Меню

Из чего состоит грамматическая основа предложения

Понятие «грам­ма­ти­че­ская осно­ва» нераз­рыв­но свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем — одной из основ­ных син­так­си­че­ских еди­ниц рус­ско­го язы­ка. Выясним, что же явля­ет­ся ядром пред­ло­же­ния.

Предложение — это наи­мень­шая еди­ни­ца обще­ния. При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, сове­та­ми, прось­ба­ми, поже­ла­ни­я­ми и при­ка­за­ни­я­ми.

Каждое пред­ло­же­ние име­ет свое ядро, вокруг кото­ро­го груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные его чле­ны. Это грам­ма­ти­че­ское ядро состо­ит из глав­ных чле­нов — под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии или толь­ко под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го в одно­со­став­ном, напри­мер:

Уже рас­хо­ди­лись хоро­во­ды ; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыба­чий (А.С.Пушкин).

Сумерки . Рано вече­ре­ет . Мы плы­ли доволь­но мед­лен­но (И.С. Тургенев).

Чтобы выде­лить грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния, выяс­ним, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Для это­го зада­дим вопро­сы: кто? или что?

Что? — небо. Это под­ле­жа­щее , кото­рое, как пра­ви­ло, выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или любой частью речи в зна­че­нии име­ни суще­стви­тель­но­го.

Что гово­рит­ся о небе? Небо что дела­ло? мерк­ло — это ска­зу­е­мое .

Небо мерк­ло — грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го пред­ло­же­ния.

Кто? мы — под­ле­жа­щее , выра­жен­ное лич­ным место­име­ни­ем в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Мы что дела­ли? плы­ли — ска­зу­е­мое.

Мы плы­ли — грам­ма­ти­че­ская осно­ва.

Метель (суще­стви­тель­ное) надви­ну­лась сра­зу (Н.Островский).

Я (место­име­ние) ехал вече­ром один на бего­вых дрож­ках (И.С. Тургенев)

Кто (место­име­ние) не рабо­та­ет, тот не ест.

Трое (чис­ли­тель­ное) неза­мет­но про­скольз­ну­ли во двор.

Умный (при­ла­га­тель­ное) гово­рит за себя сво­и­ми дела­ми.

Наконец насту­пи­ло дол­го­ждан­ное после­зав­тра (наре­чие).

Прибывшие (при­ча­стие) шум­но рас­са­жи­ва­лись за сто­ла­ми.

Громкое ура (меж­до­ме­тие) про­ка­ти­лась по пло­ща­ди.

Охранять (инфи­ни­тив) при­ро­ду — зна­чит охра­нять Родину.

Узы друж­бы (сло­во­со­че­та­ние) свя­зы­ва­ли их с дет­ства.

Несколько детей (чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное) окру­жи­ли её с выра­же­ни­ем вос­тор­га на лицах.

Вторым основ­ным ком­по­нен­том грам­ма­ти­че­ской осно­вы явля­ет­ся ска­зу­е­мое , кото­рое может бы выра­же­но все­ми спря­га­е­мы­ми фор­ма­ми гла­го­ла. Такое ска­зу­е­мое назы­ва­ет­ся про­стым гла­голь­ным — ПГС.

Девочка поет . Девочка пела . Девочка будет петь .

Сложность выде­ле­ния тако­го ска­зу­е­мо­го состо­ит в том, что оно может быть выра­же­но дву­мя сло­ва­ми, состав­ля­ю­щи­ми слож­ные фор­мы гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, напри­мер:

Мой друг не будет рас­ска­зы­вать об этом.

Мы не будем гово­рить о про­шлом.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС) состо­ит из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки и инфи­ни­ти­ва.

Вспомогательный гла­гол не обла­да­ет само­сто­я­тель­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а выра­жа­ет нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ный гла­гол) или обо­зна­ча­ет воз­мож­ность, жела­ние, воле­изъ­яв­ле­ние, дол­жен­ство­ва­ние, оцен­ку и пр. (модаль­ный гла­гол).

В каче­стве связ­ки может высту­пать так­же крат­кие при­ла­га­тель­ные:

рад, готов, дол­жен, обя­зан, вынуж­ден, наме­рен.

Особую слож­ность пред­став­ля­ют собой СГС, в соста­ве кото­рых име­ют­ся устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния с модаль­ным зна­че­ни­ем:

Лектор про­дол­жал при­во­дить инте­рес­ные фак­ты из жиз­ни насе­ко­мых.

Дождь пере­стал накра­пы­вать , и выгля­ну­ло яркое солн­це.

Кто велел тебе рвать цве­ты в моём саду?

Ты дол­жен рас­ска­зать мне об этом слу­чае.

Отец с мате­рью реши­ли ехать в дерев­ню на сле­ду­ю­щий день.

Лесничий не мог отка­зать гостям и повел их на озе­ро, где жили лебе­ди.

Собравшиеся хоте­ли услы­шать ста­рин­ную пес­ню.

Я не имел пра­ва рис­ко­вать и поэто­му шел по боло­ту осто­рож­но.

Девушка име­ла наме­ре­ние подой­ти бли­же и рас­смот­реть этот экзо­ти­че­ский цве­ток более тща­тель­но.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое состо­ит из глагола-связки, выра­жа­ю­ще­го грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, и имен­ной части (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и др.), выра­жа­ю­щей лек­си­че­ское зна­че­ние.

В каче­стве глагола-связки может высту­пать сло­во «быть» в любых фор­мах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсут­ство­вать. В таком слу­чае гово­рят о нуле­вой связ­ке.

Вода у бере­гов озе­ра была кри­сталь­но чистая .

Аллея из мож­же­вель­ни­ка будет как тро­пин­ка в лесу.

Греки счи­та­ли, что мир есть гар­мо­ния и рит­ми­ка .

Представленная ниже схе­ма помо­жет научить­ся пра­виль­но выде­лять грам­ма­ти­че­ские осно­вы пред­ло­же­ния.

источник

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова. Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. 2) конструкциями:

– числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

– кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

– кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

– существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.). 3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

Читайте также:  В каком месяце выкапывать свеклу

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , ( какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Грамматическая основа предложения с примерами

источник

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Читайте также:  Как в windows 7 поменять картинку на рабочем столе в windows

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Завтра обязательно наступит.

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также:

Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример: Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример: Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

источник

В предложении, в котором есть глагол, подлежащее найти проще. Им является слово, обозначающее того, кто совершает действие.
Рассмотрите предложение: “Дети с радостью бросились к реке”.Вы видите, что в нем есть глагол “бросились”.

Определите, кто совершает это действие. Это слово и будет являться подлежащим.
Следовательно, слово “дети” отвечает на вопрос именительного падежа, указывает на того, кто совершает действие и является главным членом в этом предложении, а именно, подлежащим.

Найдите в изучаемом предложении подлежащее и подчеркните его. Чтобы не перепутать подлежащее и дополнение, следует помнить о том, что подлежащее отвечает на вопросы «кто? что?». Оно может быть выражено как существительным или местоимением, стоящими в именительном падеже, так и другими частями речи: прилагательным, числительным, глаголом. В случае, если местоимение в предложении стоит в ином падеже, то с большой вероятностью оно будет являться дополнением. Подлежащее может состоять из одного или нескольких слов и подчеркивается при разборе одной горизонтальной линией.

Ему жарко. (Подлежащего в этом предложении нет , сказуемое – жарко). Стены украшали красивые картины. (Картины – подлежащее, украшали- сказуемое). Сильнейший из детей быстро прибежал к финишу. (Сильнейший из детей- подлежащее, прибежал – сказуемое).

Найдите сказуемое и подчеркните его. Для этого необходимо задать вопросы от подлежащего «что делает? какой он?». Чаще всего сказуемое выражается глаголом, но, как и в случае с подлежащим, могут быть использованы другие части речи: существительное, прилагательное, наречие. Глагольное сказуемое может быть представлено одним или несколькими словами. При разборе оно подчеркивается двумя параллельными горизонтальными линиями.

Ученики не нашли тетради. (Ученики – подлежащее , не нашли- сказуемое). Интеллектуальная игра – шахматы. (Шахматы- подлежащее, игра – сказуемое). Стемнело. (Предложение состоит из одного сказуемого). Мне нужно выйти на следущей остановке. (Составное сказуемое – нужно выйти)

В большинстве случаев подлежащее выражается в качестве местоимения или существительного, употребленного в именительном падеже. Однако оно также может являться:

  • Причастием, прилагательным или числительным в именительном падеже, которое выступает как существительное. Например, трое идут и ни о чем не думают.
  • Конструкцией из числительного и существительного, находящегося в родительном падеже. Например, несколько мальчишек перелезли через забор и воровали яблоки. Грамматической основой предложения тут будет “несколько мальчишек перелезли”.
  • Если сказуемое выражено во множественном числе, то подлежащее может выражаться конструкцией, состоящей из существительного (или местоимения) с другим существительным (или местоимением) в творительном падеже. Например, я и Ваня гуляли ночью в лесу.
  • Также подлежащее может являться инфинитивом, выражающим действие, не протекающее во времени. Например, прожить по-дворянски.

Еще одним из составляющих грамматической основы предложения является сказуемое. Оно бывает трех основных видов:

  • Простое глагольное сказуемое – если оно состоит из одного слова и является глаголом или состоит из нескольких слов, но является фразеологизмом или формой будущего времени. Например, она будет принимать участие в соревнованиях.
  • Составное именное сказуемое – если оно состоит из одного слова и не является глаголом или состоит из нескольких слов, но в состав сказуемого не входит инфинитив. Например, все на этом берегу было вымыто сильным течением. Грамматическа основа предожения: “все было вымыто”.
  • Составное глагольное сказуемое – содержит более одного слова и содержит инфинитив, не являясь при этом фразеологизмом. Например, я очень хочу петь на сцене.

источник

Читайте также:  В каких фруктах содержится много сахара

На этом уроке мы вспомним понятие «грамматическая основа предложения», поговорим о подлежащем и видах (типах) сказуемого, потренируемся в определении грамматической основы предложения. Проведём разбор заданий типа А9 ЕГЭ по русскому языку.

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: А9. Грамматическая основа предложения

Задание А9 проверяет умение определять грамматическую основу предложения.

Задание А9ЕГЭ представлено в следующей форме:

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

I. Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения.

Рис. 1. Грамматическая основа предложения (Источник)

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? Пришла весна.

К подлежащему можно задать общий вопрос: о чём (о ком) говорится в предложении?

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: Пришла весна. К сказуемому можно задать общий вопрос: что говорится о предмете речи?

Сказуемое представлено тремя видами (типами) – простое глагольное сказуемое (выражено глаголом в каком-либо наклонении.), составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив) и составное именное (состоит из глагола-связки и именной части).

Рис. 3. Грамматическая основа предложения (Источник)

II. Анализ задания А9

Рассмотрим пример задания А9 из демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2013 года. Дан текст и несколько сочетаний слов. Предлагается определить, какое из них является грамматической основой в одном из предложений этого текста.

(1)…(2) Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3) Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4) При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5) Промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6) Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1. стали машины (предложение 5)

2. корабли в упор палили (предложение 2)

3. вывести из строя (предложение 3)

4. матросы старались завладеть (предложение 4)

Чтобы выполнить это задание, необходимо помнить, что подлежащее обозначает то, о чём говорится в предложении, и это совершенно не обязательно слово, называющее предмет и отвечающее на вопрос что? Рассмотрим предложение 5: в нём две части, это сложносочинённое предложение. В первой его части речь идёт о промышленной революции или просто о революции, и это слово является подлежащим, а во второй части речь идёт о машинах. Сказуемое же обозначает то, что сообщается о подлежащем. О машинах сообщается, что они стали нововведением. Эта конструкция и является грамматической основой, в которой имеется составное именное сказуемое. Вариант ответа 1 неверен. В предложении 2 речь идёт о кораблях, это подлежащее, а сообщается о них то, что они палили, – это сказуемое. В упор отвечает на вопрос каким образом? и является обстоятельством образа действия, т.е. и второй вариант ответа неверен. В предложении 3 тоже несколько частей. Первая является односоставным безличным предложением, в нём речь идёт о том, что хватало, это сказуемое, а подлежащего в нём нет и не может быть, так как действие, о котором идёт речь, совершается само по себе, его никто не производит, в этом и заключается сущность безличных предложений. Вторая часть чтобы вывести корабль из строя тоже односоставная безличная конструкция. Вывести из строя, т.е. подбить, сломать и т.п., и есть грамматическая основа. Правильным является третий вариант ответа. Для страховки разберём 4-е предложение. Оно тоже является сложным, сложноподчинённым. В первой части его При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы речь идёт о матросах – это подлежащее, а сообщается о них то, что они высаживались – это сказуемое. Во второй же части которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном есть союзное слово которые. Это подлежащее (оно употреблено вместо слова матросы, эквивалентно ему по смыслу), а сообщается о которых, что они старалисьзавладеть. Это составное глагольное сказуемое.

Выполним задание. Не стоит забывать, что подлежащее отвечает на вопрос О чём идёт речь в предложении? Сказуемое – Что сообщается о подлежащем?

(1) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата. (2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3) Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (4) При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5) Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6) Таким образом, компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1. понимается (предложение 5)

2. фрагменты должны войти (предложение 2)

3. их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)

4. исключение является (предложение 6)

Правильный ответ: №2.

Список литературы

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.

2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

4. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

Домашнее задание

Какие слова являются грамматической основой в предложении: Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую культуру.

в. за века существования выработал

2. Выделите грамматическую основу каждого предложения.

Весна вдруг началась во всей красе своей. Жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески. По свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик. Вдруг населилась земля. Проснулись леса, луга.

Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах!

3.* Используя полученные на уроке знания, составьте 20 предложений различных типов, выделите грамматические основы предложений.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Adblock
detector