Меню

Какие предложения называются распространенными а какие нераспространенными

Распространенное и нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние отли­ча­ют­ся по нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов.

В син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ет­ся его вид:

  • по инто­на­ции (повест­во­ва­тель­ное, вопро­си­тель­ное, побу­ди­тель­ное);
  • по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке (вос­кли­ца­тель­ное или невос­кли­ца­тель­ное);
  • по нали­чию глав­ных чле­нов (одно­со­став­ное или дву­со­став­ное);
  • по нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния.

Важной син­так­си­че­ской харак­те­ри­сти­кой пред­ло­же­ния явля­ет­ся нали­чие или отсут­ствие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния. В свя­зи с этим раз­ли­ча­ют нерас­про­стра­нен­ные и рас­про­стра­нен­ные пред­ло­же­ния.

В про­стом пред­ло­же­нии могут быть толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния.

Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)

В этом пред­ло­же­нии глав­ный член пред­ло­же­ния под­ле­жа­щее «Енисей» пояс­ня­ет дру­гой глав­ный член — ска­зу­е­мое «всё шумел и шумел» (всё — части­ца).

Это пред­ло­же­ние состо­ит толь­ко из грам­ма­ти­че­ской осно­вы, и поэто­му явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным. В нем нет дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, отно­ся­щих­ся к под­ле­жа­ще­му или ска­зу­е­мо­му.

Была ночь. По все­му лесу потрес­ки­вал мороз (В. Катаев).

Дело было так . Тщательно и ста­ра­тель­но шел Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр… (Г. Траепольский).

Светились цве­ты . Светились недол­го (Н. Сладков).

Вечер был тёп­лый и тихий (Н. Сладков).

Ученик был нетер­пе­лив . Пять минут — неве­лик срок (М. Алексеев).

Разгорался рас­свет . Синева на восто­ке сме­ни­лась баг­ро­вой мглой, похо­жей на дым пожа­ра (К. Паустовский).

Утро было яркое, сол­неч­ное, но про­хлад­ное (Г. Скребицкий).

Если в соста­ве пред­ло­же­ния име­ет­ся хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние назо­вем рас­про­стра­нен­ным.

Пошёл когда? — с утра (обсто­я­тель­ство).

Мы затап­ли­ва­ли (что?) печи (К. Паустовский).

В тихий день раз­ли­та меж­ду дере­вья­ми жёл­тая музы­ка (В. Песков).

Второстепенные чле­ны отно­сят­ся или к под­ле­жа­ще­му, или к ска­зу­е­мо­му, а так­же к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам.

К вто­ро­сте­пен­ным чле­нам при­над­ле­жат

Теплый вете­рок заби­ра­ет­ся за про­стор­ный ворот мое­го мат­рос­ско­го костю­ма и щеко­чет тело (А. Новиков-Прибой).

Согласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми, кото­рые сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мым сло­вом.

Несогласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми в кос­вен­ном паде­же, инфи­ни­ти­вом, наре­чи­ем и дру­ги­ми частя­ми речи.

Дополнение пояс­ня­ет ска­зу­е­мое.

Я вспо­ми­наю (что?) леса, озё­ра, пар­ки и небо (К. Паустовский).

Различают пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Прямое допол­не­ние, обо­зна­чен­ное суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в вини­тель­ном (роди­тель­ном) паде­же без пред­ло­га зави­сит от ска­зу­е­мо­го, выра­жен­но­го пере­ход­ным гла­го­лом:

Существительные в фор­ме осталь­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него явля­ют­ся кос­вен­ны­ми допол­не­ни­я­ми:

Обстоятельство, как и допол­не­ние, в пред­ло­же­нии при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го.

Обстоятельства быва­ют раз­ных видов и отве­ча­ет на вопро­сы: как? когда? куда? отку­да? зачем? поче­му? при каком усло­вии?

Сумерки (где?) в лесу насту­па­ют (как?) неожи­дан­но (когда?) рано (В. Арсеньев).

Обстоятельства выра­жа­ют­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми:

Я (когда?) и рань­ше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).

Но еще выше было небо, все засы­пан­ное звез­да­ми (В. Катаев).

У самой воды боль­ши­ми охап­ка­ми выгля­ды­ва­ли из заро­с­лей мяты невин­ные голу­бые неза­буд­ки (К. Паустовский).

Глубокая лес­ная кана­ва до самых кра­ёв была напол­не­на быст­ро бегу­щей мут­ной водой (И. Соколов-Микитов).

Обладая памя­тью необык­но­вен­ной, Пушкин уже на один­на­дца­том году был хоро­шо зна­ком с фран­цуз­ской лите­ра­ту­рой (А. Гессен).

Я стал с насла­жде­ни­ем есть сто­ло­вой лож­кой пре­вос­ход­ную про­хлад­ную еду (В. Катаев).

Кое-где сквозь чащу дере­вьев мель­ка­ли сереб­ря­ные нити лес­ных ручей­ков (А. Куприн).

Еле воло­ча от уста­ло­сти ноги и отби­ва­ясь от несмет­но­го коли­че­ства кома­ров, я под­нял­ся на воз­вы­шен­ность и огля­дел­ся (Г. Скребицкий).

источник

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Что такое нераспространённые предложения?

· Что такое распространённые предложения?

· Как распространить предложение?

Каждое предложение чем-то напоминает картину. Мы сообщаем, то есть, рисуем что-то.

И мы можем нарисовать что угодно всего несколькими чертами.

Бабочка летит. Здесь все ясно. Мы сообщили самое основное. Нарисовали контур.

Мы сделали это с помощью подлежащего и сказуемого. То есть, грамматической основы предложения.

Ведь мы помним, что грамматическая основа предложения – это чаще всего два компонента. Подлежащее и сказуемое.

Подлежащее обозначает то, о чем говорится в предложении. А сказуемое обозначает то, что мы можем сказать о предмете или явлении. То есть, о подлежащем.

Но нам бывает недостаточно только одной основы. Посмотрите, на нашей картине только контур, совсем нет красок.

Раскрасим её. Добавим ещё каких-нибудь деталей.

Когда мы хотим добавить деталей, сделать предложение ярче, мы пользуемся второстепенными членами.

Значит, в предложении может быть только грамматическая основа.

Я – подлежащее, читаю – сказуемое.

Всё предложение состоит только из подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

Но в предложении, кроме грамматической основы, могут быть и второстепенные члены.

Добавим один второстепенный член в предложение.

Теперь мы уже не можем назвать его нераспространённым. Такие предложения называются распространёнными.

Итак, предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными.

А почему они называются распространёнными?

Это от слова «распространить». Одно из значений слова «распространяться» − занимать, охватывать все более широкое пространство, увеличиваться в размерах.

Уже знакомое нам предложение Я читаю. − нераспространённое. Нельзя сказать, чтобы оно занимало много пространства. А нельзя ли его как-нибудь распространить, то есть, расширить его смысл?

Сегодня с утра я читаю интересную книгу о пиратах.

Наше предложение стало распространённым.

Но на самом деле, чтобы сделать предложение распространённым, не нужно так уж стараться.

Ведь чтобы предложение стало распространённым, нужен хотя бы один второстепенный член.

Да-да, нам хватит одного слова!

Выглянуло солнце. Только подлежащее и сказуемое – нераспространённое предложение.

Выглянуло яркое солнце. Яркое – это второстепенный член. Теперь предложение стало распространённым.

Красота! Предложение нераспространённое. В нем ещё и нет полной грамматической основы. Мы видим только подлежащее. Но мы можем сделать предложение распространённым.

Пойдём? А здесь только сказуемое. Конечно, предложение нераспространённое. Добавим второстепенный член.

Предложение стало распространённым.

Но будьте очень внимательны! Помните, что русский язык – коварен! Не каждое слово может быть второстепенным членом.

Артур не пришёл. Не – это не самостоятельное слово. Оно не является членом предложения. Оно входит в состав сказуемого.

Ура, каникулы! Слово «ура» тоже членом предложения не является.

Глагол – часть речи. А здесь сказуемым является словосочетание часть речи. А второстепенных членов предложения нет. О таких случаях нужно помнить.

И, конечно, не следует забывать об однородных членах предложения! Их нельзя путать с второстепенными членами.

Петя и Катя пришли и слушают. В этом предложении два однородных подлежащих и два однородных сказуемых. Но это предложение – нераспространённое. Ведь в нем есть только подлежащие и сказуемые.

Листья кружатся, падают, шуршат. В этом предложении три однородных сказуемых. Но оно все равно нераспространённое.

Читайте также:  Как укрывать кустарники на зиму

Улетают скворцы, дрозды, малиновки. В этом предложении три однородных подлежащих. Но оно нераспространённое.

А зачем нам вообще распространять предложения?

Дело в том, что мы не можем обходиться только нераспространёнными предложениями. Вообразите только, на что будет похожа наша речь!

Например, вас спрашивают: «Как прошёл твой день?»

А вы отчитываетесь следующим образом: «Я встал. Позавтракал.

Зашёл друг. Он рассказал. Мы поехали и посмотрели. День прошёл».

Это же какой-то скелет высказывания! Ничего хорошего такая речь не принесёт.

Именно распространённые предложения делают нашу речь богатой, насыщенной.

Добавим немного информации в виде второстепенных членов.

Сегодня я встал поздно. Торопливо позавтракал овсяной кашей с вареньем.

Потом за мной зашёл друг. Он рассказал о новой выставке роботов во Дворце культуры. Мы сразу же поехали в центр города и посмотрели на выставку.

День прошёл довольно интересно.

Другое дело. Теперь перед нами полная картина.

И все благодаря распространённым предложениям.

Вообще, считается, что предложение можно распространять бесконечно или почти бесконечно. Например, из простого «Прозвенел звонок» мы можем сделать вот такое распространённое предложение.

Внезапно громко и ликующе прозвенел долгожданный звонок с последнего на этой неделе урока.

Поэтому не удивляйтесь, если во время вашего ответа учитель попросит вас пользоваться распространёнными предложениями.

Итак, что мы должны запомнить сегодня?

Предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными. Предложение считается распространённым, если в нем есть хотя бы один второстепенный член.

источник

10. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения, их виды Распространенные и нераспространенные предложения

В русском языке предложения могут бытьраспространенными и нераспространенными.

Распространенными называют предложения, которые имеют в своем составе как главные члены предложения, так и второстепенные (или хотя бы один из них), например: Пес съел колбасу; Перед глазами ехавших растиралась широкая, бесконечнаяравнина (А. Чехов). В распространенном предложении имеются те же способы связи, что и в словосочетаниях – согласование, управление, примыкание. В нашем языке гораздо чаще встречаются именно распространенные предложения.

Нераспространенными называют предложения, которые имеют в своем составе только главные члены предложения или один из них, например: Смеркалось; Идет дождь. Таких предложений в русском языке подавляющее меньшинство.

Полными называют предложения, в которых есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения, например: Слова у Пришвина цветут, сверкают (К. Паустовский).

Неполными называют предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения – главный или второстепенный, необходимый для полноты строения и значения. Но такие пропущенные члены легко восстанавливаются из контекста или по ситуации, например: Как тебя зовут? – Меня Аночкой (К. Федин). Неполные предложения часто встречаются в диалогах, например:

– Как зовут-то тебя? – тихо спросил Каюткин.

– Нет ли у тебя карточки своей?

Также неполные предложения встречаются во второй части сложных предложений, например:Землю солнце красит, а человека – труд.

На письме пропуск какого-либо члена предложения может быть обозначен тире, например: Зимой темнеет рано, а летом – поздно. А в произношении этот пропуск выражается паузой.

Полные и неполные предложения

С точки зрения полноты структуры, предложения делятся на полные и неполные.

Полными называются предложения, в которых имеются все члены, необходимые для выражения мысли.

И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль… (А. Блок)

Неполными называют предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный). Он легко восстанавливается из предыдущей речи, подсказывается обстановкой разговора.

В молодых сосенках более пахнет нежной смолой зеленой иглы, в старых соснах – зрелой терпкой смолой древесины. (В. Солоухин)

Во 2-й части сложного предложения пропущено сказуемое, которое восстанавливается из 1-й части.

Тире в неполных предложениях

В неполном предложении тире ставится:

1) В случаях, когда пропущенный член (как правило, сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения и в месте пропуска делается пауза.

Золою пахнет резеда и яблоком – любовь… (А. Ахматова)

2) В однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена или даже без пропуска.

Для юношей открылись все дороги, для старцев – все запретные труды, для девушек – янтарные плоды и белые, как снег, единороги (Н. Гумилев)

3) При отсутствии сказуемого.

На сцене – две скамейки и несколько кустов.

При отсутствии паузы тире может не ставиться.

На сцене две скамейки и несколько кустов.

источник

Чем отличается распространенное предложение от нераспространенного?

Как известно, в русском языке предложения делятся по степени полноты на два типа – либо они относятся к распространенным предложениям, либо к нераспространенным. Нераспространенным называется предложение в котором имеются только главные члены или даже только один главный член – подлежащие и сказуемое. В распространенном предложении в наличии имеются уже и второстепенные члены предложения – обстоятельства, дополнения или определения. Понятное дело, что такие предложения встречаются в разговорной речи или литературном языке чаще предложений, состоящих лишь из сказуемого и подлежащего, вроде quot;Я пришлаquot;, а потому эти предложения и получили название распространенные: quot;Я пришла в гостиquot;.

В распространенном предложении есть второстепенные члены предложения, но их нет в нераспространенных предложениях. Например, quot;он пришелquot; – это нераспространенное предложение, поскольку в нем только главные члены предложения, которыми являются подлежащее и сказуемое. А вот предложение quot;Он пришел домой вчераquot; является распространенным, т.к. помимо подлежащего и сказуемого есть еще второстепенные члены.

Если предложение состоит только из главных членов: подлежащие и сказуемое, либо одно из них. Такое предложение называется нераспрастраненое.

А вот если в предложение добавить второстепенные члены предложения, то оно становится распрастраненым.

Пример: Идет сильный дождь.

Если предложение состоит только из одного сказуемого или подлежащего или они вдвоем там имеются ( что есть главные члены предложения), то это нераспространенное предложение.

Например: Луна взошла – здесь и подлежащее и сказуемое, предложение нераспространенное

А добавим туда одно слово: Желтая луна взошла – все уже распространенное стало.

Из школьного курса русского языка мы знаем, что распространенное предложение представляет собой предложение в котором содержаться второстепенные члены. А в нераспространенном есть только главные члены предложения.

Распространнное предложение, в отличие от нераспространнного, имеет в свом составе второстепенные члены. Например, quot;Буря утихлаquot;, это нераспространнное предложение. А quot;Буря утихла внезапноquot;, это уже распространнное, поскольку содержит второстепенный член – quot;внезапноquot;.

Распространенное предложение отличается от нераспространенного наличием второстепенных членов. Предложение, в котором есть только грамматическая основа (главные члены), называется нераспространенным. Предложение, в котором помимо грамматической основы есть хоть 1 второстепенный член, называется распространенным.

  • Солнце взошло. Это нераспространенное предложение, так как в нем есть только грамматическая основа (подлежащее солнце и сказуемое взошло).
Читайте также:  Черенки смородины как сделать

Душно. Это нераспространенное предложение, так как в нем есть только грамматическая основа (душно – это сказуемое)

  • Солнце взошло над горизонтом. Это распространенное предложение, так как помимо грамматической основы есть обстоятельство над горизонтом.

В комнате душно. Это предложение распространенное,так как помимо грамматической основы (душно) есть второстепенный член – обстоятельство ( (в) комнате).

Нераспространнное предложение – это фактически его скелет, поскольку оно состоит лишь из грамматической основы. Чаще всего это подлежащее и сказуемое, например, quot;Цветт сиреньquot;.

Когда в предложении появляются второстепенные члены предложения, то оно становится распространнным. Например: quot;Цветт сирень (какая?) душистаяquot;. В данном случае оно распространено за счт определения. quot;(где?) Повсюду цветт сиреньquot;, – в этом случае распространяющим предложение элементов является обстоятельство места.

Предложения бывают по своей структуре как односоставными так и двусоставными. В односоставных нет тандема quot;подлежащее – сказуемоеquot;, в них есть лишь один из главных членов предложения. Это не значит, что предложение неполное.

Следует отличать нераспространнные предложения от неполных. Например, классический образец сложного предложения, состоящего сразу из нескольких назывных нераспространнных:

но на этом оно не заканчивается, далее следует ещ одна quot;детальquot;, но уже в виде назывного распространнного предложения:

А теперь представим себе диалог:

  • Что находится на углу Дерибасовской и Решильевской?
  • Аптека!

Понятия не имею, действительно ли там можно найти аптеку, но в этом случае quot;Аптека!quot; – вовсе не назывное предложение, а очень неполное двусоставное распространнное предложение, которое должно было бы звучать целиком так: quot;На углу Дерибасовской и Решильевской находится аптекаquot;.

В распространенном предложении присутствуют второстепенные члены предложения. В нераспространенном предложении второстепенных членов нет, там есть только главные члены предложения.

В распространенном предложении есть подлежащее, сказуемое и обстоятельство. В нераспространенном предложении есть только подлежащие и сказуемое.

Когда в предложении присутствуют только главные члены, как известно это подлежащие и сказуемое, либо один из них, то такое предложение принято называть нераспространенным.

Когда в предложении присутствуют второстепенные (-ый) члены, как известно это обстоят-во, дополнение и определение вместе с главными (-ым), то такое предложение принято называть распространенным.

Пример: Собака убежала за дорогу.

Распространенное предложение это предложение, имеющее в своем составе, кроме главных, также второстепенные члены. Нераспространенное – то, где только главные члены (Солнце взошло – подлежащее+сказуемое – нераспространенное. Солнце взошло над городом – подлежащее+сказуемое+обстоятельство – распространенное). Распространенность не зависит от того, есть ли оба главных члена: предложение quot;Светает раноquot; – тоже распространенное.

источник

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель: дать представление о второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях.

  • образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;
  • развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения;
  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование взаимопомощи и взаимоподдержки.

Упр.№169 (фронтальная проверка).

– Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)

– Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

– Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.

1. Наступила осень. 2. Воздух сегодня свежий 3. Вы сходили в лес?

4. Полюбуйтесь красотой осенних листьев. 5. Красив лес в осеннем уборе!

– Назовите группы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные и побудительные)

– Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?

– Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)

– Назовите невосклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.

– На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)

– Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.

– Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)

– Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)

– Как называют остальные члены предложения? (второстепенные)

– Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

– Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».

– Сравните предложения, записанные на доске:

Дует ветер. – Осенью сильно дует ветер.

– Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)

– Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?

– Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?(распространенные и нераспространенные)

– Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?

– Приведите примеры нераспространенных предложений.

– Приведите примеры распространенных предложений.

– Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.

– Запишите предложение «Яркими листьями украсила щедрая осень лесные поляны.» ( 1 ученик – за доской , остальные – в тетрадях, потом идет взаимопроверка)

– Выделите его грамматическую основу. (осень украсила)

– Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.(щедрая осень, украсила листьями, яркими листьями, украсила поляны, лесные поляны)

– От каких членов предложения задавали вопросы?

– Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?

– Дайте полную характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)

1. Распространить предложения. (работа в парах: раздаются карточки с записанными предложениями, а затем каждая пара учащихся предлагает свои варианты распространенных предложений)

Грохочет гром. Трещат сучья. Лес удивляет.

– Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)

– Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.

2. Роль нераспространенных предложений в речи.

– Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока. Найдите нераспространенные предложения и докажите свою точку зрения.

Поздний вечер.

Пустеет улица. (нераспространенное)

Тощий бродяга

Свищет ветер. (нераспространенное)

– Чего достигает поэт, используя нераспространенные предложения? (передает настроение одиночества, делает картину вечера более мрачной, унылой)

3. Запись под диктовку предложений. (самостоятельная работа)

– Запишите предложения под диктовку, подчеркните в них грамматические основы, охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов.

– Объясните выбор орфограмм в корнях глаголов.

Продолжается сушь великая.

Затянулся ржавой тиной пруд широкий, обмелел.

Рано утром иду по лесу.

Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.

– Из какого произведения взято последнее предложение? Кто автор этого произведения? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

– Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)

Читайте также:  Лавровый лист как вырастить на даче

– Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)

– Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.

– Профессор Л.В.Щерба придумал «глокий» язык, с которым мы уже сталкивались на наших уроках. И вот для того чтобы проверить, как его ученики поняли тему «Распространенные и нераспространенные предложения», он дал им задание охарактеризовать по наличию главных и второстепенных членов следующее предложение «Молясный молодильник перешумекал корокувицу.»

– Скажите, какое это предложение, и объясните свою точку зрения. (предложение распространенное, т.к. есть второстепенные члены)

(выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№172

источник

Урок ознакомления с новым материалом с использованием презентации. На уроке учащиеся знакомятся с понятиями распространённые и нераспространённые предложения. Все этапы урока связаны с темой. На уроке отрабатывается алгоритм нахождения главных членов предложения, используются индивидуальная, фронтальная и парная формы организации познавательной деятельности.

Тема: Распространённые и нераспространённые предложения.

Тип: Изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с понятиями распространённое и нераспространённое предложение.

– учить различать распространённые и нераспространённые предложения;

– учить находить главные члены предложения ( подлежащее и сказуемое );

– учить дополнять основу предложения второстепенными членами.

– находить в предложении подлежащее и сказуемое;

– различать основу предложения и второстепенные члены;

– различать распространённые и нераспространённые предложения;

– составлять распространённые и нераспространённые предложения;

– использовать в своей речи слова – распространённые и нераспространённые предложения.

– понимать учебную задачу и решать её под руководством учителя;

– наблюдать за объектом в соответствии с поставленной задачей;

– делать выводы на основе наблюдений;

( текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике и анализировать её;

– самостоятельно оценивать выполнения задания;

– стремиться к более точному выражению собственного мнения;

– проявлять интерес к русскому языку;

– проявлять уважение к языкам других народов;

– аргументировано отвечать, доказывать своё мнение;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык 2 класс , ч. I ; презентация; цветные карточки, «лесенка успеха».

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности учащихся

Мотивация учебной деятельности

-Приветствует учеников и напоминает о готовности к уроку.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.(слайд1)

-Открываем тетради, записываем: число, классная работа. (слайд2)

-Приветствуют учителя, проверяют свою готовность и настраиваются на урок.

-Разделим на слоги вертикальной линией.

-Предлагает составить предложения со словом осень.

-Записывает данные предложения в тетрадь

-Организовывает работу учеников по нахождению главных членов предложения по алгоритму .

-Предлагает проанализировать, в чём сходство и различия данных предложений.

-Помогает определить тему урока.

-Предлагает открыть учебник на с.35, прочитать название темы и сформулировать тему урока, цель и задачи. (слайд8,9)

-Вспоминают правила каллиграфии

Начинаются слова: подлежащее и сказуемое

-Записывают словарные слова, проговаривая по слогам.

Пришла осень. Пришла золотая осень.

-Проговаривают алгоритм работы по нахождению главных членов предложения :

1). Задают вопрос : ” О чём говорится в предложении? – об осени.”

2).Ставят вопрос : “Что? – осень, подлежащее, подчеркну одной чертой”

3). – Осень что сделала? – пришла, сказуемое подчеркну двумя чертами.

-Называют результат: осень пришла – основа предложения.

– Находят сходство – наличие главных членов предложения, различие – во втором предложении есть второстепенный член (золотая).

-Отвечают, что в русском языке есть предложения, которые состоят только из главных членов предложения, а так же, состоящие из основы предложения и второстепенных членов.

-Читают название темы и формулируют тему урока – ” Распространённые и нераспространённые предложения“.

Организация познавательной деятельности

-Предлагает найти в учебнике на с.35 новую информацию. (слайд10)

-Помогает ученикам определить какими предложениями являются составленные предложения.

-Предлагает ответить на вопрос:

-Что нужно сделать, чтобы определить какое предложение является распространённым, а какое нераспространённым?

-Организует совместную работу по учебнику упр.40. (слайд11)

-Уточняет , что нераспространённое предложение состоит из основы предложения, а распространённое – из основы и второстепенных членов.

-Организует работу в тетрадях.

-Спрашивает, какое предложение понравилось больше. Помогает сформулировать ответ.

Улыбнулись и друг другу поклонились,

-Организует самостоятельную работу по учебнику упр.39. (слайд12)

-Уточняет, как называются предложения, которые вы не выписали.

Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов. Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.

-Отвечают, что это предложение состоит только из главных членов, значит является нераспространённым.

-Объясняют, что это предложение состоит из главных членов и второстепенного, следовательно является распространённым.

-Формулируют ответ используя новые знания. Чтобы правильно определить распространённое или нераспространённое предложение необходимо определить главные члены предложения.

-Читают задание. Планируют действия. Сначала надо составить нераспространённое предложение, а затем распространённое .

-Составляют предложения и обосновывают свой ответ.

Лисятки играют. Это нераспространённое предложение, т.к. состоит из подлежащего и сказуемого.

Шаловливые лисятки под кустом играют в прятки. Это распространённое предложение, т.к. состоит из главных членов и второстепенных.

-Записывают в тетрадях составленное распространённое предложение.

-Объясняют, что распространённое предложение понравилось больше, т.к. второстепенные члены уточняют ( под кустом ) , дополняют ( в прятки) и дают определение ( шаловливые ) главным членам предложения. Предложение стало более точным, подробным, интересным и весёлым.

-Выполняют определённые движения.

-Читают задание и выполняют упражнение самостоятельно.

-распределяют предложения на две группы,

-списывают предложения, состоящие только из главных членов.

Формулируют ответ, используя новые знания. Данные предложения – распространённые, потому что в них, кроме основы есть второстепенные члены предложения.

Что нового вы узнали о предложениях ?

-Какие предложения называются распространёнными?

– Какие предложения называются нераспространёнными?

-Для чего нужно уметь составлять распространённые предложения?

-Предлагает выполнить задание по новому материалу. Читает предложения, ученики если считают, что оно распространённое ставят Р, нераспространённое – Н.

-Организует самопроверку и самооценку с помощью цветных карточек с человечками на «лесенке успеха»

На доске записан ответ – Н, Н, Р, Н, Р. (слайд17,18)

-Предлагает рассмотреть для домашнего задания упр. №42, выучить правило с.35 и словарные слова с. 34. (слайд19)

-Анализируют новый учебный материал и отвечают на вопросы.

-Познакомились с распространёнными и нераспространёнными предложениями.

-Распространённое предложение – это предложение, которое состоит из главных и второстепенных членов.

-Нераспространённое предложение – это предложение , которое состоит только из главных членов.

– Уметь составлять распространённые предложения нужно для того, чтобы наша речь была точной, интересной, понятной и красивой.

-Записывают только буквы Р или Н.

-Сверяют свои ответы с образцом.

-Оценивают свою работу на «лесенке успеха».

-Читают задание. Комментируют способ выполнения.

источник

Adblock
detector