Меню

Изучение прошлого формирует в первую очередь

История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее “magistra vitae” (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом – минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в “Лету”. Такое понимание истории является не точным и не полным, более того – внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть “свою былую жизнь”. История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Истории — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний). Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.

Объект исторической науки – это совокупность обществ, составляющих человечество

Предмет исторической науки – это конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами.

Главная цель исторического познания – получение исторической истины – объективного, системного, верифицируемого конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества.

Общая культура формируется главным образом , гуманитарными науками . Важное место среди них занимает история. В ходе ее изучения у студентов возникает историзм мышления, создаются условия для воспитания живой историей с ее коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Таким образом формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания, его составной частью. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества . Историческое сознание – это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний.

Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных потребностей. В первую очередь оно приводит к формированию социального самосознания. Без этого будущие инженеры будут просто неспособными к самостоятельной социальной деятельности. Лишенные исторического опыта своего народа, своей страны, они окажутся вне исторической перспективы и будут жить только сегодняшним днем. Такие специалисты не будут искать путь к техническому и социальному прогрессу. Им это не нужно .

Действительно, именно историческое познание обусловливает образцы значимого социального поведения, дает своеобразный социальный ориентир . Последний в новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями его членов, с многообразием подходов, становится приоритетной жизненной потребностью.

Другая социальная функция исторического познания связана с потребностью социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима. Можно напомнить мудрую мысль о том, что история учит даже тех , кто у нее не хочет учиться, она их наказывает за невежество. Не поняв корней взаимных симпатий и антипатий, взаимопереплетения интересов народов и государств, будущие специалисты не смогут объяснить, а следовательно, и рационально перестроить настоящее.

Актуальность проблемы формирования исторического сознания современного образованного человека усиливается еще одним фактором. В условиях, когда человечество осознало себя как глобальная целостность, необходимо направлять исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей в войне, гибель в экологическом аду, избежать культурного вырождения. И именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти пути предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как реальной силы истории.

Только на основе изучения истории студенты смогут овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее , что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями. Это порождает у студентов причастность ко всему происходящему на Земле , желание самим творить “историю людей” и свою “малую историю”, создает основу для формирования нового мышления, ведущим принципом которого является общепланетарный гуманизм. В то же время растет и крепнет чувство патриотизма, когда молодежь живет болью Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям,’ испытывает гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране. Особенно это важно в настоящее время, когда понятия – патриотизм, чувство Родины, подверглись девальвации.

Одним словом, изучение истории способствует нравственному развитию личности, формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих ценностных ориентации, помогает развитию самостоятельного творческого мышления , мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. Размышляя о практической значимости исторических знаний, исторического мышления, выдающийся русский историк В.0. Ключевский писал: “Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином”.

В целом же, современная методология истории должна основываться на достижениях общечеловеческой мысли, впитывая в себя все лучшее, что дали мыслители прошлого и настоящего всех направлений и школ.

Изучение истории предполагает анализ определенного круга источников: письменных, вещественных (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода), этнографических, лингвистических, устных, кинофонофотоматериалов. Все эти источники подчас содержат противоречивую информацию. В связи с этим возрастает необходимость квалифицированной научной критики источников, тщательного выявления лишь достоверной информации, позволяющей воспроизводить правду об исторических событиях.

источник

В школе и в вузах юному поколению твердят «Учите историю – ее должен знать каждый образованный человек!» А зачем человеку, пусть даже очень образованному, быть в курсе событий, которые происходили за много сотен лет до его рождения? Как сможет он применить свои знания в жизни? Что полезного может дать изучение прошлого не только своего государства, но и стран, находящихся на другом конце света?

История в переводе с языка древних греков значит «рассказ о прошлом». Так вот, рассказывая о прошлом, мы невольно проводим параллели и взаимосвязи с будущим. Одна из главных причин, побуждающих включать уроки истории в расписание занятий любого учебного заведения, – необходимость учиться пользоваться опытом предшествующих поколений. Вторая причина связана с формированием логического мышления подрастающего поколения. Ведь при прочтении литературы на историческую тематику человек не просто знакомится с какими-то конкретными фактами – он выстраивает логическую цепочку, учится устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Уже давно на основе анализа большого количества материала было доказано, что история циклична. Если к власти приходит тиран – через какое-то время его свергнет волна народного возмущения, после чего наступит хаос и безвластие, а затем все это сменится упорядочиванием и централизацией с новым укреплением верховной власти. В качестве наглядного примера можно привести Смутное время в Российском государстве. Вспомните, все так и было. Иван Грозный, который довел страну до того, что страх царил повсюду; недолгое правление Бориса Годунова, затем сменяющие друг друга Лжедмитрии, а после – постепенная централизация и укрепление власти.

Террор сменяется оттепелью, посреди полной демократии «вызревает» новый самодержец, который сожмет страну в кулак. Многие историки согласны с тем, что все события истории повторяются с небольшими изменениями, прокручивается бесконечная волнообразная спираль. Зная то, что было в прошлом, мы с уверенностью можем представить разные варианты развития событий будущего. Но не только ради таких глобальных целей мы открываем учебник истории. Человек на примерах великих предков может лучше постичь собственную сущность, собственные возможности и понять, что он способен на большее, чем ему казалось.

Вспомните, сколько бы раз ни переписывали учебники истории при смене политического строя, никуда не исчезают из них такие имена, как Михайло Ломоносов, Александр Пушкин, Михаил Илларионович Кутузов. Навсегда останутся в памяти человечества Леонардо да Винчи, Микеланджело, Гай Юлий Цезарь. Изучая биографию человека, сумевшего оставить заметный след в истории, мы всегда пытаемся понять, какие качества помогли ему это сделать и как бы невольно «примеряем» это на себя, пусть и не в таких масштабах: А смогу ли я добиться своих целей, а каким я должен стать, чтобы удалось осуществить задуманное?

Изучение истории своего государства способствует формированию гордости за своих предков, а, значит, появлению единого «духа» нации, позволяющего ей выжить в любых условиях. Много еще можно говорить о смысле изучения истории. Но ясно одно – без знаний о людях и событиях прошлого человек не будет развиваться. Не будет той «ниточки», которая, скрепляя поколения, связывая воедино опыт прошлого и достижения настоящего, «вьется» дальше, заставляет человека двигаться вперед. Это можно отнести как к отдельной личности, так и к целому народу.

Так что, давайте почаще читать историю – это не бесполезный балласт, а настоящая шкатулка с драгоценностями, созданная человечеством за тысячелетия. Задавайте любые вопросы – в этой сокровищнице на все найдется ответ.

источник

Тема № 1. Введение в историю.

Что такое история. Функции исторического знания.

Исторический источник, факт, концепция.

Особенности исторического понимания.

1.Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. Эта проблема имеет большое значение не только для теоретического анализа, но и для конкретно-исторических исследований, а также, для того чтобы люди, изучающие один и тот же предмет, одинаково понимали друг друга. Это может быть только в том случае, если определения и терминология становятся общепринятыми, адекватно отражающими действительность. С этой точки зрения поставим вопрос. Что такое история?

Одно из основных определений, характеризующих понятие истории: история – это реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни. Вместе с тем термин «история» используется для обозначения одной из гуманитарных дисциплин, изучающих человеческое общество.История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденции развития в будущем. История общества представляет собой совокупность конкретных фактов и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих обществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Изучение истории, как и любой другой науки, выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально-развивающих функций. Вместе с тем история обладает огромным воспитательным воздействием. «То, что умерло как реальность – живо как назидание». В.Гюго. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет понять моральные и нравственные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Тем самым, изучение истории решает задачи не только воспитания, но и просвещения. Древние говорили: «История – наставница жизни». Действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящем человеческим ценностям. «История добывает для юности разум стариков». – Диадор.На основе образов прошлого, исторических событий постепенно происходит отбор и формирование общественно-значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу. Без таких интегрирующих качеств народ превращается в «население». Приходя из прошлого, охраняясь в исторической памяти народа, эти морально-нравственные установки имеют свое значение для прошлого и будущего.

Знание прошлого своего народа и всего человечества – необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивилизованного. Не знать историю – значит всю жизнь оставаться ребенком» -Цицерон.История – фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей. Другими словами, она есть важнейший способ самоидентификации обществ, средство ориентации людей в социальном пространстве. Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, своего места в историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание.

Известно старинное убеждение, что национальная история есть путь к национальному самосознанию. Значение прошлого помогает понять настоящее и объясняет задачи будущего. «Тот кто закрывает глаза на прошлое, тот ничего не разглядит и в настоящем». Р.фон Вайцзеккер. Иными словами, человек должен знать свое прошлое, чтобы, опираясь на него, строить настоящую жизнь и определять пути в будущее. Или (можно сказать короче словами Кун Фу Цзы):«Хочешь предвидеть будущее – изучай прошлое».

Народ, знакомый со своей историей, живет сознательно, чуток к окружающей его действительности и умеет понимать ее. Задача, в данном случае можно выразиться – долг национальной истории заключается в том, чтобы показать обществу его прошлое в истинном свете. Многовековая история человечества и история ХХ века, в том числе, свидетельствует, что национально-историческое сознание – фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно установленный на историческом опыте факт.

Поэтому в столкновении цивилизаций, государств, идеологий противоборствующие стороны очень много внимания уделяют дискредитации истории противной стороны, буквально борясь за умы и души людей. История всегда была и будет наукой политической. И известный афоризм Бисмарка, что «войну с Францией выиграл немецкий учитель истории», имеет в виду не превосходство немецкой диалектики над французским позитивизмом, а пронизанную идеологической целеустремленностью немецкую науку над безыдейными французскими собраниями анекдотов. Ссылками на историю различные политические силы обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. Читая различную историческую литературу, можно заметить, как по-разному, подчас с противоположных позиций трактуются одни и те же события. Это говорит о заинтересованности людей в результатах изучения своего прошлого. Ради этого зачастую в одних случаях происходит сокрытие фактов, в других их фальсификация и искажение. Именно поэтому, например, адепты, посвященные в великие тайны, исповедуют принцип: «Говори всегда правду, говори много правды, говори больше правды, чем от тебя ждут, но никогда не говори всей правды». А, как известно, «Самая страшная ложь – это истина, слегка искаженная». В этом плане прав Сервантес, который говорил: «Лживых историков следовало бы казнить как фальшивомонетчиков».

Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от поколения к поколению. А осмысление его делает этот опыт достоянием современности. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего. «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь»(Козьма Прутков). Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. К сожалению, в действительности так происходит далеко не всегда. Мало кто стремится строить свою жизнь, исходя из традиций прошлых поколений. Хотя в свое время неграмотный христианин хорошо знал, что «если Господь хочет наказать человека, он лишает его памяти». И тогда может произойти катастрофа. По этому случаю можно привести слова В.О.Ключесвского«Хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает историю».В другом случае, имея ввиду ту же мысль, он сказал:«Прошлое нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что оно не убирает своих последствий».Исходя из сказанного в истории можно выделить 5 основных функций: познавательная, интеллектуально-развивающая, практически-политическая, национально-патриотическая и воспитательно-мировоззренческая.

2. Изучая прошлое, историк, как правило, имеет дело с предметом, который в большинстве случаев он не видит, с тем, что происходило десятки, сотни, тысячи лет тому назад. Между реально существующей действительностью, то есть прошлым, и результатом исследования ученого – научно воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называютисторическим источником (памятником). Реально существовавшее — Исторический источник — Научно воссозданная картина мира.

Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Принято выделять семь основных групп исторических источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фото-кинодокументы, фонодокументы. Давно замечено, что и камни говорят, если это камни истории.

Первый вопрос, которым мы задаемся при работе с источниками: насколько точно, адекватно они отражают прошлое, ведь ясно, что очень многое из прошлого безвозвратно утрачено. И все-таки, как показывает исследовательский опыт многих поколений историков, наиболее важное и существенное для каждого периода, эпохи, события фиксируется источником с той или иной полнотой.

Задача историка-исследователя сводится к тому, чтобы с помощью научных методов «допросить» источник и выявить необходимую ему объективную информацию. Здесь многое зависит как от состояния и качества источников, так и от мастерства историка.

Реально существовавшие в прошлом события или явления обычно называют историческим фактом (факт – это фрагмент бытия, попавший в фокус мысли субъекта, в систему знания; иначе говоря, факт – это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность наблюдением, экспериментом) какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. Значение факта в науке исключительно велико; будучи достоверным, он составляет основу любого научного исследования, ибо всякая наука занимается изучением, описанием и объяснением фактов и только фактов. «Факты – это воздух ученого», – говорил И.П. Павлов. Небрежное же отношение к ним неизбежно ведет к искажению реальности. Одна из главных особенностей исторического факта – его уникальность, неповторимость. Исторический факт можно рассматривать с разных сторон, он многогранен. Он тесно связан с другими фактами, его невозможно отделить, изолировать от других фактов. Исторический факт не может быть понят вне места и времени.

Обязательной чертой научного познания является доказательность выводов. История как наука оперирует установленными фактами. В ходе анализа фактов выясняется их внутренняя связь и взаимообусловленность. Дальнейшее исследование должно идти по пути обобщения, оценки всей совокупности фактов. История позволяет понять, как явление возникло, какие этапы в своем развитии прошло и во что вылилось. Она учит видеть каждое явление, каждый факт жизни, не вырывая его из конкретных, только ему присущих обстоятельств и окружения.

Читайте также:  К чему горит левое ухо и щека одновременно

Факты воспринимаются по-разному, в зависимости от позиции мыслителя. Мы никогда не берем факты в их чистом виде. Они всегда оказываются опосредованными характером их понимания, интерпретации. Любой факт дан нам в восходящем ряде осмысленных воззрений, которые как бы въедаются в структуру сознания, становятся привычными для миропонимания. Уже в простом «глазении» наблюдателя факт неизбежно меняет свои краски и уж тем более – оттенки, а их свечение исходит и от субъекта, от его жизненного опыта и позиции. В словах «факты меняются в зависимости от их освещения» есть доля правды.

Принято выделять 3 уровня исторических фактов:1) факт – событие; 2) факт – источника; 3) факт – научно-объясненный (историографический).

Факты первого уровня всегда инвариантны, т.е. однозначны, событие произошло так, как оно произошло, его уже не изменить. А вот восприятие его очевидцами-свидетелями всегда различно. Различны не сами факты, а их восприятие, их отражение в сознании очевидцев. Это то своеобразие и фиксируется или отражается в документе. Но сами по себе факты источника еще не составляют науки, так же как строительный материал еще не есть здание. Факты включаются в ткани науки лишь тогда, когда они подвергаются отбору, классификации, обобщению и объяснению, хотя бы гипотетическому. Тогда они уже переходят на третий уровень – историографический.

Задача научного познания заключается в том, чтобы скрыть причину возникновения того или иного явления, выяснить существенные его свойства и установить закономерную связь между ними. «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь». К. Прутков Для прогресса научного познания особо важное значение имеет открытие новых фактов.

Для того чтобы выбрать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить весь накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели (концепции). Образно говоря, если факты – это кирпичики научного знания, то концепция – это целостное здание из таких кирпичиков.

Система взглядов на те или иные процессы, явления; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий, основополагающая идея какой-либо теории. Концепция, выработанная исследователями на основе изучения источников с определенных мировоззренческих позиций – ведущий фактор в истории науки, ибо именно в осмыслении исторических процессов и явлений, в раскрытии их закономерностей заключается задача научного познания истории.

3.Строго говоря, история непознаваема. Но непознаваема лишь в абсолютном смысле в зеркальной ее проекции. Общество обязательно оставляет многочисленные свидетельства, как материальные, в т.ч. письменные, так и устные. Они служат для историков источниками. Но любое количество источников само по себе не может передать живой картины исторического прошлого. Поэтому история – это воссоздание прошлого на основе источников, это моделирование прошлого. Причем роль математического аппарата, необходимого для моделирования выполняют современное мировоззрение, философия, общественные потребности. Ведь источники могут дать «ответы лишь на те вопросы, которые им задают», а формулируют их да интерпретируют «ответы» исследователи, которые вольно или невольно подвержены влиянию своего общества, цивилизации. Таким образом, с изменением общества, его мировоззрения меняется и история. (Корпус же источников при этом может существенно не измениться). Отсюда процесс познания истории бесконечен, во всяком случае настолько, насколько бесконечно само человечество. Все это не означает, что сейчас мы еще не знаем истории. Человечество последовательно на протяжении, по меньшей мере, трех последних столетий не только расширяло круг источников, но и создавало все более точные модели исторического прошлого. Элемент же релятивизма знания присущ всем наукам.

Поиск и истолкование фактов, выяснение причин развития общества и открытие законов этого развития находятся в прямой зависимости от теоретических взглядов историка. Отличительной чертой научного познания является наличие теоретического (объясняющего) мышления. Так как историки являются членами того или иного общества, то выработанные в этом обществе философские концепции, теоретические представления, методология определяют характер анализа фактического материала. Они будут разными, например, у античных историков и летописцев средневековья, у историков-марксистов и у исследователей других направлений и школ. Вот почему, читая Карамзина Н.М., Соловьева С.М., Ключевского В.О. или труды современных ученых, следует знать, каких теоретических взглядов придерживается тот или иной автор. Теоретические представления во многом определяют концепцию историка.

Но в этом же состоит и главная трудность: как определить истину из всего многообразия объяснений, толкований, объяснений фактов и концепций? Здесь нужно сделать небольшое отступление. Объект изучения – прошлое человечества и субъект, его изучающий – историк – предельно сближены. При этом следует всегда помнить, что человек является активным действующим лицом истории – и в то время, когда эта история творилась, и в момент ее изучения. Он наделен разумом, чувствами, волей. Он является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом он должен быть ими предварительно создан, сформирован в социальном, историческом познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности в прошлом, а значит и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую сущность. Человек, изучая свое прошлое, изучает и себя в нем.

В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется: тут объект есть одновременно субъект исторического творчества. S = О. В социальном познании все вращается в сфере человеческого: объект – сами люди и результаты их деятельности, субъект познания – также люди. Процесс познания невозможен без документальных свидетельств, созданных людьми орудий труда, памятников культуры и т.д. В обществе ничто не делается без того, чтобы не затронуть чьих-нибудь интересов. Все это накладывает определенный отпечаток на социальное познание. В силу этого, исторические источники крайне субъективны и не могут быть научно поняты без учета уровня сознания и представлений их авторов и действующих лиц. Но исторические источники изучает специалист или любой другой человек, и они, в свою очередь подходят к ним с точки зрения своего мировоззрения, уровня методологии и т.п. Изучающие источник люди также субъективны. Многократно субъективированное знание значительно затрудняет поиск истины

источник

Предмет исторической науки. Источники сведений о прошлом. Историческое знание и историческое познание. Теории исторического развития. Историческая периодизация. Цивилизации: понятие и типология. Россия в пространстве исторического знания.

С тех пор как существует человек творческий и рационально мыслящий, существует и интерес к прошлому. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с установлением подлинности событий. Позднее этим словом стали обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово «история» в двух смыслах: во-первых, как рассказ, повествование о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке и учебной дисциплине, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Им может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Его определение субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а вовсе не конкретным людям при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных взглядов, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

Итак, история — это наука о прошлом, о закономерностях развития общественной жизни в пространстве и времени.

Однако история — не просто рассказ о том, что было в далеком прошлом. Это еще и попытка с помощью прошлого объяснить настоящее и даже заглянуть в будущее. Люди нередко судят историю, ее деятелей, и при этом как бы судят самих себя. История вершится в повседневности, но когда человек размышляет о ней, то обычно подразумевает под этим крупные события, чреватые опасностями или обещающие исполнение надежд. Люди, как правило, ощущают «поступь истории» в периоды серьезных социальных потрясений. Ход и цели событий в такие эпохи для человека непостижимы, но всегда опасны и страшны.

Но есть и другая история — творчества, горения, поиска, духа, созидающего многовековое здание культуры. Прогресс мировой культуры — это непрерывное прорастание настоящего из прошлого. Раньше историю творил миф, затем — религия, сейчас — наука. Но сквозь многотысячелетнее развитие мировой культуры, при всех разрывах и периодических спадах, единой нитью тянется общая цепь исканий, объединяющая все проявления духовной мощи человека в освоении окружающего мира и мира в себе. В творческих взлетах человеческого гения запечатлены достижения общечеловеческой культуры. Человек в высших проявлениях философии, науки, искусства в полном смысле слова творил мир. Своим интеллектом, волей, талантом, энергией он разрушал традиционное, косное пространство устоявшейся культуры.

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик.

Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методов обработки и анализа источников. Поэтому многие факты и явления истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания оцениваются иначе, чем 15—20, а тем более, 100 лет назад.

Исторические события представляют собой действия людей и результаты этих действий. История всегда складывалась из человеческих поступков. Поэтому в поисках причин тех или иных событий историки обращались к мотивам, побуждавшим людей к действиям, к целям, которые они перед собой ставили. Но одновременно становилось ясным, что исход событий далеко не всегда таков, каким хотели бы его видеть действующие в пространстве истории персонажи. Нередко в результате сознательных и целенаправленных человеческих действий получалось то, что не планировал, не желал и не ожидал никто даже из самых выдающихся участников исторических событий.

источник

ФГУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

Кафедра философии и истории

2.Учебная дисциплина “Отечественная история”- как наука.

3.Сущность исторического познания.

4.Место и особенности Истории России во всемирной истории.

Список используемой литературы.

Одним из федеральных компонентов цикла общегуманитарных учебных дисциплин высшего и среднего профессионального образования является курс «Отечественная история». Цель его изучения – формирование исторического сознания как неотъемлемой части мировоззрения специалиста, как важнейшей характеристики его образованности и культуры, существенного элемента его духовного богатства.

Историческому образованию всегда отводилось определенное место в средней и высшей школе, однако в настоящее время его значение возрастает. В первую очередь, это обусловлено переходом к информационным обществам, происходящим в мире, который требует глубокого усвоения исторического опыта человечества и, особенно, своего Отечества.

Коренные преобразования происходят в жизни нашей страны. Они вызвали переоценку ценностей и связанный с этим пересмотр гуманитарных, в том числе исторических, знаний. Историческая наука поднялась на новую ступень, обогатившись достижениями российской дореволюционной и современной зарубежной историографии. Она освободилась (или освобождается) от диктата «единственно верной» марксистской идеологии и методологии, абсолютизации формационного подхода в историческом познании, от конъюнктурных постулатов и выводов и необоснованных притязаний на «истину в последней инстанции». История России предстает как часть европейской и мировой истории. В обществе неизмеримо возрос интерес к российской истории.

Углубление школьных представлений об истории Отечества, усвоение исторических знаний на новом научном уровне, ознакомление с основными историческими фактами, с научными проблемами и дискуссиями в отечественной и зарубежной историографии позволит будущему специалисту понять единство всемирного исторического процесса, составить представление о главных этапах развития российского общества, его культуры, науки и техники, а также о месте России в мировом сообществе. Для социального ориентирования личности важно понимание сущности основных цивилизационных ценностей и вклада России в их формирование.

История тесно связана с другими науками и позволяет решать задачу взаимодействия социально-гуманитарных дисциплин с предметами естественнонаучного профиля.

Учебная дисциплина “Отечественная история”- как наука.

История – действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества. Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки). Основные принципы изучения истории: – Принцип дополнительности (Нильс Бор): ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность других подходов. – Многофакторный подход. – Принцип объективности: он требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости. Следовательно, задачи исследователя – создать систему, которая интегрирует максимально возможное число установленных фактов. Принцип историзма предполагает рассмотрение исторических фактов в соответствии с конкретно исторической обстановкой, задача исследователя – выявить генезис. Для чего нужно изучать историю? Цицерон называл историю учительницей жизни. Считается, что люди извлекают уроки из прошлого, стремятся не повторять ошибок, и, опираясь на исторический опыт, находят наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля, что история никогда и никого ничему не учит, это наглядно видно на практике. В системе социально-гуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы, которая постепенно накапливается. Например, мы изучаем историю литературы ради того, чтобы ознакомиться с различными написанными до нас произведениями. При этом мы так же можем преследовать цель изучить эволюцию взглядов создателей литературных произведений, это дает нам возможность в некотором приближении анализировать их произведения и может быть даже писать свои. История в системе социально-гуманитарных дисциплин работает не только на накопление запаса знаний по данным дисциплинам, но и подготавливает человека к их изучению, формирует его точку зрения, опять же, не только связанную напрямую с этими дисциплинами, но и со всем доступным для его познания в данный момент миром.

Историческая наука в России прошла долгий и сложный путь. Ее становление относится к временам Киевской Руси. Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических памятников является “Повесть временных лет” (XI в.). Уже в более полном названии “Повести” – “Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала, есть” – содержится указание на идейно-тематическое содержание летописи. В XVI в. отдельные летописи стали сводить в летописные своды, объединенные какой-либо одной общей идеей. Первым таким сводом была “Степенная книга”, которая излагала

исторические события по поколениям (степеням). В 1674 г. в Киеве появился и первый учебник русской истории – «Синопсис”, написанный Иннокентием Гизелем. Он представлял собой литературную обработку летописей и сказаний. Безусловно, все эти труды не были строго научными. Они в основном содержали перечень исторических фактов, важных и второстепенных, с добавлением сказаний и житий святых, без глубоких попыток как-то связать и объяснить сами факты. История как наука стала рождаться в России, как и в Европе, в XVIII в. Но в России она становилась на ноги в более трудных условиях: в стране очень долго, по сравнению с Европой, не было светских высших учебных заведений, которые готовили бы научные кадры. В Европе первый светский университет появился в XII в., а в России Академия наук открылась лишь в 1725 г., первый университет (московский) – в 1755 г. Первым русским исследователям пришлось столкнуться и с фактическим отсутствием источниковой базы, которая является фундаментом исторической науки. Когда Петр 1 издал указ о необходимости написания истории России и обязал Синод собрать по епархиям рукописи, их было представлено лишь 40, причем из них лишь 8 исторического характера. Первая попытка написать систематизированный обзор принадлежала не академикам, и даже не историку по образованию. Автором его стал ( гг.), который был государственным служащим и широко образованным человеком. Это был первый систематизированный труд по отечественной истории. Кроме того, Татищевым была создана инструкция по собиранию географических и археологических сведений о России, принятая Академией наук. Вместе с тем, оценивая вклад Татищева в становление исторической науки, отметим, что ему не удалось осмыслить собранный материал, связать его концептуальной идеей. Его история России представляла собой сборник летописных данных. Отсутствие же литературной обработки и тяжелый язык делали труд Татищева сложным для восприятия даже его современниками. Во второй половине XVIII в. в развитии исторической науки в России происходит перелом, связанный с началом эпохи “просвещенного абсолютизма”. В этот период сначала по инициативе государей, прежде всего Екатерины II, поднимается интерес к истории России среди образованной части населения. Это движение объединило и историков, и литераторов, и государственных служащих, и частных лиц. Во второй половине XVIII-начале XIX в. были сделаны значительные шаги в создании источниковой базы для развития исторической науки. Известным просветителем XVIII в., писателем и издателем предпринята попытка свести воедино собранные летописи, государственные акты, старинные литературные произведения в единый сборник. Им стала 20-томная Древняя Российская Вивлиофика. Благодаря подвижническим усилиям собирателей и созданию источниковой базы смог появиться знаменитый. труд “История государства Российского”. (Он выходил в свет отдельными томами с 1816 по 1829 г.). Это был первый цельный взгляд на русскую историю, изложенную с определенных мировоззренческих позиций. Карамзин отошел от простого летописного перечисления исторических фактов и, опираясь на источники, рассказал, описал историю. Поскольку он был не только историком, но и известным писателем, созданная им история была написана литературным языком. Современники читали ее с огромным интересом. Весь труд Карамзина был связан одной основополагающей идеей, – создание национального государственного могущества России. Поскольку, по мысли Карамзина, к этому могуществу привели Русь ее государственные деятели, то внимание было уделено именно русским Великим князьям и царям. Эта односторонность взгляда историка была отмечена уже современниками, которые критиковали его за это Подход Карамзина к истории России, метод ее изложения, к сожалению, были активно использованы в е гг. для создания властями официальной исторической доктрины. Карамзин же за свой труд был назначен первым в истории России официальным государственным историографом. В 30-50-е гг. историческая наука в России оказалась под жестким государственным контролем и строгой цензурной опекой. Шаг вперед она смогла сделать в пореформенный период 60-70-х гг. XIX в. Именно тогда в исторической науке стало формироваться довольно широкое либеральное направление, которому приходилось отстаивать свои позиции в борьбе с официальной идеологией. Среди виднейших русских историков второй половины XIX в. отметим и ( гг.), чей труд оказал решающее воздействие на становление отечественных исторических школ. Говоря о развитии исторической науки в России, следует вспомнить и почти забытого историка ( гг.). Между тем он задолго до европейских ученых разработал основные принципы культурно-цивилизационного подхода к изучению исторического процесса. Именно он выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) и впервые под этим углом попытался рассмотреть славянскую цивилизацию. Таким образом, в начале XX в. историческая наука находилась на подъеме. Она стояла на пороге новых исторических открытий. Вполне мог состояться значительный рывок вперед. Однако этого не произошло. После октябрьской революции 1917 г., по мере становления тоталитарного политического режима, историческая наука оказалась в сложнейшем, зачастую трагическом положении. Историческая наука была превращена в инструмент политики и средство идеологической обработки народа. Каждый историк обязан был следовать тем концепциям, которые были одобрены сверху. Единственно верным признавался только один, марксистский подход. К концу 30-х гг. под непосредственным руководством для обеспечения единого толкования исторического процесса была создана концепция, ставшая для историков нормативной. Она нашла отражение в изданном в 1938 г. учебнике “История ВКП(б). Краткий курс”. Отечественная историческая наука была отсечена от общемировой, так как все труды, издаваемые за границей, либо тщательно отбирались, либо вовсе не допускались в страну. После революции многие ученые эмигрировали из России, В 1922 г. из России были высланы около 300 представителей интеллигенции, в том числе и историков. А в начале 30-х гг. среди историков была проведена чистка, в результате которой около 130 из них оказались в числе репрессированных. Среди них были такие крупные специалисты, как , академики и , профессора и многие другие. В таких условиях партийной опеки советская историческая наука продолжала, по сути, находиться вплоть до середины 80-х годов нашего времени. Хотя после смерти Сталина были и периоды некоторого смягчения идеологического диктата, особенно в период “оттепели” 50-60 гг. И, тем не менее, было бы неверным считать, что в советский период развитие исторической науки было парализовано полностью. Даже в этих тяжелейших условиях появлялись серьезные научные труды, которые и сегодня представляют ценность. В начале 80-х гг. в связи с провозглашенной политикой перестройки и гласности в исторической науке произошел своеобразный “обвал”, последствия которого мы переживаем сегодня. На историков хлынул шквал неизвестных ранее документов и трудов, стали доступны архивы и спецхраны, работы зарубежных коллег. Это явилось для исторической науки не только долгожданным событием, но и испытанием. Сегодня наиболее актуальными для исторической науки являются следующие задачи: во-первых, тщательное, объективное, вдумчивое изучение всех новых источников, как отечественных, так и зарубежных, во-вторых, поиск новых методологических подходов в изучении истории.

Читайте также:  Как приготовить окуня на сковороде

Сущность исторического познания.

Общая культура формируется главным образом, гуманитарными науками. Важное место среди них занимает история. В ходе ее изучения у студентов возникает историзм мышления, создаются условия для воспитания живой историей с ее коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Таким образом, формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания, его составной частью. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества. Историческое сознание – это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний.

Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных потребностей. В первую очередь оно приводит к формированию социального самосознания. Без этого будущие инженеры будут просто неспособными к самостоятельной социальной деятельности. Лишенные исторического опыта своего народа, своей страны, они окажутся вне исторической перспективы и будут жить только сегодняшним днем. Такие специалисты не будут искать путь к техническому и социальному прогрессу. Им это не нужно.

Действительно, именно историческое познание обусловливает образцы значимого социального поведения, дает своеобразный социальный ориентир. Последний в новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями его членов, с многообразием подходов, становится приоритетной жизненной потребностью.

Другая социальная функция исторического познания связана с потребностью социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима. Можно напомнить мудрую мысль о том, что история учит даже тех, кто у нее не хочет учиться, она их наказывает за невежество. Не поняв корней взаимных симпатий и антипатий, взаимопереплетения интересов народов и государств, будущие специалисты не смогут объяснить, а следовательно, и рационально перестроить настоящее.

Актуальность проблемы формирования исторического сознания современного образованного человека усиливается еще одним фактором. В условиях, когда человечество осознало себя как глобальная целостность, необходимо направлять исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей в войне, гибель в экологическом аду, избежать культурного вырождения. И именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти пути предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как реальной силы истории.

Только на основе изучения истории студенты смогут овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями. Это порождает у студентов причастность ко всему происходящему на Земле, желание самим творить “историю людей” и свою “малую историю”, создает основу для формирования нового мышления, ведущим принципом которого является общепланетарный гуманизм. В то же время растет и крепнет чувство патриотизма, когда молодежь живет болью Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям,’ испытывает гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране. Особенно это важно в настоящее время, когда понятия – патриотизм, чувство Родины, подверглись девальвации.

Необходимость обращения человека к истории – прошлому своего рода, племени, народа – была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В былинах, сказаниях, героическом эпосе утверждался культ предков, закреплялись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее обычаям как нормам отношения к труду, природе, вещам, к людям своей среды и другим народам.

В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наставница жизни, дающая образцы для социального воспитания человека, как память народа, формирующая его этническое сознание. В начале нового времени в общении с прошлым виделся способ познания мира человека, средство просвещения, самопознания и развития личности.

Интерес к прошлому претерпевал различные стадии, но общеизвестно обращение к исторической памяти в суровые и сложные периоды, когда решались судьбы народов: в переходные эпохи, во время войн, на крутых поворотах истории.

Настоящее время характеризуется все возрастающим интересом к нашему прошлому у различных социальных групп, и особенно у студенческой молодежи. Важно этот интерес поддержать и направить в русло формирования у молодого человека элементов исторического сознания как необходимого компонента культуры мышления всесторонне развитой личности.

Культура мышления предполагает прежде всего большой объем и глубину знания. История – это социальная память живущего поколения. Чем обширнее намять, тем духовно богаче человек и общество в целом, чем глубже проникновение современника в социально-экономический и культурный опыт, накопленный предшествующими поколениями, тем определеннее и предприимчивее становится его деятельность.

Одним словом, изучение истории способствует нравственному развитию личности, формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих ценностных ориентации, помогает развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. Размышляя о практической значимости исторических знаний, исторического мышления, выдающийся русский историк В.0. Ключевский писал: “Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином”.

Историческая наука о развитии человеческого общества имеет, как и любая другая наука, свой предмет исследования. Изучение деятельности людей, процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом обществе, характера истолкования тех или иных явлений относится к области исторической науки. История – не просто наука о прошлом. Это наука о поступательном движении человеческого общества, как единого, разностороннего и противоречивого процесса.

Для познания прошлого служит целью комплекс исторических наук. Среди них: всеобщая история и история отдельных стран и народов, история государства и права, военная история, история науки, техники, культуры, искусства, языка, археология, этнография, политология, хронология. Они, в свою очередь, опираются на данные целого ряда вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих частные и общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и др.

Успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконструкция зависят от методологии исследования. Под методологией понимается учение о методах научного поиска, о приемах и операциях по накоплению и освоению знаний, о способах построения и обоснования системы знаний об историческом прошлом.

Безусловно, что достоверные исторические знания можно получить, руководствуясь принципами историзма, объективности, альтернативности, используя методы периодизации, проблемно-хронологический, статистический, сравнительно-исторический, синхронный и т. д.

При этом важно учесть и еще одну характерную черту формирующегося в наши дни подхода к историческому прошлому. В течение многих десятилетий развитие человеческого общества рассматривалось нами как исторически последовательная смена типов производственных отношений и соответствующих им общественно-экономических формаций: первобытно – общинной – рабовладельческой – феодальной – капиталистической- коммунистической. Современные знания свидетельствуют, что формационный подход, который, бесспорно, позволяет понять важнейшие закономерности развития общества, не может дать исчерпывающих знаний об обществе и его истории, так как не охватывает всех сторон его жизни и взаимосвязей с предшествующими этапами развития. Так, теоретически рабовладельческий строй представляет собой следующую ступень после родового, а в реальной же истории он с этим строем сосуществовал вплоть до своей гибели, которую и принесли ему народы и племена, находившиеся на более примитивной стадии. История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке слово “история” часто употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах.

Вторая функция – практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Третья функция – мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии – это исторические факты.

Четвёртая функция – воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.

Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника.

Поиски объективной истины в истории, историческое познание – сложный и трудоёмкий процесс. Задача научного знания – изучать прошлое, объяснять его, а не обвинять. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Каждый историк не беспристрастен, но он не имеет права на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Как и в других науках, в истории идёт накопление и открытие новых фактов, совершенствуются теория с учётом других отраслей знания (культурологии, психологии, социологии), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов).

Существуют также специально-исторические методы исследования: хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе; дихронный – метод периодизации; историческое моделирование, статистический метод.

Исторические источники – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные, фонические.

Многие факты, события и явления отечественной истории с открытием новых источников рассматриваются сегодня в научных монографиях, учебных пособиях иначе, чем пять-десять лет тому назад не только исходя из политической конъюнктуры, но и в связи с расширением нашего кругозора, знаний о прошлом.

Отечественная историография о прошлом и настоящем: общее и особенное.

Слово “историография” происходит от греческого – “история” – разведывание, исследование прошлого и “графо” – пишу.

Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ, критический разбор литературы. Предшественниками историографии были архаическая мифология и архаический эпос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос. Архаическая мифология трансформировалась с появлением письменности в историографию. Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к ХХV в. до н. э. Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот, который в своём труде “История” (VI в. до н. э.) аккумулировал исторические, географические, этнографические знания своего времени.

В историографии собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. В то или иное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Историография Киевской Руси начинается с “Повести временных лет”, первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали считать объективные факторы. Так, (гг.) и (гг.), стоявшие, у истоков русской исторической науки, полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труд (гг.) “История государства Российского”, – необходимость для России мудрого самодержавия.

Крупнейший русский историк XIX в. (гг.), создавший многотомную “Историю России с древнейших времен”, видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.

Ученик (гг.) в “Курсе русской истории” развивал идеи своего великого предшественника. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический), характерных для каждого периода. “Человеческая природа, людское общество и природа страны – вот те три основные силы, которые строят людское общежитие”. Близко к нему по теоретическим взглядам был (гг.), чьи лекции по русской истории переизданы в наше время.

В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества.

С середины 80-х гг. XX в., с началом в нашей стране “перестройки”, шел пересмотр исторического наследия советского времени. Историография пополнилась вводимыми в научный оборот некоторыми ценными историческими источниками, особенно видных русских эмигрантов, таких, как (“Судьба России”, “История и смысл русского коммунизма”), (“Народная монархия”). Однако выдвижение на первый план в политической жизни концепции “общечеловеческих ценностей” привело к тому, что многие историки стали акцентировать больше внимания на общих закономерностях цивилизационного развития человечества, приспосабливаться, по выражению крупного общественного мыслителя , к “западнизации” России. Это особенно сказалось на учебной литературе. Такая практика преподавания истории была осуждена в специальном постановлении Государственной думы о состоянии и задачах исторического образования в России (1998г.).

Преодолевая конъюнктурные перекосы в трактовке прошлого и настоящего, соотношении общего и особенного, современная историография стала пополняться более объективными научными исследованиями, обобщениями. Достижения обновлённой историографии нашли отражения в новых учебных пособиях для вузов , , , других авторитетных профессоров. Такие авторы считают, что история России – часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности развития нашей страны. Авторы стремятся показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство, как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и её заселённости, многонациональный и многоконфессионный состав населения, необходимость освоения территории, внешние факторы.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Английский учёный А. Тойнби выделил 13 основных цивилизаций, которые развиваются независимо друг от друга, все они проходят стадии зарождения, расцвета, гибели. Американский учёный У. Ростоу разработал теорию стадий экономического роста (традиционное общество, переходное общество, периодов “взлёта”, зрелости, эра высокого массового потребления). В настоящее время большинство отечественных историков придерживаются следующей устоявшейся в историографии периодизации: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время.

Место и особенности Истории России во всемирной истории.

Рассматривая общий ход всемирной истории, мы, конечно, имеем право ставить вопрос о том, какое место занимает во всемирной истории тот или другой народ, та или другая страна? Случается даже, что ученые той или другой национальности даже на самою всемирную историю смотрят с известной чисто национальной точки зрения. Последнее неправильно, но совершенно, зато законно, интересуясь ходом культурного развития человечества, искать ответа на вопрос о том месте, какое в его истории занимает родная страна сравнительно с другими странами, участвовавшими в историческом движении. В настоящей главе нашей книги мы и дадим самый общий обзор судеб России с всемирно-исторической точки зрения. Это не будет, конечно, изложением внутренней истории нашего отечества, а лишь ответом на вопрос, в каком отношении история России находится ко всемирной истории. Принятие русскими христианства из Византии – конечно, в связи с другими фактами, свидетельствующими о влиянии Византии на нашу древнейшую историю – было приобщением русской истории к истории восточноевропейского, греко-славянского средневекового мира, как, наоборот, сближение России с Западом при Петре Великом можно назвать приобщением этой истории к западноевропейскому, преимущественно романо-германскому миру. Оба эти факта нашей истории, один в конце Х в., другой на рубеже XVII и XVIII вв., получили разную оценку в двух больших общественно-литературных партиях, на которые разделилась мыслящая часть русского общества в середине XIX в. Именно славянофилы, видевшие благо в том, что Россия приняла восточно-православное христианство, признавали петровскую реформу за большое зло, за событие именно, благодаря которому Россия сошла с своего настоящего исторического пути, тогда как западники в этой самой реформе видели спасение России, как культурной страны, а один из представителей названного направления, Чаадаев, даже выразил сожаление, что русские не примкнули с самого начала своей истории к западноевропейскому, католическому миру. Настоящая историческая наука исходит не из субъективной оценки фактов, а из объективного их исследования. Для того, чтобы Россия приняла христианство из Византии, а не из Рима, как и для того, чтобы через семь веков после этого она сделалась европейским государством, а не азиатским, в какое готово было, по-видимому, превратиться, – и для того, и для этого существовали свои исторические причины, с результатами которых мы должны считаться, как с совершившимися фактами безотносительно к их оценке. Между двумя событиями, о которых было сказано, стоит еще третье, тоже немалой важности: через два с половиною века после принятия христианства большая часть Руси должна была подчиниться азиатской орде, которая вскоре приняла магометанство. Так называемое монгольское или татарское иго, можно сказать, связывало русскую историю с историей азиатского, мусульманского Востока, и лишь за два века до петровской реформы Русь стряхнула с себя чужеземное иго, сильно отстав за это время в своем историческом развитии. Крещение Руси по восточно-греческому обряду, подчинение монгольскому игу и петровская реформа – вот три главные вехи русской истории, указывающие на ее отношения, во-первых, к Византии и вообще к греко-славянскому миру, во-вторых, к мусульманской Азии, которая в конце средних веков поглотила, в лице турок, весь этот греко-славянский мир, кроме самой России, и, в-третьих, к европейскому Западу, вот уже около двух веков оказывающему на нее свое культурное влияние. Таким образом, русская история соприкасается со всеми тремя историческими мирами, образовавшимися в средние века в западной части Старого Света. Развиваясь в зависимости от внутренних условий, в какие ее ставили природа страны и свойства племен, ее населяющих, Россия в то же время испытывала разные влияния со стороны своих соседей, и влияния эти шли на нее с трех сторон, с юга, востока и запада, а именно с юга византийское, с востока азиатское, с запада новоевропейское, три влияния, соответствующие трем историческим мирам, о которых у нас уже столько раз шла речь. Конечно, влияния эти были неравноценны, а с другой стороны, и сама Россия не оставалась в бездействии по отношению к ближайшим и более отдаленным соседям. Ее история не прошла бесследно как для европейского Запада, в систему государств которого она вступила двести лет тому назад, так и для Балканского полуострова с его славянским и греческим населением, и, наконец, для обширных территорий Азии (Сибирь, Средняя Азия, Закавказье), где долгое время царило магометанство. Приняв западную культуру, Россия понесла ее в самые далекие страны Востока. В то время, как совершалась заморская колонизация западных народов, Россия совершала свою сухопутную колонизацию, и оба потока, идя в противоположных направлениях, должны были, конечно, встретиться. Встреча произошла и в Северной Америке, где еще в шестидесятых годах нам принадлежала Аляска в соседстве с английскими владениями, и произошла, она также в Азии, где русские владения в конце XIX в. пришли в соприкосновение с английскими. Благодаря этому, европейская культура, как кольцом, охватила все северное полушарие, и одним из важных звеньев в этой цепи явилась Россия. Из этого краткого обзора внешних отношений русской истории можно видеть, что, беря эту историю с чисто хронологической стороны, мы должны поместить ее лишь во вторую половину средних веков и в новое время, и что о всемирно-историческом значении русской истории позволительно говорить лишь по отношению к двум последним векам нового времени. И в отношении к первым начаткам культурной жизни, и в отношении к началу крупной исторической роли России приходится одинаково указывать на очень позднее выступление нашего отечества на путь более широкого исторического развития. Судьба всех позже приходящих в общем та, что им больше приходится испытывать влияний, чем самим влиять, более повторять то, что уже было пережито другими, чем идти впереди других. Притом Россия не только позже других европейских стран вступила во всемирную историю, но и разными неблагоприятными условиями задерживалась еще в своем развитии. Отдаленность от главной исторической сцены, чисто физические условия страны, постоянная борьба с азиатскими кочевниками, татарское иго, – все это, вместе взятое, крайне неблагоприятно влияло на русскую жизнь. Позднее других народов вступив на большую историческую дорогу и медленнее других по ней двигаясь, русские должны были, конечно, сильно отстать от своих западных соседей, и эта отсталость является одним из наиболее бросающихся в глаза общих фактов русской истории. Но столь же бросается в глаза и другой факт, именно весьма значительный прогресс, сделанный русскою жизнью за два последних столетия и особенно за вторую половину XIX века.

Читайте также:  Как сохранить орехи грецкие

Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей истории человечества. Общая история человечества носит название всеобщей ( или всемирной ) истории. На научном языке слово “история” (от греч. historia-рассказ о прошедшем) понимается двояко процесс развития природы и общества, движение во времени, и как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников.

Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах. Человеческая общность выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, наконец, разрушаются возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом. Успехи людского общежития, достижения культуры являются результатом деятельности одного народа, они создаются совместными усилиями всех народов, постоянно Полн. собр. соч. Т.10 М.1956. С.18. взаимодействующих друг с другом. В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, но нить исторического развития не прерывалась, народы и поколения подобно звеньям смыкались в непрерывную цепь, и то, что отложилось и уцелело, дошло до нас и стало частью нашего существования, а от нас перейдет к тем, кто придет нам на смену. Этот сложный процесс является главным содержанием всемирной истории, в хронологическом порядке и последовательной связи причин и следствий изображающей жизнь народов.

Таким образом, всемирная история есть комплексная наука, которая включает в себя: историю отдельных стран и народов; историю различных сфер общественной жизни (экономическую, военную историю, историю внешней политики и др.; историю наук философии, математики, историография и др.) щ; историю отдельных периодов жизни человечества: (первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени).

Существуют исторические науки, специализирующиеся на изучении исторических источников: источниковедение, археология, этнография (этнология).

Для чего же нужно знать историю? Какие функции она выполняет? Первой из них, как и всякой другой отрасли знаний, является познавательная, интеллектуально развивающая функция. Она заключается в самом изучении исторического пути нашей страны, нашего народа, а также в объективно-истинном с позиций историзма отражении явлений и процессов, составляющих историю России.

История России есть часть всемирной истории. Человеческое общество – такая же часть мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и его научное познание – такая же неустранимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни природы. Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

Вторая функция – воспитательная, мировоззренческая Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения. История создает документально точные и одновременно взволнованные повести о выдающихся событиях прошлого, героической борьбе народа за свою независимость, выдающихся политических деятелях, полководцах, мыслителях и других героях истории, которым общество обязано своим развитием.

Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность это исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Историческая неграмотность может привести к ложным представлением об историческом процессе, а человек может стать игрушкой в руках политических авантюристов.

Познание же сущности исторического процесса, его закономерностей на примерах прошлых поколений позволяет создать подлинную картину жизни современного общества, т. Е. сформировать объективное представление об обществе – научное мировоззрение.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм, долг перед обществом, показывает роль личности в истории, позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, а также видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Третья функция – прогностическая. Сущность ее состоит в следующем: история как наука, выявившаяся на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности, тенденции развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса к своей истории.

отмечал: “История народа, научно воспроизведенная, становится приходно-расходной книгой, по которой подсчитываются недочеты и передержки его прошлого. Прямое дело ближайшего будущего – сократить переделки и пополнить недоимки, восстановить равновесие народных задач и средств. Здесь историческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты, требующей от каждого из нас, от каждого русского человека отчётливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания.(*) Эти слова, сказанные выдающимся российским историком сто лет назад, актуальны для наших дней.

Чтобы знать, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно вышло и каков его исторический путь. Изучение истории помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по отношению к прошлому и соотносить с будущим развитием событий. Такой подход приучает осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической взаимосвязи, в диалектике развития.

Таковы в самом общем виде социальные функции изучения истории Отечества как важнейшей составной части всемирной истории, можно сказать, основного звена гуманитарной подготовки в технических вузах.

Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием определенных подходов, методов исследования. Метод (от греч. method – путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний. Современная методология изучения общественного развития многомерна. Она связана с позицией исследователя, его жизненного интереса итого социального слоя, интересы которого она отражает. В исторической науке, имеющей тысячелетнюю историю, можно найти труды ученых, стоящих на различных позициях и описывающих события с учетом преобладания того или иного подхода. Как писал Г. Флобер, “О Цезаре у нас было бы другое представление, если бы историю Галльской войны написал Верцингеториг (противник Цезаря в Галльской войне)». Безусловно, огромную ценность представляют записки Цезаря о Галльской войне, невдумчивый историк должен оценить и другую позицию.

Исходя из много мерности подходов к исследованию исторических событий, можно выделить некоторые основные методы исследования истории. 1.Теологический метод. Он рассматривает историю как проявление божественной воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение. В наши дни имеется немало стран, где религия является государственной и носит характер официальной идеологии. И в современных условиях при наличии значительного числа верующих теологический метод имеет право на существование. Ведь в странах летоисчисление ведется от рождества Христова, в мусульманских странах – от прибытия пророка Мохамеда в Мекку в 622 г. 2. Субъективно-идеалистический метод.. Этот метод исследования истории основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По представлениям субъективных идеалистов исторический процесс совершается по воле выдающихся личностей, монархов, полководцев, мыслителей, дающих животворную идею. Бесспорно, роль личности в историческом процессе велика, но ее значение определяется так или иначе тем взаимодействием, которое имеется между личностью и народными массами, между полководцем и воинами, между руководителем и подчиненными и т. д. Если личность может выразить потребности общества, стать во главе общественного прогресса, тогда она вносит созидательный вклад в историю. Имена таких выдающихся людей хорошо известны. Бесспорно также и то, что абсолютизация роли личности, его воли будет давать искаженные толкования историческому процессу без учета роли народных масс. 3.Диалектико-материалистический метод. Краеугольный камень диалектического материализма есть учение о материальной природе мира, то есть в основе исторического процесса лежат материальные факторы, а в основе человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектический взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе, иначе называемое историческим материализмом.

Исследователь, который хочет познать правду истории, будет учитывать и материальные и субъективные факторы, он не будет отвергать теологический взгляд на историю, присущий историкам прошлого. Он будет находить рациональное зерно, пользуясь принципами всесторонности (объективности) и историзма.

Рассмотрение истории с позиций всесторонности (объективности) означает прежде всего: 1) изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественного развития; 2) опору на факты в их истинном содержании, не искажая их и не подгоняя под заранее заданные схемы; 3) рассмотрение каждого явления в его многократности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности положительных и отрицательных, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним. Подлинно научная история должна рассматривать все факторы – материальные и духовные. Принцип историзма. предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимной связи и обусловленности, с учетом соответствующей данному периоду времени, экономической, политической, социальной ситуации в стране и в мировом сообществе.

Каждое общественное явление, процесс необходимо изучать в развитии, то есть, как оно возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем оно стало в данный исторический момент. Необходимо исходить из конкретных исторических условий того времени, видеть, что это явление принесло по сравнению с прошлым, как повлияло на последующий ход событий.

История человечества – это история составляющих человеческое сообщество стран и народов. Каждая страна прошла свой уникальный путь исторического развития, в том числе и Россия, наше Отечество. Чтобы наиболее полно оценить и представить историю страны, необходимо учитывать следующие основные факторы: 1) пространство, территория, географические условия, где происходило становление и развитие данного народа; 2) время, конкретно-исторический отрезок времени, в котором развивалась страна, особенно в сравнении с временными рамками других стран; и 3) народ, его этнические особенности, характер, волевые способности к преобразованиям, его выдающихся людей.

Каждый из этих факторов имеет своеобразие и в целом создает особую историю страны. Вместе с тем, история человечества имеет общие черты, которые связывают во времени поступательные этапы движения общества к прогрессу (от лат.- движение вперед). Выдающийся немецкий философ Гегель утверждал, что общественное развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному. Всемирная история выделяет в связи с этим этапы первобытного, рабовладельческого, феодального, буржуазного строя, которые на той или иной ступени развития становились ведущей тенденцией прогресса.

Пространство, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на развитие общества. Эти природные факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное разделение труда. Не случайно древние государства возникли в Африке и Южной и Юго-Восточной Азии, в районах с наиболее благоприятным климатом, что позволяло при низком уровне развития орудий труда добиваться достаточно высокого уровня производства материальных благ. Государства, имеющие выход к морю, такие как Англия, Голландия, Франция, Португалия, использовали свое географическое положение для развития выгодной международной торговли и затем колонизации более отсталых стран, до которых можно было добраться морским путем.

Особое значение имел пространственный фактор для России. Равнинная местность, малая доля морского берега (не считая берегов Северного Ледовитого океана), холодный климат на большей части территории, низкий биоклиматический потенциал почвы замедляли экономическое развитие, в результате чего русское государство образовалось на несколько столетий позже западноевропейских государств. Для складывания русского государства особое значение имела разветвленная сеть рек, которые получали образные названия Волга – матушка, Днепр-батюшка. Как отмечал , “речная сеть, по-видимому, оказала более раннее и сильное действие на разделение народного труда по местным естественным условиям. По большим рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшимся; по ним возникали торговые средоточия, древнейшие русские города. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии однообразной частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла народное единство и содействовало государственному объединению страны.

источник

Adblock
detector