Меню

Костюм греческих богов своими руками

Приближаются новогодние праздники, а это значит, что наступает время утренников и вечеринок возле ёлки. Для малыша подойдёт костюм зайчика, а если ребёнок уже подрос, то нужно искать другое решение. Обращение к древнегреческой мифологии будет достаточно интересным вариантом.

На греческой горе Олимп проживали боги и богини, их царём был Зевс. От него зависела погода, он насылал стихии, господствовал над судьбами людей, управлял небожителями. Внешне это был подтянутый мужчина с длинной бородой. Наряд его состоял из белой тоги и цветного хитона с золотой отделкой. Но главная отличительная особенность от других богов – золотой венец из листьев плюща вокруг головы.

Задача сделать костюм своими руками может быть решена двумя способами: хитон+тога или туника+ тога. Для обоих нам понадобится следующее:

  • белая простыня;
  • 2 броши или 2 застёжки на цепочках;
  • яркая ткань (1,5 – 2 м);
  • золотистая лента узкая от 2 м;
  • золотистая лента широкая 60–80 см;
  • кусочек липучки (застёжка велкро);
  • плотная бумага для венца;
  • клей;
  • иголка, нитки;
  • ножницы;
  • золотая аэрозольная краска.

Возможно, что даже сантиметр может не понадобиться, так как все расчёты достаточно приблизительные. Но если он под рукой, для второго варианта костюма всё-таки обязательно используйте его.

Базовый предмет мужского гардероба древнего грека – хитон. Он надевался на голое тело, скалывался на плечах и драпировался, подхваченный поясом. Знатные граждане носили поверх хитона тогу, которая тоже драпировалась, но либо на плече, либо под поясом вместе с хитоном.

Сначала сделаем базовый предмет костюма:

  1. Возьмите белую простыню и сложите её напополам так, чтобы сгиб был слева. Это боковое соединение хитона, второй бок либо остаётся со свободными концами, либо слегка подхватывается нитками с изнанки;
  2. итак, простыня, сложенная пополам – это наш хитон. Здесь есть верх и низ изделия, один фиксированный бок и два свободных конца для правого бока. Сейчас наша задача примерить длину изделия прямо на ребёнке. Ширина простыни – это и есть искомая величина;
  3. если длина великовата, то отгибаем верхний край наружу на необходимую ширину;
  4. верх хитона оформляется несколькими вариантами: можно два свободных конца простыни соединить вместе, выпуская концы так, чтобы левый бок изделия поднялся к подмышечной впадине и скрепить.
  5. второй вариант – верх хитона соединить в двух точках, равномерно расположенных по краям от шеи. Для этого понадобится две броши;
  6. низ хитона украсим декоративной тесьмой с золотистым орнаментом: по самому низу приклеим или пришьём её.

Базовая часть костюма готова. Следующий этап – сооружение тоги из яркой цветной ткани.

Важно! В Древней Элладе самым роскошным цветом после белого считался пурпурный. Богатые граждане украшали свои одежды разными его оттенками. Но для карнавального костюма необязательно брать именно этот цвет. Подойдёт также синий, голубой, красный, бежевый, вишнёвый, золотой.

  • ткань сгибаем подобно тому, как работали с простыней;
  • получаем заготовку изделия, которое по длине и на свободных концах можно обработать золотистой тесьмой. Смотреться костюм будет замечательно;
  • свободные концы должны закрепляться на левой стороне, точно так же, как и у хитона на правой;
  • если на левой стороне получается две застёжки, то нижнюю снимаем и скалываем на плече концы хитона и тоги вместе.

Тога готова, следует заняться очень важным аксессуаром – поясом. Сделаем его из широкой золотистой ленты, подогнув края внутрь и нашив на них сверху кусочки липучки.

Венец делается из плотной бумаги. Из неё вырезают листики плюща, которые склеивают на концах друг с другом, а затем покрывают золотой краской. Если есть золотистая бумага, но можно наклеить её на плотную, затем вырезать и склеить листики друг с другом.

Один из ключевых моментов наряда – обувь. Древние греки носили сандалии, состоящие из многочисленных ремешков, доходящих до колена. Всё это крепилось к плоской кожаной подошве. Такую обувь сделать своими руками проблематично, а потому из летнего гардероба стоит заимствовать что-то похожее на сандалии.

Важно! При отсутствии вариантов возьмите обычные вьетнамки, оберните резиновые детали золотистой лентой и ведите шнуровку ноги ей же от щиколотки до колена, вверху завяжите.

Всё, костюм Зевса готов. Собираем его для примерки: сначала мальчик должен надеть хитон, затем тогу. Все застёжки и соединения должны быть на месте, а складки расправлены. После этого надевается пояс, под которым расправляются и красиво выкладываются все складочки драпировки.

Но есть ещё один вариант, в котором в виде базы выступает не хитон, а туника. Её нужно будет шить, и если есть швейная машина, то дело пойдёт быстрее. Если её нет – тоже не беда, швы в тунике достаточно примитивные, прямые, а тесьму можно наклеить.

  1. складываем ткань (простыню) пополам. Верхний сгиб будет плечевой частью. Потом ещё раз пополам, плечо к плечу;
  2. из получившегося прямоугольника выкраиваем тунику: вверху у нас уже готовое цельное плечо, на другом конце – низ изделия, который уменьшать по ширине не стоит. Отступаем сверху сантиметров 20–30 от верха и столько же от края;
  3. от этой точки рисуем плавную линию соединения рукава с боковой частью, ведём её до самого низа, расширяя к бокам;
  4. рисуем горловину необходимой ширины;
  5. по намеченному контуру скалываем детали булавками;
  6. вырезаем, после этого убираем булавочки;
  7. стачиваем боковые швы;
  8. обрабатываем горловину;
  9. подгибаем низ;
  10. пришиваем золотистую ленту на горловину, концы рукавов, низ туники;
  11. изделие готово, остаётся только отгладить костюм.

Костюм будет отлично смотреться, если в арсенале есть парик и накладная борода. Концы хитона скрепляются брошью, или застёжкой с двумя прищепками на цепочке, или заколкой для волос «краб», а если ничего нет под рукой – просто сшиваются вместе или завязываются узлом.

Если хитон будет иметь застёжки на обоих плечах, можно наметить места соединения чуть ближе к шее. В этом случае вырез будет «лодочкой» и, слегка натягиваясь, складок образовывать не станет. А если хотите лёгкую драпировку шейного выреза, то соединяйте верх в точках, более удалённых от шеи.

Если лента для пояса недостаточно плотная и жёсткая, можно подшить снизу ещё один слой из любой ткани или просто накрахмалить его.

Тогу можно заменить широкой драпированной деталью, пришивающейся прямо к левому плечу туники. Для этого яркую ткань посередине заложите складочками, чтобы эта часть была равна или меньше длины плеча (измерять от шеи до конца рукава). Прикрепите задрапированную ткань к тунике по плечевому контуру. Этого достаточно. Под поясом красиво расправляйте ткань от левого края к правому. Можно даже внизу справа деталь сшить двумя концами (передней и задней частью) вместе.

источник

  • – белая перламутровая ткань;
  • – красивые украшения (броши, заколки, браслеты, диадемы и т.д.);
  • – босоножки или туфли с длинными завязками;
  • – золотая тесьма.

  • – 10 м тонкой шерстной ткани;
  • – 3 одинаковые двуспальные простыни;
  • – тесьма;
  • – портновская линейка;
  • – карандаш или кусок мела;
  • – сантиметровая лента;
  • – калькулятор;
  • – швейная машинка;
  • – иголка;
  • – нитки.

  • – льняная ткань или тонкая шерсть;
  • – сантиметровая лента;
  • – кусок тесьмы;
  • – швейная машинка;
  • – иголка;
  • – нитки.

Ткань не обязательно должна быть белой. Мужчины носили красные хитоны, среди женщин был популярен шафранный цвет. Траурные одежды были черными.

Если вырез горловины получился слишком широким, пришейте по бокам завязки, чтобы одежда не соскальзывала.

Удобнее всего шить хитон, если ширина ткани чуть больше полуобхвата груди. В этом случае ее края не придется обметывать.

Хитоны с рукавами обычно ткали на станке целиком. Если же вам нужна именно актерская одежда, возьмите ткань пошире. Сложите кусок вдвое, чтобы получились 2 прямоугольника. Найдите середину короткого среза. От нее в обе стороны отложите четверть обхвата груди, плюс несколько сантиметров на свободное облегание, плюс припуски. Проведите мелом линии, параллельные кромкам. От этих линий отложите в каждую сторону длину рукава.

Хитон можно зашить только с одного бока, оставив другой открытым. В этом случае его можно полностью обшить каймой.

Если вы хотите выгодно отличаться от других на праздничном мероприятии, попробуйте сшить костюм очаровательной греческой богини. Много времени этот процесс не займет, зато вы будете выглядеть очень эффектно.

Для создания креативного образа заранее подготовьте необходимые материалы. Вам потребуются: простыня или белая ткань, ткань пурпурного цвета, заколки или другие украшения для волос, броши или декоративные булавки, перевязь из золотой тесьмы. По желанию можно приобрести искусственную виноградную лозу с цветами. Ну и конечно, дополнят костюм туфли или сандалии с длинными ремешками.

Для начала необходимо отмерить ткань для будущего наряда. Следует выкроить два прямоугольника из белой ткани. При этом ширина этих прямоугольников должна быть на 50 процентов больше обхвата самой широкой части вашего тела. Что касается длины, то греческий костюм должен стелиться по полу. Если вы хотите, чтобы костюм греческой богини был коротким, мерки придется снимать несколько по-иному. В таком случае отмерьте расстояние от шеи до нужной длины и прибавьте к полученному значению 20 см. При желании белую ткань можно сочетать с пурпурной. Для этого подготовьте отрез пурпурной ткани до 360 см в ширину.

Теперь можно приступать к шитью. Прямоугольники белой ткани сшейте по бокам. Не забудьте оставить сверху и снизу отверстия для рук. Размер свободного участка ткани не должен превышать 35 см. Верхнюю часть прямоугольников необходимо сшить вместе по ширине, оставив отверстие для головы. В результате у вас должен получиться вырез «лодочкой». Кстати ткань пурпурного цвета понадобится для того, чтобы задрапировать плечи. Отрежьте кусок пурпурной ткани подходящей длины и пришейте ее к плечам. Можно вшить ткань в шов, который скрепляет два прямоугольника сверху. Тунику следует одеть, как обычное платье и затянуть золотистую перевязь вокруг талии. При этом спереди перевязь должна образовать букву Х.

Обязательно сделайте венок из искусственной лозы, чтобы костюм выглядел более завершенным. Одного кольца вполне хватит, если лоза достаточно плоская. Если же вам по вкусу более объемный вариант, вокруг одной лозы обвейте другую. Такой венок будет смотреться очень эффектно и стильно. В принципе венок может быть заменен украшениями-брошами в волосах или сплошным обручем.

источник

Вернуться к списку статей

Креативный наряд, всегда выгодно отличавшийся на любом подходящем для ношения костюмов празднике – это костюм греческой богини. Его легко сделать, а человек в таком костюме всегда привлекает массу внимания и щедрые похвалы. Данный костюм универсален – его можно сделать настолько эротичным или целомудренным, насколько захотите. Ваша пара наверняка не откажется стать греческим богом, так что вы вдвоем определенно будете выделяться на вечеринке. Еще интереснее – если вы ищите групповые костюмы для себя и подруг, ваша компания будет отлично смотреться в виде живописной группы наиболее популярных богинь греческого пантеона: Афродиты, Деметры, Реи, Афины, Артемиды, Персефоны и других. Вот инструкция по созданию очаровательного костюма греческой богини.

Вам понадобятся:
– белая ткань или простыня;
– пурпурная ткань (по желанию);
– декоративные булавки (или броши);
– похожие на броши (или хотя бы сочетающиеся с ними) заколки/украшения для волос;
– перевязь из золотой тесьмы;
– искусственная виноградная лоза с цветами или без них;
– туфли с длинными ремешками, чтобы оплести ими ноги до середины икры.

1. Отмерьте ткань для тоги. Вам понадобятся 2 прямоугольника белой легкой ткани на 50% шире, чем вы сами и длиной в ваш рост. К примеру, если у вас рост 170 см и обхват вашей самой широкой части тела составляет 100 см, прямоугольники ткани должны быть по 170х75 см. Все верно, именно на 75 см, т. к. обхват – это полный размер, его нужно поделить на 2, чтобы получить ширину, затем к ней прибавить 50% от нее самой. Т. е. 100\2=50, 50% от 50-ти – 25. Полный рост нужен из-за того, что туника богини должна стелиться по полу, плюс, часть сантиметров уйдет на то, чтобы подбить ткань. Соответственно, если решили отдать предпочтение тунике короткой, отмерьте длину от шеи до нужной длины и прибавьте около 20 см – когда ткань соберется на талии, она еще поднимется. Если желаете добавить пурпурной ткани, выбирайте узкий отрез столь же легкой ткани, от 270 до 360 см – для длинного наряда.

Читайте также:  Ребенок ночью приходит спать к родителям

2. Соберите вашу тогу. Два прямоугольника белой ткани сшей друг с другом по бокам – по длине – оставляя с самого верха и вниз отверстия для рук – свободный участок ткани около 35 см. Для эротичного варианта костюма можно точно так же не сшивать прямоугольники внизу – на 30-70 см, в зависимости от длины туники – так вы получите что-то вроде 2-х разрезов по бокам. Сшейте верхнюю часть прямоугольников (по ширине) от края до края, оставляя отверстие для головы, оно должно быть достаточно широким – вырез получится в виде «лодочки». Смотрите схему. Пурпурной тканью можно задрапировать плечи или можно отрезать нужную длину – примерно до середины бедра (это особенно подойдет Афине или любой короткой тунике) или до пола, и пришить ее к плечам (вшить в шов, скрепляющий два прямоугольника сверху – это такой характерный стиль), как плащ.

Если у вас есть время, а костюм хочется сделать более сексуально-привлекательным, можно не сшивать верх – плечи, – а «посадить» их на 3-4 золотых ленты справа и слева, которые будут завязываться или пришиваться к верхней части переднего и заднего прямоугольников. Так плечи у вас останутся полуоткрытыми.

3. Сделайте венок на голову из искусственной лозы (она, кстати, может быть золотой). Если лоза плоская, достаточно будет 1 кольца. Если хотите сделать объемный вариант, сделайте кольцо из одной лозы и обвейте вокруг нее вторую. Венок – не обязательная часть, но желательная.

Далее – волосы. Как правило, греческих богинь изображают с чуть или сильно вьющимися волосами, так что задача №1 – локоны. Далее присмотритесь к обычному образу выбранной конкретной богини (например, в Википедии). Посмотрите, у Афины, к примеру, волосы обычно забраны немного назад, наподобие «мальвинки»; Афродита предстает с пышной прической, когда волосы уложены наверх, но с них ниспадает небольшая завитая прядь. В любом случае, это обычно завитые волосы, и либо поднятые наверх, либо распущенные, либо мальвинкой, либо высоким конским хвостом. Помните, вам нужно создать простой, но благородный образ.
Венок могут заменить сплошной обруч, украшения-броши в волосах.

4. Оденьте тунику, как обычное платье. Возьмите перевязь и затяните ее вокруг талии, начиная сзади на уровне «под грудь», и ведя вниз, образуя букву Х спереди, и затем еще раз оборачивая ее вокруг талии. Наденьте венок на голову.

5. Макияж на ваш выбор – какими только богинь не изображали в различных источниках.

Некоторые мелочи, способные сделать ваш костюм боле аутентичным: булавки-броши прикалывают высоко – чуть ниже плеча и где-то посередине; Артемида «носила» более короткую тогу и золотую тиару на голове, еще у нее были лук и стрелы; Деметра так же изображалась с некими предметами в руках – так что проведите заранее небольшое исследование.

источник

Итак, ввиду грядущих фестивалей и наплыва желающих, продолжаем создание мануала для «детей»)

Первые две части, касательно ткани и цвета можно посмотреть в этом блоге, а сейчас пробежимся коротенько по мужскому костюму. В данной части мы не будем углубляться в различные древнегреческие тонкости, разнообразие наименований, эволюцию костюма и т.д. Сосредоточимся на прикладной части и простоте: так чтобы и дураку было понятно, что, как и из чего делать. Учитывая опыт предыдущего повествования — упрощаем, утрируем и сокращаем еще больше, ибо иначе люди не понимают.

Начиная основную часть доклада, обращу внимание читателя на то, что сама логика древнегреческой одежды сильно отличалась от современной: греки кроили одежду по-минимуму, практически вся именно греческая одежда состоит, грубо говоря, из определенным образом подвязанных, подшитых или заколотых на теле прямоугольников. Для достижения же декоративных эффектов использовали драпировку и отделку ткани. В связи с этим к выбору ткани нужно подходить очень тщательно.

Это нательная одежда без рукавов, которую часто, почему-то, у нас любят неверно называть «туникой». Хитон мог носиться без какой либо иной одежды, но чаще с плащом (гиматием, хламидой).

Хитон в литературе часто делят на два вида (кроме кучи прочих): дорийский и ионийский (название, соответственно от дорийцев и ионийцев). Дорийским как-бы считается «простой» короткий хитон, а ионийским — длинный. Иногда можно встретить определение дорийского, как шерстяного, а ионийского — как льняного. Если же смотреть на нюансы, то наступает путаница. Здесь ударяться в эту казуистику не будем, просто помним, что подобное деление есть, но как оно было в мужском костюме в реальности — никто, похоже, толком не знает. Скорее всего, ионийский хитон был, действительно, более длинным и широким (что обуславливало выбор более тонкой ткани), а дорийский — простым, коротким «для мужиков». В реальности, где кончается один вид и начинается другой, сказать сложно, так как хитоны были довольно разнообразны, а какие-то четкие границы использования длинных/коротких/широких/шерстяных/льняных хитонов обнаружить сложно. Ну вот в Спарте, например, пышный льняной хитон точно нельзя.

Конструкция хитона крайне проста: это прямоугольное полотнище, обернутое вокруг левого бока, сшитое по правому боку или же просто подвязанное поясом так, что края справа находят друг на друга (помните, что при втором варианте может произойти неприятный для современного человека конфуз в виде непреднамеренного оголения филейной части). На ключицах (на нижеприведенной картинке из сети — в точках А и В) хитон либо закалывается на фибулы, либо сшивается.

Такая конструкция позволяет, в случае надобности освобождать полностью правую руку, как также показано на рисунке ниже (употреблялось это, например, воинами и ремесленниками, для работы у последних даже существовал особый вид рабочего хитона из грубой ткани, сшитого только на левом плече — экзомис)

Длину ткани отмеряем от верха ключицы до середины колена (+ запас на подшив). Ширина ткани на среднего человека будет примерно 2 метра (т.е. в готовом, «сложенном» виде ширина хитона будет 1 м) и более. Следует отметить, что увеличение ширины позволит создать больше драпировок, и вообще оно все будет лучше выглядеть, но излишне плотная ткань может не ложиться в складки и немного топорщиться по бокам.

Здесь хорошо видно, какого он примерно размера, и как «ведут себя» образовавшиеся для рук проймы льняного хитона (здесь общая(! то есть двух сторон) ширина ткани — около 2.4метра)

Низ хитона обязательно подшивался (неподшитый низ — признак траура, помешательства или рабства).

Хитон мог быть и более длинным, вплоть до ступней. Но, похоже, его использование связано было в основном со священнодействами, исполнением госдолжностей, актерством или почтенным возрастом носящего. В общем, это совсем «приличный» вариант.

При подобной выкройке, особенно, если сшивать бока, действует правило: чем длиннее хитон, тем шире он должен быть. Для удобства его могли перевязывать шнуром, как это сделано у дельфийского возничего.

Таким образом мог подвязываться и хитон покороче. При этом образуются своеобразные «рукавчики».

Такие же рукава могли получаться, если стягивать поясом другой вид хитона, который шили по более привычной нам логике изготовления одежды: примерно как рубаху без рукавов. Возможно, как раз такой вариант мы видим на таманском рельефе.

Возможно, такая конструкция употреблялась при употреблении более плотной ткани.

Подпоясывался хитон поясом. Пояс был тканый. На станке, бердо или дощечках. С кистями или без.

Обычно же внимание на нем в костюме не акцентируется. Часто он находится под напуском хитона, тут подойдет даже плетеный шнур или, например, праща.

Меховой/кожаный «хитон»

До нас дошли изображения подобной одежды, сшитой явно из кожи или из шкур. Учитывая то, что наш климат очень сильно разнится с теплой Грецией, подобные находки для нас чрезвычайно важны.

Преимущественно дорожный и военный плащ. Могла носиться как с хитоном, так и в качестве единственной одежды.

Материал — шерсть. Судя по описаниям и логике — может быть довольно плотной, в том числе, с начесом. Гомеровские «плащи косматые» как раз относятся к хламидоподобной одежде.

Конструкция также проще некуда. В среднем, это прямоугольник 2 на 1.5 метров. Может быть чуть побольше или чуть поменьше, в зависимости от комплекции хламидоносца.

Носится он как на картинке, на правом плече скрепляется фибулой. Правая рука остается свободной.

Обратите внимание на картинки: если приглядитесь, то увидите на свисающих углах плаща небольшие грузики. Они могли быть как бронзовые (медные, золотые), так и свинцовые. Последние вероятнее всего, зашивали в своеобразные тканые «мешочки». Вес такого грузика — достаточно небольшой. По габаритам он примерно как раннесредневековая пуговица, может побольше. Ео назначение — немного утяжелять край, чтобы одежда лучше драпировалась. Слишком здоровые делать не нужно. Конечно, плащем с тяжелыми грузиками можно будет эффективно добывать телефоны в подворотне, но при ношении (особенно при беге) такая хламида довольно сильно колотит своего владельца.

Таже были и другие способы ношения этих плащей.

Опять же, смотрите таманский рельеф в разделе про хитоны. Там плащ, скорее всего, хламида, замотана на пример скатки и сверху перевязана поясом.

Также нужно заметить, что плащи подобного вида изготовлялись и из иных материалов: у Аристофана в комедии «Птицы» упомянут кожаный плащ (увы, автор не владеет греческим и не знаком с первоисточником, но возможно, этот плащ был наподобие хламиды. А возможно, правилен другой перевод, где это все переводится, как «нагрудник» (возможно — хитон).

Кроме того, иногда на изображениях отражено использование шкур схожим с хламидой образом (как яркий пример можно привести Геракла с его львиной шкурой, которую он часто носит на ИЗО, как плащ), а также меховых плащей, как на хтоническом изображении ниже. Подобные изделия, надо полагать, имели чисто утилитарное значение и использовались, главным образом, дремучим сельским населением или же в каких-то экстраординарных случаях, когда необходима была защита от дождя или холода. Обратите, кстати, внимание, что плащ у убегающего пастуха банально завязан на узел.

Это, что называется, приличный плащ для приличного грека. В таком виде нужно быть, например, в народном собрании, возлежать на симпосии, вприносить жертвы богам или просто идти в почете по родному полису.

Материал — шерсть. На выбор шерсти здесь следует обратить особое внимание. Она должна быть достаточно мягкой и фактурной, чтобы хорошо драпироваться и не скользить при заматывании. Жесткая ткань будет топорщиться, а «скользкая» не даст Вам замотаться — пара движений, и гиматий окажется на земле.

Слишком толстая, жесткая или обваленная шерсть для гиматия пойдет навряд-ли. При покупке приложите ткань к плечу, посмотрите, как она драпируется, соскальзывает или нет.

По форме это все тот же прямоугольник с примерными размерами 1.5-2 на 3.5-4 метра. НО! Перед тем, как сделать свой гиматий, я бы рекомендовал поэкспериментировать с отрезом какой-нибудь дешевой ткани, например, бязи, чтобы посмотреть, как оно все выглядит в конечном итоге. Размеры гиматия достаточно индивидуальны, а с учетом количества затрачиваемой на него ткани, ошибиться в расчетах будет очень обидно. Возьмите бязи с запасом, попробуйте замотаться в нее, как на изображениях, так и эдак, поглядите, что получается.

Носили его обычно «направо»: оставляли конец, свисающий с левого плеча, пропускали по спине, под правой рукой и выводили уже либо обратно на левое плечо, либо левую руку, как на картинке.

Впрочем, греческая одежда тем и хороша, что драпировать ее можно по-разному.

Не забывая, впрочем, про правила приличия. Вообще, пристойности одежды греки уделяли повышенное внимание. Подобающее ношение одежды, умение ее задрапировать должным образом считалось признаком в том числе, образования, цивилизованности, знатности и вообще. Особенно это относилось к гиматию, как к «парадно-выходному» одеянию. Проведем очень упрощенную, неточную и грубую, но, надеюсь, понятную аналогию. Балахон с надписью «enemy of man» можно надеть на майку или на тело белое, хоть с джинсами, хоть с шортами, хоть с берцами, хоть с кедами, хоть с концептуальными шлепанцами. Но если мы наденем костюм-тройку с зелеными ботинками, то 99%, что это будет сильно не очень.

Особенностей ношения гиматия было много. Так, дурным тоном было «выпрастывать левую руку», открытой была только правая. Лишь ближе к эллинизму некоторые деятели типа Эсхина, выступая перед слушателями, открывали ее. Приличия касались также размера и вида гиматия: слишком короткий плащ был признаком деревенщины, который привык ходить по гуанотерре, а, например, Алкивиада его недоброжелатели пытались глумить за чрезмерно длинный и пышный плащ, волочащийся по земле.

Читайте также:  Как есть лук порей

Подобные нюансы «умирают» в первую очередь. Уже лет через сто наши потомки вряд-ли поймут, почему и по каким неведомым признакам в людях во вроде бы одинаковых пиджаках из начала 21 века их современники угадывали: участника съезда агрономов, гомосека-режиссера, братка или музейного работника.

Подводя промежуточный итог, всех особенностей приличного поведения и ношения одежды мы, наверное, никогда не узнаем.

И ведь это не главное, нужно не только знать, но и уметь. Замотаться в гиматий так же, как изображенные выше уважаемые люди, Вам удастся далеко не с первой попытки.

В общем, скорее всего, древний грек, увидь он наши современные потуги одеться по-древнегречески пристойно, решил бы, что это действо из незнакомого ему жанра трагикомедии. Но чтобы ему совсем не сделалось плохо, перед ношением одежи, особенно торжественной, неплохо бы подробно узнать, изучить и опробовать на практике хотя-бы то, что современному человечеству известно. Ну и, безусловно, ориентироваться на изображения.

Головные уборы.

Пилос — вероятнее всего войлочный цельноваляный колпак.

Такое же название имеет шлем идентичной формы. Можно предположить использование подобного толстого колпака «бомжами» вместо шлема.

Петас — шляпа, вероятно, чаще всего также войлочная цельноваляная, но можно, кажется, допустить и существование соломенных вариантов. Использовалась для путешествий а также всадниками. Форма у петаса была довольно разнообразной, от четко выраженной шляпы-шляпы до странной конструкции, где центральная «выдавленная» часть явно меньше диаметра головы.

Часто на шляпе есть своеобразная «пипка» наверху. Так же стоит отметить наличие ремешков, которыми петас подвязывался на подбородке и удерживался в случае откидывания с головы.

Кине (кюне) описывается, как войлочная или кожаная шапочка моряков/ремесленников

КаноничноЪ представляется в виде эдакой камелавки (почему-то не могу найти подходящую иллюстрацию, как найду, обязательно дополню статейку).

Как представляется, под это определение могла входить достаточно большая группа головных уборов, которые были также связаны и, возможно, сшиты из кусков тканого материала/кожи.

Обратите внимание на подобие пумпона и круговую полосу в верхней части шапки.

вероятно, вязаная шапка с «пипкой».

Также нужно отметить другие головные уборы. Прежде всего, это своеобразная, вероятно, меховая шапка, присутствующая на изображениях сельского люда.

Головной убор, по виду напоминающий пилос, но имеющий небольшие подогнутые поля, благодаря которым он чем-то отдаленно похож на «тирольку», также, скорее всего, цельноваляный. Вероятно также, что это был один из способов ношения пилоса.

Здесь же упомянем и подшлемники:

Венки и ленты

В отдельную категорию следует отнести всевозможные венки и ленты.

Здесь нужно учитывать, что это — довольно специфические головные уборы, часто употреблявшиеся в особых случаях (например, на симпосиях) и имеющие различное значение. Так, например, ленты (тканые, вышитые), которыми повязывали голову, зачастую были наградой атлетов за победу в состязаниях и одновременно свидетельством этого.

Они играли в жизни древних греков большую роль и отличались редким разнообразием. Венками награждались атлеты — победители состязаний, венок бытовал в качестве государственной награды, наконец, венок был неотъемлемой частью праздненства.

Наиболее известные современному человеку — лавровый венок, неотъемлемый символ победителей и триумфаторов всех мастей.

Также это была награда на известных в Древней Греции Пифийских играх. На других играх был свой вид венка — на Олимпийских играх — оливковый, на Немейских — из сельдерея, на Истмийских — из сосновых веток. Каждый вид такого венка имел свое особое значение. Так, лавр — символ Аполлона, в честь которого проводились Пифийские игры, венчание венком из дикой маслины объясняли тем, что так установил учредивший Олимпийские игры Геракл. Кроме того, растения несли и определенную смысловую нагрузку. Например, сельдерей очень плотно ассоциировался с трауром, похоронами и иже с этим.

Кроме четырех вышеперечисленных общеэллинских игр — агонов существовало еще множество как крупных, так и местечковых спортивных состязаний (собственно, состязания, которые также были еще и своеобразным способом почитания богов, древние греки устраивали по поводу и без повода: умер Патрокл — устроили игры, вышли к морю — устроили игры), на которых определенного вида венок также мог служить призом.

Наградные венки могли быть сделаны и из металлов. В сохранившихся письменных источниках о жизни причерноморских полисов есть описания награждения за особые заслуги золотым венком (при этом, как правило, указывается вес венка). Такие венки находят и в погребениях. При чем следует обратить внимание на то, что одни из них явно вотивные, т.е. в данном случае изготовленные непосредственно для похоронного обряда — они очень тонкие, хрупкие и явно не предназначены для носки. Другие же носились при жизни владельца- конструкция массивнее, и порой встречаются следы ремонта.

Использовались венки и во время священнодействий. Во время разного рода праздников, посвященных Дионису, бытовали венки из виноградной лозы или плюща.

Кроме наградных венков, как уже говорилось, были и бытовые, использовавшиеся на праздниках (свадьба, симпосий, религиозные торжества и тд). Такие венки, кроме установленных традицией для определенных праздненств, могли быть самые разные: они подбирались по цветовой гамме, даже по аромату. К примеру, описан случай прихода Алкивиада на симпосий в венке из фиалок. Существовал даже вид торговок венками, которые продавали уже готовые изделия, сплетенные из самых разных цветов. Ну а солдаты Ксенофонта, устроившись на привал в неведомом сарае в неведомой дыре на краю мира, за неимением лучшего, увенчали себя венками из сена-соломы.

Короче говоря, красиво пировать, увенчав себя венками, не запретишь.

Украшательства

Здесь у нас есть два противоречивых момента. С одной стороны, греки считали использование всякой бижутерии недостойным мужЫка. С другой — понятное дело, что мода украшать себя, изнеживаться и впадать в ничтожество преследовала человечество всегда.

Но все-таки можно достаточно уверенно говорить, что обилие дарцупаг, особенно наличие таких вещей, как гривны, серьги, кольца, браслеты — это признак современного викингоса мужа женовидного, варвара, и вообще — что-то непристойное и не достойное уважения. Такие предметы могут встречаться у фракийца, у перса, у бабы, но никак не у эллина.

Тем не менее, это не означает полного отсутствия драгоценностей.

Для скрепления плащей и для закалывания хитона на плечах часто исользовались фибулы. О них распространяться не буду. Поскольку идеал, к которому безуспешно стремится статья, это простота, прагматизм и минимализм. К тому же, я совсем в них не понимаю.

Вот ссылка на туда, где о них очень много знают, и где их отлично делают.

Ну и пример для попускать слюни.

Другим, доступным мужикам видом бряк были перстни. Были они разные и, как правило, с печатью.

Могли также использоваться какие-либо амулеты, особенно, в эллинистическое время.

Честно говоря, подробно лезть в обувные темы совсем не хочется. Это, как минимум, очень надолго. Поэтому вкратце.

Древнегреческая обувь далеко не исчерпывается всем известными сандалиями. Видов и вариантов обуви существовало огромное множество. Здесь коснемся некоторых моментов изготовления и любопытных, с точки зрения русского человека и нашего климата, вариантов.

Помним, что современный сантиметровый или около того чепрак в те далекие времена отсутствовал. Максимальная толщина кожи могла быть мм 3-4, ну хорошо 5=). При этом выделка была довольно разнообразной, а мастерство сапожников — чрезвычайно высоким.

Обувь могла украшаться различным орнаментом, могла окрашиваться.

На подошвах могли гвоздиками делать все, вплоть до надписей типа «иди за мной» или как-то так, как у одной гетеры.

Сохранилось обуви древних греков совсем чуть-чуть. Лично мне (хоть это и не говорит ни о чем) известны только «кеды» 3 века до Р.Х. из эллинистического Египта.

Есть еще достаточно находок позднеримской обуви и римских калиг — солдатских сандалий. Есть основания полагать, что конструктивные особенности школ тапкоделия были схожими: это подошва, к которой прибивается гвоздями вот такая штука

Затем сверху мы кладем/клеим/пришиваем еще кожаную стельку.

В некоторых случаях верх мог пришиваться к подошве, как на современных ботинках. Улавливаем разницу — у нас в основе будет многослойная подошва, усиленная гвоздиками, а не тонкая подошвочка, пришитая выворотным швом к верху, как в раннесредневековой или средневековой обуви.

Впрочем, были и исключения. Прежде всего стоит отметить т.н. скифики, то есть заимствованную скифскую обувь, которую могли носить жители Северного Причерноморья (естественно, не в пафосной обстановке). Чтобы долго не объяснять, приведем в пример отличную реконструкцию в исполнении Якова Внукова.

Широко был распространен местный вариант поршней, по-видимому, называвшихся «карбатиды».

Подобная же форма верха могла быть и у сандалий на жесткой подошве.

Кроме этого, нужно отметить всеразличные сапоги, скорее всего, имевшие восточное или фракийское происхождение.

Фракийские «сапоги» отличали характерные фестоны.

Отметим еще некоторые интересные виды обувки.

Носки и обмотки.

Всего этого при ближайшем рассмотрении было найдено предостаточно.

Обмотки, вероятнее всего, ткались целиком, носки вязались иглой и, возможно, крючком.

У Геракла обмоточки с узором (видимо, вытканным)

Как вариант, возможно, в качестве натягивания совы на глобус версии, использование сшитых из ткани/войлока носков и гамашей от северных соседей

Сумочки и кошелечки, подвешивающиеся на пояс, в которых хранится все добро, это, увы, не про греков. Вообще, нужно помнить, что свободный и зажиточный гражданин, отправляясь в народное собрание или еще куда галдеть и пьянствовать, имел для переноски вещей специально обученного раба, что гораздо удобнее, нежели всякие кошелечки. Ну а тот, равно как и человек, отправлявшийся куда-то надолго, брал уже сумки посерьезнее.

Впрочем, мешочки и кошелечки были, хоть и какая-либо цепляция их к поясу замечена нигде не была. Фиксируются такие кошельки, как правило (что дает представление о том, что туда таки помещали шекели), при покупке девочки

Обратите внимание на сетку на последней картинке. Они довольно часто встречаются.

Так же есть всеразличные сумки, которые обычно зовут «пастушескими» и «сумками пращника», хотя их назначение этим явно не исчерпывается

.

Про них есть упоминания. В частности, персов глумили, что они использовали перчатки не для защиты от холода, а чтобы с нежной кожей ничего не случилось. Но никаких изображений, увы, мне не известно.

Чуть не забыл об одной важной вещи. Костюм свободного человека часто дополнял посох. Это могла быть как просто ошкуренная деревянная палка

Так и выточенный посох с резным набалдашником, подчас раскрашенный или покрытый узорами.

Боспорский мужской костюм

ну вот, наконец-то мы подошли к самому интересному. Как мы видим, греки вполне себе утеплялись. Мы уже видели меховые хитоны, теплые плащи, носки и закрытую обусь. Но для нас с вами с нашим климатом это явно недостаточно.

Как это было и для колонистов в Северном Причерноморье. Кто думает, что там круглый год сухо и тепло, вот вам немного последствий Боры не то чтобы сильно далеко Керченского пролива

Считается, что к 5-4 веку т.н. Боспорский костюм уже вполне сложился. Если коротко, то это некая туника с рукавами, носившаяся скорее всего под хитон, а также довольно узкие штаны, носимые с закрытой обувью. В основе такого костюма, как считается, лежит заимствование колонистами местных (скифских) элементов костюма вследствии климатических условий и определенного взаимовлияния. Однако, с этим можно поспорить, так как штаны греческих колонистов, в отличие от скифских, на дошедших до нас изображениях довольно узки. И если это можно списать на особенности изо-источников, то явно нераспашная одежда -«туника» с длинными рукавами, носимая под хитоном, совершенно нехарактерна для скифского костюма. Причем, как женского, так и мужского.

Читайте также:  Как делается запеканка из творога

Я не могу утверждать достаточно обоснованно, но, кажется, что это могли быть элементы костюма, которые милетяне (Милет — город в Малой Азии), выведшие все боспорские колонии, заимствовали в более ранний период у персов (персидские штаны — анаксариды, вероятно, были уже, чем скифские «шаровары», также у них имелась и нераспашная рубаха), либо же какое-то греческое развитие, фиксирующееся иногда на небоспорских изображениях, опять же, восточной, т.е. предположительно персидской одежды, эпизодически проникавшей в греческий костюм (узкие штаны, рукава и тд)

Две ниже. Здесь мы видим уже рубаху наподобие персидской, носимую безо всякого хитона.

Где-то века с 3-го фиксация такого костюма уже распространена на изобразительных источниках.

Вероятно, что греки до этого времени, в каком-то смысле чурались данных элементов «варварской» одежды, поскольку ношение именно греческого костюма подчеркивало их (а также эллинизировавшихся представителей местного населения) принадлежность к эллинской цивилизации. Чисто греческая одежда, скорее всего, использовалась в торжественных случаях, а также, что называется, «приличном общстве». Одежда же описанного выше устройства могла использоваться во время работы и повседневной жизни, а также в походах и путешествиях. Постепенно, надо полагать, она становилась все более привычной, пока не потеснила окончательно (возможно, к рубежу эр) классический греческий костюм. Наряду с ней использовался и действительно местный (в нашем случае — скифский) костюм, полностью или в виде отдельных элементов. Логично думать, что его использовало, в первую очередь, местное население, осевшее в боспорских городах и весях, ну и, конечно же, сами греки.

Скорее всего, используемый для такого рода одежды материал — шерсть, что обусловленно как ее назначением, так и традициями иранского костюма.

Что касается реконструкции, то точного покроя данной одежды не знает никто. Все дошло до нас в виде изображений. Причем штаны выше середины бедра мы не увидим нигде, крой туники также сложно распознать.

При раскрое штанов в самой выкройке допускаются вольные трактовки, учитывающие, впрочем, простоту подобного архаического раскроя. Здесь можно также ориентироваться на соседние степные образцы, имевшие достаточно простой раскрой из чуть сужавшихся книу прямоугольных штанин и ромбовидной ластовицы. Внутреннего гашника, скорее всего, не было. Шнур, которым подпоясывались прямо поверх ткани. Впрочем, поскольку просто так боспорские штаны не то чтобы носятся, употребление вдетого вовнутрь шнура не будет большим грехом;)

Можно попробовать изготовить и такое непотребство, как на этих пазырыкских штанах.

Одежда с длинными рукавами, как уже говорилось выше, встречается и на собственно греческих изображениях, но она обычно скрыта под хитоном.

Порой такие рукава декорированы в «восточном» стиле — набойкой или прорисованной текстурой разноцветной «ёлочки». Возможно, это подчеркивает негреческое происхождение и восприятие такой одежды.

Крой, как уже говорилось, можно вероятно соотносить с предполагаемым кроем (дошедших рубах до нас не сохранилось, т.ч. здесь тоже гадания на кофейной гуще) персидской нераспашной одежды. Или с более поздним кроем византийских туник.

С плоским вырезом, узкими рукавами и отсутствием клиньев.

Как-то так. Про отделку (вышику, такчество, набойку- как-нибудь попозже).

источник

Древнегреческая культура первая в истории мировой цивилизации утвердила красоту и гармонию тела человека и его духа. Именно в Элладе, стране, расположенной на берегу теплого Эгейского моря, родился стиль, названный позднее классическим, были заложены материальные, духовные и эстетические основы развития почти всех европейских народов.

Достигнув больших успехов в различных сферах культуры, древние греки преуспели и в искусстве одеваться: они первыми пришли к мысли, что человек в своем великолепии подобен богу, а его тело-это зеркало, которое отражает идеалы мироздания.

Одежда гармонично облегала естественные линии, подчеркивая безупречную осанку, атлетическую фигуру, пластику движений, а греческий стиль стал классическим стилем в истории моды.

Изначально национальный греческий костюм отличался простотой, и одновременно изяществом. Даже одеяние богов и богинь, запечатленных в гравюрах и статуях, не блещет роскошью и богатством. Можно выделить пять отличительных характеристик древнегреческого костюма: обоснованность, гармоничность, слаженность, устойчивость, своевременность.

В Древней Греции основными элементами национального костюма были: хитон (нательная одежда) и гиматий (накидка, представляющая собой прямоугольный отрез ткани, который умело драпировали, стараясь подчеркнуть единство одежды с телом). Искусство заставить ткань струиться по телу, окутывая выпуклости или обволакивая мускулистую фигуру, по цене и по признанию были выше стоимости ткани и изящности орнамента.

Шли годы, меняя строй, людей, интересы, привязанности. Костюм тоже претерпел некоторые изменения: ткани, отделка, аксессуары, украшения становились все более замысловатыми и изысканным.

Неизменным оставался способ изготовления: ткань для костюма не кроилась и практически не сшивалась.

Шик и очарование одежде по-прежнему придавала драпировка, доведенная греками за эти годы до совершенства в искусстве подчёркивать достоинства тела и скрывать его недостатки.

Принятие Грецией христианства затронуло не только духовную жизнь населения, но и оказало влияние на национальную одежду. Наряды стали прикрывать большую часть тела, вошли в моду головные уборы.

Но следует отметить, что современный греческий стиль подразумевает наряд именно из глубокой древности, когда люди поклонялись божественным обитателям Олимпа и старались одеваться по их образу и подобию.

Древний эллин одевался в хитон, который был изготовлен из широкого лоскута тканины, а на плечах скреплен застежкой (фибулой). На талии завязывался пояс. Средней считалась длина до колена, молодежь и воины такую длину укорачивали, люди пожилого возраста и жрецы, наоборот, удлиняли.

Взрослые в одном хитоне на улицу не выходили и гостей не принимали, так как хитон считался исподней одеждой. Выходя из дома, мужчина надевал накидку или плащ. Самый известный вид древнегреческого плаща – гиматий, сделанный из куска ткани прямоугольной формы и задрапированный вокруг тела.

Из других разновидностей плаща известна хламида, которой отдавали предпочтение юноши, военные, пастухи и путешественники. Отличие костюма воина было в том, что на хитон надевалось воинское снаряжение, затем набрасывалась хламида.

Костюмы разделялись на будничные и праздничные. Различались наряды представителей различных профессий и сословий.

Исходя из требований морали и нравственности того времени, костюм гречанки был длиннее мужского и прикрывал значительную часть тела. Одежда женщин, также состоявшая из хитона и гиматия, была намного ярче и красочнее. Отличие хитона классического периода – на верхнем крае делался отворот, украшением которого служили искусная вышивка, затейливый орнамент, аппликация, сделанная из ткани другого оттенка или цвета.

Хитоны, сделанные из тонкой, пластичной ткани были щедро задрапированы и крестообразно опоясывались под грудью и на талии. Благодаря их большой ширине создавалось видимость рукава. Женский гиматий был меньше, чем мужской, однако, компенсировалось это богатым орнаментом.

Во время пышных церемоний надевали пеплос, который отличался тем, что был длиннее и шире.

Национальный костюм гречанки слагается из нательного платья, рубашки с широким рукавом, длинной юбки, передника. Одежда женщин из бедный слоев населения была очень похожа на костюм знатных особ, но объемом была меньше, изготавливалась из недорогой ткани, дополнялась скромными украшениями.

Прядение и ткачество являлись основным занятием гречанок. Жители Древней Греции носили хитоны из шерсти и льна. Ткань изготавливалась вручную, поэтому получалась мягкой и послушной, что было крайне важно для создания неповторимых штрихов драпировки.

Финикийскую и персидскую материю, а также сирийский шелк и индийский хлопок в Грецию начали поставлять позднее, когда Греция начала развивать торговые связи с другими странами. Одежда греков становится наряднее. Платья богатых гречанок создаются из нежных воздушных тканей, способных создать силуэт богини.

У древних греков самым красивым и изысканным был белый цвет, считавшийся цветом богов и привилегией аристократии. Позднее белый цвет поделил пальму первенства с пурпурным. Ткань пурпурного цвета была самой дорогой и носить ее могли лишь военачальники.

Одежду красного и желтого цвета носили женщины. Коричневый и серый считались цветами траура.

Пестрая одежда греками не приветствовалась. Одноцветный наряд украшался искусными вышивкой или орнаментом. В костюмах позднего периода встречаются темный жилет и пояс багрово-красного цвета.

В Древней Греции обувь была приоритетом взрослых. Дети в большинстве своем бегали босиком. Традиционная обувь греков – сандалии, представляющие из себя плоскую подошву, дополненную многочисленными узкими ремешками.

К изготовлению обуви подходили серьезно и со всей ответственностью. Основными требованиями к обуви были удобство и изящность. Отделкой и украшением служили цветная кожа, позолоченные ремешки, металлические бляшки, серебро и жемчужины.

Головной убор у греков не пользовался популярностью. Во время путешествий, в непогоду, для работы в поле они надевали петас – широкополую войлочную шляпу, завязывавшуюся длинными ремешками.

Женщины еще меньше нуждались в этом атрибуте одежды, поскольку большую часть времени находились в стенах своего дома. При необходимости они использовали платок, край плаща или лёгкий шарф – калиптру.

Говоря о головных уборах, нельзя не упомянуть о венках. Они символизировали заслуги, звание, знак уважения со стороны сограждан, социальный статус и играли важную роль в жизни уроженцев Эллады.

Исключительное внимание греки уделяли прическе, гармонирующей с одеждой. Ухоженные короткие, волосы, усы и круглая бородка, служившая символом мужества – вот образ свободного эллина. Основной женской причёской был «греческий узел»: разделенные на прямой пробор и спущенные низко на лоб волосы укладывались в узел на затылке. Форма простая, но используя повязки, диадемы, ленточки, сеточки, гребни удавалось создавать бесчисленные ее вариации.

Ювелирное мастерство в Древней Греции достигло совершенства. Украшения из драгоценных металлов и камней были в большинстве своем принадлежностями женщин. Мужчины могли себе позволить лишь печатку, драгоценную пряжку. Изящные кольца и браслеты, серьги и ожерелья, диадемы и сетки для волос дополняли наряды и прически прекрасной половины Эллады. Ювелирные изделия славились уникальностью и безупречностью.

Гречанки пунктуально следили за своей внешностью. И следующим пунктов в достижении идеала была косметика. Сурьма, белила, румяна, подводки для глаз и бровей, духи, ароматические масла – использовалось все, но очень тонко и деликатно, потому, что должно было лишь подчеркнуть естественную красоту, а не перечеркнуть ее.

Гармония телесного и душевного совершенства служит главным условием человеческой красоты. Этот эстетический эталон древнегреческой культуры является причиной того, что греческий стиль всегда был и всегда будет на вершине Олимпа Моды.

Сегодня костюм в греческом стиле является не только частью истории страны, но и вдохновителем модельеров и дизайнеров всего мира на создание новых творений современного модного искусства.

Стремление к основам античного стиля, основанного на легкости, изящности, гармонии и пластике, привлекают в ряды поклонниц греческого стиля все больше модниц, желающих облачиться в одежды олимпийских богинь.

Классическая основа в современном ее изложении позволяет надеть такой наряд на корпоратив или суаре, на выпускной или свадьбу. Такой стиль будет к лицу и девочке-подростку, собравшейся на тематическую вечеринку или школьный бал.

Если вас пригласили на вечеринку в греческом стиле, то интересный и необычный костюм вы в состоянии создать самостоятельно.

Чтобы изготовить традиционную тогу, вам понадобится большой отрез белой ткани. Если ее нет, возьмите простыню. Свяжите углы отреза узлом или закрепите булавками, брошками. Основа готова.

Можете надеть под нее длинную рубашку или футболку и нижнюю юбку. Аксессуары, прическа, обувь зависят от вашей фантазии. Вплетите в волосы ленту, сделайте венок, наденьте красивый пояс, большие серьги, браслеты. Главное, в меру и со вкусом. Ведь греческий стиль – выбор утонченных и изысканных особ.

источник

Adblock
detector