри-ль-магдуби алейхим ва ля-д-дааааллиин!»

(«Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего!
1. Хвала Аллаху, Господу миров,
2. Милостивому, Милующему,
3. Властелину Дня воздаяния!
4. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
5. Веди нас прямым путем,
6. путем тех, кого Ты облагодетельствовал,
7. не тех, на кого пал гнев, и не заблудших»).

Обучение чтению аль-Фатихи (т.к. транскрипция не может являться передачей слов Аллаха и следует заучить/проверить своё знание аятов с учителем или, хотя бы, слушанием и повторением услышанного, как это делали сподвижники и сподвижницы, да будет доволен ими всеми Аллах)

Затем он должен сказать: «Амин!» («Господи! Вними нашей молитве!»). Затем он должен прочесть любую суру (или суры) Корана, которую он знает наизусть.

Затем он должен поднять руки на уровне плеч и, произнося слова: «Аллаху акбар!», совершить поясной поклон, возвеличивая Всевышнего Аллаха (рис. 11). Желательно, чтобы он выпрямил спину и голову параллельно полу и положил ладони на коленные чашечки, растопырив пальцы рук. Находясь в поясном поклоне он трижды должен произнести: «Субхана раббийа-ль-азим!» («Пречист мой великий Господь!») Желательно добавить к этому слова: «Субханака-л-лахумма раббана ва би-хамдик! Аллахумма-гфирли!» («Пречист Ты, о Аллах, Господь наш! Хвала Тебе! О Аллах! Прости меня!»).

Затем он должен подняться из поясного поклона. Поднимаясь, он должен произнести: «Сами’а-л-лаху лиман хамидах!» («Да услышит Аллах того, кто Его восхвалил!») и поднять руки на уровне плеч. Полностью выпрямившись, он должен сказать: «Раббана ва-лака-ль-хамд!» («Господь наш! Тебе хвала!») или: «Раббана ва лака-ль-хамду хамдан касиран таййибан мубаракан фих, мил’а-с-самавати ва-мил’а-ль-арди ва-мил’а ма ши’та мин шей’ин ба’д!».

Затем он должен со смирением перед Аллахом и почтением к Нему совершить земной поклон. Опускаясь, он должен произнести: «Аллаху акбар!». Совершая земной поклон, он должен положить на землю лоб и нос, обе ладони, оба колена и кончики пальцев обеих ног, отдалить локти от туловища и не класть их на землю, кончики пальцев рук направить в сторону Мекки, отдалить колени друг от друга и соединить стопы ног (рис. 12). В этом положении он должен трижды произнести: «Субхана раббийа-ль-а’ля!» («Пречист мой Всевышний Господь!») Желательно добавить к этому слова: «Субханака-л-лахумма раббана ва би-хамдик! Аллахумма-гфир ли!»

Затем он должен поднять голову с земного поклона, говоря при этом «Аллаху акбар!» После этого он должен сесть на левую ногу, положить правую ступню вертикально, направив пальцы правой ноги в сторону Каабы, положить правую ладонь на правое бедро, раскрыв при этом пальцы рук, а левую ладонь положить таким же образом на левое бедро (рис. 13). Находясь в этом положении, он должен произнести: «Рабби-гфир ли, ва-рхамни, ва-хдини, ва-рзукни, ва-джбурни, ва-афини!» («Господи! Прости меня! Помилуй меня! Наставь меня на прямой путь! Даруй мне удел! Исправь меня! Сделай меня здоровым!») Или он должен сказать: «Рабби-гфир ли! Рабби-гфир ли!» («Господи, прости меня! Господи, прости меня!»)

Затем он должен со смирением перед Аллахом и почтением к Нему и со словами «Аллаху акбар!» совершить второй земной поклон так же, как он совершил первый, произнося при этом те же самые слова. На этом завершается первый рак’ат намаза. Затем он должен встать на ноги, произнося при этом «Аллаху акбар!» Встав, он должен совершить во втором рак’ате все, что он совершил в первом, за исключением вступительной молитвы. Завершив второй рак’ат, он должен со словами «Аллаху акбар!» поднять голову с земного поклона и сесть так же, как он садился между двумя земными поклонами (рис. 13), но должен при этом прижать к ладони безымянный палец и мизинец правой руки, соединить средний и большой пальцы, а указательный направить в сторону Каабы. Двигая указательным пальцем вверх-вниз, он должен прочитать молитвы «Ташаххуд», «Саляват» и «Исти’аза».

«Ташаххуд»: «Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат! Ас-саляму алейка эййуха-н-набиййу ва-рахмату-ллахи ва-баракатух! Ас-саляму алейна ва аля ибади-лляхи-с-салихин! Ашхаду алля иляха иля-ллах, ва-ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулух!» («Все приветствия – Аллаху, все молитвы и праведные деяния! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник!»)

«Саляват»: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама саллейта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид! Ва барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид!» («О Аллах! Восхвали Мухаммада и его род так же, как ты восхвалил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный! И благослови Мухаммада и его род так же, как ты благословил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный!»)

«Истиа’за»: «Аллахумма инни а’узу бика мин азаби-ль-кабр, ва мин азаби джаханнам, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат, ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!» («О Аллах! Воистину, я прибегаю к Тебе от мучений в могиле, и от мучений в аду, и от искушений при жизни и после смерти, и от искушения антихриста!»)

После этого он может попросить у Аллаха любое благо как в мирской, так и в загробной жизни. Затем он должен повернуть голову направо (рис. 14) и сказать: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах!» («Мир вам и милость Аллаха!») Затем он должен точно так же повернуть голову налево и сказать: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах!»

Если намаз состоит из трех или четырех рак’атов, то он должен прочитать «Ташаххуд» до слов: «Ашхаду алля иляха иля-ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва-расулух!», а затем со словами «Аллаху акбар!» встать на ноги и поднять кисти рук до уровня плеч. Затем он должен совершить оставшиеся рак’аты намаза так же, как он совершил второй рак’ат, с той лишь разницей, что в последующих рак’атах не нужно читать суру после суры «аль-Фатиха». Завершив последний рак’ат, молящийся должен сесть подобно тому, как он садился прежде, с той лишь разницей, что он должен положить стопу левой ноги под голень правой и сесть на седалище. Затем он должен прочитать весь «Ташаххуд» до конца и, повернув голову направо и налево, сказать в обе стороны: «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-ллах!».

ЗИКРЫ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ПОСЛЕ НАМАЗА

  • 3 раза: «Астагфиру-ллах!» («Прошу прощения у Аллаха!»)
  • «Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам!» («О Аллах! Ты – мир, и от Тебя – мир! Благословен Ты, о Обладающий величием и великодушием!»)
  • «Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хува аля кули шей’ин кадир! Аллахумма ля мани’а лима а’тайт, ва ля му’тийа лима мана’т, ва ля йанфа’у за-ль-джадди минка-ль-джадд!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь! О Аллах! Никто не сможет помешать Тебе дать то, что Ты пожелаешь! Никто не может дать того, что Ты не желаешь! О Обладатель величия! Никого не спасет его величие от Тебя!»)
  • «Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду ва хува аля кулли шей’ин кадир! Ля хауля ва ля куввата илля би-ллях! Ля иляха илля-ллаху ва ля на’буду илля иййах! Ляху-н-ни’мату ва-ляху-ль-фадлу ва-ляху-с-сана’у-ль-хасан! Ля иляха илля-ллаху мухлисина ляху-д-дина ва лау кариха-ль-кафирун!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь! Нет силы и могущества, кроме как с Аллахом! Нет божества, кроме Аллаха, и мы не поклоняемся никому, кроме Него! Ему принадлежат блага, превосходство и прекрасная хвала! Нет божества, кроме Аллаха! Ему одному мы поклоняемся, даже если это не нравится неверующим! »)
  • 33 раза: «Субхана-ллах!» («Пречист Аллах!»)
  • 33 раза: «Аль-хамду ли-ллях!» («Хвала Аллаху!»)
  • 33 раза: «Аллаху акбар!» («Аллах велик!»)
  • И в конце 1 раз: «Ля иляха илля-л-лаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду ва-хува аля кулли шей’ин кадир!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь!»)
  • Желательно читать после каждого намаза «Айат аль-Курси» («Аят о Престоле»): «Аллаху ля иляха илля хува-ль-хаййу-ль-каййум, ля та’хузуху синатун ва ля наум, ляху ма фи-с-самавати ва ма фи-ль-ард, ман за-л-лязи йашфа’у индаху илля би-изних, йа’ляму ма бейна эйдихим ва ма халфахум, ва ля йухитуна би шей’ин мин ильмихи илля би-ма ша, васи’а курсиййуху-с-самавати ва-ль-арда ва-ля йа’удуху хифзухума, ва-хува-ль-алиййу-ль-азим!» («Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое, тогда как они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий») (аль-Бакара, 2:255). Между тем, кто прочтет после намаза этот аят, и раем будет стоять всего лишь смерть.
  • Желательно также читать после намаза суру «аль-Ихлас» (Искренность): «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим! Куль хува-ллаху ахад! Аллаху-с-самад! Лям йалид ва лям йуляд! Ва лям йаку-ль-ляху куфуван ахад!» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего! Скажи: “Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему”»).
  • Суру «аль-Фаляк» («Рассвет»): «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим! Куль а’узу би-рабби-ль-фаляк! Мин шарри ма халяк! Ва мин шарри гасикин иза вакаб! Ва мин шарри-н-наффасати фи-ль-укад! Ва мин шарри хасидин иза хасад!»(«Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего! Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла мрака, когда он наступает, от зла колдуний, поплевывающих на узлы, от зла завистника, когда он завидует”»).
  • Суру «ан-Нас» («Люди»): «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим! Куль а’узу би-рабби-н-нас! Малики-н-нас! Иляхи-н-нас! Мин шарри-ль-васваси-ль-ханнас! Ал-лязи йувасвиу фи судури-н-нас! Мина-ль-джиннати ва-н-нас!» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего! Скажи: “Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя отступающего (или сжимающегося) при поминании Аллаха, который наущает в груди людей и бывает из джиннов и людей”»).
  • 10 раз произносить после рассветного и закатного намазов: «Ля иляха илля-л-лаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду йухйи ва-йумит, ва-хува аля кулли шей’ин кадир!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он оживляет и умертвляет! Он способен на всякую вещь!»)
  • Желательно также произносить после рассветного намаза: «Аллахумма инни ас’алука ильман нафи’а, ва ризкан таййиба, ва амалян мутакаббаля!» («О Аллах! Я прошу у Тебя полезное знание, прекрасный удел и деяния, которые Ты примешь!»)

Алихан Мусаев
Из книги «Обучение намазу»

К статье добавлены некоторые материалы и рекомендации, которые посчитали необходимыми для лучшего усвоения вопроса.

источник