Меню

Какие качества человека прославляют мифы о 12 подвигах геракла

Автор анализирует образ Геракла на основе многих источников: древних мифов, эпических поэм, трагедий, комедий, философских трудов, скульптурных изображений.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча»

1. Рождение и юность Геракла

4. Образ настоящего героя. Широта образа Геракла

Мифы родились на заре цивилизации, вобрав в себя весь мир древних, их мысли и дела. Миф – это не старинная сказка, а древнейший образ понимания вселенной, позволяющий человеку осмыслить себя и окружающий его мир. В мифах человек отражал свои представления о действительности, а значит, его мышление было мифологическим. Люди верили в то, что рядом с ними сосуществуют нимфы и кентавры, что боги, перевоплотившись в животных и людей, спускаются на землю и, подобно смертным из плоти и крови, божественные герои так же любят, ненавидят и мстят.

Мифы стали первой литературной формой, в которой сплетение земных и небесных судеб поражает нас своей искренностью даже спустя тысячи лет.

Несмотря на общее увлечение античностью и особенно античной мифологией в Европе в XVIII в. в историографии этого времени прочно и надолго укоренилось отношение к мифам как к легендам и сказкам, не заключавшим в себе никакой серьёзной основы и исторической информации.

Это мнение было решительно опровергнуто в 70-е гг. XIX века знаменитым археологом-любителем Шлиманом. В своих раскопках он шёл буквально по следам античных героев и в недрах холма Гиссарлык в северо-западной части Турции обнаружил крепостные стены гомеровской Трои. Будучи дилетантом в археологии, Шлиман не смог правильно датировать свои находки, кроме того, одержимый идеей скорее найти Трою, он уничтожил культурный слой, соответствовавший эпохе Троянской войны.

Вместе с тем заслуга Шлимана велика – он вернул доверие к мифу. Известный русский поэт М. Волошин писал: «Когда героическая мечта тридцати веков – Троя стала вдруг осязаемой и вещественной благодаря раскопкам в Гиссарлыке, когда раскрылись гробницы микенских царей и живой рукой мы смогли ощупать прах эсхиловых героев, вложить наши пальцы неверующего Фомы в раны Агамемнона, тогда нечто новое разверзлось в нашей душе…. Весь лик античного мира изменился для нас! Фигуры, уже ставшие условными знаками, вновь сделались вещественными».

Не смотря ни на что, мифы Древней Греции ещё очень долгое время будут предметом постоянного интереса исследователей в области культуры и мифологии, основы которых берут своё начало в древнем мире.

Образ Геракла – ярчайший героический мифологический образ в древнегреческой культуре, оказавший огромное и разнообразное влияние на процессы формирования представления греков о героике, героическом человеческом величии и божественной воле, сочетании красоты, силы и идеалов справедливости и необозримой решимости в достижении самых невероятных целей. Одновременно и сам образ изменялся под воздействием развития эллинской культуры.

Актуальность исследования заключается в приобщении к эстетическим ценностям мировой культуры через изучение мифологии Древней Греции.

Проблема. Очевидно, что эпоха Древней Греции давно прошла и Геракл – герой давно прошедших времён, однако чтение мифов о богах и героях увлекает многих моих сверстников. Мне захотелось больше узнать о Геракле, узнать, чем вызван интерес к его подвигам у представителей моего поколения?

Цель: изучить образ Геракла и узнать актуальность подвигов Геракла в настоящее время.

– познакомиться с историей рождения и юностью Геракла;

– изучить, проанализировать содержание мифов о 12 подвигах Геракла;

– составить анкету для учащихся 5 классов: «Совершал ли Геракл подвиги?»;

– провести обработку результатов анкетирования;

– рассмотреть образ Геракла;

– определить, какие качества героя проявляются в мифах;

– определить, нужны ли качества героя сейчас.

Объект исследования: Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

Данную работу можно классифицировать как краткосрочную, творческую, индивидуальную, исследовательскую.

Научная новизна исследования заключается в связи античности и современности через образ Геракла.

Рождение и юность Геракла

Ареса, – как их там ни звали, –

Но в нём одном есть всё, что небу

Он Гебой не был зачарован.

Не мучьте камень! Ведь Геракла

Вам, боги, не создать другого.

Поэтическая фантазия каждого народа создавала образ особенно любимого героя. Таким героем в Древней Греции был Геракл. Геракл – кто он? Он был сыном красавицы Алкмены и Зевса — главного бога древних греков. В тот день, когда предстояло родиться самому прославленному из греков – силачу Гераклу, его отец Зевс имел неосторожность похвастаться в собрании богов, что сегодня явится на свет человек, который будет властвовать над всеми потомками Персея, и слава его достигнет небес.

Жена Зевса, Гера, не испытала радости, услышав эту речь мужа. Созрел у нее коварный замысел обратить слова повелителя богов против младенца, которому предстояло появиться на свет. Обратившись к мужу, она молвила: «Дорогой муж, боюсь, что ты вскоре забудешь о своем обещании и ничего не сделаешь для его исполнения. Если ты и в самом деле хочешь, чтобы все было так, как ты сказал, поклянись, что твой кровный потомок, который родится сегодня, действительно будет повелевать соседями».

Зевс не заметил хитрой ловушки, крывшейся в словах жены, и дал клятву, о которой она просила. Гера тут же покинула собрание и направилась в город Аргос, в котором жила Алкмена – мать Геракла и которым правил царь Сфенел, потомок Зевса. Его жена носила под сердцем сына, рождение которого ожидалось через два месяца. Ревнивая Гера приказала богине родов и богиням судьбы задержать роды у Алкмены, поэтому первым, до срока, появился на свет слабый телом и духом Эврисфей. Спустя некоторое время родился Геракл, позднее ставший его рабом.

Понял Зевс, что обманула его коварная Гера, опечалился, но отказаться от данного слова не мог.

Из всех своих сыновей Зевс больше всего любил Геракла. Зато Гера не питала к нему теплых чувств и всю жизнь преследовала его.

Узнав, что Геракл родился и лежит в колыбели, она, чтобы погубить новорожденного, послала двух змей. Была уже ночь, когда вползли, сверкая глазами, в покой Алкмены змеи. Тихо подползли они к колыбели и уже хотели, обвившись вокруг тела маленького Геракла, задушить его, как сын Зевса проснулся. Он протянул свои маленькие ручки к змеям, схватил их за шеи и сдавил с такой силой, что сразу задушил их. Когда родители прибежали в комнату, то увидели необычайное чудо: маленький новорожденный Геракл держал двух громадных задушенных змей, которые еще слабо извивались в его крошечных руках. Пораженный силой своего приемного сына, Амфитрион призвал прорицателя Тиресия и вопросил его о судьбе новорожденного. Тогда вещий старец поведал, сколько великих подвигов совершит Геракл, и предсказал, что он достигнет в конце своей жизни бессмертия. Узнав, какая великая слава ждет сына, Амфитрион дал ему воспитание, достойное героя.

Геракл рос как на дрожжах. Родители не могли нарадоваться на него, заботились о его воспитании и образовании. Они доверили его лучшим учителям, которые позаботились о том, чтобы ребенок обрел мудрость и физическую крепость, был совершенен духом и телом. Мальчик все схватывал на лету. Он любил стрелять из лука, метать копье, научился владеть мечом, участвовал в состязаниях и правил военной колесницей.

Геракл и стал могучим юношей. Ростом он был на целую голову выше всех, а сила его далеко превосходила силу человека. С первого взгляда можно было узнать в нем сына Зевса, особенно по глазам, которые светились каким-то необычайным, божественным светом. Никто не был равен Гераклу ловкостью в военных упражнениях, а луком и копьем владел он так искусно, что никогда не промахивался. До определенного времени жизнь Геракла была спокойной.

Но злобная Гера, которая только на время оставила в покое Геракла, наслала на него ужасную болезнь – лишила его разума. В припадке неистовства Геракл убил своих троих сыновей. Когда разум вернулся к силачу, обезумевший от горя Геракл навсегда покинул свой дом.

Прорицательница пифия отправила его в город Микены, где он должен был служить двенадцать долгих лет при дворе слабого, трусливого Эврисфея. Только совершив двенадцать непосильных для простых смертных подвигов, сможет Геракл очиститься от содеянного. Совсем скоро царь Эврисфей дал ему первое поручение – убить немейского льва — людоеда, в надежде на то, что Геракл погибнет. Но наш герой, найдя пещеру льва, спрятался и стал ждать. Когда появился огромный лев, натянув тетиву своего лука, Геракл и пустил одну за другой в него три стрелы. Все стрелы попали в бок зверя, но отскочили от его шкуры, потому что она была тверда, как сталь. Грозно зарычал лев, рычанье его раскатилось, подобно грому, по горам. Озираясь во все стороны, зверь стоял в ущелье и искал горящими яростью глазами того, кто осмелился пустить в него стрелы. Вот он увидел Геракла и бросился громадным прыжком на героя. Как молния, сверкнула палица Геракла и громовым ударом обрушилась на голову льва. Зверь упал на землю, оглушенный страшным ударом, после чего Геракл бросился на него, обхватил своими могучими руками горло извивающегося льва и давил до тех пор, пока не задушил. Затем он снял с грозного льва шкуру и накинул ее, как плащ, на свои могучие плечи, а лапы связал на груди. Шкура с головы льва, с этого времени, служила Гераклу шлемом. Это был первый подвиг Геракла. Возмужав, Геракл совершил много удивительных подвигов. Боги позаботились о снаряжении юного героя. Гермес подарил ему меч, Аполлон — лук и стрелы, Гефест выковал золотой панцирь, а мудрая Афина соткала одежду.

Читайте также:  Какие сорта винограда морозоустойчивые

Он разбивал вражеские войска, убивал насильников, притеснявших его народ, уничтожал чудовищных львов, кабанов, хищных птиц, укрощал бешеных быков, побеждал грозных великанов.

источник

Геракл — античный герой, сын Зевса и Алкмены, верховного божества греческого пантеона и земной женщины. В латинской транскрипции имя героя звучит как Геркулес, но пусть вас это не смущает — Геркулес и Геракл являются одним и тем же персонажем. Будучи полубогом, Гекарл всю свою жизнь добивался расположения своего отца-громовержца и возможности попасть на Олимп, для чего ему пришлось осуществить 12 подвигов, которые и увековечили имя героя в веках. Данный миф не стоит воспринимать буквально. Все жизнеописание Геракла — это шифр, разгадав который человек сможет найти путь, ведущий к познанию его божественной природы.

В младенческом возрасте Геракл одолел двух змей, которые заползли в его колыбель. Этот символ можно понимать, как проявление силы чистого, детского сознания, обладающего контролем энергии кундалини или сексуальной энергией, изображаемой в виде двух змей. Следует также понимать, что самые судьбоносные победы случаются спонтанно, бессознательно, без страха и сомнений. Именно они являются определяющими в нашей судьбе, как победа над змеями стала определяющей в судьбе маленького Геракла — узрев силу своего пасынка, Амфитрион, муж Алкмены, принял решение дать малышу всестороннее образование, которое в будущем станет фундаментом для рационального и сознательного использования своих способностей.

В жизни Геракла ключевую роль играют Зевс и Гера, символизирующие, соответственно, мужское и женское начала. Мужское начало несет в себе гармонию, желание учиться, стремление к познанию, олицетворяет порядок. Женское — напротив, сеет разрушение и хаос, пробуждает животное в человеке и толкает его на глупые, опрометчивые поступки.

Геракл совершил множество героических деяний, в основном ратных, но их можно списать на слухи и легенды, коими оброс первоначальным миф о полубоге. Основными же являются 12 подвигов, совершенных Гераклом на службе у царя Эврисфея. Их можно окрестить «подвигами духа», потому что герой наверняка осознавал никчемность своего повелителя, и несмотря на это все равно смиренно принимал вызовы, бросаемые ему. Служение — один из краеугольных столпов всех религий, именно оно проявляется в упорстве Геракла на службе у Эврисфея, в отказе от собственной гордыни в пользу накопления внутренней силы и мудрости, искупления былых ошибок и духовного роста.

В юности Геракл был щедро одарен богами, что тоже несомненно является актом символизма. Каждый из этих подарков можно понимать исходя из черт, приписываемых божествам дарителям. Так, Гермес преподнес Гераклу острый меч — острое слово, красноречие; Аполлон преподнёс лук и стрелы — изящность, эстетизм, артистизм или просто солнечный, благотворный настрой; Гефест подарил панцирь — физическую искусность и силу; Афина соткала одежды, наделив героя мудростью, духовностью, решительностью, бесстрашием и здравомыслием, без которых остальные дары окажутся бесполезными.

В юном возрасте Гераклу довелось защитить родной город от врагов, после чего он женился и стал жить как обычный человек, в тепле и уюте, довольствуясь тем, что называют «обычное человеческое счастье». Но разве для этого были дарованы ему божественные способности? Не находя выхода, сила Геракла привела к его помешательству — в неконтролируемом приступе ярости герой убивает свою жену и детей, после чего, по совету богов, поступает на службу к Эврисфею, дабы искупить свои деяния и раскрыть свой потенциал, познав таинства своего высшего «Я».

Его первым подвигом стала победа над Немейским Львом. Победив льва, Геракл подчинил себе свои глубинные, подсознательные, животные силы и овладел солнечной энергией, которую символизировал лев. Шкура льва, которая в будущем служит Гераклу защитой, указывает на то, покоренные страсти служат верной защитой человеку, делая его невосприимчивым к внешним враждебным выпадам.

Вторым подвигом Геракла была победа над Лернейской Гидрой, которая, как и Немейский Льв, была порождением Ехидны, образа тьмы, кроющейся в человеческом бессознательном. Гидра олицетворяет сразу целый ряд человеческих пороков, «имя им Легион». Это иллюзорность, фобии и такие пороки, как зависть, самомнение, лень, гнев, чревоугодие — их невозможно поставить на собственную службу, а ушедшему неизменно приходит на смену другой, или даже несколько, что изображено в виде голов Гидры. Геракл и отступал, и вяз в трясине, и подвергался нападению рака, и даже прибегал к помощи своего племянника Иолая, что намекает на важность родственных уз и младшего поколения в попытках совладать с темными сторонами своей души.

Рак иллюстрирует генетические предрасположенности и наследственность, но Геракл просто раздавливает его — даже самые тяжелые, неминуемые проблемы рода не могут отвлечь истинного стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Победить Гидру Гераклу удается с помощью огня, символизирующего активное действие, добродетель, созидание. То есть путь к победе над своими слабостями лежит в смещении позиции с «не делать плохого» на позицию «делать хорошее». Но одна из голов Гидры бессмертна и ни отсечь, ни прижечь ее нельзя — Геракл придавливает эту голову осколком скалы — символом твердости, верности, постоянства. Избавиться от порока окончательно нельзя, но лишь неустанная бдительность способна уберечь от него.

Третьим подвигом Геракла стала ловля Керинейской лани, любимицы богини Артемиды. Охота здесь — это не убийство, а приобретение. Ее золотые рога и медные копыта — символ материального богатства, а неутомимость и игривость — страстей и эмоций. После длительной подготовки Геракл преследовал лань до самой Гипербореи. Это погоня за радостями жизни, как эмоциональными, так и материальными, столь заманчивыми и искушающими. Геракл в различных интерпретациях ловит лань по-разному, но в каждом из представленных способов, коих подразумевается множество, таятся терпение, усердие и самоконтроль.

Четвертый подвиг Геракла заключался в том, чтобы изловить Эриманфского вепря. Специфика подвига в том, что путь на гору Эриманф, где и обитало чудовище, лежал через дубовую рощу, где жили кентавры и миновать встречи с ними не было никакой возможности. Именно встреча с кентаврами играет тут основную роль, а не ловля кабанчика. И это урок о сути легкомыслия, которое приходит после победы над пороками, покорении страстей и обретении материальных благ. Геракл принимает приглашение Фола, самого милого из кентавров, погостить у него. Но дружеские посиделки превращаются в кровавое побоище, спровоцированное другими кентаврами, обиженными на то, что их не позвали. В пылу драки, разгоряченный вином Геракл смертельно ранит фола и Хирона, мудрейшего из кентавров, учителя Ахиллеса и своего друга.

Кентавры, спутники Дионисия, символизируют, помимо прочего, пьянство. А лес, роща — священное пространство души, в котором бродят искушения, и разряда тех, что причиняют вред не другим, но самому себе. Да и вепрь является символом неумеренности, нисхождения, плотских утех, вредящих духу. И Геракл поддается соблазну, что оборачивается гибелью Хирона, целителя — поддаваясь соблазнам то, что должно исцелять, оказывается уничтоженным. Самого вепря меч не брал, и Геракл ослепил его солнечным лучом, отраженным от щита, испугал криками и шумом и загнал на горную вершину, где тот увяз в снегу. Это является практической подсказкой — грубая сила не одолевает слабости, но возможность «ослепить» их, лишиться источника искушения и дать возможность выйти эмоциям, по-детски крича и валяя дурака может оказаться эффективным решением. Геракл принес живого кабанчика Эврисфею, но дальнейшая судьба его неизвестна, что можно понимать как намек на неистребимость внутренних слабостей и искушений. Тут, как и с Гидрой, поможет лишь несгибаемое намерение.

Поймав вепря Геракл получил задание перебить свирепых и кровожадных гигантских птиц, обитающих на болотистом озере близ Стимфала. Птицы эти символизируют низменные, похотливые человеческие помыслы. Сперва Геракл поражает птиц стрелами, подарком Аполлона, символизирующим ясные мысли. Но птиц много и такой метод оказывается недейственен. Их необходимо изгнать. Афина, символизирующая интеллект и практицизм, приходит на помощь Гераклу — дарует ему трещотки, изготовленные Гефестом, звук которых изгоняет птиц из долины. Негативные мысли способна изгнать продуктивная творческая деятельность, поскольку возможность творить является, сама по себе, даром богов.

Авгиевы конюшни — шестой подвиг Геракла. Тридцать лет копился навоз в конюшнях царя Авгия и убрать его поручили герою. Но это урок рационального мышления — Геракл вычистил конюшни, но сделал это, направив на скотный двор поток реки, который и смыл все нечистоты. В ментально-эмоциональном плане данный подвиг является символом очищения. Гераклу, кстати, за работу полагалась десятая доля стад Авгия, но тот пожадничал и воспользовавшись нестандартным подходом Геракла лишил его награды. Обман также является частью жизни и предвидеть его не дано, порою, даже героям. В последствии, правда, Геракл отобрал у Авгия все его богатства, но это было уже потом.

Седьмой подвиг — бык с острова Крит, которого необходимо было победить. Бык был даром самого Посейдона, но Минос, царь Крита, не принес быка в жертву, как следовало бы, в следствии чего Посейдон наслал на быка бешенство. Страсть, желание, вожделение, чувственный инстинкт, — все эти качества воплощены в символе быка, традиционном архетипе коллективного бессознательного. О также символизирует смесь женского и мужского начал, стихий огня и воды. Постичь единство этих разностей, а также укротить страсть и обрести господство над своими желаниями — истинный мотив подвига. Гераклу следовало не уничтожить, а укротить быка, для чего необходимо было познать и изучить его. Как Гераклу удалось укротить быка — остается загадкой, что можно понимать как намек на индивидуальный путь для каждого — конкретные рекомендации тут бессильны.

Читайте также:  Как на рубашке завязать узел

Восьмой подвиг — получения пояса Ипполиты. Тут затрагивается щекотливая тема отношений мужчины и женщины. Ипполита, предводительница амазонок, владеет поясом Ареса, бога войны. Тут кроются сложные взаимосвязи мужского и женского. Мужчина без женщины, как и женщина без мужчины — несколько неполноценны, негармоничны. В разных версиях мифа Геракл по-разному завладевает поясом: в одном он получает его в награду или заслуживает, в другом — отнимает силой. Но оба варианта иллюстрируют, что мужчина получает от женщины именно то, что дает ей. И только интриги Геры, а также мнительность, подозрения, страхи и эго Ипполиты приводят к тому, что битва все-таки случается, а Ипполита, поддавшись голосу темного начала, либо погибает, либо остается в проигрыше. Урок данного подвига ясен: мужчине не стоит идти на поводу у опасных бездумных порывов своей агрессии, а женщине следует сознательно работать со своими тайными страхами и неуверенностью.

Диомедовы кони — девятый подвиг Геракла. Диомед кормил своих коней плотью врагов и животные, олицетворяющие обычно светлые стороны, представлены тут в противоположном образе. Судя по всему, они олицетворяют время, пожирающее человеческую плоть, а также нематериальные страсти, такие как жажда власти. Геракл взнуздывает коней и побеждает самого Диомеда, но в процессе гибнет его друг, что символизирует неизбежность жертв на пути познания. Лошади, в результате, были успешно доставлены Гераклом в Микены. Их принесли в жертву богам или, по другой версии, выпустили в лесные чащи, где их растерзали другие хищные звери. Моральность и духовность в человеке способны укротить и подчинить себе жажду нематериальных благ, которые, впрочем, могут быть уничтожены иными желаниями и страстями в дебрях человеческой души. Рассматривая лошадей как символ времени можно прийти к выводу, что человек, умеющий распределять и управлять своим временем, либо жертвует его на благо собственного совершенствования и развития, либо направляет его в активную жизнь вовне, в результате чего время, что пожирает человека, само оказывается пожираемо деятельностью.

Десятым подвигом Геракла было задание выкрасть целое стадо красных коров у монстра-великана Гериона, жившего далеко на Западе, традиционно ассоциирующимся с царством смерти. Сей подвиг можно рассматривать как умерщвление стереотипного мышления и обретения свежего просветленного сознания. Стражи коров — слуги Гериона: великан Эвритиона и собакоголовый Ортр, порождение Ехидны. Вместе они олицетворяют бесформенную первобытную природу, дикость и двойственность, которая является источником темных глубин бессознательного, агрессивно отторгая наше сознание от спокойствия и гармонии единства. Герион же приходится братом Ехидне. Он очень уродлив — у него три сросшихся туловища, три головы, и по шесть рук и ног. Очевидна аллюзия на библейское зловещее число зверя — 666, которая подчеркивает могущество этого дьявольского порождения. Возможно, тело Гериона — метафора закоснелости ментального, чувственного и физического миров человека; его головы, отдельные, и все-таки соединены — метафора дифференцированного, не универсального сознания, а ноги и руки — противоречивые и несогласованные действия.

По пути к Гериону Геракл достигает края земли, где сооружает вход, точнее, границу между мирами, известную как Геркулесовы столпы. Эти ворота как бы отделяют бытовое сознание от медитативного, необходимого для особого рода познания. Это свидетельствует, что герою, перед выполнением самого задания, необходимо было дистанцироваться от мира и суетливой поспешности обыденной жизни и обрести знание, но не тот набор функциональных способностей, которыми подменено знание в современном мире, но истинное, сокрытое и доступное лишь истинно страждущим его постижения.

Что бы добраться до острова Гериона, Гераклу одалживает свою ладью сам Гелиос. Солнечное божество, явившееся Гераклу, источало столь яркий свет, что герой хотел было пустить в него стрелу, но такое немыслимое для античного сознания поведение приводит к совершенно неожиданному результату: бог одалживает ему свою же ладью. Это ли не символ, призывающий бросить вызов солнечному рациональному сознанию, и, вопреки ожидаемому поражению неожиданно получить средство свободного беспрепятственного прохождения по водам бессознательного? Самих монстров на острове Геракл побеждает достаточно легко, но во всем неизменно присутствует принцип тройственности. Победа над великанами символизировала победу над хаосом, но хрупкость приобретенного знания демонстрируется в обратном пути — Гераклу предстояло не только получить знание, но и уберечь его, минуя множество препятствий.

Одиннадцатый подвиг Геракла заключался в том, чтобы отыскать чудесный сад Гесперид, и добыть оттуда три золотых яблока, дарующих бессмертие. Но на самом деле — это урок Божественной любви, в поисках которой Геракл преодолел множество преград и даже чуть было не вступил в схватку с самим Аресом. Но в результате, добытые плоды оказались неподвластны простому человеку — Эврисфея попросту не сумел удержать их в руках. Тогда Геракл вернул яблоки в сад Гесперид, принеся тем самым жертву Афине, богине мудрости. В этом подвиге Гераклу не пришлось никого убивать, воровать или чистить — Геспериды сами даровали ему плоды, Атлант передал сей дивный дар герою и лишь для того, чтобы тот вернул их обратно. Божественная любовь всегда даруется и сведущее сознание возвращает эту любовь к источнику. Именно в этой плоскости сокрыты тайны бессмертия.

Последний, двенадцатый подвиг Геракла — победа над Цербером, его пленение. Цербер, сам по себе, не представлял собой отрицательного персонажа — он сторожил врата в царство мертвых, не позволяя душам выбраться из преисподней. Три его головы являлись символом тройственности времени — будущее, настоящее и прошлое. Прежде чем спуститься в царство Аида, Геракл прошел таинство Элевсинских мистерий, в ходе которого познал посмертные состояния, избавившись от страха смерти. Кроме того, герой входит в особое взаимодействие с материей времени. Спутником в путешествии в царство мертвых стал Гермес, того, который известен как Тот-Гермес-Трисмегист, основатель алхимии. Гермес помогает Гераклу успешно пройти аудиенцию у Аида, который дал свое разрешение на то, чтобы герой забрал Цербера, но с условием, что Геракл не будет применять оружия. Хотя он в оружии уже и не нуждается, побеждая Цербера голыми руками, как в самом первом своем подвиге его родного брата, Немейского льва. Круг замыкается.

В будущем Цербер был возвращен на свое место, поскольку герой познал главный закон мироздания — закон целесообразности. Пример Геракла, который спрашивал позволения и вернул, в будущем, Цербера на его пост, учит: даже в познании самой смерти и других миров надо уважать высший замысел, распределившие бытие. Говоря иначе, истинная цель пути, истинное предназначение человека — это познание, воссоединение со своим сознанием и архетипами подсознания, гармоничное взаимодействие с их образами. Включиться в круговорот жизни, обрести гармонию в сосуществовании с ритмами и закономерностями природы предполагает изменение собственного сознания, а не изменение действительности согласно ограниченным представлением своего ума.

Цикл подвигов Геракла — это практически универсальная программа совершенствования человека. Герой проходит внутреннюю самоидентификацию, определяет свою проекцию на внешнюю жизнь и социальную идентификацию, а после — познает сакральные тайны самого мироздания. Подвиги Геракла — практическое руководство по самосовершенствованию, внутреннему и внешнему развитию. Фактически — это дорожный указатель, разглядеть который способен тот, кто истинно жаждет двигаться вперед не только по карьерной лестнице, но и по ступеням развития собственного существа, сокрытого в мясном скафандре.

источник

Как и многие другие герои Эллады, Геракл был сыном бога Зевса и женщины Алкмены. Чтобы добиться Алкмены, Зевс принял облик ее мужа. Супруга Зевса Гера взяла с мужа обещание, что великим царем станет тот, кто родится в определенное время. Несмотря на то что родиться в назначенный час должен был именно Геракл, Гера вмешалась в процесс, в результате чего кузен Геракла по имени Эврисфей появился на свет раньше. Тем не менее Зевс договорился с Герой, что Геракл не будет подчиняться своему кузену вечно, а выполнит лишь двенадцать его поручений. Именно эти деяния и стали впоследствии знаменитыми 12 подвигами Геракла.

Древнегреческие мифы приписывают Гераклу множество деяний: от похода с Аргонавтами до постройки города Гитиона вместе с богом Аполлоном.

Гера не могла простить Зевсу измены, однако свой гнев она срывала на Геракле. Например, она наслала на него безумие, и Геракл в припадке убил своих детей, рожденных дочерью царя Фив Мегарой. Пророчица из храма Аполлона в Дельфах заявила, что для искупления своего ужасного поступка Геракл должен выполнить поручения Эврисфея, который завидовал силе Геракла и придумывал очень сложные испытания.

За двенадцать лет Геракл справился со всеми заданиями кузена, получив свободу. Дальнейшая жизнь героя была тоже полна подвигов, содержание и количество которых зависит от авторов конкретных мифов, поскольку памятников древнегреческой мифологии довольно много.

Большинство авторов сходится на том, что, одержав победу над речным богом Ахелоем, Геракл добился руки Деяниры – дочери Диониса. Однажды Деяниру похитил кентавр Несс, восхищенный ее красотой. Несс перевозил путников через бурную реку на своей спине, и когда Геракл с Деянирой подошли к реке, то герой посадил жену на кентавра, а сам отправился вплавь.

Читайте также:  Перевести на русский с тайского на русский

Несс попытался скрыться с Деянирой на спине, но Геракл ранил его стрелой, отравленной самым сильным в мире ядом – желчью лернейской гидры, которую убил во время выполнения второго поручения Эврисфея. Несс, умирая, посоветовал Деянире собрать его кровь, солгав, что ее можно использовать как приворотное зелье.

Ранее стрелой, отравленной желчью гидры, Геракл смертельно ранил своего учителя и друга кентавра Хирона.

Спустя некоторое время Деянира узнала, что Геракл хочет взять в жены одну из своих пленниц. Пропитав кровью Несса плащ, она послала его в подарок мужу, чтобы вернуть его любовь. Как только Геракл надел плащ, яд проник в его тело, вызвав страшные мучения.

Чтобы избавиться от страданий, Геракл с корнем вырывает деревья, складывая из них огромный костер, и ложится на дрова. По легенде, погребальный костер согласился поджечь лучший друг героя Филоктет, за что Геракл пообещал ему свой лук и отравленные стрелы.

Считается, что Геракл умер в возрасте пятидесяти лет, после смерти был принят в число бессмертных и вознесен на Олимп, где, наконец, примирился с Герой и даже женился на ее дочери.

Первым подвигом Геракла стало убийство чудовищного льва с очень твердой шкурой, которую было невозможно повредить ни одним оружием. Лев жил в окрестностях города Немеи и наводил ужас на всю округу, убивая людей и похищая скот. Геракл выследил Немейского льва и задушил его. Из шкуры льва герой сделал себе плащ.

Вторым заданием, которое Еврисфей дал Гераклу, было уничтожение семиглавого змееподобного монстра, живущего в Лернейских болотах. Гидра долгое время пожирала людей и домашних животных. Чтобы прекратить ее разбойные нападения, Геракл отрубил Гидре одну из голов, но вместо нее тут же выросло семь новых. Тогда герой стал по очереди отрубать монстру каждую голову, а его друг Иолай прижигал обрубки. Убив гидру, Геракл смочил в ее яде наконечники своих стрел, сделав их смертельным оружием.

Третьим подвигом полубога являлось убийство хищных птиц с медными клювами, когтями и крыльями, жившими возле города Стимфала. Эти птицы поедали урожай, а также нападали людей. Чтобы расправиться с хищной стаей, Геракл использовал стрелы с ядом Лернейской гидры.

Четвертым подвигом, который совершил сын Зевса, стало пленение не знающей усталости Керинейской лани с золотыми рогами и медными копытами. Чтобы поймать чудесную лань, Гераклу пришлось очень долго преследовать животное.

Пятым приказом Еврисфея, с которым успешно справился Геракл, стала поимка гигантского дикого кабана, обитавшего на горе Эриманфе и терроризировавшего окрестности аркадского города Псофиды. Возвращаясь назад, Геракл был вынужден отбиваться от кентавров. В пылу битвы герой случайно ранил своего учителя Хирона, пытавшегося прекратить сражение. Несмотря на попытки Геракла спасти его, Хирон умер.

Шестым подвигом Геракла стала очистка скотного двора элидского царя Авгия. Согласно древнегреческим мифам, конюшни, в которых обитало огромное количество животных, не чистились многие годы и в итоге оказались наполненными навозом до самой крыши. Геракл запрудил протекающую рядом реку Алфей и направил воду в конюшни, отмыв их таким образом добела.

Седьмым подвигом, совершенным героем, являлась поимка бешеного быка. Этот бык был подарен критскому царю Миносу Посейдоном. Минос должен был принести быка в жертву богу морей, но царь из жадности оставил животное себе. Посейдон разгневался и наслал на быка бешенство. После чего бык стал носиться по Криту и уничтожать все, что ему попадалось на пути. Геракл изловил быка и доставил его Еврисфею.

Восьмым заданием, которое Еврисфей дал Гераклу, стало похищение чудесных коней, принадлежавших царю Диомеду. Эти кони обладали невероятной красотой и питались человечиной. Геракл убил Диомеда, скармливавшего животным невинных людей, завладел конями и доставил их Еврисфею.

Девятым повелением Еврисфея стал приказ добыть пояс царицы амазонок Ипполиты, подаренный ей богом войны Аресом. Геракл пришел в земли амазонок и обратился к царице с просьбой отдать ему пояс. Ипполита снисходительно отнеслась к герою и обещала подумать. Но Гера внесла смуту в ряды амазонок, заставив их наброситься на Геракла. Герой убил Ипполиту и забрал ее пояс.

Десятым подвигом Геракла являлось похищение божественных коров, принадлежавших трехглавому великану Гериону. Геракл захватил коров, убив пастуха Эвритиона и пса Орфа, охранявших стада Гериона. Затем Геракл застрелил из лука и самого Гериона.

Одиннадцатым заданием сына Зевса стал приказ Еврисфея похитить золотые яблоки. Эти яблоки были подарены на свадьбу Гере богиней земли Геей. Гера посадила яблоки в саду Гесперид — дочерей титана Атланта. Когда девушки играли в саду, их похитили разбойники. Геракл убил разбойников и освободил Гесперид. В благодарность Атлант подарил Гераклу яблоки.

Двенадцатым и последним повелением Еврисфея стало его желание увидеть чудовищного трехглавого пса Цербера, охранявшего выход из царства мертвых. Геракл спустился в подземный мир, одолел Цербера, привел его к Еврисфею, а затем вернул адского стража обратно.

Зевс (древнегреческое божество, ведающее небом, громом и молнией, а также всем миром) прослыл, кроме прочего, еще и любовной ненасытностью. В очередной раз поддавшись женским чарам, пожелал громовержец обладать прекрасною Алкменой. Прибегнув к ухищрению в виде перевоплощения в героя Амфитриона (супруга вышеупомянутой) и заблаговременно приостановив движение солнца, возлежал громовержец в вожделенных объятьях на протяжении троих суток, в кои был зачат Геракл.

Первое проявление недюжинной силы героя имело место быть еще в младенческом возрасте, когда малыш удушил собственными ручонками двух змей, подосланных зловредной Герой с коварным умыслом. Все последующие прославленные деяния Геракла, так или иначе, связаны с его легендарной физической силой и неподражаемым мужеством. Основная сюжетная линия начинается с момента, когда в припадке ревности (насланном Герой) герой прибегает к детоубийству, страшнейшему из грехов. Далее идет описание всемирно известных двенадцати искупительных подвигов, совершенных по велению аргосского царя (Эврисфея).

Немейский лев. Сие животное считалось неуязвимым для стрел и копий, поэтому Гераклу пришлось задушить чудище голыми руками. Содранная шкура стала частью атрибутики героя.

Лернейская гидра. Гидра обитала в скалистой пещере, скрытой от глаз, откуда время от времени выползала нападать на жителей окрестностей. Геракл выкурил чудовище из логова горящими стрелами. На месте отрубленной головы тут же вырастало две новые, отчего герою пришлось прибегнуть к помощи Иолая. Пока тот прижигал головы, Геракл поразил существо косой. Отрубив бессмертную голову, он тут же зарыл ее и навалил булыжник.

Стимфалийские птицы. Хищные твари с медными крыльями, клювами и когтями держали в страхе всю округу. Уничтожали урожаи и питались человеческой плотью. В этом подвиге герою посодействовала Афина, посоветовав, оглушив птиц ударом медных тимпанов, заставить взмыть в воздух и стрелять из лука. Выжившие птицы улетели к берегам Черного моря.

Керинейская лань — животное с золотыми рогами и медными копытами, принадлежавшее некогда Артемиде. Спустя год охоты, Геракл все-таки преуспел в поимке лани.

Эрифманский вепрь. Герою удалось заманить вепря в глубокий снег, после чего животное было связано и перемещено в Микены.
Авгиевы конюшни. Как гласило предание, конюшни царя Авгия простаивали десятки лет без намека на вывоз навоза. Гераклу же удалось очистить их за один день при помощи плотин и изменения направлений течений двух рек (Алфеи и Пенеи).

Критский бык. Бык должен был быть принесенным в жертву Посейдону. Однако Минос пожалел быка и подменил его обычным животным из своего стада. По одним источникам, Минотавр появился на свет от связи Пасифии с этим уцелевшим животным. По другим, разгневанный Посейдон послал на остров обезумевшего быка, уничтожавшего все на своем пути. Геракл же изловил животное и добрался на нем вплавь до Пелопоннеса.

Кобылицы царя Диомеда. Геркулес укротил кобылиц, питающихся человеческой плотью, благополучно доставив их к Эврисфею.

Пояс Ипполиты (царицы Амазонок). Гераклу было велено добыть сей пояс, подаренный Ипполите Аресом. Она согласилась отдать пояс, однако, Гера ложью надоумила воительниц напасть на героя. Во время схватки Геракл убил Ипполиту и завладел поясом.

Коровы Гериона. Геракл убил трехглавого великана Гериона и добыл для Эврисфея желанное стадо.

Яблоки Гесперид. Геспериды – нимфы, охранявшие золотые яблоки, дарующие вечную молодость. Гераклу пришлось победить стоглавого дракона, дабы выкрасть искомое и принести в дар Эврисфею.

Кербер (Цербер). Пес о трех головах, охранявший вход в преисподнюю. Выведя существо из Аида, Геракл показал его Эврисфею, после чего благополучно вернул в обитель смерти. После этого заключительного подвига Геркулес наконец был отпущен Эврисфеем на волю.

На закате жизни отчаявшийся от нескончаемых страданий, вызванных ядом, Геркулес сооружает погребальный костер на вершине Эты. Когда пламя практически полностью охватило его некогда могучее героическое тело, с неба спустилась колесница, посланная громовержцем. Вознесшись на Олимп, Геракл занял заслуженное место в древнегреческом пантеизме.

Следует заметить, что разделение подвигов именно на двенадцать не относится ко временам отдаленной античности, а произошло гораздо позже, в эпоху, когда Геракла стали отождествлять с солнечным божеством. С этого периода подвиги стали рассматриваться в соответствии с зодиакальной символикой.

источник