Меню

Художник васнецов виктор михайлович биография

В иктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи — его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России.

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (сегодня — Кировская область) в семье священника. Родители старались дать детям разностороннее образование: читали им научные журналы, учили рисованию. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.

В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине.

В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно — в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова». В годы учебы живописец создал первые полотна «Жница» и «Молочница».

В 1867 году Виктор Васнецов бросил семинарию и уехал в Петербург. Зимой этого года он занимался живописью в школе своего друга — художника Ивана Крамского, а спустя год поступил в Петербургскую академию художеств.

В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». В 1874 году живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин.

Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая I и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок. В 1898 году он закончил полотно «Богатыри», над которым работал 25 лет.

Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

источник

Русский художник Виктор Васнецов, истинный патриот своей страны, стал родоначальником «русского стиля» в рамках символизма, присущего европейскому искусству конца 19 века. В его творчестве соединились исторические мотивы с поэтической атмосферой сказок, оставив в русской и мировой культуре яркий след.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки. Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

Автопортрет Виктора Васнецова

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

Читайте также:  Герб саратова и саратовской области

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Жена Виктора Васнецова, Александра Рязанцева, происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге. Женился художник на Александре Владимировне в 1878 году, и почти полвека супруги прожили душа в душу. У четы Васнецовых родились пятеро детей – дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.

Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым

Аполлинарий Васнецов, младший брат живописца, тоже известный художник. В селе Рябово Кировской области (Вятской губернии), где семья священника Васнецова прожила более 20 лет, расположен музей обоих братьев-художников.

Завершилась биография Виктора Васнецова 23 июля 1926 года, когда тому было 78 лет. Скончался художник от инфаркта в московской мастерской. Похоронили Васнецова на Лазаревском кладбище, а когда оно было уничтожено, прах перезахоронили на Введенском кладбище.

  • Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Самолет «Airbus A320» компании «Аэрофлот» носит имя Васнецова.
  • В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.

Виктор Васнецов на юбилейных монетах России

  • Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
  • По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:

«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка. ».

источник

Художник Васнецов Виктор Михайлович по-своему близок каждому культурному человеку, ведь все мы родом из детства, а счастливое начало жизни невозможно без сказки.

Волшебные образы, созданные знаменитым русским художником, окружают нас постоянно. Кто не знаком с картинами Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства»?! Они приглядывают за нами со страниц учебников, томов сказок и даже иногда с конфетных оберток.

Васнецов проявил себя не только как мастер бытовой и жанровой живописи. Художник занимался росписью православных святынь, создавал иллюстрации к книгам и эскизы архитектурных сооружений. В этой статье речь пойдет о биографии Виктора Васнецова и его творческом наследии.

Художник Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец был священником, и предполагалось, что сын пойдет по стопам отца. Родитель не был зациклен полностью только на служении Богу, он был грамотным, эрудированным человеком, много времени проводил со своими детьми. Учил рисовать, выписывал для них научные журналы. На развитие прекрасного художественного вкуса повлияла суровая, но живописная природа края, где мальчик рос. Люди здесь свято чтили древние поверья, поэтому былины и сказания в голове у маленького Виктора казались реальностью. Первые опыты в живописи он делал еще в раннем детстве, изображая на рисунках жизнь крестьян и красоты природы.

Как ребенка из семьи священников учиться Васнецова отправили в соответствующие учебные заведения, что было весьма неплохо. Дети священнослужителей получали там образование бесплатно, а преподавали там отлично. В Вятской семинарии кроме богословия студенты изучали древнерусскую литературу, хронографы, летописные своды.

Большую часть свободного от учения времени Васнецов уделял любимому занятию. Уже в семинарии его успехи не остались незамеченными. Парня пригласили помогать в росписи Вятского кафедрального собора. Васнецову также нравилось рисовать иллюстрации к русским народным пословицам и поговоркам. Естественно, художник занимался и станковой живописью.

В духовной семинарии Виктору Михайловичу повезло встретить Эльвиро Андриолли — ссыльного поляка и талантливейшего мастера живописи. Именно он, увидев полотна юного Васнецова, сказал, что у него большое будущее и что он должен развивать свой талант дальше.

С его легкой руки был организован аукцион, на котором за приличные деньги были проданы картины Виктора Михайловича Васнецова «Молочница» и «Жница». На вырученные средства он поехал в Питер покорять Императорскую академию художеств. С этим периодом в его жизни связана показательная история, которая характеризует художника Васнецова как очень скромного человека.

Сыну священника с раннего детства привили мысль о том, что скромность — главная добродетель. Когда мальчик вырос, то она переросла в неуверенность в себе. Скромный парень, успешно сдав экзамены в Императорскую академию художеств, не пришел узнать результаты. Он просто и помыслить не мог, что с первого раза будет туда зачислен! О своем успехе он узнал спустя год, когда отправился снова подавать документы. Каково же было его удивление, когда ему сообщили, что он давно числится среди студентов.

Читайте также:  Анализы для садика после лета

Впрочем, этот год он не терял времени даром, а отучился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Ему повезло сидеть в одной аудитории с Ильей Репиным, а преподавал им Иван Николаевич Крамской. Он заразил молодого художника любовью к портретам. Этот жанр живописи впоследствии станет для художника Васнецова чем-то особенным — отдушиной. Ни одного портрета Виктор Михайлович не написал под заказ. Все они были созданы по наитию души, а изображены на них только самые близкие: родные и дети друзей.

К легкому сожалению, но к огромному счастью, академию талантливый парень так и не окончил. Весной 1871 года он начал сильно болеть простудными заболеваниями. Сказывались непривычные Питерские туманы и огромные нагрузки. Он решил поправить здоровье в родном доме. Планировал приступить к дальнейшей учебе по осени, но не сложилось. В Витебском музее он познакомился с Сашенькой Рязанцевой, от которой и не смог уехать.

Позже, в 1876 году, по возвращении из Парижа, он сделал любимой предложение, они повенчались, родили пятерых детей. Далее поговорим о том, как художник попал за границу.

В конце XIX века благодаря бунтарскому духу молодых талантливых художников родилось товарищество передвижных художественных выставок. Началось все с того, что 14 выпускников отправили в Совет академии письмо с просьбой изменить правила поступления. Они хотели добиться права для талантливой молодежи самим выбирать тему конкурсных заданий. Ребята получили отказ, но не сдались. Так возникло новое течение передвижников. Молодые художники считали, что искусство должно не возвышаться над народом, а иллюстрировать его жизнь.

В товарищество входил весь цвет талантливейших живописцев того времени:

Виктор Михайлович, впервые попав на выставку передвижников, сразу решил, что ему с ними по пути. Он создал для этого несколько полотен. Самые знаменитые среди них:

  • «С квартиры на квартиру»;
  • «Нищие певцы»;
  • «Книжная лавка».

Вскоре на творчество Виктора Васнецова обратил внимание коллекционер Третьяков.

С передвижниками Васнецов попадает в Париж, где живет у Крамского. Здесь он продолжает изображать на полотнах бытность французских бедняков. Выдающиеся картины того периода: «Чаепитие в трактире», «Акробаты».

Друзья Васнецова в то время были увлечены современным искусством и французским шиком в живописи. На Виктора Михайловича это все не произвело впечатления. Он тяготел к классике и все свободное время бродил по музеям. С Парижем отношения у художника не сложились. Его пафос не прельщал художника. Он скучал по России, и им овладела мысль создания национального стиля. Удивительно, что именно здесь, в мастерской Поленова, художник создаст эскиз «Богатырей». Из Франции он привез полотно «Балаганы в окрестностях Парижа», акварели и эскизы.

У Виктора Михайловича была большая семья. В ней росло пятеро детей: Михаил, Татьяна, Борис, Алексей, Владимир. Семья была очень дружной, но отцу было нелегко достойно ее содержать. Помогали меценаты: Третьяков и Савва Мамонтов. Они старались купить его полотна сразу с выставки, иногда опережая в этом царскую семью.

Главной работой в своей биографии Виктор Васнецов считал роспись Владимирского собора. Это предложение он получил от Адриана Прахова в 1885 году. Контракт был заключен на три года, но в итоге работа растянулась на 11 лет. Перед тем как приступить к росписи, Васнецов изучал фрески в Италии. По окончании к живописцу пришла настоящая слава. О нем заговорили по всему миру.

Когда Виктор Михайлович получил заказ на роспись Владимирского собора, то потерял покой на несколько дней. Он никак не мог оформить в голове образ Богоматери с младенцем. В солнечный весенний день жена вынесла во двор Михаила — совсем крошечного тогда. Он заворожено смотрел на пролетавшие по небу облака и вскинул от радости к ним руки. Так и запечатлел художник детскую непосредственность и искреннюю радость на настенной росписи.

В Киеве проживает единственный потомок рода Васнецовых — Михаил Викторович. Прадед может гордиться своим внуком, ведь он — профессор и доктор физико-математических наук. Внешне ученый очень похож на своего знаменитого родственника. К сожалению, кроме рассказов родных и собственных детских воспоминаний, у Михаила Викторовича почти ничего не осталось. В доме у потомка о знаменитом прадеде говорит только маленькая авторская литография.

источник

Виктор Васнецов — знаменитый русский художник, творчество которого оставило глубокий след в культуре России. Кисти великого живописца принадлежат картины и церковные холсты. Церковной живописью художник занимался на заказ для русских храмов. Разносторонним, очень талантливым человеком был Васнецов Виктор Михайлович: краткая биография может послужить подтверждением этому выводу.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в бедной семье священника в селе Лопьял Вятской губернии 15 мая 1848 г. Кроме него, у родителей было пятеро детей. Отец мальчика уделял максимум внимания воспитанию детей. Он старался развивать их кругозор, а не только прививать религиозные догмы. Михаил Васильевич выписывал научные журналы, однако места, где жил Васнецов, изобиловали сказаниями, былинами, поверьями. Мысли мальчика крутились вокруг сказочных персонажей. Героев сказок и красочные пейзажи дикого края можно увидеть на холстах художника.

Маленький Виктор еще с детства проявлял способности к рисованию. Но недостаток денег не позволил его отцу отправить сына обучаться художественному искусству. Мальчику пришлось поступить в духовное училище (1958), где обучение для сына священника было бесплатным.

После училища мальчик поступил в семинарию, но не окончил учебное заведение, так как начал обучение в петербургской художественной школе (1867). Параллельно юноша сдал экзамен в Академию художеств, но из-за излишней скромности не пришел проверить результат (о зачислении Васнецов узнал через год).

После окончания академии художник участвовал во многих выставках, занимался росписью храмов. Он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок Москвы, когда приехал жить в этот город. В настоящее время вы можете посетить дом-музей Виктора Васнецова в Москве, спроектированный самим живописцем. Васнецов построил его в неорусском стиле. Сюда художник въехал в 1894 году и прожил с семьей до самой смерти.

Сейчас постройка принадлежит музейному комплексу Третьяковской галереи и представляет собой музей с постоянной экспозицией, посвященной жизни и творчеству известного русского живописца. Здесь вы увидите портрет Васнецова Виктора Михайловича и ряд полотен, принадлежащих кисти великого художника. Кроме постоянной экспозиции, тут регулярно проводятся другие выставки, охватывающие деятельность Васнецова.

Талантливый живописец рисовал до смерти (23 июля 1926 года). Он оставил незаконченным портрет Нестерова — друга и ученика художника.

Творчество Васнецова Виктора Михайловича развивалось поэтапно. Будучи студентом академии, юноша посвящал свободное время рисованию. На тот момент молодой художник увлекался иллюстрированием русских народных поговорок, пословиц, сказок. Заметив талант студента, представители духовенства попросили заняться росписью Вятского кафедрального собора.

Работы, написанные молодым художником с 1876 по 1879 год, отображают бытовые сюжеты. Холсты 1880-1898 годов имеют былинно-историческую направленность. С 1890 года живописец увлекся религиозной темой. Он активно занялся росписью храмов, но не забывал о станковой живописи. После 1917 года художник рисовал иллюстрации к русским народным сказкам.

За свою жизнь Васнецов неоднократно принимал участие в выставках живописи. Впервые он выставил работы студентом академии. Демонстрация картин помогла юноше привлечь внимание признанных художников, сделать его имя известным. После окончания учебного заведения (1873) живописец выставлял картины, как член Товарищества передвижных художественных выставок. Такие выставки проводились на территории крупных сел и многих городов. Кроме работ Виктора Михайловича, экспозиции включали картины других известных художников.

Читайте также:  Какие предложения называются распространенными а какие нераспространенными

Активная деятельность товарищества длилась до 1980 года, затем движение стало затухать, а сама организация прекратила существование после последней выставки (1922).

От некоторых шедевров Васнецова осталось только описание. Но многие холсты сохранились до сих пор. Чем же порадовал современных любителей творчества Виктор Васнецов: картины с названиями рассмотрим по порядку.

Богатыри Аленушка Витязь на распутье Три царевны подземного царства Встреча Олега с кудесником Ковер-самолет Снегурочка Гамаюн, птица вещая Крещение Руси Царевна-лягушка Иван-царевич на Сером Волке

Виктор Михайлович Васнецов оставил богатое наследие потомкам. Многие его работы были уничтожены после революции 1917 года. Но и сейчас мы можем любоваться шедеврами великого русского живописца 19-20 веков.

источник

Крамской Иван Николаевич. Портрет Виктора Михайловича Васнецова, 1874.

Родина Виктора Михайловича Васнецова — Вятская губерния (современная Кировская область). Село Лопьял, в котором он появился на свет 15 (по новому стилю) мая 1848 года, известно с 1740. В старину у села имелось два названия: Лопиал — по земскому учёту и Богоявленское — по имени сельской церкви Богоявления Господня. Жизнь Виктора Васнецова оказалась тесно связана с православием.

Его отец, Михаил Васильевич, был священником, как многие его предки. Так, ещё в 1678 году есть сведения о псаломщике Трифоне, сыне Васнецове. «Весь род был духовный», — так позже напишет Михаил, третий сын Виктора Васнецова.

У родителей будущего художника родилось шестеро детей, и все сыновья. Виктор был вторым по старшенству. Мать звали Аполлинария Ивановна. В 1850 году глава семейства был переведён в село Рябово, жителями которого в те времена были только священники. Семья прожила в селе 20 лет. Здесь прошли детские годы Васнецова и здесь похоронены его родители. Сейчас в Рябово филиал музея братьев Васнецовых. В этих вятских местах и взросла любовь будущего живописца к русской старине, к вековым народным традициям. «Я всегда только Русью и жил», — таково признание художника.

Дом Васнецовых в музее-усадьбе братьев художников Васнецовых в селе Рябово Кировской области

Надгробия родителей художников В.М. и А.М. Васнецовых в селе Рябово Кировской области.

Виктор с 10-летнего возраста бесплатно, как сын священника, учился несколько лет в духовном училище, а затем в Вятской семинарии. Но по стопам отца не пошел, в семинарии не доучился. Победу одержало желание рисовать. По согласию с отцом он в 1867 году перебрался в Петербург, чтобы получать художественное образование.

В первый год своей петербургской жизни Виктор Васнецов учился на курсе Ивана Крамского в Рисовальной школе. После — в Императорской Академии художеств (с 1868 по 1873 год).

Выставляться он начал ещё во время учёбы в Академии, а потом присоединился к выставкам Товарищества передвижников. На начальном этапе своей творческой жизни Васнецов писал в основном картины бытового содержания. Затем его начали увлекать сюжеты сказок, былин, исторические и религиозные темы.

Церковная тематика стала основной в его монументальной живописи. Виктор Васнецов принимал участие в оформлении нескольких крупных и известных храмов не только в России, но и за рубежом.

Хотя некоторые работы во Владимирском соборе Киева сделаны другим великим русским живописцем Михаилом Александровичем Врубелем, основную часть росписей сделал именно Васнецов. В центральной части алтаря им написана изумительная Богоматерь с Младенцем, образ которой искусствоведы даже называют «Васнецовской Божией Матерью». Этот лик выделяет то, что художник соединил в нём божественное начало и человеческие черты. «Я поставил свечку Богу», — так сказал Виктор Михайлович по окончании всего объёма работ в этом киевском соборе.

Виктор Васнецов. Богоматерь с Младенцем в центральной части алтаря Владимирского собора в Киеве

Васнецов выполнил живописные картоны для мозаик знаменитого храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Изображения художника использовались для набора мозаик как внутри, так и на фасадах храма. Виктор Васнецов показал своё умение соединять архитектурные объемы с композициями религиозных сюжетов.

Виктор Васнецов. Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов оформлял интерьеры церкви Святой Марии Магдалины в Дормштадте, храма Александра Невского в Софии, собора Александро-Невском в Варшаве. Однако собор в Варшаве, освящённый 20 мая 1912 года, польские власти снесли в 1926 году. Храм был уничтожен как и многие другие православные храмы в Польше. Вместе с прекрасным собором погибли огромные панно, созданные под руководством Васнецова. Удалось спасти всего лишь несколько фрагментов мозаик.

Собор Александро-Невского в Варшаве, фото 1910 года. Осколок мозаики Васнецова.

Зато относительно недавно — в 2007 году, в Москве в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне обнаружили фрески Васнецова, записанные позднейшими росписями.

Интересовала Виктора Васнецова и архитектура. Например, по его эскизам в знаменитой Мамонтовской усадьбе в Абрамцево построили храм Спаса Нерукотворного, оформили главный фасад галереи братьев Третьяковых.

Виктор Васнецов. Проект фасада Третьяковской галереи. 1900 г.

Музей-усадьба Абрамцево. Храм Спаса Нерукотворного

Васнецов нарисовал эскизы своего дома-мастерской (ныне музей), интерьеры которого разработаны в русском стиле.

Дом Виктора Васнецова в Москве

Интерьеры дома Виктора Васнецова в Москве

Виктор Михайлович прожил 49 лет со своей супругой, дочерью купца Рязанцева, Александрой Владимировной. У них с женой было одна дочь и четверо сыновей: Татьяна (1879–1961), Борис (1880–1919), Алексей (1882–1949), Михаил (1884–1972), Владимир (1889–1953).

Младший брат Виктора Михайловича, Аполлинарий Михайлович, под руководством Виктора также стал живописцем. Продолжил художественную династию Андрей Владимирович Васнецов — внук.

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Вятского художественного музея им. братьев Васнецовых, 1992 год. Объект культурного наследия, Скульптор — Ю. Г. Орехов, архитектор — С. П. Хаджибаронов

Интересно, что сын Михаил, которого назвали в честь деда, приходского священника, тоже стал служителем церкви. Правда было это не в России, а в Чехословакии.

Виктор Васнецов умер в своей мастерской 23 июля 1926 года. Сначала его похоронили на московском Лазаревском кладбище в Марьиной Роще, но после его ликвидации в 1937 году прах художника пришлось перенести на Введенское.

Надгробие Виктора Михайловича Васнецова на Введенском кладбище Москвы

Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876

Васнецов Виктор. Аленушка. 1881

Васнецов Виктор. Ковер-самолет. Конец 1870-х

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1879 –1881

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896.

Виктор Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889

Виктор Васнецов. Три богатыря. 1881-1898

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899

Виктор Васнецов. Богатырь. 1920

Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896

Виктор Васнецов. Крещение Руси. Фреска во Владимирском соборе Киева

Виктор Васнецов. Крещение великого князя Владимира. 1885-1896

Виктор Васнецов. Саваоф, Господь-бог. 1885-1896

Виктор Васнецов. Песнь князя Олега. 1899

Виктор Васнецов. Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения (Спас-на-крови) в Петербурге. 1901

источник

Adblock
detector