Меню Рубрики

Скульптуры станция метро площадь революции

Не часто публикую посты о России и Москве. Как-то не располагает московская толчея и суета к рассуждениям о райских уголках. Но и в сумасшедшем ритме города люди продолжают мечтать, надеяться и верить в чудеса.

Одно из таких чудотворных мест в столице — станция метро «Площадь революции». На станции установлены 76 бронзовых фигур скульптора Матвея Манизера, изображающих советских людей различных периодов.

Существует поверье, что если прикоснуться к различным частям статуй, то сбудется загаданное желание.

Всего скульптур 76. 20 образов повторены в 4 одинаковых статуях и 2 — только дважды. Скульптуры были установлены на станции в декабре 1937 года в хронологическом порядке, показывая события от октября 1917 до момента установки.

Статуя красноармейца с гранатой — первая, встречающая входящих на станцию. Проходящие мимо трогают гранату в руке мужчины, а также его колено.

Скульптуры на станции метро «Площадь революции» расположены в невысоких нишах, поэтому нет ни одной в полный рост. В советские времена существовала шутка по этому поводу: «Советский народ либо стоит на коленях, либо сидит».

Стоя в нишах поместились только дети-пионеры.

У солдата с ружьем, отполирован до блеска приклад оружия. Интересно, какие желания можно загадать, потирая эту деталь?

Наган в руках у матроса по поверью приносит удачу в бизнесе, его регулярно воруют. На фото видно совсем новое оружие — видимо не успели натереть после очередной замены…

Читающая книгу студентка помогает своей туфелькой от несчастной любви, а также искореняет старых дев в столице.

Хит чудес на Станции «Площадь революции» — собачий нос.

Натирать нос практически сразу после установки скульптур начали студенты. Считается, что если погладить нос собаки, то сдашь экзамен, а если заднюю ногу — то зачет.

Молодая девушка, читающая книгу рядом с собакой, наталкивает на мысль, что усваивать науки барбос тоже помогает.

Всего собак 4, у всех носы отполированы до блеска. Сегодня их трогают все подряд, что в общем верно — учимся чему-то всю жизнь. И что не день, то экзамен…

Птичница с курицей и петухом — тоже объект паломничества. Петушок просто стал золотым от постоянных поглаживаний.

После длительных поисков нашла в Интернете информацию, что петухов трут, чтобы прибавили зарплату. Но не все петухи помогают — один совсем не золотой. Более того, считается, что именно этот петух вообще приносит несчастье и прикасаться к нему нельзя.

Ножка ребенка на руках у мужчины — еще один талисман удачи. К ней прикасаются все, чьи желания так или иначе связаны с детьми.

Что можно просить, прикасаясь к коленке или ботинку отца, понять сложно. Обратила внимание, что большинство трогающих мужскую коленку — женщины. Денег просят или помощи? Судя по тому, что не все коленки у этих статуй натерты, не все мужчины — плохие отцы.

Вообще, ноги бронзовых статуй просто притягивают их погладить… Вспомнила морячку в городе Ллорет де Мар.

Спортсменке-пловчихе, которая держит ребенка, натирают голую коленку (мужчины, это вполне понятно) и туфлю (точнее, спортивный тапочек). А вот зачем трут определенное место мальчику? В Монте-Карло Адаму его же трут для удачи в знаменитом казино.

Странно, что до сих пор не натерли грудь пловчихе. Вероятно, потому что только левая доступна… Спортсменке-дискоболке уже наполировали правую грудь, как и Джульетте в Вероне.

Зачем трогают ботинок у студента, выяснить пока не удалось. Но на всякий случай тоже потрогала…

Воистину, люди делятся на тех, кто считает, что чудес не бывает и на тех, кто мир полон чудес! Судя по скульптурам на московской станции метро «Площадь Революции», последних в столице немало. Ждем чудес!

Бедные скульптурки, особенно пес! Ну придумают же всякую чушню-потрогал-и желание сбудется. Какое-то поголовное язычество в православно-атеистическом государстве.

Я все зачёты сдала, все экзамены, несколько курсовых и дипломную. Помогает, только, по одной из версий, пса следует поблагодорить, я для этого гладила лапу

Ничего не чушь. Любое суеверие — это самоубеждение в дальнейшем. Я все экзамены только после «носа» сдала))) и забеременела спустя 5 лет бесплодия после туфельки плавчихи с малышом! Хочешь верь — хочешь нет!!)))

У собаки нос на счастье, а лапа к зачёту, это факт. Туфелька у барышни — перед свиданием. Револьвер у матроса, который сейчас уже качается, скоро традиционно сопрут. Гранату приварили, теперь она надёжно закреплена. Флажки у сигнальщика с «Марата» — на счастье, но трогать можно только ранним утром. Петуха у «Птичницы» трогать нельзя никоим образом, особенно клюв.

Поклонение идолам в чистом виде. Я один раз встал около собаки, чтобы к ней было не удобно подойти, так вот пока ждал поезда, 3 человека напряглись и сумели-таки дотянутся до носа… т.е. не просто традиция или развлекуха — у людей есть зависимость от этих идолов. Вот так весёлая развлекуха перед экзаменом для многих заканчивается психологической зависимостью от куска чугуна…

Знаете, я поверила в эти статуи! Мне собачий нос помог очень.

Всегда глажу собачий нос, всегда помогает!

Пес помогает! Защитила диплом с отличием! Поехала гладить туфельку! О результате сообщу,) через год. Надеюсь!

Надежда, удачи! Ждем через год сообщение о счастливой свадьбе!

Современное атеистическое язычество.

Николай, атеизм и язычество, понятия взаимоисключающие и если вы не в курсе, то древние славяне были именно язычниками, а веру в Христа принесли через много лет евреи.

Статуи отлиты из металла переплавленных церковных колоколов, и, как видится, несут в себе заряд энергетики разрушенных Храмов.

источник

Станция метро «Площадь революции» : невероятные истории реальных людей, послуживших прообразами скульптурных героев

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Создатель многофигурной композиции бронзовых скульптур, объединенных темой: революции, гражданской войны и мирного довоенного времени — народный художник СССР, Матвей Генрихович Манизер (1891–1966) . В 1943 году Сталинская премия суммой в сто тысяч рублей, полученная скульптором за эту творческую работу, была передана им в Фонд обороны страны.

В конце 30-х годов, когда отливались эти фигуры, страна уже достаточно крепко «встала на ноги». И молодые люди 25-30 лет, послужившие прообразами скульптур, жили верой и надеждой на счастливую жизнь, в стремительно развивающейся стране. Никто еще тогда не знал, что ждет их, и еще миллионов таких же, как они, через несколько лет. И сколько из них останется в живых после войны, и как сложатся их судьбы.

Во второй арке начиная с западной стороны – крестьянин с винтовкой и матрос с наганом, прообразом которого был Алексей Никитенко — учащийся военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде. Его внешность вполне отвечала сложившемуся образу матроса-революционера. В 1937 году полгода по 4 часа в день, с наганом в руке и подпоясанный пулеметными лентами Алексей позировал Манизеру. В то довоенное время, крепкого телосложения парень, занимался спортом, брал участие в шлюпочных гонках. Алексей Диомидович прошел войну, дослужился до капитана крупного военного корабля.

В следующем арочном проеме еще один матрос в бескозырке с надписью «Марат», держащий сигнальные флажки — это Олимпий Иванович Рудаков, биография которого достойна написания целой книги. Он также выпускник военно-морского училища в Ленинграде, по окончании которого в 1937 году был распределен на линкор «Марат», и в составе команды принимал участие в параде морских судов у берегов Великобритании, по поводу коронации короля Георга VI. Вернувшись с рейда, был выбран Манизером для прообраза скульптуры сигнальщика.

Молодой офицер служил на многих военных кораблях в качестве командующего боевыми частями. А после гибели эсминца «Сокрушительный» в 1942 году, почти весь командный состав был отправлен под трибунал и приговорен к смерти. А Рудакова лишили звания и отправили на фронт в штрафную роту, кровью искупать свою вину.

Олимпий Иванович после тяжких ранений и геройских подвигов был реабилитирован и восстановлен в звании офицера. И с 1944 года служил на флоте в командном составе.

История повторилась: в 1953 году, будучи командиром крейсера «Свердлов», Олимпий Иванович Рудаков — снова у берегов Великобритании на коронации королевы Елизаветы II. Во время которой сама королева приняла с рук Олимпия Рудакова горностаевую мантию — презент от правительства Советского Союза. И пригласив на вальс морского офицера, королева оживленно общалась с Олимпием, что повлекло за собой немало разных историй «о несчастной любви королевы и простого русского моряка».

Впоследствии легендарный морской офицер продолжал служить на флоте и обучать курсантов военной академии.

Арочный проем, где затаился в дозоре пограничник с собакой, знаком многим. Мало кто пройдет мимо, не потерев нос псу. Достоверно не известно, но историки считают, что Манизер этих двух героев лепил по фотографиям Никиты Федоровича Карацупы и его собаки Индуса. В те годы в газетах было много фоторепортажей о знаменитом пограничнике и его верном помощнике и друге.

Вся жизнь бойца связана с собаками, их воспитанием. И в Казахстане, где беспризорничал, и на Дальнем Востоке, где служил с 1932 года в погранвойсках. За длительное время службы на счету Карацупы и Индуса около пятисот задержанных и уничтоженных нарушителей. У Никиты Федоровича было пять собак, каждую из которых он называл Индусом, как и первого своего пса. Все его четвероногие друзья-напарники, так или иначе гибли при задержании нарушителей границ. Книги по служебному собаководству, впоследствии написанные пограничником, по праву считаются одними из лучших.

Бронзовые фигуры шахтера с отбойником и студента застыли в соседней арке.
Прототипом образа молодого человека с книгой был Аркадий Антонович Гидрат – преподаватель Института Физкультуры, спортсмен-легкоатлет, многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту с результатом 191.5 см.

Добровольцем ушел на Финскую войну, а вернувшись, написал кандидатскую по педагогике, но так и не успел ее защитить. Отечественная война внесла свои коррективы. На Синявинских высотах под Ленинградом в сентябре 1941 года рота Аркадия Гидрата стояла насмерть, не давая врагу сомкнуть кольцо блокады вокруг города. Бой был жестоким, а после него лейтенант Аркадий Гидрат около шестидесяти лет числился пропавшим без вести.

Благодаря волонтерам, которые ведут и по сей день поисковые работы на полях боевых действий, останки Аркадия Гидрата были обнаружены и опознаны в начале 2000-х годов. Участник поисковой экспедиции Вячеслав Прохоренко нашел в гимнастерке неизвестного офицера солдатский медальон.

Вот как вспоминает он о той драгоценной находке: «Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков, в дрожащих от усталости руках, удается развернуть записку и прочесть: «Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный» . А еще в конце Аркадий дописал: «Живи счастливо!».

Вскоре была найдена дочь Аркадия Гидрата — Ольга. И каково же было удивление волонтеров, когда всплыл факт о том, что найденный ими лейтенант был еще при жизни увековечен в бронзе. К его скульптуре на станцию метро все эти долгие годы ходили мать с дочерью, приносили цветы к подножию и оплакивали любимого мужа и отца.

И вот стало еще на одного без вести пропавшего солдата меньше. А ведь их еще до нескольких миллионов, пропавших без вести, осталось лежать в земле.

Узнать еще больше о малоизвестных фактах отечественной войны вы можете в обзоре: Врукопашную против фашистов: подвиг 500 пограничников и 150 боевых псов

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

За последние годы одна из самых харизматичных станций метро обросла поверьями и превратилась в святилище эпохи лайков и мемов. «Афиша Daily» разобралась, что и как там теперь, а также поговорила с антропологом Никитой Петровым, который изучал «Площадь Революции» со своими студентами.

В позднесоветские времена многие москвичи только слышали и пересказывали друг другу, что на станции «Площадь Революции» некоторые люди выходят из поезда, чтобы потереть нос статуи собаки, и запрыгивают обратно в тот же поезд. Или касаются носа на несколько секунд, прежде чем направиться в переход. Примета о приносящей удачу собаке была в большей степени городской легендой, чем реальной городской практикой, — своими глазами это видели только особо любопытные, если у них было время подождать.

Читайте также:  Как вырастить грибы на садовом участке из остатков

В традицию это оформилось в 1990-е, а в последнее время размах этого обряда достиг небывалых масштабов. Теперь люди трут не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего. Причем несчастную собаку затерли так, что три года назад краевед Александр Можаев обратился к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуру под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что собираются покрывать поверхность фигур специальным средством, предотвращающим стирание рельефа.

Станция была открыта в 1938 году. Ее архитектор — Алексей Душкин, он же строил высотку на Красных Воротах, Детский мир и «Маяковскую». Классик сталинского ампира

Скульптуры отлиты коллективом авторов под руководством Матвея Манизера. Он же создатель огромной скульптурной группы «Партизаны» на выходе из станции метро «Партизанская», дискобола, который стоял в парках многих советских городов, и посмертной маски Сталина

Станцию открыли в 1938 году. У размещения скульптур хронологическая логика: от героев 1917 года, тревожных матросов и ворошиловских стрелков до мирной студентки и матери и пионерки 1937-го. На этом кадре еще видно, что сперва скульптуры были гипсовые

В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, в 1944 году — возвращены, но во время эвакуации некоторые были утрачены полностью, пропали отдельные элементы других, и их пришлось восстанавливать. Фотография 1965 года

Скульптур на ней изначально было 80, но в 1947 году четыре из них убрали, замуровав одну арку по оборонным соображениям. Большинство персонажей представлено в четырех экземплярах (восемнадцать образов повторяются четыре раза, а два — дважды). Фотография 1983 года

Помимо выступающих частей тела и одежды особой популярностью пользуется оружие: натерты, а иногда и непонятно как отломаны и украдены наган, граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера. Последние два скорее орудия умственного труда, которые, впрочем, при необходимости могут использоваться и не по назначению. Наконец, от собаки натирание перекинулось и на другое животное — петуха, причем в подол птичницы, состоящей при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.

Парадоксальным образом, этот же невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что тереть его нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому. А третьи совершенно не в курсе того, что петух по своим свойствам отличается от всех остальных предметов поклонения на «Площади Революции».

Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет. Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» — у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции». Другие тонко дифференцируют назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа — только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку.

— В сети масса подробных рассказов о том, кто именно придумал тереть нос собаке, что нужно потереть, чтобы получился нужный результат. О «Площади Революции» и этой практике регулярно пишут в медиа и снимают сюжеты на телевидении. Но есть ли возможность как-то установить корни традиции?

— Я сейчас буду говорить про нынешнее состояние дел, про цифровую эпоху. На совести блогеров — копирование, рерайт и репост историй про взаимодействие людей со скульптурными композициями на станции метро. Происходит это следующим образом: критическая масса текстов, то есть личные воспоминания, свидетельства, рассказы о знакомых, тексты-визитки интересных мест и прочее, накапливается в сети, из этих текстов выделяются «сильные» блоки — наиболее часто повторяющиеся элементы. Они-то и становятся тем ядром, вокруг которого выстраивается знание о предмете, и из этого ядра блоггеры снова создают свои посты.

Для таких текстов очень важна установка на достоверность. В этом смысле рассказ о происхождении практики строится так: часто приводится «точная» дата начала традиции или ссылка на «источник» ее происхождения. Причем совсем не обязательно правдивые — но важно, чтобы дата была и чтобы она была максимально конкретной. Далее следует перечисление подробностей: что трут, каким образом и для чего. Затем идут предписания: действие нужно сделать или нельзя делать, для того чтобы случилось или не случилось что-либо. В некоторых случаях рассказывается личная история или результат наблюдения: кто-либо натирал и с ним что-либо произошло.

Из-за того что все это происходит в большом городе и с участием интернета, мы в принципе не можем говорить про какое-то сообщество, в котором эти тексты популярны. Рамки этого комьюнити в отличие от жителей, например, небольшой северорусской деревни, размыты, культурный бэкграунд неясен, источники знания — непроверяемы. Если житель села Замежная в республике Коми, никогда никуда не уезжавший, рассказывая, например, легенду о происхождении табака (он вырос на могиле блудницы) ссылается на своего деда, который услышал этот рассказ от своего отца, то в этот момент мы понимаем, что текст этот устный и локальный. Или, например, если мы найдем печатный источник этой истории в местной библиотеке, а рассказчик грамотный, тогда мы можем говорить, что текст зависит от книги. А что можно наверняка сказать про пользователя московского метро, рассказывающего, что слышал про натирание от своего деда? Как проверить источники знания? На такой вопрос обычно отвечают: «Да слышал или прочитал где-то», «Показывали по телевизору», «Знаю из молодости».

Важно еще, что все эти фигуры находятся в вестибюле метро: это пересадочная станция, через нее проходит много людей, поэтому обычная практика натирания частей скульптур перерастает в гротескные формы, а рефлексия по этому поводу в сети множится и сильно варьируется. Скорее всего, в основе этой практики обычное подражание на основе наблюдения: «Все трут, и я буду натирать». А вот трактовка и интерпретация будет зависеть от ряда факторов. Это и место, где находится скульптура, и тематика композиции, и выступающая часть. Например, если рядом расположен вуз, то будет доминировать и постоянно воспроизводиться история про студентов, которые делают это, чтобы хорошо сдать сессию. Если рядом церковь, а объект — могила, камень или дерево, то будет актуализироваться идея исцеления или божественной помощи.

Один из самых важных факторов для порождения интерпретаций действий со скульптурой — ее тематика. Есть, кстати, версия, что собаке трут нос влюбленные: собака — верный друг человека, потер нос, девушка или парень тебе не будет изменять. Потереть теперь уже отсутствующий циркуль в руках инженера — к удаче в научной деятельности. Девушки трут туфельку студентки, чтобы не остаться старыми девами — здесь видна отсылка к сказке про Золушку.

— А время возникновения этой практики можно установить?

— Про 1938 год, скорее всего, это неправда, но проверить это пока не получается, архивных или мемуарных данных мы еще не нашли. Видимо, натирать стали после восстановления скульптурных композиций в 1944 году. Это тоже история про доверие нашим личным воспоминаниям. Допустим, кто-то вспомнит, что, будучи студентом, натирал нос собаке пограничника, и было это в 1938 году. Почти наверняка это свидетельство окажется сконструированным на основе многочисленных и более поздних устных, письменных, визуальных текстов об этой практике, какого-либо своего или чужого воспоминания.

Память — интересная штука: в ней складируются и куски личных воспоминаний, набор прочитанных, увиденных и прочих фактов о событии, далее формируется непротиворечивая картинка того, «как это было на самом деле». Интересующиеся могут прочитать о коллективных и сконструированных воспоминаниях работу Харальда Вельцера «История, память и современность прошлого».

— Насколько в таких новых городских обрядах много «настоящего» фольклора, который передается из уст в уста, а насколько это результат работы сети интернете? Грубо говоря, не работает ли это так же, как и мемы?

— Вот тут и начинается антропологическое исследование. Чтобы хотя бы частично ответить на этот вопрос, можно сделать две вещи: взять серию интервью или провести анкетирование (мы обычно это делаем через гугл-формы). А потом проанализировать результаты. Конечно, даже после проведенного исследования за всех носителей знания отвечать нельзя, но кое-какие закономерности мы выявим. Вот результаты устного интервью: осенью 2016 года из 30 опрошенных только 6 упомянули о спецификации скульптур, что нос собаки — успех на экзамене (4), петух — к деньгам (1), петух — к несчастью (1). Остальные трут любую из фигур просто «на удачу».

— А что дали данные гугл-опроса?

— Его проводили наши студенты, и там аудитория оказалась больше — опрос прошли более 1000 человек. 90% указали, что знают о том, что по отношению к скульптурам на станции производятся какие-либо действия. При этом 77,4% отметили, что сами не прикасаются к ним, большинство из оставшихся — 22,6% — вспомнили о собаке. Самый популярный объект — пограничник с собакой (821 голос), с большим отрывом следует петух (368 голосов), а также солдат (148 голосов) и пионерка (102 голоса). Все остальные скульптуры набрали 60 и менее голосов. 197 человек не знают, до каких скульптур дотрагиваются пассажиры Московского метрополитена.

Интересные данные получаются, если говорить про интерпретации действий и про источники знания. Скульптуры трут, потому что они приносят успех в учебе и на экзаменах (543 голоса, 50,2%), 421 человек (39,9%) написали, что скульптуры исполняют мечты, а 410 человек (37,9%) отметили: скульптуры обеспечивают удачный день. Только 12 человек (1,1%) отметили, что скульптуры приносят несчастье. Из того же исследования мы узнали, что в плане мотивации на первом месте машинальное повторение (459 голосов, 42,5%, не учтено в диаграмме). Читают об этом в интернете 266 человек (24,6%). Также в большинстве случаев привычка передается от знакомых (378 голосов, 35%) или благодаря членам семьи (325 голосов, 30,1%).

— Откуда взялась история про несчастливого петуха?

— Однозначного ответа на этот вопрос, вероятно, нет. Как мне кажется, начало этой практики можно отнести к середине-концу 1980-х годов, когда в эпоху позднего социализма стали популярны животные, связанные с восточным календарем. Помните, год Кролика, год Собаки, год Петуха?

Другое дело, что с этой фигурой связаны как позитивные (тереть гребешок — чтобы деньги были, чтобы зарплату прибавили), так и негативные (ни в коем случае нельзя трогать клюв) предписания. Возможно, дело вот в чем. Большое количество фигур предполагает, как я уже говорил, узкую специализацию — ведь практики почти одинаковы, а фигур много. В этом смысле вполне логично предположить, что одна, а то и несколько скульптур будут противопоставлены остальным.

Другое дело, почему именно натирание петуха получает различные мотивировки. Если бы мы имели дело с традиционной сельской культурой, то следовало бы обратиться к приметам, связанным с петухом. Петух попадает в различные контексты и наделяется очень разной символикой — от сексуально-брачной до солнечной. Кроме того, он оказывается вестником несчастья: петух — предвестник пожара, несчастья, войны, вести. В этому смысле понятно, откуда такая разница в интерпретативных моделях, связанных с натиранием петуха.

Но здесь петух в городской культуре, не в сельской. Можно попробовать в поисках ответа обратиться к сонникам, которые популярны в том числе среди жителей города и наверняка могли каким-то образом повлиять на толкования этого образа. Мы узнаем, что петух снится людям якобы к гневу, раздражению, к ране, к тщеславию, хвастовству, к измене, к пожару, к беде, к перебранке. Таким образом, здесь модель практики «натираем Х — программируем что-то хорошее» вступает в конфликт с символикой этой птицы. Именно поэтому петух и действия с ним наделяются столь разными толкованиями.

Читайте также:  Какой вкус у картошки

И вот еще интересно: в одном из записанных нами текстов — судя по всему, относящемуся к 1980-м годам — рассказывается, что студенты МГУ натирали клюв петуха, чтобы раздразнить студентов Бауманки, а в ответ те щелкали петуха по клюву. Здесь отчетливо прослеживается та же символика: хвастовство, перебранка и противоборство.

источник

Скульптуры для «Площади революции» лепились быстро и творчески — наброски эскизов он сделал в поезде по пути из Москвы в Ленинград — в скульптурной мастерской Академии художеств. Он отчетливо представлял процесс от создания эскиза до завершения работы — надо было воплотить историю революции в нескольких десятках персонажей. Отливали скульптуры из бронзы, скорее всего, в литейном цеху Академии художеств. Или, возможно, на заводе «Монументскульптура», который находился рядом с отцовской мастерской, на Песочной улице. И все-таки некоторых моделей, позировавших скульптору, удалось установить.

Сначала появились 80 гипсовых, а позже 76 бронзовых изваяний были водружены в арки «Площади Революции». Всего героев 20, 18 дублируются по четыре раза, а двое – дважды. Но известны личности всего шести.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат» Для этой скульптуры Манизеру позировал курсант Ленинградского военно-морского училища Олимпий Рудаков, который действительно был в составе экипажа линкора Балтийского флота «Марат», впоследствии сделал блестящую военную карьеру и даже прославился байкой про неудавшийся роман с английской королевой. У нас по этому поводу была тема:

Судьба прототипа скульптуры моряка со станции Площадь Революции Но если коротко: в 1942 году он был помощником командира эсминца «Сокрушительный», который во время сильного шторма потерпел крушение. Руководство покинуло корабль не последним, поэтому Рудакова приговорили к смертной казни, но в последний момент наказание было заменено на 10-летнее заключение в трудовом лагере, а позже и пребыванием на фронте в штрафных частях – за него вступился сам вице-адмирал, знавший, что Рудаков стал прообразом известной скульптуры. После ранения судимость была снята, и к 1950-м он дослужился до командира крейсера «Свердлов», на котором и прибыл на военно-морской парад в честь коронации Елизаветы II. Там он с новоиспеченной королевой танцевал вальс и оживленно беседовал, что и стало причиной распространения душещипательной истории о несчастной любви королевы и простого русского моряка.

Студент Прототипом фигуры студента был Аркадий Гидрат, родившийся в 1911 году и погибший на войне в 1941-м. В 1930-х он учился, а потом и преподавал в Государственном центральном институте физической культуры, был многократным чемпионом Москвы и СССР по прыжкам в высоту, вошел в число 50 лучших прыгунов за всю историю СССР. Скульптор увидел его фото в газете и пригласил попозировать. И в 1938 году в центральном зале станции появились сразу четыре одинаковые фигуры, которым позировал спортсмен. Его останки были найдены только в 2001 году, поэтому вместо могилы его родственники приезжали на «Площадь Революции» и оставляли цветы на скульптуре в седьмой арке.

Синявинские высоты — страшное место. К началу осени 1941 года Ленинград оказался в кольце. Единственный способ доставлять в город продукты — по Ладожскому озеру. Контроль над Синявинскими высотами позволял бы немцам взять город в полную блокаду. Поэтому за это «бутылочное горлышко» шириной 10-12 километров стояли насмерть. За три года боев тут погибло около 350 тысяч советских солдат! Настоящий ад. Сохранились фото этих мест в часы передышек, сделанные военными корреспондентами: вместо леса — взбитая воронками земля с голыми деревьями, всюду солдатские тела. И именно здесь, на Синявинских высотах, в конце сентября 41-го младший лейтенант Аркадий Гидрат вел в бой роту курсантов.

Его останки нашли осенью 2000 года. Поисковик из Смоленска Вячеслав Прохоренко наткнулся на заросшую травой стрелковую ячейку — вырытый наскоро неглубокий окоп.

— И вот там лежали останки двух солдатиков, — рассказывает Прохоренко. — У одного из них в кармане шинели лежали часы и медальон. Медальон раскололся, извлекать ветхую бумажку нужно было очень аккуратно. Мы в лагере с ребятами этот клочок минут сорок доставали.

Вот как вспоминает он о той драгоценной находке: «Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков, в дрожащих от усталости руках, удается развернуть записку и прочесть: «Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный». А еще в конце Аркадий дописал: «Живи счастливо!». Фото: Александр РОГОЗА

— Видимо, Аркадий Гидрат в том бою был смертельно ранен. Он знал, что умирает. Поэтому в своей последней записке написал жене: «Живи счастливо!», — говорит Вячеслав Прохоренко. Аркадий Гидрат (справа)

Матрос с наганом Для этой скульптуры позировал кадет Ленинградского Краснознаменного высшего военно-морского училища Алексей Никитенко. Скульптор сам пришел в учебное заведение в поисках матроса и выбрал фактурного парня. Курсант, перемотанный пулеметными лентами и с наганом, приходил позировать около полугода по четыре часа каждый день. Как оказалось, Манизер запечатлел будущего героя. Во время русско-японской войны он был командиром крупного военного корабля, а позже дослужился до капитана первого ранга. Подтверждается это в мемуарах корреспондента газеты «Красный флот» Владимира Рудного:

«Никитенко рассказал, как он «попал в герои гражданской войны». В 1937 году в Военно-морское училище имени Фрунзе обратился скульптор Манизер с просьбой подобрать ему натурщика для работы над фигурой матроса гражданской войны по заказу московского метрополитена. Начальник посоветовал скульптору провести день в вестибюле училища и самому выбрать подходящего курсанта. Он и выбрал Никитенко.

— Я и знать не знал. Вызвали и приказали: отправиться в Академию художеств в распоряжение товарища Манизера.

— На полгода. Каждый день по четыре часа. Опоясанный пулеметными лентами, с наганом в руке, стоял так, как на этой фотографии. Жаль, не видел скульптуру в метрополитене! Кончил училище, так и не был в Москве».

Школьницы с глобусом Эта скульптура скопирована с фотографии из газеты «Пионерская правда» 1940-го года – тогда происходила замена гипсовых статуй на бронзовые, в процессе которой некоторые из них были изменены и доработаны. Одна из героинь снимка Нина Павлова утверждает, что оно было сделано в московской школе № 91 на Большой Молчановке во время собрания, посвященного арктическому дрейфу парохода «Георгий Седов». Именно на место дрейфа она указывала на глобусе. С автором скульптуры ни Нина, ни вторая девочка, Юнесса Лещинская, никогда не встречались. Чтобы скульптуру было проще вписать в нишу, Менизер сделал девочку левшой, хотя на оригинальном фото она указывает на глобус правой рукой. О жизни героини известно немного – она стала инженером в области радиационной химии и работала в закрытых институтах.

Спортсменка-дискоболка В 2008 году в СМИ распространилась версия о якобы опознавшем родственницу племяннике прототипа этой скульптуры Валентине Курбатове. Его тетя Тамара Курбатова родилась в 1906 году в Пензе, после революции вместе с родителями переехала в Москву, где в 1930-е регулярно подрабатывала натурщицей в студии Манизера. Кроме того, Курбатова работала тапершей, танцевала в балетной труппе, снималась в массовке фильма «Яков Свердлов», постоянно не работала, зато удачно вышла замуж за театрального критика Леонида Кольберта-Нежданова. Племянник утверждает, что Валентина не знала о том, что стала «частью метрополитена», так как скульптор воссоздал ее по старым эскизам, а сама она предпочитала подземке трамваи и автобусы.

Пограничник с собакой Существует версия, что прототипом этой скульптуры стал известный в советские времена пограничник Никита Карацупа и его собака Индус. В середине 1930-х его уже прославляли за военные подвиги, и скульптор мог скопировать его с одного из многочисленных фото в газетах. Сам Карацупа ни в своей книге «Записки пограничника», ни в интервью о скульптуре не говорит, но на фотографиях его профиль все же очень подозрительно напоминает бронзового часового.

Вся жизнь бойца связана с собаками, их воспитанием. И в Казахстане, где беспризорничал, и на Дальнем Востоке, где служил с 1932 года в погранвойсках. За длительное время службы на счету Карацупы и Индуса около пятисот задержанных и уничтоженных нарушителей. У Никиты Федоровича было пять собак, каждую из которых он называл Индусом, как и первого своего пса. Все его четвероногие друзья-напарники, так или иначе гибли при задержании нарушителей границ. Книги по служебному собаководству, впоследствии написанные пограничником, по праву считаются одними из лучших. Существуют много мифов о подземке. В том числе и что бронзовые статуи спрятали в Азии.

Якобы в 1941 году подземные экспонаты вывезли в эвакуацию в Среднюю Азию вместе с сокровищами Третьяковки и Ленинки. Это тоже выдумка. Она хорошо работает на славу скульптора — мол, статуи очень сильно ценили. Но на самом деле скульптуры пережили войну на своих местах. Если бы огромные, литые, а не полые внутри, статуи отдирали от постаментов, остались бы грубые сколы. «Отец никогда не говорил об этом, а он во время войны работал в Москве и наверняка слышал бы о такой акции, — подчеркивает Гуго Манизер, сын скульптора. — В 1943 году я видел фигуры на станции».

Согласно еще одной легенде, прежде чем лепить скульптуры и отливать их из бронзы, Манизер изготовил гипсовые копии статуй в натуральную величину. Которые доставили в Москву из Ленинграда для примерки. Такого не было. Был утвержденный проект, работы отлили в мастерской — есть даже фотографии. Макеты арок Манизер сделал из досок — туда и вписал фигуры.

КСТАТИ
Уже после 40-х годов были изготовлены дополнительные комплекты оружия для памятников. Потому что Манизер не мог предположить, что кому-либо придет в голову украсть наган или гранату. А такое бывало. «Это уму непостижимые вещи! У памятника Репину на Болотной площади, который лепил мой отец, несколько раз откручивали кисти рук. А у Чапаева, установленного в Самаре, пулемет увели. Кому это может быть нужно?», — сокрушается Гуго Манизер.

источник

Мне всегда страсть как было любопытно, что же и кому натирают до блеска на станции метро Площадь Революции. Уверена, что каждый из вас хоть однажды видел, как кто-то там трёт нос собаке. В народе гуляет еще множество поверий и примет, что если прикоснуться к различным частям статуй, то сбудутся ваши загаданные сокровенные желания. Очень давно собиралась сделать подобный экскурс в народные суеверия московского метро и вот, наконец, мне представился такой шанс.

pi(с)url

Все 76 бронзовых фигур на станции «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена изображают людей советской эпохи. Автор всех 20 образов — Матвей Манизер. Три года ушло в в Ленинградской мастерской художественного литья на создание этих экспонатов. 18 из них повторяются четыре раза, а две — дважды. Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937. Интересно, что изначально предполагалось разместить 80 скульптур, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 статуи были сняты. На открытие вестибюля прибыл лично И.В.Сталин и внимательно осмотрев все изваяния, вынес исторический вердикт: «Как живые, как живые. » В 1941 году скульптуры со станции «Площадь революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 г. Во время эвакуации скульптуры сильно пострадали. Однако за счёт повторения скульптурных композиций все экспонаты удалось восстановить. Если кому интересны подробности и список персонажей — без труда найдете в интернете.

Читайте также:  Как найти потерянную папку на компьютере windows 7

А я попробую набросать вам обещанный путеводитель московских суеверий. Бесспорно, самые популярные на станции — это собаки и петухи. Если остановиться и понаблюдать, то каждые полторы минуты к ним обязательно кто-то подходит. Фотки повторяющихся скульптур (собак на станции четыре, петухов тоже четыре)

Существует поверье, что лучший способ сдать экзамен — потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой». Пограничников с собаками на станции четыре штуки. И носы блестят у всех четырех собак. Родилась эта примета благодаря студентам МГТУ имени Баумана, расположенного через одну станцию. Просить удачи на станцию метро «Площадь Революции» студенты приходят с 1938 года. В разгар сессии к собакам выстраиваются целые очереди. Причём у студентов встречаются разные варианты этой приметы:
1. Выбежать из поезда, дотронуться носа сразу всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд. Особенно популярно перед ГОСами.
2. Чтобы успешно сдать зачёт или экзамен, до носа надо дотронуться зачеткой.
3. Для получения отличной оценки надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачёта до ее лапы.
А еще, говорят, эта собака помогает избавиться всем людям от вредных привычек и пагубных зависимостей. Две собаки, расположенные в центре зала, если потрепать их за морду перед важной селкой или ответственным делом, гарантируют вам желаемый исход.

Птичница с курицей и петухом. Как известно всем азиатам, петух является символом богатсва и благополучия. Поэтому все жалующие разбогатеть натирают петухам и курице все что только можно, шепча под нос свои сокровенные молитвы. Петухов трут так же, чтобы прибавили зарплату. Но не все петухи на станции помогают! Есть один, который, наоборот, приносит только несчастья — прикасаться к нему нельзя ни в коем случае. Смотрите, не перепутайте 🙂 А еще к петухам приходят гурманы. Они считают, что если потереть гребень птицы, то в этот день тебя ожидает изысканнная и вкусная еда. О как!

Ленин с ганатой (точнее революционный рабочий с винтовкой и гранатой, но уж очень похожий на Владимира Ильича). Вообще оружие натирают всех статуям мужчины, желающие победить своих внешних врагов и внутренних демонов. Ленину, кстати, трут гранату, колено и башмак.

Матрос с наганом. Считается, что, если потрогать у матроса наган, день сложится удачно в финансовом и деловом отношении. Поэтому перед заключением важной сделки стоит приехать сюда и потереть оружейное дуло и еще обязательно звезду на рукаве. Гранаты некоторым тоже натирают. Наганы у статуй, кстати, реглярно крадут, поэтому они все разных размеров и разной степени натертости.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат» (с флажками). К нему приходят романтики, считающие, что, если потереть сигнальные флажки, то их мечты исполнится. Также по утрам к нему приходят люди, в надежде что день сложился удачно. Это поверье связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднимут флаг на судне. А еще этому матросу загадывают желание о сказочном и романтическом путешествии.

Студентка с книгой. К читающей студентке обращается много людей, несчастных в любви. Туфельку студентки трут девушки, чтобы не остаться старыми девами. Считается, что этот ритуал помагает не только обрести счастье в любви, но и дает утешение от груза сложностей в отношениях. Ну и просто трут на удачу перед свиданием. А вот студенту по-соседству почему-то никто ничего нигде не натирает)

Отец с ребёнком. Здесь всем отцам трут сразу все: и ножки ребенка, и руки отца, и колено отца, и даже ногу отца. Но больше остальных блестят детские пятки! Сюда приходят в основном мужчины — будущие отцы, мечтающие о детях. И некоторые дамы, которые хотят чтобы отец их ребенка стал лучше.

Мать с ребёнком. У матерей натерты ноги от самого бедра до кончика туфли. А у ребенка до блеска натерты гениталии. Здесь мамы мечтают родить мальчиков-наследников, ведь подавляющее большинство подходящих на ритуал — это женщины, часто беременные. Иногда подходят и будущие отцы, которые, видимо, молят провидение о сыне.

Зачем трут лапоть у деда с винтовкой для меня осталось пока загадкой. Никакой инофрмации по этому поводу мне раньше найти не удавалось. Однако дяденька-прохожий на станции сказал, что это делают все приезжие в Москву, чтобы обжиться здесь с комфортом и стать своим в доску, как в родной деревне. А что, вполне логичное объяснение!

Вообще всем статуям на станции натират те или иные участки. Кроме одной. Только футболистам никто ничего не натирает. Так и сидят они, уныло устремив свой взор на выходящих из поезда пассажиров, проходящих мимо к остальным рабочим и крестьянам. Может именно по этому у нас такая непруха с футболом? Ну что футболисты на метро не ездят, это понятно) Но товарищи-фанаты, давайте им что-ли хоть мячик натрём всем миром? 😉

источник

Площадь Революции — станция-музей со множеством скульптур и богатой отделкой, была открыта 13 марта 1938 года на Покровском радиусе в рамках Второй очереди строительства. Автор этой красивой станции архитектор А.Н.Душкин. Название дано по имени площади, на которую выходит станция. Данная площадь до 1918 года называлась Воскресенской. Удивительно, но по многочисленным версиям имя площади досталось в честь Февральской революции 1917 года, но при проектировке станции, естественно, данный факт не упоминался.

Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. Архитектор не применил декораций для оформления пилонов, а оставил их кривизну, в соответствии с конструкцией тюбингов. Проходы между пилонов решены в виде выступающих арок из бордового мрамора, опирающихся на цоколь, облицованный черным мрамором. Вследствие того, что диаметр арки шире чем проход, то в углах пилонов получились свободные пространства. Эти ниши Душкин собирался заполнить бетонными уголками с барельефами на революционную тему. Для работы был приглашен известный скульптор М.Г.Манизер, который настоял на том, что необходимо вместо барельефов разместить в углах объемные скульптуры. Душкин был против этой затеи, но руководство приняло сторону Манизера, и проект поменяли. В итоге к тяжелым монументальным цветам цоколя и арки (черный и красный) добавились темные бронзовые скульптуры, согнутые под тяжестью конструкции.

Манизером и его коллективом была выполнена серия эскизов скульптур, из которых (Главпромстроем) были утверждены 24 темы для фигур:

Из этих 24 тем было реализовано только 20. На станции при открытии имелось 40 арок, значит, следовало в них установить 80 скульптур, по две в каждой арке. Каждую тему пришлось повторить по 4 раза. Фигуры расставляли в шахматном порядке, если смотреть по оси любого прохода. При таком расположении, двигаясь по продольной оси станции, можно было увидеть все темы скульптур без повторов. Начиная от западного эскалатора (который был сооружен изначально) две арки отводились под тему Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны. Там были установлены скульптуры рабочего-красногвардейца с ручной гранатой, солдата с винтовкой, ушедшего на гражданскую войну, на его шинели прикреплен красный революционный бант. Затем пассажир видит крестьянина в лаптях, отстаивающего свое право на землю и революционного матроса с наганом. Следующие две арки раскрывают тему становления обороны СССР после гражданской войны: парашютистка, краснофлотец, пограничник с собакой для строгой охраны границ, девушка с винтовкой. Следующие арки представляют собой труд и образование в СССР: проходчик Метростроя с отбойным молотком в руках и молодой изобретатель, думающий над поставленной задачей держа в руках шестеренку и циркуль (ныне циркулей нет), птичница с курицей и петухом, механизатор, студент и студентка с книгой. Последние три арки раскрывают тему отдыха и семьи в СССР: девушка-дискоболка и юноша футболист, женщина с ребенком, мужчина с ребенком. Последняя арка — пионеры-авиамоделисты, пионерки-географы. Фигуры этой арки можно увидеть только со стороны платформ, так как в 1947 году проход был замурован с открытием восточного вестибюля и фигуры со стороны центрального зала были утрачены. На другой стороне центрального зала те же фигуры перевернуты наоборот относительно каждой арки. Таким образом, пассажир, пройдя вдоль всей станции Площадь Революции, может представить, как менялась жизнь в СССР от октября 1917 года до 1938 года.

Любопытно, что изначально все модели фигур были сделаны скульпторами из гипса и постепенно заменялись на бронзовые. В ходе этой замены некоторые темы фигур были изменены. Также можно заметить, что все фигуры, чтобы поместиться в маленькую нишу, были сделаны сидящими или присевшими на колено. Люди, смотря на сгорбившиеся скульптуры, мрачно шутили: мол, при коммунистах весь народ или «сидит», или стоит на коленях.

Торцевая стена центрального зала была украшена барельефом «Сталин и Ленин» работы М.Г.Манизера. Конституция в 1938 году была одной из главнейших тем прославления Сталина, что и было закреплено в работе скульптора. При открытии второго выхода барельеф был перенесен на станцию Павелецкая-Кольцевая.

Освещение станции производится подвешенными люстрами с молочным хрустальным стеклом. В центральном зале два ряда таких люстр, а в боковых залах по одному. Они расположены так, чтобы освещать каждую фигуру.

Интересно оформлены межарочные стены пилонов: на них закреплены вентиляционные решетки с узором, а перед ними расположены картуши. Полы среднего зала при открытии были облицованы мрамором из квадратов светлого и темно-серого цветов, проходы мраморными плитками серого цвета. Боковые залы были попросту заасфальтированы. В торцах боковых залов установлены длинные деревянные диваны. Путевые стены облицованы плитками серого мрамора.

Любопытна судьба западного наземного вестибюля, который был открыт в 1938 году по проекту архитектора А.Н.Душкина. Он стал общим сразу для двух станций: Площадь Свердлова и Площадь Революции. Душкин изначально строил павильон овальным, в сокращенном варианте, так как планировалось, что скоро эскалаторный зал будет обстроен новым зданием огромного Академического кинотеатра (также по проекту Душкина), и люди, поднявшись по эскалатору со станций, окажутся в здании кинотеатра. Но проект реконструкции площади почему-то решили временно приостановить, а архитектору была поставлена задача: сделать павильон самостоятельным зданием. Пришлось достраивать монументальный портик с колоннами, облицованным черным мрамором. Дверные проходы разделены такими же черными пилястрами. На фасаде размещена надпись с названием станций: «Пл. Революции» и «Театральная». Освещается вход с помощью шарообразных молочных светильников. Кинотеатр, как известно, так и не был построен.

Ст. Площадь Революции. Мраморное панно в наземном вестибюле, открытом в 1947 году

Ст. Площадь Революции. Скульптуры на станции: пионерки с глобусом, изобретатель

Внутри наземный вестибюль решен достаточно лаконично. Он состоит из эскалаторного зала, стены которого облицованы темно-серым и желтым мрамором, и кассового зала. Решетки, скрывающие элементы отопления, оформлены разнообразными рисунками. Стены вестибюля освещаются латунными светильниками.

Когда началась Отечественная Война, скульптуры со станции были эвакуированы и возвратились на свои места только в 1944 году.

В 1946 году в центре станции был сооружен отдельный переход на станцию Площадь Свердлова, а в 1974 году сооружен переход из центра зала Площадь Свердлова в торец станции Площадь Революции. Так что при переходе между этими станциями пассажиропотоки полностью разделены.

21 декабря 1947 года, как уже упоминалось, у станции Площадь Революции появился второй выход через восточный вестибюль. Его архитекторами стали Ю.П.Зенкевич, Н.И.Демчинский. Стены вестибюля украшены большими золотыми строчками гимна (две строфы), а между ними расположены окна касс. Над кассами, в честь 30-летия революции, помещено красивое мозаичное нанно с изображением победных знамен, слева на знамени начертано «1917», а справа «1947».

1. Барельеф с изображением И.В.Сталина со свитком и В.И.Ленина из торца центрального зала. Снят в 1947 году при постройке второго выхода.

2. 4 скульптуры, которые находились в центральном зале у крайних проходов в торцевой части. Пострадали при сооружении второго выхода и замуровывании этих проходов.

3. Циркули из рук скульптур изобретателя.

4. Мраморный пол станции. Заменен гранитными плитами.

источник