Меню

Почему предметы падают вниз 4 класс

Столичный учебный центр
г. Москва

Описание презентации по отдельным слайдам:

Почему предметы падают вниз? Урок окружающего мира в 4 классе Система Занкова

Как вы думаете? Почему не улетают предметы со стола? Споткнувшись, вы падаете на землю? При вращении вода и воздух удерживаются на ней? Земля и другие планеты не улетают от Солнца?

Ещё Галилей думал над этим вопросом. С Пизанской башни он бросал предметы разной массы. Оказалось, что они практически одновременно достигали земли.

Исаак Ньютон (1643 – 1727) Исаак Ньютон появился на свет 4 января 1643 года в небольшой английской деревушке в семье мелкого фермера, умершего за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным; бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу, лежавшую на лавке, из которой он однажды выпал и сильно ударился головкой о пол. Трудным было для Ньютона начало школьной жизни. Учился он плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники избили его до потери сознания. Он не мог больше терпеть унижения, и оставалось одно: выделиться успехами в учебе. Упорной работой он добился того, что занял первое место в классе, а впоследствии стал выдающимся ученым. Надпись на его могиле заканчивается словами: «Пусть смертные радуются, что в их среде жило такое украшение человеческого рода».

После школы поступил в Кембридж. Несмотря на открытия Галилея, в Кембридже по-прежнему преподавали по Аристотелю. Однако в сохранившихся тетрадях Ньютона уже упоминаются Галилей и Коперник. В 21 год Ньютон пережил творческий подъём, начал самостоятельную научную деятельность и составил масштабный список (из 45 пунктов) нерешённых проблем в природе и человеческой жизни. Ньютон завершил труды Галилея и других ученых, объединив в универсальную систему мира.

Почитаемый потомок «Яблони Ньютона». Кембридж, Ботанический сад. Общеизвестна легенда о том, что закон тяготения Ньютон открыл, наблюдая падение яблока с ветки дерева. Впервые «яблоко Ньютона» мельком упомянул биограф Ньютона Уильям Стьюкли (книга «Воспоминания о жизни Ньютона»): После обеда установилась тёплая погода, мы вышли в сад и пили чай в тени яблонь. Он [Ньютон] сказал мне, что мысль о гравитации пришла ему в голову, когда он точно так же сидел под деревом. Он находился в созерцательном настроении, когда неожиданно с ветки упало яблоко. «Почему яблоки всегда падают перпендикулярно земле?» — подумал он.

Закон всемирного тяготения Все тела притягиваются друг к другу, причем большей силой притяжения обладает то тело, масса которого больше.

Как объяснить: Что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца? Что Луна вращается вокруг Земли? На Земле есть атмосфера? Океанские приливы и отливы?

Вода поддается воздействию Луны, образуя приливные горбы на двух противоположных сторонах планеты. Вращаясь, Земля «подставляет» Луне разные свои стороны, и приливной горб перемещается по поверхности. Наибольшая высота прилива в открытом океане не превосходит 2 м, но в некоторых проливах и узких заливах доходит до 18 м (залив Фанди на атлантическом побережье Канады).

Что произошло бы с Землёй, если бы исчез закон всемирного тяготения?

Столичный учебный центр
г. Москва

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Урок в 4 б классе по окружающего миру ( система Л. Занкова. Учебник Н.Я. Дмитриевой )

Учитель : Иманова С.Ф.
Тема урока : Почему предметы падают вниз

Цель: — знакомить с ученым И. Ньютоном и его открытием закона всемирного тяготения;

— учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

— формировать представление детей о развитии науки в эпоху Возрождения и ее значении в развитии человечества;

Оборудование: карточка с тестами портрет И. Ньютона, презентация

I. Проверка усвоения предыдущей темы. Проводится по карточкам – тестам.

1. Расположи при помощи цифр исторические эпохи по порядку, начиная с самого раннего

2. Кто изобрёл первый книгопечатный станок?

3. Укажи, где параллели, а где меридианы.

4. Кто первым достиг берегов Америки?

5. Кто дал название Тихому океану?

6. Кто первый доказал, что все планеты вращаются вокруг Солнца?

7. Какой учёный был сожжён на костре за свои убеждения?

II. Изучение нового материала.

О каких ученых вы узнали из пройденных тем и чем они прославились ?

— Сегодня на уроке мы с вами побудем в роли ученых и попробуем ответить на вопрос герое из мультфильма «Великое закрытие»

1. Просмотр кадров из мультфильма. «Великое закрытие» Из серии про попугая, удава, обезьянку и слона.

Рассуждения детьми, почему орех все время падает вниз.

4. И с с л е д о в а н и е з а к о н а всемирного притяжения.

А) -Вот на этот вопрос смог ответить великий ученый своей эпохи Исаак Ньютон. (Слайд № 1_

( Подготовленный ученик рассказывает биографию И. Ньютона)

Б) Об этом открытии существует легенда.

— Прогуливался раз Ньютон по саду и присел отдохнуть под яблоню ( Слайд № 2 ).

— Его давно мучили вопросы : Почему реки текут вниз ? ( Слайд № 3 )
— Почему метеориты падают на Землю ? ( Слайд № 4 )

— Почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают ? ( Слайд № 5 )

— И вдруг он увидел как с яблони падает яблоко ( Слайд № 6 )

В) Сообщение подготовленного ученика об изучении Ньютоном закона гравитации, движении тел и открытии третьего закона – Закона о Всемирном тяготении ( Слайды 7 и 8 ).

111. П р о в е р к а (рефлексия) с комментариями учителя и детей.

– Как называется закон, отрытый Ньютоном? (Закон всемирного тяготения.)

К доске выходят три ученика, у них в руках предметы: лист бумаги, перышко, портфель. Им предлагается подбросить эти предметы вверх.

В ы в о д: все предметы падают вниз, хотя портфель достиг пола первым, лист бумаги – вторым, пёрышко – третьим, они разные по весу, но все упали на пол, действует закон всемирного тяготения.

– Американский политик Бернард Барух сказал: «Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему». Прокомментируйте это высказывание. (Подвести детей к выводу об особом взгляде учёных на мир.)

– Какие явления объясняются силой притяжения? (Океанские приливы и отливы, вращение планет вокруг Солнца – солнце большое и притягивает к себе все планеты.)

Прочитайте текст в учебнике с. 67 – 68 и ответьте на вопрос

– Как открытие Ньютона помогло учёному К. Э. Циолковскому? (Циолковский К. Э. (1857–1935) рассчитал космическую скорость для ракет.)

Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.

– Мы сегодня узнали об открытиях. А какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке? (Мнения детей.)

—> 05.01.2012 0 9207 1663

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

На вебинаре вы познакомитесь с доступными и интересными способами повышения вовлеченности родителей в работу собрания. Участие родителей может быть не только пассивным, а иногда и протестным мнению педагога. Создавайте условия, используйте мягкие формы приглашения в деятельность и обретайте единомышленников в лице родителей.

Метод областей — прост, изящен и невероятно удобен. Наглядность и простота применения позволяют в короткие сроки внедрить этот метод в обиход всего класса. А благодаря достаточно «ярким» характерным признакам школьники безошибочно выделяют такие задачи из общей массы.

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс–уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Если вы — учитель, то конечно задавались вопросом: какие книги необходимо прочитать, чтобы работа приносила радость и удовлетворение? Несомненно, что сейчас можно найти море информации по этому вопросу в Интернете. Но в таком многообразии очень трудно разобраться. А выяснить, какие книги действительно станут вашими помощниками, потребует много времени. В этой статье вы узнаете о том, какие книги должен прочитать каждый учитель.

Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.

Учителю по долгу службы очень часто приходится выступать публично и общаться с огромным количеством людей. Не многих учили тому, как делать это правильно, как склонить человека к своей точке зрения и добиваться сотрудничества, заинтересовать и завоевать расположение.

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

источник

«Почему предметы падают вниз» Тема урока:. Эмоциональный настрой на урок Получи пятерку Пусть тебе повезет Удиви друзей своими ответами Ты имеешь право. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемАлёна Митрофанова

Презентация по предмету «Право» на тему: ««Почему предметы падают вниз» Тема урока:. Эмоциональный настрой на урок Получи пятерку Пусть тебе повезет Удиви друзей своими ответами Ты имеешь право.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Почему предметы падают вниз» Тема урока:

2 Эмоциональный настрой на урок Получи пятерку Пусть тебе повезет Удиви друзей своими ответами Ты имеешь право на собственное мнение Хорошего настроения на уроке Стремись вперед, к чему-то новому …

3 II. Актуализация знаний Геоцентрическая система мира. Система мира Птолемея.

4 Гелиоцентрическая система Николая Коперника.

5 Проверим! 1. Расположи при помощи цифр исторические эпохи по порядку, начиная с самого раннего а) Средние века; б) Древний мир; в) Новое время; г) Древнейшее время; д) Новейшее время.

6 2. Кто изобрёл первый книгопечатный станок? а) Иоганн Гутенберг; б) Иван Фёдоров; в) Леонардо да Винчи.

Читайте также:  Как подключить между собой два компа

7 3. Укажи, где параллели, а где меридианы.

8 4. Кто первым достиг берегов Америки? а) Ф. Магеллан; б) Васко да Гама; в) Х. Колумб.

9 5. Кто дал название Тихому океану? а) Ф. Магеллан; б) Васко да Гама; в) Х. Колумб.

10 6. Кто первый доказал, что все планеты вращаются вокруг Солнца? а) Джордано Бруно; б) Николай Коперник; в) Галилео Галилей.

11 7. Какой учёный был сожжён на костре за свои убеждения? а) Джордано Бруно; б) Николай Коперник; в) Галилео Галилей.

12 : 8. Соедини стрелками : Геоцентрическая система Гелиоцентрическая система В центре системы – Земля В центре – Солнце

13 III. Постановка проблемы «Почему предметы падают вниз» Цель: узнать почему предметы падают вниз. Задачи: узнать, кто открыл закон; как этот закон называется, и как он действует.

14 IV. Открытие нового знания Исаак Ньютон английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества.

15 Это интересно! Отец Ньютона умер за два месяца до рождения сына. Мальчик родился болезненным, до срока, поразительно маленьким и хилым. Утверждали даже, будто он был так мал, что умещался в овчинной рукавице, из которой однажды выпал и сильно ударился головой о пол. Ньютон и сам потом рассказывал: «По словам матери, я родился таким маленьким, что меня можно было бы выкупать в большой пивной кружке». Факт рождения под Рождество Ньютон считал особым знаком судьбы. Мать, овдовев, повторно вышла замуж за священника и переехала к нему в соседний город, оставив двухлетнего Исаака с бабушкой.

16 Варнава Смит, священник, считал, что мальчик не жилец на этом свете. К счастью, он ошибся: за 84 года, что Ньютон пробыл в подлунном мире, он почти никогда не болел, к старости потерял лишь один зуб, читал без очков, словно ему был известен секрет, как победить время. Покровителем мальчика стал его дядя по матери, Вильям Эйскоу. Он был великим домоседом. За всю жизнь не отъезжал от родного дома дальше, чем на 200 км Дом, в котором родился Исаак Ньютон

17 По признанию самого Ньютона, он был крайне невнимательным и ленивым и считался в классе последним учеником. В огромной комнате с печкой посередине на длинных скамейках, поставленных в ряд, сидели ученики всех возрастов и вместе изучали латынь, Закон Божий, математику — как тут преуспеть в учебе. Внутренность школы в Грэнтэме

18 Но однажды с ним случилось происшествие, которое заставило его изменить свое отношение к учебе. Один из школьников, учившийся гораздо лучше Ньютона и превосходивший его силой, нанес ему удар кулаком в живот. Самолюбивый Ньютон, слабо развитый физически, не сумел отколотить обидчика. «Чем бы отомстить?» -думал он и решил: нужно опередить своего обидчика в учебе. Мальчик стал усиленно заниматься по всем предметам и вскоре сделался первым учеником.

19 И все-таки особую зависть его товарищей вызывал вовсе не быстрый взлет Ньютона в учебе, а те игрушки, которые он мастерил. Миниатюрная ветряная мельница, водяные часы, самокат, катапульты, педальная повозка. А по вечерам он запускал своих удивительных воздушных змеев. К их хвостам были прикреплены зажженные лампадки, которые горели ровно даже при сильном ветре. Мальчишки всего города собирались посмотреть, как змеи, усеянные огоньками, безмолвно парили на фоне звездного неба.

20 Об одном из открытий Ньютона существует легенда. — Прогуливался раз Ньютон по саду и присел отдохнуть под яблоню — Его давно мучили вопросы : Почему реки текут вниз ? — Почему метеориты падают на Землю ? — Почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают ? — И вдруг он увидел как с яблони падает яблоко. И открыл закон. Легенда.

21 — Узнайте, какой закон открыл Ньютон. Учебник с.72 (1 – 3 абзацы) Работа в больших группах.

22 V. Первичное закрепление — Что же вы узнали? — Как называется закон? Повторите хором: Закон Всемирного тяготения В чем его сущность?

24 — Прочитайте текст в учебнике с. 72 и ответьте на вопрос – Как открытие Ньютона помогло учёному Константину Эдуардовичу Циолковскому? VII. Закрепление изученного. Работа в малых группах. 1857–1935

25 VIII. Подведение итогов Рефлексия. Вспомните цель и задачи… На уроке я узнал, что… Мое настроение на уроке… Я оцениваю свои ответы на уроке на «…»

26 Задание на дом. — Какое задание можете предложить? — Расширить знания о Ньютоне; — узнать о К. Циолковском; — поработать с учебником с ; тпо.

источник

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:
Урок по окружающему миру «Почему предметы падают вниз «

Дети ищут ответ на вопросы героев мультфильма «Великое закрытие»

Урок в 4 б классе по окружающего миру ( система Л. Занкова. Учебник Н.Я. Дмитриевой )

Учитель : Иманова С.Ф.
Тема урока : Почему предметы падают вниз

Цель: — знакомить с ученым И. Ньютоном и его открытием закона всемирного тяготения;

— учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

— формировать представление детей о развитии науки в эпоху Возрождения и ее значении в развитии человечества;

Оборудование: карточка с тестами портрет И. Ньютона, презентация

I. Проверка усвоения предыдущей темы. Проводится по карточкам – тестам.

1. Расположи при помощи цифр исторические эпохи по порядку, начиная с самого раннего

2. Кто изобрёл первый книгопечатный станок?

3. Укажи, где параллели, а где меридианы.

4. Кто первым достиг берегов Америки?

5. Кто дал название Тихому океану?

6. Кто первый доказал, что все планеты вращаются вокруг Солнца?

7. Какой учёный был сожжён на костре за свои убеждения?

II. Изучение нового материала.

— О каких ученых вы узнали из пройденных тем и чем они прославились ?

— Сегодня на уроке мы с вами побудем в роли ученых и попробуем ответить на вопрос герое из мультфильма «Великое закрытие»

1. Просмотр кадров из мультфильма. «Великое закрытие» Из серии про попугая, удава, обезьянку и слона.

Рассуждения детьми, почему орех все время падает вниз.

4. И с с л е д о в а н и е з а к о н а всемирного притяжения.

А) -Вот на этот вопрос смог ответить великий ученый своей эпохи Исаак Ньютон. (Слайд № 1_

( Подготовленный ученик рассказывает биографию И. Ньютона)

Б) Об этом открытии существует легенда.

— Прогуливался раз Ньютон по саду и присел отдохнуть под яблоню ( Слайд № 2 ).

— Его давно мучили вопросы : Почему реки текут вниз ? ( Слайд № 3 )
— Почему метеориты падают на Землю ? ( Слайд № 4 )

— Почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают ? ( Слайд № 5 )

— И вдруг он увидел как с яблони падает яблоко ( Слайд № 6 )

В) Сообщение подготовленного ученика об изучении Ньютоном закона гравитации, движении тел и открытии третьего закона – Закона о Всемирном тяготении ( Слайды 7 и 8 ).

111. П р о в е р к а (рефлексия) с комментариями учителя и детей.

– Как называется закон, отрытый Ньютоном? (Закон всемирного тяготения.)

К доске выходят три ученика, у них в руках предметы: лист бумаги, перышко, портфель. Им предлагается подбросить эти предметы вверх.

В ы в о д: все предметы падают вниз, хотя портфель достиг пола первым, лист бумаги – вторым, пёрышко – третьим, они разные по весу, но все упали на пол, действует закон всемирного тяготения.

– Американский политик Бернард Барух сказал: «Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему». Прокомментируйте это высказывание. (Подвести детей к выводу об особом взгляде учёных на мир.)

– Какие явления объясняются силой притяжения? (Океанские приливы и отливы, вращение планет вокруг Солнца – солнце большое и притягивает к себе все планеты.)

— Прочитайте текст в учебнике с. 67 – 68 и ответьте на вопрос

– Как открытие Ньютона помогло учёному К. Э. Циолковскому? (Циолковский К. Э. (1857–1935) рассчитал космическую скорость для ракет.)

Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.

– Мы сегодня узнали об открытиях. А какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке? (Мнения детей.)

Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, .

Данную разработку можно использовать на уроке «Основы светской этики» в 4 классе.

Этот урок позволяет учащимся окунуться мир старинных вещей, узнать об их назначении.

Создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека в разные эпохи, развитие умений работать со справочной литературой, развитие спос.

Конспект урока по математике. Признаки предметов. 1 класс.

Цель: выявить степень сформированности умений: вести счет предметов, различать геометрические фигуры по форме, цвету и размеру, сравнивать множества предметов, распознавать цифры, ориентироваться в пр.

ЦЕЛЬ: Выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отношения «вверху», «внизу», слева», «справа»; развивать навык определения местоположения предметов (вверх, вниз, слева, справа); про.

источник

Как математические модели объясняют космос? Иэн Стюарт, лауреат нескольких премий за популяризацию науки, представляет захватывающее руководство по механике космоса в пределах от нашей Солнечной системы и до всей Вселенной. Он описывает архитектуру пространства и времени, темную материю и темную энергию, рассказывает, как сформировались галактики и почему взрываются звезды, как все началось и чем все это может закончиться. Он обсуждает параллельные вселенные, проблему тонкой настройки космоса, которая позволяет жить в нем, какие формы может принимать внеземная жизнь и с какой вероятностью наша земная может быть сметена ударом астероида.

«Математика космоса» — это волнующий и захватывающий математический квест на деталях внутреннего мира астрономии и космологии.

Издание подготовлено в партнерстве с Фондом некоммерческих инициатив «Траектория».

Некоторые не падают. Среди них, очевидно, и Макавити. А также Солнце, Луна и почти все, что есть «там, на небесах». Хотя иногда с неба падают камни, и динозавры, к своему несчастью, убедились в этом. Здесь, на Земле, если уж вы хотите немного попридираться, летают насекомые, птицы и летучие мыши, но они не могут держаться в воздухе вечно. А все остальное неизменно падает — если, конечно, что-то не удерживает его вверху. Но те штуки, которые в небесах, ничто там не удерживает — и все же они не падают.

Кажется, что там, на небесах, все совершенно иначе, чем здесь, на земле.

Потребовалось озарение гения, чтобы понять, что земные объекты падают на Землю под действием той же самой причины, которая удерживает небесные объекты наверху. Ньютон, как широко известно, сравнил падающее яблоко с Луной и понял, что Луна остается наверху, потому что она, в отличие от яблока, движется еще и вбок[8]. На самом деле Луна непрерывно падает, но поверхность Земли уходит от нее с той же скоростью. Так что Луна может падать вечно, но при этом раз за разом огибать Землю, так никогда на нее и не упав.

Настоящая разница заключается не в том, что яблоки падают, а Луны — нет. Разница в том, что яблоки не движутся вбок достаточно быстро, чтобы пролететь мимо Земли.

Ньютон был математиком (а также физиком, химиком и мистиком), так что он немного посчитал, чтобы подтвердить свою радикальную мысль. Вычислил силы, которые должны действовать на яблоко и на Луну, чтобы те двигались по своим разным маршрутам. С учетом различия в массах этих объектов силы оказались одинаковыми. Это убедило Ньютона в том, что Земля, должно быть, притягивает к себе и яблоко, и Луну. Было естественно предположить, что притяжение того же типа действует в любой паре объектов: хоть земных, хоть небесных. Ньютон выразил эти силы притяжения математическим уравнением, сформулировав закон природы.

Одно из замечательных следствий из этого закона состоит в том, что не только Земля притягивает яблоко: яблоко тоже притягивает Землю. И Луну, и все остальные объекты во Вселенной. Но действие яблока на Землю слишком мало, чтобы его можно было измерить, в отличие от действия Земли на яблоко.

Это открытие стало гигантским успехом, глубоким и отчетливым связующим звеном между математикой и миром природы. У него есть и еще одно важное следствие, которое легко пропустить среди математических терминов и деталей: невзирая на внешнее несходство, «там, на небесах» в некоторых жизненно важных отношениях все обстоит точно так же, как «здесь, на земле». Законы там и там действуют одинаковые. Различается только контекст их приложения.

Мы называем загадочную Ньютонову силу гравитацией или тяготением. Мы умеем рассчитывать ее действие с величайшей точностью. И мы по-прежнему не понимаем ее.

Читайте также:  Как понять что курица сварилась

источник

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Дети иначе смотрят на мир. От их любопытного взгляда не скроется ничего: им интересно все вокруг. Дети задают каверзные вопросы и хотят получить на них ответы. Но порой они ставят нас в тупик.

AdMe.ru собрал топ-10 «почемучек» и ответил на популярные вопросы детей.

При нагреве молекулы воды начинают двигаться, от этого повышается температура. Скорость движения частиц увеличивается, промежутки между ними растут, и наступает миг, когда притяжения между молекулами уже не хватает, чтобы удержать их вместе. Вот тогда они и улетучиваются и удаляются друг от друга. Так получают водяной пар: при повышении температуры усиливается движение, и частицы воспаряют.

Например, «Боинг-747» весит 162 тонны и не падает. Рухнуть ему не дают подъемные силы: воздушный поток огибает крылья сверху и снизу и подталкивает самолет вверх. Из-за большой скорости самолета воздух под ним становится плотным и удерживает его в небе.

По отдельности снежинки прозрачные и пропускают свет. Но, когда их много — целые сугробы, — свет преломляется в толще снежинок и отражается от них. Отраженный свет мы видим белым, потому что солнце тоже белое, а не желтое, как нам кажется из-за атмосферы.

В волосах есть два красителя, которые отвечают за черный, коричневый, желтый и красный цвета. Также в волосе есть пузырьки воздуха. От смешения цветов и количества пузырьков зависит цвет. Синий и еще зеленый не могут получиться в результате смешения красителей.

Космонавты на борту МКС парят не потому, что в космосе нет силы притяжения. Она есть и удерживает объекты на орбитах. Состояние невесомости возникает, потому что космонавты постоянно падают по круговой орбите с первой космической скоростью 7,9 км/с. Если бы мы падали вниз в лифте с высокого небоскреба, то ощутили бы невесомость и парили внутри.

Свет солнца рассеивается в атмосфере. Белый свет преломляется и распадается на 7 цветов радуги. Синий цвет рассеивается сильнее всего, поэтому небо голубое. Из-за того что к синему цвету примешиваются остальные, небо не имеет чисто синий цвет.

Туман — это мелкие капли воды или мелкие ледяные хрусталики, висящие низко над землей. Когда холодный воздух соприкасается с теплой землей, или теплый воздух с холодной землей, образуются частички водяного пара или льда, которые собираются в облако и застилают все пеленой.

Вода образуется в результате окисления водорода кислородом с выделением тепла. Поскольку вода отдала тепло, она уже не горит в естественных условиях.

Солнечные часы изобрели в Северном полушарии, где тень гномона по мере движения Солнца ползёт именно в этом направлении. Когда изобрели механические часы, привычное расположение цифр на циферблате сохранили.

Колесо круглое, потому что так удобнее всего катиться по ровной дороге. Все точки обода колеса находятся на одинаковом расстоянии от оси. Поэтому при движении по ровной поверхности ось остается на постоянной высоте и автомобиль/телегу не трясет. Как ни странно, если бы дорожное покрытие было «гармошкой», то удобнее было бы ездить на колесах квадратной формы.

Кстати, просто блестяще на последний вопрос ответил ученик 2-ого класса Тарусов Дмитрий в своей научно-исследовательской работе. Мальчик, как настоящий ученый, выдвинул гипотезу, провел эксперимент и собрал машинки из LEGO с разными видами колес, чтобы разобраться, почему колесо именно такой формы.

Мир полон удивительных вещей, разобраться в которых можно, даже если тебе всего 8 лет. А нам стоит поучиться у мальчика любознательности и продолжать узнавать новое.

источник

Автор: Ханькова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ «Вашкинская средняя школа»
Населённый пункт: село Липин Бор, Вологодская область
Наименование материала: конспект
Тема: Развитие науки. Закон всемирного тяготения
Дата публикации: 11.10.2016
Раздел: начальное образование

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Конспект урока
окружающего мира (4 класс) Тема: «Закон всемирного тяготения. Почему предметы падают вниз?» Автор: Ханькова Екатерина Алексеевна, учительница начальных классов .

С. Липин Бор.
2
Тема урока:
«Закон всемирного тяготения. Почему

предметы падают вниз?»
Цели. 1. На основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих в природе связей и зависимостей, а также между природой, обществом и человеком, к сознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости. 2. Получить представление о всемирном законе тяготения. 3. Формировать умение пользоваться естественно-научным методом познания мира ( воспринимать проблему, выдвигать гипотезу ее решения, добывать информацию в соответствующей литературе, делать выводы). 4. Развивать связную речь, накапливать словарный запас детей. 5. Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности. Оборудование : портреты ученых, карта полушарий, схема гелиоцентрической системы мира, видеофильм «Сила, движущая мирами», телевизор, оборудование для лабораторной работы и опытов, карточки — задания, маски (Мартышка, Слоненок, Удав, Попугай). 3
План урока.
1)

2). Актуализация знаний.
 Аристотель.  Клавдий Птолемей.  Николай Коперник.  Галилео Галилей.  Джордано Бруно.  Христофор Колумб.  Фернан Магеллан.
3). Сообщение темы и целей урока. Целеполагание.

.
 Работа в группах.  Просмотр фрагментов видеофильма «Сила, движущая мирами».  Высказывания детей.
4). Операционно- познавательная часть.
 Работа с учебником.  Дополнительный материал об Исааке Ньютоне.  Лабораторная работа.  Опыты.  . Вывод.  К. Э. Циолковский.
5). Самостоятельная работа.

6). Инсценирование сказки Григория Остера «Великое закрытие».

7). Рефлексивно-оценочная часть.

8). Подведение итога урока.
4

« А не то дорого знать, что Земля круглая,

а то дорого знать, как дошли до этого».

Л.Н Толстой.
— Как вы понимаете эти слова? Почему так сказал автор? (высказывания детей). Учитель. Если бы на Земле не было беспокойных, любознательных людей, которых мы называем первооткрывателями, учеными, мы и сейчас бы жили, как наши древние предки. Давайте вспомним, что мы уже знаем. (Примерные ответы детей:)
Аристотель.
Великий греческий ученый и мыслитель Аристотель жил в IV веке до новой эры. Он рассмотрел разные гипотезы и пришел к выводу, что Земля может быть только шарообразной.
Клавдий Птолемей.
Другой последователь Аристотеля, живший во II веке новой эры египетский ученый греческого происхождения Клавдий Птолемей, на основе открытия Аристотеля построил законченную теорию Вселенной с неподвижной шарообразной Землей в центре нее – так называемую геоцентрическую систему мира.
Николай Коперник.
В 1543 году из печати вышла книга польского ученого Николая Коперника «Об обращении небесных сфер». В ней Коперник изложил совершенно другое устройство Вселенной: Солнце – это звезда, вокруг которой вращаются планеты, в том числе и Земля. Кроме того, Земля и другие планеты вращаются вокруг своей оси. Так была создана гелиоцентрическая система мира с Солнцем (по-гречески – Гелиос) в центре. (схема гелиоцентрической системы мира).
« А не то дорого знать, что Земля круглая,

а то дорого знать, как дошли до этого».

Схема гелиоцентрической системы мира.

Джордано Бруно.
Итальянский ученый Джордано Бруно, опираясь на теорию Коперника, полностью отбросил учение Птолемея о небесных сферах и признал Вселенную бесконечной, церковные власти Рима объявили ученого еретиком и сожгли его живым на костре.
Галилео Галилей.
Итальянский ученый Галилео Галилей изобрел телескоп и, направив его на небо, обнаружил, что небесные тела, вопреки утверждению Птолемея, мало чем отличаются от Земли. Как и на Земле, на них есть горы и долины, кое-где действуют вулканы. Какие тогда основания считать Землю центром мира? Под угрозой казни церковный суд заставил Галилея отречься от своих открытий. История приписывает Галилею следующую фразу о Земле, сказанную после приговора суда:
«И все же она вертится!»

Христофор Колумб
. На трех небольших кораблях в 1492 году Христофор Колумб из Испании направился на запад, в неизвестный Атлантический океан. Колумбу пришлось пережить немало трудностей, в том числе и бунт команды, которую испугала продолжительность плавания. Но все же на 33 день пути раздался возглас «Земля!» Корабли вышли к маленькому островку – первой земле тогда еще неведомой Америки. Так Колумб открыл
Новый Свет – Америку.

Фернан Магеллан.
Капитан Фернан Магеллан при поддержке испанского короля отправился искать выход в неведомое море через пролив, пересекающий Америку. В плавание снарядили пять кораблей. После долгих поисков выход в океан был найден. Это была победа! Цель Магеллана была достигнута. Сам он погиб в схватке с местным населением. Из трех оставшихся кораблей лишь маленькая «Виктория» («Победа») сумела вернуться в Испанию. Почти три года длилось плавание эскадры Магеллана. Из 250 моряков домой вернулись только 18. Такой ценой познавался мир! Кругосветное путешествие доказало шарообразность Земли:
Земля – шар, так как человек

обогнул ее!
7
3). Целеполагание. а)Просмотр кадров видеофильма «Сила движущая мирами». б) ( Работа в группах. Каждой группе выдается следующая карточка).

(Выслушиваются мнения детей). Учитель. На эти сложнейшие вопросы ответил английский ученый
Иссак Ньютон.
4). Операционно – познавательная часть.
а). Чтение первого абзаца учебника стр. 60.

б). Работа в группах.
Дополнительные сведения об Исааке Ньютоне. ( Детям раздаются карточки. Готовят ответы). … Родился Исаак Ньютон в семье небогатого фермера в небольшом местечке Вулсторп, недалек от Кембриджа. Он был слабым ребенком.

Что общего между следующими явлениями?

1. Споткнувшись, вы разбиваете о землю колени

2. Реки текут в моря и океаны.

3. Искусственные спутники летают вокруг Земли.

4. Земля вращается вокруг солнца.
8
Отец умер еще до его рождения. Матери выпала тяжелая доля: во что бы то ни стало сохранить жизнь ребенка и дать ему надлежащее воспитание. Мать мечтала сделать из сына фермера, так как, по ее мнению, всякая другая профессия для него не годилась. Она полагала, что деревенский воздух, игры и забавы благотворно скажутся на здоровье сына, и не ошиблась. Получив в детстве хорошую физическую закалку, Ньютон прожил до глубокой старости (умер 84 лет). Он не знал очков, и за всю жизнь у него не выпало ни одного зуба. Умер он от каменной болезни, приступы которой обнаружил за три недели до смерти. Когда мальчику исполнилось 12 лет, мать определила его в городскую школу в Грантеме. В школе Ньютон отличался молчаливостью, старался уединяться. Наедине мальчик любил мечтать и что-то мастерить. Так, в школьные годы, дав волю своей фантазии, он сделал ветряную мельницу и самокат. По описанию современников, Ньютон был среднего роста, весьма солидной полноты. Согласно традиции, он носил парик. У него были умные живые глаза. Погруженный в глубокие размышления, Ньютон часто не замечал окружающих и был весьма рассеян. Увлекшись работой, он совершенно забывал о еде. Существует легенда, что поводом для размышления о всеобщем законе тяготения явилось упавшее с дерева яблоко. Долгое время любопытным экскурсантам даже показывали дерево возле дома ученого, с которого якобы свалилось замечательное яблоко. Еще при жизни Ньютона весь мир преклонялся перед его гением. Он был почетным членом многих научных обществ и академий. Королева даровала ему титул рыцаря и возвела в дворянское звание. В Кембридже сооружен памятник Ньютону. На постаменте этого памятника высечены стихи Лукреция:
«Разумом он превосходил

Физкультминутка.
— Попрыгаем! — Подбросим мячики! — Что мы наблюдаем? Почему мячик падает вниз? (высказывания детей). 9

в). Продолжение урока.
Чтение по учебнику стр. 60-61. — Почему же предметы падают вниз?
г). Лабораторная работа.
( в группах, выдается данная карточка каждой группе)
Цель
:
Исследовать взаимодействие грузика с Землей и

Приборы и материалы:
____________________________________
Ход работы.
1).Подвесить грузик к пружине. Почему после того, как ты его отпустишь, грузик движется вниз. 2) Что мешает грузику упасть на землю? 3) Исследуем взаимодействие грузика с Землей и пружиной. Будем подвешивать на пружину по одному грузику и посмотрим, как при этом растянется пружина.
Количество

чем тяжелее груз, тем он____________________________

притягивается Землей и ________

___________ растягивает пружину
(заслушать мнения детей). 10

Схема опыта.
д). Чтение вывода по учебнику стр.61.
«Из двух тел большей силой притяжения обладает то, масса

которого больше».
— Так почему же яблоко падало с дерева вниз? — Есть ли у Земли верх и низ?
Опыты.

Опыт 1.
Два металлических шарика разной массы выпускаются из рук одновременно.
Вывод:
падают шарики одновременно.
Почему?

Опыт 2
. Две пластинки (металлическая и бумажная) одинакового диаметра выпускаются одновременно из рук.
Вывод:
металлическая пластинка падает раньше.
Почему?

Опыт 3
. Две пластинки (металлическая и бумажная) одинакового диаметра накладываются одна на другую.
Вывод:
Падают одновременно.
Почему?
11
е). Просмотр кадров видеофильма (использование закона). Чтение последнего абзаца стр.61. (К.Э. Циолковский).
5. Самостоятельная работа.
(два уровня) Первый уровень: решить кроссворд.
По горизонтали:

4
1. Греческий ученый впервые привел научные доказательства, что Земля – шар. 2. Путешественник, совершивший первое кругосветное плавание. 3. О ком эти слова: «Себя спасти. и стать влюдских глазах отступником? Я это не сумею. Как страшно: «Всем трудам моим пропасть?! И нет страшней позора отреченья! Но ведь Земля вращенье – это часть, Часть будущей науки о движенье. Я должен труд закончить мой. Последний труд – Последний бой. » 4. Он защищал Коперника идеи И был сожжен на площади Цветов.
По вертикали:
5. Создатель гелиоцентрической системы мира. 6. Греческий, завершил построение геоцентрической системы мира. 7. Путешественник, который открыл новый Свет – Америку. 12
8. О ком эти слова: «Случилось яблоку, упавши, перервать Глубокие (его) размышленья, И говорят (не стану отвечать За мудрецов догадки и ученья) Нашел он в этом способ доказать Весьма наглядно силу тяготенья». Второй уровень. Найди ответ: Клавдий Птолемей 1. Греческий ученый впервые привел научные доказательства, что Земля – шар. 2. Путешественник, совершивший первое кругосветное плавание. 3. Он изобрел телескоп. 4. Создатель геоцентрической системы мира. 5. Путешественник, который открыл новый Свет – Америку. 6. «Он защищал Коперника идеи И был сожжен на площади Цветов». 7. Создатель гелиоцентрической системы мира. 8. Открыл закон всемирного тяготения. Галилео Галилей Аристотель Христофор Колумб Исаак Ньютон Николай Коперник Фернан Магеллан Джордано Бруно Клавдий Птолемей 13

Читайте также:  Каким зерном кормить кур несушек

6. Инсценирование сказки Григория Остера «Великое

закрытие.
Действующие лица: Мартышка, Попугай, Слоненок и Удав. (изготовить маски.)
7.

Рефлексия.
— Что интересного, полезного для вас было на уроке? — Что понравилось? — Что удивило? — Оцените работу себя, одноклассников.
Вывод.
– Так почему же яблоко падало с дерева вниз? – Есть ли у Земли верх и низ? Урок заканчивается высказыванием К. Д. Ушинского:
«Нужен был гений Ньютона, чтобы удивиться тому, что

источник

Почему предметы движутся? Ничто на свете не движется само по себе. Предметы могут перемещаться лишь в том случае, когда их тянут или толкают. То, что тянет или толкает их, называют силой. Существует множество видов сил. Предлагаю познакомится с одной из загадочных сил, под действием которой предметы падают на Землю, Луна движется вокруг Земли — это сила земного притяжения или Тяготения!

Попробуем бросать предметы!

1. Сомни один их двух листов бумаги.

2. Встань на стул и с одной высоты одновременно отпусти смятый и ровный листок.

Что происходит? . смятый лист падает на пол быстрее, а ровный-опускается медленно планируя.

3. С той же высоты отпусти игральные карты в разном положении.

Что происходит? . карта, выпущенная плашмя, летит медленнее карты, выпущенной ребром.

Это потому что, если бы не было воздуха, все предметы под действием силы притяжения падали с одинаковой скоростью. Однако воздух препятствует падению тел: чем больше поверхность падающего предмета, тем большее сопротивление оказывает воздух и тем медленнее падает предмет.

Потребуется:

Тела падают под воздействием силы притяжения; скорость падения зависит

от сопротивления воздуха.

1. Проверь эффект падения резинового шарика на резные поверхности, бросая его с одной высоты и подсчитай, сколько раз и на какую высоту отскочит шарик от разных поверхностей.

2. Брось шарик на песок несколько раз с разной высоты.

Результат: шарик хорошо отскакивает от деревянной и мраморной поверхности, хуже-от ковра, от песка почти не отскакивает, а утопает в нём, образуя лунку. Лунка тем глубже, чем больше высота, с которой брошен шарик.

Эффект столкновения зависит от скорости тела, от его массы, от материала, из которого состоит тело, и от поверхности, на которую оно падает.

1. Положи на стакан игральную карту, а на неё монетку.

2. Резко щёлкни пальцем по карте.

Результат: карта слетает, а монетка падает в стакан.

Это потому, что монетка тяжелее карты и имеет большую инерцию. что означает стремление тела сохранять покой или движение. Сила твоего пальца смещает карту, а монетка продолжает сохранять покой. Оставшись без опоры, монетка под действием силы притяжения падает в стакан.

В быстро трогающемся транспорте пассажиры отклоняются назад, словно хотят остаться неподвижными. При резком торможении, наоборот, тела пассажиров подаются вперед, как бы продолжая движение. Эта неподатливость тел к движению или остановке — инерция. Она подвергает риску жизнь пассажиров при езде в транспорте. Не случайно применяются различные средства безопасности: ручки, за которые можно держаться, ремни безопасности, специальные сиденья для маленьких детей.

1. Положи книгу на стол прикрепи безмен.

2. Потяни за безмен. Как только книга начнёт двигаться, посмотри, какое усилие для этого потребовалось.

— безмен, шпагат, тяжёлая книга, четыре карандаша, стол.

3. Подложи под книгу круглые карандаши, повтори операцию и снова замерь усилие.

Результат: во втором случае безмен показывает меньшее усилие.

Это потому что, когда одна поверхность скользит по другой, возникает трение, препятствующее движению. В первом случае книга опирается на стол и создаёт максимальное трение. Во втором случае карандаши уменьшают сопротивление движению, потому что они не ползут, а катятся.

Когда две поверхности соприкасаются, между ними возникает сила трения.

Поиски путей, ведущих ко все более полному и глубокому пониманию Тяготения продолжаются. Решение великих проблем требует великих трудов.

источник

Автор материала: Петрова Ирина Анатольевна

Предмет: Окружающий мир Класс 4

УМК: система Л.В. Занкова. Учебник: «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Тип урока: изучение нового материала

Тема «Развитие науки. Устройство Вселенной.Почему предметы падают вниз»

Цель: формирование представления о целостности картины мира.

— формировать представление о развитии науки в эпоху Возрождения и ее

значении в развитии человечества;

— учить устанавливать причинно-следственные связи;

— развивать умение рассуждать, опираясь на информационный материал, на

полученный опыт; обобщать, делать выводы;

Оборудование: презентация, макет горы, трубка Ньютона

(Подводящий диалог) (слайд 1)

У. – Почему планета Земля сравнивается с космическим кораблём?

(Предполагаемые ответы детей: движение вокруг солнца, вращение вокруг оси) — Что ещё вы знаете о планете как космическом объекте?

У. – О том, что Земля имеет шарообразную форму, знает сейчас каждый ребёнок. Какие доказательства этому вы могли бы привести? (Горизонт, расширение горизонта, исчезновение объектов (кораблей) за линией горизонта, тень, падающая от Земли на Луну, кругосветное путешествие Ф. Магеллана, полет в космос и др.)

(По мере звучания ответов учеников на доске размещаются карточки с ключевыми словами: Земля, планета, космос, Солнце, Луна)

У. – Какие собственные исследования вы провели, чтобы доказать какие-либо из этих фактов?

– Каким образом вы получали информацию? (Уроки, учебник, энциклопедия, видеофильмы и др.)

III. Определение темы урока.

У. – Все ли тайны о нашей планете вы открыли? Все ли знания получили? (Данные всё время пополняются, т.к. ученые делают новые открытия)

У. – На годы какой эпохи приходились основные перемены во взглядах на науку, искусство? (Эпоха Возрождения) — Назовите временные рамки эпохи Возрождения. ( Конец Эпохи средневековья, начало нового времени).

У. – Попробуйте определить тему урока. (Развитие науки о Земле, космосе в эпоху Возрождения).

Постановка учебной задачи.

У. – Какие научные открытия были совершены в эпоху Возрождения, нам предстоит сегодня узнать. (слайд 2)

– А ещё узнаем о некоторых достижениях современной науки.

1. Исследование и сравнение систем мира.

У. – Объясните значение слов (карточки ГЕО, ГЕЛИОС) (ответы детей)

Работа с учебником * Самостоятельное чтение текста (1-й абзац с.66); обсуждение новой информации в группах ; ответы на вопросы

1. Путешественник, совершивший первое кругосветное плавание____________

2. Люди в то время представляли мир как ______________________________ систему.

3. Центром Вселенной считалась ______________________________________,

а вокруг неё вращались ______________________________________________.

4. Основоположники геоцентрической системы __________________________ .

У. – Люди в древности по-другому представляли себе устройство системы мира. Посмотрите, как себе представлял устройство мира древнегреческий астроном Клавдий Птолемей. (слайд 3.)

– Такая система мира получила название геоцентрическая.

У. – Но уже многие учёные стали задумываться о том, что планеты то спешили, то необъяснимо отставали. В чём же дело? Как вы думаете, почему? (Неправильное представление о системе мира.)

Работа с учебником * Самостоятельное чтение текста (2-3-й абзацы с.66-67); обсуждение новой информации в группах ; ответы на вопросы

1. Имя великого польского ученого ____________________________________ .

2. В новом учении Солнце – это _______________________________________ .

3. Вокруг Солнца вращаются __________________________________________

4. Новая система получила название ___________________________________,

У. – Посмотрите на систему устройства мира по Николаю Копернику. (слайд 4) Какое название она получила?

– Что же случилось с открытием Коперника? (Книгу запретили.)

Работа с учебником * Самостоятельное чтение текста (4-й абзац с.67); обсуждение новой информации в группах ; ответы на вопросы

1. Книга Коперника была ____________ ____________________________ .

2. Ученого Джордано Бруно __________________________________________ .

3. Ученого Галилео Галилея заставили __________________________________ .

4. Гелиоцентрическая система получила полное подтверждение в _______ веке.

– Вот так непросто совершались открытия и в эпоху Возрождения.

– Сколько веков понадобилось для того, чтобы люди признали верность теории Коперника и его последователей? (3 века.)

Современная наука шагнула далеко вперед. Какой вам представляется Вселенная? (Ответы детей) (слайд 6.)

У. – Звезды, видимые невооруженным глазом, это только ничтожная доля звезд, входящих в нашу галактику. Наша галактика называется — (Млечный путь). Кроме нашей, существует множество других галактик. И все небесные тела находятся в постоянном движении (изменяются, развиваются). Часть Вселенной, которую могут исследовать ученые с помощью современных приборов, называется Метагалактикой. И самое интересное, она – расширяется! Расширение Метагалактики – самое грандиозное из известных в настоящее время явлений природы!

А сейчас «вернёмся» на Землю, в класс. Здесь тоже столько нас ждет множество интересных открытий!

2. Исследование закона всемирного тяготения.

Группа №1 («Таяние снеговой вершины»)

Задание. Описать происходящие изменения.

(Вывод: не находя опоры объекты падают вниз потому, что …)

У. – На эти вопросы ответил один человек, учёный Исаак Ньютон. (Рас-сматривают портрет Ньютона.)

(Варианты: 1 – чтение текста; 2– рассказ ученика)

– Как называется закон, отрытый Ньютоном? (Закон всемирного тяготения.)

– Так почему все предметы падают вниз?– Американский политик Бернард Барух сказал: «Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему». Прокомментируйте это высказывание. (Подвести детей к особому взгляду учёных на мир.)

– Приведите примеры из своей жизни, доказывающие, что закон всемирного тяготения действует. (Ответы учеников)

3. Эксперимент с трубкой Ньютона.

1. Новый опыт с осенними листьями.

Вывод: масса объектов не изменилась, но листик, который смяли в комок, быстрее достиг поверхности стола. Почему? (Предмет, который имеет большую площадь, встречает большее сопротивление воздуха)

2. Спасет ли воздух разные по массе предметы? Что быстрее достигнет пола портфель или листик?

У. – Необычный предмет мы старались исследовать на перемене. Эта стеклянная трубка и названа в честь английского ученого Ньютона. Мы обнаружили в ней – (Дробинка, кусок поролона, и ленточка), откачали воздух. Какой предмет раньше коснется основания, если трубку перевернуть? (Предположения детей)

– Проверяем (Предметы падают одновременно). Почему?

– А если вновь поступит воздух? (Проверка, выводы)

У. – Так где же действует закон всемирного тяготения? (На Земле, в космосе)

– Звездный мир кажется бесконечным, но только лишь звездный мир бесконечен? Если посмотреть вокруг нас, то увидим множество тел. Из чего они состоят? Они состоят из мельчайших частиц – молекул, а молекулы из атомов. Атом имеет более сложное строение. В центре атома расположено положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные атомы, подобно тому как планеты обращаются вокруг солнца. Силы, заставляющие двигаться планеты и электроны – разные, но сжодство в строении несомненное.

Ученик. Оказывается, отдельными атомами можно управлять и создавать на их основе новые вещества, а состоять эти вещества будут из наночастиц. Заглянуть в наномир очень сложно, но в нашем лицее есть нанолаборатория, в которой главным прибором является электронный зондовый микроскоп «Наноэдьюкатор». Я вместе со старшеклассниками работал с этим микроскопом. Мы сканировали поверхности обычных стекол. Посмотрите как выглядит стекло. Сколько в нем выступов и впадин. Где абсолютно ровная поверхность? Эта поверхность похожа на поверхность какой-то неизведанной планеты! На самом деле, наномир таит в себе множество загадок, как и Вселенная.

Учитель. 29 декабря 1959 года американский ученый профессор Ричард Фейнман, лауреат нобелевской премии выступил в Калифорнийском технологическом университете с лекцией под названием «Внизу полным-полно места» Фейнман рассказал о новой области исследований. Он предложил идею управления отдельными атомами, и создание на их основе веществ на наноуровне. Спустя некоторое время возникли нанотехнологии.

Во вселенной всё взаимосвязано.

Изучение микромира, позволяет ученым делать открытия в далеком и огромном мире космоса.

V. Проверка (рефлексия) с комментариями учителя и учащихся.

– Какие явления объясняются силой притяжения? (Океанские приливы и отливы, вращение планет вокруг Солнца – солнце большое и притягивает к себе все планеты.)

– Как открытие Ньютона помогло учёному К. Э. Циолковскому? (Циолковский (1857–1935 гг.) рассчитал космическую скорость для ракет, чтобы преодолеть притяжение Земли.)

– Людям каких профессий нужно быть точными в расчетах, чтобы закон всемирного тяготения не приводил к разрушениям и поломкам? (Инженеры)

источник