Меню

То что москва стала центром собирания русских земель не было предопределено

Как известно, Москва сумела выполнить историческую миссию собирания русских земель и превращения их из разрозненного государства — в единое и мощное государство.

Самостоятельная история Москвы начинается с того времени, когда она стала центром маленького удельного княжества, которое получил в наследство младший сын Александра Невского — Даниил Александрович (1276-1303).

Н.В. Станкевич называет четыре причины возвышения Москвы. В качестве первой он отмечает выгодное положение Москвы в центре других княжеств, что давало московским князьям возможность, “приобщая к себе независимые владения”, постепенно превращать “центр в окружность”. Второй причиной автор считает татаро-монгольское нашествие. Оно уничтожило “принципат” Владимира, который перестал быть местопребыванием великих князей; монгольские ханы поддерживали московских князей, последние обогащались от сбора дани с удельных княжеств для передачи в Золотую орду; наконец, со временем московские князья, окрепнув, возглавили борьбу с Ордой. “Вот каким образом чуждое варварское иго было одною из важнейших причин, способствовавших возрастанию нашей древней столицы”, — пишет Н.В. Станкевич. Третьей причиной возвышения Москвы явилось, по Н.В. Станкевичу, то, что она сделалась местопребыванием митрополитов, которые “влияние свое на народ употребляли в пользу князей” и стали “орудием князей для утверждения их могущества”. Наконец, на четвертое место в ряде причин возвышения Москвы автор ставит политику московских князей, направленную к “расширению границ и приобретению политической значительности”

Конечно, Н.В. Станкевич значительно глубже подошел к вопросу о причинах возвышения Москвы, чем его предшественники, отметив не единичные моменты, а совокупность условий, определивших историческую роль этого центра: географический фактор, внешнеполитические события, значение деятельности церкви, характер политики великокняжеской власти. Но, несмотря на то, что предложенная Н.В. Станкевичем для объяснения поставленной проблемы четырехчленная формула вошла (с известными модификациями) в последующую историографию, она все же не раскрывала этой проблемы, ибо из поля его зрения почти полностью выпадали явления социально-экономического характера. Явно неверное решение со стороны Н.В. Станкевича получил такой важный вопрос, как влияние на историю Руси татаро-монгольского завоевания, расцениваемое автором в положительном плане.

Так же важной особенностью Москвы является ее географическое положение. Если мы обратимся к лингвистам, ища происхождение слова Москва, то мы найдем множество гипотез и догадок. Так, например многие Лингвисты полагают, что имя города происходит от древнеславянского корня “моск”, значившего что-то топкое и влажное. Так же, Если название Москва происходит из балтийских языков, то его источником могут быть балтийские формы Mask-(u)va, Mask-ava или Mazg-(u)va, *Mazg-ava (латышское Maskava). Корень mask-/mazg- мог быть связан как с топью, грязью, так и с “узлом” (mazgas в литовском), омывающей рекой от глаголов “мыть, полоскать” (литовский mazgoti, латышский moskat).

Соответственно, вариант происхождения названия может восходить как к топкой, грязной местности — что созвучно со славянской гипотезой — так и к извилистости Москвы-реки — только в пределах города она делает 11 больших петель. И если взять за основу последнюю гипотезу, то мы понимаем, что Москва находится в выгодном положении для обороны, а в те времена расположение города (а значит и крепости, так как в любом городе был Кремль) было очень важным, так как в те времена Русь страдала от нашествий татар. Также река стала очень удобным путем переправы торговых грузов из Рязани в Новгород, которые неизменно проходили через Москву и давали возможность взимать пошлины. По реке перевозились мед, хлеб, воск и многое другое.

Помимо реки, Москва находилась на пересечении нескольких торговых путей. Это означало, что Московские купцы могли активно заниматься торговлей и наращивать экономическое благосостояние города и московского князя. Возможность торговать, в свою очередь, привлекала все большее количество горожан и город разрастался быстрыми темпами. В результате притока жителей, Москва достаточно быстро стала крайне богатым городом, а деньги давали возможность московским князьям заниматься политикой и диктовать свою волю другим княжествам. Но основная причина возвышения Москвы – это грамотное правление московских князей.

источник

История России имеет очень глубокие корни. Многие никогда не задумывались о том, почему Москва стала центром. Объединение русских земель представляет огромную значимость для всей отечественной истории. Этому посодействовало огромное количество причин, некоторые из которых мы рассмотрим ниже.

Такое государство, как Киевская Русь, было создано ранними потомками Рюрика. Владимир выбрал определенное территориальное расположение государства: сегодня эти земли принадлежат Украине, Беларуси и южной части России. Центром государства стал город Киев, который сегодня является столичным городом Украины.

Северной окраиной Киевской Руси были территории, которыми владели славяне-вятичи и угро-финны. Именно эти земли в будущем станут московскими. Здесь всегда были густые леса и непроходимые болота. Несмотря на то что эти земли совершенно не подходили для создания на них столицы, именно здесь вскоре и возникнет Московское Княжество. Основателем города принято считать Юрия Долгорукого, который славился как опытный полководец и жестокий воин. Самым интересным остается то, что до сих пор неизвестно, почему Долгорукий выбрал именно эти территории для создания крепости.

Почему Москва стала центром? Объединению русских земель, вероятнее всего, способствовала государственная раздробленность, которую усиливали нападения татаро-монгольского ига. Именно эти вражеские нашествия уничтожили сильнейшее Рязанское княжество, которое находилось очень близко к земле будущей Москвы.

Татаро-монголы своими нападениями принесли немало горя России того времени. Орда бесконечно нападала, требовала платы дани, разрушала любые постройки, сжигала города.

Почему Москва стала центром? В объединении русских земель на этом месте, возможно, немаловажную роль сыграло само территориальное расположение будущей столицы – неудобные для нападения природные ландшафты. Кроме того, важно сказать, что в переводе с финно-угорского языка само название “Москва” переводится как “болотистая лесная местность”. Такие природные условия снижали вражеские набеги до минимума, что уже обещало хоть какое-то спокойствие народу, населявшему новоявленное княжество.

В Москве обычно правили те князья, чьи знания, терпение и мудрость позволяли договориться с вражескими предводителями – ханами. Одним из самых известных правителей Московского государства стал Иван Калита, которому удалось заключить сделку с татаро-монгольским ханом. В результате этого соглашения Иван получил право княжить, передавать свою власть по наследству и быть верховным правителем над всеми другими князьями. Но кроме этого, Калите удалось выиграть борьбу с Михаилом Тверским, который также хотел заполучить такую государственную власть. Очень скоро Тверской, его и сын, и внук были жестоко казнены. Не только хитрость помогала удержать московский престол князьям – все они были выдающимися полководцами и знатоками военного дела.

Почему Москва стала центром? Объединение русских земель могло быть обусловлено также событиями, произошедшими в 1380 году. Кровавая битва, которая была выиграна российскими войсками, прошла на Куликовом поле, которое находилось совсем рядом с Москвой.

Благодаря заслугам Дмитрия Донского Москва (центр объединения русских земель) стала действительно восприниматься как очень сильное княжество. Именно Донской собрал русских бойцов для того, чтобы наконец избавиться от натиска татаро-монголов.

Несмотря на то что Русь разгромила ханское войско, дав сильный отпор ордынцам, через два года они вновь стали совершать набеги. И всё же Куликовская битва стала еще одним звеном, еще одной причиной становления этого города в качестве столицы Русского государства. Если говорить о том, когда Москва стала центром объединения русских земель, то можно назвать именно период, в который произошла Куликовская битва. Ведь все российское население собралось именно в Московском Княжестве, где готовилось к битве и укрепляло свои патриотические чувства.

Историки, изучающие государство столь раннего периода, сошлись во мнении, что город стал центром государства не столько потому, что имел удобное территориальное расположение, но и оттого, что на престоле всегда был очень мудрый и опытный князь. На самом деле все московские князья были выдающимися политиками, искусными полководцами и прекрасными дипломатами. Отвечая на вопрос «почему Москва стала центром объединения русских земель», можно дать краткий и точный ответ: благодаря деятельности московских князей.

После триумфальной победы на Куликовском поле Московское княжество стало стремительно развиваться, быстро расширяя свои территории и включая в состав своих территорий все новые земли. Близкие родственники Ивана Грозного (его предки) смогли преодолеть сильное сопротивление Пскова и Новгорода, часть земель которых была также присоединена к Московскому княжеству.

Главным укреплением Москвы обозначилось правление Ивана Грозного. Именно этому князю удалось полностью избавиться от власти татаро-монгольского ига. Показав себя в качестве умного и хитрого правителя, московский князь избавил всю Русь от вражеских набегов.

Это еще больше укрепило авторитет столицы, которая вскоре стала центром огромного и сильного государства – России.

источник

Проверочная работа по истории Объединения русских земель вокруг Москвы 6 класс с ответами. Проверочная работа состоит из 2 вариантов, в каждом варианте по 8 заданий.

1. Возвышение Московского княжества и превращение его в центр объединения русских земель началось в

1) XI в.
2) XII в.
3) XIII в.
4) XIV в.

2. Одна из причин выдвижения Москвы в качестве центра собирания русских земель заключалась в

1) передаче с конца XIII в. ярлыка на великое княжение московским князьям
2) независимости Московского княжества от Золотой Орды
3) отсутствие других претендентов на главенство в Северо-Восточной Руси
4) использовании московскими князьями всех средств для расширения своей территории и влияния

3. Москва стала не только политическим, но и религиозным центром Руси при князе

1) Иване Калите
2) Юрии Долгоруком
3) Дмитрии Донском
4) Андрее Боголюбском

4. Укажите, что из перечисленного относится к деятельности Ивана Калиты.

1) получение права сбора дани для ордынского хана со всех русских земель
2) организация восстаний против ордынского владычества
3) прекращение уплаты дани ордынскому хану
4) освобождение Руси от ордынского владычества

5. Что из перечисленного явилось результатом политики Ивана Калиты?

1) прекращение ордынских набегов на Московское княжество
2) свержение ордынского ига
3) образование единого государства
4) увеличение размера дани, выплачиваемой в Орду

6. Как назывался город, который наряду с Москвой в XIV веке выступал как возможный центр объединения русских земель?

1) Владимир
2) Новгород
3) Тверь
4) Киев

7. Прочтите отрывок из труда современного автора и напишите имя князя, о котором идёт речь.

«Младший сын Даниила Александровича унаследовал Московское княжество от старшего брата Юрия. Прежде всего, он превратил свой удел в духовный центр русских земель: митрополит всея Руси Пётр покинул свою владимирскую резиденцию и перебрался в Москву…»

8. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

1) присоединение к Московскому княжеству Можайска
2) подавление восстания в Твери
3) гибель Михаила Тверского в Орде
4) получение Иваном Калитой ярлыка на великое княжение

1. Центром объединения русских земель Москва стала в

1) XII в.
2) XIII в.
3) XIV в.
4) XV в.

2. Превращение Москвы в центр объединения русских земель связано с деятельностью

1) Владимира Мономаха и Мстислава Удалого
2) Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского
3) Ивана Калиты и Дмитрия Донского
4) Ярослава Всеволодовича и Александра Невского

3. Москва стала центром собирания русских земель благодаря

1) развитой трёхпольной системе земледелия
2) отсутствию других претендентов на лидерство
3) независимому от Золотой Орды положению
4) умелой политике московских князей

4. Укажите, что из перечисленного относится к деятельности Ивана Калиты?

1) укрепление союза с Литвой в борьбе с Ордой
2) возрождение вечевых порядков
3) перенос резиденции митрополита в Москву
4) раздробление уделов

5. Укажите факт, связанный с княжением Ивана Калиты.

1) принятие первого общерусского Судебника
2) подавление восстания в Твери в 1327 г.
3) присоединение к Москве Новгорода Великого
4) присоединение к Москве Тверского княжества

6. Что из перечисленного явилось результатом политики Ивана Калиты?

1) свержение ордынского ига
2) образование единого государства
3) увеличение размера дани, выплачиваемой в Орду
4) Московское княжество стало сильнейшим на Руси

7. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и напишите имя князя, о котором идёт речь.

«Несмотря на коварство, употреблённое к погибели опасного соперника (тверского князя), москвитяне славили его благость и дали ему имя Собирателя земли Русской… Большая набожность, усердие к строительству храмов и милосердие к нищим принесли князю всеобщую любовь. Он всегда носил с собою мешок, наполненный деньгами для бедных: отчего и получил прозвище… Украшая столицу каменными храмами, он окружил её дубовыми стенами и возобновил сгоревший в его время Кремль, бывший внутренней крепостью».

8. Расположите имена московских князей в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите цифры в правильной последовательности в ответ.

1) Юрий Данилович
2) Дмитрий Иванович
3) Даниил Александрович
4) Иван Калита

Ответы на проверочную работу по истории Объединения русских земель вокруг Москвы 6 класс
1 вариант
1-4
2-4
3-1
4-1
5-1
6-3
7. Иван Калита
8-1324
2 вариант
1-3
2-3
3-4
4-3
5-2
6-4
7. Иван Калита
8-3142

источник

Как известно, Москва сумела выполнить историческую миссию собирания русских земель и превращения их из разрозненного государства — в единое и мощное государство.

Самостоятельная история Москвы начинается с того времени, когда она стала центром маленького удельного княжества, которое получил в наследство младший сын Александра Невского — Даниил Александрович (1276-1303).

Н. В. Станкевич называет четыре причины возвышения Москвы. В качестве первой он отмечает выгодное положение Москвы в центре других княжеств, что давало московским князьям возможность, «приобщая к себе независимые владения», постепенно превращать «центр в окружность». Второй причиной автор считает татаро-монгольское нашествие. Оно уничтожило «принципат» Владимира, который перестал быть местопребыванием великих князей; монгольские ханы поддерживали московских князей, последние обогащались от сбора дани с удельных княжеств для передачи в Золотую орду; наконец, со временем московские князья, окрепнув, возглавили борьбу с Ордой. «Вот каким образом чуждое варварское иго было одною из важнейших причин, способствовавших возрастанию нашей древней столицы», — пишет Н. В. Станкевич. Третьей причиной возвышения Москвы явилось, по Н. В. Станкевичу, то, что она сделалась местопребыванием митрополитов, которые «влияние свое на народ употребляли в пользу князей» и стали «орудием князей для утверждения их могущества». Наконец, на четвертое место в ряде причин возвышения Москвы автор ставит политику московских князей, направленную к «расширению границ и приобретению политической значительности»

Конечно, Н. В. Станкевич значительно глубже подошел к вопросу о причинах возвышения Москвы, чем его предшественники, отметив не единичные моменты, а совокупность условий, определивших историческую роль этого центра: географический фактор, внешнеполитические события, значение деятельности церкви, характер политики великокняжеской власти. Но, несмотря на то, что предложенная Н. В. Станкевичем для объяснения поставленной проблемы четырехчленная формула вошла (с известными модификациями) в последующую историографию, она все же не раскрывала этой проблемы, ибо из поля его зрения почти полностью выпадали явления социально-экономического характера. Явно неверное решение со стороны Н. В. Станкевича получил такой важный вопрос, как влияние на историю Руси татаро-монгольского завоевания, расцениваемое автором в положительном плане.

Читайте также:  Как закатывать персики дольками

Так же важной особенностью Москвы является ее географическое положение. Если мы обратимся к лингвистам, ища происхождение слова Москва, то мы найдем множество гипотез и догадок. Так, например многие Лингвисты полагают, что имя города происходит от древнеславянского корня «моск», значившего что-то топкое и влажное. Так же, Если название Москва происходит из балтийских языков, то его источником могут быть балтийские формы Mask-(u)va, Mask-ava или Mazg-(u)va, *Mazg-ava (латышское Maskava). Корень mask-/mazg- мог быть связан как с топью, грязью, так и с «узлом» (mazgas в литовском), омывающей рекой от глаголов «мыть, полоскать» (литовский mazgoti, латышский moskat).

Соответственно, вариант происхождения названия может восходить как к топкой, грязной местности — что созвучно со славянской гипотезой — так и к извилистости Москвы-реки — только в пределах города она делает 11 больших петель. И если взять за основу последнюю гипотезу, то мы понимаем, что Москва находится в выгодном положении для обороны, а в те времена расположение города ( а значит и крепости, так как в любом городе был Кремль) было очень важным, так как в те времена Русь страдала от нашествий татар. Также река стала очень удобным путем переправы торговых грузов из Рязани в Новгород, которые неизменно проходили через Москву и давали возможность взимать пошлины. По реке перевозились мед, хлеб, воск и многое другое.

Помимо реки, Москва находилась на пересечении нескольких торговых путей. Это означало, что Московские купцы могли активно заниматься торговлей и наращивать экономическое благосостояние города и московского князя. Возможность торговать, в свою очередь, привлекала все большее количество горожан и город разрастался быстрыми темпами. В результате притока жителей, Москва достаточно быстро стала крайне богатым городом, а деньги давали возможность московским князьям заниматься политикой и диктовать свою волю другим княжествам. Но основная причина возвышения Москвы- это грамотное правление московских князей.

источник

Московское княжество выделилось в самостоятельное при сыне Александра Невского Данииле в 1276 г. В то время никто еще не мог себе представить, что именно оно может стать центром собирания русских земель. Более реальными претендентами являлись Тверь, Рязань, Новгород. Однако уже в правление Ивана Калиты роль и значение молодого княжества неизмеримо выросли.

Главными причинами возвышения Москвы стали: ее относительная удаленность от Орды; умелая политика московских князей; передача Москве права сбора дани; покровительство ордынских ханов; пересечение торговых путей в Северо-Восточной Руси и т. д. Однако главными предпосылками были две: превращение Москвы в центр борьбы за освобождение от ордынского господства; перенесение в Москву при Иване Калите центра Русской православной церкви.

Можно выделить несколько основных этапов собирания Москвой русских земель. На первом (от образования Московского княжества до правления Ивана Калиты и его сыновей Семена Гордого и Ивана Красного) закладывались основы экономического и политического могущества княжества. На втором (правление Дмитрия Донского и его сына Василия I) начинается и достаточно успешно протекает военное противоборство Руси с Ордой. Самыми крупными сражениями этого времени стали бои на р. Воже (1378) и на Куликовом поле (1380). Одновременно значительно расширяется территория Московского государства. Растет международный авторитет московских князей (Василий 1 был женат, к примеру, на дочери великого литовского князя Витовта). Третий этап (1425-1462) характеризуется длительной феодальной войной между великим князем Василием II и его ближайшими родственниками. Главным смыслом этой борьбы было уже не отстаивание лидирующего положения Москвы, а стремление захватить власть в набирающем силу и вес растущем Московском государстве. Огромное значение имело превращение Русской православной церкви в мировой центр православия после падения Византии (1453). Завершающим этапом стало правление Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533), когда под властью Москвы объединились основные русские земли. Был принят единый свод законов, установлены единые органы государственного управления, экономические порядки и т. п.

Образование единого Московского государства имело большое историческое значение. Оно способствовало освобождению Руси от ордынского господства. Формирование единого политического центра усиливало позиции государства на международной арене. Начались процессы формирования единого экономического пространства на русских землях. Национальное самосознание единого русского народа составляло теперь основу духовной жизни жителей различных земель.

Одним из возможных центров собирания русских земель считалось Великое княжество Литовское. Первым князем Литовского государства стал Миндовг, сумевший в короткий срок включить в состав молодого княжества земли литвы, жмуди, ятвягов, а также часть полоцких, витебских, смоленских земель. При создании Литовского государства были широко использованы государственные традиции и достижения русских княжеств. Русская знать имела такие же сильные позиции в Литве, как и сами литовцы. Но наибольшее их влияние на княжескую власть достигло при князе Гедимине (1316-1341), женатом на русской княжне. Русская знать при нем составляла основу войска, руководила посольствами, управляла литовскими городами. Неудивительно, что в Литве многие русские земли увидели тогда силу, способную возродить российскую государственность. Началось присоединение русских территорий к Литве. Официальным названием ее тогда стало Великое княжество Литовское и Русское. Собирание западных и южных русских земель продолжилось при наследниках Гедимина – Ольгерде и Кейстуте. Им удалось остановить продвижение немцев в литовские земли и завершить собирание южных и западных русских земель. Литва превратилась в сильный центр объединения всех русских земель. Включение русских земель в состав Литовского княжества не вызывало протеста у русского населения, которое воспринимало это как возрождение Древнерусского государства. Неудачными оказались лишь попытки присоединить к Литве Новгород и Псков.

Однако после смерти Ольгерда его сын Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и заключил с Польшей государственно-религиозный союз (Кревскую унию) в 1385 г. Ягайло принял католичество и обратил в католическую веру всю литовскую знать, а затем и население своей страны. Литовские и польские земли передавались Польше «на вечные времена». Против подчинения Польше начал борьбу Витовт – сын Кейстута, убитого по приказу Ягайло. Он стремился разорвать Кревскую унию и объявить себя литовским королем. Совместная борьба русских, литовцев и поляков против усиления немецкого господства в регионе привела к поражению немцев в ходе Грюнвальдской битвы (1410), положившей начало упадку Тевтонского ордена и его господства в Прибалтике.

До заключения Кревской унии государственный строй Литвы был аналогичным тому, который существовал в Древней Руси: великому князю подчинялись местные князья, имевшие свои дружины. В городах существовало вечевое управление. Литовский князь опирался на советы и поддержку родовой знати, объединенной в раду.

После заключения Кревской унии города были лишены вечевого управления, в сельской местности вводилась зависимость смердов от хозяев земли. Образовалось и новое сословие, служившее князю за земельные пожалования, – шляхта (дворянство). Они имели право созывать на местах шляхетские сеймы, на которых решали вопросы местного значения. Высшим сословием были паны (князья), имевшие огромные земельные владения и избиравшие польских королей.

Великое княжество Литовское и Русское могло стать реальным центром объединения русских земель. Однако слияние его с Польшей и начало католизации не позволило литовским князьям одержать победу в борьбе за объединение русских земель.

Политическое объединение русских земель началось в северо-восточных княжествах и имело целый ряд предпосылок. Но главным был политический фактор – необходимы были объединенные усилия русских земель для свержения ордынского господства и противодействия усилившимся угрозам со стороны Литвы и Ливонии. Таким образом, преобладание политических факторов над экономическими было главной особенностью процесса формирования единого русского государства, в отличие от Западной Европы.

Однако экономические причины были также весьма существенными. Переход в сельском хозяйстве на двух-трехпольную систему севооборота, развитие новых видов техники (соха с железным лемехом и др.), применение новых технологий (в частности, использование органических удобрений), развитие поместного землевладения (связанного исключительно со службой князьям) – все это создавало экономические предпосылки для объединения русских земель в единое государство. Большое значение имел и рост городов, растущее значение которых было связано главным образом не с экономической их мощью, а с превращением их в стратегически важные оборонные пункты, вокруг которых собирались силы для свержения господства ханов.

Относительная синхронность развития русских земель также делала возможным безболезненное объединение.

Кроме того, правовые нормы большинства русских княжеств имели единый первоисточник – «Русскую правду».

Едиными были и основы культуры различных русских земель, опиравшиеся на общерусское национальное самосознание.

Важной предпосылкой была и роль Русской православной церкви, всегда выступавшей с позиций сохранения общегосударственного единства.

Наконец, важной предпосылкой являлось и наличие политических центров, вокруг которых могло состояться политическое объединение русских земель. Такими центрами в разное время выступали Москва, Новгород, Тверь, Литва.

В объединении русских земель в единое государство можно проследить несколько этапов.

Первый из них охватывает почти весь XIV в. В этот период происходит возвышение и постепенное укрепление Москвы. Крупнейшими событиями здесь следует считать получение Иваном Калитой ярлыка на великое княжение и права сбора дани для Орды (1327); Куликовскую битву, в ходе которой Дмитрий Донской впервые во главе общенационального войска нанес поражение ордынцам (1380); передачу Дмитрием Донским владимирского великокняжеского престола по наследству сыну без ханского согласия (1389).

Второй период относится к 1389-1462 гг. и характеризуется длительной феодальной (иногда ее называют гражданской) войной между наследниками Дмитрия Донского. На этом этапе еще существовала вероятность того, что объединительные процессы на Руси могут быть возглавлены не ослабленной в ходе войны Москвой, а Новгородом или другими центрами. Однако роль и значение Моск. княжества значительно выросли именно в этот период. Даже сама феодальная война велась не столько за место и роль Москвы, сколько с учетом ее значения – за власть в ней. Решающую роль в победе Василия II сыграла поддержка ордынских ханов, которую он просил для укрепления своей власти. Не менее важное значение имело и провозглашение Русской православной церкви автокефальной после падения Византии в 1453 г.

Третий, завершающий, этап связан с падением ордынского ига и завершением формирования территории единого Московского государства в правление Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533). Москва перестала платить дань Орде (1476); добилась независимости от нее (1480); присоединила в числе других территорий те княжества и территории, которые совсем недавно считались более возможными центрами объединения русских земель: Новгородские земли (1478), Тверское княжество (1485), Псков (1510), Рязань (1521). Московские князья стали именоваться «государями всея Руси» и передавать власть в Российском государстве по наследству.

Были созданы органы управления единого Российского государства: Боярская дума состояла из родовой знати и являлась совещательным органом при государе; приказы ведали управлением общегосударственными делами по отраслям; наместники, назначаемые государем, осуществляли его политику на местах. Вводили единые меры веса, длины и т. п.

Важным шагом на пути создания единого государства стало создание единого для территории всей страны свода законов – Судебника, принятого в 1497 г. Статья 57 положила начало оформлению крепостного права. Она разрешала крестьянам переходить от одного владельца к другому лишь в течение двух недель (неделя до и неделя после Юрьева дня – 26 ноября). Крестьяне обязаны были платить специальный налог – «пожилое» за право проживания на земле того или иного феодала.

Была сформулирована концепция «Москва – третий Рим»: Москва – столица всего православного мира. Появился герб – двуглавый орел.

Значение создания единого Российского государства было весьма значительным. Оно позволило преодолеть господство ордынских ханов на русских землях и обеспечить их безопасность от других внешних угроз. Началось формирование единого экономического пространства страны. Прекратились феодальные усобицы, тяжким бременем ложившиеся на плечи населения. Значительно выросли международный престиж и авторитет России среди европейских государств.

источник

Основные даты и события: 1276 г. – образование Московского княжества; 1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты; 1359— 1389 гг. — княжение Дмитрия Донского; 8 сентября 1380 г. — Куликовская битва.

Исторические деятели: Даниил Александрович; Иван Калита; Дмитрий Донской; Иван III; Василий III.

Основные термины и понятия: политический центр; ярлык на княжение; слобода.

План ответа: 1) политические и социально-экономические предпосылки возвышения Москвы; 2) основные этапы разви­тия Московского княжества; 3) значение возвышения Моск­вы и объединения вокруг нее русских земель.

Материал к ответу: Московское княжество выделилось в самосто­ятельное при сыне Александра Невского Данииле в 1276 году. В то время никто не мог представить, что именно Москва ста­нет центром собирания русских земель. Более реальными пре­тендентами на эту роль являлись Тверь, Рязань, Новгород. Од­нако уже в период правления Ивана Калиты значение молодого Московского княжества неизмеримо возросло.

Основными причинами возвышения Москвы стали: ее относительная удаленность от Орды; умелая политика мос­ковских князей; передача Москве права сбора дани; покро­вительство ордынских ханов; пересечение торговых путей в Северо-Восточной Руси и т. д. Однако главных предпосы­лок было две: превращение Москвы в центр борьбы за осво­бождение от ордынского господства и перенос в Москву при Иване Калите центра Русской Православной Церкви.

Можно выделить несколько основных этапов собирания Москвой русских земель. На первом (от образования Москов­ского княжества до начала правления Ивана Калиты и его сы­новей Семена Гордого и Ивана Красного) были заложены ос­новы экономического и политического могущества княжества. На втором (правление Дмитрия Донского и его сына Василия I) началось достаточно успешное военное противоборство Руси с Ордой. Самыми крупными сражениями этого периода стали битвы на реке Воже (1378) и на Куликовом поле (1380). Одно­временно значительно расширяется территория Московского государства. Растет международный авторитет московских кня­зей (к примеру, Василий I был женат на дочери великого ли­товского князя Витовта). Третий этап (1425—1462) характери­зуется длительной феодальной войной между великим князем Василием II и его родственниками. Главной целью этой борь­бы было уже не отстаивание лидирующего положения Моск­вы, а стремление захватить власть в набирающем силу и вес Московском государстве. Огромное значение имело превра­щение Русской Православной Церкви в мировой центр пра­вославия после падения Византии (1453). Завершающим эта­пом стало время правления Ивана III (1462—1505) и Василия III (1505—1533), когда под властью Москвы объединились ос­новные русские княжества. Был принят единый свод законов, созданы органы государственного управления, установлены экономические.

Читайте также:  Какой краской покрасить кожаную куртку

Образование единого Русского государства имело большое историческое значение. Оно способствовало освобождению Руси от ордынского владычества. Формирование политическо­го центра усиливало позиции государства на международной аре­не. На русских землях началось складывание единого экономи­ческого пространства. Осознание русского народа как единого целого составляло теперь основу духовной жизни жителей раз­личных областей государства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8602 – | 7067 – или читать все.

источник

Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель. Вопрос о путях и центрах объединения русских земель в XIV — первой половине XV в. в течение десятилетий был бесспорным. Как в дореволюционной историкографии (возможно, за исключением С. М. Соловьева), так и в советских исторических исследованиях и научно-популярной литературе не было сомнения в том, что сама история, сама судьба предначертала именно Москве, Московскому княжеству явиться миру в качестве собирателя

русских земель, а впоследствии стать инициатором и создателем Русского централизованного государства. Правда, в зарубежных работах отмечалось, что процесс этот был сложным и противоречивым, что не только Московское княжество, но и другие политические центры средневековой Руси, а также сопредельных стран, в первую очередь Литва, претендовали, и небезуспешно, на эту роль в российской истории. Однако этим взглядам трудно было пробиться через толщу официальной историографии.

Лишь в 90-е гг. XX в. стала формироваться и другая точка зрения. Ее смысл заключался в том, что процесс собирания русских земель не был заранее предопределенным, что вовсе не Москва поначалу выступала инициатором собирания русских земель, а Тверь, а впоследствии Литовско-Русское государство, где 90 % населения было русским и православным. Эти взгляды отражены в работах Д. Н. Александрова, А. Н. Сахарова, С. В. Думина и др. (см., например: Александров Д. Н. Южная, Юго-Западная и Центральная Русь в XIII—XIV вв. и образование Литовского государства. — М., 1994; Александров Д. Н., Володихин Д. М. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI вв. — М., 1994; Сахаров А. Н. Основные этапы внешней политики России с древнейших времен до XV в. // История внешней политики России. Конец XV— XVII век: От свержения ордынского ига до Северной войны. — М., 1999; Думин С. В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. — М., 1991).

В частности, Д. Н. Александров указал на попытку собрать русские земли и централизовать власть в XIII в. князьями Галицко-Волынского княжества, а позднее — Черниговским и Брянским княжествами. А. Н. Сахаров обратил внимание на то, что не Москва, а Тверь, ее великий князь Михаил Ярославич начал собирать под своей рукой северо-восточные русские земли.

Все эти авторы отметили важную историческую роль, которую сыграло в данном процессе Великое Литовское и Русское княжество в XIV в. При этом ученые полагают, что катализатором объединения во многом были отношения русских земель и Золотой Орды. Литовско-Русское государство, независимое от Орды, именно этим во многом и притягивало к себе другие русские земли. Тверь в начале XIV в. стала подниматься к роли объединителя русских земель также на антиордынской и антимосковской основе, поскольку Московское княжество шло прочно в фарватере политики Орды.

И лишь когда в Литве произошел поворот в сторону католицизма и унии с Польшей, а Москва прочно взяла в свои руки инициативу борьбы с Ордой и добилась на этом пути впечатляющих успехов при Дмитрии Донском, объединительная поступь Москвы, к которой потянулись все антиордынские и антилитовские силы, стала безаппеляционной.

Против этих позиций выступают Б. Н. Флоря, А. Л. Хорошкевич, другие историки, которые придерживаются традиционных концепций. Эти взгляды выражены в книге Т. В. Пашуто, Б. Н. Флори, А. Л. Хорошкевич «Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства» (М., 1982).

Княжества Северо-Восточной Руси. Результатом монголо-татарского нашествия и установившегося ига стало то, что дальнейшее развитие отдельных русских княжеств пошло различными путями. Западнорусские земли (Полоцкое, Турово-Пинское, позже Смоленское княжества) не смогли противостоять натиску возникшего в XIII в. Литовского государства. В XIV—XV вв. они оказались в составе Великого княжества Литовского. Не смогли сохранить независимость и земли Юго-Западной Руси. Владения потомков Даниила Галицкого были поделены в середине XIV в. между Литвой и Польшей. К Великому княжеству Литовскому отошел и Киев. Лишь в Северо-Восточной и Северо-Западной Руси продолжали существовать самостоятельные княжества, находившиеся, однако, в вассальной зависимости от Золотой Орды.

Постепенно в Северо-Восточной Руси выделяются самые крупные и сильные княжества — Московское, Тверское, Суздальское, Нижегородское, Рязанское. Центром Руси считалось Владимирское великое княжество со столицей Владимир-на-Клязьме. Ярлык хана Золотой Орды на это княжение давал его обладателю верховную власть над всеми княжествами северо-востока и северо-запада (Новгород Великий и Псков). Однако фактически все княжества северо-востока, так же как и Новгород и Псков, оставались самостоятельными государствами.

Княжества заключали между собой договоры о границах, торговле, решении спорных дел, выдаче беглых крестьян и холопов, взаимной военной помощи, об общей линии во внешних делах. Споры и усобицы между правителями, нарушения договоров и взаимные нападения были явлением постоянным.

Недоразумения между правителями нередко улаживали с помощью старших или нейтральных князей и духовных владык. В этом плане большую роль играли русские митрополиты, перешедшие в конце XIII в. из Киева во Владимир, а в XIV в. — в Москву. Митрополиты Кирилл, Петр, Алексей и другие владыки олицетворяли сохранявшееся, несмотря на раздробленность, духовное (религиозное) единство Руси. При отсутствии политического, государственного единства это имело весьма важное значение — митрополиты, архимандриты, епископы как бы собирали воедино помыслы и стремления русских людей, отделенных друг от друга границами княжеств, враждовавших нередко между собой. Они часто мирили князей, как это делал, к примеру, Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря.

Земли каждого княжества состояли из городов и волостей. Ими управляли княжеские бояре и слуги — наместники и волостели, сидевшие в них обычно по году или по два на «кормлении»: собирая подати в великокняжескую казну, они сами содержались — «кормились» — за счет горожан и крестьян.

В княжествах правители вели все дела с помощью Боярской думы — совета из бояр. Бояре также возглавляли управление теми или иными «путями» — отраслями дворцового хозяйства, отсюда их наименование — «путные бояре» (пути конюший, сокольничий, стольничий, ловчий, чашничий; соответствующие им должности, ставшие позднее чинами,— конюший, стольник, чашник и др.).

Борьба за первенство. Между княжествами развернулась борьба за первенство на Руси. По существу, речь шла о том, какое княжество возглавит процесс объединения русских земель. Формой этой борьбы в первой половине XIV в. стала схватка между правителями крупнейших княжеств за титул великого князя владимирского. Получивший его князь присоединял к своим владениям богатые земли Владимирского княжества, получал большие доходы с Новгорода и считался первым среди других князей. Судьба великого княжения владимирского зависела от воли золотоордынского хана.

Наиболее развитым и сильным княжеством в начале XIV в. стало Тверское. Именно в Твери появился первый в послемонгольской Руси каменный храм. Тверской правитель Михаил Ярославин, племянник Александра Невского, в 1304 г. получил от хана ярлык на великое княжение владимирское. Однако вскоре на арену борьбы за политическое лидерство выдвигается Москва. Александр Невский завещал Москву младшему сыну Даниилу. При нем она стала столицей княжества, самого, пожалуй, захудалого и незавидного на Руси. Однако на рубеже XIII и XIV столетий его территория заметно расширяется: в нее включают Коломну (1300) и Можайск (1303) с их землями, захваченными полками Даниила и его сына Юрия. По завещанию князя Ивана Дмитриевича, бездетного внука Александра Невского, к Москве переходит Переяславское княжество.

Отъезд князя Михаила Ярославина на суд в Орду. Миниатюра из летописи.

Спор в Орде о великом княжении владимирском между московским и тверским князьями. Миниатюра из летописи.

Юрий Данилович, ставший московским князем после смерти отца в 1303 г., начал борьбу с Михаилом Ярославичем за владимирский престол. В 1317 г. ему удалось, женившись на сестре хана Золотой Орды Узбека, получить ярлык великого князя владимирского. Со своей дружиной и татарским отрядом Юрий двинулся против Твери, но потерпел поражение. В плен к тверскому князю попала жена Юрия, сестра хана. Вскоре она умерла, и московский правитель обвинил Михаила Ярославича в ее отравлении. Тверской князь был вызван в Орду и после суда казнен в

1318 г. Но схватка за власть не окончилась. Вскоре Юрий потерял доверие Узбека. Сын Михаила Ярославича Дмитрий в 1325 г. в Орде зарубил московского князя. Разгневанный этим самосудом Узбек приказал казнить Дмитрия, но ярлык на великое княжение владимирское дал его брату Александру. Московским князем стал брат Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита.

Все эти годы на Руси царило, по словам летописей, «смятение» — города и села грабили и выжигали ордынские и свои же русские отряды.

В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против ордынского отряда во главе с Чол-ханом. Поводом к нему стала стычка на торгу — татарин отобрал лошадь у местного дьякона, и тот призвал на помощь земляков. Сбежался народ, зазвучал набат. Собравшись на вече, тверичи вынесли решение о восстании. Они со всех сторон бросились на насильников и угнетателей. Чол-хан и его приближенные укрылись в княжеском дворце, но его подожгли вместе с ордынцами. Немногие оставшиеся в живых бежали в Орду.

Узбек двинул против Твери татарский отряд и приказал присоединиться к нему русским князьям со своими войсками. Активное участие в походе принял московский князь Иван Калита. Огнем и мечом прошли каратели по тверским землям. Александр Михайлович бежал в Псков, потом в Литву. После тверского восстания Узбек решил разделить великое княжение владимирское на две части: московский князь получил Новгород и Кострому; Владимир, Нижний Новгород и Городец отошли под власть еще одного великого князя владимирского — Александра Васильевича, правителя Суздаля. Лишь после его кончины в 1332 г. Иван Калита получил ярлык на все владимирское княжение.

Иван Калита. Став правителем «надо всею Русскою землею», Иван Данилович старательно расширял свои владения. Он прикупал, присоединял с помощью династических браков, захватывал новые земли. В Орде он вел себя смиренно и льстиво, не скупился на подарки хану и его женам, князьям и мурзам. При Иване Калите сбор дани Орда уже полностью передала русским князьям, прежде всего великому князю владимирскому. Московский князь исправно доставлял положенный «выход» в Сарай, беспощадно выколачивал его с подданных. Враги князя говорили, что часть собранного оседала в его кремлевских подвалах. Начиная с Ивана Даниловича ярлык на владимирское княжение получали, за немногими исключениями, его потомки — московские правители. Они возглавляли Московско-Владимирское княжество, одно из самых обширных государств в Восточной Европе. Ивану Калите покорились князья ростовские, галицкий, белозерский, угличский.

Благодаря осторожной политике великого князя владимирского, его показной покорности и смирению, исправному поступлению «выхода» хан Узбек и его преемники долгие годы не предпринимали больших походов против русских земель. Прекратились ордынские погромы, настало время, которое современники назвали «тишиной великой». «Христиане» отдохнули «от великой истомы, многих тягот и насилия татар». Иван Калита принял также меры против разбойников, которых было немало в лесах в те смутные годы. Все это способствовало хозяйственному развитию, росту населения во всех русских землях, и прежде всего в московских.

Митрополит всея Руси Петр подолгу жил в Москве, в которой стараниями московского князя выросло несколько каменных церквей. Митрополит поддерживал политику великого князя владимирского, также оказывавшего всяческую помощь церкви. Сам Иван Калита проявлял непоказное христианское благочестие. По преданию, он всегда ходил с кошелем (калитой) на поясе, оделяя нищих и убогих (отсюда и его прозвище). В каменном Успенском соборе Московского Кремля митрополит Петр был похоронен после кончины. Москва, а не Владимир стала отныне центром митрополии, фактической церковной столицей Руси. Это свидетельствовало о возросшей мощи и влиянии княжества.

От Калиты до Дмитрия Донского. Политику Ивана I Даниловича Калиты продолжали его сыновья — Семен Гордый (1340—1353) и Иван II Красный (1353—1359). Эта политика была дальновидной и целеустремленной — действуя разными методами, применяя то оружие, то деньги и хитрость, московские правители медленно, но верно укрепляли свою власть, положение Москвы как политического центра Руси, объединяли вокруг нее русские земли. Князь Семен правил твердо и властно (отсюда его прозвище — Гордый), ему подчинялись другие русские князья. Он и его брат Иван Красный (красивый, прекрасный) часто ездили в Орду, и на Руси по-прежнему, как и при их отце, не бесчинствовали татарские отряды. Однако в годы их правления москвичам пришлось выдерживать борьбу с новгородцами и рязанцами, Литвой, шведами и ливонцами.

После кончины Ивана II на престол вступил 9-летний Дмитрий Иванович. Митрополит Алексей и московские бояре выступили против притязаний суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича на владимирское княжение. В ход пошли деньги и подарки (в Орде) и военная сила (на Руси), и вскоре князь-соперник смирился, отказался от ярлыка в пользу Москвы, а позднее выдал свою дочь Евдокию замуж за Дмитрия Ивановича. Они стали союзниками, забыв старые распри.

Москве пришлось отбивать нападения литовских войск. Трижды, с интервалом в два года (1368, 1370, 1372), «литовщина» подкатывалась к Москве, но не смогла взять ее благодаря возведенному в 1367—1368 гг. вокруг города кремлю из белого камня (это была первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси). В союзе с Олъгердом Гедиминовичем, великим князем литовским, выступал Михаил Александрович, князь тверской. Они разоряли московские города и волости. В ответ московские полки жгли тверские селения.

Тверской князь дважды получал в Орде ярлык на великое княжение. Но поход 1375 г., организованный Москвой и носивший общерусский характер, положил конец его притязаниям. Тверь капитулировала. Михаил признал себя «младшим» по отношению к «старейшему» князю московско-владимирскому, отказался от претензий на владимирский стол, от союза с Литвой, обязался выступать вместе с Москвой против Орды.

События 60-х — первой половины 70-х гг. XIV в. укрепили роль Москвы как общерусского центра. Ее авторитет на Руси сильно вырос. Договор с Новгородом предусматривал совместную борьбу с Ливонским орденом, Литвой и Тверью. Попытка Рязани, усилившейся в те годы, противостоять Москве закончилась неудачей.

Читайте также:  Как из навоза сделать перегной быстро

Начало открытой борьбы против Золотой Орды. Постепенно Москва и другие русские княжества переходили к противостоянию Орде. Этому способствовала начавшаяся там «великая замятия» — кровавые междоусобицы, свидетельствовавшие о вступлении этого государства в период раздробленности. За два с половиной десятилетия в Орде сменилось до двух с половиной десятков ханов, случалось, что правили сразу два хана — к востоку от Волги и к западу от нее. Появлялись и исчезали временщики. Одним из них, самым сильным, был Мамай, темник, т. е. командующий 10-тысячным отрядом военачальник. Он фактически правил Ордой от имени ханов, которых русские летописцы звали «мамаевыми царями». Ожесточенная борьба ослабила Орду, и подвластные ей народы начали расправлять плечи.

В 1365 г. рязанские князья разгромили войско ордынского князя. Он сжег Рязань, но, когда возвращался с полоном и награбленным имуществом, его настигли в степи рязанцы. Ожесточенное сражение закончилось их победой. Через два года та же участь постигла другого ордынского князя, разорившего нижегородские земли. Дмитрий и Борис Константиновичи, князья нижегородский и Городецкий, полностью разгромили «рать татарскую» на реке Пьяне.

Прошло три года, и ордынцы опустошили Рязанскую землю. Опасность угрожала московским владениям. Дмитрий Иванович и его двоюродный брат Владимир Андреевич, князь серпуховско-боровский, привели войско на Оку-реку «и татар не пустили и все лето там стояли».

В середине 70-х гг. XIV в. Дмитрий прекратил выплату дани Орде и тем самым порвал с ней отношения. Тогда же восставшие жители Нижнего Новгорода перебили 1,5-тысячный ордынский отряд — «ни един от них избысть возмездия». В ответ Мамай послал карательный отряд, разоривший нижегородские места. В 1377 г. московские войска во главе с князем Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынцем и нижегородская рать взяли город Булгар и другие ордынские города на Средней Волге. Там некоторое время «сидели» русские наместник и сборщик пошлин. Часть торгового пути по Волге оказалась под контролем Москвы.

Но в том же году ордынцы разгромили московских и нижегородских воевод на реке Пьяне. Недооценив силы врага, проявив беспечность, они потеряли бдительность — сложили доспехи в телеги и мешки (стояла сильная жара) и увлеклись хмельным питием («ездят пиани»). Неожиданный удар ордынцев закончился их полной победой. Победители подвергли страшному погрому Нижний Новгород и другие города княжества.

Год спустя Мамай послал против Москвы войско во главе с опытным полководцем Бегичем. Но Дмитрию Ивановичу и его соратникам урок Пьяни пошел впрок. Навстречу татарам вышло большое московское войско во главе с самим правителем. Противники, примерно одинаковые по численности, сошлись в начале августа 1378 г. на реке Воже, в рязанских землях к югу от Оки. 11 августа ордынская конница переправилась на северный берег Вожи и обрушилась на центр русских полков, которым командовал сам Дмитрий Иванович.

Строительство Московского Кремля в 1367 г. Миниатюра из летописи.

Его большой полк отбил натиск и перешел в контрнаступление. С флангов бросились в бой полки правой и левой руки. Их мощный удар привел к разгрому и бегству ордынцев. Многие, в том числе и Бегич, погибли; другие, бросив огромный обоз, бежали в степи.

Куликовская битва. Мамай, озлобленный поражением, организовал набег на Рязанское княжество и вновь разорил его. Ордынский правитель стал готовить новый большой поход, мечтая повторить нашествие Батыя («как при Батые было»). Он стремился восстановить власть Орды над Русью, возобновить поступление дани, подорвать растущее могущество Москвы.

Мамай собрал воинов со всей Орды, нанял в итальянских колониях, существовавших тогда в Крыму, тяжело вооруженных пехотинцев. Со своим войском он двинулся на Русь и остановился в августе 1380 г. у ее границ в верховьях Дона, поджидая полки своего союзника — великого князя литовского Ягайлы Олъгердовича.

Готовилась и Русь. Помимо московских дружин, в войске Дмитрия Ивановича были полки из многих земель Северо-Восточной Руси, пришли отряды из западнорусских земель во главе с братьями Ягайлы. Князь повел свое войско к Коломне, из нее — к Лопасне левым берегом Оки, затем на юг от нее, к Дону, у впадения в него реки Непрядвы. В русской армии были не только «князья русские», «воеводы», бояре, дружинники, но и «все люди», «народ», т. е. крестьяне, горожане.

Русские переправились через Дон в ночь на 8 сентября 1380 г. Здесь, у устья Непрядвы, на обширном Куликовом поле, всхолмленном, пересеченном оврагами и речными долинами, утром началась кровопролитная битва. В центре русских войск стоял большой полк, на флангах — полки правой и левой руки, впереди — передовой полк, позади — запасной, на восточной окраине, в зеленой дубраве за рекой Смолкой, — засадный полк. Мамай в центре поставил пехоту, на флангах — конницу.

Вооружение дружинника времен Дмитрия Донского.

По преданию, сигналом к сражению стал поединок Пересвета и Челубея, русского и ордынского богатырей, погибших в схватке. Ордынские силы обрушили страшный удар на передовой полк, полностью его уничтожили, но и сами потеряли много воинов. Затем ордынцы набросились на большой полк и прорвались к стягу великого князя. На помощь пришли брянские, владимирские и суздальские дружины. Большой полк устоял. «И была брань крепкая, и сеча злая, и лилась кровь, как вода, и падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон, от татарской и русской. Не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могло вместиться на поле Куликовом, между Доном и Мечой, такого множества сошедшихся сил».

Ордынцам не удалось сломить и правый фланг русских. Мамай перенес удар на левый их фланг. Сюда смерчем налетели конные ордынские полки, и русские начали медленно отступать. Враг рвался вперед, отбросил и резервный полк, начал обходить большой полк.

Наступил критический момент сражения, и тут в бой неожиданно для ордынцев вступил засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком. По призыву Боброка: «Час прииде и время приближеся! Дерзайте, братья и други!» — свежая русская конница, вихрем вырвавшись из дубравы, обрушила удар на врага во фланг и тыл. Он был настолько стремителен и страшен, что ордынцев, смятых и разгромленных, охватила паника. Их конница бросилась бежать, смяв свою же пехоту, и устремилась к Красному холму, где находилась ставка Мамая.

Началось общее бегство. Войско Мамая перестало существовать, а сам он бежал в Крым и там погиб.

Победа Дмитрия Ивановича над Золотой Ордой вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков. «По Русской земле, — ликует автор «Задонщины» — повести XIV в. о Куликовской битве, — распространилось веселие и отвага, и вознеслась слава русская. » Москва показала себя политическим лидером Руси, а ее князь, прозванный Донским,— вождем национального значения. Русский народ, воодушевленный великой целью, нанес удар огромной силы тем, кто хотел повторить «Батыев погром».

Правда, два года спустя Тохтамыш, новый хан Золотой Орды, неожиданно пришел на Русь, ослабленную потерями на Куликовом поле. Он подошел к Москве, обманом захватил и сжег город. Русь вынуждена была возобновить уплату дани Орде. Однако это не могло свести на нет все результаты Куликовской битвы. Объединение русских земель продолжалось.

Дмитрий Иванович многое сделал для Руси. С мальчишеского возраста и до конца дней своих он непрерывно в походах, заботах, хлопотах. Приходилось ему бороться и с Ордой, и с Литвой, и с русскими соперниками. Улаживал князь и церковные дела: он пытался, правда, неудачно, сделать митрополитом своего ставленника, священника Митяя (Михаила).

Полная забот и треволнений жизнь не стала долговечной для князя; он прожил неполных четыре десятка лет. Но, заканчивая свой недолгий земной путь, Дмитрий Донской оставил сильно окрепшую Русь, заветы на будущее. Умирая, он передал, не спрашивая согласия хана Тохтамыша, своему сыну Василию (1389—1425) владимирское великое княжение как свою вотчину и выразил надежду, что «Бог переменит Орду», т. е. освободит Русь от ига.

Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Заметную роль, причем не только в церковно-духовных, но и в политических событиях на Руси времени Дмитрия Донского, играли церковные пастыри. Они немало способствовали усилению Москвы, собиранию русских земель, укреплению авторитета власти великого князя. Наставник князя Дмитрия московского, фактический правитель Москвы в годы его малолетства, митрополит Алексей происходил из рода черниговских бояр, переселившихся в Москву. Родился он в конце XIII или в начале XIV в., в 20-летнем возрасте стал монахом, а 1352 г. — епископом владимирским, а в 1354 г. — митрополитом всея Руси. Его недюжинный ум и широкое образование, твердость характера и энергия объясняют то большое влияние, которое он приобрел не только в правящих кругах, но и по всей Руси. Тому же способствовали благочестие и строгость в личной жизни. Умирая в 1378 г., митрополит Алексей хотел видеть своим преемником игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского, самого почитаемого подвижника Русской православной церкви.

Кольчуга, найденная на Куликовом поле.

Родился Варфоломей (так звали Сергия до принятия монашества) в 1314 г. (по другой версии — в 1322 г.) в семье ростовских бояр. При Иване Калите родители Варфоломея, обнищавшие от ордынских поборов и ратей, переехали в глухие леса к северу от Москвы — в городок Радонеж. После их кончины сын ушел в Хотьково-Покровский монастырь. Некоторое время спустя вместе со Стефаном, старшим братом и монахом этого монастыря, он основал пустынь (монастырь). Братья построили там церковь Святой Троицы, на месте нынешнего соборного храма Святой Троицы Троице-Сергиева монастыря. Приняв здесь иночество в 1337 г., Сергий Радонежский стал игуменом новой обители. Его смирение и трудолюбие, большое нравственное влияние прославили Троицкий монастырь, в котором он установил строгие порядки согласно общежительному уставу. Эти порядки стали образцом для многих других обителей. Сам Сергий основал несколько монастырей, его ученики — до 40 обителей.

Сергий снискал огромный авторитет на Руси. «Тихими и кроткими словами» он укрощал распри, примирял князей, добивался их подчинения великому князю Дмитрию Ивановичу. Он же, по преданию, благословлял Дмитрия Донского на решительную борьбу с Ордой. По просьбе московского правителя Сергий скрепил его духовную грамоту (завещание) в 1389 г. Но стать митрополитом он решительно отказался, не желая возвышаться над другими людьми.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Можно ли процесс объединения русских земель назвать закономерным?

2. Дайте характеристику дискуссии историков о путях и центрах объединения русских земель, обозначив их расхождения во взглядах. А что, на ваш взгляд, объединяет позиции названных в параграфе авторов?

3. Что, на ваш взгляд, позволило Москве победить в борьбе за первенство с другими княжествами, претендовавшими на политическое лидерство на Руси?

4. Почему Русь смогла одолеть противника в Куликовской битве?

δ. В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?

6. Каково значение Куликовской битвы?

7. Почему Куликовская битва не положила конец зависимости Руси от Орды?

8. Используя дополнительную литературу, составьте рассказ о Сергии Радонежском.

1 Духовная грамота московского князя Ивана Калиты. Около 1339 г.

Завещаю сыновьям своим отчину свою Москву, а раздел учинить им такой. Дал я сыну старшему Семену: Можайск со всеми волостями, Коломну со всеми Коломенскими волостями, Городенку, Мезыню, Песочную и Середокоротну, Похряне, Устьмерску, Брошевую, Гвоздну, Ивани деревни, Маковец, Левичин, Скульнев, Канев, Гжель, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северске в Похрянском уезде, село Константиновское, село Орининское, село Островское, село Копотенское, сельцо Микулинское, село Малаховское, село Напрудское у города.

Даю сыну моему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Суходол, Великую слободу, Замошскую слободу, Угож, Ростовцы, Окатьеву слободку, Скирминовское, Тростну, Негучу; а села: Рюховское, село в Замошской слободе, село Семчинское.

Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Нарунижское, Серпухов, Нивну, Темну, Голичихи, Щитов, Перемышль, Ростовец, Тухачев; а села: село Талежское, село Серпуховское, село Колбасинское, село Нарское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфоновское, село Ясиновское, село Коломенское, село Ногатинское.

А княгине моей с меньшими детьми даю: Сурожик, Мушкину гору, Радонежское, Бели, Борю, Черноголовль, на Воре слободку Софроновскую, Вохну, Дейково, Раменье, Данилищеву слободку, Машев, Сельну, Гуслицу, Раменье, что было за княгинею; а села: Михайловское, Луцинское, село у озера, село Родонежское, Дейгунинское, Тыловское, Рогож, Протасьевское, Аристовское, Лопастьнское, Михайловское на Яузе, 2 села Коломенских.

В перечислении владений Ивана Калиты выделите наиболее значительные и соотнесите их с картой на вклейке.

2 Летописная повесть о побоище на Дону

. Великий же князь пришел к реке Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы. Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы. » [Дмитрий] сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей. » И велел мосты мостить и о бродах разузнавать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник, во время восхода солнца была тьма великая по всей земле, мгла, не было света от утра до третьего часа. Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные, и случайности смертельные уничтожились. Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы Господь Бог один вел его.

И было это в шестой час дня, начали появляться поганые. И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и, великие силы увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных. Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих — русских сыновей и поганых. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его. » И сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к орде. И гнали их до речки Мечи.

1. В чем был смысл раздумья — переправляться ли русскому войску за Дон?

2. Можно ли по приведенному летописному отрывку сделать вывод о том, как в русском войске среагировали на солнечное затмение, случившееся в день битвы?

3. Что нового вы узнали о битве из документа?

источник

Adblock
detector