Меню

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования в 2019 году стал обязательным. Его успешная сдача является обязательным условием допуска девятиклассника к ОГЭ.

Об особенностях проведения экзамена рассказывает заместитель директора Центра филологического образования корпорации «Российский учебник» Елена Шмакова:

– Необходимость во введении устного собеседования появилась после принятия Концепции преподавания русского языка и литературы и связана с формированием коммуникативных навыков. Основной акцент делается на оценке спонтанной речи, поэтому на подготовку отводится минимум времени.

В настоящее время корпорация «Российский учебник» разрабатывает пособия для подготовки к устному собеседованию, которые планируется выпустить в сентябре.

Сроки проведения устного собеседования в 2019 году:

  • Основной срок итогового собеседования – 13 февраля;
  • Дополнительные сроки – 13 марта и 6 мая.
  • выразительное чтение текста вслух;
  • пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
  • монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
  • диалог с экзаменатором-собеседником.

Общий итог: зачет/незачет
Максимум для каждого задания: от 2 до 4 баллов в зависимости от типа задания
Суммарный максимум: 19 баллов
Минимум, необходимый для получения зачета: 10 баллов

Дополнительные баллы ставятся за соблюдение правил и норм литературного языка и за речевое оформление высказываний при выполнении 3 и 4 заданий (в монологе и диалоге).

Учитель выставляет оценки в специальный бланк непосредственно в процессе ответа в соответствии с установленными критериями.

В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

На подготовку к каждому из четырех заданий отводятся 1–2 минуты.
Все собеседование длится не более 15-16 минут.

Девятиклассники будут проходить собеседования в своих школах.

Чтение вслух в основном текстов научно-публицистического характера.
Время на подготовку: 2 минуты.
Оценка: от 1 до 2 баллов.

1. Экзаменатор-собеседник предлагает ученику ознакомиться с текстом для чтения вслух и обращает его внимание на то, что текст предназначен для выполнения двух заданий – 1 и 2. Ученик в это время читает текст про себя. Этап занимает не более 2 минут.

2. После подготовки по напоминанию экзаменатора ученик читает текст вслух, а экзаменатор внимательно слушает его.


Внимание: Учитываются темп чтения, интонации, паузы в нужных местах, смысловые акценты.

Все тексты, используемые на собеседовании, посвящены выдающимся личностям: Циолковскому, Пирогову, Гагарину и др. Стоит отметить, что это не только люди, имена которых уже давно вошли в историю, но и наши современники, например, доктор Лиза.

Как показало тестирование, понимание текста, участие в беседе и выстраивание монолога могут вызвать проблемы, поскольку нынешние подростки не очень интересуются новостями. Следовательно, учитель должен больше внимания уделять работе с текстами современной тематики.

Пересказ прочитанного текста, который необходимо дополнить своими комментариями, размышлениями.
Время на подготовку: 2 минуты.
Оценивается от 1 до 4 баллов.

1. Экзаменатор переключает ученика на другой вид работы – пересказ, объясняет, что участник собеседования имеет право пользоваться дополнительной информацией, необходимой для выполнения задания. Девятиклассник готовится к пересказу не более 2 минут.

2. Экзаменатор забирает у ученика текст и слушает пересказ, эмоционально реагируя на него. Ответ девятиклассника должен занять не более 3 минут.

Внимание: Необходимо выделить главную тему текста и подтемы. При пересказе за уход в сторону от темы баллы снижаются.

Монолог на одну из предложенных тем. Ученику предлагается несколько тем на выбор (например, праздник, поход, мода). Обычно к этому заданию прилагается фотография или рисунок и план пересказа.

Время на подготовку: 1 минута
Время ответа: не более 3 минут
Оценивается от 1 до 3 баллов.

1. После завершения пересказа экзаменатор забирает у ученика материалы, по которым выполнялись первые два задания, и поясняет, что задания 3 и 4 будут иметь общую другую тему.

2. Экзаменатор предлагает ученику выбрать тему беседы из предложенных вариантов и дает ему соответствующую карточку. Задача педагога – предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание должно занимать не более 3 минут.

3. Ученик отвечает по теме выбранного варианта, а экзаменатор внимательно и эмоционально его слушает.

Диалог с экзаменатором на эту же тему, которая была выбрана самим учащимся при выполнении третьего задания.

Оценивается максимум в 2 балла.

Педагог задает вопросы для диалога, в том числе отличающиеся от тех, которые предложены в КИМ, и эмоционально поддерживает ученика в процессе диалога, который занимает не более 3 минут.

Об этом рассказывает автор методических пособий по русскому языку и литературе Ольга Донскова:

– ФГОС и Концепция преподавания русского языка и литературы требуют формирования коммуникативных навыков, поэтому введение новой формы итоговой аттестации было предсказуемо. Каждый учитель в принципе к этому готов: он занимается отработкой устной речи учащихся на уроках.

Все учебники, выпускаемые нашим издательством, соответствуют современным требованиям к развитию речи. Это УМК под ред. М. М. Разумовской, В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, новый УМК под ред. А. Д. Шмелева. Все перечисленные издания так или иначе готовят к новой форме итоговой аттестации, поскольку работа с текстом – обязательная часть многих заданий. Например, учащимся предлагается придумать заголовок к тексту, разделить его на основные части, составить план пересказа. Специальные пособия для подготовки к собеседованию будут выпущены в сентябре 2018 года.

При обновлении учебников все больше вводится устных заданий, соблюдается пропорция – 30% устных, 70% – письменных заданий. Хотя, наверное, правильнее было бы соблюдать пропорцию 50% на 50%.

Обратите внимание при подготовке на наши материалы: Рабочая программа по русскому языку к УМК Разумовской М.М. для 5-9 классов. Доступно к просмотру и бесплатному скачиванию. Рабочая программа по русскому языку к УМК Гусаровой И.В. для 10-11 классов. Доступно к просмотру и бесплатному скачиванию.

источник

Данные материалы предназначены для проведения итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Они состоят из 4 вариантов и составлены в соответствии с демоверсией ФИПИ 2018 года.

Авторы: учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области» Дунаева Г.В. и Сергеева Т.П.

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) – русский ученый-энциклопедист.

Выразительно прочитайте текст о Дмитрии Ивановиче Менделееве вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в Тобольске в семье директора гимназии. Он был последним в семье — семнадцатым ребёнком. В том же году отец Менделеева ослеп, и вся забота о семье перешла к матери Менделеева. В Тобольской гимназии учился неважно. Не все предметы ему были по душе. Охотно Дмитрий Иванович занимался только математикой и физикой.

В 1850 году он поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, которое окончил с золотой медалью. Здесь он встретил выдающихся учителей, умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к науке. Сама обстановка института, при всей строгости режима закрытого учебного заведения, давала широкую возможность для развития индивидуальных склонностей.

По окончании курса в институте Менделеев работал учителем сначала в Симферополе, затем в Одессе, где он пользовался советами Пирогова. Ученым был открыт и сформулирован один из фундаментальных законов природы – Периодический закон химических элементов. Над своей системой Менделеев работал с 1869 по 1900 года, но так и не был удовлетворен своим трудом до конца. В последние годы жизни Менделеев много сделал для открытия первого университета в Сибири, основал Главную палату мер и весов, содействовал открытию в Киеве Политехнического института, создал первое в Российской империи Химическое общество.

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Б.М. Кедрова, выдающегося химика, философа и историка академии наук, о Д.И. Менделееве:

«Жизнь Менделеева – это труд, труд и снова труд, вдохновляющий на научный подвиг и приносящий величайшую радость творчества, но вместе с тем берущий все силы человека,… всю его душу и все его сердце. И когда перед нашим мысленным взором встает образ Менделеева, то прежде всего как великого труженика науки».

Подумайте, где лучше использовать слова Б.М. Кедрова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

  1. Наши верные друзья. (На основе фотографии).
  2. Поход в лес, который запомнился мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).
  3. Нужно ли быть милосердным человеком? (Рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника собеседования.

Тема 1. Наши верные друзья.

Не забудьте описать:

главных героев фотографии;

общее настроение произведения.

Тема 2. Поход в лес, который запомнился мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).

Не забудьте рассказать:

о планировании похода и подготовке к нему;

описать конечный пункт похода;

о новых впечатлениях, знаниях, эмоциях;

Читайте также:  Где в москве находится чудотворная икона неупиваемая чаша

почему Вам запомнилось это событие.

Нужно ли быть милосердным человеком?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

Какие поступки можно назвать милосердными?

Встречали ли Вы милосердных людей?

Вы совершали милосердные поступки?

Какие чувства Вас переполняли?

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником – экзаменатором.

Карточка собеседника-организатора

Тема 1. Наши верные друзья.

Есть ли у Вас домашние животные?

Опишите их внешний вид и повадки.

Вы можете себе представить жизнь человека без домашних животных?

Карточка собеседника-организатора

Необходимо ли человеку непосредственное общение с природой?

Нравится ли вам проводить время с друзьями, родными?

Какой жизненный опыт дает общение с природой?

Карточка собеседника-организатора

Что для Вас означает понятие «милосердие»?

Считаете ли Вы себя милосердным человеком?

Какие милосердные поступки вы совершили?

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) – первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина — профессор математики.

Выразительно прочитайте текст о Софье Васильевне Ковалевской вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Софья Васильевна Ковалевская – гениальная женщина-математик, первая в мире профессор. Она родилась в 1850 году в Москве в семье генерал-лейтенанта. Ее дед по материнской линии был членом Петербургской Академии Наук, а прадед – известным астрономом и математиком. Во многом на математическое развитие Софьи повлияли ее родители, которые дали ей хорошее воспитание и образование.

В 1863 году Софья поступила на педагогические курсы при Мариинской гимназии на естественно – математическое отделение. Получив аттестат зрелости, она начинает тайно посещать математические лекции, потому что доступ женщинам в Петербургский университет в то время был закрыт.
В 1869 году Софья с мужем и сестрой Анной едет на учебу за границу. Ее преподаватели удивлялись способностям своей студентки, и каждая работа Софьи получала только положительные отзывы учителей.

В 1874 году Геттинский университет, в котором она училась, присвоил ей научную степень – доктора философии в области математических наук. Вскоре она вернулась в Россию. Высшую математику здесь тогда не преподавали, и Софья Васильевна могла рассчитывать лишь на работу учителя арифметики.

Софья Ковалевская внесла огромный вклад в развитие математики и физики не только в России, но и во всем мире. Она доказала, что у задачи Коши существует аналитическое решение. Главным успехом Софьи Ковалевской в математике ученые называют исследования, проведенные с задачей по вращению твердого тела, вокруг неподвижной точки. В 1888 году Парижская академия наук присудила ей за это исследование премию. А в 1889 году Ковалевскую избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова профессора “чистой” математики П.А. Некрасова:

“Талантливое открытие Ковалевской, относящееся к примечательному случаю движения твердого тела, не есть только случайная, счастливая находка; напротив того, открытие это есть результат ее настойчивых, упорных трудов и глубоких знаний в области чистой математики и особенно современного анализа”.

Подумайте, где лучше использовать слова П.А. Некрасова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

1.Профессия кулинара. (На основе фотографии).

2.Экскурсия в музей, которая запомнилась мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).

3.Подвиг. Можно ли совершить подвиг в мирное время? (Рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника собеседования.

Тема 1. Профессия кулинара.

Не забудьте описать:

место действия;
героев фотографии;
их позу и движения;
общее настроение фотографии;
Ваше отношение к профессии кулинара.

Тема 2. Экскурсия в музей, которая запомнилась мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).

Не забудьте рассказать:

когда и какой музей Вы посетили;
с кем Вы ходили на экскурсию;
что вы предполагали увидеть;
исполнились ли ваши желания;
что нового и интересного Вы узнали во время экскурсии;
посоветовали бы Вы посетить музей своим друзьям, одноклассникам.

Можно ли совершить подвиг в мирное время?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

Что такое подвиг?
Какие поступки можно назвать героическими?
Какими качествами характера должны обладать герои?
Может ли быть героическим безнравственный поступок?

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником – экзаменатором.

Карточка собеседника-организатора

Тема 1. Профессия кулинара.

  1. Кем Вы хотите стать? Какую профессию Вы выбрали?
  2. Назовите преимущества Вашей будущей профессии.
  3. Что или кто повлиял на выбор Вашей будущей профессии?

Карточка собеседника-организатора

Тема 2. Экскурсия в музей, которая запомнилась мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).

  1. Вам нравится посещать музеи?
  2. Как Вы думаете, для чего существуют музеи?
  3. Вы предпочитаете ходить в музей с кем-то или один (одна)?
  4. Какие правила поведения в музее должны соблюдать посетители?
  5. Знаете ли Вы музеи Вашего города? Какие из них Вы посещали?

Карточка собеседника-организатора

  1. Как вы думаете, что такое подвиг?
  2. Какими чертами характера должен обладать герой?
  3. Герои – это люди особой профессии?
  4. Назовите известных вам героев-защитников Отечества.
  5. Докажите верность высказывания: «Нужно помнить: в жизни всегда есть место подвигу!»

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Владимир Иванович Даль (1801-1872) – писатель, военный врач, лексикограф, этнограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».

Выразительно прочитайте текст о Владимире Ивановиче Дале вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Русский писатель, лексикограф и этнограф Владимир Иванович Даль родился в небольшом казачьем городке Лугань, где его отец служил врачом. Мать Даля дала сыну прекрасное домашнее образование, благодаря которому юноша смог поступить в петербургский Морской кадетский корпус.

Учеба на медицинском факультете Дерптского университета открыла перед молодым человеком новые возможности. В это время он познакомился с известными русскими писателями Н. Языковым и В. Жуковским.

Окончив университет, Даль поступил военным врачом в действующую армию, где стал работать под руководством знаменитого хирурга Н.И. Пирогова. Здесь Даль начинает записывать отдельные фразы, слова, обращает внимание на особенности речи окружающих его людей. Позже эти записи станут основной для «Толкового словаря живого великорусского языка».

В 1859 году Даль вышел в отставку и поселился в Москве. Теперь все время он посвящает работе над «Толковым словарём живого великорусского языка». На его составление ушло более 50 лет. Словарь был восторженно встречен русскими учеными и писателями. Даль собрал более 200000 слов, причем каждое из них проиллюстрировал пословицей, поговоркой, дал примеры языковых оборотов, в которых эти слова чаще всего употребляются.

Собранного материала оказалось так много, что Даль до конца своей жизни продолжал выпускать сборники “Пословицы русского народа” и печатать циклы статей о народных поверьях и суевериях. Позже он объединил их в книгу, которую до настоящего времени так и не сумели переиздать.

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. Пирогова, выдающегося русского хирурга, о В.И.Дале:

«Это был прежде всего человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить».

Подумайте, где лучше использовать слова Н. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

1.Профессия учителя физической культуры. (На основе фотографии).

2.Посещение концерта, который запомнился мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).

3.Сила духа. Какими качествами характера обладают сильные духом люди? (Рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника собеседования.

Не забудьте описать:

место действия;
запечатленный момент;
героев фотографии;
их расположение;
общее настроение фотографии;
Ваше отношение к профессии учителя физической культуры.

Какими качествами характера обладают сильные духом люди?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

Назовите черты характера волевых людей.

Можно ли сформировать силу духа и что для этого необходимо сделать?

Считаете Вы себя сильной личность?

Совместимы ли понятия сила духа и преступление?

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником – экзаменатором.

Карточка собеседника-организатора

Тема 1. Профессия учителя физической культуры.

  1. А Вы не думали о выборе профессии учителя физической культуры?
  2. Востребована ли данная профессия в современном мире?
  3. Какими качествами характера, умениями и знаниями должен обладать учитель физической культуры?
  4. Возможно ли корректировать внешний вид и физическое здоровье систематическими физическими упражнениями?
Читайте также:  Как приготовить манник на кефире в духовке

Карточка собеседника-организатора

Тема 2.Посещение концерта, который запомнился мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).

  1. У Вас есть музыкальные предпочтения?
  2. Часто ли вы посещаете концерты?
  3. Вы предпочитаете ходить на представление с кем-то или один (одна)?
  4. Согласны ли Вы с утверждением, что школьные концерты – это радуга детских талантов?
  5. А у Вас есть исполнительский талант (певческий, хореографический, сценический и т. д.)?

Карточка собеседника-организатора

Тема 3. Сила духа. Какими качествами характера обладают сильные духом люди?

  1. Люди рождаются сильными духом или формируют данную черту характера?
  2. Помогают или мешают волевые качества становлению личности?
  3. Можете ли Вы перечислить профессии, где необходимы сформированные волевые качества?
  4. Знаете ли Вы литературных героев, наделенных силой духа?
  5. Докажите, что без чести, добра, справедливости и сострадания не может быть силы духа.

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) – выдающийся русский актер, основоположник русского сценического реализма .

Выразительно прочитайте текст о М.С. Щепкине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Михаил Семенович Щепкин родился в с. Красное Обоянского уезда Курской губернии в крепостной семье графа Г.С. Волькенштейна.

Творческая жизнь Михаила Щепкина началась в провинции, в частных театрах. Он исполнял самые разные роли, в том числе и женские. Актёр тщательно прорабатывает роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносит в них неоднозначность, внутреннюю противоречивость.

Однажды его увидел на сцене драматург М. Н. Загоскин, служивший в конторе московских театров. Его отзыв был предельно краток: «Актёр — чудо-юдо». Вскоре, после удачного дебюта в Москве, Щепкина пригласили в Императорский московский театр.

В 1821 году князь Репнин подписывает вольную выдающемуся актеру, и с 1823 года М. С. Щепкин живет и работает в Москве. Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удаётся в 1830 годы, когда на сцене Малого театра ставятся «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В них актёр создает многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего.

Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.И. Герцена, русского публициста, писателя, философа, о М. Щепкине:

«Он был великий артист, артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене».

Подумайте, где лучше использовать слова Александра Ивановича Герцена в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2.

Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

  1. Истории нетленные страницы! (На основе фотографии).
  2. Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. (Повествование на основе жизненного опыта).
  3. Малая Родина. Есть ли в мире прекраснее место? (Рассуждение по поставленному вопросу).

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника собеседования.

1.Истории нетленные страницы! Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

где происходит действие;
какой момент запечатлен;
внешность героев фотографии;
действия героев фотографии;
кому посвящен мемориал;
какие чувства Вы испытываете, анализируя фотографию.

Тема 2.Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. (Повествование на основе жизненного опыта).

Не забудьте рассказать:

какие мероприятия Вы посетили;
кто был участником торжественных событий;
какие памятные места Вы посетили;
какие чувства Вы испытали.
Согласны ли Вы со словами: «Сохраним память – сбережем Отчизну!»

Есть ли в мире прекраснее место? (Рассуждение по поставленному вопросу)

Не забудьте дать ответы на вопросы:

где Вы родились;
какие достопримечательности есть в Вашем городе (поселке, селе);
нравится ли Вам природа родного края;
какую роль играет малая Родина в судьбе человека.

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником – экзаменатором.

Карточка собеседника-организатора

Тема 1. Истории нетленные страницы! (На основе фотографии).

  1. Бывали ли вы на Красной площади?
  2. Какому историческому событию посвящен мемориальный комплекс Вечный огонь?
  3. Какое нравственное значение он имеет?
  4. Есть ли в Вашем городе (поселке, селе) памятники, посвященные героям Великой Отечественной войны?
  5. Как вы понимаете выражение: «Без прошлого нет настоящего, умирает надежда на будущее»?

Карточка собеседника-организатора

Тема 2. Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. (Повествование на основе жизненного опыта).

  1. Вы принимали участие в торжественных митингах, посвященных Великой Отечественной войне?
  2. Что символизирует Георгиевская ленточка?
  3. Что Вы знаете о Бессмертном полке?
  4. В вашей семье были участники Великой Отечественной войны?
  5. Почему люди всего мира должны помнить о бесчеловечности фашизма и величайшем подвиге советского народа – победителя?

Карточка собеседника-организатора

Тема 3. Малая Родина. Есть ли в мире прекраснее место?

  1. Раскройте понятие «Малая Родина».
  2. Расскажите о своей малой Родине.
  3. Какие конкретные образы возникают у Вас при упоминании о малой Родине?
  4. Есть ли у Вас любимые уголки природы? Опишите их.
  5. Можно ли стать достойным человеком без любви к родимому краю, родителям, Отчизне?

источник

Минпросвещения утвердило проведение итогового собеседования (ИС) по русскому языку в качестве допуска к сдаче ОГЭ. 13 февраля 2019 года все девятиклассники России будут впервые сдавать этот экзамен. Уже 22 декабря во всех школах Москвы пройдёт его апробация, но как именно экзамен будут принимать и сдавать, пока не знает никто (кроме разработчиков). Учитель Андрей Рябченко сделал подробный анализ нового экзамена, который вот-вот предстоит сдавать школьникам. Что ж, вопросов к этому ИС очень и очень много.

Из приказа Минпросвещения следует, что сдавать ИС предстоит 13 февраля, однако, в случае провала экзамена или неявки на него (по уважительным причинам), его можно будет пересдать ещё два раза: 13 марта и 6 мая.

Из опубликованных демоверсий и спецификации ИС понятно следующее: всего можно набрать 19 баллов, но получение 10 — уже зачёт. Оценку ставить не будут.

В итоговом собеседовании по русскому языку будет четыре задания:

2. Пересказ текста с использованием дополнительной информации.

Кажется, ничего сложного, но для ребят, испытывающих трудности с устной речью, собеседование станет большой проблемой.

Объём текста — 200 слов, четыре микротемы. Основная сложность — обилие личных имён и терминов. На то, чтобы подготовиться к чтению, у ребёнка будет две минуты. По своему опыту могу сказать, что за две минуты такой текст смогут прочесть хотя бы раз далеко не все. А уж законспектировать что-то и подавно.

Оценивать чтение будут по двум критериям: интонация и темп. Тому, кто будет читать текст монотонно, балл по первому критерию не светит: читать нужно, повышая и понижая интонацию, согласно авторской задумке и знакам пунктуации.

Второй критерий предполагает чтение текста со скоростью, свойственной естественной речи, то есть без длиннот «Э-э-э, а-а-а», мхатовских пауз и т. д.

Поставить ли два балла — будет решать эксперт, отвечая, в принципе, на простой вопрос: понял ли, услышал ли он что-то из прочитанного?

Сам текст, естественно, заберут, а вот цитату оставят.

Главные трудности для школьников здесь такие:

  • Нужно сначала правильно прочитать, а затем, в пересказе, правильно использовать личные имена. На апробации я сам видел, что дети не могут прочитать такие фамилии, как Вернадский (Вернотский), Раевский (Раёвский), Циолковский (Цылковский) и так далее. Причина банальна — многие из школьников, увы, эти фамилии слышат впервые.
  • Нужно не ошибиться в ударении терминов, хотя над этими словами и будет стоять соответствующий знак. А слова там будут заковыристые: кристаллография, минералогия и т. д. Если ошибся в слове с проставленным ударением — сразу ноль баллов за критерий «орфоэпия».
  • Пересказ должен быть подробным (!), а не сжатым, как на изложении в ОГЭ. Нужно сохранить все четыре микротемы и подробно их передать. Стиль текста должен быть сохранён.
  • Нужно органично ввернуть и использовать предложенную цитату. Цитата даётся в виде закавыченного высказывания с нижеследующим указанием авторства. Нужно сослаться на авторитет автора, привести его слова. Важно, чтобы это было в правильном месте.

Критерии по второму заданию:

  • Балл за точный пересказ. Однако упущение одной из микротем или добавление своей — уже ноль.
  • Балл за сохранение фактологической точности. Если школьник скажет, что Гагарин полетел в космос в 1962 году, или, например, что Нахимов был Петром Степановичем — ноль.
  • Балл за умение цитировать в нужном месте.
  • Балл за умение цитировать верно.
  • Плюс есть ещё четыре балла, которые даются по итогам обоих заданий.
  • Балл за соблюдение грамматических норм. Самое сложное — склонение числительных. Далеко не все умеют их склонять. В целом, это самая распространённая устная ошибка даже у журналистов и дикторов, не говоря уже о политиках, которые бы точно завалили это задание (ну, шестеро-семеро из 450 депутатов, может быть, и сдали).
  • Балл за соблюдение орфоэпических норм. Самое страшное — неправильно прочитать слово, в котором было проставлено ударение. Допускается одна ошибка, две ошибки — уже ноль.
  • Балл за соблюдение речевых норм. Здесь разработчики дали разгуляться: можно сделать аж три ошибки, и всё равно получить балл.
  • Ну, и балл за верное произнесение слов. Это касается искажения личных имён и т. д. Искажать ничего нельзя.
Читайте также:  Как и когда обрезать лаванду осенью

Кстати, по результатам апробации, самое сложное задание — это пересказ, очень многие дети срезались именно здесь. Но за него и больше всего баллов полагается.

Если сдающий отказывается от одного из заданий первой части — за последнюю группу критериев нельзя поставить больше двух баллов.

Отложили текст в сторону. Ученику предлагается создать монолог, описывая фотографию, повествуя о каком-то событии или рассуждая на предложенную тему.

Сложность для школ будет в том, что распечатывать эти фотографии нужно будет в цвете («желательно»). Можно, конечно, и в чёрно-белом варианте, но это значительно усложнит жизнь девятикласснику. Этот вопрос отдали на откуп совести школьных администраций.

  • За зубодробительной формулировкой «Выполнение коммуникативной задачи» скрывается способность ребёнка сказать 10 фраз на заданную тему. Сказать смог — балл получил. Но! Важно понимать, что 10 фраз — это не 10 предложений. Например, в предыдущем предложении две фразы, то есть два простых предложения или предикативных основ, которые и будут считать (а в этом — и вовсе четыре фразы).
  • Балл за то, что ребёнок адекватно оценивает речевую ситуацию, в которой он оказался — то есть на экзамене у преподавателя. Мат, хамство, жаргон — ноль.
  • Последний балл за то, был ли монолог осмысленным текстом. В помощь сдающему экзаменатор задаёт простые вопросы. Если школьник отвечает только на них — ноль баллов.

Педагог-экзаменатор задаёт несколько вопросов по теме, на которую был монолог. Не менее трёх вопросов, цель которых — не выпытать тайные знания тамплиеров, а выяснить, понимает ли ребёнок вопросы и может ли на них отвечать. Вопросы будут предложены разработчиком, а также формулироваться на месте.

  • Очередное «выполнение коммуникативной задачи». На этот раз «выполнил» — ответил на все вопросы. Но важно заметить, что ребёнок может и отказаться отвечать на вопрос, главное, чтобы он это обозначил, а не просто замолчал и всё. За молчание — ноль баллов, за отказ отвечать — просто новый вопрос.
  • Балл за учёт речевой ситуации (про мат и жаргонизмы помним). А ещё — за «не забыть поздороваться со всеми».

И баллы за оба задания второй части:

2. Орфоэпические нормы (можно допустить два промаха).

Кстати, за слова-паразиты в речи баллы будут снижать именно в этом критерии, причём считать их будут поштучно (три раза «короче» — одна ошибка, «короче» и «ну» — две ошибки). Всего можно допустить три ошибки.

4. Очередное «речевое оформление». В общем, как и при оценке первой части.

5. Богатство лексики, её сложность и логичность построенных текстов.

Как и в первой части, если сдающий отказался от одного из заданий, то по последней группе критериев он, в самом лучшем случае, получит не более двух баллов.

Всего на экзамен отводится 15-16 минут. Выходить за границу этого периода нельзя. Что успел выполнить — за то и получишь баллы.

Экзамен, который проводится впервые, конечно, вызывает множество вопросов. Прежде всего, по организации и действиям участвующих. Тем более если учесть, что до апробации остаётся меньше недели, до самого экзамена — меньше двух месяцев, а экспертов, которых бы обучили тонкостям, пока не более 200-300 на Москву.

  • Пока непонятно, как записывать речь ребёнка. По задумке, запись у одного эксперта должна быть одна, непрерывная. То есть если нужно выслушать 15 девятиклассников, ты включаешь диктофон (ну или что дадут) и следующие почти четыре часа не выходишь из кабинета. Никуда. Даже в туалет. Впрочем, уверен, что проблема будет решена как при сдаче английского языка.
  • Цветная распечатка КИМ, о которой уже упоминалось. Строить текст по цветной картинке ребёнку проще, но у большей части школ просто нет цветных принтеров.

Чьё присутствие необходимо на экзамене? Во-первых, это эксперт, который и будет оценивать ответ ребёнка. Во-вторых, экзаменатор-собеседник, который будет строить весь диалог. В-третьих, организаторы вне аудитории, в-четвертых, техники. Но главное действующее лицо — ребёнок.

1. Зайти в аудиторию, поприветствовать всех (уже здесь начинается оценивание, например, понимания речевой ситуации ребёнком), назвать ФИО и номер варианта КИМ.

2. Перед ответом на каждое задание нужно чётко произносить его номер (кроме четвёртого, где диалог сразу начинает экзаменатор).

3. Выбрать тему для собеседования во второй части экзамена.

4. Если школа сможет предоставить ребёнку такую возможность, то прослушать начало своего ответа, чтобы убедиться, что всё записалось, что не было технического сбоя. Кстати, если сбой всё же был — скорее всего, придётся отвечать заново.

1. Тихонько сидит в стороне. Чем меньше его видно и слышно, тем лучше. Так ребёнку проще отвечать.

2. Заполняет протокол ИС: ФИО сдающего, класс, номер аудитории и варианта, баллы за каждое задание и итоговый вывод: зачёт или незачёт.

Эксперту даётся пять суток, чтобы заполнить протоколы. Нужно это для того, чтобы можно было переслушать ответы ребёнка на записях. Выуживать речевые и грамматические ошибки в режиме устной речи очень тяжело. Экспертом не может быть учитель-русовед, который ведёт у этого ребёнка уроки.

1. Создаёт благожелательную атмосферу во время экзамена. Надо сказать, что его роль важнее роли эксперта. От того, как он разговорит ребёнка, как он будет его подбадривать, указывать на оставшееся время и так далее, на треть зависит, насколько успешно ученик справится с ИС.

Кстати говоря, очевидно, что школы будут выбирать экзаменаторов из числа учителей английского языка, которые участвуют в похожем экзамене по своему предмету, или из преподавателей начальной школы, у которых есть ежедневный опыт разговора даже с самыми застенчивыми буками.

2. Проверяет паспортные данные.

3. Фиксирует время начала и окончания экзамена.

4. Обязательно напоминает ребёнку, что тот имеет право делать пометки при подготовке и чтения, и пересказа текста, хоть в виде плана, хоть выписывая отдельные сложные слова.

5. Напоминает, что ребёнок читает цитату: его задача — не запомнить её, а верно использовать.

6. Плавно переходит от третьего задания к четвёртому, то есть от монолога к диалогу без объявления номера задания.

Вся вышеперечисленная информация почерпнута из опубликованных демоверсий и спецификаций ИС, опыта апробации экзамена в школах и курсов повышения квалификации в Московском центре развития кадрового потенциала образования. Однако остаётся ряд вопросов, ответы на которые, возможно, есть у разработчиков экзамена, но они их не раскрывают. Итак, вопросы.

1. Будет ли оплачена работа учителей на этом экзамене? Впрочем, судя по тому, что экзамен проводится в будний день, преподавателей снимут с уроков, на уроках их заменят другие учителя, то нет.

2. Что делать с теми детьми, которые заикаются? Понятно, что если мы говорим о ребятах с нарушениями речи, о чём есть соответствующее заключение, проблемы нет. А если ребёнок просто заикается? Ведь чем сильнее волнение, тем больше он будет заикаться…

3. Что делать с детьми мигрантов, для которых русский язык неродной?Никаких послаблений в этом случае не предусмотрено. Разработчики, наверное, считают, что раз ты учишься в обычной школе, то и проблем с говорением быть не должно, иначе — тебе в какую-то другую школу. Но какую? По своей практике могу судить, что много случаев, когда ребёнок только в восьмом или девятом классе переезжает в Россию. Таким детям будет очень сложно сдать этот экзамен.

4. Ну, и самый главный вопрос: зачем нужен этот экзамен?

Разработчикам важно проверить, развито ли у детей умение «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей». Если не развито — надо это исправить!

Но исправляется ли это дополнительным экзаменом? Нет. Можно ли это исправить за год, если провести апробацию, скажем, в восьмом классе и понять, что всё плохо? Нет. Отвечает ли только русовед за развитие речи у детей? Тоже нет. И что делать тем, кто не сдаст?

Иллюстрация: Shutterstock (lunarts_studio)

источник

Adblock
detector