Меню

К фундаментальным естественным наукам относятся

предмет естествознания – различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты) , образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, так и специфического характера.

Фундаментальные науки – это естественные науки (т.е. науки о природе во всех ее проявлениях) – физика, химия, биология, науки о космосе, земле .. к фундаментальным относятся науки на основе которых получили свое развитие прикладные. Например, без математики не получила бы развития экономика, без физики и химии не появилась кибернетика, без медицины фармоцептика.

Концепция – определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предметы, руководящая идея для их систематического освещения.

Элемента́рная части́ца — собирательный термин, относящийся к микрообъектам в субъядерном масштабе, которые невозможно расщепить (или пока это не доказано) на составные части. Их строение и поведение изучается физикой элементарных частиц. Понятие элементарных частиц основывается на факте дискретного строения вещества. Ряд элементарных частиц имеет сложную внутреннюю структуру, однако разделить их на части невозможно. Другие элементарные частицы являются бесструктурными и могут считаться первичнымифундаментальными частицами.

Начиная с 1932 годабыло открыто более 400 элементарных частиц.

По величине спинавсе элементарные частицы делятся на два класса:фермионы— частицы с полуцелым спином (например,электрон,протон,нейтрон,нейтрино);бозоны— частицы с целым спином (например,фотон).

По видам взаимодействий элементарные частицы делятся на следующие группы:

адроны— частицы, участвующие во всех видахфундаментальных взаимодействий. Они состоят изкваркови подразделяются, в свою очередь, на:мезоны(адроны с целымспином, т. е.бозоны);барионы(адроны с полуцелым спином, т. е.фермионы). К ним, в частности, относятся частицы, составляющие ядроатома, —протонинейтрон.

Фундаментальные (бесструктурные) частицы:

лептоны— фермионы, которые имеют вид точечных частиц (т. е. не состоящих ни из чего) вплоть до масштабов порядка 10 −18 м. Не участвуют в сильных взаимодействиях. Участие в электромагнитных взаимодействиях экспериментально наблюдалось только для заряженных лептонов (электроны,мюоны,тау-лептоны) и не наблюдалось длянейтрино. Известны 6 типов лептонов.кварки— дробнозаряженные частицы, входящие в состав адронов. В свободном состоянии не наблюдались. Как и лептоны, делятся на 6 типов и являются бесструктурными, однако, в отличие от лептонов, участвуют в сильном взаимодействии.

калибровочные бозоны— частицы, посредством обмена которыми осуществляются взаимодействия:фотон— частица, переносящаяэлектромагнитное взаимодействие; восемьглюонов— частиц, переносящихсильное взаимодействие; трипромежуточных векторных бозонаW + , W − и Z 0 , переносящие слабое взаимодействие;гравитон— гипотетическая частица, переносящаягравитационное взаимодействие. Существование гравитонов, хотя пока не доказано экспериментально в связи со слабостью гравитационного взаимодействия, считается вполне вероятным; однако гравитон не входит в Стандартную модель.

Адроны и лептоны образуют вещество. Калибровочные бозоны — это кванты разных видовизлучения.

Кроме того, в Стандартной Моделис необходимостью присутствуетхиггсовский бозон, который, впрочем, пока ещё не обнаружен экспериментально.

Первоначально термин «элементарная частица» подразумевал нечто абсолютно элементарное, первокирпичик материи. Однако, когда в 1950-хи1960-хгодах были открыты сотни адронов с похожими свойствами, стало ясно, что по крайней мереадроныобладают внутренними степенями свободы, т. е. не являются в строгом смысле слова элементарными. Это подозрение в дальнейшем подтвердилось, когда выяснилось, чтоадронысостоят изкварков.

Таким образом, мы продвинулись ещё немного вглубь строения вещества: самыми элементарными, точечными частями вещества сейчас считаются лептоныикварки. Для них (вместе с калибровочными бозонами) и применяется термин «фундаментальные частицы».

источник

Учись, мой сын: наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни.

Естествознание — наука о природе, или, иначе, совокупность всех естественных наук, взятых в целом; как раздел науки, который изучает мир в его естественном состоянии. Слово «естествознание» состоит из дву слов «естество» — природа и знание. Эго обширная область человечески знаний о природе: разнообразных природных объектах, явлениях и закономерностях их существования и развития. Целью естествознания является познание законов природы и поиск путей их разумного практического использования. Область познания природы естественными науками неисчерпаема. Естествознание исследует бесконечное множество объектов, начиная с субъядерного уровня (микромира элементарных частиц и вакуума) структурной организации материального мира, кончая галактиками мегамирами и Вселенной. В частности, науки естествознания физика химия, астрономия и другие исследуют неорганическую природу, а другие например биологические науки, изучают живую природу. Современна биология является самой разветвленной наукой: ботаника, зоология, морфология, цитология, гистология, анатомия и физиология, микробиология эмбриология, экология, генетика и т.д. Многообразие и дифференциаци биологических наук объясняется сложностью самой живой природы.

Таким образом, в процессе познания единства и многообразия всей природы (окружающего мира) формировались множество дифференцированных и синтезированных естественных наук.

Естествознание представляет собой одну из основных форм человеческого знания, а именно о природе. Таких форм знания — три: о природе, обществе и человеческом мышлении. Естествознание представляет теоретическую основу промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины. Оно является также основой диалектики и философского материализма. Диалектика природы немыслима без естествознания.

Объектом и предметом изучения естествознания являются различные виды материи (механическая, физическая, химическая, биологическая космологическая, термодинамическая, геофизическая, кибернетическа и т.д.). По своему содержанию и методам изучения явлений природы естествознание может быть подразделено на эмпирическое и теоретическое а по характеру своего объекта — на неорганическое, имеющее своим предметом формы движения неживой природы, и на органическое, предме которого составляют явления в живой природе. Этим определяется внутренняя структура естествознания.

Участвуя в выработке естественно-научной или «физической» картины мира, естествознание главным образом своей теоретической частью (понятия, категории, законы, принципы, теории), а также разработкой приемо и методов научного исследования примыкает к философскому материализму. С каждым этапом развития естествознания закономерно сменялась форма развития материализма в зависимости от естественно-научны открытий.

В целом ход развития естествознания — это от созерцания природы (древность) через аналитическое расчленение (XV—XVIII вв.), где получил метафизический взгляд на природу, к синтетическому воссоздани картины природы в ее всесторонности, целостности и конкретности (XIX—В XX вв.).

В центре современного естествознания до середины XX в. была физика, искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома, атомного ядра и элементарны частиц. Так, например, физика дала толчок развитию других отраслей естествознания — астрономии, космонавтики, кибернетики, химии, биологии биохимии и иных естественных наук. Физика вместе с химией, магематикой и кибернетикой помогает молекулярной биологии решать теоретически и экспериментально задачи искусственного биосинтеза, способствует раскрытию механизмов наследственности. Физика также способствуе познанию природы химической связи, решению проблем космологи и космогонии. В последние годы начинает лидировать целая группа наук —В молекулярная биология, кибернетика, микрохимия.

Особенно важными для науки являются философские выводы мировоззренческого характера, вытекающие на основе естественно-научных достижений: закон сохранения и превращения энергии; теория относительности Эйнштейна, прерывность и непрерывность в микромире, неопределенность Гейзенберга и т.д. Они определяют облик современног естествознания.

К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в ней в XX в. Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, поскольк наука представляет собой единое целое, состоящее из разновременны по своему происхождению и разнородных частей.

Таким образом, концепциями современного естествознания являются основные закономерности рациональных связей окружающей природы открытые естественными науками за последнее столетие.

Предметом естествознания являются факты, закономерности, рациональные связи природных явлений, которые воспринимаются нашими органами чувств.

Задача ученого — обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.

источник

Что собой представляют фундаментальные и прикладные науки? Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев структуру современного научного знания. Оно разнообразно, многосложно и охватывает тысячи различных дисциплин, каждая из которых являет собой отдельную науку.

Читайте также:  Как назвать кролика мальчика серого

Вся история человечества – свидетельство постоянного поиска. Этот непрекращающийся процесс подталкивал человека к разработке различных форм и способов познания мира, одним из которых является наука. Именно она, выступая составляющей культуры, позволяет человеку «познакомиться» с окружающим его миром, познать законы развития и способы существования.

Обретая научное знание, человек открывает для себя бесконечные возможности, позволяющие ему преобразовывать окружающую его реальность.

Определение науки как особенной сферы человеческой деятельности приводит к пониманию её основной задачи. Суть последней состоит в систематизации существующих и так называемом производстве новых знаний о реальности, окружающей человека, о различных сторонах этой действительности. Такое понятие науки позволяет представить её как некую систему, включающую множество элементов, связанных общей методологией или мировоззрением. В качестве составляющих здесь выступают различные научные дисциплины: социально-гуманитарные, технические, естественные и другие. Сегодня их больше десяти тысяч.

Многообразие и сложность всей системы науки детерминирует рассмотрение её особенностей с двух сторон, таких, как:

  • практическая применимость;
  • предметная общность.

В первом случае все множество научных дисциплин можно условно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные науки. Если последние имеют непосредственное отношение к практике и направлены на решение каких-либо конкретных задач, то первые, выступая своеобразной основой, являются ориентирами в формировании общего представления о мире.

Во втором, обращаясь к содержательной стороне, характеризующей дисциплины исходя из трёх предметных сфер (человек, общество и природа), выделяют три:

  • естественные, или, как ещё говорят, естествознание, которое изучает различные стороны природы, это физика, химия, биология, математика, астрономия и т. д.;
  • общественные или социальные, изучающие различные стороны общественной жизни (социология, политология и т. д.);
  • гуманитарные – здесь в качестве объекта выступает человек и все, что с ним связано: его культура, язык, интересы, права и т. д.

Рассмотрим то, что лежит в основе разделения на прикладные науки и фундаментальные.

Первые можно представить в качестве некоторой системы знаний, имеющих вполне определённую практическую направленность. Они направлены на решение каких-либо конкретных задач: повышение урожайности культур, снижение заболеваемости и т. д.
Иными словами, прикладными науками являются те, результаты исследований которых преследуют чёткую и, как правило, практическую цель.

Фундаментальные науки, являясь более абстрактными, служат более высоким целям. Собственно, их название говорит само за себя. Система этих знаний формирует фундамент всего здания науки, даёт представление о научной картине мира. Именно здесь создаются понятия, законы, принципы, теории и концепции, составляющие основу прикладных наук.

Прикладные науки, выступая решением конкретных задач, зачастую не лишены некоторой двойственности своих конечных результатов. С одной стороны, новые знания являются стимулом к дальнейшему прогрессу, они существенно расширяют возможности человека. С другой — они же создают новые, подчас трудноразрешимые проблемы, оказывая отрицательное влияние на человека и окружающий мир.

Служа чьим-то частным интересам, получению сверхприбылей, прикладные науки в руках человека нарушают созданную Творцом гармонию: негативно влияют на здоровье, угнетают или стимулируют естественные процессы, заменяют природные элементы синтетическими и т. д.

Эта часть науки вызывает весьма противоречивое отношение к себе, поскольку такое служение потребностям человека в ущерб природе несёт в себе значительную угрозу существованию планеты в целом.

Возможность чёткого разделения наук на вышеуказанные группы оспаривается некоторыми исследователями. Они обосновывают свои возражения тем, что любая сфера научного знания, начиная свой путь с целей, весьма далёких от практики, в конечном счёте может трансформироваться в преимущественно прикладную область.

Развитие любой отрасли науки проходит в два этапа. Суть первого заключается в аккумуляции знаний до определённого уровня. Преодоление его и переход на следующий маркируются возможностью осуществлять на основе полученных сведений какой-либо вид практической деятельности. Второй этап состоит в дальнейшем развитии полученных знаний и применение их в какой-либо конкретной отрасли.

Принятая многими точка зрения, относящая результаты фундаментальной науки к новым знаниям, а прикладной – к их практическому применению, является не совсем верной. Проблема в том, что здесь происходит подмена результата и цели. Ведь часто новые знания возможны благодаря прикладным исследованиям, а открытие неизвестных доселе технологий может явиться итогом фундаментальных.

Принципиальными различиями этих составляющих науки являются свойства полученных результатов. В случае прикладного исследования они прогнозируемы и ожидаемы, а в фундаментальном – непредсказуемы и могут «опрокинуть» уже устоявшиеся теории, что рождает гораздо более ценное знание.

Эта предметная сфера научного знания уделяет внимание проблемам человека, изучая его в качестве объекта с самых различных сторон. Однако единства по поводу того, какие науки относить к гуманитарным, пока нет. Причиной этих разногласий можно считать социальные дисциплины, которые также имеют отношение к человеку, но только уже с позиций рассмотрения его в социуме. По мнению ряда наук, человек без общества не может сформироваться в полном смысле этого слова. Примером тому служат дети, оказавшиеся и выросшие в стае животных. Пропустив важный этап своей социализации, они так и не смогли стать полноценными людьми.

Выходом из сложившейся ситуации стало объединённое название: социально-гуманитарное знание. Оно характеризует человека не только как индивидуального субъекта, но и как участника социальных отношений.

Количество научных дисциплин, формирующих эту предметную сферу, значительно: история, социология, политология, психология, философия, экономика, филология, теология, археология, культурология, юриспруденция и т. д. Все это гуманитарные науки. Прикладные аспекты многих из них появлялись по мере развития. Наиболее ярко проявились в подобном качестве такие дисциплины, как социология, психология, политические и юридические науки. Они являлись фундаментальными и стали основой для практических. В социально-гуманитарной сфере к прикладным наукам относятся: прикладная психология, политические технологии, юридическая психология, криминалистика, социальная инженерия, психология управления и т. д.

Эта отрасль научного знания также содержит фундаментальные и прикладные науки. Здесь раздел между ними прослеживается просто. Есть фундаментальная дисциплина – теория государства и права. Она содержит главные понятия, категории, методологию, принципы и является основой для развития всей юриспруденции в целом.

На основе теории государства и права развиваются все остальные дисциплины, и в том числе прикладные юридические науки. Их появление основано на использовании так называемых неюридических знаний из различных сфер: статистики, медицины, социологии, психологии и т. д. Такое сочетание открыло в своё время новые возможности человеку в обеспечении законности.

Перечень юридических дисциплин, которые формируют прикладные науки, достаточно большой. Он включает криминологию, криминалистику, юридическую психологию, судебную медицину, судебную статистику, правовую информатику, судебную психологию и другие. Как видим, здесь к прикладным наукам относятся не только сугубо юридические дисциплины, а преимущественно те, которые не относятся к юриспруденции.

Говоря об этой сфере научного знания, следует отметить, что она, как и фундаментальная, призвана служить человеку и решать его проблемы. Собственно, этим и занимаются прикладные науки. В широком аспекте их задачи должны формироваться как социальный заказ общества, позволяющий решить насущные проблемы. Однако на практике, учитывая конкретный характер прикладных задач, все видится иначе.

Как уже отмечалось, развитие прикладных наук может быть построено на основе фундаментальных. Существующая тесная, почти генетическая связь между ними не позволяет проводить здесь чёткую границу. И поэтому задачи прикладных наук обусловлены совершенствованием фундаментальных исследований, которые состоят в следующем:

  • возможности открытия неизвестных фактов;
  • систематизации полученных теоретических знаний;
  • формулировке новых законов и открытий;
  • формировании теорий на основе введения в науку новых понятий, концепций и представлений.
Читайте также:  Как убирать брюссельскую капусту

В свою очередь, прикладные науки используют полученные знания для следующих целей:

  • разработки и внедрения новых технологий;
  • проектирования различных устройств и приспособлений;
  • исследование влияния химических, физических и других процессов на вещества и предметы.

Список будет продолжаться до тех пор, пока существуют человек и наука как особая форма познания реальности. Но главной задачей прикладной науки видится её служение человечеству и его потребностям.

Эти дисциплины концентрируются вокруг человека и общества. Они здесь выполняют свои специфические задачи, обусловленные их предметом.

Развитие прикладных наук возможно как с приоритетом практической составляющей, так и с теоретической. Первое направление широко распространено и охватывает различные отрасли научного знания, о которых уже было сказано.

Относительно второго направления следует отметить, что прикладные теоретические науки строятся на совершенно иных основаниях. Здесь в качестве фундамента выступают:

  • гипотезы;
  • закономерности;
  • абстракции;
  • обобщения и т. д.

Сложность такого вида знания состоит в том, что предполагается наличие особого вида конструктов – абстрактных объектов, которые связываются воедино теоретическими законами и направлены на исследование сущности явлений и процессов. Как правило, к таким способам познания реальности прибегают философия, экономика, социология, политическая и юридическая науки. Кроме теоретических оснований они могут использовать и эмпирические данные, а также аппарат математических дисциплин.

источник

Известно, что науки подразделяются на естественные и общественные, фундаментальные и прикладные, точные и описательные, физико–математические, химические, биологические, технические, медицинские, педагогические, военные, сельскохозяйственные и многие, многие другие.

По каким признакам классифицируют науки? Почему это необходимо? Какие тенденции наблюдаются в классификации наук? Проблемой классификации наук занимаются очень многие: от философов до организаторов производства и общественной жизни. Почему это так важно? Потому, что важны последствия классификации. Самостоятельный статус науки это ее относительная независимость — материальная, финансовая, организационная, а последние обстоятельства всегда играют важную роль в жизни каждого, особенно из числа руководителей. Вместе с этим, проблема классификации наук выполняет и познавательную функцию. Правильно выполненная классификация позволяет увидеть решенные и нерешенные проблемы, ключевые направления развития.

Сразу же отметим — установившейся классификации наук не существует. Всю историю развития науки по этому поводу идут дискуссии. В XIX веке Ф. Энгельсу удалось предложить удовлетворяющий многих признак классификации наук. В качестве такого признака были предложены формы движения материи. Энгельс предложил следующий упорядоченный ряд форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Отсюда следовала классификация наук по областям исследования: процессы механического движения — механика, физические процессы — физика, химические — химия, биологические — биология, социальные — общественные науки.

Однако наука бурно развивалась и открывала все новые уровни самой материи, открывала ступени эволюции материи. В связи с этим указанные выше и вновь открытые формы движения материи стали классифицировать по ступеням развития материи: в неорганической природе; в живой природе; в человеке; в обществе.

В ходе дискуссий появилось две группы наук, изучающих все формы движения материи естественные науки (как будто бывают «неестественные», как шутил над этим явно неудачным термином физик Ландау), областью исследования которых считается природа и общественные науки или в некоторых источниках их называют гуманитарно–исторические науки, областью исследования которых считаются человек, общество и мышление. На рисунке 5 приведен перечень основных наук этих двух групп.

Рисунок 5 — Перечень естественных и общественных наук

Поиски наиболее приемлемой классификации сопровождались попытками ранжирования наук. Какие из них являются исходными предпосылками для развития других? Так появилось деление всех наук еще на две группы: фундаментальные и прикладные. Считается, что фундаментальные науки открывают основополагающие законы и факты, а прикладные, используя результаты фундаментальных наук, добывают знания для целенаправленного преобразования действительности. В свою очередь фундаментальные науки делятся еще на две группы: видовые науки (область исследования — познание одной ступени, одного вида или одной формы движения материи); диапаозонно–видовые науки (область исследования — познание некоторого диапазона ступеней, видов, форм движения материи, но по ограниченней проблематике). Так ппоявляется новый, куда более значительный, чем приведенный ранее, перечень наук (см. рисунок 6).

Рисунок 6 — Перечень фундаментальных и прикладных наук

Рассмотренные признаки классификации наук, однако, никак не затрачивают проблемы применяемых в них методов и схем исследования явлений. Хотя из научной практики давно известно, что существуют различные методы и схемы исследований в определенных группах наук. По данному признаку принято выделять три группы наук: описательные науки; точные науки; гуманитарные науки. Перечень этих основных наук приведен на рисунок 7.

Рисунок 7 — Перечень описательных, точных и гуманитарных наук

Представленная классификация наук играет важную мировоззренческую роль при определении объекта конкретного исследования, формирования предмета исследования и выбора адекватных методов исследования. Эти вопросы рассматриваются во второй главе.

Наряду с рассмотренной классификацией сейчас формально существует ведомственный нормативный документ — Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций). В нём выделено 4 группы наук, в рамках которых следует готовить магистерские диссертации:

1. Естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.).

2. Гуманитарные и социально–экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.).

3. Технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.).

4. Сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

Понятно, что магистерские работы в области государственного управления должны разрабатываться в рамках второй группы наук — гуманитарных и социально–экономических.

Каждая группа наук, указанная выше, имеет свою область исследования, имеет собственные методы исследований и схемы познания, получила собственные законы, закономерности и выводы. При этом явно прослеживается тенденция бурной дифференциации (разделения) наук. В древности при Аристотеле была одна наука — философия. В XI веке уже различали шесть наук, в XVII веке — одиннадцать наук, в XIX веке — тридцать две науки, в середине XX века — более ста наук. Но наряду с этим, в последние годы все больше осознаются отрицательные последствия дифференциации. Ведь окружающий мир един, а дифференциация стоит на том, что каждая наука изучает свою частичку этого мира. Открытые законы имеют ограниченную сферу действия. А человечество подошло к тому рубежу в своей практической деятельности, когда остро нужны знания о мире в целом. Идет поиск объединяющей науки, наподобие той, которой в свое время стала математика. Математика объединяет и естественные, и общественные, и фундаментальные, и прикладные науки, но является их слугой и при этом не способна адекватно, без искажений отобразить значительное количество процессов. Возможно, на эту роль в настоящее время претендует системология (системный подход, системный анализ), которая пытается занять место методологии всех наук.

Существует еще одна тенденция, как следствие разделения наук и их относительно самостоятельного развития. Естественные науки по уровню своего развития, по возрасту опережают общественные науки. Так сложилась история. И очень часто можно видеть, как молодые общественные науки заимствуют методы и схемы исследования естественных наук. При этом не учитывается принципиально различная природа исследуемых явлений. Так было, например, в случаях распространения законов биологических и физических процессов, на некоторые общественные процессы. Так, на наш взгляд, произошло широчайшее распространение зависимостей теории вероятностей в область исследования взаимоотношении между людьми. Так есть во многих других случаях.

Читайте также:  Как разместить на клумбе лилии

Таким образом, подводя итог рассмотрения классификации наук, можно сделать следующие выводы.

Классификация наук — сложная и практически важная проблема, которая до сих пор окончательно не решена. Науки классифицируются по разным основаниям: по изучаемым формам движения материи; по ступеням развития материи; по степени их фундаментальности; по применяемым методам и схемам познания.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

Закажи сдачу теста онлайн и получи нужный балл! МФПА, СПбГТИ ФЭМ, СПбПУ ПиК, МИЭП, МИБД, МФПИ, ГЭИТИ, ГУ (Екатеринбург), МНЭПУ, ИММиФ и другие вузы

Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Тема 1. Естествознание в мировой культуре

Естествознание – это:

+Отрасль научного познания

Отрасль народного хозяйства

Сфера социальных отношений

Главная особенность науки – это её:

Регулирования со стороны идеологизированного руководства

Подчинение религиозным догмам положение

Зависимость от личности исследователя

На фундаментальную и прикладную подразделяется наука:

+Компонент духовной культуры

Элемент практического преобразования мира

Элемент материально-предметного освоения мира

Результат обыденного, житейского знания

Проблемы нравственной ответственности учёного сегодня относятся к области формирования:

Методологии научного исследования

Связи между наукой и обществом

Связи между наукой и производством

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

Тема 2. История естествознания

Первой в истории наук физическая картина мира была:

Впервые идея о единстве материальной основе окружающего мира была выдвинута:

+Древнегреческими философами Милетской школы

Древнегреческими философами Элейской школы

Исходной основой всех знаний о природе в древности являлись знания:

Материалистическая трактовка физической картины мира характерна для:

A. Эйнштейна и В. Гейзенберга

Э. Шредингера и А. Эйнштейна

B. Гейзенберга и Э. Шредингера

Физическая картина мира:

+Занимает доминирующее положение в естественнонаучной картине мира

Является необязательной составляющей частью общей картины мира

Является необходимой, но не определяющей частью общей картины мира

Является наименее существенной частью общей картины мира

Тема 3. Структурные уровни организации материи и естественнонаучная картина мира

Современная естественнонаучная картина мира основана, главным образом, на науке:

В основу современной естественно-научной картины мира положены:

постулаты священных книг мировых религии

законы классической механики И. Ньютона

геоцентрическая модель Аристотеля – Птолемея

+принципы релятивистской физики А.Эйнштейна, квантовой теории, эволюционистские
идеи синергетики

Порядок и уровни организации материи имеют структуру:

Что является предметом (объектом) изучения в естествознании?:

человек и его отношения с окружающей средой

объекты живой природы и законы их развития

+различные виды материи и формы их движения, их связи и закономерности

объекты неживой природы и законы их взаимодействия

Какой из перечисленных уровней относится к уровню организации живой материи:

Тема 4. Физические концепции естествознания

Эвард Уиттен – автор теории:

Время в понимании теории относительности – это:

Способность человека переживать и упорядочивать события одно за другим

Доопытная форма восприятия, получаемая человеком при рождении

+Четвёртая координата движения тела

Последовательность, происходящих в материальных вещах

К свойствам времени не относится:

+Единство метрических и топологических свойств

Пространство в понимании современной физики – это:

+Атрибут материи, определяемый связями и взаимосвязями движения тел

Пустота, в которой находятся различные тела

Свойство человеческого сознания упорядочивать предметы определять место одного рядом с другим

Вечная категория сознания, врождённая как форма чувственного созерцания

К свойствам пространства не относится:

Тема 5. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции

Источники космического радиоизлучения с очень большой стабильностью периода – это:

Энергия Солнца поддерживается за счёт:

Распада радиоактивных элементов

Влияние Солнца на Землю не проявляется:

+В вулканической деятельности

В ионизации газов в атмосфере

В приливах и отливах морей и океанов

В магнитных бурях в магнитосфере

Сверхмощные источники энергии во Вселенной с признаками явной нестабильности – это:

Наша Галактика относится к типу Галактик:

Тема 6. Химия и ее роль в развитии естественнонаучных знаний

Происхождение названия «химия» связано с:

97% массы земной коры составляет:

Электрически заряженные частицы, появляющиеся в процессе электролиза – это:

К органогенам относятся:

Строение и свойства молекул химических соединений; превращение веществ; условия протекания химических реакций – изучает:

Тема 7. Биология в современном естествознании

Для живых организмов нехарактерно:

Способность обмена с окружающей средой

Силовыми станциями клетки являются:

Образование живыми растительными клетками органических веществ называется:

Совокупность особей одного вида, имеющих единый генофонд и занимающих единую территорию, называется:

Единица строения и жизнедеятельности живого организма – это:

Тема 8. Человек как предмет естественнонаучного познания

До конца XIX века возникновение жизни понималось как:

Формирование биотонических законов

С точки зрения астрономов Ф.Хойла и Ч.Викрамасигха, споры жизни разносятся:

Французский палеонтолог и теолог Тейяр де Шарден считает, что человек является:

Разрушительным фактором в жизни космоса

Случайным звеном в цепи жизни Вселенной

Сильная версия антропного принципа заключается в том, что признаются следующие положения:

Человек раскрывает изначальные смыслы существования Вселенной

+Человек занимает уникальное, выделенное место в Галактике

Человек – наблюдатель-участник реального существования Вселенной

Само возникновение Вселенной детерминировано существованием человека

По К.Э.Циолковскому, человечество перейдёт в волновую «лучистую» фору бытия в эру:

Тема 9. Концепция самоорганизации в науке

Согласно второму началу термодинамики, с течением времени в замкнутой изолированной системе энтропия должна:

Синергетика – это наука о превращении:

Термин «синергетика» был введён в связи с исследованием:

+Неравновесных фазовых переходов лазера

Согласованных действий нервной системы при мышечных движениях

Сотрудничества оператора с компьютером

И.Р. Пригожин открыл самоорганизацию макросистем в виде:

Нестационарных, нелинейных систем

Открытых каталитических систем

А.П. Руденко считает элементарной каталитической системой результат:

Увеличения скорости химической реакции

Постоянного потока извне новых реактивов

+Химического взаимодействия катализатора в реагентами

Ориентирования реакции в одном направлении

Тема 10. Естественнонаучные аспекты экологии и техносферы

Первое систематическое описание более 500 видов животных дал:

Ж. Кювье полагал, что:

На земле постоянно появляются новые формы жизни

Животные существовали на Земле с момента её появления

Орган животного изменяется под влиянием окружающей среды, не влияя на изменения других органов

+Периодически происходят глобальные катастрофы

Естественный отбор, по Ч. Дарвину, – это:

Изменение организмов под влиянием внешней среды

Сохранение и передача полезных признаков следующим поколениям

Случайный отбор признаков в каждом организме

+Процесс избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других

Элементарная структура эволюции, по современным представлениям, – это:

Ч. Дарвин дал научное объяснение эволюции живой природы в работе:

«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

+«Происхождение видов путём естественного отбора»

источник

Adblock
detector