Меню

К факторам влияющим на формирование личности не относится

Усовершенствование себя происходит благодаря многим жизненным моментам и обстоятельствам, но каждый способен на них в какой-то мере повлиять. Зная основные факторы влияющие на развитие личности легко построить свой путь к самосовершенствованию. Также многие факторы и предпосылки развития личности важны при уходе за ребёнком, если вы хотите вырастить из него достойную особу и многогранную развитую личность.

Личностное становление – процесс довольно долгий и не всегда зависящий напрямую от самого человека. Существуют различные факторы, определяющие развитие личности. Их необходимо знать для дальнейшего индивидуального роста и собственного развития, ведь опираясь на них, можно помочь любой персоне стать намного лучше.

Само слово “фактор” несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает “движущий”, “производящий”. То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, узнаём, что же им движет и почему.

Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.

1. Внутренние;
2. Внешние;
3. Биологические;
4. Социальные.

Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни. Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.

К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума. То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании. Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.

Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.

К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.

И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект. К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений. На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.

К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.

Как же повлиять на успешное становление человека в жизни, опираясь на факторы и предпосылки развития личности? Очень просто! Попытаться сделать максимально комфортным его нахождение в обществе и предоставить ему помощь в самореализации.

Если брать во внимание внешние причины, то стоит постараться окружить особу должным вниманием и заботой, постараться дать ей правильное воспитание и обеспечить адекватное окружение, на поведение которого можно ровняться.

Здесь основное развитие закладывается ещё в детские годы, и во многом зависит от трудов родителей, родственников и преподавателей. Из-за ошибок в духовном обучении детей, часто рушится их счастливое будущее или зарождаются комплексы, которые мешают им реализоваться в обществе.

Что же касается более зрелого возраста, то тут уже для самосовершенствования потребуется куда больше сил и отваги, ведь придётся в корне пересмотреть некоторые свои действия и понять, правильны ли они, или же требуют некоторых корректировок.

Если же брать внутренние индивидуальные причины, то здесь мало чем получиться оказать влияние на индивида. Ведь здесь значимую роль играет самовоспитание, дисциплина и внутренний контроль самого человека. В данном случае вся ответственность за перестройку своих мыслей и действий, да и всего восприятия мира в целом ложится именно на его плечи.

Вплотную занимаясь воспитанием ребёнка с самого его рождения, можно помочь обрести ему некоторые внутренние “двигатели” в познании мира и повысить его активность восприятия. Делается это через развивающие игры, приучение его к труду и помощи взрослым.

Что же касается биологических факторов развития и формирования личности, то здесь стоит учитывать генетические особенности и предпосылки индивида. Если быть точнее, то стоит заранее позаботиться о том, чтобы некоторые наследственные заболевания не обострились или в принципе не дали о себе знать.

Здесь понадобиться профилактика и более тщательная забота о здоровье и психическом состоянии. Если же смотреть с позитивной точки зрения, то положительные генетические предрасположенности лучше всего наоборот развивать. Со временем эти способности смогут преобразоваться в талант и помочь в самореализации человека.

Важную роль в зарождении индивидуальности играет социальная среда. Каждый из нас живёт в обществе, поэтому необходимо научиться взаимодействовать с ним. Чтобы реализоваться и здесь потребуются вырабатываемые навыки коммуникации. Их легко можно достичь с помощью частого прямого общения с окружающими людьми. В детском возрасте это может быть общением с родителями, впоследствии с учителями и друзьями.

Этот фактор развития личности человека также можно улучшить и во взрослом возрасте. Например, пересмотреть свой круг общения, методом наблюдения понять, как он на вас влияет и несёт ли в себе то развитие, к которому вы стремитесь.
Социальный фактор состоит из влияния общества на человека. Это может быть политическая ситуация в стране, где обитает индивид, или же его религиозные предпочтения, влияние средств массовой информации и общественных норм и порядков.

Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?

Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.

Когда субъект ставит себя как полноценную личность, то это заметно по его поведению. Например, это ярко проявляется в способности совершать выбор, самостоятельно исполнять поручения и выполнять работу.

источник

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor -делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо про­цесса, явления (С. И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуе­мая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда при­родная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педаго­гическом смысле.

Среда и воспитание — это социальные факторы, тогда как наследствен­ность — биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о при­оритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят до­стижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о признании врожденных способностей.

Читайте также:  Как делать яблочный сидр в домашних условиях

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния сре­ды и воспитания (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отри­цают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребе­нок от рождения — «чистая доска, на которой можно все написать», т. е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется рав­ным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания.

К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не толь­ко под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, Обеспечивающей формирование и совершенст­вование личностных качеств. Человек — не только продукт наследственно­сти и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участ­ник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, чело­век изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность — свой­ство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческо­го «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследствен­ную программу развития человека. Установлено, что именно наследствен­ностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отлич­ное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Что же человек наследует? По наследству от родителей к детям передаются:

анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

физические особенности: внешние расовые признаки, особенности те­лосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определен­ный тип высшей нервной деятельности;

аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «зая­чья губа», «волчья пасть»;

предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного ха­рактера: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эн­докринные расстройства (карликовость и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием не­благоприятных при жизни условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режи­ма питания, труда, закаливания организма и т. д. Отклонение или измене­ние психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родите­лей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследу­ются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его утроб­ным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специаль­ные и моральные качества? А также что наследуют дети — готовые способно­сти к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задаткиэто анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы,
рецепторов);

индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от кото­рых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила
сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуаль­ные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры голов­ного мозга, органов и др.).

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода дея­тельности, Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — та­лант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способно­стей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалис­тов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсут­ствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности спо­собности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. От­сутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способно­стей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие по­тенциальные возможности для развития своих умственных и познаватель­ных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют каче­ства и уровня самой интеллектуальной деятельности. Они не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем эти ученые признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательные пред­расположения создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нару­шенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллек­туального неравенства людей. Причиной неравенства признают биологи­ческую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и мораль­ных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду дея­тельности. К специальным задаткам относятся музыкальные, художествен­ные, математические, лингвистические, спортивные и др. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких ре­зультатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей об­ласти деятельности. Специальные задатки могут проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных ка­честв и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психиче­ские качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нрав­ственные качества формируются только прижизненно.

Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым, ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены. От поколения к поколению передаются нравственные ка­чества, поведение, привычки и даже поступки — как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения чело­века и животных. Согласно учению И. П. Павлова и животным, и челове­ку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простей­ших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время по­зицию о генной обусловленности нравственности и социального поведе­ния человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амо­сов и др.).

Кроме наследственности, определяющим фактором развития лично­сти является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная сре­да. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как об­щественный строй, система производственных отношений, материаль­ные условия жизни, характер протекания производственных и соци­альных процессов и др.

Читайте также:  Как сделать блинный торт

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в пси­хических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафи­зически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассмат­ривается как пассивный объект влияния среды.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формиро­вание человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной сре­ды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. По­нятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общениеэто одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии кон­тактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, пси­хическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с об­ществом, как известно, называется социализацией.

Социализация личности есть объективное явление;, наблюдаемое в жиз­ни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в об­ществе. Как и любое общественное явление, социализация многоаспектна и поэтому изучается многими науками: социологией, культурологией, эт­нографией, историей, психологией, педагогикой и др.

Кроме перечисленных выше, важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать ка^ отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс? социального разви­тия человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влия­ний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание — это процесс Целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школь­ное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрица­тельных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориента­цию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирова­ния педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воз­действовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитатель­ной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности- В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных Ридах деятельности-игровой, учебной, познавательной, трудовой, общесГвенной, политиче­ской, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существований человека, деятель­ность:

• обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

• способствует удовлетворению естественных человеческих потребно­стей;

содействует познанию и преобразованию окружавшего мира;

является фактором развития духовного мира человека, формой и ус­ловием реализации его культурных потребностей;

дает возможность человеку реализовать свой личностный потенци­ал, достичь жизненных целей;

создает условия для самореализации человека в системе обществен­ных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внеш­них условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от той энер­гии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах дея­тельности.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная дея­тельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Коллек­тивная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нрав­ственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональ­ном развитии.

В развитии личности велика роль самовоспитания. Самовоспитание на­чинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка опре­деленной цели поведения или деятельности порождает сознательное на­пряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерми­нируются разнообразными факторами — как биологическими, так и со­циальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные фак­торы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

1. Что такое развитие личности?

2. Каковы движущие силы развития личности?

3. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?

4. Какими факторами обусловливается развитие личности?

5. Как влияет деятельность на развитие личности?

1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

2. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. 3-е изд. М., 1999.

3. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.

1. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999.

2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

4. Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

Глава 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Человеку, если он хочет стать че­ловеком, необходимо получить обра­зование.

Дата добавления: 2016-06-05 ; просмотров: 6427 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Процесс формирования личности человека продолжается на протяжении всей его жизни.

Меняются цели, взгляды на те или иные понятия, поведение в различных ситуациях.

Формирование личности происходит под влиянием определенных факторов. Какие же факторы и каким образом оказывают влияние на человека?

Каково влияние классической и других жанров музыки на человека? Узнайте об этом из нашей статьи.

Все влияющие на формирование личности факторы можно разделить на внутренние и внешние:

Наследственность. Относится ко внутренним факторам. Это полученные детьми от родителей качества, передающиеся из поколения в поколение.

Ко внешним (социальным) факторам относятся:

  1. Среда. К данному фактору относится географическое положение, социальное окружение, национальность, к которой принадлежит индивид, государственное устройство и т. п.
  2. Общение. Формирование личности происходит при общении, контактах с окружающими людьми, в процессе формирования межличностных отношений.
  3. Воспитание. Школа, религия, воспитание в семье представляет собой осознанные и целенаправленные механизмы взаимодействия на человека с целью его социализации.
  4. Деятельность. Это активность, цель которой изменение человеком окружающего мира и самого себя.
  5. Самовоспитание. Важнейшая роль в формировании личности человека отводится его стремлению к самосовершенствованию, постановка целей перед собой и самореализация.

Степень влияния внутренних и внешних факторов на развитие личности оспаривается различными специалистами, однако их участие в ее формировании не вызывает сомнений.

По наследству передаются следующие особенности:

  • физические данные человека — черты лица, телосложение, цвет глаз, волос и кожи;
  • физиологические данные — группа крови, время созревания организма, особенности обмена веществ, уровень артериального давления;
  • особенности ЦНС — строение коры головного мозга, зрение, слух, обоняние и пр;
  • предрасположенность к наследственным заболеваниям — шизофрения, заболевания крови, диабет и другие.

Также наследственностью обусловлены задатки человека — то есть, его предрасположенность той или иной деятельности — способности к математике, музыке, рисованию, отдельным видам спорта и т. п.

Человек — социальное существо. Социум, с которым он взаимодействует, оказывает влияние на его жизнь, интересы, цели.

Однако и сам человек также может оказывать влияние на общество, в котором пребывает. При этом воздействие группы на личность нельзя назвать однозначно негативным или позитивным, так как имеют место оба варианта.

Позитивное воздействие группы на человека:

Читайте также:  Как убрать в подвале влагу

  • Межличностные отношения в группе прививают человеку нормы социального поведения, а также формируют жизненные ценности. Например, наблюдая за одноклассниками, школьник приучается соблюдать тишину на уроке, занятия в спортивном кружке прививают предпочтение здорового образа жизни.
  • В группе лучше развиваютсякоммуникативные навыки. Ребенок, который посещал дошкольные учреждения, быстрее находит общий язык со сверстниками, чем тот, который в дошкольном возрасте воспитывался в кругу семьи.
  • Общаясь в группе людей, человек получает оценку своих действий, что в конечном итоге позволяет сформировать объективное мнение о себе. Например, восхищение членов футбольной команды умением обращаться с мячом вызывают положительные эмоции у человека, способствуя большей мотивации на тренировках.
  • Однако общество может оказывать и негативное влияние на человека:

      В обществе идеи одаренных творческих личностей могут быть отвергнуты.

    Наиболее известным примером может служить преследования и казнь Джордано Бруно за инакомыслие.

  • Человек может согласиться с мнением группы, имея противоположные взгляды, сознательно пойти на внутренний конфликт. Часто такое влияние оказывается, например, при совершении групповых преступлений.
  • Также существуют следующие феномены влияния группы на человека, которые тоже могут быть позитивными и негативными:

  • Социальная фасилитация — в присутствии группы людей индивид будет лучше справляться с выполнением хорошо знакомых ему задач.
  • Социальная леность — это субъективное снижение личной ответственности и, как следствие, приложение меньше усилий индивидуумом для достижения цели при работе группы над одной задачей.
  • Деиндивидуализация — ослабление самосознания в условиях, когда в группе не принято акцентировать внимание на отдельной личности.

    При этом может возникать боязнь общественной оценки своих действий.

  • Групповая поляризация — феномен, при котором в группе единомышленников происходит усиление ранее существовавших тенденций, выражающихся в значительно более категоричной форме, чем у отдельно взятых индивидуумов.
  • Групповое мышление — феномен, при котором более значимым при решении каких-либо задач группой людей становится достижение консенсуса и сплоченность группы в ущерб адекватности способа решения задачи.
  • Влияние меньшинства. Непропорциональное влияние одного харизматичного члена группы на большинство членов группы.
  • к содержанию ↑

    Каково влияние учителя на формирование личности ученика?

    В процессе обучения на личность ученика особое влияние оказывает учитель.

    Например, авторитарный подход учителя к обучению, при котором инициатива учеников, как правило, игнорируется или даже наказывается, одаренный ученик не сможет в полной мере проявить свои навыки.

    Также это может привести к потере интереса к активной деятельности и самовыражению.

    Напротив, индивидуальный подход учителя к ребенку, учитывающий способности и возможности каждого ученика, поможет более свободно выражать собственную инициативу, активнее проявлять свои способности при решении тех или иных задач.

    Культура прививает человеку нравственные ценности, которые впоследствии становятся регуляторами личностных стремлений человека и его поступков. Обращение к культурным ценностям позволяет человеку обогатить свой духовный мир.

    Следование культурным нормам позволяет человеку перенять лучшее от той социальной группы, участником которой он является.

    Результатом является рост нравственности, чтение гуманистических принципов поведения.

    Религия может выступать в качестве регулятора нравственных норм социума.

    Проповедуя высшие ценности, добро, любовь к ближнему и одновременно с этим имея крайне негативное отношение к морально низким поступкам и проявлениям человека, религия способна не только сплотить общество, но и значительно повысить его нравственные качества.

    При этом речь идет именно об ортодоксальных религиях. Прямо противоположно влияние на формирование личности деструктивных сект, имитирующих религиозные ценности с целью воздействия на психику для обогащения лидеров сект либо использования человеческого труда себе во благо.

    Хотя вопрос влияния языка на мышление и вызывает споры среди ученых, некоторые эксперименты доказывают, что он не только является инструментом коммуникации между людьми и выражения мыслей, но и определяет образ мышления.

    Так, носители корейского языка больше внимания обращали на соединение предметов между собой, чем на их соответствие друг другу в сравнении с англоязычными людьми, а японцы предпочитают классифицировать предметы по материалу, тогда как англичане больше внимания уделяют форме — разумеется, что связь языка с образом мышления на самом деле гораздо глубже, чем в проведенных экспериментах.

    Происходит так потому, что каждый язык является, помимо прочего, кодом, несущим в себе часть культуры, этикета, обычаев, слова имеют разную историю происхождения и связь между собой, употребляются различные словоформы, что в конечном итоге меняет и образ мышления.

    Люди, свободно владеющие несколькими языками, часто говорят, что по-разному на них думают.

    Довольно неоднозначно оценивается влияние денег на человека. Существует множество сторонников прямо противоположных мнений в данном вопросе.

    С одной стороны, деньги позволяют нам удовлетворить большинство базовых потребностей — иметь жилье, питаться, чувствовать себя комфортно, быть уверенными в сохранности социальных условий в будущем.

    Но вместе с этим множество людей твердо убеждены в том, что деньги могут сделать человека алчным и жадным, высокомерным.

    Тем не менее, деньги не меняют человека и сами по себе не являются ни позитивным, ни негативным фактором, оказывающим влияние на нравственность личности.

    Они выступают всего лишь инструментом для достижения целей, которые человек ставит перед собой.

    С тех пор, как телевидение появилось практически в каждом доме, отношение к нему претерпело достаточно много изменений.

    Если на заре его возникновения преобладало восхищение технологическими возможностями и их одобрение, то в данный момент появилось множество сторонников негативного отношения к телевидению.

    При этом, несмотря на отрицательные отзывы, телевизор точно так же приковывает к себе взгляды, как и раньше.

    Однако пассивное потребление информации, вещаемой по телевидению, порой превращается в зависимость от нее.

    Человек может бесцельно сидеть около телевизора в ущерб собственной активности, находясь в зоне комфорта и порой игнорируя более важные дела. Однако на этом отрицательное влияние телевидения на личность не заканчивается.

    Очень часто телевидение используется в качестве инструмента влияния на сознание людей, на массовое восприятие их того или иного важного события в мире.

    Подтасовывая факты или односторонне их освещая, можно создать у общества позитивное или негативное мнение о каком-то явлении.

    В результате телевидение превратилось в настоящее оружие для ведения информационных войн, в которых побеждает та сторона, которой удалось склонить на свою сторону общественные массы.

    Компьютерные игры, если уделять им умеренное количество времени, оказывают позитивное влияние на человека, принося удовлетворение от игрового процесса, отвлекая внимание от возможных проблем, развлекая и способствуя снятию стресса.

    Однако чрезмерная увлеченность ими может вызвать зависимость у геймера. В таком случае игровая реальность, в которой он чувствует себя комфортно, становится для него важнее действительности.

    На первый план при этом выходят игровые достижения, в то время как положение дел в настоящей реальности игнорируется.

    В настоящее время татуировки, как украшение тела, популярны не только среди мужчин, но и у женщин. К выбору рисунка, символа или надписи обычно подходят очень тщательно, потому что тату набивается всю жизнь. Также люди склонны вкладывать в татуировку дополнительный смысл.

    При этом рисунок, характеризующий внутренний мир носителя тату, помогает ему самоутвердиться, обозначить свою позицию, взгляды, мировоззрение, а в дальнейшем — следовать выбранной линии поведения, постоянно напоминая ему о ней.

    Некоторые даже наделяют татуировку мистическим значением, присваивают ей свойство оберега — в таком случае она позволяет человеку чувствовать себя более защищенно, избавиться от беспричинной тревоги, а также быть решительнее в различных ситуациях, что в конечном итоге положительно влияет на успешность в человека в целом.

    Процесс формирования личности очень многогранен и сложен. Нереально учесть весь массив факторов, влияющих на человека, однако тщательное изучение данного вопроса способно не только привести к повышению качества воспитания личности с раннего детства, но и дать больше возможностей взрослому человеку для самосовершенствования на протяжении всей жизни.

    Факторы, влияющие на личность человека:

    источник

    Adblock
    detector