Меню

К какому роду литературы относится фольклор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.

Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.

Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.

Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.

Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.

До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.

Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.

Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.

Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.

Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности:

Как и в художественной литературе, эпос, лирика (что это?) и драма (что это?) представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.

Выделяют следующие их виды:

  1. исторические;
  2. любовные;
  3. свадебные;
  4. похоронные;
  5. трудовые;
  6. дорожные (ямщицкие);
  7. разбойничьи;
  8. шуточные.

Эпические жанры – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.

Малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.

Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.

Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:

  1. Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
  2. Коллективность. Рождение новой песни или сказки (что это такое?) нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
  3. Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
  4. Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.

Есть версия с участием Елены Прекрасной, есть такая, в которой действуют сразу 3 бабы-Яги (прямо вселенная Marvel какая-то).

  • Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
  • Кумулятивность. Это непривычное для слуха слово означает, что фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.
  • Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.

    Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.

    В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.

    Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!

    В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.

    Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:

    В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

    Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.

    Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

    К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

    Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.

    Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.

    Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.

    Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.

    Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.

    источник

    Тема 5. “Роды, виды и жанры художественной литературы. Эпический род литературы: Русский рассказ XIX – начала ХХ века”.

    Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского “Разделение поэзии на роды и виды”.

    Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

    Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

    Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

    Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

    Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать – в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

    Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

    Роды художественной литературы

    ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
    (греч. – повествование)

    рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

    (греч. – действие)

    изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

    (от названия муз. инструмента)

    переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.

    Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

    ЖАНР – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами – различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

    Примеры родо-видовых отношений в литературе:

    • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
    • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

    Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем “уходят” из “активного запаса” художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

    Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

    Роды, виды и жанры художественной словесности

    ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
    Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
    Миф
    Поэма (эпос):

    Героическая
    Строговоинская
    Сказочно-
    легендарная
    Историческая.
    Сказка
    Былина
    Дума
    Легенда
    Предание
    Баллада
    Притча
    Малые жанры:

    пословицы
    поговорки
    загадки
    потешки.
    ЭпопеяРоман:
    Историческ.
    Фантастич.
    Авантюрный
    Психологич.
    Р.-притча
    Утопический
    Социальный.
    Малые жанры:
    Повесть
    Рассказ
    Новелла
    Басня
    Притча
    Баллада
    Лит. сказка.
    Игра
    Обряд
    Народная драма
    Раек
    Вертеп
    .
    Трагедия
    Комедия:

    положений,
    характеров,
    масок.
    Драма:
    философская
    социальная
    историческая
    соц.-филос.
    Водевиль
    Фарс
    Трагифарс
    .
    Песня Ода
    Гимн
    Элегия
    Сонет
    Послание
    Мадригал
    Романс
    Рондо
    Эпиграмма
    .

    Современное литературоведение выделяет также четвертый, смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический, к которому относится поэма. И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

    В таблице вам встретилось выражение “малые жанры”. Эпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым – повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.

    Прочтите высказывание В.Белинского о жанре повести:

    “Жизнь наша, современная, слишком разнообразна, многосложна, дробна (…) Есть события, есть случаи, которых, так сказать, не хватало бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. (…) Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь на мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни”.

    Если повесть, согласно Белинскому, – это “листок из книги жизни”, то, пользуясь его метафорой, можно образно определить роман с жанровой точки зрения как “главу из книги жизни”, а рассказ – как “строку из книги жизни”.

    Малые эпические жанры, к которым относится рассказ – это “интенсивная” по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности “растекаться мыслию по древу”, увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.

    Для рассказа характерны следующие черты:

    • небольшой объем;
    • в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;
    • малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;
    • автору интересна какая-то определенная тема;
    • решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются “производными” от главного.

    Итак,
    РАССКАЗ – это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Несколько объемнее повесть, но разницу между рассказом и повестью не всегда удается уловить: произведение А.Чехова “Дуэль” некоторые называют небольшой повестью, а некоторые – большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале ХХ века критик Е.Аничков, “в центре рассказов стоит именно личность человека, а не целая группа людей”.

    Расцвет русской малой прозы начинается в 20-е годы XIX века, который дал прекрасные образцы малой эпической прозы, среди которых безусловные шедевры Пушкина (“Повести Белкина”, “Пиковая дама”) и Гоголя (“Вечера на хуторе близ Диканьки”, петербургские повести), романтические новеллы А.Погорельского, А.Бестужева-Марлинского, В.Одоевского и других. Во второй половине XIX века создаются малые эпические произведения Ф.Достоевского (“Сон смешного человека”, “Записки из подполья”), Н.Лескова (“Левша”, “Тупейный художник”, “Леди Макбет Мценского уезда”), И.Тургенева (“Гамлет Щигровского уезда”, “Степной король Лир”, “Призраки”, “Записки охотника”), Л.Толстого (“Кавказский пленник”, “Хаджи Мурат”, “Казаки”, севастопольские рассказы), А.Чехова как крупнейшего мастера короткого рассказа, произведения В.Гаршина, Д.Григоровича, Г.Успенского и многих других.

    ХХ век также не остался в долгу – и появляются рассказы И.Бунина, А.Куприна, М.Зощенко, Теффи, А.Аверченко, М.Булгакова… Даже такие признанные лирики, как А.Блок, Н.Гумилев, М.Цветаева “унизились до презренной прозы”, говоря словами Пушкина. Можно утверждать, что на рубеже XIX-ХХ веков малый жанр эпики занял ведущее положение в русской литературе.

    И уже поэтому не следует думать, что рассказ поднимает какие-то незначительные проблемы и затрагивает неглубокие темы. Форма рассказа лаконична, а сюжет подчас незамысловат и касается, на первый взгляд, простых, как говорил Л.Толстой, “натуральных” отношений: сложной цепи событий в рассказе просто негде развернуться. Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы в малое пространство текста заключить серьезный и нередко неисчерпаемый предмет разговора.

    Если сюжет миниатюры И.Бунина “Муравский шлях”, состоящей всего из 64-х слов, схватывает лишь несколько мгновений беседы путешественника с ямщиком посреди бескрайней степи, то сюжета рассказа А.Чехова “Ионыч” хватило бы на целый роман: художественное время рассказа охватывает почти полтора десятка лет. Но автору неважно, что происходило с героем на каждом этапе этого времени: ему достаточно “выхватить” из жизненной цепи героя несколько “звеньев”-эпизодов, похожих друг на друга, как капли воды, и вся жизнь доктора Старцева становится предельно ясной и автору, и читателю. “Как живешь один день своей жизни, так проживешь и всю жизнь”, – словно бы говорит Чехов. При этом писатель, воспроизводя обстановку в доме самого “культурного” семейства провинциального города С., может сосредоточить все внимание на стуке ножей из кухни и запахе жареного лука (художественные детали!), но вот о нескольких годах жизни человека сказать так, как будто их и вовсе не было, или это было “проходящее”, неинтересное время: “Прошло четыре года” , “Прошло еще несколько лет”, как будто не стоит тратить время и бумагу на изображение такой безделицы…

    Изображение повседневной жизни человека, лишенной внешних бурь и потрясений, но в рутине заставляющей человека вечно ждать никогда не наступающего счастья, стало сквозной темой рассказов А.Чехова, определившей дальнейшее развитие русской малой прозы.

    Исторические потрясения, безусловно, диктуют художнику иные темы и сюжеты. М.Шолохов в цикле донских рассказов говорит о страшных и прекрасных человеческих судьбах в годину революционных потрясений. Но дело тут не столько в самой революции, сколько в вечной проблеме борьбы человека с самим собой, в вечной трагедии крушения старого привычного мира, которую многократно переживало человечество. И потому Шолохов обращается к сюжетам, давно укоренившимся в мировой литературе, изображая частную человеческую жизнь как бы в контексте мировой легендарной истории. Так, в рассказе “Родинка” Шолохов использует древний, как мир, сюжет о поединке отца и сына, не узнанных друг другом, с которым мы встречаемся в русских былинах, в эпосах древней Персии и средневековой Германии… Но если древний эпос трагедию отца, убившего сына в битве, объясняет законами судьбы, не подвластной человеку, то Шолохов говорит о проблеме выбора человеком своего жизненного пути, выбора, который определяет все дальнейшие события и в конце концов делает одного зверем в человеческом обличье, а другого – равным величайшим героям прошлого.

    Прежде чем выполнять задание 6, обратитесь к словарю и установите точное значение понятия, с которым вам предстоит работать.

    Рекомендованная литература к работе 4:

    • Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX- начала XX века. – Л., 1979.
    • Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. – М.: Просвещение, 1981.
    • Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
    • Литературоведение: Справочные материалы. – М., 1988.
    • Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. – Л., 1973.

    источник

    Устное народное творчество – это богатейшее наследие каждой страны. Фольклор был еще до возникновения письменной речи, это не литература, а шедевральное искусство устной словесности. Роды фольклорного творчества сформировались еще в долитературный период искусства на основе обрядно-ритуальных действий. Первые попытки осмысления литературных родов относятся к эпохе античности.

    Фольклор представлен тремя родами:

    1. Эпическая литература. Этот род представлен в прозе и стихах. Русские фольклорные жанры эпического рода представлены былинами, историческими песнями, сказками, приданиями, легендами, притчами, небылицами пословицами и поговорками.

    2. Лирическая литература. В основе всех лирических произведений присутствуют мысли и переживания лирического героя. Примеры фольклорных жанров лирического направления представлены обрядовыми, колыбельными, любовными песнями, частушками, баятами, гаивками, пасхальными и купальскими песнями. Кроме этого, существует отдельный блок – «Фольклорная лирика», который включает литературные песни, романсы.

    3. Драматическая литература. Это род литературы, соединяющий в себе эпические и лирические способы изображения. Основой драматического произведения является конфликт, содержание которого открывается благодаря игре актеров. Драматические произведения имеют динамичный сюжет. Фольклорные жанры драматического рода представлены семейно-обрядовыми, календарными песнями, народными драмами.

    Отдельные произведения могут содержать черты лирической и эпической литературы, поэтому выделяют смешанный род – лиро-эпос, который подразделяется в свою очередь на:

    – произведения с героическими персонажами, лиро-эпического содержания (былина, дума, историческая песня).

    – негероические произведения (баллада, песня-хроника).

    Также различают фольклор для детей (колыбельная песня, потешка, утешка, пестушка, сказка).

    Фольклорные жанры народного творчества представлены двумя направлениями:

    1. Обрядовые произведения УНТ.

    Исполнялись во время проведения обрядов:

    – календарные (колядки, масленичные действия, веснянки, троицкие песни);

    – семейно-бытовые (рождение ребенка, свадебные торжества, празднование национальных праздников);

    – окказиональные произведения – пришли в форме заговоров, считалок, закличек.

    2. Необрядовые произведения УНТ.

    Этот раздел включает в себя несколько подгрупп:

    – Драма (фольклорная) – вертепные, религиозные произведения, театр «Петрушки».

    – Поэзия (фольклорная) – былины, лирические, исторические и духовные песни, баллады, частушки.

    – Проза (фольклорная) в свою очередь подразделяется на сказочную и несказочную. Первая включает в себя сказки о волшебстве, животных, бытовые и кумулятивные сказки, а вторая связана с известными богатырями и героями Руси, сражавшимися с ведьмами (баба-Яга) и прочими демонологическими существами. Также к несказочной прозе относят предания, легенды, мифологические рассказы.

    – Речевой фольклор представлен пословицами, поговорками, речевками, загадками, скороговорками.

    Фольклорные жанры несут свой индивидуальный сюжет и смысловую нагрузку.

    Изображения ратных битв, подвигов богатырей и народных героев наблюдаются в былинах, яркие события прошлого, бытовую жизнь и воспоминания героев из прошлого можно найти в исторических песнях.

    Рассказы о действиях богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича – это былина. Фольклорный жанр сказка повествует о действиях Ивана-царевича, Ивана-дурака, о Василисе Прекрасной и Бабе-Яге. Семейные песни всегда представлены такими персонажами, как свекровь, женушка, муженек.

    Фольклор разнится от литературы уникальной системой построения произведений. Характерное его отличие от литературы в том, что жанры фольклорных произведений имеют запевы, зачины, присказки, ретардации, троичности. Также существенными отличиями стилевых композиций будет употребление эпитета, тавтологии, параллелизма, гиперболы, синекдохи.

    Так же, как и в устном народном творчестве (УНТ), фольклорные жанры в литературе представлены тремя родами. Это эпос, лирика, драма.

    Большие произведения литературы, представленные романами, рассказами, повестями, написаны в спокойных размеренных тонах. Это позволяет читателю, не отрываясь от процесса чтения, анализировать сюжет и делать соответствующие выводы. Фольклор содержит присказку, зачин, говорок и запев. Прием тавтологии – это основной принцип рассказывания. Также большой популярностью пользуются гиперболы, преувеличения, синекдохи и параллелизмы. Такие образные действия не допускаются в литературе всего мира.

    В эту систему вошли преимущественно произведения для детей. Актуальность этих жанров сохраняется и по сей день, ведь каждый человек знакомится с этой литературой еще до того, как начнет говорить.

    Колыбельная песня стала одним из первых произведений фольклора. Наличие частичных заговоров и оберегов является прямым доказательством этого факта. Многие верили, что вокруг человека действуют потусторонние силы, если малыш увидит плохое во сне, наяву это никогда не повторится. Наверное, поэтому колыбельная про «серенького волчка» пользуется популярностью даже сегодня.

    Еще одним жанром является потешка. Чтобы разобраться, что именно представляют собой такие произведения, можно приравнять ее к песне-приговорке или песенке с одновременными действиями. Этот жанр способствует развитию мелкой моторики и эмоционального здоровья у ребенка, ключевым моментом считаются сюжеты с игрой пальчиков «Сорока-ворона», «Ладушки».

    Все вышеперечисленные малые фольклорные жанры необходимы каждому человеку. Благодаря им малыши впервые узнают, что такое хорошо и что такое плохо, приучаются к порядку и гигиене.

    Интересным фактом является то, что разные народности по своей культуре, традициям и обычаям имеют общие точки соприкосновения в фольклоре. Существуют так называемые универсальные желания, благодаря которым и появляются песни, обряды, сказания, притчи. Многие народы проводят празднования и воспевания для получения богатого урожая.

    Из вышесказанного становится очевидным, что разные народы зачастую оказываются близкими во многих сферах жизнедеятельности, а фольклор объединяет обычаи, традиции в единую структуру народного творчества.

    источник

    Жанровая система русского фольклора

    Фольклор, как и литература, — искусство слова. Это дает основание фольклористике пользоваться понятиями и терми­нами, которые были выработаны литера­туроведением, естественно применяя их к особенностям устного народного твор­чества. Такими понятиями и терминами служат род, вид, жанр и жанровая раз­новидность

    И в литературоведении, и в фолькло­ристике еще нет однозначного представ­ления о них: исследователи расходятся во мнениях и спорят. Мы примем рабочее определение, которым и будем пользоваться в этом учебнике. Те явления литературы и фольклора, которые называются родами, жанрами и жанровыми разновидностями, представляют собой группы произведений, сходных между собой по структуре, идейно-художественным принципам и функциям. Они сложились исторически и обладают относительной устой­чивостью, изменяясь лишь в незначительной степени и довольно медленно.Различие родов, жанров и жанровых разновидностей имеет значение и для исполнителей произведений, и для их слушателей, и для исследователей, изучающих народное твор­чество, так как эти явления представляют собой содержательные формы, возникновение, развитие, смена и отмирание которых — важный процесс в истории литературы и фольклора.

    Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) и немецкий философ Гегель (1770—1831) показали, что сущест­вуют три сложившиеся формы литературного (а для нас и фольк­лорного) творчества: эпос, лирика и драма, которые принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Роды различаются между собой по предме­там изображения — разным сторонам действительности, а также по характеру изображения. Эпос объективно, в повествовательно-сюжетной форме изображает внешние по отношению к автору или исполнителю явления; лирика — субъективно, эмоционально-оценочно воспроизводит внутренний мир человека, выражает его мысли и переживания; драма при помощи прямой речи персо­нажей и соответствующих действий передает их характеристики, рисует картину жизни.

    Род— наиболее широкое явление и понятие; он обнимает раз­личные виды, в которых конкретно и осуществляется. В лите­ратуроведческой и фольклористической терминологии в наше время почти вышли из употребления понятие и термин «вид»; чаще всего они заменяются понятием и термином «жанр», хотя ранее разграничивались. Мы тоже примем как рабочее понятие «жанр» — более узкую группу произведений, чем род. В таком случае под родом мы будем разуметь способ изображения дей­ствительности (эпический, лирический, драматический), под жанром —тип художественной формы (сказка, песня, пословица). Но приходится ввести и еще более узкое понятие — «жанровая разновидность», которая представляет собой тематическую груп­пу произведений (сказки о животных, сказки волшебные, сказки социально-бытовые, песни любовные, песни семейно-оытовые и т. д.). Могут быть выделены и еще более мелкие группы произ­ведений. Так, в социально-бытовых сказках существует особая группа произведений — сатирические сказки.

    Однако, чтобы представить общую картину классификации (распределения) типов произведений русского народного поэти­ческого творчества, следует принять во внимание и еще ряд обстоятельств: во-первых, отношение жанров к: так называемым обрядам (особым культовым действиям), во-вторых, отношение словесного текста к пению и действию, что характерно для некоторых типов фольклорных произведений. Произведения могут быть связаны с обрядом и пением и могут быть с ними не свя­заны.

    В таком случае жанры русского народного поэтического творчества предстанут перед’нами в следующей схеме:

    I. Обрядовая поэзия:

    1)календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы);

    2)семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная);

    II. Необрядовая поэзия:

    1) эпические прозаические жанры:

    в) легенда (и быличка как ее вид);

    2) эпические стихотворные жанры:
    а) былины,

    б) исторические песни (прежде всего старшие),

    3) лирические стихотворные жанры:

    а) песни социального содержания,

    г) малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.);

    4) малые нелирические жанры:

    5) драматические тексты и действа:

    В научной фольклористической литературе можно встретить постановку вопроса о смешанных или промежуточных родовых и жанровых явлениях: о лиро-эпических песнях, о сказках-леген­дах и т. п. Однако надо сказать, что такого рода явления в русском фольклоре весьма редки. Кроме того, введение подоб­ного типа произведений в классификацию жанров спорно потому, что смешанные или промежуточные жанры никогда не были устой­чивы, ни в один период развития русского фольклора не были в нем основными и не определяли его общей картины и истори­ческого движения. Развитие родов и жанров состоит не в их смешении, а в создании новых художественных форм и отмира­нии старых.

    Возникновение жанров, как и формирование всей их системы, обусловливается многими обстоятельствами.

    Во-первых, общественной потребностью в них, а следователь­но, задачами познавательного, идейно-воспитательного и эстети­ческого характера, которые ставила перед народным творчеством сама многообразная действительность.

    Во-вторых, своеобразием отражаемой действительности; напри­мер, былины возникли в связи с борьбой русского народа против кочевников-печенегов, половцев и монголо-татар.

    В третьих, уровнем развития художественной мысли народа 25 и его исторического мышления; на ранних этапах не могли быть созданы сложные формы, движение шло, вероятно, от простых и малых форм к сложным и большим, например от пословицы, притчи (короткого рассказа) к сказке и преданию.

    В-четвертых, предшествующим художественным наследием и традициями, ранее сложившимися жанрами.

    В-пятых, влиянием литературы (письменности) и других видов искусства.

    Возникновение жанров — процесс закономерный; он определя­ется и внешними социально-историческими факторами, и внутрен­ними законами развития фольклора.

    Состав и классификация жанров русского фольклора.Русское народное поэтическое творчество прошло значительный путь исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Жанровый состав его богат и разнообразен. Он включает в себя и такие жанры, которые существуют в фольклоре многих других народов — общефольклорные жанры (сказка, пословица, за­гадка и др.), и такие жанры, каких нет в устном творчестве других народов. Так, только в русском фольклоре есть былины и частуш­ки и нет в нем дум и коломыёк, которые свойственны украин­скому фольклору; краковяки есть только в польском фольклоре и только в болгарском фольклоре есть особого рода мифологиче­ские песни, но таких жанров нет в русском народном творчестве. Кроме того, различна популярность жанров в фольклоре разных народов, например в украинском более распространены шуточные, юмористические песни, нежели в русском или белорусском; в укра­инском и белорусском фольклоре более широко, нежели в русском, бытовали колядки. Различаются жанры и по своему характеру. Так, в белорусском фольклоре сказки имеют более героический характер, чем в русском и украинском, возможно, потому, что в белорусском фольклоре нет героических эпических песен.

    Как видно из приведенной схемы, жанры входящие в состав русского фольклора, различаются между собой по содержанию, структуре и функциям [1, 147—154; 2. 58—76]. Эти различия служат основой классификации жанров.

    При классификации необходимо учитывать, что в фольклоре, как и в литературе, употребляются две формы речи —стихотвор­ная и прозаическая, поэтому в эпическом роде надлежит выделять стихотворные виды (былина, историческая песня, баллада) и прозаические (сказка, легенда, предание). Лирический род произве­дений использует только стихотворную форму. Все стихотворные произведения отличаются соединением слова и напева. Прозаиче­ские произведения рассказываются, а не поются. Драматический род в фольклоре также существует, но имеет специфические осо­бенности: здесь слово и напев соединяются еще и с действием, которое обычно представляет собой обряд, игру, хоровод. Собст­венно драматические формы очень поздние и возникли под влиянием литературы («Царь Максимильян», «Лодка»).

    Система жанров.Жанры русского фольклора в своей сово­купности представляют исторически сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных взаимоотношениях и взаимодействиях. Формирование и существование системы жанров является одной из важных закономерностей развития фольклора.

    Система фольклорных жанров возникает, во-первых, в связи с общими для них идейно-художественными принципами; во-вторых, в связи с исторически развившимися их взаимоотноше­ниями; в-третьих, в связи с общей исторической судьбой жанров.

    Общность идейно-художественных принципов.Несмотря на то что каждый отдельный жанр имеет более или менее определив­шиеся особенности (жанрообразующие признаки), им всем свой­ственны общие черты, которые и объединяют жанры во внутренне связанную систему, состоящую из взаимозависимых произведений. Прежде всего, жанрам устного поэтического творчества свой­ственна общая идейная сущность, которую следует определять словом «народность». Изображение жизни народа, отражение его психологии-^ воззрений, выражение его идеалов и стремлений присущи всему народному творчеству, всем его жанрам. Уже это объединяет их в целенаправленную идейно-художественную систему.

    Состав жанров фольклора и их связь между собой обуслов­ливаются также единой для них задачей многостороннего воспроизведения действительности, причем функции жанров распределяются так, что каждый жанр имеет свою собственную задачу – изображение одной из сторон жизни. Произведения одной группы жанров имеют своим предметом историю народа (былины, исто­рические песни, предания), другой — труд и быт народа (календарные обрядовые песни, трудовые песни), третьей — личные отно­шения (семейные и любовные песни), четвертой — моральные воззрения народа и его жизненный опыт (пословицы). Но#все вместе взятые жанры широко охватывают быт, труд, историю, общественные и личные отношения людей. Жанры связаны между собой так же, как связаны между собой разные стороны и явления самой действительности, и поэтому образуют единую идейно-художественную систему.

    То обстоятельство, что жанры фольклора имеют общую идей­ную сущность и общую задачу многостороннего художественного воспроизведения жизни, вызывает и известную общность или сходство их тем, сюжетов и героев. Начиная с общности морали пословиц и сказок, предметов загадок и сказок и кончая сходством тем, сюжетов и героев исторических песен, исторических преда­ний, например об Иване Грозном, фольклор образует единую систему, имеющую общий жизненный материал, а поэтому, естественно, и общие картины природы и быта, сцены событий и подвигов, борьбы с чудовищами, например, в сказках и были­нах, сходные тип-ы героев.

    Для фольклорных жанров характерна общность принципов народной эстетики — простота, краткость, экономность, сюжет­ность, поэтизация природы, определенность моральных оценок героев (положительных или отрицательных).

    Жанры устного народного творчества связаны между собой .также общей системой художественных средств фольклора — свое­образием композиции (лейтмотив, единство темы, цепочная связь, заставка —картина природы, типы повторений, общие места), символикой, особыми типами эпитетов.

    Эта система, исторически развивающаяся, имеет ярко выра­женное национальное своеобразие, обусловленное особенностями языка, быта, истории и культуры народа.

    Взаимоотношения жанров. Вформировании, развитии и сосущест­вовании жанров фольклора происходит процесс сложного взаимо­действия; взаимовлияние, взаимообогащение, сцепление, приспособление друг к другу. Взаимодействие жанров имеет многообразные формы. Оно служит одной из причин значительных изменений в устном народном творчестве.

    Генетическая связь жанров.Генетическая связь жанров пред­полагает, что жанры складываются на предшествующей им обще­фольклорной основе в силу чего им свойственны общие или весьма сходные особенности, или что один жанр служит почвой для возникновения другого. Так, былина формировались не только на основе ранних типов героических песен, но, очевидно, и на основе легендарно-сказочных жанров. В свою очередь, былина предшествовала исторической песне. Частушка возникла на широ­ком материале лирических песен разного типа, в том числе плясовых и игровых.

    Издавна в науке существует мнение, что пословица родилась из притчи как ее заключительный’ вывод, моральный афоризм. Эту точку зрения поддерживал в своих работах А. А. Потебня.

    Ф. И. Буслаев начало малых жанров возводил к сказке, полагая, что пословицы, поговорки, загадки идут от общей основы как образцы «мудрости народной».

    От более ранних жанров нововозникающие воспринимали и некоторые черты общей структуры, и элементы поэтики (симво­лика в лирической песне и символика в частушке), и стих (стих былины и стих исторических старших песен).

    Этот эволюционный путь происхождения жанров связывает их между собой.

    В истории фольклора существует и противоположное явление — воздействие новых жанров на старые, причем ранее популярные жанры изменяют свою структуру и поэтику. Нередко под влиянием новых жанров происходит распадение старых.

    Так, историческая песня, возникнув как продолжение былины, сама, в свою очередь, вызывает в былине изменения: большее развитие социальных конфликтов и освещения личных отношений героев, упрощение поэтики, например уменьшение роли общих мест, изменение стиха.

    Частушка, возникнув как модификация традиционной лирической песни, сама затем стала оказывать на нее влияние, под действием которого в лирической песне уменьшился распев, упростились ком­позиция, сюжетная ситуация и символика.

    Сказка под влиянием простых устных рассказов — побывальщины и сказа — стала прини­мать более бытовой хаоактер, меньше использовать фантастику, схематизировала сюжет, сводя его к одному событию, упростила манеру повествования и традиционные приемы.

    Включение одних жанров в другие.Своеобразной формой взаи­модействия жанров фольклора является включение произведений одного жанра в произведения другого.

    Так, можно наблюдать пословицу в былине и лирической пес­не, где она служит заключением, афористическим выводом или моральным правилом, регулирующим поведение действующих лиц или ход действия.

    Например, в былине «Добрыня и змей» мать Добрыни совету­ет ему перед трудным делом;

    Ложись-то спать да рано с вечера,

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8896 – | 7132 – или читать все.

    176.59.100.63 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    Читайте также:  Ребрышки говяжьи с картошкой в фольге в духовке
    Adblock
    detector