Меню Рубрики

Шабат что это за праздник

У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.

Согласно Пятикнижию, Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек:

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2:2-3)»

Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

Согласно Пятикнижию, шаббат – это знамение между Богом и Израилем:

«Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх. 31:17)».

Суббота – знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Говорится в Субботних молитвах: «и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты её идолопоклонникам, но только Израилю – народу Твоему, который Ты избрал».

Известный каббалист Йегуда Алеви (автор «Кузари») говорил о том, что, благодаря законам субботы, еврейский народ смог сохраниться на протяжении многих веков изгнаний и преследований. Он объяснил, что когда человек пропитывается светом субботы, то даже в самых тяжелых обстоятельствах его не покидает вера в Бога. Суббота напоминает каждому еврею о его особенности, потому что соблюдение ее обрядов выделяет этот народ среди других.

Суббота – это семейный праздник. Она укрепляет отношения между супругами, детьми и старшим поколением. В этот день вся семья собирается за праздничным столом, поют песни, ходят в синагогу. Возникает пространство, когда человек может отдохнуть от суеты будней и задуматься о своем предназначении.

Богобоязненный еврей никуда не ездит в субботу, не готовит еду, не пользуется электрическими приборами, не тратит денег, не курит и не пишет. В этот день он равнодушен к достижениям техники. Молчит радио, погас экран телевизора.

Спортивные игры, цирк, театральные представления, автострада – не для него.

В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шабату. У евреев есть многовековая традиция – печь к великому празднику халы. Женщина, пекущая праздничный хлеб своими руками, выполняет одну из священных мицв. Приготовление к празднику начинается утром в пятницу. Женщина начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом она пробует каждое приготовленное блюдо.

Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шабатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.

Встреча субботы (кабалат шабат ) происходит по еврейской традиции накануне вечером в йом шиши (в пятницу) в эрев Шабат. Церемония начинается благословением света и вина. Свет и вино – ключи к этому дню. Свечи зажигает хозяйка дома не позже, чем за 18 минут до захода солнца, и произносит традиционное благословение:

Барух Ата Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, ашер кидшану бэмицвотав вецивану леѓадлик нер шель Шабат! – «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам зажигать субботние свечи!»

Обычно читают псалмы 92, 94-98, 28, поют субботние песни: «Леха доди», «Шалом алейхем» и другие. Затем родители благословляют детейБиркат ѓабаним (Берешит.48:20, Бемидбар.6:24-26). Отец кладет руки на голову ребенка и произносит благословение: для мальчиков – «йесимха Элоѓим кеЭфраим ве кеМенаше» – «Да сделает тебя Бог подобным Эфраиму и Менаше»; идля девочек – «йесимех Элоѓим кеСара, Ривка, Рахель веЛея» – «Да сделает тебя Бог подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее».

После этого муж поет жене гимн восхваления достойной женщины Эшет хаиль – из книги Шломо Теѓилим (глава 31, стихи 10-31), в которой мужчина отдает должное хозяйке дома.

Это один из главных моментов праздника. Семья собирается за пятничным столом, на котором уже горят свечи. Домочадцы и гости должны садиться за праздничный стол в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Перед тем как приступить к трапезе, евреи поют «Шалом алейхем», совершают Кидуш и омывают руки. Наступает шабат. Время его начала – заход солнца в пятницу.

Вся семья приступает к трапезе, которая должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол подается 2 халы, когда наступает шабат. Что это такое и почему его едят в двойном размере? Халы – это белый хлеб, который готовит к «Мирной субботе» еврейская женщина. На стол кладется 2 порции праздничного хлеба в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне.

В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Манна – это небесный хлеб. В праздник шабата он ассоциируется с халы. Во время праздничной трапезы евреи распевают субботние песни. Считается, что во время шабата в доме должна царить атмосфера радости и покоя. Все, кто собрался за праздничным столом, обсуждают события текущей недели или рассказывают интересные истории из жизни.

При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва – хавдала. Слово «хавдала» в дословном переводе с иврита означает «отделение» или «разделение». Именно такое значение и несет короткая, но красивая своими обрядами и символизмом служба окончания Шаббата. Хавдала именно и отделяет Шаббат от других дней, отделяя святое от повседневного.

По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты зажигается свеча Хавдалы. Свеча эта особая, плетеная и с несколькими фитильками. Свеча горит ярко, как факел, освещая всю комнату. Разглядывая пламя свечи, вспоминают слова, записанные в книге Техилим – Псалом 18: 9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Свеча Хавдалы напоминает о том, что именно в первый день недели, который начинается сейчас, Бог сотворил свет. Вместе со светом была сотворена и тьма.

После того, как свеча была зажжена, поднимается бокал кидуша, прочитывается отрывок из книги пророка Исаии и произносится молитва благословения виноградного плода. Бокал переполняется нарочно, потому что полный бокал – это символ радости, так и в знак чрезмерной радости вино проливается через край на блюдце под бокалом. Виноградный плод напоминает о прошлом, о том, как в древние времена храма в жертву Богу приносились дары и излияния на Его жертвенник. Плод виноградный напоминает и о кровных жертвах, которые приносились за грехи людей. Не забывая, что источник спасения и искупления это сам Бог,читаеся отрывок из книги Исаии:

«Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Йешаяху – Исаия 12).

По комнате передают коробочку с благовонными специями внутри. Аромат специй также напоминает о древнем храме. Ведь именно внутри, в святой обители стоял алтарь курения, на котором сжигались ароматные травы. Дым от курений поднимался вверх, символизируя молитвы Израиля, направленные к Всевышнему.

Поднимается бокал и произносится молитва разделения.Благословен Ты, Господь наш Бог, Владыка вселенной, разделяющий между святым и обыкновенным, между светом и тьмой, между седьмым днем и шести днями творения. Благословен, Ты Господь, разделяющий между святым и обыкновенным.

После произношения этой молитвы, бокал выпивается, и свеча гасится в вине пролитом на блюдце. Таким образом, церемония Хавдал заканчивается и по традиции все садятся за ужин. За столом поются песни, вспоминаются отрывки из Танаха и истории, которые затем обсуждаются в кругу друзей и родственников.

Евреи верят, что Шаббат – это не только «вечный союз» между Богом и Его народом, но и явление общечеловеческое: она служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное – субботу как следует, Мессия не замедлит прийти».

Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:

  1. Зореа (посадка растений).
  2. Хореш (пахота)
  3. Коцер (жатва).
  4. Меамер (связывание снопов).
  5. Даш (молотьба).
  6. Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется – «веять»).
  7. Борер (отделение зерен от примесей – комков земли, мелких камешков, семян других растений и т. п.).
  8. Тохен (помол зерновых).
  9. Меракед (просеивание муки).
  10. Лаш (замешивание теста).
  11. Офе (выпечка хлебных изделий).

Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие тринадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.

  1. Гозез (стрижка овечьей шерсти).
  2. Мелабен (отбеливание шерсти).
  3. Менапец (вычесывание шерсти).
  4. Цовеа (окрашивание шерсти).
  5. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).
  6. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).
  7. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).
  8. Орег (ткать).
  9. Поцеах (распускать ткань).
  10. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).
  11. Матир (развязывание узлов).
  12. Тофер (шитье).
  13. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить).

Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.

  1. Цад (охотиться).
  2. Шохет (забивать скот).
  3. Мафшит (свежевать туши).
  4. Меабед (обработка, дубление кожи).
  5. Мемахек (разглаживание кожи).
  6. Месартет (раскроить)
  7. Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).

В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.

  1. Котев штей отийот (написание двух букв).
  2. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).
  3. Боне (строительство).
  4. Сотер (разрушение построенного).
  5. Мехабе (тушение огня).
  6. Мавъир (разжигание огня).
  7. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)).
  8. Моци ми-ршут ле-ршут (перенесение предметов из частного владения в общественное).

Евреи приветствуют друг друга, произнося слово «шалом». В переводе оно означает «совершенство». Поэтому «шалом» – это внешнее проявление лучшего внутреннего качества и состояния человека. Совершенство здесь ассоциируется не с физическими параметрами, а олицетворяет духовное состояние. Поэтому при встречах евреи произносят «Шалом!», тем самым желая друг другу духовного совершенства. Это же слово используется и при расставании.

Несложно догадаться, почему у субботы такой название – «Шабат шалом!». Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. Шабат помогает еврейскому народу осознать, что в жизни есть более высокие ценности, нежели земные блага и жажда материальной наживы. Шабат учит жить ради вечности и святости. И те, кто почитает субботу, будут вознаграждены по заслугам. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».

источник

Шабат — основной праздник Израиля, к нему готовятся, его ждут. «Мирная суббота» — так еще называется шабат, к этому священному еврейскому дню активнее всего женщины — «свет дома». Евреи чтут традиции и каждый год к шабату они пекут халы, это такой праздничный хлеб. Когда хозяйка занимается приготовлением халы, она одновременно исполняет ритуал — мицв. Начинается все утром в пятницу, когда до праздника есть еще день. Когда женщина накрывает праздничный стол, она сначала пробует каждое блюдо, кстати, это не так-то просто, все происходит с определенными правилами. Например, еду нельзя выплевывать, обязательно все проглотить, а в этом момент еще нужно произносить Брахи. Также важно, чтобы праздничный стол был украшен скатертью белого цвета, ее нельзя снимать со стола до конца субботы.

Читайте также:  Проявлять заботу о или к

Еще один важный момент — все верующие перед шабатом должны принять душ или ванную. А если человек не успел, ему надо просто умыться и вымыть руки. Также важно зажечь свечи, этот обряд тоже относится к обязанностям еврейских женщин. Считается, что зажжение свеч — символ мира и согласия в доме. Как правило, хозяйки зажигают две свечи на праздничном столе, иногда это делается недалеко от стола. Иногда вместо привычных свечей прибегают к масляным светильникам. Но даже момент зажжения огня в доме не является признаком начала шабата. Все в доме продолжают заниматься своими делами, а вот женщина с того момента, как зажгла свечи уже не может ни есть, ни делать что-то по дому, так продлится до заката. А зажечь свечи нужно не позднее, чем за 18 минут до захода солнца, их, кстати, нельзя будет потом перенести на иное место. Обычно для празднования шабата покупают длинные свечи, чтобы они не догорели до тех пор, пока не закончился праздник.

Мы подошли к главному моменту шабата — субботней трапезе. Это время, когда все садятся за пятничный стол, где уже горят свечи. Все жители дома и их гости теперь должны находиться в хорошем расположении духа, что очень важно. Перед началом приема пищи евреи исполняют песню, она называется «Шалом алейхем», затем они совершают Кидуш и обязательно омывают руки. Вот тут и наступает шабат, получается, что его начало приходится на пятничный закат. Теперь все спокойно могут приступить к еде, а на столе хозяйка собрала рыбные блюда, мясные, разные лакомства и, конечно, две халы. Почему две порции? Вообще, халы — это хлеб, он является символом манны небесной, которую евреям послал Всевышний в период их возвращения из Египта по пустыне. То есть, манна — хлеб небесный, а в шабат такую роль выполняет халы. Интересно, что во время своей священной трапезы евреи распевают субботние песни. В доме стараются соблюдать атмосферу тепла, спокойствия и уюта. За столом все разговоры самые обычные — о том, как прошла неделя, что у кого произошло интересного.

Вы, наверное, знаете, что евреи приветствуют друг друга словом «шалом», в переводе на русский оно означает «совершенство». Вообще, если говорить о смысле, то «шалом»- это самое лучшее человеческое качество и внутреннее состояние. Когда евреи произносят сове приветствие, они желают собеседнику самого лучшего, причем это касается именно души, ее состояния. Исходя из этого, можно легко понять, почему суббота называется именно «Шабат шалом», ведь это великий день, который учит людей быть светлыми изнутри, не обращая внимания на все материальное. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев», религия учит этот народ почитанию святой субботы, «мирного» дня. Стоит однажды увидеть шабат, это очень радостный день для всего еврейского народа.

Читайте также:

Не забудьте включить нас в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте , Одноклассниках . Мы рады новым друзьям!

источник

У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.

Шабат шалом — это праздничный пятничный ужин, посвященный субботе. Почему именно этот день недели считается святым для евреев? Потому что он является одним из основ единства еврейского народа. Этот священный день напоминает евреям о том, что когда-то они были рабами в Египте. Но позже Всевышний вывел народ оттуда, чтобы на Синае они получили Тору. Суббота – это символ выхода евреев из физического рабства и обретения ими духовной свободы. Празднование субботы – это также прямое выполнение евреями 4-й Божьей заповеди: «Помните субботний вечер, чтобы освятить его. 6 дней работай, а 7-й день посвяти Всевышнему твоему…» Для религиозного еврея очень важен «День покоя» — шабат. Что это за праздник для Израиля? Можно сказать, что на шабате «стоит» Израиль. В субботу в стране не работают поликлиники, государственные учреждения и большинство магазинов. Общественный транспорт не ходит по улицам Израиля с 15.00 (зима) и с 16.00 (лето) каждую пятницу. Люди могут добраться до места только на такси, которые работают по повышенным (субботним) тарифам.

Еврейская суббота, седьмой день недели, день покоя и радости, посвященный Господу (Исх 16:23).
Святость седьмого дня была открыта Израилю во время скитаний по пустыне после исхода из Египта. Согласно Библии, в ответ на ропот голодных израильтян Бог дал им манну; при этом Он повелел, чтобы каждый день израильтяне заготавливали дневную порцию, а в шестой день — двойную, чтобы хватило и на седьмой день, в который манна не будет ниспослана; и Моисей возвестил народу, что седьмой день — «святая суббота Господня» (Исх. 16:4–30).

Первоначально днем покоя считался отрезок времени от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу, но, впоследствии, в христианском мире распространился обычай посвящать «субботнему покою» следующий день, воскресенье.

В библейские времена термином «шаббат» обозначались:
— день покоя, установленный Богом (Лев 16:31),
— полная неделя (Лев 23:15),
— и седьмой год (Лев 25:4).

Соблюдение субботы было исключительно древнееврейским обычаем, сложившимся во время странствий евреев в пустыне, как знак повиновения и подчинения Богу, который освободил евреев из египетского рабства, приблизил к себе и сделал избранным народом. В скинии завета, а впоследствии в иерусалимском Храме, субботний ритуал сопровождался принесением в жертву двух агнцев в дополнение к ежедневной утренней жертве всесожжения и вечерней жертве (Числ 28:9), обновлением хлебов предложения (Лев 24:8) и созывом «священного собрания» народа (Лев 23:2).

В более поздней практике синагогальной службы этот день выделялся из других дней недели особыми молитвами. Наряду с предписаниями ритуального характера с субботой связаны и запреты (например, на всякий рабский труд). Из запрещенных работ упомянуто лишь несколько — заготовка дров, зажигание огня, пахота, сев, торговля. Начиная со 2 в. до н.э. этим запретам уделялось все большее внимание, и раввины составили перечень из 39 основных видов работ, к которым сводились прочие многочисленные действия, запрещенные в субботу. Эта «установка ограды вокруг Торы» имела целью защиту работников от эксплуатации, поскольку уточняла, каких действий от работника нельзя требовать, и в то же время разъясняла, какие действия разрешены и даже обязательны (например, спасение больного). В Средние века, когда часть евреев насильственно обращали в христианство, несоблюдение шаббата рассматривалось инквизицией как одно из самых убедительных доказательств искренности новокрещенных христиан. Однако насильственно обращенные евреи Испании и Португалии, в первую очередь женщины, прибегали к всевозможным уловкам, чтобы не нарушать предписаний, связанных с субботой. Зажигание субботних свечей производилось так, чтобы христианские соседи не могли заметить этого: вместо зажигания особых свечей в обычные свечи вставляли новые фитили. В субботу надевали чистые одежды; женщины воздерживались от ткачества и прядения, а в случае посещения соседа-христианина делали вид, что работают; мужчины выходили в поле, однако не работали там, торговцы оставляли в магазинах вместо себя детей.

Законы Шаббата в иудаизме

Суббота у евреев — праздничный день, и в этот день предписано есть трижды. Рекомендуется, чтобы хозяин дома участвовал в приготовлениях к Шаббату, даже если у него есть слуги, которые могли бы сделать все приготовления. В честь Шаббата следует надевать особые одежды, ходить и даже говорить иначе, нежели в будние дни.

Встреча Шаббата

Встреча Шаббата — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые ее атрибуты — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала (традиционный хлеб в форме заплетённой косы), кошерное вино.

Зажигание свечей

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу. Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь по меньшей мере две субботние свечи, из которых одна соответствует стиху «помни день субботний» (Исх. 20:8), а другая — «блюди день субботний» (Втор. 5:12).

При зажигании свечей произносят благословение:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».

После того, как свечи зажжены, принято приветствовать друг друга словами «Шабат шалом!» С момента принятия Шаббата (женщине при зажжении свечей, мужчине не позже захода солнца) и до исхода Субботы нельзя совершать 39 категорий «труда», включая зажигание и гашение огня.

После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву «Минха», «Встреча Субботы» и «Маарив».

Вернувшись вечером в пятницу домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом, чтобы спеть традиционный гимн «Шалом алейхем».

Принято, что после этого отец благословляет детей. Эта церемония подчеркивает его роль духовного наставника. Ребенок, который каждую неделю подходит к отцу за благословением, привыкает его уважать. Отец возлагает обе руки на голову ребенка (когда детей двое, то он кладет руку на голову каждого) и, если это сын (сыновья), произносит: «Да уподобит тебя Бог Эфраиму и Менаше!» Дочери (дочерям) он говорит: «Да уподобит тебя Бог Саре, Ривке, Рахели и Лее!» Затем продолжает: «Да благословит тебя Господь и охранит тебя, и будет благосклонен к тебе Господь, и помилует тебя. Будет Благоволить к тебе Господь и пошлет тебе мир!»

Освящение дня

Освящение дня произносят над бокалом вина или виноградного сока (киддуш). Глава семьи произносит благословение:

«И был вечер, и было утро, день шестой. И завершены были небо и земля со всем воинством их. И закончил Б-г на седьмой день труд Свой, которым занимался, и в седьмой день не совершал Он никакой из тех работ, которыми был занят, и благословил Б-г день седьмой, и освятил его, ибо в этот день не совершал Он никакой из работ Своих, которыми занимался прежде, и которые намеревался совершить после того. Внемлите Господа мои и учители!


БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ. И ДАВШИЙ НАМ В НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ
О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ
О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ. И СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ!»

«Кидуш» совершает один человек от имени всех присутствующих, но каждый, если хочет, может сделать его для себя.
Когда произносят благословение над вином, халы должны оставаться накрытыми.
По завершении «Кидуша» все присутствующие отвечают «амен». Глава семьи отпивает вина и отливает из своего кубка всем остальным. Они не должны, однако, сами произносить благословение на вино.

Омовение рук

После освящения дня следует омовение рук. Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:

Читайте также:  Долларовое дерево как вырастить

«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.

Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:


«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы. Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. На это нет строгих правил, и каждая община имеет собственную кухню.

Завершение Шаббата

При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва — хавдала. Слово «хавдала» в дословном переводе с иврита означает «отделение» или «разделение». Именно такое значение и несет короткая, но красивая своими обрядами и символизмом служба окончания Шаббата. Хавдала именно и отделяет Шаббат от других дней, отделяя святое от повседневного.

По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты зажигается свеча Хавдалы. Свеча эта особая, плетеная и с несколькими фитильками. Свеча горит ярко, как факел, освещая всю комнату. Разглядывая пламя свечи, мы вспоминаем слова, записанные в книге Техилим — Псалом 18: 9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Свеча Хавдалы напоминает о том, что именно в первый день недели, который начинается сейчас, Бог сотворил свет. Вместе со светом была сотворена и тьма.

После того, как свеча была зажжена, поднимается бокал кидуша, прочитывается отрывок из книги пророка Исаии и произносится молитва благословения виноградного плода. Бокал переполняется нарочно, потому что полный бокал — это символ радости, так и в знак чрезмерной радости вино проливается через край на блюдце под бокалом. Виноградный плод напоминает о прошлом, о том, как в древние времена храма в жертву Богу приносились дары и излияния на Его жертвенник. Плод виноградный напоминает и о кровных жертвах, которые приносились за грехи людей. Не забывая, что источник спасения и искупления это сам Бог,читаеся отрывок из книги Исаии:

«Вот, Бог—спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь—сила моя, и пение мое—Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Йешаяху — Исаия 12)

По комнате передают коробочку с благовонными специями внутри. Аромат специй также напоминает о древнем храме. Ведь именно внутри, в святой обители стоял алтарь курения, на котором сжигались ароматные травы. Дым от курений поднимался вверх, символизируя молитвы Израиля, направленные к Всевышнему.

Поднимается бокал и произносится молитва разделения.

Благословен Ты, Господь наш Бог, Владыка вселенной, разделяющий между святым и обыкновенным, между светом и тьмой, между седьмым днем и шести днями творения. Благословен, Ты Господь, разделяющий между святым и обыкновенным.

После произношения этой молитвы, бокал выпивается, и свеча гасится в вине пролитом на блюдце. Таким образом, церемония Хавдал заканчивается и по традиции все садятся за ужин. За столом поются песни, вспоминаются отрывки из Танаха и истории , которые затем обсуждаются в кругу друзей и родственников.

Евреи верят, что Шаббат — это не только «вечный союз» между Богом и Его народом, но и явление общечеловеческое: она служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное — субботу как следует, Мессия не замедлит прийти».

Христиане (за исключением субботников) полагают, что законы Шаббата, вместе с другими заповедями Закона Моисеева, были упразднены жертвой Иисуса Христа на Голгофе, и суббота остается только духовно понимаемой обязанностью христианина посвящать себя и свое время на служение Богу. При этом вероучение Православной церквипроводит различие между Шаббатом (субботой) и Божиим днём (воскресеньем). Римская католическая церковьпрактически отождествляет ветхозаветную субботу и восресенье, и этой традиции следуют многие протестанты,считающие воскресенье новозаветным Шаббатом.

Для тех, кто считает себя «ехудим мешихим» (мессианскими евреями), значение и обряд Хавдалы, конечно, неотделимы от личности Мессии Иешуа. Прочти все предметы, используемые в этом обряде, и традиции принимают символизм, связанный с Мессией и Его жизнью. Для тех, кто верит, открывается более глубокий смысл Хавдалы и они начинают видеть не просто поверхностно, а глубже извлекая для себя более личное и глубокое понимание Бога.

Пламя свечи напоминает о знаменитых словах Мессии — «…Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Йоханан 8:12) Тушение свечи в вине символизирует Его смерть. Само вино напоминает нам о крови Иешуа, пролитой за грехи людей. Ароматные специи напоминают нам о том, что Иешуа в действительности был мертв, и был бальзамирован, и затем погребен. Вспоминается о том, что Иешуа не остался в могиле, а засиял опять на третий день, воскрес и затем вознесся, дав обещание нам вернуться в момент труднейших испытаний его народа. Таким образом даже ритуальные предметы Хавдалы укрепляют веру в Мессию Иешуа и воодушевляют к жизни, посвященной Богу.

Шаббат воспринимается как знамение завета между Богом и Израилем

источник

Шаббат (ʃиврит: əбɑːт, в переводе значит «отдых» или «прекращение»), или суббота, является в Иудаизме седьмым днём недели, когда религиозные евреи, самаряне и некоторые христиане (такие как адвентисты и баптисты) вспоминают библейское сотворение небес и земли за шесть дней, а евреи с нетерпением ждут будущий Мессианский век.

Соблюдение субботы влечет за собой воздержание от трудовой деятельности, часто с большой строгостью, и участие в спокойных занятиях в течение субботы. Традиционная позиция Иудаизма заключается в том, что беспрецедентный седьмой день возник в еврейском народе, как первое и самое священное учреждение, хотя некоторые предлагают другое происхождение. Вариации толкования Шаббата широко распространены у иудеев и, с адаптацией, во всех авраамических верованиях.

Согласно Халахе (еврейский религиозный закон), суббота наблюдается за несколько минут до захода солнца в пятницу вечером до появления трех звезд в небе. Шаббат начинается с зажигания свечи и чтения молитв. Едят традиционно три праздничные блюда: в сумерки, обед и ужин. Последний обычно начинается с благословения, называемого kiddush, и другого, произнесенного над двумя хлебами халы. Шаббат закрывается следующим вечером с хавдалой. Это праздничный день, когда евреи пользуются своей свободой от обычных трудов повседневной жизни. Он предлагает возможность созерцать духовные аспекты и проводить время с семьей.

Слово происходит от еврейского глагола шават. Хотя он часто переводится как «передышка», другой более точный смысл — «прекращение работы», так как отдых обозначается не обязательно. Соответствующее современное еврейское слово shevita (трудовая забастовка) имеет те же последствия как энергичного, а не пассивного воздержания от работы. Понятие активного прекращения труда также считается более совместимым со всемогущей деятельностью Бога на седьмой день Творения в соответствии с Бытием.

Суббота получает особый статус как святой день в самом начале Торы в Бытие 2: 1-3. Это первое повеление после выхода из Египта, в Исх. 16:26 (о прекращении манны) и в 16:29, а также в 20: 8-11 (как четвертая из Десяти Заповедей). Суббота упомянута еще много раз в Торе и Танахе; в данный день должно быть предложено двойное количество жертвоприношений животных. Её также описывают пророки Исайя, Иеремия, Иезекииль, Осия, Амос и Неемия.

Многолетняя традиционная иудейская позиция заключается в том, что непрерывный седьмой день произошел в еврейском народе, как первое и самое священное учреждение. Истоки Шаббата и семидневной недели непонятны ученым; христианская традиция утверждает, что он имеет происхождение от библейского творения.

Седьмой день не проводился с египтянами, которым это было неизвестно; другие теории происхождения, основанные на дне Сатурна, или на планетах вообще, также недействительны.

Первая небиблейская ссылка на субботу находится в остраконе, найденном в раскопках в Месад-Хашавьяху, датированном 630 г. до нашей эры.

Соблюдение субботы было предложено в обозначении седьмого, четырнадцатого, девятнадцатого, двадцать первого и двадцать восьмого дней лунного месяца в ассирийском религиозном календаре как «святые» («непригодные» для запрещенных видов деятельности).

Запреты включают воздержание от поездки на колеснице и отказ от мяса. Чиновникам возбранялось заниматься различными видами деятельности, а простым людям было запрещено «желать», и по крайней мере 28-й был известен как «сутки отдыха».

Шаббат первоначально возник из лунного цикла в вавилонском календаре, содержащего четыре недели, заканчивающихся в субботу, плюс один или два дополнительных нескорректированных дня в месяц. Трудности этой теории включают в себя согласование различий между непрерывной и лунной неделей и объяснение отсутствия текстов, обозначающих последнюю как Субботу на любом языке.

Танах и сидур описывают Шаббат как имеющие три цели:

  1. В ознаменование создания Божьей Вселенной, в седьмой день, когда Бог отдыхал или прекратил свой труд.
  2. В ознаменование искупления израильтян из рабства в Древнем Египте.
  3. Как мнение Олама Хабы (Мессианский век).

Иудаизм предоставляет Шаббату статус радостного праздника:

  • Это святой день, упомянутый в Библии, и Бог первым наблюдал за ним с прекращением Творения (Бытие 2: 1-3).
  • Иудейская литургия рассматривает Шаббат как «невесту» и «королеву».
  • Сефер читается во время декламации Торы, которая является частью более длительной утренней службы, чем чтения в течение недели. Моисеево Пятикнижие читается в продолжение годового цикла по одному на каждый Шаббат (иногда их удваивают). В субботу её читают на семь разделов, больше, чем в любой другой священный день, включая Йом Кипур. Затем устраивается чтение Хафтары из ветхозаветных пророков.
  • Традиция гласит, чтотМессия придет, если каждый еврей правильно соблюдает две следующие друг за другом субботы.
  • Кара в древности за осквернение Шаббата (побивание камнями) является самым суровым наказанием в еврейском законе.

Почитание (kavod Shabbat) в День подготовки (пятница) включает купание, стрижку, уборку и украшение дома (например, цветами). Согласно еврейскому закону, он начинается за несколько минут до захода солнца. В это время зажигаются свечи. Во многих общинах принято освещать за 18 минут до захода солнца (хотя иногда и за 36), и большинство печатных еврейских календарей придерживаются этого обычая.

Служение Каббалата – это молитвенная практика, приветствующая приход Шаббата. Перед ужином в пятницу вечером принято исполнять две песни, одно – «приветствие» ангелов-шаббатов в жилище, а другое восхваление женщины в доме за всю работу, которую она проделала за последнюю неделю. После благословений над вином и халой подаётся праздничная трапеза. Пение является традиционным для обедов в субботу. В нынешнюю эпоху многие композиторы пишут сакральную музыку для использования в пору каббала-шаббата, включая Роберта Страссбурга.

Согласно раввинской литературе, Бог через Тору приказывает евреям наблюдать (воздерживаться от запрещенной деятельности) и помнить (словами, мыслями и поступками) Шаббат, и эти действия символизируются двумя ординарными шаббатскими свечами. Они обычно загораются женщиной (или человеком, который живет один). В некоторых семьях их ставят больше, иногда в соответствии с количеством детей.

Суббота – это день празднования, а также молитва. Обычно есть три праздничных блюда: ужин в субботу (в пятницу вечером), обед и пир в конце. Также принято носить хорошую одежду (отличную от будней), чтобы почтить этот день.

Многие евреи посещают службы синагоги в Шаббат, даже если они не делают этого в течение недели. Услуги проводятся накануне (в пятницу вечером), в субботу утром и после 12 часов.

За исключением Йом-Киппура, о котором говорится в Торе (Лев. 23:32), общественный пост откладывается или продвигается, если он совпадает с Шаббатом. Сидящие сиверы (неделя траура после смерти супруга или родственника первой степени) внешне ведут себя нормально в течение всего дня, и им запрещается показывать публичные признаки траура.

Читайте также:  Что нужно для испанской визы самостоятельно

Хотя большинство законов Шаббата являются ограничительными, четвертая из Десяти Заповедей в Исходе взята Талмудом и Маймонидом, чтобы ссылаться на запреты. К ним относятся:

  • Почитание Шаббата в субботу, в праздничной одежде и в воздержании от неприятных разговоров. Принято избегать бесед о деньгах или деловых вопросах.
  • Чтение кидуша за чашкой вина в начале пира или на приеме после завершения утренних молитв.

Порядок трех праздничных блюд. Они начинаются с благословения над парой хлебов (lechem mishneh, «double bread») обычно из плетеной халы, что символизирует двойную порцию манны, которая пал для еврейского народа за день до субботы в течение их 40 лет в пустыне после выхода из Египта. Традиционно подают мясо или рыбу, а иногда и то и другое, для субботнего вечера и утренних яств. Seudah Shlishit (буквально, «третье блюдо»), обычно легкая еда, которая может быть пареве или молочной, в конце субботнего дня.

  • Наслаждение Шаббатом: участие в приятных мероприятиях, таких как пение, провождение время с семьей и супружескими отношениями.
  • Чтение хавдалах.

Хавдала (иврит: הַבְדָּלָה, «разделение») – это еврейская религиозная церемония, которая символизирует конец Шаббата и открывает новую неделю. По завершении в сумерках, после появления трех звезд в небе, над чашкой вина и с использованием ароматных специй и свеч, обычно плетеных, читаются благословения хавдалы,. Некоторые общины задерживают её до ночи, чтобы продлить Шаббат. Существуют разные обычаи относительно того, сколько времени нужно ждать после появления звезд до поры, пока суббота технически не закончится. Некоторые люди держатся на 72 минуты позже, а другие ждут дольше.

Еврейский закон (халаха) возбраняет делать какие-либо формы мелахаха (מְלָאכָה, множественное число) в Шаббат, если неотложная человеческая или медицинская потребность не угрожает жизни. Хотя мелахах обычно переводится как «работа» на английском языке, лучшее определение – «преднамеренная деятельность» или «умение и мастерство». Есть 39 категорий запрещенных видов занятий (melakhoth), перечисленных в Мишне трактата Шабат 7: 2.

Термин shomer Shampat используется для человека (или организации), последовательно соблюдающего законы Шаббата. Этот архетип упоминается в иудейских песнях (например, Баруха Эль Элион) и в целевой аудитории различных трактатов по закону и практике Шаббата.

Нередко встречаются разногласия между православными и неправославными евреями относительно практического следования. Строгое соблюдение часто рассматривается как ориентир для ортодоксальности и действительно имеет юридическое отношение к тому, как еврей рассматривается православным религиозным судом в свете их принадлежности к иудаизму. 39 категорий мелахаха:

  • пашка земель
  • жатва
  • связующие шкивы
  • молотьба
  • лопата
  • отбор
  • шлифовка
  • просеивание
  • массирование
  • выпечка
  • стрижка
  • моющая вата
  • валяние и крашение
  • спиннинг
  • ткачество
  • ткачество двух полотен
  • разделение двух потоков
  • завязывание
  • развязывание
  • швейные стежки
  • разрывание
  • улавливание
  • забой
  • свежевание
  • дубление
  • соскабливание
  • маркировка
  • резка
  • написание и стирание двух или более букв
  • строительство
  • уничтожение
  • тушение пожара
  • разжигание огня
  • накладывание последнего штриха на объект
  • передача между домами

Категории занятий являются экзегетически обусловленными — из-за библейских отрывков, сопоставляющих соблюдение Шаббата (Исход 35: 1-3), с тем, чтобы сделать скинию (Исх.35: 4 и далее), они являются видами работы, необходимыми для строительства синагоги, и не указаны явно в Торе. Мишна замечает, что «законы Шаббата – как горы, свисающие на волосах, потому что символизируют маленькое Писание и многие законы». Раввинские ученые указали, что эти труды имеют общую деятельность, которая является «творческой», или которая осуществляет контроль или господство над окружающей средой.

Различные потоки иудаизма рассматривают запрет на работу по-разному. Сторонники православных и консервативных евреев воздерживаются от выполнения 39 запрещенных категорий деятельности. Каждый мелахах получил запреты различного рода. Поэтому в Шаббат существует множество запретных действий; все они восходят к одному из 39 главных запретов.

Учитывая вышеизложенное, 39 мелахот – это не столько труд, сколько «категории деятельности». Например, в то время как «веяние» обычно касается исключительно отделения мякины от зерна, а «отбор» относится лишь только к изолированию мусора от семян, они ссылаются в талмудическом смысле на любое дробление смешанных материалов, которое делает съедобным то, что было непригодным для пищи. Таким образом, фильтрация воды подпадает под эту категорию, так же как и сбор мелких костей из рыбы (одно из решений этой проблемы — гефилт).

Православные и некоторые консервативные власти утверждают, что включение или отсоединение электрических устройств запрещено как мелахах; однако верхи не согласны с этим. Одно из мнений состоит в том, что маленькие кроны появляются в переключателе, когда цепь закрыта, и это будет представлять собой огонь. Если прибор предназначен для освещения (например, лампа накаливания или электрическая печь), то нагревательные элементы могут рассматриваться как тип огня, который подпадает под разжигание и готовку. Отключение света приведет к тушению пожара.

Другое мнение состоит в том, что устройство, подключенное к электрической розетке стены, становится частью здания, но не функционирует, когда переключатель в покое; подсоединение его тогда будет представлять собой действие, связанное со зданием. Некоторые школы мысли считают использование электричества запрещенным только по постановлению раввинов, а не потому, что оно нарушает одну из исходных категорий.

Общее решение проблемы электричества связано с предустановленными таймерами (субботними часами) для приборов, автоматически включать и гасить их, без вмешательства человека в сам Шаббат. Отдельные консервативные власти полностью отвергают аргументы в пользу запрета употребления электричества. Некоторые также нанимают гоев для исполнения запрещенных задач в Шаббат.

Православные и многие консервативные власти целиком отвергают использование автомобилей как нарушение нескольких категорий, включая освещение, тушение пожара и передачу между домами. Однако Комитет Консервативного движения по еврейским правилам и стандартам разрешает въехать в синагогу в Шаббат в качестве чрезвычайной меры на том основании, что если бы евреи лишились контакта с жизнью синагоги, они потерялись бы для своего народа.

Галахиально разрешенный режим, добавленный в моторизованный мотороллер, может быть использован для соблюдения Шаббата для тех, кто имеет ограничения на ходьбу, часто называемый скубатом субботы. Он предназначен только для людей, чья мобильность зависит от скутера или машины в течение недели.

Православные и некоторые консервативные власти утверждают, что включение или выключение электрических устройств запрещено как мелахах; однако власти не согласны с этим. Одно из мнений состоит в том, что маленькие кроны появляются в переключателе, когда цепь закрыта, и это будет представлять собой огонь. Если прибор предназначен для освещения или нагрева (например, лампа накаливания или электрическая печь), то освещение или нагревательные элементы могут рассматриваться как тип огня, который подпадает под огонь и готовку. Отключение световых огней приведет к тушению пожара.

Другое мнение состоит в том, что устройство, подключенное к электрической розетке стены, становится частью здания, но не функционирует, когда переключатель выключен; включение его тогда будет представлять собой действие, связанное со зданием, и его отключение будет разрушать. Некоторые школы мысли считают использование электричества запрещенным только по решению раввинов, а не потому, что оно нарушает одну из исходных категорий.

Общее решение проблемы электричества связано с предустановленными таймерами (субботними часами) для электроприборов, автоматически включать и выключать их, без вмешательства человека в сам Шаббат. Некоторые консервативные власти полностью отвергают аргументы в пользу запрещения использования электричества. Некоторые православные также нанимают гоев для выполнения запрещенных задач в Шаббат.

Православные и многие консервативные власти полностью запрещают использование автомобилей в Шаббат как нарушение нескольких категорий, включая освещение, тушение пожара и передачу между домами. Однако Комитет Консервативного движения по еврейскому законодательству и стандартам разрешает въехать в синагогу в Шаббат в качестве чрезвычайной меры на том основании, что если бы евреи потеряли контакт с жизнью синагоги, они потерялись бы для еврейского народа.

Галахиально разрешенный режим Шаббата, добавленный в моторизованный мотороллер, может быть использован для соблюдения Шаббата для тех, кто имеет ограничения на ходьбу, часто называемый скубатом субботы. Он предназначен только для людей, чья ограниченная мобильность зависит от скутера или автомобиля в течение недели.

По-видимому, «запрещенные» действия могут быть совершены путем модификации технологии, так что никакой закон не нарушается. В режиме «Суббота» на каждом этаже автоматически останавливается «специальный лифт», позволяя людям перемещаться вверх и вниз без каких-либо кнопок, которые как правило необходимы. Динамическое торможение также отключается, если оно обычно используется, т. е. сила тока, собранная с нисходящего движения и, следовательно, гравитационная потенциальная энергия пассажиров, в сети. Однако многие раввинские власти считают использование подобных лифтов правоверным теми, кто в противном случае способен нарушать Шаббат, причем такие обходные пути оказываются на пользу хрупким и инвалидам.

Многие соблюдающие евреи избегают запрета носить с собой сумку. Другие держат свои ключи в галстуке, части ремня, в пряжке или броши, потому что нет законной статьи насчет одежды или украшений. Резинкой с зажимами на обоих концах и с ключами, расположенными между ними как целыми звеньями, можно считать ремень.

Шаббат-лампы были разработаны для того, чтобы свет в помещении зажигался или гаснул по желанию, пока электричество остается включенным. Специальный механизм блокирует свет, когда положение требуется улучшить без нарушения Шаббата.

Приложение Shabbos представляет собой предлагаемое Android-приложение, заявленное его создателями, чтобы позволить православным евреям и всем иудеям за субботу использовать смартфон для переписки. Он встретил сопротивление со стороны некоторых властей.

В случае опасности человеческой жизни (pikuach nefesh), иудею не только разрешается, но и требуется нарушить любой закон галахии, который стоит на пути спасения человека (за исключением убийства, идолопоклонства, и запрещенных половых актов). Широко трактуется концепция жизни, находящейся в опасности: например, утверждается, что один срывает Шаббат, чтобы привести женщину активно трудиться в госпиталь. Малые раввинские ограничения часто нарушаются при гораздо менее срочных обстоятельствах (больной, но не критично).

Различные другие правовые позиции четко определяют, какие действия представляют собой осквернение Шаббата. К примерам этого относятся принцип shinui («изменение» или «отклонение»): Нарушение не считается серьезным, если запрещенный акт был выполнен таким образом, который в любой другой день недели считается ненормальным. Примеры включают в себя письмо с помощью недоминантной руки, по мнению многих раввинских властей. Этот законный принцип действует bedi’avad (ex post facto) и не запрещает деятельность при смягчающих обстоятельствах.

Как правило, приверженцы реформаторского Иудаизма считают, что еврей сам определяет, следует ли внимать запретам Шаббата или нет. Например, некоторые могут найти действия, такие как письмо или приготовление пищи во время отдыха, чтобы сделать Шаббат лучше и приятнее, и поэтому могут поощрять такую ​​практику.

Многие евреи-реформаторы считают, что то, что составляет «труд», различно для каждого человека и что только то, что индивидуум считает «работой», запрещено. Рабиан радикальной реформы Сэмюэл Холдхайм выступал за то, чтобы перевести субботу на воскресенье, поскольку многие уже не соблюдали Шаббат.

Более традиционные реформаторские и реконструирующие евреи считают, что эти галахоты в целом могут быть действительными, но каждый человек должен решить, как и когда применять их. Небольшая часть евреев в прогрессивной общине принимает эти законы так же, как православные.

Все деноминации поощряют данные акты в Шаббат:

  • Чтение, исследование и обсуждение Торы и комментариев, Мишны и Талмуда, а также изучение халахи и мидраша.
  • Посещение синагоги с молитвами.
  • Провождение времени с прочими евреями и общение с семьей, друзьями и гостями в субботних приютах (hachnasat orchim, «гостеприимство»).
  • Специальные песни для обеда Шаббата (обычно пели во время или после еды).
  • Семейные отношения между мужем и женой.
  • Сон.

Большинство христиан не соблюдают субботу, но вместо этого еженедельно поклоняются в воскресенье, которое часто называют «Днем Господа». Несколько христианских деноминаций, таких как адвентисты, Церковь Бога, Крестители и многие другие, справляют субботу. Это соблюдение празднуется с пятничного заката до следующего захода солнца.

Принцип еженедельного Шаббата также существует в других убеждениях. Примеры включают в себя вавилонский календарь и буддийскую Упосатху.

источник