Меню

Иж юпитер 5 как разобрать двигатель

Иж юпитер 5 — двигатель, разборка и ремонт.

Не смотря на то, что японские мотоциклы всё больше завоёвывают российский рынок, мотоциклы иж юпитер 5 или планета, до сих пор всё ещё остаются популярны, особенно в глубинке. Так как дёшевы, неприхотливы, просты в ремонте и обслуживании. Но не смотря на это, многие начинающие мотоциклисты не могут правильно разобрать казалось бы простейший двухтактный двигатель ижа, да так, чтобы ничего не испортить. В этой статье мы подробно рассмотрим, как и с помощью чего правильно разобрать и отремонтировать двигатель ИЖ — юпитер-5 и не превратить его в дрова.

О том, что мотор вашего ИЖа пора разбирать для дефектовки и ремонта, подскажет повышенный шум (стук) при работе двигателя, трудный запуск, потеря тяги (мощности) и замер компрессии (компрессия меньше 10- 8 кг/см²), подтверждающий повышенный износ деталей ЦПГ. Если же вовремя не начать ремонт, то запущенный двигатель восстановить будет гораздо сложнее и дороже.

Ну а насчёт точного пробега, после которого двигатель ижа нужно будет ремонтировать, ничего сказать не могу, так как есть уникалы, способные угробить силовой агрегат за пару тысяч км. А у заботливого владельца, аккуратно эксплуатирующего мотоцикл, регулярно делающего ТО и заливающего качественное масло как в бак, так и в коробку (и заменяя масло вовремя), пробег двигателя без капремонта, может перевалить за довольно внушительную отметку на одометре.

Слив масло из картера двигателя и сняв его с мотоцикла, очень советую его отмыть снаружи специальным очистителем для двигателей, но если нет такого, то тогда сольвентом, другим растворителем или хотя бы бензином. Отмытый снаружи мотор, даст гарантию того, что грязь не попадёт вовнутрь, да и работать будет гораздо приятнее.

Уложив чистый двигатель на верстак, подготовьте набор инструмента, состоящий из накидных головок и рожковых ключей. Но где это возможно, всегда используйте только накидные ключи и головки, это позволит не испортить грани крепежа, затянутого с большим моментом.

Кроме гаечных ключей и отвёрток, для разборки понадобятся ещё кое какие приспособления, без которых разобрать мотор не получится так, чтобы ничего не испортить. Но эти приспособления можно сделать своими руками и о них я расскажу в процессе работы.

ИЖ юпитер — разборка двигателя.

Перед разборкой новичкам советую приготовить фотоаппарат (или хотя бы мобильник с камерой) и впоследствии снимать все свои действия и детали. Это поможет потом собрать всё в обратной последовательности, без провалов в памяти. Хотя некоторые фото процесса разборки и наиболее важных деталей, я опубликую в этой статье. Итак поехали.

Сначала следует снять детали ЦПГ (цилиндро-поршневой группы). Для этого накидной головкой откручиваем все гайки шпилек цилиндров. Затем следует снять головки (головки снимаются легко, в отличии от цилиндров) и аккуратно обстучать цилиндры по кругу пластиковой киянкой, так как в большинстве случаев цилиндры прикипают (приклеиваются) к плоскостям картера.

Сняв цилиндры с картера и их прокладки (стянув их с шпилек), перед демонтажем поршней, на всякий случай пометьте их (какой поршень стоял в каком цилиндре). Вдруг дальнейшие замеры покажут (о замерах чуть позже), что эти поршни ещё послужат, ну или вы захотите восстановить их размер с помощью состава, описанного вот в этой статье.

Пометив поршни, где какой стоял, извлеките с одной стороны каждого поршня стопорные кольца, удерживающие поршневой палец, затем извлеките пальцы из поршней и снимите поршни с шатунов. На изношенных моторах пальцы из поршней обычно легко извлекаются, но если у вас они не выходят от руки, то чтобы не погнуть шатун, не выбивайте их ударным способом, а выдавите с помощью простейшего приспособления, показанного на фото 5 (я его сделал в течении часа).

Поверьте, лучше потратить время на изготовление самодельной приспособы (кстати сейчас такую можно найти в продаже), чем потом мучиться с выпрямлением шатуна (выправить его очень точно не так то просто). А с погнутым шатуном, новый поршень и кольца износится неравномерно (с одной стороны) за считанные километры. К тому же, это приспособление потом очень пригодится при сборке вашего двигателя.

Разобравшись с поршневой группой, далее можно заняться снятием генератора. Снять его статор довольно просто, открутив удерживающие его винты. После откручивания винтов, снимите рукой дюралевый корпус обмоток статора, вместе с прерывателем системы зажигания (контактной группой).

А вот чтобы снять якорь (ротор генератора), следует сначала открутить длинный винт, который удерживает якорь на конусе коленвала. И винт этот имеет довольно редкую резьбу М7 и хорошо затянут, поэтому чтобы не испортить грани этого винта, используйте только накидную головку.

Открутив винт, далее следует спрессовать якорь с конуса коленчатого вала. Для этого следует использовать винтовой съёмник, который показан на чертеже слева и который придётся заказать токарю. Но можно использовать и длинный болт с резьбой М10х1,5, только у болта придётся сточить резьбу на его конце, до диаметра 8 мм (так как на чертеже).

Далее следует извлечь из вала звёздочки шток выжима сцепления. Для этого наклоняем двигатель иж на бок, и после выпавшего штока принимаем в руку стальной шарик и ещё один шток.

Теперь так и оставляем картер лежать на боку и далее откручиваем отвёрткой 4 винта, удерживающие лючок 1 картера (см. фото слева) и снимаем этот лючок. Через него сливаем остатки масла из полости картера.

Теперь можно немного провернуть коленчатый вал рукой, до того положения, когда в окошке лючка появится гранённая головка 2 болта маховика. Следует ослабить накидной головкой на 19 этот болт на два-три оборота, чтобы потом иметь возможность разъединить коленвалы, при располовинивании картера.

Кстати, располовинить мотор можно даже не снимая цилиндров (подробнее об этом в видеоролике под статьёй).

Далее снимаем с картера кожух цепи 1 (см. фото слева), за которым скрыт один из винтов, стягивающих половинки картера двигателя иж юпитер. Затем следует выбить с помощью подходящей выколотки направляющую втулку, расположенную в переднем приливе картера (см. фото слева — указана жёлтой стрелкой).

Выбив втулку, указанную жёлтой стрелкой на фото, вы в последствии существенно облегчите себе «располовинивание» картера на две части. Если втулка сидит слишком туго, не наносите сильные удары, а лучше нагрейте прилив картера техническим феном. И от того, что нагретый картер чуть расширится (точнее расширится отверстие для втулки) втулка выйдет значительно легче.

Затем можно снять рычаг переключения передач (ослабив его болт) и рычаг кикстартера. Сняв рычаги, откручиваем винты левой крышки двигателя, снимаем её и откручиваем гайки 5 нажимного диска сцепления (см. фото слева). Открутив все гайки, постарайтесь не растерять колпачки и пружины механизма сцепления.

Через шлицевые отверстия ведущего барабана сцепления подденьте тонкими отвёртками пакет дисков и извлеките их из барабана — весь пакет у вас в руках. Отложите пока его в сторонку, вместе с колпачками, их пружинами и гайками.

Далее следует открутить гайку (резьба левая) с ведомого вала моторной передачи (ту гайку, которая была под дисками в корзине сцепления. При этом используйте накидную головку и откручивайте гайку после того, как вставите между зубьями звёздочки (задней передачи) и картером мотора специальный стопор или хотя бы пруток из мягкого сплава. Коробка передач при этом должна быть включена на какую то передачу.

Теперь следует открутить болт, удерживающий на коленвалу ведущую (маленькую) звездочку моторной цепи. При этом сначала извлеките отвёрткой стопорный колпачок 2 болта звёздочки (см.фото выше). Затем, прежде чем откручивать болт звёздочки, следует заблокировать коленчатый вал от проворота с помощью прутка или пальца, вставленного в верхнюю головку шатуна (пруток из мягкого сплава).

Под вставленный в шатун пруток, подкладываем деревянный брусок (лучше два с каждой стороны) и начинаем откручивать болт звёздочки. Сам болт не только фиксирует звёздочку на коленвалу, но ещё при его откручивании играет роль съёмника звёздочки.

То есть вращаем болт до тех пор, пока звёздочка не сползёт с хвостовика коленвала. Не потеряйте шпонку звёздочки, но в идеале она должна сидеть в пазу коленвала довольно плотно и не выпадать из своего паза. Если шпонка болтается (такое бывает часто ещё с завода), то разумеется следует изготовить более толстую шпонку (желательно из 45-ой стали), и запрессовать её в паз при сборке.

Также не стоит терять шайбы, которые могут быть подложены под какую то звёздочку, чтобы они работали на одной линии, без перекоса моторной цепи. Сняв обе звёздочки с моторной цепью, отложите их в сторону и прикройте чистой ветошью от пыли. Если моторная цепь слишком провисает, то при зборке желательно заменить её новой.

Далее извлеките возвратную пружину кикстартера, а чтобы её раскрутить, поможет сам кикстартер, одетый назад на свой шлицевой вал. Теперь следует открутить все винты по периметру картера, которые стягивают его половинки.

Те винты, которые не поддаются обычной отвёртке, советую открутить с помощью ударной отвёртки. Но удары наносим не слишком сильные, ведь картер отлит из довольно хрупкого лёгкого сплава. Открутив винты по периметру, внимательно проверьте все ли они откручены, и только после этого можно пробовать обстукивать картер пластиковой киянкой и пробовать разъединять половинки картера.

Важный момент: не вздумайте забивать между половинками картера отвёртки, различные клинья, зубила и другие подобные предметы. Этим вы испортите гладкие сопрягаемые поверхности плоскостей картера и впоследствии двухтактный мотор не будет нормально работать, из-за потери герметичности, да и утечки масла в таком случае гарантированны.

При разъединении половинок картера, следует учесть, что они теперь удерживаются за счёт посадки наружных обойм подшипников в посадочных местах в крышках (если все направляющие втулки в приливах были извлечены), поэтому обстукивайте крышки киянкой в зоне валов и их подшипников.

При этом картер поверните боком, и доверьте помощнику удерживать картер за одну из половинок, при этом обстукивайте с боков по периметру нижнюю половину картера (и в районе подшипников). В момент обстукивания, нижняя половина картера, под силой тяжести, будет отделяться от верхней.

Так же полезно вставлять в отверстия в приливах картера (для направляющих втулок) тонкий стержень из мягкого сплава (лучше из свинца) и уперев его в кромку отверстия нижней половинки, наносить несильные удары по стержню (выколотке). То же самое проделываем в отверстии с противоположной стороны, попеременно нанося несильные удары. При этом помощник держит картер за верхнюю половину.

При разъединении половинок картера, действуйте аккуратно и без рывков, так как действуя не аккуратно и резко, можно рассыпать набор шестерен коробки передач двигателя иж юпитер. Разъединяйте половинки картера чуть приподняв картер над столом.

Если при эксплуатации мотоцикла вы заметили, что с коробкой передач что то не так и есть необходимость извлечь механизм коробки (червячный, промежуточный и первичный валы) то тогда следует пометить расположение и количество регулировочных шайб на валах (не помешает всё сфотографировать со всех сторон).

Все регулировочные шайбы и их расположение, могут показаться новичкам не такими уж и важными деталями. Но если не установить какую то из шайб на своё место при сборке (или поменять местами шайбы разной толщины), то нечёткость работы коробки, или даже отказ механизма КП вам гарантирован. Поэтому относитесь ко всем деталям, даже мелким, очень серьёзно, если не хотите в разгар сезона заново половинить двигатель и после вскрытия устраивать конкурс что, где, когда?

Пометив и разобрав все детали КП, отложите их в чистую коробку (например вырезанную из половинки канистры) для дальнейшей дефектовки деталей (о которой будет описано ниже). Теперь можно приступать к завершающему циклу разборки двигателя иж юпитер.

Извлекаем с валов шпонки, затем откручиваем винты крышек 5 кривошипных (см. фото слева) и затем снимаем крышки и вынимаем коленвалы.

Следует учесть, что крышки вроде бы одинаковые, но они не взаимозаменяемые и поэтому обязательно пометьте их, где какая была.

При демонтаже коленвалов, следует использовать специальный ключ (как на фото слева), выполняющий роль съёмника. У кого нет такого ключа, то съёмник не сложно изготовить из листового металла (толщиной примерно 8 — 10 мм), вырезав пластину и просверлив в ней отверстия, согласно чертежу чуть ниже.

Полностью разобрав мотор и разложив все детали, можно приступать к их дефектовке, чтобы понять кто был виновником плохой работы мотора.

Дефектовка (диагностика) деталей двигателя иж юпитер.

Разобрав и располовинив двигатель, вам теперь предстоит основная задача — обследовать всё его нутро и все детали, чтобы понять, что делать дальше. Начнём наверное с диагностики поршневой группы.

Цилиндро-поршневая группа . Вообще то точно судить о износе поможет индикаторный нутромер и микрометр. Микрометром замеряем диаметры поршней и записываем показания. А замерять цилиндр следует индикаторным нутромером в трёх поясах, чтобы выявить износ цилиндра в виде бочки, а также произвести замеры цилиндра крест-накрест, чтобы выявить износ цилиндра в форме овала. Подробно о замерах цилиндра советую почитать вот в этой статье. А как пользоваться нутромером подробно читаем вот тут.

Также о замере и замене поршня, цилиндра и поршневого пальца мотоциклов советую почитать вот эту статью, там описаны некоторые полезные тонкости.

Но у кого нет выше перечисленных измерительных инструментов, а есть только лишь набор щупов, то величину износа можно определить, если вставить между поршнем и цилиндром (в середине цилиндра) подходящий щуп и выявить зазор в сопряжении деталей (поршня и цилиндра).

Если зазор между поршнем и цилиндром более 0,4 мм, то следует купить новые поршни следующей ремонтной группы и расточить под эти поршни изношенные цилиндры. Расточка и последующая хонинговка позволит избавиться от выработки в виде бочки и овала и вернуть цилиндрам правильную геометрию. Подробнее о ремонте цилиндров и о самодельном хоне советую почитать вот здесь.

Читайте также:  Как выделить несколько файлов на клавиатуре

Поршневые пальцы и втулки . Далее проверьте, не нужны ли новые ремонтные пальцы. Для этого вставьте старые пальцы в верхние головки шатунов и если пальцы болтаются во втулках (с зазором более 0,01 — 0,03 мм) то следует купить более толстые ремонтные пальцы.

Если новые пальцы не войдут во втулки верхних головок шатунов, то тогда следует развернуть втулки с помощью подходящей развёртки и добиться чтобы диаметр втулок стал таким, чтобы новые пальцы вставлялись в втулки с зазором 0,01 — 0,03 мм. Кстати лучше купить пальцы потолще и по любому развернуть втулки развёрткой, так как втулки тоже изнашиваются не равномерно и имеют форму овала.

Но разворачивание втулок ижевского двигателя с помощью развёртки, очень советую сделать как описано вот в этой статье, иначе ресурс новых поршней не будет большим и они будут изнашиваться неравномерно. Там же я написал почему двигатель иж юпитер 5 и другие модели юпитеров, после ремонта начинают звенеть с удвоенной силой.

Поршневые кольца . Ну а проверить поршневые кольца довольно просто — вставляем их чуть выше середины цилиндра (вставляем заталкивая кольца поршнем) и смотрим на зазор в замке кольца.

Если зазор больше 1 мм (видно и без измерительных щупов), то следует купить новые кольца. Подробнее о замене поршневых колец двигателя мотоцикла я написал вот в этой статье.

Коленчатый вал. Теперь проверим коленвалы. Берём руками шатун и резко встряхиваем по очереди оба кривошипа. Если при резком встряхивании вы почувствовали щелчок, то значит игольчатый подшипник нижней головки шатуна имеет повышенный зазор (износ) и такой коленвал советую заменить новы.

Или восстановить кривошип с помощью ремонта, например как описано вот тут. И хотя я описал там восстановление коленвала тяжёлых мотоциклов, но принцип работы для ижевских коленвалов практически такой же. А главное там описано, как грамотно соединить детали коленвала.

Генератор . Далее можно провести диагностику электростанции вашего двигателя. Вообще то генераторы ИЖей практически неубиваемые, но всё же внимательный осмотр не помешает. Осмотрите щётки — они должны свободно двигаться в прямоугольных отверстиях щёткодержателя (при нажатии пальцем на любую из щёток, они должны легко возвращаться назад).

Щётки должны выступать из щёткодержателя не менее чем на 5 мм (изношенные замените) и почистите все клеммы и детали прерывателя (особенно контактную группу).

Статор и якорь генератора продуйте от продуктов износа щёток (угольной пыли), а контактные кольца для щёток (на якоре) советую заполировать 1500- 2000-ой наждачной бумагой, чтобы удалить тёмный налёт. Если на контактных кольцах имеются риски, царапины, то сначала используйте наждачку с более крупным абразивом (800 — 1000), а в конце полируем самой мелкой. После шлифовки и полировки протрите кольца спиртом.

Сцепление и моторная передача . Осмотрите все зубья звёздочек и если они стёрты или отколоты, то такие детали бракуем и ищем новые. Тоже самое касается провисшей (растянутой) моторной цепи. Внимательно осмотрите и шлицы барабана сцепления и если они имеют сильный износ, то барабан придётся заменить.

Если же выработка небольшая, то заровняйте с помощью надфиля все заусенцы (ступеньки) на шлицах барабана, так как если их не заровнять, то диски будут двигаться в шлицах (прорезях) с заеданием.

Далее осмотрите все диски сцепления. Если пластиковый фрикционный материал ведущих дисков стёрт до основания (круглые выступы стёрты) , или металлические ведомые диски покороблены от перегрева (проверяем кривизну уложив диск на стекло) то такие детали меняйте новыми не задумываясь.

Кстати износ дисков сцепления можно было определить ещё заранее, когда ваш мотоцикл вяло трогался с места (с пробуксовкой сцепления) и никакие регулировки сцепления не помогали. И как обычно, разборка и осмотр деталей сцепления подтверждает дефект.

Коробка передач иж юпитер . Отмойте в керосине, сольвенте, или дизельном топливе и внимательно осмотрите все шестерни, особенно их выступы (секторы), указанные красной стрелкой на фото чуть ниже.

Эти выступы не должны быть зализаны или иметь износ в форме ступеньки, как показано на шестерне под номером 1. А должны иметь острые грани (ну или почти острые — небольшая фаска допустима), как показано на шестерне под номером 2.

Шестерни с изношенными зубьями будут выть, а поездки с изношенными секторами чреваты выскакиванием передач на ходу. Поэтому изношенные детали меняйте на новые не задумываясь, а тем более шестерни с отколотыми зубьями.

Так же внимательно осмотрите и вилки переключения передач, на которых не должно быть выработки в виде ступеньки (ступенчатая выработка на вилке показана красной стрелкой в месте под цифрой 3 на фото слева). Потёртости на вилке обычное явление и они вполне допустимы, но если виден износ в виде ступеньки, то такую вилку придётся заменить новой.

Если нет люфтов на вторичном вале коробки передач, то новичкам не советую его разбирать без надобности, так как сборка роликового подшипника этого вала требует опыта и сноровки.

Ну а такие детали как вал кикстартера, его зубчатый венец и пружина практически не изнашиваются, а вот храповик муфты сцепления может разболтаться и если это произошло, то следует обстучать его заклёпки (указаны на фото слева жёлтой стрелкой) , пока люфт не исчезнет.

Осмотрите, ощупайте и проверьте все подшипники, и если заметен люфт наружной обоймы, относительно внутренней, то такой подшипник следует заменить новым. Как выбрать подшипник советую почитать вот тут.

В заключении этого раздела, по диагностике деталей двигателя иж юпитер, хочу сказать, что любая выработка на деталях хорошо заметна даже невооружённым глазом. И оставлять детали с выработкой или с повышенным люфтом или нет каждый решает сам.

Но следует всегда помнить, что как выработка, так и люфт деталей являются источником повышенного шума при работе мотора, а в коробке передач могут вызвать не только шум, но и нечёткость работы механизма переключения передач. Поэтому всё же лучше один раз потратиться и заменить все изношенные детали (включая сальники), зато можно будет забыть о ремонте надолго.

Сборка двигателя иж юпитер.

Собираем мотор в обратной последовательности и если при разборке новички делали фотоснимки, то они помогут всё собрать ощутимо быстрее. Плоскости разъёма половинок картера советую осмотреть перед сборкой и если какой то «кулибин» половинил двигатель до вас, с помощью отвёртки или клина, то наверняка на плоскостях прилегания половинок картера имеются забоины.

Такие половинки следует притереть на плите, а собирать всё придётся на бакелитовый лак или качественный герметик. Только советую почитать инструкцию герметика, способен ли он застывать без доступа воздуха?

При сборке, когда будете вводить цапфы (наконечники валов) коленвала в новые сальники, используйте тонкостенную оправку, показанную на рисунке слева. Если уж негде заказать токарю такую оправку, то используйте вместо неё хотя бы кусочек пластика, вырезанный из пластиковой бутылки и свёрнутый в рулон. Такое приспособление не позволит испортить тонкие кромки новых сальников.

Крышки кривошипных камер можно запрессовывать с помощью несильных ударов пластиковой киянкой (обстукиваем по кругу и ближе к центру, а не по краям). А сборку деталей коробки передач производите при включенной четвёртой передаче.

Сам червячный вал соедините с зубчатым венцом согласно меткам в виде красных точек показанных жёлтыми стрелками на фото чуть ниже (метки советую поставить ещё до разборки, если их не было с завода).

А шестерню первой передачи (показана на фото слева жёлтой стрелкой) следует надевать на вал одновременно с левой половинкой картера.

При сборке моторной цепной передачи, после затяжки гайки ведущей (маленькой) звёздочки, не забудьте закернить колпачок гайки. Далее соберите диски сцепления, и если вы не помечали старые диски, или заменили их новыми, то первым уложите фаской вниз стальной диск с кольцевой проточкой (первым по отношению к коробке передач).

Маховик коленвала при сборке установите посередине линии разъёма половинок картера, а его гайку цанги затяните с помощью динамометрического ключа, с моментом в пределах 17 — 20 кг.м. В полость картера следует залить граммов 100 моторного масла, а в полость картера коробки передач залейте 1 литр. Для лета предпочтительнее SAE 40-50, а если будете ездить зимой с коляской, то желательно будет заменить на SAE 30. Ну или сразу залить качественную всесезонку.

Приспособление для запрессовки поршневого пальца.
3 — поршень, 4 — поршневой палец, 5 — направляющая втулка, 6 — шатун, 7 — винт.

Собрать поршневую группу с расточенными цилиндрами и новыми поршнями думаю проблем не будет даже у новичков, но пальцы в поршни советую запрессовать не ударным способом (погнёте шатун), а с помощью приспособления показанного на фото слева.

После сборки мотора ещё раз проверьте затяжку всего крепежа, с моментом показанным в таблице слева (в зависимости от диаметра резьбы) и после этого останется смонтировать отремонтированный мотор на мотоцикл.

Обкатку проводим как рекомендует завод изготовитель для нового двигателя. Вот вроде бы и всё. Надеюсь эта статья, по переборке двигателя иж юпитер, будет полезна новичкам и они смогут перебрать мотор самостоятельно, успехов всем.

источник

Хотя мотоциклы ИЖ уже почти 10 лет сняты с производства, они продолжают пользоваться популярностью. Некоторые из них починить легче, некоторые из-за отсутствия на рынке запчастей сложнее. Рассмотрим, какими трудностями может сопровождаться ремонт мотоциклов ИЖ и как его следует производить.

Данная модель выпускалась с 1987 года и благодаря своим качеству и надежности многими любима и сегодня. Байк стойкий и неприхотливый к погоде, завести его не будет проблемой даже в -30, а ездить можно по любым дорогам.

Планета-5 имеет одноцилиндровый двигатель объемом 346 куб. см, который работает в 2 такта.
Его мощность – двадцать две лошадиные силы, что является весьма хорошим показателем, особенно учитывая небольшой объем. Этого вполне хватает для скорости 120 км/ч, однако многие размышляют о том, как сделать двигатель мощнее. К счастью, его конструкция весьма проста, и с разборкой при желании сможет справиться и не очень опытный мотолюбитель. Если есть желание выделиться, двигатель легко можно доработать, проведя несколько манипуляций. Форсирование может быть самым разным: от довольно сложных изменений до элементарной замены глушителя, благодаря которой вибрация станет слабее, а звук в целом эстетичнее.


На мотоцикле установлены стандартное электрооборудование, многодисковое сцепление, четырехступеневая коробка передач, воздушная охладительная система, один глушитель. Заправляется Планета-5 смесью бензина и масла.
Несомненным плюсом является то, что для починки коробки передач нет нужды снимать двигатель.
Ремонт мотоцикла ИЖ Планета-5 заключается главным образом в операциях с двигателем. Однако прежде чем браться его разбирать, особенно не для обычной починки, а чтобы улучшить, нужно вникнуть в ТО любимца, чтобы избежать неприятностей в дальнейшем.
Ремонт двигателя рекомендуется производить согласно указаниям в заводской книге техобслуживания. Но случается, что она утеряна либо даже не была получена – тогда нужно следовать приведенному ниже алгоритму действий.

Данный процесс проходит так:

  • приведите в порядок место ремонта, а также тщательно вымойте сам мотор: если грязь попадет внутрь, она может спровоцировать новую поломку;
  • снимите трубку выпуска (лучше сделать это не полностью, лишь со стороны мотора, зафиксировав с помощью устойчивой детали);
  • снимите крышку цилиндров, открутив ее 4 болта, а затем цилиндры. Нужно действовать аккуратно, чтобы не испортить прокладку, поскольку из-за этого возникнут проблемы с давлением и компрессией;
  • отсоедините трубку цепного чехла;
  • выбейте – осторожно, чтобы не погнуть – передний палец, который закрепляет двигатель;
  • сзади отверните болты с гайками, чтобы открепить двигатель, после снимите его и установите в устойчивом месте;
  • открутите все 7 болтов на поддоне, затем снимите его;
  • уберите пластину маховика с прокладкой, потом закрепите двигатель – либо на верстаке, либо на массивном столе;
  • ослабьте болт, который крепит выносящий маховик (для этого нужны длинная крепкая монтировка, а также торцевой ключ), резьба шляпки весьма мягкая, не переусердствуйте, чтобы не сорвать;
  • разделите поддон (не надо убирать половинки далеко, они будут еще нужны);
  • снимите маховик со шпоном;
  • запомните положение шайб регулировки и поочередно выньте валы – передний, задний, а после коптирный;
  • займитесь крышками кривошипа: снимите их и кольца, осторожно вывернув шпильки;
  • из половинок поддона достаньте коленчатые валы;
  • демонтируйте подшипники картера;
  • обойму, винты коленвала открутите;
  • уберите установочные кольца, после чего выбейте сальники.

Собирается ДВС в прямо противоположном порядке. Следует не забывать, что закручивать болты нужно с усилиями.

Эта модель схожа с уже описанной, потому и ремонт мотоциклов ИЖ 5 отличается мало.

Разбирается и собирается двигатель так же, как в случае с Планетой-5.
Чтобы определить степень неисправности, проверьте, насколько не совпадают звездочки коленвала с плоскостью барабана сцепления. Отрегулировать к допустимому показателю в 0,4 мм можно с помощью шайб от 0,2 до 0,5 мм, установленных на первичный вал меж распорной втулкой и внутренним подшипным кольцом. Моторная цепь не должна провисать более чем на 2-9 мм, в ином случае нужно заменить звездочки на те, у которых больший диаметр окружности впадин шестерни.
Собирая муфту сцепления, нужно следить, чтобы гайки пружин выступали над колпачками не более чем на 3,5-4 мм, а нажимной диск перемещался не перекашиваясь (4 мм допустимо). Чтобы отрегулировать механизм, который управляет сцеплением, установив правую крышку, а также автомат сцепления, затяните до упора винт регулировке на нажимном диске, после чего открутите на 1/4-1/2 оборота, зафиксируйте винт. Дальше отрегулируйте рычаг сцепления, чтобы его свободных ход составлял около 5-10 мм.

Читайте также:  Как узнать что поспел физалис

Важным элементом ремонта и обслуживания мотоцикла является регулирование частоты вращения коленвала во время холостого хода.
Производится данная процедура так:

  • проверьте, есть ли у дросселя свободный ход, перекрывается ли смесительная камера полностью;
  • прогрейте двигатель;
  • установите самые низкие устойчивые обороты, вращая винт дросселя;
  • поворачивайте винт дальше, пока частота вращения, сначала повышающаяся, не начнет снижаться – это наилучшее положение винта регулировки;
  • проверьте, все ли установлено правильно, резко открыв, а затем закрыв дроссель, и при необходимости откорректируйте положение: если ДВС глохнет при открытии, обогатите горючую смесь, немного затянув винт, а если же при закрытии – обедните смесь, слегка отвернув винт.

Данную процедуру следует проводить, помимо прочего, когда вы собираетесь ехать по сильно отличающейся качеством дороге или при изменении температурного режима (в жару от +30 °С смесь нужно обеднить, в мороз от -15 °С – обогатить).
Каждые 4-5 тыс. км пробега детали карбюратора следует очищать и промывать. Нежелательно прочищать отверстия или жиклеры с помощью металлических предметов.

Ремонт мотоцикла ИЖ Юпитер, как и других моделей, неизбежно включает в себя и работу с кикстартером. Рано или поздно он изнашивается, и зацепление не происходит. Достать новые детали крайне сложно, потому необходимо восстановить износившиеся.
Поскольку зубья закалены отлично, наварить переднюю кромку в домашних условиях практически невозможно, но можно вернуть деталь в рабочее состояние с помощью электрического точила.
Чтобы работать было удобно, нужно снять храповик с ведущего барабана сцепления. Лучше использовать не точильный камень, а наждачный круг (приблизительно 2,5 мм толщиной). Нужно не восстановить исходную форму зубьев, а придать обеспечивающую хорошее зацепление, несмотря на перекашивающую силу. Желательный показатель – угол зацепления в 20-30 °.
Не стоит спешить, эту работу надо выполнять тщательно. К верхней кромке лучше более чем на миллиметр-полтора не приближаться и не пытаться придать ей острую форму – металл перегреется и в итоге станет менее прочным.

Ремонт спидометра мотоцикла ИЖ возможно произвести и самостоятельно. Если прибор механический, добиться точных показаний будет сложно, даже на новых заводских присутствует неточность до 10%. Такие спидометры замеряют скорость с помощью магнитного диска, который вращается из-за оборотов трансмиссии. Магнитно-электрическое поле увлекает алюминиевую катушку за диском, однако ее держит пружина. Показатели прибора зависят как раз от жесткости этой пружины.
Электронный спидометр точнее, а смастерить его можно и самому. Нужны подсветочные светодиоды, кварцевый резонатор, конденсатор со средней емкостью, микроконтроллер, резистор, стабилизатор, а также дисплей телефона, желательно Нокиа.
Установив датчик, можно определить, сколько импульсов приходится на 1 км, устройство устанавливается на одно из колес. Замерьте длину колеса и подсчитайте: 1 оборот равен 1 импульсу. Если колеса 2 м, датчик даст 500 импульсов. Задайте контролеру программу, указав нужную величину, и закрепите прибор на панели.
Можно также установить сделанный спидометр в корпус от механического.

Ремонт мотоциклов ИЖ своими руками включает установку зажигания.
На ИЖ Юпитер она производится следующим образом:
Поверните по направлению часовой стрелки коленвал с помощью болта генераторного якоря, пока на прерывателе не разомкнутся контакты, послабьте винт, зафиксируйте небольшой зазор меж контактами, проворачивая эксцентрик, и закрепите тот же винт. Сначала проделайте эту процедуру с правым прерывателем, затем с левым.
На место свечи установите втулку установки зажигания, вставив в нее вороток рисок, идущий в комплекте. Поршень ПЦ зафиксируйте в ВМТ, вращая коленвал за часовой стрелкой. Совместите на воротке одну крайнюю риску, поворачивая втулку, с торцом. Поворачивая коленвал против часовой стрелки, зафиксировать поршень за 2,2-2,6 мм до ВМТ, следя, чтобы торец втулки сходился со следующей по порядку риской. Отвернуть три винта так, чтобы контакты размыкались, когда нижняя основа прерывателя поворачивается (определить момент можно с помощью лампы, присоединив провода последовательно к массе и к клемме; когда разомкнутся контакты, лампа загорится). Два винта закрепить. То же проделать с другим цилиндром.

Поочередно разберите пера. После извлечения пера их наконечники для продолжения работы зажимают тисками. Нужно убрать корпус вальника, достать несущую трубку, снять поршень, уплотнительную прокладку и втулку, стопорное кольцо, а после слить амортизаторное масло. Разберите гидравлический гаситель колебаний и при необходимости замените сальники.
Занимаясь втулками, замерьте их диаметр, труб, наружный диаметр поршня и используйте подходящие. Всё должно быть точно.
Сборка проходит в обратном порядке. Важно, чтобы штифт ГГК встал на место.


И сегодня многие любители предпочитают мотоциклы ИЖ, эксплуатация и ремонт их просты и приятны, при желании практически все можно сделать своими руками.

источник

Для начала стоит разобраться в особенностях мотоцикла. ИЖ Юпитер-5 – техника, предназначенная для дорожного передвижения с разным покрытием. Можно присоединить коляску и грузовой модуль. Внешний вид Юпитер-5 отличается строгой классикой, присущей советскому времени, но при этом она обладает своей индивидуальностью.

Востребованность данной модели заключается в небольших габаритах мотоцикла, а также в приличной для того времени мощности. Двигатель этого мотоцикла имеет два цилиндра и два такта. Расположение цилиндров рядное. Максимальная развиваемая мощность достигает 25 лошадей, что на 3 больше одноцилиндрового ИЖ Планета-5. Такой двигатель позволяет мотоциклу передвигаться с максимальной скоростью 120 км/ч, при этом он имеет небольшой расход топлива.

Эти два дюбеля выполняют те же функции, что и ранее упомянутые передние поверхности. Другими дюбелями являются отверстия для размещения опорных подшипников. Они должны плотно найти в отверстиях картера и не должны в любое время выступать через поверхность материала подшипника на опорной оболочки. Эти дюбеля имеют осевое сверление, так что смазочный пистолет с точечным соплом может использоваться для выталкивания дюбелей. Количество этих дюбелей может варьироваться в зависимости от типа картера.

Важность этих двух дюбелей не может быть чрезмерной. Они управляют сеткой приводных механизмов масляного насоса. Если дюбели отсутствуют, масляный насос может перейти к прежнему, что шестерни могут иметь ситуацию вне сетки, и значение времени зажигания может быть потеряно. Опять же, эти дюбели могут оставаться в картере или они могут уйти с масляным насосом, когда он будет удален.

Выгодно отличают байк способность к эксплуатации даже в жестких климатических условиях. Он совершенно не прихотлив: может завестись как в -30 градусов, так и в жару за +40, не боится дождя и грязи. Однако передвижение по грунту во время дождя, дается не так легко, как хотелось бы. В отличие от «Планеты», во время поездки не ощущается лишняя вибрация . движение проходит динамично и очень плавно.

В задней части коленчатого вала имеется мастер-дюбель. Можно закрепить одно резьбовое отверстие над дюбелем. Это приведет к большой путанице с установкой системного времени и возникновению ситуации дисбаланса между коленчатым валом и маховиком. На нижней поверхности картера установлены стальные втулки. Они были предусмотрены для целей размещения машины во время производства картера. Они не используются для процедур сборки двигателя.

Дюбели находятся в компонентах автомобильных транспортных средств, чтобы служить жизненно важной функции. Если обнаруживается, что штифт свободен, то надлежащие процедуры должны использоваться для доработки компонента таким образом, чтобы они были хорошими. Это, вероятно, потребует обслуживания хорошего машинного цеха с подходящим оборудованием для бурового станка. Клеи и герметики не должны использоваться для крепления рыхлых дюбелей.

Производить ИЖ Юпитер-5 в 1985 году начал Ижевский машиностроительный завод, поэтому запчасти всегда есть в наличии. Однако качество оставляет желать лучшего, из-за чего детали быстро изнашиваются и мотоциклу требуется довольно регулярный ремонт. Иногда для нахождения причины поломки, приходится разобрать половину того, о чем и не знал. Благо, в ИЖе все довольно просто и починку можно выполнить в домашних условиях. Ремонт двигателя ИЖ Юпитер 5 дело нехитрое, но если вы собираетесь ездить на этом мотоцикле часто, то не стоит пренебрегать правильностью выполнения работы.

Во-первых, следует отметить, что все коленчатые валы двигателя имеют дату «использования». Очень жаль, что в случае некоторых эта дата будет раньше, чем для других. Интересно отметить, что другие марки нарушают свои коленчатые валы, но факт не распространяется так широко и далеко. Не рекомендуется использовать этот тип вала. Окончательный стиль коленчатого вала известен как овальный вал.

Необходимо проявлять осторожность при определении овального коленчатого вала, поскольку в Австралии были сделаны чугунные валы, произведенные в Австралии компанией в Аделаиде. Это основное требование для долгого срока службы коленчатого вала. Амортизируемый коленчатый вал должен быть закончен, потому что диаметр диафрагмы может «расти» во время процесса затвердевания.

К основным проблемам Юпитера-5 можно отнести текущие амортизаторы и цилиндры, попеременно отказывающие в работе двигателя. Если вы сталкивались с подобными проблемами, тогда статья может помочь вам в решении одной из назойливых проблем.

Итак, разборка двигателя ИЖ Юпитер 5 включает в себя следующие этапы:

Несоблюдение этого требования приведет к блокировке коленчатого вала после сборки. Чтобы произвести первоначальную оценку устойчивости коленчатого вала, необходимо применить тест «кольца». Приостановить коленчатый вал на проволочной петле, связанной вокруг болта с собакой пусковой рукоятки. Умный отвод в Интернете с помощью маленького молотка должен вызывать четкий звуковой сигнал. Это указывает на отсутствие трещин в валу. Если тон тусклый, есть четкое указание на то, что коленчатый вал взломан.

Все коленчатые валы должны быть надлежащим образом проверены на разрыв перед началом любой работы над ними. Они могут быть успешно заземлены до 050 дюймов. Используйте только авторитетный ремонт коленчатого вала, который действует явно по инструкциям. Убедитесь, что понятно, что задняя сторона втулки, к которой прикреплен маховик, не измельчается, чтобы очистить поверхность уплотнительной кромки. В противном случае невозможно будет затянуть болты маховика.

  1. Для начала нужно отмыть потрудившееся на славу сердце мотоцикла. Промыть нужно как можно тщательнее, поскольку грязь не должна в итоге оказаться внутри двигателя, иначе большая часть трудов, скорее всего, пойдет насмарку.
  2. Возьмите листок с ручкой, чтобы по ходу работы записывать расположение деталей и порядок их установки. Все болты, шпильки и шпонки имеют свое место и порядок закручивания. Поэтому не нужно разбрасывать их в разные стороны, а лучше складывать по мере разбора.
  3. Необходимо стянуть трубку выпуска. Не выбрасываем ее далеко, привяжите к чему-нибудь крепкому.
  4. Отвернув 4 гайки, снять крышки цилиндров и сами цилиндры, осторожно, не повредите прокладки. Если повредили прокладки, тогда нарушится давление внутри двигателя.
  5. Теперь необходимо стянуть трубку на чехле цепи. Выбиваем шпильку спереди двигателя наполовину. Важно не погнуть ее, иначе придется искать новую.
  6. Отворачиваем гайки, вынимаем болт, закрепляющий двигатель сзади. Детали лучше раскладывать группами, чтобы не потерять и не перепутать.
  7. Отворачиваем семь болтов закрепляющих поддон, снимаем пластину выносящего маховика и прокладку, фиксируем двигатель. Зафиксировать двигатель лучше на верстаке, если его нет, то массивный стол подойдет.
  8. Торцевым ключом и длинной прочной монтировкой ослабляем болт, скрепляющий выносящий маховик. Будьте осторожны, не сорвите резьбу на шляпке – это сильно усложнит задачу.
  9. Отсоединяем половинки картера. Не убираем их далеко, они скоро пригодятся.
  10. Снимаем выносящий маховик и шпон.
  11. Вынимаем средний и передний валы, копирный вал, запоминаем место установки регулировочных шайб. Важно запомнить их точное расположение, иначе потом произойдет нестыковка деталей.
  12. Выворачиваем шпильки, закрепляющие крышки кривошипных камер, снимаем крышки с кольцами. Шпильки довольно хрупкие, если сломаете их, пока выкручиваете, достать будет сложно.
  13. Вынимаем коленвалы из половинок поддона.
  14. Вытягиваем подшипники половинки картера. Не погните картер, иначе ваше масло будет расходоваться очень быстро.
  15. Отворачиваем винты и обойму с сальником коленвала.
  16. Вынимаем установочные кольца и выбиваем сальники.
  17. Выбиваем подшипник правой половинки поддона.
  18. Разборка двигателя ИЖ Юпитер закончена.

Теперь, когда вы посмотрели на все детали изнутри и нашли проблему, меняем поломанную деталь. Самый простой способ заглянуть в интернете на сайт продаж запчастей. Можно найти и на обычном городском рынке (барахолке). Перед тем, как собрать двигатель ИЖ Юпитер 5 , тщательно осмотрите его поверхность на предмет поиска сколов, трещин, выработки еще раз.

Удлинение переднего вала для масляного насоса и приводов распределительных валов должно быть концентрическим с тремя основными подшипниками. Группа, содержащая коленчатый вал, маховик, узел сцепления с шестью болтами крепления и передним шкивом, должна быть сбалансирована как группа.

Очень рано, были проблемы с этим материалом, который потерпел неудачу из-за тепла и напряжения. Это изменение вызвало еще одну озабоченность, повышенный износ в журналах коленчатого вала. Эта проблема была решена путем изменения спецификации коленчатого вала. Однако из-за задней основной подшипник, имеющий упорные фланцы, он был сохранен в его первоначальном формате – белый металл. Кроме того, основные подшипники имели канавку, обработанную в области поверхности подшипника, что приблизительно уменьшило площадь поверхности на треть.

После того, как вы выбросили сломанную деталь и воткнули вместо нее новую, блестящую, необходимо вернуть все как было. Сборка двигателя ИЖ Юпитер 5 немногим сложнее разборки. Собирается все в обратном порядке.

Как видите, ничего сложного в этом нет. Другое дело, если вы хотите добавить своему любимцу пару лошадок. Тогда придется немного попотеть, ведь тюнинг двигателя ИЖ Юпитер потребует от вас капельку терпения.

Эта канавка снабжала большое количество масла для подшипников большого конца. Позже картера имели аналогичную канавку, обработанную в опоре подшипника, так что масло могло быть подано на основные подшипники с двух точек для увеличения подачи. В Новой Зеландии была разработана очень надежная модификация. Чтобы использовать эти подшипники, опоры картера должны иметь в себе радиальную канавку.

Трехцилиндровый, обеспечивающий коробку из трех пар оболочек. Принятие этих изменений является предпочтительным вариантом, если ожидается долговременная надежность. Наряду с такими же основными основными подшипниками, они были довольно неприятными. Благодаря этому материалу надежность была значительно улучшена, но более быстрый износ произошел в журналах коленчатого вала, а коленчатые валы прошли несколько модификаций для улучшения состояния износа. В приложении Брэдфорда материал из белого металлического подшипника вполне подходит для использования – двигатель имеет низкую степень сжатия и не имеет большого оборота.

Читайте также:  Суккуленты как часто поливать

Перед началом работы вам необходимо определиться, какой мощности вы хотели бы придать своему двигателю. Если вас вполне устроит средняя мощность, тогда понадобится резонатор «ЗиД-200». Но если вам хочется сделать быстрым и мощным мотоцикл ИЖ Юпитер 5, тюнинг двигателя начните с установки резистора от СМБ-5 «мотоблока».

Эти подшипники имеют правильную ширину. Может потребоваться подача заглушек в соответствии с канавками соединительных стержней, имеющими две ширины, так что подшипник может быть расположен в центре отверстия соединительного стержня и обеспечить необходимый зазор.

Ширина этого подшипника 875 и 075 должна быть обработана со стороны тангажа, чтобы остановить обратное загрязнение на радиусе большого радиуса коленчатого вала. Может потребоваться, чтобы установочные наконечники были более узкими, если шатуны имеют узкие канавки.

Зазубренные соединительные стержни имеют более поздний тип и являются предпочтительным типом. Есть несколько замечаний о шатунах. У них должно быть истинное отверстие для большого конца. Они должны быть честными и правдивыми. Они должны быть уравновешены по весу.

Замена воздухофильтра играет большую роль в доработке двигателя. Чем лучше будет производиться отчистка воздуха, тем больше лошадей сможет выдать двигатель. Ведь от количества поступающего воздуха зависит степень перегрева двигателя. Лучше всего использовать импортные воздушные фильтры. Они дают улучшенную очистку и больший срок эксплуатации.

Болты большой торцевой заглушки необходимо обновить. Болт с коротким боковым торцом должен надежно закрепить колпачок, а не в нижней части стержня. Шатуны с острыми углами в отверстии большого конца должны иметь подходящую фаску, обработанную на этом краю. В противном случае стержень будет соприкасаться с более длинными радиусами подшипника коленчатого вала. Фаска должна иметь 125-дюймовую поверхность под углом 45 °.

Большее торцевое отверстие должно быть отточено в соответствии с новейшими подшипниками, входящими в состав клуба. Предпочтительными шатунами являются те, у которых в полотне имеется эмблема «Стаффордширский узел». Эти стержни заметно сильнее в области коротких боковых торцевых болтов.

Дальше следует хорошо поработать над системой впрыска. Отличный вариант – установка карбюратора «Планеты» с диффузорным диаметром 0,32 см. Два карбюратора обеспечат гораздо больший разгон и хорошую динамику. Берем фланцы закрепляющие цилиндр от штатной трубки, вытачиваем алюминиевые шпильки, отрезаем от карбюратора фланец с впускающей трубки от «Планеты».

Существует достаточно большое количество используемых шатунов, доступных от членов клуба, поэтому, если у вас есть сомнения, попросите заменить стержень, а не использовать нижнюю часть. Все болты с большим торцом лучше всего заменяются винтами с соответствующей длиной. Если необходимо, перед повторным использованием старых болтов, проверьте их на состояние «шеи», поместив прямой край по длине резьбы. Шея болтов идентифицируется не всеми нитями, касающимися прямой кромки. Ни в коем случае не следует использовать болты с шейкой.

Вероятно, правда, что большинство разрывов соединительных стержней обусловлено наличием короткого бокового торцевого болта в резьбовом отверстии, а не зажимания крышки. Все шатуны должны быть проверены на соответствие этому условию. Новые болты крышки шатуна; поставляемые клубом, имеют небольшой радиус под головой. Чтобы плоский выступ под головкой болта делал фактический зажим, слегка сглаживайте отверстия в крышках штока. Эти болты должны быть установлены без шайбы под головкой.

Торцы головок цилиндров обтачиваем на станке, а сами цилиндры поджимаем. Максимально допустимый объём КВС – 18 куб. см. Устанавливаем заводские медные прослойки под головки цилиндра. И регулируем угол опережающего зажигания под увеличение сжатия.

Используем второй фланец от старого карбюратора. После чего свариваем детали при помощи «холодной» сваркой. И, наконец, дорабатываем узел до совместимости с впускающими каналами. Все щели заполняем эпоксидной жидкостью . Карбюраторы «Восхода» обеспечат равномерную тягу.
Вот таким нехитрым способом можно добавить своему любимцу не только пару дополнительных лошадей, но и обеспечить более живую динамику, придающую хорошие впечатления от езды.
Мотоцикл очень надежен для повседневного использования, а если обеспечить хороший уход, то и поломки будут возникать очень редко.

Использование поздних моделей шатунов в ранних двигателях потребует модификации внутренней части картера, подавая выступающий выступ в область цилиндра номер 3. Это предотвратит загрязнение стержня картера. Между прочим, зазор между головками болтов шатуна, поршневыми юбками и картером довольно плотный. Убедитесь, что рельеф, обработанный в цилиндрах, выполняет свою задачу по обеспечению зазора.

Очень важно, чтобы они были установлены правильно. Во-первых, оригинальные прокладки не должны использоваться для уплотнения основания на поверхности сиденья картера. Эти прокладки в течение определенного промежутка времени позволяют вкладышу погружаться и позволяют газам сгорания проходить в охлаждающую жидкость двигателя. Гидроизолирующие баллоны должны быть установлены с вычисленными медной прокладкой и прокладками для обеспечения между выступами 006 и 008 прокладки поверхности головки цилиндра над поверхностью картера.

Описание :
мы здесь:
http://vk.com/enduro_club

В этом выпуске.
Восстановление кривошипно-шатунного механизма двигателя мотоцикла ИЖ ЮПИТЕР 5.
Исправление последствий неквалифицированного ремонта и модернизация коренных подшипников коленчатого вала.
моторемонт г. Иваново
Мастер: Дунаев Михаил
Телефон мастера

Там, где это возможно, каждая пара гильз цилиндров должна быть подвешена к одному и тому же поверхностному выступу. Эти директивы по установке имеют решающее значение. Перед установкой гильз цилиндров отверстия в картере должны быть слегка смазаны маслом.

При сборке масло не должно присутствовать в области уплотнения. Эти размеры были правильными на момент написания руководства, потому что вкладыши сидели на прокладках. Эти прокладки, изготовленные из материала прокладки Клингерита, были относительно мягкими и «устанавливали» заданное количество, обычно 006, когда гайки головки цилиндров были затянуты. При существующей практике использования твердой медной прокладки и прокладок, если бы был указан максимальный выступ, картер, скорее всего, разорвался во время затягивания головки цилиндра.

Для начала стоит разобраться в особенностях мотоцикла. ИЖ Юпитер-5 – техника, предназначенная для дорожного передвижения с разным покрытием. Можно присоединить коляску и грузовой модуль. Внешний вид Юпитер-5 отличается строгой классикой, присущей советскому времени, но при этом она обладает своей индивидуальностью.

Если картер не раскололся, была бы большая вероятность утечки масла в охлаждающую жидкость, а также большой шанс просачивания хладагента вдоль нижнего края соединения головки цилиндров. Эти вкладыши должны были обеспечить правильный выступ без использования прокладок.

Ранние цилиндрические гильзы имели более тонкую толщину стенки в области водяной рубашки. Позже более толстые гильзы цилиндров имеют больший вес и являются наиболее подходящими для бурения негабаритных грузов. Изготовленные из отличного сорта чугуна, очень мало лайнеров не могут быть повторно использованы или восстановлены. Следует отметить, что износ происходит частично вниз по стволу цилиндра, а не в верхнем положении мертвой точки поршневых колец.

Востребованность данной модели заключается в небольших габаритах мотоцикла, а также в приличной для того времени мощности. Двигатель этого мотоцикла имеет два цилиндра и два такта. Расположение цилиндров рядное. Максимальная развиваемая мощность достигает 25 лошадей, что на 3 больше одноцилиндрового ИЖ Планета-5. Такой двигатель позволяет мотоциклу передвигаться с максимальной скоростью 120 км/ч, при этом он имеет небольшой расход топлива.

Выгодно отличают байк способность к эксплуатации даже в жестких климатических условиях. Он совершенно не прихотлив: может завестись как в -30 градусов, так и в жару за +40, не боится дождя и грязи. Однако передвижение по грунту во время дождя, дается не так легко, как хотелось бы. В отличие от «Планеты», во время поездки не ощущается лишняя вибрация , движение проходит динамично и очень плавно.

Производить ИЖ Юпитер-5 в 1985 году начал Ижевский машиностроительный завод, поэтому запчасти всегда есть в наличии. Однако качество оставляет желать лучшего, из-за чего детали быстро изнашиваются и мотоциклу требуется довольно регулярный ремонт. Иногда для нахождения причины поломки, приходится разобрать половину того, о чем и не знал. Благо, в ИЖе все довольно просто и починку можно выполнить в домашних условиях. Ремонт двигателя ИЖ Юпитер 5 дело нехитрое, но если вы собираетесь ездить на этом мотоцикле часто, то не стоит пренебрегать правильностью выполнения работы.

К основным проблемам Юпитера-5 можно отнести текущие амортизаторы и цилиндры, попеременно отказывающие в работе двигателя. Если вы сталкивались с подобными проблемами, тогда статья может помочь вам в решении одной из назойливых проблем.

Итак, разборка двигателя ИЖ Юпитер 5 включает в себя следующие этапы:

  1. Для начала нужно отмыть потрудившееся на славу сердце мотоцикла. Промыть нужно как можно тщательнее, поскольку грязь не должна в итоге оказаться внутри двигателя, иначе большая часть трудов, скорее всего, пойдет насмарку.
  2. Возьмите листок с ручкой, чтобы по ходу работы записывать расположение деталей и порядок их установки. Все болты, шпильки и шпонки имеют свое место и порядок закручивания. Поэтому не нужно разбрасывать их в разные стороны, а лучше складывать по мере разбора.
  3. Необходимо стянуть трубку выпуска. Не выбрасываем ее далеко, привяжите к чему-нибудь крепкому.
  4. Отвернув 4 гайки, снять крышки цилиндров и сами цилиндры, осторожно, не повредите прокладки. Если повредили прокладки, тогда нарушится давление внутри двигателя.
  5. Теперь необходимо стянуть трубку на чехле цепи. Выбиваем шпильку спереди двигателя наполовину. Важно не погнуть ее, иначе придется искать новую.
  6. Отворачиваем гайки, вынимаем болт, закрепляющий двигатель сзади. Детали лучше раскладывать группами, чтобы не потерять и не перепутать.
  7. Отворачиваем семь болтов закрепляющих поддон, снимаем пластину выносящего маховика и прокладку, фиксируем двигатель. Зафиксировать двигатель лучше на верстаке, если его нет, то массивный стол подойдет.
  8. Торцевым ключом и длинной прочной монтировкой ослабляем болт, скрепляющий выносящий маховик. Будьте осторожны, не сорвите резьбу на шляпке – это сильно усложнит задачу.
  9. Отсоединяем половинки картера. Не убираем их далеко, они скоро пригодятся.
  10. Снимаем выносящий маховик и шпон.
  11. Вынимаем средний и передний валы, копирный вал, запоминаем место установки регулировочных шайб. Важно запомнить их точное расположение, иначе потом произойдет нестыковка деталей.
  12. Выворачиваем шпильки, закрепляющие крышки кривошипных камер, снимаем крышки с кольцами. Шпильки довольно хрупкие, если сломаете их, пока выкручиваете, достать будет сложно.
  13. Вынимаем коленвалы из половинок поддона.
  14. Вытягиваем подшипники половинки картера. Не погните картер, иначе ваше масло будет расходоваться очень быстро.
  15. Отворачиваем винты и обойму с сальником коленвала.
  16. Вынимаем установочные кольца и выбиваем сальники.
  17. Выбиваем подшипник правой половинки поддона.
  18. Разборка двигателя ИЖ Юпитер закончена.

Теперь, когда вы посмотрели на все детали изнутри и нашли проблему, меняем поломанную деталь. Самый простой способ заглянуть в интернете на сайт продаж запчастей. Можно найти и на обычном городском рынке (барахолке). Перед тем, как собрать двигатель ИЖ Юпитер 5, тщательно осмотрите его поверхность на предмет поиска сколов, трещин, выработки еще раз.

После того, как вы выбросили сломанную деталь и воткнули вместо нее новую, блестящую, необходимо вернуть все как было. Сборка двигателя ИЖ Юпитер 5 немногим сложнее разборки. Собирается все в обратном порядке.

Как видите, ничего сложного в этом нет. Другое дело, если вы хотите добавить своему любимцу пару лошадок. Тогда придется немного попотеть, ведь тюнинг двигателя ИЖ Юпитер потребует от вас капельку терпения.

Перед началом работы вам необходимо определиться, какой мощности вы хотели бы придать своему двигателю. Если вас вполне устроит средняя мощность, тогда понадобится резонатор «ЗиД-200». Но если вам хочется сделать быстрым и мощным мотоцикл ИЖ Юпитер 5, тюнинг двигателя начните с установки резистора от СМБ-5 «мотоблока».

Замена воздухофильтра играет большую роль в доработке двигателя. Чем лучше будет производиться отчистка воздуха, тем больше лошадей сможет выдать двигатель. Ведь от количества поступающего воздуха зависит степень перегрева двигателя. Лучше всего использовать импортные воздушные фильтры. Они дают улучшенную очистку и больший срок эксплуатации.

Болты большой торцевой заглушки необходимо обновить. Болт с коротким боковым торцом должен надежно закрепить колпачок, а не в нижней части стержня. Шатуны с острыми углами в отверстии большого конца должны иметь подходящую фаску, обработанную на этом краю. В противном случае стержень будет соприкасаться с более длинными радиусами подшипника коленчатого вала. Фаска должна иметь 125-дюймовую поверхность под углом 45 °.

Большее торцевое отверстие должно быть отточено в соответствии с новейшими подшипниками, входящими в состав клуба. Предпочтительными шатунами являются те, у которых в полотне имеется эмблема «Стаффордширский узел». Эти стержни заметно сильнее в области коротких боковых торцевых болтов.

Дальше следует хорошо поработать над системой впрыска. Отличный вариант – установка карбюратора «Планеты» с диффузорным диаметром 0,32 см. Два карбюратора обеспечат гораздо больший разгон и хорошую динамику. Берем фланцы закрепляющие цилиндр от штатной трубки, вытачиваем алюминиевые шпильки, отрезаем от карбюратора фланец с впускающей трубки от «Планеты».

Торцы головок цилиндров обтачиваем на станке, а сами цилиндры поджимаем. Максимально допустимый объём КВС – 18 куб. см. Устанавливаем заводские медные прослойки под головки цилиндра. И регулируем угол опережающего зажигания под увеличение сжатия.

Используем второй фланец от старого карбюратора. После чего свариваем детали при помощи «холодной» сваркой. И, наконец, дорабатываем узел до совместимости с впускающими каналами. Все щели заполняем эпоксидной жидкостью . Карбюраторы «Восхода» обеспечат равномерную тягу.
Вот таким нехитрым способом можно добавить своему любимцу не только пару дополнительных лошадей, но и обеспечить более живую динамику, придающую хорошие впечатления от езды.
Мотоцикл очень надежен для повседневного использования, а если обеспечить хороший уход, то и поломки будут возникать очень редко.

источник

Adblock
detector